Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по фгос. сказки и притчи разных народов

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Сказки и притчи разных народов

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Дождитесь публикации материала и скачайте свидетельство

о публикации в СМИ бесплатно.

Опубликует не менее 15 материалов в методической библиотеке портала и скачайте

документ бесплатно.

Свидетельство участника экспертной комиссии

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Сказки и притчи разных народов

Оформить бесплатно документ можно здесь

14.08.2017

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Л. В. Занкова. Р. К. «Быль — сказание о Кирилле Батум»

Автор текста: Бисянка Наталья

Оценить

619

Содержимое разработки

  • Конспект урока литературного чтения в 4 классе
  • (Урок- дискуссия)
  • Тема: «Богатыри раз­ных народов» (библиотечный урок)

Р.К. «Быль — сказание о Кирилле Батум»

                Автор текста: Бисянка Наталья

Выполнила:учитель начальных классов Исавнина Евгения Владимировна

МБОУ СОШ № 4 р.п. Ванино Хабаровского края

2017 год

р.п. Ванино

.

Технологическая карта урока

Тема «Богатыри раз­ных народов»
Цели Образовательные:Подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов. Формировать умение вести диалог, умение работать в группах.

  1. Продолжить знакомство с литературными жанрами.
  2. Учиться понимать произведения художников, музыку.
  3. Воспитательные:
  4. Воспитание уважения к историческому прошлому земли Русской.
  5. Пробудить в ребёнке любовь к Родине, желание быть её защитником.
  6. Воспитывать мужество, справедливость, доброту;
  7. Воспитывать у обучающихся нравственно – эстетические чувства.
  8. Развивающие:
  9. Развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников.
  10. Развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль.
  11. Формировать УУД:
  12. — Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  13. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  14. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  15. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
  • Предметные:
  • Знания: Сформируют понятие о нравственных идеалах.
  • Умения: научатся понимать художественные, музыкальные произведения.
  • Навыки:составление устных рассказов
  • Метапредметные:
  • Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
  • Познавательные:использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделе­ния существенных признаков.
  • Коммуникативные:формулиро­вать собственное мнение и пози­цию; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности
  • Личностные:Формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор; Гражданская идентичность в форме осозна­ния «Я» как гражданина Рос­сии, чувства со­причастности и гордости за свою Родину, народ и исто­рию, осознание своей этниче­ской принад­лежности, гума­нистические и демократиче­ские ценности многонацио­нального рос­сийского обще­ства

Также вас может заинтересовать

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/literatura/264989-konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-bogatyr

Конспекты уроков по внеклассному чтению, 1-4 класс, пособие для учителя, Горовая В.И., 2005

Книги и учебники → Книги по литературе

СкачатьЕще скачатьСмотреть Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Конспекты уроков по внеклассному чтению, 1-4 класс, пособие для учителя, Горовая В.И., 2005.Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, применяющих традиционную систему обучения по учебникам.Система, разработанная авторами, нашла живой интерес среди учителей и учащихся. Она полностью соответствует программе по внеклассному чтению. Предложенные в пособии различные формы проведения уроков с использованием разнообразного материала дают возможность каждому учителю творчески подойти к подготовке каждого занятия.

Фрагмент из книги.

ХОД УРОКАСлово учителяСегодня мы с вами послушаем сказку Валентина Дмитриевича Берестова «Аист и Соловей », но прежде рассмотрим рисунки с изображением соловья, прослушаем звукозапись «Голоса птиц».УчительКто как поет? Нравится ли вам пение соловья?А вот аист петь не умеет. Он только стучит своим костяным клювом. Вот и появилась сказка о том, как учились петь соловей и аист. Послушайте ее.Выразительное чтение сказки учителем.БеседаПонравилась вам сказка? Запомнили ее? Давайте попробуем ее рассказать вместе со мной, а кое-что и показать… С чего началась сказка?Давным-давно было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали… О чем? Кто помнит? (Что в одной далекой стране живет Мудрец, который учит музыке.)Что же решили птицы? (Они решили послать к Мудрецу Аиста и Соловья.) Как вы думаете, что они сказали Аисту и Соловью? (Хором: Летите, Аист и Соловей, летите.' Научитесь у Мудреца музыке.' А потом прилетайте обратно и научите петь нас!)Теперь попробуем представить и показать, как вел себя у Мудреца Аист. Послушайте, я еще раз прочитаю вам это место в сказке.Эпизод перечитывают, потом инсценируют у доски.Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Сказки и притчи разных народов

ХОД УРОКА

Слово учителя (с элементами беседы)Сегодня мы познакомимся с творцами книг. Как вы думаете, кто они? (Это люди, которые создают книгу: писатели, художники-иллюстраторы, печатники, переплетчики и др.) Что вы знаете об истории создания книги? (Главное в книге — текст. Его создают писатели.

Важнейшим элементом детской книги являются иллюстрации, над которыми работают художники, затем книга издается в типографии.) Легкая ли это работа? (Нет, эта работа очень кропотливая и сложная.)Давайте вспомним правила общения с книгой.Книга — источник знаний. Мы не только читаем ее, но и любуемся ею как произведением искусства.

Для того чтобы книга стала настоящим другом и наставником, нужно беречь ее:1) Заверни книгу в бумагу — не будет пачкаться обложка.2) Не читай книгу во время еды — можешь испачкать ее.3) Не клади в книгу карандашей, ручек и других толстых предметов — от этого рвется переплет.4) Не загибай углов на страницах книги — углы отрываются и портится книга; сделай себе закладку для книг.

5) Не рви страниц, не рисуй и не пиши ничего в книге, не делай никаких пометок ни чернилами, ни карандашом, ни ногтями.6) Не перегибай книгу — от этого вырываются страницы. Послушаем рассказы детей об авторах книг, подготовленныек уроку.Показ портретов. Сообщения детей.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Конспекты уроков по внеклассному чтению, 1-4 класс, пособие для учителя, Горовая В.И., 2005 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать — pdf — Яндекс.Диск.

06.04.2015 04:55 UTC

Источник: https://nashol.com/2015040683842/konspekti-urokov-po-vneklassnomu-chteniu-1-4-klass-posobie-dlya-uchitelya-gorovaya-v-i-2005.html

Конспект урока по литературному чтению 4 класс по теме "Славянские мифы"

  • III. Работа над новым материалом
  • Физкультминутка
  • — Кто из вас знает, какие народы входят в группу славянских?
  • — Молодцы!
  • -Давайте о них прочитаем, может мы узнаем еще, что-то новое.
  • Проводит опрос по прочитанному.
  • -Где жили племена славян?

-В скольких мирах по представлениям славян обитали боги и духи? Назовите их.

  1. -Почему цифра «три»?
  2. -Кто были древними богами?
  3. -Где обитали берегини?
  4. -Как вы думаете, почему ее назвали Дрёма?
Читайте также:  Каким должен быть режим ребенка 1-2-3 года

-Дрёма – это берегиня, оберегающая здоровье и сон младенцев. А когда приходила к малышу пела колыбельную песенку. Прочитайте ее.

  • На зарядку солнышко поднимает нас.
  • Поднимаем руки мы по команде «раз»,
  • А над ними весело шелестит листва.
  • Опускаем руки мы по команде «два».
  • Пошагать придётся нам – выше голова!
  • Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».
  • Наблюдай за птичками, головой верти.
  • Вот зарядка кончилась.
  • Сядь и отдохни.
  • — Кто поднял вас на зарядку?

— Полистайте учебник со стр.12 по 15. И приготовьтесь ответить на вопрос.

— Как в славянской мифологии называют бога Солнца?

Вызывает к доске докладчика.

— Солнышко нас греет и кормит. Но бывает так, что Солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы. А вот если черные тучи закрыли Солнце и гремит гром, а землю поливает дождем. Как вы думаете, какой бог так страшен в гневе? (Перун)

Вызывает следующего докладчика.

— Древнее славяне верили не только в грозных и свирепых, несущих наказание богов, также они верили в любовь, красоту и юность. И богиню любви они называли Лада. Это нежное, певучее с русой косой девушка.

Она была особенно любимым божеством, которая поддерживала огонь в очаге, утешит страдающих, мужа и жену примерит, принесет тепло и сердечность в молодую семью. Лада приносила лад.

Благополучие и семейное счастье людям.

С наступлением весны приходили праздники Лады. Молодежь играла в горелки. Гореть – значило любить.

  1. — А теперь мы прочитаем о других божествах, некоторых вы, наверняка, знаете.
  2. — Назовите, сказки в которых встречаются: Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей.
  3. — Хорошо, сказки вы знаете.
  4. Отвечают на вопрос. (русские, украинцы, белорусы, чехи, сербы, поляки, словаки, болгары, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы, лужичане)

Читают текст на стр.12 по цепочке.

  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Читают.
  • Поднимают руки
  • Опускают
  • Шагают.
  • Вертят головой в разные стороны.
  • Садятся.
  • Отвечают на вопрос.
  • Отвечают на вопрос (Ярило)
  • Выступает с докладом.
  • Отвечают на вопрос
  • Выступает с докладом.
  • Читают по цепочке.

Качают руками

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-4-kl-1.html

Вестник Педагога | Публикация Шестакова Анна Иннокентьевна

  • Шестакова Анна ИннокентьевнаДолжность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ №3 Населённый пункт: г.Якутск, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: конспект урока литературного чтения
  • Тема: «Сказки народов мира»

04.12.2015

Вернуться назад       Перейти в раздел

Шестакова Анна Иннокентьевна

  1. учитель начальных классов
  2. КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения
  3. Тема: «Сказки народов мира»
  4. Цели и задачи:
  5. План урока:
  6. Оборудование:
  7. ХОД УРОКА:
  8. 1. Давайте
  9. 2. Сегодня
  10. 3. Учитель

4-а класс — Ознакомление детей с национальными костюмами и традициями разных народов. — Закрепление навыков выразительного чтения. — Систематизирование знания о творчестве разных народов. — Развитие творческой активности. — Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой национальности и их культуре. 1. Организационный момент 2. Объявление темы урока — Первая остановка – Африка — Вторая остановка – Англия — Физкультурная минутка – Литва — Третья остановка – Грузия — Четвертая остановка – Армения — Пятая остановка – Россия 3. Подведение итогов урока 4. Заключительная песня – глобус – карта – карта с изображением национальных каст – карта с названиями стран – карта с названиями сказок – рисунки детей – карта с поговорками – раздаточный материал для команд поприветствуем наших гостей. К уроку готовы? Начинаем! мы с вами отправляемся в путешествие. Путь у нас неблизкий. Мы побываем в разных странах и даже на разных континентах. А нашим путеводителем станут сказки, которые мы изучали на уроках. Сейчас вы сами назовете эти сказки. показывает предметы, а дети отгадывают из каких они сказок. – Яблоко – «Золотое яблоко» – Ковер – «Голубой ковер» – Бутылка – «Женщина, которая жила в бутылке» – Рецепт – «Лентяйка» – Сеть – «Дочь-семилетка» Какие сказки? Кто их автор? Это русские народные сказки? — Это сказки народов мира. — Сказки интересные? Поучительные? Есть ли отличие?

ВЫВОД: все сказки учат добру, терпению, не быть жадным и т.д., независимо от

национальности этого народа.

4. Отправляемся

в путешествие при помощи волшебного глобуса. Чтобы посетить страну необходимо запомнить волшебные слова:

«Покручусь, поверчусь! Где окажусь?»

Первая остановка.

Чтобы отгадать название страны, надо узнать сказку. Выступает 1 ученик. Он пересказывает сказку «Лентяйка». Это сказка какого народа? (Африканского). — Ребята Африка – это не страна, а целый континент. Это самый жаркий материк. Там редко идут дожди. Далеко тянутся громадные пустыни (показ на карте). Если так жарко, как вы думаете, нуждаются ли они в теплой одежде? (Нет). Правильно. Поэтому их национальный костюм выглядит так (изображение национального костюма). А знаете, какую посуду используют жители Африки? Это сосуды, сделанные из тыквы. Ее вычищают, сушат на солнце и калебаса готова (показ). Давайте вернемся к сказке. О чем она? О трудолюбии. Это хорошее качество? не имеет значения, кто сочинил сказку. В ней много поучительного для любого человека планеты Земля. Понравилась сказка? Пора и честь знать.

5. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Вторая остановка.

Отгадать сказку. Выступает 1 ученик. Пересказывает сказку «Женщина, которая жила в бутылке». Откуда эта сказка? (^ Из Англии). Значит мы с вами в Англии (показ по карте). А вы знаете, что в Англии особенно ценят вежливость и аккуратность во всем. От поведения за столом до обращения за помощью на улице. Любимый напиток – чай с молоком (показ костюма для национального английского танца). Вы знаете много пословиц и поговорок. В Англии, как и в любой другой стране, есть свои пословицы и поговорки. Даже мало чем отличаются от наших. Как вы думаете, почему? Я буду читать поговорку английскую, а вы подберите к ней русскую поговорку. – Работать левой рукой – (работать спустя рукава) – Когда свиньи полетят – (когда рак на горе свиснет) – Убить двух птиц одним камнем – (убить двух зайцев) – Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах – (лучше синица в руках, чем журавль в небе) — У вас отлично получается. Попробуйте составить поговорки – одну английскую и одну русскую (работа по командам; каждая команда составляет пословицы). – Хорошее никогда не лишне – ^ Кашу маслом не испортишь – В семь часов – дождь, а в одиннадцать – ясно – Семь пятниц на неделе – Муха в бальзаме – Ложка дёгтя в бочке мёда – Под собой разжигать костер – ^ Самому себе рыть яму – Пахать песок – Толочь воду в ступе — Как вам Англия? Прежде чем продолжить путешествие, давайте отдохнем. Туристам тоже нужен отдых. Правда, для отдыха нам нужно переместиться в Литву.

Читайте также:  Стихи на тему «спорт» для детей детского сада

6. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Физкультурная минутка.

— А в Литве любимая национальная игра называется «Огонь, вода». Все участники становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий говорит «огонь» — все начинают приседать; «вода» — все бегут по кругу (ведущий старается запутать игроков, называя подряд одну и ту же команду). Оказывается, мы даже можем играть в игры разных народов. Не важно кто ее придумал. Нам она интересна – мы в нее играли. Я думаю, что сейчас, где-то с другой стороны планеты, тоже кто-то играет в прятки или салки.… Отдохнули? В путь!

7. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Третья остановка.

Ученик пересказывает сказку. Что это за сказка? («Голубой ковер»). Откуда она? (^ Из Грузии); (показ по карте, показ национального костюма). Оказывается за грузинским столом – строгий порядок. Стол ведут весело и красочно. Руководитель стола – тамада, который избирается по старшинству или по остроумия и находчивости. Смех, шутки, цитаты из популярных произведений грузинских поэтов всегда украшают праздничный стол. Есть ли у нас такая традиция? Да, свадьбы, банкеты. Значит, традиции грузинского народа интересны и нам? У нас не застолье, но создать хорошее настроение мы можем. Каждой команде дается стихотворение. Надо исправить ошибки. Злой кабан сидел на ветке Пароход томился в клетке Соловей точил клыки Дикобраз давал гудки Кошка физику учила Маша хвостик свой ловила Буратино сшил себе штаны Портной все поел блины Ёж накрыт к обеду был Чиж усами шевелил Рак летал под облаками Стол гонялся за мышами Чайник прыгал во дворе Мальчик булькал на костре – Весело было в Грузии? Едем дальше!

8. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Четвертая остановка.

Ученик пересказывает сказку. Двое учеников инсценируют ее. Какая это сказка? Кто ее автор? Мы в Армении (показ на карте, показ национального костюма). – конкурс – армянская игра

9. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

  • Пятая остановка.
  • ВЫВОД: если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле
  • исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, ненавидеть друг друга
  • независимо от национальности, цвета кожи.
  • 10. Давайте
  • Игра: «Собери книгу»
  • 11. Что

Ученик пересказывает сказку. Как называется эта сказка? Кто ее автор? Мы заканчиваем свое путешествие в России (показ на карте, показ национального костюма). Наша страна богата различными традициями, а самое главное богатство – это наш великий, могучий язык. Учитель выдает каждой команде лист с контуром человека. — Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. — А теперь подумайте, какими качествами должен обладать человек, живущий на планете Земля (добрый, сильный, смелый, улыбчивый, честный, преданный и т.д.). вернемся к сказкам. Какие сказки мы вспомнили сегодня на уроке? — командам выдается рисунок детей к сказкам, название сказок, название стран. сегодня на уроке мы вспоминали? Что узнали нового? Давайте в заключении споем песню о дружбе людей всего мира (дети поют песню «Шире круг»).

Источник: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=1909

Урок 29. Тема «Сказки зарубежных писателей». Братья Гримм «Маленькие человечки». Дополнительное чтение Братья Гримм «Три брата»

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Литературное чтение

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

  • Закрепить понятие о сказках (народные и литературные, бытовые, волшебные и о животных);
  • учить определять темы сказок, национальные особенности сказок зарубежных писателей;
  • учить сравнивать произведения по теме, авторской принадлежности;
  • учить пересказывать сказку, определять главную мысль;
  • учить определять отношение автора к героям.

Виды деятельности

    Выделять жанровые особенности сказок;
    классифицировать сказки (народные и литературные, бытовые, волшебные и о животных);
    определять авторское отношение к героям произведений (в том числе ироничное, насмешливое).

Ключевые понятия

    Жанр, тема, литературная (авторская) сказка, братья Гримм
№Название этапаМетодический комментарий
1 1. Выявление читательского опыта: работа с выставкой книг – Большое спасибо, ребята, тем, кто принёс книги с волшебными сказками. Рассмотрите их. Назовите, какие сказки вам знакомы. Почему эти сказки называют волшебными? (Там происходят чудеса, превращения.)
2 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Сегодня мы продолжим знакомиться с миром сказки. И познакомимся мы со сказкой «Маленькие человечки» братьев Гримм. Из какой страны пришла к нам эта сказка? Прочитайте подзаголовок. – Послушайте. (Читает учитель и хорошо читающие дети, остальные ученики следят по тексту.)
– Понравилась ли вам сказка? Чем?
– Что особенно запомнилось?
– Выполним модель обложки.
– Какая эта сказка? (Авторская.)
– Кто её автор? Как звали братьев Гримм? Рубрика «Подсказка».
– А почему вы выбрали синий цвет? (Эта сказка волшебная.)
– Докажите.
– Прочитайте заголовок.
3 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику – Когда появлялись маленькие человечки? Прочитайте.
– Какие подарки получили маленькие человечки? Прочитайте.
– Какими были сапожник и его жена? Расскажите. – Подходит ли к этой сказке пословица: «За добро добром платят»? Объясните.
4 4. Обогащение читательского опыта: работа в тетради – Прочитайте песенку маленьких человечков. Найдите и выделите рифмы.
5 5. Обогащение читательского опыта: работа с кроссвордом – Решите кроссворд. Найдите ответы в тексте.
6 6. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Самостоятельное ознакомительное чтение сказки братьев Гримм «Три брата». (Текст размещён в «Учебной хрестоматии», 2 класс, 2 часть. Авт.–сост. Л. А. Ефросинина.)
– К какому виду сказок она относится? Объясните.
– Чему научились братья? – Как сыновья доказали своё мастерство?
7 7. Обобщение изученного: сравнение произведений – Сравните сказки братьев Гримм «Маленькие человечки» и «Три брата». Какие это сказки? – Если на уроке не использовался для чтения текст сказки «Три брата», то сравниваются сказка братьев Гримм «Маленькие человечки» и русская народная сказка «У страха глаза велики».
8 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома – Подготовьте краткий пересказ.
– Выполните задания в тетради.
– Найдите книги со сказками братьев Гримм.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/urok-29-tema-skazki-zarubezhnykh-pisateley-brat-ya-grimm-malen-kie-chelovechki-dopolnitel-noe-chteni-2292/

Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематич

Элла Эльханоновна Кац

Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение». Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование

ПРОГРАММА КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1–4 КЛАССЫ

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература.

Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом.

Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, еще недостаточно владеющим техникой чтения.

При отборе материала часто не учитывалось, что ребенок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребенок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами.

Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определенном этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определенного материала.

Установка обеспечивает интерес ребенка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определенной проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определенной группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребенок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе.

Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года.

Список произведений, включенных в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник – творец, он создает свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углубленной работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л. С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребенка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует ее развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

В первом классе ребенок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма.

Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребенка, ритм создает определенную инерцию речевого «движения», «ведет за собою».

Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им.

В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения.

Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определенное место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения.

В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвертого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению.

Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных

Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=132612&page=7

Ссылка на основную публикацию