Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Дидактические игры (ДИ) являются одним из часто используемых методов образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Обучение в процессе идеально соответствует психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста.

Именно этот период времени считается идеальным для развития памяти, речи, мышления, воображения, а также расширения кругозора. Благодаря дидактическим играм можно активизировать и разнообразить образовательное воздействие на ребенка.

При этом организация и проведение заданий имеет ряд особенностей, которые обязательно нужно учитывать, чтобы добиться максимальных результатов.

Значение дидактических игр в старшей группе детского сада

ДИ используются в целях обучения и воспитания детей. С их помощью решаются конкретные задачи обучения, а также воспитываются и развиваются определенные навыки.

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

ДИ в старшей группе

  Дидактические игры для дошкольного возраста в ДОУ

Цель и задачи дидактической игры в старшей группе ДОУ

Сделать процесс обучения интересным, простым и не вызывающим утомления — это основная цель таких занятий. Задачи дидактической игры для старшей группы ДОУ разнообразны. Они в первую очередь зависят от требований программы и образовательной области, а также от того, как дети воспринимают материал.

Если воспитанники быстро овладевают знаниями и успешно осваивают материал, то при повторе задачи расширяются.

Обратите внимание! В противном случае, если дети плохо осваивают материал, то игровой процесс проводится с теми же программными задачами, а их содержание изменяется.

Задачи ДИ неразрывно связаны с темой. Весь материал подразделяется на тематические блоки. Над одной темой работа проводится на протяжении от нескольких недель до одного месяца. Поэтому за один год с детьми проводится много обучающих занятий различной тематики и выполняется весь объем предусмотренных программой задач.

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Задачи ДИ

Обратите внимание! В старших группах ДОУ полезны головоломки, шарады, ребусы и интеллектуальные задания, так как они стимулируют мыслительные процессы и учат детей мыслить креативно и нестандартно.

Воспитательная роль игры в старшем дошкольном возрасте

С раннего детства игра оказывает положительное влияние на детей. Что касается старшего дошкольного возраста, то в этот период времени такие занятия воспитывают в ребенке следующие качества:

  • Умение достойно принимать как победу, так и поражение.
  • Чувство коллективизма и товарищества.
  • Честность.
  • Взаимоуважение.
  • Порядочность.
  • Партнерские отношения.

В старшей группе детского сада проводятся различные игры, упор в первую очередь делается именно на обучающие, так как ребят готовят к школе.

Основные подходы к классификации дидактических игр в старшей группе

Классифицируются ДИ по различным критериям. Они подразделяются по:

  • характеру педагогического процесса;
  • игровой методике;
  • игровой среде.

Обратите внимание! Несмотря на различные подходы в классификации, каждому педагогу нужно помнить, что игра — не просто детская деятельность. Она в первую очередь выражается в отношении и поведении взрослых и носит возвратно-перманентный характер.

Содержание и выбор материалов для игры

Использоваться ДИ могут как на соответствующих занятиях, так и вне образовательной деятельности. В зависимости от того, где игра применяется, определяется ее продолжительность.

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Подготовка к проведению ДИ

Структура занятий:

  1. В первую очередь определяется дидактическая задача, которая подается в виде игрового задания и ставится воспитателем.
  2. Определяются игровые действия. Старшая группа детского сада может уже самостоятельно определять их круг.
  3. Устанавливаются правила. Чаще всего их устанавливает воспитатель, но если воспитанники придумали свои, то педагог их может принять.
  4. Определяется результат игры.

Все дидактические игры включают в себя основные этапы:

  • сообщается тема и содержание;
  • участники знакомятся с игровым материалом;
  • проводится ознакомление с правилами;
  • выполняются игровые действия;
  • подводятся итоги.

Обратите внимание! Если у ребенка что-то в игре не получилось, то после подведения итогов воспитатель может продолжить личное обсуждение и разбор ошибок в каждом конкретном случае.

В завершение воспитатель обязательно мотивирует воспитанников на достижение успехов в будущем.

Роль педагога в организации занятий

В процессе организации и проведения дидактических игр именно педагог должен руководить всем процессом. Он обязан обеспечить непосредственное и активное участие каждого ребенка.

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Роль воспитателя в организации ДИ

Воспитатель должен продумать и организовать весь процесс так, чтобы гарантировать связь игры с обучением и другими видами деятельности воспитанников. Создать условия так, чтобы процесс превратился в самостоятельную деятельность детей.

Обратите внимание! Воспитателю нужно заинтересовать детей играми. Этого можно добиться только при наличии в достаточном количестве дидактического материала и игрушек. По завершению игры педагог обязательно должен дать не только беспристрастную, но и доброжелательную оценку.

Как проводятся дидактические игры в старшей группе

В старшей группе проведение дидактической игры приведет к ожидаемым результатам только в том случае, если будут учтены все требования ФГОС и образовательных программ.

Руководствуясь всеми этими документами, воспитатель должен быть убежден, что процесс принесет полезность детям.

При этом развивающее занятие должно не только стать формой усвоения определенных умений и знаний, но и способствовать общему развитию детей.

Когда речь идет о старших дошкольниках, во время обучающего процесса воспитатель должен не только давать детям готовую информацию, но и постепенно ее усложнять, пробуждая в них стремление узнавать новое и стимулировать их познавательную активность.

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Ценности дидактической игры

Важно! Чтобы детям было интересно, в игре должна присутствовать загадка, тайна, которую ребятам в итоге придется разгадать.

Наглядные приемы

Если в обучающей игре воспитатель использует наглядные пособия, то ему обязательно надо обращать внимание на следующие нюансы:

  • Материал должен подбираться с учетом его реалистичности и научности. Когда речь идет о предметах, профессиях или явлениях, их изображение должно подаваться максимально реалистично.
  • Неуместно использовать в игре сказочных и персонажей мультфильмов.
  • Не рекомендуется излишне перегружать процесс занятий материалом. Надо ставить дошкольника в ситуации, когда ему приходится думать и принимать решения, не опираясь на наглядность.

Степень самостоятельности воспитанников

С каждым годом доля детской самостоятельности в дидактических играх стремительно растет. В самом начале воспитатель должен удостовериться, что воспитанники поняли правила, и только после этого предлагать им играть самостоятельно.

Если в процессе дети сами создают свои правила на основе имеющихся, то педагогу следует поощрять такую деятельность, так как в большинстве случаев такое проявление является достойным внимания и развития.

Соответствие игры возрасту детей

Дети старшей группы детского сада по сравнению с младшими более внимательные и усидчивые. Они уже способны размышлять, опираясь на свой опыт, рассуждать и обдумывать собственные действия. Поэтому содержание и тематики занятий для развития существенно расширяются.

Обратите внимание! Интересны старшим дошкольникам и соответствуют им по возрасту игровые процессы, в которых требуется прикладывать установленные усилия. Они формируют в детях целеустремленность и уверенность в себе.

Виды дидактических игр в старшей группе детского сада

Дидактические игры в старшей группе подразделяются на несколько разновидностей.

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Виды дидактических игр

Их отличают по следующим критериям:

  • обучающему содержанию;
  • познавательной деятельности;
  • игровым действиям и правилам;
  • организации детей;
  • роли преподавателя.

Перечисленные отличия присущи всем дидактическим играм, но выступают они в одних отчетливее, нежели в других. Также игры классифицируют:

  • по сенсорному воспитанию;
  • по ознакомлению с природой и окружающим миром;
  • по формированию математических представлений;
  • словесные;
  • музыкальные;
  • по подготовке к обучению грамоте;
  • изобразительные;
  • с дидактическими игрушками;
  • псевдосюжетные;
  • настольно-печатные.

По виду деятельности игровые процессы бывают такими:

  • путешествия;
  • поручения;
  • предложения;
  • загадки;
  • беседы или диалоги.

Обратите внимание! На этом классификация не заканчивается. Весь спектр возможных игровых методик огромен. Но как показывает практика, чаще всего применяются именно перечисленные выше.

Картотека обучающих игр в старшей группе ДОУ с целями по ФГОС

Важно! Современные детские сады реализовывают свою деятельность в соответствии со стандартами ФГОС. При разработке тематического плана каждый воспитатель должен учитывать и реализовывать обучающую деятельность в соответствии с требованиями стандарта.

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Картотека ДИ

Примеры дидактических игр в старшей группе

Все дидактические игровые процессы специально разработаны педагогами для обучения детей. Основной целью является совмещение приятного с полезным. Ребенок, играя, обучается и развивает определенные навыки. Сейчас можно найти огромное количество дидактических игр для детей старшей группы детского сада в интернете. Их можно распечатать и предложить детям.

Самыми распространенными из них являются следующие:

  1. «Хорошо или плохо» — суть заключается в том, что воспроизводится несколько жизненных ситуаций, и ребенок должен высказать свое мнение и отношение. Развивает речь, внимание и память.
  2. «Времена года» — на 4 картинках изображены времена года. Также имеются разрезанные карточки с их приметами. Ребенок в процессе должен определить правильно приметы зимы, весны, лета и осени, а также разложить карточки по местам.
  3. «Учим месяцы года» — ребенок должен знать, в какой последовательности распределяются месяцы в году, и уметь определять, например, что после декабря идет январь, а после февраля — март.
  4. «Поиск предметов на картинке» — помогает развивать детскую память, играя.

Обратите внимание! Дидактическая игра для воспитателя является одним из наиболее результативных методов достижения образовательных целей.

Дети старшей группы с удовольствием выполняют поставленные задачи в процессе, развивая при этом определенные навыки и умения для последующей социализации.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-dlya-detej-starshej-gruppy

Материал (старшая группа) на тему: Методика использования дидактических игр старших дошкольников | Социальная сеть работников образования

Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.А.

Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества.

В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.”

Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности дошкольника переживания.

Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные  игры и игры–забавы.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Дошкольник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть.

 Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.

В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.

В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.

Читайте также:  Викторина по сказкам для 1-4 классов

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх.

Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания.

Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.

В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям.

Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения.

Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда  такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.

Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно.

Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

При недостаточном использовании игры снижается активность детей на занятии, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании дошкольники с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

Дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов дошкольников.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/10/29/metodika-ispolzovaniya-didakticheskih-igr-starshih

Дидактические игры в старшей группе: картотека с целями по ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, которое охватывает такие направления, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей можно использовать следующие дидактические игры.

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры этого типа помогают ребенку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: учить общению со сверстниками.

Дети садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного.

Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.

Игра «Большой секрет для дружной компании»

Цель: учить детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.

Данная игра проводится с группой детей (5 – 6 участников). Необходимо подготовить красивую шкатулку и положить в нее мелкие предметы (мячик, кубик, фигурку животного, машинку и т.п.). Можно заменить эти вещи картинками с их изображением.

Дети собираются в комнате и садятся в отдалении друг от друга. Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает ему, не заглядывая в шкатулку, взять из нее наугад любой предмет.

Когда каждый получил свою вещицу, воспитатель сообщает, что ее название нужно держать в строгом секрете. После этого он предлагает детям попытаться разузнать секреты друг у друга. Для этого они могут:

  • уговорить своего товарища рассказать свою тайну;
  • предложить в обмен на раскрытие секрета какой-то приз;
  • договориться о взаимном раскрытии секрета друг другу;
  • задавать наводящие вопросы, чтобы угадать название предмета.

Воспитатель должен следить, чтобы все дети включились в игру и никто не пытался обмануть каким-то образом других. При необходимости нужно помочь самым робким и нерешительным.

Игра заканчивается, когда все секреты будут раскрыты. Не стоит слишком затягивать игру. Если кто-то из детей слишком увлечется сохранением своего секрета, нужно уговорить его изменить поведение, проявить дружелюбие.

Игра «Магазин вежливости»

Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).

Педагог описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Если дети не умеют читать, то они просто называют слова, а воспитатель подбирает нужную карточку сам.

Дидактические игры для речевого развития детей

Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

Игра «Разговор животных»

Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.

Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.

Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.

Игра «Живые слова»

Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.

Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово  (например, «любит») и вызывает еще одного участника.

Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.

Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений. 

Игра «Найти место картинке»

Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Игры для художественно-эстетического развития

Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

Игра «На что похожи облака»

Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.

Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.

1 вариант. Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.

2 вариант. На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы – бабочки», «Гномик – домик» и т.д.

Игра «Разрисуй тарелку»

Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.

Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.

Далее воспитатель сообщает о том, что дети могут сами попробовать стать художниками и украсить тарелку на свой вкус. Он может обратить внимание на то, что в орнаменте рисунок должен повторяться.

В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.

Познавательные игры для детей старшей группы

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

Игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Для игры понадобится 15 – 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

  • металлические;
  • деревянные;
  • круглые;
  • съедобные;
  • красные;
  • маленькие;
  • которые нужны для школы и т.д.

Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

Игра «Собери гусеницу»

Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

Читайте также:  Подарки к 8 марта своими руками. мастер-классы

Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

Образовательные игры

Одним из главных заданий образовательного процесса в старшей группе детского сада является подготовка к школе. Поэтому  дошкольникам обязательно предлагают поучаствовать в играх, которые способствуют обучению счета, знакомят с буквами, учат выполнять несложные математические действия с предметами.

Игра «Веселые скрепки»

Цель: подготовка к обучению счету, знакомство с цифрами.

Вариантов игры несколько. Нужно подготовить карточки с написанными цифрами (от 1 до 5). С двух боков у карточек сделать отверстия.

1 вариант. Детям предлагается с помощью скрепок соединить все картинки вместе, расположив их по порядку.

2 вариант. К каждой картинке с цифрой нужно прикрепить соответствующее количество скрепок.

Игра «Найди звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.

Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.

Детям предлагается найти в словах нужный звук (например [т]). Они должны произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко. Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить соответствующую ячейку в таблице.

Игра «Геометрическая дорожка»

Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами, научить различать их.

Для игры нужно изготовить крупные шаблоны нескольких основных геометрических фигур и разложить их на полу комнаты в хаотическом порядке. Далее детям дается задание перейти с одной стороны комнаты на другую, наступая только на указанную фигуру.

Игру можно усложнить, сделав фигуры разных цветов и указывая несколько заданий. Например, наступать только на треугольники красного цвета и т.п.

Разнообразие дидактических игр позволяет сделать образовательную деятельность в детском саду увлекательной и эффективной.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/dou/6800_didakticheskie_igry_v_starshey_gruppe

Альманах педагога | «Виды дидактических игр, задачи игр. Приемы и методы руководства дидактическими играми»

Коробкова Наталья БорисовнаДолжность: старший воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №2089 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: Консультация для педагогв Тема: «Виды дидактических игр, задачи игр. Приемы и методы руководства дидактическими играми» 16.12.2018 Раздел: дошкольное образование

  • Консультация для педагогов «Виды дидактических игр, задачи игр. Приемы и методы
  • руководства дидактическими играми»
  • Игра со сверстниками занимает существенное место в ряду других видов
  • самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие ее развивающего
  • потенциала возможно лишь при условии понимания как специфических особенностей
  • построения самой игры, так и закономерностей становления ее совместных форм на
  • протяжении дошкольного детства.

Важно отметить утверждение Д.Б. Эльконина о том, что этапы развития игры не

  1. обнаруживают жесткой связи с возрастом детей: переход к более сложной игре связан как
  2. с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.
  3. Основные виды дидактической игры.
  4. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных
  5. вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и
  6. словесные игры.
  7. Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними. Дети

  • учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в
  • том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками:
  • цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение,
  • классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения
  • детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята
  • упражняются в определении предмета о какому-либо одному качеству, объединяют
  • предметы по этому признаку (цвету, форме, назначению и др.), что очень важно для
  • развития отвлеченного, логического мышления.
  • Настольно-печатные игры.
  • Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
  • Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
  • Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди
  • разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету,
  • фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется:
  • ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу:
  • например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки,
  • изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет,
  • делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
  • Подбор картинок по общему признаку (классификация).
  • Здесь требуется некоторое обобщение , установление связи между предметами. Например,
  • в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с
  • соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания,

  1. объединяют по этому признаку картинки, или игра «А что было потом?»: дети подбирают
  2. иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных
  3. действий.
  4. Запоминание состава, количества и расположения картинок.
  5. Игры проводятся так же, как и с предметами.

    Например, в игре «Отгадай, какую картинку

  6. спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из
  7. них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и
  8. припоминания.

  9. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей
  10. знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении
  11. картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.

    ), умение рассказать

  12. связано о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
  13. Составление разрезных картинок и кубиков.
  14. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из
  15. отдельных частей составлять целый предмет.

    Усложнением в этих играх может быть

  16. увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в
  17. младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней и старших группах
  18. целое делят на 8-10 частей.

    Пи этом в младшей группе на картинке изображается один

  19. предмет, а для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых

детям произведений. Поэтому необходимо иметь целую картинку для решения задачи.

  • Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.
  • В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и
  • воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что
  • нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к

подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?»

  1. ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает
  2. звук и движения (кошки, петуха и др.) Такое задание дается в игре с детьми младшего
  3. возраста. В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают
  4. действие, нарисованное на картинке, другие – отгадывают, кто нарисован на картинке, что
  5. делают там люди, например маршируют солдаты, пожарные тушат пожар, моряки идут по

морю и т.д.

  • В играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к
  • перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
  • Словесные игры.
  • Такие игры построены на словах и действиях играющих. В них дети учатся, опираясь на
  • имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх
  • требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых
  • обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи;
  • описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию;

  1. находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различными свойствам,
  2. признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

  3. Как отобрать словесную игру для решения той или иной задачи?
  4. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно
  5. объединить в четыре основные группы.

  6. В первую из нах входят игры, с помощью которых формируют умение выделять
  7. существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин»,

«Радио», «Где был Петя?», «Да – нет» и др.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать,

сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не

похож», «Кто больше замети небылиц?» и др.

  • Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по
  • различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три
  • предмета», «Назови одним словом» и др.
  • В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности,
  • быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски»,
  • «Летает – не летает», «Белого и черного не называть» и др.
  • Приемы и методы руководства дидактическими играми.
  • Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это
  • достигается различными приемами: использование загадок, считалочек, сюрпризов,
  • интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно
  • играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не
  • сбиваться на другую форму обучения – на занятия. Секрет успешной организации игры
  • заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как
  • деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.
  • Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет
  • определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают
  • содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры,

естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К

  1. концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.
  2. Педагог знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и
  3. преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании
  4. игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует
  5. воспитатель и от детей «Скажи коротко, но чтобы тебя поняли». Поэтому в дидактических
  6. играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются
  7. выразительностью и краткостью.
  8. Игры детей от 3 до 4 лет.
  9. 1.
  10. При организации дидактических игр детей 3-4 лет воспитателю необходимо
  11. хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия

  • его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!», но
  • внимание малыша пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается.
  • 2.

Организовывать игры через занимательность в обучении, т.е. использование

  1. дидактических игр, повышающих интерес к занятиям, и прежде всего,
  2. дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным
  3. содержанием.
  4. 3.
  5. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными
  6. действиями и движениями самого ребенка. Например, катать цветные шарики в
  7. воротца такого же цвета или имитировать движения животного .
  8. 4.
  9. Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности.
  10. Например, воспитатель вносит коробку, на которой нарисованы овощи,
  11. рассматривает ее с детьми, а затем говорит: «Догадайтесь, дети, что в этой
  12. коробке».
  13. 5.
  14. Рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

Т.е. вносить в содержание игр что-то новое и более сложное, требующее активной

  • умственной работы.
  • 6.
  • При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель
  • объясняет правила по ходу игры.
  • 7.
  • Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике.
  • Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку
  • воспитателя: педагог широко открывает глаза от удивления, дети подражают ему; у
  • воспитателя грустное лицо – и у всех детей мгновенно на лицах появляется грусть.
  • 8.
  • При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного,
  • то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об
  • игре.
  • 9.
  • Закрепляя правила педагог спрашивает «Что ты будешь делать, когда пойдешь к
  • «чудесному мешочку», а ты что будешь делать, когда опустишь руку в мешочек и

т.д.

  1. 10. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры
  2. знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами,
  3. изображениями на картинках.
  4. 11. Если в игре используется стихотворение, потешка, воспитатель знает их наизусть,
  5. читает их выразительно
  6. 12. Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило,
  7. отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать
  8. (указать конкретно что), убрали на место игрушки.

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=28602

Методика организации дидактических игр

  • Лекция №24
  • Тема 4. Практическое занятие: Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах
  • ПЛАН
  • 1. Условия успешного проведения дидактических игр
  • 2. Руководство дидактическими играми во 2 младшей группе
  • 3. Руководство дидактическими играми в средней группе
  • 4. Руководство дидактическими играми в старшей группе
  • 5. Анализ дидактических игр, подготовленных студентами
  • Вопросы:

1.

В чем заключаются основные условия успешного проведения дидактических игр?

2. Раскройте особенности руководствадидактическими играми во 2 младшей группе?

3.

Раскройте особенности руководства дидактическими играми в средней группе?

4. Раскройте особенности руководства дидактическими играми в старшей группе

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Заполнить таблицу «Содержание психолого-педагогической работы. Дидактические игры» (табл.1.) по Типовой образовательной программе «От рождения до школы».

Таблица 1

«Содержание психолого-педагогической работы. Дидактические игры» по Типовой образовательной программе «От рождения до школы»
1 младшая группа
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа

2. Проанализировать организацию и проведение дидактических игр воспитателем в ДОУ (на практике)

Литература:

1. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.

  1. Повторение пройденного материала:
  2. 1. Классификация игр
  3. 2. Классификация игр с правилами
  4. 3. Анализ картотеки дидактических игр
  5. Условия успешного проведения дидактических игр

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Дидактические игры весьма сложны для руководства.

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А.С. Макаренко, «хорошую игру».

Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек.

Методика организации дидактических игр

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ (исследователи З.М. Богуславская, А.Н. Бондаренко, А.И.Сорокина и др.).

  • В подготовку к проведению дидактической игры входят:
  • · отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • · установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • · определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время),
  • · выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
  • · определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • · подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • · подготовка к игре самою воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • · подготовка к игре детей обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
  • Проведение дидактических игр включает:
  • ü ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

ü объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилам игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

ü показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыт глаза);

ü определение роли воспитателя в игре, ею участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственно участия воспитателя в игре определяется возрастом детей уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

ü подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет т он с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, поправилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок.

Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Условия успешного проведения дидактических игр:

1.Необходимо вызвать интерес к игре у детей: создание сюрпризного момента, игровой ситуации, через использование каких-либо сказочных героев.

В ходе проведения дидактических игр педагог должен сохранять игровое настроение у детей: интересный материал, шутки, смех, тон воспитателя. Дети не должны ощущать на себе обучающего характера игры.

Каждая игра должна содержать элемент новизны.

2.Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры.

Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности.

Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.

3.

Руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактических задач — познавательного содержания; в определении игровых задач и реализации через них дидактических задач; в продумывании игровых действий и правил, в предвидении обучающих результатов. Педагогу необходимо добиваться активности всех детей, особенно в коллективных играх: каждый ребенок должен понять и принять дидактическую задачу

4.Педагог должен следить за выполнением игровых правил, исправлять ошибки детей, напоминать о существовании правил, если ребята отклоняются от них.

Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей.

Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей

5.Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.

Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия.

Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.

6.Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть еще лучше» или: «Новая игра будет еще интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые — полезные и увлекательные.

Воспитатель должен подготовиться к проведению обучающих игр. Подготовка педагога заключается в выборе цели игры, подборе самой игры, определение способа организации и места проведения, подготовке необходимого материала.

Воспитатель продумывает ее структуру, тщательно и всесторонне разрабатывает план действий для достижения поставленной в игре задачи.

В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени.

Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях.

Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время нe превращали игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Так же руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей, нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры. При проведении дидактических игр необходимо обратить особое внимание на тех детей, которые долго не ходили в детский сад.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному, так как в каждом возрасте свои психофизиологические особенности.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s38618t6.html

Ссылка на основную публикацию