Изучение литературного чтения в начальной школе

Сегодня перед педагогами начальной школы стоит задача формирования у младших школьников основ учебной деятельности: системы учебных, познавательных, социальных мотивов; умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели; планировать, контролировать и осуществлять свою деятельность и оценивать ее результат.

Специфика предмета «Урок литературного чтения в начальной школе» 

Требования к результатам изучения данного учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий (далее — УУД): личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, — но приоритетным должно стать развитие ценностно-смысловой сферы учащихся.

Это обусловлено спецификой предмета, связанной с тем, что одной из важнейших функций художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта человечества через систему социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев произведений, которые постигаются читателем в процессе диалога с автором.

В результате освоения программы по литературному чтению у младших школьников должен быть сформирован необходимый уровень читательской компетентности, который позволит им осознать себя грамотными читателями, способными к творческой деятельности. Составляющими читательской компетентности в начальной школе являются:

  • научиться читать;
  • осознанное использование различных приемов (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • освоение на практике приемов понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • знание книг (читательский кругозор) и умение их самостоятельно выбирать;
  • наличие духовной потребности в книге как средстве познания себя и окружающего мира1.

Проблемы освоения литературного чтения у младших школьников 

Уже в начальной школе педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые в основной школе усиливаются, значительно влияя на результаты освоения литературы и других учебных предметов, прежде всего предметов гуманитарного цикла.

Во-первых, это снижение или полное отсутствие мотивации к прочтению у младших школьников. Причиной этого может быть несоответствие программы интересам современных детей, несформированность читательского навыка, избыток литературоведческого, лингвистического материала на занятии в ущерб эмоциональности восприятия художественного произведения. 

Во-вторых, это проблема самостоятельного литературного чтения младших школьников. В результате освоения этого навыка дети не сразу становятся (а порой и вовсе не становятся) самостоятельными читателями. Читательские мотивы у них не формируются или формируются довольно медленно.

Эта ситуация усугубляется излишней формализацией деятельности учащихся на занятии, имитацией самостоятельной читательской деятельности, отсутствием поддержки со стороны семьи и активного сотрудничества с библиотеками. Вслед за С.

 Соловейчиком можно утверждать, что там, где нет «наслаждения книгой, — нет чтения, нет читателя»2.

Приобретение личностного смысла в процессе знакомства с книгой возможно только в случае перехода педагогов от работы по прочтению произведений, определенных в программах, к созданию условий для приобщения к литературе, к писательскому искусству как на занятиях, так и во внеурочное время.

  • —Как по-новому организовать работу на уроках литературного чтения

Новые технологии урока литературного чтения в начальной школе

Чтобы обеспечить достижение планируемых результатов освоения программ  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) начального общего образования, необходимо пересмотреть структуру и механизмы организации урока литературного чтения в начальной школе, эпаты урока по ФГОС в начальной школе. 

Во внимание следует принять технологию формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного читания), разработанную профессором Н. Н. Светловской.

В отличие от традиционных подходов, предполагающих передачу ученику готового знания, указанная технология подразумевает организацию исследовательской работы детей, в процессе которой они сами додумываются до решения ключевой проблемы учебного занятия, определяют способы деятельности.

Обновленная структура урока литературного чтения в начальной школе 

С учетом технологии продуктивного читания структура уроков должна включать три основных этапа, обусловленных законами восприятия художественного произведения (от общего к частному и к новому обобщению). На занятии должно прослеживаться три основных этапа урока по ФГОС в начальной школе3:

  • первичное восприятие текста;
  • анализ;
  • интерпретация (целостное восприятие текста на более высоком уровне обобщения).

В рамках технологии продуктивного прочтения работа с текстом представляет собой соответствующий этому трехступенчатый процесс:

  • работа с текстом до изучения;
  • во время и
  • после прочтения. 

Рассмотрим подробно последовательность этапов работы с художественным материалом. 

  • Как провести книжную неделю в школе

Этап первичного восприятия текста в структуре урока литературного чтения в начальной школе 

На первом этапе происходит подготовка учащихся к восприятию художественного текста.

Целью педагога на этом этапе является создание у учащихся мотивации к прочтению книги, формулирование детьми учебной задачи, связанной с прочитыванием (или его анализом), минимизация языковых и речевых трудностей посредством предварительной словарной работы (в случае необходимости ее проведения).

До начала литературного чтения у младших школьников педагог может провести беседу, уточняющую и обогащающую представления детей, необходимые для полноценного восприятия текста.

Мотивационной основой предстоящей работы могут стать проблемный вопрос или ситуация, связанные с рассматриваемыми в художественном произведении морально-нравственными проблемами, учебная задача, ситуация затруднения.

Перед прочитыванием лирических стихотворений с целью создания благоприятных условий для их эмоционального восприятия можно предложить прослушать музыкальное произведение, созвучное настроению автора.

Преподаватель должен так организовать данный этап урока по ФГОС в начальной школе, чтобы учащиеся заинтересовались темой предстоящего читания, захотели найти ответы на поставленные вопросы, обратившись к произведению, познакомиться с творчеством писателя или поэта.

Мотивирующие приемы урока литературного чтения в начальной школе. Активизации читательских мотивов способствует использование приема антиципации (предвосхищение, предугадывание до знакомства с произведением).

Это может быть: рассматривание представленных на книжной выставке произведений, беглая ориентировка учащихся в материале, просмотр заголовка, фамилии автора, иллюстрации, т. е.

все, что помогает учащимся прогнозировать тему предстоящего произведения, делать предположения об его идее, действующих лицах, жанре.

Читая, младшие школьники, могут попытаться сформулировать ответ на вопрос, который затем подтверждается или опровергается на протяжении последующей работы с художественной книгой. Результатом использования приема антиципации может быть и предложенная учащимися последовательность работы с изучаемым произведением на основе опыта, приобретенного на предыдущих занятиях.

В результате такой предварительной работы учащиеся могут сами или с помощью наставника определить тему занятия.

На уроке литературного чтения в начальной школе учебная задача может быть сформулирована в воспитательном аспекте, например, поиск ответа на вопрос, что такое быть настоящим другом.

По мере накопления читательского опыта и становления обобщенных учебных умений учащиеся смогут самостоятельно формулировать учебную задачу.

Постепенно у детей формируется навык планирования предстоящей деятельности: от работы на основе готового плана, предложенного преподавателем, до самостоятельного составления плана на основе учебной задачи, целевых и мотивационных основ деятельности, имеющегося у учащихся опыта учебной и читательской деятельности.

по теме «Уроки литературного чтения»:

Второй этап работы с текстом включает в себя анализ произведения, осмысление его сюжета, композиции и т. д. Повторное зачитывание материала (всего или фрагмента) учащимися должно быть мотивировано, например, вопросами, на которые учащиеся затрудняются ответить или их мнения разошлись.

Повторное обращение сопровождается различными видами аналитической читательской деятельности. Это способствует уточнению и углублению первоначальных представлений о смысле произведения.

Приемами работы на данном этапе урока по ФГОС в начальной школе у младших школьников могут быть комментированное прочтение, организация диалога читателя с автором, проблемный анализ, порождающий диалог между читателями.

Вдумчивое и глубокое понимание содержания текста обеспечивается, прежде всего, приемами изучающего прочитывания.

При этом педагог во время проведения урока литературного чтения в начальной школе, не только сам задает вопросы до или после изучения материала, но и организует работу по постановке вопросов самими учащимися: сначала в парах, группах, а затем и в коллективном диалоге.

Это позволяет детям не только лучше понять произведение, увидеть проблемы, содержащиеся в нем, но и осуществить коммуникацию, обсудить с одноклассниками прочитанное. Все это способствует развитию личностных и формированию социальных мотивов. 

Необходимо помнить, что образное отражение действительности не всегда доступно восприятию младших школьников без специально организованной работы по анализу художественных образов и выявлению их взаимосвязи.

Обобщенность и индивидуальность — две характерные черты художественного образа — позволяют не только увидеть человека во всей сложности его отношений с окружающей действительностью, но и понять авторскую позицию: оценку событий, отношений.

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Руководство развитием ОО» За прохождение — удостоверение о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В связи с этим основное внимание на данном этапе литературного чтения младших школьников необходимо уделять:

  • раскрытию мотивов поведения действующих лиц;
  • выяснению авторского отношения к изображаемому;
  • отношения читателя к прочитанному.

В этом случае нравственные ориентиры, представленные в художественных образах, могут быть личностно восприняты и в дальнейшем принятыми учениками, способствовать развитию у них эстетических и нравственных потребностей, ценностей и чувств.

Здесь стоит разделить мнение Д. З.

Арсентьева, что «наличие множественности смыслов текста: и авторская позиция, и мнение преподавателя, не могут считаться единственно верными в постижении смысла произведения, анализ помогает ребенку выстраивать тот смысл, который близок ему на данный момент. Работа должна вестись в рамках педагогического диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно размышляют, учатся находить свой смысл в тексте»4. 

Особенно важен бывает этимологический анализ слов, который позволяет выяснить лексическое значение слова, «взойти к этимологическим корням исторического бытию своего народа», а также создает благоприятные условия для формирования основ гражданской идентичности.

Этап интерпретации и рефлексии в структуре урока литературного чтения в начальной школе 

На заключительном этапе — этапе интерпретации и рефлексии учащиеся осмысливают свое отношение к персонажам и событиям произведения, что является предпосылкой осознания им идеи автора и цели создания художественного произведения.

На заключительном этапе урока по ФГОС в начальной школе используются виды работ, способствующие синтезу информации, организуется творческая деятельность с использованием прочитанного материала (выразительное читание, драматизация, словесное и графическое иллюстрирование) или по созданию собственного текста (учащиеся выступают в роли авторов).

Это полезно знатьМеждисциплинарная программа «Чтение. Работа с текстом» предполагает, что выпускники начальной школы научатся осознанно читать художественные книги с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в статье идей и информации, их интерпретация и преобразование.

Выпускники, занимавшиеся по программе урока, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Опора на эмоционально-ценностную сферу личности учащихся способствует осмыслению ими содержания и художественной формы произведения, помогает интерпретировать авторский замысел на основе своих впечатлений. Целый ряд связанных с этим умений предложен для внесения в содержание междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом», входящей в программу формирования УУД учащихся.

Разработчики примерной основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования рекомендуют ориентировать обозначенную междисциплинарную программу по литературному чтению младших школьников на формирование у учащихся навыков «использования полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях»5.

На этапе интерпретации и рефлексии учащиеся, помимо оценки своего эмоционального состояния, осмысливают собственную деятельность на занятии и ее результаты с точки зрения достижения учебной цели.

Определяют положительные моменты и трудности, оценивают свою работу и работу своих товарищей, выдвигают предположения о дальнейшей работе с произведением (темой), выбирают для себя наиболее интересные творческие задания.

Рассмотренные выше этапы урока по ФГОС в начальной школе, приемы и методы работы с текстом, характер межличностного взаимодействия преподавателя с учащимися должны найти отражение в структуре занятия.  

Технологическая карта урока литературного чтения в начальной школе

Конструирование технологической карты (см. приложение) связано с возможностью отразить в структуре и содержании урока литературного чтения младших школьников специфику взаимодействия педагога и ученика, что весьма актуально при реализации системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании, при подготовке к олимпиадам по литературному чтению в школе.

При конструировании урока литературного чтения начальной школы с помощью технологической карты преподаватель может не только отразить все этапы урока по ФГОС в начальной школе, но и последовательность своих действий и действий учащихся, которые приведут в конечном итоге к достижению запланированного результата. Поскольку читательская компетентность младшего школьника — основа его дальнейшего самообразования и саморазвития, на учебном занятии наставник должен создать условия не только для развития художественно-эстетического вкуса детей, но и обучения продуктивным формам общения в повседневной жизни.

  • по теме «Уроки литературного чтения»:
  • Приложение
  • Карта урокаСкачать в .docx
  • Изучение литературного чтения в начальной школе

1Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др. Планируемые результаты начального общего образования // Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010.2Соловейчик С.Л. Ученье с увлечением: Роман. 2-е изд. М.: 1979.

3Работа с крупнообъемным произведением строится аналогично в соответствии с выделенными этапами, но время на каждый из этапов на разных уроках может варьироваться учителем в зависимости от целей и задач урока с учетом рекомендаций авторов учебно-методических комплектов.

4Арсентьев Д.З.

Источник: https://www.menobr.ru/article/59750-qqe-16-m7-uroki-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole

Цели и задачи современного курса «Литературное чтение» | Персональный сайт Виктории Чечуевской

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.

Для достижения необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешности изучения других предметов в начальной школе, курс литературного чтения должен быть построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • формировать читательскую деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
  • осуществлять дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Читайте также:  Виды дидактических игр для дошкольников

При изучении произведений должно постоянно идти обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развиваться интерес к самостоятельному чтению. Необходимо, чтобы на уроках литературного чтения комплексно решались все задачи литературного образования младших школьников:

  • формировались читательские умения,
  • решались задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

  • сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
  • работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;
  • сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
  • различение художественных и научно-популярных произведений;
  • формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

      Ценностные ориентиры содержания.

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

  • Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
  • 1)  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • 2)  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  1. 9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  2. 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  3. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Учитель МОУ «Гимназия № 5» г. Саратов Чечуевская В.Ю.

Источник: http://chechuevskaya.ru/materials/celi-i-zadachi-sovremennogo-kursa-literaturnoe-chtenie/

Лекция 1 Современная система обучения литературному чтению в начальной школе

Традиционной задачей начальной школы является задача обучения чтению ребенка младшего школьного возраста. Однако в последние годы в распоряжении учителя находится ряд программ, которые так или иначе ставят задачу литературного образования учащихся начальной школы. Поэтому на современном этапе следует говорить о двух направлениях обучения чтению:

1) собственно обучении чтению;

2) получении ребенком литературного знания, т.е. обеспечении литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста

Названные тенденции проявились в программах по литературному чтению.

Однако в одних программах в центр подготовки по чтению и литературе современные методисты ставят формирование читателя, в других провозглашается идея познания широкой картины мира на основе чтения литературных произведений разных родов и жанров.

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Содержание начального литературного образования базируется на методологических позициях, которые связаны с реализацией системного, культурологического, личностного и деятельностного подходов.

Методологической основой предмета ”Литературное чтение“ является также гуманистическая концепция литературного образования, которая ориентирует на освоение общечеловеческих и национальных духовных ценностей.

Построение содержания учебного предмета на основе системного подхода позволяет рассматривать содержание в виде системы (целостности), отдельные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи. Системный подход предполагает единство всех компонентов содержания, связей между его элементами (структуры) и функций, которые они выполняют в данной системе отношений.

Личностный подход требует признания уникальности личности, её прав на личностную позицию, уважение; ориентирует на создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств, учёта интересов, индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Деятельностный подход определяет такую направленность содержания, при которой его освоение осуществляется путём формирования всех структурных компонентов читательской, речевой и познавательной деятельности, а ученик рассматривается как субъект деятельности и общения.

  • Построение содержания в контексте культурологического подхода способствует расширению культурных основ содержания обучения и воспитания, снижению узкой информационно-знаниевой ориентированности содержания предмета; осуществлению национально-культурной социализации учащихся, становлению их личностной культуры.
  • Изучение литературного чтения в начальной школе с рус­ским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
  • • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • • развитие художественно-творческих и познавательных спо­собностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художест­венных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование уважения к культуре народов многонацио­нальной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской ком­петентности младшего школьника, осознание себя как грамот­ного читателя, способного к использованию читательской дея­тельности как средства самообразования. Читательская компе­тентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, зна­нием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Читайте также:  Методики оценки развития мышления у детей 6-7 лет

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на ре­шение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирова­ние осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чте­ния и потребности читать произведения разных видов литерату­ры), который во многом определяет успешность обучения млад­шего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приоб­ретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с раз­личными видами текстов, ориентироваться в книге, использо­вать ее для расширения знаний об окружающем мире.

В ре­зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объ­екты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппа­ратом учебника, находят информацию в словарях, справочни­ках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на ос­нове прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художествен­ного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро­вать (на доступном уровне) средства выразительности.

Развива­ется умение сравнивать искусство слова с другими видами ис­кусства (живопись, музыка и др.

); находить сходство и разли­чия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочи­танных.

  1. 4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности
  2. произведений.

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает на­вык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Современная методика организации литературного чтения основывается на теоретических положениях, разработанных такими науками, как литературоведение, психология, педагогика.

Для правильной организации чтения учителю необходимо учитывать специфику художественного произведения, психологические основы процесса чтения на разных этапах обучения, особенности восприятия и усвоения текста младшими школьниками и т.д.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s5122t7.html

Роль и значение чтения в начальной школе

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, и не умея решать задачи. Но нельзя жить, нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда».

  • Сухомлинский
  • «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» М.Горький
  • Роль чтения и книги
  • как средства образования, воспитания и развития
  • младшего школьника.

Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Значение книг для ребенка очень велико.

Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребенок воспринимает модели поведения. Основной объем информации дети получают в школе с помощью учителя.

 В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы- научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Почему кое-кто из учащихся, находчивый, сообразительный, любознательный в детстве, вдруг становится безразличным к знаниям, инертным. Потому, что он не умеет читать.Если ребёнок не научился схватывать логически завершённые части предложений и целые предложения, то он никогда уж этому не научится, и не овладеет главным в учении- умением читать.

Главной целью предмета «Литературное чтение»в 1-4 классах является развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений.

Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Нам необходимо воспитать грамотного читателя.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования в нашей школе.

Многие годы большое внимание уделялось технической стороне чтения: способу чтения, темпу, правильности, выразительности, а осознанность чтения рассматривали на самом последнем месте. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения; в регулятивные УУД — принятие учеником учебной задачи, регуляция деятельности; в познавательные УУД – мышление, память, творческое воображение, концентрация внимания.

Нынешние школьники читают хуже, чем их сверстники несколько лет тому назад. Умение читать отражается на знаниях, на эрудиции. Особую озабоченность вызывает уровень навыков чтения в начальных классах.

Лишь 80-85 % второклассников к концу учебного года достигают нормативных требований, то есть читают доступный текст бегло, сознательно, выразительно при норме 70 слов в минуту 2 класс и 90 слов в минуту 3 класс.

Снижение интереса к чтению мы пытаемся объяснить серией массовых средств информации, особенно телевидения. Иногда его называют «литературным диверсантом». Посмотрев фильм, телеспектакль, далеко не каждый потянется к книге, чтобы перечитать, открыть для себя нового писателя. Это желание надо постоянно воспитывать. А отношение к чтению пора давно пересмотреть.

И в этом основная помощь должна идти от родителей. Семейное чтение должно быть традицией. Чтением детей руководят в семье, в школе, в библиотеке. Родители покупают детям книги с 2-3 лет. Начинают им читать, рассматривать картинки. А в школьные годы это желание у родителей пропадает, они уверенны, что ребёнок научился читать.

А именно теперь надо направлять интерес и понимание детей в нужное направление, уважать ум и любознательность детей. Ребёнка интересует не описание природы, рассуждение, а конкретный случай, событие. Хорошо читающие дети бывают чаще в семьях, где детей окружают книги, где есть традиции – чтения родителей и детей вслух, обсуждение прочитанного, совместные переживания.

Дети видят, что книга- постоянный спутник их отца и матери.

Успешная самостоятельность в учении детей немыслима без беглого чтения. А навык этот формируется постоянной тренировкой чтением вслух. Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал. Чтение книги, в детстве, остаётся в памяти чуть ли не на всю жизнь взрослых людей.

Книга должна стать тропинкой, которая ведёт к вершинам умственного, нравственного и эстетического развития. Поэтому чтением детей надо умело руководить.

Каждому учителю помочь ребёнку встретить свою книгу, когда мысли и слова героев книги отозвались бы эхом в сердце ребёнка и вызвали у него желание ещё и ещё перечитывать любимые страницы.

В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст.

Дети испытывают трудности в понимании текста, в формулировании основной мысли текста, в поиске ответов на вопросы. Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Развитие читательского навыка предполагает работу над творческим воображением.

Дети склонны фантазировать. Поэтому они очень любят сказки, фантастические рассказы. Для них характерно эмоциональное восприятие книги. Они очень переживают о том, что читают, слушают, поэтому не могут спокойно сидеть, громко смеются, очень любят юмор.

В образном мышлении преобладают зрительные образы, поэтому у них появляется желание сделать рисунок о прочитанном, или прослушанном.

Отличительным свойством памяти является склонность к дословному пересказыванию книги, рассказа.

Те дети, которые не освоили нормы техники чтения, предпочитают слушать, а не читать, так как, прочитав, сами не понимают смысла прочитанного.

Трудности заключаются в том, что не умеют выделить главного в рассказе, их отвлекает описание деталей, и это требует активной деятельности со стороны учителя.

  Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. С такими проблемами мы сталкиваемся при формировании навыков смыслового чтения.

Работа учителя направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в его формулировке, на развитие понимания его смысла. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом. Многие обучающиеся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе.

Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в группе.

Одной из основных проблем чтения является узкий круг самостоятельного детского чтения.

Преимущественно школьники для чтения выбирают сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы.

Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.

Когда ребенок вдумчиво читает, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Он старается сам установить соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Мы тренируем и развиваем воображение на небольших текстах.

Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками. Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ; конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей.

В своей работе используем и такие приемы, как инсценирование произведения.

Для преодоления проблем с чтением учитель на уроках использует различные приемы обучения детей смысловому чтению. В 1-4 классе мы учим медленному чтению художественного текста.

Ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них, а также он должен уметь делать анализ прочитанного.

Мы учим ребенка понимать чужие мысли, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. В основе технологии лежит работа по предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.

Наиболее эффективным и интересным для учащихся приемом работы с текстом до чтения является «Корзина идей». Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по теме урока.

На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение, приводит свои знания или идеи по данному вопросу. Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзине» идей, даже если они ошибочны. При этом дети учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли.

Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Прием «Верные – неверные утверждения» используется на этапе до чтения с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста. Учащимся предлагается несколько утверждений по новой теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

На втором этапе дети работают с текстом учебника, читают текст про себя. Затем читают вслух по предложениям с ми. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание содержания частей текста, беседует с ребятами по содержанию в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание частей.

На этапе непосредственной работы с учебником наиболее эффективными является прием «Инсепт». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Учеников знакомят с рядом маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста.  

Читайте также:  Загадки с картинками «что растет на грядке»

Составление плана — важный прием смыслового чтения. План текста – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Пунктами плана могут быть заголовки, данные автором, или вопросы к тем заголовкам, которые читатели придумают. Как научить составлять план? Самый простой приём –это разбиение текста на логические части и озаглавливание их.

Наиболее эффективным приемом работы после чтения являются «Кластер». Суть такого приема заключается в систематизировании материала учащимися. Вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения. Дети учатся размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительно относится к чужому мнению.

Прием «Синквейн» развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном тексте, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность   учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.  

Выпускник начальной школы должен уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять главную тему, выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию текста; предвидеть содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами), решать учебно-познавательные задачи, требующие полного и критического понимания текста, ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию.

Учителя СОШ 68 организуют исследовательскую работу учащихся так, что они сами находят решение ключевой проблемы урока и сами объясняют, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить лестницу личностного развития.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное.

Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя.

Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

В 1-4 классах необходимо научить своих учеников любить книгу. Во-первых, учить учеников видеть внешнюю красоту книги – красивый переплёт, глянцевые страницы, чудесные иллюстрации. Во-вторых, учить находить интересную и нужную информацию из текста.В-третьих, учить отличать полезную книгу от вредной.

Что предпринять для реализации поставленной перед собой задачи?

  1. Проводить родительские собрание, в ходе которых выяснять роль книги, телевизора и компьютера в семье в целом и у ребёнка в частности.

  2. Перед собранием проводить анкетирование детей по этой теме.

  3. Проверку техники чтения во втором полугодии проводить ежемесячно.

  4. После изучения всех букв начинать вести читательские дневники.

  5. Проводить праздник «Прощание с Азбукой», после которого детям подарить интересную книгу.

  6. Еженедельно проводить уроки внеклассного чтения.

  7. Проводить экскурсии в разные библиотеки – школьную, детскую, районную.

Эти мероприятия в содружестве с семьёй позволяют вызвать у детей интерес к книге, к чтению, к получению знаний из книги.

Источник: https://compedu.ru/publication/rol-i-znachenie-chteniia-v-nachalnoi-shkole.html

Система учебников «Школа России» — Литературное чтение

Главная страница / Материалы для разработки основной образовательной программы

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

  • Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
  • Общая характеристика курса
  • «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения.

Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного.

Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению.

Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.

Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений.

Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения.

На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина).

Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.

При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников.

Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Рабочая программа, doc (143 Kb)

Источник: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26660

Ссылка на основную публикацию