Классный час во в 2 классе
Тема: Развивай свою память
Ермаковская ОШ
Учитель нач. классов: Ибраева Р.Ж.
- Цели: в доступной форме дать понятие о видах памяти, ее свойствах; способствовать развитию памяти у детей через игры и упражнения.
- Вводная беседа
- — запоминание;
- — сохранение;
- — воспроизведение.
- Роль и механизм запоминания
- Игра «Снежный ком»
Оборудование: тема написана на доске для каждого ученика. Лист, разделенный на 5 клеток для образца с рисунками, индивидуальные листочки с картинками, памятки «Как учить стихи». Ход классного часа — Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Она называется «Попробуй повтори!» Сейчас я прохлопаю в ладоши ритм. Ваша задача — внимательно слушать, запомнить и повторить точно так же. (Учитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети повторяют.) — Как вы думаете, что вы сделали, прежде чем повторить ритм? (Запомнили.) — Верно, его послушали и запомнили. Нужно быть не только внимательным. Но и обладать хорошей памятью. — Посмотрите на доску. Прочитайте тему сегодняшнего урока. («Развивай свою память».) — Память- это важное свойство человека. Благодаря памяти человек запоминает различные события, предметы. Люди всегда придавали памяти большое значение, так как без памяти человек не смог бы выжить. Вспомните пословицу: «Повторение-мать учения». Как она связана с запоминанием? (Высказывание детей.) — Как вы думаете, а на что похожа наша память? (Выслушивается высказывание детей.) — Нашу память можно сравнить с записной книжкой, которая хранит важную информацию, с сундучком с ценным содержимым со шкатулочкой. С магнитофонной пленкой, диском и т.д. (Можно наглядно продемонстрировать перечисленные предметы в своей памяти, то есть как будто кладем в сундучок. Потом память сохраняет самое важное и нужное, то есть накрепко закрывает сундучок на замок. А при необходимости мы извлекаем из нашей памяти то, что запомнили и сохранили, то есть, открываем наш волшебный сундучок. Итак, память-это: (Все три написанных слова вывешиваются на доску.) — Когда лучше запоминается материал: когда мы его понимаем или когда просто зубрим, то есть, не осмысляем? (Когда понимаем, тогда запоминается лучше.) — Зубрить что-либо вредно. Так как такой вид запоминания не эффективен и зазубренное быстро забывается. Более эффективно учить уроки осмысленно, то есть стремиться разобраться в материале. Тогда полученные знания могут долго храниться в памяти. — Теперь давайте проверим память каждого из вас. Для этого мы поиграем в интересную игру под названием «Снежный ком». Начинает любой играющий. Он называет какое-нибудь слово. Следующий повторяет это слово называет другое (свое) слово. Третий повторяет первые два слова и говорит свое. Так все по очереди говорят слова. Тот, кто забудет последовательность слов, выбывает из игры.
(Подсказка. Чтобы запомнить все слова, можно связать их в единый рассказ или рисовать в своем воображении картину, используя названные слова.
Есть другой вариант данной игры.)
Игра «Подарок»
— Мой друг приехал из Индии и привез в подарок веер. (Обмахивается воображаемым веером.) Мой друг приехал из Индии и привез в подарок веер и швейную машинку. (Изображает сначала веер потом швейную машинку. Остальные повторяют. Постепенно прибавляются все новые предметы, задачи играющих – не сбиться.)
Виды памяти
— У всех людей разная память. Кто-то может запомнить больше, кто-то меньше. Один человек быстро запоминает, но и быстро забывает. А другому человеку нужно больше времени для запоминания. Зато помнить заученное он будет долго. У каждого человека существует разные виды памяти. Сейчас мы с вами еще немного поиграем-определим виды памяти. Каждый из вас получит листочек, который вы положите на край парты картинкой вниз. После того как я назову вам 7 слов, вы перевернете листочек вычеркните на нем картинки, которые соответствуют названным словам. Слова: солнце, чашка, мяч, яблоко, лист, цветок, гриб. (Дети вычеркивают картинки с названными словами.)
— Давайте проверим. Что вы делали. Прежде чем вычеркнуть рисунок? (Слушали.)
— Верно. Существует такой вид памяти — слуховая.
(Учитель делает запись на доске или вывешивает готовую таблицу с написанным словом.) Слуховой памятью вы пользуетесь когда, когда учитель на уроке что-либо объясняет, когда дома слушаете маму. Смотрите телевизор и т.д. Но память бывает не только слуховой. Чтобы узнать. Какие еще виды памяти существуют. Давайте продолжим играть. Каждый из вас получит чистый лист, разделенный на 5 клеток. В течение 10 секунд я покажу вам такой же лист, но в каждой клеточке будет рисунок. Ваша задача — нарисовать такие же рисунки в той же последовательности. (Учитель показывает, а дети рисуют.)
— Давайте проверим. Что вы делали перед тем, как начать рисовать? (Смотрели на доску)
— Значит, вам помогло зрение. Как же можно назвать такой вид памяти? (Зрительная.)
(Учитель вновь делает запись на доске.) — Итак, существуют слуховая и зрительная память. Но если бы мы обладали только такими видами памяти, то не смогли бы научиться плавать или танцевать. И во время обучения письму вы тоже запоминаете определенные движения. Значит, двигаться нам помогает тоже память. Кто хочет проверить свою двигательную память? Сейчас три человека на5 секунд примут какую-нибудь позу, а после этого желающий должен будет их повторить. (Четыре человека выходят к доске. Игру повторяют несколько раз.) О других видах памяти мы узнаем на следующем классном часе.
Феноменальная память
— Есть люди, которые могут запоминать в 100 раз больше, чем другие. Эти люди обладают феноменальной памятью. (Слово записывается на доске.)
— Это люди, которые могут запомнить очень-очень много, быстро что-либо сосчитать. Кто из вас знает. кто такой Наполеон? (Французский император и полководец.)
— У него тоже была очень хорошая память. Он помнил всех своих солдат по именам. Известный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт мог запомнить сложнейшее музыкальное произведение после одного прослушивания. А.С. Пушкин, великий русский поэт, мог запомнить стихотворение, прочитав его всего два раза.
Давайте мы с вами попробуем выучить стихотворение Елены Благининой «Огонек». Я прочитаю два раза, а вы попробуете запомнить. (Стихотворение можно записать на доске, предложив детям прочитать его самостоятельно, так ка у некоторых детей лучше развита зрительная память.) Хрустит за окошком Морозный денек Стоит на окошке Цветок-огонек. Малиновым цветом Цветут лепестки, Как будто и вправду Зажглись огоньки (Учитель читает стихотворение 2 раза.) — Давайте проверим.
Работа с памяткой
— Я хочу помочь вам заучивать стихи. В этом нам поможет памятка. Давайте прочитаем ее.
Памятка «Как лучше запоминать»
- Будь уверен, что все запомнишь. Мысленно скажи себе: «Я все запомню! Я молодец!»
- Не учи слишком много за один раз. Разбей большой текст или стихотворение на части. Если устал-отдохни, так как происходит напрасная трата твоей энергии и времени.
- Выученные строчки повторяй несколько раз, каждый раз по новому: весело, грустно, спокойно, восторженно.
- Предоставляй то, что надо запомнить: рисуй картинки, образы, старайся, чтобы образы были яркими.
- Перескажи текст или стихотворение своими словами.
- Повтори стихотворение или текст перед сном, утром. Когда проснешься, и перед уроком. Будь уверен в себе!
(Памятки раздать каждому ученику.)
- Игра на развитие памяти
- Подведение итогов
- Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком.
— А вы бы хотели иметь феноменальную память? (Да) — Кому-то хорошая память дана от природы, а кому-то приходится ее развивать. Но чтобы развивать свою память, надо много тренироваться. Посмотрите и запомните, как одет ваш одноклассник Игорь. (Дети запоминают, затем Игорь выходит и за дверью меняет что-то в своей одежде, учитель может помочь ему. Игорь входит в класс.) -Вспомните, как был одет Игорь и ответьте, что изменилось в его внешнем виде. (Дети угадывают.) — А стоит ли свою память развивать? Зачем нужна человеку память? (Дети отвечают) — Какие вы знаете пословицы о памяти? «Дырявая голова» — о ком так говорят? (О том, у кого плохая память.) — А еще говорят: «Потерял память, потерял себя». Как вы понимаете эту пословицу? (Без памяти человек не существует.) — Итак, память является одним из основных свойств человека.
Источник: http://kzbydocs.com/docs/748/index-14083-1.html
Классный час на тему: «Память — кладовая знаний»
- Классный час на тему: «Память — кладовая знаний».
- Цель: пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию;формировать положительную оценку способствовать , самоорганизации, самодисциплине.
- Оформление класса.
- На доске написать3 задания:
- Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковёр, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.
- Результаты:
- — от 18 до 20 слов – великолепно;
- — от 15 до 17 слов – это ещё хорошо;
- — от 10 до 14 слов – средне;
- — меньше 10 – вы не умеете пользоваться вашей памятью;
2. Ледовое побоище – 1242 год.
- Куликовская битва – 1380 год.
- Полтавская битва – 1709 год.
- Первая морская победа над шведами – 1714 год.
- Для домашней работы: Меркурий, Венера, Земля, марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
- План классного часа.
- Мини — лекция «Что такое память?»
- Тест «Хорошая ли у вас память?»
- Игра «Рецепты»
- Составление памятки «Правила запоминания».
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
Ход классного часа.
- Мини – лекция «Что такое память?»
- — Память, её значение в жизни человека.
- — Виды памяти: двигательная, зрительная, слуховая, словесная, кратковременная, долговременная.
- — Запоминание: механическое и осмысленное.
Каждый день мы узнаём что – то новое. Всё, что узнаёт человек, хранится в памяти. «Память есть кладовая ума», — говорил Суворов.
Память– психическое свойство человека, способность накапливать, хранить и использовать информацию. Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения к поколению. Человечество не могло бы развиваться.
Память бывает двигательная, зрительная, слуховая, словесная.
Представьте себе: идёт урок и учитель объясняет новую тему. Мы слышим голос учителя – работает слуховая память, записываем слова в тетрадь – работает двигательная, зрительная и словесная память.
Когда работают все виды памяти, мы запомним 16 слов из 20, когда мы только слушаем – запомним лишь 5 слов. Теперь вам понятно, почему учитель требует слушать и записывать его объяснения.
Так запоминается в 3 раза больше информации.
Запоминание может быть осмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить – это осмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходиться запоминать механически. Все знают, как это долго и тяжело.
Таблицу умножения мы запоминаем надолго –это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня можно забыть – это кратковременная память. Когда мы запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что – то новое.
Становится понятно, почему учителя советуют нам больше читать. Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчётам учёных каждый из нас способен запомнить миллионы книг.
Но мы — из- за лени или по незнанию – используем лишь маленькую частичку своего мозга. Некоторые исторические личности обладали удивительной памятью.
Например, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их было свыше 30 тысяч у каждого. Такими же способностями обладал и Наполеон.
Все эти великие люди упорно работали над своей памятью, развивали её и достигали невероятных успехов. Помогли им в этом приёмы запоминания, которые были известны с глубокой древности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе «мозг заржавеет», как говорят психологи.
- Тест «Хорошая ли у вас память?»
Сейчас вы проверите, хорошая ли у вас память. Результаты проверки вы можете никому не показывать. Они вам понадобятся, чтобы оценить свои силы.
На доске записаны 20 слов (первое упражнение). Я читаю вам эти слова, и вы можете изучать этот список в течение 2 минут. Теперь я закрою этот список и даю вам 5 минут, чтобы записать на листке слова, которые вам удалось запомнить. Сколько слов удалось вам запомнить? Оцените ваши результаты (вы их можете увидеть на доске).
- Мы хотим улучшить свою память, для этого я вам дам рецепты.
- — Поставить цель – запомнить надолго.
- — Чтобы улучшить память нужно внимание.
- Послушайте небольшой рассказ и постарайтесь его запомнить.
Восьмого апреля около города Казани произошла дорожная авария. Товарный состав, подходя вечером к станции, сошёл с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов; в 12 вагонах была солярка, а в15 – вино. Две цистерны солярки по 40 тонн и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина и дизельного топлива вылилась на автостраду, из – за чего
упал на бок 10 – тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло, и всё масло вылилось на дорогу. К счастью, никто серьёзно не пострадал, и только водитель грузовика получил лёгкие ушибы.
А теперь дайте ответы на вопросы:
- В какое время года произошло событие? (Весной – 8 апреля).
- Каких вагонов было больше – с вином или с соляркой? (С вином.)
- Сколько цистерн с вином было повреждено? (4 цистерны.)
- Чего больше разлилось – вина, солярки или масла? (Вина.)
- Сколько было всего вагонов? (27.)
- В какое время суток произошло крушение?(Вечером.)
Да, мы увлеклись цифрами и не обратили внимания на обыкновенные вещи. А на что не обратили внимание?
— Третий рецепт – самое сильное средство – ассоциации. Ассоциации – это связи: между предметами, словами, понятиями.
Вы помните наше первое упражнение, когда мы пытались запомнить 20 слов и у нас это плохо получилось? А теперь мы попробуем запомнить 20 слов с помощью ассоциаций. Я читаю те же слова, но в паре с каждым словом будет другое слово, которое вам нужно запомнить. Но первое слово будет подсказкой, ассоциацией для второго.
Внимание, смотрим и слушаем. Наша задача – запомнить второе слово из каждой пары. Учитель читает слова, записанные на доске, добавляя к ним пары новых слов, которые нужно запомнить (новые слова записывать не нужно).
Мыло – мочалка, стул – стол, мяч – футбол, лодка – весло, банан – гроздь, ковёр – самолёт, книга – учебник, лес – чаща, река – разлив, пробка – бутылка, рыба – килька, парта класс, дом – мама, ваза – букет, кот – собака, орден — герой, море – шторм, школа – дневник, трава – газон, зебра – полоска.
А теперь проверим, как вы запомнили пару каждого слова. Я читаю слово, а вы называете его пару. Если никто не запомнил, я рисую на доске нолик. Максимальное количество слов, которые вы можете запомнить, — 20.
Учитель вновь читает слова, которые написаны на доске, ученики хором выкрикивают их пары. Если дети молчат, учитель рисует на доске ноль.
Ну, вот сразу видно, что ассоциации нам помогли.Давайте используемих для запоминания хронологической таблицы.
На доске записаны даты 4 великих битв из нашего календаря воинской славы России. Наша задача – быстро запомнить все даты с помощью ассоциаций. На подготовку даётся 5 минут.
— Четвёртый рецепт – учить осмысленно, не зубрить механически.
Отдельные слова и даты учить неочень трудно, а как запомнить большой текст? Для этого нужно разбить текст на части. В каждой части найти главные слова, составить план и пересказать по плану. А читать и пересказывать лучше вслух. Говорят, так делал Авраам Линкольн, наверное, потому и стал первым президентом Америки.
— Последний рецепт – повторение! Но это лекарство надо принимать с умом! Передозировка здесь тут ни к чему!
Как ни странно, психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом в 5 – 10 минут, чем повторять 6 раз подряд! Для памяти нужно побольше кислорода и совершенно противопоказаны курение и алкоголь. Я раскрыла вам только частичку секретов памяти. Остальные секреты вы можете открыть сами, если будете развивать свою память
- Составление памятки «Правила запоминания».
Результат нашего классного часа – на доске — это правила запоминания.
- Поставь перед собой цель – запомнить надолго.
- Будь внимателен, не отвлекайся.
- Учи осмысленно, не зубри механически.
- Рисуй картинки, схемы, ищи ассоциации.
- Большой текст разбей на части, составь план.
- Повторяй с перерывами.
На доске записаны названия планет Солнечной системы в порядке их приближения к Солнцу. Представьте себе, что нам нужно запомнить их в такой же последовательности. Для этого можно составить из них текст, пусть даже нелепый и смешной.
Читает слова, записанные на доске. У меня, например, получилось так: «Меркурий танцует с Венерой, Земля с Марсом, а Юпитер с Сатурном с криками «Ура!» бросились на Нептуна, но тот сказал, что они Плутоны».
Придумайте свой текст, для того чтобы быстро запомнить эти задания.
Ребята, сегодня вы познакомились с приёмами развития памяти. Они должны вам помочь в заучивании наизусть стихотворений, правил, при пересказе текстов. Почувствовать уверенность в себе. Захотите стать лучше, умнее.
Источник: http://spezschool.yashkino.ru/activity/mery/37——l—r—
Классный час. 1 СЕНТЯБРЯ “Урок мира” во 2 классе
- Муниципальное общеобразовательное учреждение
- «Средняя общеобразовательная школа № 12»
- Муниципального образования город Ноябрьск
- УРОК МИРА
- 2 КЛАСС
- Учитель начальных классов
Саченко В. А.
- 2015 г.
- 1 СЕНТЯБРЯ.
- Урок мира во 2 классе.
- Цель: Развивать логическое мышление, память, речь учащихся;
- прививать любовь к школе, интерес к знаниям.
- Ход урока.
Ι. Орг. момент.
• Звучат песни Шаинского «Учат в школе», «Дважды два четыре».
ΙΙ. Беседа учителя о правилах поведения в школе.
— Ребята, поздравляю вас с началом учебного года! Вы повзрослели на целый год, окрепли и отдохнули за лето. Теперь вы стали второклассниками. Школа тоже изменилась за лето. У вас появился новый кабинет. Он очень ждал вас, прихорашивался, чтобы встретить вас и познакомиться.
Он надеется, что вы будете беречь его, станете его друзьями. В классе живут цветы, они тоже смотрят на вас, на таких красивых и нарядных. Они тоже ждут от вас помощи и доброго отношения.
Вы будете их любить? (Да) А ухаживать? (Да) А что для этого надо делать? (Поливать, рыхлить землю, не ломать, не бросать в землю мусор)
- • Плакат правильной посадки за партой.
- Парта – это не кровать,
- И на ней нельзя лежать.
- Ты сиди за партой стройно
- И веди себя достойно.
- Учитель спросит – надо встать.
- Когда он сесть позволит – сядь.
- Ответить хочешь – не шуми,
- А только руку подними.
— Знаете, кто написал эти строки? ( С. Я. Маршак.)
— В этом стихотворении отмечены основные правила поведения ученика в школе. Кто может сказать, почему надо выполнять эти правила? (Сидеть ровно, чтобы не испортить зрение и осанку; не шуметь, чтобы слышать рассказ учителя и ответы товарищей.)
— Какие ещё правила поведения в школе вы знаете? (Не бегать в классе на перемене, не драться, не ломать столы и стулья, со всеми при встрече здороваться и т. д.)
— А зачем дети ходят в школу? (Чтобы получать знания.)
ΙΙΙ. Беседа о школьных предметах, раздача учебников.
— Ребята, к вам в гости пришёл … Кто же это? (Буратино!) Буратино из сказки Алексея Толстого после своих приключений всё-таки вернулся в школу, чтобы стать умным и грамотным. Он также как и вы закончил 1 класс и стал второклассником. Принёс для вас задания, чтобы проверить, не забыли ли вы всё за лето.
- •Учитель достаёт из портфеля Буратино задания. Можно предложить читать
- задания детям.
- 1) Задумайте число меньше 10, кроме 0.
- Прибавьте к нему 10.
- Последнюю цифру результата отбросьте.
- Из оставшегося отнимите единицу.
- У вас теперь 0.
- Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
- Рыбак Корней поймал трёх окуней,
- Рыбак Евсей – четырёх карасей.
- Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?
— Какой школьный предмет вы вспомнили сейчас? ( Математику.)
— Буратино, у тебя есть ещё задания для ребят? (Есть. Вот они.)
2) Замени в слове СОМ букву, обозначающую второй согласный звук, на букву К. (Сок.)
В слове ЛЕС замени букву, обозначающую гласный звук, на И. (Лис.)
— К какому школьному предмету отнесли бы вы эти задания? ( Русский язык.)
- 3) Из какого произведения эти строки и кто их написал?
- Ветер весело шумит,
- Судно весело бежит
- Мимо острова Буяна
- К царству славного Салтана,
- И желанная страна
- Вот уж издали видна…
(«Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкин)
Мышка бежала, хвостиком зацепила,
яйцо упало и разбилось.
(Рус. нар. сказка «Курочка Ряба»)
— Какой учебный предмет научил вас читать, знакомит с прекрасными сказками, рассказами, стихами? ( Чтение.)
— Какие ещё есть учебные предметы в школе? (Труд, физкультура, окружающий мир, рисование, музыка)
— Чему они вас учат? (Каждый учебный предмет учит определённым знаниям и умениям. Например, на уроке труда будем учиться вырезать, клеить, лепить из пластилина, вышивать и делать игрушки.)
• Раздача учебников.
— Посмотрите на ваши новые книжечки. Какие они красивые! Почему их называют учебниками?
— УЧЕБНИК – это источник знаний. Именно они знают тайны всех наук. Нет и не бывает учёных, которые бы не учились сначала по таким же или похожим школьным учебникам, как и вы.
Послушайте стихотворение, которое называется «Обращение книжки».
Я — книга. Я – товарищ твой!
- Будь, школьник бережней со мной…
- Мой чистый вид всегда приятен,
- Оберегай меня от пятен.
- Привычку скверную оставь,
- Листая, пальцы не слюнявь!
- Ой, уронил меня ты на пол!
- Ай, супом ты меня залил!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы! Мой переплёт не выгибай!
- Мой корешок не поломай,
- Не забывай меня в саду:
- Вдруг дождь нагрянет на беду.
- Запомни: я твой лучший друг.
- Но только не для грязных рук!
ΙV. Итог.
— Назовите самые любимые школьные предметы. Что вам в них нравится?
— От вас, ребята, многое зависит: будет ли наша школа красивой, чистой, дружной, весёлой и любимой, потому что только для вас она и создана.
Источник: http://www.sochuroki.com/klassnyj-chas-1-sentyabrya-urok-mira-vo-2-klasse/
Классный час «Тренировка памяти»
Шишкина Наталья Юрьевна
- Цель: раскрыть сущность и важность понятия память, познакомить с видами памяти, показать различные способы тренировки памяти, объяснить необходимость развития памяти для успешной учебы.
- Оборудование: буквы, составляющие слово ПАМЯТЬ.
- Ход занятия
Психолог. Здравствуйте ребята! Как вы думаете чему посвящено наше сегодняшнее занятие? К нам на занятие спешило ключевое слово, но споткнулось и рассыпалось. Собрать его нам помогут загадки. По первым буквам отгадок мы сможем отгадать главное слово.
- Психолог загадывает загадки.
- Загадка про пенал
- Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный (арбуз)
- Загадка про мел
- Вкусное, румяное я расту на ветке. Любят меня взрослые и детки (яблоко)
- Загадка про тетрадь
- Заг про мягк знак
- На доске собирается слово ПАМЯТЬ
Психолог. Итак, речь пойдет о памяти. Что такое память? (ответы детей)
Психолог. Память – это запоминание, сохранение и воспоминание того, что произошло ( что увидел, услышал, выучил). А еще о памяти говорят так: «Память – это медная доска, покрытая буквами, которые время от времени незаметно сглаживаются, если порой не возобновлять их резцом»
- Как вы думаете что значит это высказывание?
- Психолог подводит детей к выводу: чтобы удерживать в памяти нужную информацию, память необходимо тренировать.
- Вот мы и определили тему нашего занятия, она звучит так: «Тренировка памяти».
Психолог. Ребята, вам еще долго учиться. В учении без памяти никак не обойтись. Но школу вы когда-то закончите, а нужна ли память в дальнейшей жизни?
Сейчас мы с вами познакомимся с различными способами тренировки памяти. Но сначала нужно знать что память бывает нескольких видов. Может, кто-то знает, какая бывает память?
Сегодня мы познакомимся с двумя видами памяти, какими, вы узнаете после того, как мы поиграем в игру «Кто за кем стоит».
Игра «Кто за кем стоит»
Выбирается 6 учащихся, ставятся по порядку, остальные закрывают глаза, стоящие дети меняются местами. Класс должен угадать, что изменилось.
Психолог. Кто догадался, какой из видов памяти использовался в этой игре? (ответы детей)
Правильно, мы запоминали с помощью глаз, т.е. смотрели, поэтому память называется зрительной. Таким образом, зрительная память – это запоминание информации с помощью зрения, т.е. мы запоминаем что-либо, глядя на предмет или явление.
У некоторых людей зрительная память развита не очень хорошо. Как же быть? Главное, не стоит огорчаться, ведь есть еще другие виды памяти, о которых вы узнаете позже.
Все люди разные и у каждого человека может быть лучше развит какой-нибудь один вид памяти и чуть хуже другой.
Главное — знать какой вид памяти у вас развит лучше, потому что тогда вы сможете воспользоваться этими знаниями.
Например, если вам надо что-то запомнить, а зрительная память развита не очень хорошо, можно подключить другие виды памяти. Но надо помнить, что зрительную память можно тренировать и она обязательно улучшится.
Кто мне подскажет? Как можно развить зрительную память?
Психолог. Сейчас мы с вами познакомимся с одним из видов тренировки зрительной памяти.
(Раздаются спички и наглядный материал, дети выкладывают фигуры из спичек по запомнившимся картинкам, оценивают свои результаты).
Психолог. При помощи зрения мы можем запоминать и песенки, и стихи. Кто знает как? (ответы детей)
Психолог. А давайте попробуем?
(на доске рисуются картинки к песенке «Солнечный круг». На каждое на каждое слово рисуется картинка и озвучивается. Таким образом запоминается информация. После этого детям предлагается спеть кусочек песни.)
Психолог. А вам никогда не приходило в голову, что слово можно увидеть? (ответы)
Закройте глаза и попытайтесь представить живую бабочку; сосредоточьтесь и не торопитесь. Постарайтесь представить ее так ясно, как будто видите ее на самом деле.
Еще слово можно понюхать и даже попробовать на вкус, нужно только очень захотеть. А сейчас мы познакомимся с другим видом памяти. Для этого мы поиграем в игру «Знакомый звук». Закрыв глаза, вы будете внимательно слушать разные звуки и стараться их запомнить. (Детям предлагается послушать 6 разных звуков, например, стук по стеклу, шелест книги, звук колокольчика…).
Психолог. Откройте глаза. Вы слышали звуки, какие это были звуки?
Психолог. Что нам помогло справиться с этим заданием? Наша память.
Как вы думаете, какой вид памяти принимал участие в этой игре? Слуховая память.
Правильно, в игре участвовала наша слуховая память. Так что же такое слуховая память?
Психолог. Слуховая память — это запоминание информации, осуществляемое с помощью слуха, т. е. мы запоминаем что-либо, слыша слова и звуки. Скажите, ребята, а как же мы используем этот вид памяти в жизни? (отвечают дети).
Психолог. Всем стало понятно, что в жизни часто мы рассчитываем на слуховую память. У некоторых людей этот вид памяти развит слабо.
Кто мне подскажет? Как можно развить слуховую память?
Вы уже знаете, что слова можно увидеть, услышать, попробовать на вкус. А еще можно научиться запоминать разные слова по порядку. Для этого нужно представить, что слова это персонажи какой-то истории. Давайте посмотрим, как это можно делать.
Возьмем, например, слова: город, слон, цветок, ветер, ветер, крылья, кошка. Вот какой рассказ может получиться: « По городу шел слон. Он увидел на газоне цветок, который колыхался на ветру. Когда слон подошел поближе, из-за цветка вылетела птица, испугано замахав крыльями. От неожиданности слон попятился и едва не наступил на кошку».
Чтобы вспомнить слова, закройте глаза и попытайтесь представить историю. Слова вспоминаются по порядку сами собой. Получилось? Если да, то хорошо, если нет, можно попробовать еще раз.
А теперь попробуйте сами. Я вам продиктую слова, а вы составьте предложения, чтобы получился небольшой рассказ. Готовы? Начали. Лес. Асфальт, творог, калоши, перец.
Психолог: А теперь давайте познакомимся еще с одним приемом запоминания слов – с помощью карандаша. Держа его на ладони, можно запоминать слова интересным способом. Я буду читать слова, а вы будете меня слушать и одновременно держать карандаш на ладони, представляя, как слова накручиваются на карандаш, словно гирлянда.
- Но сначала давайте потренируемся.
- Запоминаем слова: мышь, ботинок, сок, чашка, самолет, жук.
- Завершение
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что показалось трудным, а что нет?
- Что понравилось в уроке?
Источник: https://open-lesson.net/5567/