Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Моя семья»
Иванова Мария Евгениевна, воспитатель МАДОУ ЦРР – детского сада «Сибирячок», г.п.
Лянтор, Сургутский район, ХМАО – Югра
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Моя семья», направленной на расширение у детей знаний и представлений о семье.
В ходе работы активно применяются игровые методы и приёмы, способствующие развитию речевой активности старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп ДОУ.
Задачи:
Образовательные: продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека. Развивающие: развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь -доказательство.
Формировать навыки применения диалогической и монологической речи. Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье. Воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью.
- Материал и оборудование:
- — стенд «Говорят дети», в центре надпись «Моя семья».
- Предварительная работа с детьми:
- — творческая выставка «Солнышко настроения».
- Предварительная работа с родителями:
- Ход НОД:
— костюмы белого медведя и белой медведицы, мягкая игрушка «медвежонок»; — обручи (на каждого ребенка); — шкатулка на подносе; — сердечки, вырезанные из картона; — микрофон, диктофон для корреспондента; — свечка в подсвечнике; — фамильные деревья на шкафчиках каждого ребенка; — семейные фотографии, расставленные в разных местах группы; — музыкальный центр, диск с записью колыбельной медведицы из мультфильма «Умка», музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева;- чтение и разучивание пословиц о семье; — составление тематических словариков «Семья», «Какое настроение?», «Мама» (какая?), Папа (какой?); — беседа о семье; — рассматривание семейных фотографий; — оформление фамильных деревьев на шкафчиках детей; — оформление речевого стенда «Говорят дети» на тему «Моя семья» (творческое сочинение детей с родителями); — оформление стенда «Моё настроение»;- составление с ребёнком рассказа на тему «Моя семья»; — подбор семейных фотографий для рассматривания в группе.Воспитатель: Ребята, сегодня мы ждем необычных гостей! Давайте приготовимся к встрече. (Воспитатель предлагает детям встать полукругом). — А вот и гости. Заходят персонажи «медведь» и «медведица». «Медведица» держит плюшевого медвежонка. Этюд «Любящие родители» (Звучит музыкальная композиция колыбельная медведицы из мультфильма «Умка», музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева). Мама — медведица и папа — медведь укачивают своего любимого сыночка — медвежонка. Сначала мама — медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа — медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына, и сам тоже немного покачивается. Мама — медведица передает медвежонка медведю. Затем папа — медведь качает малыша, а мама – медведица глядит на обоих ласково, с любовью.
Воспитатель: с кем мы встретились? Как, одним словом назвать всех их вместе?
Дети: семья. Воспитатель: какая у них семья? Как ты считаешь, Катя? Егор, а как ты думаешь, какая у них семья? Я согласна с вами, что у них семья заботливая, любящая. Полина, почему так думаешь? Кирилл? (Ответы детей). Воспитатель: правильно, это семья. А это – любящие и заботливые родители, и их ребёнок. Сабина и Максим, вы так старались, очень были похожи на настоящую семья. Спасибо вам! (Герои уходят). Воспитатель приглашает детей сесть на стулья. Воспитатель: ребята, у вас тоже есть семьи, но они разные, непохожие друг на друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. (Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона). Воспитатель: у меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе». (Берёт с разноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечки, называя слова о семье).
Воспитатель: и вернулась шкатулка ко мне, полная добрых и хороших слов о семье. Каждый из вас говорил о семье интересно, по-своему. А вот вижу здесь музыкальную семью. (Воспитатель достаёт сердечко и делает вид, что читает). Ребята, интересно знать, а музыкальная семья какая еще может быть? Например, выразительная. А ещё какая?
Дети: дружная, весёлая, танцевальная, красивая. Воспитатель: можно сказать про спортивную семью, что она дружная. Почему, Марк? (ответ ребёнка) Воспитатель: я очень рада, что у вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, дети, когда станете взрослыми, также любили и ценили своих близких, заботились о них,. (Воспитатель приглашает детей встать в круг).
Воспитатель: семья родилась очень давно, ребята. Её уважали всегда, поэтому народ сложил много пословиц о семье. Мне нравится одна такая пословица: «При солнышке тепло, при матери – добро». Вы тоже знаете пословицы. Давайте скажем так, чтобы услышали все. Дети передают мяч и говорят пословицы:
— «Дома и стены помогают»; — «Дружная семья гору сдвинет»; — «Вся семья вместе так и душа на месте»; — «Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец»; — «В родной семье и каша гуще»; — «Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют»; — «Дома вместе тесно, а врозь – скучно»; — «В гостях хорошо, а дома лучше»; — «Нет милее дружка, чем родная матушка».
Воспитатель: как вы понимаете пословицу «Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец»? (ответы детей).
Воспитатель: почему так говорят «Вся семья вместе так душа на месте»? (ответы детей). Воспитатель: приглашаю вас выбрать семейный круг. Каждый подойдите к тому кругу, который вам больше понравился. (Дети занимают разложенные на полу обручи). Встаньте на середину. Вам удобно? Закройте глаза и представьте себе, что вы в кругу своей семьи. Представьте рядом своих самых близких членов семьи. Представили? А теперь откройте глаза. Сядьте в середину круга. Воспитатель: к вам пришёл корреспондент. Пусть сегодня это будет Полина. Она будет брать у вас интервью о вашей семье. Ответы должны быть полными предложениями, только тогда они запишутся на дик-то-фон. Корреспондент задаёт детям вопросы: — С кем ты живёшь? — Кто самый старший в вашей семье? — Кто самый младший в вашей семье? — Для мамы ты кто? — Для бабушки ты кто? — Маша, я знаю, ты очень любишь своих близких, а почему? — По секрету я могу сказать вам, ребята, что Кирилл очень заботливый. Хотелось бы узнать у тебя, Кирилл, как ты заботишься о своих близких, что ты делаешь для них? — Кто о тебе заботится? — Расскажи, какая твоя мама? — Расскажи, твой папа, какой?
Воспитатель: спасибо Полина, ты была хорошим корреспондентом. Ваши ответы, ребята, были интересными, было их приятно слушать. Катя, тебе чей ответ понравился? Ребята, извините, но мой диктофон не записал ответ Кирилла.
Марк, напомни, пожалуйста, какой вопрос задали Кириллу. ( Марк повторяет вопрос, заданный Кириллу). Молодец, Марк, вспомнил. Дамир, ты очень внимательно слушал, выручи меня, пожалуйста, скажи, как ответил Кирилл. (Ответ ребенка). Молодец, Дамир, ты настоящий друг.
(Воспитатель пожимает ему руку).
Воспитатель: теперь всё интервью записано. Можно и поиграть. Покажем, какая бывает дружная семья, пальчиками.
- Пальчиковая игра «Дружная семья»
- Воспитатель: вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут все вместе.
- И друг другу улыбнитесь».
- Психогимнастика «Семья»
Этот пальчик – дедушка, (загнуть большой палец правой руки) Этот пальчик – бабушка, (загнуть указательный палец правой руки) Этот пальчик – папочка, (загнуть средний палец правой руки) Этот пальчик – мамочка, (загнуть безымянный палец правой руки) Этот пальчик – я, (загнуть мизинец правой руки) Наша дружная семья! (ритмичное сжимание, разжимание пальцев правой руки) «Собирайтесь, дети, в круг, Я твой друг, и ты мой друг, Крепко за руки возьмитесьВоспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Егор радуется, давайте у него спросим, когда папа и мама бывают такие радостные? Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются? Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся? Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Катя? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?
Воспитатель: вот таких спокойных детей я хочу пригласить в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом? Дети: да. Воспитатель: тогда в путь. (Воспитатель приглашает детей в приемную комнату). Воспитатель: вот мы с вами и пришли в чудесный, необычный сад. (Обращает внимание детей на то, что в этом саду растут необычные деревья. На дверцах шкафчиков размещены фамильные деревья.)
b]Воспитатель:[/b] дети, посмотрите на свои деревья, почему они необычные, чудесные? (Ответы детей). Воспитатель: правильно, вместо плодов на деревьях – фотографии. Это – фамильные деревья. (Воспитатель предлагает детям сесть). Воспитатель: хотелось бы услышать рассказ о семье от Кати. Я знаю, у ее родителей очень интересные любимые занятия. (Рассказ ребёнка). Воспитатель: наш Дамир придумал очень красивое слово о своей семье. Расскажи о своей семьей. (Рассказ ребёнка). Воспитатель: а вот у Егора и папа, и мама работают на интересной работе, они пожарные. Егор, расскажи нам о своих близких. (Рассказ ребёнка). Воспитатель: я знаю, у Полины очень интересная семья и они куда-то собираются ехать. Расскажи, Полина. (Рассказ ребенка). Воспитатель: ребята, у вас очень интересные рассказы о ваших семьях. Но у нас мало времени. Мы с вами ещё вернёмся в наш чудесный сад и расскажем остальным детям нашей группы о своих семьях.
Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье, а пламя от свечки обязательно донесёт их до ваших близких. (Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье…» гаснет свет, дети передают свечку друг другу). Воспитатель: я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно сбудутся. (Включается свет.) Воспитатель открывает стенд» Моя семья» с фотографиями детей, воспитателей, помощника воспитателя группы. Воспитатель: Я, ты, он, она! А вместе — целая дружная группа! Группа — ведь это тоже, как семья. Об этом мы поговорим в следующий раз.
Список используемой литературы:
1. Бачина О.В., Коробова Н.В. Пальчиковая игра. М., 2007. 2. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок. М., 2010. 3. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
Фотографии из личного архива автора
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч Как развивается речь ребёнка до года Материал для речевого развития дошкольников Конспект занятия «Домашние птицы» младшая логопедическая группа
- Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка
- Конспект занятия по хореографии в старшей группе
- Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе
- Сценарий музыкального тематического занятия с дошкольниками 5-6 лет
Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/ivanova-marija/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-v-starshei-grupe-po-teme-moja-semja.html
Конспект занятия в старшей группе на тему «Моя семья»
- Программное содержание
- Образовательные задачи: формировать навыки выразительного исполнения мелодий песен; развивать умение согласованно выполнять танцевальные движения в паре.
- Развивающие задачи: развивать навык осознанного внимательного восприятия больших музыкальных произведений, эмоционально сопереживая их настроению.
- Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви к своим близким и родным, к своей семье; продолжать развивать такие качества личности ребенка, как сочувствие и сопереживание; совершенствовать умение оценивать свои поступки и поступки окружающих.
- Словарь: ввести в активный словарь детей слово «сочувствие»; объяснить значение слова «бессердечность».
Музыкальный репертуар: «Утро» (Э. Григ); «Мелодия» (А. Рубинштейн); «Золотая свадьба» (Р. Паулс); «Губки бантиком» (О. Попкова).
Предварительная работа: знакомство с песней «Золотая свадьба» Р. Паулса; организация выставки детских рисунков «Папа, мама, я — дружная семья»; беседа о доброжелательных отношениях в семье.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку «Как прекрасен этот мир…» Д. Тухманова.
Музыкальный руководитель: Доброе утро, ребята! Я приготовила для вас картину. Скажите, пожалуйста, кто изображен на этой картине? Как можно назвать этих людей одним словом? Правильно — это семья, в ней живут родные, любящие друг друга люди. Ведь не даром говорится, что семья — это лаборатория любви.
- Люблю я маму, папу
- И братика с сестричкой,
- И я ее не дергаю за тонкие косички,
- И с братом я не ссорюсь уже почти два дня.
- Я деда с бабушкой люблю,
- И любят все меня.
- Ведь дедушка и бабушка,
- Сестра и брат, и я,
- И папа с мамой-ладушкой —
- Мы дружная семья.
— Ребята, ваша семья — это самое дорогое, что есть у вас на свете. Ее надо любить и беречь. Скажите, пожалуйста, относитесь ли вы с уважением к своим бабушкам и дедушкам? Что бы вы хотели им пожелать? (Ответы детей — здоровья, радости, долголетия.)
Дети исполняют песню «Золотая свадьба» Р. Паулса.
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы переживаете за своих родителей? Когда родители расстроены или плачут, больно ли вашей душе? Запомните: умение разделить печаль и душевную боль другого человека называется сочувствием.
Ребята, я открою вам секрет: оказывается, взаимоотношения в семье зависят от каждого, кто в ней живет, и в первую очередь от вас. В семье мы учимся проявлять внимание и заботу о старших. А как это у вас получается, мы сейчас проверим. Представьте себе, что ваша мама пришла с работы чем-то расстроенная, усталая.
Какими действиями мы можем ее поддержать, изменить ее настроение?
Проводится тренинг «Усталая мама». Воспитатель изображает усталую маму, пришедшую с работы. Кто-то из детей берет ее тяжелые сумки, другие приносят домашние тапочки, третьи готовят для нее горячий чай с лимоном, а кто-то подошел, обнял свою мамочку и тихонько прошептал ласковые слова «Солнышко мое, как я тебя люблю».
Музыкальный руководитель: Молодцы! Я рада, что в ваших сердцах живет забота и любовь к своим близким. А доставить радость своим родным можно не только добрыми словами, но и добрыми делами. Расскажите, пожалуйста, как вы это делаете?
- 1-й ребенок:
- А что же сестренка
- Скучает в сторонке?
- Волшебное что-нибудь
- Сделай сестренке!
- Вдруг ты обернулся ретивым конем —
- Галопом сестренка помчалась на нем.
- 2-й ребенок:
- Хоть мама еще не вернулась с работы,
- Не трудно узнать ее думы, заботы:
- «Вернусь — хорошо бы пошить, повязать,
- Да надо с уборкой возиться опять!»
- И ты совершаешь веселое чудо —
- Ковер засверкал, просияла посуда!
- И ахнула мама, вернувшись домой:
«Да это как в сказке! Волшебник ты мой!»
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «И я тоже!». Я буду называть поступки, если они добрые — вы скажите: «И я тоже», если нет — то промолчите.
— Я убираю свои игрушки — и я тоже.
— Я ругаюсь с братом — ….
— Я укладываю спать сестренку — и я тоже.
— Я поливаю цветы — и я тоже.
— Я разбрасываю свои вещи — ….
— Я дергаю кошку за хвост — ….
- — Я играю с младшей сестренкой — и я тоже.
- — Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку — и я тоже.
- — Я не здороваюсь с соседкой — …
- — Я мою посуду и пол — и я тоже.
- Проводится игра «Заботимся о родителях и своих близких».
- Педагог, поочередно бросая детям мяч, спрашивает, как можно проявлять заботу в следующих ситуациях:
- — мама заболела;
- — папа очень устал;
- — у мамы много дел по хозяйству;
- — у папы неприятности на работе;
- — у бабушки грустное настроение;
- — у дедушки болит голова;
- — у братишки сломалась машинка;
- — сестренка испачкала платье.
- По окончании игры педагог просит детей поступать в жизни так, как они говорили.
Воспитатель: Да, ребята, добрые дела, которые вы делаете для своих близких, поднимают им настроение, радуют их. Любовь папы, мамы, бабушки, дедушки согревает нас, как солнышко в маленькой стране под названием Семья. И от этой любви наши ребятки расцветают, как прекрасные цветочки, и с удовольствием исполняют танец «Губки бантиком».
Дети исполняют танец под музыку «Губки бантиком» О. Попкова.
Музыкальный руководитель: А сейчас мне хочется рассказать вам сказку «У солнца»:
Жил-был на свете мальчик. Не было у него ни отца, ни матери. Был он сиротой. Как-то раз постучался он в дверь богатого дома, чтобы попросить кусок хлеба. Богатая женщина выглянула из окошка и сказала: «Прогоните прочь этого нищего!». Глотая слезы, малыш отошел от богатого дома.
Он шел по дороге и думал: «Никто меня в этой жизни не любит, кроме солнышка. Только оно согревает меня своим теплом». Дело близилось к вечеру, солнце садилось за горизонт. Мальчик решил идти вслед за солнцем.
Вдруг по дороге ему повстречался пастух, который участливо спросил: «Малыш, куда ты идешь один? Уже темно». Мальчик ответил: «Я иду в гости к солнцу, потому что никто, кроме солнышка, меня не любит».
Пастух погладил мальчика по голове и сказал: «Пойдем со мною! У меня у самого трое ребятишек! А там, где есть место троим, найдется место и четвертому!». Взявшись за руки, они отправились в дом пастуха.
Дом пастуха дышал теплом и уютом, за столом сидело трое малышей, которых мама кормила парным молоком и горячим хлебом. Жена пастуха с улыбкой сказала: «Садись с нами за стол, малыш! Ты, наверное, очень устал». Малыш уснул, ласково прижавшись к своей новой маме. А ночью мальчику приснился удивительный сон: как будто солнышко нежно обнимает его своими лучами.
Музыкальный руководитель: Скажите, пожалуйста, ребята, как отнеслись к мальчику пастух и его жена? А была ли доброй и сердечной женщина из богатого дома? Ребятки, как вы думаете, все ли люди могут разделить печаль и радость другого человека? Видите, как опасно бывает равнодушие, оно может вырасти в такое страшное качество, как бессердечие. Да, наши сердца должны быть чуткими и добрыми, честными и нежными, чтобы сохранить любовь к родному дому, родной семье и пронести ее через всю свою жизнь!
Воспитатель: А сейчас, мои дорогие, я приглашаю вас нарисовать своих близких: папу, маму, бабушку, дедушку, братика, сестренку!
Цветотерапия «Моя семья». Звучит классическая музыка «Утро» Э. Грига, «Мелодия» А. Рубинштейна или по выбору.
- Воспитатель: Молодцы, ребята, вы нарисовали замечательные рисунки!
- Обожают здесь детишек,
- Дарят книги, кукол, мишек,
- Все сокровища земли —
- Полон этот дом любви.
- Здесь читают на ночь сказки,
- Здесь живут добро и ласка!
Здесь целуют перед сном…
Это наш любимый дом!
Дети под музыку «Как прекрасен этот мир…» Д. Тухманова выходят из зала.
Авторы: Ирина Викторовна Романова, Марина Борисовна Кожанова
Источник: https://kladraz.ru/metodika/konspekty-zanjatii-s-doshkolnikami/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-na-temu-moja-semja.html
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада «Моя семья и родственники»
Автор занятия: Сорокина А. М., воспитатель высшей категории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» городского округа Тольятти.
Задачи:
Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Лексическая работа: упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.
Предварительная работа:
Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.
Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи.
Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Беседа родителей с ребенком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»/
Материал:
Семейные фотографии детей и родителей, карточки с изображением «генеало-гического древа», медальоны для награждения.
Ход занятия:
Воспитатель:
«Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье».
— Ребята, как вы думаете, что такое семья? /это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка/.
— Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
— Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?
— Как можно назвать их всех одним словом? /семья/.
— Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? /только родственники/.
— Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? /вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно/.
— А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках.
Так как их было очень много, и они не запомина-лись надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными».
А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.
А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
Дидактическая игра «Расскажи о своем генеалогическом древе»
/начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся/.
Дидактическая игра «Сравни — кто старше? Кто младше?»
- Папа — дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама — бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка — внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка — внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/; - Брат — сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
- Дедушка старый — внук …/молодой/;
Папа высокий — сын …/низкий/;
Брат трудолюбивый — сестра …/ленивая/;
Белье чистое — …/грязное/;
Хлеб свежий — …/черствый/;
Мама спускается — дочь …/поднимается/; - Папа наказывает — мама …/жалеет/ и другие пары слов.
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
- Раз, два, три, четыре,
/хлопки в ладоши/ - Кто живет в моей квартире?
/пожимают плечами/ - Раз, два, три, четыре, пять,
/хлопки в ладоши/ - Всех могу пересчитать.
/руки в стороны/ - Папа, мама, брат, сестренка,
/загибают по одному пальцу на обеих руках/ - Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья. - /сжимают и разжимают кулачки/
Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
шарф /чей?/ — мамин, папин, дедушкин …
Шапка /чья?/ — бабушкина, мамина …
Очки /чьи?/ — дедушкины, бабушкины …
Платье /чьё?/ — мамино …
Ботинки /чьи?/ — папины …
Кофта /чья?/ — Танина, Машина, мамина …
Плащ /чей?/ — Сережин, Пашин, дедушкин, папин …
Дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?»
/Найти на выставленных фотографиях маму и папу названного ребенка, опираясь на внешнее сходство/
Игра «Какая у вас семья?»
- большая — маленькая
дружная — заботливая
трудолюбивая — веселая
добрая — хорошая
строгая — здоровая - крепкая — счастливая
- Воспитатель:
— Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать …/
— Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».
Скачать конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «Моя семья и родственники» для старшей группы детского сада
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …
Читать дальше…
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/moya-semya-i-rodstvenniki.html
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе "Моя семья. Родословная моей семьи"
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- — активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- — совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- — продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
- Коррекционно-развивающие:
- — закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- — закреплять знания о родственных связях слов;
- — развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- — учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- — вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
- Коррекционно-воспитательные:
- — воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- — формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.
Материал:
плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме «Семья»; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа
: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход занятия
Организационный момент.
«Собрались все дети в круг. Я — твой друг и ты — мой друг. Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .»
Объявление темы.
— Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья? Папа, мама и я, И сестренка моя- Вот и вся у нас семья: — Ну а как же бабушка? — Ну а как же дедушка? Что такое семья? Папа, мама и я, Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.
— Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).
— А что написано о семье в словаре Ожегова? ( Чтение определения семьи в словаре).
— Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш — одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Развитие лексико-грамматических категорий.
— А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
- Мальчик для папы и мамы кто?
- Мальчик для дедушки и бабушки?
- Девочка для папы и мамы?
- Девочка для дедушки и бабушки?
- Папа для дедушки и бабушки?
- Мама для дедушки и бабушки?
- Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
— У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра «Подбери признаки»
— А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
- Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
- Папа — строгий, умный, сильный:
- Бабушка — старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
- Дедушка — старый, мудрый, седой:
- Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
- Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
Составление генеалогического древа.
— Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху — маленькие. А внизу — большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи — листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья )
- — Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)
- — А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)
- — Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
Физминутка
«Семейная зарядка».
Осенью, весною Летом и зимою Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает Повороты вправо — влево Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Рассказы детей о членах семьи.
Мама.
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она, Кто она? Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)
(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)
Папа.
Мой папа красивый И сильный, как слон. Любимый, внимательный, ласковый он. Я жду с нетерпением папу с работы. Всегда мне в портфеле приносит он что-то. Мой папа находчивый, умный и смелый Ему по плечу даже сложное дело. Его обниму я и тихо шепну: — Мой папочка, я тебя крепко люблю! Ты самый заботливый, самый родной, Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья. До чего хорошая бабушка моя! Сказок знает столько, что не перечесть, И всегда в запасе новенькое есть. А вот руки бабушки — это просто клад! Быть без дела бабушке руки не велят. Золотые, ловкие. Как люблю я их! Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)
(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).
Дедушка.
Мой дедуля дорогой, Мы гордимся все тобой! И скажу я по секрету: Лучше нет на свете деда! Буду я всегда стараться На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)
(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).
Младший брат.
Есть у меня братишка Смешной такой мальчишка! Мне во всём он подражает И ни в чём не уступает. Если мы играем в мячик, Я скачу, он тоже скачет, Я сижу — и брат сидит, Я бегу — и брат бежит. Такой смешной мальчишка Младший мой братишка.
(И. Лопухина)
(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).
Пальчиковая гимнастика.
Игровое упражнение «Кто пришёл?»
Кто пришёл? Мы — мы — мы, Папа, папа, это ты? Да — да — да, Мама, мама, это ты? Да — да — да, Братец, братец, это ты? Да -да — да, Ах, сестрица, это ты? Да — да — да, Все мы вместе?
Да — да — да.
Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).
«Детский сад — моя вторая семья».
— Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
— А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
— А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).
— А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
— А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).
Итог занятия.
— Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы — самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Литература:
- «Говорим правильно» О. С. Гамзяк . Москва. Издательство » Гном и Д» 2010
- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва » АЗЪ» 1995 2-е издание
- «По дороге к азбуке» Т.Р. Кислова Методические рекомендации Москва » Баласс» 2002
4.01.2012
Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/605817/
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Моя семья»
Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.
Задачи:
1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.
2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.
3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.
Методические приемы:
Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, физ. минутки, рисование, моделирование.
- Материал демонстрационный: Карточки — схемы с изображением человека, фотографии.
- раздаточный: Альбомные листы, карандаши, карточки- схемы.
- Предварительная работа:
- — Разучивание пословиц и поговорок о семье.
- — Рассматривание фотографий, иллюстраций.
— Чтение стихотворений А.Костецкий «Самое дорогое», О.Дриза «Мама», И.Мазнин «Простое слово», С.Капутикян «Папа».
- — Беседа о семье.
- — Рисования на тему « Моя семья».
- Ход занятия.
- Воспитатель (В.)
- — Здравствуйте, ребята!
- Я пришла к вам в гости!
- Вы меня не знаете, но я очень хочу с вами познакомиться.
- — А вы хотите со мной познакомиться?
- Дети (Д.)
- -Да.
- В.
- — Ребята, кто знает, что такое семья?
- (выслушиваю ответы детей).
- — Как можно сказать одним словом о тех, с кем вы живете в одной квартире?
- (семья, родные, родственники).
- В.
— Семья — это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Как, вот этот цветок. Посмотрите, как много лепестков соединились вместе, как большая, дружная семья. Пусть этот цветок поможет нам в нашем занятии. ( Ставлю в вазу).
- — Ребята, я тоже хочу рассказать о своей семье.
- (дети садятся на стульчики).
- — Я хочу показать вам фотографии всех членов моей семьи.
- (показываю фотографии и выставляю их на мольберте)
- — Это я (Элла Анатольевна), работаю воспитателем в детском саду «Сказка».
- — Это мой муж (Петр Григорьевич), он папа моих детей.
- — Это моя дочь (Саша).
- — А это, мой сын (Илья).
Они уже выросли, стали взрослыми. У моей дочери Саши родился сын – Никита, он мой внук.
- — Это моя семья, которую очень люблю, ценю.
- Есть в доме любом
- Семейный альбом.
- Как в зеркале,
- Мы отражаемся в нем.
- Пускай, не всегда мы красивы,
- Зато эти фото правдивы.
- — Я показала вам фотографии членов моей семьи, но людей еще можно изображать и значками.
- — Я хочу вас этому научить.
- В.
- — А, вы хотите этому научиться?
- Д.
- — Да, хотим!
- В.
- Ставлю первый значок (женщина)
— Как вы думаете, кто это? Посмотрите внимательно.
- Д.
- -Тетя, девочка, женщина.
- В.
- Правильно, это значок обозначает женщину.
- (ставлю значок мужчина)
- — Как вы думаете, кто это?
- Д.
- — Дядя, брат, папа
- В.
- — Это, значок мужчина.
- (ставлю значок старушка).
- В.
- — Как вы думаете, а этот значок, кого обозначает?
- Д.
- — Бабушка, старая тетя.
- В.
- — Почему вы так решили?
- — Правильно, это старушка.
- (ставлю значок старичок).
- В.
- — Как вы думаете, а это кто?
- Д.
- -Старичок, дедушка.
- В.
— Правильно, это старичок. Молодцы!
- В.
- — А, если женщина — родная мама, бабушка, мужчина – родной папа, дедушка.
- — Какой значок можно придумать, чтобы отличить их от незнакомых людей?
- (дать детям подумать и высказать свои предположения).
- В.
- — Хорошо, я вам помогу.
- (выставляю карточки с сердечком под первым рядом).
- — Одинаковые изображения или нет?
- — Чем отличаются?
- — Что появилось?
- Д.
- — Появилось сердечко.
- -Значит кто это?
- Д.
- — Мама, папа, дедушка, бабушка.
- В.
- — Всех родных нам людей, мы узнаем по изображенных у них сердечкам, потому-то они самые близкие, самые родные, самые любимые.
- В.
- — А теперь, я посмотрю, как вы запомнили значки.
- (показываю карточки, которые на доске).
- — Молодцы, запомнили!
- — А, сейчас отдохнем.
- — Подойдите все ко мне, вставайте в круг.
- (дети встают в круг).
Физ. минутка.
- В.
- «Собрались все дети в круг.
- Я — твой друг и ты мой друг.
- Крепко за руки возьмемся
- И друг другу улыбнемся.
- Посмотрю на ваши лица,
Я хочу с вами подружиться». Как хорошо, когда вы все улыбаемся.
- — Сейчас мы с вами поиграем, вы будете повторять за мной.
- — Готовы?
- Пальчиковая
- Игра « Семья».
Раз, два, три, четыре! Хлопки на счет.
- Кто живет в моей квартире?
- Раз, два, три, четыре, пять Хлопки на счет.
- Всех могу пересчитать!
- Мама, папа, брат, сестренка Поочередное поглаживание пальчиков.
- Кошка Мурка, два котенка,
- Мой щегол, сверчок и я,
Вот и вся моя семья! Показ кулачков.
- В.
- (дети садятся на свои места).
- — А, теперь мы поиграем в игру; если вы хорошо запомнили значки, вы быстро справитесь с заданием.
— У вас на столах лежат карточки, разложите их на столе. Готовы?
- В.
- — Покажите карточку — маму, бабушку, папу.
- (дети показывают 3-4 значка).
- — Молодцы, быстро справились с заданием.
- В.
- — А, теперь новое задание, значками нарисуйте всех членов своей семьи, я с ними, познакомлюсь.
- (дети рисуют).
- В.
- — Ира, кого ты нарисовала?
- Д.
- -Маму, папу, брата.
- (спросить всех детей).
- В.
- — Маша, назови ласково по имени, маму
- — Витя, назови ласково по имени, папу.
- В.
- — Спасибо, ребята я теперь знаю всех членов ваших семей.
- — Я поняла, что у вас у всех большая, дружная семья, такая, как наш цветок.
В.— А, вы знаете стихотворение о семье?
- Д.
- — Да.
- В.
- — Расскажи, Ваня, пожалуйста, даю ему цветок.
- Д.
- — Я люблю свою семью
- Маму, папу я люблю,
- Люблю деда и бабусю,
- И щенка, и кошку Мусю!
- Все кого я так люблю
- Имеют право на семью!
- В.
— Молодец! Спасибо!
— Как хорошо, что у нас всех есть семья!
— Семьи бывают разные, большие и маленькие, но все мы их одинаково любим.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг другу. Этот рисунок вашей семьи вы сохраните и положите в альбом, который будет называться «Моя семья». А этот цветок я дарю вам в группу.
В.
— Ребята, вам понравилось занятие? Чему мы сегодня научились?
- (ответы детей).
- — Ну, а я надеюсь, что мы с вами останемся друзьями, и, встретившись на улице, вы со мной обязательно поздороваетесь.
- — Спасибо!
- (занятие было проведено с детьми из другого детского сада)
Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/1756-konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-moya-semya.html
Конспект открытого занятия «моя семья» — pdf
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Солнышко» Конспект занятия по патриотическому воспитанию на тему: «Семья». Выполнила: социальный педагог Кукарцева Н.И. п. Тазовский 2016г. Цель:
Подробнее
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад 268 «Елочка» компенсирующего вида» РФ 644050, г. Омск-50, улица Малунцева, 6А тел. (3812) 67-13-78 А.Н. Марус, воспитатель старшая
Подробнее
МУ УДО Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 51 «Радуга» г. Альметьевск» Конспект НОД образовательная область «Познание» тема: «Права ребенка»
Подробнее
Проект: «Моя родословная». 2 класс Учитель: Юровская Наталья Юрьевна Проект: «Моя родословная». Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию
Подробнее
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Семья» для детей средней группы Тарица Оксаны Александровны, воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
Подробнее
Номинация: «Конспект непосредственно образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения». Верезгова Елена Александровна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное
Подробнее
Конспект непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Познавательно- речевое» Образовательная область: «Познание» Тема: «Семья» Возрастная группа: старшая Подготовила: Худойбердиева
Подробнее
Конспект интегрированного занятия «Моя семья» (логопедическая группа) 1 Конспект интегрированного занятия на тему: «Моя семья». Программное содержание: Сформировать представление о семье как о людях, которые
Подробнее
Познавательные: Занятие «Моя родословная» Задачи 1. Учить составлять генеалогическое древо. Формировать представление о том, что такое род и родословная. Учить поддерживать и укреплять семейные традиции.
Подробнее
МДОУ «Детский сад комбинированного вида 2» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Я и моя семья» ОО «Познание» Воспитатель: Калачева О.М. Г.Сергиев
Подробнее
«Это все мое родное..» Задачи: Расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими
Подробнее
Чепа О.М. воспитатель МБДОУ детский сад 126 Конспект НОД на тему «Моя семья». по формированию представлений детей о семье. Цель: закрепить представления детей о семье (семья состоит из людей, которые являются
Подробнее
МБДОУ ДС «Золотой ключик» г. Певек Единый день толерантности (средняя группа 7 «Колокольчик») Воспитатель: Ядыкина Т.Н. Ноябрь, 2016г. 23.11.16г. НОД Познание «Моя семья» Программное содержание: 1. уточнять
Подробнее
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида 2 категории Новоспасский детский сад 6. Конспект образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Подробнее
НОД: «Моя семья- моя радость» Цель: формировать у детей понятие «семья», закреплять первоначальные представления о родственных отношениях в семье. Развивать у детей стремление быть полноправным членом
Подробнее
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Семья-это важно. Семья-это сложно. Но счастливо жить одному невозможно» Цель: формировать общее понятие «семья»; Задачи: расширить знания
Подробнее
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей семейной принадлежности, в подготовительной к школе группе на тему: «Герб моей семьи». ПРОВЕЛИ ВОСПИТАТЕЛИ НЕМЦОВА В.В. МИРОШНИКОВА
Подробнее
Источник: https://docplayer.ru/26972315-Konspekt-otkrytogo-zanyatiya-moya-semya.html