Коваль «картофельная собака» читать текст полностью

Коваль «Картофельная собака» читать текст полностью

Любите ли вы Коваля?

Я не читала Коваля в детстве – не попалась мне его книга ни в школьной библиотеке, ни в городской, и никто не посоветовал. Я не читала Коваля и в юности, даже когда слышала замечательные отзывы о его книгах от близких друзей, – казалось, это что-то не моё. А потом как-то случайно в интернете я открыла его рассказ или повесть – и с тех пор «ковалиную» прозу люблю нежно и горячо.

К счастью, произведения Юрия Коваля настолько непосредственны и искренни, что их можно читать и перечитывать в любом возрасте. И чтобы мой ребенок не прошел мимо этих прекрасных, таких живых и настоящих рассказов, у нас на полке теперь стоит «Картофельная собака».

Мимо не пройдешь!
Коваль «Картофельная собака» читать текст полностью

Игра в слова

Что мне больше всего нравится в рассказах Коваля? Проще всего ответить: «ВСЁ»! Сюжеты, герои, фон, идеи, стиль и язык. Как филолог, всегда восхищалась умением писателя нестандартно и свежо смотреть на привычные фразы, слова, обороты. Ковалю в этом отношении (да и не только в этом!) впору ставить памятник.

Читая его произведения, можно заново учиться русскому языку, ощущать вкус и свежесть таких, казалось бы затасканных и шаблонных фраз, на которые уже и внимания не обращаешь. А Коваль обращает. Он вслушивается в привычные слова, играет с ними.

«Нюрке дяди-Зуевой было шесть лет. Долго ей было шесть лет. Целый год».

Коваль «Картофельная собака» читать текст полностью
А сколько у него новых слов, особенно коротких междометных глаголов, так ярко и экспрессивно освещающих обычную фразу, добавляя ей и юмора, и простонародного звучания.

«Не стану я таку страмоту есть, – бубнила Мирониха, а потом вдруг цоп со стола ложку и в миску нырь. – Ну-ну-ну… Бу-бу-бу…. – бубнила она, налегая на суп. – Страмота-то какая!».

Коваль «Картофельная собака» читать текст полностью

Все вокруг живое

Произведения Юрия Коваля включены в школьную программу. Может быть, это и не хорошо (ведь все, что читается-изучается в школе, часто воспринимается детьми как скучное и нудное), но это знак качества литературы, как ни крути.

Почему же «ковалиные» тексты сочли пригодными для детей? Может быть, потому, что в них, в каждой строчке сквозит неприкрытая любовь, нежность, восхищение жизнью во всех ее проявлениях.
Коваль «Картофельная собака» читать текст полностью
А какую прекрасную сказку придумывает Коваль, когда в таежной избушке к нему на стол выбегает любопытная мышка-землеройка и утаскивает сухарь.

Коваль «Картофельная собака» читать текст полностью

А как мастерски, как небанально описана картофельная собака, читая о которой, просто невозможно удержаться от улыбки?

«Он подбросил картофелину, а Тузик ловко поймал ее на лету и слопал прямо в кожуре. Крахмальный сок струился по его кавалерийским усам».

«Наводить ужас на людей – вот было главное его занятие. Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным ревом.

Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю и смеялся до слез, катаясь на спине».
Коваль «Картофельная собака» читать текст полностью

Что может быть лучше?

Еще один «бонус» в прозе Коваля – это природа. Не те лирические и многословные описания, которые мы, будучи школьниками, так любили пролистывать и читать по диагонали. Нет, у Коваля природа совсем другая. Она живая. Смешная. Грустная. Любопытная. Загадывающая загадки. И бесконечно прекрасная.
Коваль «Картофельная собака» читать текст полностью
Не случайно иллюстрации к этой книге создавал настоящий мастер своего дела, художник Николай Устинов. Что бы ни рисовал он, – снегопад, заснеженные крыши избушек в маленькой, затерянной в лесах деревушке, или осенний лес, горящий золотом и багрянцем, ночной костер в тайге или домик-лабаз на высоких ножках-столбиках, – каждый рисунок пронизан той чарующей поэтический дымкой, что передает реальность и одновременно как бы приподнимает пейзаж над обыденностью, делая его уже не просто моментальным снимком с натуры, а настоящим произведением искусства…

И очень точно рисунки Устинова передают влюбленность Коваля в природу, очень гармонично сплетаются иллюстрации и текст:

«Ну что же может быть лучше? – думал я. – Что может быть лучше осеннего леса? Разве только весенний…».

Коваль «Картофельная собака» читать текст полностью

Книга, которая учит

Коваль не морализатор. Мне кажется, больше всего на свете он не любил в своей жизни все искусственное, притянутое за уши, сделанное для галочки, для отчетности… И в его рассказах мораль не выводится, не прописывается черным по белому в последнем абзаце. Но она есть – в каждом слове, в каждом поступке и эмоциях героев, в их поведении, в поворотах сюжета…

Что хорошо? Что плохо? Решать нам. В рассказе «Выстрел» мальчик Витя застрелил ястреба, который хотел украсть крольчат. Другие мальчишки восхищены этим подвигом. А Витя почему-то плачет. И только единственная девочка в их компании, Нюрка, не собирается его утешать:

«Пускай ревет, – сказала Нюрка. – Убил птицу – пускай ревет!».

Коваль «Картофельная собака» читать текст полностью
А вот читая рассказ «У кривой сосны», читатель, вы и сами можете заплакать. Это история о лосенке, которого нечаянно застрелил один горе-охотник. Мертвый лосенок лежит, а неподалеку уже много дней сидит на земле его мама-лосиха.

Я никогда не смогу прочитать этот рассказ своему ребенку, у меня даже сейчас ком в горле. Не знаю, научит ли этот рассказ кого-нибудь доброте, отвратит ли кого-то от охоты и убийства. Зачем вообще пишутся такие рассказы? Скорее всего, просто потому, что не написать их автор не мог. И даже у охотников есть какие-то понятия о доброте и чести.

Для детей и для взрослых

Моему сыну четыре года. И конечно, он еще очень мал, чтобы понять всю глубину, все подтексты в прозе Коваля, и такие рассказы, как, например, «Про них» или «Вода с закрытыми глазами». Но истории о детях и животных Семен выслушивал с большим интересом.

К чести Коваля, в его прозе мало провисаний и тех самых лирических отступлений, от которых порой и взрослым хочется зевать. Его рассказы написаны короткими, отрывистыми предложениями, где все образы зримые, где не абстракции, а реалии, которые легко понять и представить даже дошкольнику.

Когда-то я слышала такое мнение о детской поэзии: каждое четверостишие должно быть таким, чтоб его можно было легко нарисовать. Вот и прозу Коваля нарисовать легко. Там все время что-то происходит. И нельзя оставаться безучастными к этому происходящему.

Юрий Коваль был «человек эпохи возрождения», он сочинял, рисовал, занимался керамикой и резьбой по дереву, играл на гитаре и пел, охотился и рыбачил. Он все умел и всему радовался. В его жизни удивительно сочетались любовь к природе и любовь к охоте и рыбалке.

Полнота жизни, умение наслаждаться ею – и без нужды не лишать жизни других существ.

Умение увидеть красоту последнего осеннего листа, найти под снегом последние грибы, перевести с птичьего языка на человеческий сойкины разговоры, услышать зимние песни мышек-землероек и их короля Землероя.

Читайте Коваля сами и с детьми. А потом возьмите рюкзаки, соберитесь и отправляйтесь в лес, в поле, к реке… И вы увидите то, о чем писал Коваль, и увидите гораздо больше…

  • Текст и фото: Екатерина Медведева
  • Настольные игры в дорогу и в отпуск
    10 фильмов для детей о собаках
    5 фильмов, которые следует посмотреть каждой маме и каждому папе
  • (1)(0)

Источник: http://kaknado.su/blog/dosug/deti-3-6/yuriy-koval-kartofelnaya-sobaka/

Юрий Коваль — Картофельная собака: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Дядька мой, Аким Ильич Колыбин, работал сторожем картофельного склада на станции Томилино под Москвой. По своей картофельной должности держал он много собак.

Впрочем, они сами приставали к нему где-нибудь на рынке или у киоска «Соки-воды».

От Акима Ильича по-хозяйски пахло махоркой, картофельной шелухой и хромовыми сапогами. А из кармана его пиджака торчал нередко хвост копчёного леща.

Порой на складе собиралось по пять-шесть псов, и каждый день Аким Ильич варил им чугун картошки. Летом вся эта свора бродила возле склада, пугая прохожих, а зимой псам больше нравилось лежать на тёплой, преющей картошке.

Временами на Акима Ильича нападало желание разбогатеть. Он брал тогда какого-нибудь из своих сторожей на шнурок и вёл продавать на рынок. Но не было случая, чтоб он выручил хотя бы рубль. На склад он возвращался ещё и с приплодом. Кроме своего лохматого товара, приводил и какого-нибудь Тузика, которому некуда было приткнуться.

…Весной и летом я жил неподалёку от Томилина, на дачном садовом участке. Участок этот был маленький и пустой, и не было на нём ни сада, ни дачи − росли две ёлки, под которыми стоял сарай и самовар на пеньке.

А вокруг, за глухими заборами, кипела настоящая дачная жизнь: цвели сады, дымились летние кухни, поскрипывали гамаки.

Аким Ильич часто наезжал ко мне в гости и всегда привозил картошки, которая к весне обрастала белыми усами.

− Яблоки, а не картошка! − расхваливал он свой подарок. − Антоновка!

Мы варили картошку, разводили самовар и подолгу сидели на брёвнах, глядя, как между ёлками вырастает новое сизое и кудрявое дерево − самоварный дым.

− Надо тебе собаку завести, − говорил Аким Ильич. − Одному скучно жить, а собака, Юра, это друг человека. Хочешь, привезу тебе Тузика? Вот это собака! Зубы − во! Башка − во!

− Что за имя − Тузик? Вялое какое-то. Надо было назвать покрепче.

− Тузик хорошее имя, − спорил Аким Ильич. − Всё равно как Пётр или Иван. А то назовут собаку Джана или Жеря. Что за Жеря − не пойму.

С Тузиком я встретился в июле.

Стояли тёплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Он был сшит из прочного ноздреватого холста для самой, наверно, лучшей картошки сорта «лорх». Почему-то на мешке написано было «Пичугин». Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нём спать, но надпись отстирать не удалось.

И вот я спал однажды под ёлками в мешке «Пичугин».

Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался, и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щёки, чтоб побрить. Дело своё парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.

Страшного увидел я «парикмахера».

Надо мной висела чёрная и лохматая собачья рожа с жёлтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. Высунув язык, пёс этот облизывал моё лицо.

Читайте также:  О профессии полицейский для детей

Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал «парикмахер» и ласково бил в грудь чугунными лапами.

− Это тебе подарок! − кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. − Тузик звать!

Никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. И пока я умывался, подарок − Тузик − наскакивал на меня и выбил в конце концов мыло из рук. Он так радовался встрече, как будто мы и прежде были знакомы.

− Посмотри-ка, − сказал Аким Ильич и таинственно, как фокусник, достал из кармана сырую картофелину.

Он подбросил картофелину, а Тузик ловко поймал её на лету и слопал прямо в кожуре. Крахмальный картофельный сок струился по его кавалерийским усам.

Тузик был велик и чёрен. Усат, броваст, бородат. В этих зарослях горели два жёлтых неугасимых глаза и зияла вечно разинутая мокрая, клыкастая пасть.

Наводить ужас на людей − вот было главное его занятие.

Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным рёвом. Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю и смеялся до слёз, катаясь на спине.

Чтоб предостеречь прохожих, я решил приколотить к забору надпись: «Осторожно − злая собака». Но подумал, что это слабо сказано, и так написал:

ОСТОРОЖНО!
КАРТОФЕЛЬНАЯ СОБАКА!

Эти странные, таинственные слова настраивали на испуганный лад. Картофельная собака − вот ужас-то!

В дачном посёлке скоро прошёл слух, что картофельная собака − штука опасная.

− Дядь! − кричали издали ребятишки, когда я прогуливался с Тузиком. − А почему она картофельная?

В ответ я доставал из кармана картофелину и кидал Тузику. Он ловко, как жонглёр, ловил её на лету и мигом разгрызал. Крахмальный сок струился по его кавалерийским усам.

Не прошло и недели, как начались у нас приключения.

Как-то вечером мы прогуливались по дачному шоссе. На всякий случай я держал Тузика на поводке.

Шоссе было пустынно, только одна фигурка двигалась навстречу. Это была старушка-бабушка в платочке, расписанном огурцами, с хозяйственной сумкой в руке.

Когда она поравнялась с нами, Тузик вдруг клацнул зубами и вцепился в хозяйственную сумку. Я испуганно дёрнул поводок − Тузик отскочил, и мы пошли было дальше, как вдруг за спиной послышался тихий крик:

− Колбаса!

Я глянул на Тузика. Из пасти его торчал огромный батон колбасы. Не коляска, а именно батон толстой варёной колбасы, похожий на дирижабль.

Я выхватил колбасу, ударил ею Тузика по голове, а потом издали поклонился старушке и положил колбасный батон на шоссе, подстелив носовой платок.

По натуре своей Тузик был гуляка и барахольщик. Дома он сидеть не любил и целыми днями бегал где придётся. Набегавшись, он всегда приносил что-нибудь домой: детский ботинок, рукава от телогрейки, бабу тряпичную на чайник. Всё это он складывал к моим ногам, желая меня порадовать. Честно сказать, я не хотел его огорчать и всегда говорил:

− Ну молодец! Ай запасливый хозяин!

Но вот как-то раз Тузик принёс домой курицу. Это была белая курица, абсолютно мёртвая.

В ужасе метался я по участку и не знал, что делать с курицей. Каждую секунду, замирая, глядел я на калитку: вот войдёт разгневанный хозяин.

Время шло, а хозяина курицы не было. Зато появился Аким Ильич.

Сердечно улыбаясь, шёл он от калитки с мешком картошки за плечами. Таким я помню его всю жизнь: улыбающимся, с мешком картошки за плечами.

  • Аким Ильич скинул мешок и взял в руки курицу.
  • − Жирная, − сказал он и тут же грянул курицей Тузика по ушам.
  • Удар получился слабенький, но Тузик-обманщик заныл и застонал, пал на траву, заплакал поддельными собачьими слезами.

− Будешь или нет?!

Тузик жалобно поднял вверх лапы и скорчил точно такую горестную рожу, какая бывает у клоуна в цирке, когда его нарочно хлопнут по носу. Но под мохнатыми бровями светился весёлый и нахальный глаз, готовый каждую секунду подмигнуть.

− Понял или нет?! − сердито говорил Аким Ильич, тыча курицу ему в нос.

Тузик отворачивался от курицы, а потом отбежал два шага и закопал голову в опилки, горкой насыпанные под верстаком.

− Что делать-то с нею? − спросил я.

Аким Ильич подвесил курицу под крышу сарая и сказал:

− Подождём, пока придёт хозяин.

Тузик скоро понял, что гроза прошла. Фыркая опилками, он кинулся к Акиму Ильичу целоваться, а потом вихрем помчался по участку и несколько раз падал от восторга на землю и катался на спине.

Аким Ильич приладил на верстак доску и стал обстругивать её фуганком. Он работал легко и красиво − фуганок скользил по доске, как длинный корабль с кривою трубой.

Солнце пригревало крепко, и курица под крышей задыхалась. Аким Ильич глядел тревожно на солнце, клонящееся к обеду, и говорил многозначительно:

− Курица тухнет!

Громила Тузик прилёг под верстаком, лениво вывалив язык. Сочные стружки падали на него, повисали на ушах и на бороде.

  1. − Курица тухнет!
  2. − Так что ж делать?
  3. − Надо курицу ощипать, − сказал Аким Ильич и подмигнул мне.
  4. И Тузик дружелюбно подмигнул из-под верстака.

− Заводи-ка, брат, костёр. Вот тебе и стружка на растопку.

Пока я возился с костром, Аким Ильич ощипал курицу, и скоро забурлил в котелке суп. Я помешивал его длинной ложкой и старался разбудить свою совесть, но она дремала в глубине души.

− Пообедаем, как люди, − сказал Аким Ильич, присаживаясь к котелку.

Чудно было сидеть у костра на нашем отгороженном участке. Вокруг цвели сады, поскрипывали гамаки, а у нас − лесной костёр, свободная трава.

  • Отобедав, Аким Ильич подвесил над костром чайник и запел:
  • Что стоишь, качаясь,
  • Тонкая рябина…

Тузик лежал у его ног и задумчиво слушал, шуршал ушами, будто боялся пропустить хоть слово. А когда Аким Ильич добрался до слов «но нельзя рябине к дубу перебраться», на глаза Тузика набежала слеза.

− Эй, товарищи! − послышалось вдруг.

У калитки стоял какой-то человек в соломенной шляпе.

− Эй, товарищи! − кричал он. − Кто тут хозяин?

Разомлевший было Тузик спохватился и с проклятьями кинулся к забору.

− В чём дело, земляк? − крикнул Аким Ильич.

  1. − В том, что эта скотина, − тут гражданин ткнул в Тузика пальцем, − утащила у меня курицу.
  2. − Заходи, земляк, − сказал Аким Ильич, цыкнув на Тузика, − чего через забор попусту кричать.
  3. − Нечего мне у вас делать, − раздражённо сказал хозяин курицы, но в калитку вошёл, опасливо поглядывая на Тузика.

− Сядем потолкуем, − говорил Аким Ильич. − Сколько же вы кур держите? Наверно, десять?

− «Десять»!.. − презрительно хмыкнул владелец. − Двадцать две было, а теперь вот двадцать одна.

− Очко! − восхищённо сказал Аким Ильич. − Куриный завод! Может быть, и нам кур завести? А?.. Нет, − продолжал Аким Ильич, подумав, − мы лучше сад насадим. Как думаешь, земляк, можно на таком участке сад насадить?

− Не знаю, − недовольно ответил земляк, ни на секунду не отвлекаясь от курицы.

− Но почвы здесь глинистые. На таких почвах и картошка бывает мелкая, как горох.

− Я с этой картошкой совсем измучился, − сказал хозяин курицы. − Такая мелкая, что сам не кушаю. Курям варю. А сам всё макароны, макароны…

− Картошки у него нету, а? − сказал Аким Ильич и хитро посмотрел на меня. − Так ведь у нас целый мешок. Бери.

− На кой мне ваша картошка! Курицу гоните. Или сумму денег.

− Картошка хорошая! − лукаво кричал Аким Ильич. − Яблоки, а не картошка. Антоновка! Да вот у нас есть отварная, попробуй-ка.

Тут Аким Ильич вынул из котелка отваренную картофелину и мигом содрал с неё мундир, сказавши:

− Пирожное.

− Нешто попробовать? − засомневался владелец курицы. − А то всё макароны, макароны…

Он принял картофелину из рук Акима Ильича, посолил её хозяйственно и надкусил.

− Картошка вкусная, − рассудительно сказал он. − Как же вы её выращиваете?

− Мы её никак не выращиваем, − засмеялся Аким Ильич, − потому что мы работники картофельных складов. Она нам полагается как паёк. Насыпай сколько надо.

− Пусть ведро насыплет, и хватит, − вставил я.

Аким Ильич укоризненно поглядел на меня.

− У человека несчастье: наша собака съела его курицу. Пусть сыплет сколько хочет, чтоб душа не болела.

…На другой же день я купил в керосиновой лавке толковую цепь и приковал картофельного пса к ёлке.

Кончились его лебединые деньки.

Тузик обиженно стонал, плакал поддельными слезами и так дёргал цепь, что с елки падали шишки. Только лишь вечером я отмыкал цепь, выводил Тузика погулять.

Подошёл месяц август. Дачников стало больше. Солнечными вечерами дачники в соломенных шляпах вежливо гуляли по шоссе. Я тоже завёл себе шляпу и прогуливался с Тузиком, напустив на своё лицо вечернюю дачную улыбку.

Тузик-обманщик на прогулках прикидывался воспитанным и любезным псом, важно поглядывал по сторонам, горделиво топорщил брови, как генерал-майор.

Встречались нам дачники с собаками − с ирландскими сеттерами или борзыми, изогнутыми, как скрипичный ключ. Издали завидев нас, они переходили на другую сторону шоссе, не желая приближаться к опасной картофельной собаке.

Тузику на шоссе было неинтересно, и я отводил его подальше в лес, отстёгивал поводок.

Тузик не помнил себя от счастья. Он припадал к земле и глядел на меня так, будто не мог налюбоваться, фыркал, кидался с поцелуями, как футболист, который забил гол. Некоторое время он стремительно носился вокруг и, совершив эти круги восторга, мчался куда-то изо всех сил, сшибая пеньки. Мигом скрывался он за кустами, а я бежал нарочно в другую сторону и прятался в папоротниках.

Скоро Тузик начинал волноваться: почему не слышно моего голоса?

Он призывно лаял и носился по лесу, разыскивая меня. Когда же он подбегал поближе, я вдруг с рёвом выскакивал из засады и валил его на землю.

Мы катались по траве и рычали, а Тузик так страшно клацал зубами и так вытаращивал глаза, что на меня нападал смех.

Читайте также:  День рождения ребёнка. как провести

Душа у владельца курицы, видимо, всё-таки болела.

Однажды утром у калитки нашей появился сержант милиции. Он долго читал плакат про картофельную собаку и наконец решился войти.

Тузик сидел на цепи и, конечно, издали заприметил милиционера. Он прицелился в него глазом, хотел было грозно залаять, но почему-то раздумал. Странное дело: он не рычал и не грыз цепь, чтоб сорваться с неё и растерзать вошедшего.

− Собак распускаете! − сказал между тем милиционер, строго приступая к делу.

Я слегка окаменел и не нашёлся что ответить. Сержант смерил меня взглядом, прошёлся по участку и заметил мешок с надписью «Пичугин».

− Это вы Пичугин?

− Да нет, − растерялся я.

Сержант достал записную книжку, что-то черкнул в ней карандашиком и принялся рассматривать Тузика. Под милицейским взглядом Тузик как-то весь подтянулся и встал будто бы по стойке «смирно». Шерсть его, которая обычно торчала безобразно во все стороны, отчего-то разгладилась, и его оперение теперь можно было назвать «приличной причёской».

− На эту собаку поступило заявление, − сказал сержант, − в том, что она давит кур. А вы этих кур поедаете.
− Всего одну курицу, − уточнил я. − За которую заплачено.
Сержант хмыкнул и опять принялся рассматривать Тузика, как бы фотографируя его взглядом.

Миролюбиво виляя хвостом, Тузик повернулся к сержанту правым боком, дал себя сфотографировать и потом повернулся левым.
− Это очень мирная собака, − заметил я.
− А почему она картофельная? Это что ж, порода такая?
Тут я достал из кармана картофелину и бросил её Тузику.

Тузик ловко перехватил её в полёте и культурно скушал, деликатно поклонившись милиционеру.
− Странное животное, − подозрительно сказал сержант. − Картошку ест сырую. А погладить его можно?
− Можно.
Только тут я понял, какой всё-таки Тузик великий актёр.

Пока сержант водил рукою по нечёсаному загривку, картофельный пёс застенчиво прикрывал глаза, как делают это комнатные собачки, и вилял хвостом. Я даже думал, что он лизнёт сержанта в руку, но Тузик удержался.
− Странно, − сказал сержант.

− Говорили, что это очень злая картофельная собака, которая всех терзает, а тут я её вдруг глажу.
− Тузик чувствует хорошего человека, − не удержался я.
Сержант похлопал ладонью о ладонь, отряхнул с них собачий дух и протянул мне руку:
− Растрёпин. Будем знакомы.

Мы пожали друг другу руки, и сержант Растрёпин направился к воротам. Проходя мимо Тузика, он наклонился и по-отечески потрепал пса.

Источник: https://skazki.rustih.ru/yurij-koval-kartofelnaya-sobaka/

Юрий Коваль — Картофельная собака

Юрий Коваль

Картофельная собака

Дядька мой, Аким Ильич Колыбин, работал сторожем картофельного склада на станции Томилино под Москвой. По своей картофельной должности держал он много собак.

Впрочем, они сами приставали к нему где-нибудь на рынке или у киоска «Соки-воды». От Акима Ильича по-хозяйски пахло махоркой, картофельной шелухой и хромовыми сапогами. А из кармана его пиджака торчал нередко хвост копченого леща.

Порой на складе собиралось по пять-шесть псов, и каждый день Аким Ильич варил им чугун картошки. Летом вся эта свора бродила возле склада, пугая прохожих, а зимой псам больше нравилось лежать на теплой, преющей картошке.

Временами на Акима Ильича нападало желание разбогатеть. Он брал тогда кого-нибудь из своих сторожей на шнурок и вел продавать на рынок. Но не было случая, чтоб он выручил хотя бы рубль. На склад он возвращался еще и с приплодом. Кроме своего лохматого товара, приводил и какого-нибудь Кубика, которому некуда было приткнуться.

Весной и летом я жил неподалеку от Томилино на дачном садовом участке. Участок этот был маленький и пустой, и не было на нем ни сада, ни дачи — росли две елки, под которыми стоял сарай и самовар на пеньке.

А вокруг, за глухими заборами, кипела настоящая дачная жизнь: цвели сады, дымились летние кухни, поскрипывали гамаки.

Аким Ильич часто наезжал ко мне в гости и всегда привозил картошки, которая к весне обрастала белыми усами.

— Яблоки, а не картошка! — расхваливал он свой подарок. — Антоновка!

Мы варили картошку, разводили самовар и подолгу сидели на бревнах, глядя, как между елками вырастает новое сизое и кудрявое дерево — самоварный дым.

— Надо тебе собаку завести, — говорил Аким Ильич. Одному скучно жить, а собака, Юра, это друг человека.

Хочешь, привезу тебе Тузика? Вот это собака! Зубы — во! Башка — во!

— Что за имя — Тузик. Вялое какое-то. Надо было назвать покрепче. — Тузик — хорошее имя, — спорил Аким Ильич. — Все равно как Петр или Иван. А то назовут собаку Джана или Жеря. Что за Жеря — не пойму.

С Тузиком я встретился в июле.

Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Он был сшит из прочного ноздреватого холста для самой, наверно, лучшей картошки сорта «лорх». Почему-то на мешке написано было «Пичугин». Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нем спать, но надпись отстирать не удалось.

И вот я спал однажды под елками в мешке «Пичугин».

Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался, и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щеки, чтоб побрить. Дело свое парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.

Страшного увидел я «парикмахера».

Надо мной висела черная и лохматая собачья рожа с желтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. Высунув язык, пес этот облизывал мое лицо.

Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал «парикмахер» и ласково бил в грудь чугунными лапами.

— Это тебе подарок! — кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. — Тузик звать!

Никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. И пока я умывался, подарок — Тузик наскакивал на меня и выбил в конце концов мыло из рук. Он так радовался встрече, как будто мы и прежде были знакомы. — Посмотри-ка, — сказал Аким Ильич и таинственно, как фокусник, достал из кармана сырую картофелину.

Он подбросил картофелину, а Тузик ловко поймал ее на лету и слопал прямо в кожуре. Крахмальный картофельный сок струился по его кавалерийским усам.

Тузик был велик и черен. Усат, броваст, бородат. В этих зарослях горели два желтых неугасимых глаза и зияла вечно разинутая, мокрая, клыкастая пасть.

Наводить ужас на людей — вот было главное его занятие.

Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился В одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным Ревом. Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк,

  • Тузик радостно валился на землю и смеялся до слез, катаясь на спине.
  • Чтоб предостеречь прохожих, я решил приколотить к забору надпись: «Осторожно — злая собака». Но подумал, что это слабо сказано, и так написал:
  • ОСТОРОЖНО!
  •  КАРТОФЕЛЬНАЯ СОБАКА!

Эти странные, таинственные слова настраивали на испуганный лад. Картофельная собака — вот ужас-то!

В дачном поселке скоро прошел слух, что картофельная собака — штука опасная. — Дядь! — кричали издали ребятишки, когда я прогуливался с Тузиком. — А почему она картофельная?

В ответ я доставал из кармана картофелину и кидал Тузику. Он ловко, как жонглер, ловил ее на лету и мигом разгрызал. Крахмальный сок струился по его кавалерийским усам.

Не прошло и недели, как начались у нас приключения.

Как-то вечером мы прогуливались по дачному шоссе. На всякий случай я держал Тузика на поводке.

Шоссе было пустынно, только одна фигурка двигалась навстречу. Это была старушка-бабушка в платочке, расписанном огурцами, с хозяйственной сумкой в руке.

Когда она поравнялась с нами, Тузик вдруг клацнул зубами и вцепился в хозяйственную сумку. Я испуганно дернул поводок — Тузик отскочил, и мы пошли было дальше, как вдруг за спиной послышался тихий крик:

— Колбаса!

Я глянул на Тузика. Из пасти его торчал огромный батон колбасы. Не колесо, а именно батон толстой вареной колбасы, похожий на дирижабль.

Я выхватил колбасу, ударил ею Тузика по голове, а потом издали поклонился старушке и положил колбасный батон на шоссе, подстелив носовой платок.

…По натуре своей Тузик был гуляка и барахольщик. Дома он сидеть не любил и целыми днями бегал где придется. Набегавшись, он всегда приносил что-нибудь домой: детский ботинок, рукава от телогрейки, бабу тряпичную на чайник. Все это он складывал к моим ногам, желая меня порадовать. Честно сказать, я не хотел его огорчать и всегда говорил:

— Ну молодец! Ай запасливый хозяин!

Но вот как-то раз Тузик принес домой курицу. Это была белая курица, абсолютно мертвая.

В ужасе метался я по участку и не знал, что делать с курицей. Каждую секунду, замирая, глядел я на калитку: вот войдет разгневанный хозяин.

Время шло, а хозяина курицы не было. Зато появился Аким Ильич. Сердечно улыбаясь, шел он от калитки с мешком картошки за плечами.

  1. Таким я помню его всю жизнь: улыбающимся, с мешком картошки за плечами.
  2. Аким Ильич скинул мешок и взял в руки курицу.
  3. — Жирная, — сказал он и тут же грянул курицей Тузика по ушам.
  4. Удар получился слабенький, но Тузик-обманщик заныл и застонал, пал на траву, заплакал поддельными собачьими слезами.

— Будешь или нет?!

Тузик жалобно поднял вверх лапы и скорчил точно такую горестную рожу, какая бывает у клоуна в цирке, когда его нарочно хлопнут по носу. Но под мохнатыми бровями светился веселый и нахальный глаз, готовый каждую секунду подмигнуть.

— Понял или нет?! — сердито говорил Аким Ильич, тыча курицу ему в нос.

Тузик отворачивался от курицы, а потом отбежал два шага и закопал голову в опилки, горкой насыпанные под верстаком.

— Что делать-то с нею? — спросил я.

Аким Ильич подвесил курицу под крышу сарая и сказал:

— Подождем, пока придет хозяин.

Тузик скоро понял, что гроза прошла. Фыркая опилками, он кинулся к Акиму Ильичу целоваться, а потом вихрем помчался по участку и несколько раз падал от восторга на землю и катался на спине.

Читайте также:  Викторина по сказкам для 1-4 классов

Аким Ильич приладил на верстак доску и стал обстругивать ее фуганком. Он работал легко и красиво — фуганок скользил по доске, как длинный корабль с кривою трубой.

  • Солнце пригревало крепко, и курица под крышей задыхалась. Аким Ильич глядел тревожно на солнце, клонящееся к обеду, и говорил многозначительно:
  • — Курица тухнет!
  • Громила Тузик прилег под верстаком, лениво вывалив язык.
  • Сочные стружки падали на него, повисали на ушах и на бороде.
  • — Курица тухнет!
  • — Так что ж делать?
  • — Надо курицу ощипать, — сказал Аким Ильич и подмигнул мне.
  • И Тузик дружелюбно подмигнул из-под верстака.
  • — Заводи-ка, брат, костер. Вот тебе и стружка на растопку

Пока я возился с костром, Аким Ильич ощипал курицу и скоро забурлил в котелке суп. Я помешивал его длинной ложкой и старался разбудить свою совесть, но она дремала в глубине души.

— Пошамаем, как люди, — сказал Аким Ильич, присаживаясь к котелку.

Чудно было сидеть у костра на нашем отгороженном участке. Вокруг цвели сады, поскрипывали гамаки, а у нас — лесной костер, свободная трава.

Отобедав, Аким Ильич подвесил над костром чайник и запел:

Источник: https://nice-books.ru/books/domovodstvo-dom-i-semya/domashnie-zhivotnye/234673-yurii-koval-kartofelnaya-sobaka.html

Открытый урок по чтению в 7 классе по теме «Картофельная собака. Ю. И. Коваль». план-конспект урока (7 класс) по теме

  • ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная
  • школа-интернат г.Темрюка
  • Открытый урок
  • по чтению в 7 классе
  • по теме

 «Картофельная собака.Ю.И.Коваль».

Выполнила:                                                                         Осипова В.Ю.

  1. Учитель русского языка
  2. и литературы
  3.                                           2016 год.

    Тема.  Картофельная собака. Ю.И.Коваль .

Цель. Продолжить изучение произведения. Ю.И.Коваля «Картофельная собака»

  Задачи:

1) Образовательные: 

  • отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность);
  • учить правильному последовательному пересказу с опорой на картинно-графический и текстовый план;

    2) Воспитательные:

  • воспитывать любовь и интерес к урокам чтения;
  • воспитывать бережное отношение к животным;

    3) Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь учащихся ;
  • обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся;
  • Оборудование:
  • портрет писателя, магнитофон, мультимедийная доска
  • учебники по чтению для 7 класса,
  • презентация по теме урока,
  • толковый и энциклопедический словари,
  • фрагменты текста (для каждого ученика),
  • картинно-графический и текстовый план для пересказа.
  • Ход урока:
  • I Оргмомент 

(Эмоциональный настрой. Звучит спокойная музыка. На фоне музыки) Прозвенел звонок, начинается урок. Сядьте удобно. Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь мне и друг другу.

-Мы спокойны ,добры,  приветливы. Глубоко вдохните и выдохните.

  1. -Я желаю вам хорошего настроения и удачной работы.
  2. -Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
  3. Оглянитесь пожалуйста, поздоровайтесь.
  4. II Сообщение темы и целей урока
  5. -Какое сегодня число, месяц?
  6. -Откройте тетради, запишите дату.
  7. Для того, чтобы записать тему урока, мы должны решить задачу (межпредметные связи: математика, логика)
  8.    «К уроку чтения ученикам 7 класса «Б» Диме, Артему и Вове было задано прочитать рассказы (названия на доске):

                           А.П.Чехов «Хамелеон»

                           К.Г.Паустовский «Последний черт»

                           Ю.И.Коваль «Картофельная собака»

                           Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Дима прочитал рассказ К.Г.Паустовского «Последний черт» и А.П.Чехова «Хамелеон».

Артем не читал рассказ Ю.И.Коваля «Картофельная собака».

А Вова прочитал рассказы Л.Н.Толстого и К.Г.Паустовского.

Какой рассказ не читали все три мальчика? (Ю.И.Коваль «Картофельная собака»)

 — Сегодня на уроке мы продолжим знакомство  с рассказом  Ю.И.Коваля «Картофельная собака», будем работать над выразительным чтением, пересказывать текст, читать по ролям.

  • III. Проверка домашнего задания
  • (Фронтальный опрос, выборочное чтение, краткий пересказ)
  •  — Давайте вспомним, кто главный герой рассказа?
  • — Скажите, от чьего имени ведется повествование?
  • -Расскажите, как появилась собака у  автора произведения-Юрия Коваля?
  • (краткий рассказ учащихся)

— Мы разделили рассказ на части. Сколько частей в рассказе? ( 5 частей) — Теперь попробуем выделить главную мысль каждой части и дадим название.

Запишем название 1 части.

 1.Картофельная должность.

(картофель- словарное слово, объясните значение этих слов)

О чем говорится во 2 части? Запишем название 2 части.

2.Подарок.(что означает слово «Подарок»?Подберите родственные слова к слову подарок).

Запишем название 3 части.

3.Осторожно! Картофельная собака!

4.Разговор с хозяином курицы.

5.Появление милиционера.

 — Что вам было задано на дом?

1.инд. задание – найти информацию о собаках

Обратимся за более точным определением слова «собака» к большому толковому словарю русского языка Владимира Ивановича Даля

(читает 1 ученик кратко) Собака- ж.- пес, сторожок, домашнее животное. Завладев собакою и приручив ко всем климатам и потребностям своим, человек развел множество пород ее: овчарка ,дворняжка, бульдог, волкодав, гончая и другие.

Обьясните значение выражения- «приручив ко всем климатам и потребностям своим»

Ребята, уже почти полтора века Россия зачитывается эти дивным словарем- свыше 200 тысяч растолкованных слов, около 30 тысяч пословиц и поговорок. Подобного словаря нет ни у одного народа в мире.

2.Что происходит во 2 части рассказа?

Учащиеся 2 группы готовили краткий пересказ 2 части  (1 уч.)

Работа по иллюстрации-стр.244.

Посмотрите на рисунок. Что на нем изображено? Найти  в тексте слова, которые подходят к иллюстрации.

Что означает выражение «кавалерийские усы»?

Прочитайте 1 вопрос к тексту- Скажите, как автор относится к Акиму Ильичу- с насмешкой или с доброй улыбкой?

3. 3 группа- Что смешного показалось вам в 3 части?

(выборочное чтение) 2-3 ученика

1 часть- «Тузик был черен и броваст … до слов штука опасная»)-1 ученик

отв. на вопрос –Что означают слова «Впадал в столбняк»?

  1. 2 часть-«По натуре своей  до слов абсолютно мертвая»
  2. Почему Тузик гуляка и барахольщик?
  3. Можно сказать, что Тузик был великим артистом?
  4. Ф И З М И Н У Т К А
  5. Проведем речевую разминку
  6. НАШ ДЕВИЗ СЕГОДНЯ:
  7. Я сегодня работаю отлично
  8. Я сегодня работаю отлично
  9. Я сегодня работаю отлично
  10. Я сегодня работаю отлично
  11. Читаем  про себя, читаем цепочкой ,выделенное слово произносим с особой интонацией.
  12. Как вы должны работать на уроке, хором «ОТЛИЧНО»!
  13. Вспомним правила выразительного чтения:(читают 3 ученика)
  14. -читать ,не торопясь
  15. -выделять голосом отдельные слова
  16. -останавливаться на знаках препинания

4.1 группа- ваше задание?

  • Найти в 4 части диалог Акима Ильича с хозяином курицы, прочитать по ролям.
  • (с.247-248)
  •  Автор-
  • Аким Ильич-
  • Хозяин курицы-
  • Передайте при чтении миролюбивый тон Акима Ильича и возмущенный хозяина курицы.
  • Скажите,что вы узнали о хозяине курицы из этой части?       (ответы учеников)

5.Работа над текстом. Изучение нового.

а) Первичное восприятие (читает учитель)

 — открыли учебники на странице 248. Я читаю, а вы внимательно слушаете. Обратите внимание на мою , интонацию и темп речи, на ударение в словах и паузы. Приготовьте карандаши,1и 2 группы подчеркните в тексте слова, характеризующие собаку.

После чтения- какие слова подчеркнули? (зачитывают слова)

б) Вторичное восприятие (читают дети)

(Проследите в этом диалоге, как меняется интонация речи милиционера на протяжении разговора. Почему ?

Читают 1и 2 группы по одному абзацу,3 группа- по 3 предложения, за чтением следит один ученик(Ф.И.)

Ответьте на вопрос, заданный вам перед чтением 5 части рассказа «Как меняется интонация речи милиционера на протяжении разговора?» Подтвердите свой ответ чтением отрывков из текста.

5.Закрепление.

-За что пес получил прозвище картофельной собаки?

-Что вы можете сказать о характере Тузика?

6.Подведение итогов урока.

А)Подведем итоги, проведем тестирование.(СЛАЙД)

Собак любят очень и очень многие. Даже те ,у кого их нет. Сколько  собак. в России точно неизвестно, но по данным некоторых опросов, собаки есть примерно у 40 % наших соотечественников

  1. Б) Скажите, пожалуйста, как часто называют собаку? (четвероногий друг, друг
  2. человека)
  3. -У кого из вас есть дома собака? (гости тоже могут участвовать)
  4. -Расскажите о своих питомцах( рассказы детей)

— Собаке не нужно ни дорогих машин, ни роскошных домов, ни модной одежды. Была бы кость, чтобы грызть, и хорошо. Замечательные стихотворения посвящены собакам, одно из них прочтет ученица-(Ф.И.)

Многие известные в истории люди были владельцами собак, о которых оставили самые теплые воспоминания. Среди них были и императоры, и президенты, и писатели, и военные , и артисты.(СЛАЙД)

Среди собачьих профессий есть одна, о которой хочется рассказать особо. Это собака в армии, в полиции, собака на войне.

  Историки утверждают, что собаки в военном деле стали использоваться около 6 тысяч лет назад, они сражались в армии Древнего Египта. А вот в русской армии собак призвали на службу только в XIX веке.

А во время первой мировой войны в России была создана школа военных сторожевых и санитарных собак. В Советской Армии несли службу около 70 тысяч собак. Они были разведчиками, связистами, санитарами.

В) (СЛАЙД)

 А на этой фотографии вы видите знаменитую бельгийскую овчарку Дизель, погибшую при штурме квартиры, в которой находились террористы. Собака была натренирована искать взрывчатку ,поэтому первой оказалась на линии огня. Это спасло жизни пятерым сотрудникам спецподразделений во Франции.

Российские полицейские подарили французским коллегам щенка немецкой овчарки по кличке Добрыня. Это настоящая полицейская собака, родители у него -профессиональные собаки полиции. Мама-ищейка, работает по следу, папа-специалист в области взрывчатых веществ. Подаренный Франции щенок Добрыня уже поступил на службу в Париже.

Г) На уроке внеклассного чтения мы познакомились еще с одним рассказом Юрия Коваля . Как он называется и кто главный герой рассказа ?(показ книги Ю.Коваля «Алый»)

Чему вас  научил этот рассказ?

Д) Если возникнет угроза нашей жизни, что мы должны сделать? (ответы детей)

Назовите телефон единой службы спасения. Хором!( 112)

  • Е) В школе прозвенел тревожный звонок, что делаем?(учащиеся выбегают из класса)
  • Ж) Оценивание-
  • Потрудились вы сегодня на славу, выполнили большой объем работы.
  • -Как вы считаете, мы справились с задачей урока?
  • -Получился наш урок, каким мы его задумали: интересным и полезным?
  • -Что нового узнали?
  • -Какие действия для этого выполняли?

— И не беда ребята, если кто-то допускал ошибки. Для этого мы учимся, чтобы их исправлять.

  1. -За активную работу на уроке…
  2. -За работу у доски…
  3. -Хорошо сегодня работали…
  4. -Спасибо всем за это!

7.Домашнее задание.

1 группа- с.251 зад.8

2 группа- прочитать по ролям разговор автора и милиционера.

3 группа- работает по карточкам, нужно описать собаку по плану.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2017/01/06/otkrytyy-urok-po-chteniyu-v-7-klasse-po-teme

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector