Консультация для родителей. чтение художественной литературы дома в 3-4 года

8 основных правил чтения вслух   маленьким детямКонсультация для родителей. Чтение художественной литературы дома в 3-4 года

Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли.

Однако все эти преимущества от чтения вслух имеют место только в том случае, если родители читали ребенку правильно.

К сожалению, по оценкам детских психологов, мало кто из родителей умеет читать детям вслух так, как это надо делать.

В результате столь полезный метод развития малыша, как чтение ему вслух, превращается в сплошную скуку и тоску. Никакую пользу неверное чтение не несет, а лишь прививает малышу нелюбовь к чтению.

Ниже даны подробные рекомендации относительно того, как правильно читать вслух детям дошкольного возраста и младенцам.

  1. При чтении вслух ребенку необходимо останавливаться, объясняя малышу непонятные моменты и обращая его внимание на определенные важные детали.
  1. Любимые книги ребенка надо перечитывать по много раз¸ обязательно обсуждая прочитанное и подвигая малыша на то, чтобы он пересказывал и комментировал услышанное.
  1. Читающий должен произносить слова громко и членораздельно, без всякого детского сюсюканья.
  1. Чем ребенок младше, тем лучше он реагирует на распевную речь. Текст, произносимый на распев, должен произноситься несколько громче, выше и медленнее, чем обычно. Это дает возможность младенцам отличать слоги от целых слов. Чтение на распев часто называют материнским чтением. Однако так младенцам должны читать и мужчины.
  1. Детям следует читать книги только со счастливым концом.
  1. Читающий должен стараться произносить текст по ролям, делать правильные актерские ударения.
  1. Нельзя продолжать читать ребенку, если он устал и утратил интерес.
  2. Детей постарше надо вовлекать в процесс чтения, периодически показывая им, как пишется то или иное слово. Кроме того, можно время от времени просить ребенка самого найти слово в предложении. Однако чтение вслух не должно превращаться в занятие и зубрежку. Это должно все же быть чтение вслух ребенку. Это – основные правила чтения.Консультация для родителей. Чтение художественной литературы дома в 3-4 года

А теперь ответы на несколько вопросов, которые наиболее часто задают родители детским психологам.

С какого возраста надо начинать читать ребенку вслух?

Согласно последним научным предположениям, читать вслух малышу надо с возраста 9 месяцев.

Как часто надо читать ребенку вслух?

Не реже, чем два раза в день, каждый день. Очень хорошо, если второе чтение будет приурочено к отходу ребенка ко сну.

Как долго надо читать ребенку вслух?

Минимальное время чтение должно составлять от 5 до 10 минут в зависимости от возраста. Максимальное диктуется заинтересованностью ребенка: пока он не устанет.

Как долго надо читать ребенку на распев?

Приблизительно до трехлетнего возраста.

Консультация для родителей. Чтение художественной литературы дома в 3-4 годаКнига – это неотъемлемая часть воспитания ребенка.                 С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

  Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития.

Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

          Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

У детей пятого года жизни усложняется читательский опыт.

Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт.

Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

В возрасте 4-5лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой (произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена), с творчеством К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и многих других.
Консультация для родителей. Чтение художественной литературы дома в 3-4 года

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

  • Приходит книга в дом любой.
  • Коснись её страниц,
    Заговорит она с тобой
  • Про жизнь зверей и птиц.
  • Увидишь ты разливы рек,
    Услышишь конский топот
    Придут к тебе и Чук, и Гек,
  • Тимур и дядя Стёпа.
  • Ей вьюга злая не страшна
    И не страшна распутица
    С тобой беседует она,
  • Как умная попутчица.
  • Ну, а взгрустнется вдруг,
    Не огорчайся слишком:
    Как самый лучший верный друг
  • Развеет скуку книжка.
  • (Аркадий Марков)

Консультация для родителей. Чтение художественной литературы дома в 3-4 года

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться

Советы для родителей.


• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;                   • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Консультация для родителей. Чтение художественной литературы дома в 3-4 года

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

  1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
  2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
  3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

  1. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

  1. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
  2. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
  3. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.
  4. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
  5. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
  6. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
  7. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
  8. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

В заключении   несколько советов для родителей: внимательно относитесь к выбору книг для чтения и организации самого процесса чтения детям.

Например: для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.

Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие.

Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

Консультация для родителей. Чтение художественной литературы дома в 3-4 года
Консультация для родителей. Чтение художественной литературы дома в 3-4 года

Источник: https://detsad17neznaika.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-chitaem-de/

Консультация для родителей. Чтение художественной литературы дома в 3-4 года

Консультация для родителей. Чтение художественной литературы дома в 3-4 года

Трёхлетний возраст является очень важным этапом в интеллектуальном развитии малыша. Психологи считают, что за первые три года ребёнок усваивает колоссальный объём информации, его речь развивается настолько, что при помощи наводящих вопросов или иллюстраций он может пересказать прочитанный ему текст, умеет рассуждать и даже сам пытается «читать», то есть берёт в руки книгу и, воспроизводя знакомое произведение по памяти, «читает» его вслух. Теперь ребёнок не только умеет слушать произведение, рассматривать иллюстрации, отвечать на несложные вопросы по тексту, но и испытывает огромное удовольствие от общения с книгой, которая открывает для него такой загадочный и разнообразный мир.

Читайте также:  Игры на развитие мышления у младших школьников

По-прежнему важно как можно чаще (ежедневно по 15-20 минут в день) читать книги вместе с ребёнком, руководствуясь прежде всего его вкусом и пристрастиями и в то же время не делая его читателем только одной, пусть даже самой любимой, книги или произведений только одного жанра, например сказок.

Методисты советуют для чтения отводить время в детском саду во второй половине дня, перед выходом на вечернюю прогулку. В семье для этого целесообразно использовать время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и с книгой.

Если ребёнок не посещает дошкольное учреждение, то читать с ним можно в любое свободное время, лучше дробно, понемногу несколько раз в день.

Произведения, которые предлагаются ребёнку этого возраста, разнообразны как в тематическом плане, поскольку они отражают его возросшие потребности, так и в жанровом отношении (сказки народные и авторские, короткие реалистические рассказы, стихотворные произведения, как фольклорные, так и авторские, и т. п.).

Детей этого возраста продолжают знакомить с народными потешками, песенками и прибаутками, которые не только сообщают ребёнку всё больше сведений об окружающем мире, но и продолжают его радовать своей эмоциональностью.

Наряду о песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения активно включаются отрывки из лирических, обрядовых, скоморошьих песен, которые отличаются богатством содержания, стихотворных форм и размеров.

В этом возрасте также происходит активное знакомство ребёнка с поэзией нонсенса, со стихами, где всё наоборот. В таких стихах могут происходить заведомо невозможные вещи, например: там по небу летает «бела рыба», таракан рубит дрова, а мухи съедают петуха. К. И.

Чуковский считал, что абсурдные стихи, небылицы, или, как он называл их, перевертыши, в которых всё поставлено «с ног на голову», нужны ребёнку, познающему мир. По его мнению, перевёртыш — это разновидность умственной игры: «Ребёнок играет не только кубиками, камешками, куклами, но и мыслями».

Перевёртыши вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребёнка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Дети стремятся сами разобраться в сказанном, установить правильный порядок в происходящем, и это им доставляет удовольствие.

Ценность перевёртышей ещё и в том, что они способствуют развитию фантазии ребёнка, учат юмористическому восприятию действительности.

Трёх-, четырёхлетним детям для знакомства предлагаются скороговорки и загадки, которые также являются разновидностью потешного фольклора, призванного позабавить, повеселить, удивить себя и своих сверстников. Скороговорки были известны на Руси ещё с давних времён, но так же, как и сказки, первоначально бытовали во взрослой среде.

Постепенно взрослые стали способствовать распространению скороговорок среди детей, осознав их педагогическую ценность.

Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействует совершенствованию артикуляционного аппарата, именно поэтому особой популярностью среди детей пользуются произведения со сложным и богатым звуковым оформлением (обилие аллитерации, частые повторы, внутренние рифмы, ассонансы и т. п.): «Сшила Саша Саньке шапку», «У пчёлки жалко жалит жарко».

В то же время скороговорка является весёлой и безобидной словесной игрой, заучивание и произношение скороговорок составляет едва ли не самое интересное занятие для детей. К четырём годам словарь ребёнка достигает двух тысяч слов, в речи преобладают существительные и глаголы, что, безусловно, облегчает ему понимание и лёгкое заучивание скороговорок.

Педагогическую ценность загадки, сложнейшего для ребёнка вида устного народного творчества, исследователи видят в том, что она знакомит ребёнка с «радостью мышления», направляет на предметы и явления и их отличительные признаки, повышает мыслительные способности и силу воображения.

В древности загадки были средством проверки мудрости и сообразительности, они носили магический характер. Говоря о предмете, они заставляли задуматься, откуда он взялся, из чего сделан, для чего он служит людям, на что похож.

Тематика загадок для маленьких ограничена их небольшим жизненным опытом: это загадки о предметах, с которыми ребёнок чаще всего сталкивается и которые оказывают на него эмоциональное воздействие, об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания.

Малышам предлагаются загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, особенности его питания, повадки и другое).

Освоение ребёнком речи во всём её богатстве и многообразии немыслимо без пословиц и поговорок, в которых нашла отражение вековая мудрость народа. Язык пословиц и поговорок отличается краткостью, чёткостью, лаконичностью.

Пословица более понятна ребёнку и легче им запоминается, потому что наставительная мысль, заключённая в ней, облечена в краткую ритмическую форму с чётким композиционным членением суждения на части («Хочешь есть калачи— не лежи на печи», «Поспешишь — людей насмешишь»).

В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщённого поучительного смысла и представляет собой образное, нередко иносказательное определение какого-либо явления.

Но поговорка не просто определяет явление, а даёт ему выразительную эмоциональную оценку, это и сближает данный жанр с детской речью, эмоциональной по своей природе («Маленький, да удаленький»).

Психологи справедливо называют дошкольный возраст возрастом сказок. Это связано, прежде всего, с их доступностью для восприятия ребёнка, поскольку герои сказок всегда обладают каким-нибудь одним качеством личности: добротой или коварством, скупостью или щедростью, смелостью или трусостью.

Для сказок, рекомендуемых детям данного возраста, не характерна сложность, запутанность сюжета. К тому же сказка близка ребёнку эмоционально, она способствует упорядочению его противоречивых чувств, поэтому обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом.

Читая сказки, ребёнок утверждается во мнении, что мир вокруг него справедливый, гармоничный и светлый, то есть сказка утверждает идеалы добра и красоты и поддерживает их в ребёнке.

К трём-четырём годам у многих детей проявляется потребность инсценировать прослушанные сказки. Для этой цели можно использовать не только фигурки настольного театра, но и любые подходящие игрушки, особенно если ребёнок занимается этим дома.

Инсценирование способствует развитию творческого воображения, мышления ребёнка и доставляет ему немало удовольствия, поэтому нужно поощрять стремление ребёнка рассказывать сказки взрослым или даже своим воображаемым слушателям — игрушкам.

Со временем это может превратиться в увлекательную для него игру, которая будет занимать свободное время.

Вовлечь ребёнка в игру, развеселить его поможет и шуточная, весёлая докучная сказка, несколько вариантов которой представлено в нашей хрестоматии. Докучная сказка — это сказка без конца. Её можно рассказывать, играя словами, голосом, интонацией до тех пор, пока не надоест.

Создавались такие сказки для того, чтобы повеселить, позабавить или, наоборот, отбить охоту у слишком настойчивых любителей их слушать.

Иногда докучными сказками нарочно поддевали слишком уж доверчивых любителей послушать фантастические рассказы о приключениях животных, чудовищ, людей, ведь их название произошло от слова «докучать»: слушатели докучали сказочнику, сказочник — слушателям.

Литературные произведения для детей трёх-четырёх лет, стихотворные и прозаические, отличаются тематическим разнообразием. Разные художественные произведения по-своему интересно рассказывают о мире природы, о животных, о детях, их характерах, достоинствах и недостатках.

Эти произведения учат детей быть внимательными, заботливо относиться ко всему, что их окружает. Слушая рассказы и стихотворения, дети учатся думать, сопоставлять новое с ранее известным.

Для этой цели из текстов, для удобства помещённых в хрестоматии по тематическому принципу, можно выбирать близкие по характеру (например, о внешнем виде и повадках животных, условиях их питания и обитания и т. п.) и, сопоставляя их, расширять представления детей.

Чтение стихотворений о природе целесообразно соединять с непосредственными наблюдениями. Таким образом, ребёнку будут понятны не только изменения, связанные со временами года, но и чувства, переживания, настроения автора, лежащие в основе лирических произведений.

Художественные произведения дети трёх-четырёх лет слушают с удовольствием. Необходимо поощрять этот интерес, заучивая вместе с ребёнком строчки из полюбившегося произведения, напоминая их время от времени, стараясь развить в нём образное мышление, чувство прекрасного.

Вместе с тем необходимо помнить о том, что самостоятельно воссоздать в своём воображении картины услышанного в этом возрасте дети не способны, их творческое воображение развито слабо, образность речи не всегда понятна. Для этой цели в хрестоматии помещено много иллюстраций, поскольку мир линий и красок малышам более понятен.

Со временем воздействие изобразительного искусства будет усиливаться собственным детским творчеством, в результате которого ребёнок научится глубже постигать художественный образ.

Так, постепенно формируя в ребёнке умения эмоционально воспринимать прекрасное, сопереживать, сочувствовать, мы воспитываем духовно развитую, гармоничную личность, способную в полной мере реализовать всё лучшее, что заложено в нём природой.

Источник: https://kladraz.ru/sovety-dlja-roditelei/konsultacija-dlja-roditelei-chtenie-hudozhestvenoi-literatury-doma-v-3-4-goda.html

Детский сад №74

Консультация для родителей. Чтение художественной литературы дома в 3-4 года

Книга — это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга — это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития.

Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.

С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.

 Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Рекомендации по приобретению литературы:

  1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят ихрассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.

    На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.

  2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений. В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.
  3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова. Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.
Читайте также:  Осенняя прогулка «наблюдение за небом» в старшей группе

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться

Советы для родителей.

  • Чаще говорите о ценности книги;
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
  • Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
  • Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
  • Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
  • Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
  • Чаще устраивайте семейные чтения. 

Рекомендации  для чтения во второй младшей группе (3-4 лет)

— Песенки, потешки: «Пальчик-мальчик..», «Ночь пришла..», «Сорока, сорока..», Тили-бом! Тили-бом!…», «Как у нашего кота…», «Жили у бабуси..», Кисонька-мурысенька..», «Травка-муравка», «Дождик, дождик, пуще..», «Божья коровка..», «Радуга-дуга…»

— Сказки: «Рукавичка», «Коза-дереза», «Два жадных медвежонка», «У солнышка в гостях», «Пых», Лесной мишка и проказница мышка», «Петух и лиса», «Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок – черный бочок, белые копытца», «У страха глаза велики.

— Поэзия: К. Бальмонт. «Осень»,  А. Блок. «Зайчик», А. Плещеев. «Осень наступила», «Весна», А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!», «Свет наш солнышко!», С. Черный «Приставалка», «Сказка об умном мышонке», К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит», «Что такое хорошо, что такое плохо?».

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Приходит книга в дом любой.Коснись её страниц,Заговорит она с тобойПро жизнь зверей и птиц.

  • Увидишь ты разливы рек,Услышишь конский топотПридут к тебе и Чук, и Гек,Тимур и дядя Стёпа.
  • Ей вьюга злая не страшнаИ не страшна распутицаС тобой беседует она,Как умная попутчица.
  • Ну, а взгрустнется вдруг,Не огорчайся слишком:Как самый лучший верный другРазвеет скуку книжка. (Аркадий Марков)

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви

Источник: http://primdou74.ru/vospitateli/vospitatel-plastinina-irina-yurevna/264-konsultatsiya-dlya-roditelej-tema-rebenok-i-kniga

Консультация для родителей на тему "Чтение художественной литературы в кругу семьи"

Как вы думаете, что было бы с детьми, если бы им никто и никогда не рассказывал сказок?.. А не кажется ли вам, что сегодня таких детей становится все больше и больше! Мы перестали рассказывать детям сказки, легко заменив эту процедуру, требующую от взрослых дополнительного времени, душевных сил и терпения, телевизором, компьютером!

Слушая сказку, малыш наблюдает за взрослым, его мимикой и жестами. А между тем, для эстетического развития малыша крайне важно, чтобы он приобрел способность художественный образ «без посредников».

Не отсюда ли берут свое начало проблемы в общении, которые существуют у многих детей, проблема отсутствия между ребенком и взрослым и, как следствие – возникновение отчуждения, той самой пропасти, которая увеличивается год от года в семьях, где не поддерживается тепло семейного очага, где игнорируется принцип «глаза в глаза».

Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей.

В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

«Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее», – писал В.Г.Белинский.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомят его. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – все это особенности фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений  по поводу прочитанных произведений.

Родитель должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает.

Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей.

Речь – это неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.

В процессе изучения художественной литературы можно использовать самые разнообразные методы и приемы:

Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры – драматизации, настольной инсценировкой. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию.

Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Речевой образец преподносят детям подчеркнуто, громко, неторопливо.

Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала взрослым, индивидуальные повторения ребенком, совместное повторение (взрослого или двух детей), а также хоровое.

Объяснение – раскрытие  сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.

Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей.

Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные.

Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? какой? где? как?» и поисковыми, требующие установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?».

Наглядные приемы – показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения).

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.

Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.

Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное.

Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.

Эпиграф нашего собрания, слова,  принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка.

Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления  о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о  художественных ценностях, о русских традициях.

Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. Их сегодняшними любимыми героями становятся Барби, бетманы,  роботы, Винкс и вообще непонятно кто.

И это очень печально:  ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми,  не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели.

Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.

    Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то,  что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

  По мнению многих психологов  (О.Никифоровой,  Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это  семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Об этом не следует забывать, Нам взрослым.   Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. И помните,  книги – это наши друзья и верные помощники. Мы – дети и взрослые — любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и  понять друг друга.  Детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда… 

Источник: https://sad-radun.schools.by/class/14913/news/71746

Консультация для родителей по чтению художественной литературы. | Детский сад МБДОУ № 15 — г. Гулькевичи

Книга — не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их.

Читайте также:  Интеллектуальная игра. аукцион знаний для начальной школы, 3 - 4 класс

Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

  • Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-5лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
  • 1. формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;
  • 2. обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
  • 3. учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;
  • 4. помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;
  • 5. помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
  • 6. поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

7. помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Средний дошкольный возраст (4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета.

Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события.

Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Список литературы для чтения детям (4-5 лет)

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел…»; «Зайчишка-трусишка…»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси…»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел…», «Сегодня день целый…», «Барашеньки…», «Идет лисичка по мосту…», «Солнышко — ведрышко…», «Иди, весна, иди, красна…».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И.

Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В.

Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат…»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.«Улицей гуляет…» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин.

«Поет зима — аукает…»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс.

«Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С.

Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов.

«Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям…», «Мальчик стерег овец…», «Хотела галка пить…».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер.

«Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О.

Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить…», «Ножки, ножки, где вы были?» — рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л.

Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики…»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук…», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома!!

Источник: http://mbdou15-gul.ru/?p=2749

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector