Рассказы о животных толстого льва николаевича, 3 класс

Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс

Не знаю, будет ли мой сын читать «Войну и мир» или, может быть, пополнит ряды тех старшеклассников, которые предлагают сжечь эту книгу на костре одной из первых (стараюсь делать все возможное, чтобы этого не случилось), но пока он воспринимает классику и конкретно Толстого вполне положительно.

Я даже немного его спровоцировала: предложила сделать схемы нескольких предложений и найти предложения с вопросительной интонацией — он на провокацию не поддался 🙂 Очень подходящий, кстати, материал для этих целей — сказки короткие, текста немного плюс хороший русский язык и простые сюжеты.

В общем, трудно было удержаться 🙂

  • Итак,
  • О животных и птицах
  • Лев Николаевич Толстой
  • Художник: Андрей Андреевич Брей
  • Издательство: Речь, 2015
  • Серия: Любимая мамина книжка
  • ISBN: 978-5-9268-1866-3
  • Страниц: 20 (Офсет)
  • Отпечатано в Латвии
  • Это сборник небольших рассказов и былей, довольно удачный, как мне показалось, по содержанию:
  • Орёл (Быль)
  • Воробей и ласточки (Рассказ)
  • Как волки учат своих детей (Рассказ)
  • На что нужны мыши
  • Слон (Быль)
  • Страус
  • Лебеди
  • Начали читать и подумалось мне, что все-таки жестковат у Толстого слог, даже с учетом того, что для детей пишет: нет той распевности, которая присутствует в народных сказках, такого ощущения, что речь будто льется, например, в «Слоне»:

«У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индеец умер».

И так я думала, пока не добрались до «Лебедей». Я уж и подзабыла немного, а в детстве эта история меня завораживала:

«Лебеди стадом летели из холодной страны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь; и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше.

Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади все. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.

Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза.

Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее.

Лебедь вздохнул, вытянул шею и, взмахнув крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами».

  1. Вся эта картина так и стоит у меня перед глазами 🙂
  2. Иллюстрации Андрея Андреевича Брея очень гармонично здесь смотрятся, я бы даже сказала, что они как-то смягчают некоторую суровость слога: и доминированием плавных округлых линий, и контурами, в которых практически отсутствует резкость и жесткость:
  3. Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3186095

Десять книг Льва Толстого для детей

Льву Николаевичу Толстому было немногим больше двадцати лет, когда он начал учить грамоте крестьянских детей у себя в имении. Работу в яснополянской школе он продолжал с перерывами до конца жизни, над составлением учебных книг трудился долго и увлечённо.

В 1872 году вышла «Азбука» — книжный комплект, содержавший собственно азбуку, тексты для первоначального русского и церковно-славянского чтения, арифметику и руководство для учителя. Через три года Толстой опубликовал «Новую азбуку».

При обучении он использовал пословицы, поговорки, загадки. Он сочинил много «пословичных рассказов»: в каждом пословица разворачивалась в короткий сюжет с моралью.

«Новую азбуку» дополняли «Русские книги для чтения» — несколько сотен произведений: рассказы и были, пересказы народных сказок и классических басен, природоведческие описания и рассуждения.

Толстой стремился к предельно простому и точному языку. Но современному ребёнку трудно понять даже самые простые тексты о старинном крестьянском быте.

Так что же? Произведения Льва Толстого для детей становятся литературным памятником и уходят из русского детского чтения, основой которого они были целый век?

Недостатка в современных изданиях нет. Издатели стараются сделать книги интересными и понятными нынешним детям.

Далее — десять примеров подхода к выбору текстов и иллюстраций.

1. Толстой, Л. Н. Истории для детей / Лев Толстой ; [предисл. В. Толстого ; сост. Ю. Кублановский] ; рисунки Натальи Парэн-Челпановой. — [Ясная Поляна] : Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2012. — 47 с. : ил.

Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 классИллюстрированные русской художницей в эмиграции Натальей Парэн-Челпановой детские рассказы Льва Толстого в переводе на французский язык были изданы в Париже издательством «Галлимар» в 1936 году. В яснополянской книжечке они, конечно, печатаются по-русски. Здесь есть как рассказы, обычно включаемые в современные сборники и бесспорные в детском чтении («Пожарные собаки», «Котёнок», «Филипок»), так и редкие, даже удивительные. Например, басня «Сова и заяц» — как самонадеянная молодая сова хотела поймать большущего русака, вцепилась одной лапой ему в спину, другой в дерево, а тот «рванулся и разорвал сову». Читаем дальше?

Что верно, то верно: литературные средства Толстого сильные; впечатления после прочтения останутся глубокие.

Иллюстрации Натальи Парэн приближали тексты к маленьким читателям её времени: герои рассказов нарисованы, как если бы они были современниками художницы. Встречаются французские надписи: например, «Pinson» на могилке воробья (к рассказу «Как тётушка рассказывала о том, как у неё был ручной воробей — Живчик»).

Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс

2. Толстой, Л. Н. Три медведя / Лев Толстой ; художник Юрий Васнецов. — Москва : Мелик-Пашаев, 2013. — 17 с. : ил.

Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 классВ том же 1936 году Юрий Васнецов иллюстрировал пересказанную на русский лад Львом Толстым английскую сказку. Вначале иллюстрации были чёрно-белыми, а здесь воспроизведён поздний красочный вариант. Сказочные медведи Ю. Васнецова, хотя Михаил Иваныч и Мишутка в жилетах, а Настасья Петровна с кружевным зонтиком, — довольно-таки страшные. Ребёнку понятно, почему «одна девочка» их так испугалась; но убежать-то ей удалось!

Для нового издания сделана цветокоррекция иллюстраций. Увидеть первое издание, а также переиздания, отличающиеся одно от другого, можно в Национальной электронной детской библиотеке (книги защищены авторским правом, для просмотра необходима регистрация).

3. Толстой, Л. Н. Липунюшка : рассказы и сказки / Лев Толстой ; иллюстрации А. Ф. Пахомова. — Санкт-Петербург : Амфора, 2011. — 47 с. : ил.— (Библиотека младшего школьника).

Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 классУ многих взрослых сохранилась в памяти «Азбука» Льва Толстого с иллюстрациями Алексея Фёдоровича Пахомова. Художник отлично знал крестьянский уклад жизни (сам родился в дореволюционной деревне). Крестьян рисовал с большим сочувствием, детей — сентиментально, однако всегда твёрдой, уверенной рукой.

Петербургская «Амфора» не раз издавала маленькими сборниками рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого с иллюстрациями А. Ф. Пахомова. В этой книге — несколько рассказов, по которым крестьянские дети учились читать. Затем сказки — «Как мужик гусей делил» (про хитрого мужика) и «Липунюшка» (про находчивого сыночка, что «в хлопочке вывелся»).

4. Толстой, Л. Н. О животных и птицах / Л. Н. Толстой ; художник Андрей Брей. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 19 с. : ил. — (Любимая мамина книжка).

Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 классРассказы «Орёл», «Воробей и ласточки», «Как волки учат своих детей», «На что нужны мыши», «Слон», «Страус», «Лебеди». Толстой не сентиментален нисколько. Звери в его рассказах бывают хищниками и жертвами. Но, конечно, в азбучном рассказе должна прочитываться мораль; не в каждой истории она прямолинейна.

Вот «Лебеди» — подлинное стихотворение в прозе.

О художнике надо сказать, что он выразительно рисовал животных; среди его учителей был В. А. Ватагин. «Рассказы о животных» с иллюстрациями Андрея Андреевича Брея, изданные «Детгизом» в 1945 году, оцифрованы и доступны в Национальной электронной детской библиотеке (для просмотра также необходима регистрация).

Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс

5. Толстой, Л. Н. Косточка : рассказы для детей / Лев Толстой ; рисунки Владимира Гальдяева. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 79 с. : ил.

Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 классВ книге собраны, в основном, чаще всего издаваемые и читаемые детские рассказы Л. Н. Толстого: «Пожар», «Пожарные собаки», «Филипок», «Котёнок»…

«Косточка» — тоже рассказ широко известный, но мало кто готов согласиться с показанным в нём радикальным воспитательным методом.

книги и макет — такие же, как в сборнике «Рассказы и были», изданном в 1977 году. Больше текстов и рисунков Владимира Гальдяева было в «Книге для детей» Л. Н.

Толстого, вышедшей в издательстве «Московский рабочий» в том же 1977 году (издания, конечно, готовились к 150-летию писателя).

Строгость рисунка и характерность персонажей хорошо соответствуют толстовскому литературному стилю.

Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс

6. Толстой, Л. Н. Детям : рассказы / Л. Толстой ; рисунки П. Репкина. — Москва : Нигма, 2015. — 16 с. : ил.

Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 классЧетыре рассказа: «Лев и собачка», «Слон», «Орёл», «Котёнок». Они иллюстрированы Петром Репкиным, художником-графиком и мультипликатором. Интересно, что изображённые художником лев, орёл, слон и его маленький хозяин очевидно напоминают героев мультфильма «Маугли», художником-постановщиком которого был Репкин (вместе с А. Винокуровым). Ни Киплингу, ни Толстому повредить это не может, зато наводит на размышления о различиях и сходствах взглядов и талантов двух великих писателей.

7. Толстой, Л. Н. Лев и собачка : быль / Л. Н. Толстой ; рисунки Г. А. В. Траугот. — Санкт-Петербург : Речь, 2014. — 23 с. : ил.

Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 классНа форзаце помещён рисунок, изображающий графа Льва Николаевича Толстого в Лондоне в 1861 году и как бы подтверждающий: этот рассказ — быль. Сам рассказ дан в виде подписей к иллюстрациям.

Первая строчка: «В Лондоне показывали диких зверей…» Старинный разноцветный, почти сказочный западноевропейский город, горожане и горожанки, кудрявые дети — всё в манере, издавна свойственной художникам «Г. А. В. Траугот». Мясо, брошенное в клетку льву, натуралистично (как у Репкина) не выглядит. Лев, тоскующий по умершей собачке (Толстой честно пишет, что она «издохла»), нарисован очень экспрессивно.

Подробнее о книге «Библиогид» рассказывал здесь.

8. Толстой, Л. Н. Филипок / Л. Н. Толстой ; художник Геннадий Спирин. — Москва : РИПОЛ классик, 2012. — [36 с.] : ил. — (Шедевры книжной иллюстрации).

«Филипок» из «Новой азбуки» — один из наиболее известных рассказов Льва Толстого и всей русской детской литературы. Переносное значение слова «хрестоматийный» здесь совпадает с прямым.

Издательство «РИПОЛ классик» уже несколько раз переиздавало книгу с иллюстрациями Геннадия Спирина и включало её в подарочную «Новогоднюю коллекцию». Такой «Филипок» прежде издавался на английском языке (см. на сайте художника: http://gennadyspirin.com/books/). В рисунках Геннадия Константиновича много умиления старинным крестьянским бытом и зимней русской природой.

Примечательно, что в «Новой азбуке» за этим рассказом (в конце которого Филипок «начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так») следовали «Славянскiя буквы», «Славянскiя слова подъ титлами» и молитвы.

9. Толстой, Л. Н. Моя первая русская книга для чтения / Лев Николаевич Толстой. — Москва : Белый город, [2014]. — 79 с. : ил. — (Русские книги для чтения).

«Белый город» предпринял полное издание «Русских книг для чтения». Таким же образом изданы вторая, третья и четвёртая книги. Здесь нет сокращений. Рассказы, сказки, были, басни, описания и рассуждения даны в том порядке, в каком их расположил Лев Николаевич. Каких-либо комментариев к текстам нет. Вместо словесных пояснений используются иллюстрации.

В основном, это репродукции картин, известных и не столь уж известных. Например, к описанию «Море» — «Девятый вал» Ивана Айвазовского. К рассуждению «Отчего бывает ветер?» — «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского. К рассказу «Пожар» — «Пожар в деревне» Николая Дмитриева-Оренбургского. К повести «Кавказский пленник» — пейзажи Льва Лагорио и Михаила Лермонтова.

Читайте также:  Рассказы о природе пришвина, 4 класс читать

Диапазон возраста и интересов читателей этой книги может быть очень широк.

10. Толстой, Л. Н. Море : описание / Лев Николаевич Толстой ; художник Михаил Бычков. — Санкт-Петербург : Азбука, 2014. — [31] с. : ил. — (Доброе и вечное).

Из перечисленных книг эта представляется наиболее принадлежащей нашему времени. Художник Михаил Бычков говорит: «Несколько строк Л. Н.

Толстого подарили мне прекрасную возможность нарисовать море». На большеформатных разворотах художник изобразил море южное и северное, тихое и бурное, дневное и ночное.

К краткому тексту Толстого сделал рисованное приложение о всевозможных морских судах.

Работа увлекла Михаила Бычкова, и он иллюстрировал три рассказа из «Азбуки» Толстого, объединив их вымышленным кругосветным путешествием на парусном военном корабле. В рассказе «Прыжок» такое путешествие упоминается.

Рассказ «Акула» начинается со слов: «Наш корабль стоял на якоре у берега Африки».

Действие рассказа «Пожарные собаки» происходит в Лондоне — и художник нарисовал русский корвет под Андреевским флагом на фоне строительства Тауэрского моста (строился с 1886 по 1894 год; «Азбука» составлена раньше, но в ту же эпоху, особенно если смотреть из нашего времени).

Книга «Были» вышла в издательстве «Речь» в 2015 году. Весной 2016 года в Государственном музее Л. Н. Толстого на Пречистенке состоялась выставка иллюстраций Михаила Бычкова к двум этим детским книгам.

 «Море широко и глубоко; конца морю не видно. В море солнце встаёт и в море садится. Дна моря никто не достал и не знает. Когда ветра нет, море синё и гладко; когда подует ветер, море всколыхается и станет неровно…»

«Море. Описание»

«…Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…»

«Куда девается вода из моря? Рассуждение»

Рассказы Льва Толстого из «Азбуки» и «Русских книг для чтения» лаконичны, даже лапидарны. Во многом архаичны, на сегодняшний взгляд. Но существенно в них вот что: редкое теперь не игровое, серьёзное отношение к слову, простое, но не упрощённое отношение ко всему окружающему.

Светлана Малая

  • Сохранить
  • Сохранить
  • Сохранить

Источник: https://bibliogid.ru/krug-chteniya/10-knig-o/2246-desyat-knig-lva-tolstogo-dlya-detej

Сказки Толстого Льва Николаевича — Толстого Л.Н. скачать бесплатно или читать онлайн | Хранители сказок

Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс

Толстой Лев Николаевич (1828 — 1910) — один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Граф. Просветитель, публицист, в конце жизни основатель нового религиозно-нравственного учения — толстовства. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие.

  • 1. Белка и волк
  • 2. Большая печка
  • 3. Волга и Вазуза
  • 4. Волк и кобыла
  • 5. Волк и старуха
  • 6. Вольга-богатырь
  • 7. Воробей
  • 8. Два брата
  • 9. Девочка и разбойники
  • 10. Делёж наследства
  • 11. Дурак и нож
  • 12. Ёж и заяц
  • 13. Журавль и аист
  • 14. Зайцы
  • 15. Зайцы и лягушки
  • 16. Избушка и дворец
  • 17. Как волки учат своих детей
  • 18. Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было
  • 19. Как мужик гусей делил
  • 20. Конь и кобыла
  • 21. Котёнок
  • 22. Лебеди
  • 23. Лев и мышь
  • 24. Лев и собачка
  • 25. Лев, волк и лисица
  • 26. Летучая мышь
  • 27. Липунюшка
  • 28. Лисица и журавль
  • 29. Мужик и водяной
  • 30. Мужик и огурцы
  • 31. Мыши
  • 32. Мышь полевая и мышь городская
  • 33. Награда
  • 34. Отец и сыновья
  • 35. Перепёлка и её дети
  • 36. Праведный судья
  • 37. Пчёлы и трутни
  • 38. Работник Емельян и пустой барабан
  • 39. Ровное наследство
  • 40. Святогор-богатырь
  • 41. Сказка об Иване-дураке и его двух братьях
  • 42. Собака и её тень
  • 43. Телёнок на льду
  • 44. Тетерев и лиса
  • 45. Тонкие нитки
  • 46. Три вора
  • 47. Три медведя
  • 48. Уж
  • 49. Упрямая лошадь
  • 50. Хозяин и работник
  • 51. Царь и рубашка
  • 52. Царь и слоны
  • 53. Царь и сокол
  • 54. Шакалы и слон
  • 55. Шат и Дон
  • 56. Ястреб и голуби

Биография Толстого Льва Николаевича

Рассказы о животных Толстого Льва Николаевича, 3 класс

  1. Биография Льва Николаевича Толстого
  2. 1828, 28 августа (9 сентября) — Рождение Льва Николаевича Толстого в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии.
  3. 1830 — смерть матери Толстого Марии Николаевны (урожденной Волконской).

1837 — Переезд семьи Толстых из Ясной Поляны в Москву. Смерть отца Толстого Николая Ильича.

1840 — Первое литературное произведение Толстого — поздравительные стихи Т.А. Ергольской: «Милой тетеньке».

1841 — Смерть в Оптиной пустыни опекунши детей Толстых А.И. Остен-Сакен. Толстые переезжают из Москвы в Казань, к новой опекунше — П.И. Юшковой.

  • 1844 — Толстой принят в Казанский университет на восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности, выдержав экзамены по математике, русской словесности, французскому, немецкому, английскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам.
  • 1845 — Толстой переходит на юридический факультет.
  • 1847 — Толстой оставляет университет и уезжает из Казани в Ясную Поляну.
  • 1848, октябрь — 1849, январь — живет в Москве, «очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели».

1849 — Экзамены на степень кандидата в Петербургском университете. (Прекращены после удачной сдачи по двум предметам). Толстой начинает вести дневник.

1850 — Замысел «Повести из цыганского быта».

1851 — Написан рассказ «История вчерашнего дня». Начата повесть «Детство» (окончена в июле 1852 года). Отъезд на Кавказ.

1852 — Экзамен на звание юнкера, приказ о зачислении на военную службу фейерверкером 4-ого класса. Написан рассказ «Набег«.

В №9 «Современника» напечатано «Детство» — первое опубликованное произведение Толстого. Начат «Роман русского помещика» (работа продолжалась до 1856 года, оставшись незавершенной.

Фрагмент романа, отеленный для печати, опубликован в 1856 году под названием «Утро помещика»).

1853 — Участие в походе против чеченцев. Начало работы над «Казаками» (завершена в 1862 году). Написан рассказ «Записки маркера».

1854 — Толстой произведен в прапорщики. Отъезд с Кавказа. Рапорт о переводе в Крымскую армию. Проект журнала «Солдатский вестник» («Военный листок»). Для солдатского журнала написаны рассказы «Дяденька Жданов и кавалер Чернов» и «Как умирают русские солдаты». Приезд в Севастополь.

1855 — Начата работа над «Юностью» (окончена в сентябре 1856 года). Написаны рассказы «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 г.». Приезд в Петербург. Знакомство с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Фетом, Тютчевым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным, Островским и другими литераторами.

1856 — Написаны рассказы «Метель», «Разжалованный», повесть «Два гусара». Толстой произведен в поручики. Отставка. В Ясной Поляне попытка освободить крестьян от крепостной зависимости.

Начата повесть «Отъезжее поле» (работа продолжалась до 1865 года, оставшись незаконченной). В журнале «Современник» напечатана статья Чернышевского о «Детстве» и «Отрочестве» и «Военных рассказах» Толстого.

1857 — Начат рассказ «Альберт» (закончен в марте 1858 года). Первое заграничное путешествие во Франции, Швейцарии, Германии. Рассказ «Люцерн».

1858 — Написан рассказ «Три смерти».

1859 — Работа над повестью «Семейное счастье».

1859 — 1862 — Занятия в яснополянской школе с крестьянскими детьми («прелестное, поэтическое ело»). Свои педагогические идеи Толстой излагал в статьях созданного им в 1862 г. журнала «Ясная Поляна».

1860 — Работа над рассказами из крестьянского быта — «Идиллия», «Тихон и Маланья» (остались неоконченными).

1860 — 1861 — Второе заграничное путешествие — по Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии. Знакомство с Герценом в Лондоне. Слушание лекций по истории искусства в Сорбонне. Присутствие при смертной казни в Париже. Начало романа «Декабристы» (остался незавершенным) и повести «Поликушка» (закончена в декабре 1862 года). Ссора с Тургеневым.

1860 — 1863 — Работа над повестью «Холстомер» (завершена в 1885).

1861 — 1862 — Деятельность Толстого мировым посредником 4-ого участка Крапивенского уезда. Издание педагогического журнала «Ясная Поляна».

1862 — Жандармский обыск в ЯП. Женитьба на Софье Андреевне Берс, дочери врача придворного ведомства.

1863 — Начат работа над «Войной и миром» (закончена в 1869 году).

1864 — 1865 — Выходит из печати первое Собрание сочинений Л.Н. Толстого в двух томах (из. Ф. Стелловского, Спб.).

1865 — 1866 — В «Русском вестнике» напечатаны две первые части будущей «Войны и мира» под названием «1805».

1866 — Знакомство с художником М.С. Башиловым, которому Толстой поручает иллюстрирование «Войны и мира».

  1. 1867 — Поездка в Бородино в связи с работой над «Войной и миром».
  2. 1867 — 1869 — Выход из печати двух отдельных изданий «Войны и мира».
  3. 1868 — В журнале «Русский архив» напечатана статья Толстого «Несколько слов по поводу книги «Война и мир».
  4. 1870 — Замысел «Анны Карениной».
  5. 1870 — 1872 — Работа над романом о времени Петра I (остался незавершенным).
  6. 1871 — 1872 — Издание «Азбуки».

1873 — Начат роман «Анна Каренина» (завершен в 1877 году). Письмо в «Московские ведомости» о самарском голоде. И.Н. Крамской пишет в Ясной Поляне портрет Толстого.

1874 — Педагогическая деятельность, статья «О народном образовании», составление «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения» (вышли в 1875 году).

1875 — Начало печатания «Анны Карениной» в журнале «Русский вестник». Во французском журнале Le temps» напечатан перевод повести «Два гусара» с предисловием Тургенева. Тургенев писал, что по выходе «Войны и мира» Толстой «решительно занимает первое место в расположении публики».

1876 — Знакомство с П.И. Чайковским.

1877 — Отдельное издание последней, 8-ой части «Анны Карениной» — ввиду разногласий, возникших с издателем «Русского вестника» М.Н. Катковым о вопросу о сербской войне.

1878 — Отдельное издание романа «Анна Каренина».

1878 — 1879 -Работа над историческим романом о времени Николая I и декабристах

1878 — Знакомство с декабристами П.Н. Свистуновым, М.И. Муравьевым Апостолом, А.П. Беляевым. Написаны «Первые воспоминания».

1879 — Толстой собирает исторические материалы и пытается писать роман из эпохи конца XVII — начала XIX века. Посетивший Толстого Н.И. Страхов нашел его в «новом фазисе» — антигосударственном и антицерковном. В Ясной Поляне гость сказитель В.П. Щеголенок. Толстой записывает с его слов народные легенды.

1879 — 1880 — Работа над «Исповедью» и «Исследованием догматического богословия». Знакомство с В.М. Гаршиным и И.Е. Репиным.

1881 — Написан рассказ «Чем люди живы». Письмо к Александру III с увещанием не казнить революционеров, убивших Александра II. Переезд семьи Толстых в Москву.

1882 — Участие в трехдневной московской переписи. Начата статья «Так что же нам делать?» (закончена в 1886). Покупка дома в Долго-Хамовническом переулке в Москве (ныне Дом-музей Л.Н. Толстого). Начата повесть «Смерть Ивана Ильича» (завершена в 1886 году).

1883 — Знакомство с В.Г. Чертковым.

1883 — 1884 — Толстой пишет трактат «В чем моя вера?».

1884 — Портрет Толстого работы Н.Н. Ге. Начаты «Записки сумасшедшего» (остались незаконченными). Первая попытка уйти из Ясной Поляны. Основано издательство книг для народного чтения — «Посредник».

1885 — 1886 — Для «Посредника» написаны народные рассказы: «Два брата и золото», «Ильяс», «Где любовь, там и бог«, Упустишь огонь — не потушишь», «Свечка», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке», «Много ли человеку земли нужно» и др.

1886 — Знакомство с В.Г. Королнко. Начата драма для народного театра — «Власть тьмы» (запрещена к постановке). Начата комедия «Плоды просвещения» (закончена в 1890 году).

1887 — Знакомство с Н.С. Лесковым. Начата «Крейцерова соната» (закончена в 1889).

Читайте также:  Внеклассное мероприятие «береза - символ россии», 1-4 класс

1888 — Начата повесть «Фальшивый купон» (работа прекращена в 1904 году).

1889 — Работа над повестью «Дьявол» (второй вариант окончания повести относится к 1890 году). Начата «Коневская повесть» (по рассказу судебного деятеля А.Ф. Кони) — будущее «Воскресение» (закончено в 1899 году).

1890 — Цензурное запрещение «Крейцеровой сонаты» (в 1891 году Александр III разрешил печатание только в Собрании сочинений). В письме к В.Г. Черткову первый вариант повести «Отец Сергий» (закончена в 1898 году).

1891 — Письмо в редакцию «Русских ведомостей» и «Нового времени» с отказом от авторских прав на сочинения, написанные после 1881 года.

1891 — 1893 — Организация помощи голодающим крестьянам Рязанской губернии. Статьи о голоде.

1892 — Постановка в Малом театре «Плодов просвещения».

1893 — Написано предисловие к сочинениям Ги де Мопассана. Знакомство с К.С. Станиславским.

1894 — 1895 — Написан рассказ «Хозяин и работник».

1895 — Знакомство с А.П. Чеховым. Представление «Власти тьмы» в Малом театре. Написана статья «Стыдно» — протест против телесных наказаний крестьян.

1896 — Начата повесть «Хаджи-Мурат» (работа продолжалась до 1904 года; при жизни Толстого повесть не публиковалась).

1897 — 1898 — Организация помощи голодающим крестьянам Тульской губернии. Статья «Голод или не голод?». Решение напечатать «Отца Сергия» и «Воскресение» в пользу духоборов, переселяющихся в Канаду. В Ясной Поляне Л.О. Пастернак, иллюстрирующий «Воскресение».

  • 1898 — 1899 — Осмотр тюрем, беседы с тюремными надзирателями в связи с работой над «Воскресением».
  • 1899 — В журнале «Нива» печатается роман «Воскресение».
  • 1899 — 1900 — Написана статья «Рабство нашего времени».

1900 — знакомство с А.М. Горьким. Работа над драмой «Живой труп» (после просмотра спектакля «Дядя Ваня» в Художественном театре).

1901 — «Определение святейшего Синод от 20 — 22 февраля 1901 года … о графе Льве Толстом» публикуется в газетах «Церковные ведомости», «Русский вестник» и др. В определении говорилось об «отпадении» писателя от православия.

В «Ответе Синоду» Толстой утверждал: «Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю».

В связи с болезнью отъезд в Крым, в Гаспру.

1901 — 1902 — Письмо Николаю II с призывом ликвидировать частную собственность на землю и уничтожить «тот гнет, который мешает народу высказать свои желания и нужды».

1902 — возвращение в Ясную Поляну.

1903 — Начаты «Воспоминания» (работа продолжалась до 1906 года). Написан рассказ «После бала».

1903 — 1904 — Работа над статьей «О Шекспире и о даме».

1904 — Статья о русско-японской войне «Одумайтесь!».

1905 — Написаны послесловие к рассказу Чехова «Душечка», статьи «Об общественном движении в России» и Зеленая палочка», рассказы «Корней Васильев», «Алеша Горшок», «Ягоды», повесть «Посмертные записки старца Федора Кузмича». Чтение записок декабристов и сочинений Герцена. Запись о манифесте 17 октября: «В нем ничего нет для народа».

1906 — Написаны рассказ «За что?», статья «Значение русской революции», закончен начатый в 1903 году рассказ «Божеское и человеческое».

1907 — Письмо П.А. Столыпину о положении русского народа и о необходимости уничтожить частную собственность на землю. В Ясной Поляне М.В. Нетеров пишет портрет Толстого.

1908 — Статья Толстого против смертных казней — «Не могу молчать!». В №35 газеты «Пролетарий» напечатана статья В.И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции».

1908 — 1910 — Работа над повестью «Нет в мире виноватых».

1909 — Толстой пишет рассказ «Кто убийцы? Павел Кудряш», резко критическую статью о кадетском сборнике «Вехи», очерки «Разговор с прохожим» и «Песни на деревне».

1900 — 1910 — Работа над очерками «Три дня в деревне».

1910 — Написан рассказ «Ходынка».

В письме к В.Г. Короленко восторженный отзыв о его статье против смертных казней — «Бытовок явление».

  1. Толстой готовит доклад для конгресса мира в Стокгольме.
  2. Работа над последней статьей — «Действительное средство» (против смертных казней).
  3. Отъезд из Ясной Поляны 28 октября.

Болезнь и смерть на станции Астапово 7 ноября в 6 ч. 05 мин.

Источник: http://hobbitaniya.ru/tolstoyln/tolstoyln.php

Лев Николаевич Толстой. Рассказы для детей

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) очень любил детей, а еще больше он любил с ними разговаривать.

Он знал много басен, сказок, рассказов и историй, которые увлеченно рассказывал детям. Его с интересом слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.

Открыв в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Лев Николаевич сам преподавал в ней.

Он написал учебник для самых маленьких и назвал ее «Азбука». Труд автора, состоящий из четырех томов, был «красив, короток, прост и, главное, ясен» для понимания детям.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

  • — Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
  • Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
  • Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
  • — Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.

.Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами.

Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело.

Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился.

Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в, голову.

Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь.

Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали секретки от дуба.

  1. Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.
  2. Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой.
  3. Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку.
  4. Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть.

Я закричал: «Что вы без меня едите?» Они говорят: «Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь».

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.

Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.

  • Воробей сидел и чирикал.
  • Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду — как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.
  • Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.
  • Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.
  • Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.
  • Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.
  • Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.
  • Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

  1. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
  2. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
  3. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.
  4. — Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
  5. — А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
  6. Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:

— Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

— Ты только отпусти меня, — говорит, — я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

— Ну, перепел, — сказал охотник, — и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдавать хочешь.

  • (Быль)
  • Две девочки шли домой с грибами.
  • Им надо было переходить через железную дорогу.
  • Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая — перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

  1. Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
  2. Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.
  3. (Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.

Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.

  • Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
  • Старик только вздохнул и ничего не сказал.
  • Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

  1. Мать спросила:
  2. — Скажи, какие это звери?
  3. Мышка сказала:

-Один страшный- ноги у него черные, хохол — красный, глаза на выкоте, а нос крючком.Когда я мимо шла- он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.

Читайте также:  Конспект занятия кружка в начальной школе. аппликация из бумаги на пасху

-Это петух, сказала старая мышь,он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

— Другой лежал на солнышке и грелся.Шейка у него белая, ножки серые, гладкие.Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

— Дура, ты дура. Ведь это сам кот.

  • Ехали два мужика: один в город, другой из города.
  • Они задели санями друг за друга. Один кричит:
  • — Дай дорогу, мне скорей в город надо.
  • А другой кричит:

— Ты дай дорогу. Мне скорей домой надо.

  1. А третий мужик видел и сказал:
  2. — Кому скорей надо — тот осади назад.
  3. В одном доме жили: наверху богач- барин, а внизу- бедный портной.
  4. Портной за работой все пел песни и мешал барину спать.
  5. Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел.
  6. Портной стал богат и все стерег свои деньги, а петь уже не стал.
  7. И стало ему скучно. Он взял деньги и снес их обратно барину и сказал:

-Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь. А то на меня напала тоска.

Источник: https://www.tikitoki.ru/rasskazy-dlya-detey/lev-nikolaevich-tolstoj-rasskazy-dlja-detej

Ответы@Mail.Ru: какие рассказы Л.Н.Толстого изучаются в 3 классе по системе 21 век. Художественные рассказы и научно-познавательные

художественный рассказ лебеди научно-познавательные рассказ зайцы

Художественные рассказы 1) Война и мир 2) Анна Каренина 3) Воскресение

Художественные рассказы: 1)Лебеди 2)прыжок 3)акула .Научно познавательный : 1)черепаха 2)зайцы 3) какая бывает роса на траве

Прыжок русак и лев и собачка

научно познавательныей русак, черепаха

Художественные-косточка1),лебеди2),птичка3).Научно-позновательные-прыжок1),зайцы2),черепаха3)

Художественные-Русак, Акула, Прыжок, Научно-познавательные-Черепаха, Зайцы, Какая бывает роса на траве. ☺

Лебеди акула прыжок художественные

хдожественные рассказы прыжок лебеди акула
научно познавательные зайцы

ссказ: Алеша Горшок
Благодарная почва
Вечерние повести М. Главитина
В некотором царстве…

Вражье лепко, а божье крепко
В санях
Всем равно
Где любовь, там и бог
Два брата и золото
Два путника
Два старика
Две различные версии истории улья с лубочной крышкой
Девчонки умнее стариков
Детские забавы
Дома
Дорого стоит
«Дядинька Ждановъ и кавалеръ Черновъ» (назаконченное)
Еще день (На волге)
Жил в селе человек праведный…

Заметки к роману о русских богатырях
Записки маркёра
Записки мужа (незаконченное)
Записки о Кавказе. Поездка в Мамакай-Юрт (незаконченное)
Записки сумашедшего
Зерно с куриное яйцо
Идиллия (первая редакция)
Иеромонах Илиодор
Из записок князя Д. Нехлюдова.

Люцерн
Ильяс
Искушение господа нашего Иисуса Христа
История вчерашнего дня
Как чертенок краюшку выкупал
Карма
Кающийся грешник
К картине Ге. (Тайная вечеря)
Князь Федор Щетинин
Корней Васильев
Крестник
Круг чтения. II. Камни
Круг чтения. II. Сестры
Круг чтения. Большая Медведица (Ковш)
Круг чтения. Из завещания мексиканского царя
Круг чтения. Недельное чтение.

За что?
Круг чтения. Недельное чтение. Уличный торговец
Круг чтения. Недельное чтение. Ягоды
Круг чтения. Сила детства
Кто прав?
Кто убийцы? Павел Кудряш.
Метель
Мечты
Много ли человеку земли нужно
Мудрая девица
Набег.

Рассказ волонтера
Начало неоконченного рассказа
Начало фантастического рассказа
Нет в мире виноватых [I]
Нечаянно
Николай Палкин
Оазис
Окончание Малороссийской легенды «Сорок лет», изданной Костомаровым в 1881 г.

О суде
Отец Василий
Отрывки рассказов из деревенской жизни
Отрывок дневника 1857 года (Путевые записки по Швейцарии)
Отъезжее поле (отрывки)
Песни на деревне
После бала
Проезжий и крестьянин
Произведения, написанные «Для почтового ящика»
Работник Емельян и пустой барабан
Разговор отца с сыном
Разговор с прохожим
Разжалованный
Разрушение ада и восстановление его
Рассказы дедушки
Роженица
Рубка леса. Рассказ юнкера
Свечка
Святочная ночь
Севастополь в августе 1855 года
Севастополь в декабре месяце
Севастополь в мае
Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах.
Сказка о том, как другая девочка Варинька скоро выросла большая
Сон
Сон молодого царя
Степан Семеныч Прозоров
Страдания господа нашего Иисуса Христа
Суратская кофейная
Течение воды
Тихон и Маланья
Три притчи
Три смерти
Три старца
Три сына
Труждающиеся и обремененные
Убийца жены
Упустишь огонь — не потушишь
Ученические сочинения
Франсуаза
Ходынка
Хозяин и работник.
Чем люди живы
Что я видел во сне…
Это ты
Ягоды

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/70031762

Читать

Лев Толстой

Все лучшие сказки и рассказы

Рассказы про детей

Филипок

Был мальчик, звали его Филипп.

Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

  • – Куда ты, Филипок, собрался?
  • – В школу.
  • – Ты ещё мал, не ходи, – и мать оставила его дома.

Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую, отцовскую и пошёл в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой – большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

  1. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:
  2. – Куда ты, пострелёнок, один бежишь?
  3. Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится.

Шла мимо школы баба с ведром и говорит:

– Все учатся, а ты что тут стоишь?

Филипок и пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

– Ты что? – закричал он на Филипка.

  • Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.
  • – Да ты кто?
  • Филипок молчал.
  • – Или ты немой?

Филипок так напугался, что говорить не мог.

– Ну так иди домой, коли говорить не хочешь.

А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

  1. – Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
  2. – Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
  3. Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.
  4. – Ну-ка сложи свое имя.
  5. Филипок сказал:
  6. – Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.
  7. Все засмеялись.

– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал:

– Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!

  • Учитель засмеялся и сказал:
  • – Ты погоди хвалиться, а поучись.
  • С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Спорщики

  1. Два человека на улице нашли вместе книгу и стали спорить, кому её взять.
  2. Третий шёл мимо и спросил:
  3. – Кто из вас умеет читать?
  4. – Никто.

– Так зачем вам книга? Вы спорите всё равно, как два плешивых дрались за гребень, а самим чесать нечего было.

Ленивая дочь

  • Мать с дочерью достали бадью воды и хотели несть в избу. Дочь сказала:
  • – Тяжело нести, дай я воды солью немного.
  • Мать сказала:
  • – Сама дома пить будешь, а если сольёшь, надо будет идти в другой раз.
  • Дочь сказала:
  • – Я дома не буду пить, а тут на весь день напьюсь.

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

  1. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
  2. – Что ты это делаешь, Миша?
  3. А Миша и говорит:

– Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Косточка

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.

Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

  • За обедом отец и говорит:
  • – А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
  • Все сказали:
  • – Нет.
  • Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
  • – Нет, я не ел.
  • Тогда отец сказал:

– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

  1. Ваня побледнел и сказал:
  2. – Нет, я косточку бросил за окошко.
  3. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Собака Якова

У одного караульщика была жена и двое детей – мальчик и девочка. Мальчику было семь лет, а девочке было пять лет. У них была лохматая собака с белой мордой и большими глазами.

  • Один раз караульщик пошёл в лес и велел жене не пускать детей из дома, потому что волки всю ночь ходили около дома и бросались на собаку.
  • Жена сказала:
  • – Дети, не ходите в лес, – а сама села работать.
  • Когда мать села работать, мальчик сказал своей сестре:
  • – Пойдём в лес, я вчера видел яблоню, и на ней поспели яблоки.
  • Девочка сказала:
  • – Пойдём.
  • И они побежали в лес.

Когда мать кончила работать, она позвала детей, но их не было. Она вышла на крыльцо и стала кликать их. Детей не было.

  1. Муж пришёл домой и спросил:
  2. – Где дети?
  3. Жена сказала, что она не знает.
  4. Тогда караульщик побежал искать детей.

Вдруг он услыхал, что визжит собака. Он побежал туда и увидал, что дети сидят под кустом и плачут, а волк сцепился с собакой и грызёт её. Караульщик схватил топор и убил волка. Потом взял детей на руки и побежал с ними домой.

Когда они пришли домой, мать заперла дверь, и они сели обедать.

Вдруг они услыхали, что собака визжит у двери. Они вышли на двор и хотели впустить собаку в дом, но собака была вся в крови и не могла ходить.

Дети принесли ей воды и хлеба. Но она не хотела ни пить, ни есть и только лизала им руки. Потом она легла на бок и перестала визжать. Дети думали, что собака заснула; а она умерла.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=281745&p=2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector