Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.
Илья Муромец (русский богатырь)
Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе.
Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года.
Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.
У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.
Подробнее >>
Добрыня Никитич (русский богатырь)
Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.
Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.
Подробнее >>
Алёша Попович (русский богатырь)
Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.
Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.
Подробнее >>
Садко (новгородский богатырь)
Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.
Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.
Подробнее >>
Святогор (богатырь-великан)
Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.
Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.
Подробнее >>
Микула Селянинович (пахарь-богатырь)
Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.
Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.
Подробнее >>
Вольга Святославич (русский богатырь)
Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.
Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.
Подробнее >>
Никита Кожемяка (киевский богатырь)
Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.
Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.
Подробнее >>
Ставр Годинович (черниговский боярин)
Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.
Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.
Подробнее >>
Соловей разбойник (антигерой)
Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.
Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.
Подробнее >>
Змей Горыныч (змей-дракон)
Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».
Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.
Подробнее >>
Идолище Поганое (злодей)
Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.
В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.
Подробнее >>
Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html
Русские народные былины о богатырях. Читать онлайн
Детская литература предлагает девочкам и мальчикам множество удивительных историй, написанных в различных жанрах. Одними из самых поэтичных и героических произведений являются былины о богатырях, признанных воинской гордостью Древней Руси.
Сила, находчивость, отвага и мудрость сделали Илью Муромца, Добрыню Никитича, Микулу Селяниновича, Алешу Поповича и могучего Святогора известными на века. Основанные на реальных фактах предания стали бесценными жемчужинами отечественного фольклора. Изначально бродячие странники рассказывали их желающим послушать о великих сражениях доблестных воинов.
Читать былины о русских богатырях
Дети XXI века с интересом будут читать былины, дошедшие до них из глубокого прошлого. Удивительно образные повествования поразят ребят своими сравнениями, аллегориями и красочным слогом. Погрузившись в те далекие времена, ребенок встанет рядом с защитниками родной земли и поймет всю силу духа, которой обладали богатыри.
Вместе с ними он пройдет через множество испытаний и осознает огромную ответственность, которая лежала на плечах могучих воинов. Ни коварные враги, ни опасные чудовища не сумели одолеть бесстрашных силачей, стоявших дозором на границах древнерусского государства.
Начав читать былины, дети увидит замечательные примеры для подражания, и проникнутся гордостью за деяния своих предков.
Былина Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Алёша Попович и Тугарин Змеевич читать: Из славного Ростова красна города Как два ясные сокола вылетывали — Выезжали два могучие богатыря: Что по имени Алешенька Попович млад А со молодым Якимом Ивановичем. Они ездят, богатыри, плечо о плечо, Стремено в…
Добрыня Никитич и Змей Горыныч — русская народная былина
Былина Добрыня и Змей читать: Добрынюшке-то матушка говаривала, Да и Никитичу-то матушка наказывала: — Ты не езди-ка далече во чисто поле, На тую гору да сорочинскую, Не топчи-ка младыих змеенышей, Ты не выручай-ка полонов да русскиих, Не купайся, Добрыня во…
Былина Добрыня и Алёша
Добрыня и Алёша читать: Во стольном городе во Киеве, А у ласкового князя у Владимира, Заводился у князя почестный пир А на многи князя, на бояра И на все поляницы удалые. Все на пиру напивалися, Все на пиру наедалися, Все…
Былина Илья Муромец и Калин-царь
Илья Муромец и Калин-царь читать: Как Владимир-князь да стольно-киевский Поразгневался на старого казака Илью Муромца, Засадил его во погреб во холодный Да на три года поры-времени. А у славного у князя у Владимира Была дочь да одинакая. Она видит —…
Былина Вольга и Микула Селянинович
Вольга и Микула Селянинович читать: Когда воссияло солнце красное На тое ли на небушко на ясное, Тогда зарождался молодой Вольга, Молодой Вольга Святославович. Как стал тут Вольга растеть-матереть, Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать…
Источник: https://mamontenok-online.ru/skazki/byliny/
Былина о русских богатырях ЧЕГО В БОЮ НАДОБНО
Содержание
Читать сказку про Трех богатырей
Слушать аудиосказку про Трех богатырей
Сказка про трех богатырей русских
Удаль
Давно это было… Собрались как-то три самых сильных и крепких парубка во сыром поле. Решили удаль молодецкую разгулять. Один из них – Алеша, поповский сын был. Другой – Илья, крестьянский сын, из славного села Моровска. А третий – Добрыня, Никитин сын.
В скором времени на Русь ожидались нападения грозных иноземных захватчиков. Вот и хотелось молодым сперва силу свою измерить, а уж после в битву вступаться.
Долго они мерились – рядились. Деревья из Земли выкорчевывали, да кулачными боями тешились.
Наконец, достали из своих колчанов луки да стрелы, натянули тетиву, и только пускать собрались, чья дальше улетит, как вдруг глядь, стоит перед ними старенький дедушка. Седые волосы по плечам разбросаны.
На груди рубаха просторная, едва тельце, ссохшееся прикрывает.
— Ты бы отошел, отец! – обратился к старичку Алешка, поповский сын, — А не то, ведь и зашибить могем.
Усмехнулся старичок. Провел тонкой ладошкой по бороде, словно крошки отряхнул и говорит:
— Вы ребятки, я погляжу, вздумали силой мериться? Неплохо это. Да только в ратном деле одной силой правды не заработаешь. Тут еще кой-чего надобно.
— Чего же?! – в один голос воскликнули парубки.
— А чего, это я вам не скажу. Но, коли узнать хотите и не страшитесь, то запускайте прямо сейчас свои стрелы, как можно дальше. И чья куда улетит, туда и ступайте. Там все сами узнаете.
Обрадовались силачи. Натянули тугие луки, да как запустят стрелы. Только свист по полям да оврагам разносится.
Упала Алешина стрела в дремучем лесу. У Ильи стрела залетела на высокую снежную гору. А у Добрыни – оказалась на самом дне бескрайнего моря-окияна.
И разбрелись они, каждый в свою сторону. А старичка того, след простыл, как небывало.
Алеша, поповский сын
Вот доскакал Алеша до опушки дремучего леса. Спешился. Коня к дереву привязал и вошел под свод черных как смоль раскидистых дубов. Было тихо в лесу. Так, что ни птица, ни зверь шороха не издаст.
Вдруг видит Алеша, мерцает что-то средь деревьев. Пригляделся, никак стрела его. Подошел ближе. Не ошибся. Наконечник глубоко в дупло ушел. Ухватился Алеша за хвостовик, да как полетит в дупло. Словно сила неведомая его сама потянула.
Шлепнулся он наземь. Посмотрел вверх. С высоты немалой упал. Внутри у дерева темно, хоть глаз выколи. Только далеко-далеко наверху мерцает просвет.
Вдруг слышит Алеша, рядом кто-то гнездится. Но, как ни старался, глаза так и не свыклись в темноте. Спрашивает он грозно, страху на невидимого нагоняет:
— Кто ты? Покажись, нето хуже будет!
Закряхтел невидимый, заохал:
— Не серчай добрый молодец. Ты ведь сюда неспроста попал. Кой-чего разыскать хотел?
— Ну, — смягчился Алеша. – Может и хотел. А у тебя, что, есть это?
— А как же, — снова закряхтел невидимый. – Протяни ручонку, да смотри бережно. Али до дому не сбережешь.
Протянул Алеша свою пудовую ладонь, и в тот же миг почувствовал прикосновение чего-то мягкого и пушистого. Живого. Только рот в изумлении открыть собрался, глядь, а он уже и не в дупле, а на лесной опушке. Перед ним конь его ретивый топчется, нетерпеливо копытами бьет. А на ладони – птенец едва оперившийся. Тщедушный. Смотрит так жалостливо.
Отвязал Алеша коня, забрался на него. А с птенцом-то во весь опор уже не разгонишь. И в карман его не посадить, больно хрупкий. Так и поплелся Алеша обратно, не быстрее девицы с коромыслом.
Илья, крестьянский сын
Доскакал Илья до горы поднебесной. Спешился. Коня привязал, и пошел вверх по крутой тропке. Долго ли, коротко ли, увидел он – торчит хвостовик его стрелы посреди белого сугроба. Подошел, только ухватиться хотел. Треснуло что-то, и снег под ним проломился. Полетел Илья в глубокую яму. В самое сердце горы.
Шлепнулся. Тут же вскочи на ноги и стал оглядываться. Темнота кругом, хоть глаз выколи. Вдруг слышит – шуршит кто-то рядом. Сжал Илья кулаки, подумав, что медведь, и приготовился к схватке.
Вдруг тоненький, совсем как детский голосок говорит ему:
— Не губи меня, добрый молодец!
— Ты кто? – спрашивает Илья.
— Я кто-то. А ты зачем в мою гору пожаловал?
— За стрелой, — отвечает Илья.
— А стрелу зачем сюда пускал?
— Так я кой-чего найти хотел.
— Ну это можно, — пискнул голосок, — протяни ладошку.
Илья подставил свою медвежью лапу. Что-то твердое и теплое коснулось руки.
— Бери этот камушек, да смотри, когда ему холодно, он в труху может рассыпаться, а когда жарко – в горючую жижу обратиться.
Хотел Илья выспросить подробнее, да только смотрит, стоит он уже у подножья горы, перед ним конь родимый с ноги на ногу переминается, и в руке камушек черненький покоится.
Сунул Илья камушек в карман, отвязал коня и поскакал обратно.
И часа не проходит, чувствует, горит карман огнем. Остановился, смотрит, а это камень раскалился точно головешка. Подождал Илья, пока он остынет. На ладошку положил и дальше в путь. И десяти шагов не проехал, глядь – а камень того и гляди рассыплется. Замерз, стало быть.
Делать нечего. Пришлось, доброму молодцу его на одну ладошку положить, другой сверху прикрыть. Но не плотно, чтоб и не жарко, и не холодно. А так, разве уедешь далеко? Вот и поплелся он, что вол запряженный, не разогнаться, не на месте стать.
Добрыня, Никитин сын
Прискакал Добрыня к берегу бескрайнего моря-окияна. Спешился. Коня за камень привязал и поплыл на самую середину, там, где только бездна под водой чернеется. Плывет – плывет, вдруг видит, никак мерцает что-то в самой глубине. На стрелу похоже. Набрал в грудь побольше воздуха и ушел в воду с головой.
А как доплыл до самого дна, смотрит – и правда, вот она стрела привычная, ратная. Ухватился за хвостовик. Только потянул, как заволокло все дымкой темной, забурлило, завертело вокруг воды. Ничего не видать.
И в этом волнении, слышится Добрыне ласковый женский голосок:
— Мил человек, ты зачем ко мне в гости пожаловал? Никак надоело по Земле сырой ходить?
Отвечает Добрыня, — Не надоело. Да только стрела моя, подруга боевая, угодила в вашу обитель.
А без стрелы молодцу, что птице без крыльев.
— Ну, а стрелу зачем пускал? – не унимается девица.
— Так, мне найти надобно кой-чего. В ратном деле необходимого.
— Чего ж ты сразу не сказал? – засмеялась она. – Смотри, уже и посинел весь!
Скоро совсем задохнешься. Бери. Да только смотри, береги. Больно уж хрупок мой подарок.
Как ни старался Добрыня разглядеть личико той, что говорила таким бархатным голоском, но так и не смог.
Только почувствовал в руке своей скользкое и воздушное, как тут же на берегу очутился. И конь рядом, радостно в лицо дышит. А на ладони – пузырь переливается всеми цветами радуги. И в пузыре том, вода морская.
Кое-как уселся Добрыня на коня и поехал восвояси. Боясь, кабы не лопнул драгоценный подарок, который от каждого дуновения ветра грозился разорваться на части.
Мудрость
К ночи собрались друзья на том самом месте, откуда в разные стороны разбредались. Устали они так, что ни в жизнь не уставали. Ни от боев кулачных, ни от корчевания дерев, ни от разгуляя молодецкого.
А старичок их уже дожидается:
— Ну что, добры молодцы, нашли в ратном деле важное? Али напрасно коней морили?
Показали богатыри дары свои. Стоят только глазами хлопают, да поглядывают друг на друга. Алеша – с птенцом в пудовой ладони.
Илья – с камнем, а Добрыня – с пузырем.
— Неужто, до сих пор не поняли? – удивился старичок.
Закачали молодцы головами.
— Ну, тогда слушайте внимательно, а мотать на ус потом будете, когда возмужаете. Чтобы Землю русскую от врагов защищать, недостаточно силу иметь недюжинную, да кулаками махать без разбору. Враги, они ведь тоже и сильные, и крепкие, и смышленые бывают.
Так уж испокон веков пошло – наши русские богатыри добром на зло шли. Мирных не обижали. Если так суд судить, то сама природа на помощь придет. Вот ты Алеша, птенца донес. Хоть и не просто тебе было. А он, тварь Божья, бессловесная. Да и расшибся бы, что с того? Вон их сколько неоперенных гибнет.
Но нет, донес, не смалодушничал.
А ты Илья – для надобности ли камень простой пуще злата и серебра хранить? Все оттого, что в земле – великая сила содержится. И тот, кто хоть горсть земли сырой сберечь сумеет, тот по земле этой и ходить без страха будет и силу свою из нее черпать.
И наконец, Добрыня. Долго же ты водицу нес! Но не осерчал, не пролил. Человек, он ведь и одной водицей сыт бывает. Вода все наполняет, в землю уходит, из земли к небесам взлетает, и снова дождем льет. Плюнь ты хоть в лужу обыкновенную, а сам потом из нее же и напьешься.
***
Посмотрели молодцы на свои дары и только рты раскрыли, а старичка уже и след простыл. Поняли они тогда, что не в силе одной заключена мощь русского воина. Но в правде и справедливости.
Много времени с тех пор прошло. Много врагов под их славными мечами полегло. Вот только, даже в самых горячих бойнях не забывали они полученного по молодости урока. И никогда не обижали слабых. Свято хранили честь родной Земли. А водице чистой радовались, словно самому ценному яству.
И прославились они на всю Русь-Матушку. И стали называться великими богатырями Земли Русской — Алешей Поповичем, Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем.
Слушать сказку Три богатыря ОНЛАЙН
Источник: https://skazachok.com/skazka-pro-bogatyrej-russkih/
Русские былины о богатырях
Русские былины — кладезь народных героических сказаний о богатырях. Эти произведения способны всерьез заинтересовать ребенка историей русского народа.
Былина в русском фольклоре — это жанр, повествующий о героических подвигах богатырей, которые защищали родину-Русь от разных злодеев и напастей.
Интересная особенность народно-песенных сказаний состоит в том, что в них увлекательно переплетены историческая правда и фантастический вымысел: сказочное чудище Змей-Горыныч встречается с реально существовавшим Владимиром Красное Солнышко, описания быта, оружия, традиций древних эпох соседствует с волшебными превращениями.
Детям интересно читать былины, поскольку это прекрасный способ проникнуться атмосферой героического прошлого древней Руси, прикоснуться к корням, но при этом не заскучать как над учебником.
С художественной точки зрения былины отличаются высокой поэтичностью, богатством использования фольклорных метафор, эпитетов, гипербол, персонификаций. Особая ритмика завораживает читателя, захватывает его в бесконечный хоровод слов, поэтому даже юный читатель без проблем «проглотит» крупное произведение.
Детям обязательно нужно предлагать читать былины, поскольку народные сказания воспитывают любовь к родной земле и интерес к ее истории. Они рассказывают, что добро всегда побеждает самое большое зло, и что честь, отвага и героизм даже в повседневной жизни должны неустанно противостоять подлости, жадности и жестокости.
Герои былин
Главные герои русских народных былин, безусловно, богатыри самых разных мастей. Могучие и мудрые, добрые и суровые, все они отличаются возвышенным патриотизмом, готовностью приходить на помощь родине всякий раз, как понадобится.
Есть среди них даже женщины-героини, храбрые поляницы, способные как составить мужчинам достойную пару, так и стать непобедимым противником. Важным объединяющим образом является князь Владимир Красное Солнышко.
Его фигура символизирует мудрость государственного деятеля, который способен управлять страной, направлять ее по пути процветания.
Богатыри никак не могут обойтись без злодеев, и их в былинах тоже достаточно: героям противостоят жадный Тугарин, жестокий Соловей-разбойник, вражеские войска из разных краев, даже фантастический дракон — Змей-Горыныч.
Старшие и младшие богатыри
Русские былины — сложная эпическая система, где переплетаются исторические и мифологические мотивы, персонажи кочуют из произведения в произведение, а сами сюжеты дробятся на версии, которые бытовали в разные периоды и в разных регионах. Но есть важный стержень, который удерживает вместе все это впечатляющее разноголосие: разделение богатырей на старших и младших. Обе группы достаточно обширны, но самых известных героев Руси в каждой из них трое.
- Микула Селянович (Селянинович) — самый могучий богатырь. Крестьянин по происхождению, он берет из родной земли свою силу, поэтому запас ее поистине неисчерпаем.
- Святогор — старший богатырь-великан, который редко спускается с родных горных хребтов.
- Вольга Святославович — уникальный богатырь-чародей, способный побеждать врагов без помощи оружия и физической мощи. Его главное умение — превращаться в разных животных — помогает одолеть любого соперника.
О младших богатырях, которые являются героями киевского цикла сказаний, хоть раз слышал даже тот, кто пока не читал русские былины.
- Илья Муромец — проспавший на печи тридцать лет и три года, этот богатырь храбро встал на защиту границ Руси и совершил немало подвигов как один, так и плечом к плечу с верными товарищами.
- Добрыня Никитич — мудрый и рассудительный, самый сдержанный из трех богатырей. Его отличает порой некая мягкость характера, которая уравновешивает суровый нрав великого Муромца.
- Алеша Попович — известен не столько силой, сколько смекалкой, хитростью, умением просчитывать события наперед. Именно благодаря этим качествам не самый сильный физически богатырь одолел немало врагов.
Источник: https://deti-online.com/skazki/byliny/
Русские былины. Былины о русских богатырях
Что такое былина
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители.
В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения.
«Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением.
Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников.
Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.
Классификация былин
По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов.
События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др.
К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные.
Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.
Былины и историческая действительность
Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох.
Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде.
Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков.
Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее.
Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох.
Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].
Собирательство былин
На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству.
На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири.
Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н.
Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г.
около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности.
Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве. ————————————————————————————- [1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX. [2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот.
текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12. [3]В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.
Читать все русские былины Читать русские народные сказки
Источник: https://skazkibasni.com/byliny
Конспект урока чтения по теме "Былины" 3 класс
- Обобщающий урок по теме
- «Былины. Русские богатыри»
- Предмет:Литературное чтение
- Класс:3
- Тема: «Былины. Обобщение по разделу»
- Тип урока:Систематизация и обобщение знаний
- Цель:повторить и обобщить изученный материал; развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.
- Задачи урока:
- 1. Обучающие:
- Обеспечить усвоение представления о понятии «былина», «русский богатырь»
- Совершенствовать навыки выразительного чтения
- Ориентироваться в изученных произведениях
2. Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к истории нашей Родины.
- способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, уважения к старшим, скромности, трудолюбия.
- воспитывать интерес к литературному чтению
3. Развивающие:
- Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык, история, ИЗО)
- Организовать на уроке самостоятельную работу в парах.
- Развивать речь детей, кругозор.
Средства обучения:
Учебник «Литературное чтение», 3 класс, 1 часть; репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», карточки для групповой работы; интерактивная доска.
Ход урока:
-
Орг. момент. Актуализация знаний.
- — Улыбнитесь друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением.
- — Какой раздел мы с вами изучили? (устное народное творчество)
- — Какие жанры относят к устному народному творчеству? (ответы детей)
- — К какому жанру относится эта фраза?
- «Родина – мать , умей за неё постоять»
- — Прочитайте и объясните смысл пословицы.
- — Мы с вами сегодня завершаем путешествиев далёкое прошлое, знакомство с одним из жанров устного народного творчества.
- Тогда Русь была молода
- И не так, как сегодня, сильна,
- Вороги вокруг нее кружилися
- И напасть на Родимую стремилися…
- Ворог землю нашу содрагал,
- Кто же ее защищал? (Богатыри)
- -Главными героями какого литературного жанра являются богатыри? (былина)
- -Что такое былина?
-Кто является автором былин? Почему?
Богатыри- это воины, которые совершали подвиги ради Родины и своего народа. И этот народ через былины и сказания донёс рассказы о защитниках земли русской до наших времен .
- Мы с вами прочитали несколько былин о том, как богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от рабства и гибели.
- — Отгадайте имена былинных богатырей по отрывкам из былин.
- 1отрывок. «Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали»
- (Илья Муромец и Соловей –разбойник)
2отрывок. «Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детёнышей не трогай впредь!» (Добрыня и Змея)
- 3 отрывок. «Из славного Ростова красна города
- Как два ясные сокола вылётывали_
- Выезжали два могучих богатыря:
- ………….
- Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
- Стремено в стремено богатырское»
- (Алёша Попович и Тугарин Змеёвич)
-
Работа над репродукцией Васнецова «Три богатыря»
- — Кого изобразил художник?
- — Опишите каждого богатыря. (работа по рядам)
- — Какими качествами характера обладают герои картины?
- — Каких богатырей вы ещё знаете? (ответы детей)
- — Всегда ли богатыри только защищали Родину?
- — Чем они ещё могли заниматься? (трудиться , пахать землю)
— Кто из богатырей пахал землю? – Как называется былина, где вы встречали этого богатыря? (Вольга и Микула)
— А вы знаете, что Илье Муромцу в Муроме поставлен памятник, он является святым Русской Православной Церкви. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Этот день также называют днём русских богатырей.
3. Физминутка.
4. Закрепление пройденного.
— Богатыри на Руси всегда славились не только храбростью, но и умом. И еще часто от них требовалась быстрота реакции, хорошая память, сообразительность.
— И сейчас мы проведём блиц-турнир.
— Что значит блиц? ( Быстрый, молниеносный ответ).
1. Славный защитник Руси-матушки. Он освободил дорогу прямоезжую между Черниговом и Киевом. (Илья Муромец.)
2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.)
4. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.)
5. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.)
6. Он нередко брал верх над противником благодаря удали, отваге и хитрости? (Алеша Попович.)
8. Почему Алешу прозвали Поповичем? (Отец был священнослужителем, попом.)
9. Злодей, который свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному? (Соловей-разбойник.)
10.Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч.)
11. Богатырь, одолевший Тугарина Змеевича? (Алеша.)
12. Сколько лет Илья на печи «сиднем сидел»? (Тридцать три.)
13. Сколько лет Соловей-разбойник на прямой дороге из Чернигова не пропускал ни пешего, ни конного. (Тридцать лет.)
14. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (конь)
- 5. Конкурс чтецов
- — А сейчас мы проведём небольшой конкурс на лучшее прочтение отрывка из былин.
- (На доске появляется отрывок из былины; после небольшой подготовки, с каждого ряда по одному человеку читают его; класс выбирает лучшего)
6. Работа в парах.
Заполните карточку так, чтобы у вас получилось описание богатыря.
Богатырь обладает невиданной_______________, умением владеть ___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!
7. Обобщение.
- – Итак, какие качества присущи русским богатырям?
- — Мужчины, с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ,
- в минуту опасности приходил па помощь своему народу, спасал от порабощения
- и унижения – это и есть богатыри.
-А сейчас на Руси, в России есть богатыри? Встречали ли вы таких богатырей? Расскажите.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
— Над какой темой сегодня работали?
— Для чего нужно изучать былины? (Это памятник древней русской культуры).
- — Что больше всего понравилось?
- — Что запомнилось?
- — Оцените свою работу на уроке цветом. (зелёный, жёлтый, красный)
9. Домашнее задание. Учебник стр.71 вопрос 2
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-chteniya-po-teme-bilini-klass-2258609.html
Былины о богатырях земли русской
© Текст, А. Н. Нечаев, насл., 2018
© ООО Издательство «Родничок», 2018
© ООО «Издательство АСТ», 2018
Илья Муромец
Болезнь и исцеление Ильи Муромца
Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Немолодые родители рады-радёхоньки. Собрали на крестины гостей со всех волостей, раздёрнули столы и завели угощенье – почестен пир. Назвали сына Ильёй. Илья, сын Иванович.
Растёт Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре[1]
1
Опара – тесто в квашне, заправленное дрожжами или закваской.
[Закрыть]
подымается.
Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды-невзгоды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень-крепыш ходить перестал. Сиднем в избе сидит.
Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются. Да чего станешь делать? Ни колдуны-ведуны, ни знахари недуга излечить не могут. Так год минул и другой прошёл. Время быстро идёт, как река течёт.
Тридцать лет да ещё три года недвижимо Илья в избе просидел.
В весеннюю пору ушли спозаранку родители пал палить[2]
2
Пал палить – сжигать срубленные деревья.
[Закрыть]
, пенья-коренья корчевать, землю под новую пашню готовить, а Илья на лавке дубовой сидит, дом сторожит, как и раньше.
Вдруг: стук-бряк. Что такое? Выглянул во двор, а там три старика – калики перехожие[3]
3
Калики перехожие – странники.
[Закрыть]
стоят, клюками в стену по стукивают:
– Притомились мы в пути-дороге, и жажда нас томит, а люди сказывали, есть у вас в погребе брага пенная, холодная. Принеси-ка, Илеюшка, той бра ги нам жажду утолить да и сам на здоровье испей!
– Есть у нас брага в погребе, да сходить-то некому. Недужный я, недвижимый. Резвы ноги меня не слушают, и я сиднем сижу тридцать три года, – отвечает Илья.
– А ты встань, Илья, не раздумывай, – калики говорят.
Сторожко Илья приподнялся на ноги и диву дался: ноги его слушаются. Шаг шагнул и другой шагнул… А потом схватил ендову[4]
4
Ендова – широкий сосуд с отливом (открытым носком) для кваса, пива, вина.
[Закрыть]
полуведёрную и скорым-скоро нацедил в погребе браги. Вынес ендову на крыльцо и сам себе не верит: «Неужто я, как все люди, стал ногами владеть?»
- Пригубили калики перехожие из той ендовы и говорят:
- – А теперь, Илеюшка, сам испей!
- Испил Илья браги и почувствовал, как сила в нём наливается.
- – Пей, молодец, ещё, – говорят ему странники.
- Приложился к ендове Илья другой раз. Спрашивают калики перехожие:
- – Чуешь ли, Илья, перемену в себе?
– Чую я в себе силу несметную, – отвечает Илья. – Такая во мне теперь сила-могучесть, что, коли был бы столб крепко вбитый, ухватился бы за него и перевернул бы землю-матушку. Вот какой силой налился я!
- Глянули калики друг на друга и промолвили:
- – Испей, Илеюшка, третий раз!
- Выпил Илья браги третий глоток.
- Спрашивают странники:
- – Чуешь ли какую перемену в себе?
– Чую, силушки у меня стало впо лови нуш ку! – отвечал Илья Иванович.
– Коли не убавилось бы у тебя силы, – говорят странники, – не смогла бы тебя носить мать сыра земля. А и той силы, что есть, достанет с тебя. Станешь ты самым могучим богатырём на Руси, и в бою тебе смерть не писана. Купи у первого, кого завтра встретишь на торжище, косматенького неражего[5]
5
Неражий – здесь: невидный.
[Закрыть]
жеребёночка, и будет у тебя верный богатырский конь. Припаси по своей силе снаряженье богатырское и служи народу русскому верой и правдой.
Попрощались с Ильёй калики перехожие и скрылись, будто их и не было.
А Илья поспешает родителей порадовать. По рассказам знал, где работают. Старики пал спалили да и притомилися, легли отдохнуть. Сын будить, тревожить отца с матерью не стал. Все пенья-коренья сам повыворотил да в сторону перетаскал, землю разрыхлил, хоть сейчас паши да сей.
Пробудились Иван с Ефросиньей и глазам не верят. «В одночасье наш пал от кореньев, от пеньев очистился, стал гладкий, ровный, хоть яйцо кати. А нам бы той работы на неделю стало!» И пуще того удивились, когда сына Илью увидели: стоит перед ними добрый молодец, улыбается. Статный, дородный, светло-радостный.
Смеются и плачут мать с отцом.
– Вот-то радость нам, утешение! Поправился наш ясен сокол Илеюшка! Теперь есть кому нашу старость призреть!
Рассказал Илья Иванович про исцеление, низко родителям поклонился и вымолвил:
– Благословите, батюшка с матушкой, меня богатырскую службу нести! Поеду я в стольный Киев-град, а потом на заставу богатырскую нашу землю оборонять.
Услышали старики такую речь, опечалились, пригорюнились. А потом сказал Иван Тимофеевич:
– Не судьба, видно, нам глядеть на тебя да радоваться, коли выбрал ты себе долю воина, а не крестьянскую. Нелегко нам расставаться с тобой, да делать нечего. На хорошие дела, на службу народу верную мы с матерью даём тебе благословение, чтоб служил, не кривил душой!
На другое утро раным-рано купил Илья жеребёнка, недолетка косматого, и принялся его выхаживать. Припас все доспехи богатырские, всю тяжёлую работу по хозяйству переделал.
А неражий косматый жеребёночек той порой вырос, стал могучим богатырским конём.
Оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.
Илья и Соловей-разбойник
Раным-рано выехал Илья из Мурома, и хотелось ему к обеду попасть в стольный Киев-град. Его резвый конь поскакивает чуть пониже облака ходячего, повыше лесу стоячего. И скорым-скоро подъехал богатырь ко городу Чернигову.
А под Черниговом стоит вражья сила несметная. Ни пешему проходу, ни конному проезду нет. Вражьи полчища ко крепостным стенам подбираются, помышляют Чернигов полонить-разорить. Подъехал Илья к несметной рати и принялся бить насильников-захватчиков, как траву косить.
И мечом, и копьём, и тяжёлой палицей[6]
6
Палица – боевая дубина.
[Закрыть]
, а конь богатырский топчет врагов. И вскорости прибил, притоптал ту силу вражью, великую.
- Отворялись ворота в крепостной стене, выходили черниговцы, богатырю низко кланялись и звали его воеводой в Чернигов-град.
- – За честь вам, мужики-черниговцы, спасибо, да не с руки мне воеводой сидеть в Чернигове, – отвечал Илья Муромец. – Тороплюсь я в стольный[7]
7
Стольный град – главный город в княжестве, в государстве.
[Закрыть]
Киевград. Укажите мне дорогу прямоезжую!
– Избавитель ты наш, славный русский богатырь, заросла, замуравела прямоезжая дорога в Киев-град. Окольным путём теперь ходят пешие и ездят конные. Возле Чёрной Грязи, у реки Смородинки, поселился Соловей-разбойник, Одихмантьев сын.
Сидит разбойник на двенадцати дубах.
Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному, и от посвиста соловьего да от крика звериного трава-мурава пожухла вся, лазоревые цветы осыпаются, тёмные леса к земле клонятся, а люди замертво лежат! Не езди той дорогой, славный богатырь!
Не послушал Илья черниговцев, поехал дорогой прямоезжею. Подъезжает он к речке Смородинке да ко Грязи Чёрной. Приметил его Соловей-разбойник и стал свистать по-соловьему, закричал по-звериному, зашипел злодей по-змеиному. Пожухла трава, цветы осыпались, деревья к земле приклонились, конь под Ильёй спотыкаться стал.
Рассердился богатырь, замахнулся на коня плёткой шелко вой.
– Что ты, волчья сыть[8]
8
Сыть – еда, корм.
[Закрыть]
, травяной мешок, спотыкаться стал? Не слыхал, видно, посвисту соловьего, шипу змеиного да крику звериного?
Сам схватил тугой лук разрывчатый и стрелял в Соловья-разбойника, поранил правый глаз да руку правую чудовища, и упал злодей на землю.
Приторочил богатырь разбойника к седельной луке и повёз Соловья по чисту полю мимо логова соловьего.
Увидали сыновья да дочери, как везут отца, привязана к седельной луке, схватили мечи да рогатины, побежали Соловья-разбойника выручать. А Илья их разметал, раскидал и, не мешкая, стал свой путь продолжать.
Приехал Илья в стольный Киев-град, на широкий двор княжеский. А славный князь Владимир Красно Солнышко с князьями подколенными[9]
9
Подколенный – подначальный, подчинённый.
[Закрыть]
, с боярами почётными да с богатырями могучими только что садились за обеденный стол.
Илья поставил коня посреди двора, сам вошёл в палату столовую. Он крест клал по-писаному, поклонился на четыре стороны по-учёному, а самому князю великому во особицу.
- Стал князь Владимир выспрашивать:
- – Ты откуда, добрый молодец, как тебя по имени зовут, величают по отчеству?
- – Я из города Мурома, из пригородного села Карачарова, Илья Муромец.
- – Давно ли, добрый молодец, выехал из Мурома?
– Рано утром выехал из Мурома, – отвечал Илья, – хотел было к обедне поспеть в Киев-град, да в дороге, в пути призамешкался. А ехал я дорогой прямоезжею мимо города Чернигова, мимо речки Смородинки да Чёрной Грязи.
Насупился князь, нахмурился, глянул недобро:
– Ты, мужик-деревенщина, в глаза над нами насмехаешься! Под Черниговом стоит вражья рать – сила несметная, и ни пешему, ни конному там ни проходу, ни проезду нет.
А от Чернигова до Киева прямоезжая дорога давно заросла, замуравела.
Возле речки Смородинки да Чёрной Грязи сидит на двенадцати дубах разбойник Соловей, Одихмантьев сын, и не пропускает ни пешего, ни конного. Там и птице-соколу не пролететь!
- Отвечает на те слова Илья Муромец:
- – Под Черниговом вражье войско всё побито-повоёвано лежит, а Соловей-разбойник на твоём дворе пораненный, к седлу притороченный.
- Из-за стола князь Владимир выскочил, накинул кунью шубу на одно плечо, шапку соболью на одно ушко, выбежал на красное крыльцо, увидел Соловья-разбойника, к седельной луке притороченного:
- – Засвищи-ка, Соловей, по-соловьему, закричи-ка, собака, по-звериному, зашипи, разбойник, по-змеиному!
– Не ты меня, князь, полонил, победил. Победил, полонил меня Илья Муромец. И никого, кроме него, я не послушаюсь.
- – Прикажи, Илья Муромец, – говорит князь Владимир, – засвистать, закричать, зашипеть Соловью!
- Приказал Илья Муромец:
- – Засвищи-ка, Соловей, во полсвисту соловьего, закричи во полкрика звериного, зашипи во полшипа змеиного!
– От раны кровавой, – Соловей говорит, – мой рот пересох. Ты вели налить мне чару зелена вина, не малую чару – в полтора ведра, и тогда я потешу князя Владимира.
Поднесли Соловью-разбойнику чару зелена вина. Принимал злодей чару одной рукой, выпивал чару за единый дух. После того засвистал в полный свист по-соловьему, закричал в полный крик по-звериному, зашипел в полный шип по-змеиному. Тут маковки на теремах покривилися, а околенки[10]
10
Околенки – оконная рама, оконный переплёт.
[Закрыть]
в теремах рассыпались, все люди, кто был на дворе, замертво лежат. Владимир-князь стольно-киевский куньей шубой укрывается да окарачь[11]11
Окарачь – на четвереньках.
[Закрыть]
ползёт
Рассердился Илья Муромец. Он садился на добра коня, вывез Соловья-разбойника во чисто поле:
– Полно тебе людей губить! – И отрубил Соловью буйну голову.
Столько Соловей-разбойник и на свете жил. На том сказ о нём и окончился.
Илья Муромец и Идолище поганое
Уехал как-то раз Илья Муромец далеко от Киева в чисто поле, в широкое раздолье. Настрелял там гусей, лебедей да серых уточек. Повстречался ему в пути старчище Иванище – калика перехожий. Спрашивает Илья:
– Давно ли ты из Киева?
– Недавно я был в Киеве. Там беду бедует князь Владимир со Апраксией. Богатырей в городе не случилось, и приехал Идолище поганое. Ростом как сенная копна, глазищи как чашищи, в плечах косая сажень[12]
12
В плечах косая сажень – широкие плечи.
[Закрыть]
. Развалясь сидит в княжеских палатах, угощается, на князя с княгиней покрикивает: «То подай, это принеси!» И оборонить их некому.
– Ох ты, старчище Иванище, – говорит Илья Муромец, – ведь ты дороднее да сильнее меня, только смелости да ухватки нет у тебя! Ты снимай платье каличье, поменяемся на время мы одёжею.
- Наряжался Илья в платье каличье, пришёл в Киев на княжий двор и вскричал громким голосом:
- – Подай, князь, милостыньку калике перехожему!
- – Чего горлопанишь, нищехлибина[13]
13
Нищехлибина – презрительное обращение к нищему.
[Закрыть]
?! Зайди в столовую горницу. Мне охота с тобой перемолвиться! – закричал в окно Идолище поганое.
Вошёл богатырь в горницу, стал у притолоки. Князь и княгиня не узнали его. А Идолище, развалясь, за столом сидит, усмехается:
– Видал ли ты, калика, богатыря Илюшку Муромца? Он ростом, дородством каков? Помногу ли ест и пьёт?
– Ростом, дородством Илья Муромец совсем как я. Хлеба ест он по калачику в день. Зелена вина, пива стоялого выпивает по чарочке в день, тем и сыт бывает.
– Какой же он богатырь? – засмеялся Идолище, ощерился. – Вот я богатырь – зараз съедаю жареного быка трёхлетка, по бочке зелена вина выпиваю. Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой – прихлопну, и останется от него грязь да вода!
Источник: https://iknigi.net/avtor-sbornik/158587-byliny-o-bogatyryah-zemli-russkoy-sbornik/read/page-1.html