Отношение детей к учебе

Отношение детей к учебе

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

Отношение детей к учебе

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир.

Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка.

Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест — опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.

Отношение детей к учебе25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями.

Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам.

Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят — игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Отношение детей к учебеЕще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу, не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку труднее дается школьная адаптация, он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника, например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки «двоечник несчастный», трудностей в письме «пишешь, как курица лапой», медленного чтения «уснешь, пока ты прочитаешь»), некорректные замечания в присутствии других ребят («вот другие ребята — молодцы, а ты …»). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Отношение детей к учебеИспользование угроз и физических наказаний, если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье, разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад, не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе.

Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей.

Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

Отношение детей к учебе

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, литературные викторины, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка — это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka — я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника — первооткрывателя учение всегда является удовольствием.
  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-motivirovat-mladshego-shkolnika-k-uchebe-psixologi-sovetuyut

Как составляется характеристика на учеников разного возраста: примеры и образцы :

Труд учителя невозможно переоценить. На плечи педагога возложена уйма обязанностей. Помимо основного его призвания — нести знания в массы, что уже само по себе нелегко, — ещё и приходится выполнять массу бумажной работы: подготавливать планы, проверять тетради, вести журналы, заниматься методической работой. Кроме того, учителем составляется характеристика на учеников.

Читайте также:  Внеурочное мероприятие по математике, 1 класс

Отношение детей к учебе

Составление характеристик является важной и ответственной частью работы учителя. Процедура эта не так проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, информация в характеристике должна быть изложена правдиво и беспристрастно, должна адекватно характеризовать учащегося.

Во-вторых, необходимо грамотно передать требуемую информацию на листе бумаги, так как документ этот публичного характера и будет доступен для прочтения другим людям.

Что же собой представляет характеристика на ученика школы, как её правильно написать, зачем она нужна? Все эти вопросы вызывают немалый интерес у педагогов, особенно начинающих, которые только столкнулись с подобным заданием.

Характеристика на школьника, её предназначение

Зачастую характеристики составляются классным руководителем при переходе ученика в другую школу или класс или по требованию руководства школы. Например, по окончании четвёртого класса педагог составляет характеристику на учеников для учителя старших классов, в девятом — для ПТУ или техникума, в одиннадцатом — для высшего учебного заведения.

Поэтому преподавателю часто приходится писать их большое количество, из-за чего текст получается шаблонным и содержит информацию общего характера, не представляя характеристику личности в должном объёме.

Это в итоге может негативно повлиять на ученика и на его взаимоотношения с новым педагогом.

Характеристика на учеников — это документ, который знаком практически каждому человеку, она должна максимально отражать четы характера учащегося, его психологические и личностные особенности.

Важно при составлении характеристики избегать предвзятости и давать объективную оценку школьнику. Правильно составленная характеристика станет большим подспорьем для нового учителя при смене учеником места обучения. Она поможет определить тип личности, особенности и черты характера, а также выявить потребности и способности ребёнка.

Основные требования к составлению характеристики

Документ должен иметь определённую структуру и легко читаться. Должен быть понятным для человека, не знакомого с учеником, на которого составлена характеристика.

  • Информация, указанная в характеристике, должна давать обширную картину индивидуально-психологических особенностей, свойственных конкретному школьнику, на которого она составлена.
  • Запрещено указывать сокращённо фамилию, имя и отчество ученика, а также его адрес и контактную информацию.
  • В характеристике должна быть дана квалификация знаний и умений учащегося.

Отношение детей к учебе

Психолого-педагогическая характеристика ученика составляется на основе карты учащегося. Благодаря психолого-педагогической карте преподавателю проще беспристрастно оценить способности ученика по специально разработанной шкале. Она помогает раскрыть особенности характера школьника, оценить уровень знаний и поведение.

Шпаргалка для написания характеристики

В первом пункте характеристики описываются общие сведения, указываются ФИО, адрес, возраст учащегося. Дается словесная характеристика школьнику.

Здоровье, физическое развитие

В следующем пункте необходимо описать общее состояние здоровья ребёнка, его физическое развитие, указать, нет ли хронических заболеваний, соответствует ли рост и вес ученика норме для его возраста.

Семейная атмосфера

Следующий пункт — об условиях семейного воспитания ученика. Описывается состав семьи, её материальное благополучие, психологическая атмосфера в семье учащегося, его отношения с родственниками. Необходимо указать возраст, профессию и место работы родителей, контактную информацию для связи с ними.

Информация о классе

Отношение детей к учебе

Характеристика на ученика начальной школы должна содержать информацию о классе. Укажите количество учащихся в классе, сколько мальчиков и девочек в нём учится. Дайте общую характеристику классу, его успеваемости, активности и организованности.

Описание личных качеств учащегося

Далее следует обширное описание поведения и места ребёнка в классе: его дисциплинированности, успеваемости и организованности, прочих личностных качеств (является ли лидером или, наоборот, ведёт себя изолировано и обособленно, организатор он или исполнитель).

Укажите, есть ли у него близкие друзья среди сверстников. Отметьте уровень развития морали и нравственности школьника: его представления о дружбе, честности, предательстве, совести, отношение к труду.

Есть ли у него увлечение какой-то из сфер деятельности, может ли он подолгу заниматься любимым делом, посещает ли интересующие его секции?

Отношение к учёбе

Характеристика на учеников должна указывать на отношение школьника к учёбе: есть ли к ней интерес, какие предметы любимые, склонен ученик больше к гуманитарным наукам или к точным и т. д. Опишите, любознателен ли ребёнок, его психологические особенности, тип мышления, насколько развита память. Укажите, какие качества развиты хорошо, а над чем требуется ещё поработать.

Темперамент ученика

Далее опишите тип темперамента, к которому относится учащийся, какое настроение преобладает в школе, подвержен ли он эмоциям и как их проявляет. Дайте оценку волевым качествам, смелости, целеустремлённости, решительности.

Выводы

В последнем пункте обобщите изложенную выше информацию, сделайте выводы. Соответствует ли развитие учащегося нормам для его возраста? Дайте общие рекомендации и советы родителям и будущим учителям, сделайте акцент на пунктах, которые требуют особого внимания со стороны взрослых.

Образец характеристики на ученика класса

  1. Характеристика на ученика 4-В класса
  2. Средней общеобразовательной школы № 171
  3. Васильковского Василия Васильевича
  4. 2006 года рождения
  5. проживающего по адресу:

г. Тюмень, ул. Ленина дом, 56, кв. 158

Ученик осваивает школьную программу на среднем уровне, неконфликтный, сдержанный, спокойный. Дисциплину не нарушает, уважительно относится к педагогическому составу. Физическое развитие ребёнка в норме, активен, занимается восточными единоборствами. Видимых проблем со здоровьем нет, на учёте у узконаправленных специалистов не состоит. Рост и вес соответствуют норме.

Живёт в полноценной семье, которая состоит из отца, Васильковского Василия Ивановича, 1980 года рождения (работает инженером в мостостроительной компании), и матери, Васильковской Виктории Андреевны, 1984 года рождения (домохозяйка). Семья благополучная, судимостей у членов семьи нет, родители интересуются успеваемостью ребёнка в школе, участвуют в организационных вопросах класса.

Отношение детей к учебе

Психологическая атмосфера в классе удовлетворительная, успеваемость на среднем уровне. В классе обучаются 26 детей, из них 15 мальчиков и 11 девочек.

Третий класс на отлично закончило семеро человек, ещё пятнадцать детей окончили год хорошистами и четверо учащихся — удовлетворительно. Василий организован, выполняет порученные ему задания, исполнительный, лидерских качеств не имеет.

С классом не конфликтует. У мальчика есть друг, с которым он проводит время на переменах и после школы.

Ребёнок дружелюбный, стеснительный, уравновешенный. Склонен в большей части к точным наукам, проявляет интерес к спорту. Проблемным предметом является чтение. Техника чтения ниже нормы.

У ребёнка есть целеустремлённость, но неярко выраженная. Эмоциям ярко не проявляет, скован в их выражении.

В целом ребёнок развит хорошо, отвечает всем нормам психического и физического развития. Психически уравновешен, посещать детский коллектив может. Следует обратить внимание на излишнюю застенчивость ученика, продолжать развивать умения в точных науках и улучшить технику чтения.

Отношение детей к учебе

Выше был представлен среднестатистический образец характеристики на ученика младшей школы.

Характеристика на учащегося старших и выпускных классов составляется в этом же ключе, отличительной чертой является больший уклон на профессиональные навыки и предрасположенность школьника к тем или иным предметам.

Указываются рекомендации по выбору направления в обучении в высшем учебном заведении и дальнейшему выбору профессии.

После того как характеристика на учеников составлена, её нужно задокументировать, присвоить регистрационный номер и внести в журнал входящей и исходящей документации.

Объём характеристики в среднем должен быть на один лист формата А4.

Используя описанные выше рекомендации и следуя примеру составления характеристики, вы без особого труда сможете подготовить необходимый документ на любого учащегося вашего класса.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-kak-sostavlyaetsya-xarakteristika-na-uchenikov-raznogo-vozrasta.html

Мотивация школьника. Как понять, готов ли ребенок к обучению

Отношение детей к учебеСегодня говорим на тему «Мотивация школьника. Как понять, готов ли ребенок учиться». Рассказывает Наталья БОГАЧКОВА, педагог-психолог 1-й категории.

Благодарность за предоставленные материалы журналу «Предупреждение Плюс. Украина».

Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere» — двигать. Можно сказать, что мотивированным человеком действительно что-то движет: он настойчив и целеустремлен, поэтому достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Большинство дошкольников хотят пойти в школу, «стать взрослыми». Они с радостью выбирают портфель, учебные принадлежности, примеряют школьную форму.

Но начало обучения многим приносит разочарование: оказывается, надо сидеть за партой, выполнять множество заданий, следовать школьным правилам, а придя домой, делать уроки, и времени на игру остается совсем мало.

Для того чтобы ребенок успешно учился, у него должны быть мотивы. Если мы посмотрим на учеников из одного класса, ежедневно обучающихся в одинаковых условиях, то увидим, что они выполняют школьное задание по разным причинам, т.е. ими движут разные мотивы. А значит, полученный результат имеет для них разную значимость.

Например, ученики в классе решают одну и ту же задачу. Но часть школьников хочет получить хорошую оценку и одобрение родителей, другие — заслужить авторитет у сверстников, третьих интересует сам предмет (математика), а у четвертых можно увидеть сочетание нескольких побуждений.

Во всех этих случаях действие одно и то же (значит, и цель одна и та же – решить задачу), а мотивы разные.

Внешние и внутренние мотивы

Внешнюю мотивацию создают родители и педагоги.

Младший школьник со слов взрослых знает, что учиться нужно, чтобы потом поступить в вуз, но для него это событие слишком отдаленно, чтобы быть стимулом к усвоению знаний. У первоклассников еще сильна игровая мотивация.

Они воспринимают учебу, как новое занятие и возможность общаться со сверстниками, но не как достижение каких-либо целей. Ребенок принимает задачи и цели взрослых за свои цели и задачи.

Родители и учителя понуждают ребенка к учебной деятельности, наказывая за двойки и поощряя за пятерки. Таким образом, внешние мотивы бывают положительными и отрицательными.

Положительные мотивы — те, которые стимулируют учебную активность ребенка: его хвалят за хорошие отметки, покупают сладости и подарки, вручают школьные грамоты.

Для первоклассника внешняя положительная мотивация нужна и важна, но важно помнить об истинных целях учебы: полученные знания важнее вознаграждения.

Если родители интересуются исключительно отметками, а не тем, что нового узнал их ребенок, со временем и сам ученик становится ориентированным на отметку, а не на процесс получения знаний.

Отрицательные мотивы заставляют ребенка учиться через отрицательные эмоции. Если взрослые выбирают этот путь, то школьником движет не стремление получить знания, а желание избежать наказания со стороны учителя или родителей.

Отношение детей к учебе

Внешняя отрицательная мотивация не приводит к успешным результатам.

Внутренняя мотивация идет от самого ребенка, когда ему интересно узнавать новое, реализовывать свои способности. К внутренним мотивам можно отнести познавательные и социальные мотивы.

Познавательная мотивация — это интерес к новому знанию, получение удовольствия от самого процесса открытия. Такая мотивация носит бескорыстный характер.

Социальный мотив — это желание хорошо учиться для собственного успешного будущего, быть полезным обществу. Сюда же относится стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими: получить их одобрение, доминировать в коллективе и т.д.

Стремление войти в число лучших учеников (или хотя бы не отставать от остальных) несет в себе опасность, так как неудачи могут привести к формированию низкой самооценки и отказу от деятельности («Нечего и стараться, все равно я хуже всех»). Поэтому если вы видите, что вашим ребенком движет именно этот мотив, следует предложить ему соревноваться не с другими детьми, а с самим собой «вчерашним».

И когда ребенок видит, что количество ошибок в тетради постепенно уменьшается, он понимает, что потраченные усилия не напрасны.

Отдельно хочется выделить внеучебную школьную мотивацию, когда ребенок охотно посещает школу, но больше заинтересован во внеучебных занятиях: концертах, соревнованиях, выставках и пр.

Либо им движет мотив общения — в этом случае он проявляет интерес к тем видам деятельности, в которых присутствует возможность общения со сверстниками. Школьники, имеющие внеучебную мотивацию, как правило, хорошо адаптированы в школьном коллективе.

У них много друзей в классе, их хвалят за творческие и спортивные достижения. Однако при этом теряется главная цель посещения школы — получение знаний.

Отношение детей к учебеЯ полагаю, что многие взрослые узнали для себя немало нового, но как применить это в жизни? Нам поможет методика известного психолога, профессора Немова, в которой он стандартизировал отношение ребенка к обучению в школе. Задача методики — выяснить, есть ли у детей, поступающих в школу, интерес к обучению — желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы. Многие родители, прослушав ответы своего первоклассника (а то и второклассника!), бывают обескуражены услышанным.

Читайте также:  Первый звонок. сценарий необычный и веселый

Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:

  1. Хочешь ли ты ходить в школу?
  2. Зачем нужно ходить в школу?
  3. Чем ты будешь заниматься в школе?
  4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
  5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
  6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
  7. Что такое домашние задания?
  8. Зачем нужно выполнять домашние задания?
  9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
  10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе? (Для школьника: Что нового появилось в твоей жизни, когда ты начал учиться в школе?).

Ответы оцениваются следующим образом: 1 балл, если ответ достаточно развернутый, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности; 0,5 балла, если ребенок ответил не полностью, либо дал частично правильный ответ; 0 баллов, если ответ неверный.

К примеру, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться».

Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков. Например: «Для того, чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса, ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл.

Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.

Для того, чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов.

Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то надо задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод о степени готовности к обучению. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике равно 10.

Готовым к обучению в школе является ребенок, который после ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не достаточно готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. И, наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.

Ниже приведены примеры ответов первоклассников.

Дима, 8 лет: результат 3,5 балла из 10. Сообщил, что в школу ходить «Не очень хочется». «В школу нужно ходить, чтобы быть умным». Однако зачем человеку нужно быть умным, пояснить не сумел. Для того, чтобы быть готовым идти в школу, нужны «Портфель, пенал, тетрадки».

Как нужно вести себя на уроках — «Не вертеться, не болтать, не подсматривать буквы». Чем занимаются на уроках — «Учатся прописями, букварями, рабочими тетрадями, рисованиями». Что такое домашнее задание — «Задают тебе на дом».

Зачем нужны домашние задания — «Чтобы учительница меньше работала. Детей мучают». Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы — «Есть торт первым делом, потом играть в Лего, потом съем второй кусок торта, потом играть в Лего».

Что нового появилось в твоей жизни, когда ты пошел в школу — «Я не обедаю дома, а больше ничего».

Даша, 8 лет: результат 8 баллов из 10. На вопрос, хочешь ли ты пойти в школу, ответила «Да». Сообщила, что «В школу нужно ходить, чтобы учиться и получать знания, которых в саду не давали». Для того, чтобы быть готовым идти в школу, нужно иметь «Портфель. Спокойствие и терпение.

Умение пользоваться учебниками и хорошая память». Как нужно вести себя на уроках — «Тихо. Не надо шуметь. Слушать учителя. Запоминать». Чем занимаются на уроках — «Учатся». Что такое домашнее задание — «Задают тебе на дом». Зачем нужны домашние задания — «Чтобы дома не сидеть без дела.

Если не будешь ничего делать, то не поймешь. Ты делаешь дома без учителя, повторяешь задание». Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы — «Домашним заданием». Что нового появилось в твоей жизни, когда ты пошла в· школу —  «Я больше не сплю в тихий час.

А еще не слышу крики, которые были в тихий час в садике».

Проанализировав ответы своего ребенка, вы сможете увидеть, насколько осмысленно он относится к учебному процессу. Затем объясните ему те пункты, которые он понимает неверно, — это станет первым шагом к осознанному обучению. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним, а несколькими мотивами, которые переплетаются, дополняют друг друга.

Нужно стремиться к формированию и развитию внутренних познавательных и социальных мотивов.

Отношение детей к учебеБезусловно, мотивированное обучение гораздо эффективнее, чем учеба по принуждению: школьник, имеющий внутренние стимулы к обучению, получает высокие оценки, пройденный материал остается у него в памяти надолго, и при этом родители избавлены от непрерывного контроля над ребенком. Как же развивать у детей внутреннюю мотивацию к учебе? Наиболее естественный способ — делать это через любознательность ребенка. Важно понять, что именно ему интересно, чтобы затем соотнести школьные предметы с этой областью.

Для создания внутренней мотивации у ребенка нужно поддерживать в нем состояние успеха.

Проявляйте интерес к тому, что происходит в классе, в школе. Ребенок должен чувствовать, что родители переживают за него, поддерживают.

Разумеется, ваша поддержка не должна принимать форму чрезмерной опеки. Но не делайте из учебы культа, не превращайте ее в навязчивую идею.

Если ребенок явно «не тянет» какой-либо предмет, надо спокойно и объективно разобраться, в чем причина, и постараться устранить ее.

Выводы

  • Обязательно проговаривайте с ребенком все ситуации, когда он прилагал много усилий для преодоления трудностей в учебе, и у него это получилось. Хвалите его, даже если успех был небольшим.
  • Ставьте перед ребенком реальные цели, не требуйте обещаний вроде «завтра я буду лучше всех». Не факт, что оно выполнимо, а вот вызвать в случае неисполнения вину, раздражение, огорчение может.
  • Не бросайтесь помогать ребенку выполнять все задания, предлагайте свою помощь, только если задание действительно сложно для него.
  • Сделайте так, чтобы задачи, которые ставятся перед школьником в ходе учебной деятельности, были не только поняты, ну и внутренне приняты им, чтобы они приобрели значимость для него.
  • Объясните ребенку, что неуспех часто является следствием недостаточно затраченных усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.

Хочу отметить, что изучать и формировать мотивацию необходимо не только у отстающих, но и у внешне благополучных детей. Если вы все сделаете правильно, ваш ученик найдет внутренние мотивы, со временем оценит по достоинству приобретенные знания, и с успехом будет применять их на практике.

И будьте счастливы!

Рассказывала Наталья БОГАЧКОВА, педагог-психолог 1-й категории. Специально для журнала «Предупреждение Плюс. Украина» (опубликовано в №2 (125), 2016), www.zoj.com.ua.

(Visited 411 time, 1 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Источник: https://happy-people.org.ua/sample-post/motivatsiya-shkolnika-kak-ponyat-gotov-li-rebenok-k-obucheniyu/

Как поменять отношение подростка к учёбе и поднять оценки в школе

Чаще всего подростки равнодушны к учёбе. В этом возрасте у них впервые появляется возможность на равных общаться со взрослыми, по-другому выстраивать свою социальную жизнь, искать и пробовать новые хобби. Словом, занятий достаточно, чтобы учёба сдвинулась на последнее место в списке приоритетов.

Как поменять психологическую установку ребёнка и превратить учёбу в нечто приятное и интересное?

Например, пригласить на урок премьер-министра.

Ключевая проблема, связанная с умственным трудом — отсуствие сиюминутных результатов. Наш мозг устроен так, что инстинктивно склонен выбирать занятия, от которых быстрее получит выброс допамина. Общение с друзьями в мессенджере или победа в компьютерной игре принесут мозгу куда больше допамина, чем бессонная ночь зубрёжки перед контрольной.

Борьба с откладыванием на потом

Самое тяжёлое в учёбе — необходимость постоянно работать над собой. Подросток откладывает сложные заданиия в долгий ящик, они копятся и ведут к стрессу, переработкам в последний момент, плохому качеству полученных знаний.

В итоге складывается бесконечная петля: тяжело заставить себя учиться → лучше отложить → стресс → снова тяжело → лучше отложить → новый стресс.

Чтобы помочь ребёнку справится с отторжением сложных задач, например, больших учебных проектов, научите его фокусироваться и работать небольшими шагами.

Надо разбить большую (и кажущуюся невозможной) работу на задачи поменьше, фокусированно работать над каждой и постепенно двигаться к цели.

Усидчивость — это не врождённый талант, а навык, который можно воспитать

Когда подросток избавится от суеты в работе и наладит «гигиену труда» учёба будет даваться ему куда проще. Возможно, это поможет ему втянуться и приносить домой более высокий результат.

Ролевая модель

В подростковом возрасте мы склонны идеализировать людей и искать себе ценностные ориентиры. Попробуйте обеспечить подростку образец того, как усидчивость и интерес к самообразованию ведут к преимуществам в жизни.

Не обязательно нравоучтиво ставить в пример родственников или коллег по работе, которые закончили хорошие университеты или получили в школе золотую медаль.

Ищите простые и жизненные примеры. Если вы сами недавно изучили какой-то навык, который помог вам в работе, поделитесь тем, как это случилось: как вы выбрали источники, почему решили потратить на это время как тренировались.Вы самая близкая и доступная ролевая модель. Делитесь с ребёнком, если научились чему-то новому, неважно, в быту или на работе. Он должен видеть, что вы занимаетесь своими знаниями и развииваете новые навыки.

Когда ребёнок увидит, что его родители регулярно занимаются собственным образованием, и это приносит пользу всей семье, ему будет легче поверить, что рано или поздно усидчивость в школе принесёт результаты.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c3c677861adad00aaf019ca/5d382068027a1500ad12e82f

10 приемов, которые мотивируют ребенка учиться

«Ученье — свет!» — твердят многие родители своим детям. Однако одних этих слов недостаточно. Чтобы школьник по-настоящему хотел учиться, родители должны помочь ему не только осознать необходимость учёбы, но и понять, что это может быть интересно.

Почему он не хочет учиться?

Первый шаг к успеху — осознание масштаба проблемы. Если у ребёнка был сложный день, и он просто не находит в себе сил сделать уроки, это вовсе не означает, что пора «бить в колокола» и читать ему лекцию о том, что его ждёт профессия дворника. Самое важное, что следует сделать в первую очередь — понять, по каким причинам чадо не хочет учиться.

Как мотивировать ребёнка учиться: 10 приемов, которые позволят школьнику стать успешным

Самые распространенные из них — следующие:

Напряжённые отношения с одноклассниками. Возможно, его обижают, смеются над его особенностями или способностями.

Отсутствие навыков самостоятельности. Если родители слишком сильно опекают ребёнка, чуть ли не сами делают за него уроки, собирают рюкзак в школу и принимают за него все решения, то школьник просто не знает, как делать эти вещи самостоятельно.

Безучастность мамы и папы. Обратная ситуация, когда родители абсолютно не интересуются школьными делами и проблемами ребёнка, приводит к аналогичному результату.

Семейные проблемы. Прямое отношение к проблемам с учёбой и успеваемостью могут иметь проблемы внутри семьи: конфликты между родителями, напряжённая обстановка, потеря работы одним из родителей, проблемы с финансами и другие беды.

Перевод в новую школу. Непривычная среда заставляет ученика быть скованным и неуверенным в себе, а отсутствие друзей и чужой коллектив обостряют дискомфорт.

Нарушения в развитии ребёнка. Особенности работы мозга, отставание в развитии, проблемы в восприятии или обработке информации могут стать серьёзным препятствием на пути к успешной учебной деятельности. Эти состояния могут возникать как следствие нарушения слуха, зрения, быстрой утомляемости или других физиологических проблем.

Особенности поведения ученика. Он может быть слишком застенчивым или неуверенным в себе, из-за чего будет стесняться отвечать перед всем классом.

Отсутствие интереса к учебной деятельности. Нежелание учиться часто связано с тем, что ребёнку это попросту неинтересно. Тогда задача родителей — заинтересовать дочь или сына, дать ему или ей возможность испытывать удовольствие от получения знаний.

  • Как мотивировать ребёнка учиться: 10 приемов, которые позволят школьнику стать успешным
  • Виды мотивации
  • Психологи выделяют два вида мотивации: отрицательная и положительная.
  • Отрицательная мотивация к любому виду деятельности предполагает наличие отрицательного стимула. Например, это может быть страх перед наказанием за отказ от занятия этой деятельностью.
  • Положительная (конструктивная) мотивация означает ориентацию на какой-либо положительный стимул.

Какой же из видов мотивации наиболее эффективен? Чтобы ответить на этот вопрос, сразу проведём ассоциацию с методом «кнута и пряника». Вы, наверное, уже догадались, что кнут — это отрицательная мотивация, а пряник — положительная.

Читайте также:  Классный час «моя москва», 7 класс

«Метод кнута» не приемлем ни при какой ситуации, а тем более — по отношению к ребёнку. Даже если, к примеру, угрозы наказания за плохие отметки заставляют ребёнка учиться лучше, то это только внешний результат.

Чувство дискомфорта и постоянного страха будут сковывать малыша, и он будет подходить к учёбе формально.

К примерам отрицательной мотивации также можно отнести:

  • преувеличение родителями важности отметок;
  • позиционирование учёбы как долга;
  • уловки, шантаж и запугивание.
  1. Конструктивно стимулировать школьника к учёбе тоже нужно правильно, поэтому стоит подробнее остановиться на конкретных приёмах положительной мотивации.
  2. Как мотивировать ребёнка на учёбу

Ошибочно полагать, что заинтересовать ребёнка учёбой должен только учитель. Каждый ученик индивидуален, педагог попросту не успеет за урок найти подход к каждому, поэтому школьники должны хотеть учиться, только тогда им будет интересно. Какие же приёмы использовать родителям, чтобы повысить интерес их ребёнка к учебной деятельности?

Собственный пример. Если сын или дочь испытывает неприязнь к чтению, устройте семейный вечер с книгами. Сядьте рядом и читайте классическую литературу, пусть ваше чадо берёт пример с вас.

Поддержка и уважение. Если ребёнок подходит к вам с вопросом, не отправляйте его искать ответ на просторах интернета. Возьмите энциклопедию или словарь и вместе попытайтесь найти ответ.

Общий интерес. Проникнитесь интересами сына или дочки и познавайте новое вместе. Этим вы обозначите свою открытость к получению новых знаний и сможете беседовать с ребёнком на его любимую тему, постепенно включая в беседу новые факты, советуя к прочтению полезную книгу.

Достойное окружение. Общение со сверстниками играет для школьников, особенно в подростковом возрасте, важную роль.

Стоит позаботиться о том, чтобы ребёнка окружали люди со сходными интересами и увлечениями. Для этого нужно прислушиваться к истинным его желаниям и потребностям и записать его в соответствующую секцию.

Если близкие друзья ребёнка успешны, в том числе и в учёбе, он будет стараться не отставать от них.

Оптимальные нагрузки. Помните, что ребёнок физически не сможет уделять достаточное время учёбе, если весь его день будет расписан по минутам. Не стоит отправлять его на все кружки подряд, отдых — немаловажная составляющая распорядка дня.

Самостоятельности — да. Общайтесь с ребёнком как с взрослым. Позвольте ему самому решать свои проблемы, вмешиваясь лишь в крайних случаях. Пусть он сам выстраивает взаимоотношения со сверстниками, учителями. Помогайте лишь советом, если это требуется. Будьте корректны и деликатны в высказываниях и вопросах.

Отмена сравнений. Сравнивать ребёнка с другими детьми — значит пренебрегать его особенностями. Воспринимайте и любите его таким, какой он есть, это пробудит в нём желание быть ещё лучше.

Важность знаний. Нужно подчеркнуть важность знаний, а не оценок. Расскажите ребёнку о том, что знания физики пригодятся в повседневной жизни, а классическая литература сможет дать ответы на важные вопросы. Ни в коем случае не ругайте ребёнка за плохие отметки: от этого он приобретёт лишь неуверенность в собственных силах.

Любовь к знаниям. Её нужно прививать заранее, ещё в младшем школьном возрасте, а лучше — перед тем, как малыш станет первоклассником. С помощью игры нужно показать ребёнку, каким увлекательным может быть процесс обучения.

Похвала. Замечайте и отмечайте все успехи ребёнка, даже самые незначительные. Это стимулирует его на новые достижения и поможет раскрыть новые таланты.

Главное, что может дать родитель своему чаду, — это любовь и поддержка. Успеха в любом начинании достигнет только ребёнок, окружённый искренней любовью.

Источник: https://woman.rambler.ru/children/38070607-10-priemov-kotorye-motiviruyut-rebenka-uchitsya/

Как инструменты коучинга могут изменить отношение ребенка к учебе

Сегодня очень модно применять коуч-подход во многих сферах жизни и творчества. Метод, который сформировался как система в сфере профессионального спорта, быстро стал востребован в условиях суперконкурентного бизнеса западных стран. Коуч — это тренер, ведущий к победе.

Для хорошего коуча каждый его клиент — уже чемпион. Найти сильные качества, натренировать управлять слабостями — вот те задачи, над которыми работает коуч.

Именно поэтому так эффективен коучинг с детьми и подростками: мнение о себе еще только формируется, гибкость мышления дает подопечному легко “лепить” образ своего будущего.

К сожалению, мы не всегда достаточно внимательно всматриваемся в тот образ, который рисует себе наш ребенок. Как часто детские мечты о профессии «космонавта» остаются только семейной притчей? Как сильно могла бы измениться наша собственная жизнь, если бы наши родители отнеслись более серьезно к нашим мечтам?

Коучинговый подход в воспитании – это, прежде всего, умение слышать своего ребенка. Главный инструмент коуча — это вопросы. Быть родителем-коучем очень легко: достаточно внимательно наблюдать и вовремя задавать вопросы. Как часто мы делаем с точностью до наоборот: не обращаем внимания и постоянно что-то спрашиваем у своих детей!

Хочу предложить вам испытать на практике очень сильный коуч-инструмент, коуч-упражнение или коуч-игру: «Мыслительная гимнастика». В зависимости от возраста ребенка вы сами выбираете, в какой форме подать это «блюдо»: как инструмент, решающий проблемы, как упражнение «для развития серого вещества» или как веселую игру.

Предлагаю взять очень актуальную в начале учебного года тему и задать ребенку вопрос: «Зачем надо учиться?». Мы не даем ребенку готовых ответов, а помогаем запустить мыслительный процесс, провоцируем его на то, чтобы он искал ответы сам.

Казалось бы, эта тема для него «больная», и он знает уже все ответы — знает, что не хочет учиться… Но давайте попробуем дать нашему ребенку возможность посмотреть на это с другой стороны.

Обсудить с ним, а что он вообще-то по этому поводу думает.

Итак, тема: «Зачем тебе нужно учиться?»
Вопросы, которые мы можем задать ребенку:

Как ты сам думаешь, зачем тебе нужно учиться?

Возможно, ответ сразу не найдется. Может быть, прямо сейчас вашему ребенку вообще не придет в голову никакой вариант ответа. Ничего страшного. Наша цель — создать у него потребность об этом подумать.

Если ты не знаешь, зачем это нужно тебе, давай подумаем, а зачем это нужно мне, твоей маме? Зачем это нужно нашему папе, бабушке, дедушке (кто есть в окружении, кто для него важен)? Зачем это нужно твоему учителю? Ведь мы все в этом процессе участвуем, у каждого есть какие-то цели. Как ты думаешь, какие они? 

То есть задача — расширить его диапазон размышлений.

А что будет, если ты будешь плохо учиться?

Наверное, на поверхности лежит ответ «получу двойки». Однако, мы с вами хорошо понимаем, что это не единственное следствие. Давайте попробуем помочь нашему ребенку осознать это.

А на самом деле, какие еще могут быть последствия? Что еще может произойти?

Пофантазируйте вместе, пусть даже с долей юмора. Очень ценно научиться общаться на проблемные темы без претензий, без осуждения.

Возможно, этот опыт поможет вам решить другие «экстренные» ситуации более спокойно: будет найден столь необходимый в моменты кризиса язык «мирных переговоров».

Как в реальной жизни можно применить полученные знания? Ты учишься… Плохо ли, хорошо ли, но как ты думаешь, где ты все-таки это будешь использовать? Ведь ты учишься не только для того, чтобы получить в школе оценку, получить аттестат? И даже не только для того, чтобы дальше продолжить свое обучение в университете?

Уже в первом классе, да даже еще до школы, дети задумываются о своем будущем. Кем бы они хотели быть? Где, в какой сфере жизни себя применить? Пусть это пока что нереальные фантазии, но давайте помечтаем вместе со своими детьми! Ведь только мечты становятся реальностью.

Где нам может пригодиться умение писать грамотно, без ошибок? Где может пригодиться умение считать?

Провоцируйте своего ребенка включить в тему учебы свои собственные интересы: ведь они есть, и вы их знаете.

Поставьте вопросы так, чтобы ребенок почувствовал, что учиться для него тоже важно, что это совпадает с теми жизненными ценностями, которые у него уже есть, даже если они будут трансформироваться, меняться в будущем. Нужно постараться найти какой-то резонанс с тем, что у него сейчас в голове, в душе.

Самое сложное в этом упражнении — не сделать выводы за ребенка. Позвольте ему сделать собственные умозаключения. Даже если они покажутся вам нелогичными. Дайте вашему ребенку возможность самому понять свою ошибку.

В моей практике часто случалось, что даже подростки 14- 16 лет меняли собственное мнение вследствие своих рассуждений, я только слушала и задавала вопросы.

Мария Студеновская

Источник: https://semeynoe.com/magazine/theory/psy/kak-instrumenty-kouchinga-mogut-izmenit-otnoshenie-rebenka-k-uchebe/

Характеристика отношения к учебной деятельности

  • Министерство образования и науки Российской федерации
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
  • «Самарский государственный социально-педагогический университет»
  • Факультет математики, физики и информатики
  • Кафедра педагогики и психологии
  • Отчет
  • По педагогической практике
  • Выполнила:
  • студентка 4 курса

Д.В. Агафонова

Подпись _____________

Руководитель по психологии:

к.пс.н. Бусыгина Т.А.

  1. Подпись _____________
  2. Оценка _____________
  3. Самара, 2017
  4. Психодиагностическое исследование и беседа
  5. 1.Общие данные:
  6. Имя: Надир
  7. Пол: мужской;
  8. Возраст: 14 лет;
  9. Класс: 8 «А»;
  10. Внешние данные: молодой человек немного полноват, опрятен, постоянно носит джемпер или рубашку с джинсами.
  11. Состояние здоровья: здоров;
  12. Физическое развитие: в норме;
  13. 2. Условия семейного воспитания:
  14. Состав семьи: мама и Надир (родители в разводе).
  15. Профессия родителей: мама – бухгалтер в детском саду, папа – следователь.

Культурный уровень семьи: мама Надира – образованная женщина. Она прививает сыну любовь к искусству, посещая выставки, музеи. Семья любит ходить в кино. Домашняя библиотека небольшая, но есть. Надир не любит читать.

Стиль воспитания в семье: авторитарный.

3. Характеристика познавательной сферы ученика:

Особенности восприятия учебного материала на уроке: по наблюдениям материал Надир воспринимает легко, оценки имеет разные. Это связано с его поведением. При этом исследуемого легко отвлечь, после чего трудно влиться в работу. На уроках Надир чаще всего сидит с другом. На вопросы учителя отвлекается с энтузиазмом. Легко отвлекается на разговоры с одноклассниками.

Тест «Корректурная проба Бурдона»[Прил. 1]

Проанализировав данные диаграммы можно сделать вывод, что начиная с 1-ой минуты по 3 точность и продуктивность нарастали и имели показатели, приближающиеся к максимальным. Уже на 3-4 минуте идет спад, а затем только увеличение полученных показателей. Результаты данного исследования свидетельствуют о неустойчивости и истощаемости внимания.

Ошибок больше всего сделано с 3 по 5 минуты испытания, но и правильных ответов здесь чуть выше, чем в остальных. Это говорит о том, что упор был сделан на скорость выполнения. А в начале и в конце исследования установка была уже на точность работы.

По итогам выполненной работы была допущена 41 ошибка, показывающая, что показатель концентрации внимания находится на среднем уровне.

Тест «Методика изучения типа памяти»[Прил. 2]

  • Коэффициент слухового запоминания – 40%
  • Коэффициент зрительного запоминания – 30%
  • Коэффициент моторно-слухового запоминания – 60%
  • Коэффициент комбинированного запоминания – 60%.

Тест показал, что моторно-слуховая память у субъекта развита в большей степени. Если исходить из беседы, то испытуемый также говорил, что он запоминает учебный материал, если учитель воспроизводит его вслух.

  1. Тест «Методика выявления особенностей мыслительных операций
  2. При исследовании особенностей мыслительных операций замечено, что словарный запас исследуемого невелик, сходства и различия чаще всего сравнивались по ситуативному (внешнему) признаку, но и по концептуальному признаку.
  3. Тест «Методика изучения скорости протекания мыслительных процессов»
  4. [Прил. 3]

Испытуемый справился за заданием за 3 мин 34 с. Выполнено 50 % и это показывает низкий уровень скорости протекания мыслительных процессов.

Тест «Методика исследования логических закономерностей

(тест Липпмана)»[Прил. 4]

Скорость выполнения теста Липпмана составляет 3 минуты 55 секунд. Испытуемый не смог справиться с тестом полностью. На основе теста можно сделать вывод, что логическое мышление развито слабо.

Характеристика отношения к учебной деятельности

Уровень успеваемости: хорошо и отлично. Отношение к учению: все задания Надир выполняет добросовестно. Особый интерес вызывают те предметы, которые у Надира в приоритете (зависит от учителя и темы). К ним Надир подходит с высокой ответственностью.

Учебная мотивация преобладает с внешней стороны (мамы). При диагностики учебной мотивации Надир выбрал, что хочет быть культурным и развитым человеком, получать одобрение учителей и родителей.

Отношение к успехам и неудачам в учебе: на вопрос: «Что ты испытываешь, когда получаешь низкие или высокие баллы?» Ответ: « Я радуюсь отличной оценке и расстроен, когда получаю плохую».

Предпочитаемые и отвергаемые дисциплины: С интересом Надир посещает такие дисциплины, как физика и химия (сказывается влияние учителя, который преподносит материал, на уроках всегда интересно и все понятно), к отвергаемым относит алгебру (не понимает теоретический материал и не разбирается с решением задач).

Диагностика учебной мотивации показала, что в семье, в которой испытуемая воспитывается, учеба престижна. Для Надира важен прежде всего познавательный интерес, осознание социальной необходимости, боязнь наказания, при этом на все это влияет семья.

[Прил. 5]

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s25136t5.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector