- Автор проекта:
- Шеремет Анна Анатольевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район.
- Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
- Тип проекта: познавательно-исследовательский.
- Вид деятельности: проектная.
- Возрастная группа: средняя группа.
- Срок реализации проекта: январь-март.
- Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.
- Тема проекта: «Покормите птиц зимой»
- Цель проекта: развитие экологического воспитания дошкольников и формирование правильного отношения к представителям животного мира (птицам) через различные виды деятельности.
- Задачи:
- Формировать интерес к исследовательской деятельности;
- Развивать творчество, любознательность участников проекта;
- Расширять представление детей о зимующих перелетных птицах;
- Познакомить детей с особенностями внешнего вида птиц, с повадками и условиями их жизни;
- Учить детей заботиться о птицах.
Актуальность проблемы.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.
Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.
Выбор темы «Покормите птиц зимой» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте.
В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка.
Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип системности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения,
- интеграционный принцип.
Этапы и содержание проекта
Подготовительный этап (организационный)
- Выявить уровень знаний детей о птицах.
- Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.
Основной этап (практический)
- Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.
- Создать единый детско-взрослый коллектив.
Заключительный этап (итоговый)
- Викторина “Что мы знаем о птицах”. Цель: закрепить полученные знания о птицах.
- Вечер поэзии на тему «Покормите птиц зимой». Цель: воспитать в детях любовь и трепетное отношение к окружающей природе, животным и птицам.
- Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Покормите птиц зимой».
- Презентация проекта педагогам МБДОУ №11 и в сети Интернет
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
Успешное освоение детьми материалов, пройденной темы, создание стойкого интереса к проектной деятельности. Повышение родительской компетенции в вопросах образования детей 4-5 лет.
Приложение:
- Перспективный план образовательного процесса
- Конспекты, сценарии мероприятий
- Практический материал: игровое оборудование, дидактический демонстрационный и раздаточный материал, картотеки игр, стихов, иллюстративный материал.
Приложение № 1 к проекту «Покормите птиц зимой»
Перспективный план образовательной деятельности
- Рассматривание книг, иллюстраций
- Рисование на тему «Моя любимая птичка»
- Чтение стихов про птиц
- Аппликация «Сказочная птица»
- Загадывание загадок о птицах.
- Подвижные игры «Птички в гнёздышке», «Вороны и собачка», «Птички и кошка», «Воробушки и автомобиль».
- Проведение игрового гимнастического занятия по методике Е. Железновой «Воробушки».
- Чтение пословиц и поговорок.
- Чтение народных примет о птицах.
- Рассказ воспитателя о пользе птиц.
- Лепка из соленого теста «Снегири».
- Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей».
- Пальчиковая игра «Птицы».
- Изготовление с детьми стенгазеты «Считалка для ворон».
- Дидактическая игра «Найди лишнюю птичку»
- Занятие с просмотром фильма на интерактивной доске.
- Экспериментальная деятельность с перьями птиц.
- Викторина «Что мы знаем о птицах».
- Вечер поэзии «Птицы-наши друзья»
- Приложение №2 к проекту «Покормите птиц зимой»
- Конспект занятия с детьми средней группы
- Тема «Покормите птиц зимой»
- Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
- Ход занятия
- Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.
— А как живется зимой птицам? (Холодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав — под снегам. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
— Жалко? (Очень жалко!)
— Послушайте стихотворение Н. Грибачева.
- Ну, морозы, ну, морозы.
- Нос наружу — ой-ой-ой!
- Даже белые березы
- В серой корке ледяной.
- Даже белки-непоседки
- В ожидании тепла
- Не снуют на ветку с ветки,
- Не вылазят из дупла.
- И голодная синица
- Тихо плачет у окна:
- «Негде греться и кормиться,
- Ни козявки, ни зерна.
- День дымит морозной далью,
- Ночи стылы и темны,
- Замерзаю, голодаю.
- Не дожить мне до весны!»
- — Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
- — Послушайте продолжение стихотворения.
- И сказал Сережа: «Ладно!
- Потерпи недолгий срок…»
- И достал он из чулана
- Длинный гвоздь и молоток.
- Похрустев по снежной корке,
- Где петлял следами лис,
- Закрепил у старой елки
- На пеньке фанерный лист.
- А на лист — зерна.
- А на лист — пшена.
- Конопли две горсти —
- Собирайтесь, гости!
— Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
— Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены разные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилегали, каким кормом кормили птиц.
— Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать птиц.
— Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть.
Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи крупу, семена, хлеб.
Снегири -семечки арбуза, тыквы; свиристели — рябину, маслины; голуби — крупу, хлеб.
- — Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- — во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
- — подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;
- — кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- — корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
- Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдал», как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
— Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
— Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
— Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
- Покормите птиц зимой.
- Пусть со всех концов
- К вам слетятся, как домой,
- Стайки на крыльцо.
- Небогаты их корма,
- Горсть одна нужна,
- Горсть одна — и не страшна
- Будет им зима.
- Сколько гибнет их —
- Не счесть, видеть тяжело!
- А ведь в нашем сердце есть
- И для них тепло.
- Разве можно забывать:
- Улететь могли,
- А остались зимовать
- Заодно с людьми…
— Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.
— Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)
- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …
- По небу весело скользя,
- Летят пернатые друзья
- И пропоют, чирикая:
- «Спасибо вам великое!»
- Конспект занятия
- Тема: Чтение Рассказа Е. Чарушина «Воробей»
- Цель: приобщать детей к рассказам.
- Задачи:
- учить слушать, оценивать поступки героев;
- развивать память, мышление, внимание;
- воспитывать любовь к птицам;
- активизировать словарь детей: воробей, птенчик, летать.
- Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу «Воробей»
- Воробей.
- Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит – кто-то чирикает:
— Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
— Смотри-ка, папа, – закричал Никита, – воробей не настоящий!
А папа говорит:
— Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.
И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит – есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, – он зачирикает и всех разбудит.
- Тогда Никита сказал:
- — Я научу его летать и выпущу.
- Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
- — Ты крыльями вот так маши, – сказал Никита и показал руками, как надо летать.
- А воробей ускакал под комод.
Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.
Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!
Вот он через карандаш перелетел.
Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.
— Плохо ты ещё летаешь, – говорит ему Никита. – Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.
- Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.
- Через стул перелетел.
- Через стол с кувшином перелетел.
- Вот только через комод не мог перелететь – свалился.
- Видно, надо его ещё кормить.
- На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.
- Воробей через кирпич перелетел.
- Через пенёк перелетел.
- И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
- А на следующий день он и через забор перелетел.
- И через дерево перелетел.
- И через дом перелетел.
- И совсем от Никиты улетел.
- Вот как здорово научился летать!
- Рефлексия:
- Почему Никита решил, что воробей не настоящий?
- Где стал жить воробей, когда Никита принес его домой,
- Почему воробей всё время кричал?
- Как Никита учил воробья летать?
- (Большой и указательный пальцы правой руки замкнуть в «колечко» и надевать по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца.)
- Птичек мы окольцевали, («Колечко» на большой палец.)
- Наблюдали, узнавали, («Колечко» на указательный палец.)
- Улетев в какие дали,(«Колечко» на средний палец.)
- Где морозы переждали,(«Колечко» на безымянный палец.)
- Что пернатые клевали,(«Колечко» на мизинец палец.)
Гнёзда где свои свивали.(Затем «колечко» из пальцев левой руки надевать на пальцы правой.)
- Где вы яйца отложили,
- Как вы бури пережили,
- Сколько вы, в конце концов,
- В гнёздах вывели птенцов?
- Рефлексия. – Чем мы сегодня занимались? – Что вам понравилось больше всего?
- «Такие разные птицы»
- Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Здоровье, Безопасность, Социализация, Художественное творчество, Музыка.
- Цели:
- — расширить и систематизировать представление о птицах.
- — развивать умение сравнивать птиц, выделять общее и различия.
- -совершенствовать речь.
- — расширять и активизировать словарь по теме.
- -развивать общую и мелкую моторику, интерес к подвижным играм, зрительное восприятие.
- — развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.
- — обогащать впечатления детей.
- — прививать трудолюбие, аккуратность, развивать умение пользоваться ножницами, клеем, карандашом.
- — учить детей расслабляться, представлять предложенную воспитателем ситуацию.
- Оборудование и материалы:
- — предметные картинки с изображением птиц.
Источник: http://xn—-11-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/?page_id=7368
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Птицы»
- Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Птицы».
- Программное содержание
- — Продолжать знакомить детей с птицами и их повадками, условиями необходимыми для их жизни.
- — Учить детей составлять описательные рассказы о птицах: отбирать содержание, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки, подбирать образные слова и выражения, характеризующие птиц и отношение рассказчика к ним.
- — Продолжать учить детей умениям правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
- — Способствовать развитию современного экологического мышления.
- — Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувства милосердия.
- — Формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой.
- — Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
- — Совершенствовать экологические знания.
- Материал
- Предметные картинки с изображением птиц (воробей, снегирь, синица, дятел, сова, сорока)
- Модели для составления описательных рассказов о птицах, карточки с изображением клюва, перьев, лапок, гнезда, тарелки, человека.
- Игровое поле ,картинки со схемами.
- Предварительная работа
Наблюдение за птицами на участке детского сада, дидактические игры с моделями; чтение рассказов В.Биянки, Н.Сладкова, Г.Скребицкого, К.Чуковского о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением разных птиц вне занятий.
- Оборудование
- Оформление в виде зимнего леса ( макеты деревьев, птиц , домика ,).
- Ход занятия
Группа оформлена под зимнюю поляну. Заснеженные деревья, домик, слышны птичьи голоса. На деревьях сидят птицы (воробей, снегирь, синица, сорока, дятел, сова).
- Воспитатель: Что это?
- Дети: Лес.
- Воспитатель: Как вы понимаете, что такое лес?
Дети: Лес — это где много растет деревьев. В лесу живут лисы, зайцы, медведи, лоси, ежи… , много птиц, насекомых….
Воспитатель: Как надо относиться к лесным обитателям?
Дети: Нужно их подкармливать зимой, в лесу не шуметь, нельзя убивать и забирать с собой домой зверей и птиц.
В.: Какие пословицы и поговорки вы знаете о лесе?
- Дети: «Сломать дерево недолго, вырастить — годы нужны»;
- «Старые деревья молодые охраняют»
- «Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади!»
- «Подкорми птиц зимой — они отплатят тебе добром летом».
- (Звучит музыка). )
Воспитатель. На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.
Воспитатель: Ребята, Посмотрите, как красиво на лесной поляне. Все деревья покрыты снегом и инеем, как много птиц, слышны птичьи голоса. Давайте, поиграем со своими ручками. На минутку представим, что наши ручки-птички (садятся на колени)
- -Птичка крылышки сложила
- Птичка перышки помыла
- Птичка клювом повела
- Птичка зернышки нашла
- Птичка зернышки поела
- Птичка песенку запела
- Птичка крылышки раскрыла
- Полетела, полетела.
Воспитатель: Дети, вы обратили внимание, что на нашей полянке, кроме деревьев и птиц стоит красивый домик. Кто в нем живет, как вы думаете?
Воспитатель: Сейчас подойдем к домику поближе и узнаем.
(выходит старичок-лесовичок)
Старичок: Здравствуйте, ребята. Это хорошо, что вы на нашу полянку пожаловали. А загадки вы про птиц любите.
- -Зимой на ветках яблоки
- Скорей их собери
- И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…..
-Кто летает, кто стрекочет-
Рассказать нам новость хочет?
Старичок: Молодцы ребята. Но есть у меня к вам одна просьба.
Видел я в вашем лесу птицу диковинную, но как зовут ее, не знаю. А вы, дети, знаете?
Воспитатель: А ты опиши нам, мы тебе и поможем.
Старичок: А как это описать. Я не умею. Научите меня рассказывать про птиц.
- Воспитатель: Научим старичок-лесовичок (дети садятся на стулья),
- как надо представить птичку, чтобы мы ее узнали?
- Правильно, сначала надо сказать какая птичка большая или маленькая, какой у нее клюв, какие лапки, перья, где живет, что ест, как передвигается, какой у нее нрав: веселая или певунья.
- Но чтобы рассказ получился связным надо рассказывать по порядку.
- Назвать птицу, чтобы не забыть об этом закрепим карточку.
- — Какую карточку закрепим?
- — Правильно без изображения, потому что каждый из вас назовет свою птичку.
- — О чем еще надо рассказать, чтобы узнать птичку и не перепутать ее с другой.
— Итак, сначала расскажем какая птичка, какой у нее клюв, какие лапки, перья. Чтобы не забыть поставим карточку.
- — Еще ,по каким признакам мы можем узнать птицу.
- — Правильно, где она живет и какое у нее жилище, чтобы не забыть закрепим карточку с изображением гнезда.
- Старичок: Я не могу понять, почему они клюют разную пищу.
Воспитатель: У птиц разный клюв т.к. они добывают себе питание по разному. У каждой птицы есть любимое блюдо.(вывешивается карточка с изображением тарелки)
Воспитатель: У меня осталось последняя карточка.(показывает карточку с изображением человека).
- — О чем будем рассказывать в этом случае.
- — Правильно, как человек относится к птице и помогает ей.
- — Старичок, ты понял, как надо составлять рассказ про птичку.
- Старичок: Понял, только забыл с чего начинать.
- Воспитатель: (показывая на первую карточку) Что означает эта карточка?
- (аналогично обговариваются варианты рассказов по всем карточкам).
- Воспитатель: Старичок, о какой птичке тебе рассказать.
- Старичок: Про эту (указывает на воробья)
Воспитатель: Это воробей. Воробей маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Клюв у него маленький, лапки короткие. Он летает и прыгает. Хоть и говорят «серый воробушек», серая у него только грудка. Спинка коричневая с широкими продольными черными полосами. Крылышки украшены белой бахромой. Живут воробьи и в городе и в деревне.
Нравится воробышкам устраивать свои квартиры за ставнями, под козырьком подъездов и балконов. Питаются воробьи весной мошками, гусеницами, летом клюют зернышке и семена растений. И еще любят воробьи хлебные крошки. Зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в эту пору.
Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле нас.
- Старичок: Хорошая птичка-воробей. А вот про этого воробья расскажите (указывает на синицу)
- (рассказ ребенка о синице)
- (стихотворение про синицу)
- (Рассказы детей о сороке, о дятле)
Старичок: Спасибо, ребята научили меня рассказывать про птиц.Воспитатель: Ребята, а как вы думаете трудно птицам зимой? Почему? А мы можем помочь птицам зимой? Расскажите, как это можно сделать.
Воспитатель: — я очень рада, что многие из вас помогают птицам выжить в зимнее время. А чтобы мы с вами это могли сделать и в детском саду, я даю вам домашнее задание – вместе с папой и мамой изготовить кормушки для птиц. Мы повесим их на нашем участке, каждый день мы будем насыпать в них корм, и вы увидите, как рады будут птицы нашим угощениям.
- Физминутка: Игра «Совушка-сова, мудрая голова»
- Старичок: Ребята хочется мне поиграть с вами в мою любимую игру, которая называется « Берегите природу»
- (материал: игровое поле ,картинки со схемами. )
Ход игры: Старичок показывает детям круг, разделенный на сектора — «квартиры». Предлагает в каждую «квартиру» заселить из природного мира какую-либо часть: растения, животных (звери, птицы, рыбы), человека. Дети распределяют картинки с указанными изображениями по секторам.
Далее воспитатель убирает одно из изображений и уточняет у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле при отсутствии спрятанного объекта. Например: если убрать растения, что произойдет с птицами, зверями и т.д. (доходят до человека).
Изображение человека убирают из круга в последнюю очередь. Детей подводят к выводу: если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если хотя бы один из других элементов живой природы исчезнет, может погибнуть и оставшийся мир, в том числе и человек.
Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.
Земля. (Я.Аким).
- Есть одна планета – сад
- В этом космосе холодном.
- Только здесь леса шумят,
- Птиц скликая перелётных.
- Лишь на ней одной цветут
- Ландыши в траве зелёной,
- И стрекозы только тут
- В речку смотрят удивлённо…
- Береги свою планету –
- Ведь другой, похожей, нету !
Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/konspiektzaniatiiapoekologhiivstarshieighruppienatiemuptitsy
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Покормите птиц зимой
Тема: «Покормите птиц зимой».
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.
— А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав — под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
— Жалко? (Очень жалко!)
— Послушайте стихотворение Н. Грибачева.
- Ну, морозы, ну, морозы,
- Нос наружу — ой-ой-ой!
- Даже белые березы
- В серой корке ледяной.
- Даже белки-непоседки
- В ожидании тепла
- Не снуют на ветку с ветки,
- Не вылазят из дупла.
- И голодная синица
- Тихо плачет у окна:
- «Негде греться и кормиться,
- Ни козявки, ни зерна.
- День дымит морозной далью,
- Ночи стылы и темны,
- Замерзаю, голодаю,
- Не дожить мне до весны!»
- — Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
— Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
— Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережа: «Ладно!
Потерпи недолгий срок…»
- И достал он из чулана
- Длинный гвоздь и молоток.
- Похрустев по снежной корке,
- Где петлял следами лис,
- Закрепил у старой елки
- На пеньке фанерный лист.
- А на лист — зерна,
- А на лист — пшена,
- Конопли две горсти –
- Собирайтесь, гости!
— Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
— Правильно, можно сделать и повесить кормушки. Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены разные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилетали, каким кормом кормили птиц.
— Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать птиц.
— Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть.
Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи — крупу, семена, хлеб.
Снегири — семечки арбуза, тыквы; свиристели — рябину, маслины; голуби — крупу, хлеб.
- — Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- — во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
- — подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
- — кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- — корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
- Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
— Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
— Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
— Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
- Покормите птиц зимой,
- Пусть со всех концов
- К вам слетятся, как домой,
- Стайки на крыльцо.
- Небогаты их корма,
- Горсть одна нужна,
- Горсть одна — и не страшна
- Будет им зима.
- Сколько гибнет их –
- Не счесть, видеть тяжело!
- А ведь в нашем сердце есть
- И для них тепло.
- Разве можно забывать:
- Улететь могли,
- А остались зимовать
Заодно с людьми…
— Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.
— Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)
— Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …
- По небу весело скользя,
- Летят пернатые друзья
- И пропоют, чирикая:
- «Спасибо вам великое!»
- (К. Мухаммали)
- Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за птицами зимой»
- Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за природой зимой»
- Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за берёзой зимой»
- Конспект зимней прогулки в старшей группе «Наблюдение за сезонными изменениями»
- Конспект прогулки зимой в старшей группе «Наблюдение за снегом»
Источник: https://razdeti.ru/detskii-sad/zimnie-prazdniki-v-detskom-sadu-scenari/konspekt-zanjatija-po-yekologi-v-starshei-grupe-na-temu-pokormite-ptic-zimoi.html
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с обобщёнными признаками птиц.
Ход занятия
Воспитатель (выставляя графическую модель): Кому посвящена наша встреча, догадались? (Дети, рассматривая модель, приходят к выводу, что разговор пойдёт о птицах). Да, каких только птиц нет на свете! (Рассматривают иллюстрации и фотографии). В какое время года птиц больше.
Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? А тех, которые остаются с нами? А каких зимующих птиц вы знаете? А почему всё-таки многие птицы улетают? Может быть они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся.
Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться). А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? Не знаете? По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии.
Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей. А вот и трясогузка.
Рассказ о ней прислал и дед Знай (читает отрывок из произведения К. Благослонова и В.Строкова «Трясогузка белая»).
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых.
Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимается в воздух и догоняет улетавшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже, отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую песню. Трясогузка – птичка доверчивая.
Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
Затем беседует с детьми, задавая им вопросы: кто-нибудь из вас видел трясогузку? Почему её называют спутником человека? Трясогузки удобно ловить насекомых? Можно её назвать перелётной птицей? Почему?
Воспитатель: Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, т.е. те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. (Воспитатель с детьми рассматривают фотографии овсянки, чижа, зяблика).
А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. (Воспитатель предлагает рассмотреть фото гуся и сравнить его с трясогузкой).
А почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет? А кто догадается, почему так говорят: «Гусь в воде купался, а сух остался»? (Дети вместе с воспитателем приходят к выводу, что водоплавающие птицы приспособлены к среде обитания).
Воспитатель: (показывая рисунки, на которых изображены разные птичьи стаи). Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают, почему? Они летят в основном ночью: так безопаснее.
А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы.
Дрозды и другая «мелюзга» порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку.
А знаете вы, куда птицы улетают? Это интересная история. Послушаем, что по этому поводу пишет дед Знай (читает отрывок из книги А.Плешаковой «Зелёные страницы»)
Проводится логическая игра «Кто за кем и как полетит» (воспитатель предлагает детям фото и рисунки разложить в порядке, соответствующем очерёдности отлёта птиц, и рассказать, кто, когда и как полетит в другие края).
В конце занятия читается стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели Снег подымут от земли. Улетают, улетели, Улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще. И скворечник опустел. Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный В синей луже на воде. Ходит грач с грачихой чёрный В огороде по гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи. Улетают, улетели,
- Улетели и грачи.
- В свободное время воспитатель рассказывает детям о ласточке, иволге, жаворонке; вместе с детьми наблюдает за зимующими птицами.
Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/ekologiya03.htm