Стихи для 4 класса. литературное чтение

Категория: Поздравления » Стихи Стихи Пушкина для детей – это настоящий кладезь мудрости, они наполнены глубоким смыслом, разнообразными эпитетами, имеют четкую рифму, поэтому они легкие для восприятия и для заучивания наизусть. Красивые, короткие произведения подойдут для прочтения как детям школьного, так и дошкольного возраста.

Ученикам 4 класса будут интересны стихотворения о временах года, ведь они передают все очарование и особое настроение природы, игру красок, гармонию и нежность. Вся поэзия Александра Сергеевича Пушкина актуальна в современном мире и никогда не теряет своей популярности даже через века.Стихи для 4 класса. Литературное чтение

  • Осень
  • ***
  • Зимняя дорога
  • Стихи для 4 класса. Литературное чтениеСтихи для 4 класса. Литературное чтение
  • ***

(отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)Октябрь уж наступил — уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.Журча еще бежит за мельницу ручей,Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетВ отъезжие поля с охотою своей,И страждут озими от бешеной забавы,И будит лай собак уснувшие дубравы. Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она.По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.Что-то слышится родноеВ долгих песнях ямщика:То разгулье удалое,То сердечная тоска…Ни огня, ни черной хаты…Глушь и снег… Навстречу мнеТолько версты полосатыПопадаются одне.Скучно, грустно… Завтра, Нина,Завтра, к милой возвратясь,Я забудусь у камина,Загляжусь не наглядясь.Звучно стрелка часоваяМерный круг свой совершит,И, докучных удаляя,Полночь нас не разлучит.Грустно, Нина: путь мой скучен,Дремля смолкнул мой ямщик,Колокольчик однозвучен,Отуманен лунный лик.

Вот север, тучи нагоняя… (Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

Вот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл – и вот самаИдет волшебница-зима,Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов,Легла волнистыми коврамиСреди полей вокруг холмов.Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз, и рады мыПроказам матушки-зимы.

***

Теперь моя пора…(отрывок из поэмы)

Теперь моя пора: я не люблю весны;Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,Люблю её снега; в присутствии луныКак лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,Когда под соболем, согрета и свежа,Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!Как весело, обув железом острым ноги,Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!А зимних праздников блестящие тревоги?..

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,Ведь это наконец и жителю берлоги,Медведю, надоест. Нельзя же целый векКататься нам в санях с Армидами младымиИль киснуть у печей за стёклами двойными.

***

Зима!… Крестьянин торжествуя… (Отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как-нибудь;Бразды пушистые взрывая,Летит кибитка удалая;Ямщик сидит на облучкеВ тулупе, в красном кушаке.Вот бегает дворовый мальчик,В салазки жучку посадив,Себя в коня преобразив;Шалун уж отморозил пальчик:Ему и больно и смешно,А мать грозит ему в окно.

  1. ***
  2. В КРОВИ ГОРИТ ОГОНЬ ЖЕЛАНЬЯ
  3. ***
  4. ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ
  5. ***
  6. ЖЕЛАНИЕ
  7. ***
  8. НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ
  9. ***
  10. ПЕВЕЦ
  11. ***
  12. НЯНЕ
  13. ***
  14. ПОРА, МОЙ ДРУГ, ПОРА!
  15. ***
  16. ТЫ ВИДЕЛ ДЕВУ НА СКАЛЕ

В крови горит огонь желанья, Душа тобой уязвлена, Лобзай меня: твои лобзанья Мне слаще мирра и вина. Склонись ко мне главою нежной, И да почию, безмятежный, Пока дохнёт весёлый день И двигнется ночная тень. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живёт; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдёт; Что пройдёт, то будет мило. Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви И все мечты безумия тревожит. Но я молчу; не слышен ропот мой; Я слёзы лью; мне слёзы утешенье; Моя душа, плененная тоской, В них горькое находит наслажденье. О жизни час! Лети, не жаль тебя, Исчезни в тьме, пустое привиденье; Мне дорого любви моей мученье – Пускай умру, но пусть умру любя! На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может. Слыхали ль вы за рощей глас ночной Певца любви, певца своей печали? Когда поля в час утренний молчали, Свирели звук унылый и простой Слыхали ль вы? Встречали ль вы в пустынной тьме лесной Певца любви, певца своей печали? Следы ли слёз, улыбку ль замечали, Иль тихий взор, исполненный тоской Встречали ль вы? Вздохнули ль вы, внимая тихий глас Певца любви, певца своей печали? Когда в лесах вы юношу видали, Встречая взор его потухших глаз, Вздохнули ль вы? Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На чёрный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе………………. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит – Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём Предполагаем жить… И глядь – как раз – умрём. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля – Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег. Ты видел деву на скале В одежде белой над волнами, Когда, бушуя в бурной мгле, Играло море с берегами, Когда луч молний озарял Её всечасно блеском алым И ветер бился и летал С её летучим покрывалом? Прекрасно море в бурной мгле И небо в блесках без лазури; Но верь мне: дева на скале Прекрасней волн, небес и бури. Стихи для 4 класса. Литературное чтение

  • ***
  • ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ
  • ***
  • ТАЛИСМАН
  • ***
  • ТЫ И ВЫ
  • ***

Что в имени тебе моём? Оно умрёт как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мёртвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нём? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине, Произнеси его, тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я… Там, где море вечно плещет На пустынные скалы, Где луна теплее блещет В сладкий час вечерней мглы, Где, в гаремах наслаждаясь, Дни проводит мусульман, Там волшебница, ласкаясь, Мне вручила талисман. И, ласкаясь, говорила: «Сохрани мой талисман: В нем таинственная сила! Он тебе любовью дан. От недуга, от могилы, В бурю, в грозный ураган, Головы твоей, мой милый, Не спасет мой талисман. И богатствами Востока Он тебя не одарит, И поклонников пророка Он тебе не покорит; И тебя на лоно друга, От печальных чуждых стран, В край родной на север с юга Не умчит мой талисман… Но когда коварны очи Очаруют вдруг тебя, Иль уста во мраке ночи Поцелуют не любя — Милый друг! от преступленья, От сердечных новых ран, От измены, от забвенья Сохранит мой талисман!» Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. Пред ней задумчиво стою, Свести очей с нее нет силы; И говорю ей: как ВЫ милы! И мыслю: как ТЕБЯ люблю!

ДАР НАПРАСНЫЙ, ДАР СЛУЧАЙНЫЙ…

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум.

***

КАК СЛАДОСТНО!.. НО, БОГИ, КАК ОПАСНО…

Как сладостно!.. но, боги, как опасно Тебе внимать, твой видеть милый взор!.. Забуду ли улыбку, взор прекрасный И огненный, волшебный разговор! Волшебница, зачем тебя я видел — Узнав тебя, блаженство я познал — И счастие мое возненавидел.

***

НЕТ, Я НЕ ДОРОЖУ МЯТЕЖНЫМ НАСЛАЖДЕНЬЕМ…

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем, Восторгом чувственным, безумством, исступленьем, Стенаньем, криками вакханки молодой, Когда, виясь в моих объятиях змией, Порывом пылких ласк и язвою лобзаний Она торопит миг последних содроганий! О, как милее ты, смиренница моя! О, как мучительно тобою счастлив я, Когда, склоняяся на долгие моленья, Ты предаешься мне нежна без упоенья, Стыдливо-холодна, восторгу моему Едва ответствуешь, не внемлешь ничему И оживляешься потом всё боле, боле — И делишь наконец мой пламень поневоле! Стихи для 4 класса. Литературное чтение

***

КОГДА Б НЕ СМУТНОЕ ВЛЕЧЕНЬЕ…

Когда б не смутное влеченье Чего-то жаждущей души, Я здесь остался б — наслажденье Вкушать в неведомой тиши: Забыл бы всех желаний трепет, Мечтою б целый мир назвал — И всё бы слушал этот лепет, Всё б эти ножки целовал….

  1. ***
  2. СОЖЖЁННОЕ ПИСЬМО
  3. ***

Прощай, письмо любви! прощай: она велела… Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась.

Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…

К*** (НЕТ, НЕТ, НЕ ДОЛЖЕН Я, НЕ СМЕЮ…)

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу Волнениям любви безумно предаваться; Спокойствие мое я строго берегу И сердцу не даю пылать и забываться; Нет, полно мне любить; но почему ж порой Не погружуся я в минутное мечтанье, Когда нечаянно пройдет передо мной Младое, чистое, небесное созданье, Пройдет и скроется?..

Ужель не можно мне, Любуясь девою в печальном сладострастье, Глазами следовать за ней и в тишине Благословлять ее на радость и на счастье, И сердцем ей желать все блага жизни сей, Веселый мир души, беспечные досуги, Всё — даже счастие того, кто избран ей, Кто милой деве даст название супруги.

  • ***
  • СОЛОВЕЙ И РОЗА
  • ***

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей, Поет над розою восточный соловей. Но роза милая не чувствует, не внемлет, И под влюбленный гимн колеблется и дремлет.

Не так ли ты поешь для хладной красоты? Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты? Она не слушает, не чувствует поэта; Глядишь — она цветет; взываешь — нет ответа.

КОГДА В ОБЪЯТИЯ МОИ…

Когда в объятия мои Твой стройный стан я заключаю, И речи нежные любви Тебе с восторгом расточаю, Безмолвна, от стесненных рук Освобождая стан свой гибкой, Ты отвечаешь, милый друг, Мне недоверчивой улыбкой; Прилежно в памяти храня Измен печальные преданья, Ты без участья и вниманья Уныло слушаешь меня…

Читайте также:  Рассказ про гриб груздь для детей 5-8 лет

Кляну коварные старанья Преступной юности моей И встреч условных ожиданья В садах, в безмолвии ночей. Кляну речей любовный шопот, Стихов таинственный напев, И ласки легковерных дев, И слезы их, и поздний ропот. Стихи для 4 класса. Литературное чтение

  1. ***
  2. ПРОЩАНИЕ
  3. ***

В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать. Бегут, меняясь, наши лета, Меняя всё, меняя нас, Уж ты для своего поэта Могильным сумраком одета, И для тебя твой друг угас. Прими же, дальная подруга, Прощанье сердца моего, Как овдовевшая супруга, Как друг, обнявший молча друга Пред заточением его.

РЕДЕЕТ ОБЛАКОВ ЛЕТУЧАЯ ГРЯДА…

Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал вершины; Люблю твой слабый свет в небесной вышине: Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Я помню твой восход, знакомое светило, Над мирною страной, где все для сердца мило, Где стройны тополы в долинах вознеслись, Где дремлет нежный мирт и темный кипарис, И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный, Над морем я влачил задумчивую лень, Когда на хижины сходила ночи тень — И дева юная во мгле тебя искала И именем своим подругам называла.

  • ***
  • К ***
  • ***
  • КРАСАВИЦА
  • ***
  • ЗАКЛИНАНИЕ
  • ***

Не спрашивай, зачем унылой думой Среди забав я часто омрачен, Зачем на все подъемлю взор угрюмый, Зачем не мил мне сладкой жизни сон; Не спрашивай, зачем душой остылой Я разлюбил веселую любовь И никого не называю милой — Кто раз любил, уж не полюбит вновь; Кто счастье знал, уж не узнает счастья. На краткий миг блаженство нам дано: От юности, от нег и сладострастья Останется уныние одно… Всё в ней гармония, всё диво, Всё выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей; Она кругом себя взирает: Ей нет соперниц, нет подруг; Красавиц наших бледный круг В ее сияньи исчезает. Куда бы ты ни поспешал, Хоть на любовное свиданье, Какое б в сердце ни питал Ты сокровенное мечтанье, — Но, встретясь с ней, смущенный, ты Вдруг остановишься невольно, Благоговея богомольно Перед святыней красоты О, если правда, что в ночи, Когда покоятся живые, И с неба лунные лучи Скользят на камни гробовые, О, если правда, что тогда Пустеют тихие могилы, — Я тень зову, я жду Леилы: Ко мне, мой друг, сюда, сюда! Явись, возлюбленная тень, Как ты была перед разлукой, Бледна, хладна, как зимний день, Искажена последней мукой. Приди, как дальная звезда, Как легкой звук иль дуновенье, Иль как ужасное виденье, Мне все равно, сюда! сюда!.. Зову тебя не для того, Чтоб укорять людей, чья злоба Убила друга моего, Иль чтоб изведать тайны гроба, Не для того, что иногда Сомненьем мучусь… но, тоскуя, Хочу сказать, что все люблю я, Что все я твой: сюда, сюда!

ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН…

Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. Когда подымет океан Вокруг меня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи — Храни меня, мой талисман. В уединенье чуждых стран, На лоне скучного покоя, В тревоге пламенного боя Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман, Души волшебное светило… Оно сокрылось, изменило… Храни меня, мой талисман. Пускай же ввек сердечных ран Не растравит воспоминанье. Прощай, надежда; спи, желанье; Храни меня, мой талисман.

  1. ***
  2. УЗНИК
  3. ***

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Я ЗДЕСЬ, ИНЕЗИЛЬЯ…

Я здесь, Инезилья, Я здесь под окном. Объята Севилья И мраком и сном. Исполнен отвагой, Окутан плащом, С гитарой и шпагой Я здесь под окном. Ты спишь ли? Гитарой Тебя разбужу. Проснется ли старый, Мечом уложу. Шелковые петли К окошку привесь… Что медлишь?.. Уж нет ли Соперника здесь?.. Я здесь, Инезилья, Я здесь под окном. Объята Севилья И мраком и сном.

  • ***
  • ТЕЛЕГА ЖИЗНИ
  • ***
  • ПОДЪЕЗЖАЯ ПОД ИЖОРЫ…
  • ***
  • ЦВЕТОК
  • ***
  • МНЕ НЕ СПИТСЯ, НЕТ ОГНЯ…

Источник: http://www.porjati.ru/pozdravleniya/stihi/80177-stihi-pushkina-dlya-detey-4-klassa-legkie.html

Стихи о книхах и чтении

Стихи для 4 класса. Литературное чтение

Недавно я искала стихотворение о книге для дочки в интернете, мне понравилось несколько, поэтому я решила сделать небольшую подборку стихотворений о книгах и чтении.

Шуточное стихотворение для детей неизвестного мне автора

Книгоглотатель

  • Я очень начитан. Читаю, читаю…
  • Мне все говорят, что я книги глотаю.
  • Когда-то глотал я коньков с горбунками,
  • Сейчас – Гарри Поттера вместе с очками.
  • Шпионов в шпинате, вампиров в томате,
  • Принцессу в сиропе и в сахарной вате,
  • И Трёх мушкетёров с оружием вместе,
  • И острых драконов в мифическом тесте.
  • Потом Робин Гуда попробовал с луком.
  • Вот только никак не грызётся наука!
  • То сахара мне не хватает, то соли.
  • Вареньем намазать учебники, что ли?
  • (К. Стрельник)
  • Вот этот стих Рождественского выбрала моя дочка

Стихи для 4 класса. Литературное чтение

Над книгой

  1. Снова в печке огонь шевелится,
  2. Кот клубочком свернулся в тепле,
  3. И от лампы зеленой ложится
  4. Ровный круг на вечернем столе.
  5. Вот и кончены наши заботы —
  6. Спит задачник, закрыта тетрадь.
  7. Руки тянутся к книге.

    Но что ты

  8. Будешь, мальчик, сегодня читать?
  9. Хочешь, в дальние синие страны,
  10. В пенье вьюги, в тропический зной
  11. Поведут нас с тобой капитаны,
  12. На штурвал налегая резной?
  13. Зорок взгляд их, надежны их руки,
  14. И мечтают они лишь о том,
  15. Чтоб пройти им во славу науки
  16. Неизведанным прежде путем.
  17. Сжаты льдом, без огня и компаса,
  18. В полумраке арктических стран
  19. Мы спасем чудака Гаттераса,
  20. Перейдя ледяной океан.
  21. По пещерам, подземным озерам
  22. Совершим в тесноте и пыли,
  23. Сталактитов пленяясь узором,
  24. Путешествие к центру земли.
  25. И без помощи карт и секстанта,
  26. С полустертой запиской в руке,
  27. Капитана, несчастного Гранта,
  28. На безвестном найдем островке.
  29. Ты увидишь леса Ориноко,
  30. Города обезьян и слонят,
  31. Шар воздушный, летя невысоко,
  32. Ляжет тенью на озеро Чад.
  33. А в коралловых рифах, где рыщет
  34. «Наутилус», скиталец морей,
  35. Мы отыщем глухое кладбище

Затонувших в бою кораблей…

  • Что прекрасней таких приключений,
  • Веселее открытий, побед,
  • Мудрых странствий, счастливых крушений,
  • Перелетов меж звезд и планет?
  • И, прочитанный том закрывая,
  • Благодарно сходя с корабля,
  • Ты увидишь, мой мальчик, какая,
  • Тайны полная, ждет нас земля!
  • Вел дорогой тебя неуклонной
  • Сквозь опасности, бури и мрак
  • Вдохновленный мечтою ученый,
  • Зоркий штурман, поэт и чудак.
  • (В. Рождественский)
  • А вот ещё одно стихотворение этого же автора

Друзья мои! С высоких книжных полок…

  1. Друзья мои! С высоких книжных полок
  2. Приходите ко мне вы по ночам,
  3. И разговор наш – краток или долог, –
  4. Всегда бывает нужен мне и вам…
  5. Через века ко мне дошел ваш голос,
  6. Рассеявшийся некогда, как дым,
  7. И то, что в вас страдало и боролось,
  8. Вдруг стало чудодейственно моим.
  9. (В. Рождественский)
  10. Очень тронуло меня вот это стихотворение

Открываю томик одинокий…

  • Открываю томик одинокий —
  • томик в переплёте полинялом.
  • Человек писал вот эти строки.
  • Я не знаю, для кого писал он.
  • Пусть он думал и любил иначе,

и в столетьях мы не повстречались…

  1. Если я от этих строчек плачу,
  2. значит, мне они предназначались.
  3. (В. Тушнова)
  4. А вот стишки, которые написали дети о книгах

Стихи детей о книгах

(журнал «Костёр»)

  • Я с детства с книгами дружу,
  • По строчкам пальчиком вожу,
  • И целый мир за это
  • Мне выдает секреты.
  • (Коля Поляков)
  • Не зря назвали книгу
  • Духовной пищей нашей,
  • Судьба покажет фигу
  • Тому, кто ест лишь кашу.
  • (Ира Лазарева)
  • Книга — лучший друг ты мой,
  • Мне так радостно с тобой!
  • Я люблю тебя читать,
  • Думать, мыслить и мечтать!
  • (Настя Струкова)
  • Как хорошо уметь читать!
  • Взять книгу в руки и узнать,
  • Что в мире было до меня
  • И для чего родился я.
  • К каким галактикам слетать,
  • Что посмотреть, кем быть, кем стать
  • Мне книга может рассказать,
  • Ведь только ей дано все знать.
  • (Коля Поляков)
  • Яблочки – от яблоньки,
  • От розы – аромат,
  • От чтенья – эрудиция.
  • Такой вот результат!
  • (Коля Поляков)

Книгоград

  1. В моём шкафу теснится к тому том,
  2. И каждый том на полке словно дом…
  3. Обложку-дверь откроешь второпях –
  4. И ты вошёл, и ты уже в гостях.
  5. Как переулок – каждый книжный ряд.
  6. И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
  7. (Д. Кугультинов)

Стихи для 4 класса. Литературное чтение

Библиотекарь

  • Попав однажды в плен чудесный,
  • Не вырвешься уже вовек!
  • Мир бесконечно интересный,
  • Волшебный мир библиотек!
  • Библиотекарь — это слово
  • Магическое, как кристалл!
  • Всегда помочь тебе готовый,
  • Твоим он другом лучшим стал!
  • Он в книжном море — навигатор!
  • Как путеводная звезда,
  • Хранитель, спутник и новатор,
  • Сияй, сияй, сияй всегда!

Книжкина колыбельная

  1. За окошком ночь настала,
  2. Где-то вспыхнули зарницы,
  3. Книжка за день так устала,
  4. Что слипаются страницы.
  5. Засыпают понемножку
  6. Предложенья и слова,
  7. И на твердую обложку
  8. Опускается глава.

  9. Восклицательные знаки
  10. Что-то шепчут в тишине,
  11. И кавычки по привычке
  12. Раскрываются во сне.
  13. А в углу, в конце страницы,
  14. Перенос повесил нос —
  15. Он разлуку с третьим слогом
  16. Очень плохо перенес.
  17. Недосказаны рассказы,
  18. Недоеден пир горой.

  19. Не дойдя до этой фразы,
  20. На ходу заснул герой.
  21. Перестало даже пламя
  22. Полыхать в полночном мраке,
  23. Где дракон с одной драконшей
  24. Состоит в законной драке.
  25. Никого теперь не встретишь
  26. На страницах спящей книги,
  27. Только медленно плетутся
  28. Полусонные интриги.

  29. Дремлет юная невеста
  30. По дороге под венец,
  31. И заснули середина,
  32. И начало
  33. и
  34. КОНЕЦ

(Р. Муха и В. Левин)

Это стихотворение очень милое

Стихи для 4 класса. Литературное чтение

Разговор человека с мышкой,

которая ест его книги

Мой милый книжник, ты совсем

Опять изгрыз два тома. Ловок!

  • Не стыдно ль пользоваться тем,
  • Что не люблю я мышеловок!
  • Хоть бы с меня пример ты брал!
  • Я день-деньской читаю книжки,
  • Но разве ты хоть раз видал,
  • Что я грызу их, как коврижки?
  • Из книг мы знаем, как живут
  • Индейцы, негры, эскимосы;
  • В журналах люди задают
  • Друг другу умные вопросы:
  • Где путь в Америку лежит?
  • Как ближе: морем или сушей?
  • Ну, словом, — вот тебе бисквит,
  • А книг, пожалуйста, не кушай.

(В.Ф. Ходасевич)

Домашняя библиотека

  1. В моей квартире собраны миры.
  2. Они стоят на стеллажах и полках.
  3. Они стоят, застывши до поры,
  4. Но быть открытыми желанья полны.
  5. Я каждый мир любовно обвожу
  6. Мечтающим в него проникнуть взглядом
  7. И каждый раз вздыхаю, ухожу,
  8. Завороженный милым книжным рядом.

  9. И дни бегут, событиями полны,
  10. Влекут меня по жизни за собой.
  11. И снова не до тех мне, что на полках
  12. Образовали неразрывный строй.
  13. Мне стало стыдно обводить их взглядом,
  14. Но я уверен — это до поры:
  15. Настанет день — я ближе к книгам сяду,
  16. И вот тогда — да здравствуют миры!
  17. (Жиляев А.

    )

  18. Это уже более серьёзные стихотворения

Книги

  • Шуршат по булыжнику шины,
  • разносится грохот и крик:
  • рабочие грузят в машины
  • тяжелые партии книг.
  • Картонные синие пачки,
  • обвязанные бечевой,
  • привозит рабочий на тачке
  • и складывает на мостовой.
  • А двое других, деловито
  • друг другу командуя: «Р-раз!»
  • бросают в стальное корыто

тюки отпечатанных фраз…

  1. Все новые партии грузов
  2. везут со складских площадей,
  3. и с грохотом рушатся в кузов
  4. тяжелые мысли людей.
  5. Потом их погрузят в вагоны,
  6. и тихо с путей городских
  7. под пломбами двинутся тонны

волнений и мыслей людских…

  • На дальней, глухой остановке
  • их ждет справедливейший суд.
  • Их примут.
  • Обрежут бечевки.
  • Раскупят.
  • Откроют.
  • Прочтут.
  • До дыр, до белесого цвета
  • зачитаны будут одни.
  • И где-то в тайге до рассвета
  • в домах не погаснут огни.
  • Другие в шкафах продежурят,
  • годами от скуки пылясь,
  • пока их с махоркой не скурят
  • иль просто не выкинут в грязь.
  • (Павлинов В.)

А вот Пастернак…

  1. Люблю вас, далекие пристани
  2. В провинции или деревне.
  3. Чем книга чернее и листанней,
  4. Тем прелесть ее задушевней.
  5. Обозы тяжелые двигая,
  6. Раскинувши нив алфавиты,
  7. Россия волшебною книгою
  8. Как бы на середке открыта.

  9. И вдруг она пишется заново
  10. Ближайшею первой метелью,
  11. Вся в росчерках полоза санного
  12. И белая, как рукоделье.
  13. Октябрь серебристо-ореховый,
  14. Блеск заморозков оловянный.
  15. Осенние сумерки Чехова,
  16. Чайковского и Левитана.

Стихи для 4 класса. Литературное чтение

Твардовский…

  • Есть книги — волею приличий
  • Они у века не в тени.
  • Из них цитаты брать—-обычай —
  • Во все положенные дни.
  • В библиотеке иль читальне
  • Любой—уж так заведено —
  • Они на полке персональной
  • Как бы на пенсии давно.
  • Они в чести.
  • И не жалея
  • Немалых праздничных затрат,
  • Им обновляют в юбилеи
  • Шрифты, бумагу и формат.
  • Поправки вносят в предисловья
  • Иль пишут наново, спеша.
  • И — сохраняйтесь на здоровье,—
  • Куда как доля хороша.
  • На них печать почтенной скуки
  • И давность пройденных наук;
  • Но, взяв одну такую в руки,
  • Ты, время,

Обожжешься вдруг…

  1. Случайно вникнув с середины,
  2. Невольно всю пройдешь насквозь,
  3. Все вместе строки до единой,
  4. Что ты вытаскивало врозь.

Читатель

Не должен быть очень несчастным

И, главное, скрытным. О нет! —

  • Чтоб быть современнику ясным,
  • Весь настежь распахнут поэт.
  • И рампа торчит под ногами,
  • Все мертвенно, пусто, светло,
  • Лайм-лайта холодное пламя
  • Его заклеймило чело.
  • А каждый читатель как тайна,
  • Как в землю закопанный клад,
  • Пусть самый последний, случайный,
  • Всю жизнь промолчавший подряд.
  • Там все, что природа запрячет,
  • Когда ей угодно, от нас.
  • Там кто-то беспомощно плачет
  • В какой-то назначенный час.
  • И сколько там сумрака ночи,
  • И тени, и сколько прохлад,
  • Там те незнакомые очи
  • До света со мной говорят,
  • За что-то меня упрекают

И в чем-то согласны со мной…

  1. Так исповедь льется немая,
  2. Беседы блаженнейший зной.
  3. Наш век на земле быстротечен
  4. И тесен назначенный круг,
  5. А он неизменен и вечен —
  6. Поэта неведомый друг.

Марина Цветаева…

Книги в красном переплете

  • Из рая детского житья
  • Вы мне привет прощальный шлете,
  • Неизменившие друзья
  • В потертом, красном переплете.
  • Чуть легкий выучен урок,
  • Бегу тотчас же к вам, бывало.

— Уж поздно! — Мама, десять строк!..—

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки…

  1. Как хорошо за книгой дома!
  2. Под Грига, Шумана и Кюи
  3. Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы…

  • (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
  • Приемыш чопорной вдовы,
  • Как Диоген, живущий в бочке.
  • Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком — корона…

Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушел во тьму, кто в ней возник,

Британии печальны судьбы…

  1. — О, почему средь красных книг
  2. Опять за лампой не уснуть бы?
  3. О, золотые времена.
  4. Где взор смелей и сердце чище!
  5. О, золотые имена:
  6. Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Михаил Светлов

  • КНИГА
  • Безмолвствует черный обхват переплета,
  • Страницы тесней обнялись в корешке,
  • И книга недвижна. Но книге охота
  • Прильнуть к человеческой теплой руке.
  • Небрежно рассказ недочитанный кинут,
  • Хозяин ушел и повесил замок.
  • Сегодня он отдал последний полтинник
  • За краткую встречу с героем Зоро.
  • Он сядет на лучший из третьего места,
  • Ему одному предназначенный стул,
  • Смотреть, как Зоро похищает невесту,
  • В запретном саду раздирая листву.
  • Двенадцать сержантов и десять капралов
  • Его окружают, но маска бежит,
  • И вот уж на лошади мчится по скалам,
  • И в публику сыплется пыль от копыт.
  • И вот на скале, где над пропастью выгиб,

Бесстрашный Зоро повстречался с врагом..

  1. Ну, разве покажет убогая книга
  2. Такой полновесный удар кулаком?
  3. Безмолвствует черный обхват переплета,
  4. Страницы тесней обнялись в корешке,
  5. И книга недвижна. Но книге охота
  6. Прильнуть к человеческой теплой руке.

Николай Гумилев

  • У меня не живут цветы,
  • Красотой их на миг я обманут,
  • Постоят день-другой и завянут,
  • У меня не живут цветы.
  • Да и птицы здесь не живут,
  • Только хохлятся скорбно и глухо,

А наутро — комочек из пуха…

  1. Даже птицы здесь не живут.
  2. Только книги в восемь рядов,
  3. Молчаливые, грузные томы,
  4. Сторожат вековые истомы,
  5. Словно зубы в восемь рядов.
  6. Мне продавший их букинист,

Помню, был горбатым, и нищим…

…Торговал за проклятым кладбищем

Мне продавший их букинист.

Вот такая получилась подборка от наивных детских стишков до красивых стихов известных поэтов.

Источник: https://bookmix.ru/blogs/note.phtml?id=7146

Стихи Тютчева для детей 4 класса

Стихи для 4 класса. Литературное чтение

  • Зима недаром злится,
    Прошла ее пора —
    Весна в окно стучится
  • И гонит со двора.
  • И все засуетилось,
    Все нудит Зиму вон —
    И жаворонки в небе
  • Уж подняли трезвон.
  • Зима еще хлопочет
    И на Весну ворчит.
    Та ей в глаза хохочет
  • И пуще лишь шумит…
  • Взбесилась ведьма злая
    И, снегу захватя,
    Пустила, убегая,
  • В прекрасное дитя…
  • Весне и горя мало:
    Умылася в снегу,
    И лишь румяней стала,
  • Наперекор врагу.
  • ***
  • Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний, первый гром,
    как бы резвяся и играя,
  • Грохочет в небе голубом.
  • Гремят раскаты молодые,
    Вот дождик брызнул, пыль летит,
    Повисли перлы дождевые,
  • И солнце нити золотит.
  • С горы бежит поток проворный,
    В лесу не молкнет птичий гам,
    И гам лесной и шум нагорный —
  • Все вторит весело громам.
  • Ты скажешь: ветреная Геба,
    Кормя Зевесова орла,
    Громокипящий кубок с неба,
  • Смеясь, на землю пролила.
  • ***
  • Еще в полях белеет снег,
    А воды уж весной шумят —
    Бегут и будят сонный брег,
  • Бегут, и блещут, и гласят…
  • Они гласят во все концы:
    «Весна идет, весна идет,
    Мы молодой весны гонцы,
  • Она нас выслала вперед!
  • Весна идет, весна идет,
    И тихих, теплых майских дней
    Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..»

  1. ***
  2. Не остывшая от зною,
    Ночь июльская блистала…
    И над тусклою землею
    Небо, полное грозою,
  3. Всё в зарницах трепетало…
  4. Словно тяжкие ресницы
    Подымались над землею,
    И сквозь беглые зарницы
    Чьи-то грозные зеницы
  5. Загоралися порою…
  6. ***
  7. Грустный вид и грустный час-
    Дальний путь торопит нас…
    Вот, как призрак гробовой,
    Месяц встал — и из тумана
    Осветил безлюдный край…
  8. Путь далек — не унывай…
  9. Ах, и в этот самый час,
    Там, где нет теперь уж нас,
    Тот же месяц, но живой,
    Дышит в зеркале Лемана…
    Чудный вид и чудный край-
  10. Путь далек — не вспоминай…
  11. II
  12. Родной ландшафт… Под дымчатым навесом
    Огромной тучи снеговой
    Синеет даль — с ее угрюмым лесом,
    Окутанным осенней мглой…
    Все голо так — и пусто-необъятно
    В однообразии немом…
    Местами лишь просвечивают пятна
  13. Стоячих вод, покрытых первым льдом.
  14. Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья-
    Жизнь отошла — и, покорясь судьбе,
    В каком-то забытьи изнеможенья,
    Здесь человек лишь снится сам себе.
    Как свет дневной, его тускнеют взоры,
    Не верит он, хоть видел их вчера,
    Что есть края, где радужные горы
  15. В лазурные глядятся озера…
  16. ***
  17. На небе месяц — и ночная
    Еще не тронулася тень,
    Царит себе, не сознавая,
  18. Что вот уж встрепенулся день, —
  19. Что хоть лениво и несмело
    Луч возникает за лучом,
    А небо так еще всецело
  20. Ночным сияет торжеством.
  21. Но не пройдет двух-трех мгновений,
    Ночь испарится над землей,
    И в полном блеске проявлений
  22. Вдруг нас охватит мир дневной…
  23. ***
  24. Сквозь лазурный сумрак ночи
    Альпы снежные глядят —
    Помертвелые их очи
    Льдистым ужасом разят —
    Властью некой обаянны,
    До восшествия Зари
    Дремлют, грозны и туманны,

Словно падшие цари!..

Но Восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец —
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.
И с главы большого брата
На меньших бежит струя,
И блестит в венцах из злата

Вся воскресшая Семья!..

  • ***
  • Лист зеленеет молодой —
    Смотри, как листьем молодым
    Стоят обвеяны березы
    Воздушной зеленью сквозной,
  • Полупрозрачною, как дым…
  • Давно им грезилось весной,
    Весной и летом золотым, —
    И вот живые эти грезы,
    Под первым небом голубым,
  • Пробились вдруг на свет дневной…
  • О, первых листьев красота,
    Омытых в солнечных лучах,
    С новорожденною их тенью!
    И слышно нам по их движенью,
    Что в этих тысячах и тьмах

Не встретишь мертвого листа!..

  1. ***
  2. Лениво дышит полдень мглистый;
    Лениво катится река;
    И в тверди пламенной и чистой
  3. Лениво тают облака.
  4. И всю природу, как туман,
    Дремота жаркая объемлет;
    И сам теперь великий Пан
  5. В пещере нимф покойно дремлет.
  6. ***
  7. Есть в светлости осенних вечеров
    Умильная, таинственная прелесть:
    Зловещий блеск и пестрота дерев,
    Багряных листьев томный, легкий шелест,
    Туманная и тихая лазурь
    Над грустно-сиротеющей землею,
    И, как предчувствие сходящих бурь,
    Порывистый, холодный ветр порою,
    Ущерб, изнеможенье — и на всем
    Та кроткая улыбка увяданья,
    Что в существе разумном мы зовем
  8. Божественной стыдливостью страданья.
  9. ***
  10. И бунтует, и клокочет,
    Хлещет, свищет, и ревет,
    И до звезд допрянуть хочет,
    До незыблемых высот…
    Ад ли, адская ли сила
    Под клокочущим котлом
    Огнь геенский разложила —
    И пучину взворотила
  11. И поставила вверх дном?
  12. Волн неистовых прибоем
    Беспрерывно вал морской
    С ревом, свистом, визгом, воем
    Бьет в утес береговой,-
    Но, спокойный и надменный,
    Дурью волн не обуян,
    Неподвижный, неизменный,
    Мирозданью современный,
  13. Ты стоишь, наш великан!
  14. И, озлобленные боем,
    Как на приступ роковой,
    Снова волны лезут с воем
    На гранит громадный твой.
    Но, о камень неизменный
    Бурный натиск преломив,
    Вал отбрызнул сокрушенный,
    И клубится мутной пеной
  15. Обессиленный порыв…
  16. Стой же ты, утес могучий!
    Обожди лишь час-другой —
    Надоест волне гремучей
    Воевать с твоей пятой…
    Утомясь потехой злою,
    Присмиреет вновь она —
    И без вою, и без бою
    Под гигантскою пятою
  17. Вновь уляжется волна…
  18. ***
  19. Уж солнца раскаленный шар
    С главы своей земля скатила,
    И мирный вечера пожар
  20. Волна морская поглотила.
  21. Уж звезды светлые взошли
    И тяготеющий над нами
    Небесный свод приподняли
  22. Своими влажными главами.
  23. Река воздушная полней
    Течет меж небом и землею,
    Грудь дышит легче и вольней,
  24. Освобожденная от зною.
  25. И сладкий трепет, как струя,
    По жилам пробежал природы,
    Как бы горячих ног ея
  26. Коснулись ключевые воды.
  27. ***

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.

Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.

Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!

Мы с вами летим!..

  • ***
  • На мир таинственный духов,
    Над этой бездной безымянной,
    Покров наброшен златотканный
    Высокой волею богов.
    День — сей блистательный покров
    День, земнородных оживленье,
    Души болящей исцеленье,
  • Друг человеков и богов!
  • Но меркнет день — настала ночь;
    Пришла — и с мира рокового
    Ткань благодатную покрова
    Сорвав, отбрасывает прочь…
    И бездна нам обнажена
    С своими страхами и мглами,
    И нет преград меж ей и нами —
  • Вот отчего нам ночь страшна!
  • ***
  • Как тихо веет над долиной
    Далекий колокольный звон,
    Как шум от стаи журавлиной,-
  • И в звучных листьях замер он.
  • Как море вешнее в разливе,
    Светлея, не колыхнет день,-
    И торопливей, молчаливей
  • Ложится по долине тень.
  • ***
  • Как ни гнетет рука судьбины,
    Как ни томит людей обман,
    Как ни браздят чело морщины
    И сердце как ни полно ран;
    Каким бы строгим испытаньям
    Вы ни были подчинены,-
    Что устоит перед дыханьем
  • И первой встречею весны!
  • Весна… она о вас не знает,
    О вас, о горе и о зле;
    Бессмертьем взор ее сияет,
    И ни морщины на челе.
    Своим законам лишь послушна,
    В условный час слетает к вам,
    Светла, блаженно-равнодушна,
  • Как подобает божествам.
  • Цветами сыплет над землею,
    Свежа, как первая весна;
    Была ль другая перед нею —
    О том не ведает она:
    По небу много облак бродит,
    Но эти облака — ея;
    Она ни следу не находит
  • Отцветших весен бытия.
  • Не о былом вздыхают розы
    И соловей в ночи поет;
    Благоухающие слезы
    Не о былом Аврора льет,-
    И страх кончины неизбежной
    Не свеет с древа ни листа:
    Их жизнь, как океан безбрежный,
  • Вся в настоящем разлита.

Игра и жертва жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан!
Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь —
И жизни божеско-всемирной

  1. Хотя на миг причастен будь!
  2. ***
  3. Уже полдневная пора
    Палит отвесными лучами,—
    И задымилася гора
  4. С своими черными лесами.
  5. Внизу, как зеркало стальное,
    Синеют озера струи,
    И с камней, блещущих на зное,
  6. В родную глубь спешат ручьи.
  7. И между тем как полусонный
    Наш дольний мир, лишенный сил,
    Проникнут негой благовонной,
  8. Во мгле полуденной почил,—
  9. Горе, как божества родные,
    Над издыхающей землей
    Играют выси ледяные
  10. С лазурью неба огневой.
  11. ***
  12. Гроза прошла — еще курясь, лежал
    Высокий дуб, перунами сраженный,
    И сизый дым с ветвей его бежал
    По зелени, грозою освеженной.
    А уж давно, звучнее и полней,
    Пернатых песнь по роще раздалася
    И радуга концом дуги своей
  13. В зеленые вершины уперлася.
  14. ***
  15. Лазурь небесная смеется,
    Ночной омытая грозой,
    И между гор росисто вьется
  16. Долина светлой полосой.
  17. Лишь высших гор до половины
    Туманы покрывают скат,
    Как бы воздушные руины
  18. Волшебством созданных палат.
  19. ***
  20. Пускай орёл за облаками
    Встречает молнии полёт
    И неподвижными очами
  21. В себя впивает солнца свет.
  22. Но нет завиднее удела,
    О лебедь чистый, твоего —
    И чистой, как ты сам, одело
  23. Тебя стихией божество.
  24. Она, между двойною бездной,
    Лелеет твой всезрящий сон —
    И полной славой тверди звёздной
  25. Ты отовсюду окружён.
  26. ***

Смотри, как запад разгорелся
Вечерним заревом лучей,
Восток померкнувший оделся
Холодной, сизой чешуей!
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою

Деля, не соединяет их?

Источник: https://www.ejin.ru/stixi/stixi-tyutcheva-dlya-detej-4-klassa.html

Федор Иванович Тютчев стр. 138 — 140 / Климанова, Горецкий, 4 класс. 1 часть учебника / ГДЗ Грамота

  • Читая стихотворение, создается впечатление, будто ты сам чувствуешь эту раннюю весну.
  • Настолько четко описанное состояние природы переносит читателя в эту прекрасную пору года.
  • Поэт умело описывает зарождение тепла и рассвет весны буквально в нескольких строках.

2. Какие выразительные средства выбраны автором для изображения унылой картины природы? А как поэт создает образ пробуждающейся природы? Что необычного в ее изображении?

  1. Тютчева считают умелым поэтом, который умеет описывать происходящую ситуацию максимально идентично и понятно читателю. 
  2. Для этого стихотворения он выбрал стилистический прием — олицетворение.

  3. Он показал весну и природу как живых.
  4. В строках произведения они улыбаются, дышат и чувствуют.
  5. Поэт говорит о том, что природа еще спит, но сквозь сон уже улыбается весне.

  6. Именно этот образ создает четкое понимание ранней весны.

3. Почему в стихотворении так много глаголов? Объясни своё мнение

Глаголы помогают сделать стихотворение более живым и динамичным.

В этом произведении автор неслучайно использовал много глаголов, они оживляют природу, показывают настоящее пробуждение.

4. Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?

  • В начале стихотворения чувствуются нотки печали от того, что природа еще спит, вид у земли невеселый.
  • Однако с каждой строкой автор рассказывает о пробуждении весны.
  • Начинает чувствоваться надежда и ожидание скорейшего тепла.

5. Приготовься к выразительному чтению произведения Тютчева. Вспомни, как это надо делать

Необходимо несколько раз прочитать стихотворение.

Понять, на каких словах необходимо ставить логические ударения и паузы.

Как неожиданно и ярко… стр. 140

1. Как Тютчев описывает радугу? Как ему удается показать красоту и мгновенность радужного видения?

  1. Тютчев описывает радугу как арку в облаках.
  2. Также он говорит, что это радужное видение.
  3. Автор говорит скорей ловить ее, так как это не длительно, а очень быстро.
  4. Буквально минута или две, и она уже не такая яркая.
  5. А еще через несколько минут уже бледная. 

2. О чём просит читателя автор? Почему?

  • Тютчев просит словить ее, как ловить каждое мгновение в жизни.
  • Все потому, что этот момент мгновенный.
  • Нужно наслаждаться.
  • Ведь может быть, что он уйдет так быстро, что не успеем и оглянуться.
  • Все пройдет, и то, чем мы дышим, и то, чем мы живем.
  • Такова жизнь.

3. Как думаешь, зачем в стихотворении дважды повторяется слово «лови»?

  1. На этом автор акцентирует внимание.
  2. Хочет, чтобы мы не пропустили этот момент, а запомнили его.
  3. Это ключевые слова в стихотворении, смысл, который хотел донести автор.

4. Каким настроением проникнуто произведение? Объясни. Подумай, почему в стихотворении три восклицательных предложениях

  • Первая часть стихотворения наполнена радостью и волшебством.
  • Тютчев описывает неожиданно появившуюся на небе радугу, такую яркую и прекрасную.
  • Однако к концу стихотворения чувствуются нотки грусти и волнения от того, что радуга начинает исчезать, что все проходит, и не нужно упускать моменты.
  • Восклицательные предложения нужны для акцентирования внимания.
  • Это наиболее важные части в стихотворении.
  • Они самые яркие и смысловые.
  • Поэтому автор сделал их такими эмоциональными.

5. Как бы ты озаглавил произведение? Запиши свои варианты в «Рабочую тетрадь”

Я бы назвал стихотворение «Прекрасное мгновение” или «Небесная арка».

6. Выучи стихотворение наизусть. Какую интонацию ты выберешь для чтения?

Я выберу восторженную интонацию.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 1 часть. Федор Иванович Тютчев «Еще земли печален вид…» стр. 138 и «Как неожиданно и ярко…» стр. 140

Источник: https://gdz-gramota.ru/gdz-literaturnoe-chtenie-4-klass/klimanova-goretskii-4-klass-1-chast-uchebnika/fedor-ivanovich-tiutchev-str-138-140

Литературное чтение 4 класс 1 часть Климанова, Горецкий, Школа России

Аннотация

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основе концептуальной идеи учебника лежат духовно-просветительское воспитание младших школьников и развитие их творческих способностей. Формирование личности младшего школьника происходит через восприятие и осознание культурного-исторического наследия.

Для этого в учебнике используются тексты классической и современной литературы, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий направлена на формирование универсальных учебных действий и способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов.

Пример из учебника

Как ты думаешь, зачем нужны летописи? Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснить многое из происходящего в нём помогает народу его историческая память.

Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания, песни, былины, сказки -всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях.

Летописи. Былины. Жития
И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда 7
И вспомнил Олег коня своего 10
Ильины три поездочки 12
Житие Сергия Радонежского 22
Проверим себя 33
Чудесный мир классики
Пётр Павлович Ершов
Конёк-горбунок 39
Александр Сергеевич Пушкин
Няне 66
Туча 67
Унылая пора! Очей очарованье! 68
Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях 70
Михаил Юрьевич Лермонтов
Дары Терека 96
Ашик-Кериб 97
Лев Николаевич Толстой
Детство 115
Как мужик убрал камень 119
Антон Павлович Чехов
Мальчики 123
Проверим себя 135
Поэтическая тетрадь
Фёдор Иванович Тютчев
Ещё земли печален вид 138
Как неожиданно и ярко 139
Афанасий Афанасьевич Фет
Весенний дождь 141
Бабочка 142
Евгений Абрамович Баратынский
Весна, весна! как воздух чист! 143
Где сладкий шёпот 144
Алексей Николаевич Плещеев
Дети и птичка 145
Иван Саввич Никитин
В синем небе плывут над полями 146
Николай Алексеевич Некрасов
Школьник 147
В зимние сумерки нянины сказки 148
Иван Алексеевич Бунин
Листопад 150
Проверим себя 152
Литературные сказки
Владимир Фёдорович Одоевский
Городок в табакерке 156
Всеволод Михайлович Гаршин
Сказка о жабе и розе 169
Павел Петрович Бажов
Серебряное копытце 180
Сергей Тимофеевич Аксаков
Аленький цветочек 193
Проверим себя 215
Советуем прочитать 216
Словарик 218

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

Источник: https://znayka.pro/uchebniki/4-klass/literaturnoe-chtenie-4-klass-1-chast-klimanova-goretskij-shkola-rossii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector