Конспект занятия для младших школьников. обереговая кукла своими руками

Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «Оберег для семьи»

Познавательные: Познакомить с изготовлением традиционной куклы. Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Развивающие задачи: через игрушку познакомить с историей, традициями на Руси и приобщать к обрядовой культуре. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук и творческие способности.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народной культуре, эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Методы и приемы: беседа с детьми, индивидуальное проектирование деятельности, познавательный диалог, практическая работа

Оборудование: интерактивное оборудование, презентационный материал, аудиозапись русской народной музыки. По количеству детей — ложка деревянная, немного синтепона, повязка-повойник, двойной лоскут на юбку по длине ручки ложки, два прямоугольника белого лоскута для рук по 10х15 см, косынка по диагонали 40-45 см, хлопчатобумажные нитки, фурнитура для украшения (тесьма, лента).

Интеграция: художественно-эстетическое развитие, познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое

Под русскую народную музыку в зал заходят дети и присаживаются на стулья. Их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: — Здравствуйте ребята! Вы любите играть в куклы?

В.: — А вы знаете, что куклы могут быть не только для игры?

В далекие времена, их придумали для защиты людей и их жилища от бед, и назвали куклы- обереги.

А вы знаете, что такое куклы- обереги и как они выглядят?

Д.: — Нет, не знаем.

В.: — Сейчас вы все узнаете. Но прежде я хочу вам сделать сюрприз (показывает корзину с цветными клубками). Эти клубочки не простые, а волшебные! Они нам помогут отправиться в путешествие, в далекое прошлое. Скажем все громко волшебные слова:

Воспитатель бросает по одному клубочку каждому ребенку.

В.: Молодцы! Ой, слышите ребята! Что это за звук? Он доносится из корзинки. (Воспитатель смотрит в корзину и достает из нее клубок ниток)

Ребята, когда мы произнесли волшебные слова, один клубок ожил.

Клубок: — Здравствуйте ребята! Спасибо, что разбудили меня. А раз я проснулся, послушайте, что я вам поведаю:

  • Слайд № 1 (на экране сени в русской избе)
  • У обрядов на Руси множество заветов
  • И один из них – шитье кукол – оберегов.
  • По поверью, талисман, защитит хозяев,
  • Забирая на себя бремя испытаний.
  • В древние времена, придумали наши предки куклы.

Славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности» и называли их куклы-берегини. Например:

Кукла «Купавка». На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки – заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.

Куколка «Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Горошинка») — это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла – символ солнца и добрых отношений в семье.

Куклы «День и Ночь»куклы- обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют, вперед, светлую, а ночью – темную.

Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье, а, обретая черты лица, теряет свои магические и обережные свойства.

Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Куклы- обереги оставались в русской избе на всю жизнь.

Таких кукол-оберегов на Руси было очень много.

Их изготовлением занимались только женщины, создавая куклу, мастерица нашептывала разные заговоры-наговоры (например: на лад в семье).

Делали таких кукол из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань. Одеяние таких кукол было очень простым, незатейливым.

В.: — Ребята, а вы хотите сделать свою куклу-берегиню, которая будет не только украшать ваш дом, но и приносить радостные вести, хранить здоровье, достаток и любовь в вашем доме?

Клубок: — Вот и хорошо, вот и ладненько! А мои ниточки помогут ребятам в этой не легкой работе.

В.: — Но, для того чтобы у нас получились красивые куклы нам надо размять пальчики и сделать гимнастику.

  1. Физкультминутка для пальцев рук:
  2. Дружно пальчики сгибаем,
  3. Крепко кулачки сжимаем.
  4. Раз, два, три, четыре, пять –
  5. (Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулаки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

В.: — Молодцы ребята! А сейчас мы приступим к работе.

  • Аудиозапись № 3 (Звучит народная музыка.)
  • Наполняем ложку синтепоном и завязываем повязкой-повойником.
  • Белый лоскут скатываем в трубочку и обозначаем ладонь красной ниткой.
  • Привязываем скатанный в трубочку лоскут ткани (руки) к ручке ложки ладошками вверх.
  • Юбку низом кверху перевязываем вокруг ручки ложки как можно выше.

Опускаем юбку, надеваем косынку, а при желании кружевом или лентой оформляем платье под сарафан. Кукла готова. Ребята, мы с вами сделали такую сложную работу и вы, наверное, устали! Предлагаю отдохнуть и сделать всем вместе релаксационные упражнения для мимики лица:

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивляюсь, расслабить.

2. Нахмуриться (сержусь)— расслабить брови.

3. Расширить глаза (страх, ужас)— расслабить веки (лень, хочется подремать).

4. Расширить ноздри (вдыхаю) – выдохнуть, расслабиться.

5. Зажмуриться (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога).

6. Сузить глаза (китаец задумался) – расслабить.

7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабить.

8. Оскалить зубы (африканская ярость)-расслабить щеки и рот.

9. Оттягиваем вниз нижнюю губу (отвращение) и расслабить.

А теперь, когда вы сделали свои куклы, давайте придумаем им имена (дети придумывают и называют имена кукол). Большое спасибо вам ребята за внимание и за вашу работу. Желаю, что бы куклы, сделанные вашими руками, приносили вам удачу и хранили всю вашу семью!

Конспект занятия для младших школьников. Обереговая кукла своими руками
Конспект занятия для младших школьников. Обереговая кукла своими руками

Источник: http://argi.su/magiya-i-gadaniya/konspekt-zanyatiya-po-izgotovleniyu-tryapichnoj-kukly-obereg-dlya-semi

Конспект занятия в подготовительной группе тема: «Кукла оберег – десятиручка»

  • Конспект занятия для младших школьников. Обереговая кукла своими рукамиКонспект занятия в подготовительной группе тема: «Кукла оберег – десятиручка»
  • Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития ребёнка — детский сад № 21 «Малышок»
  • Кружок «Волшебный клубочек»

Программные задачи. Учить детей изготавливать куклу оберег (Десятиручку). Закреплять умение наматывать нитки на основу, закреплять их узлом. Развивать фантазию, воображение, творчество детей, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь, интерес, эмоциональную отзывчивость к традициям русского народа.

Предварительная работа: Дети знакомятся с русской обрядовой куклой десятиручкой, рассматривают её. Делают заготовки туловища, рук.

Ход занятия

Ребята давайте сядем рядком, да поговорим ладком. Давним, давно, когда бабушки бабушек были молодыми, всё в мире было по-другому. Тогда не было не телевизора ни магнитофона, а чем же занимались люди? Они вели хозяйство, работали в поле. И вот осенью когда урожай на полях был собран, собирались девушки на посиделки, песни пели да разговоры вели. Да рукодельничали – пряли да ткали.

А ещё в помощь себе они изготавливали кукол. Наши предки обращались за помощью к куколкам, которые помогали в решении их жизненных проблем. Считалось, что через куклы можно общаться напрямую с предками и просить у них помощи и защиты.

Существовали куклы-помощницы в делах, целительские куклы, обережные куклы, куклы, помогающие сохранить или привлечь достаток в дом и т.д Кукла десятиручка помогала мастерицам древней Руси справляться с множеством дел. Имея 10 рук, она помогает нам и сейчас.

В жизни наших предков куклы играли несколько иную роль, нежели сейчас. Им уделялось особое значение. Их хранили, передавали из поколения в поколение. Вот и сегодня пришло время наших посиделок. И сегодня мы с вами тоже изготовим куклу которая называется десятиручка.

Давайте вспомним, что же мы приготовили уже для неё.

(ручки, основу туловища)

  1. Нам нужно на основе разрезать низ.
  2. Затем отрезать нитку и перевязать основу там, где у нас будет располагаться голова.
  3. Возьмём ручки, которые мы изготовили заранее, распрямим их и положим внутрь основы.
  4. Затем перевяжем двумя узлами под ручками, и у нас получится талия куклы.
  5. Давайте поправим все ручки, и каждой будем приговаривать, что какая ручка поможет нам делать, можно шепотом кукле на ушко, а можно проговаривать вслух.
  6. А теперь вам нужно украсить свою куклу, кто как хочет, можно завязать ей бантики, подвязать фартук, на голову, завязать ленту или косынку. Дети работают над куклой. Ай какие вы молодцы поработали на славу. Кажется, мне к вам гости идут.
  1. Раздаётся стук в дверь.
  2. -Ой, кто это к нам пожаловал?
  3. Заходят мальчики. — Девчонки пойдёмте веселиться-
  4. -Ну что поработали на славу можно и повеселиться
  5. Проводится русская народная игра «Зайка»
Читайте также:  Сценарий на день энергетика для корпоратива с приколами

Дорогие гости дети приготовили вам подарки, что же, это «Птица счастья». Её наши дети сделали сами и в каждую из них вложили частицу своей души.

Источник: http://doshkolnik.ru/rukodelie/13034-konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoiy-gruppe-tema-kukla-obereg-desyatiruchka.html

Конспект занятия по изготовлению куклы-оберега для детей 6-7 лет

«Изготовление куклы-оберега для мини-музея».

Знакомство с русскими народными традициями.Изготовление куклы — оберега.

Цели:

1. Познакомить детей с русскими народными традициями и обычаями.

2. Познакомить детей с самодельными видами кукол-оберегов.

3. Научить делать из материи куклу-оберег.

4. Воспитывать интерес к народной игрушке, аккуратность и трудолюбие, бережное отношение.

5. Активизировать словарь детей(оберег,кукла — берегиня,безликая).

6. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы:

Колыбелька с куклой.Куклы — обереги из мини — музея. Иллюстрации кукол-оберегов.

  • Материал для работы:
  • Подносы с лоскутками ткани (белый синтепон — длякуклы, цветная треугольной формы — для платочкакукле, белая и цветная прямоугольной формы- для одежды кукле,нитки и ленточки для завязок)
  • Плакат с поэтапным показом изготовления куклы.
  • Ход занятия:
  • Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в путешествие в далекое прошлое, в старину, но сначала отгадайте загадку:
  • Кто платье носит, есть не просит.
  • Всегда послушна и с ней не скучно? (Кукла)

Воспитатель: А у вас есть куклы?(ответыдетей). А что вы с ними делаете (играем)

А в старину кукла оберегала человека от болезни и сглаза,была оберегом или берегиней.

А как вы с ними играете? (кормим,, гуляем, возим в коляске, переодеваем, купаем, пеленаем).

А кем может быть кукла для девочки?(Дочкой, подружкой) .

  1. Куклы мои – не просто игрушки,
  2. Они — мои самые верные подружки.
  3. Все мои секреты знают,
  4. Никому не разболтают!
  5. Воспитатель: Сейчас вы встретитесь с куклами, которыми играли дети в старину,а также ваши прабабушки и бабушки.
  6. (Показываю и рассказываю детям о куклах -оберегах, самодельных куклах.)
  7. Воспитатель: Я познакомлю вас с куклами-оберегами.

Как вы думаете, что значит «обереги»?(от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Кукол — оберегов было много на разные случаи. К ним относились очень серьёзно, считалось, чем больше кукол, тем больше счастья.

Куклы-обереги делались безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свои вошебные обережные свойства и в неё могли вселиться злые духи.

На свадьбу молодым дарили оберег семьи — двух кукол,которые назывались «Неразлучники «. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Мать давала оберег сыну, который отправлялся на службу в армию. В крестьянских семьях кукол было много, их берегли. считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/otkrytyj-urok/327509-konspekt-zanjatija-po-izgotovleniju-kukly-obe

Конспект ООД "Русские народные куклы"

  • Цель.
  • Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа. 
  • Задачи.
  • Формировать у детей интерес к истории, народным традициям своего народа.
  • Познакомить детей с историей и видами народных кукол.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук.
  • Вызвать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

Словарная работа: оберег, безликая, обрядовая, скрутка, пеленашка.

Предварительная работа.

  • Беседа «Наши игрушки».
  • Просмотр презентации «Куклы наших бабушек».
  • Рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
  • Чтение художественных произведений, стихов.
  • Народные подвижные игры.
  • Игры с куклами.

Виды деятельности. Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная.

Форма организации: познавательное занятие, 30 минут

Средства: русский народный костюм, выставка народных кукол в музее, ноутбук, фоновая русская народная музыка, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки», инструкционная карта по изготовлению куклы «Пеленашка».

Раздаточный материал: кусочек белой ткани примерно размером 8х18 см, цветная ткань для косынки в форме треугольника, цветная яркая ткань размером примерно 10х15 см, узкая лента для перевязывания пеленки, красная нить, ножницы.

Участники. Дети подготовительной группы.

  1. Организационный момент.
  2. Воспитатель в русском костюме.
  3. Воспитатель. Здравствуйте, ребята (низко кланяется)

Давайте знакомиться. Меня зовут Рукодельница. 

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас!

Посмотрите на мой наряд. (кружится)  Нравится он вам? (ответы)  Сейчас носят такие наряды?  А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду. 

Рукодельница. Ребята, я знаю, что вы все любите играть с игрушками. Какие игрушки у вас есть? (ответы). Сегодня  расскажу вам об одной игрушке, с которой любили играть дети с давних времен. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем пойдет речь.

  • Расскажу ей сказку —
  • Она закроет глазки,
  • Поиграем — будем спать,
  • Уложу ее в кровать.
  • Что за милая игрушка:
  • Утром — дочка, днем — подружка?
  • Дети: Кукла.

Рукодельница. Сегодня мы с вами поговорим о русских куклах (показывает куклу — самоделку). В старину игрушки для детей делали своими руками. Я хочу рассказать вам о первых куклах, с которыми играли ваши прабабушки. Хотите побольше о них узнать? (ответ). Тогда я приглашаю вас в музей «Куклы наших бабушек».

Ход ООД.

Рукодельница. Посмотрите, как много здесь различных кукол. Кукла всегда была любимой игрушкой. Играя с куклой, мы и не замечаем, как получаем новые знания от общения с ней и открываем для себя окружающий нас мир.

Мы не задумываемся над тем, откуда она появилась и какой была раньше? Из чего и как мастерили куклу? Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы познакомиться с историей кукол.  Меня недаром зовут Рукодельницей.

Всех этих кукол я сделала своими руками. Я научу вас делать кукол, как это делали наши прабабушки.

Я не привыкла напрасно хвалиться,  Все называют меня мастерицей За то, что сама я куклу свою, 

Вяжу, вышиваю, и шью, и крою. 

Рукодельница. В старину, в каждом доме, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Куклам приписывались различные волшебные свойства.

 Одни  могли защитить человека от злых сил, другие принимали на себя болезни и несчастья, третьи помогали хорошему урожаю. Кукол берегли и передавали из поколения в поколение. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни.

  Рукодельница. Посмотрите внимательно на этих кукол и скажите, чем они похожи? (ответы).

Рукодельница. Правильно вы заметили, что у всех кукол нет лица. Таких кукол называют безликими, т. е. без лика, без лица. В давние времена куклам не делали лицо, так как считали, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и тем самым не навредит владельцу куклы.

Рукодельница. Куклы делили на три группы: куклы – обереги, обрядовые куклы и игровые куклы.

Куклы-обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы, болезней и прочих несчастий. Тряпичную куколку-оберег делали своим руками. Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

    Кукла «Пеленашка». Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. До рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали куклу «Пеленашку» с целью обмануть злых духов, подложить им куклу вместо ребенка. Потом эта кукла лежала рядом с ребенком.

Как вы понимаете, подобную куклу — оберег нельзя было купить. Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды кого-то из родственников: отца, деда, бабушки. Такая одежда несла в себе тепло, которое передавалось кукле, а через нее и ребеночку.      Кукла «Кувадка».

Кувадка вывешивались над колыбелью после крещения младенца, оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.      Кукла «Ангел». Издавна считается, что Ангел-Хранитель сопровождает каждого человека. Он охраняет своего хозяина, приманивает для него удачу и отгоняет злых духов.

Читайте также:  Праздничный концерт в детском лагере. сценарий

На куклу-оберег Ангел загадывали желание, её просили оберегать, а еще ей украшали новогодние ёлки.      Кукла «На счастье». Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.      Кукла «Берегиня дома».

Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Она могла уберечь дом от кражи, пожара, болезни. 

Рукодельница. Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков—древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не отказались от этой игрушки! Такие куклы называют обрядовыми. 

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор. 

Рукодельница. Ребята, а какую куклу приносят в жертву в наши дни? (ответы). 

Рукодельница. Правильно, это кукла «Масленица», которую устанавливали на сани, запряженные лошадьми или волами, возили по деревням и селам в составе праздничного масленичного поезда, и сжигали во время весеннего праздника, а после лакомились блинами — символом солнца. Появились и другие куклы, которые жертвовали разным богам. У каждой куклы было имя: Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило. 

Рукодельница.  Игровые куклы предназначались для забавы детям. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, с 5 лет уже могла делать такую «куклу» любая девочка.

Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Кукла должна была быть очень нарядной. Знали, что по ней люди судят о вкусе и рукоделии будущей хозяйки. Самые красивые лоскутки ситца, яркого кумача берегли на кукольный костюм. И чем краше кукла, тем счастливее женская доля.

  Игровые куклы: Кукла-кормилка, Кукла-капустка, Зольная кукла. 

Рукодельница.  Сегодня я предлагаю вам сделать куклу – пеленашку. Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы проведем небольшую разминку. С давних пор на Руси любили играть в разные игры. Предлагаю вам поиграть  в игру «У Маланьи, у старушки».

У Маланьи у старушки                 (хлопки в ладоши)  Жили в маленькой избушке         (присесть, сложить руки домиком)  Семь сыновей                                (семь пальцев)  Все без бровей,                             (очертить брови пальцем)  Вот с такими ушами,                   (растопырить ладони, поднести к ушам)  Вот с такими носами,                  (показать нос двумя растопыренными руками)  Вот с такими усами,                    (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)  Вот с такой головой,                   (очертить большую голову)  Вот с такой бородой,                  (показать руками с наклоном вниз)  Ничего не ели                              (поднести ко рту одну руку- чашку, другую — ложку)  На неё глядели,                           (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)  И все делали вот так…               (любое движение) 

Рукодельница.  Теперь можно приступить к изготовлению кукол. Садитесь за столы и во время работы думайте только о хорошем и приятном. (под народную мелодию дети выполняют работу)

Рукодельница.  Хочу напомнить вам правила безопасной работы с ножницами: 1. Клади ножницы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя. 

2. Передавай ножницы только с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед. 

Последовательность выполнения.

Кусочек белой ткани скатываем в рулончик на столе, затем раскатываем. Повторяем шесть раз. На седьмой раз получается плотный рулончик ткани – скрутка.

Посередине рулончика красной нитью перевязываем по часовой стрелке четное количество раз (например, 4) и завязываем нечетным количеством узелков. Лишнюю нить обрезаем. Пуповина готова.

Обозначаем головку младенца – красной нитью отмечаем верхнюю треть скрутки.

Повязываем пеленашке косыночку (надеваем треугольную косынку на голову, перекрещиваем и завязываем сзади) и готовим пеленку. Прямоугольную пеленку загибаем сверху и снизу, кладем младенца под нижний сгиб.

Загибаем одну сторону и подтыкаем за спинку ребенка, затем заворачиваем вторую сторону.

Заворачиваем назад вторую сторону пеленки. Нижнюю часть пеленки тоже загибаем назад.

Перевязываем ребенка ленточкой обережным крестом посередине.

Наша пеленашечка готова.

Рукодельница. Как прекрасно сегодня потрудились ваши руки. Думаю, что эта кукла будет у вас любимой игрушкой или же она может стать необычным подарком вашим близких.

Куклы просто загляденье,  Детям всем на удивленье,  Коль хотите научиться Эту куклу мастерить Вам придется не лениться И старанье приложить! 

Рефлексия Рукодельница. Что нового вы  сегодня узнали?

Вам понравилось мастерить тряпичную куклу?  Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы? 

Рукодельница. Закончить нашу встречу мне хочется стихотворением А. Барыковой «Кукла»:

Я — кукла, нет во мне души,  Все думают, что не жива я,  Что не умею пережить,  Что я немая и глухая.  Я — кукла! Ничего не знать — Вот мой удел и моя доля,  Я не могу переживать И думать не могу я боле.  Я кукла. Сколько слез моих На сердце восковом застыло?  Твержу в душе все тот же стих О том, что раньше с кем-то было.  Я кукла, но во мне душа Живет и плачеи ежечасно.  Я внешне очень хороша,  Но ведь душа еще прекрасней. 

Рукодельница. Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков. Будем любить нашу Родину, культуру, и тем мы будем сильны. 

Источник: https://gromova-tv-shat-dou29.edumsko.ru/articles/post/635280

Тряпичная кукла-закрутка

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка.

Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 1″ width=»308″ src=»https://stranamasterov.ru/img/i1003/na_belom_fone.jpg?m=1268725733″>

Для изготовления куклы вам понадобиться несколько кусочков х/б ткани размером не более 20х20 см, катушечные нитки, ножницы.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 2″ width=»520″ src=»https://stranamasterov.ru/img/i1003/zakrutka_3.jpg?m=1268725733″>

Возьмите один из подготовленных квадратиков ткани поплотнее. Подогните края, как показано на фото.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 3″ width=»520″ src=»https://stranamasterov.ru/img/i1003/zakrutka_9.jpg?m=1268725736″>

Чтобы куколка получилась не худенькой можно в серединку положить кусочек ваты, равномерно распределяя его по всей длине будущего туловища.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 4″ width=»520″ src=»https://stranamasterov.ru/img/i1003/zakrutka_10.jpg?m=1268725737″>

Выполните плотную скрутку-рулик.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 5″ width=»520″ src=»https://stranamasterov.ru/img/i1003/zakrutka_11.jpg?m=1268725739″>

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязжите нашу скрутку ниткой.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 6″ width=»520″ src=»https://stranamasterov.ru/img/i1003/zakrutka_12.jpg?m=1268725739″>

Далее делаем голову и руки.
Берем квадратик ткани, желательно белого цвета, чтобы наша куколка была белолицей. Находим серединку, прикладываем туда скрутку, предворительно подложив небольшой кусочек ваты, чтобы голова обрела более круглую форму.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 7″ width=»520″ src=»https://stranamasterov.ru/img/i1003/zakrutka_13.jpg?m=1268725742″>

Завяжите ниткой на уровне шеи.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 8″ width=»520″ src=»https://stranamasterov.ru/img/i1003/zakrutka_14.jpg?m=1268725742″>

Читайте также:  Наблюдения за живой и неживой природой в младшей группе детского сада

Расправьте ткань, определите, где будет лицо куклы. Уберите лишние складочки назад.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 9″ width=»520″ src=»https://stranamasterov.ru/img/i1003/Zakrutka_2.jpg?m=1268725744″>

Делаем руки.
Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. фото 10″ width=»520″ src=»https://stranamasterov.ru/img/i1003/z_15.jpg?m=1268725744″>

С края отмеряем размеры ладошки куклы. Перетягиваем ткань ниткой.
Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки белой ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть широко распахнуты или слекга опущены вниз.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.
Основа нашей куклы готова.

Теперь нужно куклу нарядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. Можно придумать широкую юбочку или цветной сарафан, душегрею, поневу и т. д.

На этих фото показан самый простой способ одеть куклу.
Квадратик цветной ткани складываете пополам и стягиваете нитку, проложенную внутри, на поясе.

Вот примерно что получилось.

Добавляете передник, украшенный вышивкой (на моей куколке вышивка нарисована обычным фломастером, а вы можете сделать все по-настоящему). Можно сделать куколке волосы из шерстяных или х/б нитей, закрепив из ленточкой на голове или косынкой. Вот и все. Куколка готова!

Ну а здесь целый хоровод.

Источник: https://stranamasterov.ru/node/58337

Конспект занятия на тему «Изготовление народной куклы-оберега «столбушки»

Министерство образования Московской области

  • АОУ ДОД Центр «Гармония»
  • «Изготовление народной куклы-оберега «столбушки»
  • Целью занятия является ознакомление и приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре
  • Задачи:
  • Формы проведения занятия:
  • часть занятия — теоретическая — объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов.
  • часть занятия — практическая работа детей, а также индивидуальная работа; обобщение отдельных моментов изучаемой темы, ее закрепление.
  • Оборудование и материалы:

Конспект занятия на тему Кваша В.С.педагог-организаторКоролёв — 2012- приобщить детей к народной культуре и традициям; — заинтересовать детей в изготовлении кукол;- обучить детей практическим навыкам работе с материалами; — научить детей последовательному изготовлению куклы-столбушки;- ознакомить и расширить представление детей об истории русской народной куклы.

  1. Образец куклы-столбушки (изготовленной педагогом ранее);
  2. Журнал или плотная бумага;
  3. Комплект тканей;
  4. Нитки;
  5. Шерстяная или хлопчатобумажная пряжа;
  6. Материалы для украшения (бусы, тесьма, лента и пр.) (по желанию);
  7. Ножницы.

Ход занятия

I. Организационный момент:

— проверка наличия учащихся;- предупреждение о соблюдении правил безопасности при работе с инструментами.

ІІ. Сообщение темы урока.

ІІІ. Теоретическая работа. Обсуждение истории куклы-столбушки, её особенностей и предназначения по народным традициям.Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. Кукла была предметом, полным внутреннего значения и смысла. В ней человек видел, прежде всего, образ языческой веры. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: — обрядовые;- куклы-обереги;- игровые.Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов.О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке. Такая кукла могла быть советчицей и утешительницей в тяжкое время. «Столбушка» — самый распространённый вид народной куклы. Но в каждой местности у неё были свои особенности и разные предназначения. В старину в домах их насчитывали десятками. Считалось, что они приносят удачу и богатство, сулят богатый урожай и являются символами продолжения рода. Куклы передавались от матери к дочке, а далее — внучке и правнучке.Такая кукла могла быть оберегом для новорожденного ребенка, игровой – для детей постарше. Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая малыша. Ребенок рос, и всегда с ним рядом была кукла-оберег. А, чтобы оберег действовал, куклу нужно было кормить. Кормили своими разговорами с ней. И горести, и радости делились с куклой. Это помогало ребенку проговорить, проиграть свои проблемы. Кукле можно было рассказать о любой своей обиде, горе, радости. Она, молча, слушала, и ребенок принимался такой, какой он есть.В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение. В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и несшивную (столбушку). Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.Традиционно куклам-столбушкам лиц не рисовали, — они были «безликими». Считалось, что имея выражение лица, кукла теряла свою магичность, таинственность, теряла обережные свойства. В неё могла вселиться злая душа, которая могла навредить новорожденному и другим домочадцам. Кукла — «закрутка» — это почти тоже самое, что и «столбушка». В основе такой куклы лежит плотно закрученная берестяная трубочка или плотная бумага. Главная особенность такой куклы в том, что делают её без иголки, как и многих других кукол. Сворачивая и завязывая бумагу, мы не делаем ни одного шва и укола иглой: ведь это наша подружка и берегиня, и колоть её тело иголкой негоже. Кусочки ткани нужного размера тоже можно отрывать руками, без помощи ножниц. Куклу — «закрутку» можно смастерить только с помощью кусочков ткани и ниток.

ІV. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы-столбушки.

1.Для того, чтобы сделать основание куклы, необходимо свернуть в трубочку журнал или плотную бумагу.

2. Затем заготовку накрыть сверху квадратом белой ткани, убрать остатки ткани в противоположное отверстие заготовки. 3. Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Необходимо завязать их «снопиком» и закрепить на голове. Завязанный конец нужно заправить в верхнее отверстие. 4. В среднем куске ткани сделать круглое отверстие размером с диаметр заготовки или чуть меньше, одеть его на заготовку. Чтобы получить ручки-рукава, нитками нужно перетянуть противоположные углы квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой, — получится кисть руки или манжета пышного рукава. Рукам можно придать любое направление. 5. Оставшиеся два угла квадрата ткани надо расправить и подвязать ниткой на талии, получится кофточка.6. Нарядить куклу можно по-разному, в юбочку или сарафан. Сделать юбку можно, не используя швейную иглу. Для этого надо вырезать ткань в виде круга с отверстием посередине, получится юбка-солнце. Юбку также можно сделать запашной, заложив в складочки полоски ткани и затянув ниткой на талии. В обоих случаях верх юбки нужно покрыть широким поясом (тесьмой, лентой и пр.). 7. Дополнить костюм можно передником, платком, бусами – всем, что подскажет фантазия. Подобную куклу можно одеть в народный костюм своей местности – это придаст ей особую красочность и нарядность!

V. Анализ и оценка занятия.

Можно провести мини-выставку готовых кукол-столбушек. Обучающиеся анализируют и оценивают все работы. Учитывая творчество, аккуратность, эстетичность, правильность подбора тканей.

На этом занятии младшие дошкольники узнали много нового из истории народной куклы, научились самостоятельно изготавливать простую тряпичную куклу-оберег «столбушку», а также проявили свои творческие способности в подборе материалов для её изготовления и украшения наряда.

Приложение

Схема поэтапного изготовления куклы-оберега «столбушки»

Источник: https://kak.znate.ru/docs/index-79935.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector