Викторина по пословицам и поговоркам для начальной школы с ответами

КОНСПЕКТ УРОКА

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема. ЗАГАДКИ.

  • ПОСЛОВИЦЫ И
  • ПОГОВОРКИ.
  • учитель 2-Ж класса
  • МБОУ «Школа-лицей» №3
  • г. Симферополя

Осадчая Н. В.

Тема. ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

  1. Цель:-вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества.
  2. Задачи:
  3. Планируемые результаты:

-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками; отрабатывать навыки чтения;- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас, речь учащихся, логическое мышление, умение группировать слова и явления;-воспитывать умение высказывать своё мнение.Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.Метапредметные УУД:Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговоркамиПознавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.Оборудование: плакаты с пословицами, учебник «Маленькая дверь в большой мир», карточки (текст для речевой разминки, кроссворды), рисунки детей.

Ход урока:

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).Прозвенел уже звонок-Начинается урок!В путешествие пойдём,В необычную страну мы попадём.Слушай, думай, наблюдай,

    Страну нашу отгадай!

-А поможет нам отгадать страну предложение, которое написано на доске.Прочитайте его.

Ум без книги, как птица без крыльев.

-Как называется такое предложение? (Пословица.)

  • Летит птица –
  • Не крылата, не перната,
  • Носик долгий,
  • Голос тонкий.
  • Кто её убьёт,
  • Тот человеческую кровь прольёт.

— Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают).

  1. — Какие слова непонятны?
  2. — Прочитайте с вопросительной интонацией (ещё сердито, весело, скороговоркой).
  3. — Прочитайте текст по памяти. (Текст закрыть)
  4. — Определите жанр текста (Это загадка.)

— Кто знает отгадку? (Это комар.)

— Как вы догадались?

— В какую страну мы совершим путешествие? (В страну загадок, пословиц и поговорок.)III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

-Что такое пословицы и поговорки? (Ответы учеников.)Пословицы и поговорки— это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.- Как вы объясните, что такое загадка?(Ответы детей).

  • Загадка– это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
  • — Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
  • — Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.

IV. Работа по теме урока.

— К какому разделу литературного чтения мы отнесём загадки, пословицы и поговорки?

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

— Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

— Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

— Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

— Все эти произведения называются фольклором.

— Что такое “фольклор”? (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).

  1. — Как вы понимаете эти три ключевых слова:
  2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
  3. Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.
  4. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
  5. Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. (СЛАЙД)Викторина по пословицам и поговоркам для начальной школы с ответами

-Иван Фёдорович Буслаев-известный языковед, фольклорист, историк русской словесности. Кто же такой фольклорист? Обратимся к словарю. Фольклорист – человек, изучающий народное творчество.

— Существует целая наука о фольклоре, которая включает собирание, изучение произведений устного народного творчества- это фольклористика.

— А вы хотите побыть фольклористами на уроке? Тогда в путь. Отправляемся в путешествие в мир загадок, пословиц и поговорок.

Викторина по пословицам и поговоркам для начальной школы с ответами

  • Наша первая остановка «Остров загадок».
  • Викторина по пословицам и поговоркам для начальной школы с ответамиВикторина по пословицам и поговоркам для начальной школы с ответами
  • Работа по группам.

(Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово. Разгадывать и вписывать слова – только по горизонтали. Ключевое слово появится по вертикали).

Кроссворд для первой группы.

  1. Прыгун-трусишка:Хвост-коротышка,Глазки с косинкой,Ушки вдоль спинки,Одежка в два цвета –

    На зиму, на лето.(Заяц.)

  1. Четыре ходунка, два бодунка и один хлестунок. (Корова.)

  2. Чёрный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг. (Грач.)

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка.)

  1. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)

  2. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза.)

  1. Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса.)

(Ключевое слово: загадки. Тема: «Дикие и домашние животные». Лишнее: грач.)

Кроссворд для второй группы.

  1. Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд).

  1. Кругом вода, а с питьём беда. (Море.)

  2. Белая морковка зимой растёт. (Сосулька.)

  3. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд.)

  4. Что в решете не унесёшь? (Вода.)

  5. По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт –

Тут и пропадёт. (Волна.)

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник.)

  1. Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)

  2. Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

(Ключевое слово: пословица. Тема: «Вода». Лишнее: солнце.)

Кроссворд для третьей группы.

  1. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)

  2. Во лугах сестрички –

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашки.)

  1. На две половинки,
  2. И посыпались оттуда
  3. Бусинки-дробинки.
  4. Бусинки зелёные,

Сладкие, ядрёные.(Горох.)

  1. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

  2. Синий мундир, белая подкладка,

В середине – сладко. (Слива.)

Зелен, а не трава. (Мох.)

  1. Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром.)

  2. Жёлтая курица в огороде дуется. (Тыква.)

  3. Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина.)

(Ключевое слово: поговорка. Тема: «Растения». Лишнее: гром.)

Кроссворд для четвёртой группы.

Во дворце певец. (Скворец.)

  1. В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик.)

  2. Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком. (Ворона.)

  • Птица длиннохвостая,
  • Птица говорливая,
  • Самая болтливая.
  • Вещунья белобока,
  • А зовут её… (Сорока.)

А под зиму с криком уходит. (Грач.)

  1. Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей.)

  1. Клюв огромный, как крючок,Но об этом всё — молчок.Я встречаю здесь зарю.В  небе  голубом  парю,И  летаю   выше  гор,

    Узнаёте?  Я -…(Орел)

Не зверь, не птица,

Кто его убьёт,

Тот свою кров прольёт. (Комар.)

Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)

(Ключевое слово: скороговорка. Тема: «Птицы». Лишнее: комар.)

Кроссворд для пятой группы.

  1. Между двух светил я в середине один. (Нос.)

  2. Не часы, а тикает. (Сердце.)

  3. Белые овечки глядят из-под печки. (Зубы.)

  4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

  5. Горшочек умён,

Семь дырочек в нём. (Голова.)

  1. Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)

По пяти сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы.)

А весной проснётся. (Муха.)

(Ключевое слово: небылица. Тема: «Человек». Лишнее: муха.)

(После самостоятельной работы все ученики каждой группы читают загадки и называют отгадки. Если какие-то загадки останутся неразгаданными, тогда они предлагаются всему классу.)

V. Физкультминутка.

  1. Наша вторая остановка «Танцевальная».Викторина по пословицам и поговоркам для начальной школы с ответами
  2. Солнечные зайчики
  3. Солнечные зайчики играют на стене.
  4. Поманю их пальчиком,
  5. Пусть бегут ко мне.
  6. Ну, лови, лови скорей!
  7. Вот, вот, вот – левей, левей!
  8. Убежал на потолок
  9. И забился в уголок.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Наша третья остановка «Город пословиц».

Викторина по пословицам и поговоркам для начальной школы с ответами Викторина по пословицам и поговоркам для начальной школы с ответами Викторина по пословицам и поговоркам для начальной школы с ответами

— Назовите ключевые слова, которые получились в выделенных клетках ваших кроссвордов. (Загадки, пословица, поговорка, скороговорка, небылица.)

— В какую группу можно объединить эти слова? (Это малые жанры устного народного творчества.)

— Над чем мы сейчас будем работать? (Над пословицами и поговорками.)

— Как вы понимаете слово пословица? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)

— Прочитайте первые две пословицы на с. 26 учебника.

(Учитель объясняет детям почему так говорят.)

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», — говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

Читайте также:  Внеурочное мероприятие по математике, 1 класс

Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.

VII. Закрепление изученного.

  • Работа в парах.
  • На листах пословицы по темам.
  • Пословицы и поговорки о дружбе
  • Дружба — великая сила.
  • Друга на деньги не купишь.
  • Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
  • Пословицы и поговорки о труде
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • От труда здоровеют, а от лени болеют.
  • Пословицы об учении
  • Корень ученья горек, да плод его сладок.
  • Ученье свет, а не ученье тьма.
  • Повторенье — мать ученья.
  • Пословицы и поговорки о Родине
  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Жить — Родине служить.
  • (Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить).

-Какие бывают половицы? Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.

Четвёртая остановка «Любознайкино».

Викторина по пословицам и поговоркам для начальной школы с ответами Викторина по пословицам и поговоркам для начальной школы с ответами

Следующая остановка «Пословица мы тебя знаем».

Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда. Сделал дело … гуляй смело. В гостях хорошо, ……а дома лучше.

  1. За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
  2. Назови пословицу по предметам

— Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны! ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду.

Один с сошкой, семеро с ложкой) КНИГА (С книгой жить – век не тужить.

) ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка) ШИЛО (Шила в мешке не утаишь) ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает) КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт) ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)

Собери пословицу (в парах). Ум хорошо, а два лучше.

  • Труд человека кормит а товарища выручай.
  • Не спеши языком лень портит.
  • Сам пропадай от того и наберёшься.
  • Глаза боятся торопись делом.
  • С кем поведёшься а руки делают.
  • Сверьте работу с эталоном

– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают)ПОСЛОВИЦА.

Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

  1. Узнай пословицу по рисунку (работаем в группах):
  2. (Яблоко от яблони недалеко падает)
  3. (Любишь кататься – люби и саночки возить)
  4. (Семеро одного не ждут)
  5. Мы подъехали к остановке «Поэтической».

— Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).

Ну, кто из вас не согласится,Что без труда мечта мертва;Что дело мастера боится,Что жизнь дана нам для добра;Что друг не тот, кто медом мажет,А то тот, кто правду прямо скажет.

Что долог день до вечера,Коли делать нечего,Что сам себя лишь тот погубит, Кто других совсем не любит.И, конечно, без трудаНе вытащишь и рыбку из пруда.

Помни! Тот, кто хочет много знать,Тот не должен долго спать.Согласитесь: лень и плут

До добра не доведут.

– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)

VIII.Рефлексия:

— Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда.

— Прикрепите ваши плоды. Я тоже дарю вам плод. Мне очень понравилось работать с вами. Вручить папку с пословицами.

IX.Подведение итогов урока.

  • — Вот подходит к концу наш урок.
  • Остановка конечная «Город мудрецов».
  • Тихо все на месте сядем и закроем глазки.
  • Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.
  • — Что такое пословицы и поговорки?
  • — О чём бывают пословицы и поговорки?
  • — Чему учат нас эти мудрые изречения?

— Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».

XI. Домашнее задание.

Прочитать загадки на с. 24-25 учебника и запомнить их; выполнить задания.

    Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tie-3.html

    Расти вместе

    Викторина по пословицам и поговоркам для начальной школы с ответами
    Как видно из названия, предлагаемая викторина по русскому языку  посвящена пословицам и поговоркам. Она поможет весело, играючи, вспомнить известные мудрые народные изречения, пополнить знания детей, поддержать интерес к русскому языку, активизировать их мыслительную деятельность. 

    • Чтобы участникам было наиболее интересно и увлекательно, провести викторину можно как командную игру.
    • А для того чтобы ведущему, организатору проведения викторины по русскому языку, было легко, после каждого задания приводятся варианты правильных ответов.

    Викторина по русскому языку

    Задания викторины:

    1. Кто первый прочтет пословицу?

    1. Первое задание викторины по русскому языку звучит так:
    2. Измените расположение маленьких квадратов внутри большого таким образом (смотрите рисунок в самом начале статьи), чтобы можно было по горизонтальным рядам прочитать пословицу про важность учения.
    3. Побеждает команда, которая первой справится с заданием, не допустив ошибки.

    Посмотреть правильный ответ

    Малые квадраты внутри большого необходимо расставить в таком порядке (считая слева направо, снизу вверх): 4, 9, 6, 8, 3, 1, 2, 7, 5. И тогда по горизонтальным рядам можно будет прочитать  такую пословицу про учение:

    Если за день ничему не научился, зря прожил день.

    2. Задание «Составь пословицу»

    Командам раздается равное количество листочков, на которых написаны части пословиц (каждая из пословиц разделена на две части). Капитаны раздают участникам своих команд по листочку. Игроки должны как можно быстрее образовать пары и зачитать полученные пословицы. Выигрывает та команда, которая быстрее безошибочно справится с заданием.

    Посмотреть примеры  пословиц

    Пословицы для команды 1:

    Сделал дело – гуляй смело. Меньше слов, больше дела. Лень – мать всех пороков.

    Пословицы для команды 2:

    Мелет до вечера, а слушать нечего. Кто много говорит, тот мало делает. По платью встречают, по уму провожают.

    3. Задание для викторины по русскому языку «Кто больше»

    Каждой команде дается задание на время. Нужно вспомнить и записать как можно больше пословиц о дружбе за 3 минуты. По истечении заданного времени листочки сдаются. Жюри или ведущий проверяет правильность выполнения задания. Объявляется команда-победитель данного конкурса.

    Посмотреть примеры пословиц о дружбе

    Друга ищи, а найдешь – береги. Друга обманешь однажды, себя – навечно. Старый друг лучше новых двух. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

    4. «Зри в корень»

    Четвертое задание нашей викторины по русскому языку состоит в следующем: участникам необходимо объяснить смысл предложенных пословиц.

    Можно взять пословицы разной тематики, а можно использовать пословицы и поговорки на определенную тему. Например, вот пословицы о знаниях, учении.

    Посмотреть примеры пословиц о важности знания, учения

    Повторенье – мать ученья. Знание – сила. Ученый водит, а неуч сзади ходит. Тот живет не тужит, кто с наукой дружит.

    5. «Без труда нет добра»

    Участникам предлагается закончить пословицы о труде, работе, делах. Ведущий читает начало пословиц, участники команд по очереди заканчивают пословицы.

    Посмотреть примеры пословиц о труде, работе, делах

    Труд человека кормит, а лень портит. Что посеешь, то и пожнешь. Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает. Меньше слов, больше дела. Кому работа в тягость, тот не знает радость. Словами туда-сюда, а делом никуда.

    6. «Кто успел, тот и съел»

    Шестое задание викторины по русскому языку состоит в том, чтобы вспомнить и назвать как можно больше пословиц и поговорок, в которых упоминается еда.

    Посмотреть примеры пословиц и поговорок, в которых упоминается еда

    Хороша кашка, да мала чашка. Не хлебом единым жив человек. Хороша ложка к обеду. Есть калачи – не сидеть на печи. Как сыр в масле катается. За семь верст киселя хлебать. Щи да каша – пища наша.

    Читайте также:  Бальмонт «золотое слово» читать

    7. Задание «Исправь пословицы»

    Участникам раздаются пословицы, в которых перепутаны их части (начало от одной пословицы, а конец от другой). Игрокам команд необходимо восстановить пословицы в правильном варианте.

    Посмотреть примеры пословиц с перепутанными частями

    Без дела жить – труд. К славе ведет один путь – только небо коптить. Кто трудиться рад – всегда пригодится. Грамоте учиться – тот будет хлебом богат.

    Посмотреть исправленные пословицы

    Без дела жить, только небо коптить. Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат. К славе ведет один путь – труд. Грамоте учиться – всегда пригодится.

    • Удачного, интересного и полезного вам времяпрепровождения, дорогие читатели сайта Расти вместе!
    • Предлагаю ознакомиться и с другими увлекательными викторинами:
    • ШУТОЧНАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
    • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА (с ответами)
    • ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Игра слов»

    Источник: https://rastivmeste.ru/viktorina-po-russkomu-jazyku-poslovicy-i-pogovorki/

    Олимпиада «Пословицы»

    Олимпиада»Пословицы» 3 класс

    Отгадай пословицу. 5 бпллов

    Викторина по пословицам и поговоркам для начальной школы с ответами

    2.Число семь в пословицах и поговорках. Как говорят? Выбери правильный ответ.( 5 баллов) Соедини стрелками.

    7 пятниц на неделе Прежде чем что-то сделать хорошенько подумай.
    На 7 небе от счастья Человек часто меняет свое решение
    7 раз отмерь- один отрежь Очень умный человек
    7 пядей во лбу Человек очень счастлив
    • В этом задании нужно най­ти слова с противоположным смыслом в послови­цах, 
    • Ученье — ___________, а не уче­нье — тьма
    • ____________________________молчит, когда  дурак ворчит.
    • Было бы  начало, будет и  _______________________ .
    • Будет  _________________ , будет и ночь .
    • Лучше горькая правда, чем красивая_________________________.
    • ________________плачет от зависти, а добрый от жалости.
    • От лени — __________________, от ра­боты — здоровье.
    • Добро побеждает ________________________.
    • Кто солгал с ______________________, будет лгать и вечером.
    • Друг спорит, а____________________________подда­кивает.
    • 1 балл за правильный ответ.
    Начало пословицы Конец пословицы Правильный ответ (1-6)
    1 Любишь кататься, то и пожнешь.
    2 Делано наспех, и кошке приятно.
    3 Что посеешь в лес не ходить
    4 За двумя зайцами погонишься, нет для себя рубахи
    5 Доброе слово ни одного не поймаешь.
    6 У плохой пряхи люби и саночки возить.
    7 Волков бояться — сделано на смех.
    8 Век живи, а дома лучше.
    9 Как аукнется, тем больше дров.
    10 Чем дальше в лес, век учись.
    11 Делу время, так и откликнется.
    12 Не в свои сани потехе час.
    13 Поспешишь — не садись
    14 Семь раз отмерь людей насмешишь.
    15 В гостях хорошо, один раз отрежь.

    Объясни смысл любой пословицы, которую ты знаешь.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/olimpiada_poslovitci_210321.html

    Литературная игра для 5-х классов "Пословица недаром молвится.

    • Литературная игра для учащихся 5-х классов.
    • «Пословица недаром молвится…»
    • (турнир смекалистых)
    • Что за золото пословицы русские!
    • А что за роскошь, за смысл, какой толк

    в каждой поговорке нашей!..

    А.С.Пушкин

    Цели и задачи:

    • завершить изучение темы «Русские пословицы и поговорки»;
    • подвести итог и проверить знания, умения и навыки учащихся;
    • расширить кругозор учащихся, обогатить их речь;
    • в игровой форме раскрыть творческие способности учащихся 5 класса.
    1. Участники: две команды учащихся 5 класса.
    2. Оформление: на классной доске экран соревнования турнира, название мероприятия, эпиграф, иллюстрации к пословицам и поговоркам.
    3. Предварительная подготовка:
    4. Дать задание командам вспомнить пословицы, в которых есть цифра 7;
    5. Ножницы, линейку; два игрушечных зайца; лист бумаги, половина которого закрашена чёрной краской; небольшой камень, стакан воды; хлеб; игрушечный соловей и книга басен; топор, щепки; перо гусиное, листы с заданием к конкурсу «Старая пословица на новый лад».
    6. Награждение: грамоты.
    7. Жюри: учащиеся старших классов.
    8. Ход игры.
    9. Звучит весёлая игровая музыка.

    Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости, кто пришёл к нам на наш турнир смекалистых, посвящённый русским пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы русского народа.

    Не случайно Александр Сергеевич Пушкин восхищался ими.

    На уроках литературы вы узнали о пословицах много интересного, и сегодня я предлагаю вам принять активное участие в турнире смекалистых «Пословица недаром молвится», который даст возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности и расширить читательский кругозор.

    • Конкурс 1. «Разминка»
    • Ведущий читает первую часть пословицы, команды по очереди должны её закончить.
    • Не плюй в колодец-…(пригодится воды напиться)

    Тише едешь-….(дальше будешь).

    1. По одёжке встречают-…(по уму провожают).
    2. За двумя зайцами погонишься-…(ни одного не поймаешь)
    3. На ловца….(и зверь бежит)
    4. Собака лает- …(ветер носит)
    5. Смелого пуля боится-…(смелого штык не берет)
    6. Поспешишь-…(людей насмешишь)
    7. Скучен день до вечера,…_(когда делать нечего)
    8. Сытое брюхо-…(к учению глухо)
    9. Нет дыма …(без огня)
    10. С кем поведёшься,…(от того и наберёшься)
    11. Грамоте учиться-(всегда пригодится).
    12. Терпение и труд….(всё перетрут)
    13. Не стыдно не знать-…(стыдно не учиться)
    14. Конкурс 2. «Угадай пословицу»

    Командам предлагается в форме пантомимы показать две пословицы.Если соперники называют пословицу правильно, получают очко.

    • Лес рубят — щепки летят.
    • Тише едешь — дальше будешь.
    • По одёжке встречают — по уму провожают.

    Конкурс 3. «Пословица в азбуке».

    1. Участники турнира поочерёдно бросают по одному кубику и называют пословицу на ту букву, которая выпала сверху.
    2. Конкурс4. «Вспомни пословицу»
    3. На столе выкладываются различные предметы:
    4. — ножницы, линейка;
    5. — два игрушечных зайца;
    6. — лист бумаги, половина которого закрашена чёрной краской;
    7. — небольшой камень, стакан воды;
    8. — хлеб;
    9. — игрушечный соловей и книга басен;
    10. — гусиное перо, топор, щепки.
    11. Командам необходимо взять их в руки и вспомнить пословицу, с этими предметами связанную:
    12. «Семь раз отмерь- один раз отрежь».
    13. «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».
    14. «Ученье – свет, а неученье – тьма».
    15. «Под лежачий камень вода не течёт».
    16. «Что написано пером, не вырубишь топором».
    17. «Хлеб – всему голова»
    18. «Соловья баснями не кормят»
    19. «Лес рубят- щепки летят».
    20. Конкурс 5. «Старинная пословица на новый лад»
    21. Командам предлагается восстановить первоначальный текст пословиц.
    Баба с воза дальше будешь
    Без труда пригодиться воды напиться
    Тише едешь будешь с хлебом зимой
    Глубже вспашешь весной не выловишь рыбку из пруда
    Куй железо кобыле легче
    Слово не воробей в лес не ходить
    Работай до поту вылетит, не поймаешь
    Волков бояться поешь в охоту
    Не плюй в колодец пока горячо

    Конкурс 6. «Разгадай пословицу»(можно в виде кроссворда) По горизонтали:

    1.Собака лает-…носит.2.Кабы лиса не поспела, то бы…волка съела.3.На …шапка горит.4.слышал .., да не знает где он.5.На … и цвет товарищей нет. 6Молчание-…согласия.7.Человек человеку друг, товарищ и ….8… на столе, пересол на спине.9.

    Мели, Емеля, твоя неделя.10.А… просто открывался.11.На ловца и зверь ….12.Старость не….13.Не было у бабы хлопот, так купила…. 14.Шумим,…,шумим.15.Терпи,…,атаманом будешь.16…не моего романа.17.Близок …..,да не укусишь.18.Лиха беда… 19.Перемелется- …будет.20….

    не без добрых людей.

    По вертикали:

    1.Новая …чисто метёт.8.Любовь- всему….17.Дорога …ложка к обеду.21.Не плюй в …, пригодится воды напиться.22.Один в поле не …..23.Бедность не…24….дороже денег.25Не дорог …., дорога любовь.26.Своя…не тянет.27.Нашла коса на …28.Кто старое помянет, тому …вон.29Чужой…скоро приедается.30…. рыбака видит издалека.31.Не всё коту масленица, бывает и великий….32.Смотри в ….

    Ответы.

    По горизонтали:1.Ветер.2.Овца.3.Шапка.4.Звон.5.Вкус.6.Знак.7Брат.8Недосол.9.Емеля.10.Ларчик.11Зверь12. Радость. 13.Порося. 14.Братец. 15.Казак.16.Герой.17. Локоть.18.Начало.19.Мука.20.Свет.

    Источник: http://gum.lyssch5.edusite.ru/p49aa1.html

    Индивидуальное слухоречевое занятие "Пословицы и поговорки"

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Устное народное творчество – это богатейший, интереснейший пласт национальной культуры, и пословицы занимают в нём очень важное место. Пословицы и поговорки – выразительное образное средство русского языка. В них воплощена народная мудрость, жизненный опыт многих поколений. Н.В.

    Гоголь писал о русских пословицах так: «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, – словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благовели перед нашими пословицами».

    • Предлагаю Вашему вниманию конспект урока на тему: «Пословицы и поговорки», который можно использовать в 9-11 классах в зависимости от уровня интеллектуального и речевого развития учащегося.
    • Оборудование:
    • раздаточный материал,
    • персональный компьютер,
    • презентация, выполненная в программе Power Point
    1. Цель урока: научить детей понимать смысл поговорок и пословиц и уметь работать с текстом.
    2. Задачи:
    • коррекция произношения;
    • развитие зрительного восприятия (чтение с губ);
    • умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки;
    • развитие умения правильно соблюдать ударение в словах;
    • дальнейшее знакомство с пословицами;
    • расширение словарного запаса;
    • развитие внимания, памяти.
    Читайте также:  Стихи про деревья для детей 4-5 лет в детском саду

    Этапы урока:

    I. Организация начала урока (2 мин.)

    Приветствие и вопросы к уроку. (На доске число и тема урока «Пословицы и поговорки». Чтение с губ вопросов к уроку.

    – Здравствуй! – Какое сегодня число?

    – Который по счёту урок?

    II. Основная  часть (10-15 мин.)

    1. Речевая разминка

    a) Звуки К, Г.  Дифференциация К – Г. (Использование профилей на экране компьютера)

    Слайд 3

    – Посмотрим на экран компьютера. Что здесь? – Профили звуков К и Г. – Чем звук К отличается от звука Г?

    • – Отсутствием голоса.
    • б) Работа у доски
    • – Вставь пропущенные буквы К и Г.

    У…ол, ва…он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …аль…а, …ал…а, с…аз…а, я…од…а, …олуб…а, за…ад…а, …ро…одил.

    в) Чтение чистоговорки  (на доске написана чистоговорка)

    • Купили Егорке салазки для горки.
    • Всю зиму, Егорка, катайся на горке.
    1. 2. Объявление темы урока
    2. – Сегодняшняя тема урока «Пословицы и поговорки»
    3. а) Работа с пословицами (повторение пройденного).
    4. – Что такое пословица? (Сначала узнаём мнение учащейся, потом сравниваем ответ ребёнка с данными презентации)
    5. б) Чтение информационного текста на экране компьютера.  Слайды 4, 5
    6. Пословица – это законченное предложение, краткое и всегда нравоучительное.

    Сделал  дело – гуляй смело. Ум хорошо, а два лучше.

    • В них отражаются чувства, свойства человека: насмешка, печаль, гнев, радость, труд, лень, болтливость, хвастовство и другие.
    • – Чем отличается пословица от поговорки?
    • Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль

    Следует обратить внимание на то, что пословица – это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль а во второй части делается вывод, дано заключение. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».

    Поговорка – это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».

    в) «Сборка» пословиц

    – Сейчас будем собирать пословицы (слайд   6 + Приложение 1 – разрезной материал, потом для проверки показываем слайд   7). У нас есть начало и конец пословиц, но они перепутались. Помоги мне их собрать. Потом проверим!

    Волков бояться – в лес не ходить (о трусости). Как сорока хвостом, так и болтун языком (о болтливости). Не будь тороплив, но будь настойчив (о воле).

    Дружба крепка не лестью, а правдой и честью (о дружбе). В одной руке двух арбузов не удержишь (о жадности). За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (о жадности).

    Чем меньше врётся, тем спокойней живётся (о лжи). Век живи – век учись (об учебе).

    г) Работа с текстами

    У ученика (-цы) карточка с рассказами, в которых проставлены ударения. (Приложение 2).

    д) Чтение первого текста

    Саня и Алёша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую берёзку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алёша ходит по лесу да песенки поёт. Вышли Саня и Алёша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алёши – пустые руки.

    е)  Словарная работа по тексту (выясняется смысл слов: охапка, орешник, опушка, сушняк) – на экране представлены толкование слов и рисунки). Слайд  8 (включена анимация постепенного показа толкования слов)

    Сушняк – сухие деревья, хворост. Орешник – ореховый кустарник. Охапка – количество чего-нибудь, умещающееся в обхвате рук. Опушка – край леса.

    1. ж) Беседа по содержанию текста
    2. – Какая из пословиц подходит к этому рассказу? (Слайд 9)
    3. з) Чтение второго текста

    Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. Надо пораньше встать, всё вовремя сделать, чтобы не опоздать к началу спектакля. Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала.

    Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем не оставалось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома. Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась: на шапке у Саши нет кисточки.

    Он шапку надел наизнанку, а ботинки в разные стороны смотрят. Вопрос. Почему Саша так оделся?

    и) Словарная работа по тексту (выясняется смысл слов: вовремя, наизнанку, ботинки в разные стороны смотрят) – на экране представлены толкование слов и рисунки). (Слайд 10 – включена анимация постепенного показа толкования слов)

    Вовремя – своевременно, в назначенное время. Наизнанку – изнанкой наружу, на левую сторону. Ботинки в разные стороны смотрят.

    • к)  Беседа по содержанию текста.
    • – Какая из пословиц подходит к данному тексту? (Слайд 11)
    • л)  Чтение третьего текста.

    Миша был у дедушки. У дедушки большой сад. – Завтра у меня много работы в саду, – сказал дедушка, – надо собрать груши и накопать картошки… –  Я всё сделаю сам: груши соберу, накопаю картошки полное лукошко,  – пообещал Миша.

    Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши. Миша сорвал несколько груш и съел их. Груши были душистые, сочные. Потом Миша рассматривал букашек на листьях, ловил шмеля.

    –  Где же твои груши, где лукошко с картошкой? – спросил дедушка.

    м) Словарная работа (выясняется смысл слова: лукошко, полное лукошко, сочные, душистые груши) на экране представлены толкование слов и рисунки). Слайд 12 –(включена анимация постепенного показа толкования слов)

    Лукошко – небольшая корзинка из прутьев, коробок. Полное лукошко – целое лукошко. Сочные груши – груши, обильные соком. Душистые – с приятным сильным запахом.

    1. н) Беседа по содержанию текста.
    2. – Какая из пословиц подходит к этому рассказу? (Слайд 13)
    3. 3. Озаглавливание рассказов (Раздаточный материал 2)

    – У рассказов нет названий. Надо озаглавить. (В качестве названия можно взять пословицы, которые подходят к тексту).

    III. Организация конца урока (5 мин.)

    1. Обобщение пройденного на этом уроке и повторение ранее пройденного материала. (компьютерный мини-тест).Слайды 15-16.

    – Какую тему мы сегодня прошли? – Чем пословица отличается от поговорки? (слайд 15, надо определить, какое толкование относится к пословице, а какое к поговорке) – Перед тобой «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки. Собери их и прочти. (Повторение ранее пройденного материала) слайд 16

    • В, дарёному, зубы, не, коню, смотрят.
    • Потехе, делу, час, время.
    • Беде, в, познаются, друзья.
    • Имей, сто, не, рублей, сто, а, друзей, имей.
    • Во, приходит, время, аппетит, еды.
    • Счастливый, а, не, родись, красивый, родись.

    – Дарёному коню в зубы не смотрят. – Что означает данная пословица? Приведи пример. (Аналогичная работа с остальными пословицами).

    2. Окончание конца урока. Рефлексия.

    –  Какую тему мы сегодня изучали? – Какие цели были достигнуты на уроке? Выбери из представленных или предложи свой вариант (слайд   17). – Оцени свою работу на уроке. Как ты работал(а)? Подбери к своему ответу подходящий смайлик (слайд 18).

    Рефлексия учителя. Что я ожидала от проведения урока и что получилось? ….

      У меня всё получилось!  Были достигнуты все цели, которые я поставила перед собой! Для меня было неожиданным в организации урока использование необычной (для нас) рефлексии и то, как ученица адекватно оценила свою работу на уроке. Я спросила её, почему она выбрала именно этот смайлик, а не другой.

    Она на это ответила так: «Я не всё время правильно отвечала, допускала ошибки, была неуверенна». Естественно я похвалила за такой ответ. Немногие ребята так адекватно оценивают себя. Наиболее удачным на уроке считаю использование разнообразных форм и методов для достижения цели и задач.

    Например, в коррекционной школе необходимо учить детей работать с текстом, с деформированными предложениями, поэтому в свой урок включила эти работы. Они позволяют детям расширить словарный запас, развивать грамотную, связную устную речь.

    3.02.2013

    Источник: https://urok.1sept.ru/статьи/627732/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector