Осетинская народная сказка «как мышь своему сыну невесту искала» читать

  • Эти книги могут быть Вам интересны

Осетинская народная сказка «Как мышь своему сыну невесту искала» читать

Волшебник Изумрудного города

Осетинская народная сказка «Как мышь своему сыну невесту искала» читать

Урфин Джюс и его деревянные солдаты

Осетинская народная сказка «Как мышь своему сыну невесту искала» читать

Колобок

Осетинская народная сказка «Как мышь своему сыну невесту искала» читать

Алиса в Зазеркалье

Зарегистрируйтесь, чтобы получать персональные рекомендации

  • Рецензии (0)
  • Написать рецензию

Рецензий на «Золоторогий олень: Осетинские народные сказки» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым

  • Отзывы (0)
  • Оставить свой отзыв

Отзывов о «Золоторогий олень: Осетинские народные сказки» пока нет. Оставьте отзыв первым

  • Цитаты (0)
  • Добавить цитату

Цитат из «Золоторогий олень: Осетинские народные сказки» пока нет. Добавьте цитату первым

Книгу «Золоторогий олень: Осетинские народные сказки» можно приобрести или скачать: в 1 магазине по цене 250 руб.

  • Объявления
  • Разместить объявление

Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!

  • Читали (0)
  • Хотят прочесть (0)

Осетинская народная сказка «Как мышь своему сыну невесту искала» читать

Если бы не конкурс «Автор месяца», вряд ли я когда-то стала бы читать Грина, но все же…

Осетинская народная сказка «Как мышь своему сыну невесту искала» читать

«В своей новой книге один из лучших британских писателей задает самые важные вопросы: что…

Осетинская народная сказка «Как мышь своему сыну невесту искала» читать

Темой международного книжного фестиваля, прошедшего в Свердловской областной библиотеке имени…

Осетинская народная сказка «Как мышь своему сыну невесту искала» читать

Прочитала хвалебную рецензию, и решила предостеречь тех, кто западет на яркую обложку и рекламные…

0.35963296890259==(58)

— Персональные рекомендации; — Регулярные конкурсы и розыгрыши книг и других призов; — Своя онлайн библиотека; — Обмен мнениями и тематические сообщества; — Личные блоги о книгах и не только; — Рейтинги и тематические подборки; — Более миллиона книг в каталоге! зарегистрироваться на проекте

Источник: https://bookmix.ru/book.phtml?id=400199

ЛитЛайф

Созрыко Бритаев. Золоторогий олень. Осетинские сказки. Северо-Осетинское книжное издательство. Орджоникидзе, 1964.

Художник — Б.П. Гассиев.

Созрыко Бритаев

ЗОЛОТОРОГИЙ ОЛЕНЬ

ОБ АВТОРЕ

  • (1892–1961)
  • Писатель Созрыко Аузбиевич Бритаев родился в горах Северной Осетии — ауле Даллагкау.
  • В дореволюционные годы он окончил реальное училище, а в 1937 году — Ленинградский государственный университет.

В первые годы Советской власти Бритаев сотрудничал в редакции осетинской газеты «Растдзинад», затем в Северо-Кавказском краевом национальном издательстве. После окончания университета он работал в научно-исследовательском институте, в редакциях газет и в книжном издательстве Северной Осетии.

Круг литературных интересов Бритаева был широк: он писал рассказы, переводил на осетинский язык произведения классиков русской литературы и советских писателей, принимал участие в подготовке к изданию выдающегося памятника осетинского народного творчества — героического нартского эпоса, занимался вопросами осетинской орфографии, терминологии.

Особенно известен Бритаев как осетинский сказочник. Писал он сказки на осетинском и русском языках. В основе своей — это осетинские народные сказки, обработанные и пересказанные им. В настоящий сборник включены также написанные им четыре сказки-повести и переводы.

Сказки Созрыко Бритаева несколько раз издавались отдельными сборниками в Северной Осетии, а также в Ленинграде (1939 и 1962 гг.), Москве (1951 и 1958 гг.), Киеве (1956 г.) и других городах.

ПРЕДИСЛОВИЕ[1]

В самом центре Кавказа, по обе стороны Главного Кавказского хребта, живут осетины или, как они сами себя называют, ироны. На севере от хребта находится Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика со столицей — городом Орджоникидзе; она входит в состав РСФСР. А на юге, в Грузии, находится Юго-Осетинская автономная область с центром в городе Цхинвали.

До Великой Октябрьской социалистической революции трудящиеся Осетии жили под двойным гнетом: с одной стороны, их угнетали русские помещики, капиталисты да царские чиновники, а с другой, их обирали и душили свои, осетинские помещики и богатеи.

Земли у осетинского народа было мало, и большая часть осетин влачила жалкое существование в горах, в тесных ущельях среди голых скал, часто даже совсем неподалеку от вечных ледников.

Вот почему трудящиеся осетины до Октябрьской революции уезжали на заработки во все страны света: в Америку, Канаду, Австралию, Китай и другие страны.

Но и там, вдали от родины и родных, их ожидала еще более безрадостная жизнь, жестокая эксплуатация, безработица, а в лучшем случае — каторжная работа на предприятиях капиталистов. Недаром великий русский поэт А. С. Пушкин писал, что осетины самое бедное племя на Кавказе.

И только в легендах и сказаниях, в песнях и сказках могли бесправные, обездоленные осетины выразить свои мечты о лучшей жизни, о земле и о свободе, о тучных стадах овец и коз, о табунах резвых коней и белом хлебе из зрелой пшеницы.

Потому так богато и разнообразно устное народное творчество осетинского народа. Нартские сказания, созданные им, уже вошли в сокровищницу культуры народов нашей страны. Его легенды и сказки настолько совершенны в художественном отношении, что ими увлекаются стар и млад.

Они очень поучительны. В них видно стремление создавшего их народа к своему прекрасному будущему, они зовут к борьбе за это будущее.

В них восхваляются лучшие черты характера народа: честность и доброта, любовь к родине, гостеприимство и отвага, бесстрашие и ловкость, ум и благородство, скромность и выносливость.

Так, например, в сказке «Волшебная папаха» говорится о том, как бедный горец Харзафтид хитростью одолел трех разбойников-абреков, отнявших у него сначала лошадь, а потом и волов. В сказке бедняк Харзафтид взял верх над грабителями, живущими за счет трудящихся.

Возьмем другую сказку — «Близнецы». В ней говорится о том, как близнецы Будзи и Кудзи убежали от злой мачехи. Сначала они охотились вместе в дремучем лесу, а потом отправились в разные стороны, чтобы посмотреть неведомые края.

Будзи отправился на восток, сразился с врагом народа залиаг-змеей, убил ее и тем самым помог народу. Другой брат, Кудзи, на западе убил клыкастую сестру злого алдара, а потом братья вместе убили самого алдара, угнетавшего народ. И в этой сказке верх берут бедные люди, близнецы Будзи и Кудзи.

Сказка учит смелости и находчивости, любви к народу и ненависти к тем, кто угнетает, обирает, тиранит народ.

А вот сказка «Общее счастье». Эта народная сказка учит коллективной жизни и труду. Счастье одного человека — слишком маленькое, на счастье всего народа, — вот настоящее, большое счастье.

В сказке «Дзег, сын Дзега» показан юноша Дзег, который борется за освобождение трудового народа от темных сил — царей и алдаров.

Мы видим, как весь трудовой народ встал на борьбу против Балгура, злого царя подземной страны, как Дзег освободил дочь солнца Зарину, убил Балгура и освобожденный народ получил в свои руки богатства земли: и нефть, и золото, и свинец, н леса, и воды, и каменный уголь, и алмазы.

В осетинских народных сказках любимым героем всегда является бедняк — юноша, борющийся против врагов трудящихся, младший брат или младшая сестра. Нет среди осетинских народных сказок такой, в которой превозносился бы какой-нибудь хан или алдар, царь или властитель.

В осетинских сказках бедняк неизменно побеждает богача, бедняк всегда на стороне народа и добытые им в борьбе с царями и ханами, с алдарами и богачами сокровища и скот он не оставляет себе, а раздает таким же беднякам, как и сам.

В них всегда верх берут правда, добро и свет, а осмеянными и уничтоженными всегда остаются цари и ханы, богачи и алдары, насильники п властители, воры и бездельники, лгуны и пройдохи.

В них младший по возрасту всегда уважает старшего и оказывает почтение женщине, гостю, больному и слабому.

После Великой Октябрьской социалистической революции жизнь осетинского народа в корне изменилась. Советская власть освободила осетин, дала им землю; жители сотен горных селений переселены на плодородные земли, равнины; везде и всюду работают школы и больницы, клубы и театры; построены новые фабрики и заводы, электростанции и парки; всюду проложены удобные дороги…

Созрыко Бритаев

СКАЗКИ

Осетинская народная сказка «Как мышь своему сыну невесту искала» читать

КАК ЛИСА БЕДНЯКУ НЕВЕСТУ НАШЛА

Далеко за Белыми горами между скал стояла старая сакля. В этой старой сакле жил-был бедняк. Беднее его никого не было на свете. Любой зверь в лесу, любая ворона в горах была богаче этого бедняка.

Ни гусей, ни волов, ни лошадей, ни ослов, ни коз не было у бедняка, жившего в старой сакле. Только семь кур было у него, семь жирных кур. Вот и все его добро. Потому и замуж никто не хотел за него идти. Никто к нему в саклю не приходил.

Вот и жил бедняк в старой сакле бобылем, кур пас и старости своей дожидался.

Так и умер бы бедняк один в своей старой сакле, если бы не лиса.

Пронюхала как-то лиса, что есть у бедняка семь жирных кур. И захотелось ей жирной курятинкой полакомиться. Вот и думает она: «Не быть мне дочерью своего отца, если не съем я всех курочек у бедняка».

  1. Подумала так и побежала по горной тропинке прямо к сакле бедняка. Повиляла пушистым хвостом, повела острым носом и говорит бедняку ласковым голосом:
  2. — Здравствуй, бедняк!
  3. — Здорова будь, лиса, — отвечает ей бедняк.
  4. — Возьми меня к себе в пастухи.

— Вижу, ты свой ум оставила в лесу, — говорит ей бедняк. — Кого у меня пасти: ни коней, ни верблюдов, ни овец, ни коз нет у меня — только курочки одни, и тех всего семь.

Источник: https://litlife.club/br/?b=298334

Осетинские народные сказки. Как мышь своему сыну невесту искала

Добавлено: 2 декабря 2012  |  Просмотров: 5847

Кто знает, когда это было, и где это было — тоже неведомо. Жила-была мышь, такая же, как все другие: с усиками, с ушками, живыми глазками, четырьмя короткими ножками и тонким длинным, как соломинка, хвостом. Короче говоря, мышь как мышь, какую вы не раз видели.

У мышки был домик-норка: мышка выкопала его своими лапками; она выкрала из корзины бабушки шерсть и устроила себе мягкую постельку. Были у нее кладовки с ворованным зерном, полным-полно было в ее кладовках лещины и буковых орехов.

Читайте также:  Подарок к пасхе своими руками

Наступило время, когда у мышки родился маленький мышонок. Все мыши, и родственники и чужие, поздравляли друг друга:

— Сынка родила соседка! Сынка!

Мышке приносили в подарок кто что мог: кто отборных зерен пшеницы, кто лещины, кто буковых орешков, а кто и корочку хлеба.

Очень любила мышь своего сына пучеглазого. Да и как же иначе? Ведь «лягушонок для лягушки — солнца луч», — говорит осетинская пословица.

Мышка-мать глаз не спускала с сынка, кормила, поила, учила, как хорошему мышонку держать себя: как бегать, кушать и пищать. Вскоре все мыши заговорили, что лучше этого мышонка не было на свете и никогда больше не будет такого.

— Из молодцов молодец! — восхищалась одна мышь.

— Правду говоришь, соседка, отважный защитник нам будет, — уверяла другая.

— А как выглядит! Какой стройный! — говорила третья.

— Какой он умный! — перебивала четвертая.

— Что может сравниться с его внешностью? Какая скромность! — восхищалась пятая.

Шестая мышь говорила:

— Да, это лучший из мышей. Нет такого чуткого мышонка, как он: никто раньше его не услышит мяуканье, никто лучше не спрячется.

— Бегает стремглав, в работе — огонь! — рассказывала седьмая мышь. — Я и оглянуться не успела, как он прогрыз новую корзину и натаскал пшеницы столько, что трем мышатам на всю зиму хватит.

Восьмая мышь правой лапкой почесала за ухом и сказала:

— Ас нами он в лес бегал за орехами. Вот так мышонок! Правду скажу: больше всех собрал, отборные орешки натаскал в свои кладовки.

— Отважный мышонок! — сказала девятая.— Тут как-то ходила по двору клушка с цыплятами. Найдет зернышко и зовет цыплят: «Курдт! Курдт! Курдт!» Кот поблизости лежал на солнышке, облизывался на них. Наш мышонок кинулся на цыпленка, как коршун. Пойди поймай его! Вмиг цыпленок был в норке. И курица и кот прозевали.

Так все расхваливали мышонка.

Мышке-матери, конечно, приятно было слушать такие слова.

Но пришло время жениться мышонку. Многие мышки-матери поговаривали, что согласны отдать за него дочерей.

В те времена лестно было породниться с самым богатым, самым сильным, самым именитым. Так заведено было не только у людей, но и у мышей.

И решила мышка-мать породниться с солнцем, дочь солнца привести в свою норку.

Все говорили, что на свете нет никого сильнее солнца. Зимой все замерзает, холод сковывает реки, все живое погибает или прячется. Но стоит весной солнцу с высоты неба пригреть землю, как разбиваются ледяные оковы, пробуждаются спящие деревья и новые растения, и цветы покрывают землю.

И мышка-мать отправилась к солнцу. По какой дороге она шла, этого и я не знаю. Сколько шла, тоже никто не знает. Но все-таки пришла она к солнцу и говорит ему:

— Да будет тебе во всем удача, солнце солнц, золотое солнце!

— Здравствуй, проворная мышь, гостьей будь. Радо тебя видеть, — говорит солнце.

— Живи радостно. Я по делу к тебе пришла, солнце солнц, золотое солнце.

— Ну, расскажи, что у тебя за дело,— спрашивает солнце.

— Мир тебе, о солнце солнц! У меня есть мышонок, красивый мышонок. Пришла пора женить его. В нашей мышиной стране все наперебой предлагают своих дочерей, но я не соглашаюсь. Я ищу для своего сына дочь сильнейшего. Говорят, что на свете сильнее тебя никого нет. Выдай свою дочь за мое дитя. Я буду тебе достойной родней.

  • — Сила-то у меня есть, — отвечает золотое солнце, — но на свете есть еще сильнее меня.
  • — Кто же?
  • — Туча.

— Как это так? — удивилась мышь.

— Туча ложится между мной и землей. Я тогда даже детей своих не вижу.

— Тогда прощай, — говорит мышь. — Не годишься ты мне в родню.

— Желаю тебе удачи, проворная мышь.

Пришла мышь к черной туче:

— О туча, породниться к тебе пришла: выдай свою дочь за моего сына. Хотела породниться с солнцем — думала, что оно сильнее всех на свете. А солнце говорит, что ты сильнее. Благодаря тебе мы живем на земле. Не будь тебя, дождя и снега, которые ты даешь, все живое умерло бы от жажды.

— Я не считаю себя такой могучей, как ты говоришь, — это не к лицу мне. Может, я и окажусь сильнее солнца, но есть и посильнее меня,— отвечала туча.

— Кто же это?

— Сильнее меня ветер. Дунет ветер и мчит меня то в ту сторону, то в эту. Играет мною, будто мячом, о скалы колотит, по небу гоняет.

— Спасибо за откровенность. Живи в радости!

— Счастливого пути!

Пришла мышь к ветру:

— Выдай свою дочь за моего сына. Говорят, что на свете сильнее тебя никого нет. Побывала я у солнца — думала, сильнее всех оно. Солнце созналось, что туча сильнее, а туча на тебя указывает: ветер, мол, сильнее, чем я. Я и сама знаю это, не думай, что не знаю. Когда солнце палит, ты пригоняешь дождевые тучи. Когда солнца долго нет и все заливает дождем, ты разгоняешь их.

Люди на земле хлеб едят благодаря тебе: ты двигаешь большие крылья ветряной мельницы, и люди мелют себе муку на хлеб и на брагу. От этого хлеба и нам перепадает. Ты очищаешь хлеб от мякины и другого мусора. Ты гонишь корабли по морям, когда ты веселый. Но стоит тебе рассердиться, как натворишь много бед: лес с корнями выворачиваешь и не оставляешь людям ни хлеба, ни жилья.

— Расхвалила ты меня, лучше не скажешь, — говорит ветер. — Пусть другие тебе спасибо скажут. Но есть все-таки и сильнее меня.

— Сильнее тебя-то? Кто же это будет?

— Бык.

— Бык, говоришь?

— Да, да, бык! Бык будет пастись на лугу, щипать сочную траву. Сколько бы я ни дул, он даже хвостом своим не пошевельнет. Даже муха для него больше значит, чем я.

Отправилась мышь дальше. Видит могучего быка на лугу. В траве по брюхо пасется бык, шершавым языком шелковую траву отбирает и режет ее широкими зубами. Садится муха ему на спину, и он хвостом отгоняет ее.

Вот и говорит мышь быку:

— Пришла я к тебе, чтобы породниться: хочу посватать твою дочь за своего сына. Ищу себе в родню сильнейшего из сильных. Была я у солнца, но туча оказалась сильнее его, а сильнее тучи — ветер. А ветер посылает меня к тебе — к самому сильному на свете. Твоей силой люди пашут землю, возят дрова, дома строят, с места на место передвигаются.

Могучий черный бык поднял голову от сочной травы, посмотрел своими добрыми глазами на мышь и говорит:

— Мму-у! Большой почет оказываешь ты мне, но ты преувеличиваешь мои достоинства. Силы во мне немало, правду сказал ветер. Но если ты думаешь, что я самый сильный, то ошибаешься.

— А кто же сильней?

— Сильнее меня плуг. Когда пашут землю, его тащат восемь таких могучих быков, как я. И нескольких дней не проходит, как под ярмом слезает у нас кожа, шея начинает зудеть. Хорошо, если нам смажут ее бараньим салом, а то она так болит!.. Пусть у твоего врага так болит шея! И худеем мы, еле на ногах стоим.

— Тогда и ты мне не годишься в родню. Счастливо оставаться! — сказала мышь.

— Пусть твой путь лежит по вате, друг мой, — желает ей бык, опускает в шелковую траву большую голову, лениво закидывает хвост на спину, и мухи уносятся от могучего быка.

Мышь принялась искать плуг, а он был на пашне. Крестьянин вытащил его из земли, вычистил, подправил. На краю пашни отдыхал плуг, там его и нашла мышь.

— О плуг, ищу по всему свету самого сильного — хочу посватать его дочь за своего сына. Замолвила слово о дочери солнца, а туча оказалась сильнее солнца. Замолвила слово о дочери тучи, а ветер оказался сильнее. Замолвила слово о дочери ветра, а бык оказался сильнее ветра. Бык же посылает меня к тебе.

— Кому же быть сильнее! Весной и осенью я переворачиваю лицо земли. На земле больше нет места, разве только где в горах, куда бы не вонзался мой нос. Даже вершины гор содрал я, склоны, низины, овраги, целину превратил в черные поля. Я приношу обилие всему миру.

Нет такого человека на земле, который не знал бы, не говорил бы обо мне. И в радостный час песни обо мне поют все люди. Люди наполняют хлебом закрома, амбары, корзины; жернова мельниц вращаются ветром, водой и паром. И все это потому, что я помогаю.

Все это хорошо знаешь и ты: ты так и льнешь к мельницам, амбарам, перепадает тебе кое-что оттуда. Но если я скажу, что сильнее меня никого нет, это будет неправда: не понравится это тем, у кого голова на плечах, посмеются они надо мной.

А я люблю правду говорить, правдой жить и ценю себя, потому что живу своим трудом.

— Как лее это так?— вскричала мышь, — Кто еще может осилить тебя?

— Выслушай-ка меня повнимательней, если тебе даже и надоест мое многословие.

— Сделай милость, расскажи, — просит мышь. — Умные речи приятно слушать. Ты древний, мудрый, много видел и плохого и хорошего. Может быть, и я ума наберусь.

Читайте также:  Сценарий зимнего праздника в начальной школе «здравствуй, зимушка-зима!»

— Так вот, я рассказал тебе о своей силе, а теперь буду говорить о своей слабости. В меня впрягают восемь могучих быков. Много бывает и землепашцев: погонщик, очищающий, направляющий. Тот, который направляет плуг, это самый искусный в работе крестьянин.

Потянут быки, начинают переворачивать землю, нижнему слою показывают солнце. Но когда нашем поле со стерней да с бурьяном, застревают они у меня в горле, и я то и дело спотыкаюсь. Когда мы поднимаем целину — борозды ложатся рядами, будто близнецы. Вдруг корень на пути — и я не в силах пошевельнуться.

Если бы сильнее меня никого не было, то разве корень смог бы меня остановить?

И мышка-мать ушла от плуга.

«Пока не встретишься с тем, кого называют самым сильным, до тех пор не поймешь, насколько сильна сама, — думала мышь.

— Кто бы мог это подумать! Солнце сильное, а туча сильнее, но ветер сильнее тучи, а сильнее ветра бык. Он сильный, но плуг куда сильнее! Плуг сильный, но сильнее плуга корень, простой корень.

И вот оказывается, что сильнее всех я. Как же иначе! Корень, который все считают самым сильным, я вмиг перегрызу!»

Не стала больше искать мышь самого сильного, вернулась домой и из своего же мышиного племени высватала для своего единственного сына красивую, скромную, крепкую мышку.

Вот и конец нашей сказке.

В горах, над высоким ущельем, у самой отвесной скалы, жил-был один бедный человек, по имени Габий. Читать…

У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова. Читать…

Источник: https://PeskarLib.ru/osetinskie-skazki/kak-mysh-svoemu-synu-nevestu-iskala/

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — моя Осетия» план-конспект занятия (старшая группа) на тему

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  • «Детский сад № 19 с. Камбилеевское» Пригородный р-он
  • Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — моя Осетия»

Воспитатель: Цагараева С.М. 

Цели и задачи: Закреплять знания детей об особенностях жизни и быта древних осетин. Расширять и уточнять знания о воспитании детей в осетинских семьях.

Систематизировать знания о нартском эпосе и устном народном творчестве. Закреплять представление о национальной символике. Развивать устойчивый интерес к познанию осетинской культуры.

Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Предварительная работа. Беседы по теме, чтение осетинских сказок, чтение нартских сказаний, заучивание осетинских пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций по теме, прослушивание осетинских мелодий, разучивание танцевальных движений, подвижные и хороводные осетинские народные игры, заучивание считалочки наосетинском языке.

Методы и приёмы. Беседа, художественное слово, сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций,ТСО-прослушивание музыкальх фрагметов, танец «Хонга», рассматривание флага и герба, вопросы детям, напоминание, поощрение, анализ.

Оборудование. Иллюстрации: герои нартского эпоса, сакля, внутренняя обстановка сакли, древний аланский воин; флаг, герб, осетинская гармошка, аудиозапись осетинских мелодий и гимна, музыкальный центр, осетинские пироги.

  1. Ход занятия.
  2. Под плавную осетинскую мелодию дети входят в зал и садятся на стульчики.
  3. Воспитатель: Северная Осетия – край белоснежных гор- великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.
  4. Ребёнок: …Снег сияет горный,
  5. Манит вышина.
  6. Там ныхас просторный,
  7. А на нём сосна,
  8. С диких скал свергаясь
  9. Воет водопад,
  10. С двух сторон сверкая

Ледники висят. («Всати» К. Хетагуров)

Воспитатель: Как красиво описал Коста Хетагуров уголок родной земли. В таком замечательном месте живет гордый осетинский народ. Вот как о своём народе говорит современный осетинский поэт:

  • «…До конца своих дней
  • Благодарен судьбе
  • За то, что как птица свободный.
  • Я рождён на святой
  • Осетинской земле,
  • Аланов потомок я гордый.
  • Ребята, вы знаете, кто такие аланы?
  • Дети: Аланы — это древний осетинский народ, предки осетин.

Воспитатель: Вы знаете, как зародился этот народ? Давным – давно из Черноморских степей на Северный Кавказ пришли воинственные племена скифов и сарматов. Они постоянно между собой воевали. В конце концов сарматы победили скифов и захватили весь Кавказ. После этого прошло очень много времени.

Сарматские племена Кавказа, Волги и Дона объединились и стали называться аланами. (иллюстрация) Аланы – прямые предки осетин. Они были высокие, стройные с тёмно – русыми волосами. Жили они, в основном, в горной местности.

 Осетинские поселения располагались на высокогорных скалистых местах для безопасности от нападений.

В те далёкие времена зародился нартский эпос. Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В нартских сказаниях изображена жизнь древних осетин. Ребята, каких героев нартского эпоса вы знаете?

Дети: Батраз, Сослан, Шатана, Сырдон, Хамыц, Урызмаг…

Воспитатель: Кто изображен этой иллюстрации? (Шатана) Кем была Шатана для нартов?

Дети: Шатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана. Первая научилась варить осетинское пиво.

Воспитатель: А этого нартского богатыря вы узнаёте? (Батраз) Какой был Батраз?

Дети: Батраз – это железный человек. Он очень сильный, отважный и непобедимый. Батраз всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов.

Воспитатель: Вот такие необычные люди были нарты. Нартский эпос – это великое произведение искусства. В нём воспеваются мужество и скромность, бескорыстная дружба, благородство, справедливость, любовь к родине и к своему народу.

Физминутка (на осетинском языке)

Ках лаууы, лаууы, лаууы! /стоят на месте.

Ках сауы, сауы, сауы! /идут по кругу.

Кахта жгхорынц, жгхорынц, жгхорынц! /бегут.

Кахта кафынц, кафынц, кафынц! /танцуют.

О ма кахта! Гыццыл кахта! /садятся, обхватив ноги.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как жили древние осетины. Как назывались их дома, как они их строили? (Иллюстрации)

Дети: Дом назывался сакля. Строили её из камней без цемента. Одна сторона сакли пристраивалась к скале или к башне. Крыша сакли была плоской, на ней сушили зерно, сено или шерсть.

Воспитатель: Какое место в сакле считалось святым? (Иллюстрация)

Дети: Святое место в сакле – это очаг. Над огнём на цепи висел медный котёл. Очажная цепь называется «рахыш». Это священный предмет каждой осетинской семьи.

Воспитатель: Какой была традиционная обстановка в сакле. ?

  1. Дети: В сакле обычно стоял длинный диван – тахтин – с резной спинкой, круглый столик на трёх ножках – фынг, полукруглое резное кресло на трёх ножках, а на стене висел железный светильник. (Показ на иллюстрации)
  2. Воспитатель: Какой посудой пользовались осетины?
  3. Дети: Посуда была керамической, деревянной и медной. Это кувшины, рукомойники, пивные чаши и бокалы, блюда, тарелки, крюки для мяса, вилки, ложки…
  4. Воспитатель: Какие главные занятия были у древних осетин?
  5. Дети: Осетины занимались скотоводством, земледелием, кузнечным делом.

Воспитатель: Раньше осетины жили большими семьями по 10-15 человек. В таких семьях было много детей и их воспитанию предавалось очень большое значение. Ребята, давайте вспомним, как воспитывались дети в осетинских семьях?

  • Дети: Дети до 6-8 лет бегали и играли все вместе.
  • Воспитатель: А в какие народные игры играли дети?
  • Дети: «Чепена», «Перетягивание каната», «Коршун и журавли».

Воспитатель: Мы с вами тоже знаем эти игры и играем в них. А как воспитывали детей после 8 лет?

Дети: После 8 лет девочек отделяли от мальчиков и учили помогать по дому, ухаживать за малышами. Девочек учили шить, вязать, вышивать, обрабатывать шерсть, играть на музыкальных инструментах и танцевать.

Воспитатель: Сейчас Регина прочтёт нам стихотворение на осетинском языке. А вы, ребята, послушайте, как необычно и красиво звучит осетинский язык.

(Регина читает стихотворение на осетинском и русском языках)

Ребята, а как воспитывали мальчиков в осетинских семьях?

Дети: С 12 лет мальчиков воспитывали мужчины. Их учили работать в поле, пасти лошадей, заготавливать дрова и сено, строить и ремонтировать дом. Мальчиков учили джигитовке и владению оружием, учили петь, танцевать, играть на арфе.

Воспитатель: Вот чему должны были научить взрослые своих детей. У осетин есть такая пословица «Лучше не иметь никакого потомства, чем иметь плохое потомство». Ребята, а какие осетинские пословицы и поговорки о воспитании вы знаете?

  1. «Глаза неуча слепы»
  2. «Ложь говорить стыдно»
  3. «Умный в трудном деле не торопится»
  4. «Люди друг с другом считаться должны»
  5. «Человек создан для труда»
  6. «За добро злом не платят»
  7. «Человек захочет и на горной вершине цветы зацветут»

Воспитатель: Дети в осетинских семьях участвовали во все семейных и календарных праздниках и даже в религиозных обрядах, там они показывали, чему успели научиться. Мы тоже выучили несколько танцевальных движений. Сейчас нам Неля Сослановна сыграет мелодию осетинского народного танца «Хонга» на осетинском народном инструменте – гармошке, а мы покажем, чему научились.

Танец – приглашение «Хонга»

Воспитатель: Ребята, мы уже сказали, как воспитывались дети в семьях, чему и как их учили. А ещё взрослые придумывали для своих детей сказки, которые передавались из поколения в поколение. Мы тоже читали эти сказки. Скажите, какие осетинские народные сказки вы знаете?

Дети: «Как мышь своему сыну невесту искала», «Что дороже?», «Золоторогий олень»,«Волк, свинья и ворона», «Папаха».

  • Воспитатель: Что высмеивается в осетинских сказках?
  • Дети: Жадность, глупость, трусость, враньё, обжорство, лень.
  • Воспитатель: А какие человеческие качества воспитываются в сказках?
  • Дети: Ум, смекалка, смелость, дружба, сила, трудолюбие, справедливость, юмор.

Воспитатель: Народные сказки всегда поучительны для детей. Плохое всегда высмеивается и осуждается, а хорошие поступки героев всегда восхваляются и воспеваются.

Аланы были смелыми, сильными, отважными воинами. Но им было трудно защищать свои земли от многочисленных набегов врагов. Тогда они решили попросить помощи у большого соседнего государства – у России. Скажите, ребята, как теперь называется наша республика?

Дети: Республика Северная Осетия — Алания.

Воспитатель: Как у любого государства у нашей республики есть национальная символика: герб, флаг и гимн. (Показ герба) Почему на гербе нашей республики изображен снежный барс?

Дети: Потому что барс очень красивый, сильный, отважный зверь. Он без страха бросается на врага и никогда не отступает, даже если враг сильней. Это означало, что осетинский народ, как барс сильный и смелый в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.

Воспитатель: Что означают цвета нашего флага? (Показ флага)

Читайте также:  Игры для детей 6 лет на знакомство с окружающим миром

Дети: Белый цвет – символ чистоты, чести, благородства. Красный – символ воинской доблести и славы. Желтый цвет – символ изобилия и благодати.

Воспитатель предлагает детям прослушать фрагмент гимна республики.

Воспитатель: Вот как много мы знаем об истории возникновения осетинского народа: откуда он пришёл, как жил, как воспитывал своих детей. На последующих занятиях мы будем знакомиться с тем, как живёт осетинский народ в настоящее время, с традициями и обычаями осетин. Сегодня на занятии у нас много гостей. У осетин есть хорошая традиция – угощать гостей тремя пирогами.

Эта традиция своими корнями уходит глубоко в древность. (Выносят пироги) Традиционная форма пирогов круглая. Круг, как символ «земли – бесконечности – законченности) Число 3 связано с важнейшими категориямижизни: Бог, солнце, земля. Разрезают пироги двумя прямыми пересекающимися линиями, символизирующими крест. Это центр мира и четырёх направлений вселенной.

 (Пироги режут и угощают детей и гостей.)

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2016/11/11/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s

Книга: Волшебная папаха

люди.

Никто не горевал о семи братьях, никто ни одной слезы не проронил из-за них. Даже мать их родная и та не стала убиваться по сыновьям. Привела она в хадзар красавицу невесту для самого младшего сына своего — для храбреца Запоздалого.

Долго жили мать-вдова и сын ее Запоздалый, и добрая молва прошла о них в народе. Много сыновей и дочерей родилось у Запоздалого и его красавицы жены. И жили они в счастье, довольстве и почете.

Как мышь своему сыну невесту искала

Кто знает, когда это было, и где это было — тоже неведомо. Жила-была мышь, такая же, как все другие: с усиками, с ушками, живыми глазками, четырьмя короткими ножками и тонким длинным, как соломинка, хвостом. Короче говоря, мышь как мышь, какую вы не раз видели.

У мышки был домик-норка: мышка выкопала его своими лапками; она выкрала из корзины бабушки шерсть и устроила себе мягкую постельку. Были у нее кладовки с ворованным зерном, полным-полно было в ее кладовках лещины и буковый орехов.

Наступило время, когда у мышки родился маленький мышонок. Все мыши, и родственники и чужие, поздравляли друг друга:

— Сынка родила соседка! Сынка!

Мышке приносили в подарок кто что мог: кто отборных зерен пшеницы, кто лещины, кто буковых орешков, а кто и корочку хлеба.

Очень любила мышь своего сына пучеглазого. Да и как же иначе? Ведь «лягушонок для лягушки — солнца луч», — говорит осетинская пословица.

Мышка-мать глаз не спускала с сынка, кормила, поила, учила, как хорошему мышонку держать себя: как бегать, кушать и пищать. Вскоре все мыши заговорили, что лучше этого мышонка не было на свете и никогда больше не будет.

— Из молодцов молодец! — восхищалась одна мышь.

— Правду говоришь, соседка, отважный защитник нам будет, — уверяла другая.

— А как выглядит! Какой стройный! — говорила третья.

— Какой он умный! — перебивала четвертая.

— Что может сравниться с его внешностью? Какая скромность! — восхищалась пятая.

Шестая мышь говорила:

— Да, это лучший из мышей. Нет такого чуткого мышонка, как он: никто раньше его не услышит мяуканье, никто-лучше не спрячется.

— Бегает стремглав, в работе — огонь! — рассказывала седьмая мышь. — Я и оглянуться не успела, как он прогрыз новую корзину и натаскал пшеницы столько, что трем мышатам на всю зиму хватит.

Восьмая мышь правой лапкой почесала за ухом и сказала:

— Ас нами он в лес бегал за орехами. Вот так мышонок! Правду скажу: больше всех собрал, отборные орешки натаскал в свои кладовки.

— Отважный мышонок! — сказала девятая. — Тут как-то ходила по двору клушка с цыплятами. Найдет зернышко и зовет цыплят: «Курдт! Курдт! Курдт!» Кот поблизости лежал на солнышке, облизывался на них. Наш мышонок кинулся на цыпленка, как коршун. Пойди поймай его! Вмиг цыпленок был в норке. И курица и кот прозевали.

Так все расхваливали мышонка.

Мышке-матери, конечно, приятно было слушать такие слова.

Но пришло время жениться мышонку. Многие мышки-матери поговаривали, что согласны отдать за него дочерей.

В те времена лестно было породниться с самым богатым, самым сильным, самым именитым. Так заведено было не только у людей, но и у мышей.

И решила мышка-мать породниться с солнцем, дочь солнца привести в свою норку.

Все говорили, что на свете нет никого сильнее солнца. Зимой все замерзает, холод сковывает реки, все живое погибает или прячется. Но стоит весной солнцу с высоты неба пригреть землю, как разбиваются ледяные оковы, пробуждаются спящие деревья и новые растения и цветы покрывают землю.

И мышка-мать отправилась к солнцу. По какой дороге она пошла, этого и я не знаю. Сколько шла, тоже никто не знает. Но все-таки пришла она к солнцу и говорит ему:

— Да будет тебе во веем удача, солнце солнц, золотое солнце!

— Здравствуй, проворная мышь, гостьей будь. Радо тебя видеть, — говорит солнце.

— Живи радостно. Я по делу к тебе пришла, солнце солнц, золотое солнце.

— Ну расскажи, что у тебя за дело, — спрашивает солнце.

— Мир тебе, о солнце солнц! У меня есть мышонок, красивый мышонок. Пришла пора женить его. В нашей мышиной стране все наперебой предлагают своих дочерей, но я не соглашаюсь. Я ищу для своего сына дочь сильнейшего. Говорят, что на свете сильнее тебя никого нет. Выдай свою дочь за мое дитя. Я буду тебе достойной родней.

  • — Сила-то у меня есть, — отвечает золотое солнце, — но на свете есть еще сильнее меня.
  • — Кто же?
  • — Туча.

— Как это так? — удивилась мышь.

— Туча ложится между мной и землей. Я тогда даже детей своих не вижу.

— Тогда прощай, — говорит мышь. — Не годишься ты мне в родню.

— Желаю тебе удачи, проворная мышь.

Пришла мышь к черной туче:

— О туча, породниться к тебе пришла: выдай свою дочь за моего сына. Хотела породниться с солнцем — думала, что оно сильнее всех на свете. А солнце говорит, что ты сильнее. Благодаря тебе мы живем на земле. Не будь тебя, дождя и снега, которые ты даешь, все живое умерло бы от жажды.

— Я не считаю себя такой могучей, как ты говоришь, — это не к лицу мне. Может, я и окажусь сильнее солнца, но есть и посильнее меня, — отвечала туча.

— Кто же это?

— Сильнее меня ветер. Дунет ветер и мчит меня то в ту сторону, то в эту. Играет мною, будто мячом, о скалы колотит, по небу гоняет.

— Спасибо за откровенность. Живи в радости.

— Счастливого пути!

Пришла мышь к ветру:

— Выдай свою дочь за моего сына. Говорят, что на свете сильнее тебя никого нет. Побывала я у солнца — думала, сильнее всех оно. Солнце созналось, что туча сильнее, а туча на тебя указывает: ветер, мол, сильнее, чем я. Я и сама знаю это, не думай, что не знаю. Когда солнце палит, ты пригоняешь дождевые тучи. Когда солнца долго нет и все заливает дождем, ты разгоняешь их.

Люди на земле хлеб едят благодаря тебе: ты двигаешь большие крылья ветряной мельницы, и люди мелют себе муку на хлеб и на брагу. От этого хлеба и нам перепадает. Ты очищаешь хлеб от мякины и другого мусора. Ты гонишь корабли по морям, когда ты веселый. Но стоит тебе рассердиться, как натворишь много бед: лес с корнями выворачиваешь и не оставляешь людям ни хлеба, ни жилья.

— Расхвалила ты меня, лучше не скажешь, — говорит ветер. — Пусть другие тебе спасибо

Источник: https://litvek.com/br/399353?p=16

Рабочая программа учебного курса по литературному чтению

Рекомендуемые учителю литературные произведения для уроков литературного чтения.Сентябрь. Праздник Михаила. Октябрь.

Стихи для ритмической части:

  • В. А. Жуковский «Птичка»
  • А.А. Фет «Ласточки пропали»
  • Н.А. Некрасов «Перед дождём»
  • Ф. И. Тютчев «Листья»
  • И.А. Бунин «Михаил»
  • Н. Матвеева «Дышит осень незаметно…»
  • Русская народная сказка «Елена Премудрая».
  • Русская народная сказка «Вещий сон».
  • Русская народная сказка «Птичий язык».

Ноябрь. Праздник фонариков.

Стихи для ритмической части:

  • М.Ю. Лермонтов «Звезда»
  • Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором»
  • С. Есенин «Берёза»

Рождество. Декабрь. Январь.

Стихи для ритмической части:

  • А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
  • И.С. Никитин «Здравствуй, гостья — зима», «Ёлка»
  • И.З. Суриков «Зима», «Детство»
  • А. Блок «Ветхая избушка»
  • Братья Гримм «Королевич Лягушка, или железный Генрих».
  • З.Топелиус «Жемчужина Адальмины». Пересказ с элементами описания.
  • Т. Янссон «Ель»
  • Н.Позняков «Счастливая и кичливая»

Февраль. Весна. Масленица.

Стихи для ритмической части:

  • А. Толстой «Клонит к лени полдень…»
  • А.Н. Майков «Ласточка»
  • И.С. Никитин «Ночь на берегу моря»
  • А. Блок «Ворона»
  • Ф.Грубин «Принцесса кораллы свои потеряла».
  • Грузинская сказка «Дармоед».
  • Дагестанская сказка «Красная корова».
  • Дагестанская сказка «Полукурочка».
  • Дагестанская сказка «О волке».
  • Дагестанская сказка «Лисица и мельник».
  • Осетинская сказка «Как мышь своему сыну невесту искала».

Весна. Пасха. Март — апрель.

Стихи для ритмической части:

  • Н. Хвостов «Люблю я дни святой недели»
  • А.Н. Плещеев «Травка зеленеет, солнышко блестит…»
  • Русская народная сказка «Петух и жерновцы».
  • Русская народная сказка «Царевна-змея».
  • Грузинская сказка «Дочь солнца».
  • А.Толстой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • Русская народная сказка «Фома Беренников».
  • Русская народная сказка «Мудрые ответы».
  • Русская народная сказка «Дочь пастуха».
  • Русская народная сказка «Мудрая девица и семь разбойников». Описание событий и действующих лиц.
  • Русская народная сказка «Мудрая загадка».
  • Русская народная сказка «Горшечник».
  • А.Толстой «Мальчик с пальчик». Выявление своего отношения к поступкам героев.
  • А.Толстой «По щучьему веленью».

Май

  • Русская народная сказка «Поди туда, не знаю куда».
  • Кабардинская сказка «Трудовые деньги». Национальный колорит.
  • Осетинская сказка «Что дороже»
  • Армянская сказка «Заказчик и мастер».
  • Грузинская сказка «Мастер и ученик».
  • Грузинская сказка «Как бедняк деньги на хранение отдавал».
  • Дагестанская сказка «Синяя птица».

Источник: http://top-bal.ru/literatura/68521/index.html?page=3

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector