Классный час «Хлеб-всему голова»
Цель:
- научить детей бережному отношению к хлебу;
- познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб;
- воспитывать уважение к людям труда ( хлеборобам, хлебопекам),
- обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий;
Оборудование:
- плакаты с пословицами: «
- презентация на фоне релаксирующей музыки;
- выставка хлебных изделий на отдельном столе, покрытом старинной вышитой скатертью;
Ход занятия
учитель Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку: Комковато, ноздревато, И губато, и горбато, и твердо, И мягко, и кругло, и ломко, И черно, и бело, и всем мило! Ученики: Это хлеб. Учитель Да, вы правильно угадали, сегодня мы будем говорить о хлебе.
- Каравай земли и неба
- На твоём столе –
- Ничего сильнее хлеба
- Нету на земле.
- В каждом маленьком кусочке
- Хлебные поля,
- А на каждом колосочке
- Держится земля.
- В малом зёрнышке пшеницы
- Летом и зимой
- Сила солнышка хранится
- И земли родной.
- И растёт под небом светлым,
- Строен и высок,
- Словно Родина, бессмертный
- Хлебный колосок!
- И. Коньков
- Самый вкусный, несравненный, Всем знакомый с детских лет — Это наш обыкновенный И любимый русский хлеб:
- Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи, Бублик с маком ароматный, А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной И с икрой, кружком колбасным Белый хлеб или ржаной.
Пироги же — хлеб особый,
Их на праздник подают, А готовят всё со сдобой И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят — Это хлебные игрушки, В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье —
То, что мама испечёт, Для детишек объеденье, Разевай пошире рот!
Воспитатель. О ценности хлеба очень хорошо рассказывает народная сказка. Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок.
Обрадовался. Поднял его и понёс к ювелиру. Спросил: «Сколько стоит мой самородок?». «1000 рублей» — ответил ювелир. Не поверил молодец, пошёл к другому ювелиру. И правильно сделал, потому, что самородок был оценён в 5 тысяч рублей. Но его снова взяло сомнение. Третий ювелир, взвесив золото, сказал, что оно стоит 10 тысяч рублей. Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
«Я знаю, что нет ничего дороже золота на земле» — сказал он седобородому волшебнику – но не могу установить истинную цену самородка». Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, ибо ты ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле… Попробуй неделю не поесть – за кусок хлеба и самородок отдашь.
Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни».
Иван. Цена хлеба, его ценность особенно проверяется в трудные годы.
В Музее Истории Санкт – Петербурга хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба.
Это суточная блокадная норма на одного человека: 125 грамм — на детей и 250 грамм — на взрослого. В этом хлебе 80 % жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 2 % муки.
Воспитатель:
Наши дедушки и бабушки, пережившие голодное военное время, знают настоящую цену хлеба. А вот есть такие дети, которые совершают необдуманные поступки, не задумываются о ценности и важности хлеба, о необходимости беречь и ценить его.
Я видел однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной. Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушла Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
- Решил, что это нищенка была.
- – Как вы думаете, почему старушка, подбирая батон, заплакала?
- – Какие эмоции у вас вызвал этот отрывок?
«Булка» — С.Михалков. Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул И, на ребят почти не глядя, К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал И вдруг спокойно и открыто При всех ее поцеловал.
— Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол. — Я пекарь!- человек ответил И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой, Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.
V. Сценка «Хлеб святой».
А теперь предлагаю Вашему вниманию сценку, подготовленную учениками нашего класса.
Дети исполняют сценку И. Сенченко «Хлеб святой».
Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила: – Фу, какой плохой хлеб! Бабушка рассердилась и стала поучать внучку: – Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо. Если не очень вкусный, говорят: хлеб плохо выпечен… – А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю. – Ах, как нехорошо, – разгневалась бабушка.
– Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела, в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой. Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала: – Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.
- Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.
- Стихотворение читает ученик:
Мальчик, ногою пинающий хлеб, Мальчик, голодных не знающий лет, Помни, что были лихие года. Хлеб – это жизнь, а не просто еда. Хлебом клялись, за хлеб умирали Не для того, чтоб в футбол им играли. В слове народная мудрость таится. Вот что в народе у нас говорится: «Если ты хлеб ценить перестал,
- Ты человеком быть перестал».
- Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение, какие вы испытываете эмоции, чувства, прослушав строки стихотворения «Булка»?
- Ответы учеников:
Мне очень неприятно и стыдно за мальчиков, которые играли хлебом в футбол. Хлеб – это наше богатство и к нему надо относиться бережно. Мы должны быть благодарны людям, которые выращивают для нас хлеб. Когда хлеб лежит на столе – то, кажется, что так и должно быть, цену хлебу узнаешь, лишь только тогда, когда проголодаешься. Хорошо, что мы живём в мирное время, и нам не приходится голодать. Но мы не должны забывать про жителей Ленинграда, перенёсших блокаду города во время войны. Хлеб — драгоценность, им не сори. Хлеба к обеду в меру бери. Мой папа говорит, что хлеб — всему голова. К теме бережного отношения к хлебу обращались и художники мультипликаторы. Давайте посмотрим фильм «Берегите хлеб!»
Воспитатель: Да, ребята, вы правильно сказали, что хлеб — всему голова,хлеб – это наше богатство, ведь недаром русским народом сложено много пословиц и поговорок о хлебе. Давайте вспомним некоторые из них . Составьте пословицы из частей
Воспитатель: Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, должно потрудиться много людей разных профессий. Вспомните, пожалуйста, какие это профессии?
На Руси, чтобы хлеб получился пышным и вкусным, тесто нужно было вымесить очень хорошо. Наши девочки- «хозяюшки» нам расскажут об этом.
- исполняют частушки.
- Тесто я месить пойду,
Отходите дале. Неужели вы меня Раньше не видали?
Замешу я тесто,
Чем вам не невеста? Головой вот так качну, Завлекать парней начну.
Хоть месить мне тесто лень,
Всё же потружуся, А когда я подрасту, Бизнесом займуся.
Меня мама бережёт,
Месить тесто не даёт, Жарит рыбки- окуньки, Чтоб любили пареньки.
Помесить мне разрешите,
Я работы не боюсь. Если правый бок устанет, Я на левый повернусь.
Ой, кончайте вы мешать, ( мальчик)
Дома нечего кусать: Сухари да крошки, Да не мыты ложки!
Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тысяч лет. Слайд 11. Давным-давно люди ели просто зёрна с водой, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Слайд 12. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздроблённые зёрна с водой.
Ученик:В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.Слайд13.
На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почётным. Пекли хлеб с мёдом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием. А сейчас ученики 3 класса покажут нам сказку «Колосок».
- Инсценировка украинской сказки «Колосок».
- Ведущий.
- Два мышонка дружно жили,
- С Петушком они дружили:
- Вместе во дворе играли,
- Вместе песни распевали.
- Вышел Петя как-то раз
- Посмотреть который час.
- По дорожке он пошел,
- Колосок в тени нашел.
- Петушок.
- Вот так чудо — колосок!
- Я подам-ка голосок,
- Крутя с Вертем позову,
- Им находку покажу.
- Ку-ка-ре-ку!
- Круть и Верть, сюда бегом!
- Полюбуйтесь колоском!
Круть. Вот так чудо — колосок!
Верть. Ты нашел его, дружок?
Курть. Его нужно смолотить.
Верть. После тесто замесить.
- Петушок.
- Кто ж на мельницу пойдет?
- Колосок кто отнесет?
- Круть.
- Нам нельзя туда пойти,
- Ждут лягушки впереди (показывает).
- Верть.
- С ними мяч гонять идем,
Ты неси, мы подождем! (Убегают.)
- Ведущий.
- Петя к мельнице пошел,
- Колосок он там смолол.
- На себя мешок взвалил
- И обратно притащил.
- Петушок.
Эй! Мышата! Я пришел!
Куль муки для нас смолол!
Круть.Надо тесто замесить.
Верть. В печку быстро посадить!
- Петушок.
- Тесто кто будет месить?
- Пироги кто в печь садить?
Круть. На рыбалку мы идем.
Верть. Ты пеки, мы подождем! (Убегают.)
- Ведущий.
- Петушок дров нарубил,
- Печку жарко растопил.
- Тесто ловко замесил,
- Печь пирог он посадил.
- Петушок (поет).
- Ты пекись, пекись, пирог.
- Вот так чудо — колосок.
- Кто работал — угостим,
- Пирога тому дадим!
- Ведущий.
- Мышки время не теряют:
- Рыбку ловят и ныряют,
- Пляшут, песенки поют,
- Пирогов румяных ждут.
- (Исполняется «Пляска мышат».)
- Ведущий.
- Час готовности настал,
- Петя пироги достал.
- Сытный, вкусный аромат
- Долетел и до мышат.
Круть. Ох! Животик мой урчит!
Верть. Ох! А мой-то все бурчит!
Вместе Петуху.
Где пирог наш? Доставай!
- Да на стол нам подавай!
- Ведущий. Петя молвил им в ответ:
- Петушок.
«Пирога хотите? Не-е-ет!
- Колосок-то кто нашел?
- Кто на мельнице смолол?
- А дрова-то кто рубил?
- Печь пожарче кто топил?
- Тесто долго кто месил?
- Пироги кто в печь садил?
- Что вы делали в тот час?»
Мышата. Ты простил бы, Петя, нас…
- Петушок.
- Кто трудился много тут,
- Пироги тому дают.
Воспитатель: Недаром говорят, сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. Вот сейчас вы посмотрели сказку, скажите, какая главная мысль этой сказки?
Ответы детей:
Трудиться – всегда пригодится. Без труда – не вынешь и рыбку из пруда. Хочешь есть пироги – не лежи на печи. Кто не работает, тот не ест. Под лежачий камень и вода не течёт.
Учитель. Есть хлеб — будет песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, а хлеб остается хлебом.
- Слава миру на Земле!
- Слава хлебу на столе!
- Дети читают стихи на фоне меняющихся слайдов
- 1 ученик. Если мы хотим кого-то
- Встретить с честью и почетом,
- Встретить щедро, от души,
- С уважением большим,
- То гостей таких встречаем
- Пышным круглым караваем.
- Он на блюдце расписном
- С белоснежным рушником!
- Исполнение песни «Хлеб да соль»
- Хлеб да соль1.Солнце всходит, дарит радость дню,
- птицам голос небу синеву Наша Родина святая Русь,
- матушка Россия я тобой горжусь Выйду в поле всюду колоски,
- и берез родные лепестки Облака над лугом дивною красой, песни величаво льются над землей.
- Припев.
хлеб да соль, хлеб да соль, вышитый рушник. Хлеб да соль, хлеб да соль, каравай велик. Хлеб да соль, хлеб да соль, мы подносим вам. Хлеб да соль, наш поклон дорогим гостям Хлеб да соль, наш поклон дорогим гостям
- 2. кружится земной водоворот,
- дни бегут без крайние в полет Над простором скошенных полей,
- пролетает клином стая журавлей Каравай как солнце на руках,
счастье в сердце радость на устах. Мы Россия матушка всегда с тобой, ждем гостей желанных, дарим хлеб да соль. Припев, проигрыш припев .
- 2 ученик. Пышный, мягкий, пропеченный,
- Подрумяненный слегка,
- Хлеб с горбушкой золоченной
- Шел к тебе издалека.
- 3 ученик. В каждый дом, на каждый стол
- Он пожаловал, пришел.
- В нем здоровье, наша сила.
- В нем чудесное тепло.
- Сколько рук его растило.
- Охраняло, берегло!
- 4 ученик. В нем земли родимой соки,
- Солнца свет веселый в нем.
- Уплетай за обе щеки,
- Вырастай богатырем!
- Воспитатель: И в заключение нашего праздника хочется сказать такие слова: Запомните как дважды два Народной мудрости слова: Кто хлебушком не дорожит, Тот мимо жизни пробежит.
- Вы вспомните мои слова,
Проснувшись утром на рассвете. Ведь ничего дороже в жизни нет, Чем свежий хлеб на этом белом свете.
И, если каждый из вас не глух, не слеп.
Цените родной народный хлеб. Ведь прав был пекарь – мудрый человек — Дороже хлеба в жизни нет!
Песня «Хлеб – всему голова»
Хлеб — величайшая святыня для каждого народа. Мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент- Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой.
Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывают его в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что раздают его в годину бедствия. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем».
Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
- Запомните как дважды два
- Народной мудрости слова:
- «Кто хлебушком не дорожит,
- Тот мимо жизни пробежит».
- И если каждый из вас не глух, не слеп.
- Цените родной народный хлеб!
Источник: https://compedu.ru/publication/stsenarii-vneklassnogo-meropriiatiia-khleb-vsemu-golova.html
Сценарий праздник хлеба в начальной школе
- Ведущий: Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чём будет сегодня наш праздник.
- Отгадать легко и быстро:
- Мягкий, пышный и душистый.
- Он и чёрный, он и белый,
- А бывает подгорелый.
- Без него плохой обед,
- Вкусней его на свете нет.
- Дети: Хлеб
Ведущий: Вы правильно отгадали. Это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе.
А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
Дети: Мягкий, душистый, пышный, белый, чёрный, подгорелый.
Ведущий: Молодцы, вы уже много знаете о хлебе. А сегодня мы ещё раз вспомним о хлебе и поиграем.
- У народа есть слова:
- «Хлеб – всей жизни голова».
- Славится он первым на земле
- Ставится он первым на столе.
Главный урожай, который выращивается на наших полях – это урожай зерна, пшеницы и ржи. Эти зёрна потом смелют в муку, а из неё испекут для всех нас хлеб. Дети, а кто знает, из пшеницы какой хлеб получается (Белый), а из ржи? (Черный). Молодцы!
- Ребёнок1: На полях, как на параде,
- Осень в праздничном наряде.
- По полям он идёт,
- Точный счёт зерну ведет.
- Ребёнок 2: Колоски кругом шуршат,
- Много хлеба у бригад,
- Собран хлеб ещё не весь.
- Так что трудно его счесть.
- Ребёнок3: Сколько – знает агроном
- И амбары под зерном,
- На дорогах тягачи,
- Хлебопёки у печи.
- Все дети: Принимай скорей, страна
- Добрый урожай зерна!
- Ребёнок4: Осень, осень на пороге!
- Всем трудящимся пирог!
- (Выходит Хлебушко, кланяется)
- Хлебушко: Здравствуйте, дети!
- Дети здороваются.
- Ведущий: А кто вы такой, наш уважаемый гость?
Хлебушко: Вот вы заговорили о том, что самый важный урожай у нас в стране тот, из которого потом намолотят зерно для муки. Всё верно. А из муки испекут хлеб. Хлеб у нас – самая главная пища. Вот я и есть тот самый дедушка по имени Хлебушко.
- Ведущий: А наши дети поговорки и стихи о хлебе сейчас расскажут.
- Ребенок 1: Хлебушек ржаной – наш отец родной.
- Ребёнок 2: Ржаной Хлебушко – всем калачам дедушка.
- Ребёнок 3: Всем знакомые слова
- «Хлеб всему голова!»
- Счастлив край,
- Где хороший урожай.
- Ребёнок 4: Сеют в поле зёрна
- Раннею весной,
- А над ними светит
- Солнышко родное.
- На ветру весёлом
- Зашумят колосья,
- Будет урожайной
- Золотая осень.
- Ведущий: Посмотрите, ребята, украшен наряд нашего гостя?
- Дети отвечают: Хлебными колосьями.
- Ведущий: Но чтобы выросли хлебные колосья, надо много потрудиться.
- Игра «Кто с нами?»
- Хлебушко: Кто с нами, кто с нами
- Пашеньку пахати?
- Дети: Мы с вами, мы с вами
- Пашеньку пахати.
- Хлебушко: Кто с нами, кто с нами
- Жито рассевати?
- Дети: Мы с вами, мы с вами
- Жито рассевати.
- Хлебушко: Кто с нами, кто с нами
- Жито косити?
- Дети: Мы с вами, мы с вами
- Жито косити.
- Хлебушко: Кто с нами, кто с нами
- Жито молотити?
- Дети: Мы с вами, мы с вами
- Жито молотити.
- Хлебушко: Кто с нами, кто с нами
- Муку молотити?
- Дети: Мы с вами, мы с вами
- Муку молотити.
- Хлебушко: Это хорошо, что вы такие трудолюбивые.
- Ребёнок 1: Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Ребёнок 2: Когда человек трудится – земля не ленится.
- Ребенок 3: День прозевал – урожай потерял.
- Ребёнок 4: Хлеб ржаной, батон и булки
- Не добудешь на прогулке.
- Люди хлеб в полях лелеют,
- Сил для хлеба не жалеют.
- Ребёнок 5: Ветер спросил, пролетая,
- Отчего ты рожь, золотая?
- А в ответ колоски шелестят:
- — Золотые руки растят!
- Хлебушко: А чтобы урожай был богатым, люди придумали заклички о дождике и солнышке, чтобы и солнце в меру согревало колоски, и дождик в меру лил.
- Закличка «Дождик»
- Дети: Дождик, дождик, поливай,
- Будет хлеба каравай,
- Будут булки, будут сушки,
- Будут вкусные ватрушки.
- Закличка «Солнышко, выгляни»
- Дети: Солнышко, выгляни,
- Красное, высвети,
- К нам на нивку иди,
- Ладить косы и серпы!
- Солнышко, оглянись,
- Красное, повернись,
- Посвети нам в лесок,
- Покажи нм грибок!
Хлебушко: Многое вы теперь знаете, как раньше собирали урожай. А давайте со мной поиграем в игру «Дед».
(Игра «Дед». Дети отходят в сторону и совещаются, как лучше обмануть деда. Они договариваются о какой-нибудь работе. Затем подходят к Деду.)
Дети: Здравствуй, дедушка:
Дед: Здравствуйте, дети. Где вы были?
— На работе.
— Что делали?
Дети поют «У нас серпы – то золотые». В конце песни показывают выбранное движение. Дед угадывает и догоняет детей. Пойманный становится новым Дедом.
Ведущий: Казачата потрудились, вы старались, не ленились. А устали вы?
- Дети: Чуть-чуть.
- Ведущий: Ну, пора и отдохнуть.
- Песня «Казачата» муз. Листова
- Ведущий: Сейчас на помощь людям на поле пришли машины: трактора, сеялки, комбайны.
- Проводится упражнение «Трактора»
- Тара-тара-тара-ра,
- Из колхозного двора
- Вышли в поле трактора.
- Будем землю пахать,
- Будем хлеб засевать,
- Будем рожь молотить,
- Малых детушек кормить.
Ведущий: А для чего трактор пашет землю? (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зерном было уютно, и они не остались на поверхности.)
Хлебушко: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери родственное слово к слову «Хлеб».
Игра с мячом. Хлебушко задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.
Назови хлеб ласково (Хлебушек) Крошки хлеба, какие? (Хлебные) Квас из хлеба как называется? (Хлебный) Прибор для резки хлеба (Хлеборезка) Посуда для хранения хлеба? (Хлебница) Кто выращивает хлеб? (Хлебороб) Кто печёт хлеб? (Хлебопек) Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)
Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)
Молодцы! Вы хорошо играли.
А теперь давайте представим, что мы в поле,
(«Психогимнастика»)
Я превращаю вас в зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли-росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянуться к солнышку (почувствуйте напряжение в руках).
Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Ну, вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу).
А теперь изобразите колоски – толстячки, превратитесь в колоски – худышки. Какие замечательные колоски у нас выросли! Как много муки из них получится. А что можно печь из муки? (Хлеб, булки, торты, пироги и т.д.) А как двумя словами сказать? (Хлебобулочные изделия).
А как называется магазин, где можно купить хлебобулочные изделия? (Булочная) Правильно. Вот и давайте пойдем в булочную!
(Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия)
— Какие изделия лежат в нашей булочной?
— Баранки, сухари, пряники, вафли, печенье, хлеб и т.д.
Аттракцион: «Узнайте на вкус»
Дети угадывают с завязанными глазами предложенные им хлебобулочные изделия.
Ведущий: Сегодня мы много говорили о хлебе, а давайте сами испечём что-нибудь из муки. Чтобы хорошо замесить тесто, нужно размять пальчики.
- Пальчиковая гимнастика «Пекарь»
- Пекарь, пекарь, из муки
- Испеки нам колобки,
- Да сушки Ванюшке,
- Да баранки Танюшке,
- Да бублики Гришке,
- Да крендель Маришке.
Ведущий: Что нам нужно, чтобы замесить тесто? (Мука, яйцо, соль, сахар). Воспитатель замешивает тесто.
— Чтобы наши пирожки получились вкусными и пышными, тесту нужно подойти (постоять). А пока тесто подходит, мы попляшем.
Хоровод «Собирайся, народ, в хоровод» муз. Агафонникова.
Ведущий: Тесто наше подошло, теперь можно лепить пирожки и разные булочки.
Дети лепят. Готовые изделия выкладывают на противень. Ведущий рассматривает с детьми, какие разные и красивые получились хлебобулочные изделия.
- Ребенок 1: Не красна изба углами,
- А красна пирогами.
- Ребёнок 2: На чужой каравай
- Рот не разевай,
- А пораньше вставай
- Да свой затевай.
- Ребёнок 3: Где работано, там и густо,
- А в ленивом дому пусто.
Ведущий: А сейчас отнесём наши пирожки на кухню. Повар поставит их для выпечки в духовку. А потом мы их съедим и детей из младших групп угостим.
Хлебушко: Ну, вот время пришло и проститься. Теперь вы знаете, с каким трудом выращивается хлеб, и будете бережно к нему относиться.
Хлебушко уходит. Дети идут в столовую, куда им приносят испеченные пирожки.
Источник: http://scenarii-dlja-vzroslykh.ru/meropriyatiya/scenarij-prazdnik-xleba-v-nachalnoj-shkole/
Сценарий воспитательного мероприятия "Хлеб всему голова"
Цель:
- воспитание к труженикам селав: механизаторам, хлеборобам;
- воспитание бережного отношения к хлебу.
- Оборудование: плакаты с пословицами, снопы пшеницы, выставка продуктов мучных и хлебных изделий, выставка книг о хлебе.
- Песня «К нам гости пришли”. Встреча гостей хлебом – солью
- 1-й ведущий: Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:
- «Земля – матушка, а хлеб батюшка”.
- «Хлеб – это жизнь”.
- «Хлеб – кормилец”.
- «Без золота проживешь, а без хлеба — нет”.
Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки и буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих тысяч. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб!
Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
2-й ведущий: Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город. У целлинников были свои песни.
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок, Видишь, пробивается хлебный стебелек. Сколько в это зернышко вложено труда, Знают только солнышко, ветер да вода… Для него, для зернышка, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.
1-й ведущий: День и ночь — и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван – и в союзе, и в противоборстве с природой.
Вот он — хлебушко душистый, С хрустом, корочкой витой. Вот он… теплый, золотистый, Словно солнцем залитой. В нем здоровье, наша сила, В нем — чудесное тепло, В нем — земли родимой соки, Солнца свет весенний в нем. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2-й ведущий: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово в самом деле — вдумайтесь! Словом называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?
Только снег сошел в апреле Как поля зазеленели.
Мы говорим: .
Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны.
Мы говорим: .
Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: .
Тесто кружится в квашне, Запекается в огне.
Мы говорим: .
Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Учитель: Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное — работой пахнет хлеб. Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Тем, кто хлеб печет чуть свет, Шлет пшено на кашу, Тем, кто землю глубоко Острым плугом пашет, — Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова”.
Ставится он первым на столе.
Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!
Слава, слава!
2-й ведущий: Вот такое коротенькое, но емкое слово — . А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Учитель: Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ — это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.
Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе — 800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии.
Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Хлеб… Наскучит ли он? Никогда! Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
1-й ведущий: В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944 гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Был хлеб всегда в почете на Руси — Ее просторов главное богатство, Его ты хочешь цену знать? -Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Учитель: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.
Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры яслей — сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой.
2-й ведущий: Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех — взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба.
Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне..
1-й ведущий: В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.
Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
Мама — 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла (Звучит В.-А. Моцарта).
Учитель: Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало хлеба, и они умирали.
А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнал, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 г хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 г), это составит 200 кг, т.е.
около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными. Хлеб — драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери
Зерна наших дней, светитесь Позолотою резной. Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной. Не мечтаем мы о чуде, — К нам полей живая речь: Берегите хлеб, вы — люди,
Научитесь хлеб беречь!
Учитель: Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первыми блюдами.
Прошу тебя: Не оброни, сынок, Когда лепешку ешь, Хоть крошку хлеба! Мы собирали Каждый колосок, Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал Москву и Ленинград, Жизнь продлевала даже крошка хлеба… Но и сейчас оплачена стократ
Трудом нелегким каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство, Я знаю: детство без игры нелепо, Но не смогу простить лишь одного —
Хоть крошки брошенного хлеба.
Стихотворение «Хлеб мой вкусный»
Хлеб мой вкусный. Хлеб красивый Говорю тебе: спасибо Лучше б ты не поленилась Доброй пашней поклонилась. -Кланяюсь тебе я, пашня, За горячий хлеб домашней, Лучше б ты не поленилась Дождичку бы поклонилась. -Вот спасибо, дождик в небе, Что заботишься о хлебе. Лучше б ты не поленилась Солнцу в небе поклонилась. -Солнце, солнце в небе синем За горячий хлеб спасибо. Лучше б те не поленилась Хлеборобам поклонилась! Хором: Вас спасибо хлеборобы, Что даете хлеб нам добрый!
Звучит «Песня хлеборобов”.
Учитель: Ребята, чтобы хлеб был добрым, богатым, нужно, чтобы погода была веселой, чтобы в меру был и дождик и солнышко. (Дети рассказывают заклички). Слово предоставляется механизатору ...
Вот когда мы подрастем, Обещаем дружно, В хлеборобы мы пойдем- Это очень нужно. Почет и честь вам хлеборобы! За ваш прекрасный урожай, За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
Песня «Заключительная”
Источник: http://xn—-ptbfbdrp4d3cf.xn--p1ai/publ/scenarii_shkolnykh_meroprijatij/vospitatelnye_meroprijatija/scenarij_vospitatelnogo_meroprijatija_khleb_vsemu_golova/24-1-0-1396
Внеклассное занятие в 4 классе «Хлеб всему голова». — PDF
1 Внеклассное занятие в 4 классе «Хлеб всему голова».
Карева Елена Владимировна, учитель начальных классов Цель: формирование у учащихся нравственной позиции к хлебу и людям, выращивающим хлеб Задачи: — систематизировать, углубить и расширить знания детей о хлебе — прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу — воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов — учить детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации — развивать сообразительность, быстроту мышления, речь, внимание учащихся. Активизировать речь детей, их словарный запас. — воспитывать чувство взаимопомощи и понимания при работе в малых группах, коммуникативная компетентность Ход занятия 1. Из истории хлеба Учитель: Добрый день, дорогие гости. 4Б класс и классный руководитель приветствуют вас в средней школе 7, в уютном светлом теплом классе. Итак, мы начинаем. Учитель: Мы встречаемся с ним каждый день, без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости — добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках. Кто же этот наш добрый друг, о котором сегодня пойдет речь? (ответы детей) Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка, этот продукт питания — самое надежное средство защиты людей от голода. Постановка цели Сегодня мы с вами систематизируем и расширим наши знания о хлебе и о людях, выращивающих хлеб. Для этого мы разделились на группы. Будем размышлять, анализировать, делать выводы. Будьте внимательны, сосредоточены, помогайте и поддерживайте друг друга. Мы учимся сотрудничать. Я приглашаю группу «Зернышко» рассказать интересные сведения из истории хлеба.
2 Из истории хлеба 1-й ученик: Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тысяч лет. Давнымдавно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.
В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. 2-й ученик: В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи. Хлеб вчерашний предназначался для окружения короля. Хлебные изделия, выпеченные два дня назад ели помещики и дворяне. Хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников.
А хлебом, испеченным 4 дня назад кормились крестьяне и мелкие ремесленники. 3-й ученик: На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.
О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. На Руси пекари пользовались особым уважением, их величали уважительно, полными именами — Иван, Федор, Петр. 4-й ученик: Хлеб на Руси наживали «жито». В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова «жити» (жить) и суффикса «то».
Есть только одно слово, равнозначное слову хлеб. Это слово — жизнь. 5-й ученик: В музее обороны Ленинграда, ныне Санкт-Петербург, лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба весом 125 г. — дневной паек жителей осажденного города.
80% жмыха (остатки семян растений после выжимки из них масла), травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки — вот каким был ленинградский блокадный хлеб. Это святой блокадный хлеб. Люди голодали, но берегли лучшие сорта зерен для будущих поколений, (показ кусочка 125г под музыку).
Учитель: Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека в самую черную годину жизни. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, песни, загадки, пословицы. Хлебом-солью встречали гостей. 2. Как выращивают хлеб. Учитель: А как же хлеб к нам на стол пришел? Какой путь он проделал? Об этом нам расскажет группа «Колосок»
3 2-й ученик: Почему у пирога зарумянились бока? Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода Побежит за трактористом Ранним утром борозда. Выйдут сеялки потом Засевать поля зерном. И черны, как из печи, Провожают их грачи. Чтобы всходы были крепче, Не напала злая тля, И удобрит, и подлечит Летчик с воздуха поля.
Слышен летом до заката Гул комбайнов у реки, И везут на элеватор Урожай грузовики. Убран хлеб — и тихо стало, Мелят мельницы зерно. Поле-полюшко устало, И под снегом спит оно. Над селом дымки плывут: Пироги в домах пекут. Почему у пирога Зарумянились бока? Потому что поле летом Было солнышком согрето.
Потому что днем весенним, Летним днем, осенним днем Согреваем землю все мы И любовью, и трудом! Учитель: Да, сколько труда нужно вложить, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, булочкой, пирогом, караваем. Представителей каких профессий вы можете назвать, кто потрудился над созданием хлеба? (агроном, хлебороб, комбайнер, мельник).
Над этим трудятся представители более 100 профессий. «Не велик кусок пирога, а стоит много труда», — так гласит пословица. А какие пословицы о хлебе знаете вы? Хлеб — всему голова. Хлеб — батюшка, вода — матушка. Хлебушко калачу дедушка. Худ обед, когда хлеба нет. Хлеба ни куска — так и в горнице тоска. Хлеб да вода мужицкая еда. Хлеб хлебу брат.
Курица по зернышку клюет, до сыта живет. Что посеешь — то и пожнёшь. Труд человека кормит, а лень портит.
4 Учитель: Объясните, как вы понимаете значение этих пословиц? Хлеб… Наскучит ли он? Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку -беда. В хлебе много питательных веществ — это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученыемедики подсчитали, что взрослый человек съедает в день около 500 г хлеба, а при тяжелой работе 800 г.
В хлебе до 7% белка, 45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба. 3. Тема хлеба в искусстве. Тема хлеба нашла отражение в творчестве многих выдающихся художников и композиторов, писателей, (репродукция Шишкина «Рожь», музыка М.
Блантера «Пшеница золотая»). Учитель: Какое у вас настроение, какие чувства вы испытали, рассматривая репродукцию? Это одно из лучших произведений художника. Оно принесло Шишкину заслуженную славу. Широкие просторы ржаного поля изобразил художник. На сколько хватает глаз, до самого горизонта раскинулось золотое, волнующееся от ветра море поспевающих колосьев.
Плотной стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. Над полем ржи высятся могучие сосны-великаны, словно охраняя это несметное богатство. Летний зной предвещает грозу. Ползут грозовые тучи. Картина «Рожь» — обобщенный образ Родины. В ней победно звучит торжественный гимн плодородию и величественной красоте русской земли.
Ребята сами постарались, представили свое творчество, сочинили сказки, стихи, рассказы о хлебе. 4. Работа по группам. Учитель: группа «Пекари» подготовила загадки «Без чего хлеба не испечешь?». Без чего хлеба не испечешь? — В воде родится, а воды боится (соль) — Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю, и бегу, и стеклянной стать могу (вода).
— Я бел как снег, в чести у всех, И нравлюсь вам, но вред зубам (сахар) — Жидкая, а не вода, сладкая, а не мед, От Бурёнушки берут, деточкам дают (молоко)
5 — Горячая старушка на одном месте стоит, И из угла в угол не переставишь (печка) Бела беляна, по полю гуляла, Домой пришла, в сусек легла (мука) Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (колос).
Всем нужен, а не всякий сделает (хлеб) И комковато, и ноздревато, И мягко и ломко, а всех милей (хлеб) Корабль-великан не по морю плывет, Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет — урожай соберет, (комбайн) * Вырос в поле колоском, на столе лежит куском (хлеб) 5. Викторина по сказкам.
* По амбару я метен, По сусекам я скребен, На сметане мешен, В печку сажен, На окошке стужен. («колобок», русская народная сказка) Печка, матушка, спрячь меня! Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу. Поскорее съела девочка ржаного пирожка, и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.
(«Гуси-лебеди», русская народная сказка) Положила царевича спать, а сама обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою, вышла на крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я у родного моего батюшки».
(«Царевна-лягушка», русская народная сказка) Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, устал и решил отдохнуть. Сяду на пенек, съем пирожок.
6 («Маша и медведь», русская народная сказка) * Братья сели пшеницу, да возили в град-столицу. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. («Конёк-горбунок» П. П. Ершов) — Жили были два мышонка Круть и Верть. Да петушок Голосистое горлышко. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
(«Колосок», Украинская народная сказка) » Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек маслица. (Шарль Перро «Красная шапочка») «* Откуда же это в лесу взялся хлеб? Зиночка осторожно попробовала и начала есть. Съела весь черный хлеб дочиста и хвалит. Лисичкин хлеб куда лучше нашего. («Лисичкин хлеб» М.М.
Пришвин) Спасибо, что ты мне пирожок принесла. Давным-давно уж я ничего горяченького не ел. Прикрыл я молодую зелень снежною периной. Придет весна — снежная перина растает, травка заколосится. А там и зерно выглянет. А зерно крестьянин заберет, да на мельницу отвезет. Мельник зерно смелет, и мука будет. А из муки ты, рукодельница, хлеб испечешь. (В.Ф.
Одоевский «Мороз Иванович») 6. Инсценирование сказки «Легкий хлеб». Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает: — Ты что ешь, человече? — Хлеб, — отвечает косарь.
— А он вкусный? — Да еще какой вкусный! — Дай мне отведать. — Что ж, отведай. Отломил косарь кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит: — Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече! — Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать: — Прежде всего надо землю вспахать… — Тогда и хлеб будет? — Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить… — И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом. — Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять… — Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк. — Нет еще.
Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть… — Ох, — вздохнул волк, — долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
7 — Где там наешься! — перебил его косарь. — Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток… — И буду хлеб есть? — Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
— И все? — Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить. — И спечется хлеб? — Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, — закончил косарь поученье. Учитель: какой вывод вы сделали, дети? Да, легкого хлеба не бывает Конкурсы Учитель: Булочки, баранки, пирожки — мы все любим.
А сейчас узнаем, какие вы благодарные. Кто больше подберет хвалебных слов булочке. Вкусная, душистая, сладкая, ароматная, аппетитная, сахарная, румяная, сдобная, свежая. Учитель: а следующий конкурс покажет, какие вы сообразительные. Ребусы (корж) (булка) (каравай) (баранка) (пирог) 8. Заключение Учитель: вот подходит к концу наше внеклассное занятие.
Давайте соберем все крошечки до одной, не оставим ни одного недоеденного кусочка. А сейчас мы услышим важные сведения от группы «Крошки». А в заключении хотелось бы сказать: знаете ли вы, что: 1) Из одного зернышка получается около 20 мг муки.
Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола зёрен!(!) 2) В каждой школе нашей страны ежедневно выбрасывается кг хлеба. Это цена недоеденных кусков.
Каждый школьник должен твердо усвоить: взял кусок хлеба в столовой — съешь его! Не хочешь есть?! Не бери!!! 3) Ребята одного посёлка провели подсчет: если каждый человек недоест и выбросит 50 г хлеба за один день, это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными. Хлеб — драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери. Учитель:
8 А знаете ли вы как сохранить хлеб свежим как можно дольше? Черный и белый хлеб нужно хранить отдельно. Так он дольше не черствеет и не плесневеет. Для того, чтобы «освежить» зачерствевший хлеб, нужно сбрызнуть его водой или укрыть влажной тканью и на 2-3 мин, затем поместить в разогретую духовку. Из черствого хлеба можно приготовить сухарики, гренки.
Мы всегда будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия и низко поклонимся им. Завершаем наш праздник такими словами: 1-й ученик: Вот он — хлебушко душистый, С хрустом, корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый! Словно солнцем залитой! В нем здоровье, наша сила, В нем — чудесное тепло, В нем — земли родимой соки, Солнца свет весенний в нем. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное — работой пахнет хлеб. Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле.
2-й ученик: У народа есть слова, Хлеб — всей жизни голова, Хлеб не падает нам с неба, Появляется не вдруг, Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятка рук. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил! Итог. — Какие чувства вы испытали во время занятия? — Изменилось ли ваше отношение к хлебу? Тема хлеба неисчерпаема.
Она не ограничивается только внеклассным занятием. Мы уже касались этой темы на уроках чтения, русского языка, и она еще не раз встретиться нам как в школе, так и в жизни.
Источник: https://docplayer.ru/35501730-Vneklassnoe-zanyatie-v-4-klasse-hleb-vsemu-golova.html
Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы «Хлеб-всему голова»
Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим.
Задачи:
- Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях.
- Расширять знания о процессе создания хлеба.
- Продолжать знакомство с народными традициями.
- Учить детей работать в группах.
- Воспитывать патриотизм , бережливость ,уважение к труду.
Оборудование:
- плакат: “Хлеб – всему голова”;
- репродукции картин И.И. Шишкина “Рожь”, А.Н. Герасимова “Весенний дождь”.
- экран, проектор ,ноутбук.
Ход занятия
Ведущий: Вот какой был случай… Мать утром спросила сына: “Что бы ты хотел съесть к завтраку?” Мальчик сказал, не задумываясь:
— Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком.- Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет.- А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил:- Невкусно!- Что так?- Понял, не посолено!Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то на столе нет. Мать смеётся:- Вот и вышло, что самое простое и нужное- хлеб да соль – ты позабыл.
Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)
Слайд №2.
Ведущий: Так о чём же мы сегодня будем говорить? (о хлебе) Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости — добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.
Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания — самое надежное средство защиты людей от голода.Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой.
Слайд №3.
У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка От рождения седая мать по имени… (Мука) Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.
Конкурс: ВЫБЕРЕМ КАШНОГО ЭРУДИТА . (за правильный ответ выдаётся колосок)
-Из чего сварил кашу хитрый солдат в одной из русских народных сказок?(из топора»каша из топора»)-Откуда взялся волшебный горшочек у девочки из сказки братьев Гримм «Горшок каши»? (Это был подарок старушки , которую девочка угостила ягодами в лесу.)
Ведущий:
Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.
В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка — величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.
Конкурс: «Как вы думаете?» (За правильный ответ-колосок.)
-Для приготовления одного хлеба надо смолоть приблизительно…
- -100зёрен
- -1000 зёрен
- -10000 зёрен
-В старину хлеб называли ситным ,потому что….
- -он даёт сытость
- -муку просеивали через сито
- -такое название имел сорт пшеницы
Глиняную печь для выпечки хлеба –ТАНДЫР -первыми придумали жители…
- -Средней Азии
- -Китая
- -Франции
Ведущий:Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить.
- С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.
- Откуда же хлеб берётся?
- Слайд №4.
Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. Посмотрите на слайды – вот так выглядит поле весной ,когда оно только засеяно, а так – когда приходит время сбора урожая. Ведущий:Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка.
Слайд №5.
Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.
Слайд №6.
Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай.
- Слайд №7.
- Слайд №8.
- Слайд №9.
- То, что хлебу жизнь даёт.
(водитель)
- И зерно в муку смолол? (мельник)
- Скажите, мальчики? (пекарь)
- Конкурс « Ярмарка».
А потом – на мельницу. Оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб.Ученик:Вот он – хлебушко душистый.
С хрусткой корочкой витой!Вот он – тёплый – золотистый,Словно солнцем налитой! В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришёл!В нём здоровье наше, сила, В нём – чудесное тепло.Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!Ведь не сразу стали зёрнаХлебом тем, что на столе, -Люди долго и упорно потрудились на земле.
Ведущий?Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)Загадки о профессиях .(за правильный ответ-колосок)Ученик:Держит он в руках баранку,Да только не из теста,Он ведёт автомобильВ заданное место. В кузове прочном Зерно везёт.
Кто на мельницу пришёлСкажите, кто так вкусно, Печёт пирог с капустой?Батоны и калачики?Скажите, девочки, Ученик:Не боюсь я в стихах повториться,Хлеб не знает предела похвал, Если рожь на Руси колосится, Значит, кто-то всерьёз недоспал.Утрами хлебный запах льётся.Бегут буханки по лоткам.Я знаю,Как тот хлеб даётся Рабочим праведным рукам.
Его формуют на рассвете,Чтоб он в духу румяно креп.Нет хлеба лёгкого на свете, Во все векаБыл трудным хлеб.Он труден летом и зимою,То сев, то жатва, то помол.Тот хлеб особою ценою Ложится пахарю на стол.Ему, как прежде,Так и ныне,Всегда была цена одна.Она не та, что в магазине,А та,Что во поле, цена.Ведущий выбирает конкурсантов, вручает конверты с заданием.
(За правильный ответ-колосок)Соотнесите инструмент и профессию.
- Тракторист – прицеп
- Продавец – калач
- Учитель – тетрадь
- Хлебороб – комбайн
- Слесарь – ключ
- Метеоролог – погода
- Врач – лекарство
- Пекарь – тесто
- Мельник – мука
(объяснить значение лишних пар)
Ведущий: А действительно ли эти пары лишние? Почему?
- Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб. А чтобы испечь одну булку нужно…
- Ученик:
- А воды боится. (соль)
- И стеклянной стать могу. (вода)
- Во вред зубам. (сахар)
- А вся в дырках. (сито)
- Деточкам дают. (молоко)
- Ведущий: Старинная народная пословица гласит: “Если хлеб на столе, то и стол – престол!
- Слайд № 10.
— А сколько нужно зёрен? (10.000 зёрен)- Это много или мало? (очень много).А ещё без чего хлеба не испечёшь? Угадайте ! (за правильный ответ-колосок)В воде родится,Я и туча, и туман.И ручей, и океан,И летаю,и бегу.Я бел, как снег.Я в чести у всех.И нравлюсь вамНовая посуда,Жидкое , а не вода.Сладкое , а не мёд.От Бурёнушки берут,А когда хлеба ни куска – то и стол – доска!”Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки. Послушайте некоторые из них:
- Хлеб-батюшка, вода-матушка.
- Хлебушко — калачу дедушка.
- Худ обед, когда хлеба нет.
- Хлеба — ни куска ,так и в горнице тоска.
- Хлеб да вода — мужицкая еда.
А вот фразеологические обороты, в состав которых входит слово ХЛЕБ.
- Даром хлеб есть.(Жить напрасно, не принося никакой пользы.)
- Хлеб, да соль!(Приятного, хорошего аппетита.)
- Хлеб насущный (Необходимое средство для жизни.)
- Хлеб-соль! (Угощение).
Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения.
Вот сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы, ведь пословица это кладезь мудрости. Наш конкурс так и называется “Кладезь мудрости”.
Команды получают конверты со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить её смысл. ( Составивший первым ,получает колосок)
- — Посеешь в погоду – больше приплоду.
- — Как в мае дождь – так и будет рожь.
- — Будет хлеб – будет и обед.
Для следующего конкурса выберем двух участников.
Отборочные вопросы:
- Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие? ( «Колобок»)
- В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)
- (Дополнительный.) какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в русской народной сказке «Мужик и медведь .»
^ : На тарелочке перед игроками – румяная булочка. Кто скажет ей больше хвалебных слов, тот и станет победителем. Победитель получает булочку и колосок, проигравший- колосок.
- Ведущий:
- Слайд № 11.
- Ведущий:
- Ученик:
- Ведущий (итог):
- Слайд № 12.
- — Что запомнили? ^
- Литература:
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?! В одном из рассказов, посвящённых селу, я прочитала: “Велик сеятель. Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!”В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!Ученик:В дыму ленинградское небо,Но горше смертельных ран Тяжёлого хлеба,Блокадного хлебаСто двадцать пять грамм! В годы тягот и лишенийНовый мир мужал и креп,Шёл народ в огне сраженийЗа свободу и за хлеб. Значит, правильны слова:Хлеб – всей жизни голова!Я хочу сказать о цене хлеба. Он – всему голова.Это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих. Хлеб – это державное наше богатство.Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резной.Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной.Берегите каждый колосНаших радостных полей,Словно песен тихий голосГромкой родины своей!Не хотим мы видеть чёрныхЗёрен, выжженных войной,Пусть сияет нам узорныйЗолотистых волн прибой.Не мечтаем мы о чуде,К нам полей живая речь:“Берегите хлеб, вы, люди,Научитесь хлеб беречь!”Поднимите свои колоски. Посмотрите, что у нас получилось .Это результат вашего труда!!!- О чём мы сегодня говорили?Наш клубный час закончен. Спасибо за участие и внимание.
- Р. И. Зотова “Пекарь – это хорошо!” Москва, “Московский рабочий”,1986 г.
- В. Д. Кармазин “Наш хлеб” Москва, “Правда”, 1986 г.
- Б. А. Алмазов “Наш хлеб” Ленинград, “Детская литература”, 1985 г.
- Сборник “Делу — время, потехе – час”. Москва, “Детская литература”, 1986 г.
- М. М. Люфти “Разные песни разных профессий” Москва, “Детская литература”, 1987 г.
- Журнал “Начальная школа” №3, 1986 г. Москва, “Просвещение”.
Источник: http://top-bal.ru/literatura/59509/index.html