Наблюдения за живой и неживой природой в младшей группе детского сада

Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов.

Конечной целью этого мероприятия должно быть формирование чёткого представления у дошкольника характеристик предметов окружающей его среды, причин возникновения тех или иных природных явлений, способности объяснить строение или структуру простейших бытовых процессов.

В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.

Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя.

При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность.

В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

В дошкольном возрасте у ребёнка отчётливо выражена потребность знать всё, а наблюдение призвано удовлетворить её.

Наблюдения за живой и неживой природой в младшей группе детского сада

В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии

Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:

  • привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;
  • выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);
  • подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;
  • установление признаков отличия одного объекта от другого;
  • формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.

Классификация наблюдений

Наблюдение можно организовывать в различных формах:

  • По месту проведения:
    • на участке;
    • в групповой комнате;
    • в лесу, поле и т. д.
  • По количеству детей:
    • индивидуальные (1–4 человека);
    • групповые (5–10 детей);
    • коллективные (вся группа).
  • По причине проведения:
    • случайные;
    • запланированные;
    • как ответ на вопрос ребёнка.
  • По характеру включения в педагогический процесс:
    • эпизодические;
    • систематические.
  • По продолжительности:
    • кратковременные (от 5 до 15 минут);
    • длительные (свыше 15 минут).
  • По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:
    • однократные;
    • многократные, или циклические.
  • По месту в цикле:
    • первичные;
    • вторичные;
    • заключительные, или итоговые.
  • По характеру объектов:
    • наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);
    • наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет. Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями.

Наблюдения за живой и неживой природой в младшей группе детского сада

Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты

Педагогу следует помнить, что в 3 года детям ещё не рекомендуется наблюдать за небом, так как у них не сформировано окончательно чувство равновесия. Также необходимо соблюдать меры безопасности, потому что ребёнок может по неосторожности попробовать дотронуться до ядовитого растения или будет слишком «активно» наблюдать за ветками деревьев.

В целом у детей 2–3 лет в организации наблюдения есть свои особенности, ведь некоторые в этом возрасте почти не разговаривают либо говорят очень мало.

В таком случае нужно использовать облегчённые варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. Также при наблюдении можно использовать приём договаривания слов в знакомых потешках и стихах.

Например, при наблюдении за птицами можно предложить детям договорить последнее слово в стихотворной строке:

  • Птичка… (птичка),Вот тебе… (водичка)!Вот тебе… (крошки)
  • На моей… (ладошке)!

http://www.7ya.ru

Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.

Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада

Наблюдения можно проводить со всеми малышами вместе, с отдельными подгруппами либо индивидуально. У одних воспитатель развивает внимание, у других стимулирует интерес к живой природе. Детям полезно запоминать форму, свойства отдельных объектов окружающей их среды. Для описания объектов наблюдения используйте фразы, состоящие из хорошо известных ребёнку слов.

Наблюдения за живой и неживой природой в младшей группе детского сада

Наблюдение можно проводить с небольшими подгруппами детей, чтобы у каждого воспитанника была возможность детально познакомиться с объектом

Таблица: картотека наблюдений в первой младшей группе

Пример конспекта «Наблюдение за снегом»

Конспект наблюдения позволяет сформулировать основные тезисы организации наблюдения.

Цели:

  • Вызвать у детей радость от наблюдения за снегом.
  • Уточнить их представления о снеге, рассказать о его особенностях, свойствах.
  • Активизировать детей за счёт словесной реакции.
  • Вызвать у них чувство вдохновения, развить воображение.
  • Воспитывать чувство прекрасного, наслаждение творением природы.

Источник: https://melkie.net/organizatsiya-dnya/kartoteka-nablyudeniy-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-po-fgos-s-tselyami.html

Картотека наблюдений за живой и неживой природой

  • Наблюдения и опыты:
  • Сентябрь
  • ♦ Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды
  • (солнечная, пасмурная, дождливая).
  • ♦ Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит
  • солнышко утром, куда садится вечером.
  • Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней
  • прогулки, а какие — во время вечерней, сравнить. После многократных
  • наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить
  • представления о свойствах солнечных лучей.
  • ♦ Опыты: а) Солнце высушивает предметы. Повесить на солнечном участке
  • кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в
  • песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет, б)
  • Солнце прогревает предметы. Предложить детям погреть руки на
  • солнышке, потрогать одежду друг у друга.
  • ♦ Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер:
  • качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать
  • против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать

легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.

  1. ♦ Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут
  2. медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный
  3. и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака,
  4. каким окажется облако, если его потрогать.
  5. ♦ Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий
  6. дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний
  7. или осенний.

♦ Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками.

  • Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках
  • постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока
  • остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень
  • еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что
  • деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения
  • на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми,
  • почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян
  • в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.
  • ♦ Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать
  • насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В
  • солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на
  • кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке
  • перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется
  • под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны,
  • они уничтожают мух — разносчиков болезней.

♦ Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети

  1. заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как
  2. они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались:
  3. кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего
  4. есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.

Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В

  • солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой,
  • какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет
  • (светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошел дождь),
  • предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она
  • стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она
  • стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала
  • холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий при-
  • водит к изменению состояния почвы.
  • Октябрь
  • Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем,
  • ветром, небом, осадками (солнце менее теплое, светит реже; ветер
  • холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое,
  • затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь). Отметить
  • резкое сокращение светового дня (дети приходят в детский сад,
  • когда на улице еще темно, а уходят домой, когда уже темно).
  • Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал
  • короче.
  • ♦ Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев
  • деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести
  • длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное
  • наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется
  • окраска).
  • ♦ Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных,
  • какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за
  • отлетом птиц.
  • Ноябрь
  • Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней
  • больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют
  • сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер»

(продувает насквозь). Ветер сдувает с листьев последние листочки.

♦ Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но

быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.

  1. ♦ Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи,
  2. послушать, как хрустит лед). Закрепить представление, что лед
  3. прозрачный. Для этого провести исследовательские действия: в
  4. прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и
  5. положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие
  6. предметы видны через лед.
  7. ♦ Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он
  8. отличается от снега.
  9. ♦ Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они
  10. связаны.
  11. Наблюдения за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы
  12. можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких
  13. животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить
  14. изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у
  15. некоторых облетают листья.
  16. ♦ Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель
  17. опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.
  18. Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с

водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до

поливки и после нее.

Декабрь

  • Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточ-
  • нить, что они разной формы). Через элементарную поисковую деятельность
  • знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий,
  • белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от
  • температуры.

♦ Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести

  1. снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить,
  2. почему снег стал липким.
  3. ♦ Показать детям превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить
  4. представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры
  5. воздуха. С этой целью с помощью формочек сделать с детьми ледяные
  6. игрушки, в том числе и елочные. Закрепить представления о том, что лед
Читайте также:  Литературная игра викторина с ответами для 2 класса на тему: сказки

бывает хрупкий, а бывает прочный, толстый. Объяснить, почему.

  • ♦ На улице рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны),
  • сравнить, что общего и чем отличаются. Наблюдать за поведением птиц у
  • кормушки.
  • ♦ В уголке природы понаблюдать за поведением животных: активность
  • падает, животные много спят, мало бегают, меньше едят. Обсудить с
  • детьми, почему это происходит.

♦ Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения

  1. поместить: одно — в темное место, другое — в светлое.
  2. Январь
  3. Наблюдения за птицами. На каждой прогулке наблюдать за
  4. повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться:
  5. вороны — на толстых ветках деревьев, воробьи — на ветках кустов,
  6. голуби — на карнизах жилищ. Устанавливать связи между
  7. поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят
  8. нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло.
  9. Познакомить детей с народной приметой — если вороны сидят на
  10. верхней ветке и нахохлившись — это к морозу.
  11. ♦ В уголке природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету
  12. (бегония клиновидная или герань). Подвести к выводу о
  13. потребностях растений в свете. При наличии животных в уголке
  14. отметить особенности их поведения в этот период.
  15. ♦ Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки
  16. через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи,
  17. полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. В
  18. морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую

погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз.

  • Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к
  • выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в
  • пасмурный день не блестит.
  • ♦ Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во
  • время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи
  • свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на
  • сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда
  • появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью
  • ударил мороз, и вода снова замерзла — превратилась в сосульку.)
  • Рассмотреть сосульку — твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.
  • Февраль
  • ♦ Наблюдения в неживой природе. Февраль — месяц частых метелей и
  • сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с
  • земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить

прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если

  1. ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики — это явление
  2. называется вьюгой. Рассмотреть сугробы, которые намело около забора
  3. детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми,
  4. почему так получилось. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная,

холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой

  • погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли
  • под снегом (замерзла, твердая), вода превратилась в лед. Сделать вывод, что
  • растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.
  • ♦ Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками.
  • Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.

♦ Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые.

  1. Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить
  2. проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать
  3. детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных
  4. растений.
  5. Март
  6. Неживая природа. В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что

стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить

прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит.

Вспоминаем, как было зимой). Снег часто идет с дождем, но небо бывает

голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми

  • ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется
  • наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и
  • вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон
  • крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем,
  • — острые и тонкие, на теневой стороне — сосулек меньше и они другой

формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает

  1. снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию
  2. того, что первыми признаками весны в неживой природе являются
  3. повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.
  4. ♦ Наблюдения за растениями. Обратить внимание на то, что солнце сквозь
  5. ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на
  6. открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с
  7. детьми это явление: теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и
  8. растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую
  9. проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением
  10. тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что
  11. изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.

♦ Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче.

  • Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится
  • слышнее: они чувствуют весну.
  • ♦ Опыты.
  1. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений:
  1. внести корневище мать-и-мачехи в группу, понаблюдать, где скорее
  2. зацветет: в группе или на улице (спросить, с чем это связано).
  3. Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще
  4. очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не
  5. растут.
  6. Апрель
  7. ♦ Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха,
  8. первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где
  9. сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов).
  10. Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить,
  11. что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на
  12. ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они
  13. разные.
  14. Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать
  15. парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки,
  16. пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности
  17. отметить прилет грачей, скворцов.
  18. Май
  19. ♦ Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы

и погоды. Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано.

  • Отметить цвет неба, закрепить названия облаков (кучевые), какой дует
  • ветерок (подобрать определения: теплый, ласковый, шаловливый,
  • нежный).
  • ♦ Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно
  • растут растения.
  • ♦ Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать-и-мачехой (у
  • одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи — стебель).
  • На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это

связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отме-

  1. тить его изменения.
  2. ♦ Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке
  3. (рассказать о народной примете: когда цветет черемуха — это к холодам).
  4. В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом
  5. листьев (использовать прием «любимая веточка»). Учить детей видеть
  6. красоту ярких красок весны.
  7. ♦ С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые.
  8. Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении

насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям.

  • Понаблюдать за их поведением.
  • ♦ По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить, почему
  • эти птицы прилетают позже всех (насекомоядные).
  • Продолжить наблюдения за домашними животными: кошками, собаками,
  • которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них
  • детенышей.

Источник: https://garmonova-berezka4.edumsko.ru/folders/post/1247893

Организация наблюдений в природе

Чикаткова А. А., Колегова Т. А. Организация наблюдений в природе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №7. — С. 19-21. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/109/3736/ (дата обращения: 23.11.2019).



Взрослым иногда так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть как изменяется небо перед дождем или снегопадом, как появляется радуга после дождя, чувствовать, как дует ветер, падает первая снежинка. А теперь представьте, как радуются этим явлениям природы маленькие дети.

Дошкольники очень любознательны, тянуться к новым знаниям, им интересно все вокруг.

Наблюдение доставляет детям всевозможные положительные эмоции и яркие впечатления, позволяет всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Одной из задач воспитателя при знакомстве детей с живой и неживой природой является организация наблюдений за природными явлениями и объектами. В течение года мы проводим наблюдения на территории детского сада, на участке группы во время прогулки.

Дети наблюдают за изменениями в природе, погодой, солнцем, облаками, деревьями, птицами, растениями и т. д. Во время наблюдений мы помогаем ребёнку увидеть красоту природы, научиться наслаждаться ею, беречь и охранять ее.

В зависимости от того, за чем мы наблюдаем, наблюдения могут быть кратковременными, продолжающимися несколько минут, например: за птицей у кормушки, за бабочкой, сидящей на цветке, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.

Встарших и подготовительных группах нашего детского сада в основном используются длительные наблюдения, где дети следят за ростом растений из семян, созреванием плодов, сезонными изменениями в природе и т. д.Наблюдение за ростом растений начинается ещё в группе, где происходит посадка рассады.

А благодаря «Огороду на окне» наблюдение за ростом посаженных растений становится намного интереснее и увлекательнее, так как дети ежедневно ухаживают и наблюдают за ними. Рассаду овощей высаживаем на приусадебном участке детского сада, где дети продолжают свои наблюдения за ростом растений, созреванием плодов, участвуют в уборке урожая.

Начиная с младшей группы, дети с интересом следят за тем, как из семян появляется росточек, как распускаются первые листочки. Детей знакомят с необходимыми условиями для роста растений — свет, тепло, земля, вода.

Весной совместно с детьми, рассаду цветов высаживаем в клумбы на территории детского сада.

Клумбы с разнообразными цветами используются для длительных наблюдений — цветок растёт, появляется бутон, бутон распускается и превращается в цветок и т. д.

Пример ещё одного длительного наблюдения — наблюдение за сезонными изменениями в природе. На прогулке дети наблюдают, какие изменения происходят в природе, отмечают сезонные признаки.

В каждом наблюдении за объектами живой и неживой природы, мы используем загадки, художественное слово, пословицы и поговорки, приметы, которые помогают активизировать внимание детей и носят познавательный характер.

Для того, чтобы активность детей не снижалась, во время проведения наблюдений, а интерес к ним возрастал, необходимо соблюдать некоторые правила.

  1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, чтобы все находились в одном ряду.
  2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение — это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей 3–10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.
  3. Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю: • Призыв вместе смотреть что — то интересное; • Ласковая интригующая интонация; • Загадка — описание, загадка — действие о предмете наблюдения. Вторая часть — основная, обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2–3 секунды. Эти секунды позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основную часть нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать порывы ветра, как ветер наполняет ветряной рукав, шум слабого и сильного дождя и др. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте.
  4. Необходима специальная подготовка к наблюдению: осмотр места, проверка исправности оборудования. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения или домашние задания: понаблюдать со взрослыми (мамой, папой, бабушкой).
Читайте также:  Носов «лесной хозяин» читать

Важной составной частью по организации наблюдений стало оборудование метеостанции на территории детского сада. Поддержка проекта осуществляется компанией «Газпромнефть-Восток» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». Детская метеостанция, это комплекс различных приборов измеряющие погодные условия.

Для изучения состояния погоды и наблюдений за природными явлениями, а также для умения предсказывать ее изменения мы используем оборудование на метеостанции, которое позволяет дошколятам расширять кругозор, учиться быть внимательными, анализировать происходящие процессы в природе, делать соответствующие выводы и весело проводить свое время.

На метеостанции используются приборы: термометр, барометр, ветряной рукав, флюгер, солнечные часы, осадкомер.

Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводим наблюдение за погодой: наблюдаем за небом и облачностью, даем относительную оценку силы ветра с помощью ветряного рукава, определяем направление ветра с помощью флюгера, измеряем количество осадков с помощью осадкомера, определяем температуру воздуха с помощью термометра, с помощью барометра делаем предполагаемый прогноз погоды и измеряем атмосферное давление. Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, наблюдение, рост растений, ветряной рукав, время прогулки, организация наблюдений, основная часть, время наблюдений, неживая природа.

Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся

В процессе наблюдений за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривания растений воспитатель соединяет эти…

Наблюдения за явлениями природы – один из наиболее эффективных способов достижения указанной цели.

В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются.

  • С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации
  • Наблюдение — процесс сбора точной и объективной информации, результаты которого
  • В детском саду такой вид наблюдения используется в период адаптации ребенка.

После наблюдений мы с детьми свои впечатления на занятиях по изо -деятельности

Наблюдения за природой мы ведем круглый год, и во все времена года я направляю

Родителям я рекомендовала при общении с детьми, во время бесед, прогулок, расширять их…

Педагог — организатор наблюдений, участник игр и забав, руководитель детской деятельности. Организация проведения прогулок.

На прогулке планируют наблюдения предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения за трудом взрослых, жизнью города…

Основным методом ознакомления с природой остаются наблюдения. Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ежедневно на прогулках мы наблюдаем за природой и ее изменениями в разное время года.

Наблюдение во время прогулок проводится ежедневно. Оно планируется заранее, со всеми детьми или по подгруппам. Это могут быть наблюдения за природными явлениями или трудом взрослых. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый должен…

Использование организованных наблюдений происходит в основных видах деятельности

Очень важно, что у детей можно вызвать первые эстетические переживания от восприятия

Дети получали задание-вопрос и при помощи наблюдений в природе находили ответ на…

В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению

Дети все реже общаются с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая

Ребенку — дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и…

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3736/

О. А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий

   ©Соломенникова О.А., 2007   ©«МозаикааСинтез», 2007  

   Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

    ©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()    Данное пособие адресовано в первую очередь педагогам, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, а также всем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста. В пособии представлены примерные конспекты занятий с детьми 2–3 лет и содержание наблюдений на прогулке.   Методика проведения занятий должна подчиняться задачам Программы. При этом воспитатель может дополнять или изменять ход занятия в зависимости от погоды, региональных особенностей, месторасположения ДОУ, своего опыта работы, индивидуальных особенностей детей.   Для того чтобы дошкольники получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: экскурсии, беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности.   Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения. Они должны проводиться в детском саду ежедневно. В пособии представлен примерный перечень наблюдений на прогулке за объектами живой природы и явлениями неживой природы для детей 2–4 лет. Не все дети 2–3 лет посещают дошкольные учреждения и приходят сразу во вторую младшую группу, поэтому мы предлагаем один перечень наблюдений для детей второго и третьего года жизни. Воспитатель должен учитывать это, и при планировании работы с детьми опираться прежде всего на индивидуальные особенности воспитанников своей группы, уровень их развития и пркатический опыт.   Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы. Помните, что каждый день в природе неповторим!   Все виды наблюдений требуют руководства со стороны педагога. Существуют общие требования ко всем видам наблюдений.   • Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.   • Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.   • В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей сформируется более полное, глубокое представление об окружающей природе.   • Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности.   • Наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше.   • Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).

   • В результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы[1].

   Наблюдения в природе с детьми 2–4 лет лучше начинать с рассматривания живых объектов. В процессе наблюдения за живым объектом следует обратить внимание на следующее:    – удобное и безопасное размещение детей;    – размещение живого объекта (приближенное к естественным условиям его проживания);    – создание условий для проявления разного поведения животного;    – связь наблюдения с жизнью и использование детского опыта;    – формирование у детей умения делать элементарные умозаключения.   В процессе наблюдения за живым объектом следует планировать только вопросы. Последовательность наблюдения будет зависеть от того, как поведет себя животное.   В первой младшей группе проводится в месяц 1 занятие по формированию элементарных экологических представлений.   Знания, полученные на занятиях, дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения.   Надеемся, что данное пособие поможет воспитателям творчески организовать работу по формированию элементарных экологических представлений с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.    Знакомить детей с доступными явлениями природы.   Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных: медведя, зайца, лису и т. д. и называть их.   Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.   Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) и фрукты (яблоко, груша и т. п.).   Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.   Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде и др.).

   Сезонные наблюдения

   Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.   Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).   Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.   Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки, цветут растения.   К концу года дети могут
   • Узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей.
   • Различать овощи, фрукты, деревья (1–2 вида).
   • Иметь некоторые представления о природных сезонных явлениях.

Читайте также:  Рылеев «иван сусанин» читать

   Программное содержание. Расширять представления детей об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное отношение к окружающим.   Материалы. Игрушечный зайчик, целая и тертая морковь.

(Внимание! Необходимо произвести термическую обработку моркови на кухне ДОУ. Следует использовать морковь из свежего урожая.)   Связь с другими занятиями и видами деятельности. Экскурсия на огород. Рассматривание овощей и фруктов, иллюстраций с их изображением.

Игры с муляжами овощей. Лепка моркови. Подвижная игра «Зайка беленький сидит».

   В групповую комнату «приходит» Зайчик (игрушка). Он держит в лапках большую морковь.   Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Зайчик.) Давайте поздороваемся с Зайчиком.   Зайчик здоровается с детьми.

   Воспитатель. А что же Зайчик принес? (Морковку.) Правильно, Зайчик принес морковку.

   Зайчик. Морковка выросла в огороде, на грядке. Морковь растет в земле, поэтому ее очень трудно достать. Мне помогли вытащить морковку из земли мои друзья. Мы вместе тянули, тянули морковку из земли – еле-еле вытянули! Эту морковку я и принес вам. Посмотрите, какие у нее красивые зеленые листочки и длинненький оранжевый корешок. У моркови кушают корешок. Морковка вкусная и полезная, но очень твердая. У меня крепкие зубы, поэтому я могу грызть твердую морковку.   Зайчик дает детям (по очереди) рассмотреть и потрогать морковку.

   Воспитатель. Ребята, морковка мягкая или твердая? (Твердая.) Правильно, морковка твердая. Она оранжевого цвета, а ее листочки – зеленые. По форме морковка похожа на длинную сосульку. Покажите, какая морковка длинненькая.

   Дети показывают, разводя руки в стороны.   Зайчик. Ребята, а вы хотите попробовать морковку?   Воспитатель. Конечно, дети хотят попробовать твою морковку. Спасибо, Зайчик, ты очень добрый. Ребята, прежде чем кушать морковку, что нужно сделать? Правильно вымыть руки.   Дети идут мыть руки. Затем Зайчик предлагает им подойти к столу, на котором стоят розетки с тертой морковью и попробовать ее.   Воспитатель. Зайчик принес морковку, а повара на кухне натерли ее на терке, чтобы вам легче было жевать.   Зайчик. Ребята, вам понравилась морковка?   Дети благодарят Зайчика за вкусную морковь.   Зайчик. Кушайте на здоровье, морковь очень полезна для детей и взрослых, а еще для – зайчиков.   Зайчик прощается с детьми и уходит.

   Программное содержание. Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев.   Материалы.

Кукла Маша и одежда для нее.   Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за ветром, дождем, солнцем, небом. Рассматривание осенних листьев. Игры «Мы осенние листочки», «Солнышко и дождик». Рисование солнышка и дождика. Рисование осенних листочков. Слушание произведения С.

Майкапара «Осенью».

   Занятие рекомендуется проводить на улице.   Воспитатель, приглашая детей на прогулку, показывает им куклу и говорит, что кукла Маша просит взять ее на улицу. Обращает внимание ребят на то, что Машу нужно одеть по погоде. Вместе с детьми воспитатель смотрит в окно и определяет погоду на улице, задавая вопросы: «На улице дует ветер? А солнце светит? Идет дождь?» Педагог обобщает ответы детей (говорит, какая сегодня погода). Дети предлагают, как нужно одеть Машу на прогулку в соответствии с погодой на улице.   Воспитатель. Машенька, сейчас осень, поэтому на прогулку нужно одеваться теплее: сначала надеть колготки и штанишки, затем – сапожки, после этого – плащ, шапочку, шарфик. Если на небе есть тучи, то может пойти дождь, поэтому нужно взять зонтик. Осенью погода быстро меняется: утром может светить солнце, а потом пойдет дождь или подует ветер.   Выйдя с детьми на улицу, воспитатель уточняет, правильно ли ребята определили погоду, задавая им вопросы: «На улице тепло или холодно? Светит ли солнце? Идет ли дождь? Дует ветер или тихо?»   Далее воспитатель просит детей показать Маше деревья, растущие на участке и нарвать их. Если они затрудняются, называет деревья, которые растут на участке, и просит ребят повторить их названия (береза, клен, тополь).   Воспитатель. Ребята, покажите Маше, где у дерева ствол. (Дети показывают.) Машенька, посмотри, у всех деревьев крепкий, высокий ствол. На нем много веток, а на ветках много листьев.

   Педагог просит детей показать ветки и листья и спрашивает: «Какого цвета листья на деревьях?» (Зеленые, желтые, красные, оранжевые.)

   Воспитатель. Осенью листья с деревьев опадают на землю. Когда дует сильный ветер, он срывает листья с деревьев. В теплую погоду, когда светит солнце, листочки тихо кружатся в воздухе и ложатся на землю. Покажите, как листочки кружатся в воздухе.   Дети кружатся на месте, изображая листочки.   Воспитатель. Дети, посмотрите под ноги. На земле и на траве много разноцветных листьев и поэтому на участке очень красиво.   Педагог предлагает детям походить по листочкам, послушать, как они шуршат под ногами, найти и принести листочки, которые им понравились.   Воспитатель. Покажите Машеньке какие у вас в руках красивые листочки. У Тани, Вани и Пети красные листочки, у Оли, Саши и Наташи зеленые листочки, у Артема, Маши и Сережи желтые листочки.   Кукла Маша. Какие красивые листочки вы нашли! А теперь давайте поиграем в игру «Мы осенние листочки».   Дети вместе с воспитателем и куклой Машей произносят слова и выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения:  Мы – листочки, мы – листочки, (Дети стоят кружком с листочками в руках.)Мы – осенние листочки.Мы на веточках сидели,  

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Источник: http://TheLib.ru/books/o_a_solomennikova/zanyatiya_po_formirovaniyu_elementarnyh_ekologicheskih_predstavleniy_v_pervoy_mladshey_gruppe_detskogo_sada_konspekty_zanyatiy-read.html

Конспект прогулки «Наблюдения за ветром» Младшая группа

Цель. Закрепить знание о ветре .

Задачи.

1. Продолжать знакомить детей с природным явлением – ветер.

2. Учить детей давать характеристику ветру – теплый, холодный.развивать интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию; формировать первичные представления об объектах окружающего мира.

3. Показать простейшие связи между ветром и окружающими предметами – ленточки, вертушки, султанчики, деревья (ветер дует сильный – ленточки, вертушки и султанчики двигаются быстро, деревья качаются, шумят; ветер слабый – предметы не двигаются, деревья не шумят, не качаются) .

4. Обогащать словарный запас и развивать образное мышление в ходе знакомства с художественной литературой.

5.Учить выполнять несложное трудовое поручение, учить детей работать сообща, развивать трудовые навыки.

  • Методические приемы.
  •  Наблюдения, сравнения, использование художественного слова; сюрпризный момент.
  • Оборудование.
  •  Вертушки, обруч с ленточками,, султанчики, игрушка мишка, ведерко.
  • Словарная работа.
  • Озорник ,завывает.

Предшествующая работа. Чтение художественной литературы, беседы.

Интеграция  образовательных областей. Коммуникация, познание, физическое развитие, речевое развитие.

Индивидуальная работа. Варя, Вова- прыжки с продвижением вперед.

Ход наблюдения:

(Сюрпризный момент с ленточками и вертушками)

Воспитатель: Дети, посмотрите, как у нас красиво на площадке. Вот обруч, вот вертушки, они кружатся. К нам сегодня в гости прилетел ветер-озорник. Видите, как он играет с ленточками. Они разлетаются в разные стороны, а вертушки крутятся быстро. Это какой ветер, сильный или слабый?

Ответы детей:

воспитатель: правильно, ребята, это слабый ветер. Поднимите головы. Посмотрите и послушайте, как качаются и шумят сосны. Давайте покажем.

Дети показывают.

Воспитатель: дети, ветер бывает еще холодный и теплый. А как мы узнаем? Надо повернуть лицо к ветру. Чувствуете дуновение на лице? Какое оно, теплое или холодное?

Ответы детей:

 Воспитатель: сейчас я подую мыльные пузыри, и мы с вами определим, в какую сторону дует ветер. В какую сторону полетят пузыри, туда ветер и дует. Покажите пальчиками, куда полетели пузыри. 
Дети играют с мыльными пузырями.

Воспитатель: смотрите, подул сильный ветер. Давайте послушаем, какой слышен звук: у-у-у-у-у. Давайте подуем сильно и громко, покачаемся как деревья.

Носиком сделаем вдох, а ротиком будем выдыхать со звуком у-у-у-у-у.

Руки поднимите вверх как веточки деревьев и качайте ими (упражнение повторяется несколько раз, можно произносить громко и тихо, выполнять покачивания в соответствии со звуком.

Воспитатель: молодцы, ребята! Мы сегодня с вами наблюдали за ветром. Мы узнали, что ветер бывает сильный и слабый, теплый и холодный. Ребята, а ветер не хочет улетать от нас. Он хочет поиграть с вами. А вы хотите?

Ответы детей:

воспитатель: вот вам султанчики. Давайте побегаем, походим с ними! Раз, два, три – беги! Иди!

Воспитатель: а теперь давайте поиграем в другую игру. Она называется «Ветер и снежинки». Я буду ветер, а вы – снежинки. Движения выполняем после моих слов.

  1. Слова игры:
  2. Ветер по лесу летал,
  3. И снежинки все сдувал
  4. Мы ладошки подставляем
  5. И снежинки все поймаем все поймаем.
  6. Ветер, ветер-ветерок, (Кружатся)
  7. Покружи ты наш снежок,
  8. Покружи, поверти
  9. И на землю опусти. (Приседают)

Играем 1-2 раза. (Похвалить детей) .

Воспитатель: ребятки, мы с вами поиграли с ветром. Пусть он теперь летит к другим детям. А мы будем с вами трудиться. А поможет нам мишка косолапый. Он сегодня к нам тоже пришел в гости. А где же он? Спрятался от вас. Давайте его позовем.

Дети зовут Мишку. (находят)

Подвижная игра «Умедведя во бору»

Воспитатель. Ребята ,с нами на прогулку вышла кукла Маша, но одета она очень легко. Давайте поможем ей выбрать зимнюю одежду. Проводится с/р.игра  «Оденем куклу на прогулку на прогулку».

Воспитатель. Дети, наша Маша хочет покататься на качелях, давайте расскажем ,как надо правильно кататься на качелях.

ОБЖ. «Правила поведения на качелях».

Воспитатель: мы поможем мишке собирать веточки на участке и отнести их в кучу.

Дети собирают ветки.

Воспитатель: Вот какие молодцы! Как чисто стало на участке.

  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Цели:
  • — развивать умение выполнять действия в игровых упражнениях, играть на темы из окружающей жизни;
  • — приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  • — стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми;
  • — получить положительный отклик на предложение поиграть.
  • Индивидуальная работа с Варей и Вовой
  • Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах.

Два прыжка! Пять прыжков!

  1. Прыгнем мы до облаков.
  2. Мы такие прыгуны,
  3. Что достанем до луны!
  4. Проводится игра-превращение «Облака».
  5. Цель: развивать воображение, творческие способности.
  6. Воспитатель: Я хочу превратить вас всех в облака, чтобы, пролетая над землей, вы увидели, какая она красивая.
  7. В облака мы превратимся,
  8. К лесу ближнему помчимся,
  9. Чтоб увидеть с высоты
  10. Деревья, травы и кусты.
  11. Трудовые поручения: сбор веток на участке.
  12. Цель: учить детей работать сообща, развивать трудовые навыки.

Источник: http://mdou-3.ucoz.ru/load/konspekt_progulki_nabljudenija_za_vetrom_mladshaja_gruppa/1-1-0-100

Ссылка на основную публикацию