Осеева «в классе» распечатать текст

Осеева «В классе» распечатать текст

Динка прощается с детством

Жанр: Детская проза

Динка прощается с детством Глава 1 Приходят и уходят поезда! Сизый дымок вьется над дачной станцией Приходят и уходят поезда Одни идут на Киев, другие из Киева… Тянутся длинные воинские эшелоны В запыленные окна вагонов видны забинтованные головы, бескровные лица, туго стянутые монашеские косынки се Осеева «В классе» распечатать текст

Васёк Трубачёв и его товарищи

Жанр: Детская проза

Валентина ОСЕЕВА ВАСЁК ТРУБАЧЁВ И ЕГО ТОВАРИЩИ Повести КНИГА 1 Глава 1 НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК В школе шли последние приготовления к празднику В пионерской комнате, разложив на полу лист бумаги, мальчик в синей куртке с белым воротником, лёжа на животе, выводил красной тушью громадные цифры: «1941 год» Осеева «В классе» распечатать текст

Динка

Жанр: Детская проза

Осеева Валентина ДИНКА ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Когда вы были маленькими, В Осеева написала для вас « Волшебное слово», « Ежинку» и много других рассказов и сказок Потом вы читали ее книжку « Отцовская куртка», а которую вошли большие, серьезные рассказы « Бабка» и « Рыжий кот» Угадывая ваше желание получи Осеева «В классе» распечатать текст

Васек Трубачев и его товарищи (книга 3)

Жанр: Детская проза

Глава 1 РОДНЫЕ МЕСТА — Нюра! Нюра! Это улица Чехова! Вот здесь мы шли в поход! — А вот магазин школьных принадлежностей! Моя мама мне тут тетрадки покупала… — Бежим! Бежим! — Сева, давай руку! Нюра, Лида и Сева Малютин бегут по улице родного города Все оставшееся позади кажется им страшным сном — Мы Осеева «В классе» распечатать текст

Васек Трубачев и его товарищи (книга 2)

Жанр: Детская проза

Глава 1 ВСТРЕЧА На широкую проезжую дорогу смотрят белые хаты Окна с расписными наличниками прикрыты тонкими занавесками Под окнами растут розовые мальвы, душистые вьюнки, в густой траве около перелазов краснеют маки, над черными, разогретыми солнцем вишнями кричат и ссорятся воробьи А позади белых Осеева «В классе» распечатать текст

Динка. Повесть

Жанр: Детская проза

В книге, ставшей любимой для многих поколений детей, рассказывается о детстве Динки, о ее крепкой дружбе с сиротой Ленькой и приключениях, которые они вместе переживают Добрая и искренняя, взбалмошная и неугомонная Ди Осеева «В классе» распечатать текст

Бабка

Жанр: Советская классическая проза

Валентина Александровна Осеева Бабка Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень — Всю квартиру собой заполонила! — ворчал Борькин отец А мать робко возражал Осеева «В классе» распечатать текст

Волшебное слово (сборник)

Жанр: Детская проза

Волшебное слово (сборник) Волшебное слово Синие листья У Кати было два зеленых карандаша А у Лены не было ни одного Вот и просит Лена Катю: – Дай мне зеленый карандаш А Катя и говорит: – Спрошу у мамы Приходят на другой день обе девочки в школу Спрашивает Лена: – Позволила мама? А Катя вздохнула и г Осеева «В классе» распечатать текст

Волшебное слово. Сказки и рассказы

Жанр: Детская проза

В книгу классика детской литературы В Осеевой вошли хрестоматийные произведения – сказки » Какой день?», » Добрая хозяюшка», » Кто всех глупее?», » Волшебная иголочка», а также небольшие поучительные рассказы, самый известны Осеева «В классе» распечатать текст

Синие листья. Сказки и рассказы

Жанр: Детская проза

(1902–1969) – советская детская писательница Её произведения неоднократно экранизировались, а за повесть » Васёк Трубачёв и его товарищи» писательница стала лауреатом Сталинской премии 3й степени В книг

Рассказы, сказки, стихи

Жанр: Прочая детская литература

Осеева Валентина Рассказы, сказки, стихи Валентина Александровна ОСЕЕВА СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ Том 2 (выборочно) СОДЕРЖАНИЕ: РАССКАЗЫ ОТЦОВСКАЯ КУРТКА Рыжий кот Бабка Выходной день Вольки Отцовская куртка Татьяна Петровна У костра Андрейка Почему? В классе Новички Кочерыжка ВОЛШЕБНОЕ СЛО

Васек Трубачев и его товарищи (книга 1)

Жанр: Детская проза

Глава 1 НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК В школе шли последние приготовления к празднику В пионерской комнате, разложив на полу лист бумаги, мальчик в синей куртке с белым воротником, лежа на животе, выводил красной тушью громадные цифры: «1941 год» В большой зал дверь была закрыта У двери толпились школьники и

Волшебная иголочка

Жанр: Прочая детская литература

Осеева Валентина Волшебная иголочка Валентина Александровна Осеева Жилабыла Машенькарукодельница, и была у неё волшебная иголочка Сошьет Маша платье само себя платье стирает и гладит Разошьёт скатерть пряниками да конфетками, постелит на стол, глядь и впрямь сладости появляются на столе Любила Маш

Источник: https://dom-knig.com/author/43173

Отзыв о рассказе В.Осеевой «В классе»

Осеева «В классе» распечатать текстГлавный герой рассказа Осеевой «В классе» — школьник Петя Набатов. Его семья переехала из Томска в Москву, и Петя стал учиться в одной из московских школ. В классе его встретили дружелюбно, а когда ребята узнали, что Петя – отличник, все откровенно обрадовались.

Петя охотно делился своими знаниями с ребятами, и одноклассники часто с ним общались. Но со временем выяснилось, что у нового ученика есть одна неприятная черта характера – Петя любил указывать на чужие ошибки. Когда кто-то из учеников, стоя у доски, ошибался, Петя громко указывал на сделанную ошибку. Доходило до того, что даже учитель просил Набатова не делать замечаний во время уроков.

А однажды Петя, не удержавшись, сделал очередное замечание, когда у доски находился Бунька, самый отстающий ученик класса. Но потом выяснилось, что Петя поторопился со своим замечанием, и на самом деле у Буньки ошибки не было. В результате, отношения Набатова с классом резко ухудшились, а когда Петя отказался проведать больного товарища, большинство ребят начали его игнорировать.

Учеба в школе стала тяготить Петю, с ним никто не хотел общаться, ребята демонстративно не замечали мальчика. Но перед самым Новым Годом в классе подводили итоги успеваемости, и выяснилось, что Бунька по-прежнему отстает в учебе.

И тогда Петя вызвался позаниматься с Бунькой. Он ответственно подошел к делу и часами терпеливо объяснял товарищу тонкости того или иного учебного предмета.

А когда Бунька отвечал у доски, Петя волновался так, как будто бы он сам стоял у доски вместо Буньки.

  • Занятия с отстающим учеником дали результат — Бунька стал лучше учиться, и одноклассники изменили свое отношение к Пете Набатову, вновь начав с ним дружить.
  • Таково краткое содержание рассказа.
  • Главная тема рассказа Осеевой «В классе» — тема человеческих взаимоотношений.

Главная мысль рассказа «В классе» заключается в том, что никакой коллектив не терпит выскочек и зазнаек. В общении со сверстниками следует быть тактичным и скромным. Рассказ учит быть дружелюбным, помогать отстающим в учебе.

В рассказе мне понравился главный герой, Петя Набатов. Он хорошо учится, много знает. Петя совершил ошибку, начав указывать товарищам на их промахи, но впоследствии он исправился и помог отстающему ученику улучшить успеваемость.

В жизни всё оценивается по конечному результату. Петя, проявив немалое упорство, добился хорошего результата в плане обучения Буньки.  Не словами, а делами он заслужил уважение.

Какие пословицы подходят к рассказу «В классе»?

Сумел ошибиться, сумей и исправить.
Правоту доказывай не словом, а делом.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_oseeva_v_klasse/

В школе и дома (стихи и рассказы)

Осеева «В классе» распечатать текст Соавторы: Зинаида Александрова,Сергей Смирнов,Инна Гофф,Миколас Слуцкис,Андрей Иванов,Александр Копыленко

сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Елена Александровна медленно шла по улице. В глазах ее все еще стояли растерянные лица ребят. Что ждет их завтра? Она и сама была расстроена, не чувствуя твердой уверенности в том, что этот экзамен для всех ребят пройдет благополучно. В школу идти не хотелось – Леонид Тимофеевич сразу увидит, что она волнуется.

«У директора четыре глаза, – грустно улыбаясь, думает молоденькая учительница, – он видит сразу четырьмя: себя, меня, ребят и всю школу! Он обязательно догадается, что я беспокоюсь за исход экзаменов…»

Она сворачивает то в одну улицу, то в другую.

«Гуляю… – с горечью думает Елена Александровна. – И ребята гуляют.

А на сердце у меня и у них такая тяжесть… Только бы они перешли! Я буду с ними заниматься после уроков, я сделаю их круглыми отличниками… Интересно, кто будет экзаменовать? Если чужой, равнодушный человек начнет сухо задавать вопросы – собьет, перепугает… Надо бы узнать – кто, поговорить с ним заранее… Почему я так нехорошо думаю? Ведь в школу идут работать только те люди, которые по-настоящему любят детей… И все-таки надо поговорить. Надо что-то еще сделать – подготовить учителя, рассказать ему, что эти ребята не лентяи какие-нибудь, что если кто-нибудь и ошибется, то все же у них есть знания…»

Елена Александровна сворачивает к школе. Издалека видны зеленый забор и высокие ворота. За домом несколько школьников все еще докрашивают этот забор. На дворе беседуют матери, около них чинно стоят будущие первоклассники, лукаво поглядывая друг на дружку.

По дорожке, заложив за спину руки, прохаживается учитель физики; в раскрытое окно видно, как учительница географии вместе с девочками вешает на стену карту. Еще какие-то незнакомые люди попадаются навстречу. Елена Александровна быстрым, внимательным взглядом пробегает по лицам.

Кто из этих новых людей будет завтра решать судьбу Трубачева и его товарищей? Кому она должна будет доверить своих ребят? Надо спросить директора. Он, конечно, уже знает.

– Здравствуйте! Здравствуйте, Елена Александровна! – радостно кричат школьники.

Несколько девочек срываются со скамейки и подбегают к ней:

– Вы куда? К Леониду Тимофеевичу? Он в учительской!

– К нему какой-то товарищ с фронта приехал! – шепчет черненькая девочка из третьего класса.

На крыльце школьный сторож с горячим чайником в руке обгоняет Елену Александровну и торопливо поднимается по лестнице.

– Позвольте, позвольте, – бормочет он, не замечая молоденькой учительницы и расталкивая школьниц.

«С ума сошел! – возмущенно думает Елена Александровна. – Чуть детей не обжег своим чайником!»

Она бегло расспрашивает девочек о том, что они делают сейчас, пришла ли их учительница, познакомились ли они с ней.

Девочки залпом, наперебой сообщают, что учительница их очень хорошая – просто о-о-очень, о-о-очень! – что они с ней уже обо всем разговаривали в классе, что она сейчас придет и прочитает им книгу про всякие растения, что у них будет кружок садоводства… Елена Александровна кивает головой, улыбается. У двери учительской девочки тихо шепчут:

– Приходите к нам в класс! – и стайкой слетают с лестницы.

Елена Александровна делает спокойное, строгое лицо и открывает дверь.

На диване, спиной к ней, сидит приезжий товарищ с фронта. На нем военная гимнастерка и сапоги. Рядом, упираясь обеими руками в колени, присел директор и что-то оживленно рассказывает, поблескивая очками и прерывая свой рассказ громким смехом.

  • Елену Александровну неприятно поражают этот смех и сияющее лицо Леонида Тимофеевича.
  • – Здравствуйте, – сухо говорит она.
  • Леонид Тимофеевич с юношеской живостью поворачивает к ней голову, поспешно снимает очки.

– Ну вот! Вот! – весело говорит он. – Знакомьтесь: это та самая Елена Александровна, о которой мы только что говорили. А это… – директор лукаво щурит глаза, – товарищ с фронта. Вы немножко знакомы. Ну-ка, вспомните! Узнаёте?

Приезжий встает. Елена Александровна в замешательстве протягивает ему руку, смотрит на седые виски. Серые пристальные глаза останавливают ее внимание. В памяти мгновенно возникает пионерская комната, группа учителей на фотографии и среди них…

– Сергей Николаевич? – удивленно спрашивает она.

  1. Приезжий, улыбаясь, кивает головой.
  2. – Узнала! – радуется Леонид Тимофеевич и с отеческой лаской гладит учителя по плечу: – Вернулся к нам…
  3. Елена Александровна неожиданно замечает черную перчатку на левой руке Сергея Николаевича и поспешно отводит глаза.

– Ну вот, побеседуйте тут, потолкуйте! Мы уже договорились кое о чем. А я пойду похлопочу с Иваном Васильевичем по хозяйству. – Леонид Тимофеевич уходит.

Елена Александровна садится за стол. Она еще не может представить себе, что это тот Сергей Николаевич, о котором она столько слышала. Мысли ее возвращаются к ребятам. Ведь это же их учитель! Вот где она найдет поддержку!

Читайте также:  Игры ситуации во второй младшей группе

– Вы знаете… вы помните своих учеников – Трубачева и его товарищей? – торопясь и волнуясь, спрашивает она.

Лицо учителя темнеет, горькая складка ложится у губ, глаза делаются глубже и светлее.

– Я не могу не помнить их, – грустно улыбаясь, говорит он. – Я много горя пережил из-за этих ребят, Елена Александровна…

– Я не так сказала, – вспыхивает молоденькая учительница и начинает рассказывать о своих учениках. – Мы так старались… и они знают предмет, но ведь на экзамене всегда может быть какой-нибудь неожиданный вопрос. Многое зависит от экзаменатора. Если он чуткий человек, если он не отнесется безразлично к судьбе этих ребят…

– Надо верить в своих собратьев-учителей, – улыбаясь, прерывает ее Сергей Николаевич. В голосе его звучат строгие нотки.

Глаза у Елены Александровны темнеют, на губах появляется упрямое детское выражение:

– Надо хорошо знать этих ребят, надо понимать, что это наши лучшие отличники и пионеры. Нельзя поставить их в один ряд с теми лентяями, которые остаются на второй год. Новый учитель может этого не учесть! – резко говорит она. – В общем, я хочу побеседовать с тем, кто будет их экзаменовать.

– Экзаменовать их буду я.

– Вы?

– Да, я. Дело в том, что пока учились они, учился и я. И перед самой войной закончил заочное отделение математического факультета. Так что мы уже договорились об экзамене с Леонидом Тимофеевичем.

Но послушайте меня, Елена Александровна, – тепло говорит Сергей Николаевич и смотрит в настороженное лицо молодой учительницы. – Поймите меня правильно.

Я знаю этих ребят, я горжусь ими, мне очень близко все, что их касается, но если вы хотите, чтоб я благодаря этому делал им какие-то послабления, экзаменовал их легко и пристрастно…

– Я не прошу вас об этом! Я сама учительница! – гневно перебила его Елена Александровна. – Я просто хочу, чтоб, экзаменуя их, вы учитывали всё. И я ручаюсь, что через месяц они будут отличниками в шестом классе.

Учитель встал.

– Не волнуйтесь, – тихо сказал он, – я все учту.

Елена Александровна смутилась и замолчала. Учитель отошел к окну. Он стоял прямой и спокойный. Левая рука его в черной перчатке неподвижно лежала на подоконнике.

И вдруг он наклонился вперед, порывистым движением распахнул окно. Елена Александровна поспешно встала, выглянула на улицу.

Во двор школы входили ребята. Они шли нога в ногу, плечом к плечу. На белых майках алели пионерские галстуки. Издали казалось, что это идет маленький отряд.

Сбоку, откинув назад золотой чуб, шагал командир отряда.

Елена Александровна взглянула на лицо учителя. Живой, горячий румянец покрывал его темные щеки, он улыбался, серые глаза его светились неудержимой радостью.

– Ну вот… всю душу перевернули, – сморкаясь в большой клетчатый платок, говорил школьный сторож.

Сергей Николаевич стоял на крыльце, тесно окруженный ребятами. Снова, как когда-то, прощаясь на шоссе, он крепко держал в правой руке маленькие, верные руки…

– Мы никогда, никогда не забывали вас, Сергей Николаевич! – обнимая его и утыкаясь головами в гимнастерку, повторяли ребята.

Сергей Николаевич, осторожно освободив правую руку, молча гладил прильнувшие к нему головы.

Собравшись около крыльца, взрослые и дети, растроганно улыбаясь, смотрели на встречу учителя со своими учениками. Витя Матрос, взобравшись на пожарную лестницу, не отрываясь глядел на Трубачева, на чужого человека, приехавшего с фронта, на всхлипывающих девочек и, вспоминая своего брата, моряка Черноморского флота, крепче прижимался щекой к железным поручням.

– Ну что же вы, хозяева, окружили гостя со всех сторон и не даете ему с крыльца сойти! – громко пошутил Леонид Тимофеевич. – Покажите лучше своему учителю новую школу, классы… Ведь Сергей Николаевич еще не огляделся хорошенько и не знает, какую мы здесь работу провели!

– Да-да, я слышал от Леонида Тимофеевича, что вы с ним пришли на пустырь, к разбитому дому, и построили себе школу! – подхватывая шутку директора, улыбнулся Сергей Николаевич.

– Мы не строили, мы только помогали, – заулыбались и ребята.

Лида вытерла глаза.

– Пойдемте, Сергей Николаевич, пойдемте! У нас такие хорошие классы! И пионерская комната!..

Одинцов что-то быстро шепнул Трубачеву. Васёк кивнул ему головой.

– Пойдемте в пионерскую комнату! – снова завладев рукой учителя, заторопился он.

– Давайте сначала осмотрим дом снаружи… Вот я уже вижу, что во дворе можно разбить сад, – сходя с крыльца, сказал учитель.

– Да, сад! И яблони! Когда Вася уезжал… – быстро начала Лида.

Но Петя Русаков тихонько дернул ее за руку:

– Молчи пока! О Васе потом скажем.

Лида замолчала, испуганно прикрыв себе рот ладонью.

Учитель засмеялся:

– А вы всё такие же! Ну что там за тайны у вас?

– Это не тайна, – смутилась Лида, – это просто один секрет. Скоро вы всё узнаете.

Учитель не ответил; по его лицу внезапно прошла тень, и оно сразу сделалось усталым и серым.

Ребята заметили это и притихли. Им показалось, что учитель вспомнил о своем отце. «Знает он или не знает? Вдруг спросит?» – с тревогой подумал каждый.

– Нам еще о многом нужно с вами поговорить… – запинаясь, сказал Васёк.

– Это потом, – тихо ответил Сергей Николаевич.

Подошел Леонид Тимофеевич. Они вместе осмотрели дом. Леонид Тимофеевич подробно рассказывал обо всех трудностях, которые пришлось пережить во время стройки. Многое в рассказе директора было новостью даже для ребят.

– Железо для починки крыши пришлось перевозить из Москвы. Памятка об этом путешествии у меня до сих пор осталась! – пошутил директор, показывая красный продольный шрам на ладони. – Ну ничего, справились, перевезли кое-как…

– Ой, а нас-то даже не взяли тогда! – с укором сказала Лида.

– Да уж мы всю дорогу с Миронычами горевали, что тебя с нами нет! – дернув Лиду за косичку, засмеялся директор.

Прошли по двору вдоль забора. Сергей Николаевич подробно расспрашивал обо всем – его особенно интересовало, что делали на стройке ребята. Иногда, указывая на что-нибудь, он машинально поднимал левую руку.

Пальцы этой руки в черной перчатке были согнуты и неподвижны.

Боясь неосторожно задеть больную руку Сергея Николаевича, ребята держались с правой стороны; они ничего не спрашивали: четыре ленточки на гимнастерке яснее слов говорили о том, что перенес их учитель.

Осматривая новый крашеный забор, Сергей Николаевич с большим вниманием выслушал рассказ о том, как бригада Трубачева чуть-чуть не проиграла соревнования и как на помощь к ним пришли Андрейкины земляки.

– Обязательно познакомьте меня с вашим Андрейкой! – сказал Сергей Николаевич.

  • Васёк вспомнил про Алешу Кудрявцева и подвел его к учителю:
  • – А вот Алеша Кудрявцев, мы с ним тоже дружим!
  • Сергей Николаевич кивнул головой, улыбнулся.

– На фронте был такой генерал Кудрявцев. Человек исключительной храбрости и благородства. Он очень заботился о людях, его все любили у нас. Во время одного воздушного налета он был тяжело ранен, но до конца боя не позволил увезти себя в госпиталь, – сказал учитель.

Лицо Алеши вспыхнуло, глаза засияли, но он молчал.

– Это его отец! – указывая на товарища, гордо сказал Васёк.

– Твой отец? – Сергей Николаевич пытливо взглянул на мальчика. – Что же ты молчишь?

– Он не любит зря хвалиться, – одобрительно хлопнув Алешу по плечу, сказал Мазин.

– Не надо хвалиться, но можно и должно гордиться таким отцом! – значительно сказал учитель.

– Я горжусь! – тихо, с достоинством ответил Алеша Кудрявцев.

Ребята повели учителя в дом. Прошли коридор, показали Сергею Николаевичу будущий шестой класс.

– Вы, наверно, уже забронировали себе тут все места? – пошутил учитель.

  1. Алеша взглянул на Васька и живо сказал:
  2. – Нет еще… То-есть некоторые выбрали уже парты, конечно… А мы завтра выберем.
  3. Ребята вспомнили об экзаменах, и у каждого в сердце шевельнулась прежняя тревога.
  4. – Нам еще о многом нужно поговорить с вами, Сергей Николаевич, – снова тихо и серьезно сказал Васёк.

– Да, конечно. Но и это потом, – так же, как в первый раз, ответил учитель.

Перед пионерской комнатой ребята засуетились. Вытащили вперед Севу. Он немного упирался и громко шептал:

– Да я не сумею хорошо рассказать…

Сергей Николаевич с удивлением глядел на Севу. Малютин запомнился ему худеньким, болезненным мальчиком. На фронте, думая об оставшихся на Украине ребятах, он очень боялся, что Сева не перенесет всех трудностей, которые выпадут на его долю.

Теперь перед ним стоял крепкий подросток с загорелыми от работы руками и румянцем на щеках.

– Ну-ну, Сева Малютин! О чем это ты хочешь мне рассказать? – спросил Сергей Николаевич, кладя руку на плечо Севы.

– Сейчас, сейчас! – заторопились ребята, открывая дверь в пионерскую комнату.

– Показывайте, что у вас тут! – сказал, входя, Сергей Николаевич.

Одинцов торжественно подвел его к фотографии. Учитель узнал себя, Митю, улыбнулся.

– Какой-то он стал теперь, наш Митя?

Источник: https://itexts.net/avtor-valentina-aleksandrovna-oseeva/145444-v-shkole-i-doma-stihi-i-rasskazy-valentina-oseeva/read/page-1.html

Читать

Валентина Осеева

Васёк Трубачёв и его товарищи

Книга 1

Глава 1

Новогодний праздник

В школе шли последние приготовления к празднику. В пионерской комнате, разложив на полу лист бумаги, мальчик в синей куртке с белым воротником, лежа на животе, выводил красной тушью громадные цифры: «1941 год».

В большой зал дверь была закрыта. У двери толпились школьники и школьницы, пытаясь заглянуть в щелку или незаметно прошмыгнуть в зал. На страже, прислонившись спиной к двери, стоял белобрысый мальчуган. Он молча и решительно отталкивал любопытных, показывая всем своим видом, что скорее умрет, чем пропустит кого-нибудь без разрешения вожатого.

В зале вожатый отряда, ученик девятого класса Митя Бурцев, вместе с ребятами натягивал провода с разноцветными лампочками. Складная лестница шаталась под его ногами.

– Ребята, не зевайте там! Держите лестницу! Так можно лампочки побить.

  • Поднявшись еще выше, Митя укрепил провода и весело крикнул:
  • – Включай!
  • Цветные огоньки вспыхнули, теряясь в густых ветвях новогодней елки.
  • Елку украшали девочки с учительницей второго класса.
  • Учительница стояла на табурете, а девочки подавали ей шары и бусы, осторожно выбирая их из картонок.

– Ой, Марья Николаевна! Этот шар как фонарик!

– А вот с серебром! Девочки, с серебром!

– Давайте, давайте скорее! – торопила их Марья Николаевна, поглядывая на часы. – Гости ждут.

– А выставка еще не готова!

В глубине зала ребята заканчивали выставку. Полочки и лесенки с широкими ступеньками были задрапированы темной материей. Небрежно раскинутые коврики и вышитые платочки ярко выделялись на темном фоне. Внизу стояли модели самолетов, моторных лодок. Ледокол, выкрашенный в голубую краску, разрезая острым носом волны, искусно сделанные из материи, как бы плыл навстречу школьникам.

  1. У каждого класса здесь было отдельное место, и к каждой вещи была приколота бумажка с фамилией того, кто ее сделал.
  2. Несколько ребят из четвертого класса «Б» озабоченно советовались между собой.
  3. Саша Булгаков, староста класса, в сотый раз переставлял на полках вещи и, одергивая свою сатиновую рубашку, с досадой говорил:
  4. – Мало, эх, мало!

– Малютин уже пошел. Картину принесет, – успокаивал Сашу Коля Одинцов, вытирая тряпкой запачканные тушью пальцы.

– Эх, а табличку-то не прибили! – Леня Белкин сбросил ботинки и проворно вскарабкался на лесенку, держа над головой молоток. Между вещами замелькали его синие носки.

– Тише ты! Наступишь на что-нибудь!

К выставке подбежала девочка. Короткие тугие косички прыгали по ее плечам. Она кого-то искала.

– Зорина, ты чего?

– Как чего? – Лида Зорина посмотрела на ребят быстрыми черными глазами. – Вы тут стоите, а внизу уже гости собрались. Где Трубачёв? – Она поднялась на цыпочки. – Васёк! Трубачёв!

От группы ребят из другого конца зала отделился мальчик и подошел к товарищам. Его мигом окружили.

– Ну как, Трубачёв?

– У них тоже здорово! Я все посмотрел!

– Лучше, чем у нас?

Трубачёв тряхнул золотистым чубом. Синие глаза его лукаво блеснули.

– Нет, не лучше, – сказал он, широко улыбаясь. – Честное слово, ребята, не лучше! Да еще если Севка Малютин картину принесет да Мазин и Русаков какие-то штучки – тогда и вовсе живем! – Трубачёв притопнул каблуками, шлепнул по спине Белкина: – Живем!

Читайте также:  Инсценировка по пдд для дошкольников. подготовительная группа

Девочки запрыгали:

– У нас лучше! У нас лучше!

– Мазин и Русаков идут! – запыхавшись, сообщил Медведев. – Я их на лестнице видел!

Впереди, крепко ступая, шагал плотный, коренастый Мазин. Рядом, стараясь попасть с ним в ногу, торопился маленький, подвижной Петя Русаков.

– Вот они! Закадычные друзья! – объявил Белкин.

– Мало вещей? – коротко спросил Мазин, засунул руку за пазуху и вытащил гладкий черный пугач. Он был начищен до блеска, на рукоятке стояли буквы: «Р. М. З. С.».

Мазин снова засунул руку за пазуху. Ребята глядели на него выжидающе. Он вытащил складной лук. Петя Русаков расстегнул куртку и снял с пояса пучок стрел с блестящими наконечниками.

– Ух ты! Здорово! Вот здорово! – одобрительно зашумели вокруг.

Трубачёв, забыв про выставку, разглядывал пугач.

– «Р. М. З. С.»! – громко прочитал он. – Мазин, что за буквы?

– Трубачёв, покажи! Дай подержать, Трубачёв! – кричали ребята.

– Подождите!

Трубачёв нетерпеливо дергал Мазина за рукав:

– Р. М. З. С. – что это?

Русаков лукаво усмехнулся:

– Это буквы!

– Это фабрика! – догадался кто-то.

– Какая фабрика! Это они сами делали!.. Мазин, говори! Ну чего ты ломаешься!

Мазин взял из рук Трубачёва пугач, повертел его, надул толстые щеки и равнодушно сказал:

– Много будете знать – скоро состаритесь.

– Ого! Тайна! – фыркнул Леня Белкин, поднимая белесые брови и поглаживая свой колючий затылок. – Ребята, тайна!

  • Лида Зорина и несколько девочек бросились к Мазину:
  • – Мазин, скажи, скажи!
  • Мазин отстранил их рукой и сгреб в кучу все вещи.
  • – Берете или не берете на выставку?
  • – Степанова, – крикнул Трубачёв, – возьми вещи!
  • Валя Степанова собрала все вещи в передник, потом взяла в руки пугач, близко поднесла его к близоруким глазам, внимательно рассмотрела буквы, погладила полированную рукоятку. Так же, не спеша, разглядела лук и стрелы и тихонько сказала:
  • – Сейчас развешу.

В зал поспешно вошел мальчик. Он держал в руках кусок фанеры, закрытый материей. Глаза его сияли, на бледном лице выступили капельки пота.

– Вот, принес! – задыхаясь, сказал он, снял материю и поставил картину к стене.

Ребята присели на корточки.

На картине Севы Малютина высились горы, густо покрытые белым снегом. У подножия гор поднимались прямые коричневые сосны. Под соснами стояла группа бойцов. Молодой командир поднимал вверх красное знамя. На виске у него было пятно крови, кровь стекала по щеке. Из глубокой воронки разлетались во все стороны грязно-серые брызги.

На картине стояла надпись, сделанная рукой художника: «Разрыв гранаты».

– Война! – шепотом сказал Саша.

Кто-то нашел сходство командира с Трубачёвым.

– Ты настоящий художник, Сева! – растроганно сказал Трубачёв.

  1. Мазин с видом знатока прищурил один глаз и ткнул пальцем в картину:
  2. – Пририсуй танки!
  3. Все засмеялись.
  4. В зале вспыхнул свет.

Темно-зеленая елка засверкала бусами. Все заторопились, заспешили.

  • Мальчик в коротких штанишках пробежал через весь зал, забрался в уголок дивана и, потирая пухлую коленку, стал разучивать по бумажке приветствие гостям: «Дорогие наши гости! Мы, самые младшие ученики этой школы, вместе с нашими учителями и старшими товарищами приветствуем вас от лица всей школы… от лица всей школы…»
  • Песни, смех и беготня отвлекали внимание мальчика, он то и дело путал слова, громко повторяя:
  • – Дорогие наши гости! Вы, самые младшие ученики этой школы, вместе с нашими школьными учениками…
  • Учительница, пробегая мимо с красками в руках, прислушалась, подсела к малышу и взяла у него из рук бумажку:
  • – Давай вместе!

– Трубачёв! Булгаков! У вас все готово? – крикнул издали Митя.

– Все готово! – ответил Трубачёв, устанавливая картину.

– Ну, так расходитесь. Сейчас начинать будем. Тащите стулья!

Ребята бросились расставлять стулья. Через минуту двери широко раскрылись. Шумной, нарядной толпой вошли родители. Их сопровождал сам директор Леонид Тимофеевич. На лице его была особая, праздничная улыбка, стекла очков блестели, отражая сразу и разноцветные огоньки елки, и веселые лица родителей.

– Милости просим! Милости просим! – говорил он, широко разводя руками и кланяясь.

Васёк увидел в толпе своего отца. Павел Васильевич принарядился: голубая сатиновая рубашка его была тщательно разглажена, и только галстук, по своему обыкновению, чуть-чуть съехал в сторону. Голубые глаза и рыжеватые усы придавали его лицу веселое, озорное выражение. Увидев сына, он обрадовался и ни с того ни с сего удивился:

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=536150&p=1

Валентина Осеева — В школе и дома

В сборник из серии «У пионерского костра» вошли рассказы В. Осеевой, И. Гофф, А. Иванова, А. Копыленко, М. Слуцкиса, стихи З. Александровой и С. Смирнова.

Валентина Александровна Осеева, Зинаида Николаевна Александрова, Инна Анатольевна Гофф, Андрей Иванов, Александр Иванович Копыленко, Сергей Васильевич Смирнов, Миколас Слуцкис

В школе и дома

Валентина Александровна Осеева

Экзамен (из повести «Васёк Трубачев и его товарищи»)

Елена Александровна медленно шла по улице. В глазах ее все еще стояли растерянные лица ребят. Что ждет их завтра? Она и сама была расстроена, не чувствуя твердой уверенности в том, что этот экзамен для всех ребят пройдет благополучно. В школу идти не хотелось — Леонид Тимофеевич сразу увидит, что она волнуется.

«У директора четыре глаза, — грустно улыбаясь, думает молоденькая учительница, — он видит сразу четырьмя: себя, меня, ребят и всю школу! Он обязательно догадается, что я беспокоюсь за исход экзаменов…»

Она сворачивает то в одну улицу, то в другую.

«Гуляю… — с горечью думает Елена Александровна. — И ребята гуляют.

А на сердце у меня и у них такая тяжесть… Только бы они перешли! Я буду с ними заниматься после уроков, я сделаю их круглыми отличниками… Интересно, кто будет экзаменовать? Если чужой, равнодушный человек начнет сухо задавать вопросы — собьет, перепугает… Надо бы узнать — кто, поговорить с ним заранее… Почему я так нехорошо думаю? Ведь в школу идут работать только те люди, которые по-настоящему любят детей… И все-таки надо поговорить. Надо что-то еще сделать — подготовить учителя, рассказать ему, что эти ребята не лентяи какие-нибудь, что если кто-нибудь и ошибется, то все же у них есть знания…»

Елена Александровна сворачивает к школе. Издалека видны зеленый забор и высокие ворота. За домом несколько школьников все еще докрашивают этот забор. На дворе беседуют матери, около них чинно стоят будущие первоклассники, лукаво поглядывая друг на дружку.

По дорожке, заложив за спину руки, прохаживается учитель физики; в раскрытое окно видно, как учительница географии вместе с девочками вешает на стену карту. Еще какие-то незнакомые люди попадаются навстречу. Елена Александровна быстрым, внимательным взглядом пробегает по лицам.

Кто из этих новых людей будет завтра решать судьбу Трубачева и его товарищей? Кому она должна будет доверить своих ребят? Надо спросить директора. Он, конечно, уже знает.

— Здравствуйте! Здравствуйте, Елена Александровна! — радостно кричат школьники.

Несколько девочек срываются со скамейки и подбегают к ней:

— Вы куда? К Леониду Тимофеевичу? Он в учительской!

— К нему какой-то товарищ с фронта приехал! — шепчет черненькая девочка из третьего класса.

На крыльце школьный сторож с горячим чайником в руке обгоняет Елену Александровну и торопливо поднимается по лестнице.

— Позвольте, позвольте, — бормочет он, не замечая молоденькой учительницы и расталкивая школьниц.

«С ума сошел! — возмущенно думает Елена Александровна. — Чуть детей не обжег своим чайником!»

Она бегло расспрашивает девочек о том, что они делают сейчас, пришла ли их учительница, познакомились ли они с ней.

Девочки залпом, наперебой сообщают, что учительница их очень хорошая — просто о-о-очень, о-о-очень! — что они с ней уже обо всем разговаривали в классе, что она сейчас придет и прочитает им книгу про всякие растения, что у них будет кружок садоводства… Елена Александровна кивает головой, улыбается. У двери учительской девочки тихо шепчут:

— Приходите к нам в класс! — и стайкой слетают с лестницы.

Елена Александровна делает спокойное, строгое лицо и открывает дверь.

На диване, спиной к ней, сидит приезжий товарищ с фронта. На нем военная гимнастерка и сапоги. Рядом, упираясь обеими руками в колени, присел директор и что-то оживленно рассказывает, поблескивая очками и прерывая свой рассказ громким смехом.

  • Елену Александровну неприятно поражают этот смех и сияющее лицо Леонида Тимофеевича.
  • — Здравствуйте, — сухо говорит она.
  • Леонид Тимофеевич с юношеской живостью поворачивает к ней голову, поспешно снимает очки.

— Ну вот! Вот! — весело говорит он. — Знакомьтесь: это та самая Елена Александровна, о которой мы только что говорили. А это… — директор лукаво щурит глаза, — товарищ с фронта. Вы немножко знакомы. Ну-ка, вспомните! Узнаёте?

Приезжий встает. Елена Александровна в замешательстве протягивает ему руку, смотрит на седые виски. Серые пристальные глаза останавливают ее внимание. В памяти мгновенно возникает пионерская комната, группа учителей на фотографии и среди них…

— Сергей Николаевич? — удивленно спрашивает она.

  1. Приезжий, улыбаясь, кивает головой.
  2. — Узнала! — радуется Леонид Тимофеевич и с отеческой лаской гладит учителя по плечу: — Вернулся к нам…
  3. Елена Александровна неожиданно замечает черную перчатку на левой руке Сергея Николаевича и поспешно отводит глаза.

— Ну вот, побеседуйте тут, потолкуйте! Мы уже договорились кое о чем. А я пойду похлопочу с Иваном Васильевичем по хозяйству. — Леонид Тимофеевич уходит.

Елена Александровна садится за стол. Она еще не может представить себе, что это тот Сергей Николаевич, о котором она столько слышала. Мысли ее возвращаются к ребятам. Ведь это же их учитель! Вот где она найдет поддержку!

— Вы знаете… вы помните своих учеников — Трубачева и его товарищей? — торопясь и волнуясь, спрашивает она.

Лицо учителя темнеет, горькая складка ложится у губ, глаза делаются глубже и светлее.

— Я не могу не помнить их, — грустно улыбаясь, говорит он. — Я много горя пережил из-за этих ребят, Елена Александровна…

— Я не так сказала, — вспыхивает молоденькая учительница и начинает рассказывать о своих учениках. — Мы так старались… и они знают предмет, но ведь на экзамене всегда может быть какой-нибудь неожиданный вопрос. Многое зависит от экзаменатора. Если он чуткий человек, если он не отнесется безразлично к судьбе этих ребят…

— Надо верить в своих собратьев-учителей, — улыбаясь, прерывает ее Сергей Николаевич. В голосе его звучат строгие нотки.

Глаза у Елены Александровны темнеют, на губах появляется упрямое детское выражение:

— Надо хорошо знать этих ребят, надо понимать, что это наши лучшие отличники и пионеры. Нельзя поставить их в один ряд с теми лентяями, которые остаются на второй год. Новый учитель может этого не учесть! — резко говорит она. — В общем, я хочу побеседовать с тем, кто будет их экзаменовать.

— Экзаменовать их буду я.

— Вы?

— Да, я. Дело в том, что пока учились они, учился и я. И перед самой войной закончил заочное отделение математического факультета. Так что мы уже договорились об экзамене с Леонидом Тимофеевичем.

Но послушайте меня, Елена Александровна, — тепло говорит Сергей Николаевич и смотрит в настороженное лицо молодой учительницы. — Поймите меня правильно.

Я знаю этих ребят, я горжусь ими, мне очень близко все, что их касается, но если вы хотите, чтоб я благодаря этому делал им какие-то послабления, экзаменовал их легко и пристрастно…

— Я не прошу вас об этом! Я сама учительница! — гневно перебила его Елена Александровна. — Я просто хочу, чтоб, экзаменуя их, вы учитывали всё. И я ручаюсь, что через месяц они будут отличниками в шестом классе.

Учитель встал.

— Не волнуйтесь, — тихо сказал он, — я все учту.

Елена Александровна смутилась и замолчала. Учитель отошел к окну. Он стоял прямой и спокойный. Левая рука его в черной перчатке неподвижно лежала на подоконнике.

И вдруг он наклонился вперед, порывистым движением распахнул окно. Елена Александровна поспешно встала, выглянула на улицу.

Во двор школы входили ребята. Они шли нога в ногу, плечом к плечу. На белых майках алели пионерские галстуки. Издали казалось, что это идет маленький отряд.

Сбоку, откинув назад золотой чуб, шагал командир отряда.

Читайте также:  Материал по теме «россия - родина моя!» для 4 класса

Елена Александровна взглянула на лицо учителя. Живой, горячий румянец покрывал его темные щеки, он улыбался, серые глаза его светились неудержимой радостью.

* * *

— Ну вот… всю душу перевернули, — сморкаясь в большой клетчатый платок, говорил школьный сторож.

Сергей Николаевич стоял на крыльце, тесно окруженный ребятами. Снова, как когда-то, прощаясь на шоссе, он крепко держал в правой руке маленькие, верные руки…

— Мы никогда, никогда не забывали вас, Сергей Николаевич! — обнимая его и утыкаясь головами в гимнастерку, повторяли ребята.

Сергей Николаевич, осторожно освободив правую руку, молча гладил прильнувшие к нему головы.

Собравшись около крыльца, взрослые и дети, растроганно улыбаясь, смотрели на встречу учителя со своими учениками. Витя Матрос, взобравшись на пожарную лестницу, не отрываясь глядел на Трубачева, на чужого человека, приехавшего с фронта, на всхлипывающих девочек и, вспоминая своего брата, моряка Черноморского флота, крепче прижимался щекой к железным поручням.

Источник: https://nice-books.ru/books/detskaya-literarura/detskie-stihi/216196-valentina-oseeva-v-shkole-i-doma.html

Осеева «в классе» — ВашПедагог

14.05.2018

В классе Петя охотно делился с товарищами всем, что знал, умел интересно рассказывать о том, что увидел где-нибудь сам или прочитал в какой-нибудь книге. Постепенно Петина парта стала самым оживленным местом в классе. Около нее постоянно толпились ребята. Классный организатор Игорь радовался, и единственно, что беспокоило его, это поведение Набатова на уроках.

Петя как будто томился и скучал, когда учитель вызывал к доске другого ученика. При всякой ошибке он с усмешкой откидывался на спинку парты и громко заявлял: — Неверно! Неправильно! — и порывался ответить. Даже Андрей Александрович часто делал ему замечания: — Набатов, подожди. Пусть сам сообразит.

Ученик, стоя у доски, начинал нервничать, поминутно оглядывался на Петю и окончательно терялся, увидев на его лице улыбку.

Мадам жизнь

Мальчишка от скуки часто приходил к их даче и сидел там под забором.

Ленька начал было слушать стихи, как вдруг заметил человека, по описанию очень похожего на Меркурия.

Увидев Костю, он припал к забору. Ленька понял, что это именно тот человек, найти которого было поручено Алине, он вбегает в дом, чтобы сообщить эту новость, но поймать предателя так и не удалось.

ВниманиеКатя и Марина удивлены появлением незнакомого мальчика.ВажноДальнейшее развитие событий Какими качествами обладают главные герои, которых описала в своей повести В.

Осеева? «Динка» (содержание произведения говорит об умных, бесстрашных и честных детях) показывает нам ребят, которые сделают все во имя справедливости.

Ленька заботится о Динке, утешает ее, когда она расстроена. Марина тронута этим.

Осеева «в классе»

Когда Петя вошел в класс, ребята сразу окружили его.

— Новенький, новенький! — закричали они. Высокий мальчик раздвинул ребят и, подойдя к новичку, протянул ему загорелую, крепкую руку: — Давай знакомиться! Игорь.

Петя улыбнулся, тряхнул протянутую к нему руку и, обращаясь ко всем, сказал: — А меня зовут Петя Набатов.—

Набатов? Здорово! Хорошая фамилия! Молодец, что приехал! — У нас самые дружные ребята! — Почти все хорошо учатся, только вот Бунька подводит! — перебивая друг друга, шумно заговорили ребята.

Игорь прищурил глаза и, облокотившись на парту, осторожно спросил: — Ну, а ты, Набатов, вообще, как учишься? Ребята примолкли и с интересом ждали ответа. Петя пожал плечами и усмехнулся: — Странный вопрос!..Я отличник, конечно! — Отличник? — Игорь весело хлопнул новичка по плечу.

— Игорь, где ему сесть? — Садись на заднюю парту, Набатов! — сказал Игорь.

Краткое содержание осеева сыновья для читательского дневника

Я с удовольствием помогу Пронину… — Без тебя обойдемся, — протянул кто-то из ребят.

Остальные молчали. Петя стоял перед ними и ждал. В глазах его скапливались слезы.

Стоит человек… Тоже какие-то… — растерянно бормотал он, переводя глаза на товарищей. — Ну как, ребята? — притворно равнодушным голосом спросил Игорь. —

Набатов свою помощь предлагает. — Пусть помогает. — Пусть.

Нам-то что! Витя Волков прищурился и с презрительной улыбкой оглядел Петю с головы до ног. Петя повернулся и медленно пошел к своей парте. Ребята неодобрительно посмотрели на Волкова. — Лежачего не бьют, знаешь? — тихо бросил ему Игорь и громко сказал: — Набатов! Договорись с Бунькой насчет занятий. * * *

Наступили трудные дни. Петя и Бунька не расставались.

В классе

  • В свободное от работы время женщина сочиняла сказки для малышей.
  • Валентина Александровна Осеева безумно любила работать с детьми.
  • Поэтому она и посвятила свое творчество детской литературе.

Темными вечерами сидя у окна, она рассказывала детям свои собственные сказки. Также Валентина Александровна писала пьесы, а затем разыгрывала их со своими воспитанниками. Детям очень нравилось ее творчество.

По многочисленным просьбам своих воспитанников, Валентина Александровна отнесла в редакцию самый первый рассказ «Гришка». Редактору понравилось произведение. «Гришка» был напечатан в газете. Свою первую книгу Валентина Александровна выпустила в сороковом году, под названием «Рыжий Кот».

В 1952 году сам Иосиф Виссарионович Сталин Осееву наградил премией за выпушенную книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Краткое содержание рассказов валентины осеевой

Я с удовольствием помогу Пронину… — Без тебя обойдемся, — протянул кто-то из ребят.

Остальные молчали. Петя стоял перед ними и ждал. В глазах его скапливались слезы.

Бунька смотрел на Петю с удивлением и сочувствием. — Ну что же вы? Говорите, что ли!..

Стоит человек… Тоже какие-то… — растерянно бормотал он, переводя глаза на товарищей.

— Ну как, ребята? — притворно равнодушным голосом спросил Игорь. — Набатов свою помощь предлагает. — Пусть помогает. — Пусть.

Нам-то что! Витя Волков прищурился и с презрительной улыбкой оглядел Петю с головы до ног.

Петя повернулся и медленно пошел к своей парте. Ребята неодобрительно посмотрели на Волкова. — Лежачего не бьют, знаешь? — тихо бросил ему Игорь и громко сказал: — Набатов! Договорись с Бунькой насчет занятий. * * * Наступили трудные дни. Петя и Бунька не расставались. Ребята видели, как Петя медленно и упорно объяснял что-то своему подшефному.

One more step

Марина не прекращает преданно ждать мужа, она искренне верит в победу революции, часто рассказывает девочкам об отце, прививает им любовь к литературе и музыке.

Среди прочих героев, как показывает краткое содержание книги «Динка», Осеева Валентина упоминает об Олеге – старшем брате Марины и Кати. Он служит лесничим в угодьях графа, заменил рано осиротевшим сестрам отца.

Им он помогает материально, несмотря на то, что в революционной деятельности участия он не принимает – сестры всегда могут на него положиться. Алина, Анжела и Динка Продолжаем рассматривать произведение, которое написала Осеева В., «Динка» (краткое содержание книги).

Летом семья Арсеньевых проживает на снятой даче на берегу Волги. Алина, старшая дочь, — не по годам развитый ребенок.

Осуществление побега Николая Побег проходит успешно, в точности так, как было запланировано Костей.

Когда Николай уже находился на даче Крачковских, под окно Марины пробирается Меркурий, но его вовремя заметила Алина.

Между Костей и белоглазым предателем завязывается драка. Так получилось, что Меркурий во время борьбы падает в обрыв. Ничего не объясняя Марине с Катей, Костя забирает Николая для его дальнейшей переправы.

Столкнувшись с перепуганным Ленькой, Костя забирает его с собой в лодку.

Уже в пути Николай узнает маленького друга и просит Костю позаботиться о парне. Наступили холода, и Динка предлагает Леньке ночевать на их съемной квартире, она тайком находит ключ, и они отправляются туда.

  1. Во дворе они видят множество жандармов, а в самой квартире Динка встретила Костю.
  2. Он пытается спрятать револьвер.
  3. Источник:

Валентина Осеева, Зинаида Александрова и др. — В школе и дома

В сборник из серии «У пионерского костра» вошли рассказы В. Осеевой, И. Гофф, А. Иванова, А. Копыленко, М. Слуцкиса, стихи З. Александровой и С. Смирнова.

Источник: https://65-school.ru/metodiki/oseeva-v-klasse.html

В классе

Страница 1 из 4

Когда Петя вошел в класс, ребята сразу окружили его.

— Новенький, новенький! — закричали они.

Высокий мальчик раздвинул ребят и, подойдя к новичку, протянул ему загорелую, крепкую руку:

— Давай знакомиться! Игорь.

Петя улыбнулся, тряхнул протянутую к нему руку и, обращаясь ко всем, сказал:

— А меня зовут Петя Набатов.

— Набатов? Здорово!

  • — Хорошая фамилия!
  • — Молодец, что приехал!
  • — У нас самые дружные ребята!

— Почти все хорошо учатся, только вот Бунька подводит! — перебивая друг друга, шумно заговорили ребята.

  1. Игорь прищурил глаза и, облокотившись на парту, осторожно спросил:
  2. — Ну, а ты, Набатов, вообще, как учишься?
  3. Ребята примолкли и с интересом ждали ответа. Петя пожал плечами и усмехнулся:

— Странный вопрос!.. Я отличник, конечно!

— Отличник? — Игорь весело хлопнул новичка по плечу.

— Игорь, где ему сесть?

— Садись на заднюю парту, Набатов! — сказал Игорь.

— Почему на заднюю? — недовольно спросил Петя.

— Да ты не обижайся. У нас такое правило: мы отличников всегда на задние парты сажаем. Я сам там сижу. А отстающие у нас поближе к учителю сидят, чтоб на виду были.

— А, ну хорошо! Я не знал.

Ребята торжественно проводили Петю к его парте и, окружив со всех сторон, стали рассказывать ему все школьные новости.

После звонка в класс вошел учитель.

— Андрей Александрович! А у нас новенький!

— Отличник! — похвастался круглолицый Бунька.

— Отличник? Очень приятно. А ты откуда знаешь? — улыбнулся Андрей Александрович.

— Сразу видно! На глазок! — засмеялся Бунька.

— Жалко, что ты себя не видишь на глазок, — пошутил учитель и взглянул на задние ряды парт, где сидел новый ученик.

— Ну, новенький, здравствуй! Давай познакомимся. Как твоя фамилия?

— Петя Набатов, — отчетливо сказал новичок, поправляя курточку и приглаживая черные, коротко подстриженные волосы. — Я учился в Томске.

— Хороший город, — сказал учитель. — Ты как-нибудь нам расскажешь о нем.

Начался урок. Андрей Александрович вызывал ребят к доске. Несколько раз спросил с места Набатова. На вопросы Петя отвечал без запинки.

— Хорошо! Очень хорошо, Набатов! — хвалил учитель.

Ребята торжествующе переглядывались, подталкивая соседей локтями.

Бунька, как волчок, вертелся на парте и громко шептал своему соседу:

— Ого! Какой круглый отличник!

— Пожалуй, даже сильней Игоря!

Витя Волков с любопытством разглядывал новичка. Ему были видны коротко подстриженный затылок мальчика, высокий воротник его курточки, спина и плечи, которые он держал ровно и прямо.

«Молодец! — думал Витя. — Ничего не боится и держится как-то хорошо. Интересно познакомиться с таким поближе!»

  • * * *
  • После уроков ребята подходили к Пете и одобрительно хлопали его по плечу, а в раздевалке Витя Волков спросил:
  • — Тебе в какую сторону?

— Мне налево. А что?

— Хочешь, пойдем вместе погуляем? Я тебе нашу Москву-реку покажу.

Петя согласился. Мальчики бродили часа два по улицам, разглядывая памятники, проехались на метро. Потом остановились на набережной и долго смотрели на высокие башни Кремля.

Провожая Петю домой, Витя предложил ему почаще после уроков прогуливаться вместе по Москве.

— Пойдем завтра же? — сказал Петя.

— Завтра мне нельзя. Я завтра к одному товарищу иду. Он болеет, и мы все по очереди носим ему уроки. Три дня один, потом три дня другой, а завтра как раз моя очередь начинается.

— Ого! По три дня! Ну ладно. Так ты занеси уроки, а я подожду тебя, и пойдем!

— Ну нет! Так не выйдет. Обычно как придешь, так уж весь вечер просидишь. То уроки с ним вместе сделаешь, то в шахматы поиграешь. А сколько новостей надо рассказать! Ведь ему же скучно одному, а нас много, вот мы и распределились.

Источник: https://vogelz.ru/rasskazy/oseeva-v-a/ottsovskaya-kurtka/v-klasse

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector