Классный час «вежливая просьба», 1 класс

Классный час «Вежливая просьба», 1 класс

  • Автор презентации: Тарасенко Лилия Ситдиковна
  • Классный час по этикету на тему:
  • «Вежливая просьба»
  • В 1 классе
  • Тема:«Вежливая просьба».
  • Цели:
  • — формирование адекватного использования речевых средств .
  • — развитие речевых, мимических, жестикуляционных и интонационных умений при выражении просьбы.
  • — воспитание у детей дисциплины, сдержанность, самоконтроль и умение слушать одноклассника и учителя; настроить его на преодоление жизненных трудностей;
  • Применяемые методики и, технологии, оборудование:
  • Плакаты: «Доброта лучше красоты», «Прежде чем сделать, — подумай!»; выставка рисунков учащихся на тему «Я рисую вежливость»;презентация к классному часу; инсценировка сказки «Репка»
  • Этап
  • Деятельность учителя
  • Деятельность учащихся
  • УУД
  • Мотивация к учебной деятельности

— Здравствуйте, дорогие дети. Я рада вас видеть такими нарядными и красивыми. К нам сегодня в гости пришли гости. Они хотят смотреть, как вы занимаетесь и какие вы вежливые.

— Мне кажется, что нам необходимо поприветствовать друг друга и наших гостей. — Я предлагаю сделать это с улыбкой, открыть ладони и постараться с помощью мимики и жестов, без слов, выразить радость, доброе отношение и уважение друг к другу и к нашим гостям.

(звучит музыка И.Шаинского «Улыбка».)

— Спасибо вам за вашу доброту и старание. У вас прекрасно получилось. Я думаю, наши гости тоже поняли вас и они тоже приветствуют вас.

  1. Дети выходят на середину класса и без слов приветствуют всех находящихся в классе
  2. Личностные: Внутренняя позиция школьника.
  3. Коммуникативное: планирование учебного сотрудничества.
  4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Мы с вами уже довольно давно проводим занятия по этикету. Что вы ждёте от этих занятий? Чему бы вы хотели научиться на этих занятиях?

Это ваши вопросы и пожелания. Чуть позже мы к ним ещё вернёмся.

  • Ответы детей записываются на карточках со знаками вопросов и вывешиваются на магнитную доску
  • Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.
  • Выявление места и причины затруднения
  • — А тему нашего занятия я предлагаю вам отгадать.

— У меня есть два помощника. Сейчас они представят вам небольшую сценку.

(два стула)

— А вам нужно угадать, что они будут делать?

Двое детей садятся на стулья и с помощью мимики и жестов просят друг друга поменяться местами

  1. Познавательные: постановка и формулирование проблемы.
  2. Построение проекта выхода из затруднения
  3. — Что хотели сказать дети?
  4. — Что они делали? (они просили о чём-то)
  5. — Да, тема нашего занятия “Просьба”.

— А какая это была просьба . А что же такое вежливость? Как вы понимаете это слово?

  • — Они просили о чём-то.- Вежливая
  • Личностное:нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания
  • Реализация проекта выхода из затруднения
  • — Как была выражена эта просьба? (с помощью мимики и жестов)
  • — Какие должны быть жесты, чтобы человек согласился выполнить твою просьбу?
  • — Чего не хватало в это сценке?
  • — С помощью чего можно выражать просьбу? (слова)
  • — Какие это могут быть слова?
  • — Но ведь разные слова можно сказать по-разному.
  • — А как нужно их произносить?
  • — Что ещё важно для осуществления просьбы? (интонация)
  • (В процессе беседы появляются слова: мимика, жесты, слово, интонация и символы этих слов)
  • -С помощью мимики и жестов
  • -Слова-Интонация

Регулятивные:познавательная инициатива. Познавательные: сравнение поиск необходимый информации. Коммуникативный:учет разных мнений.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

— Итак, мы с вами выяснили, что для исполнения просьбы необходимо учитывать мимику, жесты, слова и интонацию. Но ведь теория сама по себе всегда требует практики, и сейчас мы с вами займёмся практикой.

— Я предлагаю вам в качестве практики игру. Называется она “Репка”.

  1. — Давайте вспомним сказку “Репка”:
  2. Выросла репка большая-пребольшая.
  3. Стал дедушка тянуть, но вытянуть не смог.

Позвал дед бабку на помощь. По сказке мы помним, что все герои с удовольствием помогли дедушке. (Просмотр слайдов). А давайте представим, что бабушка и все остальные герои отказалась помочь. Почему? Что же неправильно сделал дед? Что ему сделать, чтобы помогли?

  • А вот здесь сказочные правила меняются на правила нашей игры.
  • Коммуникативный: планирование учебного сотрудничества.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой
  • И вам надо постараться уговорить бабку и других героев, чтобы они помогли дедушке…
  • Инсценировка сказки учениками
  • Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров
  • Включение в систему знаний.
  • — Как же нам с вами удалось уговорить их?
  • — Какие средства для достижения цели мы использовали?
  • Коммуникативные: постановкавопросов. Познавательные: анализ
  • Рефлексия учебной деятельности
  • — Какие же из поставленных в начале занятия вопросов нам удалось разрешить?
  • — Что было важно для вас на этом занятии?

— Какое у вас настроение? Выберите и нарисуйте такое лицо человечку, какое у вас настроение. — Теперь вы знаете , в каких случаях и как нужно употреблять вежливые слова , жесты и мимику. Я думаю, вы с сегодняшнего дня станете более вежливыми и внимательными друг другу.

Личностные:самооценка на основе критерия успешности.Познавательные:рефлексия.Контроль и оценка.

Ожидаемый результат:

На данном классном часе ожидается высокая активность учащихся, так как эта тема ведется систематически.

Дети должны усвоить, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.

Вежливость и воспитанность, красота человека проявляется не только в словах, но и в его движениях. Они должны быть естественными.

Источник:

Этические беседы( Тема: «Вежливость»)

Источник: https://detsadd.ru/meropriyatiya/klassnyj-chas-vezhlivaya-prosba-1-klass.html

Классный час «Вежливая просьба», 1 класс

  • Цели и задачи
  • — учить детей вежливой просьбе и вежливому отказу.
  • Предварительная работа

Инсценирование стихотворения Л. Квитко «Анна-Ванна — бригадир».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель. Очень часто к вам обращаются с разными просьбами. Одни просьбы вы можете выполнить с удовольствием, а другие выполнить не можете. Как же правильно уметь отказать и правильно попросить, если вам необходима помощь? Этому мы поучимся на сегодняшнем занятии.

  1. Обсуждение стихотворения Я. Бжехвы из сборника «Муравей»
  2. Сказали волу:
  3. — Уважаемый вол!
  4. Отвезите, пожалуйста,
  5. В школу
  6. Стол.
  7. — Ну, вот еще,
  8. Охота была!
  9. Найдите
  10. Какого-нибудь
  11. Осла!
  12. Вопросы для обсуждения:
  13. — Как к волу обратились с просьбой? (Вежливо)
  14. — А вежливо ли отказал вол?

— Что можно сказать про вола? (Вол грубый, некультурный, невежа.)

Учитель. Представьте, что мы с вами пришли в свинарник, чтобы посмотреть на поросят. Но хозяйка поросят нам это делать не разрешает.

  • Инсценирование стихотворения Л. Квитко «Анна-Ванна — бригадир»
  • — Анна-Ванна, наш отряд
  • Хочет видеть поросят!
  • Мы их не обидим:
  • Поглядим и выйдем.
  • — Уходите со двора,
  • Лучше не просите!
  • Поросят купать пора,
  • Завтра приходите.
  • — Анна-Ванна, наш отряд
  • Хочет видеть поросят
  • И потрогать спинки —
  • Много ли щетинки?
  • — Уходите со двора,
  • Лучше не просите!
  • Поросят кормить пора,
  • Завтра приходите.
  • — Анна-Ванна, наш отряд
  • Хочет видеть поросят.
  • Рыльца — пятачками?
  • Хвостики— крючками?
  • — Уходите со двора,
  • Лучше не просите!
  • Поросятам спать пора,
  • После приходите.
  • — Анна-Ванна, наш отряд
  • Хочет видеть поросят!
  • — Уходите со двора,
  • Потерпите до утра,
  • Мы уж фонари зажгли —
  • Поросята спать легли.

Учитель. Можно ли сказать, что ребята вежливо просили бригадира, бригадир вежливо отвечала?

Практическая работа «Как вежливо попросить?»

Учитель. Давайте поработаем в парах и вспомним все слова, которые можно использовать в вежливых просьбах.

1. Будьте добры!

2. Прошу вас, уважаемый!

3. Пожалуйста!

4. Будьте любезны!

Почему иногда нам отказывают? (Ответы детей.)

Чтение и обсуждение рассказа В. Коржица «Плохая конфета»

Однажды, когда Мерике с папой шли в магазин, у одного незнакомого дяди из кармана выпала конфета. Мерике нагнулась, подняла конфету и зажала ее в кулаке. Никто, кроме папы, этого не заметил. Когда они отошли от магазина, Мерике спросила:

— Хочешь, я дам тебе половину?

Папа промолчал. Потом сказал:

— Спасибо, я не хочу. Мне эта конфета не по вкусу.

— Почему? — насторожилась Мерике.

— Ну, просто не по вкусу… — пожал плечами папа.

  1. — Потому что эта конфета того дяди?
  2. — Наверное, — согласился папа. Мерике крепче зажала в руке конфету и сказала:
  3. — У этого дяди, наверное, целый кулек конфет.

— Может, и был, — согласился папа. — А может, и не было.

После этих папиных слов конфета Мерике уже не нравилась.

— Знаешь, папа, — сказала она. — Я лучше отдам эту конфету Артуру.

— Почему Артуру? — удивился папа.

— Потому что Артур еще маленький и не понимает, что эта конфета никому не нравится.

Папа ничего не сказал. Только вздохнул.

Учитель. Почему папа отказался от предложения Мерике?

Тренинг «Учимся вежливо отказывать»

Тренинг проходит в парах. Сначала один участник пары просит о чем-то другого, а второй должен суметь вежливо отказать. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение стихотворения Г. Глушнева «Соседский щенок»

Привязали на цепь щенка,

Цепь холодная коротка…

  • Говорят,
  • Уже через год
  • Подойди к нему —
  • Разорвет.
  • А сейчас он
  • Тихонечко плачет,
  • Грустный хвостик
  • Под лапы прячет.
  • Стоит мне
  • Подойти поближе —
  • Торопливо мне руку лижет:
  • «Отпусти меня,
  • Отпусти».
  • Я глаза отвожу:
  • «Прости,
  • Ты — не мой.
  • Понимаешь,
  • Не мой».
  • Грустный, я ухожу домой.
  • Если б я великаном был,
  • Я тогда бы все цепи разбил!   —
  • Вопросы для обсуждения:
  • — Какие чувства испытывает мальчик к щенку?
  • — Почему мальчик не может выполнить просьбу собаки?
  • — Как мальчик может помочь щенку?
  • Подведение итогов

Вывод. Иногда очень хочется выполнить просьбу, но ты не в силах это сделать. Но если ты можешь выполнить просьбу и это тебя не затруднит, то обязательно помогай другим. И тогда, когда ты обратишься к товарищам с просьбой, тебе также помогут.

Источник: https://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/klasnye-chasy/klasnyi-chas-vezhlivaja-prosba-1-klas.html

Разработка классного часа "Вежливая просьба"(1 класс)

ГБОУ Лицей №179
Занятие по этикету 
  (1 класс)
Тема “Вежливая просьба”
                                             
                                            Задорожняя О.П.,
                                  учитель начальных классов
Цель: развитие речевых, мимических,
жестикуляционных и интонационных
умений при выражении просьбы.

Санкт­Петербург 2016г.
Ход занятия:
1. Приветствие:
­ Я рада вас видеть такими нарядными и красивыми.
­ Мне кажется, что нам необходимо поприветствовать друг
друга и наших гостей.
­ Я предлагаю  сделать это с улыбкой, открыть ладони  и
постараться с помощью мимики и жестов, без слов, выразить
радость, доброе отношение и уважение друг к другу и к нашим
гостям.

(звучит музыка)
(Дети выходят на середину класса и без слов приветствуют всех
находящихся в классе.)
­ Спасибо вам за вашу доброту и  старание. У вас прекрасно
получилось.
2. Мотивация.
­  Мы    с  вами  уже   довольно   давно  проводим   занятия  по
этикету.

 Что вы ждёте от этих занятий? Чему бы вы хотели
научиться на этих занятиях?
(знаки вопросов)
(Ответы детей записываются на карточках со знаками вопросов
и вывешиваются на магнитную доску.)
­ Это ваши вопросы и пожелания. Чуть позже мы к ним ещё
вернёмся.
3. Постановка темы:
­ А тему нашего занятия я предлагаю вам отгадать.
­ У меня есть два помощника.

 Сейчас они представят вам
небольшую сценку.
­ А вам нужно угадать, что они будут делать?
(Двое детей садятся на два стула и с помощью мимики и жестов
просят друг друга поменяться местами.)
(два стула)

­ Что хотели сказать дети?
­ Что они делали? (они просили о чём­то)
­ Да, тема нашего занятия “Просьба”.
­ А какая это была просьба (вежливая)
4.

 Беседа:
­ Как была выражена эта просьба? (с помощью мимики и
жестов)
­   Какие   должны   быть   жесты,   чтобы   человек   согласился
выполнить твоя просьбу?
­ Чего не хватало в это сценке?
­ С помощью чего можно выражать просьбу? (слова)
­ Какие это могут быть слова?
­ Но ведь разные слова можно сказать по­разному?
­ А как нужно их произносить?
­ Что ещё важно для осуществления просьбы? (интонация)
(В процессе беседы на доске появляются слова: мимика, жесты,
слово, интонация или символы этих слов)
5. Психологическая игра:
­ Итак, мы с вами выяснили, что для исполнения просьбы
необходимо учитывать мимику, жесты, слова и интонацию. Но
ведь теория сама по себе всегда требует практики, и сейчас мы
с вами займёмся практикой.
­ Я предлагаю вам в качестве практики игру. Называется
она “Терем­теремок”. 
­ Давайте вспомним сказку “Теремок”:
Стоит в поле теремок, (появляется рисунок теремка)
Он не низок, не высок,
Бежала мимо мышка, (рисунок мышки)
Видит ­ теремок. Постучалась она:
­ Кто­кто в теремочке живёт,
Кто­кто в невысоком живёт?
Никто не отвечает. Заглянула в окошко ­ и правда никого.
­  Стану я тут жить.
И зашла в домик.

Бежал мимо зайчик. Увидел теремок, постучался:
­ Кто­кто вы теремочке живёт?
Кто­кто в невысоком живёт?
­ Я, мышка­норушка. А ты кто?
­ Я зайка­попрыгайка. Пусти меня к себе жить.
­   А   вот   здесь   сказочные   правила   меняются   на   правила
нашей игры.
­ Мышка не согласна пустить гостя в теремок. И вам надо
её постараться уговорить.
. . . . .

­ Как же нам с вами удалось уговорить Мышку?
­ Какие средства для достижения цели мы использовали?
6. Релаксация:
­ Какие же из поставленных в начале занятия вопросов нам
удалось разрешить?
­ Что было важно для вас на этом занятии?
­ Какое у вас настроение? Выберите и нарисуйте такое лицо
человечку, какое у вас настроение.
(листы и фломастеры на парте)
* * *
10.

12.2016

Источник: https://znanio.ru/media/razrabotka_klassnogo_chasa_vezhlivaya_prosba1_klass-99996/119010

100 К 1. Как Начинается Самая Вежливая Просьба?

Как начинается самая вежливая просьба

Правильными ответами для популярной игры «100 к 1» на данный вопрос будут следующие версии:

  • пожалуйста (это самый популярный ответ),
  • будьте добры,
  • извините,
  • простите,
  • спасибо (обычно, говоря спасибо, благодарят, но иногда и просьба может начинаться со спасибо),
  • не могли бы вы.

Именно так нужно отвечать в игре «100 к 1», чтобы победить.

Здесь ответы такие:

  • Первая позиция — пожалуйста;
  • Вторая позиция — будьте добры;
  • Третья позиция — извините;
  • Четвертая позиция — простите;
  • Пятая позиция — не могли бы Вы;
  • Шестая позиция — уважаемый.

Именно такие варианты ответов окажутся верными.

Удачи!

В игре «100 к 1» на вопрос « Как начинается самая вежливая просьба? » будут следующие правильные ответы: Первая строчка ПОЖАЛУЙСТА; Вторая строчка БУДЬТЕ ДОБРЫ; Третья строчка ИЗВИНИТЕ; Четвертая строка ПРОСТИТЕ; Пятая строчка НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ; Шестая строчка УВАЖАЕМЫЙ.

ИЗВИНИТЕ ПРОСТИТЕ СПАСИБО НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ ПОЖАЛУЙСТА БУДЬТЕ ДОБРЫ

Читайте также:  Тематический день игр в средней группе доу

100 к 1. Как начинается самая вежливая просьба? ЧТобы набрать максимально количество очков на данном уровне игры вам необходимо ответить следующим образом: первая строчка — пожалуйста.

вторая строчка — будьте добры. третья строчка — извините. четвертая строчка — простите. пятая строчка — спасибо. шестая строчка — не могли бы вы.

Отвечайте так, ведь именно эти ответы являются наиболее популярными на игру. Удачи!

Чисто логически, она начинается весьма банально, словом пожалуйста… Правильные ответы следующие: • Пожалуйста. • Будьте добры. • Извините. • Простите. • Спасибо (как-то данный вариант не совсем в тему). • Не могли бы вы.

Самая вежливая просьба должна начинаться со слова «пожалуйста». Без этого слова просьба не очень вежливая. В игре 100 к 1 на этот вопрос игроки дали такие правильные ответы:

  • пожалуйста;
  • будьте добры;
  • извините;
  • простите;
  • спасибо;
  • не могли бы вы.

Как начинается самая вежливая просьба?

Вот как нужно ответить на этот вопрос любимой игры «100 к 1», чтобы одержать победу:

  • пожалуйста…
  • будьте добры…
  • извините…
  • простите…
  • не могли бы Вы…
  • уважаемый…

Как начинается самая вежливая просьба?

Мы ещё в детстве учим «волшебные слова», а став взрослыми рассказываем о них своим детям… Вежливый человек – он и в Африке вежливый человек.

Что же касается игры, то я полностью согласна с самыми популярными ответами: • Пожалуйста • Будьте добры • Извините • Простите • Спасибо • Не могли бы вы

100 к 1.

Как начинается самая вежливая просьба? так вот с чего начинаются просьбы:

  1. пожалуйста
  2. будьте добры
  3. извините
  4. простите
  5. спасибо
  6. не могли бы вы

Настоящая пометка, для людей которые озабочены своей культурой и воспитанием. А так нужно всегда быть взаимовежливым, тогда и просьбы будут выполняться с удовольствием и общение будет приятным.

Правильными ответами в сегодняшней игре 100 к 1 будут следующие ответы: 1. Пожалуйста, 2.Будьте добры, 3. Извините, 4.Простите, 5.Не могли бы Вы, 6. Уважаемый.Ответив в таком порядке , вы наберете полное количество очков.

Источник: http://otvet.expert/100-k-1-kak-nachinaetsya-samaya-vezhlivaya-prosba-24542

И. Ю. Пономарева Утверждена педагогическим советом. Протокол № от 20 г

32 часа (1 час в неделю)

^ Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

Правила гостеприимства (9 часов). Учимся представляться. Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания. Правила расставания. Прощание с гостем. Ролевая игра «Мы в гостях»

^ Традиционные русские пожелания и приветствия.

О том, как быть уступчивым (1 час). Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность

^ Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».

Поведение в общественных местах (7 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Библиотека. Кафе. Парикмахерская.

Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в кафе, парикмахерской. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»

^ Правила поведения у постели больного. Разговор с младшим. Разговор сильного со слабым. Слова с выражением сочувствия, слова утешения.

^ Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).

^ Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.

Итоговое занятие (1 час). Театральное представление «Театр вежливых ребят»

32 часа (1 час в неделю)

Чистый ручеек нашей речи(5часов). Речь — как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой — друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».

^ Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.

Спеши делать добро (3часа). «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Красота внешняя и внутренняя. Занятие — практикум «Скажи улыбкой».

^ Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения. Этикет — тренинг «Сосчитай вежливые слова».

Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.

^ Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.

^ Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».

Ты идёшь в гости (3часа). У тебя в гостях. Правила гостеприимства. Как вести себя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».

^ Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления.

Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. Говорящий взгляд.

Раздели печаль и радость другого (2часа). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.

^ Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

32 часа (1 час в неделю)

Знакомство (1час). Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я»

^ (2часа). Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика.

Речь (3часа). Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства.

^ Правила хорошего тона. Обращение с просьбой. Употребление вежливых слов в общении людьми. Правила приветствия и прощания, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»).

^ Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Разговор с незнакомым на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций.

^ Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей. Чужое письмо. Занятие практикум «Я вам пишу…».

^ Правила приема гостей. Приглашение в гости и благодарность за приём.

Искусство слушать (2 часа). Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых.

^ Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».

^ Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.

^ Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).

^ Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.

^ Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить.

^ Устный журнал «О невежах и вежливости».

Источник: https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1606218.html?page=2

Конспект занятия кружка Школа вежливых наук на тему Вежливые слова. Просьба

  • Конспект занятия кружка «Школа вежливых наук» на тему: «Вежливые слова. Просьба»
  • Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность «волшебных слов», детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа.
  •  Столбова Наталья Борисовна (3 класс) 2016-2017 уч.год
  • Тип занятия: комбинированный.
  • Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
  • Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости;
  • познакомить с этикетными выражениями просьбы;
  • научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
  • Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.

Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.

Формирование УУД:Личностные УУД: 1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;2) формирование  мотивации к обучению и познанию;3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;4) формирование уважительного отношения к иному мнению;Регулятивные УУД:1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;Познавательные УУД:1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и  людей;2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;Коммуникативные УУД:1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;3) формирования умения слушать и вступать в диалог.Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня на занятии я хочу вам рассказать о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:1) Денис сказал:– Никита, дай ручку, и побыстрее.

 2) Саша попросил:– Никита, дай мне, пожалуйста, ручку, а то моя не пишет.

Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)Как вы думаете, кому Никита даст ручку? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём пойдет разговор на занятии.

Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый человек? Кого мы так называем?

  1. Вежливый — соблюдающий правила приличия,  воспитанный
  2. Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) 

Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» — тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.

Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова,  мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед                Говорит ему: «…»   (Привет!)А его сосед ушастыйОтвечает: «Ёжик, …»   (Здравствуй!)К Осьминожке КамбалаВ понедельник заплыла,А во вторник на прощаньеЕй сказала: «…»   (До свиданья!)Неуклюжий песик КостикМышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,Но сказал он «…»   (Извини!)Трясогузка с бережкаУронила червяка,И за угощенье рыбаЕй пробулькала: «…»   (Спасибо!)Чудно пел среди ветвейГолосистый соловей,И ему на всю дубравуВоробьи кричали: «…»   (Браво!)Толстая корова ЛулаЕла сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»   (Будь здорова!)

Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Валентина Осеева «Волшебное слово»

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.(Слайд 1)

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:– С тобой что-то случилось?– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…– Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.– Убежишь?– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки.

– Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!– Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…Павлик засопел от обиды.– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик.

Читайте также:  Проект «мы за здоровый образ жизни!»

– Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.– Что же, не берет тебя брат?– А почему вы все спрашиваете?Старик разгладил длинную бороду:– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…Павлик раскрыл рот.

– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…– А какое слово?Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!..»Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав.

Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

– Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…(Слайд 2)

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:– Ка-кую тебе?– Мне синюю, – робко сказал Павлик.Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.«Пойду к бабушке.

Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

– Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.(Слайд 3)

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:– Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.– Пожалуйста, – повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.(Слайд 4)

Учитель: Почему Павлику хотел убежать из дома? Чем он был расстроен?Какое волшебное слово старик сказал Павлику? Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)Как помогло Павлику волшебное слово?Почему Павлик захотел вернуться к старику?Учитель: Слово оказалось по-настоящему  волшебным.  Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова) Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (перед занятием учитель предупреждает двух ребят)Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.

Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами. Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.Учитель: Ребята, обратите внимание на наш словарик вежливости(слайд 5) «Словарики вежливых слов».

 Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика. 

Учитель: Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д.

с опорой на словарик вежливых слов.( Варианты ребят)Учитель: Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой.

  А поможет нам в этом план. (на доске)

План1. Обращение.2. Просьба помочь.

3. Благодарность.

Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек — по имени и отчеству. Дальше сама просьба.

Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека. Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута.

Учитель: Молодцы. А теперь послушайте отрывок, и определите, из какой он сказки.

Тогда девочка сказала ему строго:-Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Это отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

(Слайд 6)Определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино.

Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (приказ) Какие она использовала слова? Чем отличается приказ от просьбы?На( слайд7) выводятся различия просьбы и приказа

Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе?(Нет)Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.

)Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)Учитель: А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины.

 Учитель: Сейчас разыграем сценку. В сценке Мальвина будет использовать просьбу, а не приказ, а Буратино выполнит просьбу Мальвины.(дети делятся на группы, совещаются.

Каждая группа проигрывает свой вариант ответа)Учитель: Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая». (просмотр отрывка)

Учитель: Кто произносил приказ? А кто просьбу?Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?».

 Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу.

Аня знает ответ и , как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.

Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.

Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. 1. Что нового вы узнали на занятии?2. Как правильно составить просьбу?3. Назовите вежливые слова.

Источник: https://docbaza.ru/naurok/vospitatelnaya_rabota/text-76160823.html

Этические беседы( Тема: "Вежливость")

Опубликовано: 10:02:01 28-01-2016

  • Этические беседы на тему «Вежливость»
  • Цель: ребёнок должен уметь пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.
  • Занятие №1  Тема: «Зачем говорят «здравствуй» (5 -6лет).
  • Цель: в ходе беседы напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям.
  • Вопросы к детям:
  • Что вы говорите, когда приходят к нам утром в детский дом гости или другие взрослые?
  • Кому вы говорите ещё «здравствуйте»?
  • Что вы говорите вечером, когда уходят они домой?
  • Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают — это мы узнаем из небольшого рассказа о Вини — Пухе и Кролике.

Вини- Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.

Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?

Но ведь мы же друзья, — удивился Пух.

А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? — обиделся Кролик.

Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости. Теперь, когда Вини- Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

  1. Завершая беседу уточнить с детьми: говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику;
  2. слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь, это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.
  3. Занятие №2 Тема: «Праздник вежливости» (5- 6 лет).
  4. Цель: в ходе беседы обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

Беседа с детьми: Представьте себе, что люди вдруг забыли слова вежливости. Что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», — подумал каждый из них.

Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны.

Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».

Жители города, устроили праздник, салют, приготовили угощение. Одна злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

— Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

  • Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:
  • Петя ловко ловит рыбу,
  • Может плотик смастерить.
  • Только «здравствуй» и «спасибо»
  • Не умеет говорить!
  • Чему Петя научился?
  • Чему Петя должен учиться?
  • Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова,но и уметь их говорить, когда это необходимо. 

В свободное время предложить детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки дети используют вежливые слова.

  1. Занятие №3 Тема: «Чего не знал воробышек» (5-6 лет).
  2. Цель: в беседе напомнить детям правила вежливого обращения.
Читайте также:  Дидактические игры дома с детьми 4-5 лет

У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны. Один из них мы сейчас узнаем.

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» — говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева.

Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробушков подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? — удивился воробышек.

— Я все знаю».

Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте). Предложить детям вспомнить, как они здороваются с взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».

Занятие № 4 Тема: «Вежливая просьба» (5-6 лет).

Цель: в ходе этой беседы помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.

Ход беседы: с рассказа о Павлике (В. Осеева «Волшебное слово», можно прочитать это произведение).

Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке.

Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет.

Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

Кто догадался, о каком волшебном слове идет речь? (Пожалуйста.)

Да, слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому. Но достаточно ли этого? (Ответы детей.)

Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста».

(Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2-3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата.

Он взял Павлика кататься на лодке.

  • В свободное время организовать игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь, друг к другу.
  • Занятие № 5 Тема: «Фея учит вежливости» (5-6 лет).
  • Цель: в процессе беседы вместе с детьми вспомнить правила вежливого обращения.

Ход беседы: Некоторые дети, не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их, бывает очень обидно, когда детей называют невоспитанными.

Предложить детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название.

  1. Маша знала слов немало,
  2. Но одно из них пропало,
  3. И оно-то, как на грех,
  4. Говорится чаще всех.
  5. Это слово ходит следом
  6. За подарком, за обедом,
  7. Это слово говорят,
  8. Если вас благодарят.
  9. И по целым дням ей мама,
  10. Про него твердит упрямо:
  11. Почему такой пустяк
  12. Не запомнишь ты никак?
  13. Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого… (спасибо)

Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Ноне у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители,чтобы научить своих детей вежливости. Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым.

Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город.

Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять. 

Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость. В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители.

Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь — «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо». Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета.

Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда — ваша радость».

Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)

  • Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.
  • В свободное время организовать игру «Город вежливых».
  • Занятие № 6 Тема: «Еще один секрет вежливости» (5-6лет).
  • Цель: в ходе этой беседы напомнить детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Ход беседы: Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься).

А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцены из пьесы А. Толстого «Золотой ключик»).

Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино? Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь? Буратино. А что я тебе такого сказал?

Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Буратино. Подумаешь — тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю.

Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.

Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино.

Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)

Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)

Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

  1. Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити:
  2. Встретил Витю я, соседа
  3. Встреча грустная была:
  4. На меня он, как торпеда
  5. Налетел из-за угла!
  6. Что Витя должен был сказать соседу?

Но — представьте — зря от Вити Ждал я слова… (извините).

Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)

А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.

  • Мама сильно рассердилась,
  • Без меня пошла в кино.
  • Жалко мне, что так случилось,
  • Но не плачу все равно.
  • Я за шалости наказан,
  • Справедливо, может быть,
  • Только я прощенья сразу
  • Не решился попросить.
  • А теперь сказал бы маме:
  • «Ну прости в последний раз!»
  • Я не плачу, слезы сами,
  • Сами катятся из глаз.

Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)

О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.)

Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становитсятепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». 

  1. Занятие №7 Тема: «Воспитанность и вежливость» (5-6 лет). 
  2. Цель: вспомнить правила вежливости, в ходе беседы выяснить, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью. 
  3. Ход беседы: предложить детям послушать отрывок из произведения Г. Остера «Зарядка для хвоста»:

Воспитание, что это? — спросила мартышка.

Это много чего, — сказала бабушка. — В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

Спелый банан? — уточнила мартышка.

Очень спелый, — кивнула бабушка.

Съем! — сказала мартышка.

Бабушка неодобрительно покачала головой.

Сначала скажу «спасибо», — поправилась мартышка. — А потом съем!

Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! — сказала бабушка.

Но вежливость — это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

А вдруг он его возьмет?! — испугалась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.

Нет! Воспитанной быть не интересно! — сказала мартышка.

А ты попробуй! — Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: — Попробуй!

Что пробовать? — спросила мартышка. — Банан? Или быть воспитанной?

Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

Большое спасибо! — сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. Ты ведь не очень любишь бананы? — спросила она слоненка.

Ты ведь, на верно, их почти совсем не любишь, правда?

Нет, почему же? — возразил слоненок. — Я их довольно сильно люблю.

Вопросы по прочитанному произведению:

Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо делиться бананом.)

Почему мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?

Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?

Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.

Да? — сказала мартышка упавшим голосом. — Ну, тогда — на!

И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан. Бери! Это тебе! — сказал слоненок.

Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.

Удав, — сказал попугай. — Прими от меня этот прекрасный банан!

Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! — сказал удав, взял банан и протянул его мартышке. Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась. Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!

Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.)

В свободное время сделать инсценировку по этой сказке.

Источник: http://a2b2.ru/methods/16050_etnicheskie_besedy_tema_vezhlivost

Ссылка на основную публикацию