Взаимодействие ребенка с окружающим миром

Окружающая среда — это среда жизни, с которым живое существо связанная обменом веществ, энергии, информации, предстает перед ребенком не набором природных объектов, а как целостность, в которой все органично связано. В окружающей среде не существует тело, само по себе, разум сам по себе: и тело, и разум взаимодействуют с окружающей действительностью.

Мир вокруг дает детям целостные знания о природе, общественной среде, жизни человека и самого человека. В процессе ознакомления детей с окружающим миром педагог использует закономерности природы и социума для формирования целостности знаний, целостности сознания ребенка.

Ознакомление детей с окружающим их миром важно осуществлять по ряду принципов.

Принцип — основное производное положение какой-либо теории, учения и т. п; руководящая идея, правило деятельности.

Каждый учебный предмет, каждая профессиональная методика руководствуется соответствующей группой принципов, которые обеспечивают результативность обучения. Есть такие принципы и в методике ознакомления дошкольников с окружающей действительностью.

  1. Принцип интеграции знаний в процессе деятельности предполагает взаимосвязь задач из разных разделов программы: ознакомление детей с родной природой, окружающим миром, развитием речи, художественно-речевой деятельностью, формирование элементарных математических представлений. Решение этих задач осуществляется на интегрированных занятиях в дошкольном учебном заведении.
  2. Ознакомление дошкольников с природными объектами через принцип целостности и системности предполагает вооружение детей системой знаний об среде окружения в их целостности, что обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста целостной личности, целостного сознания, целостной картины мира.
  3. Ознакомление детей с природой по принципу деятельностного опосредствования предполагает погружение детей в различные виды познавательной деятельности (языковую, художественно-речевую, трудовую, продуктивную, игровую, конструктивную, коммуникативную и др).
  4. Ознакомление через взаимодействия, согласно которому, развитие и формирование целостной личности ребенка возможны только в системах: «организм — среда», «личность -окружающая среда», «ребенок — социум», «педагог — ребенок», «дети -окружающая среда». Ребенок живет и воспитывается в социальном окружении, именно поэтому в процессе организации его жизнедеятельности в окружающей действительности (природном, предметном, социальном) необходимо учитывать как субъективные, так и объективные условия, систему взаимоотношений, в которые включен ребенок.
  5. Принцип изоморфизма требует учитывать взаимодействие каждого ребенка как индивида, индивидуальности, личности с внешним миром, содействовать ее вхождению в процесс деятельности, образованию «личностного мира ребенка», ее целостного «жизненного пространства».
  6. Принцип обеспечения позитивного эмоционального фона жизнедеятельности ребенка в мире реализуется воспитателем такой организацией деятельности (познавательной, коммуникативной и др) детей, в которой каждый ребенок получает эмоциональное удовольствие от работы, общения, собственных и коллективных достижений.
  7. Принцип учета культурно-этнографических особенностей края (района, области, города) требует максимального использования культуры, обычаев, традиций той местности, в которой расположено дошкольное учреждение; культуры нации, этноса, сообщества, общества, страны; формирование целостной сознательной личности ребенка в рамках национальной культуры.
  8. Принцип единства внешних воздействий среды окружения и внутренних условий (принцип единства психики и внешней деятельности (познания) каждого ребенка, его внутреннего содержания, восприятия, представления, переживания, понимания, осознания соответствии с его индивидуальных свойств, его поведения, поступков, знаний, умений. По этому принципу предусматривается перевод способов познавательной деятельности детей с плана социального сознания в план сознания индивидуальной. Любой новый вид познавательной деятельности в дошкольном учреждении нужно вводить как внешнюю материальную деятельность с постепенным ее превращением во внутреннюю.
  9. Принцип наглядности и объективности — принцип, по которому любое обучение строится по «золотому правилу дидактики» А.Я.Каменского: все, с чем встречается ребенок, нужно, чтобы оно прошло через его органы ощущения и восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, моторное и др). В процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей среды или их заменителей (иллюстраций, картин, макетов, муляжей, видеофильмов и т. п) наглядность обеспечивает объективность знаний, добытых фактов, умозаключений.
  10. Принципы экологизации и валеологизации предусматривают формирование в процессе ознакомления детей с природой вокруг, экологического отношения к окружающей среде и к самому себе, воспитания у детей экологического мышления, вооружение их экологическими взаимоотношениями организма с окружающей средой. В процессе ознакомления детей с миром вокруг воспитатель знакомит с правилами безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, сохранения и укрепления их здоровья; формирование у детей научного понимания здорового образа жизни.
  11. Принцип сочетания познавательных и воспитательных задач в процессе ознакомления детей с окружающей средой является ведущим принципом учебно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Планируя любую познавательную деятельность, воспитатель обязательно предполагает и воспитательные задачи: воспитание любви к родному краю, Родины, родных и близких людей, воспитание патриотических чувств, гражданственности; экологическое, валеологическое, экономическое воспитание; воспитание трудолюбия, любознательности, настойчивости и тому подобное. Реализация указанных принципов будет способствовать формированию целостной сознательной личности ребенка, вооруженной знаниями, умениями и навыками поведения и жизнедеятельности в окружающей среде.

Взаимодействие ребенка с окружающим миромЗадача педагога при ознакомлении детей с природным окружением

  • обогащать эстетические впечатления;
  • развивать интерес к природному окружению;
  • сближать детей с миром объектов и явлений, среди которых они находятся ежедневно;
  • развивать сенсорные ощущения и обогащать чувственный опыт;
  • способствовать развитию мышления и речи;
  • формированию системы начальных знаний о доступные объекты и явления природы;
  • раскрывать возможности для самостоятельного применения приобретенных знаний в игре, труда, несложном экспериментировании;
  • способствовать формированию нравственных чувств;
  • формировать потребность в бережном отношении к природе.

Природа как фактор всестороннего развития

Взаимодействие детей с природным окружением является основой или фоном для всех других линий развития.

Здоровьесбережение и физическое развитие детей взрослые обеспечивают через:

  • ежедневное пребывание детей на свежем воздухе во время наблюдений, игр и труда в природе;
  • расширение контактов с растительным миром во время экскурсий и целевых прогулок в лес, на луг, к водоему;
  • употребление свежих соков, овощей и фруктов во время несложного экспериментирования (приготовление соков), дидактических игр (узнать по вкусу) и тому подобное;
  • соблюдения правил экологической безопасности в помещении, где находятся дети — проветривание, влажная уборка, выращивание комнатных растений.

Социальное и эмоциональное развитие детей реализуется через:

  • постоянное общение с природой;
  • усвоение норм и правил поведения в природе, соблюдение их и побуждение к этому других;
  • развитие нравственных и эстетических чувств средствами природы — общение ребенка с социальной и природной средой развивается от узко прагматического («хочу», «дай») к альтруистическому уровня;
  • обогащение эстетических впечатлений во время наблюдений, целевых прогулок, экскурсий;
  • обеспечение возможности воспроизвести свои чувства и впечатления в деятельности — изобразительной, игровой, коммуникативной и тому подобное.

Творческое развитие детей реализуется через:

  • игры, которые организуют дети с различными объектами и явлениями природы;
  • фантазирование на тему природы в изобразительной деятельности и художественного труда;
  • несложное экспериментирования с природными материалами — листьями, цветами, плодами.

Когнитивное развитие детей обеспечивают:

  • усвоение доступного объема знаний об объектах и явлениях природы;развитие сенсорных ощущений в процессе восприятия природных явлений и обследование природных объектов;
  • постепенное усложнение заданий при ознакомлении с природой — от простых задач (различать и называть природные объекты или явления) до сложных (устанавливать связи и зависимости в природе);
  • предоставление самостоятельности в определении содержания и способов познания окружающей действительности.

Речевое развитие детей обеспечивают:

  • наблюдения за природными явлениями, сопровождающиеся сравнениями, метафорами, эпитетами, которые вызывают у дошкольников эмоциональные переживания, желание подражания;обозначение словом названий, свойств и качеств объектов и явлений природной среды, побуждение к активному использованию таких слов в речи;
  • ответы на детские вопросы познавательного характера — «Что это?», «Как это называется?» и тому подобное;
  • овладение умениями передавать свои чувства и впечатления от увиденного в природе через речи;
  • индивидуальную и коллективную коммуникативную активность во время игр, труда в природе, экспериментально-исследовательской деятельности;
  • формулировка суждений и умозаключений во время детского экспериментирования в природе.

Методы и приемы ознакомления дошкольников с природой

Среди методов ознакомления дошкольников с природой предпочтение следует отдавать непосредственным методам, в частности:

  • наблюдению;
  • экспериментам;
  • игре;
  • труда.
  • Важными являются и словесные методы:
  • Именно словесные методы помогают постичь непонятное, раскрывают грани невидимого, объясняют целесообразность и направляют на ответственное отношение к природе.
  • Применяя наглядные методы, в частности рассматривания картин или иллюстраций, следует использовать такие приемы:
  • «вхождение» в картину — детям предлагается представить себя присутствующими в пейзаже или участниками события, изображенного на картине, и описать, что они видят и чувствуют;
  • рассказ о фрагмент картины — детям предлагают отыскать фрагмент картины, который им понравился больше всего, описать его и объяснить, чем именно он понравился;
  • размышления над «настроением» картины — дети с помощью взрослого пытаются описать настроение художественного произведения, которое хотел передать художник.

Вам также может понравиться

Источник: https://podrastu.ru/vospitanie/oznakomlenie-s-prirodoi.html

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. консультация (1 класс) на тему

  • Родительское собрание.
  • Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
  • Задачи:
  1. Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.

  2. Способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников.

Ход собрания.

Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях. Если нас с вами попросят вспомнить фильм «Доживем до понедельника», то мы сразу вспоминаем фразу, сказанную героем фильма: «Счастье – это когда тебя понимают».

Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому, который хуже одет и менее сыт?

Ответ прост: человеку мало лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный другими, и в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда, зависит от вас.

«Ребенок – это живой человек, — писал великий педагог А.С. Макаренко. – Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь.

По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослых.

И радости, и драмы этой жизни сильнее потрясают личность и скорее способны создать и мажорные характеры деятелей коллектива и характеры злобных подозрительных и одиноких людей».

Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку, среди которых можно выделить самые значимые: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание.

Некоторые родители особенно увлекаются дисциплиной. В таких семьях, дети, как правило, не чувствуют себя окруженными любовью.

Чтобы дети вели себя прилично, были любопытны, имели избыток радости, могли вести себя спонтанно, нужно выражать свою любовь к ним всеми способами.

Оказывается, что ребенок внимательнее всего слушает нас, когда мы смотрим ему в глаза.

Тяжелой для ребенка является родительская привычка – избегать смотреть ему прямо в глаза. Увы! Как часто мы выбираем такую суровую меру наказания! Для ребенка очень мучительно, когда родители специально и сознательно избегают смотреть на него. Это действует на него угнетающе, и может оказаться, что такие тяжелые минуты своей жизни ребенок никогда не забудет.

Глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь независимо от того, довольны вы им в данный момент или нет.

Второй способ выражения любви к ребенку – физический контакт.

Читайте также:  Деловая игра с родителями на родительском собрании в детском саду

При каждодневном общении с ребенком любящий взгляд и нежное прикосновение необходимы ему. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с окружающими его людьми. Ему будет легко общаться, а следовательно, он будет пользоваться всеобщей симпатией.

Третий способ выражения любви – пристальное внимание. В чем оно заключается?

В том, что мы сосредотачиваемся на ребенке полностью, не отвлекаемся ни на какие мелочи, так чтобы наш ребенок ни на мгновение не усомнился в нашей полной, безоговорочной любви к нему.

Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что для своих родителей он – самый важный человек в мире.

Не имея возможности уделять ребенку достаточно внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб.

Пристальное внимание – это насущная потребность каждого ребенка.

Не получая достаточно внимания, ребенок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие.

Ежедневно выкраивайте время, чтобы побыть с ребенком наедине. Как сказал С. Соловейчик: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребенка и берлогой для большого».

  1. Не скупитесь на любовь к вашему ребенку!
  2. Ритуалы, которые нравятся детям:
  3. — Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
  4. — Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия.
  5. — В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для ребенка и родителей.
  6. — На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
  7. — В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
  8. — Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/02/16/znachenie-emotsiy-dlya-formirovaniya

Организация взаимодействия ребенка с отклонениями в развитии с окружающей средой

Для более полноценного развития ребенка с ограничен­ными возможностями жизнедеятельности родители долж­ны обеспечить ребенку максимальную широту социальных контактов, общение со здоровыми сверстниками.

Нельзяполностью лишить ребенка общения с детьми, опасаясь его непохожести на остальных, негативной реакции здоровых детей на его физические или психические недостатки. Рано или поздно ребенку придется самому общаться с окружаю­щим миром. Ограничивая круг его общения членами се­мьи, родители фактически обрекают его на «заточение».

Какими бы гуманными соображениями не диктовалась та­кая обособленность от сверстников, она в дальнейшем обер­нется гораздо более тяжелыми последствиями, чем можно было бы предположить.

Не следует родителям и членам семьи отстраненно наблю­дать, как стихийно складываются взаимоотношения ребен­ка со сверстниками. Чтобы помочь ему комфортно чувство­вать себя в среде сверстников, необходимо установить контакт с детьми, с которыми он будет общаться, помочь ему стать своим человеком в детской компании, заслужить дове­рие ребят; организовать совместные игры и общение таким

Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков…

образом, чтобы ребенок не выглядел беспомощным, не был им обузой.

Родители, которым удалось организовать обще­ние своего нетипичного ребенка со сверстниками, советуют привлекать братьев, сестер, детей родственников и соседей к тому, чтобы именно они «вводили» ребенка в мир своего дет­ства. Такой подход может в значительной степени облегчить в перспективе социальную адаптацию уже взрослого челове­ка, помочь ему найти свое место в жизни.

В то же время не следует «навязывать» ребенка, если его не воспринимают. Если предлагаемая среда для игры или общения не готова пока принять ребенка, можно попробо­вать иные способы подготовки окружения к приходу особо­го ребенка.

Надежным, проверенным способом является приглашение людей к себе в дом или инициативные объеди­нения семей, имеющих детей с проблемами в развитии (12). Важнейшей задачей для родителей является подготовка детей и подростков с отклонениями в развитии к трудовой деятельности.

Основными направлениями усилий семьи в подготовке ребенка к труду являются: формирование и закрепление навыков самообслуживания; использование разнообразных стимулов с целью поощрения ребенка к про­явлению трудовой инициативы, самостоятельности, к ока­занию помощи тем, кто в ней нуждается; привлечение к вы­полнению посильной домашней работы; обучение ведению домашнего хозяйства, содержанию в порядке своего рабо­чего места; ознакомление с трудовой деятельностью роди­телей, родственников; помощь в выборе места профессио­нального обучения.

Необходимо расширять занятость детей хозяйственно-бытовым трудом, формировать социальный опыт, широко использовать социально-педагогические и реабилитацион­ные возможности труда.

Ручной труд, занятия моделирова­нием и конструированием, сельскохозяйственный труд спо­собствуют умственному и нравственному развитию детей с особыми нуждами, являются мощным фактором развития детской солидарности, налаживания деятельностного обще­ния детей со взрослыми.

Детей нужно учить правилам поведения в общественных местах: в транспорте, в магазине, на улице и т. д., знакомить

Глава 3. Особенности коррекции речи детей…

Логопедический аспект семейного воспитания ребенка…

с учреждениями социально-бытового назначения. Правиль­ное воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье оказывает благотворное влияние не только на него, но и на психологический климат всей семьи.

Дети, которые прохо­дят школу жизни вместе с родителями, имеют больше воз­можностей для своего развития — чем больше усилий при­ложено родителями к воспитанию и обучению ребенка с ограниченными возможностями, тем более благополучной будет его судьба.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается тотальное недоразвитие познавательной деятельности и пси­хики в целом: нарушаются мышление и речь, внимание и память, моторика и эмоционально-волевая сфера.

Необходи­мо учитывать, что само понятие «недоразвитие» свидетель­ствует о том, что развитие не закончено, оно не остановилось и будет продолжаться.

Успех коррекционной работы во мно­гом зависит от двух факторов: глубины поражения цент­ральной нервной системы, с одной стороны, и от форм и ме­тодов коррекционно-педагогического воздействия, с другой.

Снижение познавательной деятельности детей с интел­лектуальным недоразвитием приводит к ограниченности и бедности их представлений об окружающем мире, резкое снижение потребности в речевом общении — к ограниченно­сти речевых контактов и отрицательно сказывается на про­цессе овладения речью. Ксоциальным факторам, обусловли­вающим нарушения речи у умственно отсталых детей, следует отнести слабость речевых контактов и недостаточ­ность стимуляции к речевому общению. Во многих семьях препятствием для развития речи умственно отсталого ребен­ка является излишняя опека ребенка всеми членами семьи, ограничение его речевой активности, отсутствие стимуля­ции к речи, изоляция ребенка от общения с окружающими детьми. Часто вместо вербальных связей в семье устанавли­вается невербальное общение посредством мимики и жестов, что также отрицательно сказывается на развитии речи.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s28404t7.html

Формы взаимодействия с окружающим миром

  • Тот, кто не знает, что такое мир, не знает и места своего пребывания.
  • Незнающий же назначения мира не знает ни того, кто он сам, ни того, что такое мир.
  • Марк Аврелий

В данном параграфе мы опять возвращаемся к решаемому веками вопросу отношения внутреннего и внешнего.

Этот вопрос весьма важен для каждого не только как теория, наука, абстракция, но и как практика, рекомендация к поведению, понимание конкретных ситуаций. В предыдущих главах было подробно рассмотрено содержание взаимодействия с окружающим миром. Здесь мы говорим о формах.

Как известно, содержание и форма — две неразделимые категории, в отношениях которых главное — соответствие. Содержание, не нашедшее своей формы, лишено гармонии и не может быть привлекательным, восхищать. Форма, не наполненная соответствующим содержанием, — пуста, бедна, несовершенна.

Это относится к любому продукту, произведенному как товар, к произведениям искусства, к интеллектуальной продукции.

Каким бы сложным ни было взаимодействие с окружающим миром, его понимание необходимо и оправдывает некоторое упрощение, свойственное моделям.

Выделяют три формы отношений с окружающим миром:

  • чувства, через которые осуществляется наполнение сознания эмоциональным содержанием;
  • мышление, через которое обеспечивается наполнение сознания интеллектуальным содержанием;
  • воля, благодаря которой сознание получает знание из внешнего информационного пространства; путем волевых установок усваивается внешнее содержание, становясь внутренним, своим, усвоенным.

Все три канала образуют единство и целостность: информация, полученная в готовом виде с материальных носителей (потребление произведенной ранее кем-то продукции), перерабатывается в процессе мышления (производство собственной продукции — мысли).

Оба эти процесса происходят в определенной эмоциональной атмосфере, которая является условием и обусловливает эти процессы: либо тормозит, либо способствует, меняясь от порождаемого удовлетворения, от отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему. Это целостность, это единство.

Чтобы понять целостность, изучают части в их взаимопроникновении. Рассматривают пути наполнения сознания: чувства, мысли, воля.

и средства (посредством чего):

  • • ощущение;
  • • внимание;
  • • восприятие;
  • • память;
  • • мышление.

Для удобства рассмотрения составим таблицу и опишем каждый элемент отдельно, не забывая о его связях с остальными.

Эти описания будут репродуктивным содержанием, которое надо взять в готовом виде (процесс потребления), после чего осмыслить каждое в отдельности в логике дополнения, уточнения, критики и произвести в процессе поиска связей собственное знание — продуктивное.

Таким образом, каждая клетка таблицы наполнится интеллектуальным содержанием — это тренинг на развитие интеллекта в процессе производства собственных мыслей.

Пути наполнения сознания знанием Со-знание
Чувства Мысли Воля
Средства Ощущение
Внимание
Восприятие
Память
Мышление

Отношения с окружающим миром определяют состояние сознания, семантический смысл которого характеризуется следующей формулой: со-знание — это: знание + знание + знание.

Стало быть, главная характеристика сознания — процесс и результат его наполнения информацией об окружающем мире и себе в нем. Многовековые исследования позволили установить универсальную типологию качественно различающихся знаний, приобретаемых разными путями: чувства, мышление, воля, которая отражает в большей степени процесс наполнения сознания:

  • • эмоциональным содержанием как чувственным различением степени прекрасного — безобразного;
  • • интеллектуальным содержанием, полученным в процессе производства собственных мыслей, продуктивным знанием;

• волевым усвоением материализованной информации, репродуктивным содержанием.

Все они не могут рассматриваться в логике «либо, либо», так как непрерывно дополняют друг друга. Логика их отношений «и то, и то», но с преобладанием чего-то в зависимости от внешних и внутренних установок и условий.

Значительное преобладание или принижение важности одного из них в процессе наполнения обусловливает особенность сознания.

Исследования показывают значимость возрастного фактора, влияние возраста на характер отношений с окружающим миром не только единичного субъекта, но и коллективного.

Источник: https://studref.com/523197/pedagogika/formy_vzaimodeystviya_okruzhayuschim_mirom

Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста



В статье рассматривается проблемавоспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, а также предложена методика исследования отношения младшего школьника к природе, выявление у детей желания сохранять и бережно относиться к окружающей среде.

Ключевые слова: младший школьник, воспитание, ценности, природа, экологическое сознание

Между людьми и окружающей их средой устанавливаются различные связи и отношения, дающие возможность жить человеку как природному и общественному существу. Человеческое отношение к природе — это отношение любви, озаряющей свою жизнь высшим и духовным смыслом.

Перед преподавателями начальной школы стоят важные задачи: формирование у младших школьников ценностного отношения к природе, экологического сознания, ориентированного на отсутствие противопоставления человека и природы.

Главной задачей такого воспитания будет являться воспитание у детей младшего школьного возраста личностного отношения к природе, как жизненно важной ценности, а также осознание ребёнком своего места в природе и своей роли в её сбережении и сохранении.

Такие ученые, как М. Г. Казанцева, Л. П. Разбегаева, Н. А. Щуркова изучали концептуальные подходы к воспитанию у детей ценностных отношений. В работах данных авторов сформулированы цели, принципы, ценности, охарактеризованы содержание и методические условия становления экологической культуры учащихся начальной школы.

Читайте также:  Викторина по сказкам для 1-4 классов

Понятие “ценность” относится к числу таких общенаучных определений, значение которых особенно велико для педагогики. Ценности формируются в процессе переживания и осознания субъектом значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие.

В педагогике ценностные отношения понимаются как положительные отношения личности к системе ценностей, принятых в обществе и регулирующих поступки человека.

Ключевым словом в данном определении является словосочетания «положительное отношение», ведь именно эмоциональная сфера младшего школьника является важнейшей частью его развития.

Для того, чтобы педагогу сформировать у учеников ценностное отношение к природе, необходимо создать положительный эмоциональный фон при изучении природы и взаимодействия с ней.

В начальной школе дети наиболее восприимчивы к получаемой информации, поэтому экологическую культуру необходимо развивать у детей с первых занятий в школе, а также во внеурочной деятельности.

В младшем школьном возрасте дети способны выделять себя из окружающей среды, у них происходит развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, проявляется взаимодействие ребенка с природой.

Учитель, на первых этапах обучения, может провести анализ отношения ребенка к природе. Выходя на прогулку, можно заметить, как младший школьник взаимодействует с природой, проявляет ли бережное отношения к ней.

В процессе обучения, у учителя предоставляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Как правило, экологический курс в начальной школе выступает в рамках общеобразовательного предмета «Окружающий мир», но это не всегда даёт детям проявить свой творческий потенциал.

Учителям не стоит ограничивать взаимоотношение детей с природой лишь теоретическими знаниями и правилами, важно сформировать их практическую деятельность, познакомить детей с окружающим миром, научить понимать и уважать природу, дать каждому ребенку возможность почувствовать себя “ответственным лицом”, быть причастным к происходящему.

Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.

Как известно, дети младшего школьного возраста зачастую склонны к подражанию и повторению за взрослыми, в особенности за педагогом.

Поэтому важным критерием в успешности выполнения задач бережливого отношения к природе является отношение самого педагога к окружающему миру, ведь именно взаимоотношения педагога и природы будут идеалом для ребенка.

Учителю необходимо поставить в основу воспитания общую систему, компонентами которой являются человек и природа, показать и доказать ученикам, что в основе этой системы должны находиться демократические отношения и не может быть главенствующего элемента.

Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по различным направлениям, каждое из которых находится в тесной взаимосвязи с другими. Эти направления раскрывают различные стороны духовно-нравственного развития гражданина Российской Федерации.

Каждое из направлений воспитания и успешного вхождения в общество обучающихся опирается на определенную систему базовых национальных ценностей, которые должны быть приняты детьми.

Одним из главных направлений является экологическое воспитание младших школьников, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде [2].

К основным задачам по данному направлению относят: развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

В младшем школьном возрасте ставится цель заложить фундамент знаний о связях в природе, которые будут способствовать формированию экологической культуры личности.

Обязанность беречь, сохранять богатства природы стало требованием Конституции.

Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Результативность усвоения знаний и достижения целей экологического образования в основном зависят именно от начального этапа обучения в школе, где закладываются основы формирования личности ребенка.

Идея необходимости формирования знаний о экологии у детей младшего школьного возраста должна осуществляться на уроках, а также во внеурочной деятельности.

Воспитывая детей в рамках экологического воспитания, следует формировать у них доброжелательное и почтительное отношение ко всему живому и неживому, осознание ценности всех природных проявлений.

Формирование у детей экологического сознания является основной задачей экологического образования.

У детей должно сформироваться сознание, при котором они будут ставить природу наравне с человеком, будут стремиться свести к минимуму свое вмешательство в законы и жизнь окружающего их мира [3].

Задачами внеурочной работы по данному направлению являются: расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе, к охране окружающей среды, проявление интереса к сохранению и поддержанию жизни природы.

Различные формы и виды внеурочной деятельности взаимно дополняют друг друга, делая процесс обучения и воспитания детей младшего школьного возраста более результативным и доступным.

На занятиях дети знакомятся с различными заповедниками, с животным и растительным миром, с птицами, насекомыми. С целью повышения результата занятий они должны проводится в игровой форме. Групповая внеурочная работа играет важную роль в формировании экологической культуры ребенка.

С детьми могут проводится различные праздники, викторины, ролевые игры на экологические темы.

В рамках воспитания ценностного отношения к природе младших школьников можно провести различные внеклассные мероприятия, такие как «Интересное путешествие в царство природы», «Цветы — источник радости в жизни» (игровая программа), День земли, праздник Осени, биологическая викторина «Три клада у природы есть…» и другие. Так же с детьми можно провести экскурсию, на каждом этапе которой детям в игровой форме будут предложены различные задания, направленность которых нацелена на сбережение и заботу о природе [1]

Следовательно, на основе полученных знаний и грамотного применениях их на практике, урочная и внеклассная работа создают необходимые условия с целью приобретения опыта отношения человека и природы.

На уроках в начальной школе дети, получив знания ценностного отношения к природе, ее сбережения и сохранения, смогут применить эти знания в повседневной жизни.

Например, младшие школьники будут знать, что нельзя разжигать костры в лесу, рвать цветы и ломать сучья у деревьев, а также как относиться к живым обитателям природы, как помочь сохранить здоровье окружающей среды и многое другое.

Следует отметить, что вся работа по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста опирается на природную любознательность детей, проявления интереса к тайнам и загадкам окружающего мира.

Приведем методику «неоконченных предложений», которая помогает исследовать отношение младшего школьника к природе.

Учитель читает ребенку начало предложения, а он должен закончить его так, как он считает нужным, написать свое видение продолжения фразы быстро и не задумываясь. Педагог записывает ответы младшего школьника на листок.

В случае, если учащийся делает перед ответом слишком длинные паузы, следует напомнить ему о том, что нужно отвечать не задумываясь. Ниже мы предлагаем примеры предложений:

Эмоционально-оценочный компонент:

  1. «Для меня природа — это…»
  2. «Когда я вижу, как кто-то срывает цветок, то я…»
  3. «Человек и природа…»
  4. «Отдыхая на природе, я …»
  5. «Я считаю, что охотники…»
  6. «Если бы не было растений и животных…»
  7. «Думая о природе, я вспоминаю…»

Мотивационно-поведенческий:

  1. «Если бы я увидел птенца, выпавшего из гнезда, то я …»
  2. «Сажая цветы, я думаю …»
  3. «Для того чтобы птицы не были голодными зимой нужно…»
  4. «Заботиться о животных и растениях необходимо, потому что …»

Методика неоконченных предложений, по сравнению с другими проективными методами, является достаточно простой по замыслу. Поэтому в основном учителю удается получить те сведения, являющиеся новыми в большей степени для него, чем для ребёнка.

Таким образом, для формирования ценностного отношения в воспитательной деятельности ребенка младшего школьного возраста необходимо затронуть такие компоненты, как когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий. Говоря о формировании ценностного отношения к природе нужно помнить о том, что ученику необходимы не только знания об окружающем мире, но и непосредственное взаимодействие с природой.

Литература:

1. Базарнов В. Ф. Экскурсия как форма экологического образования. — Томск, 1997. — 65 с.

2. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. — 2003. — № 5. — С.64–75.

3. Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. — 1989. — № 5. — С.25–27.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, младший школьный возраст, ценностное отношение, ребенок, младший школьник, начальная школа, окружающая среда, окружающий мир, внеурочная деятельность, экологическое образование.

Источник: https://moluch.ru/archive/130/36144/

Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой

Формирование системы знаний о природе у детей способству­ет расширению круга представлений ребенка о мире в целом.

Уста­навливая связи и зависимости, существующие в природе, дети учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать име­ющуюся у них информацию.

Именно это по­зволяет решать еще одну задачу – интеллектуальное развитие де­тей средствами познания природы, развивать у них мыслитель­ные процессы и операции.

Следующей задачей интеллектуального развития ребенка в про­цессе ознакомления с природным окружением является формиро­вание его сенсорной культуры. Познание малышом окружающей действительности в силу его возрастной специфики, а именно наглядного характера мышления, осуществляется посредством различных органов чувств.

Как отмечал классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский, ребенок мыслит формами, краска­ми, звуками, ощущениями. Великий русский физиолог И. М. Се­ченов отмечал, что познание окружающего мира невозможно без включения в этот процесс различных органов чувств.

Причем чем больше анализаторов принимает участие в процессе познания, тем знания о познаваемом объекте или явлении полнее и прочнее.

Продукты деятельности органов чувств необходимо рассмат­ривать как источники развития психики, интеллекта. Именно по­этому формирование сенсорной культуры ребенка является не­отъемлемой частью умственного его развития.

Решение данной задачи в процессе ознакомления дошкольников с миром приро­ды направлено на совершенствование анализаторной сферы де­тей, что, в свою очередь, составляет основу для формирования представлений и понятий ребенка о мире природы.

Еще одной задачей, решаемой в процессе умственного разви­тия детей средствами познания природы, Э.И. Залкинд считает воспитание у дошкольников исследовательского отношения к миру природы.

С задачей воспитания познавательного отношения к миру у детей неразрывно связано развитие такого качества личности, как на­блюдательность. Приучая дошкольников наблюдать мир природы, т. е.

целенаправленно сосредоточивать свое внимание на ее объек­тах и явлениях, мы тем самым развиваем внимание и вообра­жение дошкольников. И снова можно привести высказывание К.Д. Ушинского, который писал: «Чтобы образовать обширный и сильный ум, должно много наблюдать и думать».

Необходимо при­учать ребенка присматриваться к окружающему миру, подмечать в нем существенное и характерное для каждого предмета и явле­ния, замечать происходящие изменения.

Вместе с тем следует помнить, что, развивая сенсорную куль­туру детей, воспитателю важно соотнести чувственный опыт де­тей с доступным для них изложением.

Готовность к  усвоению детьми дошкольного возраста системных зна­ний доказана исследованиями как психологов (Л.С.Выготский, А. В.Запорожец), так и педагогов (Н.Н. Поддъяков, Е. И. Радина, А. П.Усова). В исследованиях Н.Н.Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, Е. Ф. Терентьевой, И. Хайдуровой и др. разработаны кон­кретные системы знаний о мире природы для детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Рассказы о животных мамин-сибиряк читать

Большой интерес представляет исследование Л.М. Маневцовой (1985), ориентированное на формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных.

Автор отмечает, что система знаний о сезон­ных изменениях в природе создает у ребенка представление о це­лостной картине мира, способствует формированию элементов материалистического миропонимания.

В основу программы системных знаний положена идея об обусловленности сезонных из­менений факторов окружающей среды (температура воздуха, ос­вещенность, наличие и характер осадков и пр.) сменой положе­ния Земли и Солнца относительно друг друга.

В результате проведенного экспериментального исследования автор не только доказала готовность усвоения детьми старшего дошкольного возраста системных знаний о сезонных изменениях в мире природы, но и показала, что особое значение имеет выбор методов работы с детьми.

Оптимальным методом формирования системы знаний о сезонных изменениях в жизни животных, по мнению Л. М. Маневцовой, должно стать широкое использование моделей и деятельности по моделированию.

Именно модель позво­ляет в единстве раскрыть пространственно-временные и причин­но-следственные зависимости, предлагаемые для усвоения детям.

Источник: https://magref.ru/formirovanie-gotovnosti-rebenka-k-pravilnomu-vzaimodeystviyu-s-okruzhayushhey-prirodoy/

Взаимодействие детей с окружающим миром

  • Организация сотрудничества детей и взрослых в процессе взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
  • Ключевые слова:
  • общественная жизнь, надежда, сочувствие, уважение, эмпатия, личность.
  • Аннотация:

Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

В современном обществе при наличии большого количества развивающих центров для детей, открытым доступом к образовательным услугам педагогов, психологов с одной стороны, и занятостью родителей, дефицитом времени для воспитания ребёнка, потерей значимости института семейного воспитания с другой, остро стоит проблема взаимодействия ребёнка со взрослым в дошкольном возрасте.

Педагог может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может помочь детям найти смысл жизни, ценить правду, научить их простым жизненным принципам: избегай лжи и тайн, не трать больше, чем у тебя есть, научись отдыхать, доводи начатое дело до конца.

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий учителя и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.

Мы можем помочь детям ощутить единение с другими.Наиболее значимой группой для детей, разумеется, является их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них становится принадлежность и к другим группам: к группе в детском саду, спортивной команде, к отряду скаутов и т.д.

Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не чувствуют своей принадлежности к общественной жизни.

Нередко «плохое» поведение на занятиях возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание.

Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, детям, как ни странно, необходимо признание их личной истории. Они хотят показать, что они гордятся своей семьей, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что они умеют, чему хотят научиться, каким видят свою группу.

Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они пытаются держаться в стороне от всех.

Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять одногруппникам и воспитателю.

Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они «не такие как все», но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны.

Мы можем вселить в детей надежду.Важнейшая задача педагога — укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Очень важно научить детей гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее.

Надежда — это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна.

Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.

Мы можем показать детям, что значит уважение.Хорошие воспитатели на своих занятиях не только заботливы по отношению к детям, но и уважительны с ними.

При этом забота должна быть скорее непрямой и проявляться в каких-то действиях, направленных на то, чтобы лучше познакомиться с детьми, постепенно понять истории их жизни и не отказываться даже от тех детей, с которыми Вам трудно и тяжело.

Напротив, уважение к ребенку может и должно проявляться напрямую, непосредственно, в связи с его конкретным поведением.

Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: «Чему научил тебя этот случай?» или «Что ты сейчас чувствуешь?» и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему.

Мы можем помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность.Именно в младшем возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.

Можно помочь детям научиться принимать решения .

Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Мы можем упражняться с ними в принятии справедливого группового решения.

Также мы можем помогать детям видеть и понимать те возможности, которые в нашей культуре подавляются или искажаются. Например, можно обратить их внимание на то, что самый лучший подарок — это наше время и внимание, а не какая-либо очень дорогая вещь.

Очень поучительно для детей, например, услышать от учителя необычное определение богатства, вроде такого: «Я полагаю, что богата та семья, которая больше других в полном составе наблюдала за закатами солнца».

Мы можем учить детей сочувствию.Достичь этого можно, пробудив у детей интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции.

Педагог может помочь расцвету личности ребенка

Если мы хотим, чтобы ребенок развивался и рос как личность, нам нельзя допускать, чтобы он ориентировался только на наши требования.

Напротив, мы должны помочь ребенку следовать его собственным внутренним целям и желаниям.

Обычно детям бывает легче осознавать свои личные цели, когда они выражают их в творчестве: когда они пишут, сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах, рисуют или ставят детские пьесы.

Мы можем развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками.

Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения.

Очень важно побуждать детей давать обратную связь одногруппникам и воспитателям. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.

Педагог может помочь детям справляться со своими страхами и стрессом. Для этого нам необходимо предоставить детям возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Мы можем показать им, как рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслаблять душу и тело.

Мы можем показать детям, как можно жить без насилия.

В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта. Мы можем помочь группе отказаться от разрешения проблем с помощью кулаков, можем научить детей контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме.

Мы можем помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности.

Это означает, что мы тщательно продумываем, кого из группы мы хотели бы в первую очередь вовлечь в ту или иную игру. Педагог принесет пользу, если научит их расслабляться и при необходимости прибегать к помощи собственной фантазии.

Особенно эгоистичным и самовлюбленным детям пойдут на пользу игры, направленные на эмпатию и сочувствие. Неуверенные в себе дети могут развить в себе недостающие качества с помощью игр по теме «Как добиться успеха?» и «Повышаем самоуважение».

Конечно, и для остальных детей эти игры окажутся полезными, и все же было бы хорошо, если бы воспитатель, выбирая игру, имел в виду конкретных детей, которым эта игра поможет больше других.

Мы можем развить в детях чувство юмора

«Жизнь и без того достаточно сложна, чтобы мы еще и чувствовали себя несчастными» (Жанна Моро). Как можно чаще проявляйте чувство юмора, тем самым показывая детям, что жизнь вполне сносна, если уметь даже в сложных ситуациях видеть комическое и иногда позволять себе просто смеяться.

Есть немало игр, основная цель которых — посмеяться и повеселиться. Совсем неплохая идея — ввести за правило раз в неделю проводить занятие, в ходе которого дети будут рассказывать анекдоты и смешные истории.

Тем самым можно добиться и того, что на уроках заметно снизится число мешающих учебному процессу дурачеств, ведь тогда дети будут знать, что на занятиях есть время и для их чувства юмора.

Мы можем помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.Общество часто рассматривает детей прежде всего как будущих потребителей, заставляя их иметь множество желаний и поощряя их стремление к скорейшему удовлетворению этих желаний.

В этой связи самое важное, что дети могут вынести из детского сада, школы и семьи в самостоятельную жизнь, это необходимые для жизни социальные навыки и качества личности. К таким навыкам в первую очередь относятся умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки.

Требуется немало времени, чтобы эти навыки выработались и стали прочными и устойчивыми, поэтому чем раньше мы начинаем развивать их в детях, тем более мы можем быть уверенными в том, что они смогут проявить эти важные для жизни добродетели даже в очень сложных и неоднозначных ситуациях.

Мы знаем, что рано или поздно все дети окажутся в тяжелых условиях переполненного рынка труда, на котором многое зависит от их способности работать в команде, в то же время оставаясь самостоятельными личностями.

И лишь тот добьется в дальнейшем успеха, кто научится держаться до конца и при самых сложных обстоятельствах не отказываться от своих устремлений. Поэтому о…

Источник: https://www.InfoUroki.net/vzaimodeystvie-detey-s-okrujayushchim-mirom.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector