- Эти книги могут быть Вам интересны
Волшебник Изумрудного города
Урфин Джюс и его деревянные солдаты
Колобок
Алиса в Зазеркалье
Зарегистрируйтесь, чтобы получать персональные рекомендации
- Рецензии (0)
- Написать рецензию
Рецензий на «Золоторогий олень: Осетинские народные сказки» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым
- Отзывы (0)
- Оставить свой отзыв
Отзывов о «Золоторогий олень: Осетинские народные сказки» пока нет. Оставьте отзыв первым
- Цитаты (0)
- Добавить цитату
Цитат из «Золоторогий олень: Осетинские народные сказки» пока нет. Добавьте цитату первым
Книгу «Золоторогий олень: Осетинские народные сказки» можно приобрести или скачать: в 1 магазине по цене 250 руб.
- Объявления
- Разместить объявление
Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!
- Читали (0)
- Хотят прочесть (0)
Если бы не конкурс «Автор месяца», вряд ли я когда-то стала бы читать Грина, но все же…
«В своей новой книге один из лучших британских писателей задает самые важные вопросы: что…
Темой международного книжного фестиваля, прошедшего в Свердловской областной библиотеке имени…
Прочитала хвалебную рецензию, и решила предостеречь тех, кто западет на яркую обложку и рекламные…
0.35963296890259==(58)
— Персональные рекомендации; — Регулярные конкурсы и розыгрыши книг и других призов; — Своя онлайн библиотека; — Обмен мнениями и тематические сообщества; — Личные блоги о книгах и не только; — Рейтинги и тематические подборки; — Более миллиона книг в каталоге! зарегистрироваться на проекте
Источник: https://bookmix.ru/book.phtml?id=400199
ЛитЛайф
Созрыко Бритаев. Золоторогий олень. Осетинские сказки. Северо-Осетинское книжное издательство. Орджоникидзе, 1964.
Художник — Б.П. Гассиев.
Созрыко Бритаев
ЗОЛОТОРОГИЙ ОЛЕНЬ
ОБ АВТОРЕ
- (1892–1961)
- Писатель Созрыко Аузбиевич Бритаев родился в горах Северной Осетии — ауле Даллагкау.
- В дореволюционные годы он окончил реальное училище, а в 1937 году — Ленинградский государственный университет.
В первые годы Советской власти Бритаев сотрудничал в редакции осетинской газеты «Растдзинад», затем в Северо-Кавказском краевом национальном издательстве. После окончания университета он работал в научно-исследовательском институте, в редакциях газет и в книжном издательстве Северной Осетии.
Круг литературных интересов Бритаева был широк: он писал рассказы, переводил на осетинский язык произведения классиков русской литературы и советских писателей, принимал участие в подготовке к изданию выдающегося памятника осетинского народного творчества — героического нартского эпоса, занимался вопросами осетинской орфографии, терминологии.
Особенно известен Бритаев как осетинский сказочник. Писал он сказки на осетинском и русском языках. В основе своей — это осетинские народные сказки, обработанные и пересказанные им. В настоящий сборник включены также написанные им четыре сказки-повести и переводы.
Сказки Созрыко Бритаева несколько раз издавались отдельными сборниками в Северной Осетии, а также в Ленинграде (1939 и 1962 гг.), Москве (1951 и 1958 гг.), Киеве (1956 г.) и других городах.
ПРЕДИСЛОВИЕ[1]
В самом центре Кавказа, по обе стороны Главного Кавказского хребта, живут осетины или, как они сами себя называют, ироны. На севере от хребта находится Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика со столицей — городом Орджоникидзе; она входит в состав РСФСР. А на юге, в Грузии, находится Юго-Осетинская автономная область с центром в городе Цхинвали.
До Великой Октябрьской социалистической революции трудящиеся Осетии жили под двойным гнетом: с одной стороны, их угнетали русские помещики, капиталисты да царские чиновники, а с другой, их обирали и душили свои, осетинские помещики и богатеи.
Земли у осетинского народа было мало, и большая часть осетин влачила жалкое существование в горах, в тесных ущельях среди голых скал, часто даже совсем неподалеку от вечных ледников.
Вот почему трудящиеся осетины до Октябрьской революции уезжали на заработки во все страны света: в Америку, Канаду, Австралию, Китай и другие страны.
Но и там, вдали от родины и родных, их ожидала еще более безрадостная жизнь, жестокая эксплуатация, безработица, а в лучшем случае — каторжная работа на предприятиях капиталистов. Недаром великий русский поэт А. С. Пушкин писал, что осетины самое бедное племя на Кавказе.
И только в легендах и сказаниях, в песнях и сказках могли бесправные, обездоленные осетины выразить свои мечты о лучшей жизни, о земле и о свободе, о тучных стадах овец и коз, о табунах резвых коней и белом хлебе из зрелой пшеницы.
Потому так богато и разнообразно устное народное творчество осетинского народа. Нартские сказания, созданные им, уже вошли в сокровищницу культуры народов нашей страны. Его легенды и сказки настолько совершенны в художественном отношении, что ими увлекаются стар и млад.
Они очень поучительны. В них видно стремление создавшего их народа к своему прекрасному будущему, они зовут к борьбе за это будущее.
В них восхваляются лучшие черты характера народа: честность и доброта, любовь к родине, гостеприимство и отвага, бесстрашие и ловкость, ум и благородство, скромность и выносливость.
Так, например, в сказке «Волшебная папаха» говорится о том, как бедный горец Харзафтид хитростью одолел трех разбойников-абреков, отнявших у него сначала лошадь, а потом и волов. В сказке бедняк Харзафтид взял верх над грабителями, живущими за счет трудящихся.
Возьмем другую сказку — «Близнецы». В ней говорится о том, как близнецы Будзи и Кудзи убежали от злой мачехи. Сначала они охотились вместе в дремучем лесу, а потом отправились в разные стороны, чтобы посмотреть неведомые края.
Будзи отправился на восток, сразился с врагом народа залиаг-змеей, убил ее и тем самым помог народу. Другой брат, Кудзи, на западе убил клыкастую сестру злого алдара, а потом братья вместе убили самого алдара, угнетавшего народ. И в этой сказке верх берут бедные люди, близнецы Будзи и Кудзи.
Сказка учит смелости и находчивости, любви к народу и ненависти к тем, кто угнетает, обирает, тиранит народ.
А вот сказка «Общее счастье». Эта народная сказка учит коллективной жизни и труду. Счастье одного человека — слишком маленькое, на счастье всего народа, — вот настоящее, большое счастье.
В сказке «Дзег, сын Дзега» показан юноша Дзег, который борется за освобождение трудового народа от темных сил — царей и алдаров.
Мы видим, как весь трудовой народ встал на борьбу против Балгура, злого царя подземной страны, как Дзег освободил дочь солнца Зарину, убил Балгура и освобожденный народ получил в свои руки богатства земли: и нефть, и золото, и свинец, н леса, и воды, и каменный уголь, и алмазы.
В осетинских народных сказках любимым героем всегда является бедняк — юноша, борющийся против врагов трудящихся, младший брат или младшая сестра. Нет среди осетинских народных сказок такой, в которой превозносился бы какой-нибудь хан или алдар, царь или властитель.
В осетинских сказках бедняк неизменно побеждает богача, бедняк всегда на стороне народа и добытые им в борьбе с царями и ханами, с алдарами и богачами сокровища и скот он не оставляет себе, а раздает таким же беднякам, как и сам.
В них всегда верх берут правда, добро и свет, а осмеянными и уничтоженными всегда остаются цари и ханы, богачи и алдары, насильники п властители, воры и бездельники, лгуны и пройдохи.
В них младший по возрасту всегда уважает старшего и оказывает почтение женщине, гостю, больному и слабому.
После Великой Октябрьской социалистической революции жизнь осетинского народа в корне изменилась. Советская власть освободила осетин, дала им землю; жители сотен горных селений переселены на плодородные земли, равнины; везде и всюду работают школы и больницы, клубы и театры; построены новые фабрики и заводы, электростанции и парки; всюду проложены удобные дороги…
Созрыко Бритаев
СКАЗКИ
КАК ЛИСА БЕДНЯКУ НЕВЕСТУ НАШЛА
Далеко за Белыми горами между скал стояла старая сакля. В этой старой сакле жил-был бедняк. Беднее его никого не было на свете. Любой зверь в лесу, любая ворона в горах была богаче этого бедняка.
Ни гусей, ни волов, ни лошадей, ни ослов, ни коз не было у бедняка, жившего в старой сакле. Только семь кур было у него, семь жирных кур. Вот и все его добро. Потому и замуж никто не хотел за него идти. Никто к нему в саклю не приходил.
Вот и жил бедняк в старой сакле бобылем, кур пас и старости своей дожидался.
Так и умер бы бедняк один в своей старой сакле, если бы не лиса.
Пронюхала как-то лиса, что есть у бедняка семь жирных кур. И захотелось ей жирной курятинкой полакомиться. Вот и думает она: «Не быть мне дочерью своего отца, если не съем я всех курочек у бедняка».
- Подумала так и побежала по горной тропинке прямо к сакле бедняка. Повиляла пушистым хвостом, повела острым носом и говорит бедняку ласковым голосом:
- — Здравствуй, бедняк!
- — Здорова будь, лиса, — отвечает ей бедняк.
- — Возьми меня к себе в пастухи.
— Вижу, ты свой ум оставила в лесу, — говорит ей бедняк. — Кого у меня пасти: ни коней, ни верблюдов, ни овец, ни коз нет у меня — только курочки одни, и тех всего семь.
Источник: https://litlife.club/br/?b=298334
Осетинские народные сказки. Как мышь своему сыну невесту искала
Добавлено: 2 декабря 2012 | Просмотров: 5847
Кто знает, когда это было, и где это было — тоже неведомо. Жила-была мышь, такая же, как все другие: с усиками, с ушками, живыми глазками, четырьмя короткими ножками и тонким длинным, как соломинка, хвостом. Короче говоря, мышь как мышь, какую вы не раз видели.
У мышки был домик-норка: мышка выкопала его своими лапками; она выкрала из корзины бабушки шерсть и устроила себе мягкую постельку. Были у нее кладовки с ворованным зерном, полным-полно было в ее кладовках лещины и буковых орехов.
Наступило время, когда у мышки родился маленький мышонок. Все мыши, и родственники и чужие, поздравляли друг друга:
— Сынка родила соседка! Сынка!
Мышке приносили в подарок кто что мог: кто отборных зерен пшеницы, кто лещины, кто буковых орешков, а кто и корочку хлеба.
Очень любила мышь своего сына пучеглазого. Да и как же иначе? Ведь «лягушонок для лягушки — солнца луч», — говорит осетинская пословица.
Мышка-мать глаз не спускала с сынка, кормила, поила, учила, как хорошему мышонку держать себя: как бегать, кушать и пищать. Вскоре все мыши заговорили, что лучше этого мышонка не было на свете и никогда больше не будет такого.
— Из молодцов молодец! — восхищалась одна мышь.
— Правду говоришь, соседка, отважный защитник нам будет, — уверяла другая.
— А как выглядит! Какой стройный! — говорила третья.
— Какой он умный! — перебивала четвертая.
— Что может сравниться с его внешностью? Какая скромность! — восхищалась пятая.
Шестая мышь говорила:
— Да, это лучший из мышей. Нет такого чуткого мышонка, как он: никто раньше его не услышит мяуканье, никто лучше не спрячется.
— Бегает стремглав, в работе — огонь! — рассказывала седьмая мышь. — Я и оглянуться не успела, как он прогрыз новую корзину и натаскал пшеницы столько, что трем мышатам на всю зиму хватит.
Восьмая мышь правой лапкой почесала за ухом и сказала:
— Ас нами он в лес бегал за орехами. Вот так мышонок! Правду скажу: больше всех собрал, отборные орешки натаскал в свои кладовки.
— Отважный мышонок! — сказала девятая.— Тут как-то ходила по двору клушка с цыплятами. Найдет зернышко и зовет цыплят: «Курдт! Курдт! Курдт!» Кот поблизости лежал на солнышке, облизывался на них. Наш мышонок кинулся на цыпленка, как коршун. Пойди поймай его! Вмиг цыпленок был в норке. И курица и кот прозевали.
Так все расхваливали мышонка.
Мышке-матери, конечно, приятно было слушать такие слова.
Но пришло время жениться мышонку. Многие мышки-матери поговаривали, что согласны отдать за него дочерей.
В те времена лестно было породниться с самым богатым, самым сильным, самым именитым. Так заведено было не только у людей, но и у мышей.
И решила мышка-мать породниться с солнцем, дочь солнца привести в свою норку.
Все говорили, что на свете нет никого сильнее солнца. Зимой все замерзает, холод сковывает реки, все живое погибает или прячется. Но стоит весной солнцу с высоты неба пригреть землю, как разбиваются ледяные оковы, пробуждаются спящие деревья и новые растения, и цветы покрывают землю.
И мышка-мать отправилась к солнцу. По какой дороге она шла, этого и я не знаю. Сколько шла, тоже никто не знает. Но все-таки пришла она к солнцу и говорит ему:
— Да будет тебе во всем удача, солнце солнц, золотое солнце!
— Здравствуй, проворная мышь, гостьей будь. Радо тебя видеть, — говорит солнце.
— Живи радостно. Я по делу к тебе пришла, солнце солнц, золотое солнце.
— Ну, расскажи, что у тебя за дело,— спрашивает солнце.
— Мир тебе, о солнце солнц! У меня есть мышонок, красивый мышонок. Пришла пора женить его. В нашей мышиной стране все наперебой предлагают своих дочерей, но я не соглашаюсь. Я ищу для своего сына дочь сильнейшего. Говорят, что на свете сильнее тебя никого нет. Выдай свою дочь за мое дитя. Я буду тебе достойной родней.
- — Сила-то у меня есть, — отвечает золотое солнце, — но на свете есть еще сильнее меня.
- — Кто же?
- — Туча.
— Как это так? — удивилась мышь.
— Туча ложится между мной и землей. Я тогда даже детей своих не вижу.
— Тогда прощай, — говорит мышь. — Не годишься ты мне в родню.
— Желаю тебе удачи, проворная мышь.
Пришла мышь к черной туче:
— О туча, породниться к тебе пришла: выдай свою дочь за моего сына. Хотела породниться с солнцем — думала, что оно сильнее всех на свете. А солнце говорит, что ты сильнее. Благодаря тебе мы живем на земле. Не будь тебя, дождя и снега, которые ты даешь, все живое умерло бы от жажды.
— Я не считаю себя такой могучей, как ты говоришь, — это не к лицу мне. Может, я и окажусь сильнее солнца, но есть и посильнее меня,— отвечала туча.
— Кто же это?
— Сильнее меня ветер. Дунет ветер и мчит меня то в ту сторону, то в эту. Играет мною, будто мячом, о скалы колотит, по небу гоняет.
— Спасибо за откровенность. Живи в радости!
— Счастливого пути!
Пришла мышь к ветру:
— Выдай свою дочь за моего сына. Говорят, что на свете сильнее тебя никого нет. Побывала я у солнца — думала, сильнее всех оно. Солнце созналось, что туча сильнее, а туча на тебя указывает: ветер, мол, сильнее, чем я. Я и сама знаю это, не думай, что не знаю. Когда солнце палит, ты пригоняешь дождевые тучи. Когда солнца долго нет и все заливает дождем, ты разгоняешь их.
Люди на земле хлеб едят благодаря тебе: ты двигаешь большие крылья ветряной мельницы, и люди мелют себе муку на хлеб и на брагу. От этого хлеба и нам перепадает. Ты очищаешь хлеб от мякины и другого мусора. Ты гонишь корабли по морям, когда ты веселый. Но стоит тебе рассердиться, как натворишь много бед: лес с корнями выворачиваешь и не оставляешь людям ни хлеба, ни жилья.
— Расхвалила ты меня, лучше не скажешь, — говорит ветер. — Пусть другие тебе спасибо скажут. Но есть все-таки и сильнее меня.
— Сильнее тебя-то? Кто же это будет?
— Бык.
— Бык, говоришь?
— Да, да, бык! Бык будет пастись на лугу, щипать сочную траву. Сколько бы я ни дул, он даже хвостом своим не пошевельнет. Даже муха для него больше значит, чем я.
Отправилась мышь дальше. Видит могучего быка на лугу. В траве по брюхо пасется бык, шершавым языком шелковую траву отбирает и режет ее широкими зубами. Садится муха ему на спину, и он хвостом отгоняет ее.
Вот и говорит мышь быку:
— Пришла я к тебе, чтобы породниться: хочу посватать твою дочь за своего сына. Ищу себе в родню сильнейшего из сильных. Была я у солнца, но туча оказалась сильнее его, а сильнее тучи — ветер. А ветер посылает меня к тебе — к самому сильному на свете. Твоей силой люди пашут землю, возят дрова, дома строят, с места на место передвигаются.
Могучий черный бык поднял голову от сочной травы, посмотрел своими добрыми глазами на мышь и говорит:
— Мму-у! Большой почет оказываешь ты мне, но ты преувеличиваешь мои достоинства. Силы во мне немало, правду сказал ветер. Но если ты думаешь, что я самый сильный, то ошибаешься.
— А кто же сильней?
— Сильнее меня плуг. Когда пашут землю, его тащат восемь таких могучих быков, как я. И нескольких дней не проходит, как под ярмом слезает у нас кожа, шея начинает зудеть. Хорошо, если нам смажут ее бараньим салом, а то она так болит!.. Пусть у твоего врага так болит шея! И худеем мы, еле на ногах стоим.
— Тогда и ты мне не годишься в родню. Счастливо оставаться! — сказала мышь.
— Пусть твой путь лежит по вате, друг мой, — желает ей бык, опускает в шелковую траву большую голову, лениво закидывает хвост на спину, и мухи уносятся от могучего быка.
Мышь принялась искать плуг, а он был на пашне. Крестьянин вытащил его из земли, вычистил, подправил. На краю пашни отдыхал плуг, там его и нашла мышь.
— О плуг, ищу по всему свету самого сильного — хочу посватать его дочь за своего сына. Замолвила слово о дочери солнца, а туча оказалась сильнее солнца. Замолвила слово о дочери тучи, а ветер оказался сильнее. Замолвила слово о дочери ветра, а бык оказался сильнее ветра. Бык же посылает меня к тебе.
— Кому же быть сильнее! Весной и осенью я переворачиваю лицо земли. На земле больше нет места, разве только где в горах, куда бы не вонзался мой нос. Даже вершины гор содрал я, склоны, низины, овраги, целину превратил в черные поля. Я приношу обилие всему миру.
Нет такого человека на земле, который не знал бы, не говорил бы обо мне. И в радостный час песни обо мне поют все люди. Люди наполняют хлебом закрома, амбары, корзины; жернова мельниц вращаются ветром, водой и паром. И все это потому, что я помогаю.
Все это хорошо знаешь и ты: ты так и льнешь к мельницам, амбарам, перепадает тебе кое-что оттуда. Но если я скажу, что сильнее меня никого нет, это будет неправда: не понравится это тем, у кого голова на плечах, посмеются они надо мной.
А я люблю правду говорить, правдой жить и ценю себя, потому что живу своим трудом.
— Как лее это так?— вскричала мышь, — Кто еще может осилить тебя?
— Выслушай-ка меня повнимательней, если тебе даже и надоест мое многословие.
— Сделай милость, расскажи, — просит мышь. — Умные речи приятно слушать. Ты древний, мудрый, много видел и плохого и хорошего. Может быть, и я ума наберусь.
— Так вот, я рассказал тебе о своей силе, а теперь буду говорить о своей слабости. В меня впрягают восемь могучих быков. Много бывает и землепашцев: погонщик, очищающий, направляющий. Тот, который направляет плуг, это самый искусный в работе крестьянин.
Потянут быки, начинают переворачивать землю, нижнему слою показывают солнце. Но когда нашем поле со стерней да с бурьяном, застревают они у меня в горле, и я то и дело спотыкаюсь. Когда мы поднимаем целину — борозды ложатся рядами, будто близнецы. Вдруг корень на пути — и я не в силах пошевельнуться.
Если бы сильнее меня никого не было, то разве корень смог бы меня остановить?
И мышка-мать ушла от плуга.
«Пока не встретишься с тем, кого называют самым сильным, до тех пор не поймешь, насколько сильна сама, — думала мышь.
— Кто бы мог это подумать! Солнце сильное, а туча сильнее, но ветер сильнее тучи, а сильнее ветра бык. Он сильный, но плуг куда сильнее! Плуг сильный, но сильнее плуга корень, простой корень.
И вот оказывается, что сильнее всех я. Как же иначе! Корень, который все считают самым сильным, я вмиг перегрызу!»
Не стала больше искать мышь самого сильного, вернулась домой и из своего же мышиного племени высватала для своего единственного сына красивую, скромную, крепкую мышку.
Вот и конец нашей сказке.
В горах, над высоким ущельем, у самой отвесной скалы, жил-был один бедный человек, по имени Габий. Читать…
У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова. Читать…
Источник: https://PeskarLib.ru/osetinskie-skazki/kak-mysh-svoemu-synu-nevestu-iskala/
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — моя Осетия» план-конспект занятия (старшая группа) на тему
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
- «Детский сад № 19 с. Камбилеевское» Пригородный р-он
- Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — моя Осетия»
Воспитатель: Цагараева С.М.
Цели и задачи: Закреплять знания детей об особенностях жизни и быта древних осетин. Расширять и уточнять знания о воспитании детей в осетинских семьях.
Систематизировать знания о нартском эпосе и устном народном творчестве. Закреплять представление о национальной символике. Развивать устойчивый интерес к познанию осетинской культуры.
Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
Предварительная работа. Беседы по теме, чтение осетинских сказок, чтение нартских сказаний, заучивание осетинских пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций по теме, прослушивание осетинских мелодий, разучивание танцевальных движений, подвижные и хороводные осетинские народные игры, заучивание считалочки наосетинском языке.
Методы и приёмы. Беседа, художественное слово, сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций,ТСО-прослушивание музыкальх фрагметов, танец «Хонга», рассматривание флага и герба, вопросы детям, напоминание, поощрение, анализ.
Оборудование. Иллюстрации: герои нартского эпоса, сакля, внутренняя обстановка сакли, древний аланский воин; флаг, герб, осетинская гармошка, аудиозапись осетинских мелодий и гимна, музыкальный центр, осетинские пироги.
- Ход занятия.
- Под плавную осетинскую мелодию дети входят в зал и садятся на стульчики.
- Воспитатель: Северная Осетия – край белоснежных гор- великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.
- Ребёнок: …Снег сияет горный,
- Манит вышина.
- Там ныхас просторный,
- А на нём сосна,
- С диких скал свергаясь
- Воет водопад,
- С двух сторон сверкая
Ледники висят. («Всати» К. Хетагуров)
Воспитатель: Как красиво описал Коста Хетагуров уголок родной земли. В таком замечательном месте живет гордый осетинский народ. Вот как о своём народе говорит современный осетинский поэт:
- «…До конца своих дней
- Благодарен судьбе
- За то, что как птица свободный.
- Я рождён на святой
- Осетинской земле,
- Аланов потомок я гордый.
- Ребята, вы знаете, кто такие аланы?
- Дети: Аланы — это древний осетинский народ, предки осетин.
Воспитатель: Вы знаете, как зародился этот народ? Давным – давно из Черноморских степей на Северный Кавказ пришли воинственные племена скифов и сарматов. Они постоянно между собой воевали. В конце концов сарматы победили скифов и захватили весь Кавказ. После этого прошло очень много времени.
Сарматские племена Кавказа, Волги и Дона объединились и стали называться аланами. (иллюстрация) Аланы – прямые предки осетин. Они были высокие, стройные с тёмно – русыми волосами. Жили они, в основном, в горной местности.
Осетинские поселения располагались на высокогорных скалистых местах для безопасности от нападений.
В те далёкие времена зародился нартский эпос. Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В нартских сказаниях изображена жизнь древних осетин. Ребята, каких героев нартского эпоса вы знаете?
Дети: Батраз, Сослан, Шатана, Сырдон, Хамыц, Урызмаг…
Воспитатель: Кто изображен этой иллюстрации? (Шатана) Кем была Шатана для нартов?
Дети: Шатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана. Первая научилась варить осетинское пиво.
Воспитатель: А этого нартского богатыря вы узнаёте? (Батраз) Какой был Батраз?
Дети: Батраз – это железный человек. Он очень сильный, отважный и непобедимый. Батраз всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов.
Воспитатель: Вот такие необычные люди были нарты. Нартский эпос – это великое произведение искусства. В нём воспеваются мужество и скромность, бескорыстная дружба, благородство, справедливость, любовь к родине и к своему народу.
Физминутка (на осетинском языке)
Ках лаууы, лаууы, лаууы! /стоят на месте.
Ках сауы, сауы, сауы! /идут по кругу.
Кахта жгхорынц, жгхорынц, жгхорынц! /бегут.
Кахта кафынц, кафынц, кафынц! /танцуют.
О ма кахта! Гыццыл кахта! /садятся, обхватив ноги.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как жили древние осетины. Как назывались их дома, как они их строили? (Иллюстрации)
Дети: Дом назывался сакля. Строили её из камней без цемента. Одна сторона сакли пристраивалась к скале или к башне. Крыша сакли была плоской, на ней сушили зерно, сено или шерсть.
Воспитатель: Какое место в сакле считалось святым? (Иллюстрация)
Дети: Святое место в сакле – это очаг. Над огнём на цепи висел медный котёл. Очажная цепь называется «рахыш». Это священный предмет каждой осетинской семьи.
Воспитатель: Какой была традиционная обстановка в сакле. ?
- Дети: В сакле обычно стоял длинный диван – тахтин – с резной спинкой, круглый столик на трёх ножках – фынг, полукруглое резное кресло на трёх ножках, а на стене висел железный светильник. (Показ на иллюстрации)
- Воспитатель: Какой посудой пользовались осетины?
- Дети: Посуда была керамической, деревянной и медной. Это кувшины, рукомойники, пивные чаши и бокалы, блюда, тарелки, крюки для мяса, вилки, ложки…
- Воспитатель: Какие главные занятия были у древних осетин?
- Дети: Осетины занимались скотоводством, земледелием, кузнечным делом.
Воспитатель: Раньше осетины жили большими семьями по 10-15 человек. В таких семьях было много детей и их воспитанию предавалось очень большое значение. Ребята, давайте вспомним, как воспитывались дети в осетинских семьях?
- Дети: Дети до 6-8 лет бегали и играли все вместе.
- Воспитатель: А в какие народные игры играли дети?
- Дети: «Чепена», «Перетягивание каната», «Коршун и журавли».
Воспитатель: Мы с вами тоже знаем эти игры и играем в них. А как воспитывали детей после 8 лет?
Дети: После 8 лет девочек отделяли от мальчиков и учили помогать по дому, ухаживать за малышами. Девочек учили шить, вязать, вышивать, обрабатывать шерсть, играть на музыкальных инструментах и танцевать.
Воспитатель: Сейчас Регина прочтёт нам стихотворение на осетинском языке. А вы, ребята, послушайте, как необычно и красиво звучит осетинский язык.
(Регина читает стихотворение на осетинском и русском языках)
Ребята, а как воспитывали мальчиков в осетинских семьях?
Дети: С 12 лет мальчиков воспитывали мужчины. Их учили работать в поле, пасти лошадей, заготавливать дрова и сено, строить и ремонтировать дом. Мальчиков учили джигитовке и владению оружием, учили петь, танцевать, играть на арфе.
Воспитатель: Вот чему должны были научить взрослые своих детей. У осетин есть такая пословица «Лучше не иметь никакого потомства, чем иметь плохое потомство». Ребята, а какие осетинские пословицы и поговорки о воспитании вы знаете?
- «Глаза неуча слепы»
- «Ложь говорить стыдно»
- «Умный в трудном деле не торопится»
- «Люди друг с другом считаться должны»
- «Человек создан для труда»
- «За добро злом не платят»
- «Человек захочет и на горной вершине цветы зацветут»
Воспитатель: Дети в осетинских семьях участвовали во все семейных и календарных праздниках и даже в религиозных обрядах, там они показывали, чему успели научиться. Мы тоже выучили несколько танцевальных движений. Сейчас нам Неля Сослановна сыграет мелодию осетинского народного танца «Хонга» на осетинском народном инструменте – гармошке, а мы покажем, чему научились.
Танец – приглашение «Хонга»
Воспитатель: Ребята, мы уже сказали, как воспитывались дети в семьях, чему и как их учили. А ещё взрослые придумывали для своих детей сказки, которые передавались из поколения в поколение. Мы тоже читали эти сказки. Скажите, какие осетинские народные сказки вы знаете?
Дети: «Как мышь своему сыну невесту искала», «Что дороже?», «Золоторогий олень»,«Волк, свинья и ворона», «Папаха».
- Воспитатель: Что высмеивается в осетинских сказках?
- Дети: Жадность, глупость, трусость, враньё, обжорство, лень.
- Воспитатель: А какие человеческие качества воспитываются в сказках?
- Дети: Ум, смекалка, смелость, дружба, сила, трудолюбие, справедливость, юмор.
Воспитатель: Народные сказки всегда поучительны для детей. Плохое всегда высмеивается и осуждается, а хорошие поступки героев всегда восхваляются и воспеваются.
Аланы были смелыми, сильными, отважными воинами. Но им было трудно защищать свои земли от многочисленных набегов врагов. Тогда они решили попросить помощи у большого соседнего государства – у России. Скажите, ребята, как теперь называется наша республика?
Дети: Республика Северная Осетия — Алания.
Воспитатель: Как у любого государства у нашей республики есть национальная символика: герб, флаг и гимн. (Показ герба) Почему на гербе нашей республики изображен снежный барс?
Дети: Потому что барс очень красивый, сильный, отважный зверь. Он без страха бросается на врага и никогда не отступает, даже если враг сильней. Это означало, что осетинский народ, как барс сильный и смелый в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.
Воспитатель: Что означают цвета нашего флага? (Показ флага)
Дети: Белый цвет – символ чистоты, чести, благородства. Красный – символ воинской доблести и славы. Желтый цвет – символ изобилия и благодати.
Воспитатель предлагает детям прослушать фрагмент гимна республики.
Воспитатель: Вот как много мы знаем об истории возникновения осетинского народа: откуда он пришёл, как жил, как воспитывал своих детей. На последующих занятиях мы будем знакомиться с тем, как живёт осетинский народ в настоящее время, с традициями и обычаями осетин. Сегодня на занятии у нас много гостей. У осетин есть хорошая традиция – угощать гостей тремя пирогами.
Эта традиция своими корнями уходит глубоко в древность. (Выносят пироги) Традиционная форма пирогов круглая. Круг, как символ «земли – бесконечности – законченности) Число 3 связано с важнейшими категориямижизни: Бог, солнце, земля. Разрезают пироги двумя прямыми пересекающимися линиями, символизирующими крест. Это центр мира и четырёх направлений вселенной.
(Пироги режут и угощают детей и гостей.)
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2016/11/11/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s
Книга: Волшебная папаха
люди.
Никто не горевал о семи братьях, никто ни одной слезы не проронил из-за них. Даже мать их родная и та не стала убиваться по сыновьям. Привела она в хадзар красавицу невесту для самого младшего сына своего — для храбреца Запоздалого.
Долго жили мать-вдова и сын ее Запоздалый, и добрая молва прошла о них в народе. Много сыновей и дочерей родилось у Запоздалого и его красавицы жены. И жили они в счастье, довольстве и почете.
Как мышь своему сыну невесту искала
Кто знает, когда это было, и где это было — тоже неведомо. Жила-была мышь, такая же, как все другие: с усиками, с ушками, живыми глазками, четырьмя короткими ножками и тонким длинным, как соломинка, хвостом. Короче говоря, мышь как мышь, какую вы не раз видели.
У мышки был домик-норка: мышка выкопала его своими лапками; она выкрала из корзины бабушки шерсть и устроила себе мягкую постельку. Были у нее кладовки с ворованным зерном, полным-полно было в ее кладовках лещины и буковый орехов.
Наступило время, когда у мышки родился маленький мышонок. Все мыши, и родственники и чужие, поздравляли друг друга:
— Сынка родила соседка! Сынка!
Мышке приносили в подарок кто что мог: кто отборных зерен пшеницы, кто лещины, кто буковых орешков, а кто и корочку хлеба.
Очень любила мышь своего сына пучеглазого. Да и как же иначе? Ведь «лягушонок для лягушки — солнца луч», — говорит осетинская пословица.
Мышка-мать глаз не спускала с сынка, кормила, поила, учила, как хорошему мышонку держать себя: как бегать, кушать и пищать. Вскоре все мыши заговорили, что лучше этого мышонка не было на свете и никогда больше не будет.
— Из молодцов молодец! — восхищалась одна мышь.
— Правду говоришь, соседка, отважный защитник нам будет, — уверяла другая.
— А как выглядит! Какой стройный! — говорила третья.
— Какой он умный! — перебивала четвертая.
— Что может сравниться с его внешностью? Какая скромность! — восхищалась пятая.
Шестая мышь говорила:
— Да, это лучший из мышей. Нет такого чуткого мышонка, как он: никто раньше его не услышит мяуканье, никто-лучше не спрячется.
— Бегает стремглав, в работе — огонь! — рассказывала седьмая мышь. — Я и оглянуться не успела, как он прогрыз новую корзину и натаскал пшеницы столько, что трем мышатам на всю зиму хватит.
Восьмая мышь правой лапкой почесала за ухом и сказала:
— Ас нами он в лес бегал за орехами. Вот так мышонок! Правду скажу: больше всех собрал, отборные орешки натаскал в свои кладовки.
— Отважный мышонок! — сказала девятая. — Тут как-то ходила по двору клушка с цыплятами. Найдет зернышко и зовет цыплят: «Курдт! Курдт! Курдт!» Кот поблизости лежал на солнышке, облизывался на них. Наш мышонок кинулся на цыпленка, как коршун. Пойди поймай его! Вмиг цыпленок был в норке. И курица и кот прозевали.
Так все расхваливали мышонка.
Мышке-матери, конечно, приятно было слушать такие слова.
Но пришло время жениться мышонку. Многие мышки-матери поговаривали, что согласны отдать за него дочерей.
В те времена лестно было породниться с самым богатым, самым сильным, самым именитым. Так заведено было не только у людей, но и у мышей.
И решила мышка-мать породниться с солнцем, дочь солнца привести в свою норку.
Все говорили, что на свете нет никого сильнее солнца. Зимой все замерзает, холод сковывает реки, все живое погибает или прячется. Но стоит весной солнцу с высоты неба пригреть землю, как разбиваются ледяные оковы, пробуждаются спящие деревья и новые растения и цветы покрывают землю.
И мышка-мать отправилась к солнцу. По какой дороге она пошла, этого и я не знаю. Сколько шла, тоже никто не знает. Но все-таки пришла она к солнцу и говорит ему:
— Да будет тебе во веем удача, солнце солнц, золотое солнце!
— Здравствуй, проворная мышь, гостьей будь. Радо тебя видеть, — говорит солнце.
— Живи радостно. Я по делу к тебе пришла, солнце солнц, золотое солнце.
— Ну расскажи, что у тебя за дело, — спрашивает солнце.
— Мир тебе, о солнце солнц! У меня есть мышонок, красивый мышонок. Пришла пора женить его. В нашей мышиной стране все наперебой предлагают своих дочерей, но я не соглашаюсь. Я ищу для своего сына дочь сильнейшего. Говорят, что на свете сильнее тебя никого нет. Выдай свою дочь за мое дитя. Я буду тебе достойной родней.
- — Сила-то у меня есть, — отвечает золотое солнце, — но на свете есть еще сильнее меня.
- — Кто же?
- — Туча.
— Как это так? — удивилась мышь.
— Туча ложится между мной и землей. Я тогда даже детей своих не вижу.
— Тогда прощай, — говорит мышь. — Не годишься ты мне в родню.
— Желаю тебе удачи, проворная мышь.
Пришла мышь к черной туче:
— О туча, породниться к тебе пришла: выдай свою дочь за моего сына. Хотела породниться с солнцем — думала, что оно сильнее всех на свете. А солнце говорит, что ты сильнее. Благодаря тебе мы живем на земле. Не будь тебя, дождя и снега, которые ты даешь, все живое умерло бы от жажды.
— Я не считаю себя такой могучей, как ты говоришь, — это не к лицу мне. Может, я и окажусь сильнее солнца, но есть и посильнее меня, — отвечала туча.
— Кто же это?
— Сильнее меня ветер. Дунет ветер и мчит меня то в ту сторону, то в эту. Играет мною, будто мячом, о скалы колотит, по небу гоняет.
— Спасибо за откровенность. Живи в радости.
— Счастливого пути!
Пришла мышь к ветру:
— Выдай свою дочь за моего сына. Говорят, что на свете сильнее тебя никого нет. Побывала я у солнца — думала, сильнее всех оно. Солнце созналось, что туча сильнее, а туча на тебя указывает: ветер, мол, сильнее, чем я. Я и сама знаю это, не думай, что не знаю. Когда солнце палит, ты пригоняешь дождевые тучи. Когда солнца долго нет и все заливает дождем, ты разгоняешь их.
Люди на земле хлеб едят благодаря тебе: ты двигаешь большие крылья ветряной мельницы, и люди мелют себе муку на хлеб и на брагу. От этого хлеба и нам перепадает. Ты очищаешь хлеб от мякины и другого мусора. Ты гонишь корабли по морям, когда ты веселый. Но стоит тебе рассердиться, как натворишь много бед: лес с корнями выворачиваешь и не оставляешь людям ни хлеба, ни жилья.
— Расхвалила ты меня, лучше не скажешь, — говорит ветер. — Пусть другие тебе спасибо
Источник: https://litvek.com/br/399353?p=16
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению
Рекомендуемые учителю литературные произведения для уроков литературного чтения.Сентябрь. Праздник Михаила. Октябрь.
Стихи для ритмической части:
- В. А. Жуковский «Птичка»
- А.А. Фет «Ласточки пропали»
- Н.А. Некрасов «Перед дождём»
- Ф. И. Тютчев «Листья»
- И.А. Бунин «Михаил»
- Н. Матвеева «Дышит осень незаметно…»
- Русская народная сказка «Елена Премудрая».
- Русская народная сказка «Вещий сон».
- Русская народная сказка «Птичий язык».
Ноябрь. Праздник фонариков.
Стихи для ритмической части:
- М.Ю. Лермонтов «Звезда»
- Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором»
- С. Есенин «Берёза»
Рождество. Декабрь. Январь.
Стихи для ритмической части:
- А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
- И.С. Никитин «Здравствуй, гостья — зима», «Ёлка»
- И.З. Суриков «Зима», «Детство»
- А. Блок «Ветхая избушка»
- Братья Гримм «Королевич Лягушка, или железный Генрих».
- З.Топелиус «Жемчужина Адальмины». Пересказ с элементами описания.
- Т. Янссон «Ель»
- Н.Позняков «Счастливая и кичливая»
Февраль. Весна. Масленица.
Стихи для ритмической части:
- А. Толстой «Клонит к лени полдень…»
- А.Н. Майков «Ласточка»
- И.С. Никитин «Ночь на берегу моря»
- А. Блок «Ворона»
- Ф.Грубин «Принцесса кораллы свои потеряла».
- Грузинская сказка «Дармоед».
- Дагестанская сказка «Красная корова».
- Дагестанская сказка «Полукурочка».
- Дагестанская сказка «О волке».
- Дагестанская сказка «Лисица и мельник».
- Осетинская сказка «Как мышь своему сыну невесту искала».
Весна. Пасха. Март — апрель.
Стихи для ритмической части:
- Н. Хвостов «Люблю я дни святой недели»
- А.Н. Плещеев «Травка зеленеет, солнышко блестит…»
- Русская народная сказка «Петух и жерновцы».
- Русская народная сказка «Царевна-змея».
- Грузинская сказка «Дочь солнца».
- А.Толстой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- Русская народная сказка «Фома Беренников».
- Русская народная сказка «Мудрые ответы».
- Русская народная сказка «Дочь пастуха».
- Русская народная сказка «Мудрая девица и семь разбойников». Описание событий и действующих лиц.
- Русская народная сказка «Мудрая загадка».
- Русская народная сказка «Горшечник».
- А.Толстой «Мальчик с пальчик». Выявление своего отношения к поступкам героев.
- А.Толстой «По щучьему веленью».
Май
- Русская народная сказка «Поди туда, не знаю куда».
- Кабардинская сказка «Трудовые деньги». Национальный колорит.
- Осетинская сказка «Что дороже»
- Армянская сказка «Заказчик и мастер».
- Грузинская сказка «Мастер и ученик».
- Грузинская сказка «Как бедняк деньги на хранение отдавал».
- Дагестанская сказка «Синяя птица».
Источник: http://top-bal.ru/literatura/68521/index.html?page=3