Фильтр по целевой аудитории
— Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя
Интеллектуальная игра «Сокровища древних царей»
Представленный ресурс является интерактивным и позволяет в игровой форме закрепить знания обучающихся по истории Древнего Востока посредством выполнения различных заданий. Работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально.
Целевая аудитория: для 5 класса
12.08.2016Евгения922412
- Презентация построена с учётом различных версий игры «Счастливый случай».
- Состоит из нескольких туров.
- 1 тур — «Гонка за лидером».
- 2 тур -«Ты-мне, я-тебе»
- 3 тур-«Тёмная лошадка»
- 4 тур-«Заморочки из бочки»
- Можно использовать как урок повторения и обобщения.
Целевая аудитория: для 5 класса
27.01.2016FedorovaIrina1928
Презентация построена по принципу викторины Умники и умницы.
Сначала вопросы отборочного тура.
Затем задания для финалистов.
Финалисты выбирают дорожки: на зелёной можно ошибиться 2 раза, на красной -1, на жёлтой нельзя допускать ошибок.
- Задача игроков не выбыть из игры и первым пройти дорожку.
Целевая аудитория: для 5 класса
16.01.2016FedorovaIrina1421
Сценарий и презентация мероприятия «Дискуссионные вопросы истории России»
Многие вопросы истории, включенные в школьную программу, освещаются по-разному в разных источниках . Наша задача,помочь учащимся сформировать собственную точку зрения по спорным вопросам.
- Участники проекта: ученики 10-11 классов МБОУ «Кудеихинская СОШ»
- Руководитель проекта: учитель истории и обществознания
- Цель проекта — формирование информационной компетенции обучающихся
- Задачи проекта: развивать умение искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию и аргументировать своё отношение к ней,формировать умение применять исторические знаний для осмысления современных общественных явлений,воспитание патриотизма
Целевая аудитория: для 10 класса
02.12.2015Nik28731126
Конспект и презентация к уроку истории «История Первой мировой в лицах»
Данная работа содержит презентацию и конспект. Материал можно использовать для проведения уроков истории в 9 классе. Также можно провести внеклассное мероприятие по теме Первая мировая война
Целевая аудитория: для 9 класса
Источник: https://www.uchportal.ru/load/193-2
Современные интеллектуальные игры для старшеклассников: организация и примеры заданий – EduNeo
Хорошо известно, что игра является, по Л.С. Выготскому , ведущим видом деятельности детей, чем умело пользуются педагоги начальной школы, пятых и шестых классов. Однако верно построенная игра, направленная как на итог (победу), так и на процесс (подготовку к игре), активизирует
познавательный интерес старшеклассников в области предмета «Литература».
Читающим книги школьникам не хватает возможности обсудить их с кем-то, кто тоже заинтересован в таком общении, те, кто еще не читают, оказавшись в центре обсуждения, получают возможность услышать, узнать о книге не только от учителя, но и от ровесников.
Все больше уходит из урока литературы целостное впечатление от книги, полученное школьниками в результате умного урока умелого учителя.
Командные игры
В процессе игры азарт команды всегда сильнее личных амбиций одиночки, что немаловажно с точки зрения воспитания.
Команды могут быть:
- из одного класса (на первой стадии обращения учителя к подобной работе),
- из параллельных классов или даже из разных школ.
Также есть смысл организовывать литературные турниры в два этапа: на последний выходят победители промежуточных.
Игра «Литературная планета»
По нашим наблюдениям, нынешним школьникам очень не хватает общих интересных активных действий, связанных с культурой, искусством, в которых
ребята будут не проявлять собственные лидерские наклонности, а представлять и защищать интеллектуальный статус своей гимназии, школы,
лицея.
Стоит отметить, что именно интеллектуальной игрой, то есть активным занимательным действом, мы стремимся привлечь внимание старшеклассников к программным литературным произведениям, как изучаемым в старших классах, так и знакомым ученикам по программе средней школе.
- В качестве базы в игре используются программные произведения.
- Игра состоит из двух этапов, в общей сложности (сама игра, подготовка к ней, тренировки) длится почти полгода: с января, когда учитель
и команда решают, играть или не играть, до апреля, когда происходит решающий финал. - Все подробности организации игры можно найти на сайте Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
Задания
Задания для первого отборочного тура каждый год даются разные.
Один раз это была интерпретация (устное выступление и письменный эквивалент) одного из трех произведений по выбору команды: Е. Замятин «Дракон», Т. Толстая «Серафим», Ю. Буйда «Вышка». В качестве задания может быть предложена подготовка «Слова о поэте XIX века».
В первом туре команды знакомятся друг с другом, могут сравнить свои литературные предпочтения и представления с уровнем и знаниями
других команд – своих ровесников. Вопросы задают и школьники, и члены жюри отборочного тура.
Приведем далее планы игр с примерами конкретных заданий с необходимыми методическими ми.
Финал игры (второй тур) «Литературная планета»
Проходит по кругу, ответы даются сразу, без предварительной подготовки. Оценки: 1 балл за каждый правильный ответ.
Пример: говорится название, надо сразу вспомнить автора:
1) «Снегурочка» – А.Н. Островский;
2) «Дворянское гнездо» – И.С. Тургенев.
Задание 2. Узнать произведение по иллюстрации – 11 иллюстраций (по 1 баллу за правильный ответ: автор, название литературного произведения):
Трудности у старшеклассников возникают с узнаванием героев А. Грибоедова, Ф. Достоевского, Н. Гоголя, И. Тургенева. Это связано с фактическим отсутствием у школьников представлений о том, как выглядели люди из разных сословий в XX веке.
N.B. В процессе урочной работы то, что касается одежды, внешнего вида героев, интерьера, расположения усадьбы помещика, может стать хорошей темой для проекта, и не только в старших классах, а уже начиная с пятого класса.
Задание 3. Игры в литературе (устно). Кто играет, из какого литературного произведения?
Оценки: за 0,5 балла за каждый верный ответ: автор, название, имя героя. Максимум – 1,5 балла. Пример такого задания: «Бьете вы мою карту или нет?
Другие произведения, эпизоды: игра в горелки из «Барышни-крестьянки» А.С. Пушкина (про Алексея Берестова рассказывает Настя,
горничная Лизы Муромской, глава «Игры»), Л. Толстой «Детство», колядки из. «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя; Кнуров и Вожеватов
играют в орел или решку, действие 4, явление 6, А.Н. Островский «Бесприданница», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», глава «Фаталист» («Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре»).
В этом задании вместе собираются те герои разных классических произведений, кто, так или иначе, предавался игре.
Общая тема, объединяющая вовсе не схожих между собой персонажей, обнажает самые яркие свойства героев и помогает не только узнать знакомых, запомнившихся героев, но и вспомнить забытые образы.
Объединяющей должна быть не любая общая черта, а та, что созвучна или понятна старшеклассникам.
Задание 4. Видеоролик «Памятники писателям в Санкт-Петербурге»
Задача – узнать, памятник (какому писателю посвящен и в где в Петербурге находится это место). Видеоролик демонстрирует памятники:
Трудности возникают не с узнаванием писателей, а с указанием места, где памятник находится в Петербурге.
Задание 5. Инсценировка по доставшемуся эпизоду из пьесы-сказки Е. Шварца «Золушка»
От команды приглашаются два человека для инсценировки, получают /вытаскивают свой фрагмент и отправляются готовиться. Показывают после
конкурса 6.
Задание 6. Жилища литературных героев
Источник: https://www.eduneo.ru/sovremennye-intellektualnye-igry-dlya-starsheklassnikov-organizaciya-etapy-zadaniya/
Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории"
Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, которая соответствует правилам телеигры «Колесо истории». Ребята отправляются в путешествие по страницам нашей истории, вспоминают героические подвиги народа.Помнить — значить жить.В пути их сопровождает архивариус.
Цель: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к защитникам Отечества.
Задачи:
- воспитывать уважение к людям старшего поколения, любовь к своей Родине;
- прививать интерес к героическому прошлому России;
- расширять кругозор обучающихся по истории нашей Родины;
- развивать чувство сплоченности в коллективе.
Формы организации деятельности детей: Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, сопровождаемую показом слайдов презентации в Power Point. Правила игры соответствуют правилам телеигры «Колесо истории». Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов.
Ход мероприятия
(звучит фонограмма негромкой музыки)
Чтец:
Нет в мире подобных России раздольной. Цветов наших ярче и крепче народ, Бессмертен народ наш, великий и вольный, Наш русский, наш вечный, наш гордый народ! Он вынес нашествия полчищ Батыя, Разбил до единого звенья оков, Он создал Россию, он поднял Россию
До звезд до высоких, на гребни веков!
Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на исторической игре «Колесо истории».
На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Идут годы, сменяются поколения. Но подвигу народа суждено навсегда остаться в истории.
Военная история нашей страны полна героики, романтики, истинного патриотизма, мужества.
С древнейших времен воин – защитник России, будь он с луком, мечом или оружием в руках, пользовался большим уважением и любовью в народе.
Вам прошлое нашей Родины представляется далекой историей. И пусть наша игра « Колесо истории» перенесет вас в те далекие годы и поможет вспомнить блистательные победы, героические подвиги нашего народа.
В путешествие отправляются 3 команды: в красной, желтой, зеленой каретах. За каждый правильный ответ команда получает 100 верст. Поможет нам в путешествии архивариус.
Итак, в путь!
Задание 1
Ведущий: А начинается наше путешествие со славных страниц представителей русского воинства – исторических личностей, борцов за независимость нашей Родины.
С вершины истории смотрят на нас Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов.
Денис Давыдов и многие другие, которые по крохам собирали наше Отечество и проявили небывалый героизм, мужество, смелость, отвагу во имя счастья людей.
Вопрос 1. Перед вами 3 портрета выдающихся полководцев: М. Кутузова, А. Невского, А. Суворова. Определите их по описанию.
- Русский князь, выдающийся полководец и государственный деятель. Выиграл крупное сражение со шведами, когда ему было только 20 лет. Эта победа принесла ему историческую славу. Он был причислен церквью к лику святых.
- Выдающийся русский полководец, ценил в солдате человека. Любил и уважал его, заботился о нем. За ним были готовы идти в огонь и воду. Этот человек прошел по всем ступеням военной лестницы от солдата до генералиссимуса. Имел много званий, титулов, наград, как русских, так и иностранных.
- Судьба этого человека сложилась не совсем обычно. Он был учеником Суворова и получил первое боевое крещение при взятии крепости Измаил. Почти 40 лет провел в боях и походах. Три раза был ранен, два из них – серьезно. Отечественную войну 1812 года встретил главнокомандующим, после Бородина получил звание фельдмаршала, а после изгнания французов – титул светлейшего князя Смоленского.
Архивариус: А. Невский, А.Суворов, М.Кутузов
Задание 2
Ведущий: на протяжении всей своей жизни эти люди учили солдат военной мудрости. Многие их слова были правилом для солдат, а потом стали крылатыми выражениями. Некоторые из них помогают воспитанию гражданских, патриотических чувств.
Вопрос 2. Перед вами высказывания известных полководцев: М.Кутузова. А.Суворова, А.Невского. Определите, кому принадлежат следующие высказывания, изречения.
- «Тяжело в ученье – легко в бою».
- «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».
- «С потерей Москвы не потеряна Россия…»
Архивариус: А.Суворов, А. Невский, М.Кутузов
Задание 3
Ведущий: О ком сложено много пословиц, поговорок, афоризмов? О нем – русском солдате, о нем с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может». Ко всему привычен защитник Отечества. «Шилом бреется, дымом греется, а при случае кашу из топора сварить может – пальчики оближешь».
(инсценировка из сказки «Каша из топора»)
Вопрос 3. Перед вами несколько пословиц, которые нужно закончить.
- Солдат спит, а …. (служба идет)
- Щи да каша – …. (пища наша)
- Дыма… (без огня не бывает)
- Пуля – дура, … (штык молодец)
- Сам погибай, а… (товарища выручай)
Ведущий: Любовь к Родине, ненависть к ее врагам, стойкость, мужество – все это нашло отражение в коротких, мудрых изречениях. Сейчас у каждой команды будет возможность получить дополнительные 100 верст.
Что означают слова «Солдат спит, а служба идет»?
Архивариус: Самые знатные люди должны были служить в гвардии. Гвардия была создана во времена Петра I, с этих времен взял начало обычай записывать дворянских сынков на военную службу с раннего возраста.
Родился мальчик -его записывают в полк. Посапывает «гвардеец в своей люльке, пеленки пачкает», а срок службы идет, чины растут. К десяти годам в офицеры произведут – так и до генерала недалеко.
Вот и стали говорить: «Солдат спит, а служба идет».
Задание 4
Ведущий: Солдаты уходят. Меньше остается тех, кто может рассказать о бедах, слезах людских, суровых испытаниях. Но есть люди, которые увековечили их память. Это – художники, писатели, поэты, композиторы.
Многие художники вместе с народом прошли славный героический путь. Они создали великолепные зарисовки, плакаты, портреты, картины, на которых можно увидеть сцены сражений, отдельные эпизоды исторических событий.
В своих работах стремились отразить непокорный, гордый дух нашего народа, который встал на защиту Отечества.
Вопрос 4. Перед вами несколько картин известных советских художников. Команда выбирает картину и отвечает на следующий вопрос: какое историческое событие здесь изображено, период, эпизоды.
- Утро на Куликовом поле (П. Бубнов)
- Три богатыря (В.Васнецов)
- Поединок Пересвета с Челубеем (М. Авилов)
- Защитники Брестской крепости (П. Кривоногов)
- Оборона Севастополя (А. Дейнека)
- Победа (П. Кривоногов)
Задание 5
Ведущий: О подвигах русского воина, его силе, мужестве слагали и слагают свои былины, поэмы, баллады, стихи писатели и поэты.
Вопрос 5. Задача команды узнать литературного героя, из какого он произведения.
- И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго, И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою
За Родину свою!
- Я из-под города из-под Мурома, из села Карачарова, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Мое богатство – сила. Богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять. На Руси от врагов стон стоит, надо мне на дорогу скорее к князю добираться, да за дело браться.
- Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.
Архивариус: М.Ю.Лермонтов – Бородино, Илья Муромец – Первый бой И.Муромца, Н.Гоголь – Тарас Бульба
Задание 6
(звучит фонограмма песни В.Лебедева-Кумача «Священная война», выходят воины-фронтовики, садятся на поляне и ведут беседу)
Ведущий: Великая Отечественная война. Эти три слова знает и помнит каждый человек нашей Родины. Война обожгла каждый дом, каждую семью. Сейчас мы вспомним о тех событиях и тех, кто добывал победу ценой своей жизни.
Вопрос 6. Каждая команда должна ответит на три вопроса.
Блиц-опрос
- Это было одно из первых событий сражений войны. Почти месяц шли ожесточенные бои с противником.
Что защищали участники это сражения?
- Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда?
- Великий военачальник времен ВОВ, маршал Советского Союза возглавил оборону Москвы.
А позднее принимал парад победы на Красной площади в Москве.
Архивариус: оборона Брестской крепости, 900, Георгий Жуков
- Где проходила дорога жизни?
- Какое оружие впервые Россия применила во время ВОВ?
- Этот солдат пожертвовал собой во имя Победы, во имя спасения товарищей. Своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота.
Архивариус: Ладожское озеро, Катюша, Александр Матросов
- Назовите имя девочки, ставшей известной всему миру, благодаря дневнику, который вела в блокадном Ленинграде
- Какая песня стала гимном ВОВ?
- Назовите города-герои.
Архивариус: Таня Савичева, Священная война; Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.
Задание 7
(звучит фонограмма песни «Эх, дороги…»)
Ведущий: Эх, дороги! Сколько их осталось позади. И надежным другом в пути была песня. Песни воевали вместе с народом.
В передышках между боями пели в землянках, холодных окопах, выступали перед ранеными в госпиталях, помогая этим самым выжить, заглушить душевную и физическую боль. Каждая песня имеет свою историю, свою судьбу.
Лучшие песни продолжают жить и доставлять радость и наслаждения людям.
Вопрос 7. Отгадать названия песен
- Москвичи
- В землянке
- Темная ночь
- Журавли
- Священная война
- Катюша
Задание 8
- Ведущий:
- Много разных памятников есть, Множество цветов на пьедесталах, Сколько бы цветов сюда не несть –
- По заслугам павшим будет мало.
В разных городах и селах установлены монументы славы, памятники и обелиски. Они живут и хранят в себе покой павших за правое дело.
Вопрос 8. По описанию определить, о каком памятнике идет речь.
– Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. Он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них– памятник советским воинам – освободителям.
Величественный холм венчает фигура советского солдата, высотой 11, 5 м. Громадные его сапоги и гимнастерка высечены из камня-гранита. К этому постаменту ведут 100 широких ступеней. Это место священно для каждого болгарина.
Этот памятник был открыт в 1957 году.
После визита в Болгарию в 1962 году композитор Э. Колмановский написал песню.
Архивариус: памятник «Алеша»
Вот и подошло к концу наше путешествие
Подведение итогов
Ведущий: Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории. Так давайте же бережно относиться к прошлому, к урокам истории.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/intellektualno-poznavatelnaya-igra-koleso-istorii-5142/
Все ли вы знаете? Интеллектуальная игра для старшеклассников. — презентация
1 Все ли вы знаете? Интеллектуальная игра для старшеклассников
2 Мы – Россияне!!! Второе тысячелетие существует Государство Российское. Сложный, богатый событиями путь прошла держава и ее обитатели, освоившие бескрайние просторы «с южных гор до северных морей».
Русский и многочисленные другие народы России внесли свой весомый вклад в мировую цивилизацию во всех областях экономики, культуры, науки, военного искусства, географических открытий, освоения подземных богатств, космического пространства.
Ярослав Мудрый и Владимир Красное Солнышко, Александр Невский и Дмитрий Донской, Петр I и Александр II, Суворов и Кутузов, Пушкин и Толстой, маршал Жуков и первый космонавт Гагарин – каждый из них прославил свою Родину бессмертными делами. Мы должны знать историю России, нельзя быть «Иванами, не помнящими родства», потому, что мы – россияне!
3 Интересная картина открылась бы нашим глазам на Московском базаре XVII века. Житный ряд находился на Красной площади.
Цены на съестные припасы были следующими: пуд коровьего масла – 60 копеек (пуд – 16 кг) рыба свежая и соленая продавалась возами, бочками, по цене из расчета 37 копеек за пуд.
1 лимон 1,5 копейки 1 курица 1 копейка 10 штук яиц – 1 копейка шуба из овчины – копеек бархатная шуба, подбитая соболем – 70 рублей штаны из сукна – 40 алтын.
4 «ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ» Каждая команда получит карточку, на которой написано фразеологическое выражение. Ваша задача – объяснить откуда пошло это изречение и в каких случаях мы употребляем его.
5 «НЕ ЛЫКОМ ШИТ» — какова история этого выражения? Лыко – один из слоев в стволе липы. Из него на Руси плели туеса, короба, лапти. Обувь из лыка носили бедняки. Выражение означало, что человек не из простых, не из бедных. Потом его стали употреблять в более широком смысле: он не простак, он «себе на уме».
6 «ПОЛОЖИТЬ ЗУБЫ НА ПОЛКУ» — о каких зубах идет речь? Положить зубы на полку – значит ограничивать себя в чем-то, испытывать нехватку необходимого, влачить полуголодное существование.
Но человеческие зубы не имеют отношения к этому выражению. Речь идет о зубах, зубьях орудий труда – пилы, грабель, вил, гребенки.
Если работа была, человек был сыт, а не было работы – орудия труда смело можно убирать на полку («зубы на полку») и голодать.
7 «ПЕРЕСОЛИТЬ. НЕ СОЛОНО ХЛЕБАВШИ» — почему мы так говорим? Когда-то на Руси соль была очень дорогой. За столом солонка стояла около хозяина, и он сам сыпал гостям соль.
Разумеется, больше этого лакомства доставалось тому, кого глава дома уважал и любил сильнее, стараясь угодить почетному гостю, он нередко пересаливал. Вот почему до наших дней и сохранилось выражение «пересолить», то есть перестараться.
Ну, а уйти откуда-то «не солоно хлебавши», означает «не добившись своего, безрезультатно», «уйти с пустыми руками». Незнатные гости зачастую не получали дорогого лакомства, уходили восвояси, похлебав щей без соли.
8 Что означает выражение «БИТЬ БАКЛУШИ»? Это выражение исстари относится к бездельникам. Битьем баклуш, заготовкой чурок для изготовления деревянной посуды, занимались лесники. Из чурок выделывали ложки, миски, и т.д. А битье баклуш считалось делом пустячным, нетрудным, подходящим для лодырей.
9 Что означает выражение «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»? Эта поговорка относится к далеким временам, когда люди верили в сверхъестественные силы. В древней Руси охотники держали в тайне, куда и когда они пойдут, на кого будут охотиться.
Они верили в силу злых духов, могущих принести вред охоте, а также остерегались недобрых и завистливых людей. Вдогонку охотникам говорили: «Ни пуха, ни пера!» Этим напутствием хотели, как бы обмануть духов, отвести «дурной глаз», т.е. желали удачной охоты.
Эта древняя поговорка укоренилась в народе и теперь используется как пожелание успеха.
10 «РУССКИЕ СТАРИННЫЕ ЗАГАДКИ» Стучит, гремит, вертится, никого не боится, считает свой век, сам не человек. Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун. Из окна в окно золотое бревно.
11 «РУССКИЕ СТАРИННЫЕ ЗАГАДКИ» В городах рубят, в деревню щепки летят. Дыр много, а вылезть некуда. Взгляну в окошко – стоит репы лукошко. (Звездное небо) Шла свинья из Питера, вся истыкана.
12 ТЕМНАЯ ЛОШАДКА 1. Колоритной фигурой в русской истории был Великий Князь Владимирский. Он скопил огромные богатства, но не ради личной корысти. Все средства он тратил на покупку новых земель в чужих княжеских владениях.
13 ТЕМНАЯ ЛОШАДКА Колоритной фигурой в русской истории был Великий Князь Владимирский. Он скопил огромные богатства, но не ради личной корысти. Все средства он тратил на покупку новых земель в чужих княжеских владениях. 2.
Умный и хитрый, упорный в достижении своих целей, он сыграл выдающуюся роль в усилении Московского Княжества, собирании русских земель вокруг Москвы. В этом, между прочим, он получал помощь от Золотой Орды.
Он добился права сбора ордынской дани на Руси и прекращения татарских набегов на русские земли.
14 ТЕМНАЯ ЛОШАДКА Колоритной фигурой в русской истории был Великий Князь Владимирский. Он скопил огромные богатства, но не ради личной корысти. Все средства он тратил на покупку новых земель в чужих княжеских владениях.
Умный и хитрый, упорный в достижении своих целей, он сыграл выдающуюся роль в усилении Московского Княжества, собирании русских земель вокруг Москвы. В этом, между прочим, он получал помощь от Золотой Орды.
Он добился права сбора ордынской дани на Руси и прекращения татарских набегов на русские земли. 3. Не зря прозвали его «кошелем», «денежной сумой». Иван Калита
- 15 ЗАБЫТЫЕ СЛОВА Кувятка Инструмент Головной убор Новорожденный
- 16 ЗАБЫТЫЕ СЛОВА Цельба Яство, еда Лекарство, снадобье Военный окоп, редут
- 17 ЗАБЫТЫЕ СЛОВА Пыжик Маленький зверек Малорослый, пухлый человек Необработанная шерсть
- 18 ЗАБЫТЫЕ СЛОВА Кокуй Женский головной убор Красный суконный сарафан Птица
- 19 ЗАБЫТЫЕ СЛОВА Макляк Ягода морошка Маленький топорик Парень-гуляка
- 20 Лепешка на масле Сварливый человек Сор, хлам ЗАБЫТЫЕ СЛОВА Кныш
21 ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ 1. Загорск 2. Владимир 3. Ярославль 4. Кострома 5. Ростов Великий 6. Суздаль ЗАГОРСК ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВЛЬ
22 ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ Самое высокое сооружение Московского Кремля – колокольня Ивана Великого, ее высота 82 метра. Какой смысл придавали зодчие его возведению?
23 ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ В некоторых русских губерниях был обычай класть у порога березовое полено. Зачем? Есть ли в доме Бабы- Яги окна? Почему?
24 Перед вами названия месяцев языческого календаря. Как соответствуют эти названия современным? Изок, Червен, Зарев, Рюен, Листопад, Груден, Студен, Просинец, Сеген, Сухен, Березозол. Травень.
25 Перед вами названия месяцев языческого календаря. Как соответствуют эти названия современным? Изок — июнь Червен — июль Зарев — август Рюен — сентябрь Листопад — октябрь Груден — ноябрь Студен — декабрь Просинец — январь Сечен — февраль Сухен — март Березозол — апрель Травень — май.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/571420
Вечер для старшеклассников "Интеллектуальный калейдоскоп"
| Главная страница | Все сценарии |
Вечер для старшеклассников «Интеллектуальный калейдоскоп».
Осипова Г.Ю. , учитель средней школы № 865 Москвы
Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья!
Мы рады видеть вас сегодня таких красивых и нарядных в этом зале, где мы проведём увлекательную и познавательную игру под названием «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП». Надеемся, мы сможем провести нашу встречу в стиле VIP, но не для особо важных персон, а в смысле V — весело, I — интересно, P — познавательно.
Но прежде чем начнётся наша викторина, кое-кому в зале не мешало бы проснуться от сладкой послеобеденной дрёмы. А для этого нет ничего лучше, чем обыкновенная зарядка для мозгов. Будущие рэкетиры могут не утруждать себя – умное лицо им в будущем не понадобится. Зато для них полезным может оказаться следующее упражнение: «пальцы козой» (демонстрация упражнения)
- А теперь все пошевелите правой извилиной – энергичнее, энергичнее.
Сейчас правую извилину оставим в покое, шевелим левой… - А теперь обеими вместе…
Те, у кого 1-2 извилины, могут считать свою программу выполненной, но надеюсь, что таких в зале нет. А тем, у кого извилин гораздо больше, предлагаем напрячь их в викторине.
Игра у нас сегодня будет не командная, а, если можно так выразиться, поголовная. Правила просты: если кто-то знает ответ на вопрос, то он сначала поднимает руку, а мы решим, кто будет отвечать на вопрос. Предупреждаем, кто будет выкрикивать с места, ответ засчитан не будет.
Это право мы оставляем за собой. За каждый правильный ответ вы получаете небольшой приз (конфету-карамель), но просьба до конца игры конфеты не есть: у кого будет больше всего призов, тот считается «Лидером Интеллектуального калейдоскопа».
Все вопросы будут в стиле «Блиц», т.е.
вопрос – ответ.
Итак, на первом этапе вам предлагаются вопросы по предметам школьной программы, но отвечать на них не нужно, а надо правильно определить, к какой области знаний относится вопрос:
1. Каковы причины и условия возникновения эквипотенциальных поверхностей? (физика)
2.
Чем отличается структура строгой хрии от хрии обратной? (риторика)
3. В чём состоит основное свойство первообразной? (алгебра и начала анализа)
4. Чем отличается циклический алгоритм от разветвляющегося? (информатика)
5. Какова роль расходного мультипликатора в общей системе мультипликаторов? (экономика)
6.
Сплав цветных металлов на основе меди, который обладает высокой прочностью. (химия)
7. Слой Земли, лежащий между мантией и земной корой. (география)
8. Состояние организма, при котором отсутствуют все видимые проявления жизни. (биология)
9. К какому предмету относятся следующие понятия: алогизм, плеоназм, аллипсис.
(стилистика)
10. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (право)
11. Из какой области знаний вам знакома фамилия Хуана Антонио Самаранча?(физкультура)
Начнём с предмета, который в последнее время завоевал широкую популярность и занимает 1 место в хит-параде школьных предметов. Это, конечно же,
химия:
1. Частицы внутри ядра атома, имеющие положительный заряд (протоны)
2.
Химическое соединение, находящееся в листьях, и придающее им зелёный цвет (хлорофилл)
3. Предшественница химии (алхимия)
4. Как называется процесс распространения молекул в жидкостях и газах? (диффузия)
5.
Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса (бор)
6. Недостаток какого элемента в организме приводит к кариесу зубов (кальций и фтор)
7. Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон? (мышьяк)
8.
Каким химическим элементом богата морская капуста? (йод)
9. Какой металл обладает бактерицидным действием? (серебро)
10. Название какого химического элемента в переводе с немецкого означает «волчья пена» (вольфрам)
Вопросы из области математики:
1. Отношение противолежащего катета к гипотенузе? (синус)
2. Четырёхугольник, у которого все стороны равны, а углы попарно равны? (ромб)
3. Множество точек плоскости, равноудалённых от центра? (окружность)
4.
Сколько общих прямых имеют две пересекающиеся плоскости? (одну)
5. Сколько точек необходимо, чтобы задать плоскость? (три)
6. Чему равен синус 90 градусов? (1)
7. Шестигранник, у которого все грани квадраты? (куб)
8.
Сколько всего граней у пятиугольной призмы? (7)
9. Чему равна сумма квадратов трёх измерений прямоугольного параллелепипеда? (квадрату диагонали)
Вопросы из области биологии:
1. Что такое анабиоз у животных? (зимняя спячка)
2. Какая трава самая высокая в мире? (бамбук)
3. Самое быстрое животное в мире? (гепард)
4. У какой птицы самое острое зрение? (орёл)
5. Самая опасная змея? (кобра)
6. Какое морское животное способно вырабатывать электричество? (скат)
7. Самая крупная птица? (страус)
8.
Мельчайшие живые организмы и растения, плавающие в толще воды? (планктон)
9. Это знаменитое ядовитое дерево – источник старинной легенды? (анчар)
10. Самые древние растения на Земле, которые являются биологическим индикатором чистоты окружающей среды? (лишайники)
11. Самое неприятнопахнущее животное? (скунс)
12. Самое крупное сухопутное животное? (африканский слон)
13.
Самое крупное морское животное на Земле? (синий кит)
14. Домашнее насекомое –спринтер? (таракан)
Вопросы из области географии:
1. На каком континенте нет вулканов? (Австралия)
2. Назовите море без берегов. (Саргасово море)
3. Самая высокая вершина Африки? (Килиманджаро)
4. Какая страна никогда не получит солнечного удара? (Панама)
5. Какой полуостров сам говорит о своей величине? (Ямал)
6. Какой остров сам говорит о том, что он — нижнее бельё? (Ямайка)
7.
Самый большой материк в мире? (Евразия)
8. Самый твёрдый камень в мире? (алмаз)
9. В какой стране национальной одеждой является юбка? (Шотландия)
10. Назовите столицы государств:
Польша (Варшава)
Болгария (София)
Чехия (Прага)
Дания (Копенгаген)
Япония (Токио)
Вьетнам (Ханой)
Канада (Торонто)
Непал (Катманду)
11.
Назовите национальную валюту следующих стран:
Франция (евро)
Япония (йены)
Англия (фунты стерлингов)
Украина (гривны)
Вопросы из области русского языка:
Давайте с вами вспомним, что такое омонимы. Омонимы – это слова, одинаковые по написанию, но разные по значению. Например, слово «патрон» имеет два значения: лицо, покровитель кого-либо или боеприпас;
Слово «доктор» имеет два значения: врач или учёная степень.
Я буду называть два толкования одного слова, а вы должны это слово назвать.
1. Ёлочное украшение или атмосферные осадки (дождь)
2. Приспособление для открывания замка или источник, родник (ключ)
3. Поздравительная застольная речь или жареный хлеб (тост)
4. День недели – условия жизни (среда)
5.
Белое вещество, которое добавляют в пищу или пятый звук музыкальной гаммы (соль)
6. Поверхность шара или зона влияния (сфера)
7. Рыжий хищный зверёк или съедобный гриб (лисичка)
Вопросы из области физики:
1. Абсолютно пустое пространство, не содержащее ни твёрдых тел, ни жидкостей, ни газов (вакуум)
2. Машина или механизм, преобразующие энергию движения в электроэнергию (генератор)
3.
Сила, действующая на определённую площадь (давление)
4. Количество вещества в каком-либо теле (масса)
5. Отношение массы тела к объёму (плотность)
6. Отношение полезной энергии к затраченной (КПД)
7.
Преломление световых лучей при прохождении их сквозь различные материалы (рефракция)
8. Часть пространства, занятая телом (объём)
Перейдём от физики к лирике.
В мировой литературе есть много неразлучных пар, например, Дон Кихот и Санчо Панса. Я буду называть имя одного литературного героя, а вы должны вспомнить его «пару».
Онегин – Ленский
Казбич – Карагез
Базаров – Кирсанов
Том Сойер – Гекльбери Финн
Печорин – Грушницкий
Гринёв – Швабрин
А теперь конкурс «Литературное опознание». По словесному портрету вы должны определить литературного героя:
1. Трубка, скрипка, колба (Ш. Холмс)
2.
Рюмочка с какой-то жидкостью и утонувшими там тремя мухами, накрытая письмом; два пера, запачканных чернилами; зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих ещё до нашествия французов на Москву… (Плюшкин)
3. Позолоченное ситечко (Мадам Грицацуева)
4.
Букет жёлтых цветов (Маргарита)
5. Черевички (Оксана, Вакуло, «Ночь перед Рождеством»)
6. Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый. Он совершил диво дивное, усовершенствовал диковинку заморскую – подковал стальную английскую блоху. (Левша)
7.
Странное, плавающее существо: получеловек-полулягушка, с серебристой чешуёй, огромными выпученными глазами и лягушачьими лапами. Но когда это существо снимало очки и перчатки, выяснялось, что в неведомом волшебном облике скрывается юноша в возрасте 20 лет. (Ихтиандр)
8. Кто из литературных героев Гончарова «начертил в порыве восторга имя своей любимой на столе по пыли, которой был стол обильно покрыт» (Илья Обломов)
Вопросы из области истории:
1. В какой период в Древней Греции никто не воевал? ( в период Олимпийских игр)
2. Какую войну выиграла всего одна лошадь? (Троянскую. Троянский конь)
3.В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай)
4. Когда и где в истории воевали цветы? (в Англии – война Белой и Алой розы)
5.
Какую фамилию носил Пётр 1? (Романов)
6. Кто был королём «денежных мешков» во Франции? (Луи Филипп)
7. Когда в военной истории опасность представляла свинья? (Ледовое побоище)
8. В какой стране жили «бешеные»? (во Франции во время Великой Французской революции)
9. В какой стране были изобретены шахматы? (в Индии)
10.
На чём писали в Древнем Египте? (на папирусе)
11. Какой русский царь любил поплотничать? (Пётр I)
12. Последний правящий российский император (Николай II)
13. Эсер, возглавивший в России Временное правительство (Керенский)
14. Лидер большевиков (Ленин)
15. Советский лидер, внедряющий повсеместно в сельское хозяйство кукурузу. (Хрущёв)
16.
Когда распался СССР? (в 1991 году)
17. Первый президент России. (Ельцин)
А теперь исторические припевки. Прослушав частушки, ответить на мой вопрос:
Испеку пирог-момент
С ягодой черниченкой.
К нам татары контингент
- Вводили ограниченный.
- Назовите дату окончания татаро-монгольского ига на Руси. (1480 год)
- Как у Грозного Ивана
Засорилась в доме ванна.
Был весь ЖЭК Малютою - Казнён казнью лютою.
- Назовите фамилию Малюты. (Скуратов)
- Граф Орлов сидит небрит,
Саблей ест морожено:
Граф – царицын фаворит, - И ему положено.
- Фаворитом какой царицы был граф Орлов? (Екатерины II)
- Вопросы из области экономики:
1. Главный двигатель торговли? (реклама)
2. Комплексная система мероприятий по управлению производственно-сбытовой деятельностью, основанная на изучении рынка. (Маркетинг)
3.
Соглашение нескольких банков и крупнейших предприятий о совместном осуществлении определённых мероприятий (консорциум, картель)
4.
Имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности (инвестиции)
- 5. Запрещение ввоза и вывоза из страны товаров и валюты (эмбарго)
- Вопросы из области права:
1. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого (приговор)
2. Мошенничество, обман, сомнительная сделка (Афера)
3. Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое группой бандитов путём угроз и насилия (рэкет)
4. Уголовное преступление, описанное в рассказе О. Генри «Вождь краснокожих» (Киднеппинг)
5. Старое русское название разбойника с большой дороги (Тать)
6.
В Западной Европе сыщик, ведущий расследование уголовного дела (Детектив)
7. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки и других следственных действий (Понятой)
8. Государственное преступление, особо опасное, выражающееся в похищении, передаче или собирании сведений, составляющих государственную тайну (Шпионаж)
9.
Место, где происходят конспиративные встречи (Явка)
10. Древнегреческий герой мифов, над которым Дионисий повесил меч на конском волосе (Домокл)
Игра закончена. По количеству призов-конфет выявляются Лидеры Интеллектуального калейдоскопа. Им вручаются призы.
Вторая часть вечера – дискотека.
Источник: https://miroslava-folk.ru/vecher_intellekt
Интеллектуальная игра для старшеклассников "Алфавит"
Игра интересна тем, что играть можно в нее с разными
категориями игроков: это и родители учеников (на
мероприятии для родителей) и выпускники школы (на
Вечере встречи выпускников). В данной публикации
предлагаю вопросы по предметам: История,
Краеведение,
География,
Биология.
Цель:
- Расширение кругозора учащихся, углубление и конкретизация знаний по истории, географии, биологии, Краеведению.
- Активизация познавательной деятельности учащихся по предметам.
Подготовительная работа. Для игры требуется
подготовить:
- З команды готовят название, девиз, приветствие и творческое задание.
-
Учитель готовит наглядность для игры:
- табло в виде алфавита, буквы 19 штук и 5 игровых номинаций;
- фишки 3 цветов и музыкальный знак (все напольные);
- галстуки по цветам команд;
- куб на 6 сторонах, знаки от 1 до 6;
- круг с 8 секторами: красный-история, зеленый – биология, синий – география, желтый – Краеведение.
Правила игры:
-
Играют 3 команды по 3 участника.
-
Зрители в зале делятся на 3 сектора – это группа поддержки игроков.
-
Каждая команда в начале игры представит свою команду и приветствия.
-
До игры проводится жеребьевка.
-
Играющая команда выбрасывает в центр игрового табло куб и передвигается по буквам на количество выпавших знаков.
-
Вопрос задается в зависимости от цвета, номинации и буквы, на которой находится команда.
-
Если ход попадает на игровые номинации, команда: медные трубы – пропускает ход; музыкальная лира – исполняет творческое задание; лестница – передвигается на 10 шагов вперед; черный кот – на 5 букв назад;
пламя – возвращается на старт.
-
Если на финише остается меньше, чем выпало знаков на кубе, то команда отвечает на блиц-вопросы.
Вопросы по Истории
А
Антанта – это слово с французского » Entente
cordiale” означает «Сердечное согласие”, блок
Англии, Франции и России.
Анархисты – они считали, что
безгосударственный строй можно установить путем
всеобщей стачки, которую они рассматривали как
социальную революцию.
Александр I – Российский император., старший
сын Павла I, внук Екатерины II.
Андреевский флаг – флаг на корме которого
российского военно-морского флота до 1917 и с 1991 г.
Флаг был учрежден Петром I в 1699 г., официально
принят в 1703 году.
Аракчеев – государственный деятель начала 19в.
Ввел военные поселения.
Анна Иоанновна – период ее правления
характеризуется термином «бироновщина”.
Б
Балканы – «Пороховая” бочка Европы.
Большевизм – Политическое течение в
российском революционном движении, возникшем в 20
веке во главе с В.И.Лениным.
Брежнев Л.И – Деятель Компартии СССР, Ген.сек.
ЦК КПСС с 1966–1982.
Бубновый валет – объединение, включавшее
преимущественно, московских живописцев с 1910–1917.
Брюсов В.Я – Русский поэт, основоположник
символизма.
В
Витте С.Ю. – Князь «полусахалинский”.
Венный коммунизм – Внутренняя политика
Советского государства в условиях гражданской
войны.
Временное правительство – высший
исполнительный – распорядительный и
законодательным орган, существующий со 2 марта по
25 октября 1917 г. В Россию.
«Вехи” – сборник статей о русской
интеллигенции, изданной в марте 1909 г.
Вельможи – знатные люди, царские советники,
военачальники.
Г
- Гражданская – война 1918–1920 (борьба 2-х цветов).
- Геральдика – наука о гербах.
- Генеалогия – наука, изучающая родственные
связи. - Гимн – песня, посвященная своей Родине, символ
государства. - Гробницы – Сооружения Древнего Востока, где
хоронили вельмож, стены которого украшены
надписями и рисунками. - Годунов Борис – русский царь, правивший в 1598–1605
гг.
Д
Двоевластие – одновременное существование
двух противостоящих друг другу властей. В России
в 1917 г. Существовало 2 таких правительства.
Демократия – Власть народа.
Декабристы – участники тайных обществ 1816–1825
гг., организовавшие вооруженные выступления
против государственного строя Российской
империи в Петербурге 14декабря 1825 г. И на Украине 29
декабря 1825 г.
Диктатура – Неограниченная политическая,
экономическая и идеологическая власть,
осуществляемая строго ограниченной группой
людей или одним человеком.
Давыдов – предводитель партизан в
отечественной войне 1812 г.
Е
- Емельян – имя Пугачева.
- Еретик – Отлученный церкви «в средневековые”.
- Евфрат – одна из рек Двуречья: Тигр и …
- Египет – древневосточные государство
располагавшееся берегах Нила.
Ельцин Б.Н. – первый президент России.
З
Земства – высший государственный орган,
подчиненный императору, по делам
законодательного и государственного управления.
Зубатовщина – политика «полицейского
социализма” ,которая проводилась царским
правительством в начале 20в. Свое название
получила по имени ее инициатора и полковника.
Зевс – Древнегреческий бог, статуя которого
украшает главный храм Олимпии.
Зюганов Г.А. – лидер партии КПРФ.
Застойный период – период с конца 60–80-гг.,
обозначенный стремлением политики, советским
руководством к стабильности, отказом от каких
либо перемен в жизни страны.
И
- Интервенция – насильственное вмешательство
водного или нескольких государств во внутренние
дела другого государства. - Индустриализация – превращение крупной
промышленности в главный производящий сектор
экономики. - История – наука о прошлом.
Интернационал – (от лат. Между и народ)
международное объединение рабочих партий и
организаций.
Империя – монархическое государство от лат.
Власть.
К
- Князь – глава древнерусского государства.
- Коалиция – союз государств, политических
партий, организаций, заключенный для достижения
общих целей. - Кровавое воскресенье – расстрел в Петербурге
мирного шествия рабочих 9 октября 1905 г. - Курская битва – главное сражение летней
компании 1943 г. - Культ личности – чрезмерное возвеличивание
кого-либо.
Л
Лига наций – создана в 1919 г. Международная
организация.
- Либерализм – идейно-политическое движение ,
выступающее за эволюционные изменения в
обществе путем реформ. - Ломоносов – гениальный русский ученый XVIII века.
- Ледовое побоище – Сражение, прославившее
Александра Невского.
М
Михалков С.В. – автор слов для гимна РФ.
Монархия – единовластие; форма правления
государством.
Монополия – исключительное право на что-либо.
Модернизация – (от франц. Современный,
новейший) процесс обновления .
Меньшевики – представители политического
течения в российской социал-демократии начала ХХ
в.
Н
Николай II – последний российский император.
Немцов Б.Е. – современный политический деятель.
- Нумизматика – наука о монетах.
- Новгород – древнерусское демократическое
государство – республика. - НАТО – организация Северно-Атлантического
договора, военно-политический союз. - НЭП – цикл экономических мероприятий по выходу
из экономического кризиса, сменивший политику
«военного коммунизма”.
О
- Оброк – одна из повинности крестьян.
- Олег – первый киевский князь.
- Опричнина – комплекс внутриполитических мер
проводимых Иваном Грозным с целью укрепления
личности власти. - ООН – международная организация, созданная с
целью поддержания и укрепления мира во всем мире.
Ольга – Киевская княгиня. Жена князя Игоря,
православная святая.
П
Петр I – первый российский император.
Православие – восточное христианство – одно
из главных направлений, сложившееся на
территории Византийской империи. Окончательно
обособившееся в 1054 г. В результате разделения
Восточной и Западной церквей.
Перестройка – курс новой политики,
модернизирующий Советскую систему.
Пятилетка – планы развития народного
хозяйства, введенные в кон. 20-х гг. ХХ века.
Принцип Г. – студент; убивший наследника
престола Франца Фердинанда, что послужило
поводом Первой мировой войны.
Р
Романовы – Царская династия, правившая Россией
в 1613–1917 гг.
Революция – коренной переворот.
Республика – форма государственного правления
от лат. Дело и общественный.
Репин – живописец – передвижник, автор картины
«Бурлаки на Волге».
Распутин – старец. фаворит императора Николая 2
и Александры Федоровны.
С
Сенатская – на этой площади произошло
выступление декабристов 14 декабря 1825 г.
Суворов – русский полководец, генералиссимус.
Сталин И.В. – его настоящая фамилия Джугашвили,
а прозвище Кобра.
Сенат – орган для управления страной в
отсутствии царя.
Т
- Тоталитаризм – политический режим в обществе и
государстве. - Терроризм – форма политической борьбы,
осуществляемая путем применения насилия. - Трест – одна из форм монополистического
объединения.
Толстой Л.Н. – писатель, автор романов «война и
мир”, «Анна Каренина”.
Терешкова В.В. – Первая в мире женщина –
космонавт.
Ф
Федерация – союз нескольких государств,
создающих единое государство с общими органами.
власти и управления при суверенитете
участников.
Февральская – революция 1917 г. в результате
которой было свергнуто самодержавие.
Футуризм – авангардистское направление в
европейском искусстве н. ХХ в.
Фашизм – политическое движение тоталитарного
типа.
Я
Яблоко – избирательный блок, созданный в 1993 г. В
2001 г. преобразован в политическую партию.
Явлинский Г.А. – российский полит. Деятель
экономист.
Ядерное – оружие, впервые примененное в конце.
Второй мировой войны.
Источник: http://xn—-ptbfbdrp4d3cf.xn--p1ai/publ/scenarii_shkolnykh_meroprijatij/intellektualnye_konkursy/intellektualnaja_igra_dlja_starsheklassnikov_alfavit/26-1-0-6902