- Внеклассное занятие по русскому языку для 2 класса
- «Путешествие в страну русского языка»
- Учитель начальных классов Воронкова Галина Владимировна
- Если ты хочешь судьбу перестроить,
- Если не ищешь отрады цветник.
- Если нуждаешься в твердой опоре —
- Выучи русский язык.
- Он твой наставник, великий, могучий,
- Он переводчик, он проводник.
- Если штурмуешь познания кручи —
- Выучи русский язык.
- Русское слово живет на страницах,
- Мир окрыляющих детских книг.
- Русское слово — свободы зарница —
- Выучи русский язык.
- Ведущий:
Ребята, бережно храните все богатство нашего языка. Ведь по тому, как человек говорит , мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учитесь хорошей, интеллигентной речи. Дорожите словом.
- Дорогие друзья сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие в страну Русского языка, в которой живут буквы, слова, знаки препинания. Итак, мы отравляемся
Есть такое Королевство- Нам оно знакомо с детства. В Королевстве том живёт Многочисленный народ. А народ тот необычный – Из кирпичиков различных Каждый житель сложен там. Отгадать сумеешь сам, Что за жители? Какие В них кирпичики такие? Тех кирпичиков, смотри.
В Королевстве 33.
Догадаться просто тут, Что их буквами зовут. Им скомандуют: «Раз, два!»-
Буквы строятся в слова.
-
- Ведущий:
- Испытание 1
1. С какой буквы не могут начинаться слова? (Ь, Ъ,Ы)
2. Сколько в русском языке гласных букв?(10)
3. Сколько в русском языке согласных букв?(21)
Этих слов ужасно много! Есть похожие немного, Есть короче, есть длиннее,
Проще есть, а есть умнее.
Могут в группы собираться – В предложения слагаться. Будут друг за другом течь – Так из них родится речь. Королевою на троне В красной мантии, в короне Орфография сидит
И придирчиво следит,
Чтоб законы соблюдались, Никогда не нарушались. В королевстве том такие Есть законы основные: Закон первый
Русские слова с жи, ши
Через и всегда пиши. И, конечно, ча и ща Мы напишем с буквой а.
Ну, а жу, щу, шу и чу,
Я серьёзно, не шучу,
С буквой у всегда дружны.
И заметить мы должны,
- Испытание 2
- Составь слова из слогов
- ЛЫ ЧА ПРУ МА НА ША КРЫ ЖИ ШИ ЧАЙ ША НИК ЧА
- РО КА ВЕЛЬ ВСТРЕ
В корне часто гласные, Хитрые, опасные. Слышатся неправильно. Есть такое правило, Нужно слово изменять – Удареньем проверять. Буква чтоб коварная
Стала в нём ударная.
- Ведущий:
- Испытание 3
- — Измени род имен существительных (мужской на женский)
- Повар — повариха Ткач-ткачиха
- Портной — портниха Школьник — школьница
- Купец — купчиха Космонавт-
- Храбрец — Писатель-писательница
- Вставь подходящий слог
Но бывает случай сложный, Что проверить невозможно. Дружим мы со словарём – Это слово там найдём. Есть ещё согласные – Шутники ужасные, Очень любят играть в прятки
И загадывать загадки.
К парному согласному Мы подставим гласную. И загадка решена,
Что за буква здесь нужна.
- Ведущий:
- Испытание 4
- Сколько раз в предложении встречается звук Г (0)
- На вокзале его встретил друг.
- Сколько раз в предложении встречается звук П (3)
- На поляне стоял дуб в два обхвата.
Вот ещё один закон. Нам предписывает он: Имена людей, зверей,
Все названия морей,
Городов, озёр и рек Должен каждый человек
С буквы прописной писать
(С большой буквы начинать). Буква эта – главная,
Потому, заглавная.
Нужно помнить, что предлоги Все такие недотроги – Со словами непременно
Они пишутся отдельно,
Если кончилась строка, То беда не велика. Нужно слово разделить –
По сло-гам пе-ре-но-сить
- Испытание 5
-
- Как я перенес слова (Рассказ первоклассника)
- Мы изучаем перенос, кол —
- вот как слова я перенес: И получил
- ЕдваЗа это «колк
- Я перенес: Опять
- Е —Я перенес:
- два, — О ~
- Как получил пять.
- За это -едва»-. Теперь,
- УколНаверно,
- Я перенес: будет «пять».
- У —
- — Какую оценку получит ученик и почему?
На другую строчку. Букву – одиночку Только ты не отправляй,
От друзей не отрывай.
- Грамматика, грамматика, —
- Наука очень строгая!
- Учебник по грамматике
- Всегда беру с тревогой я.
- Она трудна, но без нее
- Плохое было бы житье!
Сколько правил! Правил сколько!
- С непривычки бросит в дрожь!
- Будь внимательным и только!
- Все запомнишь, все поймешь
- Дети поют частушки
Ставьте ушки на макушке,Слушайте внимательно.Развеселые частушкиСпоем вам обязательно! Нас учили все писать Суффиксы с приставками. Мама будет мне давать
Йогурты с добавками.
- Буквы в Лениной тетради
- Все стоят как на параде.
- Образцовая тетрадь,
- В ней всегда оценка «пять»!
Письму Алёшу дед учил,А вышли-то каракули.Алёша двойку получил.И оба горько плакали. Не ответила про сказкиНа вопрос Аленка.И в дневник ей поместилиГадкого утенка!
- А у нас сегодня в школе
- Интересный случай был.
- На контрольном я диктанте
Буквы все перезабыл! А учительница наша Очень любит тишину. Почему шуметь не любит
Ну, никак я не пойму.
Каждый день как в бой идет Мой приятель Коля. А учеба не идет, Тому причина – Оля!
- Мы частушки вам пропели
- Необыкновенные.
- Потому что дети мы –
- Суперсовременные!
- Сценка
- Ведущий
- Продолжаем путешествие
- Вот перед нами город Пунктуационных знаков.
- Сценка «Пунктуационные знаки».
- . Давайте послушаем его жителей
- Вечно думая над смыслом,
- Изогнулся коромыслом.
- Вопросительный знак.
- Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая?
Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Какие? В чем?
- Вот какой я мастак,
- Вопросительный знак.
- Восклицательный знак.
- Бурным чувствам нет конца:
- Пылкий нрав у молодца.
Дети. Восклицательный знак.
- Восклицательный знак.
- Правильно, ребята!
- Обычно в предложении
- Стою я для того,
- Чтоб выделить волнение,
- Тревогу, восхищение,
- Победу, торжество…
- Мне право от рождения
- В грамматике дано:
- Где я, то предложение
- С особым выражением
- Произнестись должно!
- Точка. Загораживает путь,
- Предлагает отдохнуть.
Дети. Точка.
- Точка. У меня особый пост
- В самой малой строчке.
- Если точка — вывод прост:
- Это значит — точка.
- Фразу следует кончать,
- Если точка рядом.
- Точку надо уважать.
- Точку слушать надо.
- И хотя она твердыня
- В книге и в тетради,
- Без особого труда
- Можно с ней поладить,
- Если только мысли нить
- От воды избавить,
- Если точку не забыть
- Вовремя поставить.
Ведущий. А теперь прошу представиться остальных.
- Многоточие.
- Я — многоточие.
- Обо мне сложены такие строчки:
- Стоят три кумушки рядком,
- Ведут беседу, но тайком,
- Какими-то далекими
- Туманными намеками…
- Двоеточие.
- Я — двоеточие.
- Обо мне говорят так:
- Двоеточие глазастое.
- Ходит знаниями хвастая:
- Так и хочется ему
- Разъяснить нам, что к чему.
- Тире.
- Я — тире.
- Лягу палочкой на строчку,
- Проходите по мосточку.
- Скобки.
- Мы — скобки.
- Словам раскрываем объятья:
- Ждем в гости вас, милые братья!
- Кавычки.
- Мы — кавычки.
- О нас есть такие стихи:
- Всегда подслушать норовят
- То, что другие говорят…
- Запятая.
- Я — запятая.
- Обо мне говорят:
- Выйдет на дорожку
- Всем подставит ножку.
- Но так говорят мои враги.
- Я же помогаю людям читать.
- Там, где я стою нужно сделать небольшую паузу.
- Ведущий.Знаки нужно уважать,
- Правильно употреблять.
Все знаки. Никогда не забывать.
- Испытание 6
- Составьте предложение
- (Берегите лес- наше богатство!)
- · В каком слове сорок гласных? (сорока)
- · Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (твоё имя)
- · Что стоит в середине земли? (М)
- · Знак, который ставится над одной из гласных в слове? (ударение0
· Член предложения, отвечающий на вопрос «Кто? или Что?» (подлежащее)
- · Из этого состоит текст (предложение)
- · Из этого состоит предложение (слово)
- · Что означает имя существительное? (предмет)
- · Бывает устная, бывает письменная? (речь)
- · Часть речи, обозначающая действие? (глагол)
- · Член предложения, служит для обозначения действия (сказуемое)
- Ведущий:
- Итак, наше путешествие в страну Русского языка подошло к концу.
- Учите русский годы к ряду,
- С душой, с усердием, с умом !
- Вас ждет великая награда,
- И та награда – в нем самом!
Источник: http://mih1s.narod.ru/Pages/metod/rus_Voronkova.htm
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе.
Учитель Руденко И. А.
- СЛОВА-ДРУЗЬЯ
- (синонимы)
- Занятие 1
- Цель : Закрепить полученные на уроке знания о синонимах, развивать речь учащихся расширять словарный запас, воспитывать интерес к изучению русского языка.
- Ход занятия:
— Прежде, чем говорить о новых, очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми, словами-близнецами. Вот стихотворение Д.Лукича об одном таком знакомом.
- Много разных есть ключей:
- Ключ-родник среди камней,
- Ключ скрипичный, завитой,
- И обычный
- Ключ дверной.
— Почему слова ключ(родник), ключ(скрипичный) и ключ(дверной) называются омонимами? Приведите примеры омонимов.
— Итак, омонимы- это слова, звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. А сегодня мы познакомимся с такими словами, которые по разному называют один и тот же предмет, признак или действие. Вот один пример. Как по-другому можно назвать ключ, где можно напиться? (Родник)
- Скажи: «Родник» —
- И вот возник,
- Бежит в зеленой чаще
- Веселый ключ журчащий.
- Мы и родник зовем ключом,
- (Ключ от дверей тут не при чем!)
- А.Барто
-Разные слова родник и ключ называют одно и то же. И таких слов в русском языке много. С ними вы не раз встречались на уроках чтения и, конечно, сразу же вспомните, когда услышите небольшую историю о Незнайке и его друзьях.
В клубе веселых человечков переполох: исчез Незнайка. Никто не видел его с самого утра. Пропал, как в воду канул.
— Я думаю, он снова улетел на Луну,- сказал Гурвинек.
— Нет, нет! Он опять взял с собой пончика. А я только утром его видела, возразила Дюймовочка. Она помолчала и, вспомнив что-то, добавила: — Правда, у него был очень загадочный вид.
-Безобразие!- кричал Буратино.- Почему он все время мешает нам? И теперь мы опоздаем на встречу с ребятами.
— Подождем еще немного и пойдем без него,- решил Карандаш.
Минуты через три дверь распахнулась, и в комнату ворвался Незнайка. За ним вбежали Пончик и Сиропчик.
— Я не опоздал?- спросил Незнайка. Он посмотрел на друзей и понял, что провинился:
- -Не сердитесь на нас.
- _- Не обижайтесь,- попросил Пончик.
- -Не дуйтесь, — прошептал Сиропчик.
— Где вы были?- строго сдвинул брови Карандаш.
— В школе. Тут недалеко,- сообщил Незнайка.
-Совсем близко, подтвердил Пончик.
— Рядом, — пролепетал Сиропчик.
— Что же вы там делали?- заинтересовались веселые человечки.- И почему вы так странно отвечаете? Все говорите об одном и том же, но по- разному.
— Я узнал,- объяснил Незнайка,- что второклассникам обещали рассказать сегодня о словах-друзьях. Их еще называют…называют… Как их называют?- обратился незнайка к Пончику.
— Их называют синонимами,- в один голос ответили Пончик и Сиропчик
— Вот-вот! Воскликнул Незнайка. Например, можно сказать : Дюймовочка маленькая…
- — А можно,- перебил Незнайку Пончик,- по-другому: Дюймовочка небольшая…
- — А еще лучше,- вмешался Сиропчик,- Дюймовочка крошечная.
- Незнайка одобрительно посмотрел на друзей и продолжал:
- — Ведь можно сказать так : Пончик и Сиропчик- мои друзья.
- — А я скажу: Незнайка и Сиропчик- мои товарищи,- подтвердил Пончик.
- -И я тоже: Незнайка и Пончик- мои приятели,- согласился Сиропчик.
— Друзья, товарищи, приятели! Мы опаздываем!- послышалось со всех сторон.
— Быстро бежим в школу!- скомандовал Карандаш.- А по пути мы узнаем все остальное.
Веселые человечки поспешили к ребятам, но еще долго слышался голос Незнайки: «Вот, например, ограда…,летчик…,богатырь…»все называли какие-то слова, но мы не расслышали.
? 1) Какие слова называют СИНОНИМАМИ?
- 2) Вспомните, какие примеры приводили Незнайка и его друзья?
- 3) Как по- другому можно сказать: Незнайка исчез; дверь неожиданно раскрылась; Незнайка вбежал в комнату; у Пончика был таинственный вид?
- 4) Какие синонимы вы подберете к словам ограда, (забор, изгородь), летчик (пилот), богатырь(силач)?
- Далее дети отыскивают синонимы в стихотворениях.
- «Бураны, вьюги и метели-
- Как много с ними канители,
- Как много шума, толкотни,
- Как надоели мне они!»
- Так проворчал мороз угрюмый,
- И речку лед сковал без шума,
- Деревья скрыла седина,
- И наступила
- Тишина.
- В. Берестов
- Зябнет осинка,
- Дрожит на ветру,
- Стынет на солнышке,
- Мерзнет в жару.
- И. Токмакова
- Дуб дождя и ветра
- Вовсе не боится.
- Кто сказал, что дубу
- Страшно простудиться?
- И. Токмакова
Дети называют синонимы поочередно из каждого прочитанного стихотворения. Учитель обращает их внимание на то, что синонимы могут обозначать предметы (бураны, вьюги и метели), действия (зябнет, стынет, мерзнет), признаки (выносливый, закаленный).
Далее ученикам предлагается таблица «Найди друзей». На ней два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу словам из правого. Пять первых пар записываются в тетрадях.
- алфавит аккуратный
- огонь алый
- шалун скакать
- чистый азбука
- конница пламя
- прыгать озорник
- бросать кавалерия
- красный кидать
В стихотворении М.Дудина «деревья зимою» ученики не только отыскивают синонимы, но и подбирают к некоторым словам новые.
- Деревья зимою,
- Деревья зимою
- Пронизаны ветром
- И стужей самою.
- И старые сосны,
- И острые ели
- Встают, как солдаты,
- Навстречу метели.
- В пурге по колени,
- Буранами гнутся,
- Вершинами машут, сдают?
- Не сдаются!
? 1) Какие синонимы встретились в стихотворении? (Делаются новое наблюдение: синонимов может быть не два а больше).
2) Какое слово еще можно поставить в ряд метель-буран-пурга?
3) Что сильнее вьюга или пурга? Метель или буран?
4) какие синонимы можно подобрать к словам: стужа(холод, мороз), солдат (боец, воин), встают (поднимаются), гнутся (сгибаются, склоняются).
В заключении учитель читает четверостишие, в которых последнее слово заменено синонимом. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.
- С задорной звонкой песней
- Мы идем на лыжный кросс.
- Воздух чистый, день чудесный!
- Не пугает нас (холод).
- Веселый вестник ливней вешних,
- Промчался в небе первый гром,
- И вот
- Открыл глаза подснежник
- И озирается (вокруг).
- Я трудилась не напрасно
- И запомню навсегда:
- Хлеб вкуснеет не от масла,
- Хлеб вкуснеет от (работы).
- Что делать дома?
- Синонимы часто употребляются в народных сказках, например: в некотором царстве, в некотором государстве; знать не знаю и ведать не ведаю; тоска-кручина горькая; путь-дорога дальняя и т.п. Прочитайте сказку «Окаменелое царство» и найдите в ней слова, близкие по значению.
- Пословицы и поговорки
- Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках: 1) Спеши не спеши, а потарапливайся.
- 2) Приятелей много, а друга нет.
- 3) Переливает из пустого в порожнее.
- Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа?
- Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд(дело).
Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/vnieurochnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie
План-конспект внеурочного занятия «Занимательный русский язык» в 1 классе
Здесь Вы можете скачать План-конспект внеурочного занятия «Занимательный русский язык» в 1 классе для предмета : Начальная школа. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
План-конспект внеурочного занятия «Занимательный русский язык» в 1 классе
Тема: Волшебные слова
Цели: 1. Обогащение словарного запаса.
2. Развитие речи, мышления, памяти, внимания, познавательной активности.
3. Воспитание вежливости.
- Универсальные учебные действия:1) формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение к окружающим;
- 2) формирование умения строить рассуждения в устной форме;
- 3) развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- 4) учебно-познавательный интерес к предмету.
- Оборудование: плакат «Вежливые слова», пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острее меча».
- Место проведения: учебный кабинет.
- Время проведения: 30 минут.
- План-конспект занятия:
I. Оргмомент.
Посмотрите на доску, прочитайте пословицы, слова на плакате. Как вы думаете, о каких словах сегодня мы будем говорить?
II. Ход занятия.
- 1. Игры
- «Доскажи словечко»
- (Дети по ходу чтения текста вставляют хором «волшебные» слова)
- Дядя Стёпа огорчён.
- Рассказал он вот о чём:
- Настя – славная девчонка.
- Настя ходит в первый класс.
- Но давно уже от Насти
- Я не слышу слова… (Здравствуйте).
- А слово-то, какое – очень дорогое!
- Встретил Витю я соседа.
- Встреча грустною была:
- Налетел он как торпеда,
- Налетел из-за угла.
- Но представьте!
- Зря от Вити ждал я слова… (Извините).
- А слово-то, какое – очень дорогое!
- Он про внучку говорил:
- -Экая досада! Я портфель ей подарил,
- Вижу – очень рада!
- Но нельзя ж молчать как рыба.
- Ну, сказала бы… (Спасибо).
- Слово-то, какое – очень дорогое!
(Шкатова Л.А.)
«Вежливые ребята»
(По мере надобности в рассказ хором вставляются «волшебные слова»)
Однажды Петя поехал в автобусе в кинотеатр. Войдя в салон автобуса, мальчик сел на свободное место и с интересом стал рассматривать из окна улицы и витрины магазинов.
На остановке в автобус вошла старенькая бабушка. Петя встал и сказал ей …(Садитесь пожалуйста). Бабушка была очень вежливой и сказала ему… (Спасибо).
Вдруг водитель резко нажал на тормоза, так как через дорогу бежала собака. Петя чуть не упал и сильно толкнул молодого человека. Парень уже хотел было рассердиться, но мальчик быстро сказал… (Извините, пожалуйста). Молодой человек улыбнулся и сказал: «Ничего страшного. Бывает».
- «Вежливое слово»
- -Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
- -Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).
- -Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
- -Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).
- -И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).
2. Беседа.
(Дети дают развёрнутые ответы)
-Какие «волшебные» слова вы знаете? (Плакат «Вежливые слова»)
-Как надо произносить «волшебные» слова? ( «Волшебные» слова надо произносить приветливо, глядя на того, к кому обращаешься).
-Что никогда не делает вежливый человек? (Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей и не дразнит своих товарищей).
-Почему так говорят: «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острей меча»?
3. Ролевые игры.
(Дети показывают, как бы они поступили, в небольших сценках с участием одноклассников)
***
(В сценке участвуют два человека. Алёша забыл учебник по математике дома). Мальчик просит у Вики учебник на один урок: «Вика, дай, пожалуйста, учебник на один урок».
- Вика: «Бери, не жалко».
- Алёша: «Спасибо, ты меня выручила».
- ***
- (В сценке участвуют до10 человек, изображая давку в автобусе)
Данил «случайно» наступает на ногу Жене и говорит: «Извини меня, пожалуйста. Я случайно».
Женя улыбается, не сердится.
***
Класс. Звенит звонок. Дети сели на свои места, приготовились к уроку. Учитель у доски объясняет новое правило. Вдруг запыхавшись, в класс входит Саша и говорит: «Простите, пожалуйста, за опоздание, я проспал, потому что у меня сломался будильник»
- Учитель: «Проходи на своё место и тихо готовься к уроку. Старайся не мешать одноклассникам»
- 4.Сценка «Волшебное слово»
- (Сценку по одноимённому рассказу В.Осеевой готовят обучающиеся 5 класса)
- Действующие лица: Павлик, старик, Лена, бабушка, брат.
(На скамейке сидит старик и зонтиком что-то чертит на песке. Рядом садится взлохмаченный, раскрасневшийся разъярённый мальчик).
Старик. Да ты только что кричал, плакал. Сердился.
Павлик. А Вам-то что? Я скоро совсем из дома убегу из-за одной Ленки. На одной краски не даёт, а у самой сколько! А бабушка меня из-за одной морковки из кухни прогнала тряпкой… Никто меня не любит и не жалеет…
Старик. Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
Павлик. А какое слово?
- Старик. (Наклонился к мальчику и что-то прошептал)
- -Не забудь, как нужно говорить волшебное слово…
- Павлик (Подбегает к сестре)
- -Лена, дай мне, пожалуйста, одну краску…пожалуйста…
- Лена (Удивлённо)
- -Тебе какую?
- Павлик
-Мне синюю. (Подержав краску в руке, отдаёт её сестре).
- -Пойду к бабушке. (Павлик подошёл к бабушке и обнял её)
- -Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста…
- Бабушка (Широко улыбнувшись)
- -Горяченького …горяченького захотел, голубчик мой!
- Павлик (Подпрыгивая)
-Волшебник! Волшебник!
- Павлик (Обращаясь к старшему брату за столом)
- -Возьми меня покататься на лодке…пожалуйста…
- Лена.
-Возьми его. Чего тебе стоит.
- Бабушка.
- -Конечно, возьми!
- Старший брат.
-Эх, ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
Павлик (Выскакивая из-за стола)
-Помогло! Опять помогло!
5. Итог занятия.
-Какие вежливые слова мы сегодня вспомнили?
-Как надо произносить эти слова?
Источник: https://docbase.org/68364-plan-konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-zanimatel-nyy-russkiy-yazyk-v-1-klasse.html
Внеурочное занятие по русскому языку. Внеурочные занятия "занимательный русский язык"
- Наталья Блохинова
«Великий и могучий русский язык». Внеурочное занятие на кружке «Секреты речи» - Внеурочное занятие в 3
«А»
классе. - Тема
: Великий
, могучий русский язык
- Цель
: развитие интереса к родному языку
; показать красоту и величие русского языка
; воспитывать чувство уважения к родному языку
; развивать умение вести беседу; пробуждать интерес к исследовательской деятельности.
Оформление
: плакат со словами «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий
, могучий и свободный русский язык
» (И. С. Тургенев)
- Магнитофон
- Аудиозапись «Гляжу в озёра синие»
- План-конспект
Учитель
: Русский язык
— один из богатейших языков мира
. Мы гордимся. Что можем разговаривать на языке А
. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Русский язык
изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку
неотделима от любви к Родине, к своему народу.
(звучит запись песни «Гляжу в озёра синие»
)
Он весь корнями исстари былинный, Он, молодой, напоминает мне Размах и трепет крыльев лебединых, И взлёт ракеты в громе и огне, В его звучанье сок рябины горький И звонкая студёная роса, Что пьют соловушки взахлёб на зорьке, Серебряные ставя голоса.
Присягу и счастливый смех ребёнка, Верительные грамоты послов- Всё отразит и передаст потомкам Живая связь его высоких слов. Он сквозь века проходит горным кряжем, Магическую властью наделён. Язык
России- золотая пряжа, И ткёт его веретено времён.
Мне было бы и жизнь отдать не жалко За песню, уходящую в века Пряди, пряди души народной прялка, Бессмертную основу языка
.
- (Б. Захаров)
- Учитель
: Какие высказывания о русском языке вы знаете
? - (ученики называют высказывания о русском языке
)
- Учитель
: Любовь к русскому языку
выражали многие поэты, писатели.:
Мы живём в стране российской, Признаём язык турецкий
. Итальянский, датский, шведский, И японский, и французский, Но в родном краю по-русски Пишем
, думаем, живём.
Мы тогда лишь вольно дышим, Если речь родную слышим, Речь на русском языку
. И в своей столице древней. И в посёлке, и в деревне, И от дома вдалеке.
Суворов ободрял солдат На русском языке
, Бессмертный Пушкин сочинял На русском языке
.
С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком
.
«Берегите наш язык
, наш прекрасный русский язык – это клад
, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием
; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» сказал И. С. Тургенев
- Какие пословицы и поговорки вы подготовили для нашего утренника? (дети называют пословицы и поговорки о русском языке
)
- Учитель
: Учите русский —
- Годы к ряду,
- С душой, с усердием,
- Вас ждет великая награда
, - И та награда — в нём самом.
Вас сегодня ждёт награда за ваши знания о русском языке
, о слове. Сейчас мы будем отгадывать загадки, разгадывать ребусы и шарады.
Наш язык
обогащается новыми словами, которые одинаково звучат на многих языках мира
. Есть слова. Утратившие своё значение.
Они уходят из языка
(соха, прялка, зипун, кичка)
или получают новое значение (спутник, гражданин)
. Знание истории языка
помогает понять происхождение слов и выражений.
Узнаем, какова история возникновения слов грамматика и рубль.
Слово грамматика возникло давно, ещё у древних греков, и получило своё название от слова грамма-буква. Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ назывался грамотой. Грамотой называется, и умение писать и считать.
Во времена древней Руси мерой цены были серебряные бруски. Если вещь стоила меньше бруска, то от неё рубили такую часть, какая была нужна. Эти небольшие части, отрубленные от целого, стали называться рублями.
^ 1. Разгадывание шарад
:
Шарады- это слова-загадки. в которых несколько букв, слогов или часть слова выделены или описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно составить целое слово.
Жилище-первый слог Затем идёт предлог. А в целом я огромна И называюсь…. (домна)
- Мой первый слог-число с нулями, У всех людей-последних два, А вместе- догадайтесь сами, Всем городам она глава (столица)
- Корнем с «дорогой»
роднится В сборе приставка таится, Суффикс-как в слове «дневник»
, Целым же в космос проник (спутник)
- 2. Занимательные вопросы
: - Какое русское
слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)
- Каких камней не найдёшь в море? (сухих)
- Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (железнодорожного)
- Какой лошадь бывает, когда её покупают? (сырая)
О чём ведётся разговор? – Это чёрная?
Нет, это красная! _ — А почему она белая? — -Потому, что зелёная.
3. Метаграммы
Метаграммы- это головоломки, основанные на изменение в слове одной буквы.
С К в полях меня найдёте. С Г романсы запоёте, С В в косички заплетёте. (колос-голос-волос)
- С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М рубашка-безрукавка, С З скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали (чайка-лайка-майка-зайка-гайка)
- 4. Анаграмма
- Анаграмма- перестановка букв в слове в другом порядке, чтобы получилось новое слово
- Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу. Если ж слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу (насос-сосна)
- Лежу я на земле,
- Прибитая к железу,
- Но буквы переставь –
- В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)
- Эта птица в небе вьется.
- А буквы поменяй местами,
- Полный зёрен к земле гнется. (Сокол-колос)
- Я прежде обувью служил,
- Крестьянин мною дорожил.
- Но если буквы переставишь,
- Меня одеждой быть заставишь. (Лапоть-пальто)
- Заключительное слово учителя
: - Сегодня мы услышали много замечательных слов о русском языку
.
Какие вы запомнили, какие произвели на вас впечатление
? Чему учат эти высказывания?
Русский литературный язык- это величайшее
достижение речевой культуры нашего народа. Что может быть красивее, изящнее и весомее русского языка
? Давайте изучать русский язык
, бережно относится к каждому слову на уроке, дома, на улице! Давайте любить русский язык
.
Публикации по теме:
Открытый урок для учащихся 10 класса «Русский язык как форма существования национальной культуры» МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Комплексно тематическое планирование «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта» Ноябрь (С чего начинается Родина) 1 неделя (31.10 –04.11) «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта». Задачи:.
Конспект урока русского языка в 3 классе. Русский язык 4.04.2016 Тема: Неопределенная форма глагола Тема: Неопределенная форма глагола Цели: дать определение термина «неопределенная форма глагола» ; познакомить с суффиксами глаголов в.
Коррекционная школа. Русский язык 6 класс «Правописание безударных гласных в корне слова» Коррекционная школа. Русский язык 6 класс Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова» Задачи урока: Обучающие: Формировать.
Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Цель: Систематизация знаний о Великой Отечественной войне. Задачи:.
Конспет внеклассного занятия по русскому языку в 3 классе («Начальная школа 21 века»)
left438150Юрявичене Надежда Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 8» г. Смоленск
Тема: Где прячутся ошибки?
Цели занятия: 1.Обобщение материала по правописанию безударных окончаний имен существительных.
2. Развитие мышления, внимания, памяти обучающихся.
3.
Воспитание интереса к русскому языку, используя занимательные задания, обогащение словарного запаса обучающихся.
УУД:
Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; выделение необходимой информации.
Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; участвовать в творческом процессе.
Регулятивные: умение слушать собеседника; осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, сотрудничестве с учителем; ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуациях конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.
Оборудование: презентация, запись песни В.
Шаинского «Улыбка», карточки с картинками, определениями, терминами и текстами листы для создания информационного продукта, набор смайликов.
Ход занятия
1. Эмоциональный настрой
— Язык, на котором мы говорим, красив и богат. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Ребёнок ещё не научился говорить, а на слух уже ловит мамины колыбельные песни, добрые слова бабушки. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг сдвинуть науку, технику. Впрочем, всю жизнь! Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык!
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием сегодня, Будем русский изучать.
2. Интеллектуальный тренинг
-Найдите ошибки в пословицах и поговорках.
Шило в горшке не утаишь. (в мешке)
Не имей сто рублей, а имей миллион. (сто друзей)
Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт. (обойдёт)
Что с возу упало, то в лес убежало. (пропало)
Волков бояться – под одеялом лежать.
(в лес не ходить)
Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою)
У мышки глаза велики. (у страха)
На ловца и паровоз мчится. (и зверь бежит)
Друг познаётся за завтраком. (в беде)
На обиженных мухоморы растут. (воду возят)
3. Проблема. Тема занятия. Цель
— Ребята, у меня в руках диктант, который написал мальчик Петя.
Посмотрите внимательно на его работу и скажите какая у него проблема?
(Детям предлагается текст с ощибками в окончаниях существительных)
Зимний лес. После метеле лес стоял как в сказки. Ель была в хвойной кольчуге. На макушки сосны снежная шапка. У березке вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинке.
Сколько следов на полянке у тропинке! В поисках добычи пробежала лисица. В вершини ели затаилась рысь. В сугроби оставил глубокий след лось. А под сугробам живут кустики бруснике и черники.
__________________________________________________________________
-Почему возникла эта проблема?
— Итак, как вы думаете, над какой орфограммой мы будем работать? Где будут сегодня прятаться от нас ошибки?
(Безударные окончания имен существительных)
— Зачем нам это нужно?
(Чтобы быть грамотными и не делать ошибки в окончаниях имен существительных)
— Сегодня мы создадим очередной информационный продукт.
Работать мы будем по группам. У нас три группы Задание каждая получит по ходу занятия.
4. Работа с информацией
— А что нужно знать, что бы определить окончание существительного?
Игра: «Я знаю падежи»
Детям предлагаются загадки о падежах
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы Кто? И Что?
Ни с кем не спутает никто. (Именительный падеж)
Я работаю старательно,
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать
С предлогом К порой дружу
Но и один гулять хожу. (Дательный падеж)
Кого же нет?
Я очень беспокоюсь, чего же нет?
Отправляюсь я на поиск
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня скажите. (Родительный падеж)
Творите чем? Творите кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад. (Творительный падеж)
Кого винить мне видно сразу
Пусть каждый здесь запомнит эту фразу
Ведь я важней министра! Все это знают тут!
А ну, скорей скажите, как меня зовут?(Винительный падеж)
Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет «в», и «о» ,и «при»
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать
О чём мечтаешь? В чём гулять?(Предложный падеж)
Вспоминаем склонение
— У каждой группы на парте по три карточки с определениями. 1-я группа выбирает карточку указывающую, какие слова относятся к первому склонению; 2-я группа – ко второму склонению и 3-я к третьему склонению. Выбранное определение помещаем на наш информационный продукт. (Дети выбирают, прикрепляют и зачитывают)
Морфологическая задача
(Каждой группе предлагается выбрать из предложенных картинок те, которые изображают предметы названиями которых являются существительные соответствующего склонения. Картинки прикрепляются на информационный продукт.)
5. Вызов
— Все вы знаете песню Владимира Шаинского «Улыбка». У каждой группе есть текст этой замечательной песни. Вы наверное заметили, что в тексте пропущены окончания некоторых существительных. Давайте проверим вашу грамотность и вставим их. А как это будем делать?
(Дети в ходе работы предлагают 2 алгоритма.
Алгоритм 1
Определи склонение существительного.
Определи падеж существительного.
Вспомнии и напиши нужное окончание. Алгоритм 2
Определи склонение.
Подставь в предложение или словосочетание слово-помощник в нужной форме.
Какое окончание в слове-помощнике, такое и в проверяемом.
Они фиксируются в информационном продукте проекта)
Проблемный вопрос
— Зачем нам нужны два алгоритма?
(- Чтобы каждый мог выбрать удобный для него способ)
(Каждая группа работает над окончаниями существительных в песне. Проводится взаимопроверка) Веселая переменка (Дети поют песню «Улыбка») 1От улыбк… хмурый день светлей,От улыбк… в небе радуга проснется.Поделись улыбк…ю своей — И она к тебе не раз еще вернется!
Припев:И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,И кузнечик запиликает на скрипк….С голубого ручейка начинается река,Ну, а дружба начинается с улыбк….С голубого ручейка начинается река,Ну, а дружба начинается с улыбк….
Припев.
2От улыбк… солнечной однойПерестанет плакать самый грустный дождик.Сонный лес простится с тишинойИ захлопает в зеленые ладоши.
Припев.
3От улыбк… станет всем теплей -И слону и даже маленькой улитк….Так пускай повсюду на земле,Будто лампочки, включаются улыбки!
Припев.
6. Мозговой штурм
— Я получила телеграмму от Смешариков. Они предлагают вам словосочетания, вы должны определить окончание имени существительного в нихи отгадать, куда вас хотят пригласить. 1 набор.
В тёплой водичк …, у щук…, на карасик…, в песочк…, от лодк… к лодк… . (на речку, на рыбалку) 2 набор.
По тропинк…, на полянк…, у берёзк…, у осинк…, от ёлочк… к ёлочк… (в лес) (Дети поднимают соответствующие карточки с окончаниями и добавляют свои существительные)
— Теперь, когда мы вспомнили алгоритмы, потренировались в их применении мы без труда исправим ошибки в диктанте Пети. (Каждая группа исправляет ошибки в тесте «Зимний лес» и отчитывается о своей работе)
7. Подведение итогов. — Где сегодня пряталась от нас орфограмма?
— Запишите падежные окончания существительных в таблицу информационного продукта.
— Покажите свой информационный продукт.
(Дети представляют и защищают свой информационный продукт)
8.Рефлексия
— Изучение русского языка Нелегко нам дается пока. Но идет по земле новый век, Должен грамотным быть человек!
Вот и заканчивается наше сегодняшнее занятие. Поделитесь своим настроением.
(Для этого каждая группа выбирает из набора соответствующий смайлик)
Источник: https://electricschool.ru/ground/vneurochnoe-zanyatie-po-russkomu-yazyku-vneurochnye-zanyatiya/