Бальмонт «золотое слово» читать

Презентацию на тему Бальмонт Золотое слово можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 32 слайда.

Бальмонт «Золотое слово» читатьСлайд 1

Урок литературного чтения

К.Бальмонт «Золотое слово» 3 класс ГБОУ СОШ 72 Учитель — Таюрская Елена Андреевна

Бальмонт «Золотое слово» читатьСлайд 5

Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Все красиво дружно встали, Улыбнулись, подравнялись. Поздоровались прилично; Чтоб учиться на «отлично», Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор.

Бальмонт «Золотое слово» читатьСлайд 7

«Вижу островок небольшой – Зайцы на нем собрались гурьбой.» «Забравшись на сосну большую, По веточкам пальцем бьет И сам про себя удалую, Хвастливую пеню поет.» «Хозяин подумал, что он забудет свое горе, если ему дать другую собачку…»

Бальмонт «Золотое слово» читатьСлайд 8

4. «Мальчик очень раззадорился. Он ступил на перекладину. на палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывала обезьяна и капитанский сын…» «Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

» «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, То на весь крещеный мир Приготовила б я пир…» «Тут конек пред ним ложится: На конька Иван садится, Уши в загреби берет, Что есть мочушки ревет»

Бальмонт «Золотое слово» читатьСлайд 9

«Дед Мазай и зайцы» «Мороз-воевода» «Лев и собачка» «Прыжок» «Акула» «Сказка о царе Салтане…» «Конек-горбунок»

Бальмонт «Золотое слово» читатьСлайд 12

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

Бальмонт «Золотое слово» читатьСлайд 13

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания.

В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проникся в красоту лесов, полей, болот, лесных речек.

Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» отражено в поэзии Бальмонта.

Бальмонт «Золотое слово» читатьСлайд 14

Современники называли Бальмонта «поэтом с утренней душой». Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны В 1876 -1883 годах Константин Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем – в Москве в университете.

Благодаря своему трудолюбию и любознательности Бальмонт стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Он ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил шестнадцать языков, кроме литературы и искусства, увлекался историей, химией. Стихи начал писать в детстве.

В конце 1890-х годов он был известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.

Бальмонт «Золотое слово» читатьСлайд 15

Что обещала осень? Как ответила зима? А кто не испугался зимы и сделал все по-своему? Так чье слово оказалось самым твердым? Сказала – сделала. Так какое слово можно назвать твердым?

Бальмонт «Золотое слово» читатьСлайд 16

  • Объясните смысл словосочетаний: «Солнце золотится…» «…Речка шалит водой» «…вода стерла берега» «…зима пропала»
  • Подбери антонимы: Закат Стара Бранить
  • Подбери синонимы: Фея Галдеть Усмехнуться

Слайд 25

Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберите? Кто обещал всех озолотить? Кто все сделал на самом деле? У весны есть ли золотые краски? Если есть, то в чем они? Как вы поняли выражение «желтый одуванчик, — будет и седой»? Почему автор так назвал свое стихотворение? Выразительное чтение стихотворения.

Слайд 27

Константин Бальмонт написал произведение для детей, посвященное своей дочери Нине (он звал ее Ниника). Книгу поэт назвал «Фейные сказки» (слово «фейные» произошло от слова фея). В стихотворных сказках К.Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живет нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.

Послушайте посвящение Нинике: Солнечной Нинике, с светлыми глазками – Этот букетик из тонких былинок. Ты позабавишься Фейными сказками, После – блеснешь мне зелеными глазками, — В них не хочу я росинок. Вечер далек, и до вечера встретимся Много нам: гномы, и страхи, и змеи Чур, не пугаться, — а если засветятся Слезки, пожалуюсь фее.

Слайд 31

Как еще можно назвать это стихотворение?

Слайд 32

Итог урока

Творчество какого поэта мы изучали? Какое стихотворение особенно понравилось, хотели бы вы его еще раз услышать, прочитать? Какие чувства у вас вызвало стихотворение «Золотое слово»? Что захотелось?

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/6593-bal-mont-zolotoe-slovo.html

Бальмонт "Золотое слово" (3 класс)

Cлайд 1

Бальмонт «Золотое слово» читать Урок литературного чтения К.Бальмонт «Золотое слово» 3 класс ГБОУ СОШ 72 Учитель — Таюрская Елена Андреевна

Cлайд 2

Бальмонт «Золотое слово» читать

Cлайд 3

Бальмонт «Золотое слово» читать

Cлайд 4

Бальмонт «Золотое слово» читать

Cлайд 5

Бальмонт «Золотое слово» читать Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Все красиво дружно встали, Улыбнулись, подравнялись. Поздоровались прилично; Чтоб учиться на «отлично», Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор.

Cлайд 6

Бальмонт «Золотое слово» читать

Cлайд 7

Бальмонт «Золотое слово» читать «Вижу островок небольшой – Зайцы на нем собрались гурьбой.» «Забравшись на сосну большую, По веточкам пальцем бьет И сам про себя удалую, Хвастливую пеню поет.» «Хозяин подумал, что он забудет свое горе, если ему дать другую собачку…»

Cлайд 8

Бальмонт «Золотое слово» читать 4. «Мальчик очень раззадорился. Он ступил на перекладину. на палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывала обезьяна и капитанский сын…» «Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.» «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, То на весь крещеный мир Приготовила б я пир…» «Тут конек пред ним ложится: На конька Иван садится, Уши в загреби берет, Что есть мочушки ревет»

Cлайд 9

Бальмонт «Золотое слово» читать «Дед Мазай и зайцы» «Мороз-воевода» «Лев и собачка» «Прыжок» «Акула» «Сказка о царе Салтане…» «Конек-горбунок»

Cлайд 10

Бальмонт «Золотое слово» читать

Cлайд 11

Cлайд 12

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

Cлайд 13

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проникся в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» отражено в поэзии Бальмонта.

Cлайд 14

Современники называли Бальмонта «поэтом с утренней душой». Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны В 1876 -1883 годах Константин Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем – в Москве в университете. Благодаря своему трудолюбию и любознательности Бальмонт стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Он ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил шестнадцать языков, кроме литературы и искусства, увлекался историей, химией. Стихи начал писать в детстве. В конце 1890-х годов он был известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.

Cлайд 15

Что обещала осень? Как ответила зима? А кто не испугался зимы и сделал все по-своему? Так чье слово оказалось самым твердым? Сказала – сделала. Так какое слово можно назвать твердым?

Cлайд 16

Объясните смысл словосочетаний: «Солнце золотится…» «…Речка шалит водой» «…вода стерла берега» «…зима пропала» Подбери антонимы: Закат Стара Бранить Подбери синонимы: Фея Галдеть Усмехнуться

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Cлайд 22

Cлайд 23

Читайте также:  Глебов «это другое дело» читать

Cлайд 24

Cлайд 25

Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберите? Кто обещал всех озолотить? Кто все сделал на самом деле? У весны есть ли золотые краски? Если есть, то в чем они? Как вы поняли выражение «желтый одуванчик, — будет и седой»? Почему автор так назвал свое стихотворение? Выразительное чтение стихотворения.

Cлайд 26

Cлайд 27

Константин Бальмонт написал произведение для детей, посвященное своей дочери Нине (он звал ее Ниника). Книгу поэт назвал «Фейные сказки» (слово «фейные» произошло от слова фея). В стихотворных сказках К.Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живет нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями. Послушайте посвящение Нинике: Солнечной Нинике, с светлыми глазками – Этот букетик из тонких былинок. Ты позабавишься Фейными сказками, После – блеснешь мне зелеными глазками, — В них не хочу я росинок. Вечер далек, и до вечера встретимся Много нам: гномы, и страхи, и змеи Чур, не пугаться, — а если засветятся Слезки, пожалуюсь фее.

Cлайд 28

Cлайд 29

Cлайд 30

Cлайд 31

Как еще можно назвать это стихотворение?

Cлайд 32

Источник: https://bigslide.ru/literatura/44142-balmont-zolotoe-slovo-klass.html

К.Д. Бальмонт

Бальмонт «Золотое слово» читать

Слово учителя о К.Д. Бальмонте

Сто лет назад в России с восторгом читали стихи Константина Дмитриевича Бальмонта, он был едва ли не самым знаменитым русским поэтом того времени.

Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в имении отца в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.

Поэтому не удивительно, что в десять лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом и воспел в стихах красоту русской природы.

Он не забыл ее и на чужбине, где пришлось ему оказаться. Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Вот что писал он из Франции: «Я рад, что я родился русским, и никем иным быть бы не хотел. Люблю Россию. Ничего для меня нет прекраснее и священнее. Сердце здесь сжимается».

Слово учителя перед чтением стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень»

Есть такая пора в сентябре, когда лето уже кончилось, а осень еще не пришла. Стоят прекрасные дни, и понимаешь, что это неожиданный подарок природы, потому что по календарю уже осень. Такие дни называют у нас бабьим летом.

Почему? Потому что бывает такое время в жизни женщины, когда лет ей уже немало, а выглядит она молодой и красивой. Вот и сравнивают эти сентябрьские дни с таким временем жизни женщины. Видимо, такую пору изобразил Константин Бальмонт в стихотворении «Осень».

Вопросы для детей по стихотворению К.Д. Бальмонта «Осень»

•  Какие приметы осени заметил поэт?

•  Почему поэту кажется, что осень пока спит?

• Какие строки стихотворения говорят о красоте природы? («Все деревья блистают в разноцветном уборе», «солнце смеется», «поспевает брусника».)

•  Когда кричат птицы осенью?

• Почему от их крика поэту грустно? (Ему жаль расставаться с летом, не хочется ему осени.)

• О чем хотел сказать поэт, написав, что Осень заплачет спросонья?

• Почему автор название времени года «Осень» написал с заглавной буквы, ведь мы так не пишем? (Автор наделяет Осень человеческими качествами: она может спать и плакать.)

• Как называется прием, когда поэт изображает неживое как живое? (Олицетворение.)

• Давайте прочитаем последнюю строфу и послушаем, что приговаривает плачущая осень, как она плачет.

Мне кажется, что она плачет так: «О-о-о-о, а-а-а-а». Почему мне так показалось?

  • СОлнце реже смеЕтся,
  • Нет в цветах бл[А]г[А]вОнья.
  • СкОр[А] Осень пр[А]снЕтся,
  • И заплачет спр[А]сОнья.
  • А теперь плавно и легко Прочитаем рифмующиеся слова: холодНЕЕ — грустНЕЕ, улетаЮТ — блистаЮТ.

Вот почему стихи Бальмонта называют певучими, музыкальными. Прочитайте их так, чтобы подчеркнуть певучесть.

Слово учителя перед чтением стихотворения К.Д. Бальмонта «Снежинка»

Ребята, вам нравится рассматривать снежинки? Какие они? (Красивые, хрупкие, все разные, белоснежные.)

Любил рассматривать снежинки и русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт. Он замечал красивое во всем, что его окружает. Но, в отличие от нас, он нашел для описания снежинки гораздо больше слов.

И каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту и, возможно, его охватят те же чувства, что и поэта.

И когда он сам будет разглядывать снежинку, душа его откликнется и человек восхитится первозданной прелестью снежинки.

Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта  «Снежинка»

Свой идеал красоты поэт увидел в чудесном творении природы — снежинке. Для него она — символ чистоты и невинности.

В одном мгновении полета снежинки поэт увидел целую жизнь: от рождения до скорой смерти.

В первом четверостишии происходит знакомство со снежинкой. Какая же она? Светло-пушистая, белая, чистая и даже смелая. Поэт использует, в основном, прилагательные, чтобы создать образ снежинки.

Неожиданным кажется определение смелая.

Почему поэт считает снежинку смелой? Он представляет, сколько препятствий и опасностей встречается на ее пути, пока она долетит до земли! Сколько ее сестер сломано!

Во втором и третьем четверостишиях представлена бурная жизнь снежинки. Она дорогой бурною легко проносится, стремясь к грешной земле, а не в высь лазурную. Но даже здесь снежинка сохраняет свою красоту и чистоту. Она лежит среди хлопьев тающих сохранно-белая.

Эпитет сохранно-белая подчеркивает ее невинность и чистоту. Но звезда кристальная завершила свой длинный путь, ее жизнь скоро кончится, потому что она достигла земли, к которой так стремилась.

Снежинка смелая, какая чистая, какая белая лежит на земле, покрытой блистающим снегом.

Последнее четверостишие напоминает первое, и каждое из них является зеркальным отражением другого. Таким обрамлением стихотворения поэт как бы подчеркивает цикличную форму жизни снежинки — круг. Возникшая из земной влаги на небесах, она возвращается в ином обличии на землю, чтобы поразить нас своей красотой.

О полете снежинки Бальмонт рассказал легкими, мелодичными стихами. Окончания прилагательных пушистая, белая, чистая, смелая, умелая легки, как вздох. Повтор ударных гласных внутри стиха (ассонанс) создает впечатление тихой, приятной мелодичности: пушИстая — чИстая, бЕлая» — смЕлая, дАльняя — кристАльная.

В сочетании таких шумных согласных, как Ш, Ж, Ч в словах пуШистая, снеЖинка, Чистая, слышится легкое шуршание.

Представляешь, как тихо идет снег и миллионы снежинок покрывают землю пушистым ковром. Как коротка их чистая жизнь! И как много увидел поэт в одном мгновении!

Вопросы и задания для детей по стихотворению К.Д. Бальмонта «Снежинка»

•    Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении? (Восхищение, удивление, сожаление о том, что у снежинки короткая жизнь.)

•     Что нравится поэту в снежинке? (Красота и смелость.)

•    Какие слова говорят о красоте снежинки? (Светло-пушистая, сохранно-белая, чистая, звезда кристальная.)

•    Почему поэт считает снежинку смелой? (Она хрупкая, может легко сломаться и все-таки летит туда, куда ей хочется.)

•     Почему поэт посвятил стихотворение какой-то одной снежинке? (Другие растаяли, превратились в снежные хлопья, а она «средь хлопьев тающих сохранно-белая».)

•    Какая часть речи преобладает в стихотворении, чего больше — прилагательных, глаголов? (Прилагательных.)

•     Почему поэт использовал так много прилагательных? (Они обозначают признаки предмета, а поэт хотел назвать признаки красоты снежинки.)

•    Почему поэт называет снежинку звездой кристальной? (Снежинка напоминает звезду.)

•    Поэт не говорит «снежинка, как звезда». Он просто называет ее звездой. Как называется такое скрытое сравнение? (Метафора.)

Значит, когда мы говорим, что падают снежные звездочки, мы тоже употребляем в своей речи метафору.

•    Похожи ли первое и последнее четверостишия?

•    Почему в первой строфе интонация восклицательная, а в последней повествовательная? (В первой строфе поэт удивляется красоте снежинки, а в последней — немного грустит о ее скором конце.)

Прочитайте первую и последнюю строфы стихотворения, выражая разные чувства.

Читайте также:  Возрастные особенности ребенка от 3 до 6 месяцев

Прочитайте рифмующиеся слова. Какие слоги повторяются в них? (АЯ — ЯЯ.)

•    Прочитайте эти слоги отдельно несколько раз: ая, ая, ая, яя, яя. Тяжело или легко они звучат? (Легко.)

•    Пушкин назвал свои рифмы легкими («И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут»*).

* Пушкин А.С., стихотворение «Осень», 1833.

Можно ли назвать легкими рифмы Бальмонта в этом стихотворении? (Конечно, они легки, как вздох: АЯ — ЯЯ. Они не так звучат, как звучали бы такие рифмы: стук — сундук, ура — пора.)

•    Почему в этом стихотворении нужны легкие рифмы? (Потому что снежинки легкие и порхают.)

•    Иногда снежок при падении немного шуршит. В каких словах есть шуршащие звуки? (ПуШистая, снеЖинка, Чистая.)

Тихо скажем все вместе эти слова так, чтобы было похоже на шуршание.

Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Золотое слово»

В основе стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотое слово» — олицетворение, как и в основе стихов многих поэтов. Не ново для русской поэзии и изображение спора Зимы и Весны. В стихотворении Бальмонта в споре принимает участие и Осень, которая вместе с Весною противостоит Зиме.

Властная Зима высокомерно заявляет: «Как я захочу», — но оказывается бессильной перед озорной Весной, которая как бы подзадоривает Зиму: «Ну-ка, ну, Зима». И ничего не вышло у Зимы. Все вокруг изменилось. Весна все вокруг согрела теплом золотого сияния, и освободилась от холодных зимних льдов речка.

Она радуется вновь обретенной свободе — ведь она родилась на воле — и теперь шалит, заливает берега.

Всюду кутерьма, все пришло в движение. Это мы ощущаем благодаря обилию глаголов: обещала, озолочу, сказала, захочу, настала, золотится, серебрится, шалит, родилась, залила, затопила, стерла, достала.

Именно они и создают ощущение кутерьмы. Это стихотворение, как и многие другие у Бальмонта, удивительно благозвучно. Двенадцать раз повторяется в нем слог ЛА: обещаЛА, сказаЛА, сказаЛА, настаЛА, родиЛАсь, залиЛА, затопиЛА, стерЛА, не достаЛА, обещаЛА, помогЛА, пропаЛА. И еще четыре раза повторяется ОЛО, а есть еще и ЛИ, ЛЮ, ЕЛ, ИЛЬ. Все приятно весной — и стихотворение звучит приятно.

В описании Весны нет ничего необычного, если бы не цвет, в котором поэт видит Весну. Мы привыкли называть золотой осень, а у Бальмонта и Весна золотая.

Осень обещает помочь Весне, хочет поделиться с ней своим богатством: «Я озолочу». Но у Весны и своего золота довольно. Всюду радостный яркий свет.

Речка серебрится, а все остальное отливает золотом: само солнце, луга, цветы. На солнце ярко горят золотой лютик и желтый одуванчик.

Ключевое слово в этом стихотворении — золотой. Поэт четыре раза употребляет в стихотворении слова с корнем «золот». Оно есть в каждой строфе. Это слово есть и в названии стихотворения.

Золотыми называют слова правдивые, умные, истинные. В стихотворении К.Д. Бальмонта такие слова говорят Осень и Весна. Все стало золотым, как они захотели. Не справилась с ними властная Зима.

Стихотворение «Золотое слово» прекрасно и может быть названо золотым словом поэта.

Вопросы и задания для детей по стихотворению К.Д. Бальмонта «Золотое слово»

•    Какие вы помните стихи, в которых изображается спор Зимы и Весны? (Стихотворения Тютчева «Зима недаром злится…», Майкова «Весна».)

•    Кто принимает участие в споре в стихотворении «Золотое слово»? (Весна, Осень и Зима.)

  1. Прочитайте первое четверостишие и назовите времена года.
  2. •    Кто из них властный и высокомерный?
  3. •    Кого можно назвать щедрой?
  4. •    Кто показался вам задорной и насмешливой?
  5. Выразительно прочитайте первую строфу так, чтобы подчеркнуть особенности речи каждого, кто спорит.

•    Мы часто говорим «золотые руки», «золотое сердце». Говорим и «золотые слова». Какие слова можно назвать золотыми? (Умные, верные, те, в которых нет лжи, неправды.)

•    Чьи слова оказались истинными, кто победил в споре? (Победила Весна. Значит ее слова и оказались золотыми.)

•    Осень была готова поделиться своим золотом. Пришлось ли весне брать у нее золото взаймы или у нее и своего довольно?

•    Поэт говорит, что с наступлением весны началась кутерьма. Как вы это понимаете? (Все пришло в движение, стало изменяться, началась суматоха.)

•    Какую часть речи следует употреблять, если хочешь передать движение, суматоху, кутерьму? (Глагол.)

Начиная с первой строчки, прочитаем только глаголы, чтобы увидеть, много ли их в стихотворении, удалось ли поэту передать кутерьму. (В стихотворении семнадцать глаголов на три четверостишия. Они-то и помогли поэту изобразить кутерьму.)

Мы уже говорили, что Константин Бальмонт придавал большое значение звучанию своих стихов, любил играть звуками. Весна приятна ему, и он хотел, чтобы стихотворение не грохотало, не скрежетало, а звучало приятно. Какие слова звучат приятнее — «грохот», «скрежет» или «ласточка», «соловей», «льется»? Значит, сочетания Л А, ЛО, ЛЬЕ звучат приятнее, мягче, чем ГР, СКР.

•    А теперь сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворении слог ЛА? (Двенадцать раз.)

•    Есть ли еще какие-то приятные, благозвучные сочетания звуков? (ОЛО, ЛИ, ЛЮ, ЕЛ, ИЛЬ.)

•    Вот и звучит стихотворение мягко, нежно, тепло, ласково.

Постарайтесь передать это в своем чтении.



Источник: https://scribble.su/school-literature/study-poetic-work-primary-school/16.html

Константин Бальмонт — Золотое слово: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Осень обещала: «Я озолочу» А Зима сказала: «Как я захочу» А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима».

И Весна настала. Всюду кутерьма.

Солнце золотится. Лютик — золотой. Речка серебрится и шалит водой. Родилась на воле, залила луга,

Затопила поле, стёрла берега.

Там, где не достала, — лютик золотой, Жёлтый одуванчик, — будет и седой. Осень обещала. Помогла Весна.

Ну, Зима пропала, хоть была сильна.

Анализ стихотворения «Золотое слово» Бальмонта

Произведение «Золотое слово» Константин Дмитриевич Бальмонт включил в книгу «Зарево зорь».

Стихотворение написано в 1912 году. Его автору исполнилось в эту пору 45 лет, еще недавно он считал себя радикальным революционером, выходил на баррикады, тиражи двух сборников его стихов даже были конфискованы. В марте 1912 года литературная общественность поздравляет поэта с юбилеем творческой деятельности. В этот период он также много путешествует.

Жанр – стихи о природе, рифмовка смежная, все рифмы открытые и мужские, 3 строфы. Лирический герой себя явно не проявляет. В основе стихотворения – беседа времен года. Они персонифицированы, даже названия их – с прописной буквы. Интонация перечислительная. Чувствуется сбивчивый ритм.

Обилие глаголов, особенно в прошедшем времени, однако поэту удалось избежать глагольных рифм. Язык стихотворения прост и порой выглядит почти беспомощным. Собственно, теперь «Золотое слово» относят к детской литературе. Симметрия высказываний с глаголами в центре строк: осень обещала, зима и весна сказали, весна настала. «Озолочу»: имеется в виду листопад.

Победа в споре, как водится, за весной. «Солнце золотится»: употребление глагола, образованного от прилагательного, живо напоминает столь же незатейливую строчку «Травка зеленеет» у А. Плещеева. Поэт не боится тавтологии: лютик – золотой (это еще и эпитет).

Скорее всего, подразумевается водная разновидность растения, поскольку уже в следующей строке упоминается «речка». Здесь начинается царство воды, захватывающее территории: залила луга, затопила поле. В 3 четверостишии автор продолжает излагать, по сути, дидактический, познавательный материал для самых маленьких.

«Где не достала»: там желтый одуванчик, действительно, пройдет через весь свой жизненный цикл, станет «седым», облетит. Ближе к финалу – вновь анафора из первого четверостишия. Три междометия с «ну» констатируют факт: зима пропала. В названии стихотворения – метафора, эпитет. Настойчивый лексический повтор – вариации золотого цвета.

Олицетворения: речка шалит, одуванчик седой, помогла Весна (это еще и инверсия). «Кутерьма»: беспорядок, хаос, но веселый, оживленный. Лексика нейтральная, просторечная. Обращает на себя внимание количество тире, простых нераспространенных предложений, строк с прямой речью.

Стихи К. Бальмонта регулярно входили в хрестоматии поэзии для детей; самые ранние из них создавались для маленькой дочери поэта Нины.

Читайте также:  Мамин-сибиряк «емеля-охотник» читать полностью весь текст

Читать стих поэта Константин Бальмонт — Золотое слово на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/konstantin-balmont-zolotoe-slovo/

Презентация "К. Бальмонт «Золотое слово»" 3 класс

  • Урок литературного чтения
  • К.Бальмонт
  • «Золотое слово»
  • 3 класс
  • Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)
  • Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии.

Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать.

Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проникся в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» отражено в поэзии Бальмонта.

Современники называли Бальмонта «поэтом с утренней душой». Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны

В 1876 -1883 годах Константин Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем – в Москве в университете.

Благодаря своему трудолюбию и любознательности Бальмонт стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Он ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил шестнадцать языков, кроме литературы и искусства, увлекался историей, химией.

Стихи начал писать в детстве.

В конце 1890-х годов он был известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.

  • Что обещала осень?
  • Как ответила зима?
  • А кто не испугался зимы и сделал все по-своему?
  • Так чье слово оказалось самым твердым? Сказала – сделала.
  • Так какое слово можно назвать твердым?
  1. Объясните смысл словосочетаний:
  2. «Солнце золотится…»
  3. «…Речка шалит водой»
  4. «…вода стерла берега»
  5. «…зима пропала»
  6. Подбери антонимы:
  7. Закат
  8. Стара
  9. Бранить
  10. Подбери синонимы:
  11. Фея
  12. Галдеть
  13. Усмехнуться
  14. Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года.
  15. Какую интонацию вы выберите?
  16. Кто обещал всех озолотить?
  17. Кто все сделал на самом деле?

У весны есть ли золотые краски? Если есть, то в чем они?

  • Как вы поняли выражение «желтый одуванчик, — будет и седой»?
  • Почему автор так назвал свое стихотворение?
  • Выразительное чтение стихотворения.

Константин Бальмонт написал произведение для детей, посвященное своей дочери Нине (он звал ее Ниника). Книгу поэт назвал «Фейные сказки» (слово «фейные» произошло от слова фея).

В стихотворных сказках К.Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живет нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.

  1. Послушайте посвящение Нинике:
  2. Солнечной Нинике, с светлыми глазками –
  3. Этот букетик из тонких былинок.
  4. Ты позабавишься Фейными сказками,
  5. После – блеснешь мне зелеными глазками, —
  6. В них не хочу я росинок.
  7. Вечер далек, и до вечера встретимся
  8. Много нам: гномы, и страхи, и змеи
  9. Чур, не пугаться, — а если засветятся
  10. Слезки, пожалуюсь фее.
  11. Как еще можно назвать это стихотворение?
  12. Итог урока
  • Творчество какого поэта мы изучали?
  • Какое стихотворение особенно понравилось,
  • хотели бы вы его еще раз услышать, прочитать?

  • Какие чувства у вас вызвало стихотворение
  • «Золотое слово»? Что захотелось?

Источник: https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/139993-prezentaciya-k-balmont-zolotoe-slovo-3-klass.html

Урок литературного чтения К.Бальмонт «Золотое слово» 3 класс ГБОУ СОШ 72 Учитель Таюрская Елена Андреевна. — презентация

  • 1 Урок литературного чтения К.Бальмонт «Золотое слово» 3 класс ГБОУ СОШ 72 Учитель Таюрская Елена Андреевна
  • 2
  • 3
  • 4

5 Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Все красиво дружно встали, Улыбнулись, подравнялись. Поздоровались прилично; Чтоб учиться на «отлично», Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор.

6

7 1.«Вижу островок небольшой – Зайцы на нем собрались гурьбой.» 2.«Забравшись на сосну большую, По веточкам пальцем бьет И сам про себя удалую, Хвастливую пеню поет.» 3.«Хозяин подумал, что он забудет свое горе, если ему дать другую собачку…»

8 4. «Мальчик очень раззадорился. Он ступил на перекладину. на палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывала обезьяна и капитанский сын…» 5.«Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.» 6.«Кабы я была царица, — Говорит одна девица, То на весь крещеный мир Приготовила б я пир…» 7.

«Тут конек пред ним ложится: На конька Иван садится, Уши в загреби берет, Что есть мочушки ревет»

9 1.«Дед Мазай и зайцы» 2.«Мороз-воевода» 3.«Лев и собачка» 4.«Прыжок» 5.«Акула» 6.«Сказка о царе Салтане…» 7.«Конек-горбунок»

  1. 10
  2. 11
  3. 12 Константин Дмитриевич Бальмонт ( )

13 Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания.

В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проникся в красоту лесов, полей, болот, лесных речек.

Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» отражено в поэзии Бальмонта.

14 Современники называли Бальмонта «поэтом с утренней душой». Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны В годах Константин Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем – в Москве в университете.

Благодаря своему трудолюбию и любознательности Бальмонт стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Он ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил шестнадцать языков, кроме литературы и искусства, увлекался историей, химией. Стихи начал писать в детстве.

В конце 1890-х годов он был известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.

15 -Чт о обещала осень? -Как ответила зима? -А кто не испугался зимы и сделал все по-своему? -Так чье слово оказалось самым твердым? Сказала – сделала. -Так какое слово можно назвать твердым?

  • 16 Объясните смысл словосочетаний: «Солнце золотится…» «…Речка шалит водой» «…вода стерла берега» «…зима пропала» Подбери антонимы: Закат Стара Бранить Подбери синонимы: Фея Галдеть Усмехнуться
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24

25 Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберите? Кто обещал всех озолотить? Кто все сделал на самом деле? У весны есть ли золотые краски? Если есть, то в чем они? Как вы поняли выражение «желтый одуванчик, — будет и седой»? Почему автор так назвал свое стихотворение? Выразительное чтение стихотворения.

26

27 Константин Бальмонт написал произведение для детей, посвященное своей дочери Нине (он звал ее Ниника). Книгу поэт назвал «Фейные сказки» (слово «фейные» произошло от слова фея). В стихотворных сказках К.

Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живет нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями. Послушайте посвящение Нинике: Солнечной Нинике, с светлыми глазками – Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками, После – блеснешь мне зелеными глазками, — В них не хочу я росинок. Вечер далек, и до вечера встретимся Много нам: гномы, и страхи, и змеи Чур, не пугаться, — а если засветятся Слезки, пожалуюсь фее.

  1. 28
  2. 29
  3. 30
  4. 31 Как еще можно назвать это стихотворение ?

32 Итог урока -Творчество какого поэта мы изучали? -Какое стихотворение особенно понравилось, хотели бы вы его еще раз услышать, прочитать? -Какие чувства у вас вызвало стихотворение «Золотое слово»? Что захотелось?

Источник: http://www.myshared.ru/slide/641300/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector