Подробности Категория: Нужная книга Наталья Николаевна Вишнякова Опубликовано: 09 августа 2017
Это так просто – и почти невозможно. Захотеть понять другого. Друга, сына, ученика – ребенка. И сделать это вовремя.
В современных книгах школа изображается как игра в баскетбол. Агрессивная группа с расписанными ролями. Время от времени на площадку выносит отдельного запасного игрока. Игра вертит его из стороны в сторону, кидает из одного угла в другой, пока снова не вышвыривает за ненадобностью на скамейку запасных.
Не важно, американская это школа, японская или наша, отечественная. Школьному ритму ближе командная игра. «Немассового» игрока назовут здесь слабаком или просто будут считать странным. Потом, может быть, махнут рукой – безнадежен! А потом герой перерастает команду. Или в игру вступает необыкновенный учитель. И тогда у вечного запасного появляется шанс стать капитаном команды.
У каждого «слабого» ученика есть своя сила. У каждого «слабого» читателя есть своя книга. Нам может показаться, что сила у него какая-то не такая и книга – тоже неправильная. Но все это ерунда.
Никто не может указывать другому, что читать и где черпать вдохновение. Об этом драматически рассказывает «Взгляд кролика». И комически – «Дневник слабака».
А немного фэнтези в конце списка – как пример жанра-запасного игрока.
Кэндзиро Хайтани. Взгляд кролика. Самокат, 2017
Героев в этой истории двое – молоденькая Котани-сэнсэй и ее ученик Тэцудзо. Как ни странно, именно благодаря мухам они научились слышать и понимать друг друга. И это стало по-настоящему предельным пониманием – когда, однажды полностью приняв человека, будешь биться за него до конца.
В этой истории немало битв – с равнодушием, с недоверием, с глухотой властей. Котани-сэнсэй даже приходится, перешагнув через стыд и другие условности, в силу крайней необходимости освоить ремесло старьевщика. А ее коллеге, веселому и свободному Адачи-сэнсэю, – даже объявить голодовку.
Смогут ли простые учителя победить систему? Во всяком случае, Котани-сэнсэй вовремя понимает, что прежде всего ей нужно победить саму себя. И быть сильной и твердой в отстаивании своих убеждений. Но для начала – полюбить мух. Да, оказывается, что такие странные мелочи иногда оказываются ключевыми.
И, кстати, в этой книге найдется два отличных открытых урока по написанию сочинения. Настоящего, живого – такого же, как эта книга.
Цитата:
– Сейчас в нашем городе все борются с мухами и комарами. Повсюду разбрасывают специальный яд, чтобы убить как можно больше мух.
- Глаза у Тэцудзо сверкнули, но Котани-сэнсэй ничего не заметила.
- – Ведь если мух не убивать…
- Тэцудзо поднялся на ноги.
В одну секунду он очутился перед учительницей, обеими руками вцепился ей в лицо, а потом толкнул что было сил. Вскрикнув от неожиданности, Котани-сэнсэй потеряла равновесие и опрокинулась на спину.
Джефф Кинни. Дневник слабака. Последняя капля. АСТ, 2017
Грег хочет, чтобы папа оставил его в покое. И мама. И соседи. Еще он хочет питаться исключительно сластями и газировкой. И чтобы Холли Хиллс, наконец, поняла, насколько он крут, на самом-то деле.
Холли Хиллс не очень хочет общаться с Грегом. Несмотря на то, что он ждет от нее валентинок и смс-ок, она совершенно не обращает на него внимания. Его друг Роули явно нравится ей больше.
Роули, хоть и остается единственным другом Грега, не всегда хочет поддерживать его идеи. Например, вырыть тренировочную яму для прыжков – это среди зимы-то! – или закопать у себя на заднем дворе капсулу времени, которую нельзя вскрывать до 2300 года.
Подростковость – история без хеппи-энда. Вокруг одни первобытные обезьяны и взрослые со странным чувством юмора. Чтобы выжить (и не попасть при этом в военное училище) Грегу приходится лавировать между теми и другими.
Забавная и динамичная повесть-комикс о буднях обычного подростка. Реалити-шоу как оно есть. А поскольку будни подростка бесконечны, к сегодняшнему дню вышло уже 11 книг о драматичных переживаниях Грега, плюс две бонусные книжки, плюс 4 экранизации – и наверняка шоу будет продолжаться.
Грег Хэффли – это приквел Адриана Моула, чьими страданиями так проникся читающий мир поколение назад. Адриан вырос – да здравствует Грег!
Цитата:
Холли была в самом центре. Я шагал ВОКРУГ них, пытаясь подобраться поближе, но у меня ничего не вышло.
- Наконец Холли взяла паузу и вышла из круга попить – это был шанс!
- Когда я уже почти дошаркал до Холли и собирался сказать мегаклассную шутку, на нас НИОТКУДА выпрыгнул Фригли.
- У него все лицо было в глазури от кексов, которые лежали на фуршетном столе, – он, видно, уже хорошенько упоролся глюкозой и был не в себе.
- Этот болван АБСОЛЮТНО, полностью, окончательно зарубил всё, что могло бы стать поворотным моментом в наших отношениях с Холли.
Евгений Рудашевский. Сумеречный город. Серия «Эрхегорд». РОСМЭН, 2017
В такие книжки погружаешься с самого начала, еще до текста, с витиеватых букв на обложке, карты придуманной автором реальности на форзаце и девиза этой книжной серии: In angello cum libello – «в уголке и с книжкой».
Именно к уединению с книгой побуждает жанр фэнтези. Заглянешь одним глазком – ухнешь с головой, станешь ее частью, будешь бродить с холщовой котомкой по Хмельному лесу и подземелью Искарута, как делает это главный герой «Сумеречного города».
Спасаясь от преследования на родине, он попадает в Земли Эрхегорда. Теперь его ждет долгое странствие, в конце которого он, возможно, найдет ответы на свои вопросы. В самом начале пути он попадает в город Багульдин. И тут случается беда – город окутывает густой, совершенно непроницаемый туман.
Он лишает жителей рассудка, памяти, чувств. Жители до смерти боятся людей с ярко-золотыми волосами, время от времени приходящих в город. Так боятся, что жестоко расправляются с ними.
В городе даже выходит указ, запрещающий жителям брить голову наголо – ведь в этом случае невозможно понять, какого цвета у человека волосы.
Откуда пришел туман? Какую опасность несут золотоволосые? Чтобы ответить на эти вопросы, герою нужно собрать «все стеклышки разбитых витражей», а для этого он должен спуститься в Подземелье Искарута.
Нельзя сказать, что в конце будут даны ответы на все вопросы. Но это не так важно: «Сумеречный город» – только одна из частей трилогии об Эрхегорде. Путь in angello cum libello предстоит неблизкий.
Цитата:
Мягкие, бережные ноты переплетались с эвкалиптовым дымом, со смехом и разговорами посетителей, терялись в них, потом находили себя и крепли. Наконец ударили медные тарелки, загудели сразу три лютры, и все музыканты разом сошлись в ритмичном проигрыше. Посетители оживились еще больше, и теперь многие покачивали плечами в такт задорной мелодии.
– Вы пробовали выехать из города? – спросил я у Теора, который сейчас, сидя на табурете, еще больше походил на паука из-за чуть сгорбленной спины и расставленных угловатых локтей.
Наталья Вишнякова
Источник: https://slovesnik.org/chto-chitat/nuzhnaya-kniga/druzhelyubie-i-shkola-vypusk-5.html
Притчи о дружбе. Дружба. Сборник. Лучшие легенды и притчи
Девочка приехала в деревню, где никого не знала. Она пожаловалась папе:
— Скучно мне. Никто не хочет со мной дружить. Как мне отыскать друзей?
— Друзей много вокруг. Выйди, доченька, на улицу, да внимательно присмотрись — сказал он.
Вышла девочка на улицу – никого. Пошла она в поле. Видит — бежит жеребёнок. Кинулась догонять – не догнала. Из-под куста выскочил заяц. Она бросился его ловить — не поймала. Видит — летит голубка, побежала за ней, да куда там. Улетела голубка. Увидела девочка божью коровку, протянула руку – и … поймала.
— Отпусти меня! – попросила божья коровка.
— Не отпущу! – говорит девочка. – Я буду с тобой дружить, потому что все другие от меня убегают: и жеребёнок, и заяц, и голубка…
— Понятно, — говорит божья коровка. — Хочешь, я тебе подскажу, как друзей найти. Читать далее «Как найти друзей»
Два друга поссорились. И один начал всем знакомым говорить плохие слова о своем друге.
Но потом он успокоился и понял, что был неправ. Он пришел к другу и начал у него просить прощения.
Тогда второй друг сказал:
– Хорошо! Я тебя прощу. Только при одном условии.
– Каком?
– Возьми подушку и выпусти все перья на ветер.
Первый друг так и сделал. Он разорвал подушку. А ветер разнес перья по всему селу.
Довольный друг пришел к другому и сказал:
– Выполнил твое задание. Я прощен?
– Да, если ты соберешь все перья обратно в подушку.
Но сами понимаете, что это невозможно собрать все перья обратно. Так и плохие слова, которые уже разлетелись по всему селу нельзя забрать обратно.
Источник: https://inoskaz.com/tag/druzhba/
Классный час «Дружба это чудо» (5 класс, занятие рассчитано на 1 урок) Цель
Классный час «Дружба — это чудо»(5 класс, занятие рассчитано на 1 урок)
Цель: способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся, формирования ученического коллектива класса.
Задачи (Слайд 2):
- содействовать формированию у школьников таких нравственных качеств как дружелюбие, честность, отзывчивость, взаимопонимание;
- воспитывать потребность в истинных дружеских отношениях;
- способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу;
- создать эмоциональный настрой на совместную учебу, атмосферу взаимной симпатии, выработать законы дружбы;
- развивать творческую активность.
Подготовка к классному часу:
Создание временных творческих групп из учащихся, распределение обязанностей по подготовке классного часа.
- Группа 1: подбор цитат, афоризмов, высказываний о дружбе;
- Группа 2: подготовка сценки по притче о дружбе;
- Группа 3: составление анкеты и проведение анкетирования;
- Группа 4: подготовка раздаточного материала для классного часа.
Оборудование:
фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет, журналы, раздаточный материал (Приложение 1), магнитофон с записями песен о дружбе, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Эпиграф классному часу:
И с другом и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь. Обидишь друга — наживешь врага ты, Врага обнимешь — друга обретешь.
- ^
- Ход классного часа
- Классный руководитель. Сегодня мы с вами поговорим о таком понятии, без которого не может существовать ни один ребенок, ни один добрый человек и наш мир в целом… Это дружба…(Фрагмент песни «Дружба крепкая не сломается» Слайд 4)
- ^ (Слайд 6)
(Слайд 3) Как много пословиц о дружбе существует в русском языке (зачитывает представитель Группы 1) (Слайд 5). Не имей сто рублей, а имей … Человек без друзей, как дерево … Друга ищи, а найдешь … Дерево живет корнями, а человек … Дружба, как стекло: разобьешь — … Друг познается … Без друга в жизни …
^ А что думаете о дружбе вы? Продолжите фразу: «Дружба – это…» (ответы учеников) (Выводы на слайде 7).
Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем ее особая сила. Послушайте, что о дружбе говорят великие люди (зачитывает представитель Группы 1) (Слайд 8):
^ Оглянитесь вокруг себя. Посмотрите друг на друга внимательно. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья? Прежде чем дать ответ, послушайте (притчу разыгрывает Группа 2):
По длинной, утомительной дороге шёл человек с собакой. Шёл он себе шёл, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним — оазис! Высокие ворота, за оградой — цветы, журчание ручья, словом, прекрасное место для отдыха. — Что это такое? — спросил путешественник у привратника. — Это Рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть.
— А есть там вода? — Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны… — А поесть дадут? — Все, что захочешь. — Но со мной собака. — Сожалею, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь. И путешественник пошёл мимо. Через некоторое время дорога привела его на простую ферму. У ворот тоже сидел привратник.
— Я хочу пить — попросил путешественник. — Заходи, во дворе есть колодец. — А моя собака? — Возле колодца увидишь поилку. — А можно поесть? — Могу угостить тебя ужином. — А собаке? — Найдется косточка. — А что это за место? — Это Рай. — Как же так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что Рай — там. — Он обманул тебя. Там — Ад.
— Как же вы, в Раю, это терпите?
— Это нам очень полезно. До Рая доходят только те, кто не бросает своих друзей…
^ В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему в этой ситуации выбрали бы вы? (рассуждения учеников о прослушанной притче).
- ^ (Слайд 9)
- ^ Некоторое время назад ваши одноклассники провели анкетирование, благодаря которому попытались узнать, что вы думаете о дружбе (результаты анкетирования представляет Группа 3).
- Анкета (Слайд 10)
Учащиеся делятся на три команды по рядам. Каждой команде дается лист бумаги. По сигналу первый участник начинает рисовать животное, через несколько секунд дается сигнал и следующий участник дорисовывает то, что начал рисовать предыдущий. Так до последнего участника. Задача действовать слаженно. Последний участник должен понять, что рисовали до него предшественники. Побеждает та команда, которая сделает рисунок первой.
- Нужна ли дружба вообще?
- Почему люди дружат?
- Почему люди ценят дружбу?
- От чего зависит дружба?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы вы захотели с ним дружить?
Классный руководитель комментирует результаты анкетирования.
^ (Слайд 11)
Учитель раздает каждому учащемуся рисунок животного (кошка, собака, мышка, хрюшка). Задача игроков, не показывая друг другу рисунки, узнать без слов, где его собратья по животному миру. Можно демонстрировать повадки животного, издавать звуки, свойственные ему. Основная цель игры научить детей общаться, используя не только вербальные, но и невербальные способы. Быть внимательными друг к другу.
^ (Слайд 12)
Образовавшимся командам предлагается сделать коллаж из вырезок газет и журналов в течение 10 минут. На каждом столе лежит подборка иллюстраций о дружбе. Звучат песни о дружбе. По окончании проводится презентация работ каждой из четырех команд.
^ Надеюсь, что после нашего классного часа вы сможете ценить настоящую дружбу и будете пытаться стать настоящими друзьями. Ведь дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде. Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше.
Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Академик Д.С.Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь. Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится все труднее и труднее подружиться. Помни и это» (Слайд 13).
Рефлексия (Слайд 14)
Давайте теперь попробуем составить кодекс дружбы нашего класса из крылатых выражений, которые лежат на ваших столах. (В ходе обсуждения появляется запись на доске. Каждая группа предлагает свой вариант, один афоризм зачитывает и классный руководитель).
- ^ «Кодекс дружбы» мы разместим в нашем классном уголке, чтобы вы всегда могли обратиться к нему и вспомнить эти важные правила.
- Приложения
- Анкета
- Раздаточный материал для игры «Найди своих»
- Набор пословиц для рефлексии
Мы с вами поговорили о влиянии дружбы на жизнь людей, перечислили условия, необходимые для ее существования, вспомнили о значимости дружеских отношений. Я хочу, чтобы сегодняшний обмен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения был полезен вам в жизни. 1. Нужна ли дружба вообще?_______________________________________________________ 2. Почему люди дружат? ______________________________________________________________ 3. Почему люди ценят дружбу? ______________________________________________________________ 4. От чего зависит дружба? ______________________________________________________________ 5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы вы захотели с ним дружить? ______________________________________________________________ Один за всех и все за одного. Мирись, мирись, мирись… Нет друга — ищи, а нашел – береги. Человек без друзей, что дерево без корней. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Не поспоришь — не подружишь. Были бы пирожки — будут и дружки. Друг не испытанный, что орех не расколотый. Друг спорит, а недруг поддакивает.
Что за тем гоняться, кто не хочет знаться.
Источник: https://rushkolnik.ru/docs/235/index-104700.html
Сценарий классного часа в 5 классе Тема: Поговорим о дружбе и друзьях
Сценарий классного часа в 5 классеТема: Поговорим о дружбе и друзьяхЦели:
- Расширение знаний детей о дружбе.
- Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
- Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Оборудование: классная доска, карточки с пословицами, шаблоны для пожеланий, плакат «Доска объявлений», газета о дружбе.
Ход занятия
- Организационный момент
- «Человек без друзей — что дерево без корней».
- Многие понимают под словом «друг»:
- ^
- ^
— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.(эпиграф классного часа написан на доске)- Ребята, как вы понимаете эту пословицу?- Зачем дереву нужны корни?- А что подразумевается под «корнями человека»?- одноклассника;- соседа по парте;- знакомого во дворе;- человека, который сходил с ним в магазин;- человека, с которым провел смену в лагере;- человека, который дал списать домашнее задание.- Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о настоящем друге, о том, как распознать настоящую дружбу от лживой, как распознать человека, который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.- Предлагаю вам разделиться на группы для обсуждения ситуаций:
- Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия?
- Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации?
- Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия?
- Твой друг получил приз на конкурсе чтецов. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить с победой. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга. Твои мысли по поводу данной ситуации?
- Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока. Почему?
- Антон учится в 5-м классе, а его друг Володя в 4-м классе. Антон решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой друга. Володя не любит этот вид спорта. Антон обижается и говорит: “Володя, раз ты друг, то и ты должен заниматься дзюдо”. Правильно ли Антон понимает дружбу?
- ^
- Друг – это не …
- Друг – это … (тот, кто поможет в трудные минуты; выручит, когда ты окажешься в беде; тебя понимает лучше всех; поделится последним куском хлеба; ничего не пожалеет для тебя).
- «Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью».
Работа над понятиями «друг», «лжедруг», «дружба». На доске надпись: Во время обсуждения учащимися ситуаций, учитель на доске пишет отрицательные качества «друга». После обсуждения на доске появляется список качеств «лжедруга».- Ребята, а какими чертами характера должен обладать друг?Надпись на доске: Учитель подводит итог и дает определение понятиям «друг», «дружба».- В толковом словаре С.И. Ожегова:В.И. Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:
«Дружба – это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
— Зачем дружба нужна людям? Кого вы называете своими друзьями?- Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод, хороший ли я друг?- А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства, не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе.(Ученики пишут, сворачивают листочки и выбрасывают их в урну).
- ^
- ^
- ^
— Попробуйте вспомнить слова с корнем -друг-/-друж- (дружить, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный, дружба, друзья, подруга, подружка, подружечка, дружный, дружок, дружочек, дружище, дружеский и т.д.).- Сейчас мы с вами поиграем в пословицы. У каждой из групп есть карточки, на которых написана только половина пословиц, вы должны назвать другую половину.Дружба – как стекло, (разобьёшь – не сложишь).Дружбой дорожи, (забывать её не спеши). Дерево живет корнями, (а человек друзьями). Друг за друга стой, (выиграешь бой). Доброе братство – (лучше богатства). Друг лучше старый, (а платье новое). Старый друг – (лучше новых двух). Дружба – не гриб, (в лесу не найдёшь). Не имей 100 рублей, (а имей 100 друзей).Сам пропадай, (а друга выручай).Нет друга – так ищи, (а нашел – береги).Не тот друг, кто потакает, (а тот, кто помогает).Друг познается (в беде).- Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать правила. Давайте с вами выработаем правила дружбы, повесим в нашем уголке и постараемся их соблюдать:
- Всегда будь откровенным с другом;
- Не выдавай чужие секреты;
- Не бойся попросить прощения;
- Не груби;
- Не меняй друзей;
- Будь постоянным в дружбе;
- Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
- Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
- Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
- Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал);
- Радуйся вместе с другом его успехам;
- Предлагай свою помощь, а не жди просьбы о помощи;
- Старайся, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавай неловких ситуаций;
- Защищай друга (и т.д.).
Объявление «Ищу друга!»
— А сейчас я предлагаю каждому участнику написать объявление на тему «Ищу друга!» Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как «пазлы». Например:«Веселый, жизнерадостный человек, любитель футбола ищет друга».«Ищу друга, с которым можно ходить в походы».«Ищу подругу, которая любит рисовать, сочинять стихи».Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют их на доску объявлений (в классе доска с надписью «Доска объявлений»).
^
— Кого мы называем другом?- Каких друзей нам хотелось бы иметь?- А каким другом является каждый из вас (мысленно ответим сами себе)?- Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?- Напишите пожелания для своих одноклассников и приклейте на газету.- Вы сегодня показали хорошие знания. Все отлично поработали. Я желаю вам добрых и верных товарищей. Давайте скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
— А закончить наш классный час я хотела бы стихотворением Л. Измайловой «^ ».
Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «дружба» что обозначает?Может быть, поход вдвоем в кино,Может быть, хороший пас в футболе,Может быть, подсказку у доски,Может быть, защиту в драке школьнойИли просто средство от тоски?Ну, а может быть, молчанье в классе,Если друг плохое совершит?Скажем, Коля стены разукрасил,Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-тоДроби дома не хотел решать:Заниматься не было охоты,А дружок дает ему списать.Разве это дружба, если двоеВздумали уроки прогулять,А спросила мама: «Вы не в школе?» — Оба дружно начинают врать.Ну, а может, дружба – это еслиДруг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая льстиво,И не скажет резкость никогда?
Литература:
- Души прекрасные порывы. Классные часы на нравственные и патриотические темы. 5-7 классы. — С.-Петербург, 2004.
- Еременко Н.И., Коледова С.В., Суркис Е.В. Классные часы: Копилка классного руководителя: 1-11 классы: Методическое пособие. — Изд. 2-е, доп. – М., 2008.
Источник: http://lit-yaz.ru/sport/81517/index.html
Классный час в 5 классе
Открытый классный час «О культуре поведения в школе» (5 г класс)
Классный руководитель: Круподерова Л.А.
- Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.
- Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.
- Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.
- Оснащение и оборудование:
- Столы со стульями для групп
- Задания для групп для обсуждения одной тем
- Подсказки по каждой теме (общие для всех)
- Бумага и фломастеры для записи
- Мультимедиа проектор
- Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета.
- Содержание классного часа
Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, знакомит с целями мероприятия.
Ход классного часа
Вводное слово учителя
Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека.
И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа — школьный класс. Что такое класс? Класс — объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа.
Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.
Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно.
Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине — с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками.
Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.
Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день.
Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.
К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения.
И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны.
Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.
Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).
Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.
Самостоятельная работа в группах.
Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.
Задание
Перед вами на листе бумаги нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.
(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)
Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.
Правила:
Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях — это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
- Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
- Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
- Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе
- “Сокровищница народной мудрости”
На листе размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.
Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:
|
|
|
|
Смысл каждого высказывания обсуждается.
Далее учащимся дается следующее задание:
Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.
- Темы:
- Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)
- Правила поведения в школе
- Обязанности ученика
- Подсказки
- Форма
- Прическа сменная или вторая обувь
- Приветствие учеников и взрослых
- Обращение к друг другу
- Мусор
- Бережливость
- Вежливость
- Опоздания
- Прогулы
- Плееры и сотовые телефоны
- Повседневная речь в школе
- Манера общения
- Чужие вещи
- Поведение в столовой
- Поведение во время линеек и мероприятий
- Приход в школу
- Пропуск уроков
- Школьное имущество
- Соблюдение правил безопасности
- Забота о младших и слабых
- Решение спорных вопросов
- Курение в школе
- Поведение на уроках
- Поведение на переменах
- Употребление непристойных выражений
- Обязанности старшего дежурного по школе
- Обязанности дежурного класса
- Поведение на школьных вечерах и дискотеках
- Задание
В течение 15-20 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем учащиеся отбирают наиболее важные пункты.
Из отобранного материала учащиеся готовят выступление, которое защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта. На подготовку и защиту отводится 15 минут.
- По окончании классного часа принимается решение.
- Решение
- Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же темами для выработки таких правил поведения в школе, чтобы их выполняли уже все учащиеся школы.
- Подведение итогов.
- «
»
Источник: http://aplik.ru/ref/7354/