План – конспект урока литературного чтения по фгос, 4 класс

  • Конспект  урока по литературному  чтению  
  • в 4 классе по ФГОС
  • учитель начальных классов МАОУ СОШ №67 Города Томска
  • Митрофанова Наталья Николаевна
  • Урок  предназначен для учителей начальных классов, работающих
  • по УМК «Школа России».
  • Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Тема урока: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

Цели урока:

 Обучающие:

 познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, закреплять умение определять литературный жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса учащихся, формированию целостного восприятия текста, формировать у  учащихся  деятельностные способности.

  1.     Развивающие:
  2. способствовать развитию связной речи, умению выражать свои мысли и высказывать обоснованно своё мнение, развитию мышления, воображения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
  3.    Воспитывающие:
  4. Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе,  способствовать воспитанию интереса к урокам литературного чтения, пониманию ценности времени, важности воспитания в себе положительных качеств личности.
  5. Задачи:
  6. Метапредметные:
  7.  познавательные:  развивать  умение  воспринимать  на  слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме;  устанавливать причинно-следственные связи;  делать обобщение;  воспитывать добрые  моральные качества.
  8. коммуникативные: формировать  умение  учитывать  разные мнения  и прислушиваться  к мнению одноклассников;  вступать в диалог;  участвовать  в коллективном обсуждении;
  9. регулятивные:  учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  10. личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  11. Методы обучения:
  12. По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.
  13. По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
  14. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
  15. Формы организации учебной деятельности:
  16. фронтальная, групповая, индивидуальная.
  17. Планируемые результаты:
  18. Предметные:
  19. Учащиеся  познакомились с творчеством Е.Шварца, умеют находить нужную информацию в
  20. книге ,взаимодействовать друг с другом.
  21. Метапредметные:
  22. Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
  23. Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  24.                                                                      Ход урока.

1.Организационный момент.

  •     1 )Речевая разминка.
  • Скороговорка:
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Пословица:
  •  Где умному горе, там глупому веселье.
  •        Задание: —Прочитайте пословицу и объясните смысл.
  •                        —Прочитайте с разной интонацией.
  •                                       Грустно.
  •                                       Весело.
  •                                       Удивлённо.
  •                                       Иронично.

2.Постановка темы цели урока.

Тема нашего урока спряталась в этих загадках.

Без ног и крыльев оно, быстро летит,не догонишь его.(Время.)

Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, а вы, друзья не бейте нас.(Часы.)

Кажется, что час длится слишком долго, а на самом деле время летит очень быстро, не успели оглянуться, а вы уже в 4-ом классе, поэтому время нужно беречь, проводить его с пользой.

Урок литературного чтения посвятим произведению Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»  в разделе “Делу – время, потехе – час”. 

-Евгений Львович Шварц родился в 1896 году в городе Казань в семье врача. После окончания гимназии поступил учиться на юридический факультет Московского университета. После его окончания уезжает в Ростов-на-Дону и устраивается на работу в театральную мастерскую. Любовь к театру будущему писателю привили его родители.

Отец прекрасно пел, играл на скрипке. Родители обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. Сам Евгений Львович Шварц замечательно танцевал, пел, владел искусством пантомимы. Ему пророчили большое актёрское  будущее, но его манила литература.

Написал много сказок для детей, рассказов для взрослых, пьес для постановки в театре.

— А какие учебные задачи можем перед собой поставить? (Проверим, насколько мы были внимательны при чтении текста  и кто лучше знает материал.) 

-Повысить уровень осмысления изученного материала, будем учиться рассуждать, учиться  сравнивать и сопоставлять, анализировать и делать выводы.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.  Работа в группах.

— У вас для работы  в группах лежат листы для взаимоконтроля и взаимооценки. Если справились с работой очень хорошо- + напротив этапа , если хорошо, но с ошибками, недочетами – половина +, плохо поработали –.

— А чтобы проверить перед столь сложным испытанием свои силы, предлагаю Вам заглянуть в  конверт. Давайте попробуем  собрать из слов пословицы.

             (Учащиеся собирают пословицы: «Скучен день до вечера, коли делать нечего.» «Кто   грамоте   горазд,   тому    не пропасть.» «Откладывай   безделье,   да    не откладывай дело» «Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки».).

-Как вы их понимаете? Чему они нас учат? (ответы дете

 — А какая  главная пословица,

4.Работа по теме урока.

-Кем был Петя Зубов?

-Почему с ним произошла такая история?

-Я хочу проверить внимательно ли вы читали сказку. Для этого я подготовила вам задание для самостоятельной работы. Вам необходимо в правильной хронологической последовательности расставить происходящие события.

  1. (самостоятельная работа на индивидуальных карточках)

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2014/12/13/konspekt-uroka-po

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

  • Цели: познакомить обучающихся с новым учебником литературного чтения, с его системой условных обозначений, содержанием, словарем, с обращением авторов учебника; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 3 классе.
  • Планируемые результаты: предметные: умения называть элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений; метапредметные:
  • — формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
  • — анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли,
  • — ответы на вопросы на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, знание правил выбора обложки и закладки для учебной книги.
  • Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг, любимых детьми данного класса, карточки со стихотворениями, магнитная азбука (из нее составлены название учебника, фамилии писателей).

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Речевая разминка
  3. 1. Вариативное чтение
  4. — Прочитайте стихотворение самостоятельно.

  5. Любят девчонки кукол и мишек,
  6. Я же, признаться, в восторге от книжек.

  7. С ними играю и с ними я сплю —
  8. Книжки я больше игрушек люблю!
  9. Сотни сюжетов красивых и разных

Сказок и басен, стихов и рассказов!..

  • И не устану всегда повторять я:
  • Чтение — лучшее в мире занятие.
  • С. Лопатина
  • — Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
  • — Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, весело.)
  • — Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении этого стихотворения?
  • (Дети делятся своими впечатлениями.)

— Какие книги вы прочитали за время каникул? (Ответы детей.)

  1. 2. Выразительное чтение
  2. — Прочитаем выразительно стихотворение Всеволода Рождественского.
  3. Друзья мои! С высоких книжных полок
  4. Приходите ко мне вы по ночам,
  5. И разговор наш — краток или долог —

Всегда бывает нужен мне и вам…

  • Через века ко мне дошел ваш голос,
  • Рассеявшийся некогда, как дым,
  • И то, что в вас страдало и боролось,
  • Вдруг стало чудодейственно моим.
  • В. Рождественский

— Что хотел сказать нам автор? (Ответы детей.)

Вы не только знаете все буквы, но и научились хорошо читать. Как много книг успели прочитать за летние каникулы! Вы молодцы!

— Но, как думаете, чему же тогда мы будем учиться на уроках литературного чтения? (Ответы детей.)

В книгах хранятся знания, опыт, идеи человечества. Читая книги, человек постепенно формирует свои убеждения, мировоззрение, он углубляет понимание жизни и расширяет взгляд на нее.

Тот, кто постоянно читает, развивает логическое мышление, воображение, умение рассуждать о разных жизненных проблемах, ситуациях. Чтение помогает найти ответы на вопросы, которые волнуют каждого человека, решение любой проблемы.

Книги вдохновляют и мотивируют уже не одно поколение людей на достижение все больших результатов, на улучшение себя. Откройте для себя новые возможности, о которых раньше вы могли не знать!

В наше время люди настолько поглощены бесполезным времяпровождением, тягой к развлечениям, что даже не задумываются о том, что самое простое, что можно сделать, чтобы изменить к лучшему хоть что-нибудь в своей жизни, — это начать читать. Тысячи книжек уже ждут вас, чтобы их использовали именно вы!

  1. — Определите тему и цели нашего первого урока.
  2. III. Работа по теме урока
  3. Знакомство с новым учебником

— А теперь мы с вами отправимся в замечательную страну, которая называется… Определите сами ее название, собрав рассыпавшиеся буквы.

И Л Т Е А Т У Р И Я Р

— Что у вас получилось? (Литературия.)

Да, страна Литературия приглашает нас в путешествие по страницам своих удивительных книг.

— Обратимся к учебнику. Как он называется? («Литературное чтение».)

— Нравится ли он вам? Чем? {Да, учебник новый, очень красивши и, скорее всего, интересный.)

— Какие правила работы с учебной книгой вы знаете? Для чего они существуют? (Учебник нужно поместить в обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно. Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги для других учеников.)

— Рассмотрите обложку. Назовите фамилии авторов учебника. Их имена и отчества вы можете прочитать на концевой полосе издания. (Людмила Федоровна Климанова, Людмила Андреевна Виноградская, Марина Викторовна Бойкина.)

— Полистайте учебник. Обратите внимание на иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Художники, работавшие над книгой, стремились показать красоту русской природы, оригинальность и своеобразие храмов Древней Руси, многие из которых сохранились до наших дней. Понравились изображения героев литературных произведений. И т. д.)

— Почему учебных книг две? (Учебник состоит из двух частей. Мы будем изучать их последовательно. Это удобно — портфель станет легче.)

— Что нарисовано на обложке первой части учебника и почему? (Новый учебник поведет ребят по стране Литературии от самых первых русских книг, появившихся более тысячи лет тому назад, до произведений современных и любимых писателей, как российских, так и зарубежных.)

— Какие элементы книги вы знаете? Назовите их. (Обложка, или переплетная крышка, титульный лист, оборот титульного листа, шмуцтитулы, страницы, развороты, иллюстрации, содержание, концевая полоса.)

— Определите назначение каждого элемента. (Ответы детей.)

— Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги.

— А какие разделы указаны в содержании? {«Книга в мировой культуре», «Истоки литературного творчества», «О Родине, о подвигах, о славе», «Жить по совести, любя друг друга», «Литературная сказка», «Великие русские писатели», «Литература как искусство слова».)

Читайте также:  Игровая программа для 3-4 классов

— Какие произведения прозаиков и поэтов, указанных в данном учебнике, мы читали в прошлые годы учебы? (Ответы детей.)

— Проанализируйте условные обозначения, данные на обороте титульного листа. Нет ли среди них новых знаков? Какие из них вы запомнили? (Работаем в паре, работаем в группе, читаем (работаем) вместе со взрослым, работаем самостоятельно, работаем в творческой тетради, ищем информацию, работаем со словарем в конце учебника.)

— В каких случаях необходимо пользоваться словарем в конце учебника? На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарь расположен на с. 155—156, во второй — на с. 157.)

— Откройте первую часть учебника на с. 3 и прочитайте обращение авторов к вам.

  • — О чем говорят вам авторы учебника?
  • — Задайте по этому тексту вопросы одноклассникам.
  • IV. Физкультминутка
  • V. Продолжение работы по теме урока
  • Литературная викторина

— Расшифруйте записанные на доске фамилии поэтов, писателей. (Есенин, Тютчев, Пушкин, Пришвин.)

СЕИНЕН   ВЮЧТЕТ   УПКИНШ   ШПИРНИВ

— Угадайте верное название произведения, зная его автора.

• Ш. Перро «Синяя бейсболка». («Красная Шапочка».)

• Русская народная сказка «Квадратик». («Колобок».)

• Г.-Х. Андерсен «Ручные утята». («Дикие лебеди».)

• К. Чуковский «Подаренная луна». («Краденое солнце».)

— Отгадайте загадки-шутки.

• Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

• Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши.)

• Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не знает им цену. (Ветер.)

• Его проглатывают, когда молчат, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. (Язык.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

  1. VII. Подведение итогов урока
  2. — Как называется наш учебник?
  3. — Каковы ваши впечатления от работы на уроке?
  4. Домашнее задание
  5. Принести книгу, наиболее понравившуюся из прочитанных летом.

Кутявина С. В.

Источник: https://kladraz.ru/metodika/urok-literaturnogo-chtenija-v-4-klase-po-fgos-shkola-rosi-vedenie.html

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе

Ход урока

I. Организационный этап.

— Здравствуйте, ребята! Сейчас урок литературного чтения, который буду вести у вас я, зовут меня Артём Александрович.

  1. Проверка готовности к уроку

— Посмотрите, у всех ли у Вас на партах лежит учебник Литературного чтения.

  1. Мотивация к учебной деятельности

— Ребята, откройте страницу 29. Прочитайте название нашей новой главы, которую Вы будете изучать на протяжении нескольких уроков.

Д: Сказки, загадки, небылицы.

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

— Что Вы знаете о сказках? Что, в Вашем понимании сказка?

  • Д: Сказка – это …
  • — Кто как ещё думает?
  • Д: Сказка – это
  • — А что Вы знаете о загадках?
  • Д: Загадки – это…
  • — Правильно, загадки – это…
  • — А чем отличаются сказки от загадок?
  • Д: …
  • — Отлично.
  • — Но, помимо сказок и загадок есть ещё и небылицы.
  • — Скажите, что такое небылицы, и чем они отличаются от сказок и загадок?
  • Д: …
  • — Приведите примеры сказок, загадок, небылиц.
  • Д: Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о царе Султане.
  • — Теперь приведите примеры загадок.
  • Д: Висит груша нельзя скушать.
  • Д: Зимой и летом одним цветом.
  • — Ну, и конечно, же, приведите примеры небылиц.
  • Д: …
  • — Никто не знает?
  • — …
  • — Обратите внимание на слайд, на нём представлены различные книги сказок, сборники загадок и небылиц.
  • — А сейчас, я включу Вам 3 примера по каждому из этих жанров, чтобы удостоверится, а правильно ли мы с Вами отличили их друг от друга.
  • — Внимание на экран!
  • *на проекторе 3-х минутные ролики: сказка, небылица, загадки.*

— Теперь откройте учебники на странице 33. Я Вам прочитаю текст, а Вы скажите, о чём он, и что это за жанр: сказка или небылица. Затем мы озаглавим его.

  1. — *учитель зачитывает отрывок из сказки «Теремок».
  2. — Ну, что, ребята, кто догадался, что это за жанр?
  3. Д: Сказка.

— Почему ты так думаешь? Объясни.

Д: …

— Молодец. Как мы можем озаглавить сказку?

  • Д: Теремок.
  • — А ещё?
  • Д: Мышкин дом.

III. Актуализация умений и знаний.

V. Итог урока. Рефлексия.

Источник: https://multiurok.ru/files/plan-konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4.html

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Тема: Басня Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

Цель урока: Изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

Задачи урока:

Обучающие задачи:

  • Сформировать понятие о басне, о морали басни, сформировать опыт творческой деятельности.
  • Учить анализировать поступки героев.
  • Учить переносить литературные характеры в реальную жизнь и наоборот.

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать.
  • Развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Развивать речь, творческое мышление учащихся.
  • Развивать у школьников образное мышление, связанного с раскрытием метафор басни.
  • Развитие логического мышления детей.
  • Развитие умения проникать в скрытый (неявный) смысл произведения и понимания замысла автора.
  • Развивать свои начальные понятия о морали, нравственности и других качествах людей.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать нравственные качества личности.
  • Формировать у детей определенные этические взгляды.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова , иллюстрация к басне Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», пословицы, мультимедийный проектор, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

  • Много книг чудесных,Книжек умных, интересных,Увлекательных, веселыхВ городах, станицах, селах …Ты идешь в библиотеку,Чтоб побольше прочитать,Настоящим человеком
  • Помогают книги стать.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку?(Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь)

-Давайте выполним такое задание я предлагаю вам прочитать то, что написано на экране но сделать это так я скажу.не делать ни вдоха, ни добора воздуха.

«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.

3. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

– Сегодня на уроке будем изучать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Вспомним что такое басня, в чём её особенности. Постараемся определить мораль этой басни, поработаем над пословицами.

4. Изучение нового материала. Актуализация знаний

-Для начала давайте вспомним определение басни.

– Что такое басня? 3 слайд Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:

 1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

 2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова)

4 слайд– В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)

  1. — А какие ещё особенности басни вы знаете?
  2. -интересный короткий занимательный сюжет;
  3. -мало описаний;
  4. -много диалогов;
  5. -героев обычно несколько;
  6. -главный герой выражает основную идею;
  7. -героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы, люди;
  8. -высмеиваются человеческие пороки.
  9. -короткое повествование в стихах или прозе;-наличие морали;- комизм;
  10. -поучительность;.
  11. 5 слайд

– Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

  • -А что басни высмеивают ? 6 слайд
  • -лесть
  • -ложь
  • -глупость
  • -лень
  • -безнравственность
  • -невежество
  • -хвастовство
  • -Чему учат басни? 7 слайд
  • -дружбе
  • -трудолюбию
  • -усердию
  • -честности
  • -доброте
  • -отзывчивости
  • -благородству
  • -благодарности
  • -добывать знания
  • Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать басни?
  • (у каждого человека есть свои недостатки , помагают нам увидеть их и постаратся избавится от них)

 Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков. 

  1. -Ребята, а вы знаете откуда к нам пришли басни?
  2. 8 слайд
  3. Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов.
  4. 9 слайд

Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем этого времени является легендарный Эзоп (6 век до н.э.) Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей — был Эзоп.

 Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными.

И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека. До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык.

Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря их переводам. Русские писатели тоже прославились своими баснями как например иЛев Николаевич Толстой.

10 слайд

-А сейчас мы послушаем запись этой басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Постарайтесь определить мораль этой басни.

  • Звучит аудиозапись басни
  • -Понравилась ли вам басня?
  • -Что понравилось в басне?
  • — А смогли ли вы определить мораль?
  • (Важна не сила, а смекалка)
  • А сейчас вам предстоит самостоятельно прочитать басню, но перед этим предлагаю вам провести артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить наш артикуляционный аппарат к чтению. В этом нам поможет (ученик)
  • лошадка
  • вкусное варенье
  • грибочек
  • трубочка
  • часики

— Прочитайте басню про себя. Определите непонятные слова. (3 мин)

Работа со словарем

-Какие слова показались трудными? -Есть ли такие слова, которые непонятны?

  1. Давайте разберём значение слов:
  2. 12 слайд

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.Порох – взрывчатое соединение или смесь.Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, Выдумка – вымысел, изобретение.

— Теперь текст понятен. Прочитаем басню вслух и поупражняемся в выборочном чтении.

6. Первичное закрепление.

-Сейчас я предлагаю вам прочитать басню по частям и ответить на вопросы.

Читаем по частям. (Выборочное чтение)Прочитайте 1 часть.-О чем в ней говорится?

— Где лежал камень?

  • Чем он мешал горожанам?
  • О чём попросили инженеров?
  • Прочитайте 2 часть.-О чем в ней говорится?-Что предложил 1 инженер?-Что предложил 2 инженер?Прочитайте 3 часть.-Что предложил мужик?

-Сколько он запросил?

— Какое решение проблемы стоило дешевле и на сколько? 7900, 5900

-Почему ему дали еще 100 руб.-За какие деньги инженеры хотели убрать камень?-Кто вызвал удивление инженеров?

  • -Как вы его себе представляете?
  • 13 слайд
  • -Какие строчки из басни подходят к этой иллюстрации?
  • -Какими чертами обладал мужик? (смекалка, сообразительность)

-В чём же мораль басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)

-Почему данное произведение можно назвать басней? (есть мараль, мало описаний, поучительность, интересный короткий сюжет, несколько героев, высмеиваются человеческие пороки.)

Найдите строчки, в которых заключена мораль басни. (мужик получил 100 р за работу и 100р за выдумку)

— Какой урок для себя вы можете извлечь? (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения проблемы).

А по небу ходят тучи,Вот пробился солнца лучик. (Потягивания , руки вверх.) И вокруг запели птицы!(Потягивания , руки в стороны.)Ну а нам пора учиться. (Дети садятся за парты.)

8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

— Сейчас я предлагаю вам хорошенько подумать, проявить смекалку и сообразительность. Вам нужно собрать пословицы и объяснить их смысл.

Читайте также:  Классный час «добро и зло», 3 класс

Класс делится на группы и собирает пословицы из конверта.-Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом).

  1. Дети в группах собирают пословицы из конверта
  2. Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.
  3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.
  4. Достигай всего своими способностями.
  5. Красна гора скалой, а человек — головой.
  6. Смётка дороже богатства.

Мало что хотеть, надо знать да уметь.Ленивые руки не родня умной голове. Каков мастер, такова и работа. Недаром говорится, что дело мастера боится. Сила ломит всё, а ум силу.

9. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.Выразительно читать изученную басню и пересказывать. Можно нарисовать рисунок.

А ещё я вам предлагаю творческую работу по желанию. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные басни? Попробуйте! Сочините свою басню, запишите её и по желанию оформите своими рисунками. Из лучших работ мы оформим альбом «Наше творчество».

Мне было интересно с вами работать на уроке, но хотелось что бы вы сами подвели итог нашей работы.

  1. Рефлексия( подведение итогов).

-Что делали на уроке?

— Что нового вы узнали на уроке? (Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.)

  • -Что интересного узнали  на уроке
  • -Нужно изучать басни?
  • — Что этот урок дал для жизни?
  • -Урок понравился?

— У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

  1. -Я знаю, что такое басня.
  2. -Я знаю, что такое мораль басни.
  3. -В самостоятельной работе у меня всё получилось.
  4. -Я доволен своей работой на уроке. 

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiu4klass

План-конспект урока литературного чтения на тему "Русские народные сказки"

Довбня Светланы Владимировны, учителя начальных классов
План­конспект урока
МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма
УМК «Гармония»
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4.
Тема: Русские народные сказки (урок – игра)
Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение» 4 класс ч.1, 2013г.

Тип урока: Урок повторения, или повторительно обобщающий урок
Цель: воспитывать любовь к сказкам; обобщить знания детей.

Педагогические задачи:  совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь,
привлекая   внимание   к   образным   средствам   языка;   пробуждать   чувства   детей,   развивать   потребность   выражать   своё   мнение   о
прочитанном,  об услышанном; развивать речь, память, воображение, творческие способности учащихся, умение работать в группах.
  Планируемые результаты обучения:   предметные:  расширение информационного поля о средствах выразительности  в сказках;
приобретение опыта выразительного чтения.
Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических
и творческих  задач; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.
Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и
учащимися класса при групповой работе и фронтальной работе.
Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной
отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций,  проблемно­поисковый.
Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая.

Ресурсы:      учебник   «Литературное   чтение»   1­я   часть,   таблички   с   названиями   конкурсов,     «волшебная»   шкатулка,     карточки   с
выдержками из прочитанных произведений,  жетоны (для оценки правильных ответов команд),  компьютер,  проектор.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.

Карта   урока
Деятельность учителя
Деятельность уч­ся
УУД
Примечание
­Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
 И работать не ленитесь.
­ Скажите, с каким настроением вы начинаете 
урок? Улыбнитесь друг другу.

­ Чего вы ожидаете от урока?
Электронная физминутка для глаз «Нарисуй
буквы»
­  Как вы думаете, почему в начале урока вам
предложено сделать зарядку для глаз?
1.Организационный этап
Приветствуют учителя, 
проверяют готовность к уроку, 
улыбаются друг другу.
­ С хорошим настроением. 
­ Ждём, что будет интересно.

­ Узнаем что­то новое.
   ­ На уроке чтения мы много 
читаем, напрягаем зрение, 
поэтому необходимо делать 
зарядку для глаз.
Регулятивные: волевая 
саморегуляция
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Познавательные: анализ, 
синтез, сравнение, 
обобщение, аналогия; 
осознанное и произвольное 
построение речевого 
высказывания.
Коммуникативные: 
выражение своих мыслей с 
достаточной полнотой и 
точностью; учет разных 
мнений.
  
  
 
­  Назовите   героев   сказок.   По   первым   буквам
составьте слово. Какая картинка (герой) здесь
лишний.

 Обоснуйте – почему? 
­   Чем   отличается   народная   сказка   от
авторской?
– Сегодня мы с вами заканчиваем изучение
раздела   учебника   «Русские   народные   сказки».
Мы   еще  раз   вспомним  произведения,   которые
читали   на   страницах   этого   раздела,   главных
героев   этих   произведений.   Итак,   в   «путь»   по
страницам раздела учебника.

 
  ­   Вам   предлагается   сегодня   на   уроке
поиграть, посоревноваться.
­ На картинках изображены герои 
сказок: Снегурочка, Курочка 
Ряба, Алёнушка, Золушка, 
Колобок, Иван – Царевич. 
­ По первым буквам получается 
слово  «Сказки».
­ Лишняя здесь Золушка, т.к. 
остальные герои русских 
народных сказок, а «Золушка» ­ 
сказка зарубежного писателя 
Шарля Перро.

­У авторской сказки есть автор, а 
народную  сочинил народ.
 Учащиеся заранее делятся на 3
команды (по рядам). 
3. Актуализация знаний
­ 1 – конкурс: «Угадай название команды».
­ Отгадайте название команды соперника.
Каждая  команда 
придумывает себе название.

1) Наша команда называется 
именем главной героини народной
Регулятивные: 
прогнозирование, умение 
контролировать результаты 
своей деятельности и 
Каждая
команда сама
выбирает
командира
команды

За правильные ответы команда получает жетон
­ 2 – й конкурс: «Ты мне – я тебе».
­ Следующий конкурс вы готовили вопросы 
дома, обсудите командой и выберите те, 
которые вы можете задать соперникам.

­ Необходимо отдохнуть  (дежурные ученики 
проводят физминутку)
Физминутка
деятельности партнёра, 
вносить коррективы, 
определение границ знания и 
незнания, действие 
взаимоконтроля, 
самоконтроля, взаимной 
оценки и самооценки, общий 
способ действия.

Познавательные:
 анализ художественного 
произведения, смысловое 
чтение, выбор оснований 
критериев для сравнения 
объектов, классификация 
изобразительно­
выразительных средств, 
построение речевых 
высказываний.
Коммуникативные: умение 
слушать собеседника, 
вступать в учебный диалог, 
организовывать совместную 
работу
сказки, которую называли 
Прекрасной. («Василиса».

)
2) Наша команда выбрала 
названием имя главного героя 
народной сказки, который ездил 
на печи. («Емеля».)
3) Наша команда называется 
именем главной героини народной
сказки, которая на «колдунный» 
день собирала в лесу травы. 
(«Марья».)
Каждая   из   команд   заранее
вопросы   общего
готовит  
характера по теме «Сказки».

      Например:          
­  Какое литературное 
произведение называется сказкой?
Чему учат сказки?
­ Какие виды сказок 
существуют? Приведите примеры.
­ Кто является автором сказок
«Морозко», «Сестрица Аленушка 
и братец Иванушка», «Гуси­
лебеди»? Назовите других 
авторов, которые сочиняли 
сказки.
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились

И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и 
влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения 
крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз ­ присели, два ­ присели.
Три. Четыре.

 Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
4. Обобщение и систематизация знаний ( подготовка учащихся к обобщенной деятельности)
«Угадай   сказку».

  3­й   конкурс: 
­
(Читаю отрывки)
1)   «Вот   ведьма   по   ее   следам   и   пошла.   Идет,
прячется то  за тем, то за сем, то за толстым
снопом, то за осиновым стволом». 
2)   «В   некотором   царстве   жил­был   купец.

(«Марья и ведьмы»)
Личностные: побуждение  к 
деятельности, 
смыслообразование, 
обогащение культурного 
опыта  обучающихся.
Познавательные: 
Если не 
ответили на

Двенадцать   лет   жил   он   в   супружестве,     и
родилась  у  него  только  одна  дочь».  
3) «Ну и закружил Петр в темном лесу. Всю
ночь   кружил,   а   лесу   конца­краю   нет.   Выехал
Петр   на   маленькую   полянку   и   вдруг   видит:
сидит на пеньке солдат».

 
4) «Царь подумал и не знает, что это значит,
что старик и долг платит, и в долг дает, и воду
мечет». 
5)   «Я   сам   семь   скирдов   намолотил   и   на
полатях сметал, а кот Васька хвостом  задел  и
весь  хлеб  в  лохань  смахнул».

  
6)   «Идут,   идут   –   солнце   высоко,   колодец
далеко,   жар   донимает,   пот   выступает.   Стоит
козье копытце полно водицы». 
7)   «Стал   кто­то   царский   сад   посещать,
золотые   яблоки   воровать.   Царю   жалко   стало
свой сад. Посылает он туда караулы, никакие
караулы не могут уследить похитника».

 
8)   «Посеял   раз   старик   пшеницу.   Добрая
уродилась пшеница, да только повадился кто­то
ту пшеницу мять да топтать». 
9) «Девушки  стали  работать.

 Вот нагорело
на свечке, и одна из мачехиных дочерей взяла
щипцы,   чтоб   поправить   светильню,   да   вместо
того, по приказу матери, как будто нечаянно и
потушила свечку».

 
10) «Поднялся Иван на корабль, и взвился
(«Василиса Прекрасная»)
    
        («Петр и Петруша»)
построение речевого 
высказывания, сравнительный
анализ произведений, 
обогащение словаря. 
вопрос 
ученики 
одной 
команды, то 
такое право 
получает 
другая 
команда
(«Петр I и мужик»)
(«Все у нас, славу Богу, хорошо»)
(«Сестрица  Аленушка  и  братец
Иванушка»)
 («Иван­царевич и серый волк»)
(«Сивка­Бурка»)
(«Василиса Прекрасная»)
(«Летучий корабль»)

корабль выше лесу стоячего, чуть  ниже  облака
ходячего.     Полетел     добрый     молодец     на
царский пир». 
    11)   «Старшие   братья   как   пошли   искать
свои стрелы, сразу их нашли: один – в боярском
тереме, другой – на купеческом дворе. А Иван­
царевич долго не мог найти свою стрелу». 
12) «Только сказал – ведра сами и пошли в
гору.

  Емеля   пустил   щуку   в   прорубь,   а   сам
пошел за ведрами». 
­ 4­й конкурс: «Волшебная шкатулка». 
­ А сейчас конкурс для капитанов.

(Возможные   предметы:
  блюдце   с
яблоком, клубок, куколка, гребешок, веретено,
перышко)
(«Царевна­лягушка»)
(«По щучьему велению»)
Командир   каждой   из   команд
вынимает   из   «волшебной»
шкатулки
и
определяет,   из   какой   сказки
этот предмет.
предмет  
 
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
­ 5­й конкурс: «Сочини сказку».

–   Каждой   команде   необходимо   сочинить
сказку, в которой будут обычный и волшебный
миры. 
(Герой,   чтобы   добиться   цели,   посещает
волшебный мир, где встречает и помощников,
и   врагов.   Благодаря   своим   достоинствам   и
помощи   волшебных   сил   он   благополучно
возвращается   в   свой   мир   и   становится
счастливее, чем был раньше.

)
 Дети работают в группе,  
обсуждают варианты и 
придумывают сказку.
Зачитывают получившиеся 
сказки, высказываются мнения – 
что получилось, а что не удалось.
Познавательные: осознанное
и произвольное построение 
речевого высказывания.
Коммуникативные: учет 
разных мнений, 
координирование в 
сотрудничестве разных 
позиций.

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
 ­ 4­й конкурс: «Нарисуй сказку». 
 Детям предлагается нарисовать иллюстрации к
выбранной сказке и составить диафильм. 
  Учащиеся   каждой   команды
выбирают   отрывок   из   любой
сказки и рисуют диафильм. По
окончании   работы   команды
показывают  
а
соперники   должны   угадать
название сказки.

   
рисунки,
 
Познавательные:  
преобразование информации 
из одной формы в другую, 
использование жизненного 
опыта
Коммуникативные: 
организация учебного 
сотрудничества.
Личностные: проявление 
интереса к языку, умение 
чувствовать красоту и 
выразительность речи, 
эмоциональное проживание 
текста, выражение эмоций.

Детям можно
предложить 
назначить 
режиссера, 
который 
сможет 
правильно 
распределить
: кто и какой 
сюжет будет 
рисовать.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
  – Как вы думаете, почему сказки, сложенные
русским   народом   давным­давно,   живут   и
сегодня?   Ваша   активная   работа   сегодня   на
уроке показала, что вы любите и знаете сказки.

Пришло время подвести итог. 
­ Потому, что они добрые, 
смешные, волшебные, 
поучительные их придумал народ 
и герои сказок похожи на нас.
Регулятивные: действие 
оценки.
Личностные: установление 
обучающимися значения 
результатов своей 
деятельности, нравственно­
этическая ориентация.
­ Всё ли у вас получилось  на уроке, отметьте на
листочках.

 (Приложение 1)
Награждение команд. 
(Один из учеников читает 
стихотворение)
Можно 
предложить

­  Домашнее задание:  принести   книги   для
выставки   «Сказки   народов   разных   стран»   и
выполнить презентацию книги.
­ Книга – учитель,
Книга – наставник,
Книга   –   надежный   товарищ   и
друг.

Ум,   как   ручей,   высыхает   и
старится, 
Если   ты   выпустишь   книгу   из
рук…
детям 
обосновать 
причину 
неудач на 
уроке.

                                                                                                                                                                    Приложение 1

Источник: https://znanio.ru/media/plan_konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_na_temu_russkie_narodnye_skazki-108905

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема: Учитель: Логачева Л. И

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе

Тема:

Учитель: Логачева Л.И.МОУ «ИСОШ№1»Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»Цель: 1) учить подробному пересказу2) развивать навыки скорочтения, внимание, мышление, связную речь3) воспитывать любовь к природе.Оборудование: учебник З.И.Романовской, записи на доске, карточки для развития внимания.

  • Ход урока
  • I Орг.момент
  • II Разминка.
  • (Майков «Осенние листья»)
  • ^
  • В зимний холод всякий молод. (читаем 3 раза хором с увеличением темпа чтения)
  • ^
  • Тема сегодняшнего урока К. Паустовский «Прощание с летом» —
  • ^
  • 1 часть
  • 1) Словарь

по ветру кружат, царственный лес, спеленали могучие сны, не слышит тревоги, темная лазурь, осенние листья- Какие слова запомнили?- Из какого произведения эти строки?- Какого времени года боялись листья?- Как понимаете эту скороговорку?На уроке будем читать выразительно, учиться подробному пересказу, анализу текста.стрёхи — нижний, свисающий край крыши, избы.гравюра — выгравированный рисунок, изображение картины, рисунка путём оттиска.тесовая крыша- крыша, покрытая тонкими дощечками (тёсом) из тёсаЧарльз Диккенс — английский писательХудожник Брюллов- Карл Павлович 1799-1852 гг.. русский живописец.

  1. Чтение со звуковым ориентиром

а) тестирование1) конец ноября- самое грустное время в деревне + 2) больше двух недель никто не навещал автора -3) багровые отсветы дрожали на старой гравюре портрете художника Брюллова +4) стекла запотевали инее было видно одинокой березовой ветки +5) после чая, мы читали романы Вальтера Скотта? -6) по ночам часто плакал во сне Фунтик — маленький рыжий фокстерьер. —

Анализ текста

  1. Какое настроение вызывает у Вас этот отрывок?
  2. Почему Вы так решили?
  3. О каком месяце говорит автор? (ноябре)

— А вы знаете как в народе называли ноябрь?

  1. 4) Сообщение консультантов
  2. Ноябрь— листочной, полузимник, грудень.
  3. 2 часть
  4. Словарь

— Как вы понимаете слово полузимник?Ноябрь — ворота зимы. В ноябре — зима с осенью борются.Первопуток — первый зимний путь по свежему снегу.Проблемный вопрос:

  1. Каким образом изменилось настроение и по какой причине?
  2. Выразительное чтение вслух учителем

(На смену грустному, подавленному настроению приходит радость т.к. выпал первый снег. Праздник природы переходит в праздник души)

  • Читаем про себя, плотно сжав губы.
  • Принести донесение
  • 1 ряд Почему писатель наступившую тишину считает «мертвой»?
  • ^ Как воспринял первый снег Рувим?
  • 3 ряд Что сказал о первом снеге дед Митрий?

4)Выборочное чтениеРувим — Первый снег очень к лицу земле. Зима была нарядная, похожая на застенчивую невесту.^ — Вот и умылась земля снеговой водой из серебряного кувшина.5)Чье восприятие вам больше понравилось и почему?

  1. Со слов я открыл глаза….стр.131 до слов «К чаю приплелся дед Митрий» стр.132.

Перечитайте отрывок найдите самые красивые, образные слова, которые употребил автор в описании первого снега?Запишите эти образные выражения в тетрадь.Снежно, безмолвно, туманное небо, на головокружительной высоте, одинокая луна, необыкновенно изменилась земля, заворожила стужа, сыпался как стеклянный дождь, земля нарядная, похожая на застенчивую невесту

  1. Перечитайте этот отрывок, перескажите близко к тексту, используя слова ,которые записали в тетради..

Посоревнуйтесь в пересказе с автором.

  1. пересказ
  2. анализ пересказа учениками

3 часть

  1. Чтение с увеличением темпа чтения.

1-2 абзац— Куда автор и Рувим ушли в первый зимний день?- Почему писатель говорит «день будто дремал»?

  1. (изредка падали снежинки, все тихо, безмолвно)
  2. 3-4 абзац
  3. — Какой была вода в Ларином озере? (черная, прозрачная)
  4. 5-6 абзац
  5. На что по цвету было похоже небо в первые зимние дни? (цвет напоминал свинец)
  6. ^
  7. (Потому, что в приходе зимы есть своя радость, цветы под снегом, трещит огонь в печи, остались зимовать синицы, зима показалась такой же прекрасный как и лето).
  8. Сообщение консультанта.
Читайте также:  Дидактические игры дома с детьми 4-5 лет

— Что решил сохранить автор, как последнюю память о лете, осени?Как Паустовский показал, что зима начала «хозяйничать» над землёю?- Почему 3-ий абзац проникнут не только ощущением грусти, но и радостью?- Что радовало Паустовского зимой?- Как называется первый зимний месяц? А как его в народе величают?Декабрь -студень, студеный, стужайло.Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

— Как понимаете слово тешит? (радует)

VII Работа над выразительным чтением произведения.

Поработаем над выразительным чтением «зимнего стихотворения».Оно называется «Зима» , автор И.Суриков.

  1. Расставим паузы, логические ударения, определим интонацию.

Белый снег пушистый

  • В воздухе кружится
  • Падает /, ложится //.
  • И под утро снегом
  • Поле забелело, / удивление, восторг
  • Точно пеленою
  • Всё его одело //.
  • Темный лес что шапкой интонация рассказчика
  • Принакрылся чудной
  • И заснул под нею нежность
  • Крепко, / непробудно. ///

И на землю тихо спокойная

  1. Выразительное чтение хором.
  2. Выразительное чтение (1,2 человека)
  3. — Каким настроением проникнуто стихотворение, созвучно ли оно рассказу Паустовского «Прощание с летом» ?

Почему?Что общего у стихотворения и рассказа?

(тема зимы, настроение, картины природы)

Какое число сегодня? (5 декабря)В народе этот день называли праздником «Прокопа»В этот день обычно выходили всей деревней расставлять вехи вдоль дорог, чтобы путникам легче было отыскать в метель и снегопад дорогу.Считалось, что именно с Прокопа устанавливается хороший санный путь.Вехи- шест в поле для указания пути.

  1. IX Пдведение итогов урока, выставление оценок.
  2. X Дз Уровнеая дифференциация
  3. Нарисовать картины каждый ряд к своей части.

— Чему учились на уроке?Что понравилось, запомнилось?I ряд — подробный пересказ I части,II ряд — II частиIII ряд — III частиСоставить общий план рассказа в тетради.

Источник: https://dopoln.ru/other/228662/index.html

План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме: урок литературного чтения по теме н — Сказки Пушкина

ТЕМА: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»

1.Обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг чтения детей; познакомить с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина».

2.Развивать образное мышление, творческие способности, воображение.

3.Воспитывать любовь к поэтическому слову; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.

  • личностные: интерес к изучению языка, интерес к литературному творчеству писателя; закрепление навыка работы в группах-учебного сотрудничества.
  • метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;
  • предметные: формирование навыка осознанного чтения, создание связных устных высказываний на заданную тему.
  • Эпиграф к уроку.

«Сказка по лесу идёт,Сказку за руку ведёт.Из реки выходит сказка!Из трамвая! Из ворот!Это что за хоровод?Это сказок хоровод!Сказка- умница и прелесть,

С нами рядышком идёт».

1. Организационный момент.

Сейчас у нас урок литературного чтения.

2. Сообщение темы урока.

Чтобы определить тему урока вам придётся потрудиться, потому что она не связана с предыдущим уроком.

Работа в группах. Для начала соберите рисунки-пазлы.

(Получаются в 5 группах картинки из пяти разных сказок Пушкина).

ЗАДАЁТСЯ ВОПРОС. КАК, ВЫ. ДУМАЕТЕ, КАКОВА ТЕМА УРОКА? (Сказки А.С. Пушкина)

Полученные картинки размещаются на доску рядом с портретом А.И.Куприна.

А ТЕПЕРЬ? Причём тут Куприн?

(Подводим к тому, что это очерк А.И.Куприна «Сказки Пушкина»)

ЧТО ТАКОЕ ОЧЕРК? Как называли писателей, которые писали очерки?

3. Работа над новым материалом.

  1. Прочесть очерк про себя. Отметить:
  2. + то, что вам известно
  3. Х то, что вы узнали впервые
  4. то, о чём бы вам хотелось узнать больше
  5. Теперь мы будем перечитывать очерк, и беседовать по вашим пометкам.
  6. (Читают цепочкой по абзацам).

-1абзац.- А.С.Пушкина называю «солнцем русской поэзии» и его любят и любили люди разных поколений.

(Вспоминаем урок при свечах).

Доказываем это, зачитывая высказывания и стихи людей разных эпох, а также детские стихи.

Прочитаем строки Ф.И. Тютчева, посвященные Пушкину.

Тебя ж, как первую любовь,России сердце не забудет.

Мы чтить тебя привыкли с юных лет,И дорог нам твой образ благородный,Ты рано смолк; но в памяти народнойТы не умрешь, возлюбленный поэт!

А. Плещеев.

  • Что Пушкин для меня?
  • Средь дней однообразных вереницы
  • Он для меня как дивная жар-птица,
  • Как дар волшебный счастья и добра.
  • Мой Пушкин – море красоты,
  • Волшебных грез очарованье.
  • Он факел на моем пути,
  • Несущий свет, добро и состраданье.
  • В минуты радости, тоски или печали
  • Он рядом, он со мной.
  • Утешит, усладит пленительной строфой
  • И позовет в неведомые дали.
  • Чем дольше жизнь,
  • Тем Пушкин мне родней,
  • Милей, дороже, ближе и понятней.
  • Быть русской, как и он,
  • Читать его стихи.
  • И слаще, и приятней?

Люблю я Пушкина творенья,И это вовсе не секрет.Его поэм, стихотворенийПрекрасней не было и нет!С мальства его читаем сказки,В них жар души, природы краски.Добро цветёт в них, злоба чахнет.В них русский дух, в них Русью пахнет!За Пушкина Руси спасибоОт имени всего народа!Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

-2абзац. — говорим об использовании в сказках архаизмов. Найти и объяснить значение слов в отрывках.

  1. — «Сына Бог им дал в аршин», — говорится о младенце Гвидоне в «Сказке о царе Салтане. «
  2. А сколько это — аршин?
  3. (Русская мера длины, равная 0,71 м.)
  4. -Когда старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» стала столбовой дворянкой, она была одета так:
  5. В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка.
  6. Что такое кичка?
  7. (В старину — головной убор замужних женщин: шапочка с двумя выдающимися вперёд остриями.)

— Когда Балда нанимался служить к попу, то попросил кормить его варёной полбой. Что это за блюдо?

(Каша из зёрен пшеницы. Полба — один из видов пшеницы.)

— Как известно, Чернавка, героиня «Сказки о мёртвой царевне. «, была сенной девушкой. Кого так называли в России в прошлые века?

(При крепостном праве — дворовая девушка, прислуживающая господам. От слова «сени» — живущая в сенях.)

  • — В «Сказке о золотом петушке» читаем:
  • Со злости Инда плакал царь Дадон,
  • Инда забывал и сон.
  • Замените архаическую частицу «инда» современной, общеупотребительной.

— 3абзац. – Сведения об Арине Родионовне. Ученик читает свой собственный «очерк» о няне А.С.Пушкина, если кто-то из детей захотел больше узнать по этому вопросу.

Фамилия Арины Родионовны — Яковлева. Вся их семья была крепостной. Детей было семеро. Тятенька умер, когда Арине было 10 лет. Пришлось идти работать. Так в трудах выросла, не училась, не пришлось. В 23 года её выдали замуж. Муж был крепостным деда П.

Ганнибала, вот она и стала крепостной. У Арины Родионовны родилось две дочки и два сыночка. Когда у Арины Родионовны родился последний сынок, её взяли кормилицей для старшей сестры Пушкина — Оленьки. Сразу же переехали в Москву, через полтора года родился Сашенька.

Тогда Арина Родионовна и осталась няней в их доме.

4абзац. — Сведения о жизни поэта в с. Михайловском. Ученица делает небольшое сообщение об этом, дополнительно к очерку, если кто-то из детей захотел больше узнать по этому вопросу.

С 5 абзаца .- Читаем о сказках А.С.Пушкина.

На самом деле А.С.Пушкин писал сказки для взрослых. И в каждой сказке заложен какой-то нравственный смысл.

Что за прелесть эти сказки!Каждая есть поэма.

А.С. Пушкин

  1. Вспоминаем поэму «Руслан и Людмила».
  2. Релаксация «У моря» (аудиозапись «Шум моря») Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье.
  3. Работа в группах.

В конвертах находятся тексты. Прочтите их и определите, к какой сказке, какой нравственный смысл подходит?

1.Непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои прихоти за счет труда других, заставляя их быть «на посылках». Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта.

Физминутка для глаз «Рыбки».

2.Не делай никому зла, не походи на тех, что «злыми жабами глядят». Тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела.

3.Героиня, что «черной зависти полна», жестока и коварна, в сказке наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым

4.Невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих «лежа на боку». Особенно ценен в этой сказке «добрым молодцам намек».

5.Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за «дешевизной» (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна.

-сколько сказок написал А.С.Пушкин? (5)

А на самом деле их шесть. Шестая сказка «Сказка о медведихе» была не дописана поэтом.

  • -слушаем аудиозапись сказки.
  • Что присутствует в других сказках поэта?
  • -в сказке всегда есть исходная ситуация;
  • -всегда случается беда;
  • -противопоставлены положительный и отрицательный герои;
  • -торжествует положительный герой;
  • -есть волшебные предметы;
  • -герой уходит из дома; волшебный мир сказки; есть волшебные помощники.
  • Дома придумать продолжение «Сказки о медведихе», используя вышеизложенный план.

Заключительный абзац .- Счастливы вдвойне, если перечитали сказки. Я просила вас перечитать сказки к этому уроку. Получили ли вы наслаждение от этого? Вот сейчас и посмотрим.

  1. Рефлексия «Цветок настроения» Ребята, на партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).
  2. Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет — радостное, светлое, хорошее настроение.Оранжевый цвет — радостное, восторженное настроение.Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное.

  • Синий цвет — грустное, печальное, тоскливое.
  • (Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)
  • К нам приходят пушкинские
  • Яркие и добрые, как сны.
  • Сыплются слова, слова-алмазы
  • На вечерний бархат тишины.
  • Шелестят волшебные страницы,
  • Всё быстрей нам хочется узнать.
  • Вздрагивают детские ресницы,
  • Верят в чудо детские глаза.
  • Даже если мы уже не дети,
  • В 20, 30 лет и в 45
  • Убегаем мы порою в детство,
  • Убегаем к Пушкину опять.
  • Убегаем в буйство ярких красок,
  • В торжество добра над тёмным
  • Убегаем в пушкинские сказки,
  • Чтоб добрей и лучше стать потом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен урок, выполненный в Презентации Microsoft Office PowerPoint 2003 к уроку по стихотворению А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения.

презентация разработана к учебнику В.Лазаревой «Литературное чтение» 2 класс (система Л.В.Занкова).

Урок литературного чтения по теме А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Литературное чтение в 4 классе. Тема: А.С.Пушкин. Зимнее утро. Технология: «Обучение в сотрудничестве».

Урок литературного чтения по теме «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Выборочное чтение. Неповторимая красота авторской сказки».

Урок литературного чтения УМК «Школа России» 2 класс.

План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»

Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать.

Конспект урока литературного чтения по теме. «А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели:- познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством; — учить выделять главное, значимое;- учить мыслить самостоятельно;- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать.

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/5319-Plan-konspekt-uroka-po-chteniyu-(4-klass)-po-teme—urok-literaturnogo-chteniya-po-teme-n—Skazki-Pushkina

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector