Обучение математике по методу никитиных

Современные родители уделяют особое внимание воспитанию своих детей. Для этого они изучают массу информации, отбирают то, что, по их мнению, является действенным, и используют это.

Вот уже более 50 лет не теряет своей актуальности методика раннего развития детей Никитиных. Ее целью является воспитание ребенка с физическими и интеллектуальными задатками.

Обо всем, что касается системы Никитиных, мы поговорим в этой статье.

Обучение математике по методу Никитиных

Суть методики Никитиных

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали.

В чем заключается основные идеи методики Никитиных:

  • Ребенок – это личность, поэтому с раннего возраста ему предоставляется право заниматься тем, что вызывает интерес. Никаких принуждений и уговоров. Все делается с удовольствием и желанием, но под контролем взрослых.
  • То, что окружает ребенка, должно стимулировать его к усовершенствованию способностей и познанию чего-то нового. Начать следует с дома, в котором он живет. На стенах должны быть полезные плакаты – географическая карта, арифметическая таблица и прочее. Если малыш проявляет интерес к измерительным приборам или литературе – не стоит пресекать это. Все находится в свободном доступе.
  • Участие родителей в жизни детей является обязательным. Но переходить грани не стоит, точно так же, как и навязывать свою помощь. Ведь многие родители норовят все делать за малыша, отнимая у него возможность, стать самостоятельным. Оказывать помощь нужно только тогда, когда малыш ее просит.
  • Родители должны стать примером для детей. Начать стоит с правильного и здорового образа жизни, принятия участия в соревнованиях, завоевание побед и наград. Это является наилучшим примером для подражания.
  • Овладение навыками, способностями должно происходить в определенное время при соблюдении определенных условий. Если этот момент упущен, то в дальнейшем возможность развития угасает.

Всех своих семерых детей Никитины воспитывали в гармонии. Они не мешали им развиваться, а способствовали этому.

Обучение математике по методу Никитиных

Принципы системы Никитиных

Воспитание – это та основа, которую будет использовать малыш в дальнейшей жизни. И многие родители хотят видеть своего маленького сына или дочь успешным, воспитанным человеком. А для того чтобы это сделать, согласно методике Никитиных, мамам и папам следует отказаться от двух моделей поведения со своими детьми:

  • Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что оденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.
  • Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.

По системе Никитиных родители не должны игнорировать своих детей, но и чрезмерно опекать их, ограждая от внешнего мира, тоже. В воспитании своих детей они придерживались золотой середины, формирующейся на основных принципах их системы:

  1. Каждый малыш в праве самостоятельно выбирать то, чем он хочет заниматься. При этом родители должны правильно подтолкнуть его к тому, что физическое и интеллектуальное развитие должны одинаково присутствовать в его жизни.
  2. Не стоит кутать своего малыша. Одежда должна соответствовать сезону, быть максимально легкой и комфортной. Чем ее меньше – тем лучше.
  3. Малыша как можно раньше нужно познакомить со спортивными снаряжениями, помочь разобраться с ними и на собственном примере показать, как правильно их использовать.
  4. Родители должны быть для своего малыша поддержкой, которой он в любой момент может воспользоваться. Они должны проявлять интерес к его жизни.

Как вызвать желание заниматься?

Методика раннего развития Никитиных поможет разобраться в вопросе, который так часто можно услышать от молодых родителей – как вызвать у ребенка желание заниматься? Все очень просто. Достаточно создать такие условия развития, которые опережают этот процесс.

В арсенале младенца не должны быть игрушки подходящие сугубо его возрасту. А вот интересные развивающие игры для старших детей или плакаты на стенах, различные приборы будут очень кстати.

С раннего детства малыш будет тянуться к тому, что не совсем для него понятно. И это отличные условия для новых познаний, овладения навыками. Во всех этих порывах к познанию нового должны присутствовать и родители.

Они находятся рядом, но не выполняют за малыша непосильные задачи.

Цель их присутствия:

  • Похвалить
  • Поддержать
  • Помочь решить возникшую проблему, но не сделать это за дочь или сына.

При изучении чего-то нового многие дети сталкиваются с тем, что у них многое не получается. В этот момент их нужно успокоить, подбодрить и смотивировать, но никак не ругать и упрекать в неудаче.

Обучение математике по методу Никитиных

Физическое развитие в семье Никитиных

Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей. Они воспитали своих их закаленными, выносливыми, редко болеющими.

Для того чтобы достичь этого результата с раннего детства детей нужно:

  • Знакомить со спортом
  • Кормить здоровой пищей, не перекармливать
  • Одевать в удобную одежду, не сковывающую движений
  • Закаливать.

Закаливание с детства – это залог крепкого иммунитета. Что для этого рекомендуют делать Никитины:

  • Обливаться холодной водой
  • Ходить босиком по снегу
  • Соблюдать определенную температуру воздуха в помещении.

Обучение математике по методу Никитиных

Интеллектуальное развитие по данной системе

Физическое и интеллектуальное развитие в системе Никитиных стоят на одном уровне. Ведь человек должен быть не только сильным и здоровым, но и умным, способным решать непредвиденные вопросы, находить выход со сложных жизненных ситуаций.

Для того чтобы обеспечить должное интеллектуальное развитие своим детям, а также передать этот опыт другим родителям, Никитин разработал огромное количество интеллектуальных игр. И все они имеют одну особенность – не оглашение правил.

Изначально это может показаться странным. Как маленький ребенок может понять, правила игры, которую он видит впервые? На самом деле все намного проще.

Начиная играть, малыш вникает в суть происходящего, наблюдает за остальными игроками, делает соответствующие выводы. Опираясь на них, анализирует, задействовав интеллектуальное мышление.

Если же ему не удалось разобраться с правилами игры, ее откладывают до более подходящего времени.

Большая часть созданных Никитиным игр рассчитана на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве. Поэтому на основе имеющихся игр можно создавать новые.

Примеры игр по системе супругов Никитиных

В воспитании своих детей Борис Никитин признавал только игры, которые сам же и разрабатывал. Они очень нравились его малышам, ведь были подобраны в соответствии с их возрастом. Большинство из них были многоуровневыми – ими могли играть как младенцы, как и дошкольники, школьники.

В качестве примера можно рассмотреть 4 игры, которые разработал Борис Никитин.

Сложи узор Никитина

Это одна из самых простых игр, которую сможет осилить 1,5-годовалый малыш. Но и дети старшего возраста могут в нее играть. Только в этом случае усложняется поставленная задача.

Основой игры являются кубики Никитина в количестве 16 штук. Размер каждого ребра составляет 3 сантиметра, а каждая грань окрашена в определенный цвет.

Суть игры – родители усаживаются рядом с детьми и предлагают сложить определенный узор из кубиков. Для начала можно попробовать собрать линию одного цвета, затем чередовать цвета, а после переходить на более сложные узоры. Важным нюансом является то, что окончить игру следует до того, как дети потеряют к ней интерес.

Обучение математике по методу Никитиных

Сложи квадрат Никитина

Это также универсальная игра, которая подойдет для детей от 2 лет и старше. Представлена она множеством разных геометрических фигур. Из них нужно собрать квадрат.

Для самых маленьких это предлагается сделать из 2 фигурок – треугольников, прямоугольников или других частей, из которых может состоять обозначенная в задании фигура. Освоив этот уровень можно переходить к следующему.

Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, увеличивается.

Обучение математике по методу Никитиных

Уникуб Никитина

Смысл этой игры – это создание объемных фигур в соответствии с разработанными Никитиным схемами. Сделать это предлагается из 27 кубиков, 3 грани каждого из которых окрашены в определенный цвет. Несмотря на простые правила и прилагающуюся схему игра не так уж и проста. А все дело в цветах, а вернее их сочетании – они довольно редкие.

Для детей доступно 60 заданий. Первые задания можно выполнять с детьми от 1,5 до 3 лет.

Обучение математике по методу Никитиных

Дроби Никитина

Многие дети не любят их и не понимают, но в школьной программе они присутствуют и от этого никуда не деться. Как раз для этого случая предусмотрена эта игра. С помощью нее детей в возрасте от 3 до 5 лет можно познакомить с таким непростым понятием, как дроби.

Набор для игры представлен 3 фанерками, размер каждой из них равен альбомному листу. Для каждой фанерки предусмотрено 4 круга одинакового размера. Отличия их заключаются в цвете и сечении фигуры. Первый круг целостный, второй разделен на 2 части, третий на три и так дальше. Самый последний круг состоит из 12 частей.

Польза игры заключается в том, что дети могут повторить цвета, пересчитать части каждого круга и сравнить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это отличный способ наглядно увидеть и понять, почему 12 часть целого круга меньше чем 6.

Обучение математике по методу Никитиных

Это лишь часть игр, разработанных Никитиным. На них выросло не одно поколение детей. Они эффективны и познавательны. В процессе игры дети лучше усваивают новый материал.

Преимущества и недостатки системы

Воспитывая детей по данной системе, многие родители отмечают то, что они в развитии значительно опережают своих сверстников.

Дети:

  • Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
  • Любознательные, стремятся к чему-то новому.
  • Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
  • Интеллектуально развиты.

Несмотря на преимущества данной системы, есть родители, которые отмечают некоторые негативные стороны такого воспитания.

Заключаются они в следующем:

  • Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
  • Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.

Многие родители видя, что их малыш в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, пытаются дальше развивать его способности. И не находят ничего лучшего, чем записать их в классы или школы с определенным уклоном. Бывает и так, что дети попадают в класс, где ученики по возрасту старше его. Он чувствует себя ущемленным, нередко у него возникают проблемы с социализацией.

Решив взять за основу воспитания своего малыша систему Никитиных, стоит еще раз хорошо взвесить все ее плюсы и минусы.

Некоторые родители, которые являются ее приверженцами, отмечают для себя и используют только некоторые принципы, вносят в методику свои коррективы.

Ведь только родители знают, что нужно их малышу, каким должно быть его воспитание и развитие. И никто не вправе навязывать им свое мнение, касающееся этих вопросов.

Безусловно, здоровье и интеллектуальное развитие ребенка важно для родителей. Но его душевное состояние и хорошее настроение куда важнее.

Видео о семье Никитиных

Источник: https://friendlymama.ru/razvitie/razvitie-rebenka-1-3-goda/metodika-nikitinyh-sistema-vospitaniya-i-razvitiya/

Методика Никитиных

Рейтинг: 1/5 (1)

Обучение математике по методу Никитиных

Доступность информации о различных методиках раннего развития детей дает молодым родителям большой простор для выбора системы воспитания. Изучая разные подходы, вы можете брать лучшее от любого метода и пробовать воспитывать своего малыша согласно тем принципам, которые находят отклик в вашем родительском сердце.

В середине 60-х годов прошлого века система Никитиных всколыхнула и пошатнула советские устои и традиции воспитания детей. Это интересная методика, сочетающая в себе прекрасное физическое развитие ребенка с его нетривиальными интеллектуальными талантами.

Суть методики Никитиных

Авторы методики – семейная пара, родители 7 детей Борис Павлович Никитин и Лена Алексеевна Никитина. Именно они создали целую систему для воспитания и гармоничного развития личности, которую испытывали и совершенствовали, прежде всего, на своих детях. Суть системы заключается в следующем.

Обучение математике по методу Никитиных

  • Ребенок волен сам выбирать, чем именно и как ему заниматься. Никаких специально устроенных «уроков» или «занятий». Конечно же, все занятия, которые выбирал себе ребенок самостоятельно, происходили под наблюдением взрослых. Таким образом, обучение происходит без принуждения, по желанию самого малыша.
  • Все в доме должно стимулировать способности ребенка. С раннего детства в распоряжении детей разнообразные спортивные снаряды. На стенах развешены географические карты, арифметические таблицы. В свободном доступе для малышей любые книги, пособия, измерительные приборы.
  • Взрослые максимально участвуют в жизни ребенка, но не делают за него то, что он может сделать сам. Помощь ребенку предоставляется только по просьбе малыша и никогда не навязывается. Личный пример взрослых вдохновляет детей: закаляться и принимать участие в соревнованиях обязательно для взрослых. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.
  • Одна из основных идей методики НУВЭРС: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Она заключается в том, что для эффективного развития ума и тела существует совокупность наиболее благоприятных времени и условий. Если потенциал не развился в благоприятное время, то возможность его развития позже угасает. Способности, развитые в раннем возрасте малыша, далее совершенствуются наиболее эффективно.
  • Никитины заметили, что лучше развиваются те способности, навыки и умения малыша, в которых он напрягается наибольшим образом.
Читайте также:  Пословицы и поговорки о дружбе с пояснениями для детей

Главное в гармоничном развитии ребенка – не мешать ему, а помогать.

По мнению Никитиных, традиционное воспитание представляет из себя 2 крайности:

  • «заорганизованность»: все занятия ребенка – забота родителей, они придумывают, чем и когда ему заниматься, в результате ребенок не имеет времени на самостоятельные проявления;
  • «заброшенность»: роль родителей сводится к обеспечению физиологических потребностей ребенка – малышу нужно соблюдать режим дня, он должен быть накормлен, одет. Обучение математике по методу Никитиных

Никитины считают, что очень важно поддерживать ребенка и его интерес к тем или иным занятиям, радоваться его успехам. Вот принципы, которые выделили сами авторы методики:

  • свобода в выборе занятия, сочетание спорта и интеллектуальных нагрузок;
  • максимально легкая одежда и занятия с использованием спортивных снарядов с раннего возраста;
  • родительское неравнодушие и поддержка.

Как вызвать желание в ребенке заниматься

Обучение математике по методу Никитиных

Необходимо создавать условия на «опережение» развития навыков и способностей ребенка. Уже с раннего детства его должны окружать вещи и предметы, которые он не вполне понимает, но которые могут вызвать его интерес.

Первые впечатления от незнакомых предметов могут дать толчок к развитию ребенка в какой-либо области знаний. Общая совместная работа вызывает интерес к труду и обмен мнениями относительно результатов.

В любом случае, родители поощряют творчество, не подсказывают выход из затруднительных ситуаций, не ругают за неудачу, хвалят за успех. Взрослый всегда рядом с ребенком, но он ничего не делает за ребенка, тем не менее, принимает активное участие в его начинаниях.

Физическое развитие ребенка по методике Никитиных

Часть методики – прекрасная физическая форма детей. Гармония в чередовании физических и умственных занятий ребенка. Спортивные снаряды входят в жизнь ребенка с раннего детства.

Огромное значение уделяется закаливанию детей: ходьба босиком по снегу, обливания, соблюдение температурного режима в помещениях, где живут дети, хорошо укрепляют и развивают иммунитет – это важная часть методики Никитиных.

Обучение математике по методу Никитиных

Никитинские интеллектуальные игры

Обучение математике по методу Никитиных

Борис Павлович Никитин разработал много различных интеллектуальных игр, которые теперь лежат в основе методики раннего развития детей по системе Никитиных. Основной принцип этих игр – отсутствие объяснения правил игры.

Малыш погружается в атмосферу игры, подражая другим участникам. Он играет вместе с ними, постепенно постигая правила игры. Подсказывать ему запрещено, таким образом, он учится мыслить и принимать решения самостоятельно.

Обучение математике по методу Никитиных

Если у малыша наблюдаются затруднения в решении задачи, рекомендуется ее отложить на более благоприятный период. Большинство игр предоставляет простор для творчества в создании новых игр на основе имеющихся. Все игры построены от простого к сложному с максимальным самостоятельным участием ребенка.

Примеры игр

  • «Сложи узор». Это самая простая игра. В наборе 16 кубиков с ребром 3 см. Каждая грань имеет определенную окраску. Играть в кубики Никитина можно начиная с полутора лет; описание методики самой простой игры: сядьте рядом с малышом и предложите выложить дорожку из кубиков с определенной последовательностью цветов. Сначала это может быть только один цвет, затем чередование нескольких цветов, по мере развития способностей и навыков малыша, задания усложняются. Важно закончить игру до того, как ребенок перестанет проявлять к ней интерес.
  • Еще одна игра, которая разработана и придумана Борисом Павловичем и которая входит в основу методики Никитиных: «Сложи квадрат». Игра на основе головоломки, когда из разных геометрических фигур необходимо сложить квадрат. Никитин упростил ее, разделил уровни сложности, и игра стала доступна малышам от 2 лет, когда сложить квадрат предлагается из 2 прямоугольников, 2 треугольников, или 2 частей, разделяющих квадрат по ломаной. С освоением простых способов, задача усложняется, количество фигур, из которых можно составить квадрат, увеличивается.
  • «Уникуб». Игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены в 3 разных цвета. Существуют схемы, разработанные Никитиным, согласно которым нужно из кубиков сложить определенные объемные фигуры. Задача не так проста, как кажется на первый взгляд, так как используется редкое, но не единственное сочетание цветов.

Плюсы и минусы методики

Несомненный плюс методики заключается в том, что дети здоровы, готовы к новым открытиям и разнообразным жизненным «вызовам». Они значительно опережают в интеллектуальном развитии сверстников, умеют мыслить самостоятельно и нестандартно.

Из минусов можно отметить, что дети по этой методике занимаются лишь тем, что им нравится и дается легко. Они избегают заниматься делами, вызывающими трудности. Кроме того, дети находятся в изоляции, они окружены взрослыми, которые занимаются их развитием, но в их окружении нет детей.

В школе за счет высоких интеллектуальных способностей они попадают в классы, где дети старше их, таким образом, они испытывают проблемы с социализацией.

Методика Никитиных – видео

В 1965 году был снят фильм о методике Никитиных «Правы ли мы?», в котором показывается и объясняется суть системы. Один день из жизни этой, во всех отношениях, необычной семьи, смотрите в маленьком отрывке из этого фильма.

Как воспитывать своего малыша – только ваше собственное решение. Несомненным плюсом методики Никитиных является здоровье детей и их крепкий иммунитет.

Сами Никитины всегда настаивали на том, что они не растят вундеркиндов, а лишь хотят воспитать самостоятельных, самодостаточных людей, способных отстаивать собственную точку зрения.

Все их дети состоялись в жизни, как профессионалы, создали семьи и завели собственных детей.

Методика Никитиных достаточно известна, так же как методика Монтессори или методика Зайцева.

В х напишите, что вам нравится в системе Никитиных, а что вы считаете неприемлемым в воспитании детей.

Источник: https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/god-i-tri/detskij-sad/metodiki-rannego-razvitiya/nikitinyx.html

Методика Никитиных и развивающие игры

Есть одна замечательная японская поговорка, которой следовал Никитин. Звучит она так: ”Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.  Дай мне сделать самому, и я пойму”.

Обучение математике по методу Никитиных

Кто такие Никитины и как они советовали воспитывать детей? О принципах воспитания, о принципах использования развивающих игр, о самих играх по методике Никитиных вы узнаете из статьи “Методика Никитиных и развивающие игры”.

Никитины

Борис Павлович Никитин (1916—1999) и Елена Алексеевна Никитина (1930-) воспитали семерых детей по собственной, нетрадиционной системе воспитания (от которой весь подмосковный поселок Болшево, где жила семья Никитиных, был в шоке).

Впервые о них начали говорить в конце 50-х годов 20 века. Борис и Елена считаются русскими педагогами-новаторами, их методики воспитания применяются и сегодня.

Именно Никитины в 1960—1970 годы заложили основы родительской педагогики, они первые начали говорить о необходимости раннего развития.

Как нужно воспитывать ребенка?

Никитины акцентировали внимание на важности как можно дольше поддерживать физический контакт между мамой и ребенком. Для полноценного развития ребенка близость мамы так же важна, как и различные развивающие упражнения. Ими рекомендовано сразу после родов приложить малыша к груди, а не забирать (как это делалось в СССР и сейчас иногда практикуется).

Никитины осуждали строгий режим дня для дошкольника.  Ведь четкий распорядок и обязательные занятия могут как утомить ребенка, так и вызвать в нем нелюбовь к занятиям. Они считали, что нужно создать такую обстановку, которая будет стимулировать его желание познавать и исследовать.  Манежи и коляски – тюрьма для ребенка, считали Никитины.

Часто есть две крайности воспитания детей:

  • Заорганизованность или сверхзаботливый уход, непрерывные занятия и игры и недостаток времени на самостоятельное развитие.
  • Заброшенность или выполнение родителями минимума (покормить и спать уложить), что может привести к умственной отсталости.

Однако есть и третий путь в воспитании ребенка. Ребенок – хозяев своих поступков и распорядков. Родитель – помощник, который поможет разобраться в сложной проблеме, при этом ни к чему не принуждая и не обязывая.

Принципы воспитания Никитиных

  • Свобода творчества. Не нужно специальных занятий и тренировок, ребенок занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме + легкая одежда. Дома с самого раннего детства должен присутствовать спортивный инвентарь. Детей следует закалять с младенчества.
  • Участие родителей в жизни ребенка. Следует создавать условия для развития ребенка с учетом пожеланий самого ребенка, а не ориентируясь на свои интересы. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Благоприятные условия. Создание опережающих условий развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.

Развивающие игры по методике Никитиных

Принципы, которые нужно использовать во время развивающих игр:

  • Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу деятельности, которая ему более близка.
  • Игры не должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.
  • Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.
  • Требовать решение задания  нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.
  •  Решение задания – вещь, которую можно потрогать и увидеть (рисунок, узор, сооружение).
  • Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.
  • Двигаться от простого к сложному.
  • Участие взрослых в играх с детьми. Вы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.

Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления.

Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.

Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).

Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным.

Интеллектуальные игры на развитие логического и образного мышления

Обучение математике по методу НикитиныхРамки и вкладыши (с 10-12 месяцев)– состоит из 16 рамок с вкладышами в виде различных геометрических фигур. Сначала можно показать и назвать ребенку 3-4 вкладыша (треугольник, квадрат, овал).  Можно дать их ребенку для исследования. Далее увеличивает количество фигур. После ознакомления со всеми фигурами, можно усложнить задание. Например, обводить фигуры по контурам рамок, а затем и самих фигур; рисовать фигурки на счет (2 овала, 3 квадрата) и другие.

Обучение математике по методу НикитиныхСложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Кубики должны обязательно находиться в коробке. Сначала вместе с ребенком рассмотрите кубики, назовите какого цвета у кубиков стороны, сложите однотонную дорожку, а затем сделайте ее цветной. Важно закончить занятие перед тем как оно надоест малышу. Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.

Обучение математике по методу Никитиных

Дроби (от 3-5 лет) – комплект из 3-х фанерок с альбомный лист. На каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета.  Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т.д. Сначала следует играть только с первым листом, самым простым. Можно повторить цвета, посчитать кусочки круга, попробовать сделать разноцветный кружок.

Обучение математике по методу Никитиных

Уникуб (с 1,5-3 лет)– состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Игра учит быть внимательным и аккуратным. Всего имеется 60 игр для возраста от 1,5-3 лет до взрослого человека (которому некоторые игры не под силу).

Читайте также:  Игры для обучение чтению дошкольников

Сложи квадрат (0т 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки. Для деток двух лет можно взять 4 самых простых квадрата и показать как из нескольких частей получается квадрат. Игра способствует развитию цветоощущения, формированию логического мышления, усвоение понятий части и целого.

Как и у любой методики раннего развития, будь то методика Монтессори, Домана или Дьенеша, есть свои достоинства и недостатки. Плюсы и минусы методики Никитиных рассмотрим в таблице.

Достоинства и недостатки методики Никитиных

Обучение математике по методу Никитиных

Играйте вместе со своими детьми, общайтесь с ними, развивайте и узнавайте их!

Знали ли вы про методику Никитиных? Используете в своих играх с детьми их разработки?

С уважением, Ирина

Источник: https://my-happybaby.ru/metodika-nikitiny-h-i-razvivayushhie-igry

Система Никитиных

Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!

Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

Но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д.

Тогда Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел.

А бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.

  Словом, Никитины доверились природе, или, как считает Лена Алексеевна «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». И результат не заставил себя ждать – сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

Свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем Никитины тщательно записывали в тетрадочки – дневники. Позже, эти записи и легли в основу книг Никитиных.

Интуитивно накопленный супругами Никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. Так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.

                                                                     «Правы ли мы»?

   У супругов Никитиных с появлением перового ребенка начались серьезные столкновения с родными бабушками и соседями. Те считали, что Лена и Борис проводят «неумные эксперименты над своими собственными детьми».

   В 1965 г о семье Никитиных был снят первый кинофильм «Правы ли мы?», в котором они рассказывали о своём опыте и возможностях раннего развития детей.

Тут же стали возникать первые столкновения с педагогами и медиками, которые утверждали, что Никитины калечат своих детей.

И это не удивительно, ведь в то время, то, что пропагандировали Никитины, не укладывалось ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.

Но Никитины, видя своих детей здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через классы, продолжали их воспитывать в том же духе.

Конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным: — Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения. — Кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года – Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно. — Совместный сон мамы и малыша.

— Естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой). — Принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры. — Избегание специальной стерильности. — Обучение гигиеническим навыкам с рождения – выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.

— Специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем – с использованием спорткомплекса. — Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит ребенка занимать активную жизненную позицию. — Родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника.

Это учит его в дальнейшем осторожности. — При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации. — Если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно».

— Впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать. — Для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой.  Поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет – пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос.

— Хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений. — С 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «Мама устала, принесешь ей тапочки». Делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.

                                             Главная задача воспитания – развитие способностей

Основная идея методики Никитиных — НУВЭРС — Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности.

Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает.

Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду.

Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.

), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

  •                                   Обучение математике по методу Никитиных             
  • Основные принципы методики Никитиных Сами Никитины выделяют три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:  
  • Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

 

Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

 

В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

    Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. Это «заорганизованность» (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и «заброшенность» (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию – накормить, одеть, уложить спать).

Правильнее — просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. Как писал Б.

Никитин « Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не «срабатывает», если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается.

А если упал, если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим («Не горюй, еще получится!»)».

  1.                                                                         И дети учат нас
  2. Все психологические тонкости общения Никитиных со своими детьми пришли не сразу, а постигались нелегко, порой через ошибки и промахи.
  3. И вот два тому примера:
  4. Первый.

Когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), Лена и Борис делали вид, будто не замечают этого. Малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией.

И какое-то время Никитины считали, что они делают всё правильно. Но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители.

Он был равнодушен к слезам брата. Это заставило Никитиных изменить свою тактику.

Второй.

Вся семья собралась за столом на ужин. Самый маленький из детей, ему еще не было и года , сидел у мамы на коленях. Взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол и заплакал. Лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял ложку.

Но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. Мама, не желая потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще прежнего. Все перестали есть, настроение было испорчено. «Ну тогда ты мне не нужен такой!» — сказала мама и выбежала из кухни. Плачущий малыш пополз за ней.

И только опомнившись, Лена поняла, как была несправедлива к нему: «Сын искал у меня понимания и помощи, а получил – за простую оплошность — самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я…

даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных правил, а не от ребенка и его состояния…»

Ошибки воспитания Обучение математике по методу Никитиных

    Разумно используя идеи Никитиных можно постараться вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. Те же явные недочеты, о которых впоследствии Лена и Борис сами писали в своих книгах, скорее, относятся именно к их семье и их слишком большой увлеченности своей же собственной системой.

1.    Сосредоточенность на детях. Несмотря на то, что и Лена, и Борис работали – всё остальное время они посвящали только детям.

2.    Семья Никитиных жила в искусственно — изолированном мире. Вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. Дети не посещали детский сад – Никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. В результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. В школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей.

3.    В семье Никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. Решение многих проблем легло на плечи Лены, она была ведущим лидером.

4.    Серьезная жизнь порой подменялась игрой. У Никитиных была мастерская. Дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т.п.

5.    Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала.

6.    Дети в семье Никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. И соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого.

Поэтому, если что-то детям Никитиных не нравилось или было для них трудно – они этого избегали. Когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания – никому этого делать не хотелось.

Детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу – и мама оставляла их дома.

7.    Семья Никитиных жила как в аквариуме – в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди – гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. При этом у каждого посетителя было своё видение системы – начиная от доброжелательно – положительного и заканчивая агрессивно – обвинительным. А семья и дом – это наша крепость, это личное.

   Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями.

Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не «вундеркиндов», а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить «нет». Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели.

Читайте также:  Интеллектуально- познавательная математическая игра для 4 класса. сценарий

Все они состоялись во взрослой жизни – каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум , двое детей.

Список литературы

В книгах Никитиных, как говориться, из первоисточников, Вы сможете подробнее ознакомиться с их опытом по воспитанию детей. Книги очень легко читаются – ведь они написаны живым родительским языком.

Если Вам и не захочется последовать примеру супругов Никитиных, то в любом случае их книги заставят более внимательно и вдумчиво отнестись к своим детям. 1. Никитин Б.П. Наши уроки. – Л., 1992. 2. Никитин Б.П. Первый год, первый день. – М.: Знание, 1994. 3.

Никитин Б.П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1985.

4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991. Ссылка 

5. Никитина Л. А. Мама или детский сад.— М.: Просвещение, 1990.

6. Никитины Л. и Б. Мы и наши дети.— М.: Молодая гвардия, 1979. Ссылка

7. Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. – Пермь, 1997.

8. Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. — М.: Физкультура и спорт, 1990. Ссылка

9. Никитин Б. П. Детство без болезней. — С-Пб.: ИК «Комплект»,  1996. 10. Никитин Б.П. Здоровое детство без лекарств и прививок. – М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2001. 11. Никитина Л. А. Отчий дом. — 1982. 12. Никитина Л. А. Я учусь быть мамой. — М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2002. 13. Никитина Л. А. Исповедь. — 1991.

14. Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л.А. Родителям XXI века. – М.: Знание, 1998.

Можно также прочитать статьи о детях Никитиных тут и тут

Автор статьи о Системе: Дарья Колдина

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/sistema_nikitinyh/id/908/

Игровая методика обучения детей дошкольников. Методика развития Никитиных

Обучение математике по методу Никитиных

БОРИС И ЛЕНА НИКИТИНЫ: «ДЕТИ — ХОЗЯЕВА СВОЕГО ВРЕМЕНИ, СВОИХ ПОСТУПКОВ»

Борис и Лена Никитины— педагоги-новаторы, родители семерых детей из подмосковного поселка Болшева.

Они создали свою систему воспитания и оздоровления детей в семье, которая заключается в естественном развитии и развивающих играх. Никитиных по праву называют классиками российской педагогики, их методика используется по сей день не только в России, но и за рубежом.

Каждый ребенок индивидуален, у каждого свой путь. Не случайно, наверное, известный педагог-экспериментатор Борис Никитин отказался от термина «раннее развитие» и предложил заменить его вариантом «своевременное», чтобы подчеркнуть — обратить внимание на развитие вашего карапуза никогда не поздно.

Для того чтобы открыть для него новые горизонты, не нужно особых педагогических талантов — это может сделать каждая мама. Например, заняться с крохой математикой или музыкой.

И пусть перед вами не стоит задача вырастить нового Моцарта или Пифагора, главное, чтобы вы оба получали удовольствие от ваших занятий.

Методика развития Никитиных

О семье Никитиных заговорили в конце 50-х годов XX в.

Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей: никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

Именно тогда, в 1960—70-х годах, Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Штайнер был философом, Монтессори — врачом, Борис и Лена Никитины — просто родители, воспитавшие семерых детей. Их методика не рождалась научно, как теория или система.

Они «проживали» и «переживали» каждое свое открытие и делали их, просто стремясь вырастить своих детей здоровыми, развитыми, одаренными, гармоничными, счастливыми.

И лишь постепенно, с изумлением обнаруживая в своих детях удивительные возможности для развития всех сторон личности, внимательно прислушиваясь и присматриваясь к ним, они выстраивали свою концепцию.

На протяжении совместной жизни Никитины воспитали 7 детей и 17 внуков. С момента рождения первого ребенка (1959 г.) ими было предпринято много смелых поступков, в свое время вызвавших общественный резонанс. Семья Никитиных воплощала в жизнь идеи о значении ранней тренировки ума и тела.

Они честно и открыто писали об отношени­ях в своей семье, не скрывая трудностей, делились способами их преодоления. Наследие Никитиных огромно, ознакомившись с их работами, каждый может найти новые идеи и подходы в интеллектуальном и физическом развитии ребенка, в воспитании и социализации детей.

Их методика на протяжении многих лет используется в различных детских дошкольных учреждениях. Главную мысль своей концепции развития творческих способностей Борис Никитин сформулировал так: «Возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными.

Если они «не нужны», то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать — и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию — необратимый процесс — НУВЭРС».

НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей — ключевое слово методики Никитиных.

Отсюда раннее плавание, раннее ползание и хождение, раннее чтение. Предлагать то или иное новое действие ребенку стоит не тогда, когда предписано правилами, а тогда, когда он проявляет к этому действию интерес. Важно не пропустить этот интерес.

Кроха в три месяца тянет ручки из кровати и крепко обхватывает любой предмет — ему предлагают подтягиваться за перекладину. Он в год интересуется буквами, которые учат старшие дети, — ему предлагают свой набор букв.

Но если ребенок, вопреки учебникам, не проявляет в 3—4 месяца интереса к твердой пище, его не торопят.

Не ограничивать развитие рамками и предписаниями — первое требование Никитиных. Свободное движение — основа развития, причем не только физического, но и интеллектуального. Таким образом, манежи и родительские страхи мешают развитию, домашний спорткомплекс — помогает.

Второе требование — не делать ЗА своего малыша то, что он может сделать САМ. Каждый лишний шаг, сделанный самостоятельно, дает функции развиваться, а главное — увели­чивает веру в себя. Каждое самостоятельное решение, каждый

самостоятельный выбор — творческий акт. Даже такая простая бытовая задача, как открывание двери, если руки заняты, требует творческого подхода. Выполнив ее вместо ребенка, вы лишаете его возможности продвинуться на шаг вперед.

И концепция Никитиных, и метод Монтессори предписывают взрослому пассивное наблюдение и наделяют ребенка правом «сделать это самому». Однако Никитины предлагают при использовании своих интеллектуальных игр вовсе не да­вать образец, не показывать, как надо.

Ребенок сам решает задачу от начала до конца. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и «корректирует» ребенка только одобрением правильного ре­шения. Сорадование — это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам.

Никитины не ставили целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Рекомендуем посмотреть:

Как вызвать у детей желание заниматься? Принципы воспитания детей дошкольников. Подсказки и советы от семьи Никитиных

  • Методика Никитина раннего развития детей
  • Развивающие игры для детей. Развивающие игры Бориса Никитина
  • Нескучная физическая зарядка для маленьких детей

Источник: https://ped-kopilka.ru/pedagogika/igrovaja-metodika-obuchenija-detei-doshkolnikov-metodika-razvitija-nikitinyh.html

Статья по математике на тему: Методика раннего развития семьи Никитиных. | Социальная сеть работников образования

Методика раннего развития семьи Никитиных.

Сейчас Борис и Елена Никитины известны многим как классики отечественной педагогики. Такой известности они достигли благодаря своей методике, которую они разрабатывали, основываясь на наблюдениях за собственными детьми.

Применяя свои революционные методы воспитания на своих детях, Никитины достигли неимоверных результатов и доказали, что возможности человека безграничны. Благодаря методике семьи Никитиных и ваш ребенок может превратиться в гармонически развитую личность с творческим и гибким мышлением.

Впервые Никитины заявили о себе в конце 50-х. годов. В небольшом подмосковном поселке стало известно о молодом семействе, чьи дети бегают босиком по снегу, выполняют неимоверные акробатические этюды и в то же время, в свои три-четыре года поражают своей эрудированностью и воспитанностью.

Для столь юного возраста Никитинские дети обладали недюжими познаниями в математике, решали логические задачки, а в школе перескакивали через класс и изучали более сложную программу для их возраста.

Доказав состоятельность своей методики, Никитины принялись распространять ее по всей территории советского союза. Период наибольшей популярности методики раннего развития по-никитински  пришелся на 60–70-е годы.

Принципы методики Никитиных.

Никитины говорили о двух основных ошибках, которые допускают большинство родителей в воспитании своих деток. Во-первых – это сверхзабота, сверхорганизованность в воспитании ребенка. Родители буквально не дают ребенку дышать, так как душат его своей опекой и уходом.

Постоянные занятия, игры и упражнения, которые ребенок выполняет только под контролем родителей, никак не способствуют развитию его самостоятельности.  Ребенку необходимо заниматься самостоятельной деятельностью, иначе он попросту не будет развиваться. Второй ошибкой является заброшенность ребенка.

Это диаметрально противоположная крайность, в которую впадают так же немало количество. Из-за нехватки времени или по другим причинам, мама и папа практически не общаются с ребенком. Это, конечно, не значит, что о нем не заботятся, его кормят, одевают, водят в детский сад.

Но без постоянного контакта с родителями ребенок не может развивать в себе многие необходимые ему качества. Такая изоляция ребенка от родителей может привести к эмоциональной бедности, к задержке психического и эмоционального развития.

Именно поэтому, чтобы не допускать таких крайностей, Никитин основывал свою теорию на принципах естественности, близости к природе и творческом подходе. Дети должны сами распоряжаться своим временем и поступками. Роль родителей – не управляющий, а помощник в познании удивительного нового мира.

Они должны помогать советом, если малыш не может ответить на тот или иной вопрос. Они ни в коем случае не принуждают ребенка заниматься той или иной деятельности, они просто способствуют тому, чтобы ребенок сам заинтересовался этим занятием, увлекся чем-либо.

В постоянном контакте, общении, совместной деятельности, должны развиваться творческие способности ребенка, его самостоятельность, инициативность и гибкость мышления. Именно так, по мнения Бориса Никитина, необходимо готовить детей к будущей взрослой жизни. Итак, основные принципы звучат так: свобода. Ребенок должен свободно заниматься творчеством.

Родители не могут навязывать малышу специальные упражнения, занятия, уроки. Просто предложите варианты, и пусть ребенок занимается, чем хочет. спорт. Дети должны быть одеты в удобную легкую спортивную одежду, а в доме обязательно должны быть спортивные снаряды. Таки образом ребенок сам потянется к спорту без вашего участия, ведь спорт станет привычной частью их жизни.

неравнодушие. Родители должны искренне радоваться за победы малышей и вместе переживать из-за неудач. Все детские игры и соревнования должны проходить под наблюдением родителей, а родители должны стараться показывать свою реакцию на все, что происходит. Главное, что необходимо запомнить родителям, это то, что они не должны мешать ребенку развиваться.

Не нужно давить на детей, загонять их в рамки и собственное представление о правильных поступках. Помогайте ему познавать этот мир, не навязывая шаблоны и ярлыки. Как признавались Никитины, целью их такого оригинального воспитания детей совсем не было раннее их развитие.

Они просто заметили, что если создать определенные условия для развития тех или иных способностей, они будут развиваться гораздо раньше. Так, например, если ребенок еще не говорит, играйте с ним кубиками, карточками с буквами и тому подобными материалами, и он научится говорить и читать гораздо раньше остальных сверстников.

Физическое развитие.

 Никитины, как и многие педагоги, радели за гармоничное всестороннее развитие ребенка. Поэтому они уделяли внимание не только умственной сфере, но и физической. Ведь по большому счету, с помощью своего тела ребенок тоже познает окружающий мир, а чем здоровее будет тело, тем легче ему будет это дело. Поэтому не нужно перегружать ребенка лишней одеждой, сковывающей движения, не нужно «пичкать» его организм тяжелой высококалорийной вредной пищей. Детство ребенка должно быть легким во всем, так он быстрее будет развиваться, ведь ничто не будет утяжелять его поход к знаниям. Обязательно в доме должны знать, что такое спорт и заниматься спортом. Ребенку необходимо с раннего детства знакомиться с различными спортивными снарядами. Закаливание так же очень полезно для здоровья малыша, именно ему Никитины уделяли довольно много внимания и благодаря этому, их дети никогда не болели.Интеллектуальные игры по методике Никитиных.

 Основные принципы всех игр Никитиных: Не стоит объяснять ребенку алгоритм решения задания, не подсказывайте ему, тем самым вы помогаете малышу развиваться. Ребёнок учится самостоятельно решать проблемы, нестандартно смотреть на ситуацию. Никогда не требуйте от ребенка мгновенного успеха.

Он не сможет с первого же раза правильно решить все задачи, более того, может он не сделает это и с третьего. Просто сложность задания слишком высота для уровня развития малыша. Алгоритм решения в пособиях Никитина всегда зашифровывается в виде рисунка, узора, схемы  или фигурок, собранных из конструктора, кубиков.

Важно чтобы ребенок мог потрогать и увидеть эту подсказку, тогда он сможет проверить правильность решения задачи. Большая часть всех никитинских игр не ограниченны только одним вариантом решением. Благодаря вашей фантазии и фантазии малыша вы сможете создать абсолютно новую игру на основе старой.

Создание новых игр так же благотворно влияет на развитие творческих способностей малыша.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/09/09/metodika-rannego-razvitiya-semi-nikitinyh

Ссылка на основную публикацию