- Четыре небольших рассказа Владимира Железникова, написанные в лучших традициях русской классической литературы с ее неослабевающим интересом к нравственному выбору, проблемам межличностных отношений.
- Здесь в центре стоит маленький человечек, формирующаяся личность, и пусть он пока еще не взрослый, но те чувства, которые он испытывает, те переживания вполне серьезны.
Вот, например, «Рыцарь». Саша, для которого машины были страстью, подружился с шофером, и не просто подружился, а считал его своим лучшим другом. И вот в один момент он увидел этого своего друга совсем в ином свете, когда тот, выезжая из ворот, грубо обругал Сашину бабушку. Представляете, что творилось в его душе? И вот он, поступок: Саша «подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо:
— Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас… я вас ударю! — Он кричал высоким тонким голоском.
Вот сейчас что-то должно было случиться.
— Ух ты! — сказал шофер. — Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь! — Он оглушительно рассмеялся.
Больше он ничего не мог сказать. Просто не знал, что ему говорить. Может быть, ему было стыдно. До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их.
Он кричал на них и уезжал дальше своей дорогой. А тут впервые ему сказали такие слова.
И кто сказал? Маленький мальчик, которого он мог одним щелчком опрокинуть на землю, о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы. Он даже не знал его имя».
И вот в глубине глаз мальчика шофер увидел и боль и обиду, и взрослый человек тоже сделал свой выбор, он смог признать свою вину и попросить прощения.
А бабушка! Сначала она хотела отругать Сашу за то, что лезет не в свое дело, но передумала, потому что на сердце вдруг хорошо и радостно стало, «ведь до чего дожила: Саша заступился за нее! Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел. Жив человечек!»
Замечательно написано, глубоко, правдиво, во многих эпизодах прямо так и видишь знакомые какие-то ситуации, например, непростые взаимоотношения брата и сестры в «Голубой Кате» или то, как дразнили в школе Витю за то, что он подарил девочке три веточки мимозы в одноименном рассказе…
- И мне очень нравятся у Железникова символы доверительных отношений и хороших дел — эта теплая ладошка в руке («Голубая Катя», «История с азбукой») и желание петь, когда хорошо и весело на душе! 🙂
- Художник Ольга Рытман
- Серия: Книга за книгой
- Страниц: 31 (Мелованная)
Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3210647
Joomla! Open Source Content Management
ВЛАДИМИР КАРПОВИЧ ЖЕЛЕЗНИКОВ
Даты жизни: 26 октября 1925 — 3 декабря 2015Место рождения: город Витебск, Республика БеларусьРусский советский детский писатель, кинодраматург. Лауреат Государственной премии СССР.Известные произведения: «Чучело», «Чудак из шестого «Б»», «Голубая Катя», «Разноцветная история», «Хорошим людям — доброе утро», «Путешественник с багажом»
Родился в 1925 году, в семье пограничника. Первую часть своей жизни — детство, — много путешествовал. Его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики… Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то дневники. Перед самой войной, когда Владимиру Карповичу было пятнадцать, написал маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще он выбрал не сразу. В годы войны учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. В 1945 году переехал в Москву, окончил юридический институт. Параллельно развивались его занятия писательством. Однажды со своей повестью начинающий писатель пришел в «Новый мир». После юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт. Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в котором и состоялась первая публикация. Таким образом, то, что Владимир Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале — случайность, как он сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».
Его первая книга – сборник рассказов «Разноцветная история» – вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького. В 1961 г. увидел свет его второй сборник рассказов «Хорошим людям – доброе утро».
Писательский призыв – жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных – стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова.
Созданные им шедевры детской литературы — повести «Чудак из шестого «Б» и «Чучело» обрели вторую жизнь как классические кинофильмы «Чудак из пятого «Б» и «Чучело».
При этом «вина» Железникова в успехе обеих неувядающих картин немалая: он автор не только литературной первоосновы, но и сценариев этих фильмов. В целом же литератор очень часто «изменял» поприщу изящной словесности, вновь и вновь помогая появиться талантливому произведению детского (и не только детского) кинематографа.
Как кинодраматург дебютировал в 1960 году — сценарием фильма «Серебряные трубы». С 1988 года Железников являлся художественным руководителем киностудии «Глобус», которая снимает фильмы для детей. В 1965 году новый его сценарий, и опять по собственной повести, превратился в картину для большого экрана «Путешественник с багажом».
Книги Владимира Карповича Железникова переведены на многие языки мира, они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Они стали классикой отечественной детской литературы, входят в школьную программу. Владимир Карпович Железняков скончался 3 декабря 2015 года в городе Москва.
Похоронен на Троекуровском кладбище.
ВЛАДИМИР КАРПОВИЧ ЖЕЛЕЗНИКОВ(1925- 2015)
Представьте себе: приходите вы в школу в хорошем расположении духа, ничто не предвещает перемен в вашей жизни.
И вдруг весь мир переворачивается! Оказывается, вас, без вашего ведома и согласия, назначили вожатым в первый класс! Герой повести Железникова «Чудак из шестого «Б» Борис Збандуто попал именно в такое сложное положение. Его свобода кончилась.
И дружба с одноклассником Сашкой дала трещину: не только из-за девочки Насти, которая им обоим нравилась, но и из-за тех самых малышей, которые смиренно ждали целую неделю, пока он про них вспомнит, а когда не вспомнил, послали за ним делегацию.
А когда Боря вошел в класс к «первакам», то увидел на доске огромную надпись: «БОРЕ УРА!». И несобранный, безответственный, разболтанный Боря постепенно меняется, и слово «чудак» по отношению к нему приобретает не просто положительный, но хвалебный смысл.
Эта веселая повесть очень точно показывает замечательные детские характеры и школьную жизнь, поэтому она так пришлась по душе читателям. Да и сам писатель её любил и даже переделывал несколько раз: позже она стала называться «Чудак из пятого «Б», а потом — «Жизнь и приключения чудака». И образ Бори Збандуто (не фамилия, а просто находка: даже интересно посчитать, сколько раз её коверкали на страницах повести!) менялся.
Владимир Железников видел в своей жизни много детей: он родился в семье военного, детство его прошло в пограничных городках, а значит, и друзья у него всё время были новые. В годы войны он был в эвакуации — снова другое окружение. Потом поступил в артиллерийское училище, потом недолго учился на юриста, и наконец, оказался в Литературном институте им. Горького.
Писателю было 35 лет, когда вышла его первая детская книга — «Разноцветная история». Потом появились «Хорошим людям — доброе утро» и «Путешественник с багажом». В них показана настоящая детская жизнь: тут и школьные проблемы, и дружба, и отношения со взрослыми, и поиски верной самооценки. При этом автор напрямую никого не поучал и не воспитывал, он увлекал действием и убеждал поступками.
Маленькая девочка (рассказ «Голубая Катя»), боготворившая своего брата, была им обижена и унижена. Она уходит из дома, а брат жестоко корит себя за предательство и всеми силами старается вернуть дружбу и уважение сестренки.
В «Истории с азбукой» малышка-первоклассница не хочет уходить из школы, потому что она дала слово своему младшему брату, что за один день выучит азбуку, чтобы написать письмо маме с папой, которые уехали далеко. Но весь день в школе они только палочки писали! Рассказчик сумел утешить девочку и ее брата: «Боже мой, какая трагедия, — говорю.
— Я сегодня приду к вам после обеда и все изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде». Так у малышей появляется настоящий друг. Доброта имеет огромную волшебную силу -убеждает нас писатель. Черствость и эгоизм -тоже, только разрушающую. «Три ветки мимозы» — рассказ о мальчике, которому мама посоветовала подарить соседке по парте цветы в день 8 марта.
Добрый поступок оборачивается неприятностями: никто из одноклассников не додумался так же порадовать девочек, и мальчишки высмеяли Витю, задразнили его, и он, от злобы на них и глупого стыда, растоптал ветки мимозы, которые подарил маме папа. Это не «желтые, нежные цветочки лопались под грубой подметкой его ботинок», а любовь и радость.
Но эхо доброго поступка осталось: «А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные… Это ведь были первые мимозы в ее жизни…».
Самое известное произведение Железникова — повесть «Чучело» (вспомните одноименный фильм с юной Кристиной Орбакайте в главной роли). Это трагическая история о «белой вороне» Лене Бессольцевой и её дедушке, которые вынуждены покинуть городок, где их травили, унижали, «гоняли». О равнодушии и жестокости писатель говорит так же прямо и правдиво, как и о доброте и душевной щедрости. Чудаки делают мир лучше, и Владимир Железников всегда на их стороне.
Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.26-27., ил.
КНИГИ В.ЖЕЛЕЗНИКОВА
Железников, В.К. Белые пароходы / В.К. Железников. — М.: АСТ, 2011.- 221 с.: ил. (12+) В книгу вошла повесть «Белые пароходы» и несколько рассказов. Автор пишет о мужестве, становлении характера, выборе жизненного пути.
Железников, В.К. Голубая Катя / В.К. Железников. — М.: Детская литература, 1977.- 16 с.: ил. (6+) О сложных взаимоотношениях двух сестер, конфликтах и добрых людях с улицы.
Железников, В.К. Каждый мечтает о собаке / В.К. Железников. — М.: Искателькнига, 2017.- 128 с.: ил. (12+) Книга Владимира Железникова учит читателя принимать решения в разных жизненных ситуациях, совершать нравственный выбор уже в подростковом возрасте. Школьники умеют различать добро и зло, правду и предательство, искренность и ложь.
Железников, В.К. Мальчик с красками / В.К. Железников. — Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1964.- 136 с.: ил. (12+) Рассказы известного детского писателя о ребятах, родителях и др.
Железников, В.К. Ночной ветер / В.К. Железников. — М.: Детская литература, 1984.- 238 с.: ил. (12+) В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают герои, о том, как важно для людей взаимопонимание.
Железников, В.К. Путешественник с багажом / В.К. Железников. — М.: ЭНАС-КНИГА, 2016.- 144 с.: ил. (12+) Сева Щеглов — упрямый и самостоятельный человек. Он живёт вдвоём с мамой в маленьком алтайском селе. Его отец давно уехал в Москву и даже писем не присылает. Встретиться с отцом — заветная мечта мальчика. Однажды она сбудется…
Железников, В.К. Разноцветная история / В.К. Железников. — М.: Детгиз, 1960.- 20 с.: ил.
(6+) Автор сборника свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел с читателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль.
Железников, В.К. Рыцарь / В.К. Железников. — М.: Детская литература, 1975.- 32 с.: ил. (6+) В книгу вошли рассказы о детях и взрослых, их взаимоотношениях, их внимании друг к другу…
Железников, В.К. Солёный снег / В.К. Железников. — М.: Детская литература, 1982.- 64 с.: ил. (6+) Повесть о первокласснике, о его сложной духовной жизни, о воспитании характера.
Железников, В.К. Три ветки мимозы / В.К. Железников. — М.: Эксмо, 2012.- 24 с.: ил. (6+) Рассказ для младших школьников, о детских чувствах и переживаниях.
ТРИ ВЕТКИ МИМОЗЫ
Когда он утром подошёл к столу, то увидал огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! — Это папа подарил мне, — сказала мама. — Ведь сегодня Восьмое марта. Действительно, сегодня Восьмое марта, и он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл.
Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта. Обещаю всегда тебя слушаться». Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду.
Даже как-то неинтересно — как взрослые быстро читают! А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему: — Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой. Лена Попова была его соседкой по парте. — Зачем? — хмуро спросил он. — А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.
Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу. По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал: — Это тебе.
— Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо! Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. — Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.
— Это мне Витя подарил, — сказала Лена. Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову. — Вот как! — сказала учительница. — Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.
А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали: — Тили-тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками! Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.
Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду. Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал: — Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! — Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол.
— Ненавижу эти цветы, ненавижу! Он стал топтать их ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок. — Это мне подарил папа, — сказала мама. А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные… Это ведь были первые мимозы в её жизни…
Железников, В.К. Улица Белого Лося / В.К. Железников. — М.: Детская литература, 1983.- 16 с.: ил. (6+) Это рассказ о храбром и мужественном мальчике. Он спас жизнь человеку.
Конечно, храбрым и мужественным мечтает стать каждый, но не всякий может этого добиться — некоторые боятся трудностей, некоторые просто трусят. Да, мечтать о геройстве, стремиться стать настоящим героем должен каждый.
Когда вы прочитаете рассказ, то подумайте: а могли бы вы совершить такой подвиг, как герой этого рассказа? Подумайте и ответьте себе честно на поставленный вопрос. Ведь на самом деле, у такого героя есть чему поучиться?
Железников, В.К. Чучело / В.К. Железников. — М.: Астрель, Малыш, 2016.- 272 с.: ил. (12+) Повесть впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях Чучела.
Чучелом прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер.
Много «чучел» живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.
Железников, В.К. Чучело – 2 Или игра мотыльков / В.К. Железников. — М.: Олма Медиа Групп, 2010.- 512 с.: ил. (12+) Автор повести считает, что в литературе никак нельзя уйти от правды.
Он пристально вглядывается в своих героев — в подростков, обнаруживает в них и положительные, и отрицательные черты.
Главная героиня повести, Зойка Смирнова, по своей любви, по самопожертвованию, по смелости схожа с главной героиней предыдущей повести «Чучело», Ленкой Бессольцевой.
Железников, В.К. Чудак из 6 «Б» / В.К. Железников. — М.: Эксмо, 2017.- 256 с.: ил.
(12+) Замечательная и очень веселая повесть Владимира Железникова о мальчике Борисе Збандуто, который постоянно попадает в смешные и очень запутанные ситуации.
Хулиган и разгильдяй, но, впрочем, добрый парень, он даже успел влюбиться в девочку Настю. Несмотря на искрометный юмор и легкость повествования, эта книга учит детей быть ответственными.
Источник: http://kids.azovlib.ru/index.php/2-uncategorised/698-zheleznikov-vladimir
Краткое содержание Железников Рыцарь
Главное действующее лицо в произведении В. Железникова «Рыцарь» обычный мальчик, которого зовут Саша. В один из дней вышел он во двор на прогулку. Друзей не было, территория двора была безлюдна. Лишь в одном из гаражей были открыты ворота. Мальчик увлекался автомобилями, знал все марки машин.
Парень подошел к открытым гаражным воротам, где увидел молодого человека, который ремонтировал «Волгу». Они поздоровались, герой почувствовал себя на равных с водителем. Шофер попросил Сашу налить ему воды, мальчик тут же выполнил его просьбу. Ведро было тяжелое, но герой старался помочь. На прощание парень пригласил Сашу заходить в гараж в свободное время и пожал ему руку.
Мальчик был горд знакомством с водителем и теперь считал его своим товарищем.
Через некоторое время после знакомства Саши с шофером, мальчик увидел как его товарищ, выезжая из гаража, обругал бабушку героя. Она заговорилась с соседкой и перегородила путь машине. Герой был в затруднительном положении: с одной стороны, водитель машины был его другом, но с другой стороны он оскорбил его любимого человека.
Саша подскочил к шоферу и стал защищать женщину. Водитель был поражен благородством и смелостью парня, который ради старушки был готов подраться. Водителю стало стыдно за свой поступок, он назвал парня рыцарем и попросил извинения у бабушки героя. Женщина была благодарна внуку за его поступок, она поняла, что воспитала хорошего человека.
Рассказ учит благородству, смелости. Несмотря на свой молодой возраст, мальчик уже настоящий мужчина. Он готов постоять за справедливость, ради которой он может пожертвовать дружбой.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Железников. Все произведения
Рыцарь. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Брат которому семь Крапивина
Главный герой рассказа-мальчик Алька, которому 7 лет. Его маленькая душа наполнена романтикой, а сам он очень любит сказки. У него есть старшая сестра Марина, с которой у них часто возникают ссоры. - Краткое содержание Борхес Сад расходящихся тропок
В одной из книг о первой мировой войне утверждается, что наступление британских войск в Сен- Монтобане сорвалось из-за дождя, но найденная записка немецкого разведчика Ю-Цуна проливает - Краткое содержание оперы Дон Карлос Верди
На свете есть множество произведений повествующих о любви, которая запретна для обеих сторон, и даже больше, может привести горе возлюбленных к гибели, то же известнейшее произведение Шекспира тому яркое подтверждение - Краткое содержание Тургенев Конец Чертопханова
Череда неприятностей обрушилась на бедную голову Пантелея Еремеича Чертопханова. Вот, как уже два года назад ушла от него, любимая Маша. Чертопаханов, долго истязал себя, он хотел вернуть её, пригрозил даже расплатой, но всё оказалось напрасно - Краткое содержание Жизнь Гнора Александра Грина
Гнор, двадцатилетний юноша, страстно влюблен в прелестную девушку Кармен. Она отвечает ему взаимностью. Кармен любит ещё один человек — Энниок. Он признаётся ей в любви, но получает решительный отказ
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/zheleznikov/rycar-pereskaz
Урок литературного чтения для 2 класса В. Железников «Рыцарь»
Урок: литературное чтение
Класс: 2 «В»
Тема: В . Железников «Рыцарь».
- Учитель: Мукашева Айнур Умырбековна
- Цель: знакомство с произведением «Рыцарь», учить выделять нужную информацию, прогнозировать, делать выводы, анализировать.
- — знакомство с биографией автора, учить выделять основные данные.
- — составлять портретные характеристики на героев, оценивать их действия.
- — развивать осознанное чтение, речь , мышление.
- ЭТАПЫ
- ХОД УРОКА
- ПОМЕТКИ
- Психологический настрой
- Деление на группы
- «Чем пахнет слово КНИГА?», коллективная беседа
- слайд
— проверка ДЗ, чтение стихотворения «Подснежник». 1 группа: радостно, 2 группа: грустно, 3 группа: сонным голосом, 4 группа: с трепетом, 5 группа: в очень быстром темпе.
- к восприятию
- -Ребус (рыцарь)
- — «Пять строк»( ГР)
- — прогнозирование
- слайд
-
Формирование новых знаний
-Отыщите рыцаря на картинке
— Что означают цифры вокруг картинок? Что означают слова: джентльмен, идеал, шевалье, воин, витязь.
Беседа
— Отыщите автора ( Пушкин, Железников, Барто) путем исключения.
Объясняя свой выбор. Что вы сможете сказать про автора по портрету.
- — «Инсерт» раздаточный материал, сведения об авторе, беседа: Что нового об авторе я узнал?
- Владимир Железников
- Железников Владимир Карпович
- 11983610571333
- Родился: 26 октября 1925 г., СССР
- Биография
Владимир Карпович Железников — известный детский писатель и кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, самую короткую, — имеется в виду детство, — много путешествовал. Его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики…
Как же сложилась творческая судьба писателя? Как понял он, что хочет быть именно детским писателем? Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то дневники. «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал маленькую повесть.
Профессиональное писательское поприще я выбрал не сразу. В годы войны я учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь юридический институт.
Параллельно развивались мои занятия писательством».
Однажды со своей повестью начинающий писатель пришел в «Новый мир». Ознакомившись с произведением, там стали говорить о его недостатках.
А Владимира Карповича, как начинающего, волновал вопрос: «А смогу ли я вообще писать?» «Когда я задал его консультанту, он сказал: «Ну, вы знаете, молодой человек, и корову можно научить писать».
Я был настолько огорошен, что потом какое-то время не писал».
Тем не менее, после юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт. Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в котором и состоялась первая публикация. Таким образом, то, что Владимир Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале — случайность, как он сам говорит.
«Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят.
Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».
Писательский призыв — жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных — стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Примечательно в этом сборнике умение автора ставить и художественно решать сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых.
Проблемы духовного развития растущей личности, стоящие в центре произведений Владимира Железникова, решаются, как правило, нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека.
— Работа в таблице «Прогнозирование по названию и результат»( ИР)
- — знакомство с произведением «Остановочное чтение»
- — первичное впечатление
- — Проверка восприятия «Допиши словечко»
- — физминутка
- слайд
- слайд
- слайд
- — повторное чтение по сигналу, оценщик следит за правильностью чтения, затем дает рекомендации (ГР)
- — заполнение второй графы таблицы «Прогнозирование и результат», вывод ( ИР).
- — Беседа по прочитанному
- — Дай описание героям (ПР)
- слайд
- « Я был свидетелем этого случая» от лиц наблюдавших за сценой, эссе, чтение , анализ (ИР)
- — выставление оценок
- слайд
- «Смайлик» и пожелание
- слайд
Источник: https://for-teacher.ru/edu/nachalnye_klassy/doc-r5tddoi.html
Урок литературного чтения во 2 классе. В.К. Железников "Рыцарь"
КГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района»
Учитель начальных классов Репич Елена Ивановна
Тема: В. К. Железников «Рыцарь.
Цель: познакомить с рассказом В. К. Железникова «Рыцарь», используя приемы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.
- Задачи урока:
- -развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
- — развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;
- — развивать творческое мышление
- — формировать умение работать в парах, группе;
- — развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
- — формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции .
- Ход урока.
1.Организационный момент.
- Литературное чтение – прекрасный урок,
- Много полезного в каждой из строк,
- Стих это будет, сказка, рассказ-
- Вы учите их – они учат вас!
- 2. Изучение нового материала
- Этап вызов.
– Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы . Всё о чём мы будем говорить, поместим на наш ковёр идей.
Послушайте одну историю, которая поможет узнать тему нашего урока..
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали — «трусиха».
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..
Все обернулись.
— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
— Пошёл вон!
— Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! — Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы… Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?
— Нет, — отвечала она, — он не укусил… Просто я очень испугалась…
Выберите слова, которые характеризуют Валю. Какой поступок совершила Валя?
А как мы сейчас называем человека, который совершил смелый поступок? (спасатель). Как называли силачей на Руси? Казахская земля тоже славилась своими защитниками.
Как их называли? В Средневековой Европе были свои герои, они надевали железные доспехи и отправлялись в путь совершать благородные поступки. Как их называли? (рыцарями.) Совпадут характеристики батыра.
огатыря, рыцаря, героя ? А Вали?
- Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Рыцарь», а написал его Владимир Карпович Железников.
- (запись появляется на доске)
- -Где мы можем узнать точное значение слова «рыцарь»? (в толковом словаре)
Обращаемся к интернету. Голосовое сообщение.
- — Узнаем из словаря (один ребенок зачитывает в словаре значение слова «рыцарь»):
- 1) в Средневековой Европе тяжеловооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина, (на доске появляется изображение рыцаря)
- 2) самоотверженный, благородный человек.
- — Как выдумаете о чём или о ком будет рассказ?
- – Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным? -Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения
- При знакомстве с новым произведением м ы ставим для себя цели.
Постановка цели урока. Используем приём «доскажи предложение».
- Я хочу узнать…
- Мне интересно …
- Я бы хотел(а) научиться …
- Чтобы достичь цели надо…
- .
- 2. Этап «Осмысление новой информации» (чтение текста с остановками)
— Каким представили себе Сашу в начале рассказа? Подтвердите свое мнение текстом.
- (Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины и знал все марки советских машин, шофер казался ему необыкновенным человеком, Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку.)
- — Что будет дальше и почему?
- 2) — Меняется ли в этой части состояние Саши? (да)
— Почему? Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения персонажа рассказа?
— Почему Саша жалел, что некому показать “шоферскую заметину”?
— Были ли у Саши основания считать шофера своим лучшим другом? Как шофер отнесся к мальчику? Свое мнение подтвердите текстом).
— Как вы думаете, этих действий достаточно, чтобы называться другом?
— Как будут развиваться события дальше? Предположите.
- 3)— Каким предстал перед вами шофер в этой части?
- — Как вы думаете, а отношение Саши к шоферу изменилось?
- Подтвердите свое мнение текстом
- — Прочитайте описание поступка, совершённого Сашей.
Покажите смену настроения героя соответствующей интонацией при чтении. – Трудно ли было Саше совершить этот поступок?
- Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
- — Почему шофер рассмеялся?
- -От чего ему было стыдно?
- — Что заставило шофера принести извинения?
- — Что будет дальше и почему?
- 4) Чтение рассказа до конца. (читает хорошо читающий ученик)
- — Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?
- — Почему бабушка не стала ругать Сашу?
– Заслуживает ли Саша, чтобы его называли благородным человеком, рыцарем? Почему?
5) Работа над заголовком. Определение главной мысли рассказа.
- -Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?
- -На доске записаны предложения, Обсудите в парах, какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею. (Обсуждение в парах)
- 1) Близких надо любить.
- 2) Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.
- 3) Надо слушаться старших.
- Проверка.
- Физминутка
6.Работа в группах. Продолжим работу над рассказом в группах.
1 группа
Задание. Восстановление деформированного плана.
— Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Прочитайте план. Соответствует он последовательности событий? Восстановите план и докажите, что он верный.
План:
1. Саша заступается за бабушку.
2. Знакомство с шофёром.
3. Радостно на сердце.
4. Саша помогает шофёру.
2 группа
Задание. Придумайте окончание рассказа со счастливым концом.
Вы внимательно читали рассказ. А теперь попробуйте сами, придумать продолжение рассказа, где Саша по- настоящему подружился с шофёром
Начни со слов.. «Через несколько дней…..»
- 3 группа
- Задание. Найдите пословицы
- Найдите в интернете пословицы, которые выражают главную мысль нашего рассказа.
- 4 группа
- Задание.
- Фишбоун.
В «голове» этого скелета обозначена общая проблема «Почему рыцарей стало мало? На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие эти причины. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
7. Рефлексия. В своих творческих работах покажите своё отношение к персонажам нашего рассказа.
1 группа составляет синквейн о Саше, как о рыцаре,
2 группа о шофёре
3 группа составляет смс – сообщение для Саши. Выразите своё отношение к Саше.
4 группа – смс для всех детей. Отзыв о прочитанной книге.
Выступление. Оценка работы. Оценка настроения.
— Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили?
- Мне захотелось …
- Я почувствовал …
- Я понял, что…
- Какое у вас настроение?
Д ом. зад С.134 — 135 чтение по ролям, пересказ.
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-v-k-zhielieznikov-rytsar.html
Детские сказки читать онлайн — Детские сказки Рыцарь Вася Юрий Яковлев Читать детские рассказы онлайн
Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени — он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.
И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.
Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка: два — над глазами, у начала бровей, а третай между носом и верхней губой. Когда он напрягался или приходил с мороза, эти бугорки краснели в первую очередь.
Все считали, что причина его полноты — обжорство: с чего еще он такой толстый? Но на самом деле ел он мало. Не любил есть. Терпеть не мог это занятие.
То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.
Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.
А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями.
В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена — Ричард, или Родриго, или Айвенго.
Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.
В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.
- Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место.
- И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.
- В эти минуты он ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность.
- Кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала:
— Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!
- Разве так обращаются с благородным рыцарем?
- Он пробовал было поделиться мечтами с приятелем, но не встретил у него поддержки.
- Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал:
- — На такого толстого никакие доспехи не налезут.
- Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.
В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели большие картины в тяжелых золотых рамах, а по углам стояли статуи из пожелтевшего мрамора.
Он хладнокровно проходил мимо полотен великих мастеров, словно это были примелькавшиеся плакаты, и направлялся к заветному залу. В этом зале не было никаких картин.
Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы.
Тайком от дежурной старушки он трогал холодную сталь доспехов и пробовал на палец, хорошо ли заточены мечи. Он медленно переходил от черного рыцаря к золотому, от золотого — к серебряному.
К одним рыцарям он относился по-дружески, к другим — со сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошел очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеется и не называет его тюфяком.
Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?
Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Каждое утро он нехотя свешивал ноги с постели и, подгоняемый маминым окриком: «Поторапливайся, а то опоздаешь!» — натягивал на себя штаны и рубаху.
Потом он плелся к умывальнику, мочил нос — «И это называется вымылся?!» — и нехотя садился к столу. Поковыряв ложкой кашу — «Не усни над тарелкой!», — он вставал и шел в школу. Он с грохотом скатывался с одной ступеньки на другую, и во всех квартирах знали, кто спускается по лестнице.
В классе он появлялся после второго звонка. Бросал тяжелый портфель и протискивался на скамью, сдвигая с места парту.
- Все это он проделывал с невозмутимым спокойствием человека, привыкшего к однообразному ходу жизни и не ждущего никаких неожиданностей.
- На уроках он не болтал, так как вообще не отличался разговорчивостью, но это не мешало учителям постоянно делать ему замечания:
- — Рыбаков, о чем ты мечтаешь?
- — Рыбаков, повтори, что я сказала.
- — Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи.
Он плелся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него был не мелок, а тяжелый камень, который он без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место.
Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.
На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать.
Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через «коня» ему тоже не удавалось перепрыгнуть.
Он застревал на черной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шел в строй.
Ему не везло буквально во всем. Даже на школьном утреннике, где он читал стихотворение «Человек сказал Днепру», тоже вышло недоразумение. Он готовился целую неделю. Особенно хорошо у него получались заключительные строки. Он набирал побольше воздуха и с выражением произносил:
Чтоб на улице и дома
Было вечером светло!
Когда он вышел на сцену, все «выражение» сразу пропало. Он заторопился, чтобы поскорее добраться до конца. Но именно в конце его подстерегала неприятность. Он вдруг заволновался, задергал плечом и прочитал:
Чтоб на улице и дома
Было вечером темно!
Зал засмеялся. Он вздохнул и тяжело спрыгнул со сцены.
Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь.
Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чем не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило.
Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.
…Трудно провести границу между осенью и зимой. Бывает так, что еще не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег.
А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. Этот лед, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.
Но не все ребята слушаются радио. И вот на льду появляются первые смельчаки. Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. А счастливая звезда иногда подводит.
Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал:
— Тонет! Тонет!
— Кто тонет? — не спеша спросил тюфяк.
— Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка. — Пацан тонет. Под лед провалился. Что стоишь?!
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.
Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лед. Лед слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.
Димка Ковалев оживился. Он снова стал махать руками и кричать:
— Заходи справа!.. Осторожно!.. Не топай ножищами, а то сам…
Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.
А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошел до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперед. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лед может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.
Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.
Теперь Ковалев уже не кричал и не размахивал руками, а напряженно выжидал, что будет дальше. Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лед.
Наконец первоклассник очутился на льду. Он шел, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. Зубы его стучали, а по лицу текли слезы.
- Когда они вышли на берег, Ковалев оживился.
- — Ты ноги промочил, — сказал он товарищу, — беги домой, а пацана я сам доведу.
- Тюфяк посмотрел на спасенного им парня, перевел взгляд на мокрые ботинки и сказал:
- — Валяй!
- Ковалев схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.
Тюфяк поплелся домой. Его переживания быстро притупила усталость. И теперь оставались только промокшие ноги и легкий озноб.
Дома он с трудом стянул с себя ботинки. Из них полилась вода.
— Что это? — спросила мама, недовольно глядя на перепачканный паркет.
— Промочил ноги, — растягивая слова, ответил мальчик.
— Где это тебя угораздило? — Мама пожала плечами и пошла за тряпкой.
Он хотел было рассказать маме, как было дело, но его начало клонить ко сну и одолевала зевота, и даже в теплой комнате не проходил озноб. Он не стал ничего объяснять, лег на диван и зажмурил глаза.
Неожиданно он подумал, что если бы на нем были тяжелые рыцарские доспехи, то лед сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана.
Он быстро уснул.
…На другой день, когда после второго звонка он вошел в класс, там никого не было. Оказывается, все ушли наверх, в актовый зал, на общую линейку. Он бросил портфель на парту и поплелся на четвертый этаж.
Когда он вошел в зал, все уже построились большой буквой «П».
Он протиснулся между ребятами и стал в заднем ряду.
В это время заговорил директор школы. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалев спас первоклассника, провалившегося под лед, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.
Потом выступала старшая вожатая. Она говорила о пионерском долге, о чести красного галстука и наконец зачитала письмо матери провалившегося пацана, в котором Димка назывался спасителем ее сына.
Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалева. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врет — никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели.
В конце концов он и сам поверил, что Димка — герой вчерашнего происшествия: ведь он первым заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.
Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам.
И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплелся обратно на второй этаж.
Он с трудом протиснулся за парту — сдвинул ее с места, — а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря. Этот рыцарь был фиолетового цвета, как школьные чернила.
Источник: http://BabyLib.ru/rycar-vasya-yurij-yakovlev/