- Учеба и игра в жизни первоклассника
- Цель: показать связь игры и учебы в жизни первоклассников.
- Задачи:
- обсудить проблему значения игры в жизни первоклассника;
- выделить приемы по использованию игры в учебной деятельности первоклассника;
- составить рекомендации по организации игры в учебной деятельности первоклассника.
- Ход интерактива
- 1. Мотивация
- — Здравствуйте, дорогие родители.
- — Вы знаете как переводится слово «астра» с греческого?
— С греческого «астра» переводится как звезда. Я надеюсь, что астра станет путеводной звездой в нашей совместной работе. Для этого я предлагаю вам в ходе нашей встречи заполнить лепестки полезными и важными знаниями, памятками и советами.
Желаю вам продуктивной и интересной работы.
— Прочитайте высказывание:Именно игра дает возможность ребенку познакомиться с реальностью взрослого человека».
К.Д. Ушинский
- — Как вы понимаете это высказывание?
- — Как вы считаете, имеет ли связь игра и обучение в жизни наших первоклассников?
- — Предположите тему нашей встречи.
- — Тема «Учеба и игра в жизни первклассника»
- — Какие задачи мы будем решать в ходе нашего общения?
- — Я предлагаю вам такие задачи.
- 2. Обсуждение вопросов
- Анкета
- Ваш ребенок любит играть…
- Дома мы с детьми играем в игры…
- Эти игры могут научить ребенка…
— Какое место занимает игра в жизни первоклассника, если учитывать что совсем недавно они были дошкольника?
— Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. При этом игра универсальна и помогает младшим школьникам овладеть учебной деятельностью.
— Какую проблему в связи с этим мы можем выделить?
— Проблема соотношения игры с обучением — одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Можно выделить два направления. Первое — к началу школьного обучения игра исчерпывает себя; и второе — невозможно обучать без помощи игровой деятельности.
— Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу… ”Эта мысль принадлежит А. С. Макаренко, замечательному педагогу, большому поборнику детской игры.
- — Я предлагаю вам поработать в группах по три человека и выделить значения игры в жизни первоклассника.
- — Спасибо за ваши ответы
- — Какую задачу мы решили?
— Быстро получает и усваивает информацию и знания о нем.Несмотря на то что игра является также ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста, она не перестает быть актуальной и у обучающихся младших классов. Однако ее содержание и направленность меняется: появляется большее количество игр с разнообразными условиями и правилами, деятельность становится более осмысленной.
- — Уважаемые родители, как вы считаете, какую роль играет игра в организации познавательной деятельности первоклассника?
- — Процессе обучения и воспитания первоклассников можно использовать самые разнообразные виды игр.
- — Я предлагаю вам поработать в парах по 2 человека и дать характеристику играм, которые можно использовать для обучения наших детей ( приемы связи данной игры в учебной деятельности первоклассника)
- 1 пара – сюжетно – ролевые
- 2 – дидактически
- 3 – подвижные
- — Спасибо
- — Как вы считает, как можно связать игровую и учебную деятельность первоклассников, чтобы она принесла пользу?
— С помощью разумного использования игры можно не только избежать множества проблем возникающих в учебе, но и сделать процесс обучения более интересным, веселым, запоминающимся, а главное – продуктивным. Ведь для ребенка игра – это естественная форма обучения.
- — Дорогие родители, я предлагаю вам составить по одной рекомендации, которая, по вашему мнению, позволит продуктивно организовывать связь игры и учебы в деятельности наших первоклассников.
- — Какую задачу нам удалось решить?
- — Уважаемые родители, я хочу вам раздать памятки с играми, которые позволяют совмещать игровую и учебную деятельность наших первоклассников, а также ссылки на развивающие игры.
- Рефлексия
- — Заканчивая нашу встречу, я хочу узнать ваше мнение о результатах нашего интерактива
- — Какое значение имеет игра в жизни первоклассника?
- — Какие знания пригодятся вам в воспитании наших первоклассников?
- — Я хочу предложить вам памятки, содержащие рекомендации
- — Сейчас я хочу составить букет из знаний, памяток и советов, которые мы с вами разобрали в ходе нашей встречи.
- Педагог составляет букет
— Вот такой прекрасный букет у нас получился. Лишь благодаря совместной и коллективной работе, мы сможем добиться результатов в воспитании наших первоклассников.
- — Уважаемые родители, благодарю вас за работу желаю успехов в воспитании ваших детей.
- Родители образуют круг и по цепочки пожимают друг другу руки.
- Карточки для родителей
1 группа Сюжетно-ролевые игры занимают значительное место в жизни младших школьников. В них дети отражают всё то, что видят и слышат вокруг себя в повседневной жизни.
При этом происходит творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Из сюжетно-ролевых игр младшим школьникам больше всего нравятся игры на производственные темы.
Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт и т. д.). При подготовке к таким играм учитель сообщает детям сведения о деятельности людей той или иной профессии, их производственных отношениях.
Выполняя в играх роли взрослых, первоклассники стараются быть внимательными, добрыми, заботливыми. Совместная сюжетно-ролевая игра невозможна без согласования действий её участников, и здесь дети учатся договариваться, обсуждать, вносить предложения, прислушиваться к советам.
2 группа Значительная роль в обучении, развитии и воспитании первоклассников отводится дидактической игре. Дидактическая игра помогает сделать плавным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Особенно большое значение она приобретает в адаптационный период первоклассников, помогая освоить им роль ученика, установить взаимоотношения со сверстниками и учителем.
При проведении дидактической игры учитель, прежде всего, должен осознать и сформулировать цель игры, а также ответить на вопросы: какие умения и навыки освоят дети в процессе игры, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
3 группа Неотъемлемую часть жизни младших школьников составляют подвижные игры. Подвижные игры являются общедоступным средством как физического, так и нравственного воспитания. Даже самые простые подвижные игры воспитывают у ребёнка чувство коллективизма, вырабатывают волю, характер, творческую инициативу, находчивость.
Подвижные игры, вынуждая мыслить наиболее рационально, мгновенно реагировать на действия соперника, способствуют и умственному развитию ребёнка. В коллективных подвижных играх у младших школьников развиваются организационные навыки и настойчивость в достижении цели, ответственность перед товарищами за свои действия.
Подвижные игры можно использовать на уроках физической культуры, на переменах, в группах продлённого дня.
Игры
«Крестики-нолики» — одна из самых распространенных среди детей игр. Она хороша как развивающая стратегию игры и первоклассников. Играют на поле 3×3, договариваясь, кто выбирает крестики, кто — нолики. «Крестики» начинают. Каждый играющий ставит свой значок по очереди в одну из клеток.
Побеждает тот, кому удалось поставить 3 своих значка в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Эта игра отличается тем, что всегда можно сделать ничью. Но чтобы игрок, вступающий в игру вторым, это обнаружил, стратегию собственного выигрыша надо сменить на стратегию «не дать выиграть начинающему».
После того как оба игрока это поняли, интерес к игре пропадает. Начинающий игру может все же выиграть, если заметит ошибку партнера, который стремится выстроить свой ряд, а не запереть его ходы.
Вариантом классической игры «Крестики-нолики», усложняющим ее и требующим смены стратегии, является добавление одной клетки в любое место к полю 3×3, получается 10 клеточное поле. Правила обычные.
Есть еще один вариант усложнения или смены стратегии — вариант «Крестиков-ноликов» наоборот. В эту игру выигрывает тот, кто не поставил ряда из трех крестиков или ноликов, т.е. кто первым поставит ряд, тот проиграет.
В остальном игра полностью совпадает с «Крестиками-ноликами». Изменяются правила игры, опять нужно менять стратегию.
В этом варианте первый игрок может всегда добиться ничьей, поставив свой значок в центр и повторив по симметрии ходы противника.
Еще один вариант «Крестиков-ноликов» — игра на поле 4×4 или 5×5. Выигрывает тот, кому удается первому выстроить полный ряд или квадрат 2×2. Этот вариант значительно усложняет стратегии игроков и повышает интеллектуальность игры.
«Морской бой» проводится на листах в клетку. Двое участников играют, скрывая свои записи друг от друга. Каждый играющий рисует две таблицы 10×10 клеточек, Таблицы представляют собой координатную сетку, столбцы которой обозначены буквами от «А» до «К», а строки — цифрами от 1 до 10, Таким образом, каждая клетка таблицы обозначается сочетанием цифры и буквы.
В одной таблице играющие расставляют все свои корабли. Вторая таблица — карта расположения кораблей противника. Она заполняется в ходе игры. Всего можно расположить 10 кораблей, которые не должны соприкасаться ни сторонами, ни углами: один четырехпалубный (т.е. состоящий из 4 клеток), два трехпалубных, три двухпалубных, четыре однопалубных. Право первого хода определяет жребий.
Далее ходы делаются по очереди. Игрок, который делает ход, называет координаты клетки противника. Если там нет корабля, то второй игрок говорит «промах».
Если там есть корабль, то игрок говорит «попал», уточняя «ранил» или «убил». Если игрок попал, то он имеет право продолжать выстрелы до тех пор, пока противник не скажет, что он промахнулся.
Выигрывает тот, кто первым затопит все корабли соперника.
В игре вырабатывается стратегия расположения своих кораблей, чтобы их спрятать, и прогнозируется возможное расположение кораблей противника.
Важно во внутреннем плане ставить задачу прогнозирования расположения кораблей противника: «… как бы я поставил оставшиеся корабли, если…» после обнаружения каждого нового неприятельского корабля.
Выигрывает тот, у кого отработаны тактики и лучше стратегии, как планирования, так и прогнозирования.
«Шашки», «Шахматы» — традиционные и замечательные игры, которые учат думать над ходами, анализировать действие противника. Это соревнования стратегий, как интеллектуальных, так и личностных. Существуют игры, в которые можно играть на той же самой шахматной доске, но с гораздо меньшим количеством шахматных фигур.
Такие задания можно найти в любом пособии для начинающих шахматистов. Эти игры гораздо лучше подходят детям, потому что они проще. Они готовят почву для «больших» шахмат, обучая их умению думать над ходами, предугадывать ходы противника, аккуратности, последовательности в действиях, умению не обижаться при проигрышах.
Игры с картинками
В последнее время появились игры для младших школьников, развивающие умение строить игровые стратегии. Игровым материалом для них служат 40 карточек с изображением героев либо одной сказки, либо одного мультфильма (волшебные сказки, мультфильмы «Немо», «Аладдин», «Ледниковый период»), 20 из них — команда положительных героев, остальные 20 — команда отрицательных героев сюжета.
Каждая карточка одной из команд с изображением героя имеет определенную численно выраженную ценность. Ценность каждого героя обозначена числом от 1 до 20, расположенным на карточке с его изображением. На основе этого игрового материала существуют разные игры, имеющие свои правила. Вот одна из них.
Играют двое, каждый играющий выбирает свою команду героев (набор из 20 карточек), они случайно перемешиваются, игроки кладут свой набор перед собой стопкой картинкой вниз.
Одновременно оба игрока открывают и выкладывают на середину верхнюю картинку, сравнивая, чей герой сильнее. Тот, чья карточка сильнее, забирает обе картинки себе. И далее, до конца стопки.
После того как все картинки разыграны, подсчитывается общее число баллов каждым игроком. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов
Игры на речевом материале
В младшем школьном возрасте у детей возможны проблемы, связанные с речевой деятельностью. Есть дети, которые могут болтать без остановки обо всем, но зачастую их бывает трудно понять, они и сами теряют свою мысль, им трудно выстроить логику своего высказывания.
Другие знают, что нужно сказать, но у них нет «активного словарного запаса».
Такие дети знают слова, умеют их произносить, умеют правильно строить фразу на уроке, но это «знание» -пассивно: в разговоре они отмалчиваются, на прямой вопрос затрудняются ответить
Помогут развить активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры-здания со словами и игры со словами. Существует очень много игр на буквенном материале, со словами, которые требуют от игроков умения читать, составлять слова из букв и слогов. Играть со словом, как с предметом, — очень важная способность, которая формируется у детей к 6-7 годам.
Она определяет возможность анализа слов с помощью понятий «звук», «буква», «слог». Развивается эта способность в играх-заданиях со словами. Материалом действий в таких играх являются буквы или звуки, игровой задачей — составление слов из букв по правилам игры, скрытой за игровой учебной задачей — формирование и выполнение операций со знаковым (буквенным) выражением звуков речи.
Примеры игр-заданий со словами для младших школьников:
* Любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доске слово «ЗЕБРА». Слова к нему — зубр, енот, барсук, рысь, антилопа.
* Из слова выбрасывают один звук, чтобы получилось слово, имеющее новое значение. Например: «Выброси из слова «коса» первый звук» (оса), из слова «столб» и последний звук (стол)».
* Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): мех (смех); лень (олень); клад (склад).
* Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: свет — цвет, норка — корка, песок — лесок.
Ребусы — очень часто встречающееся задание со словами, в них слова или фраза зашифрованы в рисунке. В ребусах могут использоваться не только картинки, но и изображение букв, причем пространственные отношения частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими «спрятанное» слово.
Анаграммы. Это увлекательная, развивающая комбинаторное мышление игра. Новое слово, составленное из всех букв данного слова, называется его анаграммой. Анаграмма слова — это результат перестановки в другом порядке всех его букв.
Два или более слов, образованных из одних и тех же букв, составляют блок анаграмм.
Вот несколько интересных примеров: колба-бокал — блок из двух пятибуквенных анаграмм; приказ-каприз — блок из двух шестибуквенных анаграмм; карта-карат-катар — блок из трех пятибуквенных анаграмм.
Такие игры дают игрокам возможность потренировать память и проявить эрудицию, а также глубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования.
Существует и много игр со словами. Эти игры предполагают необходимость разработки стратегии выигрыша, то есть прогнозирования и планирования своих действий при учете и оценке действий партнеров.
Всем известная игра «Да и нет — не говорить, черное с белым не носить…» активизирует словарный запас.
Источник: https://multiurok.ru/files/roditelskoe-sobranie-1-klass-ucheba-i-igra.html
Родительское собрание в 1 классе "Игра и труд в жизни младшего школьника" методическая разработка (1 класс) по теме
Родительское собрание № 4 (18.05.2012)
«Игра и труд в жизни младшего щкольника»
Цель:
- познакомить с основными видами деятельности младших школьников (игра и труд), с педагогическими требованиями к детскому труду;
- познакомить с особенностями программы по трудовому обучению в 1-м классе;
- дать рекомендации, как приучить детей к труду;
- познакомить с играми, позволяющие детям развиваться.
- Форма: информационно – практическая беседа.
- Оборудование: анкеты для воспитателей; памятка для воспитателей; распечатка игр, позволяющих развивать детей; выставка детских поделок.
- Ход собрания
- Вступительное слово учителя.
Поступление в школу ребенка 6-7 лет вовсе не уменьшает его потребности в играх. Роль сюжетно-ролевой игры в жизни младшего школьника уменьшается, но не исчезает совсем. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами — интеллектуальные и подвижные, в которых продолжают развиваться важнейшие качества и способности: речь, произвольность и внутренний план действия.
Младший школьный возраст (6-10 лет) — это этап, где основной деятельностью ребенка является учение. Именно учебная деятельность определяет его дальнейшее психическое развитие, в ней формируется способность к рефлексии как универсальный способ отношения человека к собственной деятельности.
Он позволяет мысленно наедине с самим собой рассматривать (т.е. рефлектировать) и изменять замыслы своих действий, контролировать свои намерения, желания, чувства, формулировать мысли, соответствующие конкретной ситуации. Это является основой процесса самоизменения и самосовершенствования человека.
Игра в жизни младшего школьника по-прежнему занимает большое место, но имеет уже другое значение для психического развития ребенка.
Поэтому у детей этого возраста должны еще оставаться игры и игрушки из дошкольного детства, а также время для свободного досуга и совместных игр.
Для того чтобы игра младшего школьника носила развивающий характер и соответствовала психологическим задачам возраста, т.е. способствовала развитию рефлексивной способности, это должна быть:
- * игра по правилам или с правилами;
- * коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;
- * в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
* в игре должна ставиться цель — выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
В играх младшего школьника может быть использован любой материал: речевой, математический, реальные предметы или знания о них (викторина). Игрой может стать любой вид деятельности (интеллектуальная, изобразительная, речевая, двигательная и др.). Это могут быть настольные, подвижные, режиссерские игры.
Приходя в школу, дети обычно уже имеют некоторые навыки в простейших формах трудовой деятельности (самообслуживание, выполнение посильных трудовых поручений взрослых и т. д.). В школе эти навыки развиваются и совершенствуются. Кроме того, в школе осуществляется и специальное трудовое обучение.
Трудовое обучение в начальных классах школы — первая ступень политехнического обучения детей.
В процессе трудового обучения школьник осваивает все основные компоненты трудовой деятельности — приучается ясно осознавать цель, планировать свою работу, тщательно выполнять ее и объективно оценивать полученные результаты.
Трудовое обучение в школе психологически готовит ребенка к труду: он осознает значение труда в жизни человека, познает радость труда, у него воспитывается желание и умение трудиться, любовь и уважение к труженикам города и деревни. Трудовые навыки, приобретенные школьником на уроках труда, должны стать основой для формирования у него более сложных трудовых умений.
Трудовые процессы на первой стадии овладения ими требуют от ребенка напряжения сил, сосредоточенности. Большая сосредоточенность всегда вызывает у детей младшего школьного возраста много лишних и ненужных усилий, создает повышенную напряженность не только мышц рабочего органа, но и мышц, не принимающих участия в трудовой операции.
Так, при действии рукой у ребенка замечается напряжение, а часто и движение мышц груди, спины, ног, следовательно, в напряженном рабочем состоянии находится много мышц, а это вызывает общую утомляемость.
Постепенно, по мере формирования трудовых навыков, излишнее напряжение снимается, а трудовые движения становятся ловкими, целесообразными.
Большое значение имеет формирование у школьников общественной мотивации их труда. Когда ребенок трудится в коллективе и для коллектива, он постепенно осознает общественное значение своего труда, начинает ценить такой труд и в связи с этим общественные мотивы трудовой деятельности приобретают для него все большее значение. Важно также, чтобы труд школьника был хорошо организован и спланирован.
Учитель показывает школьнику, как лучше организовать труд, привести в порядок рабочее место, как спланировать работу, с чего ее начинать, как контролировать правильность трудовых процессов. Хорошо и четко организованный труд вызывает у детей чувство удовольствия, удовлетворения, развивает у них такие качества личности, как организованность, внимательность, наблюдательность, сообразительность.
- Рассматривание выставки поделок детей.
- Анкетирование воспитателей.
- Памятка для воспитателей.
- Решение собрания.
В качестве решения собрания предлагаются следующие рекомендации:
- Добиться того, чтобы требования к детскому труду были одинаковые и на уроках трудового обучения, и в неурочное время.
- Использовать игры для развития детей без принуждения.
Кл. руководитель: Л.В.Маркова
- Приложение
- Родительское собрание № 4
- Тема: Игра и труд в жизни младшего школьника
- Анкета для воспитателей
- Есть ли у ваших детей игрушки?
- Какие из них являются любимыми игрушками?
- Как часто дети играют со своими любимыми игрушками?
- Включаетесь ли вы с ним в игру, если они этого хотят?
- Как ведут себя дети во время игры с игрушками?
- Какие игрушки предпочитают дети?
Памятка для воспитателей
1. Разрешайте детям играть со своими любимыми игрушками и в любимые игры.
2. Не смейтесь над ребенком за его привязанность к определенным игрушкам.
- Дарите ребенку игрушки с учетом его интересов, увлечений.
4.Участвуйте в играх детей, если они этого хочет от вас, несмотря на вашу занятость.
- Рассказывайте детям о своих игрушках и увлечениях, показывайте ему те игры, в которые вы играли в детстве и которые были вам интересны.
- Учите на собственном примере относиться к игрушкам уважительно.
- Будьте непосредственны в глазах детей, не бойтесь потерять свой авторитет, играя с ними в игры.
- Радуйтесь умению детей играть с игрушками, находить различные, сюжетные линии в игре.
- Используйте возможность игровой ситуации для непосредственного общения с детьми.
Игры
«Крестики-нолики» — одна из самых распространенных среди детей игр. Она хороша как развивающая стратегию игры для дошкольников и первоклассников. Играют на поле 3×3, договариваясь, кто выбирает крестики, кто — нолики. «Крестики» начинают. Каждый играющий ставит свой значок по очереди в одну из клеток.
Побеждает тот, кому удалось поставить 3 своих значка в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Эта игра отличается тем, что всегда можно сделать ничью. Но чтобы игрок, вступающий в игру вторым, это обнаружил, стратегию собственного выигрыша надо сменить на стратегию «не дать выиграть начинающему».
После того как оба игрока это поняли, интерес к игре пропадает. Начинающий игру может все же выиграть, если заметит ошибку партнера, который стремится выстроить свой ряд, а не запереть его ходы.
Вариантом классической игры «Крестики-нолики», усложняющим ее и требующим смены стратегии, является добавление одной клетки в любое место к полю 3×3, получается 10 клеточное поле. Правила обычные.
Есть еще один вариант усложнения или смены стратегии — вариант «Крестиков-ноликов» наоборот. В эту игру выигрывает тот, кто не поставил ряда из трех крестиков или ноликов, т.е. кто первым поставит ряд, тот проиграет.
В остальном игра полностью совпадает с «Крестиками-ноликами». Изменяются правила игры, опять нужно менять стратегию.
В этом варианте первый игрок может всегда добиться ничьей, поставив свой значок в центр и повторив по симметрии ходы противника.
Еще один вариант «Крестиков-ноликов» — игра на поле 4×4 или 5×5. Выигрывает тот, кому удается первому выстроить полный ряд или квадрат 2×2. Этот вариант значительно усложняет стратегии игроков и повышает интеллектуальность игры.
«Морской бой» проводится на листах в клетку. Двое участников играют, скрывая свои записи друг от друга. Каждый играющий рисует две таблицы 10×10 клеточек, Таблицы представляют собой координатную сетку, столбцы которой обозначены буквами от «А» до «К», а строки — цифрами от 1 до 10, Таким образом, каждая клетка таблицы обозначается сочетанием цифры и буквы.
В одной таблице играющие расставляют все свои корабли. Вторая таблица — карта расположения кораблей противника. Она заполняется в ходе игры. Всего можно расположить 10 кораблей, которые не должны соприкасаться ни сторонами, ни углами: один четырехпалубный (т.е. состоящий из 4 клеток), два трехпалубных, три двухпалубных, четыре однопалубных. Право первого хода определяет жребий.
Далее ходы делаются по очереди. Игрок, который делает ход, называет координаты клетки противника. Если там нет корабля, то второй игрок говорит «промах».
Если там есть корабль, то игрок говорит «попал», уточняя «ранил» или «убил». Если игрок попал, то он имеет право продолжать выстрелы до тех пор, пока противник не скажет, что он промахнулся.
Выигрывает тот, кто первым затопит все корабли соперника.
В игре вырабатывается стратегия расположения своих кораблей, чтобы их спрятать, и прогнозируется возможное расположение кораблей противника.
Важно во внутреннем плане ставить задачу прогнозирования расположения кораблей противника: «… как бы я поставил оставшиеся корабли, если…» после обнаружения каждого нового неприятельского корабля.
Выигрывает тот, у кого отработаны тактики и лучше стратегии, как планирования, так и прогнозирования.
«Шашки», «Шахматы» — традиционные и замечательные игры, которые учат думать над ходами, анализировать действие противника. Это соревнования стратегий, как интеллектуальных, так и личностных. Существуют игры, в которые можно играть на той же самой шахматной доске, но с гораздо меньшим количеством шахматных фигур.
Такие задания можно найти в любом пособии для начинающих шахматистов. Эти игры гораздо лучше подходят детям, потому что они проще. Они готовят почву для «больших» шахмат, обучая их умению думать над ходами, предугадывать ходы противника, аккуратности, последовательности в действиях, умению не обижаться при проигрышах.
Игры с картинками
В последнее время появились игры для младших школьников, развивающие умение строить игровые стратегии. Игровым материалом для них служат 40 карточек с изображением героев либо одной сказки, либо одного мультфильма (волшебные сказки, мультфильмы «Немо», «Аладдин», «Ледниковый период»), 20 из них — команда положительных героев, остальные 20 — команда отрицательных героев сюжета.
Каждая карточка одной из команд с изображением героя имеет определенную численно выраженную ценность. Ценность каждого героя обозначена числом от 1 до 20, расположенным на карточке с его изображением. На основе этого игрового материала существуют разные игры, имеющие свои правила. Вот одна из них.
Играют двое, каждый играющий выбирает свою команду героев (набор из 20 карточек), они случайно перемешиваются, игроки кладут свой набор перед собой стопкой картинкой вниз.
Одновременно оба игрока открывают и выкладывают на середину верхнюю картинку, сравнивая, чей герой сильнее. Тот, чья карточка сильнее, забирает обе картинки себе. И далее, до конца стопки.
После того как все картинки разыграны, подсчитывается общее число баллов каждым игроком. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов
Игры на речевом материале
В младшем школьном возрасте у детей возможны проблемы, связанные с речевой деятельностью. Есть дети, которые могут болтать без остановки обо всем, но зачастую их бывает трудно понять, они и сами теряют свою мысль, им трудно выстроить логику своего высказывания.
Другие знают, что нужно сказать, но у них нет «активного словарного запаса».
Такие дети знают слова, умеют их произносить, умеют правильно строить фразу на уроке, но это «знание» -пассивно: в разговоре они отмалчиваются, на прямой вопрос затрудняются ответить
Помогут развить активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры-здания со словами и игры со словами. Существует очень много игр на буквенном материале, со словами, которые требуют от игроков умения читать, составлять слова из букв и слогов. Играть со словом, как с предметом, — очень важная способность, которая формируется у детей к 6-7 годам.
Она определяет возможность анализа слов с помощью понятий «звук», «буква», «слог». Развивается эта способность в играх-заданиях со словами. Материалом действий в таких играх являются буквы или звуки, игровой задачей — составление слов из букв по правилам игры, скрытой за игровой учебной задачей — формирование и выполнение операций со знаковым (буквенным) выражением звуков речи.
Примеры игр-заданий со словами для младших школьников:
* Любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доске слово «ЗЕБРА». Слова к нему — зубр, енот, барсук, рысь, антилопа.
* Из слова выбрасывают один звук, чтобы получилось слово, имеющее новое значение. Например: «Выброси из слова «коса» первый звук» (оса), из слова «столб» и последний звук (стол)».
* Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): мех (смех); лень (олень); клад (склад).
* Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: свет — цвет, норка — корка, песок — лесок.
Ребусы — очень часто встречающееся задание со словами, в них слова или фраза зашифрованы в рисунке. В ребусах могут использоваться не только картинки, но и изображение букв, причем пространственные отношения частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими «спрятанное» слово.
Анаграммы. Это увлекательная, развивающая комбинаторное мышление игра. Новое слово, составленное из всех букв данного слова, называется его анаграммой. Анаграмма слова — это результат перестановки в другом порядке всех его букв.
Два или более слов, образованных из одних и тех же букв, составляют блок анаграмм.
Вот несколько интересных примеров: колба-бокал — блок из двух пятибуквенных анаграмм; приказ-каприз — блок из двух шестибуквенных анаграмм; карта-карат-катар — блок из трех пятибуквенных анаграмм.
Такие игры дают игрокам возможность потренировать память и проявить эрудицию, а также глубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования.
Существует и много игр со словами. Эти игры предполагают необходимость разработки стратегии выигрыша, то есть прогнозирования и планирования своих действий при учете и оценке действий партнеров.
Всем известная игра «Да и нет — не говорить, черное с белым не носить…» активизирует словарный запас.
Игра «Колесница слов». Играть могут двое и более игроков. Для разрешения спорных моментов желательно иметь под рукой орфографический словарь. Первый играющий называет слово из 4 букв (существительное нарицательное в именительном падеже, то есть отвечающее на вопрос «Что?»).
Второй называет четырехбуквенное слово, начинающееся с буквы, которой заканчивается слово, названное предыдущим играющим. Эту «эстафету» продолжает следующий играющий и так далее. Повторять слова нельзя. Тот, кто не сможет придумать нужное слово, проиграл.
Игра развивает знание слов, различение букв, память и находчивость.
Условия игры можно изменить: например, искать пятибуквенные или трехбуквенные слова. Или брать слова из какой-то определенной сферы, например называть только географические.
В этом варианте игра получила широкое распространение под названием «Города», но она сразу же становится скучной, так как быстро заканчиваются названия городов, начинающиеся на букву «а».
Поэтому в «Города» хорошо играть так — каждый следующий играющий ищет название города, начинающееся на третью букву предыдущего.
«Игра со словарем». Берется словарь («Орфографический словарь русского языка»). Водящий открывает его на любой странице и читает слово (какое захочет, но с этой страницы). Остальные игроки должны назвать буквенный состав этого слова. Тот, кому это удалось сделать правильно, становится следующим ведущим.
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2014/06/12/roditelskoe-sobranie-v-1-klasse-igra-i-trud-v
Родительское собрание на тему «Игра и труд в жизни младшего школьника»
- Родительское собрание в 1 классе на тему:
- «Игра и труд в жизни младшего школьника».
- Подготовила:
- учитель начальных классов ВКК
МБОУ гимназии №4 г.о.Озеры МО
Дубровская Е.В.
- июнь 2019 г.
- Родительское собрание в 1 классе
- «Игра и труд в жизни младшего школьника»
- Цели:
- -познакомить родителей с процессом нравственного формирования личности ребенка в игре и труде;
— дать практические советы по организации игры и труда в семье. Форма: информационно – практическая беседа.
Оборудование: на листах высказывания А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского; памятка для родителей; распечатка игр; выставка детских поделок.
Ход собрания
1.Вступительное слово учителя.
Уважаемые родители тема нашего собрания «Игра и труд в жизни младшего школьника». И эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ваш ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. В 1 классе для детей самым важным и главным видом деятельности становится учебная, но в их жизни большое место занимают труд и игра.
(На листочках на партах у родителей: А.С. Макаренко «Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»)
Поступление в школу ребенка вовсе не уменьшает его потребности в играх.
(На доске) Интерес, удовольствие, развитие.
На классной доске записаны ключевые понятия игровой деятельности. Ни к одной деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Воспитательные возможности игры огромны:
- -игры развивают познавательные процессы личности — внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
- -тренируют наблюдательность и ум; развивают творческие способности детей;
- -формируют эмоциональную сферу личности младшего школьника;
-способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке — всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни младшего школьника уменьшается, но не исчезает совсем. Поэтому у детей младшего школьного возраста должны еще оставаться игры и игрушки из дошкольного детства. Но значительное место начинают занимать различные игры с правилами — интеллектуальные и подвижные.
Родителям необходимо быть внимательными к играм своих детей. Это для них не пустые забавы, а важная часть жизни. О чем родители должны позаботиться?
-Чтобы у ребенка был отдельный уголок.
— Не следует покупать детям все новые и новые игрушки. Если их много, то пропадает интерес к ним, не берегут их.
-Нельзя выбрасывать старые игрушки, они могут быть любимыми, о чем – то напоминать детям.
Взрослые должны учить играть, показывать правила, руководить процессом игры. Часто возникают неправильные действия родителей в деле руководства игрой. Эта неправильность бывает трех видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть.
У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, все время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают. У таких родителей ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им.
Если у таких родителей ребенок что-нибудь строит и затрудняется в постройке, папа или мама присаживается рядом с ним и говорит:
— Ты не так делаешь, смотри, как надо делать.
Если ребенок вырезывает что-нибудь из бумаги, отец или мать некоторое время смотрит на его усилия, а потом отбирает у него ножницы и говорит:
— Давай, я тебе вырежу. Видишь, как хорошо вышло?
Ребенок смотрит и видит, что у отца вышло действительно лучше. Он протягивает отцу второй листок бумаги и просит еще что-нибудь вырезать, и отец охотно это делает, довольный своими успехами. У таких родителей дети не могут научиться преодолевать трудности и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые все умеют делать хорошо.
У таких детей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей. Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим.
Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами, а в худшем случае — наиболее частом — без всякого интереса
переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают их и требуют новых.
В процессе самой игры родители должны по возможности предоставить ребенку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идет правильно.
Если ребенок затруднился в каком-либо положении, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ребенку: подсказать, поставить какой-либо интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда даже и поиграть с ним.
Научитесь играть в шахматы и в шашки. Эти игры являются инструментом для развития логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, умения прогнозировать свои действия. Не случайно они всегда были во всех образованных семьях. Ребенок, который умеет играть в шашки и шахматы, обычно хорошо учится в школе.
Прививайте детям любовь к игровым развлечениям — шарадам, головоломкам, ребусам, кроссвордам. Они расширяют кругозор, развивают смекалку, тренируют ум. Используйте в играх с детьми русский народный фольклор: считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это не только развивает ум, но и учит ценить в жизни честность и справедливость.
В России игры называли забавами, развлечениями, потехами. Они всегда помогали русскому народу перестать горевать, успокоиться. Вспомните давние-давние игровые забавы, такие как «Гляделки», «Замри», «Зеркало» и другие. Поиграйте с детьми в эти игры, и вы увидите, как рады будут дети, как у вас исчезнет усталость и плохое настроение.
Не забывайте о спортивных и подвижных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.
Приходя в школу, дети обычно уже имеют некоторые навыки в простейших формах трудовой деятельности (самообслуживание, выполнение посильных трудовых поручений взрослых и т. д.). В школе эти навыки развиваются и совершенствуются.
С поступлением ребенка в школу надо не освобождать от развития навыков самообслуживания: требовать от ребенка уборки своей постели, приучать следить за порядком на рабочем месте, в портфеле, убирать и чистить свои вещи.. В труде, даже простом домашнем, у ребенка развиваются многие ценные качества, которые будут нужны ему в учебе и жизни.
Это и точность движений, и аккуратность, и исполнительность, и самостоятельность, и самодисциплина. А главное – это испытание чувства удовлетворения, радость труда.
(На листочках на партах у родителей: А.С. Макаренко «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не теряются ни при каких обстоятельствах, которые могут владеть вещами и командовать ими.
И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, то живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».)
Имеют ли ваши дети какие — либо поручения в семье? Ведь посильная работа всегда найдется для них.
Детям нужно знать, что трудиться нелегко, что папа и мама устают на работе, поэтому результаты труда надо беречь.
Желательно, чтобы дети знали, чем занимаются родители на работе, как нелегко заработать? Важно, чтобы все разговоры в семье о труде, о работе проникались чувством уважения к труду. Нельзя наказывать трудом.
Родители должны интересоваться трудом ребенка в школе. Родители могут поправить ребенка, оказать ему необходимую помощь, осудить за плохое качество работы, подбодрить при неудачах или одобрить при первом успехе.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя.
И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье. С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки — тяжкий труд.
Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не просто. Сегодня непросто.
Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
(На листочках на партах у родителей: К.Д.Ушинский «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.»)
Уважаемые родители! Задумайтесь о том, что… …если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок? …если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться? …если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думайте о том, что ждет его в будущем?
- …если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появиться желание делать привычные дела еще лучше?
- Рассматривание выставки поделок детей.
- Памятка для родителей.
- Решение собрания.
- Приложение
- Памятка для родителей
1. Разрешайте детям играть со своими любимыми игрушками и в любимые игры.
2. Не смейтесь над ребенком за его привязанность к определенным игрушкам.
3.Дарите ребенку игрушки с учетом его интересов, увлечений.
4.Участвуйте в играх детей, если они этого хочет от вас, несмотря на вашу занятость.
5. Рассказывайте детям о своих игрушках и увлечениях, показывайте ему те игры, в которые вы играли в детстве и которые были вам интересны.
6. Учите на собственном примере относиться к игрушкам уважительно.
7. Будьте непосредственны в глазах детей, не бойтесь потерять свой авторитет, играя с ними в игры.
8. Радуйтесь умению детей играть с игрушками, находить различные, сюжетные линии в игре.
9. Используйте возможность игровой ситуации для непосредственного общения с детьми.
1. А.С. Макаренко «Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
2. А.С. Макаренко «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не теряются ни при каких обстоятельствах, которые могут владеть вещами и командовать ими.
И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, то живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».
3. К.Д.Ушинский «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия».
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/igra_i_trud_v_zhizni_mladshego_shkolnika_105600.html
Детско-родительские игры в начальной школе
Вся система российского образования при переходе на новые стандарты обучения претерпевает большие изменения. И это вызывает у специалистов, работающих с детьми, много вопросов и опасений.
Не обошли эти изменения и негосударственную школу. В работе школьного психолога тоже появились новые стандарты работы. Но, как показала практика, это не означает, что работа школьного психолога меняется кардинально.
Основные направления работы остаются теми же.
Переход на новые стандарты позволяет психологической службе школы больше внимания уделять работе с родителями и их детьми. Форм и способов такого взаимодействия в рамках школы немного, но они есть, и очень эффективные. Это детско-родительские игры.
У некоторых психологов и других специалистов такое направление деятельности может вызвать недоверие: «Что это они все играют, когда дел невпроворот…» (на самом деле количество отчетов и разных бумаг значительно прибавилось). Поэтому приведем несколько доводов действенности игры, охватывающей разные направления работы психолога: диагностическая, просветительская, консультационная и др.
Во-первых, само словосочетание « детско-родительская игра» не вызывает напряжения у родителей. Играть лучше, чем ходить на родительские собрания. Даже папы идут с удовольствием, только спрашивают: «А еще папы будут? Если будут, я приду…» — и приходят.
Во-вторых, на игру может прийти любой член семьи — от мамы до прабабушки или сестры. Это вызывает у ребенка чувство его значимости в семье.
В-третьих, пока родители собираются, можно что-то важное обсудить со всеми вместе или по отдельности.
В-четвертых, классный руководитель или школьный психолог предстает перед детьми и родителями в новой роли, может быть более позитивной. Он не контролирует игру, а просто в ней участвует. Он тоже играет с детьми и может за ними наблюдать как изнутри, так и со стороны.
И родители видят своих детей в разных игровых ролях, а не только в роли ребенка, ученика.
Очень часто родители приятно удивляются, открыв своего ребенка с иной стороны: «Я и не знал, что моя дочка такая артистичная» или « Я увидела, как относятся ребята к моему сыну, оказывается, наш класс очень шумный и дружный» и т.д.
Можно наблюдать, как общаются дети в неформальной обстановке, и много интересного почерпнуть из взаимодействия родителей со своими детьми. Эти материалы пригодятся в дальнейшей уже индивидуальной работе с ребенком и родителями.
И в-пятых, детско-родительская игра проходит всегда весело и очень живо. Все уходят с положительными эмоциями, родители становятся ближе к своим детям.
Часто после игры весь класс с родителями продолжает праздник за стенами школы, что важно для сплочения классного коллектива.
Игру можно приурочить к какому-то празднику и значительно облегчить работу учителя. Часто нет времени подготовиться к школьному празднику, а здесь можно и поиграть, и соблюсти все школьные требования, не нарушая планового хода школьных мероприятий. Игру психологи придумывают исходя из потребностей класса и особенностей возраста.
Предлагаем вашему вниманию сценарии игр, которые мы проводили с первого по четвертый класс. Сценарий можно модифицировать и использовать для других возрастов.
Обычно об игре родителям и детям сообщается за неделю до мероприятия. И желательно, чтобы игра проходила не в классе, а в другом помещении. Это тоже делается с психологическим умыслом, чтобы сменить обстановку и дать ученикам возможность изменить роли.
Психолог встречает родителей, объясняет им их роль в игре, потом идет за детьми.
В 1–2-м классах родители садятся вместе со своими детьми ( дети чувствуют себя комфортнее), в 3–4-м классах дети и родители становятся участниками разных команд. Это продумывается психологом заранее.
Если дети этого возраста сидят вместе со своими родителями, то сильно зажимаются, — это мы наблюдали во время проведения игр.
Можно подготовить презентацию и украсить помещение, но это по возможности, если у психолога есть время.
Сценарий игры для 1-го класса «Я — школьник»
Цель
Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/detsko-roditelskie-igry-v-nachalnoi-shkole.html