Внеклассное мероприятие в начальной школе. чайковский

Конспект внеклассного мероприятия «Цветы в жизни Чайковского»

Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области Описание материала: Предлагаю конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов по теме «Цветы в жизни Чайковского». Этот конспект предназначен для учащихся 6-8 классов, направлен на воспитание любви к природе, музыке, литературе. Данный материал будет полезен для учителей биологии, музыки, литературы, педагогов дополнительного образования. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество». Цель: ознакомление с различными способами создания художественного образа (словесные приемы, музыка) Задачи: развивать познавательный интерес; формировать творческое воображение, представляя художественный образ, который заключается в музыкальном произведении; воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство; Методические приёмы: беседа-диалог, прослушивание музыкальных композиций, просмотр презентаций, фрагмента из балета «Щелкунчик» и беседа по ним, подведение итогов. Предварительная работа: выставка книг, подбор музыкальных произведений П.И.Чайковского.

Ход мероприятия «Цветы в жизни Чайковского»

Учитель: Сегодняшнее мероприятие посвящается П.И.Чайковскому. Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский Вам знаком фортепьянный цикл «Времена года» Чайковского? В нём композитор отразил дорогие его сердцу картины природы. Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Бернарду, издателю журнала «Нувеллист». Послушайте стихотворение А.Майкова и скажите, какому месяцу посвящено произведение Чайковского? Голубенький чистый Подснежник: цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слёзы О горе былом И первые грёзы О счастии ином.

(Звучит музыка «Апрель»)

Какие цветы представлял П.И. Чайковский, когда писал это произведение?

(Заслушиваются ответы)

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский ПролескаВнеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский ГалантусыВнеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский Ветреница дубравная Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский Ветреница лесная

Учитель:

Давайте послушаем его музыку из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов»

(Показ фрагмента из балета)

Как красиво, используя интонации, которые исполняют арфа, скрипки, виолончели, композитор Чайковский изобразил целый луг танцующих цветов. В композиции «Вальс цветов» чувствуется нежность и легкость настроения композитора. Как вы думаете, какие цветы любил П.И.Чайковский? (Заслушиваются ответы) В детстве Чайковский с душевным трепетом ожидал цветения ландышей, надеясь, что вот-вот появятся гномы, изображения которых он видел на гербе Воткинского завода, и зазвонят в маленькие белые колокольчики. Живя в Клину, он, как настоящий садовод, разводил эти цветы, в том числе и редкие махровые формы. Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский «Царем цветов я признаю ландыш, — писал П. Чайковский, — к нему у меня какое-то бешеное обожание».Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский 1 ученик: С ландышами связана и легенда о былинном богатыре Садко. Страстно полюбила Садко и его песни водяная царевна Волхова. Когда Садко выбрался из подводного царства, то Волхова решила выйти на берег, чтобы в последний раз услышать песни любимого. На берегу, среди стройных берёз, она увидела Садко в объятиях Любавы и поняла, что богатырь любит другую. Едва сдержав рвущийся из груди крик, Волхова бросилась к воде, чтобы навеки погрузиться в холодное водное царство. И только луна была свидетельницей её слёз, градом катившихся из глаз, жемчужинами падавших в шёлковую траву и превращавшихся в ароматные ландыши. Поэтому цветок считается также символом боли девичьих сердец от неразделенной любви.Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский 2 ученик: О ландышах написали и братья Гримм в своей сказке о Белоснежке. Когда Белоснежка спасалась от злой мачехи, она случайно рассыпала своё ожерелье, жемчужины проросли и превратились в цветы. А еще ландыши служат фонариками для гномов, потому что в них прячутся на ночь солнечные зайчики. Иногда в ландышах живут маленькие лесные человечки — эльфы.Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский Культивировать ландыш стали в середине XVI века. В России первые продавцы этих цветов появились лишь в конце XVIII века. Ландыши были любимыми цветами математика С. Ковалевской, химика Д. Менделеева, писателя А. Куприна, поэтов В. Брюсова и А. Фета.

3 ученик:

Из Флоренции Чайковский пишет брату Модесту: «Один вид этих милых цветов, красующихся в эту минуту на столе моем, уже достаточен, чтобы внушить любовь к жизни».Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский Ландышам композитор посвятил трогательное стихотворение, что для человека, не писавшего стихов, было проявлением истинного восхищения: Отсылая его брату, он пишет: «…Я вспомнил, как мы весной все ездили в лес …за ландышами …Я ужасно горжусь этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать на самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные.. . Я работал над ними с таким же удовольствием, как и над музыкой». При этом на предложение брата опубликовать эти стихи Чайковский отказался.

Учитель:

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры? Другие есть цветы роскошней и пышней, И ярче краски в них, и веселей узоры, — Но прелести в них нет таинственной твоей. В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь? Чем манишь так к себе и сердце веселишь? Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь! Или блаженство нам грядущее сулишь? Не знаю. Но меня твоё благоуханье, Как винная струя, и греет и пьянит, Как музыка, оно стесняет мне дыханье И, как огонь любви, питает жар ланит. Кстати, стихи эти были положены на музыку. Но не самим Чайковским, а другим композитором, не менее горячим поклонником ландыша — А. С. Аренским.

(Прослушивание записи «Ландыш» А.Аренский – П.Чайковский в исполнении Н.Казанцевой)

4 ученик: Надежда Филаретовна фон Мекк (меценат П.И. Чайковского) писала: « Сегодня цветочный праздник, и у меня на столе стоит великолепный букет ночных фиалок и распространяет аромат по всей комнате. Знаете ли Вы этот цветок, мой милый друг? Я не знаю его ботанического имени, но популярное его название есть ночная фиалка…». П.И. Чайковский отвечает: « Ночные фиалки мне очень известны. Они обильно растут на севере; в июне и в Московской губернии их очень много. Их аромат приятен, но несколько приторен. Зато они чрезвычайно красивы, и так как растут тотчас после отцвета ландышей, то, когда случалось живать летом на севере, я утешался ими, их белый цвет отчасти даже напоминал мне несравненный весенний цветочек.» Речь идёт об орхидее под названием «любка двулистная». Ночью лес наполняется сильным и нежным благоуханием этих растений. Народные названия любки — «ночная красавица» или «ночная фиалка», «царские свечки». Поэт Всеволод Рождественский написал такие о ней такие строки: В местах сыроватых, где бродят туманы, Где в травах опушек росинки блестят, Ты в сумерках запах услышишь медвяный: Ночная фиалка струит аромат. В Бразилии где – то цветут орхидеи, Большие, как бабочки, чудо – цветы, Но северный цветик нам ближе, роднее… Эти цветы занесены в Красную книгу.

Примечание:

Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

(Звучит музыка П. Чайковского «Май»)

5 ученик: Из письма П.И.Чайковского Н. Ф. фон Мекк 30 июня 1890 г. Милый, дорогой друг мой! Я был очень тронут и обрадован вчерашней телеграммой Вашей. Из нее я узнал, что Вы благополучно совершили переезд свой в Россию. Глубоко благодарен за внимание Ваше. Если лето будет далее всё такое же небывало теплое и чудесное, как было до сих пор, то я уверен, что пребывание в Отечестве на этот раз будет Вам приятнее, чем в прошлые года. Такой благодати, какую Бог посылает нам в это лето, я не запомню. Цветы у меня расцвели в невероятном изобилии. Я всё более и более пристращаюсь к цветоводству и утешаюсь мыслью, что если наступит старческое ослабление моих музыкальных производительных способностей, то я всецело предамся цветоводству.

(Звучит музыка П. Чайковского)

Учитель: Всех поэтов, художников и композиторов всегда вдохновляли цветы. Если вы увидите цветок, то не проходите мимо. Наклонитесь, поглядите на чудо. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. Берёт крупинку мягкой чёрной земли, дождинку и воздух, голубой лоскуток неба и лучик солнца. Всё смешивает без пробирок и колб. И вот из одной и той же чёрной земли он — то красный, то синий, то сиреневый, то золотой. Природа – мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое чудо. Наполнило его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни. И, может быть, кто-то из вас сможет создать прекрасные стихи, написать музыку об этих прекрасных созданиях. Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию» Сценарий праздника «Осенние посиделки» для 5-6 классов Сценарий игры по станциям для 6 — 7 классов Зимние олимпийские игры, 6-7 класс

  • Внеклассное мероприятие 6, 7 класс
  • Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий
  • Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
  • Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК
  • День здоровья в школе. Сценарий
Надежда Павловна Панфилова # 27 января 2015 в 18:54 +2
Здравствуйте,Наталья Сергеевна!С Вашего позволения,попробую первой дать комментарий такому чудному занятию.У вас словно в танце переплелись две самые прекрасные стихии-музыка и цветы.Которые дополняя друг друга, делают нашу жизнь самой прекрасной.Вы учили своих детей самовыражению,расширяли кругозор,развивали речь.Спасибо. Мой голос.
Наталья Ивановна Винокурова # 27 января 2015 в 19:52 +2
самое удивительное и гармоничное в мире — это музыка, неужели эту гармонию Чайковский черпал из цветов, понимаю, что не только, и все-таки!
Наталья Сергеевна Катаева # 27 января 2015 в 20:49 +2
Татьяна Анатольевна! Вам приходилось читать рассказы Паустовского «Корзина с еловыми шишками» о композиторе Григе? «Старый повар» о Моцарте? «Скрипучие половицы» о Чайковском? Все композиторы черпают музыку от природы, она — сама гармония. И хотя музыка подчиняется математическим законам, но и цветах тоже математика, та же геометрия. Слышали что-нибудь о Фибоначчи?
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 27 января 2015 в 19:04 +2
Добрый вечер, Наталья Сергеевна. Ваша работа позволила по новому взглянуть на творчество великого композитора. Вам удалось за один классный час воспитать любовь к природе родного края, познакомить с классической музыкой и рассказать много интересного и познавательного. Огромное спасибо и примите мой голос. С уважением, Татьяна.
Ольга Инисовна Богатырёва # 27 января 2015 в 21:01 +2
Очень интересный, насыщенный конспект и самое главное — очень актуален в этом году. В 2015 году произойдёт культурное событие, когда исполняется 175 лет со дня рождения великого композитора. Наталья Сергеевна, спасибо за красоту, с которой вы поделились!!!
Наталья Сергеевна Катаева # 27 января 2015 в 21:09 +1
Благодарю!Знаю, что юбилей, поэтому поспешила опубликовать, чтобы пригодилось кому-то в работе!
Елена Васильевна Лукьянчикова # 31 января 2015 в 10:20 +1
Наталья Сергеевна, прекрасное мероприятие, рада, что познакомилась с Вашей работой. Профессиональное оформление, четко сформулированы цели и задачи урока, и я думаю, Вам удалось их достичь. Вы интегрируете несколько предметных областей, это у духе современных требований. Вы воспитываете прекрасное, вечное, доброе, действительное, актуальной темой. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Читайте также:  Праздник покрова в начальной школе. сценарий
Елена Юрьевна Лопатина # 31 января 2015 в 22:52 +1
Наталья Сергеевна, здравствуйте!Просмотрела Ваш материал, спешу выразить свое восхищение, урок просто волшебный!Так тонко преподносится красота искусства и природы, чувствуется ее хрустальная нежность, впрочем, что тут удивительного-цветы и музыка-разве есть еще что-то более прекрасное, удивительное?!Очень понравилось!Спасибо за Ваше мастерство!Голосую За!

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-sergevna-kataeva/konspekt-vneklasnogo-meroprijatija-cvety-v-zhizni-chaikovskogo.html

Презентация Чайковский Петр Ильич — Презентации "Великие люди России" — Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский

Презентация «Нет другой дороги, как музыка… Биография и творчество Петра Ильича Чайковского»

В презентации рассказывается о самом выдающемся в России, а также за рубежом российском композиторе, благодаря которому на весь мир прославился русский балет и классическая русская музыка.

 В презентации рассказывается о происхождении композитора, о его семье, детстве и юности, о том, как он начал писать музыку. Говорится о признании великого композитора, о влиянии его творчества на весь музыкальный мир.

Описываются самые значимые и любимые многими произведения, приоткрываются секреты их создания. В презентации представлены фотографии композитора в разные периоды жизни.

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский

Презентация «Пётр Ильич Чайковский — великий русский композитор»

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский

Ознакомившись с данной работой, вы узнаете не только, где родился великий русский композитор П.И. Чайковский, но и какие фильмы обязательно стоит посмотреть о великом музыканте в ближайшие выходные.

Согласитесь, что о творчестве П.И. Чайковского невозможно говорить только с помощью текста и фотографий.

Именно поэтому в нашей работе вы услышите знакомые ноты великого произведения («Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»). Кроме этого, в презентации вы найдете информацию о П.И.

Чайковском как о замечательном поэте.  А поможет легко ориентироваться в материале презентации содержание с перечнем разделов работы.

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский

Сценарий мультимедиа проекта «П.И. Чайковский и русские художники»

Идея объединить знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского и творчеством русских художников 18-21 веков связана с глубоким взаимопроникновением этих жанров.

Произведения живописи детям, занимающимся музыкой, помогут лучше понять гениальный замысел композитора, провести ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами, а воспитанникам изостудий музыка поможет углубить восприятие живописных шедевров, а также и те и другие смогут познакомиться с творчеством неизвестных им живописцев.

Цикл из четырех лекций по 45 мин, сопровождаемых демонстрацией DVD диска с исполнением произведений из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года» и репродукциями картин русских художников XVIII — XXI веков. 

Проект  «П.И.Чайковский и русские художники» создан, как методическое пособие для изучения фортепианного цикла П.И.Чайковского  «Времена года». Может служить вспомогательным материалом для учителей музыки общеобразовательных школ, для педагогов дополнительного образования музыкальных объединений и для педагогов музыкальной литературы ДМШ. Охват детской аудитории 7+ 

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский

Флеш-презентация «Детский альбом П. И. Чайковского» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Флеш -презентация «Детский альбом П. И. Чайковского» — видео-иллюстрация музыкального альбома великого русского композитора Петра Ильича Чайковского«Детский альбом» представлена в интересной вокальной аранжировке (стихи Виктора Лунина, исполнение Ольги Васильевой) и предназначена детям старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Задачи:
• познакомить с «Детским альбомом»;
• учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка; развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка,;

• прививать любовь к прекрасному, к замечательной русской музыке.

Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»

«Детский альбом» — это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: «Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей».
Чайковский был доволен первым изданием «Детского альбома», отсутствием, как он считал, в нем опечаток.

Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: «Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом.

Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, — но ничего, сойдет, — детям будет занятно».

Музыку Петра Ильича Чайковского знают и любят во всем мире. Начиная с 1 класса, учащиеся знакомятся с детскими произведениями композитора. «Детский альбом», «Неаполитанская песенка», «Времена года». Это мелодии, надолго запомнившиеся и полюбившиеся всем ребятам.

На уроках музыки, начиная с 5-6 класса дети знакомятся с отрывками из балета «Лебединое озеро», его знаменитыми лирическими вальсами, балетом «Щелкунчик», операми «Пиковая дама» и «Евгений Онегин», романсами и песнями на стихи русских поэтов.

На внеклассных мероприятиях часто звучит музыка П.И. Чайковского. Его жизнь, наполненная упорным трудом и терпением, поиском нового и неприятием публики, сама может служить примером самоотречения и служения своим идеалам.

На нашем сайте вы сможете скачать презентации по биографии и творчеству П.И. Чайковского, которые сможете использовать на уроках музыки, литературы, МХК, внеклассных мероприятия, классных часах. Классные часы можно приурочить к дню рождения П.И. Чайковского 25 апреля 1840 г. или дню смерти 25 октября 1893 г.

Источник: http://pedsovet.su/chaykovsky

«Музыкальная гостинная» (творческий вечер памяти П. И. Чайковского), внеклассное мероприятие | Искусство, музыка, МХК | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • Кононченко Наталья Леонидовна
  • Организация: МОУ «Школа №4 г. Дебальцево»
  • Населенный пункт: г. Дебальцево, Донецкая область

Цель: приобщать учающихся к произведениям П. И. Чайковского, расширять

  1. кругозор, слуховой опыт, научить понимать и наслаждаться шедеврами
  2. классической музыки
  3. Задачи: — понимать художественно — образное содержание музыкальных произведений;
  4. — развивать художественные способности обучающихся;
  5. — проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии
  6. музыкальных произведений
  7. Оборудование: проектор, презентация со слайдами, фортепиано, выставка книг, партитуры
  8. произведений композитора, программка, свечи, цветы
  9. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Звучит «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского, читается стихотворение Ирины Волобуевой.)

  • Ведущая 1. Сентиментальный вальс
  • Наверно, я б не вспомнила о вас,
  • Но у Чайковского в то утро воскресенья
  • В усадьбе под «Сентиментальный вальс»
  • Застенчиво кружился снег весенний.
  • Внимая вальсу, в стороне от всех,
  • Я думала, бредя пустой аллеей:
  • Он с вами схож, весенний этот снег
  • Что тронуть нежностью не смеет.
  • И снова стынь откуда – то взялась,
  • И грусть, что время весен пролетали…
  • Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
  • Задумчивый, весь от снежинок белый.
  • Ведущая 2. «Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из

глубины взволнованный вдохновением душе» — так сказал П. И. Чайковский.

  1. . Не потому ли Чайковский так любим самым широким кругом слушателей?

Ему удалось так отразить чувства человека, что полностью отдаешься во власть его

звуков и веришь ему до конца. Каким же он был в жизни – П. Чайковский?

  • 2. Я думаю, что вначале он был маленьким.

Ведущая 1. Эта мысль пришла тебе в голову, наверное потому, что он написал целый цикл

пьес, названный «Детским альбомом»?

Ведущая 2. Так сложилась жизнь П. Чайковского, что у него не было своих детей. И его

  1. нерастраченная отцовская любовь издавалась на детей любимой сёстры Сашеньки. Пётр
  2. Ильич интересовался музыкальными занятиями племянников. Почти все они были очень
  3. способны к музыке. Старшие – Таня, Вера и Наташа играли на фортепиано довольно
  4. хорошо. Но особенно Чайковского радовал своими успехами его любимец Володя (дома
  5. его называли Боб).
  6. Ведущая 1. Мальчик мог часами просиживать за инструментом без конца повторять
  7. небольшой запас вырученных пьес. Слушая его игру, Пётр Ильич поражался бедности

репертуара для начинающих. Подумать только? Кроме шумановского альбома бедным

детям и играть почти нечего. Разве можно назвать музыкой бесконечные этюды?

Ведущая 2. Ими только можно отбить у детей охоту заниматься. Композитор решил

  • создать альбом детских пьес, которые были бы доступны самым начинающим и в то же
  • время были яркими и запоминающимися. Так возник «Детский альбом», куда вошли 24
  • пьесы. Это целый детский мир, где картинки из жизни чередуются с танцами и песнями
  • разных народов.

Ведущая 1. П. Чайковский с необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детского

восприятия отразил в альбоме жизнь и быт детей, той среды, которая повседневно

окружала композитора. Цикл из 24 пьес не связан единой тематикой. В нём представлен

  1. разнообразный мир детских игр, танцев и просто случайных впечатлений.
  2. Ведущая 2. «Скажи Бобу, что напечатаны ноты с картинками,- писал Чайковский зятю,-
  3. Что ноты сочинил дядя Петя и на них написано: «Посвящается Володе Давыдову».
  4. Давайте попробуем заглянуть в детство самого Чайковского и представим тот
  5. волшебный, сказочный мир, превращенный в звуки музыки.
  6. (Ученица МОУ «Школа № 2 г. Дебальцево» Евстигнеева Анжела исполнит пьесу «Болезнь куклы»)

Ведущая 1. Грусть, печаль передаётся в пьесе «Болезнь куклы». Девочка горюет. Однако

грустить не надо. На смену печали всегда придет радость.

Послушайте пьесу «Новая кукла» в исполнении Козак Александры, школа № 7.

Ведущая 2. И сейчас в городе Воткинске стоит старый одноэтажный дом. Его окна глядят

  • в зеркальную поверхность большого пруда, когда – то окруженного густым молчаливым
  • лесом. Ранней весной 1840 года в этом доме произошло событие, которому суждено было
  • прославить этот скромный дом на весь мир, сделать его священной реликвией.
  • 25 апреля родился второй сын Ильи Петровича Чайковского, который в честь деда был
  • назван Петром.

Ведущая 1. Семья, в которой рос будущий композитор была весёлая и дружная. Его любили

и ласкали, воспитывали и учили, как и всех остальных детей. Кто были родители

П. Чайковского? Какие это были люди?

Ведущая 2. Отец, Илья Петрович – был необыкновенно симпатичный, жизнерадостный и

прямодушный человек. Доброта составляла одну из его главных чёрт его характера.

  1. Ведущая 1. Мать – Александра Андреевна в противоположность своему супругу в
  2. семейной жизни была скука на тёплые чувства и ласки. Она была очень добра, но доброта
  3. её, сравнительно с постоянной приветливостью мужа во всём и всякому, была строгая,
  4. более раскрывающаяся в поступках, чем на словах. Глубокая взаимная любовь и
  5. уважение связывали родителей Чайковского, и это определяло отношения всех
  6. остальных членов семьи.
  7. Ведущая 2. Мама… Для каждого это ласковое слово означает чувство защищённости,
  8. любви и нежности. Когда Пётр было 4 года, его мама отправилась в Петербург навестить
  9. своих родных и взяла с собой старшего сына Колю. За три месяца их отсутствия Петя
  10. совсем истосковался. Последние дни он подолгу простаивал у окна, поджидая свою
  11. любимую мамочку и мечтая о встрече…
  12. Послушайте фортепианную пьесу «Сладкая грёза» из детского альбома Чайковского в
  13. исполнении ученицы школы № 6 Петренко Ирины.
  14. Ведущая 1. Маленький Петя рос в обстановке благополучия, окружённый любовью и
Читайте также:  Турслёт. сценарий турслёта

вниманием. Отец называл его в своих письмах не иначе, как «наш общий любимец».

Фанни, воспитательница детей, то же замечала, что в дом относятся к мальчику с какой

– то особой нежностью. Что же за притягательная сила таилась в этом ребёнке? В чём

выражалось его обаяние?

  • 2. «Не в чём особенно и решительно во всём, что он делал,-рассказывала Фанни.
  • Его любили все потому, что чувствовали, как он любит всех. Заниматься с ним было одно
  • удовольствие. Не по годам развитый, мальчик ловил всё на лету, едва овладев грамотой,
  • он уже пытался сочинять стихи – не только русские, но и французские.
  • Подлинно французская мелодия звучит в его пьесе «Старинная французская песенка».
  • Её исполнит Шатохина Мария, школа № 4
  • Ведущая 1. О том, какое впечатление на маленького Петю производила музыка, может
  • красноречиво рассказать один случай. Однажды, после музыкальной вечеринки в доме
  • Чайковских, Петя так сильно расстроился, что невозможно было его успокоить.

— Что с тобой, Пьер, мой милый? Ты болен, ушибся? — спрашивала его испуганная Фанни.

  1. — О, эта музыка, избавьте меня от неё, она у меня вот здесь, она не даёт мне покоя! –
  2. отчаянно рыдал мальчик, указывая на голову. Может быть такое впечатление на него
  3. оказало излюбленная песня неизвестной далёкой страны? И, взволновав маленького
  4. Петю, запомнилось, а через годы заново родилась в его «Детском альбоме» под
  5. названием «Неаполитанская песня»
  6. (ансамбль «До – ре- ми – фа – соль -ка» школы № 3 исполнит вам эту песню)

Ведущая 2. С итальянской песенкой связана интересная история. Однажды во Флоренции

Пётр Ильич услышал пение 10 – летнего мальчика, окруженного толпой слушателей. Он

пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром.

Мелодию этой песни записал П. И. Чайковский, она вошла в «Детский альбом» под

названием «Итальянская песенка»

Послушайте её в исполнении ансамбля «Поющие звоночки»

Ведущая1. Театр! В какой восторг Чайковского приводило посещение оперного театра?

Возвращаясь домой, он долго не спал, переполненный впечатлениями. Когда мама

входила в комнату, Петя претворялся спящим: он знал, что его не пустят в театр, если

заметят его волнение. А этого он боялся больше всего на свете. Он закрывал глаза и

слышал оркестр. Мелодии, то нежные и печальные, то страстные и могучие звучали у

неизъяснимым счастьем.

Ведущая 2. И в будущем П. И. Чайковский всегда обожал театр в любом его проявлении.

  • Каждое лето, бывая в гостях у сёстры, в Каменке на Украине он всегда принимал участие
  • в устройстве домашних спектаклей, где выступал то в поле режиссёра, то декоратора, то
  • балетмейстера и даже суфлера. В 1971 году значительным событием была постановка
  • Петром Ильичом балета, в котором участвовали его брат, племянники и племянницы.
  • Он назывался «Озеро лебедей».
  • Ведущая 1. Конечно, это не тот балет, который сейчас идёт на подмостках театров, а
  • детский одноактный, коротенький балет. Постановка этого балета была всецело
  • проведена Петром Ильичом. Он же выдумал «па» и «пируэты», и сам их проделывал,
  • показывая исполнителям, что от них требуется. В эти минуты раскрасневшийся, поющий
  • мелодию дядя Петя, представлял довольно забавное зрелище.
  • Ведущая 2. Но в глазах детей он был столь совершенен в хореографии, что воспоминания
  • об этом сохранились у них на много лет в мельчайших подробностях.

(Просмотр видео фрагмента «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского

  1. «Лебединое озеро»)
  2. Ведущая 1. Как все дети незаметно вырастают, так незаметно и маленький Петя
  3. превратился в красивого и платного юношу. Пришло время серьёзно подумать о его
  4. образовании. Выбор пал на училище правоведения, где кроме обязательных наук
  5. (юридических и словесных) были музыкальные классы для желающих.
  6. Ведущая 2. Окончив училище правоведение, Чайковский твёрдо знал, что хорошего
  7. юриста из него не получиться и продолжал ходить на постылую службу. Но его любовь
  8. к музыке оставалась прежней, и желание посвятить себя ей всё сильнее крепло в сердце
  9. будущего композитора.
  10. Ведущая 1. «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»,-

говорил Чайковский. Он трудился, не покладая рук. Сочинения музыки стало

  • естественным каждодневным занятием, на которое Петр Ильич отводил определённые
  • часы и очень не любил нарушать свой распорядок дня. Так одно за другим стали появляться
  • на свет оперы, симфонии, балеты, фортепианные пьесы и детские песни.
  • Ведущая 2. Цикл песен Чайковского – одна из непревзойдённых страниц музыкальной
  • классики этого жанра. Песни о детях и для детей представляют собой за душевные личные
  • высказывания композитора, навеянные воспоминаниями о счастливых детских годах
  • жизни.

Ведущая 1. «Я принялся за сочинение детских песенок и пишу аккуратно по одной в день.

  1. Эта работа лёгкая и очень приятная. Я взял текст Константина Сергеевича Аксакова и
  2. появилась песня «Мой Лизочек так уж мал»
  3. Послушайте её в исполнении Чепы Лилии, школа № 4
  4. Ведущая 2. Колыбельная песня- самая первая песня, которую слышит человек в своей
  5. жизни, в ней столько любви, мудрости и добра.

Ах! Уймись ты буря!

  • Не шумите, ели!
  • Мой малютка дремлет
  • Сладко в колыбели.
  • Ты, гроза Господня
  • Не буди ребёнка;
  • Пронеситесь, тучи
  • Чёрные, стороной.

Эти слова лежат в основе песни П. И. Чайковского на слова Алексея Николаевича Плещеева

  1. «Колыбельная песнь в бурю» Послушайте её в инструментальном исполнении ученицы
  2. школы №4 Андрущенко Екатерины.
  3. Ведущая 1. «Идет девочка сиротка, тяжело вздыхая», эти слова звучат в песне

П. Чайковского «Ласточка», написанной на стихи поэта И. Сурикова.

Послушайте её в исполнении ученицы школы №2 Брехунец Дарьи.

Ведущая 2. «Времена года» — 12 замечательных фортепианных пьес, печатавшихся

журнале «Нувелист». Это дореволюционный журнал для семьи. Были места, где только

  • из «Нувелиста» узнавали, что делается в «столицах». И поскольку игра на фортепиано
  • была неотъемлемым элементом в семьях русской интеллигенции, то редактор журнала
  • создал к нему музыкальное приложение. Так в 1876 году Чайковский принял заказ
  • написать для «Нувелиста» 12 пьес, по пьесе ежемесячно с соответствующим названием
  • и характером. Пьесы сочинялись для отдыха, между серьёзными капитальными трудами,
  • а родился шедевр.
  • Ведущая 1. Раз в крещенский вечерок
  • Девушки гадали
  • За ворота башмачок,
  • с ноги, бросали. В. Жуковский

Послушайте в исполнении Рапцун Екатерины пьесу «Святки» из цикла «Времена года»

Ведущая 2. Романсы П. И. Чайковского являются одним из высших достижений русской

  1. вокальной лирики II половины 19 века. Это не большие поэмы, близки каждому, они идут
  2. «от сердца к сердцу» Тема стремления к счастью, радостного упоения любовью находит
  3. отражение в романсе «День ли царит». Этот романс принадлежит к числу «романса –
  4. арии» с большим инструментальным вступлением и заключением, с широким
  5. симфоническим развитием…

Послушайте романс «День ли царит» в исполнении учителя школы №2 Виненцевой И. А.

  • Ведущая 1. «Нет ни одного русского композитора, который не был бы обязан той или иной
  • стороной своего творчества Петру Ильичу Чайковскому… Он вошёл в самую основу
  • основ русского национального сознания»
  • Д. Шостакович

Ведущая 2. А сам П. И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка

  1. моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её находящих в ней
  2. утешение и подпора» (слова на фоне музыки П. Чайковского)
  3. Литература
  1. Айзенштадт С. А. «Детский альбом» П. И. Чайковский. Классика ХХI. – М., 2003
  2. Асафьев Б. В. О музыке Чайковского: Избранное / Б. Асафьев. – Л.: Музыка, 1972
  3. Википедия «Времена года» (П. Чайковский)
  4. Григорович В. Б. и Андреева З. М. Слово о музыке: Рус. Композиторы ХIХ в.: Хрестоматия: Кн. Для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1990
  5. Калинина Н. П. И. Чайковский,- М.; Детская литература, 1988
  6. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Издательство «Музыка», 1972

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Чайковский

Приложения:

Источник: https://www.1urok.ru/categories/7/articles/7855

Открытый урок,внеклассное мероприятие Чайковский 175 лет

Открытый классный час

«П.И. Чайковский 175 летие»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение » Александровская ООШ»

Преподаватель: Халиуллина Е.Н.

  1. Класс: 5

  2. Тип кл.часа: информационно-творческий, коллективный, краткосрочный ( 4 четверть).

  3. Форма: внеклассное мероприятие.

  4. Краткое описание: учащиеся собирали информацию о композиторе, слушают произведения П.И. Чайковского и анализ сыгранных произведения

  5. Учебный год– 25.04.2016.

П.И. Чайковский «Детский альбом» .

Цель:

— познакомить учащихся с творчеством русского композитора П.И. Чайковского

— расширение музыкального кругозора учащихся

Задачи :

  1. Формирование собственного отношения к жизни на основе эмоционально-образного знакомства с жизнью выдающегося человека

  2. Выработка умения анализировать получаемую информацию, создавая конечный продукт

  3. Развитие навыков работы в творческом коллективе

  4. Способность взять на себя инициативу и ответственност

  5. Оборудование: презентация,компьютер, Портрет П.И. Чайковского.

  1. Информационно-методическая база кабинета по классу

  2. Сайты интернета

  • Ход мероприятия.
  • Открывается слайд 1-2
  • Ведущий:
  • Аз, буки, веди, нам дают наказ, Аз, буки веди, слушайте рассказ О музыке, что приглашает нас 
  • В мир детских грёз отправиться сейчас.

Послушать сказки нянины о том, Как под “Французскую” в пляс пустился дом. О том, как кукла заболела и тогда С бедою справиться всем Мама помогла.

И как Солдатики, шагая дружно в ряд, В восторг приводят взрослых и ребят. 

Где “Утренняя молитва”,“Сладкая греза” так звучат, 

Что вновь и вновь их слушать каждый рад. Слайд 3

И ведёт нас сегодня музыка по произведениям «Детского альбома» П.И. Чайковского Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор.

Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году — сестра Александра и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году. В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году — в Санкт-Петербург. 

Музыке он учился в Петербурге. Позже переехал в Москву и занялся педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов, сочинял музыку. Давно нет Петра Ильича, но память о нём будет жить вечно. В Москве в центре города есть улица и концертный зал, которые носят его имя.

В нашей стране проводится конкурс имени П.И. Чайковского, на который приезжают музыканты из разных стран мира. С нами всегда его музыка. Чайковский оставил произведения всех жанров: симфонии, концерты, оперы, балеты, романсы.

Его музыка радует и волнует людей всего мира, она всегда искренна и правдива..

Читайте также:  Занятие – путешествие по воздуху в старшей группе детского сада

 Сегодня мы с Вами ещё раз прикоснёмся к удивительному творению П.И. Чайковского “Детскому альбому”. (открываем букву Ч Слайд 4). В 2016 году исполнилось 175 лет (год издания май 1878г.) с того дня как он был издан в России Петром Ивановичем Юргенсоном, основателем и владельцем крупной издательской фирмы, другом и почитателем творчества П.И. Чайковского.

Что же послужило поводом для создания этого цикла из 24 пьес для ребят?

Вот строки из письма к другу, Надежде Филаретовне фон Мекк, от 30 апреля 1878 г. Слайд 6. Первым же упоминанием о замысле “Детского альбома” можно считать письмо к П.И.Юргенсону 26/14 февраля 1878 года из Флоренции…

О порядке сочинения пьес сведений нет….Эскизы их были завершены очень быстро. 27 мая 1878 года в письме к Н.Ф.

фон Мекк из Браилова композитор сообщил обо всех сочиненных к этому моменту произведениях, в том числе и о “Детском альбоме”, при этом поясняя: “Нужно будет много времени, по крайней мере месяца полтора усидчивой работы, чтобы все это привести в порядок и переписать”.

Что именно делал Чайковский в этот период времени с пьесами “Детского альбома”, не удается выяснить. Судя по письмам композитора, в течении июля он работал над “переписыванием” пьес, в том числе и пьес “Детского альбома”.

Так 13 июля 1878 года он писал: “ работа переписки понемногу подвигается. Теперь принимаюсь за сборник детских пиэс ”.Думаю, нам пора немного отвлечься от уникальных свидетельств, связанных с созданием цикла и послушать музыку…

Слайд 7.

Грачева Луиза – 5 класс:

Пётр Ильич, проявляя глубокий интерес к жизни детей, умел радоваться их радостям и печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни» — писал композитор. Много произведений Чайковский написал для детей, в том числе и « Детский альбом».

Этот альбом он посвятил своему племяннику Володе Давыдову (слайд 8-9). В этом сборнике, состоящем из 24 небольших пьес – фортепианных миниатюр – вся жизнь ребёнка: его чувства, настроения, мысли, игровые сценки, страшные сказки, мечты.

А так же – картины русской жизни, природы, «песенки-путешествия». Весь цикл можно разделить на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним». Малыш просыпается. В доме ещё тихо. Первые лучи солнца пробиваются сквозь занавеску. Он подбегает к окну и видит засыпанную снегом улицу.

Для вас звучит « Зимнее утро». Слайд Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.

  1. Из хижин ранний дым разносится клубами.
  2. Отливом пурпурным блестит снегов сребро.
  3. Иглистым инеем, как будто пухом белым,
  4. Унизана кора по ветвям помертвелым.
  5. Люблю я сквозь стекла блистательный узор
  6. Картиной новою увеселять свой взор.
  7. Люблю в тиши смотреть, как раннею порою
  8. Деревня весело встречается с зимою
  9. Одинаматов Эльдар –5 класс:

Но вот постепенно дом просыпается. В комнату заходит мама. Она помогает одеться малышу. Мама говорит ласково, певучим голосом, успокаивает, объясняет что-то.

Пётр Ильич всю жизнь помнил свою маму. Помнил её чудесные глаза, глубокий грудной голос. Это она познакомила его с миром музыки.

  • И малыш отвечает маме своей любовью.
  • Мама, очень-очень
  • Я тебя люблю
  • Так люблю, что ночью
  • В темноте не сплю.
  • Вглядываюсь в темень,
  • Зорьку тороплю.
  • Я тебя всё время
  • Мамочка, люблю!
  • Вот и зорька светит
  • Вот уже рассвет
  • Никого на свете
  • Лучше мамы нет.
  • Звучит пьеса «Мама».
  • Все собираются в столовой для завтрака, но перед завтраком нужно обязательно произнести молитву:

Хакимова Ангелина ( молится за столом): Господи Боже! Спаси, обогрей.

Сделай нас лучше, сделай добрей

Господи Боже! Спаси, охрани!

Силу любви своей нам подари.

Исполняется «Утренняя молитва».

Грачева Л.: После завтрака все дети идут в игровую комнату. Это второй раздел «домашние игры и танцы». Мальчишки играют в солдатиков. Скачут на лошадках.

  1. Одинаматов Эльдар: Я на лошадку свою златоглавую
  2. Сел и помчался по дому, по комнате.
  3. Мимо стола, этажерки и тумбочки,
  4. Мимо кота, на диване лежащего
  5. Мимо сидящей с вязанием бабушки
  6. Мимо мяча и коробки с игрушками.
  7. «Игра в лошадки».

Грачева луиза.: А в коробке лежат новенькие красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их можно построить и отправить на парад. Вот чеканит шаг в забавном марше игрушечное войско.

  • Одинаматов эльдар: Ать, — два – левой – правой,
  • Ать, — два – левой – правой,
  • Мы легко и весело идём
  • Ать, — два – левой – правой,
  • Ать, — два – левой – правой,
  • Песню деревянную поём.
  • «Марш деревянных солдатиков»
  • Хакимова Ангелина:
  • Льётся музыка рекой,
  • Вьётся нотною строкой.
  • Снова звуков половодье
  • Захлестнуло всё вокруг.
  • И кораблики мелодий
  • Выплывают из-под рук.
  • Их волна крутая кружит,
  • Но сдержать не сможет, нет.
  • В царство кукол, в мир игрушек
  • Мы плывём за ними вслед.

( Держит в руке куклу ). А любимая игрушка девочек, это, конечно, кукла. С куклами девочки гуляют, возят их в колясочках, поют им песенки. Но иногда куклы и болеют. Пьеса так и называется «Болезнь куклы» -грустная мелодия, подобно вздохам передаёт печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.

Исполняется «Болезнь куклы»

Кошкин Максим: После танцев хочется отдохнуть. И композитор отправляет детей в путешествие по Европе. Но путешествие это будет музыкальным.

Пётр Ильич сам любил путешествовать. Очень любил бывать в Италии, Франции. И песенки, которые вы сейчас услышите – это как бы «странички из дневника путешественника». Мелодии их были записаны во время поездки за границу.

В Старинной французской песенке оживает грустный, простой напев. Она похожа на песню задушевную, задумчивую, печальную, мечтательную.

«Старинная французская песенка».

Немецкая песенка – танцевального характера. Она похожа на немецкий старинный танец лендлер. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках, неторопливо, с достоинством, немного чопорно, с поклонами, притопами и кружениями. В средней части очень похоже переданы звуки губной гармошки. Этот инструмент распространён в Германии. Исполняет Лиза Андреева.

  1. Андреев Данил:
  2. В «Неаполитанской песенке» Чайковский использовал подлинную народную мелодию.
  3. Этот край вечнозелёный полюбил я навсегда
  4. Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
  5. Не расстанусь я с тобою
  6. Мой Неаполь, никогда.
  7. Здесь все вокруг моё –
  8. И дали непроглядные, и здания нарядные
  9. И улочки недлинные и площади старинные
  10. И лодки на песке и сам Везувий в далике.

Ведущая Е.Н.Халиуллина: В этой песенке композитор очень выразительно передал черты итальянской народной музыки, звучание кастаньет и перезвон гитары. Послушайте её и скажите какие настроения, чувства передаёт эта музыка, меняется ли характер музыки, из скольких частей состоит пьеса?

Звучит пьесса -дети рассуждают.

В пьесе две части – запев и припев. Запев имеет простую 2-х частную форму. Если в первой части мы слышим песенку и её можно спеть, то мелодию второй части спеть труднее. Здесь властвует стихия стремительного танца.

В воображении встаёт картина весёлого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. Форма пьесы сложная двухчастная. Первая часть звучит бодро, задорно, гордо, даже с некоторой торжественностью.

Вторая часть очень быстрая, громкая, весёлая. Она исполняется с блеском. Пьеса напоминает национальный итальянский танец тарантеллу ( от названия города на юге Италии – Таранто) – полную энергии, разгорающуюся весельем к концу. Это быстрый живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом, очень грациозный, изящный, заводной.

В мелодии и ритме переданы характерные обороты итальянской народной музыки – повторяющиеся ритмы и интонации, акценты после пауз, имитация звуков народных инструментов. Аккомпанемент в пьесе напоминает звучание кастаньет и перезвон гитары. В конце произведения ускоряется темп. Музыка звучит красочно, стремительно, живо, всё закружилось, замелькало в танце.

«Неаполитанская песенка»

Ведущий Халиуллина Е.Н.: Путешествие закончилось. Дело идёт к вечеру. Зажигаются свечи. Дети просят няню рассказать сказку.

  • Грачева Луиза: Звенят колокольцами песни – сказки,
  • Таинственные мелодии.
  • Какие созвучия, какие краски –
  • Совсем небывалые, вроде бы.
  • Травой они шуршат под ногою,
  • Звездой в озёрах качаются –
  • То вдруг обернутся Бабой-Ягою,
  • А то вдруг спящей красавицей.
  • Звучит пьеса «Баба-Яга».
  • Ведущий:След.слайд «Сладкая греза»

За окном уже совсем стемнело. Луна светит в окно. Дети идут спать. И уже лёжа в постели вспоминают прошедший день. Мечтают о новых путешествиях, играх, танцах. В доме тишина.

  1. Хакимова Анг.: Сладким сном подушки спят
  2. На диванных валиках.
  3. Сны над городом летят
  4. На воздушных шариках.
  5. Ветер стих. Спит луна –
  6. Завернулась в тучи.
  7. А вокруг тишина…
  8. Сонная, дремучая.
  9. Облаками шурша
  10. Без предупреждения
  11. Снег пошёл не спеша
  12. Как стихотворение.

Тишина. Тишина.

  • Белое молчание
  • Фонаря на углу
  • Головой качание.

Звучит «Сладкая грёза» ……След. слайд.

Ведущий: Я думаю, что сегодня вы получили много разнообразных впечатлений от музыки П.И. Чайковского.

  1. Грачева Луиза: —
  2. Концерт окончен
  3. Музыка вдруг смолкла,
  4. Но так ли это?
  5. Кошкин Максим: —
  6. Кажется, сейчас она звучит
  7. И будет долго, долго
  8. Ещё звучать для каждого из нас.
  9. Хакимова Анг: —
  10. Такой могучей сказочною силой
  11. Порой бывает музыка полна
  12. Что кажется, как солнце, негасимой,
  13. Как океан безбрежною она…
  14. Андреев Данил: —
  15. Тот каждый день с волненьем будем ждать.
  16. Все участники: —
  17. Когда мы вместе дверь в страну мелодий,
  18. Ключом скрипичным отомкнём опять.

Ведущий Халиуллина Е.Н.: Чайковский П.И. взрослел, а вместе с ним взрослели и произведения. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений,  в том числе десяти опер и трёх балетов.

Рефлексия: Викторина для гостей приложение 1.

Д/З. : Нарисовать иллюстрацию к любому произведению П.И. Чайковского

Последний слайд.

Список литературы.

  1. П.И. Чайковский. Письма к близким. Избранное. Музгиз. М. 1995, с. 149, 151

  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений — 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.58-63

  3. Яснов М. Чайковский. – СПб.: “Азбука-классика”; “Нота МИ”, 2006.

Список сайтов:

  1. П.И.Чайковский “Детский альбом” сайт издательства Вита Нова санкт-Петербургhttp://www.vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izdaniya/detyam/detskiy_albom_240

  2. Песня “Доброта” музыка И. Лученка, слова Н.Тулуповой (плюс и минус) на сайте http://s-f-k.forum2x2.ru/t1333-

Источник: https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-vnieklassnoie-mieropriiatiie-chaikovskii-175-liet.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector