Дидактические игры на познавательное развитие в средней группе детского сада

22.10.2019

Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Марина Владимировна Морозова

Уважаемые, коллеги!

Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Чья тень?»

В эту игру можно играть везде. В групповой комнате за столом, в спортивном зале (в моём случае)
как элемент соревнования.

Цель игры:

Определить тень животного.

Задачи:

Развитие внимания и зрительной памяти, мелкой моторики, ловкости и быстроты.

Ход игры:

(применительно к спортивному залу)

В игре участвуют две команды по восемь человек в каждой

Дидактические игры на познавательное развитие в средней группе детского сада

На некотором расстоянии от команд стоят столы, на которых лежат картинки с изображением животных (для каждой команды)

Дидактические игры на познавательное развитие в средней группе детского сада

На противоположной стороне спортивного зала лежат тени этих животных (ориентиры)

Дидактические игры на познавательное развитие в средней группе детского садаДидактические игры на познавательное развитие в средней группе детского садаДидактические игры на познавательное развитие в средней группе детского сада

По команде первый участник бежит до стола, берёт любое животное и бежит дальше до ориентира. Кладет картинку животного на соответствующую тень и бежит к своей команде, передавая эстафету касанием по плечу следующего участника и так далее. Побеждает та команда, которая быстро и правильно разместит всех животных.

Дидактические игры на познавательное развитие в средней группе детского сада

Детям очень понравилась эта эстафета. На последней фотографии это особенно видно (эмоции переполняют не только детей, но и их родителей)
. Команды получились разновозрастные, т. к. в летний период группы у нас (впрочем как и во многих других детских садах)
объединяют. Но даже малыши справились с этим заданием.

Публикации по теме:

Название: «Игра в настроения» Возраст: дети 4-7 лет Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей Возраст: дети.

Конспект занятия «Как образуется тень?» Конспект интегрированного занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Как образуется тень?».

Дидактическая игра с предметами «Чья одежда» в старшей группе Дидактическая игра «Чья одежда» (игры с предметами) в старшей группе. Дидактическая задача:Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий:.

Дидактическая игра»Что вредно, что полезно» Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

Наверняка каждый из вас слышал о такой игре «Чья тень» или «Найди тень», в которой нужно соединить нужные картинки линиями или с помощью.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Подвижная игра «Вот такой теремок» Бунакова Е. А. ,.

  • Конспект занятия «Как образуется тень» подготовительная группа Воспитатель: Акимова Лариса Николаевна Тема: «Как образуется тень» Программное содержание: Иметь представления о явлениях в неживой природе.
  • Марина Щербакова
  • Цель
    : Учить детей находить заданные силуэты путем наложения.
  • Задачи
    :
  • Развивать познавательную деятельность.
  • Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.
  • Развивать приемы зрительного наложения.
  • Развивать внимательность,наблюдательность, память и усидчивость.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением различных предметов. Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень
(черно — белую)
какой-либо картинки. Дети должны найти, среди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень
на имеющуюся у него картинку.

2 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени)
картинок, на другой — цветные изображения картинок. Воспитатель предлагает детям разложить тени на цветные картинки.

3 вариант. Карточки с изображением предметов и их тени перевернуты. Воспитатель помогает детям правильно соединить предмет и его силуэт.

Публикации по теме:

Дидактические игры на познавательное развитие в средней группе детского сада

Цель игры: Развивать внимание, понятие один-много. Закреплять умение детей различать геометрические фигуры, называть цвета. Несмотря на.

В комплект игры «Найди отличие» входит 14 парных картинок. По одной паре, картинки демонстрируются детям. Дети проговаривают «что они видят.

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Найди тень». Цель: «Учить детей находить заданные силуэты путем наложения» Задачи:.

Перед очередной тематической неделей пришла мысль создать дидактическую игру. Для основы игры взяла спичечные коробки. На просторах интернета.

Позвольте предложить вашему вниманию дидактическую игру: «Найди пару». Эту игру я связала крючком из полиэтиленовых пакетов..

Цель: Упражнять детей в сравнении предметов по цвету. Развивать внимание, наблюдательность, развивать зрительное восприятие. Формировать.

Дидактическая игра «найди пару», была разработана для детей старшей группы в музей «Мой хуторок» В процессе создания мини-музея в группе.

Дидактические игры очень полезны для раннего развития детей. Подобные игры развивают внимание, наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику, речь. Здесь мы предлагаем вам изготовить своими руками дидактическую игру для детей «Угадай чья тень?». В эту простую игру можно начинать играть с ребенком уже с годовалого возраста.

Вариантов такой игры много, здесь мы предлагаем универсальную развивающую игру
, в виде лото: 2 игровых поля

, на которых изображены тени объектов и 12 картинок
самих объектов — игрушек для вырезания.

Как изготовить игру «Угадай чья тень?»

С помощью наших развивающих пособий сделать красивые и полезные игры для детей в домашних условиях очень просто. Вам нужно лишь скачать, распаковать архив, распечатать листы с материалами игры. Затем наклейте на картон игровые поля и картинки объектов, аккуратно вырежьте картинки игрушек и можно заниматься с ребенком.

Как проводить занятия с малышом по дидактическому пособию «Угадай чья тень?»

В данном варианте игры вы можете самостоятельно определить какой уровень сложности подходит для вашего ребенка.

1) Для совсем маленьких малышей 1-1,5 года, вы можете игру сделать в виде карточек. Вам нужно разрезать все игровые поля на отдельные карточки с тенью одного объекта.

2) Для начала показать ребенку 1 или 2 карточки и картинки к ним. Объяснить где тень каждого предмета. Показать, как совмещать предметы и тени.

3) На следующем занятии добавить для изучения еще карточки, и так пока ребенок не запомнит их все.

4) Затем можно усложнить занятия: снова распечатать листы с игровыми полями и предложить ребенку играть в лото. А если еще к данному материалу присоединить получится отличная настольная игра для целой веселой компании маленьких друзей на день рождение или другое детское торжество.

Дидактические игры на познавательное развитие в средней группе детского сада

Дидактическая настольная игра для детей 1, 2, 3, 4 года

Дидактические игры на познавательное развитие в средней группе детского сада

Дидактическая настольная игра для детей 1, 2, 3, 4 года

Дидактические игры на познавательное развитие в средней группе детского сада

Дидактическая настольная игра для детей 1, 2, 3, 4 года

Дидактическая настольная игра для детей 1, 2, 3, 4 года

Дидактическая настольная игра для детей 1, 2, 3, 4 года

С помощью данной дидактической игры можно заниматься с группой детей, например в детском саду, в центре раннего развития детей, или дома.

Все обучающие материалы

на нашем сайте адаптированы для формата бумаги А4.

Вы можете их скачивать бесплатно и распечатывать на принтере.

Дидактическая игра «Угадай чья тень»

Дидактические игры для детского сада на тему: «Животные»

Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ «Детский сад №3 «Улыбка», г. Калач — на – Дону.

Описание работы
: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Животные». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о диких и домашних животных, их детёнышах в игровой форме.

Дидактическая игра: лото «Животные».
Цель:
Закрепление знаний детей о животных, умение различать и находить нужного животного.Дидактический материал:
Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных животных, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).

    Ход игры:
    Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет животного. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом животных, изображённых на одном игровом поле.
    На первом поле изображены: кошка, свинья, лошадь, корова, коза, овца. Это домашние животные.
    На втором поле изображены: олень, белка, лось, лиса, кабан, волк. Это лесные животные.
    На третьем поле изображены: ленивец, ехидна, утконос, киви, игуана, коала. Это животные Австралии.
    На четвёртом поле изображены: лев, носорог, жираф, верблюд, слон, зебра. Это животные Африки.

    Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

    Цель:
    Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.Дидактический материал
    : Карточки с изображением животных 24 штуки (берём из лото) и два игровых поля с изображением леса и деревни.

    Ход игры:
    Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.Дидактическая игра «Отгадайте, что за животное»
    Цель:
    Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.Дидактический материал:
    Карточки с изображением животных.

    Ход игры
    : Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.

    Дидактическая игра «Собери картинку»
    Цель:
    Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
    Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.

    Ход игры:
    Игра для детей от 3 лет.

    Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.

    Например: Собака – домашнее животное.
    Медведь – дикое животное.

    Дидактическая игра «Пятый лишний»

    Цель:
    Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.Дидактический материал:
    Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.Ход игры:
    Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом».

    Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
    Карточки для игры:
    1.Кошка, лиса, белка, волк, медведь. Лишняя кашка потому, что это домашнее животное, а остальные – дикие животные. 2.

    Олень, тигр, собака, лиса, лев. Лишняя собака потому, что это домашнее животное, а остальные – дикие животные. 3.Свинья, овца, собака, лиса, кошка. Лишняя лиса потому, что это дикое животное, а остальные – домашние животные. 4.Лошадь, зебра, корова, ослик, коза. Лишняя зебра потому, что это дикое животное, а остальные – домашние животные.

    Читайте также:  Рассказ про ласку 3 класс. окружающий мир

    Дидактическая игра «Чей хвост»
    Цель:
    Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.Дидактический материал:
    Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов. Ход игры
    : Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями.

    Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.). Дидактическая игра «Чей малыш»
    Цель:
    Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.Дидактический материал
    : Карточки с изображением детёнышей животных 12 штук и два игровых поля с изображением диких и домашних животных.

    Ход игры:
    Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький, домашние и дикие животные. В игре могут участвовать от одного до четырех человек.

      Дидактическая игра «Чья тень»
      Цель:
      Развитие логики, мышления и зрительной памяти.

      Дидактический материал:
      Карточки с изображением различных животных, а также их теней. Ход игры:
      Предложить ребёнку найти, где чья тень и соединить нужные картинки линиями. Дидактическая игра «Какие животные спрятались на картинке?»
      Цель:
      Развитие внимания, мышления, воображения.Дидактический материал
      : Карточки с изображением контура различных животных.

      Ход игры
      : Предложить ребёнку найти и назвать животных, нарисованных на картинке.

      Павлова Оксана Вячеславовна – Воспитатель МДОУ Кубринский детский сад «Рябинка» с. Кубринск, Переславский район, Ярославская область Дата поступления работы на конкурс: 23.04.2017г.

      Игры с прищепками. Дидактическое пособие «Кто что ест?»

      Дидактические игры для развития мелкой моторики рук у дошкольников

      Необычный вариант игры с прищепками «Кто что ест?», в процессе которой дети не только получают знания о питании животных, но и развивают мелкую моторику пальцев рук. Простая и нужная игра, сделанная своими руками, ничем не отличается от магазинной.

      А вот в магазине сейчас такую игру и не купишь. Они или очень дорогие, или не пользуются спросом у детей. По такому принципу можно придумать и другие варианты игры! («Кто где живет», «С чьей ветки детки» и др.).

      Через игру ребёнок развивается и познаёт окружающий мир.

      С целью
      познавательного развития и развития мелкой моторики рук изготовили дидактическую игру «Кто что ест?». Она предназначена для детей младшего дошкольного возраста.

      • «Почини одежду зайчатам»

      Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

      Источник: https://creepsgame.ru/vidzhety/gde-chya-ten-cel-igry-didakticheskaya-igra-naidi-ten-kak.html

      Занятия по познавательному развитию в средней группе ДОУ

      Маленький ребенок, так или иначе, является неутомимым исследователем, которому интересно знать абсолютно все. Он везде сует свой нос и постоянно задает вопросы своим родителям о происхождении того или иного явления или предмета. От того, сколько разного и увлекательного увидит дошкольник, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

      Если карапуз не наблюдает и не знает ничего, кроме своего дома, его мышление будет довольно узким. С помощью познавательного развития по ФГОС ребенок начинает погружаться в самостоятельную деятельность, развивает свое воображение и любознательность.

      Занятие по познавательному развитию в средней группе

      В детских дошкольных государственных учреждениях все создано для того, чтобы дети имели возможность удовлетворить свою любознательность. Чтобы развитие познавательной сферы было эффективным, нужно организовывать специальные мероприятия.

      Обратите внимание! Деятельность в любом своем проявлении — это важная составляющая для гармоничного развития дошкольников. Ведь в познавательной деятельности дети изучают окружающий мир, взаимодействуют с различными объектами и приобретают конкретные навыки.

      Познавательное развитие в средней группе детского сада расширяет представления об окружающей среде и обогащает словарный запас. Опытные педагоги рекомендуют проводить занятия в природном уголке, музыкальной зоне или в месте для игр на полу. Все необходимые атрибуты размещают по методу мозаики, чтобы дети во время игры не мешали друг другу.

      Главные задачи познавательной деятельности заключаются в том, чтобы поощрять любознательность, выявлять интересы малыша, формировать действия, которые направлены на познание окружающего мира, и развивать творческие задатки. Кроме этого, к основным целям относится следующее:

      • формирование знаний о себе, как о личности;
      • ознакомление с такими понятиями, как цвет, форма, объем и количество;
      • дети изучают свою родину, знакомятся с культурными ценностями и обычаями своей страны.

      Кроме этого, карапузы постепенно узнают о том, что животный и растительный мир может быть многообразным, поскольку во время занятий работают с местными экземплярами.

      Формирование математических представлений у детей

      Математические знания играют важную роль в развитии ребенка, ведь с помощью различных приемов у детей формируются дочисловые и числовые представления и знания о формах, размерах и расположении предметов в пространстве. А это, в свою очередь, нужно для обеспечения общей развивающей направленности, обучения, связи с умственным и речевым развитием.

      Зарождение познавательно-исследовательской деятельности происходит в раннем возрасте на основе предметно-манипулятивного познания. Является простым и «бесцельным» экспериментированием с вещами, в процессе которого появляется категоризация предметов по цвету, форме, назначению. Также происходит освоение сенсорных эталонов и простых орудийных действий.

      Развитие сенсорики в саду

      Что касается сенсорного воспитания, то с его помощью ребенок изучает стандартные внешние свойства предметов: их цвет, размер, а также аромат и вкус. Возраст 4-5 лет наиболее подходит для того, чтобы совершенствовать органы осязания и накапливать представления об окружающем мире.

      Знакомство с миром предметов

      На 4-5 году жизни у ребенка формируются представления о предметах и природных явлениях, с которыми карапуз часто сталкивается. Во время предметно-чувственного воспитания на занятиях или в игре дошкольник наблюдает, выделяет и определяет отдельные признаки овощей, растений и домашних животных, а также учится различать признаки зимы, весны, осени и лета.

      Ознакомление с социумом

      Детские психологи и педагоги утверждают, что приоритетное направление для ознакомления с социумом заключается в том, чтобы сформировать основы базовой культуры личности, подготовить дошкольника к жизни в современном обществе и развить творческий потенциал. Для взаимодействия с семьей и социумом педагогам следует как можно чаще устраивать экскурсии к объектам, которые находятся за территорией детского сада.

      Знакомство с миром природы и экологическое воспитание

      Важным социальным значением для всего общества отличается экологическое воспитание детей средней группы ДОУ. Крайне важно, чтобы основы экологической культуры в человеческой личности были заложены своевременно.

      Воспитатель должен рассказывать малышам, как животным в лесу предстоит зимовать, и направлять активную деятельность детей на то, чтобы они осознанно сохраняли природу (домашних питомцев, птиц), владели экологическими знаниями и нравственно относились к миру и космосу. Также не лишним будет изучить с дошкольниками все месяцы (январь, февраль, март и т. д.).

      На сегодняшний день в педагогике существует множество приемов, которые используются во время занятий в детском саду. К основным методическим видам ознакомления с окружающей средой относятся:

      • рассказы;
      • чтение сказок и других художественных произведений;
      • беседы и пояснения.

      Помимо этого, многие педагоги сегодня прибегают к комментированному рисованию и моделированию, позволяющему детишкам в простой форме увидеть то, о чем идет речь. В процессе планирования и проведения такого рода занятий воспитатель должен становиться волшебником, заставляющим объекты двигаться и преобразовываться.

      Формы работы с детьми по познавательному развитию

      Обратите внимание! Моделирование и комментированное рисование похожи на мультипликацию, когда картинки на бумаге или мониторе возникают постепенно, но связаны между собой сюжетной линией и логическим завершением.

      Целью организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду по ФГОС является формирование у дошкольников навыков исследования и умения самостоятельного поиска необходимой информации. Воспитатель должен прийти и пробудить в детишках мотивацию и желание находить ответы на интересующие вопросы, а также поощрять любознательность.

      Для исследовательского воспитания можно применять как самостоятельные, так и групповые занятия, сопровождаемые игровой активностью. Если ребенок умеет ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного предмета или явления, а затем находит ответ, это указывает на его высокий уровень психического и умственного развития.

      К популярным играм по познавательному воспитанию относится «Что кому», «Где это можно купить» и «Из чего сделано». В процессе проведения «Что кому» воспитанники должны называть профессию в соответствии с предметами труда, а также вспомнить, где они могли видеть такого работника.

        Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

      Для этого на столе нужно разложить игрушечные орудия труда людей разных профессий. Дидактические задачи такой игры заключаются в следующем:

      • воспитание интереса к трудовой деятельности взрослых;
      • желание помогать своим родителям, примерять на себя роли людей разных профессий в игровой форме.

      Во время занятия «Где это можно купить» воспитанники соотносят предметы с названием магазинов на бумажных карточках (принцип игры похож на лото). Дошкольникам раздают картинки, после чего каждый из них должен сказать, в каком магазине это можно приобрести и положить изображение на большую карту.

      Обратите внимание! Дидактические задачи игры «Из чего сделано» заключаются в обучении детей объединять предметы по материалу (одежду, транспорт), из которого они выполнены, активизации всего словарного запаса, воспитании наблюдательности и способности четко следовать правилам игры.

      Перед проведением игры педагог должен поговорить с детьми, уточнить, знают ли они о том, что все предметы сделаны из разных материалов. После этого малышам нужно на ощупь определить, из чего сделан тот или иной предмет, и немного рассказать о нем.

      Шаблоны для игры «Из чего сделано»

      В первую очередь воспитатель должен помнить о том, что любое занятие по познавательному развитию направлено на развитие самостоятельной мыслительной деятельности, интереса, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

      Важно! Дети постоянно должны взаимодействовать друг с другом ради достижения одной общей цели и развивать в себе экспериментально-поисковой потенциал.

      Чтобы провести анализ того или иного занятия, следует определить, содержало ли оно в себе чередование познавательной и исследовательской деятельности, в процессе которого детки пошагово выполняли различные действия. Такая структура является полностью оправданной, поскольку на каждом этапе занятия воспитанники решают определенные задачи, интегрируя различные способы и приемы.

      Цели и задачи занятия должны полностью соответствовать федеральным стандартам ДОУ, а для того, чтобы достичь результата, нужно создавать образовательную среду в соответствии с возрастными возможностями детей.

      Анализ урока следует проводить только в том случае, если элементы логически связаны между собой, а в ходе занятия педагог поощрял и поддерживал ребят, когда они выдвигали свои теории и предположения. В изложении материала желательно придерживаться демократического стиля, становиться для ребенка помощником, следовать нормам педагогической этики и такта.

      Для подведения общего итога занятия рекомендуется использовать метод «вопрос-ответ». Каждый ребенок должен отвечать на поставленный вопрос и выражать свое отношение к своей работе и к деятельности своих сверстников. Только в таком случае занятие даст желаемый результат, а его анализ будет уместным.

      Примерная схема анализа занятия

      К сведению! После проведения анализа воспитатель должен занести все в конспект, заверить гербовой печатью, указать используемую на открытом уроке литературу и поставить свою подпись.

      Таким образом, познавательное развитие в средней группе играет важную роль. Без уроков такого рода не возможно воспитание дошкольников, так как они ставят важные цели достижения результата. Главное, все организовать правильно и заинтересовать детей, а потом справедливо оценить их достижения.

      Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/zanyatiya-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-srednej-gruppe-dou

      Картотека дидактических игр "Познавательное развитие" в средней группе

      «Найди предмет»

      Цель: учить сопоставлять формы предметов с
      геометрическими
      образцами.

      Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат,
      треугольник, прямоугольник, овал).

      Дети
      стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрические формы,
      на втором — предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так:
      к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы,
      какую я покажу.

      Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог
      показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет
      высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем
      взрослый катит обруч  к следующему ребенку
      и предлагает другую форму.

      Игра продолжается, пока все предметы не подойдут
      подобраны к образцам.

      «Веселые матрешки»

      Цель: учить различать и сравнивать предметы
      по разным
      качествам величины.

      Материал. 2 комплекта
      пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых
      кубов.

      По приглашению педагога дети
      садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям:
      «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна
      матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и
      покачивает ее).
      Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю
      половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки
      выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой
      матрешки,
      наклоняя ее при этом: «Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша» и т.д.
      Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе
      воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем
      их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с
      самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая
      маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор
      кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые
      подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав,
      матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект
      матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек
      передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели
      побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек
      одного роста. «Пора домой! — говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки
      выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не
      хватает. Педагог предлагает

      детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки
      появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит
      на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) – это домики
      для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей
      матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

      • «Длинное — короткое»
      • Цель: развитие у детей четкого
        дифференцированного восприятия новых качеств величины.

      Материал. Атласные и капроновые ленты разных
      цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая
      кукла.

      Перед началом игры В. Заранее раскладывает
      на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки,
      полоски). Педагог достает две игрушки — плюшевого мишку и куклу Катю. Он
      говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого
      им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну
      короткую — поясок для Кати, другую длинную — поясок для мишки. Дети с помощью
      В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются.
      Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и
      поменять их

      игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы
      поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их
      рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную.

      Он объясняет,
      какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины
      — длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски — длинную и короткую.

      Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и
      сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

      1. «Подбери фигуру»
      2. Цель: закрепить представления детей о геометрических
        формах, упражнять в их назывании.

      Материал. Демонстрационный: круг, квадрат,
      треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с
      контурами 5 геометрических лото.

      Педагог показывает детям
      фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат
      карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на
      подносиках. Разложите все
      фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру,
      лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

      «Три
      квадрата»

      Цель: научить детей соотносить по величине
      три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький»,
      «средний», самый большой», «самый маленький».

      Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф;
      у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

      Педагог: Дети, у меня есть 3
      квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот — поменьше, а этот
      самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты
      (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние.

      Теперь —
      самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов башни.
      Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх
      сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню
      на своих фланелеграфах» — говорит В.

      «Игра с обручем»

      Цель: различение и нахождение геометрических
      фигур.

      Для игры используются 4-5
      сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине,
      цвету, форме. Игрушка ставится в обруч.

      Дети выделяют признаки, свойственные
      игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным
      признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.

      ) вне обруча остаются
      фигуры, не
      обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)

      Геометрическое лото

      Цель: учить детей сравнивать форму изображенного
      предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому
      образцу.

      Материал. 5 карточек с изображением геометрических
      фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек
      с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный
      мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок,
      кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт,
      портфель, книга, домино, картина).

      Принимают участие 5 детей. Педагог
      рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по
      указанию В. подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением
      предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать
      форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

      • «Какие бывают фигуры»
      • Цель: познакомить детей с новыми формами:
        овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми:
        квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
      • Материал.

      Кукла. Демонстрационный: крупные
      картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный:

      по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

      Кукла приносит фигуры. Педагог показывает
      детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив
      ответ, говорит, что в другой руке треугольник.

      Проводится обследование путем
      обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только
      три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе.

      Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

      1. «Широкое — узкое»
      2. Цель: формировать представление «широкое —
        узкое».

      Занятие проводится аналогичным
      образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и
      узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно
      использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные
      полоски – широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке)
      могут пройти кукла и
      мишка, а по узкой — только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя

      машинами.

      • «Кому какая форма»
      • Вариант1.
      • Цель: учить детей группировать геометрические
        фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

      Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный:
      по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого
      ребенка.

      Педагог демонстрирует круг и
      овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются
      друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на
      один поднос — матрешке, все овалы на другой — мишке».

      Педагог наблюдает, как
      дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру
      пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия В. подводит итог: «Мы сегодня
      научились отличать круги от овалов.

      Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка-
      заберет круги домой».

      Вариант 2. Цель: учить
      детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники,
      треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
      Содержание аналогично варианту 1.

      «Соберем бусы»

      Цель: формировать умение группировать геометрические
      фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине),
      видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

      Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева
      направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый
      круг, красный треугольник и т. д.

      Дети стоят в кругу, перед ними
      коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать
      бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими
      фигурами и
      говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она

      решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две
      такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают
      именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем В.

      говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало
      бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей,
      почему.

      Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с
      заданной закономерностью.

      1. «Наш день»
      2. Цель: закрепить представление о частях суток,
        научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

      Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать,
      посуда, гребешок и т.д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное
      время суток.

      Дети сидят полукругом. Педагог
      при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны
      определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается
      (утро), обедает (день) и т. д.

      Затем В. называет действие, например: «Кукла
      умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток,
      соответствующую этому действию
      (утро или вечер).

      Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

      • Кукла Валя хочет спать.
      • Уложу ее в кровать.
      • Принесу ей одеяло,
      • Чтоб быстрее засыпала.

      Дети укладывают куклу спать и говорят,
      когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и
      спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает
      картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.

      Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками

      Источник: http://shovalieva-zarina.blogspot.com/2016/01/blog-post_68.html

      План-конспект дидактической игры в средней группеТема: «Собираемся в гости»

      • Дидактические задачи:
      • — развивать диалогическую речь;
      • — приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
      • Игровое правило:
      • — закреплять правила культурного общения по телефону.
      • Игровые действия:
      • Умение культурно общаться по телефону с администратором салона красоты, цветочного магазина, с менеджером по заказу подарка и с диспетчером таксомоторного парка.
      • Оборудование:

      Телефонные аппараты (2 шт.

      ), столы и стулья, таблички с названиями организаций.

      Логика образовательно-игровой деятельности

      № п/п Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
      1 Воспитатель предлагает детям игру «Собираемся в гости», просит детей вспомнить правила игры. Дети проговаривают правила игры. Закреплены правила игры.
      2 Воспитатель предлагает детям ситуацию №1 «Звонок в салон «Чародейка» Ребёнок делает звонок и ведёт диалог с администратором. Развитие у детей диалогической речи и культурного общения.
      3 Воспитатель предлагает ситуацию № 2 «Заказ подарка – праздничного торта» Ребёнок делает звонок и ведёт с менеджером диалог по заказу праздничного торта. Закреплены умения вести диалог и культурно общаться по телефону.
      4 Воспитатель предлагает ситуацию № 3 «Заказ цветов ко дню рождения». Ребёнок принимает игровую ситуацию, ведёт диалог с администратором цветочного магазина. Проявление речевой активности и культурного общения.
      5 Воспитатель предлагает игровую ситуацию № 4 «Заказ такси». Дети выполняют правила согласно предложенной игровой ситуации. Закреплены навыки правильного ведения диалога, речевой активности.
      6 Воспитатель подводит итог игры. Дети высказывают своё мнение об игре Создана мотивация для дальнейшего продолжения игровой деятельности.

      Формы организации совместной деятельности

      Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
      Игровая
      1. Ситуация №1
      2. Диалог между мамой и администратором салона «Чародейка»
      3. Цель: закрепить умения распределять роли и проигрывать их до конца, правильно вести диалог с взрослыми.
      4. Ситуация № 2
      5. Заказ подарка – праздничного торта.
      6. Цель: закрепить умение распределять роли между детьми и культурно вести диалог со сверстниками.
      7. Ситуация № 3
      8. Заказ цветов ко дню рождения
      9. Цель: закрепление умения детьми распределять роли, правильно строить предложения, развивать диалогическую речь, расширять словарный запас, развивать навыки культурного общения.
      10. Ситуация № 4
      11. Заказ такси
      12. Цель: закреплять навыки культурного общения по телефону, развивать диалогическую речь, речевую активность, умение соотносить движения со словами.
      Коммуникативная Ситуация №1 Диалог между мамой и администратором салона «Чародейка» — Алло! Добрый день. Это администратор салона «Чародейка»? — Да, вы позвонили в салон «Чародейка». — Скажите, пожалуйста, в вашем салоне есть мастер по детским причёскам? — Да. У нас очень хороший мастер по детским причёскам. — Будьте добры, запишите нас, пожалуйста, на завтра, на 10 часов утра к этому мастеру на стрижку и укладку. Моя фамилия…. — Хорошо, я вас записала. Приходите, мы вас ждём. До свидания. — Спасибо. Всего доброго.

      • Ситуация №2
      • Заказ цветов ко дню рождения.
      • Диалог между мамой и администратором цветочного магазина:

      — Алло! Здравствуйте. Это стол заказов цветочного магазина? — Добрый день. Администратор стола заказов цветочного магазина вас внимательно слушает. — Мы хотим заказать у вас букет цветов ко дню рождения девочки 5 лет. Какие цветы вы нам посоветуете? — Думаю, что для девочки 5 лет подойдут белые ромашки, нежные фиалки, нежно-розовые розы и колокольчики. Букет на должен быть большим. — Спасибо за совет. Составьте букет по вашему усмотрению. — На какое число вам необходим букет? — нам он нужен на завтра к 10 часам утра. — Ваш заказ принят. Приходите завтра к 10 часам утра. До свидания. — Спасибо за внимание. Всего вам доброго.

      1. Ситуация №3
      2. Заказ подарка – праздничного торта.
      3. Диалог между мамой и администратором кондитерского магазина:

      — Алло! Здравствуйте. Это стол заказов кондитерского магазина? — Добрый день. Вас слушает администратор стола заказов.

      • — Мы хотим заказать на завтра большой торт ко дню рождения с взбитыми сливками, украшенный цветами.
      • — Вы идёте на день рождения к ребёнку или взрослому?
      • — Мы идём на день рождения к девочке 5 лет.
      • — Можем вам предложить украсить торт сюжетом сказки, мультфильма.
      • — Хорошо пусть это будут герои из мультфильма про Лунтика.

      — Заказ принят. Можете его забрать завтра в 11 часов утра. До свидания. — Спасибо. До свидания.

      1. Ситуация №4
      2. Заказ такси.
      3. Диалог между папой и диспетчером таксомоторного парка:

      — Алло! Добрый вечер. Это диспетчер таксомоторного парка?

      • — Здравствуйте, диспетчер вас слушает.
      • — Примите, пожалуйста, заказ на завтра на 12 часов дня по адресу (ребёнок называет свой домашний адрес), наш телефон….
      • — Куда вы поедете?

      — Мы поедем по адресу….. — Заказ принят. Номер такси вам назовут по телефону перед выездом. Рады вам услужить. — Спасибо! До свидания. Цель для всех ситуаций: Закреплять умения детей правильно строить предложения, развивать диалогическую речь, расширять словарный запас, развивать навыки культурного общения по телефону.

      Используемая литература:

      Алябьева Е.А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128с.

      Источник: https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/4510-plan-konspekt-didakticheskoj-igry-tema-sobiraemsya-v-gosti.html

      Дидактические игры в детском саду в средней группе для развития речи

      Мы предлагаем некоторые хорошие дидактические игры рекомендуемые в детском саду для развития речи у детей средней группы.

      Дидактическая игра — наши игрушки

      ЦЕЛЬ:

    1. Практика правильного произношения согласных (р, ш, ц, в, ж) интегрированные в словах и развития речи у малышей в детском саду.
    2. Приобретение навыков правильно выразить свои мысли в простых и более сложных предложениях у детей средней группы детского сада.
      • ОПЕРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ:
      1. Правильное произношение названия некоторых игрушек из группы.
      2. Составление грамматически правильных сформулированных предложений.
      3. Выполнение определенных игровых действий, специфических для конкретной игрушки.
      1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ:
      2. Правильное произношение названия некоторых игрушек из группы, для развития речи.
      3. ПРАВИЛА ИГРЫ:

      На вопрос воспитательницы: «с какой игрушкой мы играем?», ребенок выбирает игрушку и называет ее. Все дети повторяют название игрушки и должны имитировать игровое действие с этой игрушкой.

      • ИГРОВЫЕ ЭЛИМЕНТЫ: движение, имитация действия.
      • УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: игрушки из группы.
      • ХОД ИГРЫ:

      Дети сидят в полукруге с разными игрушками перед ними. На вопрос воспитательницы: «с какой игрушкой мы играем?», названный ею ребенок выбирает игрушку и называет ее. Желательно, чтобы он отвечал через законченное предложение.

      Пример: «мы играем с автомобилем». Дети должны будут повторять название игрушки и должны имитировать езду игрушечного автомобиля, воспроизведя звуковые сигналы: «пи, пи, пип-пип …»

      ВАРИАНТЫ:

      Воспитательница имитирует езду поезда и задает вопрос: «как вы думаете, с чем я играю?». После того, как дети будут признать и назвать транспортное средство, они должны будут стать в ряд друг за другом, образуя поезд и двигаться по комнате имитируя движение поезда и специфический гудок сирены: «у-у-у, у-у-у, у-у-у …».

      Далее, можете выбрать все транспортные средства известные детям.

      Дидактическая игра — что это и где используется?

      ЦЕЛЬ:

    3. Укрепление навыков правильного изложения своих мыслей в простых и более сложных предложениях у детей средней группы детского сада.
    4. Развивать способность распознавать и называть неодушевленные и одушевленные предметы (простые существительные).
    5. Использование накопленных знаний в новых ситуациях.
      1. ОПЕРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ:
      1. Назвать окружающие предметы или предметы, изображенные на рисунках;
      2. Создать простые предложения с названным словом;
      3. Указать полезность данного объекта.
      • ДИДАКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ:
      • Определение, наименование некоторых объектов и указание на их полезности.
      • ПРАВИЛА ИГРЫ:

      На вопрос воспитателя «что такое?», ребенок называет объект, на вопрос «для чего он служит?», ребенок укажет его полезность и назначение. Ответы должны быть в виде предложений из нескольких слов.

      ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ: манипуляции с предметами, подражание некоторых действий воспитателя, аплодисменты.

      ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

      Игрушки или изображения предметов из окружающей среды, в зависимости от выбранной темы (личные вещи, столовые приборы, посуда и т.д.).

      ХОД ИГРЫ:

      Игра может проходить в различных уголках игровой комнаты, где расположены предметы соответствующей темы.

      Пример: Предметы личного пользования могут быть размещены в углу «мой гардероб», посуда и другие кухонные принадлежности — в углу «домохозяйка» и т.д.

      Ребенок выбирает игрушку, предмет и на вопрос воспитателя: «что это?», говорит название предмета. Воспитательница спрашивает: «зачем он нужен?» и ребенок должен говорить, где и для чего используется этот предмет.

      Ответы должны быть изложены в простых предложениях из нескольких слов. Правильные ответы сопровождаются аплодисментами и маленькими наградами.

      ВАРИАНТЫ:

      Воспитательница может имитировать одно конкретное действие, а дети должны говорить в одном предложении, что за предмет и для чего он используется. Пример: Когда воспитательница имитирует, что чистит зубы, ребенок говорит: «Мы чистим зубы с помощью зубной щетки».

      Источник: https://www.vseigritut.ru/doskol/detskiisad4.php

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector