Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ.
Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды.
На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш — это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе — главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст — первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст — осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии.
Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается.
Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст — самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/vozrastnye-etapy-razvitiya.html
Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет
Возраст от 3-х до 6-ти лет – очень интересный и важный период в жизни малыша.
Ведь именно сейчас ребенок переходит из состояния «малыш и мама одно целое» в состояние «я – отдельная независимая личность».
И хотя независимость трехлетнего малыша еще, конечно, понятие достаточно условное, но то, что кроха меняется и взрослеет, с этим мы спорить не станем.
Как же именно это происходит, что поможет родителям понять, что их любимый малыш уже встал на путь взросления?
Основные признаки психологического развития трехлетнего малыша:
- ребенок осознает себя как личность и начинает психологическое отделение от матери, именно с этим фактором связан возрастной кризис 3-х лет.
- строит предложения с употреблением предлогов «Я», «ты» «он», «она». Раньше для описания действий ребенок использовал свое имя, например, говорил «Маша пошла», а теперь кроха говорит «Я пошла».
- осознает свой пол и сознательно причисляет себя к мальчикам или девочкам. В этот период для ребенка характерны ролевые игры: с куклами в «дочки-матери» для девочек, с машинками, пистолетами и футбольным мячом – для мальчиков.
Рассмотрим основные моменты психологического взросления ребенка от 3-х до 6-ти лет подробнее.
Социализация
Начиная с трех лет, ребёнок начинает процесс выхода за пределы своего семейного круга и в жизнь малыша входит активное общение со сверстниками. Ведь недаром когда сыночку или дочке исполняется три годика, многие родители задумываются о том, что ребенку пора посещать детский садик, записывают его на курсы раннего развития.
Что дает ребенку полноценное общение со сверстниками, чему он сможет научиться во время совместных игр:
- подчинять свои желания общим правилам игры;
- сформировать суть понятий «хорошо» и «плохо»;
- познакомиться с эмоциями и поведением других детей;
- стать более самостоятельным;
- научиться новому.
В возрасте от 3-х до 6-ти лет, благодаря активной социализации, ребенок постепенно учится оценивать окружающий мир, людей, адекватно воспринимать собственные действия.
С возрастом у ребенка меняются сюжеты для игр: если в возрасте 3-4 лет они были ограничены подражанием взрослым, семейными, бытовыми сюжетами и содержали в основном предметные действия (кормим куклу, катаем машинку, строим домик из кубиков), то ребенок 5-6 лет, по мере взросления и освоения нового, обращает внимание на более сложные моменты, например человеческие отношения.
Также игра становится более длительной по времени:
- в 3-4 года малыш может увлеченно заниматься одним делом не более 15 минут, затем ему необходимо переключиться на что-то другое;
- в 4-5 лет одна игра может продолжаться 20-30 минут;
- в 5-6 ребенок способен увлечься игрой на 30-40 минут, а после некоторого отдыха вернуться к ней, в случае если она интересна.
Читай также: Игрушки для детей от 3 до 6 лет
Психологические особенности
В возрасте от 3-х до 4-х лет у малыша формируется понятие интонации произносимых слов: ребенок в состоянии по голосу понять недовольство своим поведением, обиду, иронию, грусть.
В этом возрасте ребенок, в основном, уже не путает единственное и множественное число, женский и мужской род, умеет делить предметы на группы по различным признакам, но иногда может назвать вчерашний день завтрашним и наоборот, перепутать понятия «обед» и «ужин». Также затруднения у малыша вызывает необходимость понимать время по часам.
Читай также: Как научить ребенка определять время: просто о сложном
Ребенок открыт новым знаниям, живо интересуется, для чего предназначен тот или иной предмет и что из него можно сделать. Благодаря именно этому интересу некоторые малыши разбирают на части, а порой и ломают свои игрушки, для того, чтобы понять, как они устроены внутри.
Самостоятельность и желание делать все именно так, как ему хочется – достаточно острая тема в возрасте 3-4 лет.
Родителям такого малыша необходимо набраться терпения и попытаться организовать ребенка с помощью постоянного ежедневного распорядка и слаженности своих действий, а также помнить, что несмотря на все протесты, если у малыша возникнут какие-то трудности или он почувствует себя усталым, маленький бунтарь, хотя бы на время, но обязательно вернется под родительскую опеку.
Читай также: Как пережить кризис 3 лет у ребенка: советы для родителей
У ребенка в возрасте от 5-х до 6-ти лет достаточно развита память, он легко запоминает стихи, рассказы, слова песен.
В этом возрасте малыши легко осваивают иностранный язык, быстро схватывают новые слова, говорят достаточно бойко.
Также малыш постепенно учится понимать причинные связи и отношения вещей: начинает сравнивать и сопоставлять явления, выделять их существенные признаки, оперировать понятиями «материал», «вес», «число».
В этом возрасте малыш не только активно наблюдает за происходящим вокруг, но и делает соответствующие логические выводы (например, под настроение может рассуждать на тему «зачем люди ходят на работу» или «почему я сегодня грустный»), повторяет услышанное и увиденное от других детей и взрослых.
Наша форумчанка Angel35 рассказывает: «Знаете, я не верила во все эти психологические скачки развития, но действительно, после пяти лет дочь стала гораздо лучше говорить, осознанно так, понимаете.
И предложения строит достаточно сложные правильно, и даже делает нам с мужем замечания по делу! Начала интересоваться книгами, полюбила читать. Пока я ей читаю, конечно, но и это для нас ого-го какое достижение, раньше бы ей только прыгать или ныть, что не во что играть.
В садике воспитательница тоже довольна, говорит: «Я вашей Юле просто не нарадуюсь, прям помощница моя стала, да и вообще детки в группе изменились, стали спокойнее, вдумчивее как-то». Неужели моя веселушка еще станет хоть чуточку внимательнее и усидчивее?»
Отношения с взрослыми у малыша в возрасте 5-6 лет уже не так конфликтны, как ранее: возникающие вопросы решаются с помощью возможности объяснить и договориться. У ребенка в этом возрасте растет интерес и желание общаться и играть с другими детьми, в игре присутствует элемент соревнования.
В возрасте от 5-ти до 6-ти лет ребенок уже начинает рисовать и лепить, пытаясь воспроизвести знакомые предметы и образы.
Конечно, фантазия в использовании цвета и формы играет более значительную роль, чем восприятие действительности, и иногда по рисунку крохи взрослому может быть сложно понять, что именно на нем изображено.
В этом возрасте деток уже можно отдавать в творческие студии или на подготовительные классы при художественных школах, где педагоги смогут научить ребенка основным принципам рисунка и композиции, научат правильно пользоваться кисточкой и лепить.
А еще маленький умник 5-6 лет с удовольствием выполнит небольшие поручения от взрослых, всячески гордясь своей самостоятельностью, хотя последний факт напрямую зависит от темперамента и особенностей воспитания в семье.
Психолог Наталья Карабута рассказывает:«Некоторые родители, отдав после трех лет ребенка в садик, думают, что теперь развитием малыша будут заниматься специалисты, а они, наконец-то, смогут отдохнуть. Опасное заблуждение, ведь сейчас в жизни малыша начинается новый важный этап – первый период взросления.
От того, насколько правильно в периоде от 3-х до 6-ти лет родители выстроят систему воспитания, напрямую зависит, насколько адекватной будет система ценностей малыша, когда он подрастет. В этом возрасте ребенок уже не верит взрослому на слово – он верит своим глазам, не подчиняется приказам, а требует от взрослого доверия, уважения и сотрудничества.
Родителям важно научиться строить взаимоотношения с ребенком, понимать друг друга, быть на одной волне».
Читай также: Развитие мышления: какие этапы проходят дети
Развитие речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4-х лет уже неплохо разговаривает, в его словаре около 1000 слов, он легко строит предложения, однако этого еще недостаточно.
Для гармоничного развития речи ребенка родителям следует активно разговаривать с крохой, не забывать разучивать простые стишки и песенки, вместе читать книжки, обсуждать новую информацию, спрашивать мнение малыша по тому или иному поводу, помогая ему сформулировать мысль правильно.
В возрасте 3-х лет ребенок еще может не совсем правильно выговаривать некоторые звуки, менять местами буквы в словах. Обычно все эти проблемные речевые факторы исчезают к 4-5 годам жизни малыша, по мере созревания мозговых функций. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.
Инициатива общения исходит и от ребенка, именно в возрасте 3-4 лет малыш обязательно будет испытывать терпение родителей вопросами «Почему?», «Как?», «Отчего?» и «Зачем?». Старайтесь отвечать на все вопросы «почемучки» как можно полнее, рассказывайте ребенку про окружающий мир, пробуждая в нем интерес к познанию нового.
В возрасте 5-6 лет малыш много думает и уже пытается высказать свои мысли более полно: находит легкие рифмы, создает слова, придумывает новые сказки, выдумывает события и приключения, любит сказки о животных и волшебные рассказы, в которых с помощью храброго главного персонажа добро обязательно должно побеждать зло.
Читай также: Как развивается речь ребёнка
Физическое развитие
- Ребенок в возрасте 3-6 летуверенно и хорошо бегает, редко падает, больше из-за невнимательности, а не из-за неумения управлять своим телом, хотя его чувство равновесия еще развито не до конца.
- В зависимости от степени мышечного развития, ребенок в таком возрасте уже может совершать достаточно длительные пешие прогулки, особенно если перемежать хождение с отдыхом и возможностью покататься на велосипеде, самокате или роликах.
- Читай также: Куда пойти с ребенком: 5 красивых парков Киева
- Ребенок уже неплохо прыгает, может перепрыгнуть через невысокий предмет, а вот управляться со скакалкой ему еще удается не очень хорошо.
Детям в возрасте от 3-х до 6-ти лет родители, если есть такая возможность, устанавливают дома спортивные уголки, или так называемые «шведские стенки». Занятия на таких домашних спортивных снарядах позволяют ребенку быстрее укрепить мышцы, сформировать умение хорошо лазать вверх и спускать вниз по лестнице, раскачиваться и крутиться на канате (влезть на него он пока еще вряд ли сможет), подтягиваться на кольцах, висеть на перекладине.
Развитие ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет сложный и важный процесс для малыша и его будущей жизни.
Ребенок в этом возрасте достаточно сознателен, умеет разумно мыслить, свободно двигается, умеет управлять своими действиями и понимает последствия и результаты поступков.
Период «маленького ребенка» в его жизни завершается, уступая место новому, более серьезному периоду, подготовки к школьному обучению.
Желаем вам с легкостью преодолеть все трудности периода от 3-х до 6-ти и с радостью увидеть, как из вашего вчерашнего крохи вырос умный, добрый, уверенный в своих силах, самостоятельный человек.
Читай также: Как научить ребенка доброте
Источник: https://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/article-33925-psihologiya-detey-osobennosti-razvitiya-rebenka-3-6-let/
Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности
На первом году жизни развитие ребенка идет очень быстрыми темпами. Молодым родителям стоит знать особенности ребенка в том или ином возрасте, чтобы оценить, правильно ли он развивается.
Особенности ребенка в возрасте от 4-6 месяцев обусловлены его нервно-психическим развитием. К этому возрасту у ребенка угасают многие врожденные рефлексы. Постепенно снижается мышечный тонус в мышцах-сгибателях конечностей.
По мере исчезновения повышенного тонуса в ножках, малыш начинает сосать пальчики на ногах. Кисти ребенка расслабляются. Малыш хорошо захватывает предметы, перекладывает игрушки из одной ручки в другую.
Он очень живо интересуется всем новым, может подолгу рассматривать и ощупывать интересные предметы.
Во время кормления дети своими руками поддерживают грудь мамы или держатся за бутылочку, могут достать пустышку изо рта и взять ее в рот самостоятельно.
Ребенок учится переворачиваться сначала со спины на живот, а затем и с живота на спину. Когда малыш лежит на животе, он поднимается на выпрямленных руках. Если взять ребенка под мышки, то он будет стоять прямо, не подгибая ножки. Ближе к 6 месяцам многие дети пытаются сесть, за что-либо держась руками.
После 3-х месяцев ребенок хорошо следит за предметами, узнает знакомые лица на различном расстоянии. Зрение малыша совершенствуется, постепенно формируется восприятие различных цветов. Но зрение у детей в этом возрасте не объемное, они видят «плоскую картинку», не понимая веса, объема и размера окружающих предметов. Объемное (то есть стереоскопическое) зрение формируется после 6 месяцев.
Совершенствуется и речевое развитие ребенка. Он подолгу гулит, «распевает» гласные звуки, смеется и визжит при общении с близкими людьми. При встрече незнакомого человека ребенок настороженно его разглядывает, а своим знакомым радуется и улыбается.
Развитие у ребенка слуха связано с развитием речи. Очень важно разговаривать с малышом. К возрасту 4-х месяцев малыш различает, с какой стороны идет звук и может повернуть голову в эту сторону.
Некоторые родители хотят ускорить развитие ребенка в этом возрасте, но всему свое время. Нужно постараться создать комфортные условия для его развития. Не стоит торопиться сажать ребенка. Некоторые родители обкладывают детей подушками для этого. Позвоночник у детей грудного возраста очень подвижный, поэтому можно испортить осанку.
Зная особенности ребенка в возрасте 4-6 месяцев, можно стимулировать у него желание ползать. Для этого ребенка лучше всего «выселить» на пол, интересные предметы или любимые игрушки положить на некотором расстоянии от него. Постепенно стоит увеличивать расстояние между ребенком и заданной целью по мере его успехов.
Обязательно хвалите малыша, если он добрался до желаемой игрушки. Чтобы детям было не страшно и не скучно на полу, родителям стоит тоже туда переместиться. Не нужно рассматривать пол, как что-то враждебное и страшное для ребенка. Главное, чтобы там было безопасно.
Для этого необходимо убрать провода, мелкие предметы, переставить подальше то, что малыш может на себя опрокинуть или то, чем он может пораниться.
Обязательно нужно брать малыша на прогулки по своей квартире, рассказывая ему обо всем, что встречается на пути. С помощью слинга или других удерживающих устройств можно заниматься домашними делами, не отлучая от себя ребенка. Все, что делают взрослые, детям очень интересно.
Для самостоятельных игр игрушки следует раскладывать или развешивать на расстоянии вытянутой руки ребенка.
Для развития у ребенка слуха можно включать дома различную музыку. Очень полезным звуковым фоном для детей являются звуки природы (шум леса, прибой, пение птиц).
Материнский массаж остается незаменимым средством общения и обеспечивает гармоничное развитие ребенка. Элементы гимнастики должны быть направлены на развитие движений руками, стимулирование ползания, попытки сесть.
При подборе игрушек для детей возраста 4-6 месяцев, нужно учитывать особенности ребенка этого возраста. Ребенок много времени проводит лежа на животе, рассматривая все, что перед ним находится.
Ассортимент погремушек можно увеличить за счет более сложных игрушек, чем у ребенка были до этого. Стоит выбирать игрушки разного размера и формы, с элементами из разных тканей и материалов. Какие-то части у погремушки звенят, другие детали шуршат, третьи ─ пищат. С помощью таких игрушек ребенок развивает тактильные ощущения, совершенствует слух и зрение.
Необходимо выбирать безопасные резиновые игрушки со стойкой краской. Их дети очень любят брать в рот и «грызть». Если игрушки еще и пищат, то доставят ребенку еще больше удовольствия. Их можно брать с собой в ванну и наблюдать, как они плавают.
Для детей младше 6 месяцев лучше выбирать небольшие мячики, можно из разных материалов. По ним интересно хлопать ладошкой, наблюдать, как они скачут и катятся. Мячи никогда не будут лишними. По мере развития ребенка с ними можно будет придумывать новые игры.
Кубики встречаются из разных материалов и отличаются по размерам. Для самых маленьких детей идеально подойдут кубики-мякиши. Они яркие, безопасные, их можно стирать. Разрушенная башня из мягких кубиков доставит много удовольствия.
Не будет неприятных ощущений и травм, если такие кубики попадут на ребенка. Помимо мякишей можно приобрести пластмассовые или деревянные кубики.
Так малыш будет учится различать предметы, одинаковые по форме, но отличающиеся по их свойствам: мягкий-твердый, легкий-тяжелый, большой-маленький и др.
Современные неваляшки бывают из различных материалов, но все они привлекают малыша своей яркостью и мелодичным звучанием. Если малыш случайно натолкнется на нее, то услышит удивительный звук и увидит интересные движения.
Можно выбирать музыкальные книжки, пианино, телефоны, машинки и любые другие игрушки. При выборе игрушки стоит выбирать те, мелодии у которых нравятся самим родителям. Некоторые музыкальные игрушки еще и двигаются, мигают разноцветными лампочками, всесторонне развивая и привлекая детей.
- Развивающие центр или коврик.
Если до 3-х месяцев ребенок лежал на спине и разглядывал подвешенные над ним игрушки на дугах развивающего коврика, то теперь ему это будет уже не так интересно.
Перевернувшись на живот, малыш будет изучать сам коврик, его пищащие и шуршащие детали, рассматривать яркие рисунки. Игрушки с дуг коврика можно снять и отдать на изучение ребенку.
Существуют различные развивающие центры, представляющие из себя панель с игрушками, которые выполняют разные функции.
В пластиковые бутылочки с плотно завинчивающейся крышкой можно насыпать крупы, горох, соль, положить камушки или пуговки. Все они будут по-разному звучать, развивая слух у малыша.
Мамы-рукодельницы могут изготовить своими руками развивающие коврики или книжки. Хорошая идея ─ обвязать крючком капсулы от шоколадных яиц, предварительно наполнив их разными предметами.
Из полученных разноцветных обвязанных капсул можно сшить разноцветную гусеницу или гирлянду.
Чем старше становится ребенок, тем безграничнее становятся возможности, чем же его занять. Маленькие дети очень любопытные, и их интересует все новое и необычное.
Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова. — 2014
Акушерство / Под ред. Савельевой Г.М.. — 2000
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_rebenka_ot_4_do_6_mesyatsev_i_ego_osobennosti/
Особенности развития ребёнка в 3 месяца
Развитие, вес и рост ребёнка 3 месяцев от роду изменяются достаточно активно, и это без труда могут видеть родители новорожденного.
Перемены в таком возрасте касаются не только внешности, но и эмоциональной сферы младенца.
Ребёнок растёт не по дням, а по часам, его маленький организм становится крепче, во взгляде появляется осознанность, личико разглаживается и на нём уже можно увидеть мимику.
Дать оценку правильности или неправильности развития малыша в возрасте 3-х месяцев родители могут только в том случае, если хорошо ознакомлены с психологическими и физиологическими особенностями данного периода. О них будет рассказано дальше в статье.
В первую очередь следует обратить внимание молодых родителей на то, каким должно быть физиологическое азвитие ребёнка в 3 месяца. На протяжении этого периода времени малыш набирает примерно 800 граммов веса и прибавляет в росте около 2.5-3 см.
Не страшно, если отмечаются небольшие отклонения от описанных норм. Продолжается стремительный рост всех органов и систем маленького организма.
Для данного периода характерны некоторые особенности поведения малыша, обусловленные интенсивным развитием клеток головного мозга и нервной системы.
Младенец в 3-месячном возрасте уже намного лучше координирует свои движения. Он освоил способности подносить к лицу ручки с игрушками, тянуть в рот пальцы, играться с погремушками. Младенец может контролировать и собственные движения ножками.
Это можно увидеть, положив около них небольшой мячик, который ребёнок будет отталкивать. В возрасте 3-х месяцев мышцы спины и позвоночник малыша ещё развиты слабо и не окрепли.
Однако, если мама будет пытаться слегка потянуть дитя за ручки, когда он лежит на спине, кроха будет совершать попытки принять сидячее положение. Если же уложить младенца на животик, то он из такого положения обопрётся на ручки, перенося нагрузку на предплечевую область, и хорошо удерживая голову.
В этом возрасте некоторые детки уже могут без труда переворачиваться на бочок. При поддержке родителей младенец уже упирается ножками в твёрдую поверхность и делает попытки к совершению своих первых шагов.
Подвижность ребёнка в возрасте 3-х месяцев высока, и родители должны обращать на этот факт своё внимание. Некоторые малыши в это время уже проявляют способность к смене положения своего тела в пространстве, переворачиваясь со спины на животик или бочок. И поэтому кроху нельзя оставлять без присмотра, чтобы он не получил травму.
В 3-месячном возрасте можно уже начинать развитие познавательной сферы малыша, помогая ему установить взаимосвязь между функциями слуха и зрения посредством погремушек и крутящихся мобилей, подвешенных над детской кроваткой. Желательно, чтобы детали таких игрушек имели насыщенный и яркий цвет, оснащались спокойной подсветкой и приятной мелодией, которую при необходимости можно будет отключить.
Развитие и питание ребёнка в 3 месяца, по мнению большинства педиатров, сильно взаимосвязаны. Малыш должен получать необходимое количество питательных компонентов, витаминов, минеральных веществ, чтобы полноценно расти и развиваться.
Получить весь комплекс необходимых его маленькому организму веществ он может только при употреблении в пищу материнского грудного молока. Особое внимание следует обратить на тот факт, что на этапе развития 3 месяца ребёнку прикорм не нужен.
Необходимости в употреблении овощей, фруктов, каш малышом просто нет, поскольку все питательные компоненты он получает из материнского молока. Допаивать ребёнка в таком возрасте водой также не стоит.
С целью предотвращения развития рахита малышу можно по рекомендации детского педиатра давать препараты с витамином Д в форме капель.
В течение суток 3-месячный малыш должен кушать примерно 800 мл материнского грудного молока. Если количество приёмов пищи за 24 часа у ребёнка такого возраста составляет 7 раз, то за один приём малыш должен съедать около 115 мл грудного молока.
Если мама замечает, что младенец ест меньше, но при этом просит грудь чаще – она не должна препятствовать таким попыткам. Доказано, что кормление новорожденного по его требованию положительно отражается на состоянии психики малыша, его эмоциональном и физическом развитии.
Если кроха не добирает нужное ему количество питания из груди матери, то женщина должна обсудить с врачом возможность докармливания искусственными молочными смесями. Если малыш находится полностью на искусственном вскармливании, то давать ему бутылочку со смесью по требованию нельзя.
Желательно, чтобы между двумя кормлениями в таком случае проходило около 3-3.5 часов.
Режим дня ребёнка 3-х месяцев от роду
В 3-месячном возрасте у ребёнка обычно уже сформирован режим бодрствования и отдыха. Если младенец здоров, то ночью он спит около 10 часов, иногда прерываясь для того, чтобы покушать.
Детские педиатры сходятся во мнении относительно того, что родителям не стоит подходить к детской кроватке каждый раз, когда малыш пробуждается. Если ребёнка ничего не беспокоит, он через короткое время вновь уснёт.
Днём младенец возрастом 3 месяца спит по 1.5-2 часа, просыпаясь по 3-4 раза и бодрствуя недолго.
Детские врачи советуют в дневное время как можно чаще гулять с малышом. Особенно хорошо, если он будет спать на свежем воздухе.
Выходить на улицу с 3-месячным новорожденным не следует только при сильном ветре, дождевой погоде и низкой температуре (менее 10 ºC).
Но всё равно желательно днём не надолго приоткрывать окошко в комнате, где отдыхает кроха. Летом гулять с ребёнком на улице рекомендуется не меньше 6 часов в день.
Родители должны приучать малыша к водным и гигиеническим процедурам, которые лучше проводить с утра. При помощи смоченного в кипячёной воде ватного диска следует ежедневно утром протирать личико и глаза младенца. Периодически необходимо чистить носик и ушки ваткой, скрученной в жгут. Если кроха испачкался, то его следует подмыть тёплой проточной водой.
Купание малютки 3-х месяцев от роду желательно осуществлять в вечерние часы, перед отходом ко сну. Однако при излишнем возбуждении лучше процедуру купания новорожденного перенести на дневное время.
Для крохи в таком возрасте важное значение имеет вода, в которой его купают. Её температура должна варьироваться в диапазоне от 36.6 до 37.5 ºC.
Если на коже младенца появились высыпания, то с разрешения детского педиатра можно после купания ополаскивать тельце крохи слабым отваром череды, чистотела или ромашки.
При нормальном и полноценном развитии младенец 3-х месяцев от роду обладает следующими навыками:
- Узнаёт лица окружающих его людей и родителей, и, увидев их, радостно приветствует, улыбается.
- Может улыбаться самостоятельно или в ответ на доброжелательную улыбку взрослого человека.
- При возникновении постороннего и сильного шума реагирует, поворачивая головку и ища его источник.
- При помощи звуков малыш привлекает к себе внимание родителей.
- Совершает движения сосательного характера, увидев грудь мамы или бутылочку с молочной смесью.
- «Разговаривает» с мамой посредством гуления в ответ на её речь.
- Если младенцу скучно, он начинает капризничать.
- Если во время кормления возникает громкий звук, ребёнок отвлекается от еды, пытаясь понять, откуда он возник.
- Проявляет радость по отношению к конкретным игрушкам.
- При появлении яркого предмета (например, мобиля) новорожденный следит за его колебаниями.
- Исследует руками собственное туловище.
- Проявляет повышенный интерес к своим рукам.
- Хватает интересные предметы, которые протягиваются взрослыми, и норовит затянуть их в рот.
- Делает перевороты со спинки на бок или животик и возвращается в исходное положение.
- Старается попасть ручками по игрушкам и погремушкам, развешанным над кроваткой.
- Удерживает головку несколько секунд, лёжа на животике, может подтягиваться на предплечьях.
- При помощи родителей может, лёжа на спине, подтягиваться.
- Расположившись на руках у мамы или другого взрослого человека, может долго удерживать голову.
- Радуется при совершении водных процедур, испытывает от купания удовольствие.
- Активно сжимает ручки в кулачки, и потом разжимает их.
- Некоторые малыши в 3 месяца уже умеют смеяться.
- Если взрослый поддерживает ребёнка под мышки, тот старается упереться ножками в твёрдую поверхность.
Многие родители проявляют беспокойство, увидев, что их младенец не выполняет вышеописанных действий в полной мере.
На самом деле ничего страшного в этом нет, ведь организм у каждого новорожденного индивидуален, и следует подождать несколько дней, пока ребёнок освоит новые умения и порадует ими родителей.
Так, например, существует утверждение, что развитие и уход за ребёнком мальчиком в 3 месяца несколько отличается от того, который применяется в отношении девочек, которые развиваются быстрее и, соответственно, раньше показывают маме с папой весь перечень своих способностей.
Изменения в психологическом развитии
В возрасте 3-х месяцев у крохи появляются изменения и на психологическом уровне. Малютка активно проявляет свои эмоции. Если ему что-то не нравится, он кричит, плачет.
При виде мамы ребёнок улыбается, гулит, пытается растянуть гласные звуки, словно поёт. В этом возрасте можно заметить и активную мимику малыша.
Увидев знакомого взрослого человека (мамы, папы, бабушек и дедушек) новорожденный интенсивно двигает ручками и ножками, поскольку у него проявляется так называемый «комплекс оживления».
Некоторым деткам в возрасте 3-х месяцев нравиться много времени проводить на руках у родителей. Отказывать в выполнении этого простого желания не стоит. В таком положении ребёнок будет пытаться повторить слова, сказанные взрослым, улыбаться и радоваться близкому присутствию родного человека.
Так как говорить младенец в таком возрасте не умеет, он выражает все свои потребности плачем, причём в зависимости от желаний (еда, внимание мамы или смена памперсов) он будет хныкать по-разному. По истечении 3-х месяцев после рождения крохи хорошая мама уже может различить, по какому именно поводу плачет её дитя.
Видео: Особенности развития ребенка в 3 месяца
Источник: http://InfoBaby.info/razvitie/169-osobennosti-razvitiya-rebenka-v-3-mesyaca.html
Развитие ребенка в 3 года 6 месяцев
Главная / Календарь развития ребенка / От 3 до 7 лет / Развитие ребенка в 3 года 6 месяцев
- До 1 года
- От 1 до 3 лет
- От 3 до 7 лет
- От 7 лет и старше
От двух до семи лет дети растут очень быстро, поэтому разница между трехлетним малышом и ребенком в три с половиной года заметна невооруженным взглядом. Это выражается в видимых физиологических изменениях и психологическом росте маленького человека.
Новые физические возможности, которые становятся подвластны ребенку трех с половиной лет, направлены на достижение определенных целей по познанию нового, а не на инстинктивном восприятии мира.
Следует по-прежнему уделять малышу много внимания, ведь именно в этом возрасте дети, как никогда, тянутся к родителям, требуя их близости и заботы. С малышом интересно играть и заниматься, он открыт для всего нового и радуется успехам.
Теперь с ним точно не может быть скучно, такие моменты необходимо ценить.
Физиология ребенка в 3 года и 6 месяцев
С этого возраста ребенок открывает в себе интересное умение двигать несколькими частями тела одновременно. Это происходит, конечно, благодаря физической и психологической развитости малыша. Теперь ребенок с удовольствием будет танцевать под музыку или заниматься физическими упражнениями.
Начинается самое благодатное время для физического развития и знакомства ребенка со спортом. Многие профессиональные спортсмены начинали свой путь к большим достижениям с возраста трех с половиной лет. Малыш с удовольствием учится, осваивает новые возможности своего тела.
Необходимо помнить еще и о том, что тело человека наиболее гибкое, но крепкое именно в этом возрасте. Поэтому дети гораздо легче садятся на шпагат, бегают на коньках или играют в футбол.
Процесс тренировок приносит им радость и психологический комфорт, а видимые результаты своих стараний – удовлетворение и энтузиазм. Даже, если родители не собираются растить профессионального спортсмена, привычка вести здоровый образ жизни и заботиться о своем теле должна прививаться с детства.
Немного спортивных занятий пойдет любому ребенку только на пользу. Ведь помимо явной физической пользы и психологического удовольствия, они приучают к строгости и дисциплине.
Нормы развития ребенка по данным ВОЗ
|
|
Психология ребенка в три с половиной года
Три года и шесть месяцев оптимальный возраст для ввода ребенка в детский коллектив. Малышу предстоит жить в обществе, поэтому задачей родителей становится помочь ребенку интегрироваться в него, научиться ладить с другими людьми, отстаивать свое мнение или, наоборот, уступать.
Гораздо проще этот момент пройдет сейчас, чем в школьные годы, когда к проблемам с общением добавятся новые. Так что, сейчас самое время активно заняться социализацией ребенка. Если он еще не посещает детский сад или группу раннего развития, стоит подумать о том, чтобы записать малыша на занятия.
Во-первых, это способствует мягкому освоению коммуникативных навыков. Так как в большинстве своем такие маленькие дети добрые и беззлобные, что поможет установлению доверия между ребенком и окружающими его людьми. Во-вторых, посещение кружков разнообразит будни малыша.
Конечно, он любит маму и папу, но их компания за три с половиной года, ребенку явно поднадоела. И, наконец, социализация и общение со сверстниками являются важными факторами для развития гармоничной личности.
Навыки и умения ребенка с три с половиной года
Физическое развития достигло определенной точки, когда ребенок учится осознанно управлять своим телодвижениями с оглядкой на пространство и окружающие его предметы.
С этого возраста детям очень нравится играть на детских площадках, оборудованных разнообразными спортивными комплексами. Не нужно ограничивать свободу малыша. Стоит только помнить о правилах безопасности на таких площадках, т.к.
ребенок все еще может увлечься и забыться. Легкомысленное поведение может повлечь за собой серьезную травму.
Начиная с трех лет и шести месяцев, для ребенка имеет большое значение оценка его действий взрослыми людьми. Конечно, уже давно пора привлекать малыша к домашнему труду и не бояться давать ему несложные поручения. Однако нужно быть готовым к тому, что у ребенка может что-то не получится.
За такие промахи, когда малыш очень хотел что-то сделать, но не сумел, нужно обязательно похвалить маленького помощника. Искренне порадоваться желанию ребенка сделать приятное для мамы или папы, ведь именно это имеет значение. А вовсе не то, что новая мамина юбка безнадежно испорчена свекольным салатом, который случайно опрокинул сын, когда нес его на стол.
Важно беречь чувства своего ребенка и поощрять его желание быть полезным.
Советы родителям
Наступил момент, когда нужно определить ребенка в младшую группу какой-нибудь секции или кружка. Среди множества занятий, которые сегодня предлагаются для посещения, бывает сложно выбрать. Иногда ребенок трех с половиной лет может сам сказать родителям, что ему интересней: рисование или карате.
Но чаще приходится попробовать несколько вариантов перед тем, как определиться окончательно. Занятия в детском коллективе важны для ребенка с точки зрения психологического здоровья. Малыш научится общаться со сверстниками, привыкнет слушаться учителя. Поймет, что такое график и дисциплина. Особенно, это важно для детей, которые не посещают детский сад.
К тому же, любые занятия, творческие или спортивные, пойдут на пользу как мальчикам, так и девочкам.
Полезные статьи о детях
Источник: http://MirMamy.ru/calendar/age/3_goda_6_mesyatsev/
Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев
- 3 — 4 мес. — развитие позовых движений; формирование предпосылок хватания; — может переворачиваться с живота на спину (основа формирования передвижений: ползание, ходьба); — сидит с поддержкой; в момент сидения может прямо удерживать головку (в подушках); — лежа на спине может поднимать и удерживать головку (основа умения вставать);
- — ребенок тянется к ближайшим объектам, протягивая к ним руки (предпосылка хватания: дотягивание), взрослый фиксирует внимание ребенка на предмете.
- 4 — 5 мес. — переворачивается с живота на спину;- лежа на спине, приподнимает головку и плечи;- сидит с поддержкой, сохраняя прямой головку и спину (сидит, держась за ручки – поддержка только спереди);- может быть поставлен и сохранять позицию стоя с поддержкой;- начинает дотягиваться и схватывать предметы;- начинает перекладывать предметы из руки в руку;
- — может поддерживать бутылочку одной-двумя руками (активно включается в совместную деятельность кормления) — развивается высокий уровень сенсо-моторной координации (глаз-рука).
- 5 — 6 мес. — может переворачиваться со спины на живот (подготовка к умению ползать и садиться); — сидит почти без поддержки, практически самостоятельно;- лежа на животе, начинает ползать вперед-назад с помощью ног, управляя руками (взрослый должен организовывать ползание ребенка: выкладывать на живот, на большом пространстве, привлекать игрушками);- появление первых простых результативных действий – простейших манипуляций эпизодического характера (размахивание, перекладывание, постукивание);
- — может захватывать маленькие объекты с плоской поверхности (дифференциация четырех пальцев и большого пальца).
Рекомендации:
1). Не ограничивать свободу движений ребенка 2). Увеличение жизненного пространства: чаще высаживать на стул, выносить на прогулки.3) Формирование хватания: Дотягивание.
Развитие исследовательских движений руки без зрительного контроля (рот-руки перед собой, руки в поле зрения – формирование координации глаз-рука, но не надолго) – предпосылка для схватывания.Захват.Ощупывание ручек под контролем зрения: зрительная моторная координация.
Развитие исследовательской деятельности в пределах собственного тела.Использование руки и рта в исследовательских движениях.Развитие дотягивания к предметам.
- Базовая ситуация для появления хватания – ситуация общения ребенка с матерью (предмет становится значимым).
- Простейшие манипуляции с предметом:- зрительное сосредоточение на предмете;- предмет помещается в рот (палец – в рот);- предмет отбрасывается;
- — предмет и палец равнозначны.
Движения руки (с погремушкой) со зрительным контролем и без. – Зрение не только сопровождает руку, но и предвосхищает ее.
Эмоциональное (социальное) развитие.
Нормы развития:
- В контексте приобретения устойчивости комплексом оживления, все более выражены компоненты, инициатива переходит к ребенку, ребенок становится более избирательным; общение ребенка со взрослым приобретает черты предметного общения.
- 3 — 4 мес. — улыбается всем людям легко и открыто;- громко смеется;- узнает маму и папу и поворачивается на знакомые голоса;- может улыбаться изображению в зеркале;- появляется гуление, может произносить слог из гласных (о-о, а-а, у-у), имитируя взрослого человека (в перерыве между речью взрослого – когда ребенок предоставлен сам себе);
- — появляются первые игры ребенка, они начинают доставлять ребенку удовольствие; игры – повторы взаимодействия со взрослыми, которые очень значимы для ребенка.
4 — 5 мес. — увеличение инициативы:- смеется и издает звуки, чтобы привлечь внимание;- узнает разных членов семьи;- появляются реакции страха и гнева (ребенок впервые начинает бояться); гнев появляется при ограничении потребностей и активности; сопротивляется, когда отбирают игрушку (формирование предпосылок сохранения объектов, память, начало формирования аффективно-заряженных представлений);- ребенок может начать подражать взрослому, его действиям («ребенок входит в мир человеческих значений, действий через подражание»(Выготский Л.С.));
— интерес к игрушкам, желание манипулировать ими (предпосылка перехода в 6мес. к ситуативно-деловому общению).
- 5 — 6 мес. — улыбается изображению в зеркале;- отвечает на свое имя;- появляется положительная эмоциональная реакция на других детей;- волнуется и пугается в обществе незнакомых людей;- умеет подражать выражению лица и интонации голоса (вокализации); «фыркание» — выражает недовольство;
- — появляется интерес к играм, особенно к звуковым; высокая сензитивность к звукам, музыке.
Рекомендации:
Укрепление эмоциональной связи ребенок-взрослый происходит во время игры (прятки – «ку-ку», щекотание, поглаживание, купание; подкидывание, подбрасывание – опыт переживания фрустрационных ситуаций (страх потери опоры), имитационные игры — «велосипед» ножками).
Умственное развитие
Нормы развития:
- 3 — 4 мес. — высокая степень готовности реагировать на окружающих людей и предметы (сенсорная активность);- присвоение ориентировочной функции рукам наряду со ртом;
- — увеличение объема памяти, продолжительности сохранения прошлого опыта, что проявляется в узнавании (образная и моторная память).
- 4 — 5 мес. — увеличение периодов бодрствования и их устойчивость;- прослеживание траектории предметов на значительных расстояниях (провожает взглядом падающие предметы) — переход к познанию мира предметов;- дифференциация знакомых и незнакомых объектов и людей;
- — наряду с гласными звуками произносятся и некоторые согласные (б, д, м) – но это еще не фонемы.
- 5 — 6 мес. — использует пальцы и руку для исследования;- может начать сравнивать одновременно два объекта (постукивание) – формирование сенсорных пред-эталонов как неких единиц функционирования восприятия;- рассматривает и тщательно изучает объекты длительное время;- дотягивается и схватывает видимые предметы; — начинает тянуться за упавшим предметом – начало сохранения объекта, тянется, если только предмет издает звук при падении;
- — начинает произносить многие согласные и гласные.
Рекомендации:
- 1) Больше разговаривать с ребенком, включать радио, магнитофон, привлекать звуками.
2) Больше игрушек
- 3) Стимуляция реакции подражания: сначала имитировать самого ребенка (дает модель подражания).
Рекомендуемые статьи: Календарь развития ребёнка от рождения и до года.
:: Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года. Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев.
Источник: https://www.child-psy.ru/from0to9/100.html
Возраст от 3 до 6 месяцев
В этом возрасте продолжается интенсивное нервно-психическое развитие детей: дифференцируется слуховое и зрительное восприятие, улучшается моторная деятельность, ребенок начинает гулить и лепетать. Хорошо, чтобы периоды бодрствования дети 3—6 месяцев проводили в манеже. Это способствует своевременному и правильному развитию статических и двигательных умений, укреплению скелета и мускулатуры.
При нормальном развитии ребенок 3 месяцев тянется к подвешенной над манежем (невысоко) игрушкой, захватывает ее. В теплое время года манеж выносят на открытую веранду или в сад под навес.
В этом возрасте малыши уже узнают своих близких (мать, бабушку), различают голоса и интонации, поворачиваются в сторону источника звука. Положительные эмоции вызывают комплекс оживления.
Причем возникает он чаще и продолжается дольше.
Комплекс оживления может наблюдаться и после кормления: ребенок радостно вскрикивает, улыбается, становится подвижнее. М. Ю. Кистяковская (1970) отмечает, что после того как ребенок научится различать взрослых, он больше радуется тому, кто особенно ласково к нему обращается, любовно ухаживает за ним.
У 3—4-месячных детей эмоционально положительные выразительные реакции развиваются по механизму условного рефлекса на вид взрослого и звуки его голоса. Этот факт обязательно должен учитываться при организации ухода и воспитания детей с первых месяцев их жизни. Так как в возрасте около 4 месяцев дети начинают различать цвета и формы предметов, игрушки для них нужно выбирать яркие, звучащие.
Игрушки должны быть небольшими, чтобы ребенок мог захватывать их и удерживать (кольцо с шариком, погремушка с ручкой). Если ребенок в период бодрствования подолгу занимается игрушками, ощупывает их, удерживает вложенный в руку предмет, то это можно считать хорошим показателем его развития.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь
Возраст от 3 до 6 месяцев (режим дня)
В 5 месяцев ребенок певуче гулит, подражает звукам, которые он слышит от взрослых, в 6 месяцев — начинает произносить отдельные звуки и слоги (ба-ба, ма-ма, па-па). Взрослые должны постоянно заниматься с детьми, чаще разговаривать с ними во время игр, кормления и одевания. Все манипуляции с малышом обязательно должны сопровождаться речью. Взрослым надлежит произносить слова правильно,…
Возраст от 6 до 9 месяцев
Под влиянием и при участии взрослых у детей 6—9 месяцев начинают формироваться привычки, влечения, вкусы.
В связи с этим у родителей и воспитателей появляются новые задачи: помочь ребенку научиться понимать речь взрослых, вступать в контакт с ними, способствовать дальнейшему совершенствованию двигательных навыков, особенно ползания — первой формы самостоятельного передвижения. Ребенок прибегает к ползанию не только…
Возраст от 6 до 9 месяцев (туалет малыша)
Дети 8—9 месяцев очень любят заводные игрушки, мячи, которые побуждают к ползанию. Время от времени игрушки нужно менять, так как они быстро надоедают детям. Лучше всего часть игрушек на несколько дней спрятать, а потом снова достать. В этом возрасте детям предоставляют возможность больше самостоятельно двигаться — ползать, вставать у неподвижной опоры, переступать вокруг нее, но…
Возраст от 6 до 9 месяцев (режим дня)
В 8—9 месяцев детей учат есть из ложки, причем ребенок должен сидеть на руках взрослого, а с 9—10 месяцев его можно кормить за специальным столом.
Во время кормления создают спокойную обстановку, исключают все отвлекающие моменты. Для дальнейшего совершенствования речи следует использовать все моменты общения с детьми.
Речь развивается быстрее, если с ребенком постоянно разговаривают, неоднократно…
Возраст от 9 до 12 месяцев
К последней четверти первого года жизни ребенок довольно хорошо ползает, начинает самостоятельно ходить, многие его действия осмысленны, повышается интерес к окружающему, возникает потребность в общении со взрослыми, развивается чувство любви к близким людям. Все это заметно изменяет характер бодрствования. Для самостоятельной игры детям дают игрушки, способствующие дальнейшему совершенствованию движений: легко моющиеся складные бочонки, матрешки, пирамидки,…
Источник: https://www.kelechek.ru/uhod_za_rebenkom/osobennosti_razvitiya_detey_grudnogo_vozrast/341.html