Методическая разработка режиссерской игры для детей «дочки-матери»

Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводится всё, что они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых.

Так ребёнок начинается социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив, моделируя своё поведения, развивая коммуникативные и лидерские качества, оценивая свои поступки и сверстников.

Читайте в нашей статье об особенностях, значении и пользе сюжетно-ролевых игр дошколят.

Методическая разработка режиссерской игры для детей «Дочки-матери»

В игре ребёнок отрабатывает навыки общения

Дошкольный период — важнейшее время для развития личности. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера.

Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность.

Таким образом, игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.

Большое значение для становления ребёнка дошкольного возраста как личности имеют сюжетно-ролевые игры.

«Сюжетно-ролевые игры — это игры коллективного характера, формирующие у детей способность общаться со сверстниками».

Приблизительно с трёх лет сюжетно-ролевая игра занимает в жизни младшего дошкольника основное место.

Именно в этой сфере развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности.

Играя, дошкольники отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать малышу себя частью детского коллектива, критически относиться к себе и людям.

Играем в жизнь

Методическая разработка режиссерской игры для детей «Дочки-матери»

Без сюжета нет игры

Сюжет — основной элемент сюжетно-ролевой игры. Без него игры не будет. Сюжет — это та область деятельности, которую воспроизводят дети.

Играя, дошкольник воспроизводит действия, события, взаимоотношения из жизни, при этом его игровые действия (осматривать пациента, готовить пирог, строить дом и т. д.

) — главные средства, с помощью которых он реализует сюжет. Сюжеты игр бывают разными.

«А знаете ли вы, что со временем сюжеты игр изменяются? Их содержание зависит от исторического периода, состояния экономики страны, природных и географических особенностей местности, культурных традиций. Есть и сюжеты игр без времени, например, в «Больницу», «Семью», «Школу».

Следующий важный элемент игры — это её содержание, которое ребёнок воплощает при помощи определённой роли. Роль — это главный компонент игры и средство реализации сюжета. Роль для ребёнка — это его позиция.

То есть, малыш, принимая роль, отождествляет себя с каким-то героем и живёт в игре по принципу соответствия этой роли, основанной на собственных представлениях. В основе роли — правила поведения, который кроха заимствует из взрослого мира, перенимая манеру поведения взрослых.

Уже в три года малышу хочется действовать не только самостоятельно, но и как взрослому.

Методическая разработка режиссерской игры для детей «Дочки-матери»

Одна из особенностей сюжетно-ролевых игр — их социальная направленность

Особенности и польза сюжетно-ролевой игры:

  1. Определённые правила и их соблюдение детьми.
  2. Социальная направленность игр.
  3. Богатая эмоциональная палитра.
  4. Развитие интеллекта.
  5. Активное развитие творчества.
  6. Речевое развитие.

Играя в сюжетно-ролевые игры, малыш развивается интенсивно и разносторонне.

Виды сюжетно-ролевых игр

  • Бытовые: «Дом», «Семья», «Дочки-матери», «Праздник», «День рожденья».
  • Производственные и общественные: «Школа», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Библиотека», «Больница», «Автобус», «Поезд», «Милиция», «Пожарная бригада», «Стройка», «Армия» и другие.
  • Героико-патриотические: «Герои войны», «Полёт в космос» и т. д.
  • Литературные: по сюжетам известных детям литературных произведений, мультфильмов, телепрограмм
  • Режиссёрские: игры, в которых ребёнок сам озвучивает кукол и выполняет за них действия.

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

Методическая разработка режиссерской игры для детей «Дочки-матери»

Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей

Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей. Это обусловлено недостаточным опытом малышей, особенностями и уровнем их умственного и эмоционального развития, процессов познавательной сферы.

Кроха пока ещё не может представить в своём воображении весь игровой процесс и уловить логическую цепочку следующих друг за другом событий. Поэтому содержание игр малышей поначалу не совсем логичное, отрывочное, несколько бессвязное.

В раннем детстве малыши повторяют несложные действия с игрушками, которые показывают им взрослые.

«Игры младших дошкольников состоят из бытовых действий: дети возят, катают, варят, купают и пр. Чуть позже появляются роли: я — доктор, я — шофёр, я — мама.

Выбранная роль направляет игру ребёнка: теперь малыш выбирает только те действия, которые свойственны выбранной роли: к примеру, «мама» выбирает продукты и посуду для приготовления обеда, доктору нужен градусник и т. д.

Дети используют для игры и символические предметы, и воображаемые, и реальные».

На рубеже трёх и четырёх лет игры ребёнка становятся более интересными. Это связано с тем, что у детей появляются новые знания о мире. Дети уже комбинируют различные события, включая при том в игры элементы сюжетов из своего опыта или детский произведений (сказок, мультфильмов).

Для ребёнка среднего дошкольного возраста выбор роли становится важным: малыш хочет выполнять ту роль, которая ему нравится.

Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 3-4 лет носит следующий характер:

  • наличие отдельных игровых действий игрового характера
  • фактическое осуществление роли без названия её
  • сюжет представляет собой цепочку из двух действий
  • участие взрослого в удержании воображаемой ситуации.

Методическая разработка режиссерской игры для детей «Дочки-матери»

Игра в «Повара» будет интересна ребёнку 3-4 лет

  • Приведём несколько примеров игр, которые интересны будут ребёнку 3-4 лет:
  • Цель: обучение ребёнка подбору одежды по сезону, изучение названий предметов одежды, их элементов.
  • Содержание игры: ребёнок готовит куклу к прогулке, подбирая ей нужную одежду, заботливо одевая куклу в правильно последовательности, называя одежду.
  1. «В магазин за покупками».

Цель: обучение детей называть и классифицировать предметы, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативной культуры дошкольников, воспитание основ вежливости.

Содержание игры: нужно распределить роли, кто — продавец, кто покупатель, и вести игру в соответствии с ролями. Покупатели посещают магазин, выбирают покупки, продавец вежливо обслуживает их.

Цель: обучение ребёнка внимательности, чуткости, уходу за больными, пониманию функций медицинских приборов, увеличение словарного запаса.

Ход игры: ребёнок в роли доктора, а игрушки — в ролях пациентов. Пациенты приходят на приём, доктор должен их осмотреть, поставить диагноз, назначить и провести лечение.

Цель: расширение знаний ребёнка о сервировке стола для праздничного обеда, закрепление знаний о столовых предметах приборах, воспитание внимательности, заботливости, ответственности, желания помочь, расширение словарного запаса.

Содержание игры: нужно сообщить ребёнку, что у куклы Марины сегодня день рождения. Ребёнок берёт игрушки и оправляется в гости к кукле, поздравляет её, а затем кукла приглашает всех к столу угоститься праздничным тортом и чаем. Ребёнок должен помочь кукле накрыть стол.

Цель: ознакомление ребёнка со строительными профессиями, инструментами и техникой, которые облегчают труд строителей, обучение сооружению постройки простой конструкции, расширение знаний о профессии строителя, совершенствовать словарный запас путём ввода понятий «здание», «строитель», «строительный материал».

Содержание игры: предложите ребёнку построить просторный светлый дом из кубиков или других материалов, в котором бы поселились игрушки. Попутно знакомьте малыша со строительными профессиями, показывая тематические изображения и предлагая поиграть в ту или иную профессию: каменщика, маляра, плотника, крановщика, водителя грузовика и т. д.

Во что интересно играть детям 5-6 лет

Методическая разработка режиссерской игры для детей «Дочки-матери»

Игры средних и старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий

Читайте также:  Рассказ про картофель для детей, 2-3 класс

Ребёнку 5-6 лет уже интересна не сама игра, а взаимоотношения между персонажами. Именно поэтому дети не любят брать на себя роли, которые им неприятны или непонятны. В этом возрасте дети взаимодействуют с помощью речи, а игры становятся очень эмоциональными. В играх большое значение имеют диалоги – именно с помощью них и устанавливается взаимодействие между участниками игры.

Игры средних и старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий. Ребята обдуманно подбирают сюжет игры, планируют его развитие. Они очень эмоционально и живо реагируют на события, разворачивающиеся в процессе игры. Здесь они проявляют свои творческие способности, воображают, придумывают.

Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 5-6 лет характеризуется:

  • распределением ролей до начала игры
  • переходом к ролевым действиям, которые отображают социальные функции людей
  • цельным логическим сюжетом

Какие игры могут заинтересовать ребёнка 5-6 лет?

  • «В библиотеке»
  • «Космонавты»
  • «Оказание медицинской помощи»
  • «Семья»
  • «Цирк» («Фокусники», «Артисты»)
  • «В кафе»
  • «Кругосветное путешествие»
  • «На дорогах города»
  • «Олимпиада»
  • «В мастерской»
  • «На станции технического обслуживания автомобилей»
  • «Аптека»
  • «Почта»
  • «В самолёте»
  • «Школа»
  • «На выставке» и многие другие.

Смотрите видео о сюжетно-ролевых играх в детском саду

Помните, что сюжетно-ролевые игры в жизни дошкольников — очень важный вид деятельности. В такой игре у ребёнка развиваются умственные, творческие и коммуникативные способности. Поощряйте детей играть и придумывать новые сюжеты, помогайте им.

Источник: https://paidagogos.com/chem-poleznyi-syuzhetno-rolevyie-igryi-doshkolyat.html

«Дочки-матери» и другие игры для развития девочки

Воспитать девочку женственной, нежной и гармоничной девушкой — задача не из простых. Предлагаем вам несколько отличных игр, в процессе которых вы сможете привить дочери важные для любой женщины качества.

Такие игры воспроизводят ситуации из «взрослой жизни». К ним относятся «магазин», «поликлиника», «чаепитие» и другие. Создать подходящий антураж помогают игрушки и подручные средства.  

Самая популярная сюжетно-ролевая игра у девочек «дочки-матери». В процессе игры дети воссоздают систему семейных ценностей, исполняя роли разных членов семьи.

Для чего? Становясь в игре мамой, девочка примеряет на себя не только её действия (например, заботу о малыше), но и чувства: любовь, нежность, ласку, строгость.  Так девочка начинает готовиться к главному периоду в своей жизни – материнству.

Игры на развитие эстетического вкуса

Девочки обожают примерять мамину одежду и пользоваться «взрослой» косметикой. Почему бы простое переодевание не превратить в тренировку чувства стиля. Предложите подобрать к платью подходящие туфли, сумку и аксессуары. Расскажите, когда нужна праздничная причёска и вечерний макияж, и попробуйте вместе сделать и то, и другое.

Для чего? Такие игры идеально подходят для воспитания женственности. Но главное, чему учится девочка в такой игре – это самопринятие. Важно донести, что она хороша такая, какая есть. А одежда — лишь намёк на то содержание, которое скрыто внутри будущей женщины.

Шитьё, вязание, вышивка – это далеко не полный список игр подобной тематики для девочки. Если малышке близка тема рукоделия, позаботьтесь о том, чтобы у неё было всё необходимое: иголки, нитки, ножницы, ленты и лоскутки.

Обеспечьте безопасность: играет ли девочка одна или в компании таких же «храбрых портняжек», обязательно контролируйте процесс рукоделия, чтобы дети не поранились об острые ножницы и иголки.

Для чего? Кроме развития мелкой моторики, такие игры тренируют усидчивость и аккуратность. Известно, что императрица Александра Фёдоровна, растившая четырех дочерей, учила девочек, как надо правильно наряжать фарфоровых кукол и ухаживать за их гардеробами. Совсем маленькими цесаревны были приучены матерью шить, вышивать, вязать спицами.

Методическая разработка режиссерской игры для детей «Дочки-матери»

Игры для формирования правильной самооценки

В основном это импровизированные постановки со сказочной тематикой. Ими могут быть, как ролевые игры, так и игры-имитации, где в роли героев выступают не дети, а куклы.

Поиграйте с девочкой в игру «Дворцовый переполох». Главная героиня, конечно, принцесса, которой необходимо решить серьёзную проблему, возникшую у её подданных. Что это будет – систематические нападения дракона и нехватка шоколадных конфет в королевстве – решать вам.

Задача взрослых – делать поправки в поведении царственной персоны, разъяснять, что её способности и возможности не ограничиваются сменой дорогих платьев и диадем. Настоящая принцесса должна быть мудрой и доброй,  уметь искать компромиссы. На помощь придут волшебные сказки, в которых коронованные особы отличаются перечисленными качествами, заслуживая любовь и уважение окружающих.

Для чего? У ребёнка формируются лидерские качества и высокая самооценка. Девочка ощущает себя достойной всего самого лучшего – любви, заботы, счастья, благополучия. При правильном подходе ваша дочь учится быть сильной и слабой одновременно: не хвататься за всё самой, уметь распределять обязанности. А кроме этого, посредством игры можно привить хорошие манеры.

Музыкальные игры

Те, в которых нужно слушать музыку, петь или танцевать. Японец Масару Ибука, автор нашумевшей книги «После трёх уже поздно», убеждён, что ребёнок, воспитанный мамой, которой медведь на ухо наступил, тоже вырастет без слуха. А потому, чтобы ваша дочь не стала такой родительницей, включайте ей музыку с самого рождения.

Лучше, если для игр вы будете использовать музыку из мультфильмов, детские песни, колыбельные, классические и народные музыкальные произведения.

Для чего? Такие игры прекрасно развивают чувство ритма и слух ребёнка. Музыка дарит позитивный настрой, снимает напряжение. Танцы могут стать хорошей альтернативой занятиям спортом, они делают ребёнка пластичнее, выносливее. А музыкальные «угадалки» улучшают способность концентрировать внимание и увеличивают скорость реакции.

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/dochki-materi-i-drugie-igry-dlya-razvitiya-devochki/

Сюжетно-ролевые игры для девочек: семья (дочки-матери)

Завершаем цикл статей о сюжетно-ролевых играх для детей дошкольного возраста: сегодня поиграем в дочки-матери. Наблюдать за тем, как ребенок разворачивает семейный сюжет, очень интересно и полезно.

Во-первых, видишь себя со стороны: наиболее часто звучащие фразы, типичные поведенческие реакции, интонации воспроизводятся девочками точь-в-точь.

Особенно важно для самоконтроля присматриваться к вышеперечисленным деталям в тот период, пока малышка еще не посещает детский сад и копирует по сути только маму.

С другой стороны, совместная игра – хорошая возможность внести коррективы в поведение ребенка, мягко обратить внимание на то, как сложно бывает с капризным малышом, который не хочет укладываться в кроватку или купаться.

Высока вероятность, что дочка сама подскажет родителям выход из проблемных ситуаций через игру: допустим, засыпать под песенку, а не после сказки и т.п.

Однако все воспитательные моменты внедряются очень деликатно, чтобы игра не превратилась в назидательный кукольный спектакль.

Варианты сюжетов для игры в дочки-матери (семью):

  • готовим вместе с мамой (перекликается с игрой в кухню);
  • день рождения дочки;
  • ухаживаем за младенцем;
  • малыш заболел;
  • встречаем гостей;
  • на прогулке;
  • семья идет за продуктами (см. аксессуары к игре в супермаркет);
  • наряжаем дочку на праздник;
  • любые другие сюжеты, знакомые ребенку из реальной жизни.

Если взрослые не знают или забыли, как обустраивать подобные игры, можно начать с онлайн-игрушек, доступных бесплатно в Сети. Многим девочкам трех лет и старше нравится «Малышка Хейзел» (Baby Hazel).

Красочная, разбитая на отдельные игры жизнь малышки разнообразна и интересна. Управление простое, умение читать не требуется.

Однако заменить реальную сценку «дочки-матери» виртуальный аналог не может и не должен – лучше использовать его как старт и подсказку.

Аксессуары для сюжетно-ролевой игры в семью (дочка берет на себя роль мамы, старшей сестры):

  • пупс (кукла) в одежде;
  • игровая мебель и ванночка;
  • кукольная посудка или бутылочка;
  • расческа;
  • другое – в зависимости от действий с куклой.
Читайте также:  Рассказы о первой любви для детей 7-10 лет

Замечательно, если удастся в детской комнате обустроить небольшой тематический уголок. Игра в дочки-матери развивает моторику, воображение и речь, тренирует детскую память, учит играть в коллективе, способствует закреплению навыков вежливого поведения, заботе о младших.

Не все девочки любят играть в куклы. Довольно часто причина в том, что они просто не знают, что и как делать с игрушечными красавицами. Поиграйте с дочкой несколько дней/недель сами – увлеченно, без оглядки на часы.

Высок шанс, что ваш энтузиазм передастся малышке. А может, ей понравятся не пупсы, а маленькие куколки? На сайте «Шпаргалка для родителей» опубликовано подробное описание кукольного домика, изготовленного своими руками для девочки четырех лет.

Инструкция включает 26 фотографий.

***

На этом мы закрываем описание сюжетно-ролевых игр для дошкольников, однако вариантов для реализации у вас есть еще очень много: почта, библиотека, рыбалка, аптека, цирк, космос, школа, зоопарк, автобус, фотоателье. 

Источник: https://mamere.ru/article/syuzhetno-rolevye-igry-dlya-devochek-semya

Во что поиграть с ребенком 4 — 6 лет? Сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, настольные и подвижные игры для детей дошкольного возраста

Хотите узнать, как подготовить ребенка 4-6 лет к школе? Играйте с ним! В статье примеры развивающих игр для дошкольников.

  • Возраст 4-6 лет — самое лучшее время для игр. Ребенок уже хорошо разговаривает, различные психологические процессы у него стабилизировались
  • Школа со своим режимом и нагрузками еще впереди, поэтому малыш может быть вовлечен в игровой процесс практически с утра до вечера
  • При этом, грамотный взрослый посредством игры может подготовить его к этой самой школе

Значение игр для детей дошкольного возраста

Дошкольники играю дома, в детском саду, на детской площадке. Их игры уже более разнообразные, чем у детей 2-3 лет.
Взрослый же может использовать игровой процесс для достижения определенных развивающих, воспитательных и обучающих целей.

Подробнее о них можно почитать в статье http://babyben.ru/vospitanie/v-kakie-igry-mozhno-poigrat-s-detmi-2-3-let-doma-rezhisserskie-syuzhetno-rolevye-nastolnye-didakticheskie-i-podvizhnye-igry-dlya-detej-2-i-3-let.html

Дети в 4-6 лет уже умеют играть вместе.

Кроме того, играя, ребенок 4-6 лет учится:

  1. Быть командным игроком, в процессе игровой деятельности взаимодействовать с другими участниками
  2. Действовать по правилам. У дошкольников появляется все больше и больше игр с четкими правилами, при отступлении от которых теряется весь смысл игры
  3. Проигрывать. Если малышу в 2-3 года взрослые, с которыми он, преимущественно, играл, всегда давали ему выигрывать, в 4-6 лет он оказывается в обществе ровесников и играет уже по-честному. Игра становится своеобразной подготовкой к жизни реальной, которая, к сожалению или к счастью, состоит не из одних лишь побед
  4. Учиться. Родители с прогрессивными взглядами на воспитание начинают готовить своего ребенка к школе уже в возрасте 4 лет. Используют они для этого дидактические игры, которые у дошкольников разнообразны
  5. Совершенствует свое физическое развитие. В 4-6 лет ребенок уже достаточно ловкий и сильный: он хорошо ходит и координирует свои движения, умеет бегать и прыгать, манипулировать с различным спортивным инвентарем, ездить на самокате, велосипеде, роликах, прочее. С ним можно играть в более сложные и разнообразные подвижные игры. Также появляется их новый подвид – спортивные игры

Сюжетно-ролевая игра для детей 4 — 6 лет

  • Сюжетно-ролевая игра, впервые возникшие у ребенка в 3 годика, в 4-6 лет развивается и совершенствуется. Она теперь сложная, в ней ребенок на время становится взрослым, принимает правила взрослого общества
  • Если в 3 года девочка, играя в дочки-матери, выполняла четкую последовательность из нескольких действий (кормила игрушечного ребенка, качала его, укладывала спать, катала в коляске), то в пять лет она уже в состоянии моделировать сложные ситуации. Сюжет для игры рождается у нее в самом ее процессе
  • Темы сюжетно-ролевых игр у дошкольников могут быть самыми разными, от бытовых отношений между родителями и детьми, профессий, сказок и мультфильмов до синтеза этих тем или абсолютной фантастики, выдуманной самим малышом

ВАЖНО: Теперь в сюжетно-ролевой игре дети играют вместе, а не просто рядом друг с другом

Данный вид игровой деятельности учит ребенка не только действовать, но и чувствовать. Изображая взрослого, он не только выполняет его роль, но и пытается пережить его чувства и эмоции.

ВАЖНО: Пытаясь воплотиться в персонажа сюжетно-ролевой игры, дошкольник учит новые слова, обороты, фразы и выражения. Будто пробуя на вкус, он использует их в игре многократно, с различными интонациями. Речь ребенка развивается невероятно быстрыми темпами

ИГРА НА БЫТОВОЙ СЮЖЕТ «В гости к бабушке»

Сюжетно-ролевая игра с куклами на бытовой сюжет.

Что нужно для игры: куклы, одежда, мебель для них, игрушечная посуда, предметы-заместители.

Роли: мама, папа, ребенок (возможно, это будет кукла), бабушка, дедушка.

Ход игры: Бабушка звонит маме, приглашает ее с семьей в гости. Мама объявляет малышу про поездку. Малыш радуется. Они собираются в гости. Тем временем, бабушка (и дедушка) готовятся принимать гостей – накрывают на стол, прочее. Собравшись вместе, семья садится за стол. Они радуются встрече и делятся новостями.

ИГРА ПРО ПРОФЕССИИ «Ситуация на дороге»

Сюжетно-ролевая игра про профессии «Ситуация на дороге».

Нужно: игрушечный руль, жезл регулировщика, свисток, дорожные знаки, предметы – заместители.

Роли: водители транспорта, пешеходы, регулировщик.

Ход игры: В этой игре одни дети исполняют роли водителей различных видов транспорта, другие — пешеходов. Регулировщиком может стать взрослый, тогда у игры появится дополнительный обучающий компонент: в ее процессе малыши ознакомятся с правилами дорожного движения и безопасности на дороге.

ИГРА СО СКАЗОЧНЫМ СЮЖЕТОМ «Принцесса в замке»

Игра со сказочным сюжетом «Принцесса в замке».

Нужно: корона, игрушечный меч, игрушечная лошадь, предметы – заместители

Роли: принцесса, дракон, рыцарь.

Ход игры: Прекрасную принцессу в замке заточил злой дракон. Она зовет на помощь храброго рыцаря. Тот появляется, сражается с драконом и освобождает принцессу.

Режиссерская игра

Дети в возрасте 4-6 лет играют в режиссерские игры одни, с другими детьми или со взрослыми.

ВАЖНО: Дошкольник должен уметь играть сам. По мнению психологов, тот сказочный, понятный лишь ему одному мир, который он создает в процессе режиссерской игры, позволяет ему переварить, разложить по полочкам получаемую им информацию об окружающем мире. Если родители и учавствуют в этом виде деятельности, их участие должно быть весьма деликатным

Режиссерская игра с куклами в кукольном доме.

У режиссерской игры ребенка 4-6 лет появляются те черты, которых не было ранее:

  1. Теперь ребенок сам придумывает сюжет, взрослые ему не подсказывают
  2. Озвучивание игровых персонажей становится более сложным. Теперь это не просто мяуканье котика или рык динозавра. Игрушки вступают в полноценные диалоги, у каждого из них речь очень красочная, со своим и тембром и громкостью голоса, интонацией
  3. Научившись проводить ассоциации, ребенок все больше использует в игре предметы-заместители, от чего она становится более разнообразной
  4. Важную роль в игре ребенок отводит фону и декорациям. Он могут быть и понарошку

Режиссерская игра с фигурками и машинками.

Как и раньше, для режиссерской игры малышу нужны:

  • время
  • игровое пространство
  • куклы и пупсы
  • кукольное «приданое» — мебель, бытовая техника, прочие аксессуары
  • машинки, дорожная техника
  • железная дорога
  • фигурки животных, динозавров
  • роботы
  • солдатики
  • фигурки персонажей из сказок и мультиков

Очень интересный вариант режиссерской игры у дошкольников — кукольный театр. Игрушки и декорации для него можно купить в магазине игрушек или сделать самому.

Наверное, многие помнят домашнее выступление кукол, во время которого маленькие кукловоды прятались за накрытыми одеялами стульями.

Если же родители не поленятся, они могут предложить малышу сделать нечто большее из бумаги, картона, пластилина, прочих подручных материалов. Тогда ребенок проявит фантазию и получит удовольствие самого процесса творчества и его результатов.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. чтение художественных произведений

Куклы-перчатки для домашнего кукольного театра.

Спектакли же можно ставить по мотивам сказок:

  • сначала простых – «Репка», «Колобок», «Теремок», прочие
  • более сложных – «Кот в сапогах», «Русалочка», «Мойдодыр», прочие

Как сделать кукольный театр для детей 4-6 лет своими руками

Дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры обязательно должны быть частью распорядка дня ребенка, который готовится к школе. Играя целенаправленно, организованно, он учится, получает новые знания, закрепляет и старается применять ранее полученные.

По сравнению с той дидактической игрой, которая была в раннем детстве, у дошкольников она обрастает новыми чертами:

  • процесс может продолжаться 20 минут, именно на столько ребенок 4-6 лет может концентрировать внимание
  • во время игры малыш должен задействовать свой словарный запас и пополнять его
  • в процессе обучения игрой родители уже могут выявить способности ребенка к определенному виду деятельности
  • игровая обучающая деятельность обязательно должна быть запланированной и последовательной
  • играя, ребенок развивает: восприятие органами чувств, временное и пространственное восприятие, память, воображение, усидчивость, образное и логическое мышление, моторику, прочее
  • в такой игре дошкольник становится любознательным

ВАЖНО: Играя в такие игры, дошкольник совершенствует знания об окружающем мире (погоде, природе, животных, растениях), себе самом (своем теле, режиме дня, правом – левом), а также учится читать, писать и считать

Как и ранее, дидактические игры у детей 4-6 лет бывают предметными, настольно-печаными и словесными.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Что из чего сделано»

Предметы для игры «Что из чего сделано».

Нужно: мешок, небольшие предметы из дерева, резины, пластика, металла, стекла, других материалов
Ход игры: Взрослый складывает в мешок игрушки и прочие предметы. Ребенок должен подойти к мешку, опустить в него руку, выбрать один предмет и охарактеризовать его по таким параметрам:

  • размер
  • форма
  • теплый-холодный
  • гладкий – шершавый

В итоге, малыш должен догадаться, что у него в руках и из какого материала оно сделано.

НАСТОЛЬНО — ПЕЧАТНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери куклу на прогулку»

Для дидактической игры «Собери куклу на прогулку».

Нужно: бумажная кукла, одежда для нее, картинки с изображением различных времен года
Ход игры: Перед малышом лежит бумажная кукла-одевайка и различная одежда для нее.

Взрослый предлагает ребенку карточку с тем или иным временем года и говорит: «На улице зима, идет снег. Собери куклу на прогулку!». Малыш должен выбрать ту одежду, которая подходит для зимней погоды. И так далее.

СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Мастер-загадкин»

Такие карточки подходят для игры «Мастер — загадкин».

Нужно: изображения животных, игрушек, транспорта, фруктов, овощей, профессий, прочее
Ход игры: Перед малышом стопкой изображением вниз лежат каточки. Он должен переворачивать и пытаться придумать загадки об изображенных на них предметах. При этом он опирается на их свойства и характеристики, проводит ассоциации. Например:

  • зима – холодно, снег, санки, Новый год
  • яблоко – фрукт, сладкое, круглое, красное
  • жираф – животное, с копытами, с длинной шеей

Настольные игры

Настольные игры для дошкольников невероятно разнообразны, их в большом количестве предлагают издательские дома и фабрики игрушек. Родителям, в первую очередь, следует обратить внимание на те, которые:

  • имеют цель и четкие правила
  • развивают речь, воображение, сенсорное восприятие, память, логическое и образное мышление
  • требуют коммуникации с другими детьми и со взрослыми
  • подходят ребенку по возрасту
  • подходят ребенку по полу (большинство игр предназначены для мальчиков и девочек, но некоторые все-таки предусматривают дифференциацию)
  • имеют яркий дизайн

ВАЖНО: Настольные игры для дошкольников часто содержат фишки, кубики, пазлы, прочие мелкие детали. Кажется, что привычка все тянуть в рот у ребенка в этом возрасте осталась в прошлом, тем не менее, родителям лучше присматривать за ним

С дошкольником можно поиграть в такие настольные игры:

  1. Настольно-печатные: лото и развивающие карточки. Темы могут быть самые разные: «Моя семья», «Кто что ест», «Профессии», «Транспорт», «Спорт», «Время», прочие
  2. Игры на выделение части и целого: пазлы, мозаики, соты. Эти игры присутствовали и у младших детей. У дошкольников они усложняются: в возрасте 4-6 лет ребенок свободно собирает пазлы из 6 – 24 деталей, а иногда и более сложные

    Пазл для дошкольников «Щенячий патруль».

  3. Игры – бродилки. Суть таких игр – фишкой пройти по пронумерованной дорожке от старта к финишу, выполняя при этом определенные задания. Иногда вместо фишек – маленькие фигурки, а само поле интерактивное, с подсветкой или музыкальным сопровождением
  4. Настольная игра-бродилка для детей 4-6 лет.

  5. Игры на классификацию, ассоциацию и развитие образного мышления. Яркий пример такой игры – домино, которое может быть картонным, пластиковым, деревянным или из мягкого материала

    Деревянное домино для дошкольников.

Пример игры-бродилки 2в1

Подвижные игры

В процессе подвижной игры дошкольник, как и в раннем детстве:

  • наслаждается движение
  • становится ловчее и сильнее
  • учится соблюдать правила
  • общается и взаимодействует
  • совершенствует речь и коммуникативные способности

У детей 4-6 лет подвижная игра становится более сложной и подразделяется на несколько видов:

  • с сюжетом
  • без сюжета
  • с соревновательным элементом (обязательно групповая)
  • спортивную

ПОДВИЖНАЯ ИГРА С СЮЖЕТОМ «Море волнуется»

Подвижная игра для дошкольников «Море волнуется».

Ход игры: Игру лучше проводить в просторной комнате или на улице. Чем больше игроков, тем лучше. С помощью считалки, а их дошкольники любят и учат с удовольствием, выбирают ведущего.
Он произноси знакомые всем с детства слова:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, на месте замри!»

В это время остальные участники кружатся, бегают, танцуют, но после слова «замри» принимают статичную позу, изображая что-либо, связанное с морем. Ведущий должен отгадать, кого же изображают участники. Игра будет разнообразнее, если вместо «морская фигура» говорить «любая фигура».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА БЕЗ СЮЖЕТА «Горячие стулья»

Подвижная игра для дошкольников «Горячие стулья».

Ход игры: Эта игра также требует пространства и как минимум 4-5 игроков. Необходимы стулья, их должно быть на один меньше, чем участвующих в игре детей. Стулья ставят спинками друг к другу, дети становятся вокруг них. Взрослый включает музыку.

Пока она звучит, дети бегают вокруг стульев. Взрослый выключает музыку. В это время дети должны сесть на стулья. Тот, кому не хватило места, покидает игру. Перед следующим раундом убирают один стул. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не займет последний стул.

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «Кегли и мячи»

Вариант подвижной игры с соревновательным моментом для дошкольников.

Ход игры: Дети, а их должно быть 4-6 минимум, делятся на 2 команды. Они выстраиваются в параллельные колонны по одному человеку, впереди их взрослый выставляет по 5-7 кеглей. В руки первых малышей в колонне взрослый дает мяч.

По его команде малыши должны пробежать между фишками, не сбив ни одной, и вернуться назад, набивая мячи. Они передаю мячи следующим игрокам, которые продолжают эстафету. Побеждает та команда, игроки которой закончат эстафету первыми.

СПОРТИВНАЯ ИГРА «Футбол»

Ход игры: Дети делятся на команды из равного количества человек. Если нет настоящего маленького футбольного поля с воротами, они будут импровизированные. Действуя по правилам футбола, команды должны забить соперникам как можно больше голов.

Видео: Место сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка 4-6 лет: мнение психолога

Источник: https://babyben.ru/vospitanie/vo-chto-poigrat-s-rebenkom-4-6-let-syuzhetno-rolevye-rezhisserskie-didakticheskie-nastolnye-i-podvizhnye-igry-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию