Внеклассное мероприятие «береза — символ россии», 1-4 класс

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс Свидетельствоо создании электронного портфолио Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс Грамота заинформатизацию образования Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс Рецензияна любой материал бесплатно Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс Видеоурокипо быстрому созданию эффектных презентаций Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс
×

Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс

Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс
Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему « Символ России – русская береза»Звучит 1 куплет песни М. В. Баснера, М. Матусовской « С чего начинается родина? »I. Учитель: ­Ребята, послушайте, пожалуйста загадку:Не заботясь о погоде,В сарафане белом ходит,В один из теплых днейМай сережки дарит ей.Дети: береза.Учитель: «Добрый день, ребята! Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня назанятие? Ответы уч­ся. ­Надеюсь, что все вы будете работать активно и внимательно слушать всё, о чём мыбудем говорить. Я прочитаю отрывок из произведения Владимира Алексеевича Солоухина, а вы постараетесьдогадаться, о каком дереве идёт речь в этом тексте? Слайд1 ( текст В.А. Солоухина) – А.В. Солоухин пишет так: « Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка взелени луга, как снег, когда он только выпал и ещё непривычен для глаз, смотревших до сих пор на чёрнуюненастную землю. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всём зелёном царстве нетподобного дерева, оно одно». Автор говорит нам, что подобного дерева нет, оно одно. Ребята, ведь сегодня не Новый год, а в центре нашего класса стоит маленькое дерево, правда уже безлистиков, но в конце нашего занятия мы её нарядим. А в каком она наряде будет, это зависит от вашегонастроения. Сегодня мы с вами поговорим о русской березке. Береза – символ красоты русской природы, символРоссии. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года. Где можновстретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке). Как называется лес, где растут одниберезы? (Березовая роща, березняк). А как называются грибы которые растут под берёзой? ( подберёзовики)Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Издревесины фанеру, мебель, прочные лыжи. Получают медицинский активированный уголь и деготь. Из ветокделают метлы и веники. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Береза лечила илечит людей от многих заболеваний. Используют и березовый гриб – чагу. В медицине используют почкиберезы, листья и сок. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая –березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком. А кто же из нас не любит этот вкусныйполезный сок! Из него готовят разные напитки. На Руси всегда любили белоствольную красавицу­березку. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками. Береза – щедрое и доброе дерево. Как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом? Что значит щедрая? Ответы детей.Под звуки музыки входит Алёнушка (её роль исполняет родительница) и группа девочек в русских народных костюмах исполняет «хоровод берёзок» под песню « Во поле берёза стояла!» – Русская берёзка … Её можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (Берёзовая роща) – Мы с вами в гостях у наших русских берёзок.Ах ты, белая берёзонька!Распустила свои косоньки,

Косоньки свои кудрявые,

Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс

Зелёные да шелковистые.Как краса твоя, берёзонька,Всем нам дорога.На тебя мы не насмотримся,На тебя не налюбуемся. – Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. И сегодня наше занятие мы посвящаем этому чудному дереву.Почему же берёзу называют символом России?II. Выступление 1­й группы (5 человек) «Берёза – символ России».1.

Берёзу не зря называют символом России. Далёкие предки славян ласково называли её «весёлкой». От этойбелоствольной красавицы словно исходила радость жизни, веселее становилось на душе.2. Но берёза не только радовала глаз. Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая.

Она горела ярко и не коптила.3. Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры – берёсты. Она не пропускала в избу влагу, если даже крыша прохудится. Часто из бересты мастерили вёдра – туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода.4. В бане русский человек издавна привык париться с веником.

И веник этот непременно был берёзовый.5. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из берёзовой коры – бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду.Выступление детей сопровождаются презентацией.

Алёнушка: В настоящее время берёза также имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из её древесины: фанера, лыжи, мебель. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёзовая сажаиспользуется для изготовления красок и чернил.Что­то загрустили вы, дети?Давайте к берёзке сейчас подойдём.И русской красавице песню споём.

(Дети водят хоровод вокруг берёзки и поют русскую народную песню «Во поле берёзка стояла»)Алёнушка: Берёзу смело можно назвать «Зелёной аптекой», так как все части этого дерева обладают целебными свойствами.III. Выступление 2­й группы (3 человек) Берёза – «зелёная аптека»1. Уже давно известно, что берёза – дивный лекарь.

Настой берёзовых листьев помогает при заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.2. При простуде пьют чай из берёзовых почек.3. Спиртовая настойка почек помогает при ломоте в суставах и пролежнях.4. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных заболеваний.5. Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках.6.

А какая русская баня без берёзового веника? Именно им лечат издавна все простудные заболевания.Алёнушка: Да, велика роль берёзы. Недаром о ней сложено много сказок, игр, хороводов и конкурсов. IV. Конкурсная часть занятия ­ «Берёзкины игры»Ведущая: В старину собирались за околицей на полянке парни и девушки, затевали игры и хороводы.

Вот и мы с вами сейчас поиграем как в старину. Для этого нам нужно разделиться на 2 деревни. Одни ребята у нас будут из деревни «Берёзкино», а другие из деревни «Лукошкино».Игра первая у нас,Приглашаю я сейчасДля сбора почек двух детей.

Выходите поскорей

Из деревни «Берёзкино»И деревни «Лукошкино».Выходят двое ребят. Ведущая задаёт им вопросы:1. Зачем собирают берёзовые почки? (Для лечения больных)2. Когда их нужно собирать? (Весной в апреле)Вопрос всем детям. Как нужно собирать почки? (Собирать нужно по несколько почек с одной веточки: 3­4 не больше, затем с другой, потом перейти к следующему дереву. Всё надо беречь.

Пчёлка собирает нектар тоже понемногу с каждого цветка).За правильные ответы Алёнушка награждает детей бумажными листиками.Далее игры объясняют взрослые. Дети помогают.1. Игра – конкурс «Кто быстрее соберёт берёзовые почки?Описание игры: На двух листах бумаги лежат рассыпанные почки (одинаковое количество). Нужно по одной почке складывать в кружку. Кто быстрее соберёт почки, тот и выиграл.

Перед игрой произносятся слова:Заболел наш Ванечка,А за ним и Манечка.Надо срочно в лес бежать,Чтобы почек там набрать.За сбором почек следят дети, по одному от каждой деревни. За сборщиком почек из деревни « Берёзкино» следит ребёнок из «Лукошкино» и наоборот.2. Игра «Кто быстрее заготовит берёзовые дрова на зиму»Описание игры. Из обеих деревень выбираются две бригады лесорубов.

Игра проводится как эстафета. По сигналу ребёнок бежит в лес, берёт полено и несётся с ним в деревню, кладёт его в сторонку. За ним следующий, аккуратно кладёт своё полено рядом – это поленница и т. д.Нужно не только быстро заготовить дрова, но и красиво, ровно сложить поленницу, чтобы она не упала, не покосилась от ветра.

После того, как все берёзовые дрова сложены аккуратно на траву в ровные поленницы, старшим лесорубам предлагается сказать скороговорку – «На дворе трава, на траве дрова».Победителям выдаются листики.3. Конкурс « Литературный» Лучшие чтецы стихотворений о берёзе. Ребенок:Люблю березку русскую,То светлую, то грустную,В белом сарафанчике, С платочками в карманчике.(А.

Прокофьев)Ребенок:Береза, моя березонька,Береза моя кудрявая,Береза моя белая,Стоишь ты, березонька,Посреди долинушки.Ребенок:На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,Красны девушки венки плетут.Ребенок:Белая береза Под моим окномПринакрылась снегом, Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, лениво,Обходя кругом,Обсыпает веткиНовым серебром.(С.

Есенин)Учительтель: Молодцы, ребята! Поэты восхвали русскую березу в своих стихах. Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят нашу русскую красавицу березу.4. Игра «Кто лучше парится берёзовым веником?»Описание игры. Приглашаются по два человека из обеих деревень, даётся по одному венику.

В каждой паре один хлещет другого под быструю весёлую мелодию. Во время маленькой паузы дети меняются ролями, кто хлестал, того теперь шлёпают. Кто энергичней хлещет по всему телу берёзовым веником, тот и побеждает.5. Конкурс знатоков « ЧТО? КДЕ? КОГДА?»1. Какое дерево мы называем символом России?Ответ: берёзу2.

Какую роль играет береста в жизни дерева?Ответ: Береста предохраняет живые ткани ствола от высыхания. Она непроницаема для воды и газа. Белая кора­береста защищает дерево от солнечных ожогов (вследствие того, что белый цвет отражает солнечные лучи).3. Берёза занимает важное место в культуре славян.

К образу берёзы нередко обращались поэты.

Каким поэтам принадлежат эти строки?

«Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром».Ответ: Сергей Есенин4. Что можно изготовить из древесины берёзы?Ответ: мебель, лыжи, фанеру, приклад огнестрельного оружия.5. Сколько лет может прожить береза?Ответ: до 150 лет6.

Какие вы знаете загадки про берёзу? Ответ:«Стоит красавица — косы зелёные, платье белое, кора горючая, ветка плакучая, семя летучее»«Летом цветёт, зимой греет, настанет весна – потечёт слеза»«Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова».7. Берёза – единственное дерево с белой корой.

А почему кора у березы белая?Ответ: в коре берёзы присутствует специфическое, окрашивающее ее вещество под названием «бетулин». Вещество так назвали потому, что берёза по латыни – «бетула».8. Какие вы знаете песни про берёзу? Ответ:«Березовый сок», стихи М.

Матусовского«Лишь только подснежникРаспуститься в срок,Лишь только приблизятсяПервые грозы,На бельке стволахПоявляется сок ­То плачут березы».«Береза белая, подруга», стихи Л.

Овсянникова«Береза белая, подругаВесенних зорь, прозрачных рек,Скажи, скажи, какая вьюга,Скажи, скажи, какая вьюгаТебе оставила свой снег?»«Во поле берёза стояла»«Во поле берёза стояла,Во поле кудрявая стояла,Люли, люли стояла,

Люли, люли стояла».

9. Какие вы знаете народные сказки про берёзу?Ответ: «Дурак и берёза» — русская народная сказка в обработке А.Н.Афанасьева, «Берёза и три сокола» — русская народная сказка в обработке А.Н.Афанасьева, удмуртская сказка «Красавица берёза»10. В каком месяце начинается сокодвижение у берёз?Ответ: в апреле (раннее сокодвижение может начаться в марте)11.

Какое самое подходящее время для сбора березового сока?Ответ: первая половина весны12. Можно ли детям пить берёзовый сок?Ответ: да. Потому что березовый сок очень полезен. В нём содержатся минеральные вещества, витамины, дубильные вещества, глюкоза, фруктоза, органические кислоты.13. Как называется берёзовый гриб?Ответ: чага14.

Как вы считаете, годен ли применению напиток из листьев берёзы?Ответ: да, напиток представляет собой кладезь биологически активных веществ, необходимых для оздоровления организма.15. Как называется рассказ Евгения Пермяка из серии «Уральские были­небыли» о берёзе?Ответ: рассказ называется «Берёзовая роща»16.

Известно, что берёзовые веники – незаменимый предмет для похода в баню или сауну. В какой период следует заготавливать веники?Ответ: лучшее время для заготовки — это конец июня – начало июля. Именно в этот период листочки еще молодые, а ветки мягкие и не грубые.17. В тундре растёт карликовая берёза.

Как вы думаете, какова высота этого дерева?Ответ: в среднем в половину человеческого роста18. Какое дерево первым заселяет открытые пространства?Ответ: белоствольная берёза – светолюбивое растение, поэтому именно она является первым деревом, заселяющим открытые пространства.19.

Что такое дёготь? Где он применяется?Ответ: При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. Берёзовый дёготь используется в медицинских целях и в парфюмерной промышленности.20. Пословицы и поговорки о берёзе:( учитель читает пословицы, а ученики договаривают концовки пословиц)Березкой обогреешься, а не… оденешься.Береза не угроза, где стоит, там и …шумит.

Каковы березки, таковы и …отростки.Березовицы на грош, а лесу на миллион… изведешь.(Подсчёт листиков после проведения всех конкурсов. Подведение итогов конкурса.)V. Заключительная часть: под тихое звучание песни группы Любэ и С. Безрукова « Берёзы»­

Читайте также:  Классный час для 1 класса по теме: профессии

Обобщение итог занятия:

Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней. Пройдут сотни лет, но береза будет символизировать нашу бессмертную и могучую родину.

Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу?Свои ответы напишите на обратной стороне листиков, а листики выберите по цветам, какое у вас настроение– ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ – радостное, весёлое настроение ( весеннее)­ ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ – грустное, печальное ( осеннее)Ответы детей в письменной форме на листиках.­ Ребята, а теперь давайте нарядим нашу берёзку в листики и полюбуемся её красотой, всю зиму мы будемухаживать за ней, а весной мы понаблюдаем за тем, как она будет оживать от зимнего сна, набухание почек,их распускание. С наступлением весны мы её посадим на территорию школы.Каждый день я вижуБерезку из окна,И нет подружки ближе,Милее, чем она!

­ Что нового вы сегодня узнали? А что хотели бы еще узнать? Ответы детей.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/vneklassnoe_meropriyatie_bereza_1_4_klass-139568/161579

Проект: "Береза -символ России"

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
  • г. КРАСНЫЙ КУТ
  • Познавательно -исследовательский
  • проект
  • «Берёза – символ России»

Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс

  1. Авторы: учащиеся 3 б класса
  2. Болог Алина
  3. Осин Михаил
  4. Руководитель: учитель начальных классов
  5. Шахмартова Ольга Николаевна
  6. 2018г.
  7. Тип проекта: познавательно-исследовательский
  8. коллективный
  9. среднесрочный
  10. Участники проекта:
  • Обучающиеся 3б класса
  • Классный руководитель: Шахмартова О.Н.
  • Защита проекта: Осин Михаил
  • Болог Алина
  • Цель: исследовать полезные свойства березы и уточнить ее национальное значение для русского человека
  • Задачи:
  1. Изучить научную литературу по теме проекта.

  2. Провести исследование и выяснить, в каких случаях береза полезна для человека и почему ее считают символом России.

  3. На основе исследования сделать соответствующие выводы.

  4. Творческое применение полученных знаний: информировать учащихся начальных классов о пользе и защите березы. Как растения , так и национального символа

  5. Воспитывать бережное отношение к природе

  1. Предмет исследования:
  2. — русская береза
  3. Актуальность:
  • Актуальность заключается в том, что работа над проектом способствует приобщению детей к народной культуре.
  • Воспитанию интереса к историческим корням русского народа.
  • Обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире.
  • Вызывает желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.
  • Позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.
  • Гипотеза: Береза- самое распространенное и любимое дерево русского народа
  • Основополагающий вопрос.
  • Почему береза стала символом России?
  • Методы, используемые для реализации цели и задач проекта:
  • исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения, поиск научной информации о березе;
  • словесные: беседы, чтение дополнительной литературы, консультации учителя и родителей, рассказы детей;
  • наглядные: просмотр фильмов о лекарственных свойствах растения -березы; организация книжной выставки; создание буклета «Береза- символ России»;
  • практические: дидактические игры,посещение аптеки, поиск информации в сети Интернет,Оформление фотовыставки «Берёзы нашего города»
  1. Реализация проекта
  2. Этапы работы над проектом
  3. 1. Погружение в проект

Идею с темой проекта мы определили после просмотра познавательной передачи в классе. Минаев Данила сделал вывод, что берёзы растут в России, а на Кипре нет, а Гренц Анна сказала, что берёзу считают символом России. Отсюда сам собой и возник вопрос: «Почему берёза- символ России?».

  • Хотя зачастую и многие взрослые не могут сразу дать ответ на этот вопрос.
  • Цель:
  • Вызвать интерес детей к изучению берёзы — как символа России.
  • Задачи:
  • * Вспомнить все знакомые символы России. (флаг, герб, гимн)

* Познакомиться с деревьями –символами других стран (Канада-клён, Латвия- липа и дуб, Австралия- эвкалипт и т.п.)

  1. * Вызвать желание сравнивать и изучать берёзу с другими деревьями.
  2. 2.Планирование деятельности:
  3. Основополагающий вопрос: Что мы знаем о берёзе?
  4. Провести беседы «Россия — наша Родина», « Клён символ –Канады», «Берёза-дерево жизни», «Традиции и обычаи нашего народа, связанные с березкой».
  5. Просмотр презентации « Берёза – глазами великих художников».
  6. Выяснить, где можно найти информацию для работы над проектом
  7. * Прочитаем в энциклопедиях , журналах и художественной литературе.
  8. * Посещение библиотеки.
  9. * Посмотрим в интернете.
  10. *Узнаем на уроках «Окружающий мир».
  11. *Узнаем на экскурсии.
  12. • Презентация проекта.
  13. Мы часто слышим на уроках, в средствах массовой информации, в произведениях поэтов и писателей утверждение :«Берёза – символ России».
  14. Поэтому учащиеся нашего класса заинтересовались этим вопросом и решили узнать, почему берёза является символом ?
  15. Символ – это отличительный знак, к которым относятся герб, флаг, гимн.
  16. Но у каждой страны есть свой символ и среди деревьев.
  17. В сети Интернет мы узнали, что

Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс

  • Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс

Как известно, одним из главных символов нашей великой державы с давних пор является береза. Нам, русским людям, трудно представить себе поле или лес, где не было бы этой белой красавицы.

На сегодняшний день береза является, вероятно, самым распространенным деревом в наших широтах. Она считается символом чистоты и возрождения, но в тоже время древние славяне считали, что в ней могут обитать злые духи и русалки.

Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс

У СЛАВЯН БЫЛА БОГИНЯ «БЕРЕГИНЯ» В ОБРАЗЕ БЕЛОГО ДЕРЕВА — БЕРЕЗЫ

Из учебной литературы мы узнали, что берёза приносила и приносит людям огромную пользу:

  • С древних времён берёза — источник света и тепла. Берёзовая лучина самая светлая — она горит ярко и почти без копоти, а самые жаркие дрова в печи – берёзовыеВнеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс
  • Берёзовая древесина плотная и прочная. Из берёзы народ мастерил мебель, предметы быта, игрушки, лыжи, сани. Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс

Мой дедушка из неё изготавливает черенки для вил, граблей, топоров.

Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 классВнеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс

  • Берёста издавна применялась для изготовления кухонной утвари (туески, корзины, ложки )и простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).

Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс

Мы пригласили медсестру Галину Гамзовну . Она нам рассказали о том, что берёза для русского народа являлась и лечебным средством. Почки, листья берёзы, берёзовый сок, гриб чага до настоящих дней используются в медицине.

  • Берёза – самое любимое дерево русского народа.
  • Ни одно дерево не пользуется такой любовью и почитанием на Руси, как берёза. 
  • Берёзе посвящено много песен, стихов, картин, пословиц, поговорок, сказок.
  1. Мы подобрали пословицы и поговорки о русской березе и изготовили буклеты.
  2. Что же касается популяризации растения, то этому мы обязаны нашим поэтам, в особенности Сергею Есенину, который очень любил березу и воспевал ее во многих своих стихотворениях. Мы изучали это стихотворение на уроке «Литературное чтение»
  3. БЕРЁЗА .
  4. Белая берёза
  5. Под моим окном
  6. Принакрылась снегом,
  7. Точно серебром.
  8. … Сергей Есенин
  9. В годы Великой Отечественной войны берёза стала символом непобедимой Родины
  10. Я помню, ранило берёзу
  11.  Осколком бомбы на заре,
  12.  Студеный сок бежал, как слёзы, 
  13. По изувеченной коре.
  14. За лесом пушки грохотали, 
  15. Клубился дым пороховой, 
  16. Но мы столицу отстояли,
  17.  Спасли берёзу под Москвой.
  18. И рано – раненько весною 
  19. Берёза белая опять
  20.  Оделась новою листвою
  21.  И стала землю украшать.
  22. И с той поры на все угрозы 
  23. Мы неизменно говорим:
  24.  «Родную русскую берёзу 
  25. В обиду больше не дадим!»
  26. Сергей Васильев.
  27. В сети Интернет мы познакомилась с репродукциями картин великих художников, посвящённых русской берёзе.

Куинджи А.И. «Берёзовая роща»

  • Картина Елены Покушевой «Летняя дорога»
  • Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько сравнений и образов.
  • Берёза – Родина
  • Берёза – память
  • Берёза – воплощение нашей верности, любви к родному краю.
  1. Работая по данной теме, мы узнали много интересных фактов и пришли в к выводу.
  2. ВЫВОД

Где бы ни росла русская  берёзка, везде она приносит людям радость и свет. Многое могут люди! И посадить берёзку, и сохранить её, и даже послать зелёную русскую красавицу в космос.

Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Таким образом, можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены, гипотеза нашла своё подтверждение.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Детская энциклопедия «Я познаю мир»

  2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания,

суеверия и поэзия. Репринт изд. 1880 г. — М.: Книга принтшоп, 1990

  1. Литературно-художественное издание «Русские народные загадки, пословицы, поговорки»

  2. Горобец Ю.И., Симонов А.А., «Береза», Просвещение,1998;

  3. Поликарпова Татьяна «Две березы на холме», Детская литература, 2003;

  4. Советы доктора Данникова «Ваш доктор-береза», 2000;

  5. В работе использованы картинки и фотографии по запросу «Поиск картинки» в Internet.

  6. Гроздова Н. В., Береза, М., 1979.

  7. Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы., М.

  8. Лабиринт,1993.Зеленин Д. Тотемы — деревья в сказаньях и обрядах европейских народов, М.- Л., 1997

  9. ISBN 5-7160-0001-0

  10.  http://festival.1september.ru/articles/577120/

  11. http://images.yandex.ru/yandsearch?text

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/proekt_bereza_simvol_rossii

Внеклассное мероприятие «Береза — символ России», 1-4 класс

  • Внеклассное мероприятие «Береза — символ России», 1-4 класс
  • Тематическая композиция для учащихся начальных классов «Нет дерева сердцу милей»
  • Душа природы присутствует в нас.
  • В. Астафьев
  • Цель: воспитание бережного отношения к природе, любви к Родине, России.
  • Оформление: картины русских художников, книжная выставка, плакаты с высказыванием русских писателей о природе, родном крае, магнитофонные записи с песнями о березе, детские рисунки.
  • Ход композиции
  • Чтец.
  • Чуть солнце пригрело откосы
  • И стало в лесу потеплей,
  • Березка зеленые косы
  • Развесила с тонких ветвей.
  • Вся в белое платье одета,
  • В сережках, в листве кружевной
  • Встречает горячее лето
  • Она на опушке лесной.
  • Наряд ее легкий чудесен.
  • Нет дерева сердцу милей.
  • И столько задумчивых песен
  • Поется в народе о ней!
  • Он делит с ней радость и слезы
  • И так уж она хороша,
  • Что кажется — в шуме березы
  • Есть русская наша душа.

Ведущий. Какое милое, очаровательное дерево! Береза! Давно бескорыстно оно дружит с людьми.

В глубокой древности пришло это дерево в жилище людей, было для них источником света и тепла. Во многих сказках герой отправляется за тридевять земель, в тридесятое царство искать чудо чудное, диво дивное. А ведь чудес и здесь полным полно. Вот одно из них.

Рядом с домом, или у дороги, или в поле — где только не растет красавица береза! Она и в самом деле дерево удивительное! Можно весь свет обойти — нигде такого растения не встретишь. У нее — единственной в мире — белая кора. Разве не чудо?!

Ведущий. Древние славяне почитали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками — Седмик, Троица. В эти радостные дни девушки украшали березу лентами, водили хороводы, пели песни. Береза, березонька, Завивайся, кудрявая! К тебе девушки пришли, Тебе ленты принесли.

Танец-хоровод «Березка».

Чтец. Береза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне-земледельцы связывали немало примет: «Лопаются сережки у березки — время сеять хлеб». «Овес сей, когда береза распускается». Хотите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к березам.

Если весною береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперед — мокрое. Из березы течет много сока — к дождливому лету. А о том, какой будет весна, березы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки — ждите ранней весны, снизу — поздней. И зиму березы могут предсказать.

В начале октября с них лист не опал — снег ляжет поздно.

Ведущий. Много загадок сложил о березе русский народ.

  1. • Стоят столбики беленые,
  2. На них шапочки зеленые.
  3. • В белом сарафане
  4. Встала на поляне.
  5. • Разбежались по опушке
  6. В белых платьицах подружки.

Ведущий. А еще люди и медведи, а также дятлы, синицы, бабочки, даже муравьи охотно лакомятся по весне березовым соком.

Чтец. В теплую пору сокодвижения вся Русь заготавливала березовый сок. Он придавал людям бодрость и силу. Березовый сок — не только напиток, но еще и лечебное средство, применяемое в народной медицине.

Исполняется песня «Березовый сок».

Чтец. Есть и еще одно народно-медицинское средство «от всех болезней» — русская баня. А березовый веник — не просто атрибут, а хорошее массажное средство. Недаром, выходя из бани, человек чувствует себя помолодевшим.

Белая береза — гостеприимное дерево. На нем охотно гнездятся птицы. Лесная «горница» радушно принимает к себе разные кустарники, травы, цветы.

Ведущий. Отгадайте, что за целебные травы выросли под нашими березками: (взять листочки с загадками).

  • Растет она вокруг, она и враг, и друг.
  • Как иглы волоски покрыли все листки.
  • Сломи хоть волосок —
  • И капнет едкий сок.
  • На кожу — хоть ори!
Читайте также:  Театрализованная викторина по сказкам в начальной школе

Ой-ой, волдыри…

  1. Но если дружишь с ней —
  2. Ты многих здоровей:
  3. В ней витаминов клад.

Весной ее едят. (Крапива.)

  • Скромна собой, кустиста, низкоросла.
  • Вдоль тропок да меж грядочек живет.
  • Трава-ушастик, круглые листочки.
  • Поранил руку — приложи листок,
  • И тут же кровь утешится, уймется.

А если боль в желудке — пьешь настой. (Подорожник.)

Ведущий. Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Россия и береза! Эти два понятия не разделимы.

Чтец.

Русь моя! Люблю твои березы!

  1. С первых лет я с ними жил и рос,
  2. Потому и набегают слезы
  3. На глаза, отвыкшие от слез.
  4. Ты до того, березонька, красива.
  5. И в полдень жаркий, и в час росы,
  6. Что без тебя немыслима Россия.
  7. И я немыслим без твоей красы.
  8. На поляне, на пригорке,
  9. Под окном, среди полей
  10. Белокурая березка –
  11. Символ Родины моей.

Ведущий. В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины. Страшная битва прошла по Сталинградской Земле. Много полегло здесь русских солдат. В память о них волгоградская поэтесса М. Агашина написала стихи, которые стали песней.

Звучит фонограмма песни «Растет в Волгограде березка» (муз. В. Мигули, сл. М. Агашиной).

Ведущий. К образу березы обращались многие художники, писатели, поэты. Так С. Есенин в своих стихах называл березку нежной, юной, чистой.

  • Чтец.
  • Зеленая прическа,
  • Девическая грудь,
  • О тонкая березка,
  • Что загляделась в пруд?
  • Что шепчет тебе ветер?
  • О чем звенит песок?
  • Иль хочешь в косы-ветви
  • Ты лунный гребешок?
  • Открой, открой мне тайну
  • Твоих древесных дум,
  • Я полюбил печальный
  • Твой предосенний шум.

Ведущий. В городских парках и на аллеях, в лесу манит к себе красавица-березка: постоять, погрустить, хороводы поводить, полюбоваться… В беде и в радости всегда береза помогает нам какой-то неведомой силой, очарованием, магией красоты, величия, стойкости… Стоит она, красавица русского леса, и будет стоять вечно. Давайте же и мы будем сажать деревья, растить их и беречь.

Источник: https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-bereza-simvol-rossii-klass-1049811.html

План-конспект занятия (4 класс) на тему

  • Изучение нового материала.
  • (10-14)
  • минут
  • Физминутка
  • (2-3)
  • минут
  • — Какие приметы, связанные с берёзой, вы знаете?
  • Есть и такая примета: если из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Решите задачу: «За 25 дней берёза может дать 100 литров сока. Сколько сока даёт берёза за сутки?»

— Какой вред деревьям приносит сбор сока?

   Если у берёзы забрать сок, то летом на ней листочки начнут засыхать, как осенью. Вскоре на ветках не останется ни одного зелёного листочка. Следующей весной берёза не распустится, кора её отвалиться. Но люди всё равно берут сок. Он имеет лекарственное значение, поэтому можно собирать небольшими количествами и очень бережно  относиться к самому дереву.

  1. В весенний день мальчишка злой
  2. Проткнул ножом кору берёзы, —
  3. И капли сока, точно слёзы,
  4. Текли прозрачною струёй.
  5.                                           ( Ф. Сологуб )
  6. — Как вы прокомментируете случившееся?

Учитель. Есть такие символы природы, которые постоянно вдохновляют художников, поэтов, композиторов на создание своих произведений.

Одним из таких символов является береза – национальное достояние России, символ эстетического и патриотического воспитания личности.

По своей духовной сущности – береза святое дерево – ее кора – береста пахнет свежестью, не подвержена тлению и в этом подобна мощам святых угодников.

Береза – самое светлое и приветливое дерево на Руси. О красоте русской березки сложено много стихов, песен. Россия и образ березки – понятия неотделимые друг от друга.

В русских календарных обрядах придавалось особое значение ветвям. Березку как знак благодарной силы вносили в дом. Это было на семик — праздник, знаменующий конец весны. Березка, как известно, стала символом дома, символом родной земли.

По народным поверьям, березка красоту свою и буйный рост должна передать злакам. Распространенный обычай заплетать венки, завивая березе ветки в знак добрых надежд, в знак загадочной мечты, нес пожелания хорошего урожая, здоровья.

Самое уважаемое дерево на Троицу – береза. «Троица без березы – что Рождество без елки», — говорят в народе и украшают все – дома, дворы, церкви – молодыми деревцами, ветками и травой.

Обычай украшать избы березовыми ветками и травой на Троицу существовал всегда. Их развешивали на стенах, раскладывали на полу, втыкали за иконы, зеркала, оконные наличники.

Белая береза, чистое поле, цветы лазоревые сопутствуют многим темам устного и изобразительного фольклора. Человек, растения объединены стихией жизни, несущей вечное обновление миру. Молодую девушку сравнивали с березкой, дерево очеловечивается, наделяется душой.

Береза вобрала в свое одеяние два цвета русской природы – белизну снега и зелень лугов и полей

Учитель. Какое влияние оказала береза на наше искусство:

— танцевальный ансамбль «Березка» — гордость российской национальной культуры. Плывет «Березка» мадоннами русскими по всему миру. Загадка женского образа воплощена в ансамбле «Березка»;

  • — песни, романсы, написанные в честь русской березки;
  • — картины русских художников, прославляющих это скромное дерево.
  •    В течение 2-3 минут дети подбирают как можно больше прилагательных к слову «берёза» и после зачитывают, какая у них получилась берёза.
  • Конкурс «Собери картинку».

   Детям даётся разрезанная на мелкие части картинка с изображением берёзы. Тот, кто быстрее соберёт картинку – победитель.

   В среднем берёза живёт около 150 лет, достигает высоты 20-25 метров. Интересно, что кора молодой берёзы тёмная. Существуют виды с желтоватой, коричневой, чёрной корой.

Всего ботанический вид берёзы насчитывает около 65 видов.

А карликовая берёза растёт даже на севере (высота её 60-70 см),  если в коробе или туеске из коры берёзы хранить сметану или масло, то эти продукты надолго останутся свежими.

  1. проблемная ситуация
  2. -целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование
  3. -развитие их творческих способностей
  4. — уметь  обсуждать и делать выводы
  5. -значимость красоты и важности берёзы на России
  6. — берёза символом дома, символом родной земли.
  7. Игра
  8. познакомить с высотой и  разнообразием берёз,

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2015/01/11/vneklassnoe-meropriyatie-beryoza-simvol-rossii

Внеклассное мероприятие в 4 классе "Берёза — символ России"

Автор материала: Воронина Валентина Владимировна

  • Подготовила:
  • учитель начальных классов
  • МОУ «Победненская школа»

Воронина В. В.

с.Победное 2016г.

  1. Русская береза — символ России
  2. Цели:
  3. 1. Формирование гармонически — развитой личности, усваивать духовные ценности и традиции русского народа;
  4. 2. Воспитание у учащихся любви к Родине; культуры поведения в природе, исключающей причинение ей ущерба;

3. Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, расширению кругозора, творческих возможностей учащихся.

Ход мероприятия

Ведущий:

– Какие государственные символы России вы знаете? (Флаг, герб, гимн).

— Эти символы утверждены правительством России. А есть ещё один символ России. Его вы узнаете, разгадав загадку.

  • По всем странам славится
  • Стройная красавица:
  • Белые одежки, золото – сережки,
  • С расплетенною косой,
  • Улыбается росой.

– Надеюсь, вы уже догадались, о каком дереве идет речь? (О березе.)

Слайд 2

– Это еще один символ России – русские березки. Этот символ не утверждало правительство, его выбрал сам народ.

– Почему, как вы думаете?

— Береза с незапамятных времен почитаема и любима на Руси. Это дерево считают символом России. И действительно, где бы русский человек ни был, он всегда вспоминает свою Родину, белоствольные березки. Вот об этом замечательном дереве мы и поговорим сегодня. Я предлагаю разобраться, за что же русский народ любит и чтит это дерево.

  1. Мы вас приглашаем в гости к берёзке,
  2. Всегда наряд её весел.
  3. Стоит она в поле, на перекрёстке
  4. Русских дорог и песен.
  5. Поговорим о них, кудрявых и белесых…
  6. А что тут делать, если на Руси
  7. У всех дорог встречаются березы,
  8. Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси!
  9. — Мы приглашаем всех на «ПОЛЯНКУ ЗНАКОМСТВ»
  10. Выход березки

Берёзка: Люди добрые, здравствуйте! От меня вам поклон земной. Вас на этом счастливом празднике я приветствую всей душой. Я – берёза — лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой тонкими полосками. Своё название я получила по цвету коры.

1 ученик:

— Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О берёзе сложено много песен, былин, преданий. Её все знают. Берёза – символ и гордость русского народа!

2 ученик:

— Зацветает берёза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у неё скромные – серёжки. А когда появятся на берёзе жёлто-лимонные листья, — значит, сентябрь на дворе.

3 ученик:

— Плоды берёзы легко разносятся ветром. Она быстро идёт в рост там, где на лесной вырубке ещё не могут расти другие деревья, поэтому берёзу называют пионером лесов.

4 ученик:

— Растёт берёза быстро. За 25лет поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за тёплые летние сутки до сорока вёдер влаги.

Слайд 3

Ведущий:

Корень «бер» означает свет, светлый, белый. Почему кора берёзы белая? В ней присутствует особое окрашивающее вещество – «бетулин» (кристаллическое органическое вещество)

5 ученик:

— Русское слово «береза» очень древнее. У славян в старину год начинался весной, и встречали его не елью, а именно березой, отсюда и древнерусское название марта – «березозол», такое название марта сохранялось до XV века.

  • 6 ученик:
  • — В далекие времена, когда древние славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, существовала у них богиня – Берегиня, была она матерью всех духов и всех богатств на земле и поклонялись ей в образе священного белого дерева – береза.
  • 7 ученик:
  • — Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания.
  • Слайд 4
  • Ведущий:

— Нашу Родину невозможно представить без березки. Самое уважаемое дерево на Троицу – береза. Она одевается в зеленый наряд раньше всех, еще древние славяне считали, что береза обладает особенной жизненной силой.

И если подойти к березке, прислониться, обнять, все печали уйдут, и станет на душе светло. Березками украшали дома, храмы. Из нее плели венки и носили на праздник. На Троицу были распространены хороводные гуляния.

На березу надевали платье, заплетали из тонких плакучих ветвей косы, украшали лентами и водили вокруг деревца хороводы, пели песни, играли.

Слайд 5

Песня «Во поле березка стояла» (Исполнение хоровода). (См. аудиоприложение)

  1. Во поле березка стояла,
  2. Во поле кудрявая стояла.
  3. Люли, люли стояла
  4. Люли, люли стояла.
  5. Некому березку сломати,
  6. Некому кудрявую сломати.
  7. Люли, люли, сломати,
  8. Люли, люли сломати.
  9. Как пойду я в лес погуляю,
  10. Белую березу заломаю.
  11. Люли, люли заломаю,
  12. Люли, люли заломаю.
  13. Срежу я с березы 3 пруточка,
  14. Сделаю себе я 3 гудочка.
  15. Люли, люли 3 гудочка,
  16. Люли, люли 3 гудочка.
  17. Слайд 6
  18. Ведущий:
  19. В старину о березе говорили:
  20. Первое дело – мир освещать,
  21. Второе дело – скрип утишать,
  22. Третье дело – больных исцелять,
  23. Четвертое дело – чистоту соблюдать.
  24. Слайд 7
  25. Ведущий:
  26. Первое дело – мир освещать
  27. 8 ученик:

Нельзя представить себе жизнь наших предков без берёзы. Источником света им служила берёзовая лучина, которая много веков освещала им жилища.

  • — И всё из берёзы идёт в дело.
  • Слайд 8
  • Ведущий:
  • Второе дело – скрип утишать
  • Колеса телеги смазывали дегтем, приготовленным из коры березы, чтобы не скрипели.
  • А в колыбельках, сделанных из берёзовой древесины, спокойно спалось младенцам.
  • Слайд 9
  • Ведущий:
  • Третье дело – больных исцелять

«Берёза – «зелёная аптека». Всё в ней полезно: и почки, и листья, и молодые веточки, и кора, и сок. А на самом дереве бывает вырастает целебный гриб – чага. Её целебные свойства известны издавна.

1. Настой берёзовых листьев помогает при заболеваниях почек, ревматизма, лишаях. 2. При простуде пьют чай из берёзовых почек. 3. Спиртовая настойка почек помогает при ломоте в суставах и пролежнях. 4. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных заболеваний. 5. Берёзовый сок очищает кровь, укрепляет организм, его пьют при ревматизме, отёках.

Читайте также:  Дед мороз и снегурочка в детском саду

6. А какая русская баня без берёзового веника? Именно им лечат издавна все простудные заболевания.

  1. Слайд 10
  2. Следующая полянка «ПОЛЯНКА ЗДОРОВЬЯ»
  3. — А почему говорят, что березы плачут?

— Березовый сок придает силу и бодрость. Березовый сок не только вкусный напиток, но и ещё лекарственное средство.

Мы вас хотим угостить березовым соком. Приятен и полезен берёзовый сок. Его издавна употребляют как напиток для укрепления организма. Его собирают ранней весной, а еще на нем готовят квас. (Угощение детей берёзовым соком)

-Подкрепились? Теперь давайте поиграем.

  • Игра «Берёзка»
  • Берёзка беленá,
  • Маковка зелена,
  • Летом мохнатенькая,
  • Зимой сучковатенькая,
  • Где она стоит,
  • Там и шумит.
  • Девочка-«берёзка», стоящая в кругу, под песню собирает у играющих платки, стараясь запомнить каждого хозяина, поднимает их над головой, изображая шум листьев, шуршит платьем и платочками. Дети запевают:
  • Берёзка зелененькая,
  • Весной веселенькая,
  • Среди поля стоит,
  • Листочками шумит,
  • Гремит, гудит,
  • Золотым венчиком звенит.
  • Под приговор: «А осенью корни у берёзки усыхают, листочки опадают!» –
  • девочка-«березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.
  • Игра

-Кто больше подберёт прилагательных. Какая берёзка?

-Кто больше назовёт соседей берёзки? (Растения и животные) Кто живёт у берёзки?

  1. Слайд 11
  2. Ведущий:
  3. Четвертое дело – чистоту соблюдать
  4. Из ветвей делают мётлы и веники.

Березовый веник помогает при болях, ломоте в мышцах, суставах, хорошо очищает кожу, ускоряет заживление ран и ссадин. После березовой бани особенно легко дышится.

А мётлы помогали следить за чистотой в избах и дворах.

Слайд 12

Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. В старину плели лапти.

  • Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке.
  • Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.
  • Ведущий
  • — Наблюдая за жизнью берёзки у русского народа появились приметы.
  • Слайд 13
  • Приметы

1.Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.

2.Если с березы течет много соку, то быть лету дождливым.

3.Если в начале октября лист с березы не упал — снег ляжет поздно.

4.Если березовые ветки бросить на огородные грядки — не будет гусениц на капусте.

5.Лопаются сережки у березки — время сеять хлеб.

6.Овес сей, когда береза распускается.

7.Береза перед ольхой лист распускает к сухому лету, если ольха вперед — к мокрому.

Ведущий

— Берёзу милую, родную издавна считали символом России. Берёзка воспета в поэзии и в прозе, в музыке и живописи. Россия и берёза! Эти два понятия – неразделимы.

  1. Приглашаем вас на «МУЗЫКАЛЬНУЮ ПОЛЯНКУ» (Физкультминутка) (См. видеоклип «Берёзки России)
  2. Следующая «ПОЭТИЧЕСКАЯ ПОЛЯНКА»
  3. (Чтение стихотворений учащимися)
  4. Слайд 14
  5. С. Есенин
  6. Белая берёза под моим окном
  7. Принакрылась снегом,
  8. Точно серебром.
  9. На пушистых ветках
  10. Снежною каймой
  11. Распустились кисти
  12. Белой бахромой.
  13. И стоит берёза
  14. В сонной тишине,
  15. И горят снежинки
  16. В золотом огне.
  17. А заря лениво
  18. Обходя кругом,
  19. Обсыпает ветви
  20. Новым серебром.
  21. Слайд 15
  22. Улыбнулись сонные берёзки,
  23. Растрепали шёлковые косы.
  24. Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы. С. Есенин

Ведущий

— А так описывал русскую березку Всеволод Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Березка зеленые косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В сережках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной. Наряд ее легкий чудесен, Нет дерева сердцу милей, И столько задумчивых песен Поется в народе о ней! Он делит с ней радость и слезы, И так уж она хороша, Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.

Источник: https://VseUroki.pro/doc/vneklassnoe-meropriyatie-v-4-klasse-bereza—simvol-6125.html

Классный час: «Берёза- символ России»

  • Муниципальное
    бюджетное общеобразовательное учреждение
  • «Новолядинская
    средняя
  • общеобразовательная
    школа»
  • Тамбовского
    района Тамбовской области

392515
п. Новая Ляда, ул. Школьная, 22

  1. тел.
    8(4752) 65-31-53
  2. E-mail:rcschool@yandex.ru
  3. Разработка
  4. классного
    часа
  5. «
    Берёза-символ России»
  6. 2
    класс
  7. Автор
    разработки: Филаткина Надежда Аркадьевна,
  8. учитель
    начальных классов
  9. Поговорим о них,
    кудрявых и белесых…
  10. А что тут делать,
    если на Руси
  11. У всех дорог
    встречаются березы,
  12. Хоть день, хоть
    год, хоть вечность колеси!

1.Вводное
слово.

Здравствуйте,
ребята! Береза с незапамятных времен
почитаема и любима на Руси. Это дерево
считают символом России. И действительно,
где бы русский человек ни был, он всегда
вспоминает свою Родину, белоствольные
березки. Вот об этом замечательном
дереве мы и поговорим сегодня.

2. Основная часть.

Вот посмотрите,
какая она красавица! Словно русская
девица нарядилась в белый сарафан,
зеленая листва – роскошные кудри, и
сережки – все как положено русской
красавице. Вырастает береза до 20 метров,
живет до 150 лет.

А какую пользу
приносит людям береза? Очень огромную!
Есть старинная поэтическая загадка: «
Стоит дерево цветом зелено, в этом дереве
4 угодья: 1 – больным на здоровье; 2 –
свет от тьмы и тепло от стужи; 3 – дряхлым
пеленанье; 4 – дряхлым пеленанье». Что
это за дерево? А что это за 4 угодья?
Давайте вместе расшифруем.

Итак, первое
угодье –
больным на здоровье. Чем помогает береза
здоровью человека, как вы думаете? Береза
одно из редчайших лекарственных деревьев.
Кора, сок, листья, древесина березы
содержат ценные лекарственные вещества.

Отвар из листьев березы пьют как чай
при недостатке витаминов, используют
для укрепления волос, он помогает
заживлять язвы и раны.

Березовый сок
сгущает кровь, да и воздух в березовой
роще наполнен такой целебной силой, что
поможет при гриппе и насморке.

А как насчет второго
угодья –
свет от тьмы да тепло от стужи. Как вы
это понимаете? В далекие времена люди
зажигали березовую лучину для освещения
помещения. А березовые дрова считаются
лучшими.

Переходим к третьему
угодью –
дряхлым пеленанье. Как вы думаете, что
оно означает? В древности был обычай
расколотые глиняные горшки, кувшины
скреплять берестой. Береста хоть и
тоненькая, но прочная, она не гниет.

И, наконец, четвертое
угодье –
жаждущим родник. Что это означает? Кто
из вас пил березовый сок? Какой он на
вкус? Кто из вас сам собирал его? А кто
знает, что нужно сделать, чтобы березка
от этого не погибла и кагда надо сок
собирать? (Собирают в апреле, пока еще
листья не распустились, а раны лучше
всего замазывать глиной)

А какую еще пользу
приносит береза? ( делают мебель, роща
служит местом для отдыха)

Как видите береза
очень полезное и нужное дерево,
заслуживающие нашего уважения и
восхищения.

Береза стала
символом вдохновения поэтов, художников,
композиторов. О березе написано много
песен и стихов. Давайте почитаем стихи
о березе. (заранее розданные ученикам)

Прокофьев. Березка.

  • Люблю березу русскую,
  • То светлую, то грустную,
  • В беленом сарафанчике,
  • С платочками в карманчике,
  • С красивыми застежками,
  • С зелеными сережками.
  • Люблю ее нарядную,
  • Родную, ненаглядную,
  • То ясную, кипучую,
  • То грустную, плакучую.
  • Люблю березу русскую.
  • Она всегда с подружками
  • Под ветром низко клонится
  • И гнется, — но не сломится!
  • С. Винокуров
  • У дороги березы стеною.
  • Беспокойны, легки и чисты.
  • Посадили их люди весною
  • От великой своей доброты.
  • Я не ведаю, кто эти люди,
  • Где их дом, где родные места.
  • Только жизнь у них так же пусть будет
  • Беспокойна, легка и чиста.

С. Есенин. Белая береза.

  1. Белая береза
  2. Под моим окном
  3. Принакрылась снегом,
  4. Точно серебром.
  5. На пушистых ветках
  6. Снежною каймой
  7. Распустила кисти
  8. Белой бахромой.
  9. И стоит береза
  10. В сонной тишине,
  11. И горят снежинки
  12. В золотом огне.
  13. А заря, лениво
  14. Обходя кругом,
  15. Обсыпает ветки
  16. Новым серебром.

В. Рождественский. Береза.

  • Чуть солнце припекло откосы,
  • И стало в лесу потеплей,
  • Береза зеленые косы
  • Развесила с тонких ветвей.
  • Все в белое платье одета,
  • В сережках, в листве кружевной
  • Встречает горячее лето
  • Она на опушке лесной.

А знаете ли вы, что
во время Великой Отечественной войны
в Белоруссии погибла четвертая часть
населения. И поэтому в Белорусской
Хатыни (это название селения, в котором
все было сожжено дотла) есть мемориал
– 3 березы, а на месте четвертой – пламя
вечного огня.

М. Агашина. Растет в Волгограде березка.

  1. Ты тоже родился в России –
  2. В краю полевом и лесном.
  3. У нас в каждой песне – береза,
  4. Береза под каждым окном.
  5. На каждой весенней полянке
  6. Их белый живой хоровод.
  7. Но есть в Волгограде березка,
  8. Увидишь – и сердце замрет.
  9. Ее привезли из далека
  10. В края, где шумят ковыли.
  11. Как трудно она привыкала
  12. К огням волгоградской земли,
  13. Как долго она тосковала
  14. О светлых лесах на Руси, —
  15. Лежат под березкой ребята,
  16. Об это у них расспроси.
  17. Трава под березкой не смята,
  18. Никто из земли не вставал.
  19. Но как это нужно солдату,
  20. Чтоб кто-то над ним горевал,
  21. И плакал светло, как невеста,
  22. И помнил навеки, как мать.
  23. Ты тоже родился солдатом,
  24. Тебе ли того не понять.
  25. Ты тоже родился в России,
  26. В березовом, милом краю.
  27. Теперь, где не встретишь березку,
  28. Ты вспомнишь березку мою.
  29. Ее молчаливые ветви,
  30. Ее терпеливую грудь…
  31. Растет в Волгограде березка,
  32. Попробуй ее позабудь!
  33. (читают старшеклассники)
  34. Минута молчания

А вот есть
замечательная русская народная песня,
всем вам хорошо знакомая « Во поле
березка стояла». Попробуем ее вместе с
вами исполнить. Есть желающие? Я вам
раздам музыкальные инструменты (ложки,
бубны, погремушки), и мы исполним 2-3
куплета.

  • Во поле березка стояла.
  • Во поле березка стояла,
  • Во поле кудрявая стояла.
  • Люли, люли стояла
  • Люли, люли стояла.
  • Некому березку сломати,
  • Некому кудрявую сломати.
  • Люли, люли, сломати,
  • Люли, люли сломати.
  • Как пойду я в лес погуляю,
  • Белую березу заломаю.
  • Люли, люли заломаю,
  • Люли, люли заломаю.
  • Срежу я с березы 3 пруточка,
  • Сделаю себе я 3 гудочка.
  • Люли, люли 3 гудочка,
  • Люли, люли 3 гудочка.

Ну вот, у нас получился целый ансамбль.
Давайте сами себе поаплодируем.

А вы знаете , что
в старину на Руси отмечали березкин
день? Сенокосным июнем справляли на
селе праздник березки – именинницы.

Занаряженные девушки выходили на игрища
в березовые рощи, заплетали в косы тонкие
ветки, а березку увешивали яркими
лентами.

Была примета: увянут ветки –
не будет счастья, останутся зелеными –
будет щедрый урожай. На поляках водили
хороводы, пели песни о белоствольной
березе.

А в какой день и в
наше время жилища, церкви украшают
ветвями берез? ( на Троицу, в июле)

  • Бережное отношение к березе.

Мы столько много
поговорили о березе, о ее достоинствах,
о ее красоте, а о том как нужно беречь
эту красоту, мы забыли упомянуть.

Как
вы думаете, как это можно осуществить?
А из вас кто-нибудь посадил дерево? А
была ли среди них береза? Как вы думаете,
где можно рубить березы для того, чтобы
делать мебель и другие предметы обихода?
( В разрешенных местах, о которых знают
лесники) Ведь, если мы будем рубить
березы все, без разбору, и везде, где
увидим, то толку ,от того что мы их сажали,
будет мало!

Быков. Не руби березы.

  1. Не руби березы белой!
  2. Не губи души лесной!
  3. Не губи и зла не делай,
  4. А особенно весной!
  5. Не губи, не тронь березы,
  6. Обойдись с ней по-людски,
  7. А иначе брызнут слезы –
  8. Сам засохнешь от тоски.
  9. Пусть береза, как невеста,
  10. Бережет свою красу.
  11. Ей не в печке жаркой место,
  12. Место ей всегда в лесу.

3. Итог мероприятия.

Ребята, что вы
выделили главного из нашей сегодняшней
беседы? (выводы детей)

И закончить наше
занятие я хочу словами О.
Шестинского.

  • Без березы не
    мыслю Россию –
  • Так светла
    по-славянски она,
  • Что быть может
    в столетья иные
  • От березы вся
    Русь рождена!

Любите русские
березки! Это частицы нашей Родины –
России!

Использованные
ресурсы:

1.Стихи: М.
Агашина. Растет в Волгограде березка.
,

Прокофьев. Березка., В. Рождественский.
Береза., С. Винокуров , С. Есенин. Белая
береза.

2.Сценарии школьных праздников, конкурсы,
викторины, игры для учащихся 3-х классов.
Автор-составитель С.А.Шин.- Ростов нД:
изд-во «Феникс»,2001.(Серия «Школа радости»)

Источник: http://pedsovet.su/load/243-1-0-24700

Ссылка на основную публикацию