Ладонщиков «скворец на чужбине» читать

Ладонщиков «Скворец на чужбине» читать

Учитель начальных классов Пушкарева Т. В. Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9 г. Новороссийск 3 класс Чтение

Ладонщиков «Скворец на чужбине» читать

2019 апрель 29

Ладонщиков «Скворец на чужбине» читать

Урок № 120 Тема: «Скворец на чужбине» Г. Ладонщиков

Ладонщиков «Скворец на чужбине» читать

Цель: познакомить детей с содержанием нового произведения. Задачи: вырабатывать навыки плавного, осознанного, выразительного чтения; коррекция и развитие устной речи учащихся; зрительно-слухового восприятия; памяти, на основе упражнений на воспроизведение; развивать умение на основе наблюдения делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе.

Ладонщиков «Скворец на чужбине» читать

Георгий Афанасьевич Ладонщиков русский поэт — переводил на русский язык произведения с мордовского, татарского, чувашского и других языков (1916-1992)

Ладонщиков «Скворец на чужбине» читать

Весёлая артикуляционная гимнастика

Ладонщиков «Скворец на чужбине» читать

«Котенок лакает молоко». Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления.

Ладонщиков «Скворец на чужбине» читать

«Чашечка». Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий. Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться.

Ладонщиков «Скворец на чужбине» читать

«Маятник». Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается. Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Убираем язычок, закрываем рот.

Ладонщиков «Скворец на чужбине» читать

Загадки

О ней все знают, любят, уважают, А солдат на посту бережёт и охраняет. Кто она, все знают! Родина

Наслаждаться не устану Песней жавороночка, Ни на что не променяю Милую стороночку! Теплый ветер принесет Аромат смородины, Так чего дороже нет? — Нет дороже … Родины

Родной край Здесь родился, здесь живёшь, Уезжаешь-скучаешь, Как зовут это место, знаешь?

Сердцу место дорогое Буду я всегда любить! Место это знаю я, А вы знаете, друзья? Малая родина

Знакомство с произведением

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»

Он к нам весною прилетает, Часто свой домик заселяет, Всё лето в домике живёт, Птенцов выводит и поёт. Часто по звукам подражает Он многим птицам и бывает Может слова запоминать, Как попугай их повторять.

Выразительное чтение Критерии читательского мастерства

Правильность. Понятность речи (громкость голоса, разборчивость речи). Выразительность (соблюдение знаков препинания). Эмоциональность (настроение). Понимание (я могу объяснить смысл слов).

1 Улетел скворец от стужи, Сытно за морем живёт, 2 Воду пьёт из тёплой лужи, Только песен не поёт. 3 Рвётся он в края родные, Где родился и где рос, 4 Где по-своему впервые Слово «мама» произнёс.

5 Он скучает по деревьям, По звенящему ручью, 6 По скворечне, По деревне, 7 По соседу воробью. 8 По Алёнке и Алёшке — Дорогим друзьям своим 9 И немножечко по кошке, Что охотилась за ним.

Стр. 84-85 Ответить на вопросы. Выучить наизусть.

Молодцы!!!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/18231.html

Как партизан и монтер Георгий Ладонщиков стал детским поэтом

Если в вашем доме сохранились детские книжки 1950-1970-х годов, то среди них наверняка найдется и одна из книг Георгия Афанасьевича Ладонщикова.

Поэт родился в смоленской деревне, и стихи его «скроены» по-крестьянски ладно, все в них задушевно и обстоятельно. Вот бабушка квашню завела, вот дед Фома скворечню сколотил, а вот «сапоги из магазина мама Пете принесла. Пахнут свежею резиной, а блестят как зеркала!»

Ладонщиков рассказывает о самом простом и земном, что помнится нам, но уже неведомо нашим детям. Кто сегодня расскажет детям, к примеру, о линейном монтере?

  • Отец собирается
  • Утром в обход,
  • Монтерскую сумку
  • И когти берет,
  • Провода целый моток,
  • Лыжи — и за порог.
  • Дверь скрипнула снова,
  • Вслед за отцом
  • Из дома Наташа
  • Спешит на крыльцо:
  • — Куда это, папа, годится?
  • Опять ты забыл рукавицы!

— Ах, да! Рукавицы… —

  1. Задумался малость. —
  2. Спасибо, Наташа,
  3. Что ты догадалась,
  4. В такую студеную пору

Плохо без них монтеру…

На фронте рядовой Георгий Ладонщиков воевал связистом в стрелковом полку на Ленинградском фронте. Был ранен, попал в плен. Бежал. Оказался в партизанском отряде «Коткас» (в переводе с эстонского — орел). В этом небольшом отряде воевали не только бежавшие из плена бойцы и командиры, но и местные жители, эстонцы. Очевидно, именно поэтому немцам так и не удалось напасть на след «Коткаса».

Ладонщиков «Скворец на чужбине» читать

Кто создавал «Клуб знаменитых капитанов»

Подвиг партизан был отмечен лишь через 40 лет после Победы. В 1985 году Ладонщиков получил орден Отечественной войны II степени. Ни в одном своем стихотворении Георгий Афанасьевич ни слова не обронил о том, что воевал.

После войны поэт и партизан пошел работать монтером на Московскую телефонную станцию. Ходил по вызовам, чинил телефоны. Так он однажды оказался в доме у Самуила Яковлевича Маршака и признался, что тоже пишет стихи для детей. Маршаку стихи понравились. Ладонщиков поступил на Высшие литературные курсы, а вскоре вышла его первая книжка для детей.

Ладонщиков «Скворец на чужбине» читать

Поэт умер в 1992 году, и о нем надолго забыли. Но, к счастью, недавно его стихи стали возвращаться к юному читателю. За последний год вышло три книги Ладонщикова.

Самая красивая из них называется «Про больших и маленьких» и вышла она в издательстве «Нигма». Оформила книгу петербургский иллюстратор Вера Павлова. К несчастью, полтора года назад она умерла.

И только сейчас к издателям и читателям приходит понимание, что мы потеряли великого мастера.

Из стихов Георгия Ладонщикова

  • — Папа, я раскрыла тайну! —
  • Похвалилась как-то Таня
  • За обеденным столом.
  • — Что за тайна?

— Дело в том…

  1. Дело в том,
  2. Что я узнала,
  3. Где ручей берет начало.
  4. Мне казалось — в родниках.
  5. Оказалось — в о б л а к а х!
  6. В о т!
  7. Бабочки
  8. На просеке светится лужица
  9. Синего неба синей.
  10. Кружатся, кружатся,
  11. кружатся
  12. Бабочки стайкой над ней.
  13. Любят над лужей
  14. прохладной

Они беззаботно кружить…

Много ли маленьким надо,

Чтобы счастливыми быть?!

  • Скворец на чужбине
  • Улетел скворец от стужи,
  • Сытно за морем живет,
  • Воду пьет из теплой лужи,
  • Только песен не поет.
  • Рвется он в края родные,
  • Где родился и где рос,
  • Где по-своему впервые
  • Слово «мама» произнес.
  • Он скучает по деревьям,
  • По звенящему ручью,
  • По скворечне,
  • По деревне,
  • По соседу воробью,
  • По Аленке и Алешке —
  • Дорогим друзьям своим,

И немножечко… по кошке,

  1. Что охотилась за ним.
  2. Зимние картинки
  3. Солнце землю греет слабо,
  4. По ночам трещит мороз.
  5. Во дворе у снежной бабы
  6. Побелел морковный нос.
  7. Под березой на пригорке
  8. Старый еж устроил норку,
  9. А под листьями лежат
  10. Два молоденьких ежа.
  11. Белка спряталась в дупло —
  12. В нем и сухо и тепло,
  13. Запасла грибов и ягод
  14. Столько, что не съесть и за год.
  15. Под корягой в буреломе
  16. Спит медведь, как будто
  17. в доме.
  18. Положил он лапу в рот
  19. И, как маленький, сосет.
  20. Осторожная лисица
  21. Подошла к ручью
  22. напиться,
  23. Наклонилась, а вода
  24. Неподвижна и тверда.
  25. У косого нет берлоги,
  26. Не нужна ему нора:
  27. От врагов спасают ноги,
  28. А от голода — кора.
  29. На полянке куропатки
  30. Снег копают без лопатки.
  31. И коварному врагу
  32. Не заметить их в снегу.
  33. Зерен хочется синице,
  34. Но в кормушку сесть боится.
  35. «Будь смелее, не робей!» —
  36. Приглашает воробей.
  37. Кот весь день у батареи
  38. То бока, то лапы греет.
  39. Он из кухни никуда
  40. Не выходит в холода.
  41. Под окном Тамара с Федей
  42. Лепят белого медведя,
  43. А братишка их, Олег,
  44. Чайной ложкой носит снег.
  45. Как снегурка, в шубке белой
  46. Маша с горки едет смело.
  47. Вася катит снежный ком —
  48. Он решил построить дом.
  49. Лена катится на лыжах,
  50. Оставляя ровный след.
  51. Рядом с нею Бобка рыжий,
  52. Только лыж у Бобки нет.
  53. На пруду каток хороший.
  54. Лед сверкает, как стекло.
  55. На коньках бежит Алеша,
  56. И в мороз ему тепло.
  57. Зимняя радость
  58. Белый снег-снежок
  59. Жжется, колется.
  60. Выходи, дружок,
  61. За околицу.
  62. Там снежком гора
  63. Припорошена,
  64. Там лыжня вчера
  65. Мной проложена.
  66. Побежим с тобой
  67. К лесу синему,
  68. Принесем домой
  69. Радость зимнюю.

Ладонщиков «Скворец на чужбине» читать

Сто лет назад в смоленской деревне Каменка родился поэт Георгий Ладонщиков. Такой эту деревню увидела художница Вера Павлова. Вера Павлова.

Источник: https://rg.ru/2016/12/28/kak-partizan-i-monter-georgij-ladonshchikov-stal-detskim-poetom.html

Конспект урока на тему «Везде в отечестве своем, от края и до края»

  • Конспект выпускного занятия
  • в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • «Везде в отечестве своем, от края и до края»
  • Гусева Элла Львовна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория
  • Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  • детский сад № 93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
  • Цель: показать развернутую связную речь детей, с хорошим звукопроизношением, с отработанными общеречевыми навыками по главной теме «Мое Отечество, моя Родина», а также по темам «Профессии», «Моя мама самая лучшая»
  • Задачи:
  • Воспитывать у детей чувство гордости за своих родителей, чувство гордости и любви к своему Отечеству, к своей Родине.
  • Формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка, понятий о недопустимости равнодушия, насмешек и т.д. по отношению к другим детям.
  • Показать умение детей мыслить, проявлять фантазию, развивать воображение, память, внимание.
  • Показать работу над слоговой структурой слова, закрепление произношения сложных слов типа: экскаватор, велосипед, аквариум.
  • Показать, как дети владеют звуковым анализом, как умеют выкладывать слова, дифференцировать гласные и согласные звуки, определять место звука в слове.
  • Показать, как дети употребляют в речи слова-антонимы, синонимы, относительные прилагательные, насколько обогатился словарный запас.
  • Стимулировать в ответах использование сложноподчиненных предложений.
  • Показать умение детей пользоваться пересказом, умением рассказывать и строить грамматически правильно фразу.
Читайте также:  Дональд биссет «про поросёнка, который учился летать» читать

Ход занятия:

Ребята! Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю. Обратите внимание на мой голос, с какой интонацией я буду читать это стихотворение, может вы, потом сможете мне все объяснить, ответить на мои вопросы, которые я задам вам. А называется это удивительное стихотворение:

  1. «Скворец на чужбине» (Г. Ладонщиков)
  2. Улетел скворец от стужи,
  3. Сытно за морем живет,
  4. Воду пьет из теплой лужи,
  5. Только песен не поет.
  6. Он скучает по деревьям,
  7. По звенящему ручью,
  8. По скворечне, по деревне,
  9. По соседу воробью.
  10. По Аленке и Алешке –
  11. Основным друзьям моим,
  12. И немножечко по кошке,
  13. Что охотилась за ним.

Скажите, ребята, вы заметили, как я читала это стихотворение? (с грустью). Какой был у меня голос? (грустный, печальный) А как вы думаете, почему?

Ответы детей: Потому, что скворцу было грустно, он улетел из родного дома.

Логопед: Но ведь он улетел от стужи. А кстати, что такое «стужа», как по-другому сказать? Кто подскажет?

  • Ответы детей: От холода, от мороза улетел скворец.
  • Логопед: А что значит «сытно за морем живет»?
  • Ответы детей: Сытно, значит хорошо.

Логопед: «Воду пьет из теплой лужи…» А почему же, если ему так хорошо живется, он песен не поет? Как вы думаете?

Ответы детей: Он скучает по своему родному дому.

Логопед: Ведь он находится на чужбине. Кто знает, как объяснить это словосочетание «на чужбине», это значит где?

Ответы детей: На чужой стороне, в чужом краю.

Логопед: Отлично! Молодцы! Конечно, он далеко от своего родного дома. Вот почему ему грустно и печально. А о ком он скучает? Вы запомнили?

Ответы детей: По деревьям, по звенящему ручью, по соседу-воробью.

Логопед: А еще о ком? Забыли? Я вам подскажу: «По Аленке и Алешке и немножечко по …..»

Ответы детей: …кошке, что охотилась за ним.

Логопед: Да! Кошка за ним охотилась, могла его съесть, а он все-равно скучает о ней.

Вот почему это стихотворение грустное, и нам жалко немного скворца, но очень беспокоиться ему не стоит. А почему? Как вы думаете? Кто может ответить? Кто догадался?

  1. Ответы детей: Он скоро прилетит опять к себе домой, когда наступит весна.
  2. Логопед: Правильно, его ждет на родине его домик – скворечник и кошка, и Аленка, и Алешка, ведь скворец – это какая птица?
  3. Ответы детей: Это перелетная птица.

Логопед: Какие вы молодцы! Все поняли, все мне объяснили, почему это такое замечательное, но очень грустное стихотворение.

А теперь немножко отдохнем, повеселимся. Приглашаю вас потанцевать!

(под фонограмму с быстрой, ритмичной мелодией,

дети выполняют движения современного танца)

Логопед: Замечательно подвигались, повеселились. А теперь все внимание на эту книгу. Что это за книга? Дети читают: АЗБУКА. А раз это азбука, то в ней, наверное, много слов. Из чего состоят слова?

Ответы детей: Слова состоят из звуков.

Логопед: Какие бывают звуки? (гласные и согласные). Как мы их различаем, какие гласные, а какие согласные? (гласные поются, а согласные петь нельзя, они быстро произносятся).

А может, вы еще знаете, какие бывают согласные звуки? (согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие). Чтобы я точно убедилась, что вы не путаете гласные и согласные звуки, давайте поиграем.

Если я скажу гласный звук, вы поднимете красный фонарик, а если согласный звук – то синий.

Молодцы! Ни разу не ошиблись. Уверена, что вы никогда не будете путать гласные и согласные звуки.

Ребята, а знаете, эта АЗБУКА волшебная, в ней прячутся загадки. Вам нужно не отгадать, но и правильно произнести отгадку. Если вы четко и правильно произнесете слово-отгадку, то в АЗБУКЕ появится картинка. Слушайте внимательно:

  • У песочных ям,
  • У горы крутой,
  • Стоит великан
  • С железной рукой.
  • Ответы детей: Это – экскаватор.

Логопед: Посмотрим в АЗБУКЕ, есть такая картинка? Конечно, есть! Правильно, это экскаватор. Вторая загадка:

  1. На столе стеклянный дом
  2. И вода, и рыбки в нем.
  3. Ответы детей: Это – аквариум.

Логопед: Проверим, есть ли в АЗБУКЕ такая картинка? Есть! И еще одна загадка:

  • У него два колеса
  • И седло на раме,
  • Две педали есть внизу,
  • Крутят их ногами.
  • Ответы детей: Это – велосипед.

Логопед: Проверим, есть ли в АЗБУКЕ такая картинка? Есть! Молодцы! Все загадки отгадали и произнесли правильно такие сложные слова. А эти слова длинные или короткие?

  1. Ответы детей: Эти слова длинные, потому, что в них много звуков, а в коротких словах мало звуков.
  2. Логопед: А еще бывают грустные слова и наоборот… (веселые),
  3. слова добрые и — …. (злые),
  4. ласковые слова и …. (грубые),
  5. трудные слова, и … (легкие),

громкие слова, и ….(тихие).

Еще есть, ребята, самое дорогое слово, мы его все произносим, когда только начинаем говорить. Вы, наверно, догадались, какое это слово?

Ответы детей: Это слово МАМА.

Логопед: каждый из вас может очень много слов сказать о своей маме. Какая она?

Ответы детей: Мама добрая, красивая, молодая, заботливая, ласковая, терпеливая, любимая, трудолюбивая, аккуратная, хозяйственная, веселая, строгая, справедливая, умная.

Логопед: Очень хорошо! Сколько хороших слов вы сказали о маме. У многих мамы трудятся. Кто из вас знает, кем работает мама?

Ответы детей: Моя мама работает врачом (поваром, учителем, бухгалтером, воспитателем и т.д.). Моей маме для работы нужно: лекарства т.д.

  • (дети составляют предложения, выбирают картинку с профессией своей мамы и предметы, которые нужны ей для работы).
  • Логопед: Кто хочет рассказать стихи о маме или рассказ о маме.
  • Ответы детей: Рассказ о маме:

Самое лучшее слово на свете – мама. Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня, поэтому она не отпускает меня далеко от себя, а когда идем в детский сад, мама крепко держит меня за руку. Мама очень добрая, когда улыбается, и я улыбаюсь ей.

  1. Стихи о маме:
  2. Только просыпаюсь, улыбаюсь я.
  3. Ласково целует солнышко меня.
  4. Я смотрю: «Где солнце?»
  5. Маму вижу я.
  6. Мое солнце – мама, милая моя!
  7. Вместе с мамой я встаю,
  8. Сама постель свою стелю,
  9. Умываюсь, одеваюсь,
  10. С мамой в детский сад иду.
  11. Я подарок маме начал рисовать.
  12. Выглянуло солнце и зовет гулять.
  13. Солнце, солнце, не сердись,
  14. Лучше рядышком садись.
  15. Мамин праздник раз в году,
  16. Нарисую и пойду!

Логопед: Какие вы молодцы, ребята, какие прекрасные слова вы подарили вашим мамам, какой чудный рассказ и удивительные стихи. Вы, наверное, любите помогать своим мамам? Вот сейчас расскажем все вместе, как мы помогаем маме.

  • Речь с движением:
  • Маму я свою люблю,
  • Я всегда ей помогу,
  • Я стираю, полоскаю,
  • Воду с рук я отряхну,
  • Пол я чисто подмету,
  • Маму чаем напою!

Логопед: Ребята! К нам на занятия пришел гость – профессор Всезнамус. Он принес нам письмо и просит в нем расшифровать важное слово. Это слово мы узнаем, если выполним его задание. В конверте лежат картинки, нам нужно прочитать это слово по первым звукам.

Роза – Осы – Дом – Игрушки – Ножницы – Аист

Какое это слово? РОДИНА (слово написано на карточке)

Есть еще одно слово, которое может заменить слово Родина, а значение будет одинаковое. Давайте попробуем прочитать это слово по-другому. (Переворачиваем карточку и дети читают) — ОТЕЧЕСТВО.

Наша Родина или наше Отечество. Отечеством мы зовем нашу страну, потому что в ней живут наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и все в ней для нас родное. А еще Родину мы зовем Матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, напоила нас своими водами и, как мать, она защищает и оберегает нас от всяких бед.

  1. А кто знает, как называется наша Родина?
  2. Ответы детей: Наша Родина – это Россия.
  3. Логопед: и чтобы наша Россия была самой лучшей и процветающей страной вы должны вырасти и стать какими людьми?
  4. Ответы детей: Умными, терпимыми, добрыми, заботливыми, честными, целеустремленными, трудолюбивыми, справедливыми, терпеливыми, здоровыми и крепкими.
  5. Логопед: Правильно, давайте с вами поиграем.

Две команды составляют слова на шариках и облаках. (Картинки с буквами перевернуты к детям обратной стороной. Дети находят цифры по порядку – по ниточке букву, переворачивают картинку и читают слово)

  • Ладонщиков «Скворец на чужбине» читатьЛадонщиков «Скворец на чужбине» читатьЛадонщиков «Скворец на чужбине» читать

Логопед: Профессор Всезнамус еще хочет нам что-то сказать. Он говорит, что это все будет, если с нами будет очень коротенькое, но очень важное еще одно слово. Посмотрите, в конверте есть еще 3 буквы: М — И — Р. Какое слово можно составить из этих букв, конечно, слово МИР.

  1. Все люди на нашей планете должны жить в мире, чтобы всегда светило в небе ясное солнышко и не было черных туч на небе.
  2. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое так и называется:
  3. «Чтобы солнышко светило» (дети берутся за руки встают в круг)
  4. Чтобы солнышко светило,
  5. Чтоб на всех его хватило,
  6. Чтобы не было грозы,
  7. Чтобы не было беды,
  8. Чтобы не было войны! (стихотворение читают несколько детей)
  9. За руки возьмемся, (все вместе)
  10. Встанем в круг,
  11. Каждый человек человеку друг!
  12. 6

Источник: https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/konspekt-uroka-na-temu-vezde-v-otechestve-svoem-ot-kraya-i-do-kr.html

Сергей Кузнецов: Интерпретация против конфронтации — ПОЛИТ.РУ

Последние несколько лет мы находимся в достаточно новой ситуации: с одной стороны, в отличие от девяностых, власть активно навязывает свой дискурс, стараясь сформировать новую идеологию, а с другой v в отличие от советских времен v не уничтожает тех, кто с этим дискурсом не согласен.

Читайте также:  Ваза ко дню матери своими руками. мастер-класс

Интеллектуалу в этой непривычной ситуации нетрудно растеряться и попытаться свести ее к известной: сначала побороться за то, чтобы власть отказалась от навязывания своего дискурса, а после неизбежного поражения объявить ее реинкарнацией советской диктатуры, заняв психологически комфортную позицию диссидента.

Во всем этом не было бы ничего страшного (хотя, мне кажется, не следует убеждать власть в том, что она диктатура v может поверить), если бы не терялись те возможности борьбы с доминирующим дискурсом, которые наиболее адекватны существующему положению вещей. Эту мысль я позволю себе проиллюстрировать на наглядном примере. На странице 10 учебника «Литературное чтение» О.В.

Кубасовой для 2-го класса мы можем найти стихотворение «Скворец на чужбине». Идет оно сразу после «Я узнал, что у меня / Есть огромная родня» и как раз перед «Лучше нет родного края» v и само соседство показывает, что авторы учебника отводят ему важную роль в формировании у детей отношения к родной стране.

Именно поэтому мне хотелось бы посмотреть на стихотворение внимательнее и продемонстрировать, какими орудиями каждый из нас располагает в неравной борьбе с доминирующим дискурсом, навязываемым нам властью. Итак: Л.Ладонщиков, «Скворец на чужбине» Улетел скворец от стужи Сыто за морем живет Воду пьет из теплой лужи Только песен не поет.

Рвется он в края родные, Где родился он и рос, Где по-своему впервые Слово «мама» произнес. Он скучает по деревьям, По звенящему ручью, По скворечне, По деревне, По соседу воробью, По Аленке и Алешке — Дорогим друзьям своим, И немножечко по кошке, Что охотилась за ним.

Расположение стихотворения в учебнике показывает, как его должны прочесть дети: это стихотворение о Родине. Точнее о том, что вне Родины может быть сыто и тепло, но не может быть счастья. Это v «официальная» интерпретация, наследующая советское отношение к проблеме эмиграции.

Любители интертекстуальных штудий вспомнят песню «Машины Времени» про скворца, который, напротив, отказывался улетать, надеясь дожить до перестройки, в смысле v оттепели. Непонятно, правда, какой скворец был написан раньше, потому что датировать точно стихотворение не удалось, но, судя по тому, что Г.А.

Ладонщиков (в учебнике v опечатка в инициале) умер в 1992 году в возрасте 76 лет, написан «Скворец на чужбине» был еще в советские годы..

Существует, разумеется, «зеркальная» интерпретация, которую в старые времена назвали бы «антисоветской», а теперь можно назвать, скажем, «русофобской». Она столь же пафосна и предсказуема: посмотрите, детей призывают тосковать по кошке, то есть по репрессивным механизмам власти, опять говорят о необходимости самовластья и прелестях кнута! Что же это за народ такой, который из века в век репродуцирует одну и ту же модель?.. и т.д., и т.п. Обе интерпретации, конечно, имеют право на существование, однако представляются в педагогическом смысле малоинтересными. Я бы не хотел учить своего ребенка тому, что счастье возможно только на родине, материальный достаток исключает духовные ценности, творчеству в эмиграции нет места v и точно так же не хотел бы объяснять ему про рабскую душу русского (и любого иного) народа. Моя задача v придумать иную интерпретацию, которая, с одной стороны, не противоречила бы тексту, а с другой v могла бы воспитывать в ребенке те ценности, которые представляются мне более адекватными. Начнем с наиболее яркой детали v кошки. В самом деле, почему скворец тоскует по ней? Дело, может быть, в том, что кошка для него v символ трудностей, с которыми он удачно справлялся (ловила, но не поймала), воспоминания о кошке v это ресурс, который помогает ему чувствовать себя сильным. С другой стороны, мы понимаем, что в южных странах есть свои, южные, хищники, скворцу неизвестные и оттого v еще более пугающие. Да, на чужбине тепло и сытно, но и там небезопасно. В новых местах свои проблемы и скворцу еще только предстоит научиться их решать. В отличие от проблемы кошки, знакомой ему с детства.

Что там дальше? Только песен не поет. В самом деле, почему скворец не поет на чужбине? Потому что он скучает по родине? Нет, конечно: когда скучаешь по чему-то, вполне можно петь песни, скажем, грустные.

Он не поет, потому что скворцы v не люди, они поют в брачный период, который наступает весной, когда уже не так холодно и они возвращаются туда, где собираются высиживать птенцов и где высиживали их самих.

Иными словами, он не поет, потому что это просто ни к чему делать зимой.

Рассказав о сезонных миграциях птиц, мы смело можем сообщить ребенку о том, что скворец, описанный в стихотворении, достоин восхищения. Он не боится трудностей, он гибко реагирует на изменения вокруг, он готов улететь в теплые края, когда наступит зима, но готов и вернутся, когда зима пройдет. Он готов прилагать усилия, чтобы не голодать и не мерзнуть. Он свободно перемещается по миру, сохраняя память о тех местах, где родился. Я думаю, дальше читатель сможет продолжить сам. Небольшое усилие v и стихотворение о несчастной доле эмигранта превратилось в рассказ о любви к своей стране, которая не препятствует свободному выбору места жительства. И кто после этого скажет, что в школе наших детей учат плохому? Разумеется, этот подход имеет свои границы: скажем, если бы в учебнике было в явной форме написано «люди, уехавшие за границу v предатели», пришлось бы все же объяснять, что это v не так, и входить в антагонистические отношения по образцу советских времен. Но пока учебник (власть) пользуется метафорами, мы имеем возможность не вступать в ненужный конфликт. Дело в том, что там, где речь идет о перетолковывании метафор, об интерпретации, свободный мыслитель всегда может дать фору власти. Стихотворение про скворца становится уроком настоящего, а не квасного патриотизма, Мавзолей на Красной Площади v символом смерти коммунистической идеи, а фильм «Брат-2» v примером рассказа о взаимной поддержке людей разных стран, рас и национальностей. Не надо только соскальзывать в привычное «мы-то понимаем, что они хотят сказать». Вот если они хотят v пусть и говорят прямо, а раз они боятся или не могут это сделать, мы не будем формулировать за них. Лучше мы скажем то, что хотим сказать мы, отобрав у «идеологических противников» их собственные слова. Методология эта не мной придумана и не нова; именно она служит одним из краеугольных камней любого либирализирующего процесса в Америке. Когда отцы-основатели объясняли про равенство всех людей, под «всеми» они имели в виду белых мужчин. За прошедшие столетия фраза о людях, которые рождаются равными, была переинтерпретирована v «все» стали включать цветных и женщин. Несколько упрощая, можно сказать, что подобный механизм, помимо прочего, позволяет сохранять преемственность, отчего американские борцы за гражданские свободы достаточно естественно чувствуют себя патриотами и традиционалистами: ведь они борются за ценности, о которых говорили еще отцы-основатели. В этом, помимо прочего, и заключается отличие западного интеллектуала от российского интеллигента: интеллектуал занимается наблюдением и критической интерпретацией, а интеллигент все время оказывается вовлечен в конфронтацию с властью.

История ХХ века показывает, что конфликт этот неплодотворен. Было бы обидно, если бы мы упустили возможность построить свои отношения с доминирующим дискурсом на немного иных основаниях.

Источник: https://polit.ru/article/2003/09/30/625968/

Сценарии и стихи к детским праздникам. Сборник 1

(Звучит вальс «Сказки Венского леса» И. Штрауса).

Ведущий:

Добрый вечер, дорогие друзья!

Сегодня за окном очередной месяц весны – апрель. Свежий весенний ветер врывается в окна и напоминает нам о том, что настало время, когда на смену холодным зимним дням пришла пора звенящих капелей, таяния снегов, когда вся природа пробуждается от сна и радуется солнышку.

Весна принесла с собой и праздники.

Известно ли вам, что кроме женского дня и майских торжеств отмечается в это время года еще и международный «День птиц»? И, видимо, не случайно такая дата была назначена на апрель, потому что именно в этом периоде к нам возвращается из теплых стран большое количество перелетных птиц. И сейчас пернатые путешественники своим веселым пением, щелканьем, чириканьем поднимают людям настроение.

 1. «Задорные чижи»Музыка:  Я. Дубравин.Слова: М. Наринский.    1. В нашем доме два чижа,два задорных малыша,С ними вместе песенкапоселилась весело!    Припев: Ти-ри-ра….    2. У чижей прекрасный видИ хороший аппетит,Прыгают по жердочкамИ клюют по зернышку.    Припев: Ти-ри-ра….    3. Пусть морозы за окном,Есть еда и теплый дом!И чижата веселонапевают песенку!    Припев: Ти-ри-ра…..  

Ведущий: Как не вспомнить сегодня слова известного поэта Евгения Баратынского:

 Весна! Весна!Как высокоНа крыльях ветеркаЛаскаясь к солнечным лучамЛетают облака!Что с нею? Что с моей душой?С ручьем она – ручейИ с птичкой – птичка,С ним журчит,Летает в небе – с ней!  

Послушайте, пожалуйста, прекрасную песню, которая называется

 «Это всё весна»    

Автор слов и музыки:

Я. Жабко.    Первый тёплый дождикИ раскат грозы,Молодая травка,Первые цветы,Кружева берёзы,Неба синева,Жёлтый одуванчик —Это всё весна.    Припев:Весна, весна,Весна, весна,К нам пришла весна.    Звонкие капели,Быстрый ручеёк,И пернатых трели,Солнечный денёк.На сухих дорожкахСкачет детвора,Всё вокруг смеётся —Это всё Весна.    Припев.  

  • Ведущий: Множество народных примет связано с поведением птиц. Вот некоторые их них:
  • – вороны в первые весенние дни начинают купаться в лужах – к теплу;
  • – можно ждать скорого наступление весны, если прилет журавлей будет ранним;
  • – гуси высоко летят в небе – воды будет много, а если низко, то – мало.
  • Посмотрим, что нагадают нам наши веселые гуси:
  • Исполняется танец «Смоленский гусачок».
Читайте также:  Подарки к 8 марта своими руками. мастер-классы

Ведущий: Когда мы говорим о любви к братьям нашим меньшим, о бережном отношении к природе и животным, то обычно вспоминаем и о тех, кто ближе всех к человеку.

А какие из домашних животных относится к этому разряду? Конечно же, кошки! Особенно, если это не один, а сразу пять маленьких котят.

Конечно, взрослые особи могут нападать на маленьких пташек, но есть немало примеров, когда они живут очень дружно, например, кот и попугай.

«Котята» – именно так называется следующий номер нашей праздничной программы.

 «Котята»Слова: С. Михалков.Музыка: Е. Ларионова.    Вы послушайте, ребята,Я хочу вам рассказать —Родились у нас котята,Их по счету ровно пять.    Припев:Раз, котенок – самый белый,Два, котенок– самый смелый,Три, котенок– самый умный,А четыре – самый шумный,Пять – похож на три и два,Те же хвост и голова,То же пятнышко на спинке,Так же спит весь день в корзинке.    Мы решали, мы гадали,Как же нам котят назвать.Наконец, мы их назвали —Раз, два, три, четыре, пять.    Припев.    Хороши у нас котята —Раз, два, три, четыре, пять.Приходите к нам, ребята,Посмотреть и посчитать.    Припев.  

Ведущий: Еще одна замечательная песня для вас-

 «Цап, цап, цап.»Музыка: Т. Назарова-Метнер.Слова: В. Орлов.    ЧетыреДлинныхЦаплиВыходят на охоту,А дождик по болоту:Кап-кап-кап!ИдутЧетыреЦаплиИ стряхивают капли,А клювы звонко щелкают:– Цап-цап-цап!    А рядомХодят цапельки,ПохожиеДо капельки,До капельки похожиеНа мам своих и пап,А раз они похожи,Им щелкать нужно тоже,Им нужно щелкать клювами:– Цап-цап-цап!    Идет,Идет охота,Заквакало болото,Лягушки удираютСо всех зеленых лап.Им вовсе неохота,Им страшно неохота,Чтоб цаплиИх бы сцапали:– Цап-цап-цап!  

Ведущий: Каждый год осенью, перед наступлением холодов, многие пернатые обитатели, проводящие лето в «нежарких» регионах России, начинают готовиться к перелету в теплые края. Они группируются в большие стаи и кружат над родными полями и лесами, как бы прощаясь с ними.

 Песня «Скворушка прощается» Музыка:  Т. Потапенко.Слова:  М. Ивенсен.    1. Осень-непогодушка,Тополь пожелтел,Вдруг на ветке скворушкаПесенку запел.    Припев:Ветка чуть качается,Дождик не кончается,С нами старый скворушкаДо весны прощается.    2. В путь-дорогу дальнююСкворушке лететь,Песенку прощальнуюКак ему не спеть?    Припев.    3. Где ты солнце вешнее,Ясный небосвод?Над пустой скворечнеюСкворушка поёт.    Припев.  

Ведущий: О том, как живут птицы вдали от родных мест, говорится в песне

 «Скворец на чужбине»Музыка:  Т. Потапенко.Слова: Г. Ладонщиков.    Улетел скворец от стужи…

конец ознакомительного фрагмента

Источник: https://iknigi.net/avtor-nadezhda-andrusenko/98236-scenarii-i-stihi-k-detskim-prazdnikam-sbornik-1-nadezhda-andrusenko/read/page-2.html

Конспект урока по чтению и речевой практике "Скворец на чужбине" Г.Ладонщиков (3 класс, школа 8 вида)

Тема: «Скворец на чужбине» Г. Ладонщиков.                                                        
Цель: Ознакомление учащихся с произведением Г. Ладонщикова “Скворец на 
чужбине”.                              
Задачи:   
1. Образовательные. 
­Познакомить с произведением Г.

 Ладонщикова «Скворец на чужбине»;
­Вырабатывать у учащихся навыки правильного, осознанного, выразительного 
чтения.
2. Развивающие.
­Расширять знания о перелётных птицах;
­Развивать устную речь; слуховую память на основе упражнений в 
запоминании.
3. Коррекционные.

­Корректировать  мышление,  зрительно­ слуховое  восприятие, образное 
представление на основе чтения текста стихотворения.
4. Воспитательные
­Прививать интерес и любовь к самостоятельной читательской деятельности;
­Воспитывать положительную мотивацию к учению;
­Воспитывать любовь к Родине;
­Воспитывать чуткое отношение к птицам.

Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, практический, наглядный.
Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
­ звукозапись с голосами птиц, 
­ конверты с осколочными картинками (изображение скворца, грача),
­ карточки со словарными словами,
­ смайлики.  
Ход урока.
I.Организационный этап.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
II. Актуализация имеющихся знаний. 
­Ребята, прочитайте название раздела, с произведениями которого мы 
начинаем сегодня знакомиться.
­Объясните значение слова «Родина». (Дети объясняют.)
­Слово Родина имеет 2 значения:

1) Родина – место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и 
близкие (мы называем её малой родиной). 
­Если попросить людей нарисовать свою Родину, у всех рисунок будет 
разный: кто­то нарисует город, кто­то – сельскую местность, кто­то – горный 
край, а кто­то – тундру. У каждого родина своя, это тот край, где вы 
родились.

2) Родина­ это страна, в которой мы живём.
­Как называется наша Родина? (Россия)
­Россия, как и другие государства мира, имеет свой герб, флаг и гимн.

­И чтобы наша Россия была самой лучшей и процветающей страной вы 
должны вырасти и стать какими людьми? (Умными, терпимыми, добрыми, 
заботливыми, честными, целеустремленными, трудолюбивыми, 
справедливыми, терпеливыми, здоровыми и крепкими.)
III. Изучение новой темы.

 
 
­Ребята, родина есть только у людей? (Родина есть у всех живых существ)  
­Сегодня, на уроке, мы познакомимся с произведением, в котором герой тоже 
любит свою родину.
1. Упражнение на коррекцию мышления (работа с осколочными 
картинками).
(Раздать конверты каждому обучающемуся).
Инструкция:
 ­У вас в конверте разрезанные картинки с изображением птиц.

 
Сложите их правильно. 
Работа учащихся у доски (2 учащихся индивидуально составляют 
осколочные картинки).
(Остальные обучающиеся работают самостоятельно на своих местах).
Проверка: (Исправление возможных ошибок)
­Назовите птиц. (Журавль, скворец)
2. Загадка. 
­Героя сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку. 
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня … (скворец) 
­Назовите героя. (Это скворец)
­Скворец – это птица зимующая или перелетная? (Это перелетная птица.)
3. Игра «У кого какое тело?»
­У скворца какой хвост? (короткий).
­ Значит он какой? (скворец короткохвостый).
­А какие ножки у скворца? (тонкие).
­ Значит скворец какой? (тонконогий).

­ Когда прилетают скворцы? (весной)
­ Откуда они прилетают? (из тёплых стран)
­Зачем скворцы улетали в теплые края? (ответы детей)
­Сегодня на уроке мы узнаем о скворце, познакомившись со стихотворением 
Георгия Афанасьевича  Ладонщикова .
4. Рассказ об авторе. Биография Г. А. Ладонщикова.  
(Коррекция познавательной деятельности учащихся.

)
       Родился Георгий Афанасьевич Ладонщиков почти 100 лет назад в д. 
Каменка Смоленской губернии в крестьянской семье. С раннего детства он 
помогал старшим в заботах по дому, трудился в поле, рано лишился отца, уже
с восьми лет нянчился с племянниками.

 Его талант проявлялся уже в раннем 
детстве, когда выучился играть на гармошке, и потешал дворовых ребятишек 
и взрослых придуманными частушками.
        Георгий Афанасьевич Ладонщиков­участник ВОВ. Он был связистом на 
Ленинградском фронте и бойцом в партизанском отряде. Автор многих 
сборников для детей.

 Стихи его, как правило, о сельских детях, которых он, 
очень любил и хорошо знал.
­Как  же Георгий Ладонщиков стал детским поэтом?
По профессии он связист и двадцать пять лет проработал на Московском 
телефонном узле, из простого ученика монтёра дослужившись до инженера.

 
Профессия, что и говорить, нужная, тем более что телефон может 
неисправным быть у кого угодно. «И вот однажды, — рассказывал Валентин 
Берестов, — он чинил телефон у замечательного детского поэта Самуила 
Яковлевича Маршака. И выяснилось, что весёлый связист не только 
прекрасно знает детскую поэзию, но и сам пишет стихи для детей».

 
Попробуйте себе представить, что это значит: стихи понравились самому 
Маршаку! Но, как бы там ни было, именно он посоветовал Георгию 
Афанасьевичу всерьёз заняться поэтическим творчеством.
IV. Работа над стихотворением «Скворец на чужбине».

1.Чтение стихотворения учителем.
­Ребята! Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое я вам сейчас 
прочитаю.
­ Обратите внимание, с какой интонацией я буду читать это стихотворение.. 
 ­Называется это стихотворение: «Скворец на чужбине» (Г.

 Ладонщиков)
Улетел скворец от стужи,
Сытно за морем живет,
Воду пьет из теплой лужи,
Только песен не поет.
Он скучает по деревьям,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревне,
По соседу воробью.
По Аленке и Алешке –
Основным друзьям моим,
И немножечко по кошке,
Что охотилась за ним.

­ Какой был у меня голос при чтении? (грустный, печальный)
­ Почему? (Потому, что скворцу было грустно, он улетел из родного 
дома.)
­Да, птицы очень скучают по своим родным местам. поэтому каждый год 
проделывают такой долгий и трудный путь.
2.

Артикуляционная гимнастика:                                                                       
Чтобы лучше нам читать,
Надо язычки размять. (Выполнение артикуляционных упражнений)
3.

 Чтение слогов:
а) Игра «Спрячь слоги в ладошках»
Со­ло­вей
Грач
Ку­куш­ка
Скво­рец
Скво­реч­ник
Лас­точ­ка
Ут­ка
б) Правильное чтение слогов и слов, (на карточках)
4. Работа с учебником. 
а) Самостоятельное чтение стихотворения. 
 – Жужжащее чтение (учащиеся читают в полголоса) 
б) Словарная работа.

­Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?
чужбина — чужая сторона;
стужа—холод, мороз;
сытно живёт — хорошо живёт;
скворечня — дом скворца, скворечник;
натрудил — привёл в болезненное состояние, утомил.
в) Чтение стихотворения учащимися вслух.
 ­ Чтение текста стихотворения (по цепочке).

Физминутка «Скворцы»
 
Скворушки –скворцы летали
Песни   распевали, крыльями махали.                Махи руками.
Стайкою на землю сели,                           Сесть на корточки.
Червячков они поели.                   указательными пальцами постучать по полу. 
Перышки почистим,
Чтобы были чище.

                   Руками потереть предплечья,
                                                                   как бы обнимая себя.
Прыгаем по веткам,  
Чтоб сильней стать деткам.
А теперь взлетели,                                              Махи руками.
И в скворечник полетели.
г) Выборочное чтение.

 Игра «Голова и хвост»
 ­Учитель начинает строку, ученики находят и дочитывают предложение. 
д) Выразительное чтение стихотворения. 
­Чтение по цепочке, по строчке.
V. Работа по содержанию.
­Что значит «Улетел скворец от стужи», как по­другому сказать? (От 
холода, от мороза улетел скворец.)
­ Что значит «сытно за морем живет»? (Сытно, значит хорошо.

)
­Почему же «он песен не поет»? (Он скучает по своему родному дому.)
­ О ком он «скучает на чужбине»? Прочитайте. 
(По деревьям, по звенящему ручью, по соседу­воробью.
По Аленке и Алешке и немножечко по кошке, что охотилась за ним.)

­Почему беспокоиться ему не стоит. (Он скоро прилетит опять к себе 
домой, когда наступит весна.)
VI. Итог.
­Как называется стихотворение, с которым вы познакомились на уроке?
­Кто его автор?
­О чём скучал скворец? (О Родине)
­Чему учит это произведение? (любить Родину)
VII. Домашнее задание. 
1.Сделать из бумаги скворечник.

­Ребята, как называется домик у скворца? (Скворечник)
­Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают 
селиться в дуплах деревьев или в скворечниках, построенных для них людьми.
– Взгляните на его изображение. (Показ картинки)
Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток.

– Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»?
(Потому что птицы влетают в него.)
– А вот эта жердочка под летком называется насест.
–  Почему? (От слова «сесть», ведь на него садится птица.)
­ Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него 
перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.
2.

Выразительно прочитать стихотворение. VIII. Рефлексия. 
1)­Какой бы вы подобрали смайлик к нашему уроку? 
­ Если вы справились со всеми заданиями и чувствовали себя уверено на 
уроке (радостный смайлик).
­ Если вы чувствовали себя не совсем уверенно (задумчивый смайлик).

­ Если вы испытывали затруднения при выполнении заданий (грустный 
смайлик).
IX. Оценка работы учащихся на уроке.
Всем спасибо! 
Приложение:

Источник: https://znanio.ru/media/konspekt_uroka_po_chteniyu_i_rechevoj_praktike_skvorets_na_chuzhbine_gladonschikov_3_klass_shkola_8_vida-352732/390583

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству «Новоселье скворца. Птичьи хлопоты»

  • Развивающая среда: иллюстрации с изображением картин весны, птиц, аудиозапись «Голоса птиц»; стихи и загадки о весне, о птицах, пособие «Скворечник» (модель скворечника), гнезда птиц, кормушки.
  • Материал: альбомный лист бумаги с вклеенным стволом дерева, заготовка частей скворечника (из бумаги), кисточки для клея, клей, салфетки.
  • Программные задачи:

Расширить представления детей о характерных признаках весны. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы и выражать их в речи.

Расширить знание детей о перелетных птицах. Совершенствовать умение изготавливать аппликации. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Ход занятия:

Cюрпризный момент:

Воспитатель: Дети, мы сегодня отправляемся с вами в гости! А вот куда мы поедем, я вам не скажу – это пока секрет. Угадайте, а на чем мы поедем, как вы думаете?

Дети: На машине, на пароходе, на такси и т.д.

Воспитатель: Не угадали! Мы полетим на ковре – самолете! Садитесь скорее!

Дети садятся на ковер — самолет и воспитатель предлагает им закрыть глаза для того, чтобы очутиться в неизведанном месте. Ставится композиция «Голоса Птиц», дети слушают, не открывая глаз.

Воспитатель: Ну что, ребята, как вы думаете, где же мы?

Дети: В лесу, в парке, на улице!

Воспитатель: Ребята, мы с вами прилетели в гости к Весне! Давайте посмотрим вокруг: солнышко светит, почки распускаются, подснежники выходят и все оживает! Мы сейчас с вами посмотрим на картину внимательно, и вы мне расскажете, что вы на ней увидели.

Воспитатель: Итак, ребята, что же мы с вами увидели? Какое время года сейчас?

Дети: Весна!

Воспитатель: Правильно, конечно весна, и именно весной оживает природа после зимы, стало чистое небо и птицы запели звонко свои песенки. А как вы думаете, почему птицы зимой улетают на юг, а весной возвращаются обратно?

Дети: Потому что им холодно зимой.

Воспитатель: Действительно, зимой они улетают, а весной возвращаются назад, вот послушайте пословицу: «Услышал скворца — знай, весна у крыльца!» Сейчас мы с вами рассмотрим картинки с изображением птиц перелетных, тех, которые прилетают к нам с юга.

Детям предлагается рассмотреть иллюстрации перелетных птиц (ласточка, скворец, соловей, аист, галка, грач и т.д.)

Воспитатель: А сейчас детки нам расскажут стихотворение «Скворец на чужбине» Г. Ладонщикова.

  1. Дети:
  2. Улетел скворец от стужи,
  3. Сытно за морем живет,
  4. Воду пьет из теплой лужи,
  5. Только песен не поет.
  6. Рвется он в края родные,
  7. Где родился он и рос,
  8. Где по-своему впервые
  9. Слово «мама» произнес.
  10. Он скучает по деревне,
  11. По журчащему ручью,
  12. По орешне, по скворешне,
  13. По соседу воробью.
  14. По Аленке и Алешке-
  15. Дорогим друзьям своим,
  16. И немножечко по кошке,
  17. Что охотилась за ним.

Воспитатель: ну что, понравилось стихотворение? А вы знаете, что скворцы свои гнезда как правило, устраивают в какой-нибудь закрытой полости — дупле дерева, трещине в скале или заборе.

Но больше всего скворцы любят селиться в скворечниках, которые люди с давних пор привыкли строить для своих пернатых друзей.

По утрам и вечерам скворцы звонко поют свои песни и умело подражают голосам других птиц.

Воспитатель и дети подходят к скворечникам, рассматривают их, пытаются «запустить» в леток скворца (на веревочке), рассматривают гнездо с яйцами.

Пальчиковая игра:

Сколько птиц в кормушке нашей? (ритмично сжимаем и разжимаем кулачки).

  • Прилетело? Мы расскажем:
  • Две синички, воробей (на каждое название птицы загибают по одному пальчику)
  • Шесть щеглов и голубей,
  • Дятел в пестрых перышках
  • Всем хватило зернышек (ритмично сжимают и разжимают кулачки).
  • Дидактическая игра «Угадай птицу».
  • Цель: Учить детей отгадывать загадки о перелетных птицах, узнавать знакомых птиц по описанию.

Материал: Картинки с изображением ласточки, скворца, стрижа, грача и т.д.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям: Каких птиц вызнаете? Какие из них улетают в теплые края? Почему? Я буду загадывать вам загадки, но есть строгие правила: нельзя кричать хором, поднимайте руки.

1. Черный, проворный.

  1. Кричит «Крак»
  2. Червякам враг (Грач).
  3. 2. На шесте дворец,
  4. Во дворце певец,
  5. А зовут его (Скворец).
  6. 3. Кто на елке, на суку
  7. Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку» (Кукушка).
  8. 4. Посмотрите выше крыш,
  9. Небо режет быстрый (Стриж).
  10. 5. Кто в саду выводит трели,
  11. На рожке и на свирели,
  12. Слыша песню из ветвей
  13. Знай что это (Соловей).
  14. Физкультминутка:
  15. Скворцы летели – машут руками
  16. Все люди глядели – смотрят по сторонам
  17. Скворцы садились – садятся на корточки
  18. Все люди дивились – разводят руками
  19. Сели, посидели,
  20. Взвились, полетели!

Воспитатель: ребята, пока мы с вами играли к нам пришла посылка. Что же в этой посылке? Открываем и посмотрим, а в этой посылке маленькие скворчата, те что вылупились из гнезда. Нам нужно каждому скворчонку построить домик – скворечник. Сможем мы это сделать?

Дети: да.

Воспитатель: Начинаем работу. Бережно обмакиваем кисть в клей и начинаем собирать детали скворечника и вклеивать скворечник на дерево (крыша-домик-леток).

Дети выполняют, воспитатель оказывает помощь.

Воспитатель: ребята, кисти держим вертикально и сильно наживаем на нее. А теперь, ребята, нашего скворушку сажаем на ветку дерева рядом со скворечником (вклеиваем). У нашего скворца появился свой домик. Сегодня вы отлично справились с заданием! Молодцы!

Рефлексия, ритуал прощания «Солнечные лучики».

Воспитатель: наши птицы сидят на ветках и ждут теплых лучиков, чтоб согреться. Давайте вместе с вами превратимся в солнечные лучики и согреем наших скворцов. Протягиваем руки вперед и соединяем их в центре.

Выставка работ.

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/9756-novosele-skvortsa-ptichi-khlopoty.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector