Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Дидактическая игра для детей 5-7 лет в детском саду «Что получится?»

Хохлова Наталья Евгеньевна Место работы: МКДОУ №22 г. Миасс Челябинская область Должность: учитель-дефектолог Название ресурса: настольно-печатная дидактическая игра «Что получится?» Краткое описание ресурса: игра для детей 5 – 7 лет на формирование математических представлений, развитие логического мышления. Цель и задачи ресурса: развитие умения понимать значение математических знаков «+», «-», «=»; развитие логического мышления, зрительного восприятия, воображения. Закрепление употребления в речи предлогов. Актуальность и значимость ресурса: игра может быть использована логопедами, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми. Оборудование: игра выполнена с помощью ПК (персонального компьютера), состоит из разрезных карточек: карточки с заданиями и карточки с ответами. Практическое применение: индивидуальные занятия, фронтальные коррекционные занятия (в качестве демонстрации задания или непосредственно игры «по очереди»). Методика работы с ресурсом: 1. Индивидуально: ребёнок берет карточку с заданием и среди карточек с ответами ищет подходящую, дает описание выполненному заданию. 2. Фронтально: используется в качестве демонстрации задания при помощи магнитной доски и магнитов; дети на своих местах работают устно и фронтально. Вариант I Представленные цветные карточки с заданиями разрезаются, ребенок берет одну из карточек с заданием и подбирает ответ из предложенных карточек-ответов.

Разрезные карты-задания

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду Разрезные карточки-ответы Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду Вариант II Представленные черно-белые карточки с заданиями разрезаются, и там где должен быть ответ делается окошечко. Ребенок аналогично берет одну из карточек с заданием и подбирает карточку-ответ. Игра с усложнением — ребенок под карточку с заданием подкладывает чистый лист бумаги и самостоятельно рисует в окошечке ответ.

Разрезные карты-задания

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду Разрезные карточки-ответы Надеюсь, что данная игра поможет в развитии детей дошкольного возраста. Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет Дидактическая игра для детей 6-9 лет. Весёлый огород Дидактическая игра для младших дошкольников

  • Развивающие игры для детей от 3 до 8 лет
  • Игры на развитие логического мышления детей 6 лет
  • Игры для детей 3 лет на развитие мышления
  • Упражнения на развитие логического мышления дошкольников
  • Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет
Ольга Владимировна Кузнецова # 11 ноября 2015 в 21:24 0
Очень хороший материал. Задания выполнены очень грамотно не только с педагогической точки зрения, но и технически. Очень люблю, когда все красиво оформлено, ведь это бывает редко. Спасибо, Вы подали мне хорошую идею.
Ирина Анатольевна Агафонова # 11 ноября 2015 в 22:06 +1
Уважаемая Наталья Евгеньевна! Огромное спасибо за такой прекрасный материал! Я работаю учителем-логопедом в речевой школе и моим ученикам очень нравятся подобные задания. Они с удовольствием их выполняют. Обязательно воспользуюсь вашей идеей! Желаю огромных творческих успехов!!!
Любовь Алексеевна Устинова # 12 ноября 2015 в 12:36 +1
Доброго времени суток. очень интересное занятие, достаточно много наглядного материала.Попробую распечатать и проработать со своими воспитанниками. спасибо за идеи!
Марина Коваленко # 12 ноября 2015 в 20:39 0
Очень хороший материал. Задания выполнены очень грамотно не только с педагогической точки зрения, но и технически. Очень люблю, когда все красиво оформлено, ведь это бывает редко. Спасибо, Вы подали мне хорошую идею.

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-evgenevna-hohlova/didakticheskaja-igra-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-chto-poluchitsja.html

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

Главные проблемы общения детей связаны с отсутствием у ребенка интереса к переживаниям других людей, непониманием чувств тех, с кем он общается, неумением высказывать свои чувства. К сожалению, взрослые, мало интересуясь мыслями и чувствами детей, налагая запреты на переживания ребенка, усугубляют эти проблемы.

С помощью дидактических игр тренингов можно научить ребенка языку чувств, умению понимать состояние, оттенки настроений, переживаний — не только собственных, но и других людей. эти игры учат не только понимать, но и выражать эмоциональное состояние через слово, мимику, пантомимику

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Они способствуют включению ребенка в жизнь общества, в систему отношений со с сверстниками и взрослыми.

В процессе игры дети овладевают ролевым поведением, учатся устанавливать контакты с помощью вербальных и невербальных средств общения, разрешать споры и конфликты, выражать расположение,  симпатию,  доброжелательность,  делать комплименты, оказывать любезность, находить выход из критических ситуаций.

Эти дидактические игры тренинги предназначены для детей 5-6 лет. Играть в них можно везде и с разным количеством участников. Длительность игры зависит от интереса детей к ней. Главное — создать атмосферу свободы, радости, сотворчества и содружества, общаться с ребенком на принципах глубокой духовности и гуманизма.

«Кинопробы».

  • Цель: развивать способность управлять своими эмоциями, выражать свое состояние с помощью вербальных и невербальных средств общения.
  • Оборудование: «кинокамера» для «оператора».
  • Ход игры тренинга

Ребенок — «режиссер» фильма — приглашает «актеров» поочередно на кинопробы, предлагая им изобразить различные эмоционально насыщенные ситуации (например: Золушка, счастливая, веселая, красивая танцует на балу или Золушка возвращается с бала очень печальной, она больше не увидит принца, да к тому же еще потеряла свою туфельку… Карабас Барабас очень рад: сейчас он поймает Буратино или Карабас Барабас топает ногами, размахивает кулаками, он очень зол: от него сбежали все куклы. Оператор «снимает» эпизоды. Затем они вместе с «режиссером» решают, кто выразительнее передал эмоции и будет играть главную роль.

Для «сценария» фильма можно использовать любимые сказки и популярные мультфильмы.

При обсуждении игры важно обратить внимание детей на то, что именно радует и огорчает положительных и отрицательных героев.

«Смак».

  1. Цель: развивать у детей уверенность в себе, умение вести разговор на определенную тему в присутствии большого количества людей.
  2. Оборудование: посуда, плита, стол, фартуки.

  3. Ход игры

Для этой игры-тренинга можно использовать сюжет известной телевизионной передачи, которую любит смотреть ребенок.

Ему предлагается представить себе, что он самый лучший на свете повар и его пригласили выступить в телевизионной передаче, чтобы поделиться секретом приготовления самых диковинных, самых изысканных блюд.

Ведущим может быть взрослый. В игре желательно присутствие зрителей.

«Прогноз  погоды».

  • Цель игры тренинга: учить детей передавать информацию с помощью эмоций, мимики и пантомимики.
  • Оборудование: карточки с рисунками или схематическим изображением состояния погоды.
  • Ход игры

Ребенок — «диктор телевидения» — садится за стол, перед ним рисунок или карточка со схематическим изображением состояния погоды (ясная солнечная погода, жаркая погода, будет пасмурно, ожидается сильный мороз, ветер, ливень, гроза, снегопад и т. п.). Он должен познакомить телезрителей с прогнозом погоды, но внезапно исчез звук. Как сообщить информацию без слов, только с помощью эмоций, мимики и пантомимики? Диктор без слов передает прогноз погоды. Остальные дети — «телезрители» — стараются его угадать. Кто это сделает лучше?

«Остров  плакс».

  1. Цель: развивать умение с помощью мимики и пантомимики выражать эмоции и влиять на эмоциональное состояние другого человека.
  2. Оборудование: магнитофон.

  3. Ход игры

Путешественники на воздушном шаре прилетели на остров Плакс и очень удивились: вокруг ни одного веселого лица, все жители этого острова без конца плачут.

Тогда они решили развеселить плакс.

Дети становятся в пары лицом друг к другу. По сигналу путешественники стараются развеселить, рассмешить своих партнеров, не говоря им ни слова, не прикасаясь к ним, с помощью мимики и пантомимики. Плаксы стараются продержаться как можно дольше.

Выигрывает тот, кто быстрее всех рассмешит партнера или дольше продержится без смеха. Потом дети меняются ролями. В конце игры все вместе танцуют под веселую музыку. Нет больше острова Плакса он стал островом Радости.

«Передача чувств».

Цель: развивать умение понимать и передавать состояние и настроение другого человека.

Ход игры

Вариант 1. Водящему ребенку предлагают выйти, без него группа выбирает определенный вкус пищи. Затем приглашается водящий и участники игры демонстрируют ему мимику, жесты, телодвижения, выражающие задуманные вкусовые ощущения (сладко, горько, кисло, солоно). Водящий угадывает их.

Вариант 2. Можно передавать настроение, эмоциональное состояние (весело, грустно, больно, спокойно, испуг, удивление и т. д.).

Вариант 3. Передаются чувства от музыки с помощью мимики и пантомимики (веселая, грустная, ритмичная, лирическая, задумчивая мелодия).

«Магазин, зеркал».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, способность распознавать и адекватно выражать соответствующие эмоции.

Ход игры

Детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные звери. Звери ходят мимо зеркал вдоль стены, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц. Затем дети меняются ролями.

«Доктор Айболит».

  • Цель: учить детей понимать язык чувств, развивать способность к эмпатии.
  • Оборудование: нагрудные знаки, шапочки, магнитофон.
  • Ход игры

После чтения произведения К.И. Чуковского «Доктор Айболит» воспитатель предлагает детям поиграть.

Один ребенок — Айболит, остальные дети — больные звери. Они, изображая разных животных, плачут, держатся кто за живот, кто за щеку, кто за голову и т. д., жалуются: «Ой, ой, болит!» Доктор Айболит дает им лекарства, старается утешить их (погладить по голове, щеке, плечу и т. д.).

Зверушки поправляются и пляшут вместе с доктором Айболитом.

Т.  Лобанок

Источник: https://vscolu.ru/didakticheskie-igry/didakticheskie-igry-treningovogo-xaraktera-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Дидактические игры для детей старшей группы

Дидактические игры (ДИ) являются одним из часто используемых методов образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Обучение в процессе идеально соответствует психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста.

Именно этот период времени считается идеальным для развития памяти, речи, мышления, воображения, а также расширения кругозора. Благодаря дидактическим играм можно активизировать и разнообразить образовательное воздействие на ребенка.

При этом организация и проведение заданий имеет ряд особенностей, которые обязательно нужно учитывать, чтобы добиться максимальных результатов.

Значение дидактических игр в старшей группе детского сада

ДИ используются в целях обучения и воспитания детей. С их помощью решаются конкретные задачи обучения, а также воспитываются и развиваются определенные навыки.

  Дидактические игры для дошкольного возраста в ДОУ

Цель и задачи дидактической игры в старшей группе ДОУ

Сделать процесс обучения интересным, простым и не вызывающим утомления — это основная цель таких занятий. Задачи дидактической игры для старшей группы ДОУ разнообразны. Они в первую очередь зависят от требований программы и образовательной области, а также от того, как дети воспринимают материал.

Читайте также:  Игры для обучение чтению дошкольников

Если воспитанники быстро овладевают знаниями и успешно осваивают материал, то при повторе задачи расширяются.

Обратите внимание! В противном случае, если дети плохо осваивают материал, то игровой процесс проводится с теми же программными задачами, а их содержание изменяется.

Задачи ДИ неразрывно связаны с темой. Весь материал подразделяется на тематические блоки. Над одной темой работа проводится на протяжении от нескольких недель до одного месяца. Поэтому за один год с детьми проводится много обучающих занятий различной тематики и выполняется весь объем предусмотренных программой задач.

Обратите внимание! В старших группах ДОУ полезны головоломки, шарады, ребусы и интеллектуальные задания, так как они стимулируют мыслительные процессы и учат детей мыслить креативно и нестандартно.

Воспитательная роль игры в старшем дошкольном возрасте

С раннего детства игра оказывает положительное влияние на детей. Что касается старшего дошкольного возраста, то в этот период времени такие занятия воспитывают в ребенке следующие качества:

  • Умение достойно принимать как победу, так и поражение.
  • Чувство коллективизма и товарищества.
  • Честность.
  • Взаимоуважение.
  • Порядочность.
  • Партнерские отношения.

В старшей группе детского сада проводятся различные игры, упор в первую очередь делается именно на обучающие, так как ребят готовят к школе.

Основные подходы к классификации дидактических игр в старшей группе

Классифицируются ДИ по различным критериям. Они подразделяются по:

  • характеру педагогического процесса;
  • игровой методике;
  • игровой среде.

Обратите внимание! Несмотря на различные подходы в классификации, каждому педагогу нужно помнить, что игра — не просто детская деятельность. Она в первую очередь выражается в отношении и поведении взрослых и носит возвратно-перманентный характер.

Содержание и выбор материалов для игры

Использоваться ДИ могут как на соответствующих занятиях, так и вне образовательной деятельности. В зависимости от того, где игра применяется, определяется ее продолжительность.

Подготовка к проведению ДИ

Структура занятий:

  1. В первую очередь определяется дидактическая задача, которая подается в виде игрового задания и ставится воспитателем.
  2. Определяются игровые действия. Старшая группа детского сада может уже самостоятельно определять их круг.
  3. Устанавливаются правила. Чаще всего их устанавливает воспитатель, но если воспитанники придумали свои, то педагог их может принять.
  4. Определяется результат игры.

Все дидактические игры включают в себя основные этапы:

  • сообщается тема и содержание;
  • участники знакомятся с игровым материалом;
  • проводится ознакомление с правилами;
  • выполняются игровые действия;
  • подводятся итоги.

Обратите внимание! Если у ребенка что-то в игре не получилось, то после подведения итогов воспитатель может продолжить личное обсуждение и разбор ошибок в каждом конкретном случае.

В завершение воспитатель обязательно мотивирует воспитанников на достижение успехов в будущем.

Роль педагога в организации занятий

В процессе организации и проведения дидактических игр именно педагог должен руководить всем процессом. Он обязан обеспечить непосредственное и активное участие каждого ребенка.

Роль воспитателя в организации ДИ

Воспитатель должен продумать и организовать весь процесс так, чтобы гарантировать связь игры с обучением и другими видами деятельности воспитанников. Создать условия так, чтобы процесс превратился в самостоятельную деятельность детей.

Обратите внимание! Воспитателю нужно заинтересовать детей играми. Этого можно добиться только при наличии в достаточном количестве дидактического материала и игрушек. По завершению игры педагог обязательно должен дать не только беспристрастную, но и доброжелательную оценку.

Как проводятся дидактические игры в старшей группе

В старшей группе проведение дидактической игры приведет к ожидаемым результатам только в том случае, если будут учтены все требования ФГОС и образовательных программ.

Руководствуясь всеми этими документами, воспитатель должен быть убежден, что процесс принесет полезность детям.

При этом развивающее занятие должно не только стать формой усвоения определенных умений и знаний, но и способствовать общему развитию детей.

Когда речь идет о старших дошкольниках, во время обучающего процесса воспитатель должен не только давать детям готовую информацию, но и постепенно ее усложнять, пробуждая в них стремление узнавать новое и стимулировать их познавательную активность.

Ценности дидактической игры

Важно! Чтобы детям было интересно, в игре должна присутствовать загадка, тайна, которую ребятам в итоге придется разгадать.

Наглядные приемы

Если в обучающей игре воспитатель использует наглядные пособия, то ему обязательно надо обращать внимание на следующие нюансы:

  • Материал должен подбираться с учетом его реалистичности и научности. Когда речь идет о предметах, профессиях или явлениях, их изображение должно подаваться максимально реалистично.
  • Неуместно использовать в игре сказочных и персонажей мультфильмов.
  • Не рекомендуется излишне перегружать процесс занятий материалом. Надо ставить дошкольника в ситуации, когда ему приходится думать и принимать решения, не опираясь на наглядность.

Степень самостоятельности воспитанников

С каждым годом доля детской самостоятельности в дидактических играх стремительно растет. В самом начале воспитатель должен удостовериться, что воспитанники поняли правила, и только после этого предлагать им играть самостоятельно.

Если в процессе дети сами создают свои правила на основе имеющихся, то педагогу следует поощрять такую деятельность, так как в большинстве случаев такое проявление является достойным внимания и развития.

Соответствие игры возрасту детей

Дети старшей группы детского сада по сравнению с младшими более внимательные и усидчивые. Они уже способны размышлять, опираясь на свой опыт, рассуждать и обдумывать собственные действия. Поэтому содержание и тематики занятий для развития существенно расширяются.

Обратите внимание! Интересны старшим дошкольникам и соответствуют им по возрасту игровые процессы, в которых требуется прикладывать установленные усилия. Они формируют в детях целеустремленность и уверенность в себе.

Виды дидактических игр в старшей группе детского сада

Дидактические игры в старшей группе подразделяются на несколько разновидностей.

Их отличают по следующим критериям:

  • обучающему содержанию;
  • познавательной деятельности;
  • игровым действиям и правилам;
  • организации детей;
  • роли преподавателя.

Перечисленные отличия присущи всем дидактическим играм, но выступают они в одних отчетливее, нежели в других. Также игры классифицируют:

  • по сенсорному воспитанию;
  • по ознакомлению с природой и окружающим миром;
  • по формированию математических представлений;
  • словесные;
  • музыкальные;
  • по подготовке к обучению грамоте;
  • изобразительные;
  • с дидактическими игрушками;
  • псевдосюжетные;
  • настольно-печатные.

По виду деятельности игровые процессы бывают такими:

  • путешествия;
  • поручения;
  • предложения;
  • загадки;
  • беседы или диалоги.

Обратите внимание! На этом классификация не заканчивается. Весь спектр возможных игровых методик огромен. Но как показывает практика, чаще всего применяются именно перечисленные выше.

Картотека обучающих игр в старшей группе ДОУ с целями по ФГОС

Важно! Современные детские сады реализовывают свою деятельность в соответствии со стандартами ФГОС. При разработке тематического плана каждый воспитатель должен учитывать и реализовывать обучающую деятельность в соответствии с требованиями стандарта.

Примеры дидактических игр в старшей группе

Все дидактические игровые процессы специально разработаны педагогами для обучения детей. Основной целью является совмещение приятного с полезным. Ребенок, играя, обучается и развивает определенные навыки. Сейчас можно найти огромное количество дидактических игр для детей старшей группы детского сада в интернете. Их можно распечатать и предложить детям.

Самыми распространенными из них являются следующие:

  1. «Хорошо или плохо» — суть заключается в том, что воспроизводится несколько жизненных ситуаций, и ребенок должен высказать свое мнение и отношение. Развивает речь, внимание и память.
  2. «Времена года» — на 4 картинках изображены времена года. Также имеются разрезанные карточки с их приметами. Ребенок в процессе должен определить правильно приметы зимы, весны, лета и осени, а также разложить карточки по местам.
  3. «Учим месяцы года» — ребенок должен знать, в какой последовательности распределяются месяцы в году, и уметь определять, например, что после декабря идет январь, а после февраля — март.
  4. «Поиск предметов на картинке» — помогает развивать детскую память, играя.

Обратите внимание! Дидактическая игра для воспитателя является одним из наиболее результативных методов достижения образовательных целей.

Дети старшей группы с удовольствием выполняют поставленные задачи в процессе, развивая при этом определенные навыки и умения для последующей социализации.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-dlya-detej-starshej-gruppy

Дидактические игры в старшей группе: картотека с целями по ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, которое охватывает такие направления, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей можно использовать следующие дидактические игры.

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры этого типа помогают ребенку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: учить общению со сверстниками.

Дети садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного.

Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.

Игра «Большой секрет для дружной компании»

Цель: учить детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.

Данная игра проводится с группой детей (5 – 6 участников). Необходимо подготовить красивую шкатулку и положить в нее мелкие предметы (мячик, кубик, фигурку животного, машинку и т.п.). Можно заменить эти вещи картинками с их изображением.

Дети собираются в комнате и садятся в отдалении друг от друга. Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает ему, не заглядывая в шкатулку, взять из нее наугад любой предмет.

Когда каждый получил свою вещицу, воспитатель сообщает, что ее название нужно держать в строгом секрете. После этого он предлагает детям попытаться разузнать секреты друг у друга. Для этого они могут:

  • уговорить своего товарища рассказать свою тайну;
  • предложить в обмен на раскрытие секрета какой-то приз;
  • договориться о взаимном раскрытии секрета друг другу;
  • задавать наводящие вопросы, чтобы угадать название предмета.

Воспитатель должен следить, чтобы все дети включились в игру и никто не пытался обмануть каким-то образом других. При необходимости нужно помочь самым робким и нерешительным.

Игра заканчивается, когда все секреты будут раскрыты. Не стоит слишком затягивать игру. Если кто-то из детей слишком увлечется сохранением своего секрета, нужно уговорить его изменить поведение, проявить дружелюбие.

Игра «Магазин вежливости»

Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).

Педагог описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Если дети не умеют читать, то они просто называют слова, а воспитатель подбирает нужную карточку сам.

Читайте также:  Пальчиковые игры для детей 3-4 лет в детском саду. картотека

Дидактические игры для речевого развития детей

Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

Игра «Разговор животных»

Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.

Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.

Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.

Игра «Живые слова»

Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.

Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово  (например, «любит») и вызывает еще одного участника.

Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.

Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений. 

Игра «Найти место картинке»

Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Игры для художественно-эстетического развития

Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

Игра «На что похожи облака»

Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.

Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.

1 вариант. Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.

2 вариант. На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы – бабочки», «Гномик – домик» и т.д.

Игра «Разрисуй тарелку»

Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.

Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.

Далее воспитатель сообщает о том, что дети могут сами попробовать стать художниками и украсить тарелку на свой вкус. Он может обратить внимание на то, что в орнаменте рисунок должен повторяться.

В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.

Познавательные игры для детей старшей группы

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

Игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Для игры понадобится 15 – 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

  • металлические;
  • деревянные;
  • круглые;
  • съедобные;
  • красные;
  • маленькие;
  • которые нужны для школы и т.д.

Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

Игра «Собери гусеницу»

Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

Образовательные игры

Одним из главных заданий образовательного процесса в старшей группе детского сада является подготовка к школе. Поэтому  дошкольникам обязательно предлагают поучаствовать в играх, которые способствуют обучению счета, знакомят с буквами, учат выполнять несложные математические действия с предметами.

Игра «Веселые скрепки»

Цель: подготовка к обучению счету, знакомство с цифрами.

Вариантов игры несколько. Нужно подготовить карточки с написанными цифрами (от 1 до 5). С двух боков у карточек сделать отверстия.

1 вариант. Детям предлагается с помощью скрепок соединить все картинки вместе, расположив их по порядку.

2 вариант. К каждой картинке с цифрой нужно прикрепить соответствующее количество скрепок.

Игра «Найди звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.

Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.

Детям предлагается найти в словах нужный звук (например [т]). Они должны произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко. Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить соответствующую ячейку в таблице.

Игра «Геометрическая дорожка»

Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами, научить различать их.

Для игры нужно изготовить крупные шаблоны нескольких основных геометрических фигур и разложить их на полу комнаты в хаотическом порядке. Далее детям дается задание перейти с одной стороны комнаты на другую, наступая только на указанную фигуру.

Игру можно усложнить, сделав фигуры разных цветов и указывая несколько заданий. Например, наступать только на треугольники красного цвета и т.п.

Разнообразие дидактических игр позволяет сделать образовательную деятельность в детском саду увлекательной и эффективной.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/dou/6800_didakticheskie_igry_v_starshey_gruppe

Картотека дидактических игр старшая группа

«Геометрические фигуры»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.
Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: «Шарик круглый, окно квадратное…»
«Найди и назови фигуру»
Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры. Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.
«Флажки и гирлянды»
Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.
Ход игры. Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.
«Конструирование по схеме»
Цель игры: развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.
Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя.
Ход игры. Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.
«Выкладывание картинок»
Цель игры: развитие логического мышления детей, закрепление знания геометрических фигур.
Материал: карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые карточки, вырезанные геометрические фигуры разного цвета и размера.
Ход игры. Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету. 
«Паруса»
Цель игры: познакомить детей с формой «треугольник», развивать мышление.
Материал: сюжетная картинка с изображением лодочек из геометрических фигур, карточка с геометрическими фигурами.
Ход игры. Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны. После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру вырезал. Предложите найти предметы треугольной формы в окружающем пространстве.
«Найди фигуру»
Цель игры: ознакомление детей с названиями геометрических фигур, познакомить с конусом, цилиндром и призмой.
Ход игры. Попросите ребенка найти и принести кубик, кирпичик, затем длинную пластину (используется обычный строительный материал для конструирования). Покажите ребенку конус и предложите отыскать такую же деталь (потом цилиндр, затем призму). После этого дайте ребенку карточку и предложите найти эти детали. 
«Найди пару»
Цель игры: развитие логического мышления, упражнять в назывании цвета и названии геометрических фигур.
Ход игры. Предложите ребенку поиграть в игру. (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить разрезанные карточки на целую карточки на карту, (фигуры, одинаковые по форме, но разные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера.
«Построй по схеме»
Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.
Материал: схемы построек, строительный набор.
Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.
«Накладываем детали»
Цель игры: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.
Материал: карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры.
Ход игры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).
« Выкладывание фигур»
Цель игры: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.
Материал: карты-схемы изображений, строительный набор.
Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: » Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?»
«Найди лишнее»
Цель игры: развивать логическое мышление дошкольников.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры. На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.
«На что похоже?»
Цель игры: развивать наглядно- образное мышление детей.
Материал: набор плоскостных геометрических фигур.
Ход игры. Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар — колобок, солнышко, лицо, воздушный шар и т.д
«Конструируем из палочек»

Цель игры: развитие логического умения детей.
Материал: палочки разной длины трех размеров, карточки с изображением простейших картинок.
Ход игры. Детям раздают палочки разной длины, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.
«Сравнение предметов».
1). Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

  • Ø подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;
  • Ø фигуры, отличающиеся двумя признаками;
  • Ø тремя признаками (подбери самые непохожие)
  • Игра «Что мы знаем о Васе?»

Играют 2-5 команд по 3-10 человек в каждой. От каждой команды вызывается по одному человеку. Назовем его условно Васей. Ведущий читает вопросы, а команды должны как можно точнее на них отвечать. Ответы пишут на листочках и сдают ведущему (команда сдает свой ответ, Вася сдает свой ответ, а ведущий сравнивает). Вопросы могут быть такими: дата рождения Васи, как зовут Васину маму, кто лучший друг Васи,  что Вася сегодня съел на завтрак? и т.д. Каждая команда отвечает на вопросы о своем игроке. За правильный ответ команде даются очки. Выигрывает та команда, которая набрала больше

«Запомни свое место».
Дети располагаются определенным образом по периметру зала (например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т.д.) и запоминают свое место. Включается музыкальный фрагмент, дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее:

  1. а) вернуться на свое место;
  2. б) занять место на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке.
  3. При большом количестве детей или если дети испытывают трудности в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (дополнительно проставляется акцент на взаимопомощь и согласованность действий).
  4. Западня

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подаёт следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

Упражнение «Нити дружбы»
Участники наматывают нить на палец, после чего говорят, что они больше всего любят и как обычно отдыхают, затем бросают клубок другому человеку. В результате в центре образуется «паутина», «сеть», «связующая нить», которая объединяет всех участников. Следующий этап – участники сматывают нить в обратном порядке и задают любой вопрос Дошкольникам можно предложить сначала говорить о своих трудностях и недостатках (что трудно дается или с какими своими чертами характера хотел бы расстаться),а в обратную сторону о том, что нравится в том человеке, которому бросают клубок, или за что ему благодарен на другом ее конце.
Игра «Звонящий»
У всех завязаны глаза, кроме ведущего. Он должен всё время перемещаться по комнате с колокольчиком в руке. Остальные пытаются поймать ведущего по звону колокольчика. Иногда они ловят друг друга и убеждаются что ошиблись, услышав звон колокольчика вдалеке. Игрок, поймавший и узнавший звонящего, становится ведущим
Упражнение «Доброта»
Ведущий. В каждом из нас в той или иной степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Что вы можете сказать доброго и хорошего о сверстниках, учителях, родителях? У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться к рассказу. Вы самостоятельно выбираете человека, желательно, чтобы он был знаком другим участникам или присутствовал в группе. Ваш рассказ должен быть кратким и конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете.
Игра «Почтальон»
Играющие держатся за руки, водящий-почтальон находится – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи до Лены». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить письмо», то есть увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет перехвачено. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.
«паутинка»
Передаешь клубок тому человеку, которому хочешь, потому что… (называется качество), одному и тому же человеку нельзя два раза передать. начинает педагог, в итоге у каждого ребенка на пальчике ниточка — затем они отрывают по кусочку себе от общей паутинки и просят завязать узелком вокруг своего запястья того человека, которого они желают запомнить на всю жизнь. можно до 3 и больше узелков. при каждом завязывании — ребенок загадывает желание. удивительно, но эти ниточки еще долго дети носят. перед завязыванием необходимо сказать, что надо беречь эти нити дружбы, у того, кто будет бережно к ним относиться — желание сбудется и в тот день ниточка сама упадет.
Игра «Салат»
Хотя эта игра очень простая, но она может стать вашей любимой. Стоит сыграть в нее один раз и вам понравится! Для игры нужны стулья в количестве на один меньше, чем игроков. Играют 10-20 человек. Все садятся на стулья, один остается в кругу. Он раздает каждому названия фруктов, овощей. Например, получилось, 3 яблока, 3 груши и 4 банана (стоящий в кругу берет себе тоже название фрукта). Начинается игра. Стоящий в кругу выкрикивает одно название: груша! Те, кто получил этот фрукт, должны поменять свое место. Опять остается один лишний. Он также выкрикивает название фрукта, а может сразу два. Если же выкрикивается слово «салат», то все игроки должны поменяться местами. Игра может продолжаться до бесконечности.

Источник: http://mydoshkolnik.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-starshaja-gruppa.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector