Носов «зимородок» читать

Евгений Носов

Кукла (сборник)

© Носов Е. И., наследник, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Зимородок

У каждого рыболова есть на реке любимый уголок. Здесь он строит себе приваду. Забивает в дно реки у берега полукругом колья, оплетает их лозой, а пустоту внутри засыпает землей. Получается что-то вроде маленького полуострова. Особенно когда рыбак обложит приваду зеленым дерном, а забитые колья пустят молодые побеги.

Тут же, в трех-четырех шагах, на берегу сооружают укрытие от дождя – шалаш или землянку. Иные устраивают себе жилище с нарами, маленьким оконцем, с керосиновым фонариком под потолком. Здесь и проводят рыболовы свой отпуск.

Этим летом я не строил себе привады, а пользовался старой, хорошо обжитой, которую уступил мне товарищ на время отпуска. Ночь мы прорыбачили вместе. А наутро мой друг стал собираться к поезду. Укладывая рюкзак, он давал мне последние наставления:

– Не забывай о прикорме. Не будешь подкармливать рыбу – уйдет она. Потому и привадой называют, что к ней рыбу приваживают. На рассвете подсыпай жмышку. Он у меня в мешочке над нарами. Керосин для фонаря найдешь в погребе за шалашом. Молоко я брал у мельничихи. Вот тебе ключ от лодки. Ну, кажется, все. Ни хвоста, ни чешуи!

Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую лямкой кепку и вдруг взял меня за рукав:

– Да, чуть не забыл. Тут по соседству зимородок живет. Гнездо у него в обрыве, вон под тем кустом. Так ты, тово… Не обижай. Пока я рыбачил, привык ко мне. До того осмелел, что на удочки стал садиться. Дружно жили. Да и сам понимаешь: одному тут скучновато. И тебе он верным напарником в рыбалке будет. Мы с ним уже третий сезон знакомство ведем.

Я тепло пожал руку товарищу и пообещал продолжить дружбу с зимородком.

«А каков он, зимородок-то? – подумал я, когда приятель был уже далеко. – Как я его узнаю?» Я когда-то читал про эту птичку, но описания не запомнил, а живой видеть не приходилось. Расспросить же друга, как она выглядит, не догадался.

Но вскоре она сама объявилась. Я сидел у шалаша. Утренний клев окончился. Поплавки недвижно белели среди темно-зеленых лопухов кувшинок. Иногда разыгравшаяся мальва задевала поплавки, они вздрагивали, заставляли меня насторожиться. Но вскоре я понял, в чем дело, и совсем перестал следить за удочками. Наступал знойный полдень – время отдыха и для рыбы, и для рыболовов.

Вдруг над прибрежными зарослями осоки, часто-часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. В то же мгновение бабочка опустилась на крайнее мое удилище, сложила крылья и оказалась… птичкой.

Тонкий кончик удилища закачался под ней, подбрасывая птичку вверх и вниз, заставляя ее то вздрагивать крылышками, то растопыривать хвостик.

И точно такая же птичка, отраженная в воде, то летела навстречу, то вновь падала в синеву опрокинутого неба.

Я затаился и стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, темные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка, настолько яркая, что во время полета она блестела совершенно так же, как переливается на изгибах освещенный солнцем изумрудно-голубой атлас. Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку.

Но пышный наряд не шел к ее лицу. В ее облике было что-то скорбное, печальное. Вот удочка перестала качаться. Птичка замерла на ней неподвижным комочком. Она зябко втянула в плечи голову и опустила на зоб длинный клюв.

Короткий, едва выступавший из-под крыльев хвост тоже придавал ей какой-то сиротливый облик. Сколько я ни следил за ней, она ни разу не пошевелилась, не издала ни единого звука. И все смотрела и смотрела на струившиеся под ней темные воды реки.

Казалось, она уронила что-то на дно и теперь, опечаленная, летает над рекой и разыскивает свою потерю.

И у меня стала складываться сказка про красавицу-царевну. О том, как ее заколдовала злая баба-яга и превратила в птичку-зимородка. Одежда на птичке так и осталась царская: из золотой парчи и голубого атласа.

А печальна царевна-птица оттого, что баба-яга забросила в реку серебряный ключик, которым отмыкается кованый сундук. В сундуке на самом дне лежит волшебное слово. Овладев этим словом, царевна-птичка снова станет царевной-девушкой.

Вот и летает она над рекой, грустная и скорбная, ищет и никак не может отыскать заветный ключик.

Посидела, посидела моя царевна на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полетела вдоль берега, часто махая крылышками.

Очень понравилась мне птичка. Обидеть такую рука не поднимается. Не зря, выходит, предупреждал меня товарищ.

Зимородок прилетал каждый день. Он, видно, и не заметил, что на привале появился новый хозяин. И какое ему было до нас дело? Не трогаем, не пугаем – и на этом спасибо. А я к нему прямо-таки привык. Иной раз почему-то не навестит, и уже скучаешь. На пустынной реке, когда живешь так невылазно, каждому живому существу рад.

Как-то прилетела моя пичужка на приваду, как и прежде, уселась на удочку и стала думать свою думу горькую. Да вдруг как бухнется в воду! Только брызги во все стороны полетели. Я даже вздрогнул от неожиданности. А она тут же взлетела, сверкнув чем-то серебряным в клюве. Будто это и был тот самый ключик, который она так долго искала.

Но оказалось, моя сказка на этом не окончилась. Зимородок прилетал и прилетал и все был так же молчалив и невесел. Изредка он нырял в воду, но вместо заветного ключика попадались мелкие рыбешки. Он уносил их в свою глубокую нору-темницу, вырытую в обрыве.

Приближался конец моего отпуска. По утрам над рекой больше не летали веселые ласточки-береговушки. Они уже покинули родную реку и тронулись в далекий и трудный путь.

Я сидел у шалаша, греясь на солнце после едкого утреннего тумана. Вдруг по моим ногам скользнула чья-то тень. Я вскинул голову и увидел ястреба. Хищник стремительно мчался к реке, прижав к бокам свои сильные крылья. В тот же миг над камышами быстро-быстро замахал крылышками зимородок.

– Ну зачем же ты летишь, дурачишка! – вырвалось у меня. – От такого разбойника на крыльях не спасешься. Прячься скорей в кусты!

Я вложил в рот пальцы и засвистел что было мочи. Но, увлеченный преследованием, ястреб не обратил на меня внимания. Слишком верна была добыча, чтобы отказаться от погони.

Ястреб уже вытянул вперед голенастые ноги, распустил веером хвост, чтобы затормозить стремительный разлет и не промахнуться… Злая колдунья послала на мою царевну смерть в облике пернатого разбойника.

Вот какой трагический конец у моей сказки.

Я видел, как в воздухе мелькнули в молниеносном ударе когтистые лапы хищника. Но буквально на секунду раньше зимородок голубой стрелой вонзился в воду. На тихой предвечерней воде заходили круговые волны, удивившие одураченного ястреба.

Я собирался домой. Отвел лодку к мельнице для присмотра, уложил в заплечный мешок вещи, смотал удочки. А вместо той, на которой любил сидеть зимородок, воткнул длинную ветку лозы. Под вечер как ни в чем не бывало прилетела моя печальная царевна и доверчиво уселась на хворостину.

– А я вот ухожу домой, – сказал я вслух, завязывая рюкзак. – Поеду в город, на работу. Что ты будешь одна делать? Смотри, ястребу на глаза больше не попадайся. Полетят твои оранжевые и голубые перышки над рекой. И никто про то не узнает.

Зимородок, нахохленный, недвижно сидел на лозинке. На фоне полыхающего заката отчетливо вырисовывалась сиротливая фигурка птички. Казалось, она внимательно слушала мои слова.

– Ну, прощай!..

Я снял кепку, помахал моей царевне и от всей души пожелал отыскать серебряный ключик.

Живое пламя

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

– Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. – Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Источник: https://izdaiknigu.ru/bookread-248006

Читать

Юрий Яковлевич Яковлев

Зимородок

1

Ветер раздувал купол парашюта, и натянутые стропы волокли бойца по мокрой траве. Он был похож на парусный корабль, который буря выкинула на берег. Попробовал встать. Сделал шаг — левая нога подломилась и стала проваливаться в землю. Он снова упал.

Ночь шла на убыль. Край неба позеленел, и звезды померкли, растворились в зеленом свечении востока. Но на западе небо было еще темным и звезды стояли на местах.

Он стал подтягивать купол парашюта. Стропы натянулись сильней. Парашют упирался. Вздрагивал. Вырывался из рук. Они довольно долго боролись — человек и парашют, — пока бойцу удалось наконец подмять под себя шелковый купол. Он перевел дух и стал закидывать парашют валежником и камнями. Он ползал на коленях и собирал все, что попадалось под руки, чтобы замаскировать парашют.

Читайте также:  Классный час в 3 классе. загадки

На бойце был пиджак, застегнутый на три пуговицы. Брюки и ботинки — тоже гражданские. Еще при нем был мешок, перевязанный веревкой. Когда с парашютом все было покончено, боец снова попробовал встать.

На этот раз осторожно, с опаской. Острая боль подкашивала ногу. Вероятно, где-то в ступне был вывих. Он прыгал на одной ноге, нашел палку. С палкой дело пошло лучше.

Поднял с земли мешок и медленно двинулся вперед.

Вдалеке, между стволами деревьев, сталистой полоской поблескивала река. И виднелись фермы железнодорожного моста. В сплетениях металла была какая-то нереальная легкость. Но с каждым шагом мост приближался и становился все громаднее и тяжелее. И боль в ноге усиливалась, словно зависела от приближения моста.

Минут через пятнадцать он обессилел от боли и от тяжелой ноши и упал в траву. От крупной росы пиджак его вымок. Одна пуговица оторвалась.

Так он долго шел и падал, шел и падал… И мост надвигался на него с неотвратимой силой.

Спустя много лет после войны мальчишки со станции Река нашли в лесу странный полуистлевший предмет. Они долго перебирали его в руках, очищали от земли, тянули в разные стороны, пока наконец не дошли своим умом, что это парашют. Лямки и стропы сохранились хорошо, сам же купол местами истлел.

Ребята не знали, что делать с парашютом. Им никогда не доводилось играть с такой огромной вещью. Они принялись бегать по лужайке и тащить парашют за собой. Было безветренно, и купол не отрывался от земли, а волочился, приминая траву.

Ребята со станции Река долго ломали голову — к чему бы им приспособить старый парашют?

2

На уроке зоологии в классе завелась кукушка. Она перелетала с парты на парту и подавала голос:

— Ку-ку. Ку-ку.

Мало того, что кукушка меняла место, она меняла и голос. Ее голос звучал то густо, раскатисто, то пискляво, еле слышно. Может быть, в классе завелось несколько кукушек?

На самом деле кукушка была одна. Она никуда не летала и не куковала на разные лады, а неподвижно сидела на учительском столе — рябенькая, желтоглазая, с вытянутым хвостом. Она была чучелом.

Куковали птицы бескрылые, бесперые, с пальцами в чернильных пятнах, в куртках с потертыми локтями. Они играли с учителем в «кукушку». Они навязали ему эту игру, в которой победить могли только его выдержка и терпение.

— Ку-ку.

Учитель видел, как жиденькая челка девочки мелькнула и скрылась за спиной сидящего впереди. Он узнал ее голос — низкий, с едва заметной хрипотцой. Через мгновение девочка вынырнула и смотрела на учителя как ни в чем не бывало. Ее глаза весело горели. Учитель поморщился и сказал:

  • — Зоя Загородько, встань!
  • Девочка нехотя поднялась и поправила челку:
  • — Я не куковала.
  • И весь класс загудел:
  • — Она не куковала.
  • Учитель сделал вид, что он не слышит ни дерзкой кукушки, ни гула, он продолжал рассказ:

— Напоминаю, что внутренние опахала первостепенных маховых перьев у кукушки одинаковые, без белого или зубчатого рисунка. — Учитель рассказывал и ходил по рядам, заложив руки за спину, при этом голова его была слегка наклонена вперед. — Крайние перья — с крупными белыми пятнами на вершинах…

  1. В это время совсем рядом за спиной учителя прозвучало густое:
  2. — Ду-ду!
  3. Учитель прервал свой рассказ и, не поворачивая головы, сказал:

— Василь, ты неправильно кукуешь. Впрочем, существует кукушка, которая, как удод, издает звук «ду-ду». Она называется «глухая кукушка».

В классе раздался смех. Кто-то крикнул:

— Глухая кукушка!

Василь был сражен. Он заерзал на парте. Уши покраснели, а верхняя губа поднялась домиком. Мальчик почувствовал, что к нему прилипнет прозвище «глухая кукушка». А Сергей Иванович — так звали учителя — даже не обернулся, шел себе по проходу.

Он был невысокого роста. С массивной головой. Всклокоченные волосы, темные с частыми белыми нитями, с головы переходили на щеки и сливались с усами и бородой. В этой буйной растительности, закрывшей почти все лицо, поблескивали большие очки с задымленными стеклами. Голос у него был глухой, как бы доносившийся из глубины.

— Кстати, кроме глухой кукушки в мире существует около ста видов: кукушка-отшельник, кукушка-подорожник, испанская кукушка, желтоклювая, изумрудная, траурная…

В это время на третьей парте поднялась рука.

— Что ты, Марат? — спросил учитель.

Скрипнула парта. Мальчик встал. Насмешливые коричневые глаза в упор смотрели на учителя, а широкие скулы — на каждой по щепотке веснушек — стали от улыбки еще шире. На мальчике был военный ремень, широкий, с медной пряжкой, и брюки «техасы» с изображением ковбоя на заднем кармане. Говорят, эти брюки вечные. Смотря для кого! Две заплатки свидетельствовали, что и вечным приходит срок.

Борясь с улыбкой, Марат спросил:

— Сергей Иванович, какая птица начинается с «ка» и кончается на «ква»?

По классу прокатился смешок. Кто-то на задней парте прокуковал.

Учитель пристально посмотрел на мальчика и сухо сказал:

— Во-первых, на уроке надо слушать, а не решать кроссворды. Для кроссвордов можно найти более подходящее место. А во-вторых, надо не куковать, а крякать. Эта птица — кряква, утка кряква.

Марат замолчал. Урок продолжался, а Василь все ерзал на месте — «глухая кукушка» не давала ему покоя, и он думал, кому бы спихнуть это прозвище. Рядом с ним сидела тихая девочка в больших очках. Василь покосился на свою соседку, поднял руку и спросил:

  • — Сергей Иванович, а бывает… слепая кукушка?
  • Учитель пристально посмотрел на Василя и спокойно сказал:
  • — Слепой кукушки не бывает. Бывает еще фазанья, воробьиная, ящерная…
  • И тут учитель заметил, что Василь смотрит на свою соседку и его рот расплывается в недоброй улыбке, а на глазах у девочки блестят слезы, увеличенные стеклами очков.

Учитель нахмурился. Молча прошелся по классу, держа руки за спиной. Потом остановился около Василя и, то ли в шутку, то ли серьезно, сказал:

— Советую тебе, Василь, выучить все виды. Потренируешь память и реже будешь задавать глупые вопросы. Очень полезно! А теперь, люди-человеки, займемся повторением домашних птиц. Напомню вам, что впервые дикие куры были приучены в Индии. Надеюсь, что по этому случаю никто не будет кукарекать?

3

Если у вас неожиданно заведутся деньги и вам захочется пострелять, спросите любого мальчишку и он приведет вас к большому серому дому, где в подворотне разместился стрелковый тир. Подворотня узкая и длинная, как туннель. И выстрелы под ее сводами звучат не щелчками, а раскатисто и хлестко.

Здесь, за железным прилавком, отполированным локтями, сидит огромная бабка и вяжет чулок. Гремят выстрелы, а она постукивает спицей о спицу, делает свое дело. Время от времени бабка откладывает вязанье, берет в огромные красные руки духовое ружье и разламывает его легко, как прутик.

Заложит свинцовую пульку — стреляй!

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=185161&p=1

А каков он зимородок. носов «зимородок

Читательская конференция

Тема
: Ю.Яковлев «Зимородок»

Цель:
проанализировать повесть Ю.Яковлева «Зимородок» (его тематику, проблематику, художественное своеобразие).

Задачи:

1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя Ю.Яковлева.

2. Учить представлять образ героя произведения, опираясь на текст (поступки, внешний вид, отношение к людям).

3. Учить определять главную мысль произведения.

4. Воспитание уважения к ветеранам войны,
к мужеству защитников Отечества,
способности сочувствовать, сопереживать.
; воспитание исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины;

  • Оборудование:
    проектор, интерактивная доска, карточки.
  • Формы и методы:
    урок построен по технологии критического мышления (фишбоун, синквейн) групповая, фронтальная;
  • Ожидаемый результат от урока:
  • Познавательные УУД:
  • 2)
    формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  • 3
    )
    формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • 4)
    формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • 7)
    формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
  • Коммуникативные УУД:
  • 1)
    формируем умение слушать и понимать других;
  • 2)
    формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • 3
    )
    формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • 4)
    формируем умение работать в группах.
  • Регулятивные УУД:
  • 1)
    формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию повести;
  • 2)
    формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • 4)
    формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Личностные УУД:
  • 1
    )
    формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • 2
    )
    формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
  • деятельности;
  • 3)
    формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Ход урока.
  • Задачи:
  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;
  • Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • Побудить ученика к активной работе на уроке.

Мы с вами прочитали повесть Юрия Яковлева «Зимородок». Назовите тему произведения, т.е. о чем говорится в книге?

Читайте также:  Сказка «летучий корабль» читать

Прочитайте название нашей читательской конференции. Оно вам знакомо?

Забвение – ржавчина памяти.

Кто сказал эти слова? (доктор Стройло)

Как вы понимаете смысл данного высказывания? (корзина идей). Предположения детей записываю на доске.

Что такое забвение? В конце урока мы с вами вернемся к этому слову и к высказыванию.

  1. После работы над содержанием произведения попытаемся раскрыть смысл данного высказывания и понять смысл повести, что хотел нам сказать Юрий Яковлев.
  2. Ищите в себе человека; если найдете в себе хорошего, справедливого человека — жить будете интересно, с пользой.
  3. (доктор Стройло)

Что значит быть хорошим и справедливым человеком? Кого из повести можете назвать хорошим и справедливым человеком, который прожил жизнь с пользой. (Зимородка)

Что значит прожить жизнь с пользой?

Эту повесть написал замечательный писатель Юрий Яковлевич Яковлев. Он писал и стихи, и рассказы, и сказки.

(биографию рассказывает ученик)

Юрий Яковлевич Яковлев родился в июне 1922 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в семье служащего. В 1941 году, после окончания школы, Юрий Яковлев ушёл на фронт. Сначала он был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога». Потерял мать в блокадном Ленинграде.

Лауреат Государственной премии СССР (1985). Умер Юрий Яковлевич Яковлев в Ленинграде в 1996 году.

Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Зимородок”, мы ещё раз поучимся понимать произведение, вчитываясь в него.

Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, которое основано на таких понятиях, как:

  • связь поколений,
  • человеческая память,
  • имя человека,
  • забвение,
  • надежда.
  • Узнаем, какие житейские мудрости поняли ребята во время поисков имени неизвестного солдата.
  • Охотник, выслеживающий зверя по следам
  • Тот, кто имеет опыт в
    распознавании следов
  • Человек (обычно член
    ученического
    коллектива), к-рый собирает материалы о
    былых исторических событиях, об исторических лицах.

Повесть построена не совсем обычно. В чем заключается эта необычность?

В ней 15 глав. Внутри почти каждой главы мы читаем о жизни современных мальчишек и девчонок и в то же время узнаём о событиях Великой Отечественной войны.

– Почему рассказ называется “Зимородок”? Что означает это слово?

(Это прозвище человека. Так называется бесстрашная птица.)


А сейчас будем работать в группах. Первое задание называется «
Узнай по описанию героя»

Вам нужно сопоставить описание из текста с героем произведения.

Он был невысокого роста. С массивной головой. Всклокоченные волосы, темные, с частыми белыми нитями, с головы переходили на щеки и сливались с усами и бородой. В этой буйной растительности, закрывшей почти все лицо, поблескивали большие очки с задымленными стеклами. Голос у него был глухой, как бы доносившийся из глубины. (Сергей Иванович Серегин)

Насмешливые карие глаза в упор смотрели на учителя, а широкие скулы — на каждой по щепотке веснушек стали от улыбки еще шире. На мальчике был военный ремень, широкий, с медной пряжкой, и джинсы с изображением ковбоя на заднем кармане. Говорят, эти брюки вечные. Смотря для кого! Две заплатки свидетельствовали, что и вечным приходит срок. (Марат)

Хотя лето только приближалось, этот взрослый был уже обожжен солнцем. Лоб, скулы, впалые щеки были покрыты грубым, замешенным на ветру загаром, делавшим его похожим на краснокожего индейца, а белые волосы еще больше оттеняли загар. (Седой)

Лицо у нее было желтоватое, цвета подсолнечного масла, редкие волосы причесаны на пробор. Платок с поблекшими цветочками сполз с головы на спину и лег вокруг шеи, как пионерский галстук (хозяйка сторожки со станции Река)

На голове не было ни единого волоска. Он был лыс, как глобус. Загорелый, обветренный глобус. (Павлов)

Такая же огромная и грузная, как ее племянница из стрелкового тира (тетка Алевтина)

Живет в Одессе, на пенсии. Болеет. Жена его партизанская учителка — тоже с ним (Петр Ильич Лучин)

Длинный и худой и слегка сутулился, словно все время боялся удариться головой о притолоку. У него были наполовину седые волосы и глаза навыкате. А руки свисали, как опущенные крылья. (доктор Стройло)

Стеклянная, деревянная, оловянная, каменная! (бабка с тира)

Следующее задание для групп: подготовьтесь ответить на вопросы по содержанию рассказа. Для этого вы можете использовать само произведение.

Автор шаг за шагом описывает путь, по которому шёл Марат и его друзья, чтобы узнать о жизни Зимородка, чтобы узнать имя героя, чтобы продлить жизнь ему. И мы попытаемся вспомнить путь, пройденный Зимородком.

Группа № 1

  1. Какое событие послужило толчком для того, чтобы Марат и его друзья начали поиск неизвестного им человека? (глава 3)(в тире, птица не работала – зимородок)
  2. Почему Марат обратился в музей? (глава 4) (чтобы узнать про новый мост)
  3. Зачем Марат поехал на станцию Рeка и что ему удалось там узнать (глава 6)? (о Зимородке там могли знать, он взорвал мост)
  4. Какими словами заканчивается глава 6 и как вы их понимаете? (она оставила мальчику луч надежды)
  5. “Ему (Марату) не терпелось отвоевать у забвения ещё частичку жизни Зимородка”. О какой “частичке жизни” Зимородка узнал Марат от следователя Павлова (глава 7)?(хотели расстрелять людей)
  6. К какому решению приходит Марат после разговора со следователем Павловым?(я должен узнать его имя. Человек, который совершил такое, не может остаться без имени)

Группа № 2

  1. Зачем ребята поехали в деревню Жуковку и что интересного они там узнали? (9 глава) (там они нашли могилы 9 партизан) кого же там нет?
  2. Кто такой Пётр Ильич Лучин? (партизанский командир) Какова основная мысль его речи, произнесённой на братской могиле? (“Мы накажем своим детям помнить вас. Вы будете учить наших детей, как надо любить Родину”.)
  3. Что нового о Зимородке узнали ребята от вдовы Петра Ильича Лучина? (11 глава) (он хотел учиться, и в могиле его нет)
  4. “Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить. А на войне так хочется жить!” Кому принадлежат эти слова?
  5. Что рассказал о Зимородке доктор Стойло? (13 глава)
  6. Какие поучительные слова о жизни, забвении, человеческой памяти сказал ребятам доктор Стройло? Найдите и прочитайте.

Последнее задание итоговое для групп: проследить маршрут (пути следования) следопытов. Заполняете рыбий скелет. Сверху приклеиваете по порядку название местности, внизу героев, которые помогали в это время в данной местности. Но главное в скелете голова и хвост. Голова – это проблема произведения. Вы должны записать эту проблему. Хвост – это вывод, т.е. решение проблемы.

Чем же всё-таки закончились поиски ребят? Удалось ли им узнать имя Зимородка? Как это произошло?

(Да. На встрече ветеранов у обелиска, глава 14.)

Чем заканчивается рассказ?
(Ответ учащихся.)

Вот так заканчивается рассказ Ю.Яковлева о пытливых и любознательных ребятах-следопытах.

3. Рефлексия.
На стадии – рефлексия основным является:

  1. Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  2. Присвоение нового знания, новой информации учеником;
  3. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

О чём мы узнали, читая рассказ “Зимородок”? Какие поняли житейские мудрости?

(О работе ребят-следопытов. Это неутомимый народ. Они возвращают имена безымянным героям. Следопыты борются с забвением, как борются со злом.)

Дети продолжают дела отцов.

“…Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить”.

“Всё, что люди сделали на войне, может быльём порасти”. Всё зависит от нас. Надо бороться с забвением. Чтобы жить было интересно, надо искать в себе хорошего, справедливого, интересного человека).

Кому принадлежат эти слова?

Чтение диалога (под звуки иволги)

«Человек очень живучее существо, — сказал Зимородок. — В него стреляют — он поднимается снова, а если не может подняться сам, то вместо него встают такие же, как он, только помоложе и посильнее».

«Как это помоложе и посильнее?» — спросил Марат.

«А очень просто: я упаду, ты встанешь на мое место. И опять живет человек, работает, борется. Важно, чтобы ты был похож на меня. Ты вообще-то веришь в чудеса?»

«Не знаю».

«Я в чудеса не верю. Я верю в надежду. Надежда — большая сила. Ты думаешь, человек идет когда-нибудь на верную смерть? Нет! Даже герой. Человек идет в бой с надеждой, что пуля пролетит мимо. Даже когда стреляют в упор, человек надеется. И чем больше у человека надежды, тем больше бесстрашия. Мне всегда помогала надежда. Мне с ней легко жилось и воевалось. Понял?»

  • «Понял», — прошептал Марат.
  • А теперь, люди-человечки, займемся повторением…
  • ЗАБВЕНИЕ – утрата памяти о чем-нибудь.
  • Забвение – пренебрежение тем, чем нельзя пренебрегать.
  • Написание синквейна.

Предварительный просмотр:

Источник: https://klubnayaliga.ru/a-kakov-on-zimorodok-nosov-zimorodok-e-nosov-zimorodok/

Евгений Носов — На рыбачьей тропе (Рассказы о природе)

Здесь можно скачать бесплатно «Евгений Носов — На рыбачьей тропе (Рассказы о природе)» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая детская литература.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Читайте также:  Конкурсы для мальчиков в летнем лагере

Описание и краткое содержание «На рыбачьей тропе (Рассказы о природе)» читать бесплатно онлайн.

Рассказы, составившие этот раздел, характеризуют начальный период творчества Е.

Носова, печатались во второй половине 50 — первом половине 60-х годов в курской молодежной газете «Молодая гвардия», в «Курской правде», «Курском альманахе», в журналах «Подъем», «Огонек», «Молодая гвардия», «Наш современник», в «Литературной газете», вошли в первые книги писателя: «На рыбачьей тропе» (Курск, 1958); «Рассказы» (Курск, 1959); «Тридцать зерен» (М., Мол. гвардия, 1961). По сравнению с первым изданием подавляющее большинство произведений переработано автором, в некоторых из них изменены заголовки.

Носов Евгений Иванович

На рыбачьей тропе (Рассказы о природе)

  • Тридцать зерен
  • Весенними тропами
  • Дымит черемуха
  • Белый гусь
  • Радуга
  • Где просыпается солнце?
  • Живое пламя
  • Забытая страничка
  • Деревенские ласточки
  • Лесной хозяин
  • Трудный хлеб
  • Таинственный музыкант
  • Черный силуэт
  • Чирки
  • Разбой на большой дороге
  • Как патефон петуха от смерти спас
  • Как ворона на крыше заблудилась
  • Хитрюга
  • Ракитовый чай
  • Зимородок
  • Коварный крючок
  • Репейное царство
  • Неспешными проселками
  • Под старым осокорем
  • Палтарасыч
  • Пропавшая заря
  • Тропа длиною в лето
  • Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать — в моей комнате.

Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Расклевав твердую скорлупку, она выщипала ядро.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два…

Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна ее судьба.

— Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно-единственное?

И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

— Ну, пожалуйста, еще одно. Ладно?

Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним так боязно!

Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

  1. — Ты здесь живешь?
  2. — Да.
  3. — А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

— Где ты взял кусочек солнца? А это что?

— Это? Книги.

— Что такое книги?

— Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И еще научили насыпать тебе конопляных зернышек.

— Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

  • — Я — Человек.
  • — Что такое Человек?
  • Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.
  • — Видишь нитку? Она привязана к форточке…
  • Синичка испуганно оглянулась.

— Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек.

— А можно мне съесть это последнее зернышко?

— Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?

— Согласна. А что такое работать?

— Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.

— А чем ты помогаешь людям?

— Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен…

Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки.

Не знаю, как в других краях, а в нашей стороне зима нынче не по совести застоялась. Уж и марту конец, а она и не думает раскланиваться. Разлеглась по полям свежей наметью, пушит инеем продрогшие леса, на окнах занавески из тонкой изморози развешивает, а узоры на тех занавесках все еловыми лапами да можжевеловыми ветками.

Оно, конечно, ядреная зима русскому человеку не в тягость. Любит он и крутой морозец и спорую порошу. Иной раз ввалится в сени, на шапке сугроб, борода смерзлась, аж хрустит; постучит валенком о валенок у порога, хлопнет шапкой о колено и крякнет: «Ну и метет. Носа не видно!» А у самого в глазах так и прыгают лукавинки. А спросить: чему радуется?

Но всему свой черед. В день, когда по народному поверью зима с молодой весной силой меряется, всяк тайно желает, чтобы верх весна взяла.

А загостившейся зиме намекает, что-де пора и честь знать: проводы с блинами устраивают, скворечники на шестах вывесят, а на колхозной усадьбе нетерпеливый тракторист запустит мотор и, окутанный грохотом, вслушивается во что-то, а у самого в глазах тоже удаль да лукавство.

И я все с большим нетерпением ожидаю перелома в природе: когда, наконец, всполошится все вокруг от хмельной радости обновления?

Но слышно: опять синица в окно кормушкой стучит. Значит, ночью снег выпал, все прикрыл, нечем птахе поживиться. Под вечер снова черемуха веткой по стеклу скребет. И как только она царапнет, тотчас чайник на плите заскулит тоскливо, по-щенячьи. Я по этим своим приметам и узнаю: опять вьюжит.

Зима надломилась лишь спустя несколько дней после равноденствия. Вдруг с юга потянуло влажным теплом, отпотели окна в доме, и по стеклу, прокладывая путь сквозь матовую морось, побежала робкая струйка. С нее все и началось.

В тот день меня разбудила синица. Она сидела на ветке черемухи у окна и торопливо и возбужденно звала меня: «Ци-ци-пи, ци-ци-пи, ци-ци-пи! Что ты спишь? Что ты спишь? Что ты спишь?»

Я выглянул в окно и зажмурился от яркости огромного многоярусного облака, повисшего среди начисто выметенного неба. Оно было соткано из солнечного сияния и нетронутой белизны, и казалось, что сама весна прилетела на этом белом чуде. А синица все раскачивалась на ветке и неистово и громко, так что звоном в ушах отдавалось, выкрикивала радостное: «Ци-пи! Ци-пи! Не спи! Не спи!»

Я и без нее знаю, что теперь спать не приходится. Весна вся в движении. Надо поспеть за нею, ничего не упустить в ее чародействе.

Зарядил фотоаппарат, вытащил из ящика болотные сапоги. Трубач увидел сапоги, вскочил с подстилки, запрыгал, застучал хвостом по стульям. Он давно ожидал, когда я, наконец, начну собираться.

— Идем, дружище, весну встречать.

Трубач понимающе тявкнул густым, сочным баском, и в буфете зазвенела посуда.

После многодневной осады весна ворвалась в город и вела жаркие уличные бои. Рушились, подточенные солнцем, снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились очищенные от снега крыши; невесть когда появившиеся грачи, словно минеры, озабоченно прощупывали длинными белыми носами побуревшие дороги.

Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи, эти неутомимые связные весны.

Город полнился ярмарочным гамом. Одержимо, разноголосо дудели автомашины, наверно оттого, что улицы полны народу. Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали головокружительные виражи горластые грачи.

  1. Среди всей этой весенней суматохи слышно, как на той стороне улицы, у ворот промысловой кооперации, толстенький, хрустящий хромом Степан Степаныч посылал своего сторожа разорять грачиные гнезда.
  2. — Экий ты, Афанасий, раскоряка: на дерево не можешь залезть.
  3. — Не могу, Степан Степаныч, головокружение.
  4. — А ты пей поменьше.
  5. — У меня это сроду.
  6. — Как же ты тогда в пожарных служил?

— Так и служил. При бочках. Лазить не приходилось.

Степан Степаныч плюнул и скрылся в воротах, а сторож, завидев меня, давнишнего знакомого, перебрался через полные воды и битого льда колеи на мою сторону и попросил табачку для, как он выразился, успокоения досады.

— Ну и дела, — покрутил головой Афанасий. — Пристал: лезь на дерево, да и все тут. Оно слазить не хитро. Да за что птицу-то обижать? Говорит, заседать мешают. В самые окна целый день кричат. А ты заседай поменьше. Нос не в бумагу, а в дело суй. Так-то оно лучше будет…

За городом уже пестро от проталин. Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы. Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчетного множества подтаивавших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды.

Источник: https://www.libfox.ru/361972-evgeniy-nosov-na-rybachey-trope-rasskazy-o-prirode.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector