Игры на развитие речи детей 5 лет

Развитие речи у детей предшкольного возраста имеет огромное значение. Правильно сформированная и развитая речь – основа дальнейших успехов в обучении ребенка в школе. Если ребенок меняет в своей речи местами слоги или звуки, так же он будет и писать, и читать.

Скудный словарный запас помешает ребенку пересказывать тексты, писать изложения, сочинения, объяснять решение задач. Пытаться исправить такие упущения за пару месяцев до школы – бессмысленное занятие, которое не принесет ребенку ничего, кроме стресса. А вот за пару лет это сделать реально даже дома.

Помочь в этом могут игры на развитие речи, правильно подобранные для детей 5 – 6 лет.

Игры на развитие речи детей 5 лет

Речь на пороге школы: характерные черты

По достижении возраста 5 – 6 лет ребенок уже в достаточной степени владеет своим родным языком: его грамматикой, фонетикой, лексикой. Он умеет выражать свои мысли эмоционально, связно и логично, но при этом последовательно и выразительно.

Если говорить о развитии речи в 5 – 6 лет, то его особенности состоят в следующем.

В активном словаре дошкольника в этом возрасте может быть до 3 тысяч слов. Он понимает многие обобщающие термины (животные, птицы – дикие или домашние, ягоды, деревья, транспорт, профессии).

Понятийный аппарат включает самые разнообразные темы: ребенок в состоянии размышлять, например, не только о смене времен года и поведении животных, но и о таких сложных вещах, как мечты, космос, любовь, семья. В речи практически отсутствуют ошибки произношения в виде добавленных, переставленных или замененных слогов или звуков.

Это возможно только с многосложными словами, которые употребляются редко (экскаватор, парикмахерская, бронетранспортер). Но, как правило, если взрослые обратили внимание ребенка на эту ошибку, больше он ее не повторяет.

Малыши этого возраста способны ответить на вопрос по знакомой теме, строя полное развернутое предложение. К 6 годам фразы ребенка становятся все более длинными, распространенными, большая часть слов употребляется в правильной форме. Иногда встречаются речевые ошибки («ихние», «медвежонков»).

Обычно к шестилетнему возрасту речевой аппарат дошкольника – при отсутствии анатомических отклонений (высокое нёбо, короткая подъязычная уздечка) – сформирован полностью, и трудностей с произношением звуков практически нет.

Возможные проблемы с артикуляцией – неправильная постановка языка при произношении звуков [р] и [л] (их замена на другие звуки или пропуск в речи). Иногда страдают шипящие. Дети в этом возрасте уже способны замечать неправильное произношение у себя и окружающих.

Если к 5–6 годам у дошкольника существуют проблемы с произношением тех или иных звуков, скорее всего, самостоятельно с ними он уже не справится – потребуется помощь специалиста.

Старшие дошкольники способны пересказывать прочитанное произведение, составлять связный рассказ по картинке или группе связанных картинок, придумывать начало или конец предложенной истории, делиться впечатлениями об интересных событиях, просмотренном мультфильме, играх с друзьями. Они уже умеют осознанно подбирать наиболее подходящие слова для выражения своих чувств и мыслей. Дети точно описывают предметы, а также находят нужный предмет по описанию.

Ребенок в возрасте 5–6 лет умеет говорить тише или громче, медленнее или быстрее. Умеет говорить шепотом, читать наизусть стихи с выражением, подбирая нужные интонации, делая логические паузы.

Игры на развитие речи детей 5 лет

В чем помогут игры?

Игровая форма наиболее благоприятна для освоения различных навыков, в том числе и речевых. Правильно подобранные игры способствуют совершенствованию самых разных сторон речи, культуры общения.

Основные направления развития речи старших дошкольников в форме игры:

  • интонационная и динамическая выразительность речи;
  • правильный темп, ритм;
  • четкость произношения;
  • постановка правильного ударения;
  • умение ставить слова в правильные грамматические формы;
  • умение четко и полно формулировать свою мысль;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • формирование предпосылок к освоению письменной речи.

При этом важно, чтобы все задания ребенок воспринимал как призыв к участию в игре, а не занудное занятие (повтори, приведи пример, найди). Соответственно, мотивация к игровым занятиям и интерес к ним у ребенка намного выше, чем к урокам по развитию речи. А значит, и эффект будет ощутимее.

В процессе игрового общения с дошкольником не «глушите» его эмоции, чувства, давайте возможность их выразить. В противном случае у ребенка постепенно снизится потребность в общении как таковом, а значит, снизится и речевая активность. Если ребенок в какой-то момент не может найти подходящее слово – позвольте ему выразить мысль, подключив мимику, жесты, пластику.

Игры на развитие речи детей 5 лет

У каждой игры – своя цель

Найти или придумать игру по развитию речи не так сложно. Главное – понимать, что у каждого вида игр есть своя цель, достигая которую, ребенок развивает тот или иной навык.

Все упражнения и игры для детей 5 – 6 лет можно разделить на 4 группы.

  1. Игры, развивающие звуковую культуру речи. В них ребенок совершенствует фонематический слух, учится определять расположение звука в отдельном слове или предложении, количество слогов в слове; подбирать слова с нужным звуком или с указанным количеством слогов.
  2. Игры на понимание грамматического строя родной речи. Такие игровые упражнения учат детей усваивать правильное, нормативное употребление слов в предложении, согласуя существительные и прилагательные по роду, числу, падежу, глаголы – по времени, виду и наклонению.
  3. Игры, способствующие пополнению лексического запаса. Играя, ребенок узнает о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках, учится согласовывать их между собой, выбирать из своего активного словарного запаса самое подходящее в данном случае слово, работать с синонимами и антонимами в речи.
  4. Игры, способствующие развитию связной речи. Другими словами – обучение рассказыванию. Оно тесно связано со всеми предыдущими видами игр (лексический запас, звуковая культура, грамматика). Ребенок учится составлять не просто связный текст, но текст логичный, обдуманный, наполненный смыслом.

Далее приведены примеры игр каждой группы. Не обязательно «переиграть» их все в один день и утомить ребенка. Можно какое-то время проводить по 1–2 игры, которые по мере утраты интереса к ним заменяются новыми. Изучив смысл каждой игры, родители смогут и сами придумать множество аналогичных заданий для своих детей.

Игры на развитие речи детей 5 лет

Развитие звуковой культуры

Приведенные ниже игры способствуют освоению навыков распознавания звуков в словах, деления слов на слоги. Это поможет в дальнейшем избежать ошибок в произношении.

Играть веселее с несколькими детьми (или другими членами семьи). Мяч передается по кругу. Каждый последующий игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

Ребенку предлагают подобрать слово с определенным звуком в начале (середине, конце), с обозначенным количеством слогов или букв. Если «с наскоку» не получилось – даются подсказки-характеристики, ребенок может задавать наводящие вопросы.

Такое слово можно, например, поставить на пароль компьютера. Если малыш разгадает его – получит несколько минут компьютерной игры. Или, скажем, оно обозначает того, кому сегодня нужна помощь (хомячок, которому надо почистить клетку).

Разумеется, придется помочь.

Топориками на время становятся руки малыша. Когда взрослый называет ему слово по слогам, ребенок должен «отрубить» хлопком каждый слог. В конце можно посчитать, сколько слогов «нарубили».

Ребенку бросают мяч, называя первый слог слова. Его задача – быстро придумать окончание и «вернуть» взрослому готовое слово вместе с мячом. (ку – лак, ли – сток, кра – ски).

Роль ловушки играют ладошки ребенка. «Ловить» ими нужно определенный звук в словах. Как только услышал – «ловушка» «захлопывается» (хлопок в ладошки).

Игры на развитие речи детей 5 лет

Формирование грамматической согласованности

Согласованное употребление частей речи в предложениях – залог правильной и красивой речи ребенка. Помогут в этом следующие игровые упражнения.

Взрослый говорит: «Я даю тебе мешок, ты клади в него на -ок». Малыш должен называть слова, оканчивающиеся на -ок (листок, колобок, чулок, гребешок). Можно играть до первой промашки (например, «пирог»).

Или предложить малышу назвать определенное количество слов, а затем посчитать допущенные ошибки.

За каждую ошибку придумывается «штраф» — выполнение какого-либо шуточного задания (рассказать скороговорку, стихотворение, отгадать загадку).

  • Взрослый читает детское стихотворение, не договаривая последнее слово рифмующихся строк (чтобы ребенок мог подобрать рифмованное окончание строки):
  • «Мы видали двух сорок
  • Без ботинок и… чулок».

Взрослый показывает картинки с изображением предметов разного рода и числа. Малыш должен «расселить» их по домикам: в первом будут жить слова, определяемые фразой «она моя», во втором домике – «он мой», в третьем – «оно мое», в четвертом домике – «они мои».

Ребенку показывают картинки с изображением частей тела разных птиц или животных. Он должен правильно отвечать на вопросы: «Это чей хвост?» «Это чья лапа?», «Это чье ухо?» (Волчий, заячья, овечье и т. д.)

Игры на развитие речи детей 5 лет

Пополнение лексического запаса

Богатый словарный запас облегчает выражение мнения, чувств, отношения к происходящему, упрощает коммуникацию с другими людьми. А в дальнейшем это поможет с написанием сочинений, докладов, рефератов.

Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово. Задача малыша – подобрать противоположное по значению слово и вернуть мяч (день – ночь, холодный — горячий, далеко – близко).

Играть интересно с несколькими детьми или всей семьей. Взрослый показывает игрокам какую-либо картинку или предмет и просит их ответить на вопрос: какой он? Победит тот, кто даст больше правильных ответов. Например: хлеб какой? Белый, мягкий, вкусный, полезный, ценный, румяный, хрустящий.

Игра, обратная предыдущей. Игрокам называют признак предмета, к которому нужно подобрать как можно больше предметов.

Взрослый произносит фразу и просит ребенка сказать то же самое, но используя другое слово: дождь идет – моросит, льет; чистая вода – прозрачная; чистые руки – вымытые.

Родители называют начало фразы, а малышу нужно ее закончить. Например: «лед холодный, а огонь…», «солнце видим днем, а луну…».

Игры на развитие речи детей 5 лет

Развитие связной речи

Умение выражать свои мысли последовательно и логично необходимо не только для успешного дальнейшего обучения (особенно точным наукам), но и для продуктивного общения со сверстниками и окружающими людьми.

Читайте также:  Внеклассное занятие по этикету, 1-2 класс. сценарий

Когда ребенок просит взрослых рассказать ему интересные, памятные истории из их детства, можно договориться, что это будет взаимный обмен историями: мама – ребенку, а он – ей. Пусть вспомнит что-то памятное для него и поделится своими переживаниями по этому поводу взамен на рассказ родителей.

Ребенку необходимо описать предмет на картинке, не называя его, так, чтобы остальные участники игры догадались, о чем идет речь.

Ребенку предлагают примерить на себя роль журналиста и взять интервью у каждого члена семьи или других родственников, особенно если есть повод (юбилей, недавняя поездка куда-то).

Можно вместе с малышом продумать вопросы для каждого интервьюируемого. Роль микрофона может сыграть, к примеру, расческа или отвертка от игрового набора инструментов.

Не нужно забывать и правила этикета в подобном общении (спасибо, извините, простите за нескромный вопрос).

Ребенок должен пофантазировать на тему, что было бы, если бы: «я стал волшебником», «я всегда оставался маленьким», «я стал невидимым», «зимы не было» и т. д.

Родители изготавливают стенд, повествующий о недавнем приключении малыша (поход в цирк, поездка на море). Можно расклеить снимки с места событий, красочно подписать их яркими фломастерами, нарисовать смайлики, иллюстрирующие настроение. Важно собрать побольше слушателей. Ребенку дают указку (карандаш), и он в подробностях и красках повествует собравшимся о своих приключениях.

Если ребенок во время рассказа запинается, ища нужное слово, или строит предложения слишком примитивно, помогайте ему наводящими вопросами. Это тоже весьма полезно для развития речи.

Можно найти или придумать множество подобных игр. Главная задача взрослых – заинтересовать ребенка процессом игры и помогать наводящими вопросами при затруднениях.

«Антураж» для каждого упражнения может быть любым, но лучше – сказочным. Пусть его просят составить предложения или найти нужные слова сказочные герои, которым нужна помощь.

Тогда ребенок будет развивать свою речь, играя и получая огромное удовольствие – что и требовалось получить для хорошего эффекта.

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/igry-detyam-5-6-let

Дидактические игры на формирование грамматического строя речи

Развивать речь ребёнка важно, но далеко не все понимают, как это делать. Лучшие помощники в этом деле — игры для развития речи детей 4-5 лет. Они интересны, поэтому, легче запоминается весь материал.

Задания по развитию речи для детей 4-5 лет

Ниже представлены несколько вариантов таких заданий.

«Какое слово лишнее и почему?»

Цель игры — развитие слухового внимания и слуховой памяти, логического мышления. Игра также поможет автоматизировать навык речи. В некоторых случаях применяется для лечения заикания. В таком случае прибавляется рука для более плавной речи.

Логопед произносит четыре слова. Чадо их повторяет и говорит, какое слово лишнее. Затем он объясняет, почему выбрал именно это слово.

Например: стул, стол, диван, дерево. Лишнее слово- дерево, потому что всё остальное называет мебель, а дерево- растение.

Игры на развитие речи детей 5 лет

Задания по развитию речи для детей 4-5 лет

«Скажи по-другому (учим синонимы)»

Это игра с мячом. Она развивает память, скорость мышления, логику. Воспитатель называет слово, кидает ребёнку мяч. Малыш должен поймать и придумать слово- синоним. Слова могут быть такими:

  • Высотный (дом),
  • Охранять (природу),
  • Ехать,
  • Знаменитый (человек).

Сами слова лучше всего произносить в словосочетаниях. Так ребёнок сможет лучше понять смысл слова.

Есть и второй вариант. В нём нужно назвать антоним того слова, которое слышит.

Вообще эта игра может видоизменяться по-разному. Например, воспитатель может ничего не говорить этому ребёнку. Малыш может увидеть или услышать какой- то предмет, загадать его и назвать его синоним или антоним — зависит от конкретного задания.

«Я начну говорить, а ты закончи»

У этой игры также может быть много вариаций: дополнять буквы или слоги, чтобы получились слова, а можно придумывать слова, чтобы получились предложение. Главное умение, которое развивает эта игра, — думать логично. Например:

  • «Летом трава зелёная, а осенью……(жёлтая)».
  • «Дорога широкая, а дорожка…..(узкая)».

Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают на них

Чтобы развить речь, нужно общаться. Но в условиях, когда родители постоянно работают, часто это делать сложно. В этом помогает детский сад (ДОУ). Воспитатели общаются с детьми и учат их общаться с другими. Но как спровоцировать их на разговор? Могут помочь мастер-классы по общению. Это также можно сделать с помощью вопросов.

Игры на развитие речи детей 5 лет

Воспитатель

Но и тут существует несколько правил:

  • Легче всего общение проходит по теме того, что происходит вокруг. Например, если малыш играет с игрушками, его можно спросить, какого они цвета, размера, формы и т. д.
  • Вопросы должны быть чёткие, конкретные и лаконичные. Детская психика просто не воспринимает слишком длинные вопросы. Внимание моментально переключается на что-то более интересное и понятное.
  • В вопросах лучше придерживаться одной темы. Например, если воспитатель спрашивает об одной игрушке, а потом переходит на вопрос о родителях, ребёнок может просто неправильно его понять. Если уже начали говорить об игрушках — тему надо продолжить.

Детская речь ещё недостаточно понятна. Её развитие, безусловно, очень важно. И не стоит им пренебрегать, даже если кажется, что у ребёнка всё хорошо. Чем лучше у дошкольника развито умение общаться, тем лучше пройдут процессы адаптации и социализации в школе. Эта задача ложится на плечи воспитателей.

  Дидактический материал своими руками для детского сада

Игры для развития речи для детей 4-5 лет

Многие задаются вопросом, как развить речь у детей. Это проще всего сделать с помощью специальных игр. Ведь только так дети воспринимают окружающий мир.

Отталкиваемся от норм речевого развития детей 4-5 лет

Для точного определения проблем с развитием речи у малыша надо знать, что он уже должен делать в четыре или пять лет. Только при несоответствии нормам стоит обращаться к таким врачам, как логопеды и дефектологи. В ином случае первый класс может оказаться слишком сложным для ребёнка.

Важно! Во многих школах с детьми проводят «собеседования». Если речь ребёнка будет непонятная, непоследовательная или бессмысленная, родителей могут попросить оставить ребёнка в саду ещё на год.

В этом возрасте дети должны научиться некоторым вещам:

  • Разговаривать так, чтобы его понимала не только семья, но и все окружающие.
  • Достаточно свободно распоряжаться своим лексическим запасом и составлять логичные предложения более чем из 6 фраз.
  • Понимать и описывать разницу между одушевлёнными и неодушевлёнными.
  • Описывать предметы и находить их в соответствии с описанием.
  • Понимать, для чего нужны предлоги и уметь правильно ими пользоваться.

Игры на развитие речи детей 5 лет

Игры с детьми

  • Знать различные профессии и понимать, чем они занимаются.
  • Знать, как поддержать беседу и задавать уместные вопросы по теме.
  • Пересказывать сказки, рассказы и различные истории. Выделять в них основной смысл.
  • Произносить своё имя, фамилию, возраст и адрес проживания.
  • Знать наизусть короткие стишки или же частушки.
  • Уметь отвечать на простые вопросы о своей жизни (где был, кого видел, что ел и т. д.)

У тех детей, которые не овладели этими умениями, диагностируется ЗРР — задержка речевого развития.

Чтобы поставить этот диагноз, проводится несколько проверок, включающих в себя такие аспекты:

  • Звуко-слоговой состав слова.
  • Восприимчивость к звукам.
  • Состояние лексики и грамматического строя разных видов эмоциональной речи.

На основании такой проверки и озвучиваются рекомендации для развития речи. Если ЗРР не стоит, но ребёнок не может делать что-то из вышеперечисленного, ему могут помочь различные дидактические игры по формированию грамматического строя речи.

Примеры из картотеки дидактических игр:

  • «Найди ошибку». Ребёнку показывают картинку с тигром. Старший говорит, что тигр бежит, тигр ест, тигр лежит, тигр пьёт и т. д. Ребёнок должен назвать правильное действие. Благодаря такой игре дети учатся правильно произносить слова и развивать слуховое внимание.

Игры на развитие речи детей 5 лет

Тигр

  • «Может быть или нет». Ребёнку показывается картинка с деревом, на котором всё изображено неправильно. Родитель спрашивает, может ли паук висеть на дереве или может ли дерево осенью быть зелёным. Малыш должен дать правильный ответ. Эта игра помогает развивать детскую логику.
  • «Времена года». Мама описывает ребёнку какое-то время года, а он должен правильно его назвать. Эта игра развивает память, логику, слуховое внимание и произношение.
  • «Какой? Какая? Какие?» Ребёнку показывается любой предмет в комнате. Нужно описать его форму, цвет, местоположение. Игру можно и усложнить. Ребёнок смотрит на какую-то вещь 15 секунд, затем отворачивается и наизусть описывает её. Такая игра развивает память, зрительное восприятие.

Игры на развитие речи детей 5 лет

Дерево

  • Описание предмета. Ребёнку предлагается определенная характеристика. Нужно описать, какие предметы могут соответствовать ей. Это занятие помогает выработать умение классифицировать предметы по каким-либо признакам.
  • Когда? Называется типичное действие для какого-то времени года. Например, катание на лыжах. Малыш должен сказать, в какое время года это делают. Также можно перевернуть игру и спросить, что делают зимой. Игра развивает память, умение классифицировать действия.

  Комплекс артикуляционной гимнастики в старшей группе детям 5-6 лет

Большинство дидактических игр используются воспитателями в детских садах. Согласно современному ФГОСу, именно они должны развивать речь дошкольников.

Важно! Однако не стоит надеяться только на них. Невозможно что-то развить, если не делать это постоянно. А ведь воспитатель не может быть всегда с одним ребёнком. Поэтому, родители тоже должны проводить подобные игры дома.

Игры на формирование грамматического строя речи в старшей группе

Особенность игр на формирование грамматического строя речи в старшей и средней группе заключается в том, что они направлены не на увеличение лексикона ребёнка, а на умение строить грамматически правильные предложения. Таких игр очень много, вот несколько из них:

  • «Подбери признак». Цель — уметь согласовывать существительные и прилагательные. Воспитатель называет слово и задаёт вопросы: «какой? какая? какие? какое?». Ребёнок отвечает. Например: дерево какое? Зелёное, высокое. Блузка какая? Белая, красивая, новая.
  • «Ласковое название». Целью можно назвать умение составлять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Например, Маша — Машенька, мама — мамочка, белый заяц — беленький зайчик, серый волк — серенький волчонок. Начинать стоит с простых слов, а уже потом приступать к словосочетаниям.

Игры на развитие речевого дыхания во 2-ой младшей группе

Многие считают, что развитие речевого дыхания бесполезно. Но это не так. Именно оно позволяет говорить плавно, а не прерываться после каждого слога. Но далеко не все рождаются с развитым умением. Поэтому, воспитатели в детских садах стараются его развить у своих воспитанников. Для этого есть специальные игры. Вот некоторые из них:

  • «Качели». Это упражнение развивает плавный, спокойный, длинный дыхательный выдох. Также оно укрепляет физиологическое дыхание у детей. Лежащему ребёнку кладут на живот в области диафрагмы плюшевую игрушку. Вдыхает и выдыхает ребёнок через нос, как обычно. Воспитатель произносит стих: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись.
  • «Сердитый ёжик». Нужно встать и представив, как ёжик сворачивается в клубок в опасности. Затем нужно наклониться и в таком состоянии громко произнести «Ффф».

Таким образом, развитие речи ребёнка очень важно для его будущей жизни. Для этого нужно с помощью специальных игр заниматься с ребёнком. В ином случае, у ребёнка может развиваться ЗРР, что может негативно сказаться на его общении с окружающими.

Читайте также:  Рассказы о природе пришвина, 4 класс читать

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/rech/igry-dla-razvitia-detej-4-5-let

Игры для развития речи

Игры для развития речи: увлекательные современные игры для речевого развития детей. Развитие словаря,  связной речи, мышления, восприятия, ориентировка в пространстве, грамматические игры, знакомство с окружающим миром.

Игры на развитие речи детей 5 лет

Сегодня я хочу познакомить Вас, дорогие читатели сайта, с играми для развития речи детей Татьяны Барчан – одной из читательниц «Родной тропинки», педагога — практика.

Я очень благодарна судьбе и сайту  за знакомство с такими интересными людьми, как мои читатели и подписчики! Вы – таланты! И я очень рада, что на моем сайте сложился такой замечательный коллектив единомышленников, и что Вы готовы делиться друг с другом своими идеями и находками. Спасибо Вам!

Мы встретились с Татьяной несколько недель назад, до этого она просто читала мой сайт, была подписчицей, а я.. ничего не знала о ней и ее играх, хотя всегда очень внимательно просматриваю раздел «игры для развития речи» во всех книжных  и детских магазинах. Наконец мы встретились :).

 Это всегда очень волнующе – встречаться с теми, кого не видишь  и кто находится «по ту сторону экрана», но для кого пишешь статьи и делаешь курсы. Первое впечатление от игр Татьяны – я никогда и нигде этого раньше не видела.

 Необычно, уникально, индивидуально! Здорово! Второе – это так интересно даже мне, как же интересно  будет играть в эти игры детям! Третье – игры бездонны и безграничны по своему содержанию. Я хотела написать эту статью за 3 дня, а писала 2 недели, т.к. увидела в играх огромный потенциал для развития ребенка – гораздо шире, чем указано во вкладыше в игру.

Четвертое – игры прекрасно иллюстрированы, что сейчас редко встречается. Иллюстрации забавные, юмористические, живые, вызывающие улыбку, их не хочется выпускать их рук. Пятое — эти игры рождены самой жизнью и «идут» от детей, с которыми уже много лет  автор проводит игротеки. Они придумывались – создавались – редактировались в ходе живого общения с малышами.

  Поэтому игры получились веселые, с тонким чувством юмора,  с хитростями – ловушками, которые так любят дети, это игры, сделанные  с любовью и с душой. Шестое – я поняла, что хочу не просто сама играть в эти игры с детьми, но и рассказать о них всем вам – читателям «Родной  тропинки». Так родилась эта статья про игры для развития речи.

Что Вы найдете в статье:

  1. Об авторе игр.
  2. Описание игр для развития речи и фото всех их элементов.
  3. Множество вариантов использования игр как от автора, так и от меня.

Мы уже играем в эти игры. Присоединяйтесь!

Как получить игры из статьи?

Все эти игры и другие игры можно получить прямо из рук автора без всяких наценок и еще и со скидкой 10% . Для этого нужно написать письмо по адресу: rebus_igra@mail.ru. И назвать те игры, которые Вы выбрали. Для получения скидки, которую сделает Татьяна для читателей «Родной тропинки» Вам нужно в письме написать кодовое слово: родная тропинка.

Выбрать игры можно на сайте Татьяны под названием Игротека Ребус. Игры Татьяны Барчан.  

А если Вы живете в Москве, то можно приехать к Татьяне и выбрать игры, рассмотреть их вживую. Вас ждут на улице Вишневой, дом 5, офис 35.  Предварительно позвоните: 8-499-714-23-09

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/igry-dlya-razvitiya-rechi/

Развиваем речь, играя

Для детей от 4 до 5 лет

Игры на развитие речи детей 5 лет
«Один и несколько»
Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.
Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы). Малышу мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: «У меня есть груша, а у тебя есть груша?». Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: «У меня яблоко, а у тебя яблоки.» Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, стул — стулья, сумка — сумки, пень — пни.
«Ну-ка, зайка, поезжай-ка!»
Цель: расширение лексического запаса, развитие навыков правильного употребления глаголов.
К ребёнку подъезжает на машине зайка и сообщает, что он едет на строительство дома и просит погрузить кубики в кузов машины. После погрузки помашите зайке рукой и скажите: «Поезжай, зайка». Затем приезжают кукла, щенок и другие игрушки. Обыгрываем поездку каждой игрушки и побуждаем ребёнка всех провожать словами: «Поезжай, кукла (щенок, матрёшка и т.д.)!»
«Хвальбишки-хвастунишки»
Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.
«Давай, играть в хвальбишки. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов.» Взрослый: «У меня один апельсин». Ребёнок: «А у меня много апельсинов». Взрослый: «У меня только одно яблоко». Ребёнок: «А у меня много яблок». Взрослый: «У меня одна машинка». Ребёнок: «А у меня много машинок».
Желательно в эту игру включать слова, в которых ребёнок допускает ошибки, например, карандаш, ухо, стул, ведро, дом, пень, сумка и др.
«Где стоит матрёшка?»
Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.
На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: «Где стоит матрёшка?». Ответ напрашивается сам: «На столе.» Теперь задаём вопрос иначе: «Около чего стоит матрёшка?», «Рядом с чем стоит матрёшка?», «Перед чем стоит матрёшка?», «За каким предметом стоит матрёшка?», «Что напротив чего стоит матрёшка?» и т.д.
«Фантазёры»
Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей.
Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: «Если на улице лужи, то…(был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д)», «Если выпал снег, то…(можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), «Если съесть много мороженого, то…» Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение.
«Загадай загадку»
Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.
Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его. Например: деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф). Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко). Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).

Источник: https://zhemchuzhinka.educrimea.ru/activity/logoped/post/100736

Игры для развития речи детей 5-6 лет для родителей

Я речка, а ты рыбка

Один из игроков отождествляет себя с каким-либо предметом или явлением, задача другого участника игры — продолжить ассоциативный ряд. Например: «Я — дом». «А я — дверь». «Я — замок», «А я — ключ и т.п.». Проигрывает тот, кто не может продолжить ряд.

Игра способствует развитию ассоциативного мышления, логики, быстроты реакции.

Я целое, а ты — часть

Вы называете предмет, а ребенок — одно из его составляющих. Например: «Я — солнце», — «А я — лучик». «Я — дождь», — «А я — капля» и т.д. В дальнейшем можно немного изменить игру, вы говорите: «Я — колесо», — ребенок должен назвать предмет, частью которого является колесо: «А я — велосипед». «Я — пальчик», — «А я — рука» и т.п.

Где спрятался звук

Разложите перед ребенком несколько картинок с изображениями одиночных предметов. Расскажите, что на одном из этих рисунков спрятался звук, который нужно найти.

Предложите малышу показать картинку, где спрятался, например, звук А (на одном из рисунков может быть изображен арбуз). Проговорив слово, выясните, в какой его части спрятался звук — начало, середина, конец.

Попросите ребенка придумать такое слово, где звук А прячется в середине и т.п.

Ну, пожалуйста!

Устройте соревнование: кто быстрее доберется до выбранного объекта (дерево — на улице, противоположная стена — дома). Ограничивающим передвижение условием является то, что каждый шаг можно делать только после того, как сказано вежливое слово, словосочетание или предложение: пожалуйста, на здоровье, будьте добры и т.п.

День рождения куклы

У куклы Юли — День рождения, она пригласила много гостей. Все знают, что на День рождения надо идти с подарками. Приглашенные выбирают подарки для куклы и отправляются в гости. Каждый гость, вручая подарок,

подробно рассказывает, для чего предназначен этот предмет, что с ним можно делать, почему выбран именно этот подарок. Озвучивать гостей вы можете поочередно.

Помогайте малышу составить подробный рассказ о подарке его героя, следите за правильностью речи ребенка, побуждайте его употреблять различные эпитеты, сравнения. «Юля, поздравляю тебя с Днем Рождения! Я дарю тебе зеленый фломастер, ты же любишь рисовать.

Посмотри, какой яркий цвет, этим фломастером можно нарисовать листья на дереве, траву на поляне, кузнечика и многое другое». От имени куклы поблагодарите всех друзей за подарки и пригласите на чаепитие.

Превращение слов

«Пришел как-то большой дом к волшебнику и попросил, чтобы тот превратил его в маленький. Волшебник предложил сломать дом и построить из остатков дом поменьше. Но дом не захотел, чтобы его ломали. Думал-думал волшебник и придумал. Он подарил дому две буквы, которые сделали его маленьким.

Как ты думаешь, какие это были буквы?». Расскажите ребенку эту сказку и вместе с ним «додумайтесь»: чтобы дом уменьшился, надо прибавить к его названию суффикс -ик. Дом — домик. Попробуйте «уменьшать» другие предметы.

Предложите малышу с помощью букв увеличить что-либо: дом — домище, хвост — хвостище и т.п.

  • Ассоциации
  • Назовите любое слово и предложите ребенку придумать другие слова, ассоциирующиеся с первым по тому или иному признаку, например: лягушка
  • — болото (место обитания);
  • — мошки (способ питания);
  • — квакушка (издаваемые звуки);
  • — кузнечик (цвет, способ передвижения, одноименная детская песня);
  • — подушка (рифмование);
Читайте также:  Подарки на день рождения своими руками

— утки (по сюжету сказки «Лягушка-путешественница») и т.п.

Подбери рифму

Прочитайте ребенку стихотворение Д. Хармса «Очень- очень вкусный пирог», делая паузы перед тем, как произнести последнее слово и побуждая малыша подобрать его самостоятельно.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …(позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый … (пирог).

Пирог, ножи и вилки туг —

Но что-то гости … (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек … (проглотил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту … (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек … (не нашли).

Вместе со стихами известных детских поэтов включайте в игру простые двустишия или четверостишия собственного сочинения.

Назови мои действия

Предложите ребенку понаблюдать за вашими действиями и затем перечислить их по памяти, например: «Ты включила свет, села на диван и взяла книгу». «Папа взял отвертку, нашел колесо и починил мою машинку».

Услышь неверное слово

Вы произносите несколько раз какое-либо слово, неожиданно для ребенка, вставляете другое слово, похожее на первое. Задача малыша — услышать и назвать вставленное слово. Например:

— Роса, роса, роса, роса, коса, роса, роса, роса, роза, роса, роса.

Рассмотрите слова, отличающиеся от выбранного вами. Попросите ребенка объяснить, в чем состоит отличие, подчеркните буквы, меняющие слово. Предложите ребенку придумать ряд таких слов.

Раздели на слоги

Договоритесь, что вы будете произносить слово, а ребенок — делить его на части, хлопая в ладоши. Следите, чтобы количество хлопков соответствовало числу слогов в слове. Если ребенок ошибается, произносите слова ритмично, выделяя каждый слог. Начните с двусложных слов, далее подбирайте слова с большим количеством частей.

Если…, то…

Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Предложите продолжить ваши высказывания. Следствие:

Если в воду добавить сахар, то…

Если в комнату принести снег, то…

Если съесть много мороженого, то… и т.п.

Причина:

Девочка идет в школу, потому что…

Мальчик заболел ангиной, потому что…

Дождь пошел, потому что… и т.п.

Чем было? Чем станет?

Поочередно задавайте друг другу вопросы, называя какой-либо, ответы на которые должны пояснять, чем был предмет в прошлом:

Кем был цыпленок? — Яйцом.

Чем была тетрадь? — Деревом.

Кем была корова? — Теленком и т.п.

Второй вариант игры — что чем станет?

Кем станет девочка? — Девушкой, женщиной.

Чем станет снег? — Водой.

Кем станет поросенок? — Свиньей и т.п.

Что? Кто?

Обсудите с ребенком тему «одушевленное — неодушевленное». Расскажите ему, что все живые предметы определяются вопросом «Кто?», а неживые — «Что?». Предложите поиграть в игру: вы задаете вопросы, а малыш, подумав, на них отвечает:

Кто плавает? Что плавает?

Кто вырос? Что выросло?

Кто большой? Что большое?

Кто рисует? Что рисуют? И т.п.

Найди общее

Предложите ребенку найти общее между двумя не связанными между собой предметами, например, стул и велосипед: и то и другое сделано человеком, оба имеют сиденье, на них можно сесть верхом, оба состоят из нескольких скрепленных между собой деталей и т.д. Игру можно проводить в форме соревнования: поочередно перечисляйте общие признаки предметов, за каждое верное высказывание выдается фишка. В конце игры фишки подсчитываются. Обладатель большего их количества становится победителем.

  1. Подвижные игры для детей 4-6 лет дома
  2. Сценарий игровой программы для детей 5-6 лет
  3. Игры на развитие внимания для детей 5-6 лет
  4. Игры на развитие математического мышления для детей 5-6 лет
  5. Игры на развитие мышления для детей 5-6 лет в домашних условиях

Источник: https://vashechudo.ru/raznoe/igry-i-konkursy-dlja-detei/igry-dlja-razvitija-rechi-detei-5-6-let-dlja-roditelei.html

Помогаем развить речь деткам 4-5 лет

К пяти годам речь ребенка постепенно становится разнообразной. Увеличивается словарный запас. Дети разделяют предметы и правильно их описывают. Логопеды утверждают, что в идеале малыш к этому времени способен говорить чисто.

Поэтому если наблюдается задержка и дефекты речи, время обращаться к специалистам, чтобы они провели обследование и назначили соответствующее лечение. Но это не отменяет и самостоятельные занятия с ребенком.

Имейте в виду: в 4–5 лет исправить ошибки гораздо легче, чем в школьном возрасте.

Особенности речевого развития

Рассмотрим, как у детей в эти года формируется:

  • словарный запас;
  • грамматический строй;
  • связность речи.

В 4–5 лет запас слов ребенка расширяется до 3000. Он уже лучше излагает мысли. Так как появляется много неологизмов, малыш делает ошибки в словообразовании.

Но, постепенно усваивается правильное употребление. Наблюдается тяготение детей к рифме. Поэтому упражнения с заучиванием маленьких стишков придутся кстати.

Появляются прилагательные, наречия, местоимения, собирательные существительные и прочее.

В основном употребляются простые распространенные предложения. В то же время ребенок использует в речи распространенные и сложные. Это также сопровождается грамматическими ошибками. В 4 года речь ребенка характеризуется живостью, подвижностью, но и неустойчивостью.

Происходит освоение связной монологической речи.

Чтобы развитие было правильным, взрослые должны следить за языком. Им нужно говорить содержательно, спокойно и не торопясь. Ведь для детей они образец для подражания.

Уровень речевого развития у каждого ребенка разный, со своими особенностями. Но выделяют общие признаки, считающиеся нормой для детей 4–5 лет.

Что должны знать и уметь дети в 5–6 лет?

В этом возрасте дети уже способны:

  • назвать имя и фамилию;
  • имена родителей;
  • адрес;
  • умеют ориентироваться в пространстве;
  • различают время суток;
  • знают времена года, что за чем идет;
  • геометрические фигуры;
  • названия предметов и живых существ, описывают их;
  • знают, как вежливо обращаться.

Что касается умений, дети способны:

  • отвечать на вопросы;
  • описывать настроение и самочувствие;
  • правильно употреблять слова в предложении;
  • образовывать множественное число;
  • использовать повелительное наклонение;
  • задавать вопросы, участвовать в разговоре;
  • пересказывать и составлять рассказы;
  • правильно пользоваться счетом до пяти;
  • согласовывать падеж, число, род;
  • описывать предметы и определять направление.

Если наблюдается задержка развития речи, то время бить тревогу. Пройдите логопедическое обследование, а при необходимости, начните лечение. Обследование включает в себя проверку:

  • звукопроизношения;
  • звуко-слоговой структуры слова;
  • состояния фонетического восприятия;
  • состояния фонематического анализа синтеза;
  • лексики и грамматического строя импрессивной, экспрессивной и связной речи.

После того как обследование проведено, составляют диагностическую карту, где подробно описывают особенности и, при наличии, фиксируется задержка речи. В конце логопед заключает, нужно или нет лечение и дает рекомендации родителям.

Из-за неправильного произношения звуков в школе ребенка ждут дополнительные трудности. Это распространится не только на занятия. У него возникнут проблемы и в общении со сверстниками.

Игры и упражнения на артикуляцию

За логопедической помощью обращаются, когда есть проблемы в постановке звуков. Однако какими бы плодотворными ни были занятия со специалистом, большая часть ответственности за речевое развитие лежит на родителях. После того как через обследование была выявлена задержка речи, логопед направляет лечение в нужную сторону и подсказывает упражнения, которые включают в занятия.

Вот несколько из них в форме игры. Такие упражнения выполняются детьми гораздо эффективнее.

  • Варенье: ребенка просят представить, что он съел много варенья, и оно осталось у него на верхней губе. «Варенье» облизывают широким языком сразу по всей поверхности губы.
  • Лопатка: малыш представляет, что его язык — большая лопата. Его вытягивают и располагают на нижней губе. Задержка длится до 15 секунд.
  • Лошадка: ребенок представляет, что он лошадка, и топает, а язычком — цокает.
  • Иголка: на этот раз язык представляют в виде иголки и вытягивают его узким, удерживая до 15 секунд.

Такие несложные задания в виде игры сделают занятия, а вместе с ними и лечение, увлекательными и интересными.

Игры, упражнения и мультики на развитие речи для детей 4–5 лет

Лучше освоить грамматический строй и связность речи помогают игры и занятия для речевого развития. Вот несколько вариантов.

  • Словарный запас расширяют благодаря такой игре: бросая мяч, взрослый задает ребенку вопросы (Что бывает длинным, круглым, колючим, высоким), а тот, возвращая мяч, отвечает.
  • То же делают во время игры для развития умения образовывать ласкательные существительные. Малышу говорят слово и просят образовать из него уменьшительное.
  • Также предлагают называть цвета, антонимы, и разгадывать загадки.
  • Все детки любят в этом возрасте мультики. Им отводится отдельная роль. Есть специальные развивающие мультики, где закрепляются азбука, счет, цвета и прочее. Они также полезными для речевого развития.

Рассмотрим, какие лучше выбрать мультики.

  • В первую очередь выбирают добрые мультики, где закладываются правильные жизненные ценности.
  • Персонажи у них положительные, но в то же время не идеальные, чтобы у ребенка не возникало чувство вины за недостатки.
  • Мультики выбирают отличного качества по изображению и звуку.
  • Желательно, чтобы не акцентировалось внимание на различии полов. Мальчики и девочки в эти года играют в одинаковые игрушки и смотрят одинаковые мультики.

Речь ребенка зависит от родителей

Важно понимать, что малыш перенимает опыт окружающих. Таким образом, вопрос речевого развития напрямую зависит от среды, где он растет. Если задержка явная, то лучше, чтобы лечение легло на плечи логопеда.

Но как бы там ни было, общение с родителями остается на первом месте для детей любого возраста, в том числе и в 4–5 лет. Играйте с детьми, выполняя логопедические упражнения, и помогайте им развиваться. Тогда у них не возникнет проблем с речью, а общение со сверстниками и взрослыми станет спокойным и гармоничным.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/child/kid/rechevoe-razvitie-detej-4-5-let.html

Ссылка на основную публикацию