Игры, которые я собрала в этой статье, не требуют ни каких-либо сложных стимульных материалов, ни знания методик. Они специально разработаны для родителей, занимающихся со своими детьми дома — в любых домашних условиях, да хоть в купе поезда…
Оговорюсь сразу: несмотря на то, что в заглавии статьи упоминается слово «дети», во многие из игр, о которых пойдёт речь ниже, могут полноценно и без всяких натяжек играть и взрослые. Это не «специфические» игры для дошколят. К сожалению (а может быть, и не к такому уж сожалению) развивать своё воображение взрослым необходимо не меньше, чем детям — настолько оно у них, порой, не развито.
Домашние игры для дете и взрослых
- Домашняя игра №1 «Знакомство с квартирой на ощупь»
- Домашняя игра №2 «На что это похоже?»
- Домашняя игра №3 «Как это можно использовать ещё?»
- Домашняя игра №4 «назовём это по-другому»
- Домашняя игра №5 «Метаморфозы»
- Домашняя игра №6 «Свадьба кисточки и карандаша»
- Домашняя игра №7 «Что над нами вверх ногами?
Я открою «секрет»: нужно заниматься с детьми, чтобы развить у них способности к творчеству.
Что я понимаю под творчеством? Творчество — это процесс, сопровождающий ПРАВИЛЬНУЮ жизнь, жизнь, наполненную Смыслом и Счастьем. Если признать истинным утверждение, что мы созданы по образу и подобию Творца, то мы подобны Ему именно в этом — в способности творить — преобразовывать косную материю, делать из «казалось-бы-Ничего» — весомое «Нечто».
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Игры, которые я собрала в этой статье, не требуют ни каких-либо сложных стимульных материалов, ни знания методик. Они специально разработаны для родителей, занимающихся со своими детьми дома — в любых домашних условиях, да хоть в купе поезда…
Эти психологические игры помогут играющим в них и детям, и взрослым:
1. научиться конструктивно преобразовывать действительность, 2. отработав основные приёмы воображения и фантазии.
Вот о первом пункте чуть подробнее. Дело в том, что человеку вообще свойственно инстинктивное стремление к преобразованию действительности. Но это же можно делать по-разному» Можно — конструктивно, а можно и Не конструктивно. Когда человек преобразовывает конструктивно — он строит Прекрасное и делает Полезное, причём одно у него не противоречит другому.
- Когда человек преобразовывает Не конструктивно — он либо разрушает, уничтожает то Прекрасное, что создали другие, либо строит Безобразное и делает Бесполезное, причём одно у него не противоречит другому.
- Вот как точно и ёмко описал это поэт Иосиф Бродский в стихотворении «Роттердамский дневник»:
- Вокруг — громады новых корпусов. У Корбюзье то общее с Люфтваффе, что оба потрудились от души
над переменой облика Европы…
Что позабудут в ярости циклопы, то трезво завершат карандаши…
Почему Бродский сравнивает великого архитектора второй половины 20 века — Ле Корбюзье силами гитлеровских ВВС — Люфтваффе? Потому что стиль, в котором работал, отстраивая разбомбленную Европу, этот архитектор — конструктивизм, был на самом деле — неконструктивен… Это был типичный пример строительства Безобразного на месте того Прекрасного, что создали когда-то другие…
- Когда старый облик Европы
- Сменяется вот такими конструкциями, несущими светскую,
- и церковную функцию,
ты начинаешь понимать — о чём писал Иосиф Бродский…
Когда мы смотрим некоторые российские телеканалы (вызывавшие у нас в своё время положительные эмоции), мы наблюдаем ту же картину: строительство Безобразного и делание Бесполезного посредством уничтожения того Прекрасного, что некогда сделали другие…
Каким же образом заниматься с детьми (да и со взрослыми!), чтобы развить у них творческие способности — для оказания скорой помощи миру, в котором мы живём? Читайте эту статью!
Девиз всех упражнений подобного типа: «Найди необычное в обыденном!»
Если Вам понятен и близок этот посыл — Вы уже не пропащий.
Но кроме всех прочих громких слов, необходимо помнить одну простую вещь: такие домашние игры должны быть регулярными, иначе они не приносят пользы…
Домашняя игра №1 «Знакомство с квартирой на ощупь»
Играющему завязываются глаза. Затем (вместе с ведущим) он отправляется в путешествие по квартире с завязанными глазами. Все встреченные люди, а также — предметы и детали интерьера — ощупываются, обнюхиваются и после этого, называются по именам.
Эта игра развивает все органы чувств, которые обычно остаются у человека недоразвитыми, в силу привычки пользоваться одним только ленивым и поверхностным зрением.
Также игра развивает координацию, пластику, помогает преодолеть раскоординированность и гиперактивность.
Домашняя игра №2 «На что это похоже?»
Эта игра выросла из проективного теста на ассоциации к абстрактным кляксам — классического теста Роршаха. (Или тест Роршаха вырос из этой игры…) Однако, здесь мы никого не «тестируем» и используем кляксы Роршаха «в мирных целях».
Капните чернилами или жидко разведённой гуашью на белый плотный лист ватманской бумаги и сложите эту бумагу пополам. Затем — разверните лист и начинайте вместе с ребёнком придумывать предметы или существа (не меньше пяти), которые ассоциируются с кляксой. Важное правило: стремитесь к тому, чтобы ребёнок придумывал разные ТИПЫ предметов и существ.
Если ребёнок увлёкся одной темой, например, похожими на кляксу зверями, задайте ему вопрос: «А на каких людей это похоже?».
Чем скорее Вы натренируете своего ребёнка видеть в кляксах Роршаха не только серии однообразных вещей (одни только чудовища, или одни только космические корабли, одни медведи), тем здоровее и развитее станет его психика и тем больше шансов у него не «засыпаться» на настоящем тесте в кабинете психолога.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Излишне будет говорить о том, что это упражнение тренирует ГИБКОСТЬ мышления, его быстрое умение переключаться на решение РАЗНЫХ задач.
Домашняя игра №3 «Как это можно использовать ещё?»
В игре используются обычные предметы домашнего обихода. Ребёнок зажмуривается, а затем по команде открывает глаза и берёт первое, что ему попалось в поле зрения. Таково условие.
А теперь задание: найти новый способ использования обычной вещи. В ход идут столы, стулья, зонтики, пластиковые бутылки, линейки, шариковые ручки, пустые коробки и прочий хлам — так ценный для ребёнка и бесполезный для взрослого. Ребёнок должен взять выбранный предмет в руки и начать им манипулировать. Иногда задание даётся на целый день с обещанным призом в конце дня.
Домашняя игра №4 «назовём это по-другому»
В эту игру легче всего играть детям, в семьях которых растут маленькие братья и сёстры. Ибо новые названия предметам (и новые имена домочадцам!) придумывают именно они, когда учатся говорить.
А вся семья нередко включает эти неологизмы в свой семейный словарь. Но тем не менее… Даже (особенно) если в семье нет такого шалтай-болтая, нужно попытаться освоить (вспомнить забытый) навык с более-менее большими детьми.
Чтение книги Чуковского «От двух до пяти» вдохновит на эту игру всё семейство.
Домашняя игра №5 «Метаморфозы»
Кстати, начиная играть в эту игру, самое время объяснить ребёнку новое слово — «метаморфозы», что означает «превращения», «изменения». Это слово так широкоупотребимо и в естественнонаучном, и в художественном контексте, что знать его значение и уметь употреблять с самых ранних лет — нелишне.
В этой игре мы превращаем предметы — чаще всего — неисправные или отслужившие свою службу. Мы даём им вторую жизнь, приспосабливая под что-то ещё — как правило, более креативное.
Например, обычный электрический чайник может стать лейкой для цветов, а может стать и пеналом для нужных мелочей — ручек, карандашей, фломастеров.
Если у Вас есть привычка, чтобы под каждую нужду в доме был строго соответствующий ей предмет и этот предмет был обязательно — новый и «модный», то можете попрощаться с креативностью в таком доме. В домах, где всё «купленное в магазине», дух творчества не живёт. Он брезгует такими домами.
Всем детям присущ интерес к предметным играм — когда вещи видятся и используются в их многофункциональности. Все знают, что из разноцветных конторских скрепок можно сделать «занавеску-дождик». Но, поверьте, это ещё не «потолок» домашнего креатива.
Домашняя игра №6 «Свадьба кисточки и карандаша»
Знаете ли Вы, что можно одновременно рисовать и карандашом и кисточкой — если их соединить вместе скотчем. А теперь давайте посмотрим вокруг себя и и найдем ещё несколько пар предметов, которые можно соединить творчески и конструктивно…
Домашняя игра №7 «Что над нами вверх ногами?»
Эта игра — чистая психология, чистый психологический тренинг, никакой «домашней креативности»! И она очень полезна. Сейчас Вы поймёте, почему.
Представляем, что у абсолютно всех предметов и вещей в комнате вдруг открылись глаза…
А теперь зададимся вопросом: что эти вещи могут видеть, а что нет? И как им «смотрится» на нашу комнату с их необычного ракурса? Что видит перед собой картина, висящая у Вас на стене из года в год? О чём говорят бабушкины рюмки, пылящиеся в стеклянном шкафу? Что видит мячик, который закатился под гардероб?
Эта игра развивает умение поставить себя на иную пространственную точку зрения. Это развивает воображение, но главное здесь не это. Умение ставить себя на чужое место помогает преодолеть детский эгоцентризм, особенно в семьях с единственным ребёнком.
- Короче говоря, возлюби ближних и веди себя хорошо.
- Ниже мы приводим несколько раскладов для психологических карт по мотивам игр, описанных в данной статье.
Расклад №1 «Знакомство с квартирой на ощупь»
Давайте добавим в эту игру Волшебства. Возьмите в руки колоду волшебных стран «1000 дорог» и пройдитесь ещё раз по своей квартире. Выделите в ней особые Зоны и Места Силы, Порталы и Двери в Неведомое…
- Присвойте этим квартирным зонам Волшебные Имена – то есть, соответствующие карты «1000 Дорог»!
- У этой Игры есть два варианта.
- Вариант Первый – диагностический.
Вы вытаскиваете карту наугад и она «говорит» вам, чем является это место в вашем доме. Если вам НЕ НРАВИТСЯ, подумайте (мозговым штурмом с семьёй), что можно сделать конкретного, чтобы «исцелить» это место… И исцелите его! Не надо делать «евроремонт», но кое-что можно всегда сделать, чтобы квартира стала добрее, чище и уютнее.
А затем (после переделки или уборки) вытащите карту ещё раз. Ну как? Ответ теперь другой? Он вас устраивает?
Вариант Второй – магический.
Если вы – маг, вы можете управлять реальностью. Вам достаточно сознательно выбрать нужную вам карту «1000 Дорог» и наречь её именем дверь в спальню!
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
Не забудьте расклеить весёлые рисованные «таблички» на соответствующих дверях и местах дома с названиями карты и самыми магическими символами из неё.
Тем не менее, здесь, как и в первом случае, пройтись с влажной тряпкой и веником по нарекаемым вами местам даже могущественному магу не помешает ))) Ведь могущественнее уборки нет ничего на свете…
Расклад №2 «Как это можно использовать ещё?»
- Возьмите, например, банальный веник (теперь уже не для уборки, а просто как некий обыденный предмет в вашем доме, который вы «не знаете, как можно использовать ещё» к радости).
- А теперь вытащите одну спонтанную карту из колоды «1000 Жизней» и задайте карте вопрос:
- как этот самый предмет мог бы использовать вот этот вот замечательный и нескучный человек – мой ситуативный учитель и гуру радости
Устройте мозговой штурм.
Выделите из потока идей один самый неописуемый способ. И воплотите сие в жизнь!
Например, «Модель» и веник… А если вам устроить фотосессию, но не банальную, как у всех, а на тему «Я такая красивая за уборкой дома». Продумайте наряды – фартук, косынку – веселитесь. Представьте себя героиней фильма, которая моет окна и распевает как птичка на всю Москву:
– «Я, девчоночка, жила – забот не знала…
Не всё же фотографироваться в лисьих палантинах – это скучно, и это есть у всех дам…
Расклад №3 «Назовём это по-другому»
Эта игра напоминает игру №1 с той только разницей, что волшебно переименовываем мы не места и не двери в нашей квартире, а вещи и предметы.
Выберите один важный для вас и символический предмет, например, чайник. Ведь с ним вы начинаете своё утро…
А теперь вытащите к нему одну спонтанную карту «1000 Дорог». Расшифруйте её максимально позитивно, волшебно и оздоравливающе для вас и вашей семьи.
Например, чайник у вас – «Родник Щедрости». Или сложнее – «Ледокол» из карты «ледники Бездействия».
Напишите речь-обращение к этому предмету и разговаривайте с ним так, как он (со своим новым именем) этого заслуживает.
Например:
– О, великий и могущественный Ледокол, дышащий паром и кипятком! Ты растапливаешь все мои проблемы, оттаиваешь все мои обиды – благодаря тебе в моей жизни – лёд тронулся!
Расклад № 4 «Что над нами вверх ногами?»
Итак, О чём говорят бабушкины рюмки, пылящиеся в стеклянном шкафу? Представляем, что у абсолютно всех предметов и вещей в комнате вдруг открылись глаза.
Обратитесь к какому-нибудь объекту в своей квартире по ощущениям. К окошку, из которого вы глядите на двор или улицу. К маминой вазе для цветов. К сейфу, в котором вы храните деньги. Пусть он (или она, или оно) даст вам совет от себя: что и как вам делать… Конечно, если у вас есть какой-то запрос и если вы доверяете именно этому предмету – дать вам добрый совет.
Вытащите одну спонтанную карту «1000 Идей» – это и будет реплика вещи, которая постоянно наблюдает за вашей жизнью, но редко имеет право голоса.опубликовано econet.ru.
- Елена Назаренко
- Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/articles/domashnie-igry-razvivayuschie-voobrazhenie-u-detey
5 простых способов развить у ребенка воображение – Развитие ребенка
Вы хотите, чтобы ваш ребенок максимально развил свой интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал? Для этого вам следует понять, как у него устроено воображение, и как развить у него творческие способности.
Важность воображения для детей
Первым шагом к развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала является развитие воображения:
- воображение способствует формированию познавательной и эмоциональной сфер ребенка. Оно помогает ему генерировать творческие идеи и находить решение проблем. Воспитывая ребенка младшего возраста, вы должны больше сосредоточиться на развитии у него творческих способностей и навыков критического мышления;
- обучение и развитие ребенка взаимосвязаны. Дети сочетают свое воображение, творчество и знания во время игр и других подобных занятий, связанных с процессом эмоционального и умственного совершенствования.
Вспомните, как дети играют в приготовление пищи из песка, листьев, травы и т.д. Так они воспринимают мир и пытаются понять окружающую реальность.
Но родители часто препятствуют таким проявлениям творчества у ребенка, беспокоясь, что он не сможет отличать реальность от вымысла.
Самый большой вред, который вы способны причинить своему ребенку – это убить его творческие способности, не дав им развиться.
Поймите, что воображение позволяет вашему ребенку формировать уникальные идеи, развивает его в социальном и эмоциональном плане, повышает уверенность в себе. Эти навыки остаются с ним на протяжении всей жизни.
Как развить воображение у ребенка
Ребенок, у которого изначально развито воображение, намного счастливее и внимательнее своих сверстников, а также лучше справляется с трудными ситуациями. Рассмотрим несколько способов развить воображение у ребенка.
1. Истории
У детей есть врожденная любовь к различным историям. Истории подталкивают их к тому, чтобы самим делиться своими мыслями и чувствами. Поскольку рассказы основываются на воображении, дети не просто слышат и рассказывают истории, они их проживают. Каждый эпизод происходит с ними в их воображении. Именно так у детей развивается творчество.
Читайте ребенку книги и рассказывайте истории, которые вы помните из своего детства. Рассказывайте эпизоды из своих любимых пьес. Смотрите вместе с ребенком фильмы и помогите ему узнавать истории из разных источников. Не ограничивайтесь только вымышленными историями. Рассказывайте ему об исторических событиях, о выдающихся людях и изобретениях. Это обогатит ум ребенка.
Полезные советы
- обсуждайте с ребенком сцены из книг и фильмов, придумывайте вместе с ним альтернативные окончания;
- придумывайте истории вместе с ребенком;
- вместе с ребенком представьте себя героями фильма или книги и придумайте собственный сюжет;
- если ваш ребенок еще маленький, читайте ему книги с картинками. Особое внимание уделите рассматриванию картинок;
- с помощью историй помогите ребенку учить новые слова, географические названия и исторические события.
2. Искусство
Детские рисунки на обоях приводят родителей в ужас. Однако это первые попытки ребенка проявить творчество.
Важность занятий ребенка разными видами искусства часто недооценивается: родители предпочитают обучать ребенка основам различных наук, чем развивать у него творческие способности.
Однако признание творчества ребенка способствует самовыражению ребенка, развивает у него творческое мышление и укрепляет чувство собственного достоинства.
Полезные советы
- дайте ребенку необходимые инструменты для рисования и лепки;
- запишите ребенка в художественную школу;
- водите его на выставки, в музеи и т.д.;
- не критикуйте работы ребенка и не навешивайте на них ярлыки. Просто наблюдайте;
- не пытайтесь рационализировать. Если ребенок считает, что солнце не обязательно должно быть желтым – это его право;
- позвольте ребенку использовать для творчества все, что ему доступно. В качестве полотна может выступить картонная коробка или старая ваза;
- рассматривайте вместе с ребенком художественные альбомы с репродукциями картин.
3. Игры на воображение
Ваш ребенок любит играть в доктора, бизнесмена или певца? Неважно, любит ли он бегать по лужам, готовить воображаемые блюда из листьев и грязи или рисует небо черного цвета – все это означает, что именно так он видит мир.
Как подтверждают результаты исследований, если у ребенка нет возможности играть в игры на воображение, это ограничивает его способности к познанию и решению проблем и социализироваться, а также способности к изучению языков, математики и ряда других дисциплин.
- через игры на воображение дети узнают, что им нравится, а что – нет;
- дети экспериментируют и пытаются осознать, что они видят вокруг;
- через ролевые игры дети познают реальный мир и приспосабливаются к нему.
Когда ребенок играет в игры на воображение, подыграйте ему. Нет ничего страшного в том, что он говорит: «Я сегодня дрессировал льва» или «Попробуй торт, который я испек».
Полезные советы
- предложите ребенку пересказать свою любимую историю, продолжить ее и добавить новые детали. Если он испытывает затруднения, предложите ему подумать, что может произойти дальше;
- предоставьте ребенку реквизиты для того, чтобы он мог разыгрывать придуманные им сцены. Не обязательно покупать что-то в специальных магазинах: в качестве реквизита могут быть мягкие игрушки, марионетки или что-то, собственноручно сделанное из бумаги. Если ребенок приглашает вас поучаствовать в пьесе – соглашайтесь;
- купите или сделайте специальный реквизит для любимых игр ребенка. Обычно дети любят играть в ресторан, магазин, больницу или кухню.
4. Исследование природы
Дети часто удивляются тому, почему птицы могут летать, а они – нет. Они проявляют свои дизайнерские способности и строят замки из песка.
Исследования показывают, что регулярный контакт с природой хорошо влияет на психическое, физическое и социальное здоровье ребенка. Общение с природой развивает его познавательные навыки, критическое мышление, визуализацию и другие важные навыки.
Полезные советы
- ходите с ребенком в парк и ботанические сады;
- используйте прогулки на природе для обучения ребенка;
- проводите больше времени в саду, лесу и т.д.;
- читайте ребенку книги о природе и нашей планете;
- во время прогулок позволяйте ребенку собирать листья, сосновые шишки и т.д.
5. Проявления любопытства у ребенка
Дети интересуются буквально всем, что их окружает. Любопытство включает их активное мышление и мотивирует изучать то, чего они еще не знают. Поэтому дети задают так много вопросов.
Уделите время ребенку и ответьте на все его вопросы. Если какой-либо вопрос ставит вас в тупик, поищите ответ вместе с ребенком. Проявите свое творчество, делитесь с ребенком своими мыслями и идеями, чтобы помочь ему понять окружающий мир.
Полезные советы
- задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы он мог размышлять над ними;
- задавайте вопросы, которые начинаются со слов «как», «почему» и «что, если»;
- давайте ребенку возможность удовлетворить любопытство. Если после похода в зоопарк он стал интересоваться тиграми, посмотрите вместе документальный фильм о тиграх и ответьте на все вопросы ребенка;
- решайте вместе различные головоломки;
- придумывайте рифмованные предложения;
- посещайте новые места.
Единственное, что может ограничить воображение вашего ребенка – это ваше собственное воображение. Почувствуйте себя ребенком и попробуйте посмотреть на мир его глазами. Занимайтесь вместе с ребенком делами, которые помогут ему развить воображение.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 3 оценок.
Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/6063/
Картотека творческих игр для детей 4-5 лет
Картотека творческих игр для детей 4-5 лет
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами.
А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направить свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, запомните 3 правила.
Не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.
Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого замените игру на новую — и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.
Что катится?
Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселую игру-соревнование — кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и… кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять.
Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик — нет». Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб.
На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.
Почтовый ящик
Подобрать фигуры: куб, цилиндр (или шар), треугольную призму, прямоугольный брусок. Должно быть по 2—3 фигуры каждого вида. Демонстрация на кубах Монтессори.
Начинаем игру. Ребенку надо опустить письма (фигуры) в ящик, причем каждое письмо в свое отверстие. Не подсказывайте малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации.
Вам же остается следить, чтобы ребенок не проталкивал фигуры в отверстия со всей силой, а перебирал возможные варианты, поворачивая фигуры сложной формы (призму, брусок) так, чтобы добиться соответствия разворота форме прорези.
Когда все письма будут отправлены, их можно передать адресату — кукле или мишке или другой любимой игрушке.
Оденем кукол
Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды.
Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам.
Если сначала ребенок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз.
Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой, большие туфельки — большой кукле, маленькие — маленькой». Чтобы усложнить задание, надо дать трех кукол.
Сверни ленту
Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (которые несложно сделать, например, из карандашей). Если ленты будут разной длины, то сворачивание длинной (наматывание на стержень) займет больше времени.
Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую. Разверните в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребенок сам догадается о причине неудач того соревнующегося, чья лента длиннее.
Вы увидите, что после этого он сразу станет обращать внимание на длину ленты, которую берет!
Построим башню
Понятие «устойчивый — неустойчивый».
Если у вас есть кубы разных размеров, проведите с ребенком эту игру. Пусть он убедится на собственном опыте, что, для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — меньше, а еще выше — совсем маленькие.
Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому.
Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался.
Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.
Воздушные шары
Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру.
Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6—7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками.
Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.
Сравни предметы
Игра на развитие внимания.
Перед ребенком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем — чем отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки.
А отличаются они тем, что мишка — большой, а зайчик — маленький, мишка — коричневый, а зайчик — белый и т.п. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Также рекомендуется сравнивать любые пары игрушек.
А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки (две разные машины, два разных мяча).
Найди такой же
Игра на развитие внимания.
Предложите малышу выбрать из 4—6 шариков такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т.п.
Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных.
Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.
Найди ошибки
Игра на внимание.
Заранее нарисуйте картинку (ваши художественные способности здесь не имеют никакого значения), на которой опущено 5—6 ошибок.
На картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями, цветы, мальчика в сандалиях, девочку с корзинкой грибов и т.п. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу.
Ответы опять-таки интереснее давать по очереди. Усложняя игру, можно увеличить количество ошибок и сделать их более незаметными.
Зеркало
Игра на внимание.
Эта игра научит ребенка внимательно следить за движениями взрослого и подражать им. Предложите ему быть вашим зеркалом и повторять все ваши действия. Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже; вы топаете двумя ногами — ребенок тоже; вы машете сначала одной кистью, а потом двумя — и ребенок тоже.
Эта игра дает большие возможности варьирования предлагаемых ребенку действий. Затем, когда ребенок научится с легкостью копировать их, можно предложить ему последовательность действий.
Развивать внимание ребенка можно и на утренней зарядке, при выполнении любых двигательных упражнений. При этом малыш должен выполнять все действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать.
Магазин
Игра на развитие памяти.
Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры. Вы можете послать его в «магазин». Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4—5.
В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар.
Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» — и т.д.
Запомни узор
Игра на развитие памяти.
Вы можете нарисовать простой узор. Этот узор вы даете ребенку рассмотреть за 1—2 минуты, а затем просите его нарисовать точно такой же по памяти. Можно дать подобное задание и на создание простой прослойки из строительного материала.
Даете ребенку возможность 1—2 минуты рассмотреть ее, а затем предлагаете по памяти (ваша постройка разбирается или закрывается листом бумаги) воспроизвести ее из своих кубиков.
Эти задания можно изменять и предлагать ребенку неоднократно, постепенно усложняя их.
Шарик на горке
Игра на развитие мышления.
Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку).
Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты.
Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование («Чей шарик точнее докатится до черты?»).
Сделай, как я
Игра на развитие мышления. Эта простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребенка в мир объема и формы. Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора: куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед. На первых порах одновременно используются 2—3, а впоследствии 4 формы.
Эта игра только для вас и вашего ребенка — только для двоих. Отберите себе и ему по 2—3 одинаковые детали. Затем на столе перед ребенком сложите небольшую постройку. Поставьте детали рядом или одну на другую. Например, призму положите на куб (по типу домика), а справа или за домом положите параллелепипед.
Вы не будете испытывать недостатка в вариантах расположения форм. Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же поставить его детали. Если сразу это не получится, не сердитесь, повторите все сначала — игра достаточно сложна для вашего малыша. Попросите его самого построить что-нибудь и сделайте так же.
Когда увидите, что дело пошло на лад и ребенок справляется с игрой, можете сами ошибиться, и пусть он вас поправит.
Угадай, кого загадали!
Игра на развитие ориентирования в пространстве. В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки. Например, кукла с мишкой и зайчик.
Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать, какую.
Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем меняйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок.
В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительное различение: справа и слева. Надеемся, ваш ребенок вполне с этим справится.
Во что с этим можно играть?
Данная игра направлена на развитие творческих способностей. Вам потребуется заранее отобрать и приготовить несколько предметов, не имеющих четкого назначения: палочка, кубик, коробочка, камешек, картонка — и т.д. Игра состоит в том, чтобы придумать, чем они могут быть: вместо какого реального предмета использоваться.
В начале игры вы берете любой предмет, допустим, палочку, показываете его ребенку и предлагаете придумать, чем он может быть в игре. Будет прекрасно, если малыш сам назовет возможные варианты, а если он затрудняется, помогите ему. Должно быть, вы не забыли: палочка может быть градусником для куклы, ложечкой, ключом, удочкой.
Кубиком нельзя кормить куклу, а коробочкой измерять температуру, ибо одним из обязательных условий игры, которое неукоснительно следует соблюдать, является некоторое сходство с реальным предметом. Следуя этим нехитрым правилам, вы можете стать хорошим партнером в любой детской игре.
Когда ребенок поймет, как надо играть, каждый новый предмет вы будете выкладывать на стол и по очереди придумывать, во что с ним можно играть. Попробуйте предложить веселое соревнование — кто назовет больше. Пусть победителем окажется ребенок.
Полезно поиграть с ребенком в противоположную игру: предложите ему придумать, какие предметы можно использовать вместо ложки для куклы, вместо кроватки, вместо машины и т.д. Это также поможет ему легко замещать один предмет другим, шире используя возможности воображения.
Кто я?
Игра на развитие творческих способностей. В нее можно играть где угодно: дома на кухне, по дороге из детского сада или в кукольном уголке. Для нее не потребуется специального стола и других приготовлений, нужны только родительская выдумка и фантазия.
Итак: «Кто я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п. Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта вашего ребенка. Расширяйте житейский опыт и с помощью такой игры.
Когда ребенок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.
Источник: https://lobaheva-ivant-dou18.edumsko.ru/folders/post/1048526
Вырастай-ка
Давайте представим на минуточку, что, если бы человечество не обладало воображением, то, общество могло лишиться многих научных открытий, художественных произведений, малыши не играли бы в разнообразные игры и забавы, не услышали бы интересных сказок и множество историй.
Воображение помогает детям мыслить нестандартно, из непростой ситуации находить выход. С развитым воображением проще переносятся разные жизненные проблемы, конфликты с ровесниками, взрослыми, лучше осваиваются учебные программы.
Родители, воспитывая детей дошкольников, должны понимать, что такое воображение и этапы его развития.
Что такое воображение?
Итак, воображение — это незаурядное, уникальное умение человеческого сознания представлять и создавать в мыслях то, чего нет и из того, что имеется в памяти. Проще говоря, это способность мозга создавать мысленные образы основываясь на предыдущем опыте.
Воображение может быть:
- Воссоздающее – т.е. образы воссоздаются, возникают на основе прочитанных книг или услышанных историй. Иначе говоря, ребёнок воображает и представляет то, о чём ему читали или что он услышал.
- Творческое – т.е. образы возникают в воображении без опоры на прочитанное, услышанное, увиденное. Иначе говоря, ребёнок самостоятельно создаёт истории и образы с помощью своего мышления. Именно этот вид воображения нуждается в дальнейшем развитии.
- Неуправляемое, его ещё называют «буйным воображением», «безудержная фантазия». Это когда ребёнок создаёт истории, не связанные какой-либо последовательностью и логикой. Иначе говоря, ребёнок с таким видом воображения постоянно что-то фантазирует и говорит, что именно так оно и было.
У детей дошкольников данная способность нуждается в особой заботе, так как этот возраст является чувствительным для формирования воображения. И цель родителей – различными методами совершенствовать активность этой функции.
Для того, чтобы воображение развивалось, необходимо накопление собственного опыта малыша и увеличение его кругозора об окружающей реальности.
Данный опыт приобретается посредством как личных наблюдений детей, так и через общение со взрослыми (родителями, педагогами), передающих ребёнку собственный багаж — запас знаний об окружающих вокруг предметах и явлениях, собственный творческий опыт.
Зачатки воображения проявляются в преддошкольном возрасте, примерно к 2 — 2,5 годам.
Фундаментом для развития воображения у ребёнка является правильно организованная игровая среда дома и, по возможности, смена обстановки — посещение игровых площадок, путешествие по парку, поездки в гости на общественном транспорте и т.д.
Уместно добавить, что в этом возрастном периоде наступает стремительное развитие речи, что даёт вспомогательный стимул в формировании воображения. Приблизительно до трёхлетнего возраста воображение малыша будет сводиться к знакомым ему ситуациям.
К трём годам основной и значимой деятельностью у детей является игра. Именно в игре первоначально закладывается и совершенствуется воображение. Играя, ребёнок учится «замещению» одних предметов другими и применяет их в других ролях.
Иначе говоря, ребёнок, играя с одной игрушкой, может воображать на её месте другую игрушку (например, малыш, который научился пользоваться ложкой, в игровой ситуации вместо ложки берёт палочку или иной предмет и «кормит» ею маму, папу, и все остальные игрушки).
Таким образом, происходит воображаемое «кормление». Для малышей данного возраста очень важно, чтобы предмет-заместитель был наглядно схож с тем предметом, который замещается. Данное замещение и является зарождением воображения.
Происходит это по мере того, как ребёнок начинает осваивать значение действий «понарошку», «не по-настоящему».
Примерно к 4 годам потребность в визуальных опорах у ребёнка пропадает.
Теперь воображение способно ссылаться на объекты, непохожие на «замещаемые», и происходит так называемый «переход» к игровому действию с объектом, который на самом деле отсутствует.
Данному объекту ребёнок даёт иное новое значение, и в уме воображает воздействия с ним. Вымышленная ситуация целиком происходит во внутреннем плане малыша.
Например, ребёнок, играя с любой коробочкой из под «чая», может вообразить, что эта – кастрюля или шкатулка, космический корабль. Любая палочка способна трансформироваться в шпагу-саблю, а обычный лоскут материи в мантию для мушкетера и т.д. Воображение, складывающееся в игре, плавно перетекает и на другую деятельность ребёнка.
Наиболее наглядно воображение проявляет себя, когда дети рисуют, лепят, конструируют, придумывают сказки и разные истории.
Конечно, вымышленные сказки не отличаются особой оригинальностью и представляют из себя всего лишь разновидность знакомых сказок ребёнку, да и истории достаточно просты, но получение в результате деятельности собственного воображения чего-то нового позволяет ребенку увидеть мир с другой стороны.
У младших дошкольников воображение ещё не контролируемое, оно запускается внезапно, а у старших дошкольников процесс становится контролируемым, т.е. зарождается произвольное воображение.
Когда воображение становится произвольным, ребёнок постепенно приступает к планированию своей деятельности. Так, старшие дошкольники, сначала придумывают то, что они хотят нарисовать, построить и только потом приступают к работе, подбирая для этого необходимые материалы.
А трёхлетние малыши, которые не умеют планировать свою деятельность, приступая к рисованию, лепке или конструированию, не могут толком объяснить, что именно собираются нарисовать или слепить, и только потом, по мере действий, выявляется образ рисунка или поделки.
Часто бывает так, что в ходе самого процесса конечная цель может легко измениться.
Ближе к 5 — 6 годам дети накапливают некоторый запас житейского опыта, и этот опыт позволяет активно развиваться творческому воображению.
Ребенок уже не ждет подсказок от взрослого, он может сам придумывать игры, и тут же в уме наполняет ее вымышленными героями, и определяет роли персонажей среди ровесников.
Игра может длиться довольно долгое время, при этом замысел игры сохраняется и насыщается все наиболее новыми, интересными деталями.
Иногда дошкольники погружаются в мир фантазий. Объектом фантазии становится то, что очень встревожило, захватило ребёнка, (волнующая история, просмотренный мультик или фильм, долгожданная игрушка и т.д.).
Дети создают собственные, придуманные миры, в которых появляются «воображаемые друзья», «несуществующие герои», с которыми можно поиграть, когда одиноко. Они помогают преодолеть детские страхи, в этом выдуманном мире все так, как хочет малыш.
Безусловно, пристальное внимание вызывает тот факт, что некоторые дошкольники пытаются заменить настоящий мир вымышленным и предпочитают удовлетворять собственные потребности в нём, «уходя» от решения настоящих трудностей. Причина таких фантазий может таиться в личных проблемах, которые есть у дошкольника.
Возникновение таких фантазий у ребёнка — это возможность для взрослых поразмыслить о том, что потребности ребёнка может быть удовлетворяются не полностью.
Подводя итоги, можно отметить, что развитие воображения у детей имеет весьма существенное значение. Когда ребёнок фантазирует, мечтает, он не просто играет, он овладевает познанием окружающего мира, обретает необходимые знания, становится более общительным и уверенным в себе.
Для развития воображения используются некоторые приемы:
1. Все виды творческих занятий (рисование, лепка, конструирование и т.д.). Для этого предложите придумать и нарисовать несуществующий вид транспорта или необычный дом и дополнить рисунок дополнительными деталями из пластилина, которых не хватает в рисунке.
2. Сказки являются великолепным средством для развития фантазии малыша. Можно прочитать сказку до определённого эпизода, а затем предложить ребёнку придумать её окончание. Попробуйте для ребёнка сочинить сказку и нарисовать иллюстрацию к ней.
3. Дидактические игры должны для детей быть интересными. Примеры игр: Ребёнок должен ассоциировать себя с любым живым существом и объяснить, почему именно выбранное животное или птица заинтересовало его.
— Нарисуйте ребенку то, что не существует, например, несуществующее животное, растение. Пусть малыш придумает ему имя и расскажет о нем историю.
— Предложите ребёнку сочинить «волшебную историю» о трёх предметах, которые не связаны между собой, например: половник, мяч, стол.
— Предложите ребёнку дорисовать геометрические фигуры, например: круг, квадрат, треугольник. После того, как малыш дорисует, можно его спросить, что у него получилось. На листе бумаге капните краской кляксу и предложите ребёнку придумать образ кляксы.
4. Больше читайте книг ребёнку. Фантазируйте вместе с ним, предлагая подумать, что бы он сделал, если бы он попал в заколдованный лес или на необитаемый остров. Каких животных он мог бы там встретить, какие фрукты и овощи там могли расти.
5. Игры с песком помогают развитию творческого воображения и заключаются в самостоятельном создании новых образов.
Статью подготовила психолог Силина Н.В. (ОАНО ОЦ «Лучик»)
Источник: https://luchik.ru/articles/grow-up/content_200.html