Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе.
Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание.
Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний.
Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе, читайте в этой статье.
Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему.
До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать.
Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.
Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.
Трудности
Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.
В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:
- личность педагога
- коллектив одноклассников
- новый режим дня
- ограничение двигательной активности
- новые обязанности.
В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной.
Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования.
И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:
- неуспеваемость
- нежелание что-то делать
- негативизм
- демонстративность
- лень.
Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.
Этапы
- Адаптация первоклассников делится на этапы.
- Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.
- Этот этап обычно начинается с апреля-мая, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия в школу. Обычно, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:
- знакомят детей со школой и её территорией (проводят экскурсию)
- совершенствуют крупную и мелкую моторику ребёнка (посредством специальных упражнений)
- проводят спортивные занятия
- развивают общий интеллект
- работают с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка.
Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.
Этот этап — самый сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка. Здесь педагоги призваны:
- оказывать педагогическую поддержку первоклассникам
- выявлять и учитывать индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса
- консультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействовать им в выработке тактики общения с детьми.
- Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.
- Этот этап прорабатывается во втором семестре первого класса с целью выявления и устранения проблем учебного процесса, возникающих в связи со сложностью общения отдельных детей и другими школьными трудностями.
- Работа происходит в направлениях:
- диагностика психического здоровья ребёнка (агрессивность, самооценка, тревожность)
- коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности (обучение, поведение, общение)
- консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общения
- отслеживание результатов адаптации первоклассников.
При составлении программы адаптации вашего первоклассника рекомендуем учесть три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию.
Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника.
Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.
Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.
Психологическая
Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.
«Совет. Внимательно выслушивайте ребёнка и вникайте во все проблемы, о которых он вам говорит. Не высмеивайте его, не унижайте, не приводите в пример тех детей, у которых получается лучше справляться с обучением в школе. Это приведёт только к замкнутости, скрытности, раздражению, нежеланию рассказывать родителям о своих волнениях».
Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник.
Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него.
Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда.
Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.
Рекомендации по психологической адаптации первоклассника:
- Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
- Формируйте высокую самооценку ребёнка.
- Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.
- Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
- Проводите время с ребенком после школьного дня.
- Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
- Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
- Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
- Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.
Физиологическая
В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу.
Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое.
Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.
Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.
Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?
- Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
- Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
- Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
- Следите за правильной осанкой ученика.
- Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
- Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
- Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.
- Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
- Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
- Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.
«Это интересно! Норма выполнения домашнего задания с первоклассником – 40 минут».
Социальная
Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.
Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию.
Поддерживайте контакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях.
Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.
Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.
«Золотое правило воспитания. Ребенок больше всего нуждается в любви именно в то время, когда он меньше всего её заслуживает».
Советы родителям
Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:
- Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
- Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
- Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
- Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
- Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
- Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
- Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
- Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
- Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
- Не ставьте ребёнку условий.
- Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
- Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
- Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.
Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.
Видеосюжет: практические рекомендации по адаптации детей к школе
Источник: https://paidagogos.com/adaptatsiya-pervoklassnikov-etapyi-trudnosti-sovetyi.html
Рекомендации учителям по адаптации пятиклассников
Испытывали ли вы некую скованность, попав на новое место работы, где для вас все незнакомо: начальство, сотрудники, само здание, в котором вам придется работать? Наверняка на заре вашей карьеры вы испытывали стресс и ощущали себя выброшенным за борт огромного корабля под названием «Привычная жизнь», пытались осторожно ощупывать почву или же наоборот, бросались в омут с головой. Вы столкнулись с незнанием, неопытностью, непониманием, новыми отношениями в коллективе. Возможно, иногда вам хотелось все бросить и уйти?
Мы не зря начали эту статью именно с такого сравнения, потому что, по нашему мнению, примерно так и чувствует себя пятиклассник, перешагнувший рубеж начальной и средней школы.
Из привычной среды, где все было довольно просто и знакомо, он попадает в бушующий океан старшей школы, где царят свои законы и правила, где так много нового, что подчас хочется спрятаться от всего, что вдруг свалилось на его еще неокрепшие плечи.
«Мне бы эти проблемы» — можете сказать вы. Да, с высоты возраста и жизненного опыта такого рода дискомфорт может показаться ничтожным. Но если применить немного эмпатии, смешанной с воспоминаниями о себе в возрасте 9-10 лет, то может вырисоваться довольно четкая картина. Давайте рассмотрим, что же все таки способствует формированию стрессового состояния у пятиклассника:
- Появление большого количества новых учителей. Ко всем им нужно привыкнуть, запомнить и научиться четко выполнять требования каждого;
- Новый, непривычный режим;
- Большое количество кабинетов, расположение и номера которых нужно запомнить, умудрившись не заблудиться в новом здании школы;
- Новый коллектив. Учитывая современную тенденцию формирования профильных классов, после младшей школы ребенок может оказаться в совершенно новом коллективе, где он никого не знает. Ему снова приходится находить в нем свое место, заводить друзей;
- Новый, незнакомый классный руководитель;
- Конфликты со старшеклассниками. В средней школе, пятиклассник — новичок. Он самый маленький и неопытный. В связи с этим может нарастать волнение, связанное с проблемами со старшеклассниками, которые часто могут возникать в коридоре, туалете или столовой.
- Возрастает и темп работы. Приходится быстрее писать, быстрее читать и соображать. Увеличивающийся объем информации не всегда успевает правильно накопиться и усвоиться. Те, кто раньше писал медленно, не успевают записывать под более быструю диктовку учителя. Отличающиеся особой медлительностью — дойти до нужного кабинета вовремя и т.д.
- Возрастают объемы домашнего задания, требования к оформлению работ и их выполнению;
По данным психологов, нарастающая ответственность может вызывать у детей быстро возникающую тревожность, неуверенность и появление различного рода страхов: не вписаться в коллектив, не соответствовать новым требованиям, боязнь быть не таким как остальные. Постоянный страх несоответствия новым стандартам и ожиданиям окружающих может приводить к тому, что даже способный ребенок не будет в полной мере проявлять свои возможности.
Очень часто специфическая ситуация может складываться и дома, когда родители ребенка, подверженного стрессам, начинают делать упор лишь на «хорошем образовании» и»успешном будущем», пугая тем, что нужно обязательно хорошо учиться, иначе его ждет работа дворника или грузчика на рынке (список можно продолжать бесконечно).
Все свободное время ребенка начинает занимать учеба. В таких случаях продуктивность ранее способного ученика падает ввиду растущего давления даже со стороны домашних и отсутствия ситуаций, дающих выход стрессу.
И наоборот, дети, которые помимо учебы занимаются танцами, различными видами спорта, рукоделием или музыкой, проявляют более высокую сопротивляемость к стрессу.
Весомой фигурой в жизни пятиклашки выступает и классный руководитель. При переходе из младшей школы, ребенок нуждается в своего рода наставнике, который мог бы дать небольшой толчок к началу новой жизни, помог и объяснил, как быстрее научиться соблюдать новые правила внутри класса и школы, подсказал, что стоит сделать, чтобы лучше соответствовать новым требованиям учителей.
Стресс может быть связан и с переменой ценностей младшего подростка, когда взамен ранее ведущей учебной деятельности приходит общение (со сверстниками, взаимоотношения с учителями и т.д). В связи с этим, процесс адаптации может несколько осложняться ввиду того, что не каждому школьнику это удается легко, поэтому участие в нем педагогов крайне необходимо.
Учителям-предметникам также важно помнить о специфике привыкания детей к новым условиям и делать на это поправку. Например, нередки ситуации, когда легкое волнение ученика перед ответом у доски способствует мобилизации его сил, повышает ответственность, ускоряет реакцию.
Однако, если легкое волнение замещается сильной тревогой, то это приводит к значительному ухудшению его результатов или вовсе к отказу от выполнения задания, что в итоге сказывается на успеваемости.
В таких ситуациях ребенку очень важно чувствовать поддержку учителя, которую можно оказать словами типа:»Ты зря сомневаешься в своих силах. Я знаю, что ты сможешь».
«Зная тебя и насколько ты способный, я уверена, что у тебя все получится. Давай попробуем, я тебе помогу!».
При этом можно слегка похлопать ребенка по плечу и приободрить шуткой или улыбкой. Хороши также фразы:
- «Ты делаешь все правильно/очень хорошо/очень красиво»;
- «Это более сложное задание, но я знаю, что ты к нему готов»;
- «У тебя есть идеи? Поделись с нами.»
- «Ты на правильном пути, продолжай в том же духе»
Использование подобных фраз помогает создать ситуацию успеха на уроке и поощрить тех, кто не уверен в своих силах.В случае же, когда стоит продемонстрировать ваше разочарование, можно использовать фразы типа:
- «Зная о твоих способностях, я думаю, ты мог бы сделать и лучше. Постарайся в следующий раз улучшить результат»;
- «Мне жаль, что твои результаты в этот раз печальные, тебе стоит подтянуть …. и в следующий раз будет лучше»;
- «Тебе стоит повторить предыдущую тему»;
Таким образом, следует уделить особое внимание формированию у ребенка правильного отношения к ошибкам, как к способу более углубленного изучения материала, а не унижения. Важно, чтобы ошибки не воспринимались как проигрыш, нечто наказуемое и недопустимое. Поэтому стоит обязательно проводить разъяснительные беседы с родителями на собраниях.
Вот некоторые рекомендации, которые будут особенно полезны классным руководителям.
При работе с родителями:
- На первом родительском собрании классному руководителю необходимо рассказать родителям о новых учителях или, еще лучше, дать им самим представиться и рассказать о своих методах работы, требованиях, критериях выставления оценок и прочем. Объясните, что не стоит наказывать ребенка за малейшие ошибки или невысокие оценки, а пытаться узнать, где в знаниях ребенка появился пробел или возникло непонимание.
- Разрешите родителям время от времени консультироваться с вами по тем или иным вопросам, связанным с обучением, при этом четко очертив дозволенные границы (например, письма, звонки с 17.00 до 19.00, личные встречи по определенным дням и т.д).
- Объясните, что первое время ученикам стоит носить бейджи с их именами для лучшего запоминания имен одноклассников, а также быстрого запоминания их имен учителями.
- Дайте понять, что работа вас и родителей пятиклассников должна быть направлена на укрепление у детей уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неудач и что необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в стрессовых ситуациях.
- Объясните родителям, что стоит относиться с пониманием к трудностям, с которыми сталкивается их ребенок при переходе в старшую школу, а также помогать ему постепенно привыкать к самостоятельности и ответственности, научить подготавливать свое рабочее место к работе, планомерно выполнять домашние задания. При возникновении сложностей с выполнением домашнего задания, не отказывать в помощи и не делать задания за ребенка.
- Попросите также не обсуждать с ребенком учителей, формируя тем самым негативное отношение ребенка к конкретному предмету.
- По возможности, стимулируйте родителей так организовать свободное время ребенка, чтобы в нем было место для посещения спортивных секций, бассейна или танцев, прогулок на свежем воздухе, полноценного и здорового отдыха. И самое главное — обеспечить эмоциональный комфорт дома.
- Расскажите родителям, что очень важно хотя бы раз в неделю находить время, свободное от рабочих или домашних забот, и интересоваться школьными успехами ребенка. Пусть ребенок расскажет вам о своих одноклассниках и взаимоотношениях с ними, школьных предметах и учителях. Необходимо запоминать имена, даты, детали событий, о которых сообщает ребенок, используя их как опорную информацию для последующих разговоров, демонстрируя свою вовлеченность в его жизнь.
- Объясните, что лучше регулярно поддерживать связь с учителем, узнавая об успехах ребенка, чем обращаться к нему, когда ситуация уже крайне запущена.
При работе с детьми:
- Постарайтесь грамотно осуществить рассаживание детей в классе, с учетом их индивидуальных особенностей.
- По возможности, ознакомьтесь с медицинскими картами учеников, узнайте о возможных проблемах со здоровьем, чтобы в случае критических ситуаций быть готовым к тем или иным действиям. Также не помешает узнать и об условиях проживания некоторых ребят, взаимоотношениях в их семьях.
- Поддерживайте связь со школьным психологом. Приглашайте его на классные часы для проведения тестирований, выявляющих уровень адаптации детей или проводите их сами, впоследствии обсуждая результаты со специалистом.
- На классном часе ознакомьте детей с возможными трудностями, которые им предстоят и способах их решений, расскажите о некоторых чисто организационных мерах.
Многие обязанности, касающиеся адаптации пятиклассников, лежат на плечах классных руководителей. Что же касается учителей-предметников, то помощь в адаптации учеников является и их ответственностью тоже.
Вот некоторые рекомендации учителям-предметникам:
- Высокий темп — это одна из причин, мешающих пятиклассникам качественно усваивать материал.
- Не забывайте учитывать трудности адаптационного периода и возрастные особенности при выборе способа подачи материала.
- Познакомьте учеников с более рациональными способами выполнения домашнего задания по вашему предмету.
- Постарайтесь находить в ответах каждого ученика положительные моменты, что-то особенное или необычное и поощряйте его за это.
- Старайтесь создавать обстановку успеха, подбадривайте своих учеников, даже если у них не все получается.
- Работайте в тандеме с классными руководителями для лучшего понимания особенностей класса.
- Не упускайте случая в конце урока приободрить перед всем классом тех, кто еще недостаточно уверен в себе, малоактивен, боится отвечать.
- Постарайтесь наладить эмоциональную связь с классом.
И помните, что при вашем неравнодушном участии, проблемный период в жизни пятиклашек очень скоро закончится, вознаградив вас активными и способными учениками.
Пусть ваша планомерная работа как классного руководителя, так и учителя-предметника будет продиктована пониманием, толерантностью и любовью к ребенку, как крепнущему и растущему человеку, которому суждено стать особенным и талантливым.
Вам слово:
Нам интересно ваше мнение и опыт адаптации пятиклассников. Поделитесь с нами и читателями блога.
Источник: https://mega-talant.com/blog/rekomendacii-uchitelyam-po-adaptacii-pyatiklassnikov
Советы родителям первоклассников в период адаптации к школе. Тест-анкета родителям по адаптации. Памятка родителям
Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Он может занять от двух недель или полугода.
Многое зависит от психологических особенностей ребенка, уровня его подготовленности, типа школьного заведения и сложности образовательный программы.
Рекомендации родителям первоклассников по адаптации начинаются с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам.
Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы.
Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.
Адаптация первоклассников: советы родителям
- Начинайте морально готовить ребенка к школе заранее, еще в детском саду. Начиная с весны водите ребенка в школу, познакомьте с будущей учительницей. По предварительной договоренности посидите с ним на нескольких уроках. Сделайте так, чтобы 1 сентября он пришел в знакомую обстановку, с положительным настроем. Не обязательно ходить на подготовительные курсы, можно попроситься поговорить с учителем и побывать в школе и без посещения курсов.
- Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.
- Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.
- Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
- Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.
- Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у малыша проблемы с речью, начните посещать логопеда, чтобы избавиться от них до конца первого класса.
- Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап. Как правило в школе реализуется программа адаптации первоклассников и проводится одно или несколько тематических родительских собраний.
- Помните, что похвала — это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
- С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
- Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.
Помните, что каждый ребенок индивидуален. В таком важном вопросе, как адаптация первоклассников, советы родителям начинаются именно с этого. Не нужно сравнивать успехи своего малыша с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение приведет лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учебой.
Анкета для родителей по адаптации первоклассника к школе
Насколько успешно привыкает ребенок к новым условиям, поможет понять небольшое тестирование. Эта анкета для родителей по адаптации первоклассников выявит, есть ли у ребенка проблемы со школой и нужна ли ему помощь.
Анкета
- Охотно ли идет ребенок в школу?
- неохотно (ДА);
- без особой охоты (ВДА);
- охотно, с радостью (А);
- затрудняюсь ответить.
- Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
- пока нет (ДА);
- не совсем (ВДА);
- основном, да (А);
- затрудняюсь ответить.
- Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
- скорее нет, чем да (ДА);
- не вполне (ВДА);
- в основном да (А);
- затрудняюсь ответить.
- Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
- иногда (ВДА);
- довольно часто (А);
- pатрудняюсь ответить.
- Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления (ДА);
- положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА);
- в основном положительные впечатления (А).
- Сколько времени в среднем тратит ребенок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру).
- Нуждается ли ваш ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
- довольно часто (ДА);
- иногда (ВДА);
- не нуждается в помощи (А);
- затрудняюсь ответить.
- Как ребенок преодолевает трудности в работе?
- перед трудностями сразу пасует (ДА);
- обращается за помощью (ВДА);
- старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА);
- настойчив в преодолении трудностей (А);
- затрудняюсь ответить.
- Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
- сам этого сделать не может (ДА);
- иногда может (ВДА);
- может, если его побудить к этому (А);
- как правило, может (А);
- затрудняюсь ответить.
- Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
- довольно часто (ДА);
- бывает, но редко (ВДА);
- такого практически не бывает (А);
- затрудняюсь ответить.
- Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
- нет (ДА);
- скорее нет, чем да (ВДА);
- скорее да, чем нет (А);
- затрудняюсь ответить.
Подсчитайте количество выбранных вариантов в скобках. Наибольшая цифра характеризует уровень адаптации:
- А — адаптация;
- ВДА — возможна дезадаптация;
- ДА — дезадаптация.
Памятка родителям первоклассников по адаптации
Если вы хотите сформировать у ребенка положительное отношение к школе и учебному процессу, учитывайте определенные советы родителям первоклассников в период адаптации. Они помогут пройти непростой жизненный период наиболее безболезненно.
- Будите малыша спокойно и ласково, пусть его день начинается с вашей улыбки.
- Не торопитесь, помните, что правильно рассчитать время — это ваша обязанность, не нужно подгонять ребенка.
- Обязательно дайте позавтракать первокласснику, даже если в школе предусмотрено питание.
- Никогда не прощайтесь с ребенком словами предупреждения. Не нужно говорить: «Смотри, чтоб без двоек» или: «Не балуйся» и т.д. Лучше пожелайте ему удачного дня и не поскупитесь на несколько ласковых слов.
- Не встречайте ребенка вопросом, что он сегодня получил. Дайте ему время немного расслабиться и отдохнуть.
- Будьте внимательны к малышу, если видите, что он хочет с вами чем-то поделиться — выслушайте. А если не высказывает желания обсуждать пройденный день — не заставляйте.
- Не садитесь за уроки сразу после учебного дня. Дайте ребенку время на восстановление сил.
- Во время выполнения упражнений делайте небольшие паузы, чтобы ребенок мог немного отдохнуть.
- Решайте возникающие педагогические проблемы без него, при необходимости советуйтесь с учителем или психологом.
- Заканчивайте день позитивно. Не нужно выяснять отношения или напоминать о завтрашнем тестировании, контрольной или других возможных трудностях.
Скачать памятку для распечатки >>>
Учитывая, насколько важна адаптация первоклассников, советы родителям могут быть разными. Главное, будьте рядом со своим ребенком, поддерживайте его и тогда он очень быстро привыкнет к новой школьной жизни и найдет много друзей.
Об авторе: Маремова Марина Станиславовна, педагог-психолог. Источник анкеты: Мамедова Татьяна Михайловна.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник: http://pedsovet.su/ns/6295_sovety_roditelyam_pervoklassnikov_v_period_adaptacii
Советы психолога родителям по адаптации первоклассников
В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.
Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. Известно, что от родителей зависит очень многое: вся учебно-воспитательная деятельность в школе не будет иметь успеха без тесных контактов с родителями.
Именно они должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса. В школе должны отсутствовать две поведенческие «модели» родителей: в качестве «провинившегося ученика» и в качестве «обвинителя».
Должна присутствовать третья «модель»: родители с адекватным поведением, предполагающее взаимопонимание родителя и учителя на благо ребенку. Работа с родителями – это экзамен, который должны выдержать обе стороны: и учитель, и родители.
Родители нужны нам, учителям! Самый внимательный учитель не в состоянии уследить за усвоением учебного материала каждым учеником. Он может уловить слабости, но полностью их устранить могут только родители.
Вся беда только в том, что родители, как правило, не готовы к тому, что бы формировать у ребенка умение учиться, да и вообще не понимают огромную значимость этого умения. От этого во многом зависит успешность работы ученика в школе.
У всех родителей в период поступления детей в школу одно желание: подготовить хорошо ребенка к школе, все необходимые условия и предметы. В этом процессе обязан помочь учитель.
На первом собрании, задолго до первого звонка, по сути дела еще весной, он должен разъяснить родителям, что от них требуется на данном этапе, научить их как вести соответствующую работу по подготовке ребенка к школе, корректировать их действия на последующих собраниях.
Очень важно заранее учителю подготовиться к работе с будущими первоклассниками и их родителями. Для этого постепенно собирая материал по всем важным темам из газет, журналов, брошюр, книг для бесед на родительском собрании и практической работы с классом. Работа получается большая, но она важна и необходима, так как в спешке можно упустить что-то важное и необходимое.
- Можно составить для себя, учителя, план-памятку работы в период подготовки к приему первоклассников, который позволяет обдумать и представить себе предстоящую в новом учебном году работу.
- Ниже приводятся практические рекомендации, памятки, советы родителям, оздоровительные минутки для проведения дома и в школе, взятые из разных источников и с удовольствием и благодарностью к авторам, использую в своей практике и надеюсь, что помогут другим учителям в работе с первоклассниками и их родителями.
- Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.
Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.
Забудьте фразу»Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается)- необходимы.
В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …»
Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
Советы матерям.
Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети.
Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей, при детях, во имя детей – никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным.
- Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги.
- Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками.
- Разрешайте ребёнку голодать от завтрака до обеда, это его сделает здоровым и весёлым.
- Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми.
- Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что – нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится.
- Не мучайся, если что не можешь сделать для своего ребёнка, но мучайся, если можешь, но не делаешь.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребёнку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!
Советы родителям.
Проводя с ребёнком развивающие занятия, необходимо знать, какие способности и навыки должны формироваться у ребёнка в процессе учёбы наиболее ярко. Именно они характеризуют уровень развития школьника. Их яркое проявление – характерный симптом общей одарённости ребёнка. Ниже приводится список этих качеств.
- Познавательные способности и навыки:
- Владение большим объёмом информации.
- Богатый словарный запас.
- Перенос усвоенного на новый материал.
- Установление причинно – следственных связей.
- Умение делать выводы.
- Умение интегрировать и синтезировать информацию.
- Участие в решении сложных проблем.
- Организация информации.
- Умение улавливать сложные идеи.
- Умение наблюдать тонкие различия.
- Чувствительность к противоречиям.
- Использование альтернативных путей поиска информации.
- Анализ ситуации.
- Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
- Умение предвидеть последствия.
- Умение рассуждать.
- Построение гипотез.
- Применение идей на практике.
- Способность к преобразованиям.
- Критичность в мышлении.
- Высокая любознательность.
Перечисленные характеристики можно использовать для ориентировочной оценки развития ребенка. В самой упрощённой форме отметьте галочкой позиции, которые наличествуют у ребёнка. Посчитайте количество «галочек». Это и будет показателем его развития. Чем больше «галочек «, тем более развит ребёнок.
- Как выходить из конфликтов?
- Научите ребёнка в спорах пользоваться мирными приёмами.
- Сосчитать до десяти, чтобы «остыть».
- Сказать «перестань, пожалуйста».
- Постараться обсудить проблему.
- Извиниться.
- Продолжить разговор или игру как ни в чём небывало.
- Уйти, не вступая в споры.
- Поиграть в другую игру.
- Начать всё сначала.
Попробуйте придумать несколько ситуаций и предложить ребёнку сделать выбор: как поступить? Разыграйте несколько вариантов вместе с ним. Эта игра поможет ребёнку как бы «подняться над ситуацией» и воспринять её менее эмоционально.
Умейте хранить чужие секреты.
Никогда не используйте откровенность ребёнка в своих целях, не пересказывайте сокровенных историй другим людям – это для него страшная обида.
Старайтесь уважительно относиться к друзьям детей. Они очень ценят, когда родители считаются с их выбором.
Помните, что откровенность часто приходит в ответ на откровенность.
Оздоровительная минутка. » Упражнения животных».
- «Жираф» – голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево.
- «Осьминог» – круговые движения плечами назад – вперёд, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).
- «Птица» – руки поднять (как крылья), круговые движения назад – вперёд.
- «Обезьяна» – наклон вперёд, круговые движения туловищем вправо – влево.
- «Лошадь» – поднятие ног по очереди, сгибая в калениях.
- «Аист» – подняться на носки, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).
- «Кошка» – подтягиваем всем телом, поднять вытянутую правую руку, затем левую.
Оздоровительная минутка. «Сотвори солнце в себе».
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глазки, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир.
Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце.
Оно несёт тепло всем – всем (руки в стороны перед собой).
- Законы, нормы и правила школьной жизни). (для учащихся)
- Брать от школы только хорошее.
- Быть всегда открытым для счастья и доброты.
Умей ставить цели, добиваться успеха и не пасуй перед трудностями. Тренируй память. Помни: дураков и без тебя хватает, а потому старайся больше увидеть, услышать, понять, расспросить. Если ты не умеешь удивляться, значит, ты юный старик.
- Учись дружить и будь в дружбе верным.
- Старайся меньше и реже дружить с глаголами: не знаю, не умею, не понимаю.
- Постарайся изучить свои достоинства и недостатки, научись понимать, как тебе относятся люди.
- Умей относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям другого человека.
Научись быть всегда здоровым и жизнерадостным. Помни: здоровый и весёлый человек помнит лучше, больше знает, ярче живёт, никому не завидует и создаёт вокруг себя атмосферу удовольствия.
- Люби и умей создавать тишину, она зарок мудрости, долголетия, свежести и красоты мысли и чувств.
- Старайся понимать красоту природы.
- Стремись всегда делать подарки, говорить комплименты, дарить улыбки.
- Просыпайся утром – с улыбкой, засыпай вечером – с удовольствием.
- Не обижай людей подозрением и недоверием.
Дорожи одиночеством. Одиночество – это время осмысления, прочувствования, продумывания, строительства себя.
Умей подавлять в себе дурное настроение, не поддавайся ему.
Источник: https://svetilovichi.schools.by/pages/sovety-psihologa-roditeljam-po-adaptatsii-pervoklassnikov