Рассказ о языке жестов, 4 класс

Общение — это важный процесс взаимодействия человека с окружающей средой. Поскольку глухонемые люди не могут общаться на привычном для нас языке, они используют специальное средство общения.

Рассказ о языке жестов, 4 класс

Что такое глухонемой язык?

Язык для глухонемых — искусственно созданный способ общения между членами общества, которые не в состоянии разговаривать и воспринимать речь на слух. Такой способ основывается на языке жестов и имеет глубокие корни.

Краткий экскурс в историю языка жестов

Сегодня остаётся нерешённым вопрос о том, что появилось раньше: звуковая речь или жестикуляция. Хотя многие отсылки указывают на то, что язык жестов использовался раньше, чем звуковая речь. Доказательством этом служат наскальные рисунки и многие другие археологические объекты.

Жестикуляция использовалась не только при наличии недостатков речи, но и была основным ритуальным компонентом в некоторых племенах. Например, раньше женщина, которая лишилась мужа, должна была разговаривать с помощью жестов ровно год. Глухонемой язык также активно использовали монахи в эпоху Средневековья.

И это неудивительно, ведь язык жестов даёт возможность общаться, не нарушая при этом обета молчания.

Рассказ о языке жестов, 4 класс

Сегодня язык жестов имеет не такой высокий социальный статус, как звуковой. Его используют для общения в основном те люди, которые имеют проблемы с речевым аппаратом. Таким образом, он потерял свой общепринятый характер.

В чём отличие между языком жестов и звуковым языком?

На самом деле, звуковой язык менее эффективен, чем язык глухонемых. Слова в звуковом языке выражаются с помощью фонем, минимальных единиц речи, которые отображают звуки. Для обозначения каждой буквы используется отдельный звук.

В жестикулировании отдельные жесты могут обозначать как отдельные буквы, так и целые слова, что является очень удобным способом подачи информации.

Также привычный нам способ общения является вербальным (с употреблением слов), а глухонемой язык — невербальным (без употребления слов, но с использованием символов, жестов).

На самом деле каждый из нас использует невербальный способ общения практически каждый день. То, как человек смотрит, сидит, ходит, жестикулирует, характеризирует его как личность.

Если глухонемой человек не может использовать привычный для нас способ общения, то мы можем с лёгкостью использовать язык жестов глухонемых.

Обучение не отнимет много сил, зато даст возможность разговаривать на менее понятном для окружающих языке, а также понимать речь глухонемых.

Рассказ о языке жестов, 4 класс

Где используется язык жестов?

Бытует мнение, что невербальное общение используют только глухонемые люди для передачи информации между собой. Но это утверждение крайне ошибочно.

Глухонемой язык используется во многих сферах человеческой деятельности. Любой человек для придания речи большей экспрессивности использует жесты.

Они могут быть как понятны собеседнику, так и скрыты от понимания, но они несут конкретную информацию о психологическом состоянии человека.

Часто можно увидеть, что в новостях кроме звуковой и письменной речи информация показана с помощью жестикуляции. Информацию подаёт специальный диктор, который идеально знает язык жестов и может моментально перевести текст с обычного языка на жестовый язык.

Жестикуляцию используют также водолазы и космонавты, ведь они работают там, где невозможно говорить с помощью звуков из-за отсутствия кислорода.

Кино, театр, переводческая деятельность, политика, медицина — всё это сферы, в которых возможно употребление специального вида общения, а этот список можно дополнять вечно.

Но самое главное это то, что выучив язык жестов, мы сделаем жизнь глухонемых людей немного легче, ведь каждому из нас нужно общение. Как изучить язык глухонемых? Самоучитель — лучшее средство.

Рассказ о языке жестов, 4 класс

Различия в языке глухонемых

Каждая языковая система имеет в себе сложную структуру. Не является исключением и язык глухонемых. Обучение этому языку должно включать в себе понимание, что для каждой страны и даже отдельного региона правила языка будут отличаться.

Язык жестов использует жесты как для обозначения конкретных слов, так и для отдельных букв. Метод обозначения отдельных букв является более распросранённым, а отдельными жестами обозначаются только самые распросранённые слова.

Также в языке глухонемых могут использоваться как одна, так и две руки.

Заучивание такой системы также может отличаться. Большой проблемой является тот факт, что в разных странах и регионах язык глухонемых существенно отличается, и какой-то единой системы языка глухонемых нет, что затрудняет его изучение.

Рассказ о языке жестов, 4 класс

Как выучить язык глухонемых?

Владение любым языком — очень полезное умение, которое помогает нам во всех сферах деятельности. Сегодня выучить любой язык легко, главное — стремиться к этому. Не является исключением и язык жестов глухонемых. Обучение можно начать с подбора видеоматериалов, просмотром таблиц с указанием того, какой знак обозначает ту или иную букву.

Есть и специально разработанные сайты для изучения языка глухонемых. На таких сайтах не только подаётся материал, но и даётся задание на проверку выученного материала. Таким образом теория подкрепляется практикой.

Множество групп в социальных сетях ориентировано на изучение языка жестов, но такой способ подачи информации следует использовать только тогда, когда уже известны некоторые азы языка жестов. С помощью специализированных групп можно получать новую информацию каждый день.

Если нужно быстро выучить язык глухонемых, самоучитель может помочь в этом. Обычно в самоучителях материал подаётся структурированно, и это делает понимание строения языка жестов лёгким.

Источник: https://www.syl.ru/article/217289/new_gluhonemoy-yazyik-kak-mnogo-myi-o-n-m-znaem

Обучающие видеоматериалы по русскому жестовому языку «Давайте знакомиться!»

Рассказ о языке жестов, 4 класс

Рассказ о языке жестов, 4 класс Рассказ о языке жестов, 4 класс

Рассказ о языке жестов, 4 класс

Новинка 2015 года – выпуск диска для обучения русскому жестовому языку «Давайте знакомиться!». Это специально разработанные видеоматериалы для слышащих, которые хотят ознакомиться с культурой и языком глухих.

Курс разработан специалистами Центра образования глухих и жестового языка имени Зайцевой.

диска:

— Краткая информация о глухих и слабослышащих.- 100 наиболее употребляемых жестов- Видеоклипы о правилах общения с глухими.

— Распространенные фразы/диалоги, используемые в общении.

  • Выпуск диска стал возможным благодаря проекту ВОГ «Сохраним и узнаем разнообразие русского жестового языка», финансовую поддержку частично оказал фонд «Русский мир».
  • Раздел ЭТО ВАЖНО содержит жесты:ЯТЫГЛУХОЙСЛЫШАЩИЙПЕРЕВОДИТЬПОМОГАТЬЛЮБИТЬДАНЕТМОЖНОНЕЛЬЗЯЗДРАВСТВУЙТЕДО СВИДАНИЯ
  • СПАСИБО
  •  

Раздел ВОПРОСЫ содержит жесты:КТО?ЧТО? КУДА?ГДЕ?ЗАЧЕМ?ПОЧЕМУ?ОТКУДА?КАКОЙ?ЧЕЙ?КАК?

  1. КОГДА?
  2. Раздел КТО — ЧТО содержит жесты:ЖЕНЩИНАМУЖЧИНАЧЕЛОВЕКМАМАПАПАМУЖ (ЖЕНА)ДРУГВРАЧКОШКАСОБАКА АДРЕСТЕЛЕФОН (МОБИЛЬНЫЙ)ИНТЕРНЕТГОРОДАВТОБУСМАШИНАМЕТРОТРАМВАЙТРОЛЛЕЙБУСМАРШРУТКАТАКСИСАМОЛЕТПОЕЗДАЭРОПОРТВОКЗАЛМАГАЗИНРЫНОКБАНКБОЛЬНИЦАПОЛИЦИЯШКОЛА
  3. РАБОТА
  4. Раздел ЧТО ДЕЛАЕМ? содержит жесты:ЕСТЬБЫЛОНЕ БЫЛОБУДЕТНЕ БУДЕТПОНИМАТЬНЕ ПОНИМАТЬЗНАТЬНЕ ЗНАТЬГОВОРИТЬПИСАТЬХОТЕТЬНЕ ХОТЕТЬПОМНИТЬДЕЛАТЬОТВЕЧАТЬ
  5. СПРАШИВАТЬ
  6. Раздел КАК – КАКОЙ? содержит жесты:ХОРОШОПЛОХОНОРМАЛЬНОБОЛЬНОМЕДЛЕННОБЫСТРОМАЛОМНОГОХОЛОДНОЖАРКООПАСНОКРАСИВЫЙВКУСНЫЙУМНЫЙДОБРЫЙ
  7. СПОКОЙНЫЙ
  8. Раздел КОГДА? содержит жесты:СЕГОДНЯВЧЕРАЗАВТРАУТРОДЕНЬВЕЧЕРНОЧЬНЕДЕЛЯМЕСЯЦ
  9. ГОД
  10. Раздел ДАКТИЛОЛОГИЯ содержит обозначения букв русского алфавита.
  11. Раздел ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ содержит обозначения цифр.

Раздел ПОГОВОРИМ содержит фразы на жестовом языке:Я тебя люблю.Как тебя зовут?Сколько тебе лет?Вы учитесь или работаете?Где вы работаете?Мне нужна работа.Я живу в России.Дай мне твой адрес.Пришли мне е-майл.Я тебе пришлю смс.Пойдем гулять.

Здесь на велосипеде ездить опасно.У вас есть машина? У меня есть водительские права.Ты хочешь чай или кофе?Осторожно, молоко горячее.У меня глухой сын.Это хороший детский сад для глухих детей.У вас есть глухие воспитатели?Родители глухих детей должны знать жестовый язык.

Моя дочь слабослышащая, у нее есть слуховой аппарат, а кохлеарная имплантация ей не нужна!Хорошие переводчики везде нужны.Я хочу смотреть фильмы с субтитрами.В России много талантливых глухих художников и актеров.Мне нужен переводчик.

Вам вызвать врача?Ты хочешь пить?Я люблю детей.

Пойдём поиграем.

Раздел ЭТО НУЖНО содержит фразы на жестовом языке: Я – глухая.Я – слабослышащая.Я не слышу.Я немного знаю жесты.Ты знаешь жестовый язык? – Я жесты знаю не очень хорошо, а вот дактилологию знаю.Вам помочь?Вам нужен переводчик?Где вы живете?Вы откуда?Где автобусная остановка?Станция метро близко.Я хочу пить.

  • Где туалет?
  • В данном разделе даны правила общения с глухими людьми и простые диалоги на жестовом языке.
  • ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ

Правила общения с лицами с нарушениями слуха:— смотреть в лицо собеседнику, не отворачиваться во время беседы.- не повышать голос, но четко артикулировать.- прибегать к услугам переводчика жестового языка.

— передавать информацию письменно любыми способами.

Основные способы привлечения внимания глухих и слабослышащих:— похлопывание по плечу.- махание рукой.

— стучать по столу.

Диск также содержит брошюру «Что вы хотели узнать о глухих», выпущенную Центральным правлением Всероссийского общества глухих к Международному дню глухих. В ней кратко изложена общая информация о глухих людях и принципах общения с ними. Брошюра составлена в основном в вопросно-ответном формате, так что читается очень легко.

ВОГинфо.ру

Наверх

Источник: https://www.voginfo.ru/zhestovyj-yazyk/davaite-znakomitcya

Доклад на тему “Язык жестов оратора”

Жесты — невербальное средство общения. Они сопровождают звучащую речь, уточняют сказанное, придают выступлению выразительность, эмоциональность. Жесты могут заменять словесное высказывание: кивок головой означает согласие, повороты головы влево-вправо — несогласие, махание кистью руки — прощание.

По своему характеру и по тому, что они обозначают, какую функцию выполняют, жесты делятся на указательные, изобразительные, символические, эмоциональные, ритмические и механические.

Указательные жесты чаще всего уточняют указательные местоимения тот, та, то, этот, там, тут, туда, здесь, сюда. Например: «принеси (указательный жест) тот стул», «открой (указательный Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил: «Жесты, жесты и жесты».

Внимание! Если вы сомневаетесь в своих силах и вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Узнайте стоимость и сроки — это бесплатно!

Жесты — невербальное средство общения. Они сопровождают звучащую речь, уточняют сказанное, придают выступлению выразительность, эмоциональность. Жесты могут заменять словесное высказывание: кивок головой означает согласие, повороты головы влево-вправо — несогласие, махание кистью руки — прощание.

По своему характеру и по тому, что они обозначают, какую функцию выполняют, жесты делятся на указательные, изобразительные, символические, эмоциональные, ритмические и механические.

Указательные жесты чаще всего уточняют указательные местоимения тот, та, то, этот, там, тут, туда, здесь, сюда. Например: «принеси (указательный жест) тот стул», «открой (указательный жест) это окно», «возьми (указательный жест) ту книгу и положи на эту (указательный жест) полку». Без указательного жеста такие просьбы выполнить невозможно.

Если жест отсутствует, то тот, к кому обращаются с просьбой, обязательно спросит: «Какой стул принести?», «Какое окно открыть?», «Какую книгу на какую полку положить?».

Некоторые злоупотребляют указательными жестами, часто в разговоре показывают пальцем на то, о чем говорят: «Какой (указательный жест) красивый дом построили»; «Дождь будет, (указательный жест) тучи на небе». Такое использование жеста свидетельствует о недостаточном воспитании человека.

Особенно неприличным считается, когда обращаются к кому-то с вопросом или просьбой и показывают на него пальцем. Например: «Ты (указательный жест), мальчик, пересядь в первый ряд»; «Вы (указательный жест) не знаете, где ближайшая аптека находится?»

Читайте также:  Новогодние сценарии для учащихся 1-4 класса

Изобразительный жест показывает размер, величину, форму того, о чем идет речь; изображает, как следует выполнять то или иное действие. Например: У меня кончилась (изображается, как чистят зубы). Значит, речь идет о зубной пасте.

Ты спрашиваешь, что такое винтовая лестница? Она вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). Конечно, можно сказать: «Лестница, идущая спирально, винтообразно».

Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его.

Изобразительные жесты появляются в случаях: если не хватает слов, чтобы передать описание предмета, состояние человека; если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, неуверенность В том, что адресат все понимает); если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно жест) это окно», «возьми (указательный жест) ту книгу и положи на эту (указательный жест) полку». Без указательного жеста такие просьбы выполнить невозможно. Если жест отсутствует, то тот, к кому обращаются с просьбой, обязательно спросит: «Какой стул принести?», «Какое окно открыть?», «Какую книгу на какую полку положить?».

Некоторые злоупотребляют указательными жестами, часто в разговоре показывают пальцем на то, о чем говорят: «Какой (указательный жест) красивый дом построили»; «Дождь будет, (указательный жест) тучи на небе». Такое использование жеста свидетельствует о недостаточном воспитании человека.

Особенно неприличным считается, когда обращаются к кому-то с вопросом или просьбой и показывают на него пальцем. Например: «Ты (указательный жест), мальчик, пересядь в первый ряд»; «Вы (указательный жест) не знаете, где ближайшая аптека находится?»

Изобразительный жест показывает размер, величину, форму того, о чем идет речь; изображает, как следует выполнять то или иное действие. Например: У меня кончилась (изображается, как чистят зубы). Значит, речь идет о зубной пасте.

Ты спрашиваешь, что такое винтовая лестница? Она вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). Конечно, можно сказать: «Лестница, идущая спирально, винтообразно».

Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его.

Изобразительные жесты появляются в случаях: если не хватает слов, чтобы передать описание предмета, состояние человека; если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, неуверенность В том, что адресат все понимает); если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно

Зигмунд Фрейд отмечал, что имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит и убедится, что нет такой тайны, которую бы мог скрыть простой смертный. Губы его сомкнуты, но он пробалтывается кончиками пальцев. Изо всех пор рвется наружу признание. Поэтому за­дача заключается в том, чтобы увидеть самое сокровенное и разгадать его.

Читать человека как книгу, значит понимать язык жестов, которые дает более достоверную информацию о мыслях, чувствах и свойствах человека, чем его слова. Человек, как правило, не контролирует свои позы, жесты, выражение лица, тон голоса. Внимание собеседника сосредоточено на том, что и как лучше сказать, чтобы быть правильно понятым добиться своей цели.

Поэтому слова иногда больше скрывают истин­ные мысли и чувства, чем раскрывают их.

Ритмические жесты.

Ритмические жесты подчеркивают ударение на слове,   замедление и ускорение речи, указывают на паузу в выступлении. Ритмические жесты это невербальная интонация.

  • Ручей растекался вдоль долины (плавное движение руки в правую сторону),
  • Выстрелы пулеметной очередью (несколько  движений ребром ладони вниз, имитация рубки капусты)
  • Эмоциональные жесты.
  • Когда мы хотим передать наши эмоции, помимо слов можно воспользоваться и жестами.
  • Страх, гнев, радость, удивление можно  с легкостью можно изобразить нужным жестом.
  • Например: быть себя кулаком в грудь, пожимать плечами, хлопнуть себя по лбу, указать пальцем на дверь, закрыться руками, схватить себя за горло, развести руки в стороны, стукнуть кулаком по столу.

Внимание! Если вы сомневаетесь в своих силах и вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Узнайте стоимость и сроки — это бесплатно!

  1. Указательные жесты
  2. Вам будет достаточно сложно выделить какой-то предмет из однотипных без указательного жеста.
  3. Указательный жест может осуществляется с помощью руки, головы, глаз, туловища.
  4. Указательный жест может носить уловный характер, например если человек показывает на свое сырце говоря   что кто то бессердечный, так же люди указывают на чесы намекая  что опаздывают.
  5. Изобразительные жесты

Винтовая лестница, рябь на воде, треугольник. Если попросить человека объяснить что значат эти слова, он скорей всего начнет с жестов. Изобразительные жесты появляются когда не хватает слов. Изобразительными жестами усиливают впечатления от слов, дают словам наглядность. Именно данный тип жестов популярный среди предпринимателей и политиков.

Символические жесты

К данной категории относятся жесты которые имеют достаточно однозначную трактовку, например:

  • поклон (театральный жест – прощания/благодарность);
  • широко расставленные руки в стороны (театральный жест – приветствие );
  • руки подпирают бока (недовольство);
  • руки закинутые за голову (превосходство);
  • руки обхватывают голову (беда);
  • движения пальцем в виде маятника (нельзя это делать);
  • Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций.

Также существует жест предельности (категоричности) —отмашка кистью правой руки. Сопровождается  выражением: Не согласен; Не буду; Это не для меня.

  • Жест интенсивности — рука сжимается в кулак или две руки).Данный жест используется, когда говорят: Он упорный; В нем чувствуется  сила, активность; Честолюбив он страшно.
  • Жест отказа, отрицания — отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Жест сопровождает выражением: Нет,  нет! Не надо, не надо, прошу вас; Не буду туда ехать.
  • Жест противопоставления — кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Пришли и молодые и старые; Нечего туда — сюда ходить; Большие и маленькие, Сильные и слабые.
  • Жест разъединения, расподобления — ладони раскрываются, «разохотятся» в разные стороны: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Наши мнения разошлись;  Семья распалась.
  • Жест объединения, сложения, суммы — пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Очень они подходят друг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить?

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/doklad-na-temu-jazyk-zhestov-oratora/

Язык жестов в жизни современного школьника

  • Ученицы 9 класса «А» Булдыгина Елена, Карпова Анастасия
  • МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7»
  • НОУ «Истоки»
  • Значение языка жестов в жизни современного школьника
  • (исследовательская работа)
  • Выполнили:
  •  Булдыгина Елена,
  • обучающаяся 9 класса «А»
  • Карпова Анастасия,
  • обучающаяся 9 класса «А»
  •                                                       Руководитель:

Балакина Н. М.,

  1. учитель русского языка и литературы
  2. Ленинск-Кузнецкий
  3. 2014
  4. Оглавление
  5. Введение……………………………………………………………….3 – 4
  6. Глава 1. Использование языка жестов в речи обучающихся………5 – 8

Глава 2. Особенности невербальной коммуникации……………. 9  – 11

Глава 3. Значение жестов в деятельности учителя………………..12 – 13

  • Заключение………………………………………………………………14
  • Список литературы…………………………………………………….15
  • Приложения………………………………………………………16 – 17
  • Введение
  • В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» — языку жестов и телодвижений. 

Проблема невербальной коммуникации привлекает особое внимание ученых-социологов, так как изучение поведения людей помогает лучше понять других, понять самих себя и на основе полученных  данных сделать свой образ наиболее обаятельным [1, с. 20-22]. А.

Мейерабианом, исследователем в области коммуникаций, было установлено, что передача информации только на 7% происходит с помощью слов, на 38% за счет звуковых средств (включая тон голоса и интонацию звука) и на 55% за счет невербальных средств общения.

  К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога, специалиста в области невербалики. Невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Ю. Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году.

  1. Сегодня невербальное общение достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.
  2.   Объект исследования:  процесс невербального общения в жизни современного школьника.
  3.   Предмет: жесты.
  4.   Цель: получение представлений о значении языка жестов в жизни современного школьника.
  5.   Задачи:
  6. ·       изучить литературу по данной проблеме;
  7. ·       провести анкетирование среди обучающихся и учителей нашей школы;
  8. ·       раскрыть психологические особенности невербальной выразительности в практической деятельности при изучении личности школьников;
  9. ·       проанализировать значение жестов в деятельности учителя.
  10. Гипотеза: если человек владеет невербальными средствами коммуникации, то он может повысить эффективность общения.
  11.  Методы  исследования: анализ литературы по данной проблеме, сравнение и сопоставление  данных анкетирования, обобщение полученного материала.

Актуальность исследования определяется огромным значением роли языка жестов в жизни современного человека.

Умение распознавать черты характера, вкусы и наклонности, чувства и намерения, доминирующие состояния психики людей по их жестам, мимике, телесным движениям принадлежит к числу важных аспектов межличностного и делового общения.

Проблема своевременного формирования объективного суждения о возможных действиях, поступках, решениях собеседника, является сегодня актуальной как никогда прежде. Нередко по жестам мы узнаем больше, чем из речи: он говорит одно, а его жесты и весь рисунок поведения свидетельствуют о другом.

Чтение языка жестов и ответное выражение своих чувств жестикуляцией – это важный аспект контакта людей при общении. В условиях общения возрастает роль жестов и мимики, в целях установления тесных межличностных и деловых контактов.

Результаты общения имеют практическую значимость.

Полученные данные могут быть использованы при разработке образовательных программ по учету языка жестов  в жизни современного школьника, составлении словаря наиболее популярных жестов в жизни современного школьника и деятельности учителя. Результаты могут быть использованы при подготовке специальных курсов по психологии общения.

Таким образом, в нашей повседневной жизни знание языка жестов  помогает не только в профессиональной деятельности всем тем, чья жизнь непосредственно связана с людьми, но и в сфере личных взаимоотношений, помогает лучше понять друг друга.

Глава 1. Использование языка жестов в речи обучающихся

Проблема общения многогранна. Мы передаем информацию друг другу, используя не только слова, но и множество других способов, среди которых – мимика, жесты, позы, одежда, прическа, даже предметы, окружающие нас.

По утверждению австралийского ученого А. Пиза, невербальное общение делает речь более выразительной, интересной, точной и содержательной [6, с. 15-17].

Между тем, в проведенных психологами исследованиях языка жестов вопросу об исследовании жестикуляции школьниками не уделено достаточно внимания.

А ведь если научиться правильно распознавать жесты школьника, можно с легкостью распознать скуку, увидеть волнение, недоверие. Все те вещи, которые так тщательно маскируются под маской безразличия и полного равнодушия.

  • С целью лучше узнать осведомленность обучающихся и учителей нашей школы о значении жестов в жизни современного школьника было проведено  анкетирование (приложение 1). Вопросы были подобраны благодаря изучению научно-исследовательских журналов о роли жестов в жизни человека, их значении при межличностном общении:
  • —  респондентам были розданы бланки с пронумерованными вопросами;
  • — ведущий зачитывал вопросы, на которые нужно было выбирать нужный ответ;
  • — времени на проведение анкеты ушло немного.
  • После проведения анкеты началась ее обработка путем суммирования и определения результатов.
  •     Результаты анкетирования   помогли выяснить, какой самый распространенный жест у школьников нашей школы и может ли знание языка жестов улучшить и упростить отношения с окружающими людьми?
  • Самым распространенным жестом среди обучающихся считается «знак победы», как изображение латинской буквы «V» — первая буква английского слова victory – победа, 60% опрошенных используют его в своей речи, но не могут объяснить, от чего он произошел.
Читайте также:  Игра ко дню космонавтики, 6 класс

Существуют различные гипотезы происхождения этого жеста, из истории, например, известно, что во время Столетней войны воюющие стороны нередко обрубали у пленных два пальца на правой руке, те пальцы, которыми натягивают тетиву лука. А не пойманные лучники насмешливо показывают врагам два пальца: мол мы-то можем стрелять!

Известен школьникам и жест, когда большой и указательный пальцы руки смыкаются колечком (как буква «О» — первая буква слова «о’кей»).

Звучали такие высказывания: когда выступаешь на сцене (с песней под гитару или читаешь стихотворение), знак из зала, состоящий в сомкнутых в кольцо двух пальцев  — большого и указательного, придает уверенность, устраняет волнение и воодушевляет – значит, все идет правильно.

В разных культурах данный жест воспринимался по-разному: от восхищения до серьезного оскорбления (мол ты – сплошная дыра, прореха на человечестве). Например, на изображении Будды у него пальцы обеих рук сложены колечками – это он пророчествует. Если только на одной руке – убеждает слушателей.

Но некоторые жесты считаются неприличными с незапамятных времен. Например, мать, объясняющая ребенку, что неприлично указывать пальцем на людей, вряд ли знает, что по кодексу Хаммурапи (1750 лет до н.э.) за это полагался штраф.

«Тыканье» пальцем в Древнем Вавилоне воспринималось как символический намек на убийство человека копьем или стрелой. Видимо, отсюда же и наше неприятие этого жеста.

По проведенному опросу ответ был один: «Указывать или «тыкать» пальцем на людей не прилично».

Современные школьники – народ изобретательный, и довольно легко с помощью жестов ребята подсказывают друг другу правильные ответы.

Так, в беседе выпускники нашей школы 2007 года рассказали, что на уроках математики время от времени проводился письменный тест по пройденному материалу один для всех. Ответы не всегда удовлетворяли учителя.

Каково же было его удивление, когда через некоторое время все ученики отмечали только правильные ответы. Загадка разрешилась только тогда, когда данные ученики окончили родную школу.

Оказывается, при видимой тишине на уроках, строгости и контроля со стороны учителя математики Ащеуловой Елены Викторовны, хорошист  Лазарев Сергей (а сидел он за первой партой) языком жестов давал правильные ответы всему классу. При этом каждый раз иным способом.

Например: после прочтения Еленой Викторовной вопроса теста, Сергей два раза гладил свои волосы – ясно ответ номер два. В следующий раз он трогал правое ухо – ответ номер один.

На следующий урок жесты менялись: небольшой, но ритмичный кашель, пошаркивание ногой, нажатие один, два или три раза кнопки ручки, расположение руки на парте (согнута, лежит на колене и т.д.).

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/yazyk-jestov-v-jizni-sovremennogo-shkolnika

Язык жестов (презентация работы) — презентация

1 «Человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека c человеком» Л. Фейербах ЯЗЫК ЖЕСТОВ Выполнила: Давидович И. Руководитель: Скиданова М.А.

  • 2 Средства общения устная речь вербальные невербальные письменная речь Кинесика (внешнее проявление человек. чувств) поза жест мимика походка взгляд
  • 3 Язык жестов Язык жестов Цель: получение представлений о невербальных средствах общения, их использовании Задачи: изучить литературу по данной проблеме; провести опрос среди учащихся и учителей нашей школы; научиться использовать положительные, открытые жесты для успешного общения с другими людьми. Объект: процесс невербального общения между людьми Предмет : жесты
  • 4 Используете ли вы жесты ?
  • 5 НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ ВАМИ ЖЕСТЫ
  • 6 ПОМОГАЮТ ЛИ ЖЕСТЫ В ОБЩЕНИИ?
  • 7 ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О НЕПРЕДНАМЕРЕННЫХ ЖЕСТАХ ?
  • 8 Язык жестов Гипотеза: если человек владеет невербальными средствами коммуникации, то он может повысить эффективность общения.
  • 9 Как «не ляпнуть» лишнего на языке тела Сомнение и неуверенностьнаслушался вдоволь чувствует ложь собеседника говорит неправду
  • 10 Сигналы рук Огорчение и враждебность Самоуверенность Напряжение и несогласие Оборонное или негативное состояние человека
  • 11 Жесты великих людей Ладонь вниз – приказной жест Большие пальцы заложены за вырезы жилета — выражение своего «Я» в разговоре.
  • 12 Сила ладони Раскрытая ладонь – честность и искренность

13 В каком настроении сегодня учитель? Жест 1 Многократные, короткие и резкие кивки говорят о том, что учитель придает твоим словам большое значение.

14 В каком настроении сегодня учитель? Жест 2 Руки заложены за спину – признак бездействия. Учитель о чем-то задумался и совсем не замечает происходящего.

15 В каком настроении сегодня учитель? Жест 3 Указательный палец поднят вверх – попытка заинтересовать, привлечь внимание.

16 В каком настроении сегодня учитель? Жест 4 Постукивание пальцем по столу — признак гнева, раздражения.

17 Жест 5 Почесывание затылка- обдумывать важную информации. В каком настроении сегодня учитель?

18 Жест 6 Ладони развернуты к собеседнику – признак благосклонности и доброжелательного отношения.

19 Выводы Выводы В нашей повседневной жизни знания языка жестов помогают не только в профессиональной деятельности всем тем, чья работа непосредственно связана с людьми, но и в сфере личных взаимоотношений. Понимая жесты собеседника, мы сможем правильно себя вести в той или иной ситуации.

20 Литература Литература 1. А. Пиз «Язык телодвижений»Нижний Новгород 1992 г. 2. Психологический словарь под ред. В.П. Зинченко М.,1999 г. 3. Малая энциклопедия этикета М.,2000 г картинка Наполеон картинка Ленин

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1004774

История жестовых языков — малоизвестный путь

Люди издревле любили общаться на языке жестах, ведь это язык чувств, эмоций, язык сердца.

Но для глухих людей это наречие стало языком жизни — и настоящим спасением! Ведь не будь этого средства общения, не находя себе друзей, они бы просто не смогли бы выжить среди слышащих людей, далеко не всегда самых добрых и хороших.

Но, что интересно, сам язык жестов для глухих примерно таким, каким мы его видим сегодня, появился… относительно недавно.

Но, для начала хочется определиться о чем именно пойдет речь. 

Вот как описывает понятие жестового языка одна из интернет-энциклопедий, Википедия:

Жестовый язык, реже  язык жестов — самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.

Да, было и естественное возникновение и искусственное создание этого средства общения. Но, всё по порядку.

В самом начале, конечно глухие люди в тех обществах, где существовали жестовые языки слышащих, использовали их, творчески обогащая. Однако такие функционально развитые и лексически богатые варианты оказывались недолговечны, их употребление не выходило за узкий круг общения глухонемого (в семье, деревне).

Временем начала систематизации и развития жестовых языков можно считать XVIII век, когда из-за роста городов и индустриализации в Европе стали увеличиваться группы глухих людей, живущих в больших городах.

 Важнейшим толчком к развитию и распространению жестовых языков на территории целых государств в то время стало возникновение в конце XVIII века учебно-воспитательных центров для детей с нарушениями слуха: во Франции и в Германии. В те времена основную задачу сурдопедагоги видели в том, чтобы дети могли овладеть письменной формой соответствующих языков; основой языков обучения стали естественные жестовые языки, развившиеся в национальных сообществах глухих, но на их базе стали искусственно создавать жестовую интерпретацию французского (и немецкого) языков.

Успехи французской и немецкой сурдопедагогических школ привели к распространению подобных учреждений в других странах, причем заимствовались либо только сурдопедагогические идеи (как это случилось в Англии), либо методика целиком, включая и сам жестовый язык (как в США). Первая такая школа открылась в 1817 году и работала по французской методике. В результате американский жестовый язык — Амслен (ASL) имеет больше сходства с французским (LSF) и практически не имеет ничего общего с британским жестовым языком (BSL).

Ну и, по большому счету, основным шагом к самоопределению жестовых языков стало появление в 1951 году Всемирная Федерация глухих (ВФГ, World Federation of the Deaf) Именно тогда участники первого Мирового конгресса глухих решили стандартизировать языки жестов.

В итоге в 1975 году был принят и утверждён (наряду с английским и французским, официальными языками ВФГ) Международный жестовый язык, или Жестуно (International Sign Language, gestuno) — международная знаковая система, объединившую Всемирную Федерацию глухих.

Другими словами жестовая лингва-франка.

Сейчас в мире насчитываются сотни жестовых языков, и каждый со своей историей… Вот такой вот нелегкий и многим неизвестный путь. В итоге можно заключить, что жестовые языки глухих на самом деле очень молодые, но зато постоянно улучшающиеся, прогрессирующие.

И это заметит каждый, взявшийся за изучение языка жестов и выстоявший на сем пути пару-тройку лет. А вы заметили о  каком жестовом языке я не промолвил ни слова? Конечно, о русском языке жестов. Об этом и пойдет речь в следующей статье.

Приятного чтения! 😉 ?

Источник: https://jestov.net/blog/istoriya-zhestovyx-yazykov-maloizvestnyj-put/

Все секреты языка жестов

Мы привыкли считать устную речь единственным и главным языком людей. Но помимо нее существуют и другие способы выражения слов и мыслей. Люди с нарушением слуха для межличностного общения используют язык жестов и мимики.

Он предназначен для общения между глухими людьми и называется жестовым языком. Жестовая речь осуществляется с помощью визуального канала передачи информации. Такой вид общения мало распространен и еще не до конца изучен.

Читайте также:  Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе

Только в нашем государстве русский жестовый язык используют 2 миллиона людей.

В языке жестов информация передается от говорящего человека к слушателю через движение рук, глаз или тела. Она воспринимается через визуальный канал и обладает следующими свойствами:

  • В жестовом языке главное место занимает пространство вокруг разговаривающего человека. При общении оно затрагивает все уровни языка.
  • В отличие от звучащих слов, достигающих ушей последовательно, язык глухих показывается и воспринимается одновременно. Это помогает передать больше информации, используя один жест.

В мире не существует универсального жестового языка для глухонемых людей. Различают более 100 жестовых языков, используемых для общения между людьми с нарушением речи и слуха. Люди, использующие неодинаковые жесты не поймут друг друга. Глухие люди могут, как и говорящие, учить или забыть речь жестов другой страны.

Применение жестовой речи с каждым годом расширяется, делая из примитивной системы общения, пригодную область для выражения разнообразных мыслей и идей. Жестовая речь используется в образовательной системе, на телевидении, видео уроках. Русский жестовый язык используется только для межличностного общения людей.

История возникновения жестовой речи

В Европе язык глухих появился в начале XVIII века. До его появления глухие люди жили и обучались изолировано от других. Первая школа глухонемых появилась в 1760 году во Франции. Главной задачей педагогов стало преподавание глухим детям чтение и письмо.

Для решения этой задачи использовался старый французский жестовый язык, появившийся у группы глухонемых. Он был слегка видоизменен. Добавились специально разработанные учебные жесты, которые использовались для обозначения грамматики.

В обучении применялся «мимический метод» передачи информации, когда каждая буква обозначалась отдельным жестом руки.

Эта система обучения позже стала использоваться в России. В 1806 году в Павловске открылось первое училище для глухих. А в 1951 году появилась Всемирная Федерация глухих. Участники организации решились на создание стандартного языка жестов. Он должен был применяться для глухих специалистов и общественных деятелей, участвующих в работе конгресса.

Для стандартизации жестовой речи эксперты многих стран, проанализировав похожие жесты, применяемые разными национальностями, разработали единый для всех язык. А в 1973 году был выпущен в свет словарь жестовой речи, который подготовила Всемирная Федерация Глухих.

Вскоре после этого на VII конгрессе глухоты в Америке был создан и утвержден Международный язык глухих, который использовался для общения между глухими людьми из разных стран, принимавших участие в мероприятиях мирового уровня.

Лингвистика жестового языка

Несмотря на сложившееся мнение о языке глухих как примитивном языке, он отличается богатым словарным запасом и совсем непрост в использовании. Было проведено лингвистическое исследование, которое доказало наличие в языке элементов, которые присутствуют в полноценной устной речи.

Слова жестов состоят из простых компонентов — хирем, которые не несут смысловой нагрузки. Существует 3 элемента, описывающих структуру и различие жестов между собой:

  • Расположение жеста к телу говорящего;

Жест можно использовать в нейтральном для него пространстве, на одном уровне с частью тела не соприкасаясь с ней.

  • Форма руки, которая выполняет жест;
  • Движение руки при выполнении жеста.

Учитывается движение руки в пространстве и движение кисти или пальцев при неизменном положении руки.

  • Движение рук в пространстве относительно корпуса тела говорящего или друг друга.

Жесты имеют схематичный характер, придумываются в ходе общения и имеют отличительную связь с визуальным обозначением слова. Язык глухих имеет свою грамматику для облегчения общения на разносторонние темы и не является визуальным повторением обычного языка.

Отличительные черты строения жестового языка

В жесте отсутствует обобщение, ограниченное признаком предмета и действия. Нет ни одного жеста, в котором бы использовались слова «большой» и «идти». Такие слова используются разными жестами, которые точно передают признаки или движение человека.

Жест способен изображать предмет. Звуки или буквы, из которых состоят слова, независящие от характеристик предмета можно передать особым движением руки. Например, для изображения дома, руки показывают крышу, а для изображения дружбы они показывают рукопожатие.

Происхождение названий вещей в речи иногда невозможно объяснить. Происхождение жестов объяснить легче, так как известна их история создания и возникновения. Но даже он со временем стирается и становится более схематичным.

Благодаря образности жесты легче запомнить и усвоить. Она делает жесты понятнее для общения глухих людей межу собой.

Жесты обладают свойством единства в передачи разных по звучанию, но одинаковому по значению слова. Например, огонь, костер или видео, съемка. Для обозначения синонимов в жесте используются дополнительные признаки предмета. Например, для обозначения картины показывается слово «рисовать» и «рама».

Язык жестов состоит из понятий, но он не способен выражать такие формы грамматики, как падеж, род, время, число, вид. Для этого применяется жестовая мимическая речь, которая из маленького числа жестов получает обычные сочетания слов. Происходит это с помощью склеивания (агглютинации) слова в определенном порядке:

  1. Человек или предмет – обозначение действия (я – спать);
  2. Происходящее действие – отрицание (уметь – нет);
  3. Обозначение предмета – качество;
  4. Состояние предмета или человека (кошка – больной, несильно).
  • Грамматическая пространственность.

Жестовая речь передает одновременно несколько фраз и слов. Выражение, переданное таким способом содержит в себе помимо жестикуляции еще и немануальный компоненты. Это выражение лица говорящего человека, движение частей тела, взгляд. Такой вид передачи информации используются, как и интонация в устной речи.

Язык глухих людей обладает нелинейностью. Грамматика передается вместе с лексикой, жест говорящего может видоизменяться при общении.

Обучение русскому жестовому языку

Для изучения жестового языка понадобится столько же времени как для любого другого языка, пригодятся специальные видео курсы. Помимо теоретической части обязательно нужна практика. Без нее овладеть языком не возможно. Понять глухонемых людей намного сложнее, чем показать что-либо самому. В тестовой речи присутствуют слова или выражения, не имеющие перевода на русский язык.

Изучать язык жестов можно самостоятельно, с помощью видео уроков или словаря. Используя видео обучение можно научиться использовать в практике при общении с глухими людьми такие простые, но необходимые слова как «спасибо», «извините», «люблю». Слово «спасибо» на языке глухих пригодиться в жизни при встрече с неслышащими людьми.

По видео урокам легче усвоить и запомнить информацию, понять, как правильно выполнить жест, потренироваться, повторяя движения. Изучение языка глухих, с помощью словарей, лекций или видео уроков решает следующие задачи:

  • Совершенствование речевых навыков, с помощью использования средств жестового языка;
  • Расширение знаний о лингвистической составляющей языка;
  • Формирование знаний о языке глухих как естественной форме общения людей, наличие схожих и отличительных характеристик с другими языками;
  • Ознакомление с историей возникновения языка и этапами развития;
  • Формирование важности изучения языка и понимание роли русской и жестовой речи в жизни общества.

Изучение языка с помощью специальной программы или видео урока способствует развитию общения в разных жизненных условиях, при неофициальном общении с друзьями, родителями, малознакомыми людьми или при беседе в официальной обстановке.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/gesticulation/bodylangue/yazyk-zhestov.html

Без слов: 8 фраз на языке жестов, которые ты сможешь повторить

На языке жестов общаются 360 миллионов человек по всему миру – это в два раза больше, чем людей в России. В быту часто его называют «языком глухих», что не совсем корректно. Такое название никого не оскорбляет, просто не отражает всех сфер его применения. Жесты также используют друзья человека с инвалидностью по слуху, сотрудники МЧС или работники на заводах, где слишком шумно.

В каждой стране язык свой, и мы с тобой поговорим о русском жестовом языке или РЖЯ. Недостаточно просто выучить алфавит на пальцах: здесь строгое построение слов в предложении, и всегда приходится думать о порядке. Не все слова совпадают – много лексики взято из австрийского жестового языка, а в целом РЖЯ похож на французский!

Зачем же тебе это надо? В России людей с нарушениями слуха около 200 тысяч. Шанс столкнуться с таким человеком на улице выше, чем с иностранцем. Они живут так же, как мы: работают, заводят семьи, интересуются искусством. И иногда им тоже нужна помощь или просто человеческое общение.

Язык жестов не только полезный, но и интересный. Он развивает мелкую моторику рук и укрепляет память. Человек, быстро делающий сурдоперевод, выглядит как настоящий волшебник! Плюс, жестовый язык очень красив – посмотри эти адаптации известных песен и убедись.

Итак, начнем! Мы объясняли с позиции правши, но нет никакой разницы, какая рука будет «руководить» процессом.

Добрый день

Погладь левую руку два раза по направлению к себе, а затем сделай из кистей морду уточки, как показано на гифке. Не забывай при этом проговаривать слова ртом — артикуляция тоже имеет большое значение.

Покажи на себя, затем погладь прямую кисть там, где большой палец соединятся с указательным. Имя надо будет составить отдельно из букв дактильного (или жестового) алфавита.

Думаю, ты и так знаешь этот жест: сложи руки вместе и чуть ими подвигай, как будто молишься. Можешь сделать щенячьи глаза для лучшего эффекта 🙂

Прикоснись кулаком правой руки сначала ко лбу, а затем костяшками к подбородку. Первый слог – рука вверху, два других – внизу.

Надеемся, фраза никогда тебе не пригодится, но знать на всякий случай надо. Покажи на себя, затем сделай жест из указательного, среднего и мизинца, как на гифке. После ударь ладони боком друг об друга, как будто показываешь значок креста.

Пошевели пальцами правой руки, затем постучи по запястью левой руки, как будто спрашиваешь время. После подними руку тыльной стороной вперед и снова пошевели пальцами. При этом тебе надо проговаривать не «который час», а «время сколько?».

Также известный жест: правой рукой помаши уходящему вслед. Только делай движения не вправо-лево ладонью, а как будто сжимаешь резиновый шарик.

Проще простого: покажи на себя, затем на собеседника. Поцелуй верхушку пальцев и коснись ими области сердца. Видишь, язык жестов может быть очень романтичным 🙂

Источник: http://www.ellegirl.ru/articles/bez-slov-8-fraz-na-yazyike-jestov-kotoryie-tyi-smojesh-povtorit/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector