Конспект внеклассного занятия для 3 — 4 класса. этикет подарков

  • Конспект занятия по курсу «Азбука нравственности» в 4 классе.
  • Учитель: Хлучина Марина Юрьевна.
  • Тема: «Подарки к торжествам и праздникам»
  • Цель: формирование этической культуры школьников, воспитание дружеских чувств, вежливости, чуткости, такта.
  • Задачи: учить детей правильно выбирать, вручать и принимать подарки.
  • Литература:

1. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 4 кл. ∕ Под ред. Э. П. Козлова.

2. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. — Зачем люди дарят друг другу подарки?
  2. — Что вам больше нравится – дарить подарки или получать их?
  3. — Знаете ли вы, как правильно выбрать подарок?

II. Постановка цели урока.

— Подарки к различным праздникам, памятным датам и юбилеям – один из самых популярных и распространённых способов проявить внимание. Не думайте, что сделать подарок так уж просто.

Выбрать подходящий подарок, чтобы он понравился тому, кому он предназначен, — вот первая проблема. Затем – как его вручить. И наконец – как самому принимать подарки. Вопросов много.

Сегодня мы все вместе попробуем найти на них ответы.

III. Каким должен быть подарок?

1. Анализ ситуации.

— Подарок должен доставить человеку удовольствие, принести ему радость. Для этого он должен быть практичным, то есть иметь определённое назначение. Зачем дарить бесполезные вещи? Попробуйте определить, какие из этих подарков, сделанных ребятами своим родным, можно назвать неподходящими и почему?

  • папа подушечка для иголок
  • бабушка велосипедный звонок
  • мама набор линеек для геометрии
  • пятилетняя сестрёнка вязальные спицы
  • Вывод.
  • — Дарить людям нужно то, что им хотелось бы иметь или то, что им будет приятно!

2. Беседа по вопросам.

  1. — Как вы думаете, можно ли дарить домашних животных?
  2. (Можно подарить какому-нибудь человеку канарейку, попугая, золотую рыбку, даже ужа, но только при условии, что этот человек когда-нибудь чётко выражал желание иметь у себя подобное живое существо.)
  3. — Почему не нужно делать дорогие подарки?

(Подарок должен быть простым и недорогим, иначе он вызовет смущение и неловкость.

Едва ли кому-нибудь доставит удовольствие мысль, что полученная им вещь приобретена ценой лишений, что на её покупку ушли все сбережения товарища, или что его родители пошли на большие расходы.

Получая дорогой подарок, человек чувствует себя обязанным. Так что слишком дорогой подарок свидетельствует скорее об отсутствии такта и деликатности, чем о широте и щедрости.)

Работа со словарём.

Деликатность – положительное нравственное качество личности, заключающееся в умении избегать при общении с другими людьми неприятных для них моментов (тем, интонаций и т. д.)

3. Анализ ситуации.

— Как вы думаете, о чём говорят вот такие рассуждения ?

«Отнесу цветы соседке – у неё в саду растёт такая чудесная вишня! Её наверняка растрогает моё внимание, и она разрешит мне нарвать ягод».

«Свяжу бабушке шарфик. Всё равно мне эту шерсть некуда девать. А потом при случае напомню, что мне очень пригодились бы новые коньки».

(В обоих этих случаях подарок делался не для того, чтобы доставить кому-то удовольствие, единственной целью была собственная выгода, корысть.)

Вывод:

— Подарок должен быть бескорыстным. Это непременное условие. Только тогда он будет принят с удовольствием и принесёт радость.

  • Работа со словарём.
  • Корысть – личная выгода, материальная польза.
  • Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.

4. Игра «Выбери ответ».

Я подарю другу:

  • то, что хотел бы получить сам;
  • то, что могу сделать сам;
  • дорогую игрушку из магазина;
  • то, что доставит ему радость.

5. Ролевая игра «Вручаем подарок».

— Итак, подарок мы выбрали. Теперь нужно его вручить. Как это правильно сделать? Какие слова при этом нужно говорить?

Дети парами разыгрывают сцену вручения подарков в разных ситуациях: маме, другу, младшему брату или сестрёнке. Затем коллективно обсуждается, что было сделано правильно, а что нуждается в исправлении.

Вывод.

— Вручают подарок стоя, в гостевой комнате, а не в прихожей, с улыбками и добрыми пожеланиями.

IV. Как принимать подарки?

1. Беседа по вопросам.

— Жизнь устроена так, что люди часто меняются ролями. Однажды каждый из вас сам окажется героем дня, принимающим поздравления и подарки. Как нужно себя вести? Давайте обсудим разные ситуации.

— Вы получили подарок. Что нужно сказать?

(Поблагодарить, выразить свою благодарность словами.)

— Обычно подарок упаковывают в специальную бумагу. Нужно ли сразу развернуть его или лучше отложить в сторону?

(Нужно сразу же, в присутствии дарителя, развернуть подарок и выразить свою радость и удовольствие.)

— Как быть, если тебе дарят уже третью за сегодняшний день авторучку, или книжку, которую ты много раз читал, или шарфик, который не подходит тебе по цвету?

(Нельзя показывать своё разочарование, делать недовольное лицо. Ведь человек, сделавший подарок, хотел доставить удовольствие. Нужно обязательно поблагодарить и ни в коем случае не высказывать вслух свои мысли.)

— А если вы получили в подарок конфеты, шоколад, фрукты?

(Не нужно прятать эти лакомства, чтобы потом спокойно и в одиночестве их съесть. Непременно угостите всех присутствующих.)

— Очень часто подарком бывают цветы. Что делать с ними?

(Нужно сразу же поставить их в воду.)

2. Ролевая игра «Я принимаю подарок».

— Подберите слова благодарности, если вам подарили:

  • словарь иностранных слов;
  • компьютерную игру;
  • домашние тапочки;
  • два одинаковых подарка.

3. Работа с пословицей.

— Как вы понимаете смысл русской пословицы «Не дорог подарок, дорога любовь?

V. Закрепление изученного. Работа в парах.

Работа по тетради «Азбука нравственности в картинках».

— Прочитайте вопросы на странице 39.

  1. Какие подарки вы любите получать?
  2. Почему говорят, что важно не то, что вам подарили, а то, кто вам сделал подарок?
  3. Можно ли делать подарки, сделанные своими руками?
  4. Можно ли дарить, стихи, песни или специально подготовленные сценки?
  5. Почему нежелательно дарить дорогие подарки?

— Ответы на эти вопросы обсудите с соседом по парте.

После обсуждения в парах делается коллективный вывод.

— Мы все любим получать нужные и приятные подарки. Но важнее не сам подарок, а то что человек, сделавший его, проявил внимание и уважение, хотел доставить радость.

Конечно, можно дарить подарки, сделанные своими руками – открытки, сувениры, полезные вещи, которые можно смастерить, проявив фантазию и умение. Стихи, песни и сценки тоже могут быть приятным подарком.

Дорогие подарки ставят в неловкое положение того, кому их дарят.

VI. Подведение итогов урока.

  1. — Чему было посвящено наше занятие?
  2. — Какие вопросы мы обсуждали?
  3. — Что нового и интересного вы узнали о выборе подарка?
  4. — Какие правила вручение подарков вы узнали?
  5. — А как нужно принимать подарок?
  6. — Есть ли у вас вопросы, на которые вы не получили ответы?

VII. Домашнее задание.

Составить рассказ «Подарок для моей мамы», при желании сопроводив его иллюстрациями.

Источник: http://uchgod.ru/post/konspekt-zanyatiya-po-kursu-azbuka-nravstvennosti-v-4-klasse-podarki-k-torzhestvam-i-prazdnikam.html

Конспект занятия «Путешествие в страну этикета»

Цели:

  1. Познакомить с правилами этикета;
  2. Воспитывать чувства уважения к сверстникам и взрослым;
  3. Развивать культуру речи.

Оборудование: паровозик, волшебная палочка, название станций, плакаты с правилами, листы с пословицами, тарелка, вилка, нож, салфетка.

Воспитатель: Люди живут все вместе. И что бы нам друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, отдыхать, работать, каждому из нас надо соблюдать правила, называемые этикетом.

Воспитатель: ЭТИКЕТ – это установленный, принятый порядок поведения, правильное общение.

Воспитатель: и сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну этикета.

Воспитатель: У меня в руках волшебная палочка. И что бы ей воспользоваться давайте все вместе потихоньку скажем: «Раз, два, три – в волшебную страну перенеси!».

Воспитатель: И наша волшебная палочка переносит нас в город «Вежливых ребят»!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие вежливые слова, мы знаем, а для этого отгадаем загадки:

  1. Растает ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)
  3. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь … (здравствуйте)
  4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
  5. Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)
  6. И во Франции, и в Дании, на прощанье говорят … (до свидания)

Воспитатель: Молодцы! Вот как хорошо вы знаете волшебные слова. А давайте послушаем стихотворение Погореловского. И ответим на некоторые вопросы:

  • — Вот кто вежливость у нас
  • проявил на деле –
  • Он в полночный тихий час
  • поднял мать с постели

— Что с тобой?! – вскочила мать –

заболел, сыночек?!…

— Я забыл тебе сказать:

мама доброй ночи!

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли считать вежливым этого мальчика? Почему?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Давайте послушаем правила вежливости:

  • Вежливость проявляется, прежде всего, в словах, а также в тоне, котором они сказаны.
  • Со взрослыми надо здороваться первыми.
  • Если тебе оказали услугу, что-то дали, надо сказать «спасибо». А ответ, когда тебе говорят «спасибо», отвечай «пожалуйста».
  • Когда идешь спать пожелай всем «спокойной ночи».
  • Выходя из-за стола, поблагодари родителей. Не забудь похвалить за заботливо приготовленную пищу.
  • Если надо обратиться ко взрослым, которые разговаривают, скажите «извините, пожалуйста» и только после этого изложи свою просьбу.
  • Когда просишь о чем-нибудь, не забудь также слова: «прошу вас …» или «я хочу попросить вас …».
  • Если нечаянно толкнул кого-то, сделал какую-то неловкость, надо извиниться: «извините, пожалуйста», «простите меня, пожалуйста».
  • Уходя, надо прощаться: «до свидания», «всего хорошего».
  • Очень важно, каким тоном ты говоришь, как обращаешься к человеку, смотришь ли на него, когда с ним разговариваешь.

Воспитатель: Ответьте мне на вопросы:

  1. что надо ответить, когда вам сказали «спасибо»?
  2. В какую очередь вы должны приветствовать взрослых?
  3. Что нужно сказать, если случайно задел кого-то?

Воспитатель: Молодцы! Правила вежливости теперь вы знаете, но запомните, что волшебные слова, сказанные грубо, небрежно, перестают быть вежливыми, поэтому не отворачивайтесь от того, кому говорите, и говорите их добрым голосом и с улыбкой.

Воспитатель: А давайте взмахнем волшебной палочкой и поедем дальше. А на следующий станции мы будем с вами говорить о правилах поведения за столом.

Воспитатель: Сейчас вы наверное подумаете, но кому мешает, что я ем некультурно? И почему это некультурно? А я вам отвечу: «Представьте себе, мешает!» если подумаем, как следует, то поймем, что все правила вежливости, в том числе и правила поведения за столом, существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. Но этому тоже надо учиться, чтобы не чувствовать себя неловко от своего незнания правил поведения за столом.

  1. Воспитатель: А вы знаете как нужно вести себя за столом?
  2. Дети: не хлюпать, не чавкать, не кричать …
  3. Воспитатель: Все это правильно.
  • Садиться за стол нужно с чистыми руками. Сидеть прямо, не раскачиваясь, не прислоняться к спинке стула. Локти на стол не кладут.
  • Салфетка служит для того, чтобы вытирать руки и рот во время еды.
  • Нельзя разговаривать с полным ртом: можно поперхнуться, да и речь будет невнятной, непонятной.
  • Нельзя долго сидеть за столом, выбегать из-за стола во время еды.
  • Нож надо держать в правой руке, а вилку в левой.
  • Есть следует маленькими кусочками, чтобы не было неприятно сидеть рядом с тобой.
  • Выходя из-за стола. Скажи «спасибо».

Воспитатель: А сейчас я проверю, как вы запомнили правила поведения за столом. Для этого мне понадобится один ученик.

  • Воспитатель: Покажи как правильно сидеть за столом (прямо, не раскачиваясь, не прислоняться, локти на стол не кладут).
  • Воспитатель: Возьми правильно вилку и нож.
  • Воспитатель: А для чего служит салфетка?
  • Воспитатель: Что нужно сказать, когда выходишь из-за стола?
Читайте также:  Детям о профессии артист

Воспитатель: Молодцы!!! Теперь вы знаете как правильно вести себя за столом. А сейчас давайте внимательно посмотрим на доску и мы увидим, что осталось еще 2 станции, а путешествие по ним мы продолжим на следующем уроке.

Воспитатель: Прежде чем мы продолжим наше путешествие по стране этикета, давайте вспомним, на каких станциях мы с вами побывали на прошлом уроке и чему вы там научились?!

  1. Дети: отвечают
  2. Воспитатель:
  3. Какие волшебные слова помните из нашего путешествии?
  4. Что нужно ответить, когда вам сказали «спасибо»?
  5. В какую очередь вы должны приветствовать взрослых?
  6. Что нужно сказать, если случайно задел кого-то?
  7. В какой руке нужно держать вилку и нож?
  8. Для чего служит салфетка?
  9. Что нужно сказать, когда выходишь из-за стола?
  10. Воспитатель: Молодцы! Все это вы помните, давайте взмахнем волшебной палочкой, … и она переносит наш паровозик на станцию «Дружбы»

Воспитатель: А на этой станции мы с вами научимся как правильно общаться со взрослыми и товарищами. Послушайте стихотворение и подумайте какие ошибки допустили дети.

  1. Всем испортить настроенье
  • Может наше поведенье.
  • Коля с Катей побранились –
  • До сих пор не помирились.
  • Тот в тарелку нос макнул.
  • И расхвасталась Наташа:
  • «Я умнее вас и краше!»
  • Ничего об этикете
  • И плохого в том не видят,
  • Что кого-нибудь обидят.
  • Воспитатель: какие ошибки допустили дети?
  • Дети: отвечают
  • Воспитатель: правильно,
  1. нужно учиться уступать друг другу, не ссориться по пустякам.
  2. не надо быть высокомерным, т.е. ставить себя выше других.
  3. не следует обижать друг друга, обращаться грубо.

Воспитатель: из этих поступков мы видим, что герои этих стихотворений ведут себя не культурно, а ведь быть культурным это одно из самых главных правил этикета. Культурный человек всегда приветлив, вежлив со всеми: знакомыми и незнакомыми.

Воспитатель: Надеемся и вы хотите быть культурными, а для этого вам надо знать как правильно общаться со взрослыми и сверстниками. Давайте послушаем правила:

  • Если к тебе обращаются с вопросом (как пройти, где аптека и т.д.), постарайся ответить достаточно громко и понятно. Если не можешь ничем помочь, вежливо объясни это.
  • Когда тебе самому надо обратиться с вопросом, пользуйся вежливыми словами: «скажите, пожалуйста …».
  • Встречая на улице знакомых, поздоровайся приветливо, ответь на вопросы, если тебе их зададут.
  • Разговаривая со взрослыми, не держи руки в карманах, держись прямо.
  • Здоровайся с ребятами при встрече, называй их по имени, если сам не знаешь имени – спроси; назови свое имя.
  • Не хорошо звать товарищей по кличке, дразнить их.
  • Если видишь, что товарищ нуждается в помощи, помоги ему.
  • Если помогли тебе – поблагодари.
  • «Вежливые» слова следует не только взрослым, но и своим товарищам.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Собери пословицу».

На нашей станции был ураган и все слова в пословице перепутались, прочитайте слова и попробуйте из них составить пословицы, для того что бы составить первую пословицу нам поможет схема.

1. Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

2. Друг познается в беде.

Воспитатель: вот так хорошо вы знаете пословицы, а кто объяснит первую пословицу?! Кто вторую?!

  1. Воспитатель: А как вы думаете, почему станция называется «Дружба»?
  2. Воспитатель: Культурные отношения залог крепкой дружбы, поэтому с детства нужно учиться культурной речи. Не зря наши предки говорили:
  3. «Красивая речь – человека красит».
  4. «Злой язык – злой человек».
  5. Воспитатель: Мы с вами часто разговариваем, но часто не задумываемся над тем, как мы говорим, обижает ли это другого человека, а главное, мы совсем не думаем над тем, что можем обидеть человека своим тоном или тем, как мы сидим или стоим.
  6. Воспитатель: Мы надеемся, что ваш класс будет дружным, а ребята в нем культурные.
  7. Воспитатель: Наш паровозик движется дальше, и мы попадаем на станцию правил поведения в общественных местах.
  8. Воспитатель: На этой станции мы будем играть, оценивать поступки ребят и узнавать правила.
  9. Воспитатель: послушайте ситуации и оцените поступки ребят:
  1. Коля сидел в автобусе, свободных мест не было, на остановке зашла бабушка, он закрыл глаза и притворился, что спит.

Воспитатель: а как бы вы поступили на месте Коли? Что он сделал не правильно?

  1. Девочки играли в мячик на улице, вдруг начался дождь, они вбежали в подъезд дома и весело смеясь, продолжали игру.

Воспитатель: Правильно ли сделали девочки? Какую ошибку они допустили?

  1. Слава и Марина пришли в кинотеатр. Долго ходили в буфете, а фильм уже давно начался. Когда они узнали об этом, погоняя друг друга побежали в зал. Зрители увлеченно смотрели фильм. Дети стали отвлекать смотрящих и спрашивать, где находится 8 ряд. Наконец, ряд был найден. Ребята не успокоились и начали громко считать места, чтобы отыскать свои. Наступая на ноги, они пробрались на места. И достав чипсы, начали, есть, обсуждая происходящее на экране.

Воспитатель: Что ребята сделали неправильно?

Воспитатель: Давайте послушаем правила:

  • Шуметь, бегать, затевать игры не следует – это будет нарушать общий порядок, мешать окружающим.
  • В зале надо занять свои места. По ряду следует идти лицом к сидящим, извиниться, если нечаянно заденешь кого-то.
  • Неприлично во время действия мешать зрителям: вертеться, соскакивать, хлопать откидными стульями, шуршать, топать ногами.
  • Не жуй во время просмотра.
  • Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это неприлично.
  • В кино обычно не раздеваются, но при входе в помещение мальчикам надо снимать шапку.
  • В зрительном зале нельзя сорить, совершенно неприлично грызть семечки.
  • Веди себя так, чтобы не мешать другим зрителям, чтобы после твоего ухода остались чистота и порядок.
  • Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «вежливо — невежливо»
  • Воспитатель:
  • Условия игры просты:
  • Если вы со мной согласны,
  • И поступок тот хороший,
  • Не сидите, не молчите,
  • Хлопайте в ладоши.
  • Ну, а если плох поступок
  • Не случался с вами,
  • В тогда все вместе,
  • Топайте ногам!
  • Не стоит покупать билет,
  • Все равно ты едешь стоя,

Лучше деньги сэкономим! (Топают ногами.)

Нужно вслед им нахамить. (Топают ногами.)

  1. Вы ответите: «спасибо» (Хлопают в ладоши.)
  2. А оно идет давно,
  3. Нужно громко покричать:
  4. «Кто посмел без нас начать?» (Топают ногами)
  1. Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил,

Как бы он не извинялся,

Мы поступок не простим! (Топают ногами.)

  1. Если к вам пришла подруга,

Вы представьте ее другу. (Хлопают в ладоши.)

  1. Если вам вдруг стало плохо,

Нужно громко ахать, охать. (Топают ногами.)

И оделся чисто,

То домой придти ты должен

Хуже трубочиста. (Топают ногами.)

  • Воспитатель: Давайте вспомним, на каких станциях мы с вами побывали?
  • Воспитатель: Чему научились на каждой станции?
  • Воспитатель: но мало знать, нужно эти правила соблюдать:
  • Чтобы легче нам жилось,
  • Часто плакать не пришлось,
  • Мой вам дружеский совет:
  • Соблюдайте этикет!

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/12847-konspekt-puteshestvie-v-stranu-etiketa.html

Вестник Педагога | Этикет подарка

Малютина Ирина ВладимировнаДолжность: воспитатель Учебное заведение: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Кикнур» Населённый пункт: пгт Кикнур Кировской области Наименование материала: Конспект воспитательского занятия Тема: Этикет подарка 11.04.2018 Раздел: среднее профессиональное

  • КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Кикнур
  • Занятие «Этикет подарка»
  • Составила воспитатель 3 – 4

классов Малютина И.В.

  1. 2018
  2. Цель занятия: привить этические нормы поведения, умение встречать гостей, дарить,
  3. выбирать и принимать подарки.

  • Материалы: таблицы, карандаши, мячик, атрибуты для праздничного стола.
  • Ход занятия:
  • 1.

Ребята, вы любите праздники? А какие праздники бывают? Какие из них ваши

любимые? На какие праздники принято дарить подарки? Сегодня мы с вами

  1. поговорим о том, как выбирать подарки, как их дарить, как их принимать, как вести
  2. себя в гостях, например, на дне рождения.
  3. Давайте представим, что Даша – именинница, она ждёт гостей; (инсценировка: трое детей
  4. с подарками выходят за дверь, именинница нарядная сидит за накрытым столом)

Полина – Здравствуй, Даша. Поздравляю с днём рождения! Возьми в подарок эту книгу,

  • она мне всё равно не нужна.
  • — Спасибо.
  • Кирилл – Поздравляю с днём рождения! (протягивает настольную игру)
  • — Спасибо, только у меня уже есть такая игра, ну ничего. Маша, а ты что принесла мне в
  • подарок?

Поздравляю, Даша. ( Маша протягивает сувенир) Жалко, конечно, но что поделать.

  1. — Спасибо. Присаживайтесь, дорогие гости, только аккуратнее, не испачкайте новые
  2. кресла. ( гости садятся)
  3. Маша – Мне здесь неудобно, да и душно.
  4. 2.
  5. Давайте прокомментируем что вам понравилось, а что не понравилось в данной

ситуации. Как следовало вести себя? (ответы детей)

Запомните: если ты даришь то, что тебе ненужно, это не подарок. Выбирая подарок,

задумайтесь, принесёт ли он радость. Выбирайте вещь, как для себя. Поблагодарите

того, кто пришёл к вам в гости, за то, что пришли. Поблагодарите за хороший выбор.

Разверните подарок. Даже если он вам не понравился, следует быть благодарным и

любезно принять его. Если это цветы, разверните и поставьте в вазу. Носовые платки и

  • острые режущие предметы дарить не надо.
  • 3.
  • (2 –я инсценировка, принимают участие 2 мальчика)

Костя. Петь, а Петь, я тебе на день рождения свисток подарил. А ты мне что

подаришь? Давай удочку!

Петя. Сказал тоже. Свисток! Свисток сколько стоит? А удочка?

Костя. Ну ладно, я ещё две наклейки добавлю.

Петя. Да на что мне твои наклейки? Я в футбол играть люблю. Давай мячик дари.

  1. — Ребята, как вы думаете, идёт здесь разговор о подарках? Это даже не обмен, а
  2. настоящая торговля. Такой способ дарить и таких «дарителей» осудил поэт, сказав:
  3. Подарки не просят и не обещают,
  4. Подарки приносят и отдают.
  5. 4.
  6. Очень некрасиво дарить подарки с корыстной надеждой, что тебе в ответ тоже
  7. обязаны подарить подарок. А если вы пошли в магазин, в спешке купили что
  8. попало, лишь бы считалось за подарок – будет такой подарок настоящим? Но это
  9. ещё не всё. Есть у вас, предположим, великолепный футбольный мяч, почти новый,
  10. тугой и крепкий. И есть человек, которого вы очень любите и мечтаете обрадовать

в день рождения. Мяча для этого ни капельки не жалко. Подарок? Не можем пока

  • сказать, ведь надо знать, кому вы собираетесь его преподнести….Надеемся не
  • бабушке или учительнице русского языка… Для кого такой подарок будет кстати?
  • (ответы учащихся) Так что же нужно учитывать при выборе подарка? Когда
  • выбираешь подарок, нужно учитывать возраст человека, ваши отношения с ним и ,
  • конечно, его интересы и увлечения.
  • (Работа по карточкам в парах; раздаются таблицы, в которых нужно подобрать
  • подходящий вариант подарка и обвести)
  • Бабушка
  • молоток
  • Горшок для цветов
  • Клубок ниток
  • Дедушка
  • Букет цветов
  • кружка
  • фотоальбом
  • Папа
  • фонарик
  • тарелка
  • Крем для бритья
  • Мама
  • Фен для волос
  • Набор гвоздей
  • Носовой платок
  • Подруга
  • книга
  • браслет
  • Носки
  • друг
  • закладка
  • фартук
  • диск
  • 5.
  • Викторина.
  • Какой подарок получила Дюймовочка от эльфов в сказке «Дюймовочка»?
  • Продолжи пословицу: «Лучший подарок – это…(книга)»
  • Девочка, которая предпочитала в свой день рождения не получать, а дарить

подарки. (Пеппи Длинный чулок.)

Что подарили Иа в его день рождения Винни – Пух и Пятачок? (лопнувший шарик

и горшок из –под мёда)

  1. Что подарила крёстная Золушке? (хрустальные башмачки, бальное платье и
  2. необычную карету)
  3. 6.
  4. — Давайте попробуем узнать, знаете ли вы увлечения, хобби друг друга.

    (По цепочке

  5. передаётся маленький мячик и называется какое — либо увлечение сидящего рядом.)
  6. 7.
  7. – А сейчас, у кого в этом месяце день рождения, выходите сюда. (проводится
  8. хороводная игра «Каравай» — чествование именинников.)
  9. 8.

Блиц – опрос. Как следует принимать подарки? (развернуть, порадоваться и

  • поблагодарить) Какие подарки не следует дарить в связи с народными приметами?
  • (носовые платки и острые предметы) Обязательно ли снимать с подарка ярлык с
  • ценой? (обязательно) Можно ли, вручив имениннику подарок и выслушав от него
  • слова благодарности, обсуждать подаренную вещь? (нельзя) Вы хотите пригласить

друзей на день рождения. За сколько дней до праздника это надо сделать? ( за

  1. неделю) Как вы думаете, что можно подарить, если вас пригласили не очень
  2. хорошо знакомые люди, чьих вкусов вы не знаете? (цветы, книга, коробка с
  3. конфетами)
  4. 9.
  5. — А сейчас давайте поиграем. Пуст кто – нибудь другой, например, Максим, будет
  6. именинником, а мы будем поздравлять и дарить ему подарки. Подумайте, что вы
  7. скажете, вручая подарок. Постарайтесь, чтобы ваши слова не повторялись, ведь
  8. поздравления и пожелания могут звучать по – разному. А ты, Максим, должен
  9. каждого поблагодарить и сказать несколько добрых слов о каждом подарке. Можно
  10. сказать что – нибудь забавное, ведь на дне рождения должно быть весело.

10. Подведение итогов. Что понравилось на занятии, что нового узнали?

Источник: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13316

«Праздничный этикет» (этикет для младших школьников)

  • Министерство образования и науки
    Российской Федерации
  • Министерство образования Иркутской области
  • Районный отдел образования
    Казачинско-Ленского района
  • Муниципальное образовательное
    учреждение
  • «Ульканская средняя
    общеобразовательная школа №2»
  • Конспект занятия.
  • «Праздничный
    этикет»
  • (этикет для младших школьников)
  • Составил воспитатель группы
    продленного дня
  • Неуступалова Анна Викторовна
  • Улькан 2013 г.
  • Предварительная
    работа
    c детьми:
    изготовление колпачков, атрибутики для
    оформления стола и самого праздника, выставка букетов из конфет, подарки
    своими руками.
  • Домашнее
    задание группам:
  1. Приготовить по одной интересной игре, конкурсу, которые можно провести в день рождения.

  2. — 1-я группа – продумать оформление и сервировку праздничного стола;

  1. — 2-я группа
    — составить праздничное меню;
  2. — 3-я группа
    – оформить выставку «Подарки своими
    руками»
  3. — 4-я группа
    – составить и оформить приглашение на
    День рождения.
  4. Праздничный
    этикет.
  5. Тема
    занятия: «Любимый праздник – День
    рождения!»
  6. Тип
    урока:
    Занятие-практикум по этикету.
  7. Цель
    занятия
    : закрепить знания
    правил приема гостей, поведения за
    столом, прием подарков, как развлечь
    гостей; показать обучающимся, что
    праздник интересен тогда, когда люди
    участвуют в его подготовке.
  8. Межпредметные
    связи:
  • технология, литературное чтение, музыка.

Ресурсы:

  • мультимедийное оборудование;

Планируемый
результат обучения
:

  • осмысление
  • формирование умений слушать собеседника, работать в группе и в парах;
  • освоение форм этикета при подготовке и проведении праздника.
  • Подготовительная
    работа:
    Учащиеся на кружке отрабатывают
    умения и навыки
  • Форма
    проведения: занятие – практикум;
    групповая, фронтальная работа.
  • Класс
    делится воспитателем на 4 группы с
    учетом пожеланий учащихся.
  • Действующие
    лица: ведущий, Плунточка.
  • Ход занятия.
  1. Самоопределение к деятельности. (1мин).

  1. Добрый день,
    дорогие ребята!
  2. Встали все
    у парт красиво,
  3. Поздоровались
    учтиво.
  4. Тихо сели,
    спинки прямо.
  5. Вижу класс
    наш хоть куда.
  6. Что ж начнем
    урок, друзья.
  1. Постановка учебной задачи. (8-10 мин.)

  • Звучит
    космическая музыка. Появляется Плунточка
    (герой с планеты Плунтонии)
  • Плунточка:
    — Ну наконец-то появился свет!

  • А вот и какие – то художества!

Ведущий: Постойте, где здесь художества? Это
ребята 3-го класса. Никакие это не
художества!

Плунточка:
— Как же не художества? Посмотрите — какие худые!

Ведущий: Простите, а вы кто?

Плунточка:
— Да вы не бойтесь, я вас не обижу. Я
Плунточка с планеты Плунтонии.

Ведущий:
А что вы делаете здесь? Как вы сюда
попали?

Плунточка
:
Я? Я путешествую по разным планетам
и галактикам, чтобы познакомиться с
жизнью, культурой, обычаями и правилами
поведения их жителей! Я настроила свои
приборы на место, где я могу научиться
хорошим манерам, и почему-то оказалась
здесь!? Наверное, произошел сбой в
программе?!

Ведущий: Плунточка, тебе не стоит расстраиваться. Ты, как раз очень точно приземлилась и
попала прямо на урок этикета.

Плунточка:
Правда? А что это такое ваша ЭТИКЕТА?

  1. Сейчас,
    уважаемая гостья, мы расскажет тебе –
    что такое ЭТИКЕТ!
  2. 1-й ученик:
  3. Что такое
    этикет –
  4. Знать
    должны мы с детских лет.
  5. Это нормы
    поведения:
  6. Как ходить
    на День рождения?
  7. Как
    знакомиться?
  8. Как есть?
  9. Как
    звонить?
  10. Как встать?
  11. Как сесть?
  12. Как
    здороваться со взрослым?
  13. Много
    разных есть вопросов.
  14. И на них
    дает ответ
  15. Этот самый
    ЭТИКЕТ.
  16. Ведущий:
    Скажи, Плунточка , а на вашей планете
    праздники бывают?

Плунточка:
Праздники?! Еще как бывают! Особенно
мы любим плунтодень веселья, когда все
плунтики, и взрослые и малыши, берут в
руки зонтики хорошего настроения и
выходят прогуляться.

В этот день все
улыбаются друг другу, весело подпрыгивают,
толкаются, обмениваются смешилками и
приклеивают друг другу на антенки разные
смешные мелочи.

А еще в этот день мы
любим шалить в плунтопарке: барахтаться
в воздушных ямах, кататься на рельсомобилях,
угощаться смехопироженными и летать
на реактивных матрасиках.

А
у вас есть любимые праздники?

Ведущий:
Какие праздники мы с вами любим ?
(перечисляют).

Плунточка:
Хм… день рожденья!? А какой он у вас
этот день рождения? А???

Ведущий:
Ребята, а давайте сегодняшнее наше
занятие посвятим теме: «Праздничный
этикет» и расскажем и покажем Плунточке,
что это за праздник и как мы к нему
готовимся. А для начала все дружно
исполним песню «День рождения».

Дети
исполняют песню на мотив «Чунга-Чанго».
(пока звучит проигрыш дети надевают
колпачки, и украшают центральную стену
( гирлянда, шары).

День
рожденья с детства любим мы.В День
рожденья — дарятся цветы.В День
рожденья — водим «Каравай».В День
рожденья — с нами подпевай.Припев:
Веселятся дружно дети.Праздник знают
все на свете —Только раз в году бывает
День рожденья.Поздравленья и подарки,И
наряды очень ярки —С нетерпеньем
ждем всегда мы День рожденья.День
рожденья — песни, танцы, смех.День
рожденья — праздник ярче всех.День
рожденья — празднуют друзья.День
рожденья — без него нельзя.Припев.День
рожденья будем отмечать.День рожденья
— некогда скучать.День рожденья —
сказки и мечты.День рожденья, как
прекрасен ты!

Припев.

Ведущий:
Ребята, как вы думаете, все ли стало
сразу понятно Плунточке? Мы видим что
она совсем про это ничего не знает.

  1. Закрепление знаний. Открытие нового знания. Работа в группах. (7 мин.)

Ведущий:A
давайте покажем Плунточке, как мы
готовимся к этому празднику. Мы с вами
разделились на группы.

  • И
    я приглашаю группы занять свои места в следующем порядке:
  • Стол
    № 1
    «Пригласительный этикет»
  • Стол
    № 2
    «Подарочный этикет»
  • Стол
    № 3
    «Застольный этикет»
  • Стол
    № 4
    Праздничное меню
  • На
    столе лежит карточка с заданием, которое
    вам сейчас необходимо выполнить.

Но
для начала вспомним правила работы в
группе! (ПАМЯТКА) Зачитываем правила по
цепочке.

Правила
работы в группе:

  1. Умей выслушать товарища;

  2. Своё мнение должен высказать каждый;

  3. Закончив дело, помоги другу;

  4. Работай тихо, чтобы не мешать другим;

  5. Рабочее место содержи в порядке.

  1. Работа
    в группах (5-7 мин.)
  2. 1-я
    группа «Застольный этикет»

  3. продумать оформление и сервировку
    праздничного стола (д/з)
  4. -накрыть
    праздничный стол для чаепития;
    (практическое)
  5. 2-я
    группа «Праздничное меню»

  6. составить праздничное меню; (д/з)

  7. приготовить коктейль, и украсить
    стаканчик.(практическая работа)
  8. 3-я
    группа «Подарочный этикет»

  9. упаковать подарок (показать разные
    способы упаковки)
  10. -оформить
    выставку «Подарки своими руками».
  11. 4-я
    группа Пригласительный этикет»

  12. изготовить пригласительную открытку
    (практическая работа)

  13. подготовить небольшое сообщение (д/з)
  14. Ведущий:
    Молодцы, все справились с практической
    частью, я прошу всех занять свои места.
  15. Отчёт
    групп(10 мин.)
  16. Пригласительный
    этикет.
  17. Ведущий:
    На наш праздникнам необходимо заранее пригласить друзей.
  18. Дети:
    И многое зависит от того, как мы их
    пригласим, с каким настроением они
    придут к нам.

Пригласить
в гости можно в письменной и устной
форме. Например: Даша моя близкая
подруга, мы часто бываем друг у друга в
гостях: « Даша, я приглашаю тебя на свой
День рождения. В воскресенье в 12 часов»
(проиграть ситуацию устного приглашения.)

  • Слайд: «Правильно ли я написала приглашение?»
    (найти ошибку)
  • Ведущий:
    Итак, приглашение получено теперь необходимо подумать о подарке.
  • Подарочный
    этикет
  • Среди
    множества подарков мы должны выбрать
    тот, который хотели бы подарить своему
    другу или подруге.

Плунточка:
А, какие бывают подарки? Ответы детей.

  1. (СЛАЙД)
    Виды подарков:

  2. живые;

  3. литературные;

  4. музыкальные;

  5. сладкие;

  6. игрушки.
  7. Дети:
    Подарок можно изготовить своими руками.

Выбранный подарок нужно красиво упаковать. Мы
предлагаем разные виды и формы упаковки.

2-й
ученик:
Ребята, я хочу, чтоб вы послушали
мою историю и помогли мне разобраться
— в чем я был неправ.

Монолог.
Отрывок из рассказа «Шоколадный торт»
(реквизит: книга, настольная игра,
фломастеры).

Когда
наступил мой день рождения, я пригласил
гостей, а мама купила шоколадный торт
для угощения. Пришли гости. И все с
подарками. Коля, сосед, мне настольную
игру подарил «Футбол» принес.

-Спасибо, — сказал я. интересная игра. Мне точно
такую же дядя Глеб подарил.

Вадик,
с которым в одном лагере были, подарил
книгу «Приключения Незнайки».


Спасибо, говорю я. Книжка чудесная. Это
ничего, что она неновая. Видно, что ее
все твои родственники перечитали.

Лиля,
одноклассница, подарила мне набор
фломастеров.

-Вот
хорошо, — говорю я. Мне как раз нужны
фломастеры. Жаль только, что здесь всего
только шесть цветов. Особенно не
разрисуешься. Вот я в магазине набор
видел – восемнадцать цветов!

Положил
я подарки и пригласил гостей к столу.
Начал делить торт и чай разливать.
Смотрю, что-то гости мои какие-то скучные
сидят. Я уже и музыку веселую включил,
а они все равно не веселятся. Ковыряют
торт ложечкой и в тарелку смотрят. Потом
один за другим попрощались и ушли. И чем
я им не угодил? Может быть торт не
понравился?

Ответы
детей.

Физминутка
. Танец с Плунточкой. Группа «Барбарики» ДОБРОТА.

Ведущий:
Плунточка, обрати внимание, какие
ребята красивые и нарядные!

Плунточка:
Ну-ка, ну-ка я вас повнимательнее хочу
рассмотреть. Выходите все в кружок.

  • Красивую
    одежду ты надел,
  • И
    сразу изменилась жизнь твоя
  • Ты
    на глазах у всех похорошел
  • И,
    в зеркало взглянув, воскликнул:
  • «Вот
    так я!»

Ведущий:
Ребята, а праздничная одежда
обязательно должна быть очень дорогая?
А какая она должна бать обязательно?
Верно — чистой и опрятной!

  1. Будь
    в одежде аккуратен
  2. Избегай
    и дыр и пятен!
  3. (На
    доске открыть пословицы и поговорки)
  4. «По
    одежке встречают, по уму провожают»
  5. «Быть
    чистым ты обязан, не только для себя»
  6. «В
    человеке все должно быть прекрасным: и
    лицо, и одежда, и душа, и мысли!»
  7. Плунточка:
    А давайте станцуем мой любимый танец,
    я буду показывать движения, а вы повторять за мной.
  8. Ведущий:
    Ну что ж – в таких нарядах можно
    отправляться в гости.
  9. Застольный
    этикет.
  10. Ведущий:
    В гостях нас уже ждет красивый стол.

3-й
ученик
: Сервировка чайного стола
имеет свои особенности: Напротив стула
на стол ставится чашка, под ней блюдце.
Ручка чашки смотрит вправо. Под ней на
блюдце лежит чайная ложка. Слева ставится
пирожковая тарелка, на ней салфетка. На
чайный стол ставятся различные сладости,
сахарница, порезанный лимон.

Ведущий:
Наш стол накрыт и именно сейчас необходимо вспомнить правила поведения
за столом. Мы предлагаем вам пройти
небольшой тест: «Умеешь ли ты вести
себя за столом?» (слайды). Дети отвечают
на вопросы.

Праздничное
меню.

Ведущий:
Ребята этой группы составили для нас
Праздничное меню.

Дети
зачитывают меню, перечисляют, что
выполнили, показывают оформленный
коктейль, желе, фрукты на шпажках.
Раздают ребятам рецепты приготовления
праздничного меню.

Ведущий:
А еще, ребята, без чего не обходиться
день рождения? Верно. Плунточка, в день
рождения пекут красивый, праздничный
торт для именинника.

  • Подведение
    итогов: (1 мин)
  • Плунточка: Ой, как много всего интересного я
    узнала! (вопросы от Плунточки)
  • Рефлексия
    деятельности.

  • Украшения торта свечами:
  • Красная
    свеча – приглашение
  • Желтая
    свеча – выбор и упаковка подарка
  • Синяя
    свеча –сервировка стола
  • Зеленая
    свеча — приготовление блюд.
  • — Какой этап
    подготовки к празднику вам понравился
    больше всего? (выберите свечу и украсьте
    ею торт)
  • — Ребята, вы
    сможете рассказать своим близким и
    друзьям как готовиться ко Дню рождения?

— Я очень
рада, что вы все запомнили. Мне очень
понравилось, как вы подготовились и
работали на занятии, особенно ….

Главная
задача гостей – не как можно больше
съесть, а хозяина – откармливать гостей.
Главной целью дружеской встречи является
атмосфера – приветливые жесты, взгляды,
улыбка. Здесь хорошо помогают игры,
песни, танцы.

Предлагаем
поиграть и повеселиться с Плунточкой.

2
часть: «Веселый этикет». (игры, конкурсы,
танцы, чаепитие.)

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/253628/

Урок-викторина по правилам этикета в 4 классе «Совушка-умная головушка»

  • Корощупова Ольга Ниловна
  • Организация: МКОУ «Солянская СОШ»
  • Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), Олёкминский район, с. Солянка

Цели. Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета.

Учебные материалы. Рисунок с изображением совы – символа мудрости; 7 конвертов с вопросами и 7 конвертов с ответами, расположенные в порядке цветов радуги – символа детской радости и счастья.

Ход занятия.

Учитель.  Тема нашей беседы – «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно поступил тот или иной человек, либо вы сами.

Наша беседа будет необычной. Она немного похожа на телевикторину «Что? Где? Когда?».

Нашей помощницей будет Совушка-умная головушка – недаром сову считают символом мудрости. Вокруг нее вы видите цветные конверты с вопросами и ответами.

Учитель крутит волчок.

— Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в нем за вопрос.

Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки?  Давайте посмотрим, правильно ли ведут себя Алена и Сережа в рассказе «Горький апельсин».

Горький апельсин.

Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

— Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.

— Разве не видишь? – буркнула Аленка.

— Мандарин! – обрадовался Сережа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал…

— А вот и не отгадал.

— А что же?

— А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

  1. — А мне дашь попробовать?
  2. — Да он невкусный, горький и кислый.
  3. — Да ничего, дай хоть долечку.
  4. — Говорю тебе – он поганый, — и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

— Что же ты плачешь? Он же поганый!

   Права ли Алена? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? Сейчас мы сравним ваши ответы с правильным ответом, который предлагает нам Сова.

  • Чтение правил Совы о дружбе и товариществе.
  • С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.
  • Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.
  • Надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным человеком.
  • Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.
  • Останови товарища, если он поступает плохо.
  • Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.
  • За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину не другого.
  • — Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах.
  • Учитель крутит волчок.

— В фиолетовом конверте вот такой вопрос: знакомы ли вы с правилами гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на героиню следующего рассказа.

Ребята показывают сценку «День рождения».

День рождения.

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку,  Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.

— Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…

— Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

— Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

-Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

 Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Нины.

  1. Дети отвечают.
  2. — Я думаю, что никто и никогда так не поступит.
  3. Чтение правил вежливости, которые предлагает Сова:
  4. Надо уметь вежливо принимать гостей.
  5. За поздравления и подарки благодарят.
  6. Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.
  7. Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, развлечь.
  8. Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.
  9. Не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение к себе.
  10. Быть предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем угостить своих гостей, но и чем занять их.
  11. Надо быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени, стараний, чтобы они остались довольны.
  12. Надо быть бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали.
  13. Учитель  крутит волчок.

— В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за столом? Главные герои сказки «Приключения Буратино» — Мальвина и Буратино – помогут вам вспомнить их.

Дети инсценируют отрывок из сказки.

За столом.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя.

В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.

  • Девочка поморщилась и сказала строго:
  • — Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?
  • — Когда папа Карло, а когда никто.
  • — Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.

— Что Буратино сделал неправильно? А как надо было поступить?

  1. Дети отвечают.
  2. Чтение правил поведения за столом, которые предлагает Сова:
  3. Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.
  4. Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.
  5. Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.
  6. Если тебе нужно что-нибудь взять, не тянись через стол, а вежливо попроси передать.
  7. Из блюда бери ближний кусок, не выбирай.

Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если ты сам его не любишь, не порть аппетит другим.

Не сиди боком к столу – это некрасиво.

Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.

Учитель крутит волчок.

— Итак, оранжевый конверт. Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь отвечать по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята, вы сейчас увидите.

Разыгрывается сценка. Дети анализируют ее и предлагают свои правила общения по телефону. Сова предлагает точные правила:

  • Важно правильно набрать номер.
  • Следует поздороваться и сразу представиться.
  • По телефону следует говорить вежливо, ровным, спокойным голосом.
  • Важно уметь употреблять вежливые слова: пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, извините, до свидания.
  • Если к телефону подходит незнакомый человек, не забудьте извиниться: ведь вы отрываете человека от работы.
  • Нельзя занимать надолго телефонную линию.
  • Не следует беспокоить людей по пустякам, без всякого дела, звонить рано утром или поздно вечером.
  • Учитель крутит волчок.

— Вот вопрос из желтого конверта. Знаете ли вы, как принято вести себя в общественном транспорте?

В автобусе.

Федя и Нюша – брат с сестрой. Нюше 5 лет. Феде 9 лет. Они отправились в гости. Им нужно было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.

— Нюшка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.

Он вскочил на сиденье и стоя на коленях стал смотреть в окно. На остановке в автобус вошла пожилая женщина. Она подошла к Феде.

  1. — Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.
  2. — Садитесь, пожалуйста, извините, я не заметил, что вы стоите.
  3. — Спасибо.
  4. — Пожалуйста, не стоит благодарности.

— Как вели себя дети? Что бы вы сделали на месте Феди? А что посоветует нам Сова?

  • Чтение правил Совы.
  • При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым.
  • Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке.
  • Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.

В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так как можно запачкать других.

  1. Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.
  2. Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.
  3. Если нужно взять билет или прокомпостировать его, то вежливо просят делать это пассажиров, стоящих рядом.
  4. Ответом на услугу всегда должны служить слова благодарности.
  5. Учитель крутит волчок.

— У нас зеленый конверт. Посмотрим, что же там. О! Спокойствие, только спокойствие! Это блиц-турнир. Что это такое? Это сразу три вопроса, на которые надо дать три ответа:

1. Что значит – «вежливый человек», каким он должен быть?

2. Вы вошли в школу и увидели учителя. Кто должен поздороваться первым?

    Как вы будете приветствовать учителя?

3. Откуда пришло слово этикет?

Дети отвечают.

— А теперь внимание! Правильные ответы!

  1. Вежливость – это не перчатки, которые надевают только в торжественных

случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.

Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.

2. Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к знакомому и незнакомому человеку. Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству.

С учителями здоровайся первым. При встрече употребляй выражения:                «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».

3. На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.

В XVIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу. Вот некоторые любопытные рекомендации:

  • — Никто не смеет, повесив голову и потупив глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.
  • — Над яствами не чавкай и головы не чеши, не проглотив кусок, не говори, ибо делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже
  • Таких правил было очень много, и каждый должен был их соблюдать.
  • Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но значительной частью правил мы пользуемся и сегодня.
  • Я думаю, то, о чем мы говорили на уроке, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета – правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова.

Источник: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/21/articles/947

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector