Заходер «история гусеницы» читать

  • Вдоль садовой ограды малина и смородина росли так тесно, что казалось, там больше не поместиться и травинке, но крапива, видно, так не считала: ух, сколько ее там было!
  • Там-то и жила Гусеница.
  • Жила она на самом большом кусте крапивы и с утра до ночи жевала крапиву — это было все, что она умела делать, бедняжка!

Но не подумайте, что она жаловалась на свою судьбу.

Ничего подобного!

— Ах, как хорошо жить на свете, когда крапивы вдоволь! — приговаривала она в те редкие минуты, когда переставала жевать. — Да, это и называется — жить в свое удовольствие! Как хорошо!

  1. А кругом и правда было так хорошо!
  2. Солнце с каждым днем поднималось все выше, сияло все ярче, грело все сильнее — и на земле все старались ему подражать: деревья, кусты и травы тянулись в вышину; речка сверкала так, что больно было смотреть; все теплее становился ветер, а луг покрылся тысячами маленьких желтых солнышек — это расцвели одуванчики.
  3. Что говорить — была весна!
  4. Но Гусеница и знать не желала о весне.
  5. Она никогда не оглядывалась вокруг. Она смотрела только на крапиву, видела только крапиву, думала только о крапиве и жевала, жевала, жевала крапиву…
  6. Даже Лесной Клоп, который жил по соседству, на ветке смородины, находил, что это чересчур.

— Конечно, еда — дело важное, — объяснял он Тлям, сидевшим под листом, — но нельзя же из-за еды — тем более из-за крапивы — забывать обо всем на свете! Где, спрашиваю я, где у этой Гусеницы высшие, духовные интересы? Тут ими и не пахнет!

И Тли, хотя они и ничего не понимали в этих рассуждениях, хором поддакивали Клопу: ведь сам-то Клоп, что и говорить, умел не только есть, но и пахнуть, да еще как — особенно когда волновался. А он всегда волновался, если ему возражали…

Но Гусеница и не думала волноваться. Она, можно сказать, и ухом не вела (тем более что ушей у нее не было).

— Я выше этих пересудов, — ворчала она. — Я занимаюсь делом, а на всех остальных мне наплевать!

Спору нет, свое дело она знала: ведь далеко не каждый сумеет с утра до ночи глодать сырую крапиву и ни разу не обжечься! И все-таки… И все-таки, по-моему, ей не следовало так презирать всех остальных! Например, птиц.

— Поют, — сердито ворчала она, когда птицы распевали свои лучшие песни. — Поют и чирикают! Пустозвоны! Песнями сыт не будешь!

— Ах, нет! Петь — это так прекрасно! — вздохнул молоденький Кузнечик, который умел играть на своей скрипочке одну-единственную ноту. — Я бы так хотел петь, как птица!

— Ну и пой! Пой на здоровье! — хихикнула Гусеница. — Можешь даже летать! Самое подходящее занятие для пустозвона!

— А… ведь… когда-нибудь… и ты… будешь… летать, соседка… — раздался чей-то медленный, скрипучий голос.

Гусеница так изумилась, что даже оглянулась.

Это говорила мудрая старая Улитка. К ее словам нельзя было не прислушаться: все знали, что она старше всех на свете — ей было два, а то и три года — и она много повидала на своем веку.

— Это вы мне? — спросила Гусеница.

— Да… да… именно тебе… Когда-нибудь у тебя вырастут крылья, и ты… будешь… летать… почти… как…

Но Гусеница не дала ей договорить.

— Какая чушь! — крикнула она. — Я — летать? Нет уж, спасибо! Да ни за что на свете! Пусть этой чепухой занимаются птицы! Бессмысленные, пустоголовые твари!

— Ты бы… поосторожнее… о птицах… — проговорила Улитка, опасливо втянув рожки. — Ведь… они… могут… тебя съесть!

Тут Гусеница чуть не подавилась от возмущения.

— Съесть меня? — крикнула она. — Съесть меня? Меня никто не может съесть! Я волосатая и очень-очень противная на вкус! — с гордостью проговорила она, немного успокоившись. — Это видит всякий, у кого есть глаза! Да! Меня никто не может съесть! Есть — это мое дело!

  • И она было уже собралась заняться своим делом, как вдруг…
  • Как вдруг что-то огромное, страшное с шумом и свистом налетело на нее. Гусеница почувствовала, что ее стиснули, подхватили и понесли высоко-высоко, в самое небо…
  • «Ну что ж, попила, поела — недаром жизнь прожила», — мелькнуло у Гусеницы в голове. Бедняжка решила, что пришла ее смерть…
  • На самом деле это был Скворушка, совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей.

— Мама, мама! Гляди, чего я нашел! — крикнул он, усаживаясь на ветку перед скворечником, прибитым на очень высокой елке.

Из скворечника выглянула мама Скворчиха.

— Брось немедленно эту гадость! — строго сказала она. — Ох уж эти дети! Всякую дрянь тащат в рот! Брось сейчас же, а то у тебя живот заболит.

Скворушка, к счастью для себя — а особенно для Гусеницы! — был послушным ребенком. Он немедленно выпустил Гусеницу из клюва, и она стремглав полетела вниз.

Но, надо отдать ей справедливость, она не потеряла головы: падая, она успела выпустить шелковинку, и чем длиннее становилась шелковинка, тем плавнее становилось падение. А вскоре шелковинка зацепилась за сучок. Гусеница ловко подтянулась и наконец, слегка помятая и очень испуганная, уселась на сучке и смогла перевести дух.

  1. Чуть-чуть отдышавшись, она почувствовала сильный голод и огляделась в поисках своей любимой крапивы.
  2. И она увидела…
  3. Она увидела луг, и речку, и лес за рекой — весь мир, большой и широкий мир, в котором она родилась и выросла и которого никогда не замечала.

— Сколько крапивы! — вырвалось у нее. — Я и не знала, что на свете так много крапивы!

— Извините, вы что-то сказали? — спросил чей-то бас у нее над самым ухом (хотя ушей у нее, как вы помните, не было).

Гусеница вздрогнула и обернулась.

Возле нее сидел Жук, такой большой, что просто странно, как это она не заметила, когда он появился. Он был весь закован в блестящий темно-коричневый панцирь, а на голове у него торчала пара длинных, грозных рогов.

— Я сказала, как много крапивы, — объяснила она, против обыкновения, довольно вежливо: уж очень внушительный вид был у Жука.

— Крапивы? Где? — переспросил Жук удивленно.

— Ну, всюду! — Гусеница повела головой.

Но Жук продолжал недоумевать.

— Если вы имеете в виду вот это, — показал он вперед, — то это вовсе не крапива! Это речка!

— Да нет! Вон там, наверху!

— Наверху? — засмеялся Жук. — Это небо! Уверяю вас, там нет никакой крапивы!

— То-то, я смотрю, цвет какой-то странный, — согласилась Гусеница. — А вон там, впереди? Там все зеленое — это, уж конечно, крапива!

— Да что вы, — удивился Жук, — это же лес! Лес!

— Это еще что такое? — буркнула Гусеница. Ей стало уже неинтересно слушать.

Но Жуку, видно, понравилось объяснять.

— Лес — это замечательная вещь! — с воодушевлением продолжал он. — Это много-много деревьев, и кустов, и трав, и… и всего, чего душе угодно!..

— Значит, там-то есть крапива? — перебила его Гусеница.

— Еще бы! — ответил Жук. — Крапивы там хоть отбавляй! Но что крапива! Там есть вещи гораздо повкусней! Например, ягоды! Земляника! Или листья на березах! Объедение! Куда лучше крапивы!

— Сомневаюсь, — сухо сказала Гусеница.

— Уверяю вас! — горячо продолжал Жук, — Хотите, полетим туда! И вы сами убедитесь!

Гусеница пробормотала что-то невнятное. Ей почему-то было стыдно признаться, что она не умеет летать.

Но Жук ничего не заметил. Он был занят: приподняв жесткие блестящие надкрылья, он развернул пару чудесных прозрачных крыльев и загудел, накачиваясь воздухом, — так делают все жуки, готовясь в полет.

— Полетели! — крикнул он наконец, и Гусеница осталась одна…

— Подумаешь, расхвастался, надутый! — обиженно сказала она. — У меня тоже будут крылья! Вот!

— Вы были правы, соседка, — сказала она Улитке, когда, после долгого и трудного путешествия по стволу елки, добралась наконец до родной крапивы и утолила первый голод (люди в таких случаях говорят «заморила червячка», но, конечно, Гусенице это выражение вряд ли бы понравилось).

— Права?.. Я всегда права… А ты… о чем, соседка? — спросила Улитка.

— Я поняла, что мне нужны крылья! Я очень рада, что они у меня будут! И поскорей бы! Ведь тогда я полечу и съем весь этот вкусный… как его… ага, лес!

Улитка только покачала головой. Зато Лесной Клоп, который с интересом прислушивался к их разговору, с довольным видом сказал:

— Не говорил ли я? Не говорил ли я, что, когда она повидает свет, у нее сильно расширится кругозор?

И Тли, хотя и не могли припомнить ничего подобного, разумеется, дружно с ним согласились, чтобы не волновать Клопа…

Гусеница их уже не слушала: она принялась грызть крапиву. Ведь теперь ей еще больше хотелось вырасти и поскорее стать крылатой.

Но хотя грызла она свою крапиву с прежним аппетитом и крапивы было по-прежнему вдоволь, не все оставалось по-прежнему.

Одуванчики давно отцвели и облетели; на лугу появились новые цветы; вскоре отцвели и они — ведь цветы живут так недолго.

Изменилась и сама Гусеница. Она очень выросла — и не мудрено, ведь на аппетит она никогда не могла пожаловаться! А главное, она стала совершать поступки, которых от нее никак нельзя было ожидать!

Порой, например, она переставала грызть крапиву, поднимала голову и озиралась, словно чего-то ждала. А иногда она даже всползала на самую верхушку куста и подолгу смотрела вдаль.

Конечно, она бы ни за что и никому — даже самой себе! — не призналась, что ей хочется снова увидеть небо, и речку, и луг, и лес…

Но вокруг ничего не было видно, кроме листьев крапивы — крапива тоже очень разрослась к этому времени! — и Гусеница спускалась вниз и со вздохом принималась грызть самый большой и сочный крапивный лист.

А однажды Гусенице приснился сон. Кто бы мог подумать! Да, да, самый настоящий сон!

…Она вдруг стала большая-пребольшая; кожа на спине у нее лопнула, приподнялась — точь-в-точь как у Жука! — развернулись два огромных перепончатых крыла, и она взлетела!

Вот она кружит над елкой — скворцы в ужасе прячутся в свой скворечник, а Гусенице и нет до них дела: мерно взмахивая могучими крыльями, она летит над лугом, над речкой — туда, к далекой синеющей полосе леса.

Вот-вот она будет там…
Остается всего несколько взмахов… Но тут с шумом и свистом налетает страшный вихрь… крылья обрываются… и она падает… падает… падает…

Она проснулась, вздрогнув, и от ее резкого движения что-то полупрозрачное, легкое, как мушиное крыло, сорвалось с листа и, покачиваясь, медленно, плавно опустилось на землю. Ее крыло!

Но нет, это была всего-навсего ее старая шкурка. Гусеница так выросла, что уже не помещалась в ней, и шкурка лопнула и свалилась…

Так, значит, она просто-напросто перелиняла во сне? А крыльев у нее все нет? Да и будут ли они когда-нибудь? Ведь время идет и идет…

Да, время шло и шло. И хотя лето было в самом разгаре, и солнце, казалось, грело сильнее прежнего, и на смену отцветшим цветам приходили все новые — что-то ушло вместе с ушедшей весной.

  • Гусеница и сама не понимала, что ей чего-то не хватает, как однажды у нее вдруг вырвалось:
  • — Как жаль, что птицы больше не поют!
  • Она тут же испуганно оглянулась — не слышал ли кто ее странных слов?

Слава богу, кажется, никто не слыхал? Хотя почему Лесной Клоп так сердито на нее смотрит? И почему все Тли дружно захихикали тоненькими голосами?

Ну что ж, она заслужила насмешку! Подумать только, что она — она! — могла сказать такую вещь!.. Нет, надо выкинуть все эти глупости из головы.

И в этот самый день прилетел откуда-то первый желтый лист.

А потом желтых листьев стало много-много, и они начали падать; все чаще накрапывал дождь, ветер становился все сильнее и холоднее, и даже солнце ничего не могло с этим поделать…

И наконец наступил роковой день: день, когда Гусеница почувствовала, что она больше не хочет — не может! — есть.

Да, да! Вялая, сонная сидела она на листе — на большом, сочном, аппетитном листе! — и, вместо того чтобы грызть его, вяло и сонно, словно от нечего делать, обматывала сама себя шелковинкой.

Читайте также:  Занятие «путешествие по сказкам» в подготовительной группе

— Смотри-ка! — взволнованно сказал Лесной Клоп. — Наша соседка-то, видно, помирает! Перестала есть! Ну что ж, я всегда говорил ей, что фантазии до добра не доведут! Но кто в наши дни слушает разумные советы!

На этот раз Тли даже не поддакнули ему: они только еще глубже уткнули носы в мякоть смородинного листа. Да и неудивительно: Клоп действительно очень разволновался!

А Гусенице было уже все равно. «Может быть, я и правда умираю, — сонно подумала она. — Значит, у меня так и не будет крыльев… Ну что ж… хотя жаль… жаль…»

Кто знает, о чем она жалела…

Но она не умерла. Вяло и сонно, но упорно она продолжала до поздней ночи обматываться шелковинкой.

А когда настало утро, Гусеницы на листе крапивы уже не было. Зато под листом, крепко-накрепко привязанный к толстому стеблю, висел плотный шелковистый кокон.

Так прочно был он устроен, так надежно прикреплен, что ему были не страшны ни дожди поздней осени, ни снег, падавший вокруг, ни метели, завывавшие в голых ветках, ни морозы, от которых порой замертво падали голодные пташки и трещали, лопаясь, стволы деревьев.

Прошла зима; с сосулек закапали первые слезинки — сосулькам было жалко, что зима проходит; набухли почки на деревьях; на проталине выглянул первый подснежник — кокон все висел и висел, неподвижный, застывший, словно неживой. Может быть, и правда там не было никого живого?

Но едва раскрылись одуванчики на лугу, с кокона слетела верхушка и какое-то странное существо неуклюже выползло наружу и уселось на сухом листе.

Боже, какое жалкое это было создание! Мокрое, беспомощное, все измятое, и вдобавок на спине у него висели две сморщенные, тоже мокрые, тряпочки!

  1. Но солнце, доброе весеннее солнце, для которого все равны, поглядело на него так же ласково, как на самый прекрасный цветок; и под его теплым взглядом морщинистые лоскутки расправились, развернулись — и ослепительными красками засияла пара чудесных крыльев!
  2. Да, никто бы не узнал в этой прелестной Бабочке нашу старую знакомую — Гусеницу!
  3. Да и кому было ее узнавать? Ведь ни Кузнечика, ни Лесного Клопа, ни Тлей давно не было на свете…
  4. И все-таки кто-то ее узнал.

— Ну, что… соседка? — прозвучал скрипучий медленный голос. — Вот… видишь… у тебя… теперь… есть крылья…

— Ах, здравствуйте, милая Улитка! — отвечала Бабочка. — Да, да, у меня теперь и правда есть крылья! Крылья!

— И ты… можешь… полететь… и сгрызть весь… лес… как ты… собиралась…

— Сгрызть? — удивленно приподняла крылышки Бабочка — Что это значит — сгрызть?

Улитка тихонько хихикнула.

— Ах, да! — вспомнила Бабочка. — Помню, помню! Но почему-то мне совсем не хочется грызть! Да и нечем, по правде говоря! — смущенно засмеялась она.

Она говорила правду: вместо зубастого рта у нее теперь был нежный, тоненький хоботок, пригодный разве для того, чтобы пить цветочный нектар.

— Без… еды… долго… не протянешь… — начала было Улитка, но Бабочка не дослушала ее.

— У меня есть крылья! Крылья! — ликующе повторяла она. — Я могу лететь, куда хочу, и любоваться всем на свете! Ведь крылья… ведь для того и даются крылья, правда?

  • И Улитка — впервые на своем долгом веку — не знала, что сказать.
  • Она еще обдумывала свой ответ, когда рядом с Бабочкой опустился на листик молоденький Мотылек.
  • Он был горд и взволнован: ведь это был первый его полет, и даже когда он сел на листик, крылышки его так и ходили!

— Полетим? — крикнул он, заметив Бабочку.

— Полетим! — радостно откликнулась она.

Оба вспорхнули и полетели туда, где на лугу пестрели цветы, где ослепительно блестела речка, где вдали синела зубчатая полоса леса, — оба юные, сами прелестные, как два цветка…

Источник: https://skazki.rustih.ru/boris-zaxoder-istoriya-gusenicy-skazki-dlya-lyudej/

Тема: Борис Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин»

Конспект урока литературного чтения для учеников 3 «Г» класса МБОУ СОШ №1,проведенного студенткой 3 «А»курса ГБПОУ РО «Конст ПК» специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Амуршаевой Танзилёй Кирманбековной

Дата: 25.02.16г.

  • Тема: Борис Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин»
  • Цель: учить видеть и понимать окружающую природу, учить представлять черты характера героя, его интересы.
  • Задачи:
  • Образовательные:
  • добиваться выразительного чтения сказки;
  • Развивающий:
  • развивать воображение, мышление, связную речь, навыки выразительного чтения;
  • Воспитательные:
  • — воспитывать любовь к родному языку, чувство взаимовыручки, взаимопомощи.
  • Оборудование урока: учебник, мультимедиа проектор.
  • План урока:
  • I.Организационный момент
  • 1. Приветствие
  • 2. Знакомство
  • II. Актуализация знаний по разделу 3 «Как рождается герой»

III. Сообщение темы урока.

IV. Изучение нового материала

1. Слово о писателе.

  1. 2. Первичное чтение (восприятие сказки)
  2. 3. Проверка восприятия
  3. 4.Вторичное чтение сказки детьми по отмеченным частям
  4. 5. Беседа по прочитанному

V. Итог урока.

1.Оценка работы детей .

2.Домашнее задание.

Ход урока

1.Приветствие.

  • -Здравствуйте ребята, садитесь.
  • -Громко прозвенел звонок,
  • Начинается урок.
  • Наши ушки на макушке,
  • Глазки широко открыты.
  • Слушаем, запоминаем,
  • Ни минуты не теряем.

2.Знакомство.

— Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Танзиля Кирманбековна.

II. Актуализация знаний по разделу 3 «Как рождается герой»

— Ребята, на прошлом занятии вы говорили о сказочных героях. Вспомним, что вы успели узнать.

— Кто такой сказочный герой? (Герой сказок).

— Каких сказочных героев вы знаете? (Ответы детей).

— Вспомним, по каким приметам мы отличаем сказочного героя?

СЛАЙД:

  1. Сказочный герой уходит ИЗ ДОМА навстречу трудностям и опасностям.

  2. Он преодолевает препятствия, которые встречаются ему на пути.

  3. Затем сказочный герой возвращается домой повзрослевшим и поумневшим.

— Совершенно верно, настоящий герой меняется, он становится лучше, взрослее, мудрее.

— Всегда ли бывают удачливыми герои, всегда ли они побеждают? (Почти всегда, но есть, например, Колобок – его съела Лиса. Он не прошел испытаний).

— Назовите героев-победителей. (Сестрица Аленушка, Иван-Царевич и т.д.)

— В народных сказках любимый герой – всегда победитель. Он воплощает все лучшие качества: смелость, целеустремленность, доброту и бескорыстие, верность и умение любить и дружить. Есть герои и в авторских сказках. Вспомните героев из авторских сказок. (Ответы детей См. Учебник 1 часть).

III. Сообщение темы урока

— Сегодня мы узнаем, если ли герои в современных сказках. Для этого мы прочитаем две сказки: сказку Б. Заходера «История Гусеницы» и стихотворную сказку Ю. Мориц «Жора Кошкин».

IV. Изучение нового материала

1. Слово о Б. Заходере

— Ребята, а что вам известно писателе Б. Заходере?

  1. -Какие произведения вы читали?
  2. -Я немного расскажу вам о писателе.
  3. Слайды: фото писателя и обложки его книг)

-Заходер Борис Владимирович родился 9 сентября 1918 в молдавском городе Кагуле; отец – юрист, мать знала несколько иностранных языков, занималась техническим переводом. Детство Заходера прошло в Москве . Учился в Литературном институте.

Первые стихи для детей Заходер опубликовал в 1947 г. «Мурзилка», «Пионерская правда». Затем вышли сборники сказок, стихов и переводов «На задней парте», «Мартышкино завтра», «Никто и другие», «Кто на кого похож».

В своих прозаических сказках, которые отличает увлекательный сюжет и лирическое настроение, Заходер обращается к проблемам одиночества, поиска друзей, истинной и ложной красоты, добра и жестокости, рассматривая их в духе андерсеновской сказочной традиции «Отшельник и роза», «Русачок», «Серая звездочка». Заходер известен как переводчик английских и немецких народных песенок, сказок.

2.Первичное чтение (восприятие сказки)

— А теперь прочитаем сказку «История Гусеницы». Я читаю, вы следите за мной.

  • (Чтение сказки учителем).
  • 3.Проверка восприятия
  • — Какое настроение или какие впечатления возникали у вас, когда вы слушали эту сказку?

4.Вторичное чтение сказки детьми по отмеченным частям.

5.Беседа по прочитанному:

1 часть:

— Кто герой сказки? (Гусеница).

(Слайд с изображением гусеницы)

— Что нам известно о гусенице? (жила в крапиве на листе и крапиву ела).

— Чем известна крапива? (Она обжигает кожу, после нее бывают красные пятна ожогов).

(Слайд с изображением густо растущей крапивы)

— А каково Гусенице в крапиве? (Ей хорошо, она счастлива).

— Почему Гусеница счастлива? (Он живет в свое удовольствие: постоянно ест, жует).

— Значит, счастье в обилии еды? (Для Гусеницы – да).

— Мир Гусеницы – это заросли крапивы. Это большой мир или маленький? (Для нас – это маленький мир).

2 часть:

— О каком мире рассказывается в этой части: о большом или малом? (О большом).

— Какой он? (Красивый, радостный).

— Почему? (Это весна).

— Прочитайте строчки, которые изображают весенний большой мир.

(Слайд с изображением пробуждающегося весеннего мира)

— Как к весеннему миру относится Гусеница? (Они знать не знала о весне, о мире вокруг, ее интересовала только крапива – ее еда и жилье).

— Обратите внимание, что в 1 части и 2 части дважды повторяется выделенное слова. какие это слова? (Как хорошо!).

— Кто так думает в 1 части? (Гусеница).

— А кто думает и говорит «Как хорошо!» во 2 части? (Автор).

— Получается Автор и Гусеница видит разный мири по-разному понимают красоту мира.

3 часть:

— Какой герой появляется в 3 части? (Лесной клоп и тля).

— Что нам известно об этих насекомых? (Они тоже питаются молодой листвой и почками и приносят этим вред растениям).

(Слайды с изображениями лесного клопа и тли).

— Клоп и тли должны понять обжору Гусеницу, как вы думаете? (Клоп даже осуждает Гусеницу, а тли ему поддакивают).

— За что Клоп осуждает Гусеницу? (она только есть, но у нее нет высоких духовных интересов).

— Что же это за интересы? (Ответы детей).

— Духовными интересами называются желание открывать новое, путешествовать, познавать и творить прекрасное и доброе).

— Есть ли такие интересы у самого Клопа? (Нет).

— А тогда чем он отличатся от Гусеницы, ведь он тоже любит есть? (Он издает сильный запах и этим нравится тле).

— А есть ли духовные интересы у тли? (Нет, она такая же, как Гусеница).

4 часть:

— Как Гусеница относилась к разговорам Клопа и Тли? (Они ее не волновали, она презирала всех вокруг и считала, что занимается настоящим делом – трудится над очередным листком).

— Почему она презирала птиц? (Она считала, что они попусту поют, ведь их песни не корям, а для гусеницы не было ничего важнее корма).

— Как она их назвала? (Пустозвонами).

— Как вы понимаете слово «пустовон» (Шумят попусту, без толку).

5 часть:

— А как к песням птиц относились другие обитатели леса? (Кузнечик восхищался: сам он мог играть только одну ноту).

— Пытался ли Кузнечик переубедить Гусеницу? (Да).

— И что ему ответила Гусеница? (Что он может и петь и даже летать – это еще более подходящее занятие для пустозвона).

— А что предсказала Гусенице мудрая Улитка? (Что само гусеница тоже будет когда-то летать).

6 часть:

— Что имела в виду Улитка, предсказывая Гусенице будущее? (что она станет бабочкой с крыльями).

— Как к предсказанию улитки отнеслась Гусеница? (она не поверила и даже запротестовала).

— Что еще предсказала опытная Улитка? (Что ей надо быть осторожнее с птицами, они ее могут съесть).

7 часть:

— Поверила ли Гусеница? (нет, она считала, что ее невозможно съесть).

— Почему ее невозможно съесть? (Она волосатая и противная на вкус – это ее всегда защитит. И есть может только она, Гусеница).

— Права ли она оказалась? (Нет, ее схватил кто-то загадочный и она, действительно, полетела).

— Петела гусеница, но не по своей воле. Как она отнеслась к происшествию? (Она решила, что пришла ее смерть).

— Что она подумала в своей последний, как она думала, час? (Что жизнь прожита не зря – она много ела и пила).

— Можно ли считать Гусеницу сказочным героем? Посмотрите на наш слайд и докажите свое мнение (Гусеница – сказочный герой, она, пусть вынужденно, покидает свой дом, и начинаются ее испытания).

— Пройдет ли Гусеница испытания и изменится ли, вам предстоит узнать на последующих уроках, а пока прочитаем вопросы к почитанной сказке на стр. 92.

Ответы на вопросы С. 92.

  1. -Можно ли сказать, что у каждой из них – своя тема?
  2. -О чем же первая часть?
  3. -А вторая?
  4. -А третья?
  5. Миша сказал, что первая часть текста – о Гусенице, вторая – о том, что наступила весна, а третья – о Лесном Клопе и Тлях.
  6. -Ты соглашаешься с Мишей?
  7. -Теперь ещё раз посмотрите на эти три части?
  8. -Какова же главная МЫСЛЬ первой части?
  9. — Маша сказала, что главная МЫСЛЬ первой части такая:
  10. «Гусеница была очень прожорливая и радовалась, что еды (крапивы) вокруг много».
  11. -Вы тоже так думаете?
  12. -Главная МЫСЛЬ второй части, с Машиной точки зрения, такая:
  13. «Наступила весна, и везде сделалось очень красиво, но Гусеница…».
  14. -Вы можете закончить Машино высказывание?
  15. -Главная МЫСЛЬ третьей части, считает Маша, может быть выражена словами Клопа.
  16. -Найдите эти слова Клопа?
Читайте также:  Конспект нод в подготовительной группе. в стране доброты

— Таня Перова сказала, что уже заранее знает, чем закончилась сказка. А вы как думаете, чем закончилась сказка? (ответы детей).

— Таня решила предложить другое стихотворение на похожую тему – стихотворение Ю. Мориц «Жора Кошкин». Откройте учебник на стр. 94. Послушайте стихотворение и подумайте, чем же оно похож на прочитанную сказку.

  • Первичное чтение стихотворения «Жора Кошкин».
  • — Ребята, а что вам известно писателе Юнна Мориц?
  • -Я немного расскажу вам о писателе.

Юнна Петровна Мориц родилась 2 июня 1937 года в городе Киев в европейской семье. Сама Мориц о своем детстве говорит так: « в год моего рождения арестовали отца по клеветническому доносу, через несколько пыточных месяцев сочли его невиновным, он вернулся, но стал быстро слепнуть. Слепота моего отца оказала чрезвычайное влияние на развитие моего внутреннего мира.

— Какое настроение возникло у вас после прочтения? (Веселое). Почему?

Вторичное чтение.

— Прочитаем еще раз, теперь читаете вы. (Чтение детьми).

Беседа:

— Почему стихотворение называется «Жора Кошкин»? (Это герой стихотворения).

— Кто он такой? (Мальчик, вредитель, хулиган).

— Случайно ли поэтесса выбрала фамилию своему герою?

— В чем вредность Жоры? (Он обижает птиц и самоуверенно считает, что чужая боль, беда – ерунда, ничего страшного).

— Так ли это на самом деле?

— Изменил ли свое поведение Жора? (Да).

— Как это произошло? (Его ворон схватил и понес в небо, а Жора пищал от страха, как вороненок).

— Т.е. ворон поставил Жору на место вороненка, заставил его почувствовать как это – причинять боль другому.

Сравни строчки, выделенные одинаково.

— Почему это стихотворение веселое, что его делает таким? (Жора и ворон меняются местами и говорят одни и те же слова, получается перевертыш – перевернутая ситуация, когда герои говорят одни и те же слова, вкладывая разную интонацию).

— Что общего между сказкой Б. Заходера и стихотворением Ю. Мориц? (Оба героя самоуверенны и ничего, кроме своего «Я» не видят, всех презирают и используют. Оба не считаются с чужим мнением и оба в конце концов наказаны за это).

— Чему учит нас сказка Б. Захдера? (Нельзя жить только своим желудком, надо иметь духовные потребности, которые заставят увидеть большой мир, обогатиться новыми знаниями, опытом, обрести новых людей).

— А чему учит стихотворение Ю. Мориц? (Думай, прежде чем захочешь позабавиться: может, этим ты кому-нибудь сделать плохо ради своей забавы).

V. Итог урока

Я надеюсь, вы правильно используемее мудрость сказок и повторите ошибок героев, о которых вы только что узнали.

– Кто нам рассказал о Гусенице(Б. Заходер).

  1. — Чему лично вы научились, прочитав эти сказки?
  2. 2) Домашняя задания
  3. -Выучить наизусть стихотворения «Жора Кошкин»

Учитель ______________Шурлова Е.П.

Методист_____________ Калашникова Н.М.

Источник: https://infourok.ru/tema-boris-zahoder-istoriya-gusenici-yunna-moric-zhora-koshkin-2879746.html

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Борис Заходер "История гусеницы" | Социальная сеть работников образования

Тема урока: Что  характерно для сказочного героя

                       Б.Заходер «История Гусеницы».

  • Тип урока: изучение нового материала.
  • Форма организации обучения: работа в группах, работа в парах, фронтальная работа, работа с книгой.
  • Цель: уточнить понятие « сказочный герой», что герои многих сказок ведут себя сходным образом; учить определять, кто является сказочным героем; совершенствовать умение анализировать сказки русские народные и современные авторские; развивать воображение, критическое мышление, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь и интерес к чтению.

Задачи: Продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы, опираясь на высказывания и поступки героя. С помощью системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст.

Обсудить возможность использования научных сведений в сказке и в стихотворении. Обнаружить, что герой авторской сказки обладает теми же чертами и поступает так же, как герой народной сказки. Учить обосновывать свою точку зрения.

Развивать умение ориентироваться в тексте, определять тему и мысль текста. Воспитание чувства прекрасного через чтение  произведения.

  1. Планируемые результаты: учащиеся должны прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова — определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
  2. Основные понятия: Настоящий герой
  3. Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык

Ресурсы :Основные: Учебник     литературное чтение       (авт.    Чуракова Н.А  ),

  • Дополнительные:   карточки , мультимедийная установка для воссоздания презентации к уроку.
  •  Формируемые УУД:
  • Личностные:  
  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке;
  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;
  • выражать свое собственное мнение;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:                                                                                                                                                                                                                              

  • планировать свои действия;
  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

           Познавательные:    

  • эмоционально и осознанно воспринимать произведение;
  • самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;
  • осуществлять поиск нужной информации,  высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
  • анализировать поступки, выделять главное;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                          

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу,  использовать речь для регуляции своего действия;
  • формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
  • допускать существование различных точек зрения.
  1.                                          Ход урока
  2. I.Организационный момент
  3. Цель: 1) мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  4. — Ребята, сегодня на уроке мы работаем под девизом « С малой удачи начинается успех»
  5. — Какое ключевое слово в этом высказывание?(Успех)
  6.  — Что необходимо для успешной работы на уроке?

(Быть внимательным, заинтересованным и.т.д.)

— Я желаю вам успешно поработать на уроке. Пожмите друг другу руки и пожелайте успеха.

 — Сегодня мы занимаемся в группах и парах. А что нам  для этого необходимо? (Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу)

II.Проверка Д/з.

Цель: 1) Оценить творческую часть домашнего задания, через рефлексию.

— Сегодня мы с вами все вместе  проверяем  творческую часть домашнего задания. И первыми будут показывать своё творчество ребята, которые подготовили  изменённую концовку сказки «Колобок». Остальные  оцениваем творческую часть (рефлексия: «Плюс», «Интересно».)

— Вторыми показывают творческую часть группа ребят подготовившие «Синквейны» сказки «Колобок»,А сейчас «Синквейны» к сказке «Гуси – лебеди»  продолжаем оценивать.

III. этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке.

— Скажите, ребята, кто – нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством Б. Заходера? (ответы детей)

  • — Прочитайте эпиграф урока на слайде:
  • Ты-
  • Вдохновенный,
  • Ты, мой читатель,
  • Душой одарённый,-
  • Ты мне нужнее, чем
  • Сердце в груди.

Жду. Приходи.

  1.                                Борис Заходер
  2. — Сегодня члены клуба «Ключ и заря» приготовили нам небольшую информацию о писателе.
  3. 1 ребёнок

Годы жизни Бориса Владимировича Заходера  9 сентября 1918 года – 7 ноября 2000года. Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.

2 ребёнок. Борис Заходер не только поэт, но ещё и сказочник. Героями его сказок становятся «братья наши меньшие» — птицы, звери, рыбы.

По мотивам сказок писателя «Русачок», «Кот и Кит», Сняты мультипликационные фильмы.

3 ребёнок. Борис Заходер ещё и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как «Винни – Пух и Все –Все- Все». , «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», « Алиса в стране чудес», « Мэри Поппинс».

4 ребёнок За перевод книги «Алиса в Стране Чудес» Борис Заходер награждён почётным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.

5 ребенок. Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни – Пуха, Мэри Поппинс, Алисы в стране Чудес.(прослушивание отрывок из песен).

— Ребята, мы с вами начинаем изучать новый раздел вместе с нашими верными помощниками Машей и Мишей. А вот какой раздел вам нужно расшифровать. Зашифровала его наша гостья догадайтесь кто такая. ( Звучит аудиозапись Баба Яга Догадались? (Баба Яга)

— Расшифруй название главы.

Й О Р Е Г Я С Т Е А Д Ж О Р К А К ( Как рождается герой).

— Откройте содержание учебника. Найдите название глав, и определите, на какой странице начинается эта глава.

  • — Тема нашего урока « Как рождается герой»
  • — Подумайте, о чем пойдет речь на уроке?
  • — Кто такой герой?
  • — Проверим наши предположения, обратившись к учебнику.

— Сегодня на уроке мы будем говорить о героях, но только сказочных. Что же характерно для сказочного героя?

— Цель нашего урока: Узнать, кто же будет являться главным сказочным героем?

—  Постарайтесь своими словами рассказать, что характерно для сказочного героя. Учитывайте все три вывода, которые есть на плакате Летучей Мыши.

3. Первичное восприятие нового материала.

 Цель:1) формировать знания и умения по изучаемой теме

Предлагаю вам провести такое исследование ( работа в группах). Вспомнить сказки «Колобок», «Гуси -лебеди», для этого вы должны образовать 4 группы.

— Первые две группы должны  расставить препятствия в   определенной последовательности.

— А следующие две группы должны будут доказать являются ли  главные персонажи сказок настоящими героями

  1. Колобок уходит из дома?
  2. По дороге ему  встречаются опасности и препятствия?
  3. Какие именно?
  4. Все ли препятствия ей удалось преодолеть?
  5. Возвращается ли он домой?
  6. Можем ли мы назвать Колобка настоящим героем?
  7. Вывод:
  • Уходит ли  Алёнушка из дома?
  • По дороге ей встречаются опасности и препятствия?
  • Какие именно?
  • Все ли препятствия ей удалось преодолеть?
  • Возвращается ли она домой?
  • Можем ли мы назвать Алёнушку  настоящим героем?
  • Вывод:
  1. Отчет представителей групп.
  2. 4.Первичная проверка понимания
  3. Цель: проверить степень усвоения нового материала
  4. — Как вы думаете, а в современных сказках у которых есть авторы герои ведут себя подобным образом?

— Зачитайте вывод  Анишит  Йокоповны. (Если сказка написана по всем сказочным законам, то её герой обязательно ведёт себя по всем правилам.)

— Попробуем это проследить в сказке Б. Заходера « История гусеницы».

  • — Члены научного клуба «Путешествие в мир экологии» подготовили нам сообщение о гусеницах.
  •  Разновидностей гусениц очень много.
  • У гусениц обычно пять пар брюшных ног, но число их может сокращаться до двух-четырех пар, а у личинок некоторых видов, живущих на растениях, они и вовсе отсутствуют.

3 ребёнок. Кроме растительной пищи, гусеницы бабочек могут питаться и пищей животного происхождения. Гусеницам десятка семейств бабочек свойственно хищничество.

Откройте страницу 92. и выскажите свое мнение по плану задания.(Перечитать первые три части этого отрывка.   Есть ли у каждой из них – своя тема? Найти, что об этом думает Миша. Просмотреть эти три части, определить какова же главная Мысль каждой части?)

— Прочитайте Машино высказывание. Вы тоже так думаете? (работа по учебнику на странице 92-93)

Миша Маша
тема главная мысль
О Гусенице «Гусеница была очень прожорливая и радовалась, что еды вокруг много»
Наступила весна «Наступила весна и везде сделалось очень красиво, но Гусеница……..»
О Лесном Клопе и Тлях Нельзя  же из –за еды – забывать обо всём на свете!
Читайте также:  Конспект интегрированного урока в 4 классе. подарки зимы

Физминутка для глаз.

— Прочитайте  конец первой части и начало второй. Найдите выделенные цветом слова. Можно ли сказать, что слово «хорошо» в обоих случаях наполнено одним и тем же смыслом, означает одно и то же?

( Слово «хорошо» в конце первой части произносится от лица Гусеницы и выражает её взгляд на жизнь. Для гусеницы «хорошо» — это когда вокруг много крапивы, то есть еды. Слово «хорошо» в начале второй части наполнено совсем другим смыслом. Оно произносится от лица автора и означает, что с наступлением весны вокруг стало красиво.)

 — В какой части текста говорится о Кузнечике? ( в 5 части). А о птицах (в  4 части).

—  Найдите как Гусеница называет и Кузнечика, и птиц? Почему? ( Гусеница называет и Кузнечика, и птиц «пустозвонами». Она считает, что пение и музыка – это пустое занятие «Песнями сыт не будешь!  Для Гусеницы главное и единственное занятие, наполненное смыслом,- это еда.)

— Вы догадываетесь, что случилось с Гусеницей в конце последней части отрывка? ( Гусеницу унесла в клюве птица).

— Продолжаем читать диалог наших героев. ( с.93-94).

— Почему поэтесса придумала мальчику именно такую фамилию? ( Мальчик, словно кошка, утащил из гнезда воронёнка.)

— Сравните между собой строчки, выделенные одинаково. (  Сначала  ворон пострадал от Жоры, а потом жора испытал то же самое от ворона).

-Можете сказать, что в этом стихотворении смешного?(Смешно в этом стихотворении то, как ворон и Жора меняются местами).

— Почему это стихотворение поместили после отрывка из текста Бориса Заходера?( Ответ уже прозвучал в словах Тани Перовой. Гусеница, так же как и Жора Кошкин, пренебрежительно относится к птицам и считает, что она права и оказываются в клюве у птицы.)

— Вернемся к плакату Летучей Мыши. Можем ли мы назвать гусеницу сказочным героем?

  1. — Чтобы узнать, будет ли она являться настоящим сказочным героем, нам нужно прочитать всю сказку до конца.                                                                  
  2. —  Какую цель ставили на урок?
  3. Добились ли мы ее?
  4. — Кто же такой настоящий сказочный  герой?     
  5. — Где пригодятся полученные знания?
  6. Рефлексия.
  7. Продолжите высказывания:
  8. Я узнал …
  9. Мне было интересно…
  10. Я научился …
  11. Я испытал трудности…
  12. Д/з

1 уровень. Сделать проект. « Настоящие герои русских народных сказок»

2 уровень. Составить свою сказку, где гусеница вернется домой настоящим героем.

3 уровень. У.с. 88 -92 выразительное чтение .

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/03/22/boris-zahoder-istoriya-gusenitsy

Урок литературного чтения УМК Перспективная начальная школа3 класс Б.Заходер История гусеницы

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» Н.А.Чуракова

Ф.И.О. учителя: Молокоедова Любовь Ивановна МОУ «Лицей №5»

Класс: 3 «А» класс

Дата:16.03.2016 г

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Тема урока: Б.Заходер «История гусеницы» .Работа с картиной С.Жуковского «Плотина». Слушание музыкального произведения С.Рахманинова «Прелюдия Соль мажор №5»,А.Аренского «Ручеёк в лесу».

Цель урока:

  • на примере сказки Б. Заходера, проследить является ли Гусеница сказочным героем современной авторской сказки.,
  • -на основе художественных образов ,созданных Б.Заходером, Жуковским, С.Рахманиным показать ,что с наступлением весны начинается новая жизнь.

Формируемые УУД:

Личностные: :

  • способствовать формированию положительного отношения к учебному процессу.
  • учить обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные:

  • под руководством учителя формулировать учебную цель; оценку своей деятельности и деятельности товарищей при выполнении заданий

Познавательные:

  • развивать умение ориентироваться в тексте и осуществлять поиск необходимой информации, пользоваться его условными обозначениями
  • Способствовать развитию универсальных умений и навыков при исследовательской деятельности::умению наблюдать ,анализировать, делать выводы
  • Поход в музейный дом с целью поиска и анализа живописного произведения ;работа с музыкальным произведением

Коммуникативные:

  • формирование умения договариваться и приходить к общему решению при работе в группе, паре.

Оборудование: презентация, учебник литературного чтения Н.А. Чураковой (часть2), таблицы, картинки::гусеницы ,куколки, , бабочки ,плакат с характеристикой сказочного героя, бабочки трёх цветов: зелёная ,жёлтая, синяя( с домашним заданием по выбору), лупы.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация

  • Учитель:
  • Ребята, у меня на столе оказалась какая-то странная записка.
  • Но я ничего не поняла из того, что там написано и не знаю от кого она.
  • Помогите мне, пожалуйста.
  • Учитель: Чтение записки:

«Однажды мне приснился сон. Кто бы мог подумать! Да, да, самый настоящий сон! Я вдруг стала большая-пребольшая; кожа на спине лопнула, приподнялась, — точь-в-точь как у Жука! – развернулись два огромных перепончатых крыла, и я взлетела!»

  1. Догадались, от кого эта записка?
  2. -Кем является гусеница?
  3. Откройте содержание учебника и скажите ,как называется глава ,которую мы начали изучать?
  4. -Как называется произведение , над которым будем работать?
  5. От гусеницы
  6. главный герой
  7. Как рождается герой
  8. Б.Заходер «История гусеницы»
  9. 2. Определенияе темы и цели урока
  10. Мы сказку о Гусенице прочитали
  11. О её превращении всё мы узнали.
  12. Осталось один разгадать нам секрет,
  13. На последний вопрос мы отыщем ответ.
  14. Учитель: Откройте учебники на с 112 и прочитайте вопрос.
  15. Какую задачу будем решать на уроке ?
  16. Кто такой герой?
  17. Чтобы ответить на вопрос ,мы должны вспомнить правила, характерные для сказочного героя
  18. Давайте сверим ваши ответы со словами на плакате мыши.
  19. 1.Настоящий сказочный герой уходит из дома навстречу трудностям и опасностям

2.Он преодолевает все препятствия, которые встречаются ему в дороге.

  • 3.Справившись со всеми испытаниями ,сказочный герой возращается домой повзрослевшим и поумневшим
  • исследуем является ли гусеница сказочным героем?
  • это главное действующее лицо.
  • (дети вспоминают .)
  • Прочитывают на плакате характеристику сказочного героя
  • 3.Актуализация знаний

4.Обобщение и систематизация знаний.

  1. Посмотрите ,какие условные обозначения есть в нашей книге .
  2. Это и будет нашим планом действий на уроке. Согласно нему мы будем доказывать, что гусеница-настоящий сказочный герой
  3. Учитель: Что нам предстоит выполнить ?
  4. — Вспомните ,где живёт гусеница?
  5. -Давайте найдём и прочитаем в тексте
  6. Учитель: Чем занималась гусеница?

Прочитайте вопрос .Какую цель поставим?

  • Какую цель мы ставили?
  • Какой вывод вы можете сделать?
  • Какую цель мы ставили?
  • Читают первый пункт плана .
  • Какой вывод вы можете сделать?
  • Мы с вами доказали 1 пункт ,что гусеница уходит из дома навстречу трудностям и опасностям.
  • Работа в паре Слайд №2

2.Грозила ли гусенице серьёзная опасность?

(докажите)с95-96

3.Зачем она преодолела эти трудности ? — чтобы вернуться в родной сад?

Учитель:

Давайте вернёмся к характерным особенностям героя .Какой вывод вы можете сделать?

4.Какие превращения произошли с гусеницей?

Учитель:

Вспомним , с чего начались превращения ?.Найдите это в тексте.

  1. Что с ней произошло дальше?
  2. Что произошло потом?
  3. Прикрепляю на доску цепочку: картинки
  4. [pic] [pic] [pic] [pic]
  5. Процесс превращения гусеницы в бабочку называется метаморфозом.

Ребята ,а кто догадался , какая бабочка выросла из гусеницы? Для этого вспомним, где жила гусеница.

  • Почему же её назвали крапивницей?
  • Учитель: а как назвать эти превращения по другому?
  • трудное задание, вспомни пройденное, поход в «Музейный Дом», выскажи своё мнение, слушаем музыкальное произведение.
  • трудное задание
  • На самом большом кусте крапивы .Смотрела на крапиву жевала только крапиву, с88-89
  • -Ответить на вопрос,
  • Гусеница покинула дом по своей воле?
  • Читают первый пункт плана
  • является ли гусеница сказочным героем. Читают первый пункт плана
  • нет,её унёс скворушка(доказывают из текста с92 -95

1.гусеница уходит навстречу трудностям.

  1. грозила серьёзная опасность: она могла быть съедена Скворушкой, если бы он не послушал матери;(работа в паре)
  2. могла разбиться, падая вниз с ёлки, если бы вовремя не выпустила шелковинку и зацепилась за
  3. сучок
  4. Чтобы вернуться в сад,гусенице пришлось преодолеть серьёзные трудности(: удержалась на своей шелковинке, совершила долгое путешествие по стволу вниз)с95-96
  5. читают
  6. 2.преодолела препятствия
  7. обматалась шелковиной с105-106

-превратилась в куколку.С106(настало утро и на листе появился кокон с куколкой.

  • превратилась в бабочку с 107.
  • Чтение по слогам ,полностью
  • На крапиве, поэтому крапивница
  • внешние

Давайте попробуем теперь доказать, изменился ли характер гусеницы? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём исследования по плану: в группах.

  1. Работа в группах
  2. 1группа будет исследовать речь гусеницы
  3. 1)Какая речь была сначала
  4. 2)Что изменилось потом в речи?
  5. 2 группа будет исследовать поведение гусеницы
  6. 1) Произошли ли изменения в поведении Гусеницы после встречи с жуком?
  7. 2) Что появилось в ней то, чего не было раньше не было?
  8. 3группа исследовать желания гусеницы.
  9. 1)Какое желание было сначала?
  10. 2)Изменилось ли желание потом?
  11. Работу выполняют на листочках .
  12. Слайд№3
  13. Дети работают с таблицами
  14. Отчёт групп

1.Речь. , (сначала-(Птицы с90-91)пустозвоны, кузнечик тоже), Она лишена высших духовных интересов. Тут ими и не пахнет)

2.речь стала вежливой, нет резкости суждений и самоуверенности

2.Поведение-( Произошли ли изменения в поведении Гусеницы после встречи с жуком?

Что появилось в ней то, что раньше не было?с 98

-расширился кругозор ,стала прислушиваться к героям .

–ей стало стыдно признаться,что нет крыльев.С102-начала совершать поступки.)

3.Желания. (теперь другие желания: любоваться всем на свете

4.Вернулась ли бабочка домой? Вернулась какой?

— Вернувшись, домой, о чём мечтает Гусеница? Найдите это в тексте. (стр.108)

  • -Какие черты характерны для сказочного героя? Вспомним плакат Мыши
  • Какой вывод можем сделать?
  • — Значит, эта сказка написана по сказочным законам и гусеница сказочный герой
  • 3.Вернулась обновлённой и поумневшей
  • она думала не только о еде ,но ей хотелось любоваться всем на свете
  • гусеница обладает всеми чертами сказочного героя
  • 5.Применение знаний в новой ситуации

Ребята, а в какое время года началось превращение куколки в бабочку -весной?.

  1. Слайд №4
  2. 6.Итог урока, рефлексия
  3. 7.Домашнее задание
  4. Птичьи стаи пролетают,
  5. Возвращаются домой,
  6. И сосульки горько плачут,
  7. С крыши спрыгнув головой.
  8. Вся природа оживает
  9. Все мы радостью полны.
  10. Каждый год вот так бывает
  11. С наступлением весны.
  12. -О каком времени года говориться в стихотворении?
  13. Что происходит в природе с наступлением весны?

Почему я начала свой урок с этого стихотворения?-будем открывать новые знания о том, что происходит в природе с наступлением весны.

  • А давайте посмотрим ,что происходит происходят в природе, весной и отправимся в музейный дом с113
  • Что мы будем делать?
  • Что такое пейзаж?
  • Слайд№5
  • Пейзаж — отображение художником увиденной природы
  • Что такое плотина? Плотина — это преграда, которая сдерживает или контролирует поток воды

У Миши Иванова возник вопрос ,он спросил :Почему краски такие неяркие?. Сумеете объяснить это Мише?

Таня Перова. тоже задала вопрос ,она спросила –«Почему некоторые линии как бы волнистые – Будто они чуть-чуть дрожат? Можете ответить на Танин вопрос?

А видно ли, что зима уже на исходе? Что помогает вам почувствовать приближение весны? (рассматривание фрагментов картины с помощью лупы)

-Какие чувства испытывает художник по отношению к этому времени года? А вы?

  1. -Давайте послушаем произведение русского композитора «Прелюдию соль мажор №5» Сергея Рахманинова.
  2. Послушайте ,какие звуки вы услышите?
  3. Слайд№6
  4. Ребята, почему картина и музыка оказались после произведения?
  5. Чем мы занимались на уроке?
  6. Что же происходит в природе весной?
  7. Ребята, почему автор учебника предлагает нам рассмотреть картину, послушать музыку .Что объединяет все эти произведения
  8. Слайд №7

Вернемся к нашему плану. Все ли намеченное мы выполнили? Значит, мы достигли цели урока? Какой вывод можете сделать?

Пригодятся ли вам знания ,полученные на этом уроке в жизни?

Для чего нужна такая работа с произведением? Что вы расскажите об уроке своим родителям?

А на память об уроке я хочу подарить вам бабочек , они не простые ,а с домашним заданием. Они вам будут напоминать о приближающейся весне.

  • Жёлтая -найти дополнительную информацию о гусенице и бабочке крапивнице
  • Зелёная— придумать сказку о гусенице
  • Синяя— выучить стихотворение М.Яснова «Гусеница-бабочке»

Поднимите бабочек вверх, посмотрите ,как красиво !Надеюсь,они вам подняли настроение и будут напоминать о приближающейся весне.

Спасибо. урок окончен!

  1. весне
  2. птицы прилетают, сосульки тают, природа оживает
  3. Мы посмотрим пейзаж Станислава Жуковского «Плотина».
  4. (Краски неяркие .поскольку изображается конец зимы-начало весны:)Небо затянуто облаками-плохо просматривается голубое небо,видна тёмная хвоя елей,вода чёрного цвета)
  5. (Волнистые линии подчёркивают хрупкость деревьев, стоящих без листьев ,зыбкое отражение в воде, а также состояние весеннего воздуха ,идущего вибрирующими струйками пара от земли)
  6. речка освободилась от льда и снега, вода ещё чёрная и холодная, жёлтые почва и брёвна ,видны проталины.
  7. (в целом картина художника вызывает какое-то грустное настроение потому ,что уходит зима, есть надежда,что начнётся новая жизнь)
  8. -приближение весны
  9. В них говорится о приближении весны
  10. автор даёт возможность узнать о приближении весны ,прочитать произведение ,послушать и рассмотреть получше.
  11. анализировали произведение ,слушали музыку и рассматривали картину.
  12. -просыпается ,возрождается новая жизнь
  13. Всё. Знания пригодятся на уроке окружающего мира, музыки, литературы
  14. Дети выбирают бабочек.

Источник: https://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-83280870.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector