Виды дидактических игр для дошкольников

Игра – важная составляющая жизни любого ребенка. С ее помощью дети усваивают социальные отношения, познают окружающий мир, перенимают жизненный опыт.

Российская педагогика использует дидактические игры как важнейший метод обучения детей. Существуют разнообразные виды дидактических игр. Часто они интегрируются с сюжетно-ролевыми, подвижными, театрализованными играми. При этом дидактическая игра тесно переплетена с процессом обучения и активно способствует формированию знаний и умений детей.

Виды дидактических игр для дошкольников

Классификация дидактических игр для дошкольников

Единая классификация в российской педагогике отсутствует, так как ученые разделяют дидактические игры по различным критериям. Есть несколько видов объединения обучающих игр.

По использованию материала:

  • настольно-печатные – «ходилки», разрезные картинки, лото, домино;
  • игры с предметами – природным материалом, мозаикой, народной игрушкой;
  • словесные – «Краски», «Загадки».

По содержанию обучения и воспитания:

  • по формированию математических представлений;
  • сенсорные;
  • словесные;
  • по ознакомлению с природой;
  • другие игры, которые несут в себе определенные воспитательные и образовательные задачи.

По виду деятельности:

  • беседы;
  • путешествия;
  • загадки;
  • поручения;
  • предположения.

Виды дидактических игр для дошкольников

Структура дидактической игры

Дидактические игры для младших школьников, дошкольников и детей раннего возраста отличаются по сложности, но имеют единую структуру.

Структура дидактической игры вмещает:

  • дидактическую задачу;
  • игровую задачу;
  • игровые действия;
  • игровые правила;
  • результат игры.

Дидактическая задача

Дидактические задачи определяются взрослыми, которые планируют игру и руководят ей. В процессе обучающей игры должно происходить усвоение поставленных учебных задач.

Игровая задача

Она отображает действия детей в процессе занятия. Игровая задача дается в виде установки, которая побуждает участников к познавательной активности.

Игровые действия

Игра невозможна без активных действий, а их сложность зависит от возраста детей. Младшим дошкольникам доступно 1—2 действия, старшим – 4—5.

Игровые правила

Чтобы ребята не теряли интереса к процессу игры, она не должна быть перегружена правилами. Но и без них тоже нельзя. Правила помогают детям взаимодействовать, соблюдать дисциплину, усваивать правильное игровое поведение.

Результат игры

Эта часть отражает достижение учебной цели. В отличие от обычных, дидактические игры не могут довольствоваться только выигрышем, а должны способствовать усвоению знаний и развитию умственной деятельности ребенка.

Виды дидактических игр для дошкольников

Функции дидактической игры

Все виды дидактических игр для дошкольников и школьников объединены общими задачами:

  • Обучающая. Формирует у детей новые знания, умения, навыки, а также закрепляет их. Развивает познавательные процессы, расширяет кругозор;
  • Воспитательная. Оказывает влияние на детскую личность;
  • Ориентационная. Учит разбираться в ситуации, используя полученные знания в дальнейшем;
  • Мотивационно-побудительная. Помогает активизировать деятельность детей, связанную с непроизвольным познавательным интересом.

Виды дидактических игр для дошкольников

Особенности дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дидактические игры для дошкольников в детском саду используются во всем своем разнообразии.

Они занимают большую часть учебного времени, а бывает, что все занятие у дошкольников состоит из нескольких таких игр.

Воспитателями широко используются игры, которые стимулируют несколько видов ощущений – это игры настольные и предметные. Цикличность таких игр частая, что связано с возрастными особенностями дошкольников.

У детей 7-10 лет дидактические игры несколько видоизменяются. На первый план выходят игры словесные.

Учитель, как правило, использует этот вид деятельности в начале или конце урока, чтобы заинтересовать младших школьников или поддержать интерес к пройденному материалу.

Особенностью учеников начальных классов является хорошо развитое воображение, появление логического и аналитического мышления, благодаря чему обучающие игры могут существенно усложняться.

Виды дидактических игр для дошкольников

Условия проведения дидактических игр

  1. До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
  2. Во время всего процесса игры взрослый остается ее руководителем. Он начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и подводит итог.

  3. Педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.
  4. Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила игры, если это нужно.

    Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры.

Игры в детстве являются ведущим видом деятельности человека и имеют для него огромное значение.

Различные виды дидактических игр являются «золотым запасом» взрослых, которые грамотно руководя игрой, помогают детям обучаться незаметно и естественно для своего возраста.

Дидактические игры по математике — видео

Источник: https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8475-vidy-didakticheskikh-igr-dlya-doshkolnikov-i-mladshikh-shkolnikov.html

Виды дидактических игр

Виды дидактических игр для дошкольниковИгра по своей сущности многофункциональна, благодаря чему позволяет гармонично воспитать ребенка и развить личность. Именно поэтому, дидактические игры, видов которых огромное множество, тесно взаимосвязаны с учебным процессом. Итогов достигают дети самостоятельно, что доставляет им массу удовольствия и счастья. Занятия подобного рода расширяют представления об окружающем их мире, кроме того, обучают внимательности, целенаправленности, любознательности, развитие речи и пр.

Какие дидактические игры вообще существуют?

Дидактические игры для детей подразделяют на различные категории, которые связаны с возрастными особенностями деток. Так, для дошкольников используют следующие виды дидактических игр:

  1. Игры с предметами (игрушками) – показывают, как необходимо действовать с различными предметами и знакомиться с ними. Так малыши познают цвета, форму.
  2. Настольные игры, плана «лото», «домино» — благодаря им можно развивать речевые, математические способности, внимание и логику.
  3. Игры со словами, — позволяют описать предметы, выделить признаки. Дети отгадывают предметы по описанию, ищут различия и сходства между ними.

Какие дидактические игры могут использоваться в ДОУ?

В ДОУ могут использоваться такие виды дидактических игр, как:

  • «игры с поручением», связанные с предметами, игрушками. В них подается задание что-то сделать;
  • «путешествия» в игре связаны с погружением в сказки, а основной целью является создание сказочной обстановки, усиление впечатлений, развитие воображения;
  • «загадка-беседа» — позволяет развивать логику, мышление, анализ, делать вводы;
  • «предположение» — помогает окунуться в мир будущего. Например: «Что бы я сделал?», «Кем бы был?», «Что было бы?».

Однако установлено, что дети в возрасте от 6 лет наиболее склонны к умственному развитию. Они наблюдают за деятельностью взрослых, и переводит ее в игру.

Виды дидактических игр для дошкольников

Из-за того, что младшим школьникам сложно выполнять приказы, дидактические игры для них имеют свои особенности. В таком возрасте любая игра должна учить выдержке, вниманию, сообразительности. Поэтому дидактические игры в начальной школе подразумевают вопрос, обращение к действию или задание. Например: «Кто быстрее?».

Таким образом, дидактические игры для школьников обязательно должны учитывать интересы каждого ребенка, и особенности его развития. Именно поэтому, при выборе той или иной игры для учебного процесса, на учителе лежит большая ответственность.

Источник: https://womanadvice.ru/vidy-didakticheskih-igr

Дидактические игры для дошкольников. Виды

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ для дошкольников

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в образовательном процессе. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Основные виды и структура дидактической игры

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация видов дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Виды дидактических игр

Педагоги выделяют виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, игровую задачу, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия.

Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы их играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Здесь могут быть использованы игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Предметы должны быть разные по цвету, форме, величине. В этом возрасте рекомендуется широко использовать музыкально-дидактические игры «Ну-ка, угадай», «Узнай по голосу», «Что кукла делает» и другие с целью обучения детей умению вслушиваться в звучание слов, звуков, встречающихся в словах. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков. Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования. В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»). Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, выполнении правил. Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Воспитатель заранее раскладывает игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае — найти игрушку или предмет. Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из чего она сделана. Руководя этой игрой, воспитатель вначале предлагает детям два направления (вперед — назад, справа — слева), прячет небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, дидактическая игра может быть усложнена. Воспитатель может дать несколько пространственных направлений (4—5) и увеличить число спрятанных игрушек. У детей подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала интеллектуальному развитию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи. Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. Опираясь на возбуждение и торможение нервной системы, упражняет внимание детей, так как картинки неожиданно быстро сменяют друг друга и новые зрительные образы вызывают у них слуховые и словесные образы. Дети упражняются в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.

В подготовительной к школе группе детского сада детям много читают, рассказывают, они играют в дидактические и другие игры, но педагогическая практика свидетельствует, что объем знаний еще не говорит о высоких качествах умственной деятельности.

Причиной является то обстоятельство, что в некоторых детских садах детям дается необходимый запас знаний, но мало уделяется внимания развитию их мышления, воспитанию, умению практически использовать имеющиеся знания, подчиняться существующим правилам.

День здоровья в детском саду. Старшая группа Использование дидактической игры на уроках письма в коррекционной школе Виды дидактических игр для дошкольников Дидактическая игра как средство коррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с Сюжетно — ролевые игры для развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Музейная педагогика в детском саду

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog-hlopotn-voi-viktori-vladimirovny/didakticheskie-igry-9245.html

Статья (старшая группа) на тему: Виды дидактических игр по развитию речи и их характеристики. | Социальная сеть работников образования

Виды дидактических игр по развитию речи и их характеристика.

В дошкольной педагогике дидактические игры можно разделить на три основных вида : игры с предметами  (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.)

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

 По  мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются : ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.,  что очень  важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Кроме предметов практического жизненного значения, существует еще категория предметов, имеющих в жизни детей особого значения. В игрушках представлены в уменьшенном виде те же предметы жизненного окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни.

 Игрушки выдвигают многократные возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач,  например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. Также в играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, нам воспитателям удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) мы применяем при проведении таких дидактических игр как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.

В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

 Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей, значит надо  больше с ними играть. Ведь основу составляет взаимосвязь увлекательной, радостной игры и доступного продуктивного процесса усвоения знаний. Спасибо за внимание!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/14/vidy-didakticheskih-igr-po-razvitiyu-rechi-i-ih-harakteristiki

Виды дидактических игр и их характеристика

  • По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:
  • математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
  • сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
  • речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);
  • музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
  • природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);

для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.) [2. с. 34]

  1. В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:
  2. игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;
  3. настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;

словесные [2, с.23].

Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами).

К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.

Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.

4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

  • В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр:
  • — игры-путешествия;
  • —игры-предположения;
  • —игры-поручения;
  • —игры-загадки;

—игры-беседы. [5, с. 107]

В основу классификации дидактических игр, предложенной Н. И. Бумаженко, положен познавательный интерес детей. В связи с этим выделяются следующие виды игр:

  1. —интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки, ребусы, шарады, шашки, шахматы, логические игры);
  2. —эмоциональные (игры с народной игрушкой, игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвижные, игры-беседы);
  3. — регулятивные (игры с прятанием и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, игры по корректировке речи);
  4. —творческие (игры-фокусы, буриме, музыкально-хоровые, игры-труд, театрализованные, игры в фанты);

— социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия) [10, с. 33].

Глава 2. Познавательная активность детей дошкольного возраста.

Теоретические проблемы активности даны в трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. В них обосновывается неразрывная связь активности и деятельности человека.

Деятельность – специфическая, присущая только человеку активность, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Активность – личностно-деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе общественно-исторического опыта человечества.

Среди разнообразных видов активности (волевая, двигательная, коммуникативная и др.), особо выделяется активность, проявляющаяся в стремлении выхода за любые ограничения, наложенные на построение, выбор и пересмотр любого компонента деятельности.

Это стремление к новым объектам, новым догадкам и предположениям, новым целям и методам, результатам, которые не укладываются в рамки прежних практических и познавательных схем. Разные стороны этой активности отражены в терминах:

  • 1) познавательной активности,
  • 2) бескорыстное познание, несвязанное с утилитарно-практическими задачами,
  • 3) интеллектуальная активность.
  • В отношении детей дошкольного возраста чаще используется понятие «познавательная активность».
  • Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его надругом материале.

Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности».

Поэтому познавательная активность «занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности»1.

Отсюда ясно, что познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства.

Познание ребенка в значительно большей степени, чем познание взрослого, аффективно, событийно и индивидуально. Развитие творческих способностей ребенка – это не развитие креативного мышления, а развитие творческой личности. И если взрослый ведет ребенка по этому пути, то он выступает не столько как носитель внутреннего способа действия, сколько как источник смысла, чувства, страсти2.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.

Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности.

Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и в психомоторике.

В дошкольном возрасте психическое развитие осуществляется двумя основными путями3.

С одной стороны, продолжается развитие естественных форм психики, возникающих еще в раннем онтогенезе, с другой – появляются и интенсивно формируются социальные формы психики при непосредственном взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира опосредуется общением с взрослыми. Стимулирующее влияние на развитие как естественных, так и социальных форм психики оказывают различные сложные виды деятельности (игра, продуктивные занятия, бытовой труд), где имеется возможность одновременного включения и активного функционирования многих психических образований. Наблюдается также развитие переходных форм психики с разной степенью социализированности в условиях многообразного и тесного взаимодействия познания и общения, продуктивных видов деятельности.

Таким образом, в этом возрасте начинает складываться многоуровневая организация психического развития.

К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения с взрослыми возникают более сложные субъективные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала.

Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности. Для его развития необходима специальная организация деятельности ребенка и его общения со взрослыми.

Дошкольника интересует не только новый для него предмет сам по себе. Четырех-, шестилетние дети хотят узнать и его устройство, назначение, способ использования, происхождение. Мотивом, побуждающим дошкольника манипулировать предметами, является познавательный интерес.

Ребенок хочет узнать, как работают часы, что у них внутри. Где спрятан звонок у телефона? Как магнит держит гвозди? Как открываются двери у поезда в метро? Это познавательное отношение отчетливо выступает в специфике детских вопросов, адресованных взрослым.

Количество вопросов резко возрастает к 5—6 годам.

Развитие познавательных интересов у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью. После 4—5 лег дети любят рассуждать, спорить, решать задачи, головоломки, подбирать слова в рифму, сравнивать разные вещи и явления между собой и т. д.

Дошкольник, в отличие от малыша, для которого вопрос является лишь формой общения, контакта со взрослым, забрасывает старших вопросами «почему?», «зачем»? и «как?» Он ждет от них ответа, добивается ясности, выражает сомнение. Четырех-, пятилетний ребенок становится «почемучкой». У него формируется вопросительное отношение к окружающему миру.

Стойкость такого пытливого отношения ребенка к действительности зависит от того, культивируют взрослые это отношение к окружающему или угашают его своим пренебрежительным отношением к вопросам детей и нежеланием отвечать на них.

Но если воспитатель поддерживает вопросы ребенка, побуждает самого ребенка искать решение возникшей задачи, если своими ответами направляет мысли ребенка на постановку и решение новых посильных задач, то формируются ценнейшие черты личности — любознательность, пытливость, наблюдательность.

Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность…

возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его незнания», т. е то новое, что дополняет его знания о предмете.

С одной стороны, интерес как желание знать что-то знать глубже, полнее, точнее возникает, когда ребенок уже что-то знает, например о животных, о транспорте, о сезонных явлениях. Если детям ничего не известно о вулканах или египетских иероглифах, то интерес к таким неведомым явлениям сам по себе не может возникнуть.

С другой стороны, если воспитатель, рассказывая с чем-то, ничего нового детям не раскрывает, им становится неинтересно его слушать. Они ничего нового не узнают и быстро отвлекаются.

Рассказ воспитателя будет интересным, если в нем раскрывается какая-то неизвестная детям, но существенная сторона знакомого объекта: либо происхождение предмета, либо назначение орудия, машины, либо обусловленная образом жизни особенность строения органа животных, т. е. что-то новое даже в том, что ребенку известно. Особое значение для детей-дошкольников имеет узнавание изменчивости явлений, их жизненного значения и практического применения.

Для детей дошкольного возраста решающее значение в формировании познавательных интересов имеет способ подачи новых знаний. Но интерес детей возрастает еще заметнее, когда дополнительные сведения о тех же животных даются в форме открытий самих детей.

В процессе формирования у детей-дошкольников познавательного отношения к окружающему отчетливо раскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов.

В них явственно выражено прежде всего единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности. В них тесно переплетаются старые, т. е.

ранее приобретенные знания и новые, неизвестные, удивительные, которые, однако, воспринимаются ребенком как интересные только тогда, когда они уже немного известны.

Задавая вопросы и получая на них ответы старших или сверстников, ребенок анализирует те сложные факты жизни, с которыми он встречается.

Познавательная активность ребенка побуждает и взрослого разъяснять ему, показывать существующие в жизни зависимости между явлениями. Так ребенок учится обобщать, переходит к категориальным и осмысленным знаниям.

Ситуативность мышления, характерная для трех- пятилетних детей, постепенно преодолевается.

Дети все больше освобождаются от связанности теми житейскими условиями, в которых дана конкретная задача, и переходят к обобщенному и логическому ее решению в уме.

Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмоциональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнавать неизвестное, в радости от сделанных открытий, в формирующейся любознательности.

Этим интерес принципиально отличается от потребности. Направленная на присвоение объекта (пищи, питья), потребность исчезает при ее удовлетворении. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии личности.

Источник: https://studopedia.net/3_46058_vidi-didakticheskih-igr-i-ih-harakteristika.html

Дидактические игры для дошкольников

В статье описана методика проведения различных видов дидактических игр. Рассматриваются настольные и развивающие дидактические игры с примерами.

Игра для дошкольников является ведущей формой деятельности, благодаря игре дети полноценно развиваются.

Дидактические игры — это метод работы с малышами в форме специальных развивающих занятий, являющихся способом активного обучения. Основу таких игр составляет развитие познавательной сферы ребенка.

Системы дидактических игр впервые были разработаны известными педагогами в сфере дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори.

Дидактические игры — это одновременно и игра и обучение. У ребенка в процессе такой деятельности развиваются психические процессы и формируются личностные особенности. Дидактические игры воспитывают в дошкольниках нравственные качества, чувство справедливости, способствуют развитию речи детей, усвоению знаний, развивают познавательные умения.

Значение дидактических игр для развития дошкольников

Дидактическая или обучающая игра имеет особенно важное значение для получения дошкольником новых знаний и совершенствования навыков, полученных ранее. Инициатором игры чаще всего становится педагог или родитель. Ему следует заранее подготовиться, чтобы грамотно организовать игровой процесс.

Впервые полноценно применить дидактическую игру возможно именно в дошкольном возрасте. Это связано с особенностям развития детей от 4 до 6 лет.

Малыши данной возрастной группы обладают устойчивым вниманием. Средняя продолжительность игрового процесса — 20 минут, а в случае повышенной заинтересованности ребенка может длится дольше.

  • В возрасте до шести лет у дошкольника совершенствуется образное мышление, сенсорное восприятие, он полностью готов обучаться.
  • Дошкольники имеют достаточно большой словарный запас, без проблем изъясняются.
  • У детей уже можно определить способности к тем или иным видам деятельности, и развивать их с помощью обучающей игры.
  • Дошкольники 4-6 лет уже могут выполнять действия последовательно, что необходимо для соблюдения правил и успешной реализации дидактической игры.
  • Используя дидактические игры, взрослые развивают у дошкольников моторику, речь, сенсорное, временное и пространственное восприятие, логическое и образное мышление, воображение, память, усидчивость, любознательность.

Развивающая дидактическая игра преследует множество целей, и одна из них — это расширение круга знаний ребенка о природе, свойствах и предназначении предметов, явлениях окружающего мира, правилах поведения и т.д.

Скачать дидактические игры (примеры) Скачать бесплатно в .docx

Структура дидактической игры

Дидактические игры подразделяются на сюжетно-ролевые и игры-упражнения. Последние включают в себя лишь отдельные элементы игры.

Дидактические игры довольно сложны для реализации внутри дошкольного учреждения. Для того, чтобы такие игры не превратились в учебные занятия, в них должны присутствовать следующие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие (или элемент) и правила. В отдельных случаях выделяют также содержание игры и ее окончание.

Рассмотрим структурные элементы дидактической игры более подробно.

Обучающая задача — основной элемент дидактической игры, которому подчиняются все остальные. Обучающая задача для дошкольников формулируется как игровая. Так, в описании задачи раскрывается программа “игровых” действий. Кроме того, обучающая задача стимулирует желание выполнить действия игры. Часто цель заложена в название игры: “Скажи наоборот”, “Угадай по описанию” и т.д.

Игровые действия означают способы участия ребенка в игре. Его активность может проявляться, например, в следующих игровых целях: нащупать игрушку и описать ее; опустить руку в “сказочный” мешочек; подобрать кукле одежду и предметы быта, декорированные геометрическим узором; увидеть и рассказать об изменениях, которые произошли с игрушками, расставленными на столе.

В зависимости от возраста и уровня развития детей игровые действия могут меняться. Однако, есть правило, которого педагог должен придерживаться при организации дидактической игры с дошкольниками.

Это правило разнообразия и содержательности детской деятельности, от которого напрямую зависит развивающий эффект.

Если педагог при проведении занятия действует сам, а дети лишь наблюдают и изредка что-то комментируют, воспитательно-образовательная ценность такой деятельности снижается.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила зависят от целеполагания, и могут различаться даже внутри одной дидактической игры.

Одни направлены на поведение и познавательную деятельность дошкольников, определяют условия выполнения игровых действий, их характер, устанавливают последовательность и очередность, координируют отношения между участниками.

Другие правила могут усложнять решение обучающей задачи. В отдельных играх есть правила, запрещающие какие-либо действия и предусматривающие “наказание”.

Структурные элементы развивающей дидактической игры тесно связаны между собой. Обучающая задача определяет игровые правила, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Виды дидактических игр

Так как дидактическая игра — это сложное педагогическое явление, то и классифицируют ее по большому количеству критериев. Например, по количеству участников она может быть индивидуальной или коллективной. По цели проведения дидактические игры для дошкольников бывают:

  • направленными на развитие речи;
  • творческими;
  • воспитательными;
  • логическими;
  • математическими;
  • прочими.

Общепринятой классификацией в педагогике является следующая.

  1. Дидактические предметные игры. Отличаются большим разнообразием  игровых материалов, содержанием, организацией проведения. В качестве дидактических материалов педагоги используют игрушки, природные материалы (листья, цветы, камушки, ракушки, семена растений), реальные предметы.
  2. Сюжетные дидактические игры, в которых дети выполняют определенные роли, например, продавца магазина или покупателя, пекаря и т.д.
  3. Игры-инсценировки помогают уточнить представления детей о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях (“Путешествие в страну сказок”), о нормах поведения (“Что такое хорошо и что такое плохо?”
  4. Настольные дидактические игры основаны на принципе наглядности, когда детям дается не сам предмет, а его изображение.
  5. Словесные обучающие игры направлены на развитие внимания, памяти, припоминания. В таких играх малыши совершенствуют родную речь, учатся связно изъясняться. Например, “Придумай загадку”, “Ассоциации” и т.д.

Скачать набор дидактических игр для детей своими рукам Скачать архив бесплатно .zip

Настольные дидактические игры для дошкольников

Все настольные дидактические игры для дошкольников условно можно подразделить на три типа:

  • лото;
  • парные картинки;
  • домино.

Дидактические игры в картинках способствуют развитию речи, поскольку во время занятия малыши узнают новые слова и понятия, учатся правильно применять их.

Настольные игры учат внимательности и сосредоточенности, содействуют развитию мышления, так как  дети учатся делать выбор и вслух обосновывать свое решение.

В процессе занятия дошкольник учится контролировать свои действия и нести за них ответственность.

Скачать картинки для дидактических игр Скачать архив бесплатно .zip

Примеры настольных дидактических игр

“Деревья”

Для этой настольной игры используются два вида рисунков: на одном — листья разных пород деревьев, на втором — сами деревья с написанным сверху названием.

Необходимо выделить некоторое время для ознакомления ребенка с парными листиками (деревьями и их листьями). Далее нужно разделить листы. Задача дошкольника — вспомнить при демонстрации любого из деревьев какие у этого дерева листья.

После того, как прозвучит правильный ответ, листья надо найти на картинке.

  1. “Где, чья мама”
  2. Эта печатная дидактическая игра схожа с предыдущей, но на картинках выступают звери и их детки. Педагог помогает ребенку запомнить изображения, чтобы в дальнейшем он сам мог по картинке вспомнить название взрослого и молодого животного
  3. “Собираемся в школу, на море, на рыбалку”

Для проведения этой настольной дидактической игры следует подготовить портфель или любую другую сумку; различные предметы для разной деятельность (для моря, школы, рыбалки). Например, для школы такими предметами могут быть карандаши, ручки, линейка.

Для моря: надувной круг, сланцы, кепка, крем для загара, солнечные очки. Для рыбалк: удочка, ведерко, сачок. Надо разложить предметы в соответствии с их назначением, объясняя при этом ребенку свои действия. Пусть малыш поймет логику и идею данной настольной игры.

Когда ребенок все запомнит, стоит предложить ему “собраться” самостоятельно.

Развивающие дидактические игры для дошкольников

Приводим пример развивающих дидактических игр, цель которых — развитие таких важных качеств для будущего школьника, как память и внимание.

Дидактическая игра “Исчезнувший предмет”.

В игре участвуют не менее двух человек. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить их. Далее участники отворачиваются, а ведущий прячет одну из игрушек и предлагает ребятам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий дает фишку. Победителем становится тот, кто соберет больше всех фишек.

Дидактическая игра на внимание “Что изменилось?”

В игре участвуют дети от пяти лет, не менее двух человек. На стол ставятся несколько небольших игрушек, хорошо узнаваемых детьми.

Ведущий предлагает участникам запомнить что и в каком порядке расположено, после чего дети отворачиваются.

В это время ведущий меняет местами несколько игрушек, а затем предлагает ребятам угадать, что изменилось. Как и в предыдущей игре, за каждый правильный ответ дети получают фишки.

Дидактическая игра на внимание “Съедобное — несъедобное”

В данной игре используется мяч. Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное слово и бросает мячик своему соседу. Если слово обозначает любую еду, то ребенок, которому бросили мячик, должен поймать его, то есть “съесть”. Если же слово обозначает несъедобные предметы, мяч ловить нельзя.

Методика проведения дидактической игры

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, сама игровая деятельность и ее анализ.

При подготовке к проведению дидактической игры необходимо реализовать следующие элементы:

  • отбор игры в соответствии с задачами обучения и воспитания;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения и воспитания детей определенной возрастной группы;
  • выявление наиболее удобного времени для проведения дидактической игры;
  • выбор места, где участники смогут играть, не мешая остальным детям;
  • определение количества участников;
  • подготовка необходимого дидактического материала.
  • Проведение дидактических игр включает:
  • ознакомление дошкольников с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;
  • объяснение детям хода и правил игры;
  • показ и разъяснение малышам игровых действий;
  • определение роли воспитателя (болельщик, играющий или арбитр);
  • подведение итогов.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилось ли им занятие, и обещает, что в следующий раз они будут играть в другую, не менее интересную игру.

Анализ проведенной дидактической игры позволяет выявить, какие приемы оказались неэффективными, а какие, наоборот, способствовали достижению цели, что сработало, а что нет.

В дальнейшем это поможет избежать ошибок, совершенствовать подготовку и сам процесс проведения игры.

Также анализ позволит выявить индивидуальные особенности дошкольников, выражающиеся в их поведении или характере, а значит, грамотно организовать индивидуальную работу с воспитанниками группы в будущем.

Источник: https://www.resobr.ru/article/63258-qqq-18-m2-didakticheskie-igry

Структура,характеристика компонентов, виды дидактических игр

Дид игра представляет собой многоплановое слож­ное педагог. явление: это и игровой метод обучения дошколь­ников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

  • Значение дидактических игр:
  • — являются средством воспитания, с их помощью вос-ль воз­действует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;
  • — выполняют обучающую функцию, являются средством первоначально­го обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети от­ражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание форми­рует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окру­жающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;
  • — развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
  • — развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное эвукопроиэношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;
  • — формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;
  • — воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к тру­довой деятельности, желание самим трудиться;
  • — свода красочным оформлением, художественным исполнением раз­вивают эстетический вкус;
  • — способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.
  • Структура дидактической игры:
  • I. Двдактическая задача — подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача — определяет игровые действия, становится за­дачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия — основа игры, её сюжет, проявление актив­ности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила — определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

  1. Существуют разные классификации дидактических игр.
  2. По со­держанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представ­лений, музыкальные игры и др.
  3. По степени активности детей и вос­питателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидак­тические игры.
  4. По наличию игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.

В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, уста­навливать сходство и различие предметов. С их помощью дети зна­комятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величи­ной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классифи­кацию.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

В словесных иг­рах дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать са­мостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развива­ют умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли,

А.И.Соро­кина предлагает свою классификацию дидактических игр: игра-пу­тешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка-, игра-беседа.

41.Особенности руководства дидактической игрой обусловлено требованиями программы, особенностями самой игры, возрастными возможностями детей; требует большого педагогического мастерства.

  • Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ,
  • у детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия,
  • Если в игре есть несколь­ко правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами.

В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие пред­меты и возможные действия с ними, способствуют координации дви­жений, развитию глазомера, овладению пространственными ориенти­ровками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно само­му включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактичес­кому материалу, учить играть с ним.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспита­тель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, по­степенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей.

Правила игры объясняются до ее начала.

Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закре­пить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комп­лектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего до­школьного возраста обладают значительным игровым опытом и дос­таточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд лю­дей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назна­чению.

Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.

У детей проявляется произвольное внима­ние, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполне­нии правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способст­вовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой.

Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

41.Особенности руководства дид и играми в разных возрастных группах.Дидак игры относятся к играм с правилами, специально создан­ным взрослыми в целях воспитания, развития и обучения детей. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследо­вателями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М Богуславской, А.

И. Сорокиной, В. Н. Аванесовой и др. Дидактические игры направлены на развитие у детей произвольного внимания, наблюда­тельности, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельно­сти, развитие любознательности и познавательных интересов. Дидактиче­ская игра для детей, по мнению А. П.

Усовой, — это «взрыв удивления» от восприятия чего-то нового, иногда «поиск и открытие» и всегда игра — это радость, путь детей к мечте. Обучение в игре такое, что, требуя усилия мыс­ли, оно не требует напряжения, не вызывает усталости, страха, нежелания учиться раньше, чем ребенок пойдет в школу.

Черты игровой деятельности в условиях дидактической игры имеют свои особенности:в игре ребенок отражает результаты познавательной деятельности человека, учится выделять признаки предметов, обобщает, классифи­цирует их особенности;- дидактическая игра — имеет готовое содержание, менять в ней что-то нельзя, но, действуя в общем плане, ребенок может творчески подой­ти к способу решения задачи;- самостоятельность детей в дидактической игре ограничена ее содер­жанием, правилами, сначала дети играют под руководством взросло­го, затем, в старшем дошкольном возрасте, могут играть самостоя­тельно;- в дидактической игре дети получают удовлетворение от выигрыша и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнару­живается структура игровой деятельности, т.е. основные элементы, ха­рактеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одно­временно.

Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, она определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — от­ражают взаимосвязь обучения и игры.

В отличие от прямой постановки ди­дактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия детей, становится зада­чей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активи­зирует игровые действия.Игровые действия составляют основу дидактической игры.

Чем раз­нообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.

Игровые задачи — это не всегда практически внешние действия, когда нужно что-то рассмотреть, сравнить, разобрать это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления.Одним из составных элементов игры являются правила игры.

Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива, познавательным содержанием, игровыми задачами и действиями в их развитии и обогащении. Правила имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как надо делать они соотносятся с игровыми действиями.

Усиливают их роль, раскрывают способ действия. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной задачи. Организующие правила определяют порядок, по­следовательность игровых действий и взаимоотношений детей.

Результат игры носит двойной характер: игровой — это выигрыш, правильное решение задачи, дидактический — совершенствование знаний и способов деятельности.Дидактические игры можно классифицировать по содержанию, по за­дачам умственного воспитания, по характеру игровых действий и правил и т.д. В. Н.

Аванесова предложила следующую классификацию дидакти­ческих игр: игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подобрать, разложить, вставить и т.д.); игры с прятаньем и поиском; игры с загадыванием и отгадыванием; игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь результата (кто больше, кто первый и т.д.); игры с фантами.

При такой условной классификации игровое начало и игровые действия выделяются отчетли­вее и игра не утрачивает свойственных ей особенностей.В большинстве случаев исследователи придерживаются традицион­ной классификации дидактических игр по характеру использованного материала: игры с предметами, настольно-печатные, словесные и музы­кально-дидактические.

Дидактические игры бывают сюжетными и бес­сюжетными.Руководство дид игрой состоит в правильном определении дид задачи — познавательного содержания, в определении игро­вой задачи и реализации через нее дид задач; в продумывании игровых действий, которые интересны для детей. Побуждают их к игре, в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов.Особой заботы воспитателя требует создание «материального центра» игры — подбор игрушек, материалов.

Собственно руководство игрой включает несколько этапов;

1 этап — воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начи­нает сама приглашает детей.Мл. возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.Ср. возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать проб­ный ход игры, где воспитатель уточняет правила.Стар.возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.

2 этап — воспитатель контролирует процесс игры. Закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, допол­нительное объяснение, оценку, вопросы, советы. Младший возраст: воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе иг­ры связывает игровые действия с правилами.

Средний возраст: воспитатель действует через правило и прямо игро­вые действия не подсказывает. Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.

3 этап — руководство дидактической игрой как самостоятельной дея­тельностью детей, влияние на варьирование игры, контроль за ее резуль­татом и оценка, воспитатель может взять на себя роль партнера. Данный этап характерен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Стратегию взаимодействия взрослого с детьми в ходе игр с правилами выделили Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Так, с 2, 5 до 4 лет у детей необходимо формировать общие схемы взаимодействия, умение произ­вольно действовать по 1-2 простым правилам; 4,5-5,5 лет — формировать представление о выигрыше, установку на него.

Умение использовать правила определения выигрыша, умение взаимно контролировать соблю­дение правил в игре; 5,5-7 лет — формировать умения придумывать но­вые правила игры, договариваться об общих правилах.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/27849.html

Ссылка на основную публикацию