Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. чтение художественных произведений

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений

Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало…»).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми.

— Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами.

— Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.

— Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

— Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

  • Стало вдруг светлее вдвое,
  • Двор как в солнечных лучах, —
  • Это платье золотое
  • У березы на плечах.
  • Утром мы во двор идем, —
  • Листья сыплются дождем,
  • Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

  1. Пролетают паутинки
  2. С паучками в серединке,
  3. И высоко от земли
  4. Пролетели журавли.
  5. Все летит! Должно быть, это
  6. Улетает наше лето.

— Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти…)

— Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

  • Осень наступила,
  • Высохли цветы,
  • И глядят уныло
  • Голые кусты.
  • Вянет и желтеет
  • Травка на лугах,
  • Только зеленеет
  • Озимь на полях.
  • Тучи небо кроют,
  • Солнце не блестит,
  • Ветер в поле воет,
  • Дождик моросит.
  • Воды зашумели
  • Быстрого ручья,
  • Птички улетели
  • В теплые края.

— Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска…)

— Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно. Посмотрите на этот осенний букет из листьев.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.

— Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

Воспитатель раздает листья детям в руки.

— Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)

— Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)

— На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки.)

— А листья дуба? (На медные монеты.)

— Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)

— Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)

— Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)

— Листья осенью красивые, а стали еще… (Красивее.)

— И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.

  1. Листья осенние тихо кружатся.
  2. (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
  3. Листья нам под ноги тихо ложатся.
  4. (Приседают.)
  5. И под ногами шуршат, шелестят.
  6. (Движение руками вправо-влево.)
  7. Будто опять закружиться хотят.
  8. (Поднимаются, кружатся.)

— Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

— Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!

  • Приятна мне твоя прощальная краса.
  • Люблю я пышное природы увяданье,
  • В багрец и в золото одетые леса,
  • В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
  • И мглой волнистою покрыты небеса,
  • И редкий солнца луч, и первые морозы,
  • И отдаленные седой зимы угрозы.

— Какими словами поэт называет осень, выражая свое особенное отношение, чувство к ней? (Очей очарованье! Приятна мне твоя краса. Люблю я…)

— Как поэт описывает осень? Какие слова подбирает для ее описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы…)

— О каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (О золотой поре, о середине осени.)

— Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина.

  1. Уж небо осенью дышало,
  2. Уж реже солнышко блистало,
  3. Короче становился день,
  4. Лесов таинственная сень
  5. С печальным шумом обнажалась.
  6. Ложился на поля туман,
  7. Гусей крикливых караван
  8. Тянулся к югу: приближалась
  9. Довольно скучная пора,
  10. Стоял ноябрь уж у двора.
  11. (Из романа «Евгений Онегин»)

— Какой период осени описал поэт в этом стихотворении? (Поздняя осень.)

— Какие признаки глубокой осени отражены в этом стихотворении? (Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц, тянущихся к югу…)

— Правильно, поэт нам прямо говорит о поздней, глубокой осени, называет ее последний месяц — ноябрь.

— Почему поэт называет осень «скучной порой»? (Солнца мало, холодный ветер, затяжные холодные дожди, голые деревья, холодно, сыро…)

— Ребята, вам понравились стихи поэтов об осени?

— А вы любите осень? (Ответы детей).

— Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».

— Ребята, а если бы вы были музыкантами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или веселую? (Ответы детей).

— А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей).

— А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре — осени? (Рассказы детей).

Сценарий физкультурного осеннего праздника в старшей группе детского сада «Здравствуй, Осень!»

Праздник Осени в старшей группе детского сада. Сценарий

Осенний бал в детском саду. Сценарий. Старшая группа

Сценарий осеннего экологического праздника в подготовительной группе

Конспект занятия на тему «Осень» в старшей группе

Источник: https://www.idealdomik.ru/temy-mesjaca/sentjabr/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-starshei-grupe-na-temu-osen.html

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской «Я маму свою обидел»; А. Кузнецовой «Поссорились»; Н. Дуровой «Две подружки»).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощения; развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь.

Ход занятия

Воспитатель читает детям стихотворение А. Шибаева.

Как много разных слов на свете…

  • Всему название дано –
  • И зверю, и предмету.
  • Вещей кругом полным-полно,
  • А безымянных нету.
  • И все, что только видит глаз
  • Над нами и под нами,
  • И все, что в памяти у нас,
  • Означено словами.

— Все, что мы видим вокруг, все предметы, явления — все обозначено каким-то словом. Назовите словами то, что вы видите. (Игрушки, мебель, окно, стол, деревья, небо, солнце, кошка, голубь, кнопка, удочка, мама, друг и т. д.)

— С помощью слов человек общается с другими людьми, сообщает о чем-либо кому-нибудь, выражает свои чувства и настроения.

Дидактическая игра «Настроение»

Каждому ребенку дается конверт с изображением того или иного настроения, чувства. Ребенку предлагается изобразить на своем лице сходное настроение, обозначить словом: грусть, печаль, радость, смех, удивление, страх и т.д.

— Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить и т.д.

— Давайте с вами потренируемся.

Игра «Подбери нужные слова»

— Каким словом можно поприветствовать? (Здравствуй, привет, доброе утро…)

— Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен…)

— Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший, умный…)

— Успокоить? (Не волнуйся, все будет хорошо, не расстраивайся…)

~ А какими словами можно обидеть человека? Это очень неприятный вопрос. Давайте мы не будем на него отвечать, иначе нам придется говорить неприятные, грубые, обидные слова вслух.

— Самое главное — все ребята знают — грубые, обидные слова всегда приводят к ссоре детей и взрослых и всех людей.

— Ребята, бывали у вас в жизни случаи, когда вы ссорились со своими друзьями или родными? (Ответы детей).

— Послушайте стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились».

  1. Мы поссорились с подругой
  2. И уселись по углам.
  3. Очень скучно друг без друга,
  4. Помириться нужно нам.
  5. Я ее не обижала,
  6. Только мишку подержала,
  7. Только с мишкой убежала
  8. И сказала: «Не отдам».
Читайте также:  Виды дидактических игр для дошкольников

— Случалась ли у вас такая ссора? (Ответы детей).

— Как вы поступаете в таком случае? (Ответы детей).

— Как вы думаете, чем закончилась эта история? (Ответы детей).

  • — Хотите узнать, что было дальше?
  • Дам ей мишку, извинюсь,
  • Дам ей мячик, дам трамвай
  • И скажу: «Играть давай».

— Как вы думаете, после слов: «Играть давай» изменилось настроение у подружек? (Ответы детей).

— А вот послушайте еще рассказ Н. Дуровой «Две подружки».

  1. Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:
  2. — Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо:
  3. — На, возьми, пожалуйста, свою куклу.
  4. Варя отвернулась и грустно пошла домой.
  5. — Почему Варе стало грустно?
  6. — Можно назвать Варю жадной девочкой?
  7. — Какую ошибку допустила Лена и как ее можно исправить?
  8. — Подходит ли Лене пословица: «Те же слова, да не так молвить»?
  9. — Оказывается, важно не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить вежливо, чтобы не обидеть словом человека.

— Ребята, а случалось ли вам когда-нибудь обидеть словами своих самых близких людей, особенно маму? (Ответы детей).

— Из-за чего возникла ссора? (Ответы детей).

— Да, к сожалению, мы часто грубим, капризничаем, вредничаем и расстраиваем самого родного и любимого человека — маму.

— Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Обида».

  • Я маму мою обидел,
  • Теперь никогда-никогда
  • Из дома мы вместе не выйдем,
  • Не сходим с ней никуда.
  • Она в окно не помашет,
  • Я тоже не помашу.
  • Она ничего не расскажет,

Я тоже не расскажу…

  1. Возьму я мешок за плечи,
  2. Я хлеба кусок найду,
  3. Возьму я палку покрепче,
  4. Уйду я, уйду в тайгу.
  5. Я буду ходить по следу
  6. В страшный-страшный мороз.
  7. И через бурную реку
  8. Буду я строить мост.
  9. И буду я главный начальник,
  10. И буду я с бородой,
  11. И буду всегда печальный

И молчаливый такой…

  • И вот будет вечер зимний,
  • И вот пройдет много лет,
  • И вот в самолет реактивный
  • Мама возьмет билет.
  • И в день моего рожденья
  • Тот самолет прилетит!
  • И выйдет оттуда мама,
  • И мама меня простит.
  • — В стихотворении нет конца, в нем не говорится о том, простила ли мама мальчика или нет.

— Как вы думаете, ребята, простила его мама? (Ответы детей).

— Конечно же, простила. Недаром говорится: «Материнская ласка конца не знает», «Материнский гнев — что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает».

— Автор стихотворения не рассказывает нам, чем мальчик обидел свою маму, что он сделал, что сказал. Но ситуация очень понятная и знакомая.

— Вы, ребята, обижали когда-нибудь свою маму? Как? (Ответы детей).

— Ребята, какие долгие мучения испытывает каждый человек из-за ссоры. И мальчик долго мучился, он даже из дома хотел уйти и много лет маму не видеть.

— Что надо было сразу сделать мальчику, чтобы этот конфликт не затянулся надолго? (Попросить прощения.)

— Какие слова можно сказать маме, когда просишь прощения? (Мамочка, любимая, родная, прости, извини, не обижайся, не расстраивайся… И, конечно же, пообещать исправиться.)

  1. — Помните, ребята, когда общаетесь со своими друзьями, знакомыми, родными, что:
  2. Доброе слово лечит, а худое калечит.
  3. Ласковое слово, что солнышко.
  4. От худого слова навек ссора.
  5. Слово — не стрела, а пуще стрелы ранит.
  • Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Электричество»
  • Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
  • Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе детского сада
  • Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: ЗОЖ
  • Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила общения

Источник: https://domovenok-as.ru/volshebnyi-korob/scenari-dlja-shkoly-scenari-dlja-detskogo-sada/scenari-prazdnikov-dlja-detskogo-sada/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-starshei-grupe.html

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений

Тема: Чтение художественных произведений. «Любишь кататься, люби и саночки возить» (по произведениям Э. Мошковской «Лежебока», Н. Носова «На горке»).

Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений.

Ход занятия

Воспитатель читает детям стихотворение Э. Мошковской «Лежебока».

  • Горько живет Лежебока:
  • Кровать Лежебоки высока,
  • Полы от кровати далеко,
  • Слезать Лежебоке — морока!
  • Вот и лежит Лежебока,
  • Спит Лежебока без срока,

Уж отлежал оба бока…

Спит и вздыхает глубоко:

— Кабы еще бы два бока!..

— Ребята, жалко вам Лежебоку? (Ответы детей).

— Что можно посоветовать Лежебоке, чтобы жизнь его не была такой горькой и тяжелой? (Ответы детей).

— Ребята, а вы хотите, чтобы у вас друг был Лежебока? Почему? (Ответы детей).

— Оказывается, никто не желает дружить с Лежебокой. Недаром говорится: «Кто ленится, тот не ценится».

— Ребята, а хотели бы вы подружиться с Котькой Чижовым из рассказа Н. Носова «На горке»?

Целый день ребята трудились: строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

— Вот пообедаем, — говорили они, — а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся.

Ему ребята кричат, чтобы горку шел строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает — как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор.

Чирк! — коньками по снегу. — Чирк! И кататься-то, как следует, не умеет. Подъехал к горке.

-О,- говорит, — хорошая горка получилась. Сейчас скачусь.

Только полез на горку — бух носом!

— Ого, — говорит, — скользкая!

Поднялся на ноги и снова — бух! Раз десять падал, никак на горку взобраться не может. «Что делать?» — думает. Думал-думал и придумал: «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее».

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там-ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

— Вот теперь, — говорит, — скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова — бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

— Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках.

Тут прибежали ребята. Видят: горка песком посыпана.

— Это кто здесь напортил? — закричали они. — Кто горку песком посыпал? Ты не видел, Котька?

— Нет, — говорит Котька, — я не видел. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на нее взобраться.

-Ах, ты, умник! Ишь, что придумал! Мы трудились-трудились, а он песком! Как же теперь кататься?

  1. Котька говорит:
  2. — Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
  3. — Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня нужно кататься!
  4. — Ну, я не знаю, — говорит Котька.

— Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

  • Котька отвязал коньки и взял лопату.
  • — Засыпай песок снегом!
  • Котька стал засыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
  • — Вот теперь, — говорят, — замерзнет, и можно будет кататься.
  • А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

— Это, — говорит, — чтобы всем легко взбираться. А то еще кто-нибудь снова песком посыплет.

— О ком говорится в рассказе? (О ребятах, о Котьке Чижове.)

— Какими словами можно сказать о ребятах, которые строили горку? Какие они? (Дружные, трудолюбивые.)

— Какой Котька Чижов был в начале рассказа? (Ленивый, хитрый, глупый.)

— Что он делал, когда ребята строили горку? (Смотрел в окно, разводил руками, мотал головой — будто нельзя ему, ленился, не хотел работать вместе с ребятами…)

Читайте также:  Календарь праздников на каждый день. июнь

— Каким он стал в конце? (Он исправился, осознал свои ошибки, ему стало стыдно, он стал работать, ему очень понравилось строить вместе с ребятами.)

— Ребята, объясните, как вы понимаете русскую народную пословицу: «Любишь кататься, люби и саночки возить»? (Ответы детей).

— А о чем говорится в такой пословице, как «Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось»? (Ответы детей).

— Вы правильно, ребята, понимаете смысл русских народных пословиц. Если ты ленивый, не думай, что все достанется тебе легким путем. Хочешь кататься на горке — сначала потрудись. А если трудиться всем вместе, дружно, обязательно все получится, а одному что-то сделать очень трудно.

— А есть ли среди вас ребята, которые любят постоять в сторонке, когда другие трудятся? (Ответы детей).

— Хорошо, что все вы трудолюбивые, а не лежебоки. А если вдруг среди вас появятся такие ребята, что вы будете делать? (Ответы детей).

— А как поступили с Котькой ребята, когда увидели, что он испортил горку? Прогнали его? Обозвали? Оттолкнули? (Ответы детей).

— В рассказе Н. Носова ребята оказались хорошими, справедливыми, они сказали Котьке: «Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!»

— Ребята не только заставили Котьку трудиться, но и сами стали ему помогать, потому что знали, что, когда все дружно вместе будут делать, результат будет лучше и быстрее.

— Ребята, как вы думаете, Котьке хотелось, чтобы горка получилась? Как он трудился? Что он придумал? (Ответы детей).

— Ребята помогли Котьке. А он им помогал? Большую работу он сделал или маленькую? (Ответы детей).

— Совсем неважно, сколько он сделал, ведь «В большом общем деле и малая помощь дорога…»

  1. Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»
  2. Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»
  3. Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб — всему голова»
  4. Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»
  5. Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Источник: https://razdeti.ru/razvivayuschie-uroki/uroki-razvitija-rechi/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-starshei-grupe-chtenie-hudozhestvenyh-proizvedenii.html

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений

Тема: Чтение художественных произведений. «Не жалей минутки для веселой шутки» (по произведениям В. Берестова «Дракон», Г. Граубина «Бигудявки», И. Пивоваровой «Вот бы…», А. Смоленцева «Емелина неделя», Д. Хармса «Веселый старичок», Р. Сефа «Бесконечные стихи», В. Кудрявцевой «Придумать хочу я…»).

Цель: учить понимать характерные оттенки в стихотворениях; создать радостное, веселое настроение; прививать любовь к стихоторному творчеству; закреплять умение подбирать рифму.

Ход занятия

Воспитатель говорит, что замечательные детские писатели написали очень много стихов для детей. О чем эти стихи? Обо всем на свете: о природе, о животных, об игрушках, о поведении детей и о всяком разном. А есть стихи, которые просто веселят детей.

— Послушайте стихотворение В. Берестова «Дракон».

  • В двери диетической столовой
  • Вошел дракон семиголовый.
  • Он хором «Здравствуйте!» сказал
  • И, улыбаясь, заказал:
  • — Для этой головы,
  • Пожалуйста, халвы.
  • Для этой пасти —
  • Прочие сласти.
  • Для этой головки —
  • Перловки.
  • Для этой глотки —
  • Селедки.
  • Для этой рожи —
  • Тоже.
  • Для этого личика –
  • Два сдобных куличика.
  • Что еще?
  • Лимонаду бутылку,
  • Семь салфеток, ножик и вилку.
  • — Сразу можно догадаться, что вам очень понравилось это стихотворение.

— Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее, веселое, радостное, смешливое…)

— Это стихотворение было про дракона. А сможете ли вы угадать, про кого следующее стихотворение? Написал это загадочное стихотворение Г. Граубин.

  1. Бигудявки
  2. Возле берега, на травке
  3. Загорают бигудявки,
  4. Не котята, не овечки,
  5. Не жучки, не человечки,
  6. Не букашки, не козявки –
  7. Бигудявки, да и все.
  8. Оживленно бигудявят
  9. Про веселую погоду,
  10. Травку славят, солнце славят,
  11. Славят воздух, славят воду.
  12. Кувыркаются у речки
  13. Не котята, не овечки,
  14. И катаются по травке
  15. Не букашки, не козявки.
  16. Кто такие, неизвестно:
  17. Всем известным — не сродни.
  18. Это даже интересно
  19. И забавно, что они
  20. Не котята, не овечки,
  21. Не жучки, не человечки,
  22. Не букашки, не козявки –
  23. Бигудявки, да и все.

— Ребята, вам понравились бигудявки? Какие они? (Ответы детей).

— Трудно объяснить словами, но мы попробуем после занятия нарисовать этих милых и смешных бигудявок.

— Вы, ребята, уже знаете, что слово может творить чудеса. Слово может успокоить, похвалить, подбодрить, обидеть, а может… рассмешить. Когда вам хочется посмеяться, какую игрушку вы вспоминаете? (Петрушку.)

— В старину на Руси на ярмарках устраивались кукольные представления, главным героем которых был веселый Петрушка. Он рассказывал вот такие истории.

  • Это, братцы, да не чудо ли?
  • Бегала дубинка с мальчиком в руках,
  • А за ней тулупчик с бабой на плечах.
  • Кнут схватил собаку парить мужика,
  • А мужик со страху влез под ворота.
  • Деревня закричала: «Озеро горит!»
  • Сено со дровами тушить пожар спешит.

— Ребята, а, может, вовсе и не нужны такие стихи? Ведь в них все шиворот-навыворот. (Ответы детей).

— Интересно, что у этих стихов и автора нет. Кто-то очень давно сочинил, а людям так понравилось. Вот и стали они друг другу рассказывать и смеяться.

— Главная задача перевертышей — насмешить людей, поднять их настроение.

— Бывают в жизни ситуации, когда невозможно успокоить ревушку. Вот и приходит на помощь стихотворение И. Пивоваровой «Вот бы…».

  1. Вот бы нашей дочке
  2. Не мешали плакать,
  3. Как бы в уголочке
  4. Стали жабы квакать!
  5. Заросла бы кухня
  6. Камышом, осокой,
  7. Стали бы мы в кухню
  8. Строить мост высокий.
  9. Приходите по мосту,
  10. Гости дорогие!
  11. Приносите нам платки –
  12. Чистые, сухие.

— Ребята, а вам захотелось бы после такого стихотворения плакать? (Ответы детей).

— Конечно же, нет! Захотелось бы улыбаться всем и посмеяться над собой — ревушкой.

— Веселые стихи А. Смоленцевой «Емелина неделя» помогут вам быстро и весело запомнить дни недели.

  • Мы спросили у Емели:
  • «Назови нам дни недели».
  • Стал Емеля вспоминать,
  • Стал Емеля называть:
  • — Дядька крикнул мне: «Бездельник!»
  • Это было в понедельник.
  • На забор я лез, и дворник
  • Гнал метлой меня во вторник.
  • В среду я ловил жука
  • И свалился с чердака.
  • Воевал в четверг с котами
  • И застрял под воротами.
  • В пятницу дразнил собаку –
  • Изорвал себе рубаху.
  • А в субботу — вот потеха! –
  • На свинье верхом поехал.
  • В воскресенье отдыхал –
  • На мосту сидел, дремал,
  • Да с моста свалился в реку.
  • Не везет же человеку!
  • Так у нашего Емели

Дни недели пролетели!..

— Вот насмешил нас Емеля! А вы, ребята, здорово умеете смеяться. А хотите узнать, как умеет смеяться «Веселый старичок»? Нам о нем расскажет Д. Хармс, а вы повторяйте.

  1. Жил на свете старичок
  2. Маленького роста,
  3. И смеялся старичок
  4. Чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха!» да «Хе-хе-хе!»,

«Хи-хи-хи!» да «Бух-бух!»,

«Бу-бу-бу!» да «Бе-бе-бе!»,

  • «Динь-динь-динь!»
  • Да «Трюх-трюх!»
  • Раз, увидя паучка,
  • Страшно испугался,
  • Но, схватившись за бока,
  • Громко рассмеялся:

«Хи-хи-хи!» да «Ха-ха-ха!»,

«Хо-хо-хо!» да «Гуль-гуль!»,

«Ги-ги-ги!» да «Га-га-га!»,

«Го-го-го!» да «Буль-буль!»

  1. А, увидя стрекозу,
  2. Страшно рассердился,
  3. Но от смеха на траву
  4. Так и покатился:
  5. (Воспитатель предлагает детям лечь на ковер и показать, как смеялся веселый старичок.)

«Гы-гы-гы!» да «Гу-гу-гу!»,

«Го-го-го!» да «Бах-бах!,

Ой, ребята, не могу,

Ой, ребята, ах, ах!»

— Ну, а теперь, ребята, пришла пора и вам сочинять стихи. Вернее, добавлять последние слова, подбирать рифму. В стихотворении надо правильно проговаривать только два слова: «девочки» и «мальчики». Будьте внимательны!

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только… (мальчики).

Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у… (девчонки).

В хоккей с утра играли… (девочки).

Болтали час без передышки

В цветастых платьицах… (мальчишки).

При всех помериться силенкой,

Конечно, любят лишь… (девчонки).

Боятся темноты, трусишки,

Все, как один, они — … (мальчишки).

— Вот так насмешило нас стихотворение! А если и сейчас кто не рассмеялся, кому грустно, кто хнычет и скучает, тот пусть послушает «Бесконечные стихи» Р. Сефа.

  • Кто вечно хнычет и скучает,
  • Тот ничего не замечает.
  • Кто ничего не замечает,
  • Тот ничего не изучает.
  • Кто ничего не изучает,
  • Тот вечно хнычет и скучает.
  • Если скучно стало,
  • Начинай сначала!
  • (Воспитатель предлагает детям начать опять, прибавляя темп, пока дети не начнут хохотать.)
Читайте также:  Классный час во 2 классе. как развивать память

— Поэт В. Кудрявцева очень переживает за грустных, печальных, угрюмых детей и поэтому хочет придумать …

  1. — Знаете, что она хочет придумать? Послушайте стихотворение:
  2. Придумать хочу я
  3. Такие машинки,
  4. Чтоб делать умели
  5. Живые смешинки.
  6. Чтоб эти смешинки
  7. Повсюду спешили,
  8. Чтоб самых угрюмых
  9. Они рассмешили.

— Если такая машинка появится на белом свете, мы обязательно приобретем ее в детский сад. Верно, ребята? (Верно.)

Верно, дети! Молодцы!

Вам в награду — леденцы!

Вот растаял леденец,

И стихам пришел… (конец).

  • Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассказывание по серии картин
  • Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа
  • Беседа о насекомых в старшей группе
  • Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе по ФГОС
  • Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Родной город

Источник: https://alegri.ru/prazdnik-v-dome/kalendar-prazdnikov/scenari-prazdnikov-dlja-detskogo-sada/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-starshei-grupe-chtenie-hudozhestvenyh-proizvedenii.html

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений

Тема: Чтение художественных произведений. «Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Е. Благининой «Посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»),

Цель: учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

— Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).

— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?

— Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

— А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, кривляться, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т. д.)

— Ребята, возьмите в руки зеркало и рассмотрите себя. Расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают.)

— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.

Айога

В роду самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все ее очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в этом, ни в каком другом стойбище никого нет.

Айога загордилась. Стала рассматривать свое лицо. И понравилась сама себе. Смотрит — не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде. Совсем стала Айога ленивая. Все любуется собой.

  • Вот однажды говорит ей мать:
  • — Пойди принеси воды, Айога!
  • Дочка отвечает:
  • — Я в воду упаду.
  • -А ты за куст держись, — говорит ей мать.

— Куст оборвется! — отвечает Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю…

…Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Я схожу за водой, мать.

Пошла и принесла.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она. Руки обожжешь, — отвечает мать.

  1. — Я рукавицы надену, — говорит Айога.
  2. — Рукавицы мокрые.
  3. — Я их на солнце высушу.
  4. — Покоробятся они, — отвечает мать.
  5. — Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить. Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка жует лепешку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепешку. Мне не жалко.

Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — так замахала, что руки у нее в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!

Плавала-плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась.

Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:

— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.

— Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них Айога. Как вы догадались? Айога — ленивая, а соседская девочка какая? (Трудолюбивая.) Айога — злая, а другая девочка … (добрая). Айога — жадная, а другая девочка … (щедрая).

— О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)

— Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не идти.)

— Какая Айога? (Горделивая, ленивая, хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, невнимательная к людям.)

— Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая…)

— Кто помог матери? (Соседская девочка.)

— Какая она? (Трудолюбивая, добрая, щедрая, бескорыстная, покорная, послушная, вежливая, внимательная, независтливая…)

— Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).

— Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

— А в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине» мы узнаем совсем про другую девочку и увидим, как она относится к своей маме и как можно объяснить в этом случае пословицу «Как аукнется, так и откликнется».

Посидим в тишине

Мама спит, она устала…

  • Ну и я играть не стала.
  • Я волчка не завожу,
  • А уселась и сижу.
  • Не шумят мои игрушки,
  • Тихо в комнате пустой,
  • А по маминой подушке
  • Луч крадется золотой.
  • И сказала я лучу:
  • — Я тоже двигаться хочу.
  • Я бы многого хотела:
  • Вслух читать и мяч катать,
  • Я бы песенку пропела,
  • Я б могла похохотать.
  • Да мало ль я чего хочу!
  • Но мама спит — и я молчу.
  • Луч метнулся по стене,
  • А потом скользнул по мне.
  • «Ничего, — шепнул он будто, —
  • Посидим и в тишине!»
  • (Е. Благинина)

— Ребята, вам понравилась девочка в этом стихотворении? (Ответы детей).

— Какими словами ее можно охарактеризовать? (Добрая, внимательная, послушная, тихая, умная, милосердная и т. д.)

— Как вы думаете, когда ее мама проснется и попросит дочку что-нибудь сделать, как поступит девочка? (Ответы детей).

— Как отнесется мать к послушной дочери? (Ответы детей).

— Правильно, любая мама любит своих детей, какими бы они ни были. И если мама наказывает своих дочерей и сыновей, то это по мудрости и по справедливости.

— Всегда старайтесь слушаться своих мам. И всегда помогать во всех делах. Пусть небольшую помощь, но оказать. Ведь недаром говорится, что «Маленькое дело лучше большого безделья».

— Правда, иногда получается, что помощь бывает не всегда удачной, как, например, в стихотворении Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» мальчик помогал маме.

  1. Лемеле хозяйничает
  2. Мама уходит,
  3. Спешит в магазин.
  4. — Лемеле, ты
  5. Остаешься один.
  6. Мама сказала:
  7. — Ты мне услужи:
  8. Вымой тарелки,
  9. Сестру уложи.
  10. Дрова наколоть
  11. Не забудь, мой сынок,
  12. Поймай петуха
  13. И запри на замок.
  14. Сестренка, тарелки,

Петух и дрова…

  • У Лемеле только
  • Одна голова!
  • Схватил он сестренку
  • И запер в сарай.
  • Сказал он сестренке:
  • «Ты здесь поиграй!»
  • Дрова он усердно
  • Помыл кипятком,
  • Четыре тарелки
  • Разбил молотком.
  • Но долго пришлось
  • С петухом воевать –
  • Ему не хотелось
  • Ложиться в кровать.
  • (Л. Квитко)

— Ребята, вот какой у мамы растет помощник! Что мы ему пожелаем? (Чтобы он лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой и, конечно, оставался таким же трудолюбивым помощником и любящим сыном.)

  1. Занятие по математике в старшей группе детского сада
  2. Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Геометрические фигуры
  3. Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Рыбы
  4. Конспект интегрированной НОД в старшей группе ДОУ
  5. Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему: Животные

Источник: https://vashechudo.ru/detskoe-tvorchestvo-i-dosug/scenari-prazdnikov-dlja-detskogo-sada/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-starshei-grupe-chtenie-hudozhestvenyh-proizvedenii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector