Саша чёрный «слон» читать

Саша Чёрный «Слон» читать
Саша Чёрный «Слон» читать

Проверочное задание

Выполни задания. Скачай на свой компьютер Лист выполнения проверочного задания.

Лист выполнения проверочного задания

Вставь пропущенные слова.Воробей мой, воробьишка! ……., …….., словно…….. Глазки – …….., лапки – врозь, Лапки – боком, лапки – вкось…

Проверь себя! Вот какой воробей! Юркий – ловкий, быстрый, словно мышка… Глазки круглые блестящие, как бисер…

Саша Чёрный «Слон» читать Прочитай выразительно.
Воробей мой, воробьишка! Серый, юркий, словно мышка. Глазки — бисер, лапки – врозь, Лапки – боком, лапки – вкось…
Поэт угощает воробья. Перечитай:
Прыгай, прыгай, я не трону – Видишь, хлебца накрошил… Двинь – ка клювом в бок ворону, Кто её сюда просил? Прыгни ближе, ну- ка, ну- ка, Так, вот так, ещё чуть-чуть… Ветер сыплет снегом, злюка, И на спинку, и на грудь.
Саша Чёрный «Слон» читать

Тебе тоже захотелось маленького воробьишку защитить? От кого? От вороны – воровки, от «злюки» ветра.

Саша Чёрный «Слон» читать Прочитай последние четверостишья. Как поэт называет воробья?
Ближе, ну еще немножко… Фурх! Удрал… Какой нахал! Съел все зерна, съел все крошки И спасиба не сказал.

Как ты думаешь, автор стихотворения любит животных, жалеет их? Конечно, поэт с нежностью, с жалостью относится к маленьким, беззащитным. А беззащитными могут быть даже такие большие животные, как слоны. Послушай знакомую песенку про розового слона. Стихи написал поэт Горбовский.

Стихотворение «Слон»

А сейчас ты познакомишься еще с одним стихотворением Саши Черного о животных – это стихотворение «Слон».

Прочитай это стихотворение.

Слон — Слоник-слоник, настоящий слон живой, — Отчего ты все качаешь головой? — Оттого что, потому что, потому, — Все я думаю, дружок, и не пойму… Не пойму, что человек, такой малыш — Посадил меня в клетушку, словно мышь… Ох, как скучно головой весь день качать! Лучше бревна дали б, что ли, потаскать… — Слоник-слоник, не качай ты головой! Дай мне лучше поскорее хобот свой… Я принес тебе из бархата слона, Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На! Можешь мыть его, и нянчить, и лизать… Ты не будешь головой теперь качать?… (1920 г.) Саша Чёрный «Слон» читать
Саша Чёрный «Слон» читать

Это стихотворение написано, как разговор маленького мальчика и большого слона. Слон хоть и большой, но беззащитный. Найди и прочитай, что отвечает слон мальчику.

Саша Чёрный «Слон» читать Не пойму, что человек, такой малыш, Посадил меня в клетушку, словно мышь…
Саша Чёрный «Слон» читать Ох, как скучно головой весь день качать? Лучше брёвна дали б, что ли, потаскать….

Плохо слону в неволе, плохо без дела.

Обсудить с учителем (можно на форуме).

Как ты считаешь, мы люди, можем в зоопарке, в цирке создавать для животных условия, чтобы им в неволе было неплохо. Как это сделать?

Последнее изменение: Friday, 15 January 2016, 19:23

Источник: http://do2.rcokoit.ru/mod/page/view.php?id=353038

Тукъ-тукъ

Саша Чёрный «Слон» читать

сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

  • Баю, кукла, баю, бай —
  • Спи, а то придетъ Бабай!
  • Мячикъ спитъ и утка спитъ,
  • Осликъ въ сумочкѣ храпитъ.
  • Если крѣпко будешь спать,
  • Дамъ конфетку полизать.
  • Встанешь, сказочку скажу —
  • Про слона… и про Жужу.
  • Интересно – ай-яй-яй!
  • Только раньше надо бай.

Про кота

  1. Раньше всѣхъ проснулся котъ,
  2. Поднялъ рыжiй хвостъ столбомъ
  3. Спинку выпятилъ горбомъ
  4. И во весь кошачiй ротъ,
  5. Какъ зѣвнетъ!
  6. «Муръ! Умыться бы не грѣхъ»…
  7. Вмѣсто мыла – язычокъ.
  8. Котъ свернулся на бочокъ
  9. И давай лизать свой мѣхъ!
  10. Просто смѣхъ!
  11. А умывшись, въ кухню – шмыгъ.
  12. Скажетъ «здравствуйте» метлѣ
  13. И пошаритъ на столѣ:
  14. Где вчерашнiй жирный сигъ?
  15. Съѣлъ бы вмигъ!
  16. Въ домѣ встали. Котъ къ окну:

«Муръ! На вѣткѣ шесть воронъ!!».

  • Хвостъ забился, когти вонъ,
  • Смотритъ котъ нашъ въ вышину,
  • На сосну.
  • Насмотрѣлся, да во дворъ —
  • Зашипѣлъ на индюка,
  • Пролетѣлъ вдоль чердака
  • И, разрывъ въ помойкѣ соръ,

На заборъ!!..

  1. Убежалъ, разинувъ ротъ…
  2. Только къ вечеру – домой.
  3. Весь въ царапкахъ, злой, хромой.
  4. Долго точитъ когти котъ
  5. О комодъ…
  6. Ночь. Котъ тронетъ лапкой дверь,
  7. Проберется въ коридоръ
  8. И сидитъ въ углу, какъ воръ.
  9. Тише, мыши! Здѣсь теперь
  10. Страшный звѣрь!
  11. Нѣтъ мышей… Котъ сѣлъ на стулъ
  12. И зѣваетъ: «Гдѣ бъ прилечь?»
  13. Тихо прыгнулъ онъ на печь,
  14. Затянулъ «мурлы», вздохнулъ
  15. И заснулъ.

На конькахъ

  • Я катаюсь на конькахъ.
  • Разгорѣлись ушки…
  • Рукавички на рукахъ,
  • Шапка на макушкѣ…
  • Разъ-два! Вотъ и поскользнулся…

Разъ-и-два! Чуть не кувыркнулся.

Разъ-два! Легче на носкахъ.

  1. Захрустѣлъ, закрякалъ ледъ,
  2. Вѣтеръ дуетъ въ глазки.
  3. Елки-волки! Полный ходъ,
  4. Обгоняй салазки…
  5. Разъ-два! По скользкой дорожкѣ…
  6. Разъ-и-два! Веселыя ножки…
  7. Разъ-два! Впередъ и впередъ…

Поѣздъ

Третiй звонокъ. Донъ-донъ-донъ!

  • Пассажиры, кошки и куклы въ вагонъ!
  • До свиданья, пишите!
  • Машите платками, машите!
  • Машинистъ, свисти!
  • Паровозъ, пыхти:
  • Чахъ-тахъ.
  • Поѣхали-поѣхали,
  • Чахъ-тахъ-та́хъ,
  • Кочегаръ, не зѣвай!
  • Ча́хъ-тахъ-та́хъ-тахъ,
  • Вотъ наши билеты —
  • Чурки да шкурки,
  • Бумажки отъ конфетъ!
  • Подъ уклонъ, подъ уклонъ,
  • Летимъ, какъ пуля!
  1. Первый вагонъ —
  2. Не качайся на стулѣ!
  3. Эй вы, куда?
  4. Кондукторъ, сюда!
  5. Вонъ тамъ сзади —
  6. Взрослые дяди,
  7. Тра́-та-та, тра́-та-та,
  8. Они безъ билетовъ, —
  9. Зайцы-китайцы, —
  10. Гони ихъ долой!
  11. Ча́хъ-тахъ-та́хъ-тахъ,
  12. Машинистъ, тормозите!
  13. Чахъ-тахъ-та́хъ,
  14. Первый звонокъ!
  15. Чахъ-тахъ,
  16. Станцiя, «Мартышка»,
  17. Чахъ-тахъ-тахъ,
  18. Надо вылѣзать.

На вербѣ

  • Въ небѣ солнышко сверкаетъ.
  • Небо словно василекъ.
  • Сквозь березки продуваетъ
  • Первый теплый вѣтерокъ.
  • А внизу все будки, будки,
  • И людей, какъ лѣтомъ мухъ!
  • Каждый всунулъ въ ротъ по дудкѣ
  • И пищитъ во весь свой духъ…
  • Въ будкахъ клоуны и санки,
  • Куклы, чижики, цвѣты…
  • Золотыя рыбки въ банкѣ
  • Раскрываютъ важно рты.
  • Мотыльки и обезьянки
  • Присѣдаютъ на щиткахъ.
  • «Мериканскiй житель въ склянкѣ
  • Утромъ ходитъ на рукахъ!»
  • Вотъ она какая верба!
  • А для маленъкихъ ребятъ—
  • На прилавочкѣ у серба
  • Вафли сладкiя лежатъ.

Костеръ

  1. Эй, ребятишки,
  2. Валите въ кучу
  3. Хворостъ колючiй,
  4. Щепки и шишки.
  5. А на верхушку
  6. Листья и стружку…
  7. Спички живѣй!
  8. Огонь, какъ змѣй,
  9. Съ вѣтки на вѣтку
  10. Кружитъ по клѣткѣ
  11. Бѣжитъ и играетъ,
  12. Трещитъ и пылаетъ

Шипъ! Кряксъ!

  • Давайте руки—
  • И будемъ прыгать вкругъ огня,
  • Нѣтъ лучше штуки —
  • Зажечь огонь средь бѣла дня.
  • Огонь горитъ,
  • И дымъ глаза ужасно ѣстъ.
  • Костеръ трещитъ,
  • Пока ему не надоѣстъ…
  • Осторожнѣй, дѣтвора,
  • Дальше, дальше отъ костра —
  • Можно загорѣться.
  • Превосходная игра…
  • Эй, пожарные, пора,
  • Будетъ вамъ вертѣться!
  • Лейте воду на огонь.
  • Сыпьте землю и песокъ —
  • Но ногой углей не тронь,
  • Загорится башмачокъ.
  • Зашипели щепки, шишки,
  • Лейте, лейте, ребятишки!
  • Разъ, разъ, еще разъ —
  • Вотъ костеръ нашъ и погасъ.

Храбрецы

  1. У пруда по мягкой травкѣ
  2. Ходитъ маленькiй Сашукъ.
  3. Ходитъ – смотритъ: здесь паукъ,
  4. Тамъ дерутся двѣ козявки,
  5. Подъ скамейкой красный грибъ,
  6. На мосткахъ сидятъ лягушки.

  7. А въ водѣ такъ много рыбъ
  8. Мельче самой мелкой мушки.

  9. Надо все пересмотрѣть,
  10. Перетрогать, повертѣть…
  11. Ведь лягушки не кусаютъ?
  12. Пусть попробуютъ… Узнаютъ!
  13. А лягушки на мосткахъ
  14. Не спускаютъ глазъ съ мальчишки:
  15. Страшный, толстый… Прутъ въ рукахъ,
  16. Ярко-красныя штанишки…
  17. Изъ-подъ шапочки крючкомъ,
  18. Вьется, пляшетъ чубикъ рыжiй…
  19. Самъ къ мосткамъ бочкомъ, бочкомъ,
  20. Подбирается все ближе.
  21. Вѣдь мальчишки не кусаютъ?
  22. Пусть попробуетъ… узнаетъ!

Приставалка

  • – Отчего у мамочки
  • На щекахъ двѣ ямочки?
  • – Отчего у кошки
  • Вместо ручекъ ножки?
  • – Отчего шоколадки
  • Не растутъ на кроваткѣ?
  • – Отчего у няни
  • Волоса въ сметанѣ?
  • – Отчего у птичекъ
  • Нѣтъ рукавичекъ?
  • – Отчего лягушки

Спятъ безъ подушки?..

«Оттого, что у моего сыночка[1]

1
  Или: «Оттого, что у тебя, дочка,
  Ротъ безъ замочка».

[Закрыть]

Ротъ безъ замочка».

Бобина лошадка

  1. Мальчикъ Бобъ своей лошадкѣ
  2. Далъ кусочекъ шоколадки, —
  3. А она закрыла ротъ,
  4. Шоколадки не беретъ.
  5. Какъ тутъ быть? Подпрыгнулъ Бобикъ,
  6. Самъ себя вдругъ хлопнулъ въ лобикъ,
  7. И съ комода у дверей
  8. Тащитъ ножницы скорей.

  9. Распоролъ брюшко́ лошадкѣ
  10. Всунулъ ломтикъ шоколадки
  11. И запѣлъ:«Не хочешь въ ротъ,
  12. Положу тебѣ въ животъ!»
  13. Бобъ ушелъ играть въ пятнашки,
  14. А за полкой таракашки
  15. Подсмотрѣли и гуськомъ
  16. Вмигъ къ лошадкѣ всѣ бѣгомъ.

  17. Подобрались къ шоколадкѣ
  18. И лизнули:«Очень сладко!»
  19. Пиръ горой – и въ пять минутъ
  20. Шоколадкѣ былъ капутъ.
  21. Вотъ приходитъ Бобъ съ прогулки, —
  22. Таракашки шмыгъ къ шкатулкѣ, —
  23. Бобъ къ лошадкѣ:«Съѣла… ай!
  24. Завтра дамъ еще, будь пай».

  25. День за днем – так две недели —
  26. Боб лошадка, встав съ постели,
  27. Клал въ животик шоколад
  28. И потом шел съ няней въ сад.
  29. Лошадь кушала, старалась,
  30. Только няня удивлялась:
  31. «Отчего все таракашки
  32. Растолстели, как барашки?»

Лотом

  • За селом на полной волѣ
  • вѣетъ вѣтеръ-самолетъ.
  • Тамъ картофельное поле
  • Все лиловенькимъ цвѣтетъ.
  • А за полемъ, гдѣ рябинка
  • Вѣчно съ вѣтромъ не въ ладу,
  • Сквозь дубнякъ бѣжитъ тропинка
  • Внизъ къ студеному пруду.
  • Сквозь кусты мелькнула лодка,
  • Рябь и солнца острый блескъ.
  • На плоту грохочетъ четко
  • Дробь вальковъ подъ гулкiй плескъ.
  • Дружно выплыли утята.
  • Впереди толстуха-мать.
  • Облака плывутъ куда-то,

Пахнетъ мятой.

Благодать.

  1. Вотъ и берегъ… Сухо въ глоткѣ,
  2. Въ тѣлѣ жаркiй сонный зудъ.
  3. Эхъ, раздѣнусь въ старой лодкѣ
  4. Руки вытяну – и въ прудъ!

Какъ котъ сметаны поѣлъ

  • Жили-были мышки, —
  • Сѣрыя пальтишки.
  • Жилъ еще котъ, —
  • Бархатный животъ.
  • Пошелъ котъ къ чулану
  • Полизать сметану, —
  • Да чуланъ на задвижкѣ,
  • А въ чуланѣ мышки…
  • Сидитъ котъ передъ дверцей,
  • Колотится сердце, —
  • Войти нельзя!
  • Вотъ запѣлъ котъ, —
  • Бархатный животъ, —
  • Тоненькимъ голосишкой
  • Въ родѣ мышки:
  • «Эй вы, слышь!
  • Я тоже мышь,—
  • Больно хочется ѣсть,
  • Да подъ дверь не пролѣзть…
  • У васъ тамъ много въ стаканѣ,
  • Вымажьте лапки въ сметанѣ,
  • Да высуньте подъ дверку.
  • Скорѣй, глухiя тетерьки!
  • Я полижу,
  • Спасибо скажу…»
  • Повѣрили мышки
  • Коту-плутишкѣ,
  • Высунули лапки…

А котъ – цапъ!..

  1. Со всЬхъ лапъ…
  2. Вытащилъ за лапки,
  3. Сгребъ въ охапку
  4. И въ ротъ!

Вечернiй хороводъ

  • Добрый вечеръ, садъ-садъ!
  • Bсѣ березки спятъ-спятъ
  • И мы скоро спать пойдемъ,
  • Только пѣсенку споемъ.
  • Толстый сѣрый слонъ-слонъ,
  • Видѣлъ страшный сонъ-сонъ,
  • Какъ мышонокъ у рѣки
  • Разорвалъ его въ клочки…
  • А дѣвочкамъ, динъ-донъ,
  • Пусть приснится сонъ-сонъ,
  • Полный красненькихъ цвѣтковъ
  • И зелененькихъ жучковъ!
  • До свиданья, садъ-садъ!
  • Bсѣ березки спятъ-спятъ…
  • Дѣтямъ тоже спать пора—
  • До утра!

Назад к карточке книги «Тукъ-тукъ»

Источник: https://itexts.net/avtor-sasha-chernyy/202820-tuk-tuk-sasha-chernyy/read/page-1.html

Урок 38. с. черный «что ты тискаешь утёнка…», «воробей», «слон» — Литературное чтение — 3 класс — Российская электронная школа

Литературное чтение, 3 класс

Урок 38. С. Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон»

  • Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
  • Урок посвящён знакомству с произведениями Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон».
  • Глоссарий по теме
  • Юмор – способность подмечать в явлениях комичные, смешные стороны.
  • Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.
  • Ключевые слова
  • Саша Чёрный, воробей, слон, поэт, псевдоним
  • Основная и дополнительная литература по теме урока:
  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 51-58.
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29-32.
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. – М. : Просвещение, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с экрана.

Мы узнаем стихи поэта Саши Чёрного. Мы научимся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Мы сможем сравнивать стихи разных поэтов на общую тему

Основное содержание урока

Поэт и прозаик Саша Чёрный родился под именем Александра Михайловича Гликберг в довольно большой семье с пятью детьми. На удивление, двоих мальчиков звали одинаково — Саша, однако один имел светлые волосы и потому назывался «белым», а другой тёмные — его звали «чёрным». Таково происхождение псевдонима. Родился автор в Одессе, 13 октября 1880 года.

Вскоре родители отдали мальчика в гимназию, однако судьба сложилась так, что Александр покинул свой дом и, оставшись совершенно нищим, стал попрошайничать на улице. Об одиноком и бедном мальчишке написали в газете. Этот рассказ до того тронул одного господина чиновника, К.К. Роше, что он решил взять юного Сашу к себе.

Роше был человеком достаточно благородным и любил поэзию, что, безусловно, внесло свой вклад в характер будущего писателя.

Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг) в своих произведениях всегда писал о том, что прежде всего человеку необходимо быть добрым и чутким, жить по чести и любви.

Творчество Саши Чёрного — уникальное явление в русской поэзии начала ХХ века.

Его стихи своеобразны; их можно отнести к сатирической лирике или лирической сатире, в них сочетаются юмор, искренность, смелость и в то же время душевная боль.

Читайте также:  Рассказ про гагарина для детей 3-4 класса

Интерактивное общение школьников Ани и Володи. Мальчик Володя и девочка Аня сидят за столом перед книгой и беседуют.

  1. А:Какое интересное имя у этого поэта, Саша Чёрный.
  2. В: Ты знаешь, Аня, это его псевдоним.
  3. А: Какое же настоящее имя у этого поэта?
  4. В: Александр Михайлович Гликберг
  5. А: Почему же он придумал себе такой псевдоним?
  6. В:Давай ка прочтём об этом в книге!

Однажды Саша Чёрный открыл секрет своего псевдонима: «Нас было двое в семье с именем Александр (В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша). Один брюнет, другой блондин…» Отгадайте, каким из них был наш поэт?

  • В поэзии Саши Чёрного мы узнаем о беззащитных животных, которым мы можем помочь своим вниманием и уважением.
  • Что ты тискаешь утенка?
  • Что ты тискаешь утенка?
  • Он малыш, а ты — большой.
  • Ишь, задравши головенку,
  • Рвется прочь он всей душой…
  • Ты представь такую штуку, —
  • Если б толстый бегемот
  • Захотел с тобой от скуки
  • Поиграть бы в свой черед?
  • Взял тебя бы крепко в лапу,
  • Языком бы стал лизать,
  • Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!..

  1. Ты снеси утенка к утке,
  2. Пусть идет купаться в пруд,—
  3. Лапы мальчика не шутка,
  4. Чуть притиснешь — и капут.

Конечно, маленькие существа вокруг нас имеют свою собственную судьбу, своё настроение и свои мысли. Мы должны их уважать. Даже если речь идёт по маленькой птичке.

  • Послушаем стихотворение «Воробей»
  • Воробей
  • Воробей, мой воробьишка!
  • Серый, юркий, словно мышка.
  • Глазки — бисер, лапки — врозь,

Лапки — боком, лапки — вкось…

Прыгай, прыгай, я не трону —

Видишь, хлебца накрошил…

  1. Двинь-ка клювом в бок ворону,
  2. Кто ее сюда просил?
  3. Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть…

  • Ветер сыплет снегом, злюка,
  • И на спинку, и на грудь.
  • Подружись со мной, пичужка,
  • Будем вместе в доме жить,
  • Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить…

Ближе, ну еще немножко…

Фурх! удрал… какой нахал!

  1. Съел все зерна, съел все крошки
  2. И спасибо не сказал.
  3. Но не только маленькие птички нуждаются в нашем внимании и уважении, но и очень крупные животные, такие, как, например, Слон.
  4. Слон
  5. — Слоник-слоник, настоящий слон живой, —
  6. Отчего ты все качаешь головой?
  7. — Оттого что, потому что, потому, —
  8. Все я думаю, дружок, и не пойму…
  9. Не пойму, что человек, такой малыш —
  10. Посадил меня в клетушку, словно мышь…
  11. Ох, как скучно головой весь день качать!
  12. Лучше бревна дали б, что ли, потаскать…
  13. — Слоник-слоник, не качай ты головой!
  14. Дай мне лучше поскорее хобот свой…
  15. Я принес тебе из бархата слона,

Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

  • Разбор типового тренировочного задания
  • Текст вопроса:
  • Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали ответы на вопросы:
  1. Жёлтый пушистый малыш, которого не следует тискать.
  2. Маленькая птичка, живущая в городе.
  3. Он имеет большие и уши и хобот.
у с л т к и м а с а
и и а п с с ю б в т
и е ч и в д в к п щ
с ш у т ё н о к ы й
ц л к е н д р ш ь з
я с л о н ц о ш д а
к т п ы т о б и щ у
м а и с к г е к й д
с е о щ д м й п у ы
м к и т ь б ю ё о а

Ответы:

у с л т к и м а с а
и и а п с с ю б в т
и е ч и в д в к п щ
с ш у т ё н о к ы й
ц л к е н д р ш ь з
я с л о н ц о ш д а
к т п ы т о б и щ у
м а и с к г е к й д
с е о щ д м й п у ы
м к и т ь б ю ё о а
  1. Разбор типового контрольного задания
  2. 1 вариант
  3. Текст вопроса
  4. Разделите слова по тем произведениям, в которых они встречаются:
  5. Слова для выбора: бисер, пичужка, дружок, человек, глазки, крошки, бревна, малыш
  6. Ответ:
«Воробей» «Слон»
бисер дружок
пичужка человек
глазки бревна
крошки малыш
  • Разбор типового контрольного задания
  • 2 вариант
  • Текст вопроса
  • Зачеркните слово, которое встречается хотя бы в двух из трех произведений («Воробей, «Что ты тискаешь утенка?», «Слон»
  • 1) азбука, малыш, нахал
  • 2) лапа, рот, нос, ухо
  • 3) слон, утенок, мышь, воробей
  • Ответ:
  • 1) азбука, малыш, нахал
  • 2) лапа, рот, нос, ухо
  • 3) слон, утенок, мышь, воробей

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4359/conspect/

Нервные слоны — рассказ Саши Чёрного — Библиотека для детей

Миша принес газету, положил ее передо мной и молча ткнул пальцем в удивившую его заметку.

Я прочел: «Нью-Йорк (Нью-Джерсей). „Три слона и мышь“». «Три слона в городском цирке, смертельно испугавшись забравшейся в клетку мыши, выломали стальные прутья и в панике выбежали на улицу.

Прохожие разбежались… Сбитая с ног неповоротливая старуха растоптана… В лавках с грохотом спускались железные шторы… Цирковые служители с криком и визгом бежали по следам взбесившихся гигантов… Полицейские с криком и визгом бежали по следам служителей…

Пойманные слоны были с трудом водворены на место и вечером в переполненном цирке давали обычное представление…»

— Билеты нарасхват? — спросил Мишка, задумчиво потершись кончиком носа о мой пиджак.

— Еще бы!

— А вы, дядя Саша, боитесь мышей?

— Я-то? Ого! Пусть-ка сунет нос в мою комнату…

Мой ответ не нравится Мише. Он рассеянно смотрит в окно и — я не Шерлок Холмс, — но, ей-богу, я знаю, что ему представляется. Будто вечер и тишина. Будто я и он сидим в кресле (кресло, сверху я и сверху Миша) и читаем.

И будто мышь осторожно просовывает из-за портьеры рыльце… Смотрит на нас, подбегает ближе, нюхает валяющуюся посреди комнаты пробку и тихонько пищит. Я подымаю голову, замечаю мышь и начинаю дрожать… с головы до ног и с ног до головы… Так сильно дрожу, что и кресло дрожит, и письменный стол, а стакан с чаем на столе даже начинает приплясывать.

Стучат часы, стучит мое сердце, стучат мои зубы… И вдруг я издаю пронзительный рев, Миша будто слетает с моих коленей и кричит: «Стыдно, стыдно! Такой большой… Ведь я же ни капельки не испугался!» Но я, как взбесившийся слон, теряю всякий стыд, бросаюсь в окно, пробиваю головой стекло и, высоко взбрасывая коленки, мчусь по мостовой навстречу трамваям, такси и грузовикам. За мной «с криком и визгом» мчится Миша и успокаивает меня на ходу: «Дядя Саша, миленький, у вас отлетел каблук! Да остановитесь же вы, черт побери, мышь сама испугалась и удрала из комнаты…» За Мишей по моим следам мчится, неистово тявкая гудком, пожарная команда шестнадцатого парижского аррондисмана… С грохотом опускаются железные шторы… Разбуженные консьержкины дети взволнованно кричат своим родителям: «Жилец из восьмого номера взбесился!» — и выбегают в одних рубашонках на улицу…

— И ты, поймав меня, наконец, за левую ногу, растягиваешься со мной на мостовой и крепко держишь меня, пока подъехавшие пожарные не прикручивают меня за локти к складной лестнице?

— Да… Почему вы догадались? — Миша очень удивлен и подозрительно на меня смотрит. Если я вообще умею отгадывать мысли, то, может, со мной и дружить опасно?..

Однако он скоро успокаивается, потому что голова его наполнена «тремя взбесившимися слонами и мышью».

— Почему же они все-таки испугались? Разве мыши питаются слонами? Разве мышь может прогрызть слоновую кожу? Разве слон не может ее втянуть в себя хоботом? Фук! И готово… Как одуванчик.

В дверь тихонько входит младшая Мишина сестренка Валя. Кукла ее уснула, плюшевая обезьяна запропастилась неизвестно куда. Картинки в «древней истории» все раскрашены. Поэтому ей скучно. Она садится у наших ног на пузатую скамеечку и прислушивается.

— Анна Ивановна тоже смертельно боится мышей, — продолжает Миша. — Но она нервная женщина… У слонов же разве тоже есть нервы?

— Какая Анна Ивановна? — спрашиваю я.

— Ах, Боже мой! Берлинская. Мы жили в комнате номер пять, а она в комнате номер восемь. Напротив.

И когда внезапная мышь появилась на столе и вдруг понюхала ее очки, Анна Ивановна потеряла сознание, бросилась в коридор, с криком и визгом влетела к нам в комнату, посадила к себе на колени хозяйского кота и полчаса волновалась… Но слоны, дядя Саша? Почему они впадают в панику? В вашем энциклопедическом словаре ничего об этом не говорится?

— Ничего, дружок. У меня словарь сокращенный. Но давай подумаем… Допустим, что мы с тобой и Валей мирно сидим за столом и играем в подкидные дураки. Ты нагибаешься, чтобы поднять упавшую на пол карту… и из-под карты вдруг выскакивает…

— Мышь? Я б ее картой по усам!

— Погоди ты со своей мышью… Не мышь, а крохотный-прекрохотный человечек. Величиной с черного таракана. Воображаю, какой бы ты крик поднял! По ту сторону Сены было бы слышно.

— Ничуть, ничуть… Я бы ему сказал: «О! Значит, вы не только в сказках бываете, вы и на самом деле? Вы гном? Но у вас нет бороды. Значит, вы мальчик с пальчик? Очень приятно. Хотите с нами сыграть в подкидные дураки? Познакомьтесь: это дядя Саша, а это сестра моя Валя. Хотите капельку сгущенного молока?»

— Или кусочек засахаренной дыни? — вежливо предложила воображаемому человечку Валя.

— Постойте, дети… Вы вот какие храбрые, но поймите и меня. Я бы, например, до смерти перепугался.

Почему? Очень просто: всю жизнь видел настоящих людей, рост и все подходящее, привычное, и вдруг этакая каплюшка, ростом с таракана, глазки как бисер, нос как спичечная головка… Ужасно страшно!.. А мышь ведь тоже на миниатюрного слона похожа, только без хобота.

Быть может, взрослый слон, самое большое сухопутное млекопитающее, потому и приходит в истерику при виде самого маленького, похожего на него млекопитающего, что… не верит своим глазам, потому что…

  • Я запнулся и замолчал.
  • Дети переглянулись.
  • — Потому что… — ехидно повторил Миша.
  • — Оттого что… — повторила за ним Валя.

Я надулся. Слон я, что ли? Объяснил, как умел, а не нравится, — объясняйте сами.

* * * 

Валя букву за буквой по складам разобрала отмеченную красным Мишиным карандашом газетную заметку о трех слонах и, лукаво поджав губки, толкнула меня под локоть.

— Дядя Саша? А дядя Саша?

— Что?

— Дело вот в чем. На чем стоят слоны за своей загородкой в слонюшне?

— В какой «слонюшне»?

— Конь — в конюшне, слон — в слонюшне… Какой ты странный! На чем стоят слоны, я тебя спрашиваю?

— На соломе.

— Вот. Солома густая, мохнатая, непрозрачная. Хорошо. А что делают цирковые служители перед представлением?

— Не знаю. Пол подметают. Разносят зверям корм… Мало ли у них дела.

— Вот. И я так думаю. Не то чтобы служитель стоял перед слоновой клеткой и пристально смотрел в бинокль слонам под ноги… А если б и смотрел, ничего бы он в непрозрачной мохнатой соломе не приметил.

— Да ты это что за кружево плетешь?

— Не кружево, а чистая правда.

Слоны взбесились, сломали стальные прутья, помчались по городу… Но кто же, кто же, дяденька Сашенька, мог узнать, почему они взбесились?! Кто видел эту несчастную мышь? Или слоны, все три сразу, когда успокоились, взяли служителя хоботами за пуговицу и сами ему рассказали? А может быть, это и не мышь была, а совсем другое? Просто слонам страшный сон приснился: будто их привели в колбасное заведение и хотят у них хоботы отрезать на колбасы… Конечно, они возмутились и… взбесились. Представьте себе… Вдруг бы вы увидели во сне, будто у вас уши хотят отрезать и сварить их вместо вареников.

Читайте также:  Задания для детей на тему «насекомые»

— Ага! — сердито сказал я. — Страшный сон! Откуда же тебе известно, что слоны во сне видят? Да еще все сразу — один сон видят. Ишь, царь Соломон какой! Мышь ей не нравится, придумала колбасу из хобота и довольна. Брысь! Не хочу больше про нервных слонов говорить.

— Потому что… — шепнул мне на ухо Миша.

— Оттого что… — шепнула с другой стороны Валя. — Оттого что… сам ничего не знает.
 

Саша Черный.Рассказы.Полный список

Источник: https://skazkii.ru/archives/11203

Саша Черный: стихи для детей

Поэт Саша Черный, стихи для детей которого многие знают и любят, жил и творил еще в прошлом веке. Но, несмотря на это, многие его произведения остаются актуальными и в наше время.

Саша Черный: стихи для детей короткие

Надпись на книжке, подаренной одной знакомой девочке

В день Вашего рождения
Дарю Вам сие произведение.
Когда Вы будете, моя дорогая,
Совершенно большая —
И будете иметь своего мальчишку,—
Можете подарить ему эту книжку.
Поэтому не мажьте ее ни маслом, ни вишневым
соком
И раскрывайте всегда прямо, а не боком.
Целую Вас в носик, в глазки, в правую щечку,

Желаю Вам десять пудов счастья — и ставлю точку.

Доктор Ай

Где живет злой доктор Ай?
Это знают все детишки.
Ну-ка, первого хватай

За густые волосишки…

Ух, как взвизгнул: «Ай-яй-яй!» —
«Доктор дома. Что угодно?» —
«Дайте фунт воды холодной

  • Для примочки «не зевай!»»
  • Застенчивый таракан
  • На столике банка,
    Под банкой стакан,
    Под стаканом склянка,
  • В склянке таракан…
  • Ax, как ему не стыдно!
    Не мил ему свет…
    Все насквозь ведь видно,
  • А он — не одет…

Колыбельная (Для куклы)

  1. Баю, кукла, баю-бай,
    Спи, а то придет Бабай!
    Мячик спит, и утка спит,
  2. Ослик в сумочке храпит.
  3. Если крепко будешь спать,
    Дам конфетку полизать.
    Встанешь, сказочку скажу —
  4. Про слона… и про Жужу.

Интересно — ай-яй-яй!
Только раньше надо бай.

Рождественская

Зеленая елка, где твой дом?
— На опушке леса, над тихим холмом.
Зеленая елка, как ты жила?
— Летом зеленела, а зимой спала.
Зеленая елка, кто тебя срубил?
— Маленький, старенький дедушка Памфил.

Зеленая елка, а где он теперь?
— Курит дома трубку и смотрит на дверь.
Зеленая елка, скажи — отчего?
— У него, у дедушки, нету никого.

Зеленая елка, а где его дом?
— На каждой улице, за любым углом…
Зеленая елка, а как его позвать?

— Спросите-ка бабушку, бабушку и мать…

Скрут

— Кто живет под потолком?
— Гном.
— У него есть борода?
— Да.
— И манишка, и жилет?
— Нет…
— Как встает он по утрам?
— Сам.
— Кто с ним утром кофе пьет?
— Кот.
— И давно он там живет?
— Год.
— Кто с ним бегает вдоль крыш?
— Мышь.
— Ну, а как его зовут?
— Скрут.
— Он капризничает, да?

— Ни-ког-да!..

Чижик

  • «Чижик, Чижик, где ты был?»
    У Катюши кофе пил,
    С булкой, с маслом, с молоком
  • И с копченым языком.
  • А потом мы на шкапу
    С ней плясали «Ки-ка-пу»…
    Ножки этак, так и сяк,
  • А животики — вот так.
  • А потом я на окне
    Спел ей песню о весне:
    Кот мурлыкал, пес ворчал,
  • Ветер шторку колыхал.
  • А потом, потом, потом
    Дал коту я в глаз хвостом,
    Поднял крылья, клюнул пса
  • И умчался в небеса!

Плакса

Визг и слезы. По дорожке
Мчатся голенькие ножки,
Пляшут бантики на юбке.
Нос горит, раскрыты губки.

Вот блоха!

Уронила с маком пышку, —
Испугалась пе-ту-ха!..
То ли дело быть мальчишкой —

Ха-ха-ха!

Приставалка

— Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
— Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
— Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
— Отчего у няни
Волоса в сметане?
— Отчего у птичек
Нет рукавичек?
— Отчего лягушки

Спят без подушки?..

— Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.

Кто?

«Ну-ка, дети!
Кто храбрее всех на свете?»
Так и знал — в ответ все хором нараспев:

  1. «Лев!»
  2. — «Лев? ха-ха… легко быть храбрым,
    Если лапы шире швабры,
    Нет, ни лев, ни слон… храбрее всех малыш —
  3. Мышь!
  4. Сам вчера я видел чудо,
    Как мышонок влез на блюдо
    И у носа спящей кошки
    Не спеша поел все крошки.
  5. Что!»

Саша Черный: стихи для детей про зиму

Снежная баба

Воробьи в кустах дерутся,
Светит солнце, снег, как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы снежных мух.
Гриша — дома, у окошка.
Скучно в комнате играть!
Даже, вон, — лентяйка кошка
С печки в сад ушла гулять.
Мама гладит в кухне юбку…
«Гриша, Гриша, — ты куда?»
Влез он в валенки и шубку,

Шапку в руки — и айда!

Руки в теплых рукавичках,
Под лопатой снег пищит…
Снег на лбу и на ресничках,
Снег щекочет, смех смешит…
Вырос снег копной мохнатой,
Гриша бегает кругом,
То бока побьет лопатой,
То, пыхтя, катает ком…
Фу, устал. Еще немножко!
Брови — два пучка овса,
Глазки — угли, нос — картошка,
А из елки — волоса.
Вот так баба! Восхищенье.
Гриша пляшет. «Ай-да-да!»
Воробьи от удивленья

Разлетелись, кто куда.

Зимою всего веселей…

  • Зимою всего веселей
    Сесть к печке у красных углей,
    Лепешек горячих поесть,
    В сугроб с голенищами влезть,
    Весь пруд на коньках обежать
  • И бухнуться сразу в кровать.
  • Весною всего веселей
    Кричать средь зеленых полей,
    С барбоской сидеть на холме
    И думать о белой зиме,
    Пушистые вербы ломать
  • И в озеро камни бросать.
  • А летом всего веселей
    Вишневый обкусывать клей,
    Купаясь, всплывать на волну,
    Гнать белку с сосны на сосну,
    Костры разжигать у реки
  • И в поле срывать васильки…
  • Но осень еще веселей!
    То сливы срываешь с ветвей,
    То рвешь в огороде горох,
    То взроешь рогатиной мох…
    Стучит молотилка вдали —
  • И рожь на возах до земли…

На коньках

Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки…
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке…
Раз-два! Вот и поскользнулся…
Раз и два! Чуть не кувыркнулся…

Раз-два! Крепче на носках!

Захрустел, закрякал лед,
Ветер дует справа.
Елки-волки! Полный ход —
Из пруда в канаву…
Раз-два! По скользкой дорожке…
Раз и два! Веселые ножки…

Раз-два! Вперед и вперед…

Зимой

  1. Снежинки-снежинки,
    Седые пушинки
    Летят и летят!
    И дворик, и сад
    Белее сметаны,
    Под крышей висят
    Прозрачные льдинки…
    Дымятся лужайки, кусты и тропинки,
    За садом молочные страны
  2. Сквозят.

  3. Лохматые тучи
    Нахмурили лоб,
    А ветер колючий
    Сгребает сугроб —
    Бросает снежками…
    Над пухлым забором
    Несется прыжками
    И белым узором
    Заносит мохнатые окна и дверь
  4. И воет, как зверь!

Вороны прозябли,
Кусты, словно грабли…
Кусает мороз —
А ветви берез,
Как белые сабли…
То вправо, то влево
Кружусь, как волчок.
Эй, Снежная Дева!
Возьми, подыми на сквозном дирижабле

И в стае снежинок умчи за лесок!

Саша Черный: стихи о добре для детей

Розы

Они стоят в бокале
На низеньком столе.
Рой пузырьков вдоль стебля
Сквозит-дрожит в стекле.
А над бокалом чудо:
Румяный хоровод…
На лепестках росинки
И матовый налет.

Котенок, встав на лапки,
Пыхтит, как паровоз,
И, жмурясь, влажный носик
Все тычет в сердце роз…
А ты, мальчишка тихий,
Сжав крепко кулачки,
Так удивленно смотришь
На эти лепестки…
Весной Господь-Художник
Обходит все кусты,—
И вот на бурых палках
Вскрываются цветы…
Зачем? Чтоб всем прохожим
Стал Божий мир милей,
Чтоб мне — тебе — котенку

Жилось повеселей.

Нянька

Мама ушла в мастерскую.
Славик сидит у дверей,—
Нянчит сестренку меньшую,
Чистит морковь и порей…
Лялька лежит на постели,
Улыбаясь беззубым ртом.
В лапке полкарамели
И тигр с собачьим хвостом.
Карамель она бросила на пол,
А тигра сунула в рот.
Славик едва его сцапал
И запер скорее в комод.

Закрыл одеяльцем сестренку,—
«Будет! Пора тебе спать…»
Отставил лукошко в сторонку
И к Ляльке подсел на кровать.
Но снова выползли пальцы,
Смеется беззубый рот,—
Лялька жует одеяльце
И ножками буйно гребет…
Какая дурная привычка!
Шлепнуть? Но Лялька мала.
«Спи, моя рыжая птичка…»
Дождь зажурчал вдоль стекла.

Тени качаются зыбко,
Меркнет-двоится комод.:.
Лялька с блаженной улыбкой

Курточку брата сосет.

Что ты тискаешь утенка?

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…
Ты представь такую штуку —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,

Чуть притиснешь — и капут.

Поделиться с друзьями:

Источник: http://GidPotrebitelya.ru/sasha-chernyj-stixi-dlya-detej/

Урок для начальных классов "Саша Чёрный "Слон""

  • Тема урока: Саша Чёрный «Слон»
  • (урок второй по творчеству Саши Черного)
  • Цели урока: учить детей бережному отношению к природе, пониманию природы, работать над развитием мышления, красивой выразительной речи.
  • Ход урока.
  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Сегодняшний урок начнем с прослушивания музыкальных фрагментов и определения своего настроения на начало занятия (звучит два разных по характеру музыкальных произведения)

2. Целеполагание.

-Какие цели поставит каждый из вас перед собой на сегодняшний урок? (записывают на листах и оставляют на партах, несколько вариантов заслушиваем вслух).

3. Речевая разминка.

  1. Сейчас мы проведем речевую разминку. (Показываю слайд с заданиями, которые предстоит выполнить)
  2. Прочитайте строки с доски про себя, затем:
  3. —  вслух медленно
  4. — с интонацией – вопросительной
  5. — с интонацией – восклицательной
  6. — сердито
  7. — весело
  8. — быстро и весело
  9. Прочитайте задания и ответьте на следующий вопрос: С какой целью мы будем выполнять речевую разминку? (Дети читают и высказывают свои предположения)
  10. Вот слонёночек родился, Встал на ножки, укрепился. Потом робко зашагал, Головою покачал, Ножками потопал, Ушками похлопал, Хобот высоко поднял,
  11. Быстро к маме убежал.
  12. (Читают по заданию)

4.Проверка домашнего задания.

  • -С произведениями какого поэта серебряного века мы познакомились на предыдущем уроке? (Саши Черного)
  • -Что вы можете рассказать о его творчестве? (Дети рассказывают полученные на предыдущем уроке сведения)
  • -Кто является главными героями его произведений? (Животные)

-К какому литературному жанру относятся произведения Саши Чёрного и почему? (Стихи.) Почему?

5. Самоопределение деятельности.

  1. -К какому литературному жанру относится речевая разминка? (Стих)
  2. -Какие ещё вы знаете литературные жанры? (Слайд)
  3. — Кто создает жанры? (Слайд)
  4. -Что создают поэты?
  5. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым стихотворением, написанным Сашей Черным.

Вы получили данную информацию, какие цели поставили на сегодняшний урок?(Познакомиться со стихотворением, понять отношение поэта к главному герою, прочувствовать всю глубину происходящего).

6.Первичное восприятие.

  • Рассмотрите иллюстрацию (Слайд)
  • Кто на ней изображен? (Слон и мальчик)
  • Можем ли мы по иллюстрации определить, где находится слон?

Каким изображен слон? Почему вы так решили?(веселым)

Каким изображен мальчик? Почему?(грустным, печальным)

Послушайте стихотворение (включаю музыку для полноты восприятия)

Какое впечатление произвело на вас стихотворение? (дети делятся впечатлениями)

Какие чувства вы испытываете после прослушивания? Почему?

Где же находится слон?

7.Чтение стихотворения детьми.

  1. Чтобы понять настроение стихотворения вам надо прочитать его самостоятельно.(Чтение детьми про себя)
  2. Что необычного в изображении слона? (Он разговаривает с мальчиком)
  3. Что заинтересовало мальчика? (Хотел узнать, почему слон качает головой)
  4. Прочитайте строки, где описан этот момент (Выборочное чтение)

Как объяснил слон мальчику происходящее? Прочитайте.

Что можно сказать об отношении мальчика к слону?

8.Работа в парах

Главное правило при работе в парах. (Слайд. БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН К ТОВАРИЩУ! )

Распределите роли. По команде начинаем читать и также по команде заканчиваем.(Читают)

Поменяйтесь ролями

Оцените друг друга (карточками)

МОЛОДЕЦ! ПОЛУЧИТСЯ ЛУЧШЕ! НАДО ПОСТАРАТЬСЯ!

Какая пара желает выступить?(2 – 3пары)

Какие чувства испываете после чтения?

Какой сделаем вывод? (Слайд .В неволе животным живется нелегко. Человек должен прилагать максимум усилий, чтобы сделать жизнь животных в неволе лучше. )

Читайте также:  Деловая игра с родителями на родительском собрании в детском саду

Как называют заботливых добрых людей? (Слайд. Неравнодушные люди)

К чему будем призывать людей? (Слайд. НЕ БУДЬ РАВНОДУШНЫМ! )

9. Рефлексия.

Каждый урок нас чему-нибудь учит.

Чему научил вас этот урок? Изменилось ли ваше настроение с начала урока? В какую сторону?

Что объединяет произведения С. Чёрного?(призывают заботиться о животных)

В начале урока вы изъявили желание поработать и узнать новое на уроке. Достигли ли вы своей цели?

Оцените свою деятельность на уроке.

Я ОТЛИЧНО ПОРАБОТАЛ! Я УВЕРЕН — МОГУ ЛУЧШЕ! Я ПОСТАРАЮСЬ!

10. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений С.Черного стр.46 – 49.Одно по желанию выучить наизусть.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-dlya-nachalnykh-klassov-sasha-chernyy-slon.html

Саша Чёрный

Саша Чёрный

Настоящее имя Саши Чёрного — Александр Михайлович Гликберг.

Александр родился в 1880 году в Одессе в еврейской семье провизора, агента торговой фирмы. В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета — «чёрный». Так впоследствии появился псевдоним — Саша Чёрный.

Александр поступил в белоцерковскую гимназию. Для этого родителям пришлось крестить Александра. Но в гимназии он проучился недолго. Он сбежал из дома, стал нищим и начал попрошайничать. О его судьбе написали в газете.

А житомирский чиновник К.К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. Роше К.К. много занимался благотворительностью и очень любил поэзию.

Этот человек оказал большое влияние на Александра и его последующую жизнь.

В 1905 году Александр переехал в Санкт-Петербург. В журналах «Зритель», «Альманах», «Маски» и др. были опубликованы сатирические стихи Александра. Эти стихи и принесли ему известность.

27 ноября 1905 года было напечатано первое стихотворение «Чепуха» под псевдонимом «Саша Чёрный». Публикация этого стихотворения привела к закрытию журнала «Зритель». Поэтический сборник «Разные мотивы» был запрещён цензурой. Саша Чёрный опубликовал много стихотворений, сатирических, иронических, бичующих мещанство, пошлость, стихотворений скорее грустных, чем весёлых.

В 1906 Саша Чёрный уехал в Германию, где продолжил образование в университете.

Вернувшись в Петербург в 1908 году, Саша Чёрный сотрудничал с журналом «Сатирикон». Он выпустил сборники стихов «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры», публиковался в журналах и газетах. Саша Чёрный стал известным как детский писатель. Поэт дал название своему сборнику детских стихов «Детский остров».

Стихи для детей явились маленьким островом, на котором поселились нежность, застенчивая доброта, смешливое озорство. Детские стихи Саши Чёрного писались в эмиграции. В своих стихах автор создаёт родной островок среди бушующих волн чужбины. Он пишет детям, для которых надо сохранить родной язык.

Своих детей у поэта не было, но он умел беззаботно, совсем не так, как папа с мамой, играть и баловаться:

               Тихонько-тихонько, прижавшись друг к другу,
               Грызём солёный миндаль.
               Нам ветер играет ноябрьскую фугу,

               Нас греет русская шаль. («Мой роман»)

Об этом стихотворении замечательный знаток детской литературы Корней Чуковский писал так: «…певучее, неотразимо лиричное, с таким упоительным ритмом, с таким глубоким поддекстом умиления, нежности и лютой эмигрантской тоски — …это стихотворение о трёхлетнем ребёнке…».

Во время Первой мировой войны Саша Чёрный служил рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик. На фронте был написан его лирический цикл «Война».

В 1920 году Саша Чёрный эмигрировал. Он жил в Литве, Берлине и Риме, а в 1924 году переехал в Париж. В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, построил свой дом, куда приезжали русские писатели, художники, музыканты.

Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся. Похоронен на кладбище Лаванду.

  • Может быть, слыхали все вы — и не раз,
    Что на свете есть поэты?
    А какие их приметы,
  • Расскажу я вам сейчас:
  • Уж давным-давно пропели петухи…
    А поэт ещё в постели.
    Днём шагает он без цели,
  • Ночью пишет всё стихи.
  • Беззаботный и беспечный, как Барбос,
    Весел он под каждым кровом,
    И играет звонким словом,
  • И во всё суёт свой нос.
  • У него есть белоснежный резвый конь,
    Конь-Пегас, рысак крылатый,
    И на нём поэт лохматый
  • Мчится в воду и в огонь…
  • Ну так вот, — такой поэт примчался к вам
    Это ваш слуга покорный,
    Он зовётся «Саша Чёрный»…

Почему? Не знаю сам.

Здесь для вас связал в букет он, как цветы,
Все стихи при свете свечки,
До свиданья, человечки! —

Надо чайник снять с плиты…

Приставалка

— Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
— Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
— Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
— Отчего у няни
Волосы в сметане?
— Отчего у птичек
Нет рукавичек?
— Отчего лягушки

Спят без подушки?

— От того, что у моего сыночка
Рот без замочка.

Плакса

Визг и слёзы. По дорожке
Мчатся голенькие ножки,
Пляшут бантики на юбке,
Нос горит, раскрыты губки,-

Вот блоха!

Уронила с маком пышку,-
Испугалась пе-ту-ха!..
То ли дело быть мальчишкой —

Ха-ха-ха!

Мой роман

  1. Кто любит прачку, кто любит маркизу,
    У каждого свой дурман, —
    А я люблю консьержкину Лизу,
  2. У нас — осенний роман.
  3. Пусть Лиза в квартале слывет недотрогой, —
    Смешна любовь напоказ!
    Но всё ж тайком от матери строгой
  4. Она прибегает не раз.

  5. Свою мандолину снимаю со стенки,
    Кручу залихвастски ус…
    Я отдал ей все: портрет Короленки
  6. И нитку зеленых бус.
  7. Тихонько-тихонько, прижавшись друг к другу,
    Грызём солёный миндаль.
    Нам ветер играет ноябрьскую фугу,
  8. Нас греет русская шаль.
  9. А лизин кот, прокравшись за нею,
    Обходит и нюхает пол.

    И вдруг, насмешливо выгнувши шею,

  10. Садится пред нами на стол.
  11. Каминный кактус к нам тянет колючки,
    И чайник ворчит, как шмель…
    У Лизы чудесные теплые ручки
  12. И в каждом глазу — газель.
  13. Для нас уж нет двадцатого века,
    И прошлого нам не жаль:
    Мы два Робинзона, мы два человека,
  14. Грызущие тихо миндаль.

  15. Но вот в передней скрипят половицы,
    Раскрылась створка дверей…
    И Лиза уходит, потупив ресницы,
  16. За матерью строгой своей.
  17. На старом столе перевернуты книги,
    Платочек лежит на полу.
    На шляпе валяются липкие фиги,
  18. И стул опрокинут в углу.

  19. Для ясности, после её ухода,
    Я все-таки должен сказать,
    Что Лизе — три с половиною года…
  20. Зачем нам правду скрывать?

Колыбельная

(для маленького брата)

Баю-бай! Васик-бай!
Ты, собачка, не лай!
Ты, бычок, не мычи!
Ты медведь, не рычи!
Волк, миленький, не вой,
Петушок, дружок, не пой!
Все должны теперь молчать:

Васик хочет спать…

Баю-бай! Васик-бай!
Ножками не болтай,
Глазками не моргай,
Смеяться не надо,
Ладушко-ладо!
Спи, толстый мой голыш…
Мухи, кыш! мухи, кыш!
Не сметь его кусать —

Васик хочет спать…

Баю-бай! Васик-бай!
Жил в зверинце попугай,
Зелёный и гладкий,
На жёлтой подкладке.
Всё кричал он и кричал,
Всё не спал он и не спал.
Прибежал вдруг котик,
Прыгнул на животик,
Баю-баю-баю —

И съел попугая…

Раз-два-три-четыре-пять!
Пузырей не пускать!
Спать!…

А не то нашлепаю!

Песня мухи

  • Зу-зу-зу —
    Пол внизу
  • Я ползу по потолку
    В гости к чёрному крючку.
    Зы, как жарко, зу-зу-зу,
  • Ах, как чешется в глазу!

На клеёнке на столе
Капля сладкого желе…
Зы-зы, мальчик, это что!!

Взял слизал, а мне-то что?!..

Зынь — дзынь!
Полечу скорей в окошко.
Там за ёлкой на дорожке
Много корочек от дынь.

Дзынь!

***

Что ты тискаешь утёнка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головёнку,

  1. Рвётся прочь он всей душой…
  2. Ты представь такую штуку, —
    Если б толстый бегемот
    Захотел с тобой от скуки
  3. Поиграть бы в свой черёд?
  4. Взял тебя бы крепко в лапу,
    Языком бы стал лизать,
    Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утёнка к утке,
Пусть идёт купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,

Чуть притиснешь — и капут.

На дворе мороз,
В поле плачут волки.
Снег крыльцо занес,
Выбелил все ёлки…
В комнате тепло,
Печь горит алмазом,
И луна в стекло

Смотрит круглым глазом.

Катя-Катенька-Катюшка
Уложила спать игрушки:
Куклу безволосую,
Собачку безносую,
Лошадку безногую
И коровку безрогую —
Всех в комок,
В старый мамин чулок
С дыркой,
Чтоб можно было дышать.
«Извольте спать!

А я займусь стиркой…»

Ай, сколько пены!
Забрызганы стены,
Тазик пищит,
Вода болтается,
Катюша пыхтит,
Табурет качается…
Красные лапки
Полощут тряпки,
Над водою мыльной
Выжимают сильно-пресильно —
И в воду снова!
Готово!
От окна до самой печки,
Словно белые овечки,
На веревочках висят
В ряд:
Лошадиная жилетка,
Мишкина салфетка,
Собачьи чулочки,
Куклины сорочки,
Пеленка
Куклиного ребенка,
Коровьи штанишки

И две бархатные мышки.

Покончила Катя со стиркой,
Сидит на полу растопыркой:
Что бы еще предпринять?
К кошке залезть под кровать,
Забросить за печку заслонку

Иль мишку подстричь под гребёнку?..

Враги

— Гав, гав! Скверная кошка!
Извела мои нервы собачьи совсем…
Эй, ты слезай скорее с окошка,
Гав, гав! Я тебя съем!
Клочки полетят от кошачьей шубы!
Твой рыжий хвост разгрызу пополам!!
Узнаешь ты, ведьма, собачьи зубы!

Гав, гав! Я тебе дам!

— Фыр, фыр! Попрыгай-ка, шавка!
Будешь сегодня без носа и глаз…
Глупая злюка! Невежа! Шершавка!
Ну-ка, попробуй, — залай еще раз…
Брысь! Мои когти как острая бритва…
Я тебя трогаю? Экий балбес!
Лаешь? Ну ладно, — битва так битва…

Только прицелюсь — взвизгнешь, как бес!

Как кот сметаны поел

Жили-были мышки,
Серые пальтишки.
Жил ещё кот,
Бархатный живот.
Пошёл кот к чулану
Полизать сметану.
Да чулан на задвижке,
А в чулане мышки…
Сидит кот перед дверцей,
Колотится сердце,-

Войти нельзя!

Вот запел кот,
Бархатный живот,
Тоненьким голосишком
Вроде мышки:
«Эй вы, слышь!
Я тоже мышь,-
Больно хочется есть,
Да под дверь не пролезть…
Вымажте лапки в сметане,
Да высуньте под дверку.
Скорей, глухие тетерьки!
Я полижу,
Спасибо скажу…»
Поверили мышки
Коту-плутишке,
Высунули лапки…
А кот цап!..
Со всех лап…
Вытащил за лапки,
Сгреб в охапку

И в рот!

Крокодил

  • Я угрюмый крокодил
    И живу в зверинце.
    У меня от сквозняка
  • Ревматизм в мизинце.
  • Каждый день меня кладут
    В длинный бак из цинка,
    А под боком на полу
  • Ставят керосинку.
  • Хоть немного отойдёшь
    И попаришь кости…
    Плачу, плачу целый день
  • И дрожу от злости…
  • На обед дают мне суп
    И четыре щуки:
    Две к проклятым сторожам
  • Попадают в руки.
  • Ах, на нильском берегу
    Жил я без печали!
    Негры сцапали меня,
  • С мордой хвост связали.

Я попал на пароход…
Как меня тошнило!
У! зачем я вылезал

Из родного Нила?..

Эй, ты, мальчик, толстопуз, —
Ближе стань немножко…
Дай кусочек откусить

От румяной ножки!

Воробей

Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки — бисер, лапки — врозь,

  1. Лапки — боком, лапки — вкось…
  2. Прыгай, прыгай, я не трону —
    Видишь, хлебца накрошил…
    Двинь-ка клювом в бок ворону,
  3. Кто ее сюда просил?
  4. Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
    Так, вот так, еще чуть-чуть…
    Ветер сыплет снегом, злюка,
  5. И на спинку, и на грудь.
  6. Подружись со мной, пичужка,
    Будем вместе в доме жить,
    Сядем рядышком под вьюшкой,
  7. Будем азбуку учить…

Ближе, ну еще немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

Слон

  • — «Слоник, слоник, настоящий слон живой, —
    Отчего ты всё качаешь головой?»
  • — «Оттого что, потому что, потому, —
    Всё я думаю, дружок, и не пойму…
  • Не пойму, что человек, такой малыш,
    Посадил меня в клетушку, словно мышь…
  • Ох, как скучно головой весь день качать!
    Лучше брёвна дали б, что ли, потаскать…»
  • — «Слоник, слоник, не качай ты головой!
    Дай мне лучше поскорее хобот свой…

Я принёс тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

Можешь мыть его, и нянчить, и лизать…
Ты не будешь головой теперь качать?..»

Источник: http://www.poemsonalltimes.ru/detskie-stixi/sasha-chyornyj

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector