Огоньки в лагере. сценарии огонька в лагере

Огоньки в лагере. Сценарии огонька в лагере
  • Ольга Сохинова, ВДЦ «Орленок»
  • Огоньки
  • Огонек — особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Условия, необходимые для проведения огонька 1) Участники удобно устроены в кругу, 2) Наличие живого огня (обычно в центре круга) 3) Огонек готовиться ведущими (реже — в конце смены — лидерами группы) 4) Необходимый эмоциональный настрой 5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т.д. 6) Поддержание доброй атмосферы ( + правило свободного микрофона). Нужно избегать повышенного тона 7) Тема огонька актуальна для большинства участников

  1. 8) Возможно наличие своих традиций огонька
  2. Виды: 1) Знакомства 2) Конфликтный 3) Адаптации 4) Анализа
  3. 5) Тематический
  4. ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА

Рассказ-эстафета Этап развития коллектива (при смене в 24 дня) — 1 т.е. 2-3-4 день Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: «все говорят, а чего бы и мне не сказать». Выговаривается вся группа.

Уровень отряда — любой

Пакет откровений 1 этап. Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.

Уровень отряда — любой

Музей любимых вещей 3-4 день смены. Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.

Уровень отряда — высокий.

Гороскоп 2-3 день смены. Дети распределяются по группам — знакам зодиака. Перед высказыванием — краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д.

Уровень отряда — низкий.

Фонарщик 3-4-5 день смены. Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы. Уровень отряда высокий.

Вариант: «Букет цветов». На каждом цветке — вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.

Памятный день. 2-3 день. Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ — эстафета.

  • Уровень отряда — любой.
  • ОГОНЬКИ — ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)

Письмо другу 2 этап (8-11 день). Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

Уровень отряда — любой.

Я не понимаю 3 этап (20-22 день). Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на «Я не понимаю, почему..?». Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов. Уровень отряда — средний, высокий.

Разговор в темноте

26-27 день. Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде. У/о средний.

Разговор с игрушкой

2 этап (8-10 день). Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу «письмо другу», но плюс тактильный контакт. У/о средний, младший.

Разговор с попутчиком

3 этап (20-22 день). Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных. У/о любой.

Ситуативный

(Электрический стул) Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку). Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства. У/о высокий

Круг молчания — 1

2 этап (10-16 день). Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

Круг молчания — 2

Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках «Круг молчания» создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

Наедине с собой

2-3 этап, ситуативно. Говорящий выходит в круг к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности. У/о средний.

Разговор со свечой

Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, «скребущие душу», «крик души». Внимание акцентировано на проблеме в отряде. Уровень отряда — средний.

  1. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.
  2. ТЕМАТИЧЕСКИЕ

Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например — огонек о любви и дружбе.. Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр разговора на проблемную тему и т.д. Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации. У/о высокий, средний.

ОГОНЬКИ АНАЛИЗА

Огонек оргпериода 2 этап (7-8 день). Ответ на вопрос «Что получилось?». По форме проведения может быть конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и построения дальнейшей жизни.

У/О любой.

Цепочка 2 этап. Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения.

У/о слабый, средний.

Машина времени 2-3 этап. Игра — отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.

У/о любой.

Отряд для меня Финал смены. Каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

Свечка (анализ дня) а) 1 этап. Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

в) 2 этап.

Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.

с) 3 этап.

Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.

У/о средний, высокий.

ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ

Позиция Конец 3-го этапа. Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его критическое конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в социуме «большой земли» не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере.

У/о любой.

Живой уголек Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д. — «Живой уголек». Высказываются последние пожелания и «Живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.

У/о любой.

Расскажи мне о себе Финальный огонек. О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.

У/о любой.

«Я как в зеркала смотрюсь в людей…» Финальный огонек. Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге.

  • Уровень отряда — только высокий.
  • 2002-2003 © Kolobok-web

Источник: http://scenaristu.narod.ru/lag/ogonek.html

Сценарий тематического "огонька" для летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Мой лучший друг"

Тематический огонек «Мой лучший друг»

Возраст: младший школьный возраст. 

Цель: Сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде, а также более глубокое знакомство друг с другом. Самое главное здесь — создать такую атмосферу, когда хочется рассказать о себе и узнать немного о других, — немного таинственную, романтическую, обязательно очень доброжелательную и доверительную.

Задача вожатых: настроить ребят перед огоньком, углубить знакомства ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда. 

Реквизит:

  1. Стулья по количеству участников
  2. Свеча
  3. Гитара
  4. Талисман 

Подготовительный этап: 

1. Выбор места (замкнутое, комфортное пространство; круг – лучше всего располагает к откровенному разговору) 2. Настрой детей. На огоньке знакомств происходит серьезный разговор, предполагающий рассказ детей и вожатого о себе и своем друге. В связи с этим, деятельность, предшествующая огоньку знакомств, должна быть спокойной. 

Ход огонька:

Вожатый вводит и рассаживает ребят. При рассадке вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели «вперемежку», чтобы места были удобны для каждого и чтобы каждого из ребят было видно всему отряду.

Вожатый: Сегодня, ребята, мы с вами проведем огонек. Но для того что бы его начать, нужно узнать правила огонька:

  1. Когда говорит один — все молчат.
  2. Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
  3. Закон свободного микрофона.
  4. Все сказанное на огоньке не должно «выноситься» за его пределы.
  5. Через центр круга переходить нельзя.

Итак, ребята, начнем! Существует очень старинная легенда о дружбе, я хочу вам ее рассказать.

 «Как-то раз друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне».

Сегодня уже седьмой день смены, и почти все из вас уже сдружились. Но даже если кто-то еще не нашел себе друга, то ничего, у вас еще есть время. И тема нашего сегодняшнего огонька будет ДРУЖБА. Я думаю, у каждого из вас есть друзья. И среди них есть самый близкий друг. Это человек, который вас хорошо знает, в случае чего, придет на помощь. С этим человеком можно разделить и горе, и радость.

Разговаривать часами, а так же сидеть в тишине. Я предлагаю каждому из вас рассказать  отряду о вашем лучшем друге. Вы можете поделиться вашими общими интересами, или рассказать историю о том, как вы познакомились. Или может быть, с вами приключилось что-то такое, о чем вы хотите рассказать нам. Я начну, а вы продолжите. И помните, говорит только тот человек, у которого в руке находится символ.

Вожатый рассказывает свою историю и передает символ по кругу. Все ребята высказываются, пока талисман не вернется к вожатому.

Вожатый: Ребята! Нам всем было очень интересно узнать о ваших лучших друзьях. Мы больше узнали друг о друге. А теперь я хотела бы с вами спеть песнь о дружбе. Это известная песня, возможно, вы ее тоже знаете. Так что подпевайте.

Вожатый поёт песню «Ты да я да мы с тобой» и аккомпанирует себе на гитаре.

Вожатый: Для того что бы нам сплотиться еще больше, нам нужно пустить пульс. Для этого нужно встать и взяться за руки. И легким пожатием руки передать пульс по кругу.  Чем быстрее пульс вернется ко мне, тем сплоченнее наш отряд. Итак, я запускаю пульс.

Вожатый: Молодцы ребята! Вы очень дружный коллектив. И на этой мажорной ноте мы заканчиваем наш огонек. Давайте подойдем к свече, вытянем руки к центру так, что бы наши ладошки соприкасались и произнесем слова, постепенно увеличивая темп и громкость: «Пусть нам в жизни повезет, пусть нам в жизни повезет, пусть нам в жизни повезет, а не удачу к черту!»

Читайте также:  Конкурсы на день космонавтики в школе

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/08/11/stsenariy-tematicheskogo-ogonka-dlya-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-s

Дол огоньки на отрядах

Огоньки

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ К ОГОНЬКУ ЗНАКОМСТВ:

  • Какие 3 желания вы бы загадали золотой рыбке?
  • С кем из известных актеров вы бы хотели сыграть в паре?
  • Какой мягкой игрушкой вы хотели бы стать и почему?
  • Если бы ты стал ангелом-хранителем кого-либо, то от чего и от кого ты бы оберегал этого человека?
  • Куда бы ты отвез своих друзей, если бы стал волшебным автобусом?

Простые вопросы для ребенка

• Привет, меня зовут …, а тебя?

• Я, и … будем твоими вожатыми. Я сейчас поставлю тебе несколько вопросов для знакомства с тобой, хорошо?

• «Максим, Оля» сколько тебе лет?

• Или ездил (а) ты в какой-нибудь лагерь к этому?

• Тебе интересно, что будет в этом лагере, в этом изменении? То есть тебе хочется поехать, да?

• В какой школе ты учишься?

• А какой класс ты закончил?

• Много друзей у тебя в школе и во дворе? Часто ли ты гуляешь?

  • • Где вы обычно гуляете со своими друзьями?
  • • Едут с тобой твои знакомые или друзья?
  • • Скажи, какое у тебя хобби: ты любишь рисовать, или играешь ты в футбол или в настольные игры?
  • • Ходишь ты в любой кружок или спортивную секцию?

• Какая музыка тебе нравится (быстрая, медленная, заводная)? Твоя любимая группа?

• Смотришь какие-либо передачи по телевизору? Которые тебе больше всего нравятся?

  1. • Какой у тебя любимый фильм, мультфильм?
  2. • Как ты планируешь провести лето?
  3. • Расскажи, а что ты сам ожидаешь от лагеря, и чем ты больше всего хочешь заниматься там?
  4. «Горящая свеча».

Зажигается свечка и пускается по кругу,из рук в руки.Приэтом обязательно,чтобы дети сидели кругом,видели друг друга.Свеча начинает двигаться от вожатого. Как только свеча попадает в руки,человек должен рассказать о себе.Как зовут,откуда приехал.Чем увлекается,какую музыку слушает,фильмы и т.п.

А остальные могут задавать вопросы. Самый первый рассказывает о себе вожатый.Желательно конечно рассказать о себе побольше,пошутить,рассказать каку-то историю из жизни интересную,чтобы остальным детям было проще раскрепоститься и не стесняться рассказывать о себе.

Но такой тип знакомства отряда всё-таки лучше проводиь с ребятами постарше.

«Для чего горит моя свеча»

Цель: знакомство детей друг с другом, традициями, выявление интересов детей, целей пребывания в лагере. Задача вожатых: настроить ребят перед огоньком.

  • Реквизит:
  • стулья по количеству участников или костровое место, оборудованное для огонька;
  • свечи по количеству участников и одна общая (при отсутствии костра);
  • оформление (по усмотрению вожатых): Сюрпризки, коряга, муз.оформление;
  • гитара.
  • Ход:

Звучит песня под гитару («Изгиб гитары желтой»), вожатый вводит и рассаживает ребят. У каждого ребенка в руках по свече.

Вожатый знакомит ребят с законами и традициями огонька, историей его появления (легенда об огоньке). Звучат слова об огне, о свече, о стихии.

По ходу рассказа вожатый плавно переводит разговор от свечи к «огню, горящему в наших сердцах». Вожатый зажигает свечу и рассказывает о себе (акцент разговора – интерес, цель в жизни, цель пребывания в лагере). По окончанию рассказа зажигается детская свеча (ребенок рассказывает о том, для чего горит его свеча). И так по кругу, пока не зажгутся все свечи.

Последняя свеча – свеча второго вожатого, он плавно подводит разговор к общей свече( рассказывает о том, что все собравшиеся ребята интересны, уникальны, что каждый человек идет своей дорогой. Иногда эти дороги сходятся и пересекаются.

Иногда идут параллельно, даже не приближаясь друг к другу… А наши дороги встретились сегодня в лагере и 24 дня нашей смены мы будем идти одной общей дорогой… Зажигается отрядная свечка.

Напутственные слова на смену (вожатые условно передают частичку своей души, которая будет помогать двигаться по дорогам смены). Заключительное слово и песня в подарок.Вожатые уводят ребят.

Паутинка. Все сидят в кругу. Ведущий берет катушку ниток и зажимает в руках. Рассказывает о себе (принцип смотри выше) и передает катушку следующему ребенку, при этом оставив начало ниток в руке. И т.д. Затем полученная паутинка распутывается в обратном порядке.

Фенечки. Отряд садится в круг,вожатый берет клубок ниток и пока обматывает нитку себе вокруг руки, рассказывает о себе, потом бросает другому. Тот так же. Ну и в итоге,все связаны этой ниткой. Ее разрывают аккуратно и то что на руках было,завязывают и носят до конца смены).

Карта знакомства. Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.

Письмо самому себе (основной прием — метод неоконченных предложений). Дети заполняют бланк, составленный в виде письма, адресованного самому себе.

Текст такого письма составляет сам вожатый, подбирая такие предложения, которые будут работать на решение определенной задачи развития данной группы детей. Заполненные бланки запечатываются в конверты, которые собирает вожатый. Детям объявляется время получения письма (в конце смены, на прощальном огоньке).

В назначенное время ребята получают письма. Обсуждение изменений, произошедших с детьми за данный период, может стать основой психологического занятия.

«Я — вещь». Каждый рассказывает, с какой вещью себя ассоциирует, а вожатые задают наводящие вопросы. Например, если кто-то ассоциирует себя с иголкой, нужно узнать, колен ли эта игла кого-то или зашивает прорехи. Этот огонёк — потрясающая диагностика. Дети рассказывают о себе то, что не рассказали бы напрямую и в конце смены. А тут через ассоциации откровенничают на второй день.

«Интервью». Все просто задают друг-другу вопросы и знакомятся.

«Загони джина в бутылку».

Все пишут на бумажках свои пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Бумажки складываются в бутылку с надписью “Джин” и открывают уже только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.

«Сказочная полянка».

На воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку, жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?

«Конверт откровений».

На предложенных листочках бумаги до начала «огонька» дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт.

Вытащив из него вопрос, отвечает. Уже отмечалось, что анализ прожитого дня — один из основных элементов вечернего «огонька», но вечерний «огонек» — это не только анализ. Рассмотрим еще несколько возможных форм проведения вечерних «огоньков».

Конверт откровений” Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно-этический характер, типа:

  • что ты больше всего ценишь в людях?
  • какая твоя самая большая цель в жизни?
  • какие черты характера человека тебе особенно неприятны?
  • на кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д.

«Здравствуй, мне очень нравится …» По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу: «Здравствуй, мне очень нравится …», продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.

«По одежке встречают …» Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге.

Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача — написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет.

По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени.

Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:

  • Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?
  • Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
  • Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
  • Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

«Кельтское колесо» По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света. Люди с Севера — это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.

Люди с Запада — это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности. Люди с Востока — это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией. Люди с Юга — обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.

По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо. Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света.

Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.

Этапы:

7-10 минут на подготовку.

  • Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.
  • Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.
  • Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.

Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач.

Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы.

В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.

«Солнышко» Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку.

После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

Не стоит ограничиваться только предложенными нами советами. Используйте на «огоньках» всевозможные игры и тренинги, которые помогут вам добиться решения тех педагогических задач, которые вы ставите на проведение «огонька». Нет норм проведения «огонька».

Все зависит от вашей фантазии, от вашего мастерства. маленькие советы.

«Дерево желаний». В последние дни каждый отряд приходит к дереву желаний, которое является символом обязательного исполнения желаний и оставляет на нём завязанную ленточку «на счастье».

«Значок» — В последний день лагеря на прощальном огоньке члены отряда решают, достоин тот или иной ребёнок иметь значок с изображением эмблемы лагеря, который является своеобразным символом.

«Письмо себе». В первый день программы каждый ребёнок пишет письмо самому себе, которое он получит в последний день смены. Таким образом, происходит внутренний диалог человека с самим собой, ответ на вопросы, естественно, возникают в разных формах.

«Свечи на воде». В последний день заезда во время прощального вечера на воду речки (пруда, фонтана) опустят свечи лучшие ребята смены, из каждой семейки по 5-7 детей. В тот момент, когда будет гореть последняя свеча, можно загадывать желания, и оно непременно сбудется.

«Подарки».

Источник: https://multiurok.ru/files/dol-oghon-ki-na-otriadakh.html

Виды огоньков

Виды огоньков

Виды огоньков:

следуя логике развития смены, можно выделить огоньки оргпериода,
основного периода и итогового периода. По содержанию, огоньки  бывают: знакомства, конфликтные, анализа, тематические,
адаптации.

Условия,

необходимые для проведения огонька:

                
1.       

Наличие живого
огня (обычно в центре круга).

                
2.       

Участники
удобно устроены в кругу.

                
3.       

Огонек
готовиться ведущими (реже – в конце смены – лидерами группы).

                
4.       

Необходимый
эмоциональный настрой.

                
5.       

Ведущему нужно
следить за выражением своего лица, интонацией и т. д.

                
6.       

Поддержание
доброй атмосферы («правило свободного микрофона»).

                
7.       

Тема огонька
актуальна для большинства участников.

                
8.       

Возможно
наличие своих традиций огонька.

ОГОНЬКИ
ОРГПЕРИОДА

Цель огоньков оргпериода –
знакомство детей и вожатых друг с другом, формирование у детей потребности в
общении, в рефлексии совместной деятельности; организация процесса
самопознания.

Читайте также:  Золотая чаша. бурятская сказка читать

Цель первого
огонька – познакомить ребят с правилами и законами огонька; сформировать
представление ребенка об отряде, создание положительного эмоционального
настроя.

«Расскажи
мне о себе». Это
рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу – тот, у кого предмет, рассказывает
о себе.

«Имена». Каждый ребенок, по очереди,
рассказывает о своем имени: почему его назвали именно так, откуда произошло его
имя, как называли его в детстве, как он хочет, чтобы называли его здесь, какое
его любимое прозвище.

«Загони джина в бутылку».

Все пишут на листочках свои
пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в
бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть.
Листочки складываются в бутылку с надписью «Джин» и открывают ее только в конце
смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.

«Букет цветов».

Для огонька необходим изготовленный заранее букет цветов. На каждом
цветке – вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору. Рассказывая о
себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек-тест.
Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам.

«Гороскоп».

Отряд распределяется по группам – знакам зодиака. Рассказ о своем знаке зодиака (его
характеристиках) дает возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны. После
высказывания – краткая характеристика знака.

«Музей любимых вещей».

Каждый участник приходит со своим любимым предметом и
рассказывает о нем. Рассказ об этом предмете дает возможность ребенку показать
себя с неожиданной стороны.

«Пакет откровений».

Необходим необычно оформленный конверт с необычными вопросами.
Ответы помогают выявить неординарность мышления ребенка.

«С неба звездочка упала».

Детям говорится о том, что когда
падают звезды, можно загадывать желание и многие люди, увидев упавшую звезду,
загадывают свое самое заветное желание, и оно обязательно сбывается.

Ребята
пишут каждый на своей звезде (вырезанной из разноцветного картона), чего они
ждут от этой смены. Вожатый собирает все звезды и вешает их на стену.

В конце
смены их снимают, читают пожелания, и все вместе обсуждают, что сбылось, а что
нет.

ОГОНЬКИ
ОСНОВНОГО ПЕРИОДА

Цель:

рефлексия деятельности отряда, взаимоотношений в отряде;
фиксация и поддержка положительных изменений в каждом ребенке из отряда.
Обычная продолжительность – не более одного часа. В ситуации кризиса или
конфликта в отряде огонек может быть более продолжительным. Главное, создавать
атмосферу непринужденного общения, а не превращать огонек в стандартную и
формализованную форму.

«Если бы я был…».

Ребятам задается такой вопрос: если бы я был волшебником,
то в сегодняшнем дне я бы исправил…; сделал…; добавил…

«Машина времени».

Игра-отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с
точки зрения перспектив – ребята рассказывают о предстоящей смене так, будто
они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление
навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить
проблемы, волнующие детей.

«Жизненный
девиз». Каждый
участник пишет на листке бумаги свой жизненный девиз, затем все вместе
обсуждают, что же для нас главное в жизни, к чему мы стремимся и т.д.

«Моя забытая
игрушка». У
каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Мы выросли и перестали с ней
играть, забыли ее, а игрушка до сих пор помнит нас, вспоминает, как вы играли
вместе, и как было весело.

Что бы сейчас рассказала эта игрушка? Представьте,
что игрушка вдруг заговорила и поведала нам о своем хозяине. «Я большой
плюшевый мишка. Я живу в шкафу. Меня подарили хозяину, когда ему было два
года…».

«Сказочная
поляна». На
воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку,
жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе
быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?

«Три
желания».
Давайте представим, что на волшебном огоньке могут сбыться три любые желания.
Загадайте их. Поделитесь с другими, кто какие желания загадал. Расскажите о
двух желаниях, а одно, самое сокровенное, оставьте при себе.

«Жаль, что
его нет». Все
участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом.
Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы
этих детей не было бы с начала смены.

«Карта жизни». Подготовка: рисуется
карта, на которой обозначены различные географические объекты с необычными
названиями: материк Счастья, остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и
т.д.

Каждый
участник бросает кубик, на какой географический объект он попадает, о тех
случаях из своей жизни человек и рассказывает. Чтобы помочь, ведущий задает
наводящие вопросы.

Например, кубик попал на остров Одино­чества, тогда вопросы
могут быть такие: бывают ли такие моменты, когда тебе очень одиноко? Любишь ли
ты одиночество? Как и любой другой, огонек заканчивается добрыми словами,
песнями.

«Подарок отряда». Сегодня у нашего отряда праздник (или день рождения, или определённая
«годовщина»). Каждый ребенок представляет себя подарком или придумывает
подарок, который хочет подарить отряду в этот знаменательный день. «Какими
«подарками» вы себя представляете? Чем бы вам хотелось быть? Кому понравилось
быть «подарком»? Почему?»

ОГОНЬКИ-ОТКРОВЕНИЯ
(КОНФЛИКТНЫЕ)

Откровенный разговор – один из
труднейших огоньков, как для детей, так и для вожатого.

Для детей – потому, что
у большинства из них не было опыта такого разговора, и ребятам бывает трудно
оценить поступки другого человека, свои поступки и рассказать о том, что ты
действительно думаешь о своем товарище и узнать правду о себе. Вожатому трудно
создать атмосферу доброжелательности, чтобы огонек не превратился в место
сведения счетов и взаимных обвинений.

 «Шляпа».

Обсуждение проблемных
ситуаций в отряде. На листочках пишутся вопросы к детям, которые накопились за
несколько дней. Каждый ребенок вытаскивает из шляпы вопрос и говорит о своем
отношении к данной проблеме.

 «Зеркало».

Перед началом огонька каждый

ребенок
заготавливает себе рамку «зеркала». Для этого берется  лист бумаги и делится на две части. В левой
части ребенок составляет список  своих
положительных и отрицательных качеств. Затем эта половинка закрывается. Листы
подписываются и раскладываются по кругу.

Каждому ребенку предлагается пройти по
кругу от одного «зеркала» к другому и вписать на правую половинку листа те
качества, которыми, по его мнению, обладает хозяин «зеркала». Вернувшись к
своему «зеркалу», ребенок может сравнить свою самооценку с мнением ребят.

«Круг молчания – 1».

Участники огонька сидят в кругу спиной к центру. Говорящий
разворачивается лицом к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е.

говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг,
втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников.

Напряженность
внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие эмоционального
напряжения, снятие конфликта.

«Круг молчания – 2».

Участники сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать
выходит и садится в круг. В обоих огоньках «Круг молчания» создается
элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

«Письмо другу».

Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным.
(Принцип дневника) – переключение внимания с себя на окружающих, потребность в
других людях, в их сочувствии.

  • «Разговор в темноте».
  • Огонек проводится в полной темноте.
  • Эффект
    разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем,
    возникающих в отряде.

«Разговор с игрушкой».

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке
(по принципу «Письмо другу»).

«Разговор с попутчиком».

Ситуация: закончилась смена, вы едете домой. Нужно рассказать
попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере
и закрепление положительных.

  1. «Разговор со свечой».
  2. Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, «скребущие
    душу», «крик души»,
  3. достигается
    эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности.
  4. Внимание
    акцентировано на проблеме в отряде.
  5. После выхода из конфликта хорошо провести
    тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

«Электрический стул».

Один участник находится спиной к аудитории, все пишут
записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются
ведущим (корректирующим текст, в случае его некорректности по отношению к человеку).

«Я не понимаю…».

Бессистемное
расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право
подойти к любому другому участнику огонька с вопросом: «Я не понимаю,
почему?..». Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение
другого человека, налаживание контактов.

«Самое важное слово».

У каждого была такая ситуация, в
которой мы поступали не так, как хотелось бы. Не сделали, не сказали что-то
важное. У участников есть возможность вспомнить такую ситуацию, заново пережить
ее, и произнести вслух то слово, которое изменило бы ту ситуацию.

«Черный и белый стул».

Каждый ребенок, по своему выбору,
может сесть или на «белый» или на «черный» стул. На «белом» о нем будут
говорить только хорошее, на «черном» – будут обсуждаться только недостатки,
плохие черты его характера. Нельзя касаться физических недостатков ребенка

.

«Ложка
дегтя». Необходимо подготовить
карточки с описа­нием отрицательных качеств (характеристик, свойств) человека.
Карточки складываются в конверт.

Ведущий предлагает желающим (или каждому)
вытянуть из конверта по одной карточке, представить, что перед вами находится
человек, обладающий тем отрицательным качеством характера, которое описано на
карточке.

Попробуйте сказать воображаемому человеку всё, что вы о нём думаете,
о тех чувствах, которые он в вас вызывает, посоветуйте ему путь исправления.

«Почему у нас». Необходимая подготовка и
реквизит: пригласительные билеты
для каждого ребенка, на которых обозначена проблемная ситуация, возникшая в
отряде, небольшие свечи по количеству участников «огонька».

Ребята по
одиночке собираются на условленном месте, обозначенном в пригласительном
билете, которое освещается только одной маленькой свечкой. В темноте не видно,
рядом с кем усаживается ребенок, сложно выбрать комфортное место.

Ведущий
напоминает проблемную ситуацию, возникшую в отряде и предлагает высказать
каждому свое отношение к случившемуся, предложить выход, начиная с фразы
«Почему у нас…». Ребята высказываются по желанию. Если ребенок предложил
конструктивный вариант решения проблемы, а не просто пересказал ситуацию или
дал ее оценку, обвинил товарищей и т.п., то ведущий зажигает еще одну маленькую
свечу.

С каждым предложением на огоньке становится светлее. Будем считать, что
решение найдено, если по итогам разговора зажженных свечей будет меньше, чем не
горящих.

ПРИЕМЫ,
ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СДЕЛАТЬ ОГОНЬКИ РАЗНООБРАЗНЫМИ

«Блуждающая
свеча». Каждый
участник занимает любое удобное для него место в помещении. Вожатый берет
свечку, подходит к какому-нибудь ребенку и говорит ему хорошие, теплые слова.
Передает свечку этому ребенку и занимает его место. Второй участник передает
свечку третьему и так до тех пор, пока все ребята не поменяются местами друг с
другом.

«Дерево». В отрядном уголке вы можете
поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого
вечернего «огонька» на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На
зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или
два дня были самыми-самыми.

«Дом». Вы можете строить дом из
разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и
светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был
прошедший день.

«Лифт
времени». Нужно
вспомнить и рассказать о трех важных, запоминающихся событиях в жизни: первый
подарок на день рождения, поход в первый класс, выступление перед всем классом.
Почему тебе запомнились именно они?

«Ниточки». Перед началом «огонька»
детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной
длины 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ниточку на палец,
высказывая свое мнение. Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребенок
заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня
или короткую реплику.

 «Паутинка». Берете обыкновенный моток ниток и, держа его
конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому,
кто сидит не рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в
паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина.
Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых соткан целый узор.

«Письмо
домой». У
детей есть возможность написать письмо домой, в котором можно рассказать о том,
как живется в отряде, что дают на полдник, о своих новых друзьях, о вожатых и
т.п. Если кто-нибудь захочет, то может прочитать свое письмо вслух.

«Режим
молчания». Ребята
вместе с вожатым гуляют по вечернему лесу в полном молчании. При этом надо
стараться не общаться с другими ребятами ни жестами, ни взглядом. Нужно
погрузится в мир окружающей природы. Вечером после прогулки можно поделиться
своими ощущениями.

Читайте также:  Масленица во 2 классе. сценарий

«Свеча –
спасибо». Все
садятся в круг, передают друг другу свечу, оценивают день и каждый может
поблагодарить любого человека из круга: «Я хотела бы сказать спасибо… за то,
что…».

Источник: https://nika-spo.ucoz.ru/publ/vidy_ogonkov/9-1-0-48

Вечернее мероприятие "Огонек" — Алые паруса

«Огонек» — особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Педагогический смысл огонька — научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора.

Свеча — это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Первую свечу проводят педагоги. Педагогическая задача свечи в первые дни смены — научить ребят правилам поведения и выступления на свече, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый в лагере день.

  • Важно, чтобы на этой свече, по возможности, высказались все; если ребенку очень трудно — задавайте вопросы, интересуйтесь, но не сильно настаивайте.
  • Обращайте внимание на детей во время свечи — это ваша первая диагностика!
  • К концу смены, если вы хорошо постараетесь, дети полюбят свечу и будут особенно тщательно готовиться к ним.
  • Условия, необходимые для проведения огонька1) Участники удобно устроены в кругу,
  • 2) Наличие живого огня (обычно в центре круга)
  • Все: и дети, и взрослые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.3) Огонек готовиться ведущими (реже — в конце смены — лидерами группы)
  • 4) Необходимый эмоциональный настрой

Как создать соответствующий настрой: пение песни, прослушивание песни, стих, легенда.5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т.д.6) Поддержание доброй атмосферы ( + правило свободного микрофона). Нужно избегать повышенного тона7) Тема огонька актуальна для большинства участников

8) Возможно наличие своих традиций огонька

9) Дети и вожатые должны выполнять законы:» Когда говорит один — все молчат.» Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.» Закон свободного микрофона.» Все сказанное на свече не должно «выноситься» за его пределы.» Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.

  1. » Через центр круга переходить нельзя.
  2. Подготовка к «огоньку» включает в себя:
  3. 1. личная подготовка вожатого;
  4. 2. подготовка отряда;

Прежде всего, вожатый ставит перед собой вопрос: «Что я хочу от сегодняшнего «огонька»? Чему научит сегодняшний «огонек» моих ребят?

Следующий этап — «Какова будет основная идея сегодняшнего «огонька»? После этого вожатый спрашивает себя: «Каково мое собственное отношение к данному делу, поступку… Чем я буду аргументировать.

Только сформулировав свою собственную позицию, вожатый переходит к разработке чисто технической части «огонька» «Кому я сегодня задам вопросы»? Какие? На кого сегодня буду опираться? и т.п./ На «огоньке» вожатый может смело пользоваться дневником или записной книжкой, заглядывая туда, цитируя и т.д.

Из опыта известно, что дети всегда правильно это понимают, это создает рабочий настрой, помогает вожатому избежать общих фраз и безадресных высказываний, ибо никакое глубокомыслие или остроумие не могут возместить незнание фактов.

«Огонек»- это акт общения взрослого /вожатого/ и детского коллектива. Это момент, когда наиболее прямо, непосредственно и очевидно происходит передача социального опыта взрослого детям.

А коль скоро передача социального опыта есть содержательная сущность воспитательного процесса вообще, то в проведении «огонька», как в зеркале, отразится мировоззрение, установки и общая направленность личности вожатого.

Если у вожатого есть потребность в осмыслении жизни, если он умеет это делать, то он сумеет научить этому отряд, передать ему навык анализа, воспитать потребность в этом.

Следующий этап подготовки отряда.

Готовит отряд к «огоньку» вожатый весь день.

В точение дня вожатый тактично, как бы невзначай, говорит, обращаясь то к одному то к другому ребенку: видишь — это новое и интересное — скажи об этом на «огоньке», ладно? А то я забуду, или еще что, а у тебя хорошо получится, договорились? Если к вожатому обращается с жалобой или предложением кто-либо, то он (если позволяет ситуация) отвечает: «Хорошо, я согласен с тобой, но давай это обсудим на «огоньке» или «Мне это тоже не нравиться, но скажи-ка, ты сегодня об этом на «огоньке», ладна? Результат не замедлит сказаться. Дети начнут видеть мир, рассуждать иногда вслух: «А. я, вот об этом скажу сегодня на «огоньке».

  • Виды:
  • -Знакомства
  • -Конфликтный
  • -Тематический
  • -Анализа
  • -Адаптации 

Дальше перед описанием огонька будет пометка в какой период смены его лучше проводить 1 этап- орг.период. 2 этап- основной период, 3 этап- закл. период

ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА

Рассказ-эстафета1 Этап Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет.Выговариваются сидящие в кругу по принципу: «все говорят, а чего бы и мне не сказать». Выговаривается вся группа.

  1. Уровень отряда — любой
  2. жетоны

Вожатый перед огоньком нарезает из цв. бумаги различные фигурки, складывает их в оформленный конверт/шапку. На огоньке ребятам предлагается вытащить по желанию какое-то кол-во жетонов. Дальше вожатый объявляет: «У кого сколько жетонов, тот столько фактов и рассказывает о себе»

Пакет откровений1 этап.Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами.Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.

Уровень отряда — любой

Музей любимых вещей3-4 день смены.Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке.Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.

Уровень отряда — высокий.

Этот огонек можно проводить в  2-х  вариантах: А- Вожатый заранее приготавливает вещи и раскладывает их вокруг свечи, ребенок по желанию берет из общей кучи 1-3 вещи и рассказывает, почему он ассоциирует эти вещи с собой. Б- дети сами на огонек приносят свои вещи.

Гороскоп2-3 день смены.Дети распределяются по группам — знакам зодиака. Перед высказыванием — краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д.

Уровень отряда — низкий.

Фонарщик3-4-5 день смены.Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике.(Жили-были первобытные люди, охотились, ловили рыбу, а вечером собирались в своей пещере перед огнем поболтать и обсудить, кто залил больше мамонтов, но вот налетели кариозные монстры и захотели похитить огонь.

Тогда люди начали его передавать из рук в руки, передавали только самым дорогим и любимым, тем, в ком были уверены, что он не монстр) Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы.

Уровень отряда высокий.

Вариант: «Букет цветов». На каждом цветке — вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.

Памятный день.2-3 день.Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни.Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ — эстафета.

  • Уровень отряда — любой.
  • ОГОНЬКИ — ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)
  • Предназначены для решения каких-то проблем в отряде, проводится без свечи, чтоб ребята видели выражения глаз и лица друг друга

Письмо другу2 этап (8-11 день).Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника).Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

  1. Уровень отряда — любой.
  2. Письмо-2

Вожатый просит отряд заранее написать о волнующих их проблемах, но не от собственного лица, а от лица знаменитости(телеведущий, певец, политик и т.д.) Дальше вожатый собирает эти письма и редактирует.

Будьте готовы к тому, что дети не напишут письма, тогда вам необходимо иметь свои заготовки, помните, что письма должны  отражать реальные проблемы отряда, а не просто взятые со стороны.

На огоньке ребята по желанию читают письма и высказываются по проблеме, обсуждая ее. Вожатый подводит итог

Разговор в темноте3 этап

Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии.Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.У/о средний.Разговор с игрушкой

  • 2 этап).
  • (Электрический стул)
  • 2 этап

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу «письмо другу», но плюс тактильный контакт.У/о средний, младший.  СитуативныйОдин участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку).Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства. Хорошо сажать на такой стул проблемных детей.У/о высокийКруг молчания — 1

Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т.е.

говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников.

Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.Круг молчания — 2

Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках «Круг молчания» создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

  1. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.
  2. ТЕМАТИЧЕСКИЕ

Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например — огонек о любви и дружбе.(не забываем использование стихов, песен и различных легенд). Возможно использование пакета откровений и т.д. Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации.У/о высокий, средний.

Виды тематических огоньков:

  • Дружба
  • Любовь
  • Зож (профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании)
  • Мечта
  • Счастье
  • Добро(Легенда об Иешуа Га Ноцри)
  • Белая ворона
  • Огонек страшных историй, легенд
  • ОГОНЬКИ АНАЛИЗА
  • Подводят итоги дня, могут проходить как со свечей, так и без

Огонек оргпериода1 этап Ответ на вопрос «Что получилось? Не получилось? +/-, замечу, что».Проходит в форме интервью, каждый высказывает свои эмоции, пожелания, надежды и т.д.

Для наглядности в этом огоньке можно использовать карту(ватман делиться на несколько секторов, в каждом из которых пишется тезис: восторг, спасибо, хочу сказать, мне не понравилось, тудно было и т.д.) Ребенок кидает кубик или монетку, куда попадет, о том и рассказыает. Можно давать несколько попыток. Вожатый может по ходу вписывать наиболее интересные высказывания в карту

У/О любой.

Цепочка 2 этап.Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения.

  1. У/о слабый, средний.
  2. Таким же образом можно составить легенду о своем отряде

Машина времени2-3 этап.Игра — отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.

У/о любой.

Отряд для меняФинал смены.Каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

Свечка (анализ дня)а) 1 этап.Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу.Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

  • в) 2 этап.
  • с) 3 этап.
  • У/о средний, высокий.
  • ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ
  • Это прощальный огонек, проводится после «Закрытия». Помогает ребятам лучше пережить расставание, настроится на новую жизнь вне лагеря

Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.

Живой уголекСамый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д. — «Живой уголек». Высказываются последние пожелания и «Живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.

У/о любой.

Расскажи мне о себеФинальный огонек.О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона.Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.

У/о любой.



Источник: http://parusa-tmn.ru/leader/ogonek/

Ссылка на основную публикацию