На первом нашем занятии «Этикет, или Просто хорошие манеры» ты узнал об этикете, сегодня мы поговорим о самых распространенных формах речи, потому что это важно при общении с собеседником.
Как мы приветствуем друг друга, взрослых людей, знакомых? (Здравствуйте! Рад вас видеть! Приветствую вас! Добрый день!)
Приветствие может быть дополнено улыбкой, небольшим поклоном или кивком.
Если расстояние между здоровающимися большое, имеет смысл обменяться поклонами.
Что такое поклон? Поклон — это фиксация головы в наклонном положении 1-2 с.
Попробуйте …
При приветствии лучше пользоваться традиционным выражением «здравствуйте!». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», т. е. «быть здравым», здоровым. Впервые приветствие встречается в Письменах и бумагах Петра Великого.
В деловом мире распространено приветствие, указывающее на время встречи.
- Доброе утро! (до 12 часов).
- Добрый день! (до 18 часов).
- Добрый вечер! (после 18 часов).
- Доброй ночи! (после 24 часов).
Согласно правилам этикета первым приветствует:
- мужчина — женщину;
- младший по возрасту — старшего.
Обращение к собеседнику — важный момент речевого этикета.
Какие формы обращения ты знаешь? … Верно, например, «по имени и отчеству», «товарищ полковник», «дамы и господа», «ваша честь», «господин» и т. д.
В западных компаниях, как правило, принято обращение на «ты» и по имени. Помни, что если тебе не предложили другой способ обращения, то к старшим по возрасту всегда следует обращаться на «вы».
- «Ты» мы говорим наиболее близким, родным, друзьям, знакомым.
- «Вы» — официальное обращение к кому-либо.
Не забывай, что в разных странах разно приветствие…
• Таджик, принимая гостя в своем доме, пожмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения.
• В Конго приветствуют друг друга так: протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них.
• Индусы при приветствии складывают ладони пальцами вверх так, чтобы их кончики поднялись до уровня бровей. На словах инудс приветствует бога в лице встреченного — «Намасте!»
• Японцы при встрече кланяются: чем ниже и медленнее, тем важнее персона. При этом они говорят «День настал» (на японском).
• Корейцы и китайцы тоже традиционно кланяются, однако большинство китайцев здороваются по-современному: подняв над головой сцепленные руки. Традиционная фраза приветствия в Китае переводится: «Ел ли ты сегодня?»
• В некоторых североафриканских странах подносят правую руку к своему лбу, потом к губам, а затем — к груди. Это означает: «я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя». Африканские масаи прежде, чем подать руку встречному знакомому, плюют на нее. В Замбези хлопают в ладоши, приседая.
• В Тайланде соединяют ладони прикладывают к груди или к голове — чем выше, тем почтительнее приветствие. Жест сопровождается возгласом «вай».
• Тибетцы при встрече высовывают язык. Таким причудливым способом демонстрируется отсутствие дурных намерений.
• Аборигены Новой Зеландии при встрече вообще вытворяют невообразимое: свирепо выкрикивают слова, хлопают ладонями по бедрам, со всей силы топают ногами, выпучивают глаза. Таким образом аборигены распознают чужаков.
• На Филиппинах существует правило: когда младший приветствует старшего, он должен слегка поклониться, взять правую руку старшего и приложить ее к своему лбу. При этом человек помладше должен сказать «мано по», где «мано» значит «рука», а «по» — «уважение».
• Полинезийцы, наоборот, гладят друг друга по спине при встрече, обнюхиваются и трутся носами. «Носовое» приветствие в ходу и у жителей Лапландии — они будто греют замерзшие носы.
• По обычаям племени масаев в Кении надо приветствовать друг друга прыжком. «Адаму» или «прыгающий танец» исполняется воинами племени.
• Во Франции в неофициальной обстановке даже малознакомые люди изображают символичный поцелуй при встрече: они поочередно прикасаются щеками. Звучит французское приветствие: «Как оно идет?».
• Немец при встрече спросит немного иначе: «Как идется?», а вот итальянец — «Как стоишь?». Другие народы ничего при встрече не спрашивают: гренландцы говорят «Хорошая погода!», индейцы навахо восклицают: «Все хорошо!» Персы при встрече желают: «Будь весел», арабы — «Мир с тобой!», евреи — «Мир вам!», а грузины — «Будь прав!» или «Побеждай!».
Этикет, или культура знакомства, тоже имеет свои речевые формы.
Какие речевые формы мы используем?
- Разрешите с вами познакомиться…
- Меня зовут… Ответная форма:
- Очень приятно…
- Меня зовут…
- Хочу вам представить…
Ситуация 1. Ты едешь в транспорте, тебе нужно передать деньги на билет. Как ты поступишь? Как ты обратишься к соседу по транспорту?
- Прошу вас…
- Будьте добры…
- Будьте любезны…
Ситуация 2. При выходе из кинотеатра, тебе наступили на ногу и сразу же извинились. Как нужно ответить на извинение?
- Пожалуйста.
- Ничего страшного.
- Не стоит извинения.
Ситуация 3. Твой одноклассник высказывает мнение, с которым ты не согласен. Как Ты выразишь свое несогласие?
- Я не согласен с тобой, потому что…
- Прости, но ты не совсем прав.
- Вынужден с тобой не согласиться, потому что…
— Как можно выразить словами свое согласие с тем, что ты услышал?
- Вы правы.
- Несомненно.
- У меня нет возражений.
- Я не возражаю…
По материалам ped-kopilka.ru
Источник: http://www.klass39.ru/klassnyj-chas-kultura-privetstviya-obrashheniya-i-znakomstva/
Классный час «Вы сказали «Здравствуйте!»»
Классный час «Вы сказали «Здравствуйте!»
Ежедневное приветствие – естественная форма поведения культурного человека. Ведь дорого внимание и расположение тех, кого мы уважаем. Учащиеся начальных классов требуют к себе особого внимания.
Их духовность, состояние души, эмоционально-эстетическая восприимчивость на всё, что они видят и слышат.
В формировании культуры поведения и эстетики общения неоценимую помощь окажут тематические классные часы.
- Тема: «Вы сказали «Здравствуйте!»
- Цель: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла данных правил; сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения и стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся.
- Задачи:
- познакомить учащихся с различными формами приветствия и их значимостью в установлении человеческих контактов, показать роль жестов, мимики, интонации, манеры обращения в создании хорошего самочувствия и настроения людей;
- воспитать толерантность и коммуникабельность.
- Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- отрывок из мультипликационного фильма «Маша и медведь. Дальний родственник»;
аудиозапись песни «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!» (А.Миронов);
- карточки с заданиями;
- Лото «Из истории приветствия»
- шаблоны для изготовления плаката «Здравствуйте».
- Ход подготовки.
- Подготовить презентацию по теме классного часа.
- Предложить учащимся следующие задания:
подумайте над вопросами: нужно ли здороваться с людьми, занимая очередь на прием к врачу, покупая каждый день хлеб в булочной рядом с вашим домом? Следует ли здороваться с человеком, которого вы встречаете во второй раз? Приведите другие примеры, когда приветствие уместно и необходимо;
понаблюдайте за тем, какие слова вы употребляете, приветствуя друзей, соседей, учителей, родных, знакомых и других людей. Обратите внимание на манеру приветствия (жесты, мимику, интонацию и т. п.
) у ваших одноклассников, у окружающих людей.
Какая из них вам кажется уместной и красивой? Какую роль играет форма приветствия в создании хорошего настроения и установления доброжелательных контактов между людьми?
План-конспект
1. Определение темы классного часа. (деление на группы – при входе в класс каждый берет жетон)
-Добрый день, друзья! Наш классный час мы предлагаем начать с просмотра мультфильма. Подумайте, какую ошибку сделала Маша?
Просмотр отрывка из мультипликационного фильма «Маша и Медведь. Дальний родственник».
2. Вступительное слово учителя.
-Все ли правильно сделала Маша? Что она забыла сделать в самом начале? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на классном часе? (о приветствии людей
-Итак, тема нашего классного часа «Вы сказали «Здравствуйте!»
Встречаясь со своими знакомыми, товарищами, учителями или просто соседями, мы говорим: «Доброе утро», «Добрый день» или «Добрый вечер».
- О. Дриз
- Добрые слова.
- Добрые слова не лень
- Повторять мне трижды в день.
- Только выйду за ворота,
- Всем идущим на работу,
- Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым // утром!» — я кричу.
- «Добрый // день!» — кричу я вслед
- Всем идущим на обед.
- «Добрый // вечер!» — так встречаю
- Всех, домой спешащих к чаю.
Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: «Доброе утро!» — и сразу станет теплее и радостнее. А как вы думаете, как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «доброе утро» , нахмурясь, недовольным голосом? Почему? (Ответы детей)
Есть в русском языке ещё одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем нам знакомое слово «здравствуйте».
-Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии.
Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее.
А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.
3. Из истории Всемирного дня приветствий.
—Дальнейшую работу мы будем проводить в группах. Каждой группе дается текст. Прочитайте текст. Как содержание этого текста мы можем соотнести с нашей жизнью?
Из истории Всемирного дня приветствий.
Ежегодно, 21 ноября, отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его 2 брата-американца Майкл и Брайан из штата Небраска. Случилось это в 1973 году, в самый разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности.
По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру на нашей планете.
— Что узнали нового? Как этот текст связан с нашей жизнью?
4. Приветствия в разных странах. Лото.
—И сейчас мы узнаем, как здоровались и здороваются люди в других странах. Поиграем в лото.
Цель: прочитать небольшие тексты на карточках, названия государств или племен и соотнести их с картинками
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Древний Египет | Япония | Племя масаев |
Племя маори | Индия | Монголы |
«Здоров ли ваш скот?»- так приветствовали друг друга жители этого древнего государства. Животные – основа жизни людей: здоровы они – все благополучно в семье. | Они кланяются знакомым и незнакомым. В своем доме женщины встречают гостя на камнях, а голову кладут на ладони. | Люди из этого племени перед приветствием друг друга, плюют на руки, а приветственный танец состоит из высоких прыжков |
Жители из этого племени прикасаются друг к другу носами. | Они, здороваясь, наклоняют голову перед сложенными ладонями, прикладывают руку ко лбу, к груди и сердцу. | Когда здороваются, они протягивают обе руки и пожимают друг другу не ладони, а выше локтей. |
— Что нового вы узнали? Расскажите своими словами.
5. Из истории приветствия. Слово учителя
-Куда бы ни пришёл человек, он должен поздороваться, не дожидаясь приветствия в его адрес. Приветливая улыбка и небольшой поклон головы подчёркивает ваше расположение к людям. Существуют и другие слова – приветствия. Какие? (Салют! Привет! Здорово! Приветствую вас! )
- Приветствие пришло к нам из далекого прошлого, и было оно не всегда таким, как мы привыкли.
- В прошлом говорили так:
- Заканчивающим жатву: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!»
- Молотильщикам желали: «По сто на день, по тысяче на неделю»
- Едящим и пьющим: «Хлеб да соль» или «Чай да сахар».
- Вежливый человек не просто отвечал на приветствие, а использовал в ответе специальную для каждого случая этикетную форму.
Рыбака приветствовали: «Улов на рыбу!» — «Наварка на ушицу!» — отвечал он.
«Спорынья в квашню! — говорили женщине, которая месит тесто. «Сто рублей в мотну!» — отвечала она (спорынья — удача).
-Еще один из видов дин из видов приветствия — рукопожатие. Такой жест выражаетповышенноедружелюбие, поэтому обмен рукопожатиями не всегда обязателен.
— Откуда пошел обычай снимать перчатки?
Ответ: С рыцарских времен. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно, не таит скрытого оружия !
— Где сегодня мы можем увидеть этот обычай? (у спортсменов принято после поединка пожимать руки, как бы говоря сопернику: «Я не применял против тебя запрещенных приемов!»)
6. Проигрывание ситуаций.
-Чтобы правильно поздороваться, проявив этим уважение к человеку, нужно знать некоторые правила этикета приветствия. А как вы думаете, одинаково надо здороваться с взрослыми или друзьями, со знакомыми или незнакомыми нам людьми? (по группам).
Я предлагаю каждой группе решить по 1 задаче для того, чтобы узнать, знаете ли вы правила этикета приветствия. Вы должны выбрать правильный ответ и объяснить всем нам, почему вы так решили.
1 ситуация.
Саша и Паша спешили в столовую и бежали по лестнице вниз через ступеньки. Навстречу поднималась учительница Ольга Николаевна. Мальчики пробежали мимо, и лишь через одну минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Ольга Николаевна!!!». Что им ответила учительница, мальчики уже не слышали.
Вопрос: Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в поведении и исправьте ситуацию.
2 ситуация.
Марина пришла в школу, поздоровался с уборщицей, учительницей. В коридоре она увидела директора и поздоровался с ним. На перемене девочка опять встретила директора и замерла на месте. Она не знала, что ей делать: поздороваться ещё раз или пройти мимо, будто не видишь.
Вопрос: Как должна была поступить Марина?
3 ситуация.
Настя пришла в школу. В коридоре на первом этаже стояли учителя. Среди них была учительница Насти – Ольга Степановна. Девочка подошла к группе учителей и сказала: «Доброе утро, Ольга Степановна!»
Вопрос: Какую ошибку допустила девочка, исправьте ситуацию.
4 ситуация.
Закончилось лето. Ребята собрались на первый классный час. На пороге школы стоял их классный руководитель, по которому они очень соскучились. С криком «Привет!» ребята побежали к нему.
Вопрос: Перечислите ошибки, которые допустили ребята в поведении и исправьте ситуацию.
— Молодцы все! Подведем итог.
6. Рефлексия.
— Каким же должно быть приветствие? (радостным, веселым, добрым…)
— Что мы желаем, когда здороваемся? (Ответы детей)
Давайте по группам изготовим плакаты во славу слово «Здравствуйте». У вас на столах лежат листы, на которых записано «здравствуйте». Вы должны дополнить в каждой строке окончания слов, чтобы они начинались с букв этого слова.
- З ДОРОВЬЯ Д ОБРА Р АДОСТИ А КТИВНОСТИ В ЕСЕЛЬЯ С ЧАСТЬЯ Т ЕРПЕНИЯ В ОЛИ У СПЕХА
- Й —
- Т ВОРЧЕСТВА
Е ЩЁ МНОГО ХОРОШЕГО!!!
-А теперь, когда наш классный час подходит к концу, я попрошу вас записать свои впечатления о классном часе, о своей работе, о том новом, что вы сегодня узнали. Выскажите свое мнение, понадобится ли вам то, что вы сегодня узнали?
- Вам могут помочь слова
- -Я узнал…
- -Мне понравилось…
- Я буду…
- —
ВСТАВИТЬ !!! (Звучит песня А.Миронова «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!»)
Здравствуйте! (Владимир Солоухов) Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем незнакомы. Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
-Пусть и ваша жизнь тоже станет на капельку радостней. Я дарю вам вот таких улыбчивых смайлов.
-Спасибо за урок!
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/klassnij_chas_vi_skazali_zdravstvujte_180804.html
Классный час 2 класс Тема: Знаю ли я добрые слова?
- Классный час 2 класс
- Тема: Знаю ли я добрые слова?
- Цели: прививать навыки вежливого общения с окружающими, обеспечить введение «волшебных» слов в речевой обиход как неотъемлемых компонентов культуры межличностного взаимодействия и общения, развивать коммуникативные способности.
- Ход классного часа
1. Организационный момент (психологический настрой – музыкальное приветствие).
- Ребята подарите гостям улыбки, друг другу ладошки, а мне поморгали.
- — А как вы начинаете свой день?
- Какие слова говорите утром окружающим? (Люди начинают свое общение со слова здравствуйте или доброе утро)
Правильно, люди начинают свое общение со слова здравствуйте или доброе утро. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
Отгадайте тему нашего занятия, прочитав выделенные буквы.
З | а | А | ж | Л | у | Я | м | О | и | Р | в | Е | щ | Л | д | В | з |
о | Н | в | Ю | к | И | р | Д | а | Б | т | Ы | г | С | в | О | у | А |
Знаю ли я добрые слова?.
2. Актуализация знаний.
Объясните лексическое значение этого предложения .
Словом можно и приласкать и обидеть, поддержать и оттолкнуть, обрадовать и огорчить. Поэтому так важно бережно относиться к словам, которые мы горим, ведь «слово не воробей, вылетит- не поймаешь». Доброе слово и кошке приятно, а уж людям добрые слова просто необходимы. И если каждый из нас будет говорить немного больше добрых слов. Может и Мир вокруг нас станет чуть добрее.
- Придумано кем-то
- Просто и мудро.
- При встрече здороваться:
- -Доброе утро.
- -Доброе утро!
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
- Добрым, доверчивым…
- Пусть доброе утро
Длится до вечера. (Н. Красильников)
3. Чтение и обсуждение рассказа.
Однажды утром.
Петя проснулся от звонка будильника. Очень хотелось спать, а между тем надо было собираться в школу.
- — Ненавижу слово «надо» и «будильник»,-пробурчал Петя, вставая с кровати.
- На кухне бабушка готовила завтрак.
- _ Доброе утро, мой хороший,- улыбнулась она Пете.
— Что на завтрак приготовила,- спросил внук.- Фу, опять блины! Видеть их не могу!
— Петенька, съешь немного блинчиков, ты такой худенький,-попросила бабушка.
-Ну вот, ты ко мне с утра пристаешь, и утро совсем не доброе. Хмурое и противное. Это все ты, ба, виновата. Ты и твои блинчики!
Вопросы.
А как считаешь ты. Действительно ли бабушка виновата в том, что утро для Пети хмурое и противное?
- С каким настроением начинает Петя день?
- Как ты думаешь, от чего зависит, каким будет утро: хмурым и противным или добрым?
- Какие вежливые(волшебные) слова вы знаете?
- 4. Игра «Подскажи словечко»
- Растает даже ледяная глыба
- От слова тёплого… (спасибо).
- Зазеленеет старый пень,
- Когда услышит … (добрый день).
- Если больше есть не в силах,
- Скажем маме мы … (спасибо).
- Мальчик вежливый и развитый
- Говорит при встрече… (здравствуйте).
- Когда нас бранят за шалости,
- Мы говорим … (извините, пожалуйста).
- И во Франции, и в Дании
- На прощанье говорят … (до свидания).
- Встретил Витю я соседа,
- Встреча грустная была.
- На меня, он как торпеда,
- Налетел из-за угла.
- Но представьте, зря от Вити
- Ждал я слова … (извините).
- Дед про внучку говорил:
Экая досада! Я портфель ей подарил.
- Вижу, очень рада.
- Но нельзя ж молчать как рыба,
- Ну, сказала бы … (спасибо).
- Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.
5. Игра «Сюрприз»
-Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. (эмитикет, добсорота, спафосибо, кульматусора, миролопусердие)
6.Работа в парах. Составление словарика вежливых слов.
А сейчас мы составим словарик вежливых слов. (Работа в парах- написать слова на определенную букву алфавита)
(Аккуратность, будьте добры, благодарю, вежливый, гостеприимный, доброта, до свидания, если вас не затруднит, жизнерадостный, здравствуйте, извините, культурный, любимая, ласковая, можно войти, на здоровье, надежный, образованный, опрятный, общительный, пожалуйста, привет, рад вас видеть, радость, спасибо, спокойной ночи, трудолюбие, терпение, терпимость, уважение, усидчивый, фантастический, хорошо, храбрость, ценный, целеустремленный, честный, шалость, шутка, щедрость, этикет, эрудиция, юмор. Ясность, яркость)
7.Веселая минутка. Игра «Внимание, пожалуйста». Я буду обращаться к вам с просьбами, но вам нужно выполнять только те, где звучит слово «пожалуйста». Во время игры будьте, пожалуйста, внимательны.
- Учитель обращается к ученикам со следующими просьбами:
- — поднимите правую руку….
- — поднимите левую руку, пожалуйста…
- — прикоснитесь к кончику носа, пожалуйста…
- — закройте глазки…
- — пожалуйста, улыбнитесь….
8. «Почему так назвали?»
Слово «спасибо»известно в русском языке еще с 16 века. Оно произошло от слов «спаси бог». Теперь спасибо новое слово. В конце второго слова исчезла буква г. из двух слов образовалось одно- спасибо, которое обозначает «я вас благодарю и желаю всех благ»
Притча
В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.
“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.
С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении. Как произносится это слово –шепотом и глядя в глаза.
9.Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/klassnyi-chas-2-klass-tiema-znaiu-li-ia-dobryie-slova
Скачать материал
так то ЕНТ / Воспитательная работа / Классные часы
Классный час во 2 классе. Жизнь бесценна, береги её.
11.11.2015
4900 723 Алексеенко Татьяна Борисовна
- Цель:
воспитание любви к жизни, способности радоваться, оптимистического
взгляда на мир. - Задачи:
- 1)
раскрыть грани понятий «любовь к жизни», «оптимизм»; - 2)
развивать умения анализировать характер
героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения, а так же способность анализировать свой личный
духовный, нравственный, познавательный опыт, учить высказывать свои мысли; - 3)
формировать оптимистическое восприятие действительности (понятие, что в любой
ситуации можно найти выход); - 4)
воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля). - Оборудование:
компьютер,
проектор, интерактивная доска
Дидактический
материал учителя:
фотография Л. Пантелеева, книга автора «Две лягушки», напечатанные на листе
слова: смелость, честность, находчивость, оптимизм, любовь к жизни.
- Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисково-исследовательский.
- Ход классного часа.
- Позитивный
настрой. - (
Приветствие, проверка готовности к уроку.) - —
Руки? – на месте - —
Ноги? – на месте - —
Локти? – у края - —
Спинка? — прямая - Позитивное
высказывание. -
Пора перестать ждать неожиданных подарков -
от жизни, а самому делать жизнь. -
Лев Толстой. - Вопросы для
обсуждения: - —
Как вы понимаете это высказывание? - —
Что в вашем представлении «делать жизнь»? - (Ответы
учащихся) - Учитель делает
вывод:
— В жизни много
прекрасных вещей. За что вы любите
жизнь? ( Есть любовь к родителям,
счастье, радость, дружба, семья…). Но
жизнь – это не поле усыпанное цветами. Говорят: «Жизнь прожить, не поле
перейти».
Знакомство
с биографией и с творчеством Л. Пантелеева.
—
Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться.
(Фотография Л. Пантелеева.) Давайте
немного узнаем о нем
Л. Пантелеев — это псевдоним, т.е.
вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои
произведения в печати. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу Еремееву —
бывшему беспризорнику, воспитаннику Петроградской школы для трудновоспитуемых
ребят.
Л.
Пантелеев – жил с 1908 по 1987 гг., детский писатель. Родился в Петербурге, в
семье военного. Писать свои первые произведения начал в 18 лет. Его учителями
были С. Я. Маршак и М. Горький.
Писал для детей и о детях. Его перу
принадлежат такие произведения, как «Карусели» , «Честное слово», «Рассказы для
маленьких» и многие другие. Во всех произведениях говорится о таких качествах
человека, как смелость, честность и находчивость.
—
Сегодня мы впервые знакомимся с его произведением. Послушайте внимательно
стихотворение и скажите, о скольких лягушках будем читать.
- Зелёные старушки
- На
болоте у опушки - Жили
– были две старушки- - Две
толстушки-хохотушки - И
от пяток до макушки зелёные. - У
старушек в кладовушке - Есть
запасы, но в кадушке - Не
чернушки, не волнушки, - А
кузнечики и мушки солёные. - Что
за странные старушки?
Е. Явецкая.
- — Правильно, эта сказка «Две лягушки».
- — Как называют лягушку в сказках? (квакушка)
- —
Что вы знаете о лягушках? (земноводные)
—
Лягушки — удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют
амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом
выходят на сушу. Это безвредные животные.
—
Чем они питаются? (Комарами)
—
А вы знаете, что существует четыре вида лягушек: озерная и прудовая (зеленой
окраски), а так же травяная и остромордая (коричневой окраски). Их длина достигает 17 см. (Показ картинок.)
- Чтение сказки
учителем. - Алексей
Иванович Пантелеев. - Две
лягушки. - Сказка.
Жили-были две
лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была
настоящая лесная лягушка — храбрая, сильная веселая, а другая была ни то ни се:
трусиха была, лентяйка, соня. Про нее даже говорили, будто она не в лесу, а
где-то в городском парке родилась.
Но все-таки
они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды
ночью пошли они погулять.
Идут себе по
лесной дороге и вдруг видят — стоит дом. А около дома погреб. И из этого
погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это
как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались
они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно
свалились в горшок со сметаной.
И стали
тонуть.
А тонуть им,
конечно, не хочется.
Тогда они
стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень
высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка,
что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает:
«Все
равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться. Только нервы
даром трепать. Уж лучше я сразу утону».
Подумала она
так, перестала барахтаться — и утонула.
А вторая
лягушка — та была не такая. Та думает:
«Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от
меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может
быть, у меня что-нибудь и выйдет».
Но только —
нет, ничего не выходит. Как ни плавай — далеко не уплывешь. Горшок узенький,
стенки скользкие, — не вылезти лягушке из сметаны.
Но все-таки
она не сдается, не унывает.
«Ничего,
— думает, — пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая — значит, надо
жить. А там — что будет».
И вот — из
последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот
она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она
и тут не сдается. Знай себе, лапками
работает. Дрыгает лапками и думает:
«Нет. Не
сдамся. Шалишь, лягушачья смерть…»
И вдруг — что
такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а
что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка,
посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке
масла.
«Что
такое? — думает лягушка. — Откуда здесь взялось масло?»
- Удивилась
она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны
твердое масло сбила. - «Ну вот,
— думает лягушка, — значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула». - Подумала она
так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой — в лес. - А вторая
лягушка осталась лежать в горшке. - И никогда уж
она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда
не квакала.
Ну что ж.
Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не
умирай раньше смерти…
Выяснение
значений слов.
-Что
означает слово ПОБУЛТЫХАЛАСЬ?
(Бултыхаться – падать, бросаться, плескаться о стенки сосуда, находясь в
жидкости).
-Что
означает слово БАРАХТАТЬСЯ? (Барахтаться
– делать беспорядочные движения, находясь в жидкости).
- -Это
слова синонимы. - -Погреб
– помещение ниже уровня земли для хранения припасов. - Беседа по первым впечатлениям.
- -Какая
лягушка вам понравилась и чем?
—
Где жили две лягушки-подружки? (Они жили
в одной канаве.)
-Что
случилось однажды с лягушками?
-Как
они оказались в горшке со сметаной?
—
Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась и
захлебнулась.)
—
Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время работала
лапками и взбила сметану в масло.)
Составление
характеристики героев. Анализ произведения.
—
На протяжении всей сказки автор сравнивает лягушек друг с другом.
—
Что можете казать о лягушках? Какие они? (разные по характеру)
—
Давайте посмотрим как эти разные по характеру лягушки повели себя в одинаковой
ситуации?
—
Как повела себя лягушка-лентяйка? Найдите и прочитайте.
—
А как называют таких людей? (пессимист).
—
Какой совет можем дать? (верить в лучшее)
—
Как повела настоящая лягушка? Найдите и прочитайте.
- —
Как называют таких? (оптимист) - —
От кого зависит исход ситуации? (от самих лягушек) - -Как
относится автор к лягушкам? (первую – жалеет, второй – восхищается)
-Чему
учит эта история? ( Быть терпеливым,
храбрым, старательным, стремиться справиться с трудностями).
—
В каких словах содержится главная мысль сказки?
(… пока силы есть, буду бороться.
Я ведь ещё живая – значит, надо жить).
Сравнительная
характеристика героев в произведении
Л.Пантелеева
«Две лягушки».
- Подберите
подходящие слова-характеристики для каждой лягушки. - -Какими
были лягушки по характеру. - 1
лягушка — веселая, настойчивая, храбрая,
сильная, волевая, бодрая - 2
лягушка – засоня, лентяйка, трусиха,
безвольная, унылая
Итог
урока. Рефлексия.
—
Могла ли сказка закончиться по-другому? Как?
—
Какой конец вам больше нравится?
—
Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?
- —
Какой вывод для себя сделали? - —
Какие черты характера будете воспитывать в себе? - —
Повторите главную мысль сказки.
(… пока силы
есть, буду бороться. Я ведь ещё живая –
значит, надо жить).
- Учитель делает
вывод: - -Литературные
произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять
удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить,
рассказать о качествах человеческого характера. - Пусть
книги друзьями - Заходят
в дома. - Читайте
всю жизнь, - Набирайтесь
ума. - Домашнее
задание.
Нарисовать рисунок на тему «Жизнь прекрасна!».
Найти и перечитать эту сказку.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Источник: https://tak-to-ent.net/load/404-1-0-19248
Классный час во 2 классе по теме "Дружба" | Открытый класс
Данные об авторе Полетыкина Светлана Петровна
Моу СОШ№31 учитель начальных классов
Кемеровская область
Характеристики урока (занятия) начальное общее образование
Учитель (преподаватель)
Внеклассная работа
Развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.
Учащихся в классе (аудитории): 30
Используемое оборудование:
желательно использовать мультимедийное оборудование
Классный час помогает приобрести одно из главных качеств человека: умение дружить.
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»,»serif»;}
Тема: Дружба. В дружбе сила.
- Цели: Развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.
- Оборудование (желательно мультимедийное оборудование)
- Ход классного часа
- 1. Вступительная часть: — Ребята, к нам пришли гости ______________
- Давайте поприветствуем их (встают, поворачиваются)
- · Песня в записи «Если с другом вышел в путь»
- · Стихотворение «Совершите чудо»
- Землю обогнули тоненькие нити,
- Нити параллелей и зелённых рек.
- Протяните руку, руку протяните
- Надо, чтобы в дружбу верил человек
- Обогрейте словом, обласкайте взглядом
- От хорошей шутки тает даже снег
- Это так чудесно, если с вами рядом
- Добрым и весёлым станет хмурый человек.
- Учитель: — Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем: «Я желаю тебе…» (ребята говорят пожелания друг другу)
— Сегодня классный час посвящен: (открывается плакат со словами: «друг», «приятель», «товарищ», приветствие «Друг — это тот, кто …..»)
— И так тема нашего классного часа «Дружба».- Я предлагаю вам поработать в группах. (3 гр.)
- 2. Знакомство с понятием «Дружба»
- А) составление пословиц о дружбе (собирают пословицы о дружбе)
- — Я даю конверты, составьте пословицы из отдельных слов.
- 1 гр. «Друг за друга стой – выиграешь бой»
- 2 гр. «С хорошим товарищем веселей при удаче, легче в беде»
- 3 гр. «Без друга на душе вьюга»
- — Как понимаете эти пословицы?
- Б) обсуждение понятия «Дружба»
- -Молодцы, пословицы у вас получились.
- -Общая тема пословиц – «Дружба».
- -А теперь выскажите своё мнение.
- -Вам вопросы:
- · Как вы понимаете слово «дружба»?
- · Кто такой друг?
- · Что значит «дружить»?
- · Есть ли определённые правила дружбы?
- · «Друг», «Приятель», «Товарищ» — одно ли значение, у этих слов?
- Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
- Приятель – близкий знакомый, с которым состоишь в дружеских отношениях.
- Товарищ — человек, который дружески расположен к кому-нибудь; близкий по деятельности, условиям жизни, одинаковым взглядам.
- Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности одинаковым, общими интересами.
- (высказывание ребят по этим вопросам)
- В) обобщение
– Летом, мы рассказали друг другу, кто мой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать.
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в «Ромашку».
— Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба не может состояться.
(По 3 лепестка каждой группе, они пишут и прикрепят на доске. Все вместе, используя ромашку, отвечают еще раз на вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»).
Г) комментирование ситуаций
— А теперь я предлагаю вам поработать консультантами.- Каждая группа получает конверт.- В нём вы найдёте описание той или иной ситуации. – Задача вашей группы – прокомментировать её.
1 гр. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.
2 гр. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе дружить с ним. Твои действия.
3 гр. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.
(учащиеся обсуждают в группах и предлагают комментировать всем)
Д) формирование правил, законов дружбы
— Вы замечательно справились с работой консультантов.- Предлагаю каждой группе на листочках записать правила, законы дружбы. – Мы их повесим на доску и выберем общие законы для нашего класса.
- (учащиеся работают в группах и отбирают наиболее значимые для них законы, зачитывают)
- 3. Чтение стихотворения и его обсуждение
- — А сейчас я предлагаю послушать стихотворение которое подготовили наши девочки. (читают) Все живут, не тужат, а со мной не дружат
- Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»
- Есть разряд у Ильиной и девчонок свита
- Подружусь я с Ильиной, стану знаменитой.
- Все пятёрки до одной у Светловой Нади
- Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день»
- Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать
- А девчонка на дыбы, говорит: «Молчала бы»
- Не вставать же на колени уговаривать подруг
- Напишу я объявленье «Срочно требуется друг»
- Вопросы для обсуждения:
- — Почему с девочкой никто не хочет дружить?
- — Что бы вы ей посоветовали?
- — Можно ли заставить насильно дружить?
- 4. Заключительная часть
· –Я надеюсь, что теперь мы будем, более внимательно относится друг к другу. – Будем стараться выполнять законы дружбы, которые сами же издали. – Эти законы мы поместим в нашем классном уголке.
· – А теперь песня «О дружбе»
· Игра «Найди друга» (открытки разрезаны, учащиеся находят вторую половину)
· «Шире круг, шире» (становятся в круг, берутся за руки, по очереди говорят соседу что-нибудь приятное «Спасибо» — в ответ «А ещё я думаю, что я …..»)
5. Заключительное слово учителя
— Я предлагаю дома написать письмо другу. В классе можно зачитать, или просто передать ему. Письмо можно написать любому однокласснику с предложением о дружбе.
— Наш классный час окончен. Всего доброго!
— Хороших вам друзей!
Источник: http://www.openclass.ru/node/196534