Игры на развитие воображения у младших школьников

Игры на развитие воображения у младших школьников

Что нужно знать родителям о специфике упражнений?

При организации домашних занятий с детьми, родителям желательно знать, что специфика упражнений заключается в их отличии от игры. Игра, которой даже младший школьник посвящает много времени — это свободная деятельность ребенка. Если он не хочет играть, ничто его не заставит это сделать.

В упражнениях же четко выделены задачи обучения, многократно повторяющиеся действия в соответствии с определенными правилами. Иногда ребенку трудно преодолеть монотонность действий, которыми изобилуют многие упражнения. Он может отказываться выполнять какое-либо не понравившееся ему задание.

Родителям нужно, учитывая такую особенность, сделать упражнения увлекательными, если они хотят добиться хороших результатов. Кроме того, творческое воображение нуждается в специальных упражнениях. Помимо фантазирования они помогают детям овладеть новыми способами создания образов, что в принципе составляет основу творчества.

Поэтому родителям просто необходимо все правильно организовать в домашней обстановке, соблюдая определенные требования:

Игры на развитие воображения у младших школьников

  • систематичность и последовательность проведения упражнений;
  • соблюдения принципа «от простого к сложному»;
  • создание мотивации действий (ребенок должен четко знать, с какой целью он будет выполнять задание). Например, родитель говорит: «Если ты научишься придумывать новые слова, будешь получать пятерки на уроках чтения». Младшие школьники уже хорошо воспринимают мотивацию к учению, так как у них активно формируется произвольность и действий, и психических процессов.

Особенности развития воображения в домашнем обучении

Какие упражнения можно предложить на развитие творческого воображения младших школьников во время домашнего обучения? Педагоги выделяют развивающие упражнения, включающие творческие задания (с элементами рисования, лепки, аппликации); дидактические (обучающие) игровые упражнения, упражнения на основе подвижных игр.

Творческие задания

Целью творческих заданий является развитие умения видеть и составлять образы из отдельных элементов, придумывать новые на основе уже имеющихся образов. Родителям нетрудно проводить подобные упражнения на развитие воображения, так как младшие школьники любят рисовать, лепить, конструировать.

«Точка, точка, два крючочка…»

Упражнение построено на старинной забаве, в которой заложены элементы творчества.

Дети хорошо помнят забавы из раннего возраста, когда родитель рисовал смешные рожицы, приговаривая потешку: «Точка, точка, два крючочка, носик, ротик, огуречик – получился человечек!» Выполняя задание, взрослый и ребенок рисуют произвольно разные точки и крючочки, затем меняются заготовками.

Задание состоит в том, чтобы превратить закорючки в смешные рисунки – образы человечков. Хорошо после рисования обсудить, какие они получились: веселые, неуклюжие, пляшущие, хитрые. Побуждать ребенка находить, как можно больше эпитетов и сравнений.

«Кляксы»

Игры на развитие воображения у младших школьников

«Придумай и дорисуй»

Цикл таких упражнений направлен на развитие воссоздающего воображение, а на его основе будут формироваться творческое воображение, графические навыкы, образное мышление. Для подобных заданий взрослый заранее готовит карточки с прорисовкой не самих предметов, а их незавершенных контуров.

Если ребятишки еще в дошкольном возрасте интенсивно обучались способам типизации и аналогии изображения образов, то для них не составит труда дорисовать карточки. Поэтому им можно предложить усложненный вариант задания: вместо контуров точки, которые мысленно можно собрать в очертания разных образов, обвести их и раскрасить.

Сейчас много похожих пособий можно приобрести в магазине или найти в интернете и распечатать для занятий. На первых порах лучше, если точки будут пронумерованы, чтобы ребенку было легче сориентироваться в их многообразии. После отработки навыка можно предлагать задания без нумерации. Школьник может уже сам занимать свой досуг подобными заданиями.

Но роль взрослого не исключается, так как обязательно нужно обсуждать с ребенком получившиеся изображения, собирать их в папку, чтобы была возможность следить за развитием воображения.

Игры на развитие воображения у младших школьников

  • образы растительного и животного мира (бабочки, цветы, деревья, собачки, котята);
  • бытовые вещи (посуда, мебель);
  • узнаваемые сказочные герои (крокодил Гена, Чебурашка, Буратино);
  • транспортные средства (автомобиль, поезд, самолет).

Главное, все зависит от подготовленности младшего школьника, его приобретенного опыта. Родители сами должны ориентироваться на то, что умеет их ребенок.

«Книжки — малышки»

Достаточно сложное упражнение, предполагает наличие у школьника опыта, графических навыков, развитого воссоздающего воображения, на котором потом построится творческое воображение. Взрослый делает подборку небольших стишков, которые нетрудно иллюстрировать.

Предварительно можно рассмотреть иллюстрации в любимых детских книжках, обсудить, как художник выражает настроение героев, что он показывает деталями, пейзажем, в котором происходит действие. Стихи в этом случае подойдут любые, главное, чтобы ребенку удалось почувствовать настроение, эмоции, которые в них передаются.

Например, это могут быть стихи авторов или народные потешки, или стихи, сочиненные дома, во время семейного досуга:

Гости

Сегодня кот Василий Пушистый и красивый, И я надела синий, Свой лучший из нарядов! Приедет тетя Нюрочка И дочка ее Шурочка, И кошка ее – Мурочка, И мы им очень рады.

  • М.Шварц
  • Обновка

 

У березки обновка – сережки. Покрутилась березка на ножке. Показала сережки грачу, Одуванчику, мошке, лучу… И уже обойтись без сережек Днем и ночью березка не может: Даже спит, не снимая с ветвей Золотистой обновки своей…

  1. Л. Кудрявская
  2. Рыбка

 

Где ж ты, рыбка золотая? О тебе всю жизнь мечтаю! Я ни капельки не жадный! Не для красного словца: Ни корыта мне не надо. Ни, тем более, дворца. Дорогая рыбка, где ж ты? В море? В озере? В реке? Ты одна моя надежда На пятерки в дневнике!

  • Сергей Климчук
  • Потешки
  • Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в зобок, Кому в платок,
  • Кому в лапочку.
  • Курочка-пеструшечка По двору ходит, Цыплят выводит, Хохолок раздувает,
  • Малых деток потешает.

Дидактические игровые упражнения

Воображение зависит не только от того, как умеет ребенок составлять новые образы, но и от жизненного опыта, широты фантазии, богатства эрудиции.

Поэтому одной из задач работы по развитию творческого воображения становится расширение знаний об окружающем. Этому могут помочь обучающие или дидактические игровые упражнения.

Какие дидактические игры можно предложить младшим школьникам? Как правило, это словесные игры — упражнения для развития нужных свойств или упражнения с картинками.

«Составь предмет»

Игры на развитие воображения у младших школьников

Аналогично упражнение «Собери животное», где нужно составить образ животного при помощи карточек — элементов. Задание также содержит и хорошо известных животных, и экзотических: леопард, бегемот, панда. Темами также могут быть бытовые предметы, транспорт, профессиональные инструменты (врача, пожарного, водителя).

«Друдлы»

Сейчас становится популярной игра в друдлы (англ. doodle — каракули, riddle — загадка), то есть картинки с изображением абстрактных форм, в которых нужно увидеть образы каких-либо предметов. Имея хорошее воображение, в одной картинке можно рассмотреть несколько изображений.

Эту игру хорошо использовать как упражнение для развития творческого воображения у младших школьников в домашнем обучении. Картинки для заданий можно распечатать с компьютера или купить. Взрослый предлагает ребенку выбрать любой друдл и рассмотреть его.

А затем по очереди родитель и ребенок перечисляют те образы, которые удалось увидеть внутри каракуль. В задании нет правильных и неправильных ответов, главное – оригинальное решение.

Чтобы поддержать интерес ребенка к такому довольно трудному действию, можно упражняться в друдлах всей семьей, сделав задания веселым и увлекательным делом.

Классическое упражнение, которое младшие школьники могут встретить в учебниках по логике. Однако такие задания можно с успехом использовать для развития творческого воображения, так как в них четко прослеживается логическая взаимосвязь образов окружающего мира.

При постоянной тренировке у младшего школьника развивается не только логическое мышление, но и умение находить оригинальные, нестандартные решения. Вначале такое упражнение можно проводить при помощи картинок.

Например, взрослый предлагает ребенку картинку с изображением лодки, дает задание: подобрать из имеющихся картинок все изображения, ассоциирующиеся с заданным образом. Это могут быть: вода, весло, рыбацкая сеть, тельняшка, чайка, рыба, шторм, дырка. Чем больше будет выборов, тем лучше у ребенка развито воображение.

Когда школьник освоит задание с опорой на наглядность, можно будет переходить на словесный ряд (без картинок). Пиком развития можно считать, если ребенок научится соединять не только реальные образы, но и абстрактные, обозначаемые, например, словами: добро, грусть, пятерка, жизнь, красота.

Подвижные игры как упражнения на воображение

Некоторые подвижные, в которые так любят играть ребятишки, можно тоже использовать для развития воображения, если превратить их в тренировочные упражнения. Для этой цели подходят игры, где правилами являются:

  • умение выделить типичное, существенное у предмета;
  • умение изобразить при помощи свойств воображения тот или иной образ;
  • придумать новый образ на основе имеющихся в сознании.
Читайте также:  Праздничный концерт в детском лагере. сценарий

Главное отличие таких упражнений от игры в том, что здесь более определенно выступают задачи прямого обучения.

«Смешные названия»

Игры на развитие воображения у младших школьников

«Где мы были, не скажем, а что делали – покажем»

Старинная забава, в которой дети развивает умение выделять свойства определенного действия и изображать его, узнавая через изображение его смысл. Хорошо такое упражнение предложить нескольким ребятишкам или пригласить членов семьи. Ведущий уходит, чтобы не слышать, как игроки договариваются о том, что они будут показывать.

Игра сопровождается словами ведущего и ответами игроков: «Где вы были?» — «Мы не скажем!» — «А что делали?» — «Покажем!» С этими словами участники представляют задуманное действие. Ведущий должен отгадать, что было задумано. В упражнении необходимо идти от простого к сложному, постепенно усложняя задуманные действия.

Не забывать поощрять ребенка за оригинальное изображение: мимику, позы, движения.

«Море волнуется»

Классическая игра, которую любят играть и дети, и подростки, также может стать интересным упражнением для развитие воображения в младшем школьном возрасте. Упражняться можно с одним ребенком или с группкой ребятишек.

Водящий отворачивается от игроков и произносит: «Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Морская фигура на месте — замри!» При произнесении текста дети выполняют произвольные движения (кружатся, пританцовывают, раскачиваются).

На последнем слове ведущий поворачивается, игроки «замирают», изображая образ из морской темы: кораблик, якорь, чайку, рыбку. Ведущий подходит к любому игроку и «оживляет» его. Ребенок должен изобразить при помощи движений, мимики, жестов образ, который задумал.

Как вариант, упражнение можно разнообразить, если морская фигура будет предложена ведущим.

Например, при произнесении последних слов, он добавляет образ из морской тематики: «Морская фигура кораблик — замри!» Каждый из участников должен продемонстрировать оригинальное решение одной фигуры.

Ведущий обходит всех участников, «оживляя» их, они показывают свою вариацию. Чем оригинальнее будет образ, тем интереснее проходит упражнение.

Еще одним вариантом упражнения может стать предложение ведущего изобразить фигуру птицы, животного, любого объекта.

Такие простые и доступные упражнения могут стать отличным средством для того, чтобы родители могли помочь младшему школьнику овладеть творческим воображением. Они же внесут разнообразие в семейный досуг.

Источник: https://myintelligentkids.com/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-put-k-uspeshnomu-obucheniyu-mladshix-shkolnikov

Игры на развитие воображения у младших школьников: методические рекомендации

Игры на развитие воображения у младших школьников

А между тем, именно данный подход позволяет добиваться самых высоких результатов в образовании, так как дети, обладающие творческим и продуктивным мышлением, способны усваивать материал лучше всех остальных, так как они в состоянии находить решение поставленных задач самостоятельно.

В принципе, это и является основной задачей внедрения различного рода игр на развитие воображения у младших школьников, ведь чем раньше будет начат данный процесс, тем с большей вероятностью можно утверждать, что в ребенке в итоге сможет развиться высокий потенциал.

Мало того, развитие воображения у младших школьников имеет колоссальное значение не только для успешного обучения, но и дальнейшего их становления во взрослой жизни, ведь дети с ограниченным (непродуктивным или самыми примитивными формами репродуктивного мышления) способны усваивать материал только основываясь на старом опыте. То есть, речь идет о шаблонном мышлении, когда все действия, необходимые для решения определенных целей и задач, ведутся по определенному алгоритму и немудрено, что даже после мнимого закрепления материал не способен надолго задерживаться в детском сознании.

Дети с развитым воображением, напротив, проявляют хорошие способности и продуктивный (творческий) метод обучения, который чаще именуют креативным, когда учащемуся предоставляется максимальная свобода для самоопределения, является для него наиболее приемлемым.

Речь идет о самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы, для чего в ход идет не чей-то опыт, именуемый старым научным продуктом, а воображение, логическое мышление, а также различные приемы типа визуализации и максимального подключения всех органов осязания для предметной идентификации и глубинного анализа и осознания. Ученики, в которых развито это начало, более других склонны к различного рода открытиям, да и изучаемый материал дается им намного легче. Причем это происходит по той простой причине, что они предпочитают доходить до всего самостоятельно, подключая собственное воображение и другие способности, которые у многих людей на протяжении всей жизни находятся в «спящем» состоянии.

Игры на развитие воображения у младших школьников

Есть у такого подхода, который предусматривает максимальное задействование воображения, еще один ощутимый плюс.

Дело в том, находя решение самостоятельно и изобретая тем самым принципиально новый научный продукт для себя самого, ребенок не только на все 100 процентов усваивает его, но и запоминает пройденный материал без регулярного повторения, чего невозможно достичь при использовании чужого опыта.

Поэтому развивать воображение ребенка посредством применения всевозможных игр настоятельно рекомендуется с самых пеленок, ведь на сегодняшний день известны сотни простых приемов, адаптированных для каждой возрастной группы.

Так, например, очень действенным считается прием так называемого «вживания» в образ, который, кстати, является одним из классификаторов методов продуктивного (креативного) обучения.

Согласно ему ребенку рекомендуется ставить себя на место зверей, птиц, растений, других людей и даже не воодушевленных предметов, представляя себя свечой, лавочкой или песком.

Вся суть такого метода заключается в том, чтобы визуализировать в собственном сознании абсолютно непривычную для себя модель существования и проанализировать свое новое, пусть и условное (мнимое), состояние при благоприятном и неблагоприятном внешнем воздействии.

Такой необычный опыт помогает развивать детское мышление в совершенно новом направлении и это обязательно пригодится ему в будущем при решении различных практических и теоретических задач.

Однако, такие приемы подойдут для учащихся начальной школы, в то время, как для малышей, которым всего-лишь несколько лет отроду, понадобятся другие игры, предназначенные для развития воображения.

К примеру, ребенка, недавно начавшего осваивать цветные карандаши и краски, можно попросить изобразить какое-нибудь животное, которого не существует в природе. И очень здорово, если ему понравится данное задание, в результате чего свет увидит целый зоопарк диковинных существ с не менее причудливыми именами и названиями.

Такой прием позволяет не только развивать детское воображение, но и проводить глубокий его психологический анализ, ведь одно дело, если малыш рисует каких-то смешных чудиков и совсем иначе будут обстоять дела тогда, когда ребенок упорно рисует ужасных монстров и страшилищ.

В этом случае рекомендуется проверить, какие мультфильмы и передачи он смотрит и, если причины столь странного творчества ведут свои истоки не из телевидения, то искать проблему рекомендуется в других местах и в первую очередь в отношениях внутри семьи малыша.

Игры на развитие воображения у младших школьников

Очень здорово помогает усвоить качественные характеристики предметов, с которыми каждый день доводится сталкиваться ребенку, и игра на воображение под названием «Упрямый ослик». В этом случае родители говорят малышу короткие односложные фразы по типу «Земля круглая», на что он должен ответить «нет, квадратная» и наоборот.

И таких примеров существует великое множество («подушка мягка — нет, твердая», «трава зеленая — нет, синяя», солнце горячее — нет, холодное» и пр.), причем, каждый из них помогает запоминать малышу не только состояние предметов, но и их цвет, форму и прочие важнейшие характеристики.

Не менее эффективным считается развивающее логику и воображение упражнение, в котором малыш ребенок дошкольного возраста должен закончить начатый рисунок.

Причем, это может быть, как наполовину изображенный эскиз, так и полностью пустое поле с нанесенными на него в определенном порядке точками, обозначенными соответствующими цифрами. Соединяя эти точки между собой по порядку (ориентировка на цифры).

Малыш в итоге получает полноценное изображение, которое он обязательно должен правильно обозначить и охарактеризовать. Таким образом получается не только развивать визуальное мышление, но и закреплять устный и письменный счет, что также весьма немаловажно для любого дошколенка.

И это далеко не единственное упражнение, предназначенное для тренировки визуализации. К примеру, нет ничего проще, чем устроить мини-тренинг для ее укрепления, представив малышу обычный пояс или ремень — хитрой змеей, а меховую варежку или шапочку — мышкой.

После такого вступления, родители предлагают ребенку развить данную ситуацию в игровой форме, параллельно комментируя поведение «змеи» и «мышки». По дальнейшим действиям крохи любой психолог может составить довольно подробный портрет его психологического и эмоционального состояния.

Параллельно с воображением можно очень легко развивать речь ребенка, сочиняя вместе с ним самые невообразимые сказки и рассказы.

Читайте также:  День рождения ребенка 8 лет дома. идеи для домашнего праздника

Причем, если малыш будет противиться этому, взрослый должен продемонстрировать ему интересный пример, после чего, он обязательно захочет ему последовать, сочинив свою собственную историю.

Ее обязательно следует внимательно выслушать, бурно реагируя на каждый поворот событий и похвалить в конце маленького рассказчика. Причем устные тренинги следует обязательно чередовать с практическими и в этом случае для быстрой смены объекта внимания отлично подойдет такой прием, как пятнография.

Игры на развитие воображения у младших школьников

Для этого на чистый лист каждого участника наносится яркое пятно любой конфигурации и дети должны дополнить его таким образом, чтобы вышло что-нибудь интересное. Победителем, как нетрудно догадаться, станет тот малыш, у которого обычное пятно действительно перестанет быть пятном.

Схожим эффектом обладает развивающая игра на отгадывание теней, которая пользовалась популярностью еще с самых давних времен.

Для этого кто-то становится напротив источника света и отбрасывает с помощью пальцев рук и самих кистей на освещаемую стену причудливые изображения, которые должны отгадать маленькие участники.

И на этом список доступных и простых в исполнении «развивалок» отнюдь не заканчивается, ведь не стоит забывать и про такие эффектные приемы, как оживление предметов, имитация действий, «пять точек», «отгадай персонаж», «кто я?», изображение музыкальных картинок и прочее, тому подобное.

   

Источник: http://veselajashkola.ru/igry-onlajn/igry-na-razvitie-voobrazheniya-u-mladshix-shkolnikov-metodicheskie-rekomendacii/

Развитие воображения у школьников разных возрастных групп

В статье рассказывается о специфике воображения школьников разных возрастных групп.

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека [1, с. 260].

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она творчески преобразуется.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество [1, с. 263].

Воображение не даётся человеку как данность при рождении, эта форма познавательного процесса развивается и трансформируется на протяжении всего периода развития человека.

Но уровень и специфика воображения человека на разных стадиях его развития будет не одинаковыми. Рассмотрим специфику воображения детей разных возрастных групп.

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения, — это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному.

Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом. Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом.

Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр.

Однако следуют отметить, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью (случаи детской лжи и пр.).

Фантазирование такого рода играет еще значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но тем не менее оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность.

Школьник 9-10 лет уже понимает «условность» своего фантазирования, его несоответствие действительности.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивности, простого воспроизведения.

Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. [2, с. 132-134].

Самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Строго говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия.

У ребенка еще не существует строго выделенной функции воображения.

Подросток же осознает свою субъективную фантазию как субъективную и объективную фантазию, сотрудничающую с мышлением, он также осознает в ее истинных пределах.

Фантазия как бы разбивается на два русла. С одной стороны, она становится на службу эмоциональной жизни, потребностей, настроений, чувств, переполняющих подростка. Она является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение, напоминающей детскую игру [3, с. 217].

Мы можем сказать, что творческие образы, создаваемые фантазией подростка, выполняют для него ту же самую функцию, которую художественное произведение выполняет по отношению к взрослому человеку. Это искусство для себя.

Наряду с этим руслом фантазии, обслуживающим преимущественно эмоциональную сферу подростка, его фантазия развивается и по другому руслу чисто объективного творчества. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека, и именно в переходном возрасте, сближаясь с мышлением в понятиях, она получает широкое развитие в этом объективном аспекте [3, с. 218-219].

Воображение человека проходит стадии развития, что даёт основания полагать, что воображение можно развивать. Каковы же основные принципы развития воображения?

  1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
  2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,
  3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
  4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
  5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего, возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
  6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы [4, с. 240].

Таким образом, воображение важный интегральный психический процесс формирование, которого у детей зависит от многих фактов, но вполне управляемо взрослыми.

Нами было проведено исследование творческого воображения, взятое из практикума по общей психологии Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконова.

Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения.

Объекты исследования: учащиеся 2 и 11 класса Лицея Современных Технологий Управления №2 г. Пензы.

Испытуемым было предложено прочитать слова, написанные на бланке и составить из них предложения так, чтобы в каждом из них присутствовали все три слова. Составленные предложения записывались на листе бумаге.

На работу отводилось 10 минут.

Показателями творчества в данном исследовании являются: величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение; сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения.

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все после дующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла.

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений.

Эта оценка не превышает 6 и свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним.

Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать алогично и тем озадачить исследователя.

Результаты исследования представлены в таблице 1, где цифрами указаны порядковые номера участников исследования.

Таблица 1. Результаты исследования для учащихся 2 и 11 классов.

Уровень развития воображения
2 класс 11 класс
1. средний 1. средний
2. средний 2. средний
3. низкий 3. высокий
4. средний 4. средний
5. средний 5. высокий
6. низкий 6. высокий
7. низкий 7. высокий
8. средний 8. средний
9. средний 9. средний
10. низкий 10. высокий
11. низкий 11. средний
12. низкий 12. высокий
13. средний 13. высокий
14. низкий 14. средний
15. низкий 15. средний
16. низкий 16. средний
17. средний 17. высокий
18. высокий 18. высокий
19. низкий 19. средний
20. средний 20. средний
21. средний 21. средний
22. средний 22. высокий
24. низкий 23. высокий
25. низкий 24. средний
26. средний 25. высокий
27. низкий 26. высокий
28. низкий 27. средний
29. средний 28. средний
30. низкий 29. высокий
31. низкий 30. высокий
31. средний
  • В ходе исследования было выявлено, что уровень творческого воображения у учащихся 11-го класса выше, чему у учащихся 2-го класса.
  • Средний уровень развития творческого воображения учащихся 11-го класса равен 5,4 баллам.
  • Средний уровень развития творческого воображения учащихся 2-го класса равен 3,1 баллам.
  • Развитие воображения — целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения.
Читайте также:  Носов «лесной хозяин» читать

Ребёнок большую часть своей жизни проводит в школе, там он развивается, там же происходит его социализация и адаптация к миру. Школа оказывает большое влияние на развитие всех познавательных процессов ребёнка, в том числе и воображения. Поэтому в школах необходимо уделять внимание развитию воображения.

Более всего развитию воображения учащихся способствуют такие предметы школьной программы как изобразительное искусство, музыка, литература и другие. На уроках рисования дети лепят, рисуют, складывают коллажи, делают проектные работы — всё это помогает не только фантазировать, но и воплощать свои идеи в жизнь.

На уроках музыки детям часто предлагается нарисовать те образы, что всплывают в сознании при прослушивании определённой мелодии, это позволяет ребёнку через свои ассоциации и образы понимать настроение композитора. Уроки литературы также дают простор для творчества.

дети не только знакомятся с выдающимися произведениями классиков, но и пишут сами ( сочинения, эссе, комментарии и т.д.).

Помимо школьных занятий, на развитие воображения учащихся положительно влияют всевозможные тематические классные часы и школьные конкурсы, спектакли. Поэтому внеклассная деятельность не менее важна, чем учебная.

Таким образом, обучаясь в школе, учащиеся обретают знания, умения и развивают своё воображение.

Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения.

Без участия воображения не может совершиться ни один сложный психический процесс. Например, волевой акт требует обязательно развитого воображения — представления о цели и о средствах действия: воображаемые предметы, действия, ситуации могут играть роль мотивов волевых действий.

Итак, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.

Источник: https://novainfo.ru/article/4826

Развитие воображения младших школьников. цель — выявить возможности развития творческого воображения у младших школьников в условиях инновационного обучения. — презентация

1 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ младших школьников

2 Цель — выявить возможности развития творческого воображения у младших школьников в условиях инновационного обучения

3 Задачи: Изучить особенности развития воображения младших школьников в процессе обучения по инновационным программам. Выполнить творческие задания и упражнения, способствующие развитию воображения школьников в условиях инновационного обучения.

4 ВООБРАЖЕНИЕ- это великая сила

5 ПЕРВЫЙ ЭТАП Задание 1 Дорисуй картинку

6 Задание 1 Ребёнку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребёнку не удаётся сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

7

8 Задание 2 Узнай предметы и нарисуй их

9 Задание 2 Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.

10

11 Задание 3 Кто больше придумает и нарисует

12 Задание 3 Показываем детям изображения двух одинаковых по форме, но разных по величине фигур и предлагаем назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния просим нарисовать эти предметы.

13

14 ВТОРОЙ этап Задание 1 Составление рассказов (например, на тему «Летний отдых»)

15 Задание 1 Занятие начинается с расспроса детей о том, как они провели лето, где кто из них побывал и чем занимался.

После того как дети воссоздали образы своих летних впечатлений, им предлагается набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, ребёнок, собака, море, дом).

На столе дети создают композицию из этих предметов и рассказывают, что происходит в этот момент. После этого их просят нарисовать картину на тему «Летний отдых».

16

17 Задание 2 Небывальщина

18 Задание 2 Если смешать два или более комплекта таких сюжетных фигурок то дети могут составлять из них смешные композиции- путаницы. Например, после «Летнего отдыха» можно составить картину «Чего летом не бывает». В качестве примера показываются готовые картинки-шутки (ребёнок в зимней одежде в море». Детям предлагается составить свой смешной рассказ, а потом нарисовать его.

  • 19
  • 20 Задание 3 Дорисуй картинку
  • 21 Задание 3 Ребёнку предлагается недорисованная сюжетная картинка, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить.
  • 22
  • 23 Задание 4 Дорисовываем рассказ (например «Спасение собак»).

24 Задание 4 Необходимы 3-4 сюжетные картинки, составляющие рассказ. На доске последовательно вывешиваются картинки, но без первой или последней. Детям предлагается воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку.

В моём примере изображена будка на берегу замёрзшего озера, около будки – собака со щенками, озеро покрыто снегом; начало весны, снег растаял и вода частично затопила конуру. Собака со щенками забралась на крышу будки и лает, прося о помощи. Следующей картинки нет.

Ребёнку предлагается придумать конец.

  1. 25 ?
  2. 26 Вот мой пример
  3. 27 ТРЕТИЙ этап Задание 1 Геометрические фигуры в предмете
  4. 28 Задание 1 Мы показываем детям картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просим отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.
  5. 29
  6. 30 Задание 2 Волшебное превращение

31 Задание 2 Ребёнку предлагаются картинка с изображением фигуры или абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых эта фигура присутствует, а за тем его просят отыскать, «где спряталась фигурка» в этих картинках. После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый элемент.

32

33 Задание 3 Дорисовывание на основе данного элемента

34 Задание 1 Детям раздаются листочки с нарисованным элементом или фрагментом предмета: необходимо догадаться, что начал рисовать художник, и дорисовать картинку. Результаты могут быть самые неожиданные.

  • 35
  • 36 ЧЕТВЁРТЫЙ этап Задание 1 Опорные слова
  • 37 Задание 1 На основе 3-4х опорных слов (например, «мальчик», «собака», «лес», «корзина») детям предлагается либо сначала нарисовать рисунок по этим словам, а потом придумать рассказ по нему, либо сперва составить историю с этими словами, а потом нарисовать к ней картинку.
  • 38 МАЛЬЧИК СОБАКА ЛЕС КОРЗИНА
  • 39 Задание 2 Иллюстрации к сказке
  • 40 Задание 2 Читаем детям сказку, после чего каждый ребёнок выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нём и рисует к нему картинку.
  • 41 Задание 2 История о…

42 Задание 3 Детям предлагается придумать короткую историю на хорошо знакомую им тему или о знакомом им персонаже, рассказать эту историю и нарисовать к ней картинку.

Дети могут сами выбрать темы и героев своих историй. Важную роль для формирования воображения детей играет их совместная деятельность.

В таком сотворчестве дети учатся действовать с учётом того, что делают их товарищи.

  1. 43
  2. 44 ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ
  3. 45 Ниже приведённые игры можно проводить как на улице так и в классе.
  4. 46 Примеры занятий: Украсим ёлку Игры во дворе Отгадай, что я задумал, и дорисуй Рисуем вместе

47 Список лит-ры: Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.

48 Над презентацией работала: учитель начальных классов МБОУ СОШ 45 г. Челябинска УЖИНКИНА СВЕТЛАНА АЛЬБЕРТОВНА учитель начальных классов МБОУ СОШ 45 г. Челябинска УЖИНКИНА СВЕТЛАНА АЛЬБЕРТОВНА

Источник: http://www.myshared.ru/slide/244836

Ссылка на основную публикацию