Классный час в начальной школе «нормы нравственного поведения»

     На  уровне  конвенциональной  морали  большое  значение  вначале  придается  тому,  чтобы  быть  «хорошим»,  соответствовать  извне  заданному  образцу  такого  человека.

  Затем  на  первый  план  выступает  идея  общественного  порядка  или  пользы  для  людей.

На  высшем  уровне  постконвенциональной  морали  люди  вначале  оценивают  поведение,  исходя  из  абстрактного  представления  о  нравственности,  а  затем  на  основе  осознания и принятия  общечеловеческих  нравственных  ценностей21.

     Нравственное  развитие  младших  школьников  отличается  заметным  своеобразием.  В  их  моральном  сознании  преобладают  императивные  (повелительные)  элементы,  обусловливаемые  указаниями,  советами  и  требованиями  учителя.

  Оно  фактически  функционирует  в  форме  этих  требований,  причем  при  оценке  поведения  дети  исходят,  главным  образом,  из  того,  что  не  надо  делать.

  Именно  поэтому  они  замечают  малейшие  отклонения  от  установленных  норм  поведения  и  немедленно  стремятся  доложить  о  них  учителю.  С  этим  же  связана  и  другая  черта.

  Остро  реагируя  на  недочеты  в  поведении  своих  товарищей,  дети  зачастую  не  замечают  собственных недочетов и некритически  относятся к себе.  Самосознание  и самоанализ  у младших школьников  находятся на  низком  уровне,  и их  развитие  требует от  учителей  внимания  и специальной педагогической  работы.

     Ориентированность  морального  сознания  вовне  и  недостаточный  уровень  самосознания  имеют  своим  следствием  то,  что  их  регулирующая  роль  в  поведении  младших  школьников  оказывается  слабой.  Поступки  детей  зачастую  носят  подражательный  характер  или  вызывается  импульсивными  возникающими  внутренними  побуждениями. 

     Это  необходимо учитывать  в  процессе  воспитания.  Весьма  важно,  в  частности,  развивать  нравственное  сознание  ребят  и  обогащать  их  яркими  нравственными  представлениями  по  различным  вопросам  поведения.  С  другой  стороны,  следует  умело  использовать  нравственные  упражнения  для  выработки  и  закрепления  у  детей  устойчивых  форм  поведения22.

     Планирование 
воспитательной работы зависит от возраста ребенка, особенностей его психического и эмоционального развития. Результат воспитания оценивается по выработанным привычкам и навыкам, а так же по поступкам и поведению человека.

     В результате семейного и общественного 
воспитания формируются представления 
и оценка собственного «Я», и в 
связи с этим раскрываются возможность понимания значимости собственных поступков для окружающих и выработка линии поведения, усвоение идеалов и общепринятых ценностей, приобретение внутренней стойкости и убежденности, а в конечном итоге вырисовывается моральный облик человека.

     Воспитание 
нравственного поведения  это 
не просто эпизод в становления жизни 
человека, а планомерно проводимая в жизнь система. Известно, что 
подчас не совсем правильная, но последовательная система воспитания оказывается 
эффективнее, чем влияние двух, а иногда и более противоречащих друг другу подходов.

     Невозможно 
внушать нравственные правила, а 
самим вести себя иначе: нельзя стараться 
правильно воспитывать детей, а 
сами допускать нарушения установленных 
правил.

Отрицательно влияют на воспитание нравственного поведения ситуации, когда в школе внедряются морально-этические принципы и воспитываются нравственные привычки, а дома их никто не поддерживает или ребенок видит противоположное тому, чему его обучали в школе23.

     Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми (родителями и учителями).

Каждое направление воспитания нравственного поведения  имеет свою структуру, свои задачи, располагает своими формами и средствами. Однако, человека нельзя воспитывать «по частям», необходимы согласованность и единство всех направлений.

Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий24.

  • 1.4. Методы формирования 
    нравственного поведения 
    младшего школьника.
  •      Среди общих методов формирования нравственного поведения младшего школьника можно выделить следующие:

         1. Создание правильного режима как основы воспитания: организованный процесс воспитания не только служит здоровью, но и является важным фактором в развитии личности ребенка.

    Ставший привычным правильный образ жизни воспитывает чувство ответственности и дисциплинированности. Если ребенок испытывает трудности в соблюдении режима, ему необходима организованная помощь, поддержка и внушение уверенности в том, что он достигнет цели.

    Это имеет важное значение не только в укреплении психики, но и в формировании нравственного поведения.

         2. Целенаправленное межличностное общение как средство педагогического внушения. В педагогической системе В.А. Сухомлинского слово – одно из главнейших воспитательных средств: пользование им требует высочайшей культуры.

    «Педагогическое бескультурье зачастую выражается в том, что учитель-воспитатель знает 2-3 цели словесного обращения к воспитаннику – запрет, разрешение, порицание. У мастера-воспитателя обращение к воспитаннику имеет множество целей, и одна из самых важных – разъяснение нравственной истины, понятия «нормы».

    Слово должно дать ребенку этические знания, что есть добро и зло, что значит быть гражданином, нравственно развитым человеком. Специально организованные внеклассные  (внеучебные) мероприятия должны проходить с использованием яркой эмоциональной доверительной беседы.

    В данном случае необходим творческий подход со стороны учителя, который заключается в передаче воспитанникам специальных ситуаций, историй, приведении примеров из собственной жизни, жизни литературных героев, телевизионных передач, где показаны различные стороны жизни с точки зрения нравственного и безнравственного поведения.

    Главным моментом здесь является последующее обсуждения применения различных линий поведения и их результативность.  В конечном итоге такая специально организованная беседа должна достигнуть мобилизации нравственных и умственных сил ребенка.

         3. Создание благоприятных условий семейного воспитания как основы формирования нравственного поведения. Богатую практику человеческих   взаимоотношений дети черпают в семье. Правильно поступают те родители, которые подчеркивают хорошие качества у каждого из знакомых и друзей. Таим образом.

    У детей формируется привычка видеть, прежде всего, хорошие качества в каждом человеке, добрые побудительные мотивы в каждом поступке. Это способствует формированию доброжелательности и отзывчивости, искренности чувств. Пример родителей – эффективное воспитательное средство.

      Поэтому организация семейной жизни должна способствовать  эффективному нравственному воспитанию. Для этого необходимо, прежде всего, чтобы вся окружающая ребенка психологическая обстановка была высоконравственной и чтобы необходимые примеры были всегда «под рукой». Дети должны каждодневно видеть положительные примеры, понятные для них и посильные для повторения.

      Обязательным условием поэтому должно стать частое, но в тоже время понятное и ненавязчивое объяснение каждого нравственного примера и поступка любого члена семьи.

         4. Формирование эмоциональной сферы личности младшего школьника как основы становления нравственных качеств личности. Жизнь ребенка в решающей степени определяется чувствами, для них характерна быстрая смена эмоций, их избыточность и импульсивность.

    Одни чувства создают бодрое настроение, повышают продуктивность деятельности, другие вызывают тяжелые переживания, иногда негативные реакции, понижают результативность.

    У детей с неустойчивыми эмоциями под влиянием даже несильного, но для них чрезмерного внешнего воздействия, возможны импульсивность в проявлении чувств, непредсказуемая реакция на поведение окружающих людей.

    У детей младшего школьного возраста эмоциональная жизнь тесно связана с характером двигательной активности. Так, длительно сдерживаемые от возможность проявить свою активность, дети становятся агрессивными, неуправляемыми.

    Важным фактором снижения неблагоприятных воздействий внешних раздражителей на психику ребенка является воспитание чувств. Смысл его в том, что появление отрицательной эмоции должно стать сигналом для положительной эмоции. Выбрав какой-либо стрессорный раздражитель, необходимо показать ребенку, как нужно реагировать на него, и стараться сделать этот  способ реагирования привычным. 

         5. Формирование навыков саморегуляции и самовоспитания – регуляция собственного поведения подготавливает самовоспитание, необходимое для того, чтобы ребенок мог осуществлять свою деятельность на уровне предъявляемых обществом требований, обновляя, изменяя себя под влиянием жизненных обстоятельств.

    Эти взаимосвязанные процессы оказывают непосредственное влияние на формирование убеждений, позволяют закреплять нравственные убеждения, создавая возможность как для принятия требований других, так и для осуществления собственных намерений.

      Развитие нравственного поведения у младших школьников, с одной стороны, характеризуется развитием способности регулировать свое поведение с учетом внешних обстоятельств, с другой стороны, развитием способности регулировать свое поведение самостоятельно.

    В данном возрастном периоде начинает формироваться способность разработки программы своей деятельности и поведения, появляется отдаленная по времени выполнения цель поведения, возникают внутренние стимулы, регулирующие деятельность, формируется потребность в самовоспитании и повышенная чувствительность к требованиям других.

         6. Специально организованные школьные мероприятия.

    Педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь учащимся, которым еще не полностью либо малодоступна регуляция поведения, преодолеть трудности и тем самым содействовать формированию у них устойчивого нравственного поведения.

    Педагогическая оценка учителя, взаимооценка товарищей по классу, сравнение себя с героями литературных произведений, развитие самостоятельности как предпосылки формирования устойчивого нравственного поведения – это основные пути решения данной педагогической задачи.

          В нашей работе мы подробнее остановимся именно на методах формирования нравственного поведения младшего школьника в процессе специально организованных школьных мероприятий, то есть в процессе взаимодействия ученика и учителя.

          Формирование 
    нравственного поведения при 
    специально организованных школьных мероприятиях может идти по двум механизмам.

    Первый механизм «снизу вверх» заключается  в  том,  что  стихийно  сложившиеся  или  специально  организованные  воспитателем  условия  учебной  и  трудовой  деятельности  и  взаимоотношений  избирательно  актуализируют  отдельные  ситуативные  побуждения к нравственному поведению,  которые  при  систематической  актуализации  постепенно  переходят  в  устойчивые  мотивационные  образования нравственных поступков.  Второй механизм   «сверху  вниз»  заключается  в  усвоении  воспитуемым  предъявляемых  ему  в  готовой  форме  нравственных требований,  содержания  направленности  личности,  которые  по  замыслу  воспитателя  должны  у  него  сформироваться  и  которые  сам  воспитуемый  должен  постепенно  превратить  из  внешне  понимаемых  во  внутренне  принятые  и  реально  действующие нормы нравственного поведения. Полноценное  формирование  нравственного поведения личности младшего школьника в специально организованных школьных мероприятиях  должно  включать  в себя  оба механизма25.

    Читайте также:  Наблюдения за живой и неживой природой в младшей группе детского сада

         Научные представления  о  сути  нравственного  воспитания  школьников  изменяются  не  только  под  влиянием  новых  научных  концепций,  но  и  реальных  достижений  в  области  воспитания.

      Распространенный  в  недавние  годы  подход  к  воспитательной  работе  ориентировал  учителя  на  словесные  формы  передачи  ценностей.  Поэтому  преобладали  длительные  монологи  в сочетании с отдельными  мероприятиями.

      Явно  не  хватало  индивидуального  подхода,  опоры  на  жизненный  опыт  ребенка,  учета  его  личных  особенностей26.

         В настоящее время с учетом индивидуального 
    подхода к личности каждого ученика  методы  взаимодействия учителя с младшими школьниками по формированию нравственного поведения  можно  разделить  на два  класса: влияния,  создающие  нравственные  установки,  мотивы,  отношения,  формирующие  представления,  понятия,  идеи и влияния,  создающие  привычки,  определяющие  тот  или  иной  тип  поведения.

         Наиболее  последовательной  и  современной  представляется  классификация,  разработанная  Щукиной  Г.  И. 27,  в которой выделяют  такие группы  методов:

    1. методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  учащихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений  (методы  формирования нравственного сознания  личности);
    2. методы  организации  деятельности  и  формирования  опыта  общественного  поведения;
    3. методы  стимулирования  поведения и деятельности.

          К первой группе методов относятся  методы  словесно-эмоционального  воздействия:  рассказ,  разъяснение,  этическую  беседу  и  метод  наглядно-практического  воздействия  –  пример.

          В  младших  классах  часто  используется 
    рассказ  на  этическую  тему.  Это яркое  эмоциональное  изложение  конкретных  фактов и  событий,  имеющих  нравственное  содержание.

      Воздействуя  на  чувства,  рассказ  помогает  воспитанникам  понять  и  усвоить  смысл  моральных  оценок  и  норм  поведения.

      Хороший  рассказ не  только  раскрывает  содержание  нравственных  понятий,  но  и  вызывает  у  школьников  положительное  отношение  к  поступкам,  соответствующим  нравственным  нормам,  влияет  на  поведение.

          У  рассказа  на  этическую  тему  несколько функций: служить  источником  знаний, обогащать  нравственный  опыт  личности  опытом  других  людей, служить  способом  использования  положительного  примера  в  воспитании.

    К  условиям  эффективности  этического  рассказа  относятся  следующие: соответствие рассказа  социальному опыту школьников (краткость,  эмоциональность,  доступность,  соответствие  переживаниям  детей), сопровождение рассказа  иллюстрациями (произведения  живописи,  художественные  фотографии,  изделия  народных  умельцев),   соответствие эмоционального  воздействия  окружающей  обстановки  замыслу и содержанию  рассказа, профессиональное выполнение, стимулирование длительных переживаний. 

    Источник: http://stud24.ru/psychology/vospitanie-nravstvennogo-povedeniya-mladshego-shkolnika/116044-341932-page3.html

    дипломная работа: Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

    • Министерство образования и науки РФ
    • Федеральное агентство по образованию
    • Государственное образовательное учреждение
    • Высшего профессионального образования
    • «Уральский Государственный Педагогический Университет»
    • Институт Педагогики и Психологии Детства
    • Кафедра педагогики
    • и психологии детства
    • НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    • Выпускная квалификационная работа
    • Исполнитель:

    Ветошкина Е.В.,

    1. студентка 5 курса
    2. очного отделения
    3. Руководитель:
    4. доктор пед. наук,
    5. профессор

    Коротаева Е.В.

    Екатеринбург 2008

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    • ВВЕДЕНИЕ.
    • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • § 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
    • § 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • § 3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
    • § 4. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • § 1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

    Недостатки и про­счеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями.

    Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

    Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

    Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др.

    , в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Такие исследователи как М.М.Гей, А.А.Калюжный, Т.Ф.

    Лысенко и др освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно важно.

    1. Однако решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    2. В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
    3. Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности нравственного воспитания в процессе учебно-воспитательной деятельности.
    4. Объект исследования – учебно-воспитательная деятельность младших школьников.
    5. Предмет исследования — нравственное воспитание учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе.        
    6. Гипотеза исследования: мы предположили, что наиболее успешно формирование нравственной культуры будет происходить в следующих условиях:
    1. В содержание работы учителя будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;
    2. Будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания;
    3. Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности;
    4. Будет использована технология поэтапного формирования нравственной культуры;
    5. Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование практических умений по этой проблеме;
    6. Будут организованы условия необходимого применения детьми полученных знаний и умений.

    Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

    1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
    2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста;
    3. Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;
    4. Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности;
    5. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности;
    6. Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе;
    1. Подвести итоги, сформулировать выводы.
    • В ходе исследования использовались следующие методы:
    • — теоретические —  поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой  проблеме;

    Источник: http://uchit.net/catalog/Pedagogika/136337/

    Способы формирования нравственных качеств у младших школьников

    Шегаева А. В. Способы формирования нравственных качеств у младших школьников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 144-145. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5202/ (дата обращения: 23.11.2019).

    В статье раскрывается понятие «нравственность», определяется его место и роль в системе общественных отношений. Обозначив принципы корректировки поведения учащихся, автор работы способы привития нравственных черт младшим школьникам.

    Ключевые слова:общеобразовательная школа, гуманизм, нравственность, мораль, начальная школа.

    The article explains the concept of «morality» is determined by its place and role in the system of social relations. Denoting the principles of student conduct corrections, the author of ways instilling moral traits younger students.

    • Keywords:Secondary School, humanism, morality, morals, elementary school.
    • Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последним.
    • Сенека

    Проблема нравственного воспитания с давних времён рассматривается педагогами и психологами. Черты характера, основы нравственных качеств закладываются у ребёнка в детстве и формируют впоследствии его поведение.

    В младшем школьном возрасте перед педагогом и родителями появляются две основные задачи: создать условия для освоения начальной образовательной программы, а также сформировать в личности детей положительные (с точки зрения морали) качества.

    Решение второй задачи становится наиболее сложным, так как поступки человека и их правоту невозможно объяснить с помощью формул и правил. А. Я. Каменский писал: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». К. Д.

     Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой».

    Цитаты отечественных ученых актуальны и в настоящее время. Доказательством тому являются трагические февральские события в Москве, инициатором которых, стал школьник-отличник.

    В данной статье на примере преподавания в 3 классе рассматриваются способы формирования нравственных качеств и факторы, влияющие на становление личности младших школьников.

    Прежде чем говорить о пути к формированию качеств личности, рассмотрим понятие «нравственность».

    Нравственность — «тенденция произвольно, по внутреннему убеждению, а не по принуждению или в силу необходимости вести себя в согласии с моральными требованиями, принятыми в обществе» [1]; «принципы или модели поведения, оцениваемые с точки зрения того, являются они правильными или нет» [2].

    Таким образом, можно сделать вывод, что нравственность — это функция, регулирующая человеческое поведение и управляемая сознанием человека. Следовательно, воспитывая детей, мы влияем на их сознание, а значит и на нравственность.

    Каким образом можно корректировать поведение учащихся и формировать нравственные качества? Прежде всего, нельзя игнорировать обязательные факторы, влияющие на ребенка, это: семья, окружающая среда, самооценка. Рассмотрим каждый фактор по отдельности.

    Читайте также:  Конспект нод по математике в подготовительной группе. преобразование фигур

    То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Влияние семьи объясняется еще и тем, что в ней дети находятся значительный период. Таким образом, поведение родителей служит образцом для ребёнка.

    Педагогу необходимо не только учитывать факт влияния семьи, но и иметь представление о том, какие моральные ценности и модель поведения выступают дома примером для школьника.

    Очень важно, чтобы представления родителей о моральных нормах не были противоположными с убеждениями педагога.

    Для успешного формирования нравственных качеств и сохранения учительского и родительского авторитета необходимо взаимодействие школы и семей учащихся не только на основе образовательных вопросов, но и задач воспитания.

    Окружающая среда неотъемлемо влияет на личность ребёнка. Старшие товарищи могут внушать ошибочные идеи и идеалы, пристрастить к вредным привычкам и т. д. Особенно сложно, исключить негативное влияние на детей, живущих в небольших посёлках и городах, где ограничена и территория, и контингент общения.

    Выходом из этой ситуации могут служить такие занятия, как общение по Интернету, например, с друзьями-иностранцами, игры на воздухе с домашним питомцем, семейные мероприятия, дополнительное творческое образование и т. д.

    Вышеперечисленная деятельность займёт значительную часть времени школьника и поможет отвлечь от нежелательного окружения.

    Самооценка является важнейшим регулятором деятельности человека. Говоря о нравственных качествах младшего школьника, стоит отметить, что отрицательно может влиять как низкая, так и завышенная самооценка.

    Наблюдения показывают, что учащиеся с низким уровнем веры в себя в своём поведении руководствуются девизом «я и так плохой» или «у меня всё равно бы не получилось». Такая позиция часто служит оправданием для отрицательных поступков.

    В работе с такими детьми необходимо показать на жизненных примерах или в искусственно созданной педагогом ситуации картину круговорота жизненных ситуаций. Дети с завышенной самооценкой напротив, излишне веря в себя, убеждены, что их модель поведения является самой правильной.

    В данной ситуации учащихся можно обратить к истории и рассказать о том, что веками мудрецы эпох формулировали догмы добродетели и весь мир следует им.

    Учитывая вышеперечисленные факторы педагогу необходимо выстраивать свою воспитательную работу с учащимися. Рассмотрим способы, которые возможно использовать для формирования нравственных качеств у младших школьников.

    1.                 Работа с малыми литературными жанрами. Чтение и анализ басен, пословиц, притч сначала формирует нравственные представления, а затем формулирует мораль;

    2.                 Проведение внеклассных мероприятий в форме дискуссий, спектаклей, судов и т. д. Учащиеся на таких занятиях должны не только принять и высказать решение, но и доказать его правильность и объективность, руководствуясь моральными правилами и нормами;

    3.                 Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

    Данный курс призван решить следующие задачи: познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики, развить представления ребёнка о значении нравственных норм и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества, обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школ;

    4.                 Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

    Использование вышеперечисленных способов для формирования нравственных качеств у младших школьников будет успешно только при взаимодействии педагога и семьи.

    При этом важно объяснить ребёнку, что понятие «нравственность» не распространяется на правила, которые предъявляют человеку отдельные социальные группы. Человек может считаться нравственным с позиции какой-то группы (класса, семьи и т. д.) и в то же время быть безнравственным с точки зрения, характеризующей преобладающую в обществе культурную традицию.

    Литература:

    Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5202/

    Нравственное воспитание младших школьников

                  1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю.

    Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.

    «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — говорил А.С.Макаренко.

                  2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

                  3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:

                  4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).

                  Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

                  5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице). Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности.».

                  В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

                  — Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

                  — Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

                  — Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

                  — Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

                  — Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

                  Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестья, справедливости и несправедливости.

    » Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.

    Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

                  Необходим переход ко второй стороне вопроса, выдвигаемого в гипотезе о структуре учебной деятельности — к вопросу о значимости единства всех трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах. Первое – это возможность развития каждого из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, — способов удовлетворения этих потребностей. Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

                  Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты.

    При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное.

    В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой – то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся. Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.                Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

    Читайте также:  Внеклассное занятие по музыке, 1 класс

                  Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

                  И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности.

    В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

    Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и не главных предметов.

    Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

                  Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск.

    В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп.

    Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными.

    Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

                  Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности.

    Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

    В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

    Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом

                  Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

    3. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

                  Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

    Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно — досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей .

    Отечественные педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность.

    Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.

    В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

                  Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.

    Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.

    Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.

    Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра.

    Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти. Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности.

    4. Воспитательная работа по нравственному воспитанию

                  В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

    В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

    Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

    Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

    Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.

    Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.

    Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми. В данной школе разработана авторская программа по нравственному воспитанию.

    5. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности

                  Учителя не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е.

    преподавания основных предметов, они пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала.

    Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, учителя школы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

    Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал? Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

    Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”, “Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

    Источник: http://freepapers.ru/16/nravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov/138098.874645.list2.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector