Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе

Карпова Татьяна Анатольевна, Воспитатель с.Здвинск Новосибирская область

Цель: продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Совершенствовать умения рисовать круги, мазки, точки, полоски и украшать плоскую фигуру узором. Задачи: Образовательная: продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски).

Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть. Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

Воспитательная: воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, аккуратность, доброту и отзывчивость.

Посмотреть публикацию Скачать свидетельство о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru

  • В Муниципальное казенное дошкольное образовательно учреждение Здвинский детский сад «Светлячок» комбинированного вида
  • Конспект
  • Непосредственной образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству
  • На тему: «Дымковские игрушки»
  • для детей средней группы.
  • Карпова Татьяна Анатольевна
  • Воспитатель 1 квалификационной категории
  • село Здвинск 2018г

Цель: продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Совершенствовать умения рисовать круги, мазки, точки, полоски и украшать плоскую фигуру узором.

Задачи:

Образовательная: продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски). Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть.

Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке.

  1. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.
  2. Воспитательная: воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, аккуратность, доброту и отзывчивость.
  3. Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
  4. рассматривание альбома «Дымковские игрушки»; рисование элементов дымковского узора; составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки; разучивание стихотворений о дымке.
  5. Словарная работа: дымковская игрушка, орнамент, мастера-умельцы, дымковская роспись.
  6. Материалы и оборудование: вырезанные силуэты игрушек петуха и козлика — на выбор ребёнка; игрушка Рисовашка, стрелочки в виде карандаша, образец дымковского козлика, коня, барышни ,кисти, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, красочки.
  7. Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, беседа о народных промыслах, рассматривание альбома «Дымковские игрушки», чтение стихов о дымке, роспись фартука дымковской росписью.
  8. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
  9. Ход занятия:

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг.

  • Собрались все дети в круг,
  • Я твой друг и ты мой друг.
  • Крепко за руки возьмемся
  • И друг другу улыбнемся

Подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей поздороваемся , подарим улыбку им.

  1. Отлично!
  2. Тук-тук-тук,
  3. Тук-тук-тук.
  4. Наши ушки слышат стук.
  5. Вот ладошечки шуршат,
  6. Наши пальчики трещат.
  7. Теперь в ладоши громко бей,
  8. А теперь ты их согрей.
  9. В гости вы идти готовы?
  10. Да!
  11. В путь отправимся мы снова:
  12. — Ребята, вы любите ходить в гости?
  13. Ответы детей.
  14. — Тогда скорее собирайтесь в путь мы отправляемся в гости к художнику Рисовашке. Давайте скажем волшебные слова:
  15. Дорога сказок раз, два, три
  16. Нас в гости к Рисовашке приведи.
  17. Воспитатель с детьми идут по выложенным на полу карандашам, кисточкам.

— Ребята смотрите, а вот и Рисовашка нас встречает. Давайте поздороваемся с ним.

  • Дети здороваются с Рисовашкой.
  • — Отгадайте-ка ребятки
  • Про кого моя загадка?
  • Это кто ж такой рогатый?
  • Да ещё и бородатый?
  • Днём гуляет по двору,
  • С кустиков дерёт кору(козлик).

— Молодцы! Смотрите, какие они красивые, нарядные. Да здесь не только козлики, но ещё и другие игрушки есть!

— Скажите, как называется эта роспись? (дымковская роспись).

— Какие элементы есть в дымковской росписи? (Кружочки, колечки, полоски, точки).

— Какие цвета присутствуют в дымковской росписи?

Рисовашка вас приглашает присесть на край ковёр . Послушайте стихотворение про дымковские игрушки.

  1. Приготовьте, детки, ушки,
  2. Это интересно знать:
  3. Всё о дымковской игрушке
  4. Я хочу вам рассказать.
  5. В Дымково, вблизи от Вятки,
  6. Лет четыреста назад
  7. К празднику весны «Свистунье»,
  8. Их лепили стар и млад.
  9. Эти вятские игрушки,
  10. Словно радуга весной:
  11. Посмотрите, вот индюшка,
  12. Хвост, как веер расписной,
  13. Рядом барышня – красотка,
  14. Подбоченившись, стоит;
  15. Скоморохи, водоноски,
  16. Барыни и петухи –
  17. Украшают их полоски,
  18. Клетки, точки и круги.
  19. Красный, жёлтый и зелёный,
  20. Алый, синий, голубой –
  21. Все цвета на белом фоне
  22. Этой дымки расписной.
  23. Знает промысел народный
  24. Вся страна и целый мир;
  25. Вы увидели сегодня
  26. Этот русский сувенир.

— Ребята, как хорошо что вы пришли ко мне в гости, мне нужна ваша помощь! У меня вот есть козлики и краски , а времени совсем не осталось, я не успеваю раскрасить козликов , помогите, пожалуйста, расписать козликов для моих друзей. А новые красочки я вам подарю!

-Спасибо, Рисовашка! Ребята, поможем Рисовашке? (ДА!)

  • Утро наступает
  • Солнышко встречает.
  • Друг на друга посмотрели
  • И на стульчики присели.
  • Дети садятся за столы.

— Как расписать козлика я сейчас вам покажу. Первым мы закрашиваем у козлика бородку, нос, рожки красным цветом. Промываем хорошо кисточку, набираем черную краску и аккуратно кончиком кисточки рисуем глаз. Затем рисуем колечки, а потом ватными палочками ставим точки. Между колечками рисуем полосочки кончиком кисти сверху вниз. Посмотрите, какой получился козлик.

  1. — Прежде чем приступить к росписи козлика, давайте разомнем наши ручки.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Карандаш в руке катаю
  4. Между пальчиков верчу,
  5. Непременно каждый пальчик
  6. Быть послушным научу.
  7. Дети под спокойную музыку расписывают козликов.
  8. После выполнения работы детям предлагается физкультминутка
  9. Физкультминутка
  10. Сегодня дымку рисовали
  11. И немного мы устали.
  12. Руки в кулачки сожмем,
  13. И немножко отдохнем,
  14. Кисти наши разожмем,
  15. Краску лишнюю стряхнем,
  16. Плечи шире разведем,
  17. Спинки крепкие прогнем,
  18. Ладошки солнышку покажем,
  19. Весело ему помашем.
  20. Рисовашка и дети смотрят на рисунки, Рисовашка хвалит рисунки детей.

— Ребята, Рисовашка рад, что вы ему сегодня помогли. Он ваши рисунки подарит своим друзьям.

  • А нам пора возвращаться в группу. Скажем Рисовашке спасибо и произнесем волшебные слова:
  • Дорога сказок раз, два, три.
  • Домой скорее нас верни.

Ох и нагостилась я , даже устала! А вы, ребята? А кто

мне скажет, где мы сегодня побывали? Чем занимались?(ответы детей)

Да, интересное было путешествие в гости к Рисовашке .Вы такие молодцы, что согласились ему помочь, замечательные у вас получились Козлики! И Рисовашка молодец – он нам много новых красок подарил.

Занятие заканчивается.

Источник: http://edu-time.ru/pub/101869

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Красочная ярмарка" в подг.гр

  • Конспект НОД по народному декоративно – прикладному искусству: «Красочная ярмарка» в подготовительной группе (комплексное занятие)
  • Опубликовано в рубрике Конспекты НОД
  • Саврасова Надежда Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Золотой петушок»
  • Программное содержание :
  • — Расширять представления детей о стилизованных формах народной росписи;
  • — Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов;
  • — Развивать умение сравнивать элементы народной росписи с реальной действительностью;
  • — Развивать эстетическое отношение к окружающему миру средствами народного искусства;
  • — Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
  • Материалы и оборудование :
  • Изделия народных промыслов: хохломская посуда, гжельские изделия, дымковские игрушки.
  • Иллюстрации народных промыслов ( « Гжель», « Дымка», « Хохлома» ).
  • Глиняные заготовки: тарелочки, чашки, собачки, барышни, индюки, лошадки.
  • Гуашь, баночки, салфетки, кисточки.
  • Русские народные костюмы для детей.
  • Ход занятия :

1 часть. Воспитатель: На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда! Здесь шутки, песни, сладости Давно вас ждут друзья! Эй, не стойте у дверей, заходите к нам скорей

Народ собирается – наша ярмарка открывается!

Воспитатель: С давних времен у русского народа был обычай – устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из разных мест продавцы и покупатели. А многие приходили себя показать, да на других посмотреть. Кроме торговли здесь можно поиграть в различные игры, померяться силой.

  1. ( стук в дверь ).
  2. Входит коробейник.
  3. Коробейник: Солнце яркое встает, Спешит на ярмарку народ, А на ярмарке товары, Продаются самовары, Покупают люди сумки
  4. И отличные игрушки!

Воспитатель : Вы знаете, кто к нам пришел? — Правильно, коробейник. Ходит он по ярмаркам, продает товары.

Коробейник: Видите, сколько у меня в коробе товара. Хочу пригласить вас на ярмарку – помочь мне товар продать.

Воспитатель: Отправимся ребята на ярмарку? Поможем коробейнику?

( Дети с радостью соглашаются ).

Коробейник : Да вот сомневаюсь я, сможете ли вы мне помочь, знаете ли вы, как называются мои товары? Воспитатель : Конечно, знают. Коробейник : А вот мы сейчас проверим.

  • Отправляемся на ярмарку.
  • ( Подходят к столику с дымковскими игрушками ).
  • Коробейник : Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом, Голубые дали и село большое « Дымково» назвали. Вечера зимою длинные, Лепит мастер здесь из глины, Все игрушки не простые, А волшебно – расписные: Кружочки, клеточки, полоски – Простой казалось бы узор,
  • А отвести не в силах взор.

Воспитатель : О каких игрушках идет речь? Как они называются?

Дети : Дымковские игрушки.

Воспитатель : Ребята, посмотрите какие красивые дымковские игрушки. Почему игрушки называются дымковскими?

  1. Дети : Потому что игрушки изготовлены в слободе « Дымково».
  2. Воспитатель : Что любили лепить дымковцы?
  3. Дети : Людей, животных.
  4. Воспитатель : Из какого материала лепили?
  5. Дети : Игрушки керамические, они сделаны из красной глины.

Воспитатель : Давайте послушаем стихи про дымковские игрушки. 1.Вот индюк нарядный Весь такой он ладный У большого индюка Все расписаны бока Всех нарядом удивил Крылья важно распустил Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок А высокий гребешок Краской красною горя

  • Как корона у царя.
  • 2.За студеной водицей Водоноска – молодица Как лебедушка плывет, Ведра красные несет На коромысле не спеша Посмотри, как хороша Эта девица – краса, Туга черная коса Щеки алые горят, Удивительный наряд Сидит кокошник горделиво Как лебедушка плывет
  • Песню тихую поет.
  • Воспитатель : Коробейник, у тебя в коробе есть такие игрушки ?
  • ( коробейник находит игрушки, оставляет их на столе )
  • Воспитатель : Ребята, как по – вашему веселые это игрушки или грустные?
  • Дети : Веселые.

Воспитатель : Что глядя на них делать хочется ? Правильно танцевать.

Танец « Кадриль».

Воспитатель : Продолжаем путешествовать по ярмарке. ( подходят к столику с гжельской посудой ).

Воспитатель : Куда же это мы попали? ( выходят дети и рассказывают стихи ).

  1. 1.В тихом Подмосковье Речка Гжелочка бежит Вдоль этой речки Деревенька стоит Заросли ивы вдоль речки растут Умельцы в этой деревне живут Расписную посуду они мастерят,
  2. Синим по белому чудо творят.

2.Что может быть прекрасней Гжели Ее фарфоровых изделий И чайников, и самоваров, кружек И блюд, забавнейших игрушек? Лепных побелок расписных Горшочков,чашечек чудных. Своими мы руками

  • Готовили их сами.
  • Воспитатель : Что эта за посуда?
  • Дети : Гжельская посуда.

Воспитатель : Полюбуйтесь на гжельскую росуду. Все они разные, но в одном одинаковы. Чем они одинаковы?

Дети : Они сделаны из белой глины и расписаны синими широкими мазками.

Воспитатель : Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Как он называется?

  1. Дети : Гжельская роза.
  2. Коробейник : Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.
  3. Воспитатель : Просим всех скорее встать Будем танец начинать Вот и музыка играет
  4. Всех на танец приглашает.
  5. Танец « Сударушка».

Воспитатель : Продолжаем путешествие по ярмарке. (подходят к столику с филимоновскими игрушками ). — Посмотрите, эти глиняные расписанные игрушки пришли к нам как будто из сказки.

  • — Какие они по характеру?
  • Дети : Веселые, озорные.
  • Воспитатель : На каких животных похожи?
  • Дети : На жирафа, на зебру.
  • Воспитатель : Каа называются игрушки?
  • Дети : Филимоновские игрушки.
  • Воспитатель : А почему?
  • Дети : Потому что они изготовлены в селе Филимонов.
Читайте также:  Конспект открытого занятия по внеклассному чтению. 3 класс

1.Нас лепили мастера, Нас расписывать пора Кони, барышни, барашки. Все высоки и стройны Сине – красные полоски

  1. На боках у нас видны.
  2. 2.Свистульки – петушки Глиняные зайчики Кони вороные Гривы расписные Всем по нраву
  3. Глиняные забавы.

Воспитатель : Эти игрушки любят взрослые и дети. Как вы думаете, почему? Правильно, потому что эти игрушки – свистульки.

Подудишь в такую свистульку, и сразу веселиться , плясать, да на музыкальном инструменте играть хочется. А вот и наши музыканты.

Исполняется р.н.песня « Во кузнице».

Воспитатель : Вот мы и продали филимоновские игрушки. Дальше продолжаем путь по ярмарке.

  • ( подходят к столику с хохломской росписью ).
  • Воспитатель : Ребята, что это за роспись на посуде?
  • Дети : Хохломская роспись.

Воспитатель : Верно, много лет назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской, деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду деревянную стали делать также. А отвозили эту посуду в большое село Хохлома продавать.

  1. — Почему посуду стали называть хохломской?
  2. Дети : Потому что посуду изготовляли в селе Хохлома.
  3. Воспитатель : Какие краски используют мастера для хохломской росписи?
  4. Дети : Золотую, желтую, красную, черную, зеленую краски.
  5. Воспитатель : Какие узоры использовали художники?

Дети : В узорах есть разные ягоды, листья, декоративные цветы, есть элемент « травка». Из травки художники составляют разные композиции.

Воспитатель : Послушаем стихи про хохлому.

1.Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, Узоры золотистые! Разные ложки и ковши Ты разгляди- ка , не спеши Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

2.Посуда не простая, А точно золотая! С яркими узорчиками Ягодками и листочками Называется она –

  • Золотая хохлома.
  • Воспитатель : До чего же веселая хохлома, так и хочется петь и танцевать. Звонкие, резные Ложки расписные От зари до зари
  • Веселятся ложкари.
  • Песня и танец « Ложкари».
  • Коробейник : Ну что, убедился я , что вы знаете народные промыслы.
  • Воспитатель : Дети не только промыслы знают, но и сами умеют по – разному расписывать.
  • 2 часть.

Воспитатель : Сегодня я предлагаю вам стать настоящими художниками, расписать все изделия соответствующей росписью и устроить выставку ярмарку для гостей. А теперь настала пора приниматься за работу, детвора. Делу время , а потехе час.

( дети выбирают вылепленные изделия и приступают к росписи ).

Воспитатель : Вот и закончили работу народные умельцы. Молодцы! ( дети размещают расписанные игрушки на подносе ). — Посмотрите , какая получилась красота !

Кончил дело , гуляй смело!

Воспитатель : У кого тут хмурый вид? Снова музыка звучит! Собирайся , детвора!

  1. Ждет вас русская игра!
  2. Народная игра « Карусель».
  3. Итог занятия.

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-zanyatiya-po-dekorativno-prikladnomu-isku-7419.html

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе по теме Уральская роспись туеска

  • Конспект непосредственно-образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству
  • в подготовительной группе
  • по теме: «Уральская роспись туеска»
  • Воспитатель первой квалификационной категории

Константинова Е.В. МБДОУ № 87 г. Миасс

Цель: Познакомить детей с народным искусством росписи туеска, активизировать интерес к художественному образу.

Задачи: Формировать умение создавать узоры по мотивам уральской росписи, познакомить с техникой двухцветного мазка. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: Гуашь белого, красного, зеленого и черного цветов; баночки с водой; кисти плоские №6, №8; кисти круглые №2. Заготовки туесков со схемами узоров.

Наглядность: Иллюстрации предметов интерьера, быта урало-сибирской росписи. Педагогический рисунок (образец) туеска.

Ход Нод. Орг. момент.

Воспитатель:Ребята, сегодня с Вами будем продолжать знакомиться с уральской росписью изделий из дерева. (Показ иллюстраций предметов уральских мастеров)

Уральская роспись зародилась в крестьянском быту. Жители деревень расписывали в доме стены, двери, рамы, потолок, прялки и домашнюю утварь. Людей, которые занимались росписью называли – красильщиками.Мастерство росписи передавалось по наследству.(Рассматривание иллюстраций уральской росписи)

Элементы Уральской росписи: ягодки, яркие пышные цветы, травка, птички. (Показ образцов росписи)

Теперь внимательно рассмотрим туеса. Что такое туесок? Это небольшая емкость с крышкой. Туесок изготовлен из бересты.

(Показ картинок с изображением туесов) Как Вы думаете для чего он предназначен?(Ответы детей) Ребята, туесок предназначен для хранения еды, воды.

Например, в туесках хранили ягоды, мед, соль, муку и многое другое. Продукты в туесах сохранялись свежими, долго не портились.

(Рассматривание росписи туеска)

Я, предлагаю Вам побыть в роли мастеров и расписать туесок. Посмотрите внимательно на образец, в центре туеска расположен цветок (красно-белого цвета) и по краям зеленые листочки и черные приписки.(Показ готового образца туеска, объяснение этапов работы)

Особенностью Уральской росписи является техника двойного мазка, когда на плоскую кисть берётся сразу два цвета с одной стороны и с другой. И если мы проводим по листу бумаги такой кистью, то получается двухцветный мазок, элемент. Обратите внимание как один цвет краски плавно переходит в другой. (Показ приема воспитателем)

Перед тем как начать работать, немного потренируем наши ручки, выполним зарядку для пальчиков.

«Зарядка для пальцев»Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/izo-i-ruchnoj-trud/348532-konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoj-dejat

№ 3516 Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству для детей подготовительной группы: «В гостях у мастеров»

  • Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству для  детей подготовительной группы:
  • «В гостях у мастеров».
  • СКАЧАТЬ (с фото)
  • Воспитатель высшей квалификационной категории:
  • Ташник Тамара Александровна
  • Задачи:
  1. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

  2. Закрепить знания детей о характерных отличиях народных игрушек и керамики.
  3. Способствовать развитию эстетического вкуса, формирование восприятия прекрасного.

Оборудование:

Макеты домиков, берёзы, ёлочки, пенёчки, изделия разных народных промыслов: дымковские, филимоновские игрушки, гжельская посуда, скопинская керамика. Костюмы мастеров и мастериц: сарафаны, кокошники, украшенные дымковскими орнаментами, костюм коробейника.

  1. Музыкальные инструменты:
  2. Ложки, трещётки, филимоновские свистульки.
  3. Ход занятия:

    Дорогие ребята, много раз мы совершали и ещё будем совершать путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня мы вспомним те виды декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомились. (Стук в дверь, входит Коробейник).

  • оробейник:Солнце яркое встает,
  • Спешит на ярмарку народ.
  • А на ярмарке товары,
  • Продаются самовары,
  • Покупают люди сушки
  • И отличные игрушки!
  • Воспитатель:

Вы знаете кто к нам пришел? Правильно, Коробейник! Ходит он по ярмаркам, продает товары. Давайте-ка заглянем к нему в короб (вынимает из короба предметы и показывает детям). Здесь и гжель, свистульки, и дымковские барышни. А поднос-то хорош – жостовский.

  1. Коробейник:
  2. Видите сколько у меня в коробе товара, хочу пригласить вас на ярмарку, чтобы вы помогли мне товар продать (дети соглашаются).
  3. Да вот сомневаюсь я: сможете ли вы мне помочь, знаете ли как называются мои товары?
  4. Воспитатель:
  5. Конечно знают.
  6. Коробейник:

А вот мы сейчас проверим (звучит «Русская карусель» А.Беляева в грам-записи).

  • Мягко падает снежок,
  • Вьется голубой дымок.
  • Дым идет из труб столбком,
  • Точно в дымке все кругом.
  • Голубые дали
  • И село большое
  • «Дымково» назвали.

(Подходят к домику.Из него выходит мастерица с дымковской игрушкой в руках).

Мастерица:

Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, садитесь.

  1. Вечера зимою длинные,
  2. Лепит мастер здесь из глины.
  3. Все игрушки не простые,
  4. А волшебно-расписные:
  5. Кружочки, клеточки, полоски –
  6. Простой, казалось бы, узор,
  7. А отвести не в силах взор.

А вы узнали эти игрушки? Как они называются? ( Дети отвечают: «дымковские игрушки»).

  • Коробейник:
  • Ну молодцы, узнали!
  • Воспитатель:

А теперь я вас спрошу, как по-вашему, веселые эти игрушки или грустные? Что, глядя на них, делать хочется? Правильно, танцевать!

Дети танцуют кадриль.

Коробейник:

Из Дымково мы с вами отправимся в другую деревню. А как она называется вы мне скажите. (подходят к домику где стоит гжельская посуда).

Воспитатель:

Куда же это мы попали? Как называется эта деревня? (Дети отвечают:«Гжель»).

Правильно, и живут здесь мастера гжельской росписи (выходит мастер, здоровается, приглашает в дом).

Мастер:

Проходите, гости дорогие. Полюбуйтесь на гжельскую посуду. Наши мастера любят расписывать свои изделия диковинными птицами и цветами. Все они разные, но в одном одинаковые – в цвете – бело-синем. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Как он называется? Да, это гжельская роза!

  1. Воспитатель:
  2. Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.
  3. Дети исполняют танец.
  4. Коробейник:

Вот ещё село на пути. Придётся и сюда зайти. ( подходят к третьему дому, выходит мастер. Здоровается, приглашает в дом).

Мастер:

Вы уже знакомы с многими игрушками, сделанными руками народных мастеров. Посмотрите, эти глиняные расписные игрушки пришли к нам точно из сказки. Веселые, озорные, они изготовлены селе Филимоново. Как они называются? (Дети отвечают: филимоновские).

Воспитатель:

эти игрушки любят и взрослые и дети. Как вы думаете почему? Правильно, потому что это игрушки-свистульки.

Мастер:

Подуешь в такую свистульку, и сразу весело становится, плясать, да на музыкальных инструментах играть хочется. А вот, кстати, и они!

  • Дети на музыкальных инструментах исполняют русскую народную песню: «ой вставала я ранешенько».
  • Коробейник:
  • Смотрите, еще один дом на пути, надо и в него заглянуть.
  • Мастерица:

Проходите, гости дорогие! Много гостей – хозяину радость. Прошу в избу! Красному гостю – красное место!

  1. Дети:
  2. Мы догадались, это скопинская керамика.
  3. Мастерица:

Верно. Много лет тому назад возник скопинский промысел. Лепили разные сосуды, красивые вазы. Покрывали глазурью, сушили в печи. И запомните дети, не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства.

Воспитатель:

Ребята, а в каких же деревнях мы с вами побывали, что увидели?

(Дети: в селе Дымково видели дымковскую игрушку. В селе Гжель — гжельскую посуду.  В селе Филимоново – филмоновские свистульки. В городе Скопин – скопинскую керамику).

Коробейник:

Правильно, молодцы! Теперь вы знаете все о моем товаре, идемте скорее, успеем еще на ярмарку!

  • Ребёнок:
  • Ой вы гости дорогие!
  • У нас игрушки расписные.
  • Лепили их, старались,
  • Подарить вам собирались.
  • (Дети дарят свои работы гостям).
  • Коробейник:
  • А вам, дети, за ваши сердца добрые, да за руки золотые, сюрприз!
  • (коробейник угощает детей сладостями).

Пришло время расставаться. Так давайте на прощание попляшем, повеселимся!

Дети исполняют веселый танец.

Источник: http://2.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/yanvar/no-3516-konspekt-zanyatiya-po-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy-v-gostyah-u-masterov/

Занятие по рисованию в подготовительной группе«Народное декоративно-прикладное искусство в творчестве детей»

Программное содержание.

  • Продолжать учить детей пониманию содержания произведений народного искусства и выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам (пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция.).
  • Познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства — росписью жостовских подносов,
  • Учить детей самостоятельно выбирать полюбившийся вид росписи; создавать композицию узора, элементов росписи, придерживаясь характерных особенностей.
  • Способствовать развитию фантазии.
  • Воспитывать самостоятельность и творчество.
  • Совершенствовать навыки работы с гуашью и кистью.

Материал: Предметы народно декоративно-прикладного искусства ( городецкие доски, хохломская и гжельская посуда, дымковские игрушки, жостовские подносы, татарские национальные предметы). Татарский и русские костюмы.

Глиняные игрушки, деревянные ложки (для росписи), гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки с водой. Дидактические игры: « Художественные часы», «Узнай элементы узора». «Угадай часть, какого изделия?».

ТСО (просмотр слайдов с изображением жостовских подносов). Аудиозапись народной музыки.

Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами и их историей появления.

Чтение книг, рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек, лепка дымковских игрушек из глины. Знакомство с декоративными приемами рисования. Заучивание стихов, потешек. Разучивание с детьми игры на ложках, танца с платком.

  • Ход занятия
  •  1. Введение
  • Звучит русская народная музыка.
  • Дети в костюмах вместе с воспитателем входят в зал.
Читайте также:  План – конспект урока литературного чтения по фгос, 4 класс

Воспитатель: В течение года мы с вами совершали путешествия в мир красоты, добра, В мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня мы вспомним те виды декоративно-прикладного искусства. С которыми знакомились в течение года.

  1. Входит Коробейник:
  2. Солнце яркое встает
  3. Спешит на ярмарку народ
  4. А на ярмарке товары:
  5. Продаются самовары.
  6. Покупают люди сушки,
  7. И отличные игрушки.
  8. Воспитатель: Вы знаете, кто к нам пришел? (ответ детей),
  9. Воспитатель: Правильно Коробейник, он ходит по ярмаркам продает товары.

Коробейник: Я на ярмарку, спешу вот и вас хочу пригласить, только мне сначала надо товар собрать. Вы мне поможете?

  • Дети с радостью соглашаются.
  • Коробейник: А, вы знаете народные декоративно-прикладные изделия?
  • Воспитатель: конечно знаем.

Коробейник: А вот мы сейчас проверим. (Показывает «Художественные часы»).

(это крутящийся диск со стрелкой, на диске картинки, с изображениями изделий декоративно-прикладного искусства разных промыслов. На каком изделии остановится стрелка, про тот промысел дети рассказывают.)

 2. Основная часть

Коробейник: Надо «завести» «часы» и назвать промысел, на котором остановится стрелка.

(Стрелка останавливается на Дымковской игрушке). Если вы угадаете, то мы с вами окажемся там, где находится этот промысел.

  1. Дети называют изделие и промысел, его возникновение.
  2. 1.Ребенок:
  3. Мягко падает снежок
  4. Вьется голубой дымок
  5. Дым идет из труб столбом,
  6. Точно в дымке все кругом.
  7.  Голубые дали и село большое
  8. «Дымково» назвали.
  9. Подходим к домику, выходит Мастерица, показывает дымковские игрушки «Здравствуйте гости дорогие. Милости просим»
  10. Вечера зимою длинные
  11. Лепит мастер здесь из глины
  12. Все игрушки не простые
  13. А волшебно — расписные:
  14. Кружочки клеточки полоски,
  15. Простой казалось бы узор,
  16. А отвести не в силах взор.
  17. — А вы узнали Дымковские игрушки?
  18. Дети: Узнали.
  19. Воспитатель: как они называются?

Дети перечисляют элементы росписи (кружочки, прямые и волнистые линии точки и т.д.) и называют цвета, которые используются при росписи дымковской игрушке.

  • Воспитатель: А как, по — вашему, веселые это игрушки или грустные?
  • Ответы детей (веселые, нарядные, праздничные).
  • Мастерица дарит игрушку, и все уходят к «часам»

 2..Коробейник крутит «часы» и дети называют промысел (Хохлома)

Дети называют название изделия, его промысел.

Подходим к домику с хохломскими изделиями. Выходит мастерица.

Проходите гости дорогие. Много гостей – хозяину радость.

  1. Роспись хохломская словно колдовская
  2. В сказочную песню просится сама.
  3. И не где на свете нет таких соцветий,
  4. Всех чудес чудесней наша хохлома
  5. Воспитатель: Из чего же делают эту красоту?
  6. Дети называют виды деревьев, цвета, которые используют мастера для росписи изделий, какими узорами расписывают изделия.
  7. Мастерица дарит ложки.

Воспитатель: Что, глядя на них хочется делать? Конечно поиграть.

Дети играют на ложках под народную музыку.

Музыкальная пауза «Игра на ложках»

3. Коробейник крутит «часы».

  • Воспитатель: На каком изделии остановилась стрелка?
  • Дети называют изделие, промысел, и его возникновение.
  • Дети находят домик с городецкими изделиями.

Выходит мастерица. «Здравствуйте гости дорогие милости просим.»

  1. Посмотрите на роспись
  2. Сочность красок манит.
  3. Городецкая роспись
  4. Душу нам веселит.
  5. Дети рассматривают изделия, описывают их, перечисляют элементы узора.

Воспитатель: Посмотрите, роспись яркая, живописная, цветы нарисованы близко друг к другу. Как будто соединены веточкой, листья расположены симметрично с двух сторон.

  • Мастерица дарит Городецкую ложку.
  • Воспитатель: ребята давайте мы с вами поиграем.
  • Игра «Узнай узор к изделиям»

(Цель: учить узнавать и подбирать элементы росписи к изделиям разных видов народных промыслов. Раздаются детям по несколько карточек с элементами росписи разных промыслов и дети прикладывают их к изделиям данного промысла.)

4. Коробейник крутит часы.

  1. Воспитатель: Как называется это изделие? (Чайник)
  2. Воспитатель: Какой росписью расписан? (гжелью)
  3. Куда мы с вами отправимся? (Деревню под названием «Гжель» Московской области)
  4. Дети подходят к домику, выходит мастерица.
  5. Мастерица: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
  6. Животные и птицы невиданной красы.
  7. Деревня в Подмосковье прославилась теперь
  8. Известно всем в народе ее названье – Гжель

Давным-давно жили там веселые да умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать. Нашли они в своей сторонушке белую глину и решили лепить из нее посуду. Стал каждый мастер свое умение показывать.

Один слепил чайник, носик в виде головки петуха; другой соусницу в виде сказочной рыбки. Дивная получилась посуда. Мастера не только лепили, но и расписывали свою посуду.

Они перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса и белый снег.

Воспитатель: какой любимый узор в гжельской росписи?

Дети: гжельская роза

Воспитатель: какие элементы росписи используются ? (круги , завитки, дуги, точки, травинки и т.д.)

  • Мастерица дарит тарелку.
  • Воспитатель: Ребята давайте отдохнем и посмотрим танец девочек.
  • «Танец с платками»

5. Коробейник крутит «часы». (Дети называют промысел.)

  1. Выходит девочка в татарском костюме
  2. Ребенок: Здравствуйте гости дорогие, милости просим.
  3. Ребенок: Я догадался, это мастерская татарских национальных изделий.

Мастерица: Вы прибили в город Арск. Здесь производят татарскую национальную обувь.

  • Красивые, мягкие сапожки – ичиги, туфли, тапочки.
  • Воспитатель: Скажите, какой основной мотив узора на этих изделиях?
  • Дети: Это цветы: тюльпаны, маки, астры, пионы, розы и т.
  • Воспитатель: Кто знает, какой орнамент характерен в татарских изделиях?
  • Дети: татарский орнамент состоит из прямых и ломаных линий, решетки из зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов розеток, углов.
  • Воспитатель: На протяжении многих веков традиционными художественными промыслами казанских татар является ювелирное искусство и золотное шитье, кожаная мозаика, тамбурная вышивка.

На Алексеевской фабрике ткут национальные полотенца, постельное белье, скатерти и т.д.

6. Воспитатель: Вот еще одно село на пути придется и сюда зайти.

Это село называется « Жостово» недалеко от Москвы. А это жостовские подносы которые делают на фабрике декоративной росписи

Одни мастера штампуют из металла подносы разной формы ( круглые, овальные, квадратные, фигурные, гитарные). Другие мастера покрывают их черным лаком, хотя бывают подносы: красные, зеленые, синие, На каждом подносе нарисованы красивые цветы, это может быть букет в середине подноса. Гирлянда или веточка, слева или справа.

  1. Воспитатель: Назовите цветы, на какие они похожи?
  2. Дети: Розы, ромашки, маки, ирисы, незабудки.
  3. Воспитатель: Покажите травку, листья.
  4. Воспитатель: Кроме цветов рисуют фрукты, ветки рябины, сюжетные композиции — пейзажи, чаепитие.
  5. О жостовских подносах написаны песни и стихи.
  6. ТСО (просмотр слайдов с изображением жостовских подносов)
  7. Ребенок: Черный фон сияет лаком
  8.      А на нем цветов краса.
  9.      Алых, желтых, с красным маком
  10.      Это просто чудеса.
  11. Вот тебе коробейник еще и жостовский поднос для игршек.
  12. А сейчас давайте поиграем.

Дидактическая игра: «Угадай, часть какого изделия?» (Показать детям часть картинки с изделием какого- то промысла и дети должны узнать это изделие и назвать, каких мастеров).

Практическая часть.

Ну, что Коробейник пойдем на ярмарку продавать изделия?

Коробейник: У меня беда. Пока мы по городам и селам ходили, все узоры на изделиях дожди смыли.

  • (Сидит, горюет)
  • Воспитатель: Не печалься, коробейник, мы твоему горю поможем, дети не только промыслы знают, но и сами умеют по разному расписывать.
  • Ну что выручим коробейника?
  • (Под музыку дети расписывают дымковские игрушки и ложки)

Коробейник: Вот спасибо ребята выручили меня. Успеем еще на ярмарку.

  1. (Дети расхваливают свой товар, показывают гостям)
  2. Ставит все изделия на жостовские подносы.
  3. Итог занятия:
  • Ребята вам понравилось путешествовать?
  • О каких народных изделиях вы хотели бы знать больше?
  • Изделия, какого промысла вам больше нравится?
  • Какую игрушку вы хотели бы слепить и расписать?

За ваши добрые сердца и золотые руки вам сюрприз. (Угощаем сушками).  

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/2032-zanyatie-po-risovaniyu-narodnoe-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-v-tvorchestve-detej.html

Методическая разработка занятий «Мир творчества» по декоративно — прикладному направлению — PDF Free Download

1 Государственное коммунальное учреждение «Школа детского творчества» государственного учреждения «Отдел образования акимата Житикаринского района» Методическая разработка занятий «Мир творчества» по декоративно — прикладному направлению Составитель: Голубева Татьяна Ивановна педагог дополнительного образования г. Житикара 1

2 Содержание Пояснительная записка..2 Методические рекомендации 4 Занятие 1.Работа с бумагой. «Цветы».6 Занятие 2.Работа с крупой.7 Занятие 3.Цветы из салфеток 9 Занятие 4. «Цветок маме»..12 Занятие 5.Поделки из бросового материала…15 Занятие 6. «Валентинка к празднику».21 Занятие 7.Аппликация из ткани…

25 Занятие 8.Аппликация из пряжи..28 Занятие 9.Оригами. «Дед Мороз».31 Занятие 10.Оригами.Тюльпан…33 Занятие 11. Оригами. Аппликация…36 Занятие 12. Коллаж. «Натюрморт»(кожа, ткань)…38 Занятие 13.Канзаши. Заколка «Бабочка».40 Занятие 14.Бабочка из органзы..47 Занятие 15.Плетение из газетных трубочек. Ваза.

..49 Занятие 16.Декупаж. Подставка под горячее…51 Занятие 17.Цветы заколка, брошь. (шѐлк, шифон).56 Занятие 18.Аппликация из кожи. «Домашнее животное».61 Занятие 19.Аппликация из птичьих перьев. «Птицы»…65 Занятие 20.Бросовый материал. Цветы из шаров…67 Приложение 75 Список используемой литературы.

82 2

3 Пояснительная записка Детское сердце чутко к призыву творить красоту важно только, чтобы за призывами следовал труд. В.А.Сухомлинский. Работа с природным и бросовым материалом предлагает развитие ребѐнка в самых различных направлениях: конструктивное мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространное мышление.

Всѐ это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармоничноразвитой личностью. Это имеет большое значение для всестороннего развития ребѐнка. Используемые в данном пособии виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбие, воли, дисциплинированности, желанию трудиться.

Очень важно уделять внимание по развитию мелкой моторики рук у детей с раннего возраста, от того, насколько ловко ребѐнок научится управлять свомим пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный поделки, но и невидимый для глаз развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С дошкольного возраста работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.

От того, насколько ловко ребѐнок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Данный материал рекомендован педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, воспитателям классов предшкольной подготовки, родителям. Рассчитан на возраст детей от 4 до 9 лет. 3

4 Пособие разработано в соответствии с рекомендациями учебнометодического совета РУМЦДО, является приложением к образовательной программе студии «Природа и фантазия», автор Голубева Т.И. Актуальность этих занятий обусловлена практической значимостью.

В дошкольном, младшем школьном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребѐнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в повседневной жизни.

Только тогда, когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребѐнка, формируется его ценностное отношение к миру Цель: Научить ребѐнка видеть красоту природы и творчески воссоздать еѐ, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей, дарить «вторую» жизнь.

Создание условий для развития индивидуальных и творческих способностей воспитанников. Формирование художественно-познавательных способностей подростков средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи: Обучающие: формировать умение использовать различные технические приѐмы при работе с различными материалами; отрабатывать практические навыки работы с инструментами; осваивать навыки организации и планирования работы; знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства; обогащать словарь ребѐнка специальными терминами. Развивающие: развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребѐнка; формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа; развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ; 4

Читайте также:  Планирование внеклассных мероприятий в начальной школе на учебный год

5 развивать творческий потенциал ребѐнка, его познавательную активность; развитие глазомера и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей.

Воспитательные: формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство; формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе; осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников; воспитывать в детях любовь к родной стране, еѐ природе, людям. Ожидаемые результаты: Знания по художественным видам искусства: аппликация, аранжировка, флористика, декупаж, декорирование. Умение самостоятельно изготавливать основу и поделку из различного материала. Технические навыки при работе с инструментами. Владение различными техниками выполнения работы с разными материалами. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии. Развитие художественно-эстетического вкуса, чувства красоты. Улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе. Бережное отношение и любовь к родному краю. Умение использовать полученные знания, умения и навыки в дальнейшей взрослой жизни. Методические рекомендации В процессе реализации программы углубляется интерес к предмету, формируются базовые знания и умения, необходимые при работе с природными материалами. Педагог должен не только увлечь детей своей идеей (творить необычные картины из нетрадиционных материалов), но и постоянно поддерживать желание у обучающихся самостоятельно осваивать новые методы и технологии. В процессе реализации программы соблюдены следующие методические 5

6 принципы: принцип научности; принцип доступности; принцип преемственности; принцип связи теории с практикой. Используемые в процессе обучения методы подразумевают учет возрастной специфики работы по созданию творческих работ, а также ряда особенностей общения с детьми младшего возраста и среднего школьного возраста.

Практические действия ребенка при выполнении работы всегда сопровождаются комментарием преподавателя, носящим характер пояснений и советов, но ни в коем случае не подменяющих самостоятельную деятельность ребенка.

В отдельных случаях при возникновении у конкретного обучающегося существенных затруднений при выполнении какой-либо операции преподаватель может показать наглядный пример и практически продемонстрировать выполнение этой части работы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: Словесный (устное изложение, беседа, рассказ) Наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ, выполнение педагогом, работа по образцу) Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию) Репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом) Исследовательский (самостоятельная творческая рабата учащихся) 6

Источник: https://docplayer.ru/74679874-Metodicheskaya-razrabotka-zanyatiy-mir-tvorchestva-po-dekorativno-prikladnomu-napravleniyu.html

Конспект НОД прикладное творчество в старшей группе «Куколка-веснянка»

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Конспект НОД направлен на развитие художественных способностей детей и детского творчества при работе с тканью. Конспект может быть использован как на занятии, так и при работе творческих мастерских, индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Такое занятие можно провести при изучении темы народной культуры, народного творчества, традиций, т.к. основой для него служат фольклорные материалы. Конспект содержит фотографии пошагового изготовления куклы-оберега.

  • Конспект НОД Прикладное творчество. Тема: «Кукла Веснянка»
  • Старшая группа
  • Выполнила: Вихарева Надежда Борисовна, воспитатель  МОУ  Архангельская школа.
  • Цель: Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:  Формировать умение делать куклу- оберег из ткани, закреплять умение анализировать сделанный педагогом образец поделки, на основе анализа  планировать создание собственной поделки. Продолжать формировать у детей  ручные умения и навыки при работе с тканью.

Закреплять представления о различных видах ткани, умение  самостоятельно подбирать ткань по фактуре и цвету.  Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, образные представления, воображение, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать интерес к русской народной культуре, музыке,  побуждать к использованию в речи фольклора, уважение к результатам труда.

Оборудование:  лоскуты ткани 10 на20 см.

разного цвета и фактуры,  лоскуты ткани белого или розового цвета и 20 на 30 см, вата,  нитки шерстяные ярких цветов, плотные полоски картона 5 на 15 см.

, готовые заготовки фартуков, образец поделки Куклы-Веснянки, музыка для динамической паузы «У Маланьи»,  народные песни «Ой, вы ветры, ветерочки мои», «Во поле береза стояла», заклички «Синички-сестрички»

  1. Предварительная работа: Беседы о весне и народных традициях встречи весны, разучивание народных  закличек о весне, экскурсия в школьный краеведческий музей, рассматривание старинной утвари, одежды, разучивание народной игры «У Маланьи».
  2. Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», « Социально-коммуникативное развитие»
  3. Мотивация:  Сделать волшебную куклу, которая может защитить человека от злых сил, которую можно подарить своим близким на приход весны.

Организация непосредственной образовательной деятельности:

Вход бабушки Маланья в русском костюме: Здравствуйте детишки! Я бабушка Маланья, посмотрите какой у меня красивый сарафан, кокошник, лапти. Одежда у меня необычная. Носите, вы такую? А ваши мамы, а бабушки?

– Нет, не носят.

– Ох,  из давних стародавних времен, я к вам сюда попала, вот и одежда у меня старинная, русская.

– Видели, вы, такую когда-нибудь? Где видели?

– В сказках, в музее.

Появилась я у вас не просто так, а чтобы кое-чему вас научить, много мудрости разной в те времена было, много полезного люди знали и своим детям передавали. Во времена те давние люди жили по-другому, детей своих любили,  как и ваши родители вас любят, а вот игрушек таких у детей не было, не придумали их еще, а были другие самодельные.

Показывает детям куклу-веснянку.

– Вот такие. Это куколка-Веснянка, кукла-оберег.

На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла, была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни.

Дети делали их сами, они начинали «вертеть» куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Но, кроме игровых кукол, в доме всегда были куклы-обереги, которые отводили от хозяев несчастья и болезни.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

– Хотите попасть в прошлое и научиться « вертеть» куколку?

– Да, хотим!

Кукла Веснянка – это веселая, задорная тряпичная кукла, которую делали раньше на Руси на приход весны, с приходом весны такие куклы принято было  дарить друг другу.

Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Кукла Веснянка – это оберег молодости, красоты, здоровья, радости и благополучия.

А как же сделать эту замечательную куклу я вам сейчас покажу.

Познакомимся поближе с Веснянкой. У куколки есть голова, с яркими волосами, туловище, юбка, руки, фартук.

А вот лицо рисовать куколке было непринято, считали люди, что кукла с лицом может сглазить ребенка, принести несчастья.

Существовало поверье, что при изготовлении  кукол-оберегов нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками.

Дети рассматривают куклу,  передавая из рук в руки.

– Посмотрите, что нам понадобится для работы. Раньше лоскутки ткани называли тряпички, поэтому кукол тоже величали – тряпичными. Давайте рассмотрим и потрогаем лоскутки ткани, наши тряпички.  Расскажите, все ли они одинаковые по цвету, по фактуре, по размеру. Ткань разная, чтобы куколки наши были красивые и нарядные.

– Какие еще материалы необходимы для работы?

– Конечно же, нитки. Потрогайте и сравните моточки ниток. Толстые нитки понадобятся для изготовления волос. Волосы у куклы ровные, длинные. Выберите какой цвет вам больше нравится. Тонкие нити нужны для сматывания частей куклы: головы, рук, туловища.

  • – Еще нам понадобиться кусочки ваты, а давние времена использовали  шерсть козы, овечки.
  • Материалы все рассмотрели, а сейчас я буду вам рассказывать и подробно показывать  порядок работы.
  • 1 этап: Нужно взять лоскут ткани белого цвета, он самый большой по размеру, положить на краешек в середине лоскутка кусочек ваты и скрутить ткань в трубочку.
  • Трубочку согнуть пополам и замотать тонкой ниточкой шею кукле.

2 этап: Лоскутки меньшего размера, любого цвета который вам больше нравиться, нужно согнуть пополам по длинной стороне, а потом еще раз пополам – это руки. Тонкой ниткой замотать кончики – получились кисти рук.

3 этап: Собираем нашу куколку. Подготовленную заготовку рук вставляем между двумя частями туловища. Заматываем поясок и крест на крест верхнюю часть туловища.

      

4 этап: Самый увлекательный – наряжаем куколку в сарафан, такой как у меня. Для этого выбираем лоскуток ткани яркого цвета, среднего размера, оборачиваем его вокруг туловища куколки – приматываем тонкой нитью. Можно нарядить куклу в фартук – здесь готовые формы, выберите подходящий по цвету к сарафану.

5 этап: Мастерим волосы. Наматываем шерстяные, толстые нити на картонную полоску, наматывать нужно плотно, как клубочек мотаем. Снимаем, просовываем в отверстие в голове, закрепляем хвостик, разрезаем – волосы готовы.

    

– Красивая, яркая получилась Веснянка, сразу теплом, солнышком повеяло. Засиделись вы у меня выходите, да с Веснянкой отдохните.

Звучит аудиозапись народной игры « У Маланьи у старушки» (музыка с текстом, дети встают в хоровод и действуют по тексту, в конце слов показывают движения как наматывать клубок ниток, вращения кистей рук)

(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)У Маланьи у старушки(Сложить руки углом, показать избушку.)Жили в маленькой избушке(Показать семь пальцев.)Семь сыновей,(Очертить брови пальцами.)Все без бровей,(Растопыренные ладони поднести к ушам.)Вот с такими ушами,(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

)Вот с такими носами(Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.)Вот с такими усами,(Очертить большой круг вокруг головы.)Вот с такой головой,(Показать руками большую окладистую бороду.)Вот с такой бородой!(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)Они не пили, не ели,(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

)На Маланью все глядели,(Дети показывают загаданные действия.)И все делали вот так…- 

Самостоятельная деятельность детей.

– Отдохнули. А теперь посмотрите у вас на столе лежат фотографии с последовательностью изготовления куклы.  Небольшое соревнование команд сидящих за одним столом – нужно выложить фотографии по порядку, составить  цепочку последовательности работы: что сначала, что потом. (дети работают самостоятельно коллективно, каждый стол выкладывает цепочку последовательности )

– Я смотрю, вы все справились с заданием.  Молодцы!

– А теперь я предлагаю вам приступить к работе, а фотографии у вас на столах вам помогут.

(Дети работают самостоятельно под русскую народную музыку: песня в исполнении Е.Фроловой «Ой, вы ветры, ветерочки мой…», «Во поле береза стояла»).

Итог занятия

Бабушка Маланья кличет к себе ребятишек, и девчонок и мальчишек. Выходите своих куколок покажите. Вместе с куколками давайте весну кликать и пусть ваши куколки вас берегут, охраняют и во всем помогают. Куколки эти волшебные, они хранят тепло ваших рук, их можно подарить своим близким. (Все вместе поют закличку, держа в руках куколок)

  1. Синички-сестрички, Чечётки-тётки, Кулички- мужички, Скворцы-молодцы, Из-за моря к нам летите, Весну красную несите! С шёлковой травой, С жемчужной росой, С тёплым солнышком,
  2. С пшеничным зёрнышком!
  3. Рефлексия:
  • Какую куклу мы с вами сегодня делали?
  • Какой материал мы с вами использовали?
  • Ребята понравилось, вам наше занятие, или нет?

Вот такие куколки у нас получились.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/users/69726/articles/160141-konspekt-nod-prikladnoe-tvorchestvov-starshej-gruppe-kukolka-vesnyanka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector